Гражданская деятельность является лучшей и единственной школой. Гражданское образование в школе, особенности формирования гражданской позиции в учебно-воспитательном процессе. Невозможность обоснования превосходства науки ссылками на ее результаты

Симбиоз государства и неконтролируемой науки приводит к животрепещущей проблеме, возникающей перед интеллектуалами, и в частности перед либералами.

Либеральные интеллектуалы находятся среди главных защитников демократии и свободы. Громко и настойчиво они провозглашают и защищают свободу мысли, слова, совести и порой даже совершенно бессмысленных форм политической деятельности.

Либеральные интеллектуалы являются также “рационалистами”, рассматривая рационализм (который для них совпадает с наукой) не как некоторую концепцию среди множества других, а как базис общества. Следовательно, защищаемая ими свобода допускается лишь при условиях, которые сами исключены из сферы свободы. Свобода обеспечена лишь тем, кто принял сторону рационалистской (т. е. научной) идеологии .

В течение длительного времени этот догматический элемент либерализма едва замечался, не говоря уже о том, чтобы оценить его. Это было обусловлено различными причинами. Когда негры, индейцы и другие угнетенные народы добились наконец права на свободную гражданскую жизнь, их лидеры и сочувствующие им представители белой расы требовали равенства. Однако в тот период равенство, включая “расовое” равенство, еще не означало равенства традиций ; оно означало равный доступ к одной частной традиции - традиции белого. человека. Белые, поддерживавшие требование равенства, открывали всем доступ в обетованную землю, однако эта земля была построена по их собственным чертежам и украшена их любимыми игрушками.

Вскоре ситуация изменилась. Все большее число отдельных людей и целых групп стало обнаруживать критическое отношение к предложенным дарам . Они пытались либо возродить свои собственные традиции, либо принять новые, отличающиеся как от рационализма, так я от традиций предков. В этот период интеллектуалы начали разрабатывать “интерпретации”. В конце концов, в течение некоторого времени они же изучали неевропейские племена и культуры. Потомки многих неевропейских обществ получили знание о своих предках благодаря работе белых миссионеров, путешественников, антропологов, многие из которых придерживались либеральных взглядов . Когда позднее антропологи собрали и систематизировали эти знания, они любопытным образом трансформировали их. Подчеркивая психологическое значение, социальные функции и экзистенциальный характер некоторой культуры, они не обращали внимания на ее онтологические следствия. Прорицания, ритуальные пляски, особое культивирование тела и мышления, по мнению антропологов, выражают потребности членов общества, функционируют в качестве объединяющей социальной ткани, раскрывают фундаментальные структуры мышления, они могут приводить даже к возрастающему осознанию отношений между людьми или между человеком и природой, однако при всем этом не сопровождаются знанием внешних событий, дождя, мышления, тела. Истолкования подобного рода едва ли когда-нибудь были результатом критических размышлений; большей частью они являются просто следствием распространенных антиметафизических тенденций, соединенных с твердой верой в превосходство прежде христианства, а позднее науки. Вот так интеллектуалы, опираясь на силу общества, которое лишь на словах является демократическим, успешно достигают своей цели: принимают позу искренних друзей культур неевропейских народов, не подвергая в то же время опасности превосходство своей собственной религии - науки.

Ситуация вновь изменилась. Теперь появились люