Гурий никитин кинешемцев биография кратко

НИКИТИН (Кинешемцев) Гурий - выдающийся художник II половины XVII в. Известен как мастер фресковой живописи, иконописи и миниатюры.

Родился в семье костромского посадского Никиты Григорьева Кинешемцева(ум. 1655) и его жены Соломониды. Биографические данные о нём скупы и отрывочны. Вероятно, обучался иконному мастерству у костромских мастеров. На протяжении всей жизни не был женат. Впервые как иконописец упоминается в 1659, однако, по-видимому, начало периода его творческой деятельности относится к концу 1640-х — началу 1650-х гг. В 1660 получил аттестацию иконописца первой статьи в Оружейной палате, но не был зачислен в царские жалованные иконописцы. В 1660-х — 1680-х гг. возглавлял костромскую иконописную школу.

Наиболее раннее известное произведение Гурия Никитина — письмо створок складня иконы« Богоматерь Казанская»(1656/62, КОИАМЗ). В первую очередь Гурий Никитин прославился как первоклассный монументалист, один из лучших в русском искусстве XVII в. Неоднократно вызывался в Москву для выполнения самых ответственных заказов. Документально подтверждено его участие в составе, а затем во главе артели костромских иконописцев в росписях Крестовоздвиженского собора в Романове-Борисоглебске(1650-е, 1672, 1676), Архангельского собора(1660, 1666, 1668) и Успенского собора(1660, 1666) Московского Кремля, Троицкого собора Данилова монастыря в Переславле(1662, 1668), церкви Григория Неокессарийского в Москве(1668), ростовского Успенского собора(1670−71), собора Богоявления в Костроме(1672), церкви Ильи Пророка в Ярославле(1680−82), Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме(1685), Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале(1689). Анализ стиля росписей позволил пополнить этот список еще рядом храмов, в частности, церковью Воскресения в Ростовском кремле(1675), церковью Троицы в Никитниках в Москве и др.

Монументальные росписи составляют главное содержание творческого наследия Гурия Никитина. Одна из особенностей мастера проявляется в принципиально различном отношении к сюжетам канонически-догматическим и к композициям повествовательным. Строго и верно следуя канонам русской иконографии в письме таких традиционных сцен, как« Ветхозаветная Троица», «Спас Нерукотворный», «Знамение», «Новозаветная Троица» и т. п. , художник смело действует в духе импровизации там, где сюжет не столь жестко регламентирован и допускает более вольную трактовку, где темами изображения являются событие, действие, рассказ. Примером этому могут служить фрески Троицкого собора Данилова монастыря в Переславле, где при разработке цикла Апокалипсиса и др. циклов росписи мастер во многом творчески переработал материал, послуживший для изографов в качестве образцов, например, гравюры Библии Пискатора. Троицкая роспись в Переславле была наиболее ранней из известных работ костромской иконописной артели, где Гурий Никитин выступал в качестве руководителя.

В 1670-х гг., во время росписей храмов Ростовского кремля, он уже с полным правом занимал ведущее место знаменщика в артели, хотя в ее состав, объединивший лучшие в то время силы иконописцев Костромы и Ярославля, входили такие талантливые и опытные мастера, как ярославцы Севастьян Дмитриев и Дмитрий Григорьев . Роспись церкви Воскресения отличается необычайно цельной и последовательной проработкой главной храмовой темы — жизни Иисуса Христа, чудесам и Страстям Христовым, а также глубоким пониманием знаменщиком взаимосвязи живописи и архитектуры, выраженной в композиционных решениях отдельных сцен, в соотношении фигур, архитектурных мотивов и пейзажа. Особенности интерьера храма учтены в каждой композиции, а иногда находят свой отзвук в отдельных элементах росписи. В воскресенских фресках ярко проявилось дарование Гурия Никитина как незаурядного колориста, достигающего замечательных цветовых эффектов из небольшого количества красок.

Необыкновенной красоты достигла палитра художника в росписях церкви Ильи Пророка в Ярославле, в изысканных сочетаниях изумрудно-зеленого и золотисто-охряного цвета в пейзажной живописи, соседствующих с бело-розовыми, зеленоватыми и светло-желтыми палатами; в одеждах преобладают разнообразные оттенки перламутрово-розового цвета, зеленого, а также голубца и охры. Ильинские фрески оказали большое влияние на иконографию более поздних русских стенописей. В них нашла акцентированное выражение« формула Гурия Никитина» — активное использование в стенописях архитектурных мотивов. «Палатки», портики, колонны, арки, «прозрачные домики», одновременно видимые изнутри и снаружи, имеют важное значение в композиционном построении сцен, объединяя одни группы и разделяя другие, создавая ритмическую организацию живописного интерьера. Композиции, созданные Гурием Никитиным, свидетельствуют о том, что художник никогда не искал в декоративности самоцели, главное внимание он уделяет характеристике образа, значимости изображаемого события. Его искусству свойственны эпическая монументальность, величие и духовность человеческих переживаний. Умение создать образ большой внутренней силы, высочайшее мастерство и непринужденность исполнения — все эти черты характерны для художественной манеры выдающегося мастера.

Оставаясь в первую очередь художником-монументалистом, Гурий Никитин в совершенстве владел мастерством иконного письма. Он нередко привлекался к выполнению самых ответственных заказов, в т. ч. и для царского двора. В иконах мастера отмечается четкость построения композиций, лежащая в основе монументальных росписей. Для его творчества характерно стремление к сплошному заполнению плоскости изображения, фону отводится незначительное место. Принцип доминирующей роли монументально-декоративной живописи в искусстве иконописания, проистекающий из ведущего положения монументальной живописи на протяжении всего средневековья и ее решающего влияния на станковую живопись и миниатюру — один из основных принципов древнерусского искусства — всегда присутствует в творчестве художника. Гурию Никитину-иконописцу было присуще редкое чувство пластики, умение мыслить пространственными построениями, строить фигуру в движении.

Хотя он не подписывал своих произведений, с его именем может быть связан значительный круг произведений иконописи Костромы, Ярославля и других городов последней четверти XVII в. Таковы, например, праздничные иконы« Рождество Богородицы», «Рождество Христово» и «Преполовение» из церкви Ильи Пророка, «Кирик и Улита»(все ЯХМ), а также написанная в 1686 для церкви Федоровской Богоматери в Ярославле икона большого размера« Вседержитель на троне»(ЯХМ). Образ находился« в той святей церкви одесную царских врат…, всеми входящими видим и покланяем». Икона представляет собой выдающееся произведение древнерусской живописи. Христос изображен сидящим на роскошно украшенном чернением по золоту и серебру троне, в левой руке раскрытое Евангелие, пальцы правой сложены в благословляющий жест. Образ полон величавого спокойствия и исполнен внутреннего достоинства. Тончайше проработанный лик Христа чуть тронут подрумянкой. Письмо одежд Христа отмечено изысканной лепкой драпировок золотом и характерных для Гурия Никитина прихотливых« вихрящихся» складок. С редким чувством ритма написаны фигуры ангелов с орудиями Страстей Господних в верхних углах иконы.

Непревзойденный мастер стенописи, иконного письма и миниатюры, один из последних великих художников древней Руси, Гурий Никитин увековечил свое имя в истории русского искусства.

Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.

Литература

Брюсова В.Г. Фрески Ярославля XVII - начала XVIII века. - М.: Искусство, 1969, 1983.

Брюсова В.Г. Гурий Никитин. - М.,1982.

Масленицын С.И. Ярославская иконопись. - М.: Искусство, 1983.

Ярославский художественный музей / Составители Болотцева И., Федорова И., Битколова Л. - М.: Изобразительное искусство, 1983.

Бусева-Давыдова И.Л., Рутман Т.А. Церковь Ильи Пророка в Ярославле. - М.: Северный паломник, 2002.

Церковь Ильи Пророка в Ярославле. / Кн.2. Рутман Т.А. История Церкви Ильи Пророка в Ярославле. - Ярославль: Издатель Александр Рутман, 2004.

Рутман Т.А. Храмы и святыни Ярославля. - Ярославль: Издатель Александр Рутман, 2005 (2-е изд. - 2008).

Юрьева Т.В. Ярославский иконостас. Альбом. - Ярославль, 2007.

Шемякин А. И. Словарь мастеров художественных ремёсел Ярославля XVIII—XIX веков. - Ярославль: Издатель Александр Рутман, 2012.

Просмотры: 211

Гурий Никитин (ок. 1620, Кострома - 1691, там же) - крупнейший мастер русской стенописи XVII века. Никитин строго придерживался канона, однако в сложных композициях использовал гравюры Библии Пискатора. Библейские фрески Никитина отличаются праздничной декоративностью, богатством символики; проступает стремление к обмирщению искусства. Под его руководствам был выполнен самый значительный ансамбль русской фресковой живописи того столетия - росписи церкви Ильи Пророка в Ярославле.

Выдающийся мастер древнерусской живописи XVII В., костромич, старшина костромских иконописцев, художнек-монументалист; представитель прогрессивного направления в провинциальном искусстве. Имена его учителей неизвестны; однако, бесспорно, хорошей школой для молодого мастера была совместная работа с известными художниками, вроде Иосифа Владимирова, над росписями церкви Троицы в Никитниках в Москве (1653).

Известные работы

Росписи

  • Новоспасский монастырь
  • Троицкий собор Данилова монастыря в Переславле-Залесском

Соборы и церкви Ростовского кремля

  • Богоявленский собор в Костроме
  • Крестовоздвиженский собор г. Романов
  • Церковь Илии Пророка в Ярославле
  • Троицкий собор Ипатьевского монастыря в Костроме

Биография

Родился в 1620-е годы в Костроме, где был обучен ремеслу иконописца. Владел здесь иконными лавками. В 1653 году, предположительно, участвовал в росписи московской церкви Троицы в Никитниках (Китай-город).В 1660 году был вызван для работ в Москву. В 1661 году игумен Данилова монастыря в Переславле-Залесском Савва подрядил его вместе с пятью иконописцами расписать монастырскую церковь во имя Св. Троицы. В продолжение 1661-1662 годах они писали «во главе и закоморех», но не успели окончить стенную роспись, так как были вызваны в Москву. Здесь летом 1664 года Гурий с товарищами под руководством Симона Ушакова писали иконы в церкви великомученицы Евдокии, что у Государя в сенях.

Высланный из Костромы на Москву в 1666 году, Гурий работал по возобновлению стенной росписи Архангельского собора, за что в следующем году был пожалован как кормовой иконописец первой статьи. С января по май 1668 года по поручению царя он писал самым добрым письмом и с великим писанием две иконы для Макария, патриарха антиохийского: «Вседержителя Спаса, а по полям 12 праздников со страстями» и «преч. Богородицы Одигитрии, по полям кондаки и икосы и акафисты». Успешно закончив эту работу, Гурий Никитин был отправлен, по челобитью игумена Саввы, в Данилов переяславский монастырь для окончания стенной росписи монастырской церкви, но в июле того же года уже был вытребован в Москву для поправки стенного письма в церкви Григория Неокесарийского. В 1670 и 1671 годах он вместе с другими ярославскими и костромскими иконописцами писал заново стенное письмо в Успенском соборе в Ростове; в 1671 же году Никитин вместе с иконописцем Силой Саввиным, «как самые добрые мастера», там же написали для Государя две иконы: «похвалы преч. Богородицы полное, да собор пресв. Богородицы полное».

В 1678 году, работая в Москве при Посольском дворе, Гурий бил Государю челом о своем переводе из кормовых иконописцев в жалованные; благодаря хорошему отзыву Симона Ушакова о его работах, просьба эта была удовлетворена. В 1680 году под его руководством была исполнена стенопись в Церкви Ильи Пророка в Ярославле, а в 1685 году - в Костромском Ипатьевском монастыре. В двух последних работах, которые по своему исполнению, композиции и разнообразию сюжетов считаются одним из самых замечательных произведений второй полодвины XVII века, Гурию принадлежала самая важная роль: он «знаменил», то есть вычерчивал контуры всех рисунков, по которым уже доканчивали письмо другие иконописцы.

Для работ Гурия Никитина всегда характерно органичное сочетание декоративизма и монументальности. Последняя для него является качеством не только формы но и внутреннего содержания образа В Воскресенских росписях изображения Богоматери, апостолов (из сцены «Уверения Фомы») исполнены большой внутренней значительности.

Россия всегда славилась богатой культурой и огромным множеством талантов. Гурий Никитин - одна из самых известных и значимых фигур в русской живописи и иконописи. Жизнь и творчество его пришлись на XVII век и оставили яркий след в культурной истории России. И хотя фактические данные о художнике, дошедшие до настоящих дней, весьма обрывочны, его работы, индивидуальный почерк навсегда останутся памятниками высокой духовности прошлого времени.

Биография

Точная дата рождения Гурия Никитина неизвестна. Ориентировочно это было начало 1620/1625 года. Родным городом будущего художника была Кострома. Никитин - это псевдоним художника, а точнее, отчество (Никитич - Никитин). Настоящая фамилия его - Кинешемцев. До своего воздвижения в искусство он держал несколько торговых лавок в соляном и рыбном рядах.

Семья

Отец Гурия Никитина (Никита Кинешемцев) умер в 1653 году во время морового поветрия, поэтому во главе семьи оказалась мать Соломонида. У Гурия был брат Лука, или как его называли родные, Аучка. Он занимался сапожным ремеслом.

Помимо матери и родного брата, у Гурия были двоюродные братья Михаил и Фёдор. Они были относительно зажиточными людьми. После их смерти Гурий Никитин унаследовал несколько городских лавок в шубном, суконном и рыбном рядах.

О личной жизни иконописца известно точно, что он никогда не был женат, не имел детей. Об этом свидетельствует запись в Ландратской книге, сделанная намного позже его смерти. В ней указывается точно год смерти иконописца (1691) и отсутствие наследников.


Творчество

Гурий Никитин с раннего возраста проявлял творческую одаренность. Где он получил образование, неизвестно. Главный исследователь его творчества В.Г. Брюсов предполагает, что учителем Никитина мог быть Василий Ильин - известный костромской художник и иконописец того времени.

Но во многом творческому продвижению способствовала мать будущего иконописца. Погруженный в свой мир, юный Гурий имел уютный дом, пищу и дружную семью. А в то непростое время создать подобное русской женщине, оставшейся без поддержки, было довольно сложно. Позже образ женщины-матери получит особое место в творчестве Никитина.

Его путь к искусству был непростым. Ведь Гурий происходил из простой рабочей семьи, далекой от иконописи. Значительный опыт художник получил, когда в составе костромской артели расписывал московские храмы (церковь Троицы, Архангельский собор в столичном Кремле). Помимо мастеров из Костромы, там работали талантливые иконописцы Ярославля, Новгорода, Москвы.

Это колоссальное творческое движение той эпохи стало для Никитина первым уверенным шагом в историю искусства. Проявив себя как одаренный художник, Гурий получал много приглашений от православных храмов России и самого царя Алексея Михайловича для росписи стен и написания/восстановления икон.

Индивидуальный почерк

Говоря о великолепии и символичности русской иконописи, искусствоведы всегда указывают на неповторимый гений, которым был Гурий Никитин. Картины его - это уникальное соединение декоративизма и монументальности в одном произведении. Неслучайно расцвет его творчества совпал с подъемом декоративно-монументального искусства в России (вторая половина XVII в.)

Все работы выдающегося художника и иконописца имеют неповторимый стиль, индивидуальный почерк. Он выстраивал композиции картин по принципу незеркальной симметрии, применял контрасты светотени. Искусствоведы отмечают внутреннюю динамику, чувство ритма в прописывании образов. Кроме того, фрески Гурия Никитина охватывают широкий диапазон красок, что, несомненно, усиливает декоративное воздействие композиций.

Известные работы

Упоминание о первых художественных творениях Никитина относится к 1650 году. Оно связано с росписью паперти храма Воскресения и Троицкого собора в Костроме. Наибольшую известность получили фрески Гурия Никитина в Крестовоздвиженском соборе в Романове (ныне Тутаеве) (нач. 1650-х гг.), в монастыре Данилова в Переславле-Залесском (1662-68гг.), в Успенском соборе 1670) и в храме Ильи Пророка (Ярославль, 1680). Для последнего Никитиным были написаны и праздничные иконы.

1666 год стал непростым, переломным временем для русской церкви. Никитин принимал активное участие в восстановительных росписях Архангельского собора. Его кисти принадлежат образы воинов-мучеников и несколько фрагментов монументальной композиции «Страшный суд».

Иконопись

Дом художника и иконописца находился недалеко от Богоявленского собора. Безусловно, такой факт означает непосредственное участие Гурия в росписи храма. Наиболее яркие росписи, иконы Гурия Никитина для собора относятся к 1667-1672 гг.

В эти же годы он написал кипарисовые складни по заказу царицы Марии Ильиничны. Композиция их была представлена таким образом, что в центре был изображен образ Богородицы Казанской, справа - Николая Чудотворца, а слева - великомучениц Агриппины и Евдокии. А также были созданы семь икон для антиохийского патриарха Макария.

Очень много икон написано Никитиным для Успенского собора. Среди них: «Страшный суд», «Знамение», «Сошествие св. Духа», «Казанская в чудесах».

Последней работой считается икона «Ветхозаветная Троица» Гурия Никитина для Троице-Сыпановского собора в Костроме, написанная в 1690 году.

Приписываемые произведения

Существует несколько художественных работ, авторство которых приписывают Гурию Никитину. Однако они не получили достаточной атрибуции. К ним относятся «Феодоровская икона Богоматери со сказанием» (1680), «Мученики Кирик и Иулита» (1680-е гг), «Воздвижение Креста» и фреска Ипатьевского монастыря в Костроме. По историческим данным, некоторые из них (например, «Феодоровская икона…») являются не собственно произведениями художника, а искусной реставрацией работ предшественников.

Гурий Никитин жил в девстве и безбрачии, но его семья не имела в роду духовников. Да и сам иконописец постриг не принимал. Такое решение так и осталось загадкой художника для современников. Однако в поминальной записи рода Никитиных после даты смерти отца семьи было указано имя Елены-схимницы. Исследователи предполагают, что это церковное имя матери Гурия (Соломониды), которая уже в преклонном возрасте ушла в монастырь.

В 1659 году, когда в Москву потребовались талантливые иконописцы для росписи Архангельского собора, от Костромы поехал Емельян Пушкарев. Однако у него были больные ноги, и вскоре его отправили обратно. На свою замену он порекомендовал несколько мастеров-земляков, среди которых был Гурий Никитин. Художник успешно прошел аттестацию и в 1660 году получил статус иконописца I статьи.

Гурий Никитин был старостой (или старшиной) артели костромских иконописцев. Несмотря на ряд привилегий по должности, художник относился очень ответственно к своей работе и не позволял себе послабления, работая наравне с коллегами по цеху и даже больше. При оформлении Ипатьевского монастыря и церкви Ильи Пророка он самостоятельно вычерчивал контуры будущих фресок, а дорисовку оставлял ученикам.

Имя «Гурий» означает буквально «терпеливый труженик». Именно таковым и был Гурий Никитин. Биография его обрывочна, но воспоминания современников указывают на то, что иконописец был благочестивым и богобоязненным человеком. К написанию икон всегда подходил ответственно и с художественной, и с духовной стороны. Известен случай, когда он начал писать образ Феодоровской Богоматери в Великий пост, предварительно исповедовавшись и причастившись. Позже, в период крестного хода в Ярославле, этот образ явил чудеса исцеления.

Гурию Никитину нередко приходилось восстанавливать старые иконы и росписи. Он бережно относился к культурно-историческому наследию, поэтому сохранял такие стилистические особенности работ предшественников, как крупные фигуры и сдержанность движений. Оттого некоторые работы кисти художника остались неизвестными.

Искусствоведы причисляют имя Гурия Никитина к списку великих Наряду с Андреем Рублевым и он оказал огромное влияние на российскую иконопись и по праву заслужил почетное место в ряду мастеров своего дела.


Сегодня

Многие шедевры Гурия Никитина дошли до наших дней. Самые масштабные и значимые находятся на родине художника в Костроме. Так, в настоящее время в Троицком и Ипатьевском соборах можно попасть на экскурсию и познакомиться с уникальными памятниками русской архитектуры и живописи. Центральное место, конечно, отведено обзору фресок Гурия Никитина.

Никитин Гурий (Кинешемцев) (1620/25-1691)

Выдающийся мастер древнерусской живописи XVII В., костромич, старшина костромских иконописцев, художнек-монументалист; представитель прогрессивного направления в провинциальном искусстве. Имена его учителей неизвестны; однако, бесспорно, хорошей школой для молодого мастера была совместная работа с известными художниками, вроде Иосифа Владимирова , над росписями церкви Троицы в Никитниках в Москве (1653).

Подъем русского монументально-декоративного искусства падает на 60 - 70-е годы XVII в. В это время возобновляются росписи Архангельского собора Московского Кремля (1666), среди которых несколько воинов-мучеников на столбах и отдельные части композиции «Страшного суда» принадлежат руке Н, Г.
В 1668 г. были написаны 4 иконы крупного размера сложно-символической иконографии для московской церкви Григория Неокессарийского. Н. Г. исполнил здесь отдельные клейма «Символа веры». В этом произведении присутствуют элементы стилистики барокко.

Уже в 1660-х годах Н. Г. был признанным мастером «стенного письма». На стенах Троицкого собора Данилова монастыря в Переславле-Залесском (1662 - 1668) представлены «Троичный», христологический и апокалиптический циклы. Н. Г. принадлежат росписи сводов («Благовещение», «Сошествие во ад», «Вознесение», «Рождество Богоматери») и алтаря («Жертвенный агнец», «Омовение ног» и др.). В них проявились присущие его манере прием «незеркальной» симметрии композиции, чувство ритма, внутренняя динамика образов, энергичная пластическая лепка формы, контрасты светотени. Н. Г. смело подходит к решению неканонических сцен (в «Апокалипсисе»), проявляя недюжинную творческую фантазию и дар прирожденного декоратора. В соборе Богоявленского монастыря в Костроме (1667 - 1672) на стенах масштабно воспроизведены «иконные» образы «Вседержитель на престоле», «Николай Чудотворец», «Смоленская», «Кипрская», «Владимирская». «Федоровская» Богоматерь. (Тенденция к подмене росписями иконостаса характерна для XVII столетия.) На сводах и частично на стенах собора размещаются композиции, иллюстрирующие «Символ веры», в т.ч. на западной стене - «Страшный суд». Два яруса стенных росписей посвящены христологической тематике (за исключением участков, занятых «иконами»), Н. Г. и Силой Савиным были поновлены и частично переписаны уже существовавшие росписи XVI в. Они очень бережно отнеслись к остаткам первоначального ансамбля и даже в созданных заново композициях учли стилистические особенности манеры своих предшественников: фигуры их имеют крупные размеры, движения персонажей сдержанны, но выдают сильный внутренний порыв. Живопись умело выявляет объем и материальность форм, она исполнена подлинной монументальности, которой соответствует и патетика образов.
Предположение об участии Н. Г. в росписи церкви Воскресения Ростовского кремля (около 1675) на темы праздников Страстной и Пасхальной недели основано на использовании художниками ряда характерных приемов: движения форм снизу вверх в четырех ярусах (причем фигуры верхних ярусов для нейтрализации перспективного сокращения увеличены по высоте), нарастанием в этом же направлении их динамики. Фрески верхних ярусов насыщены воздухом, в котором как бы парят фигуры, выражая архитектурную идею храма как «Дома Божия». В приписываемых Н. Г. сценах «Уверения Фомы», «Сошествия Святого Духа» и «Вознесения» «синтетическое» понимание взаимосвязи архитектуры и живописи, характерное для мастера, выразилось в композиционных соотношениях фигур, пейзажа, архитектурных мотивов, полностью подчиненных плоскости стены. Широкий тональный диапазон красок -- белил, охры, голубца. киновари - обеспечивает яркое, декоративное звучание живописи. Цветом выделяются наиболее значительные фрагменты композиций.

Для работ Н. Г. всегда характерно органичное сочетание декоративизма и монументальности. Последняя для него является качеством не только формы но и внутреннего содержания образа В Воскресенских росписях изображения Богоматери, апостолов (из сцены «Уверения Фомы») исполнены большой внутренней значительности.

Костромич, жалованный царский иконописец.

В 1660 г. был вызван для работ на Москву; в 1661 г. игумен Данилова монастыря в Переславле Залесском Савва подрядил его вместе с пятью иконописцами расписать монастырскую церковь во имя Св. Троицы.

В продолжение 1661-1662 гг. они писали "во главе и закоморех", но не успели окончить стенную роспись, так как были вызваны на Москву.

Здесь летом 1664 года Гурий с товарищами под руководством Симона Ушакова писали иконы в церкви великомученицы Евдокии, что у Государя в сенях. Высланный из Костромы на Москву в 1666 г., он работал по возобновлению стенной росписи Архангельского Собора, за что в следующем году был пожалован как кормовой иконописец первой статьи.

С января по май 1668 г. по поручению царя он писал самым добрым письмом и с великим писанием две иконы для Макария, патриарха антиохийского: "Вседержителя Спаса, а по полям 12 праздников со страстями" и "преч. Богородицы Одигитрии, по полям кондаки и икосы и акафисты". Успешно закончив эту работу, Гурий Никитин был отправлен, по челобитью игум. Саввы, в Данилов переяславский монастырь для окончания стенной росписи монастырской церкви, но в июле того же года уже был вытребован в Москву для поправки стенного письма в церкви Григория Неокессарийского.

В 1670 и 1671 гг. он вместе с другими ярославскими и Костромскими иконописцами писал заново стенное письмо в строившемся тогда Успенском соборе в Ростове; в 1671 же году Никитин вместе с иконописцем Силой Саввиным, "как самые добрые мастера", там же написали для Государя две иконы: "похвалы преч. Богородицы полное, да собор пресв. Богородицы полное". В 1678 г., работая на Москве при Посольском дворе, Гурий бил Государю челом о своем переводе из кормовых иконописцев в жалованные; благодаря хорошему отзыву Сим. Ушакова о его работах, просьба эта была удовлетворена.

В 1680 г. под его руководством была исполнена стенопись в церкви Ильи пророка в Ярославле, а в 1685 г. - в Костромском Ипатьевском монастыре.

В двух последних работах, которые по своему исполнению, композиции и разнообразию сюжетов считаются одним из самых замечательных произведений втор. пол. XVII в., Гурию принадлежала самая важная роль: он "знаменил", т. е. вычерчивал контуры всех рисунков, по которым уже доканчивали письмо другие иконописцы.

Кроме Гурия в истории русского иконописания известны еще следующие иконописцы, носившие фамилии Никитиных: Василий (1659-1664), Михаил - кормовой иконописец (в 1666 г. работал в Архангельском соборе), Мокей - кормовой московский иконописец (1666-1668), Федор - кормовой иконописец меньшой статьи (1659-1670) и др. Все они работали в Москве под руководством Сим. Ушакова.

И. Забелин. "Материалы для истории русского иконописания", стр. 23, 33, 52-53, 63, 66, 88, 92-95, 96, 101, 121-123, 126-128; Д. Ровинский, "История русских школ иконописания", стр. 166; Г. Филимонов, "Симон Ушаков". M., 1873 г., с. 47; H. Покровский, "Стенные росписи в древн. храмах", M., 1890 г., с. 123-125, 166; его же, "Очерки памятников христ. иконографии". СПб., 1900 г. с. 405-411. {Половцов}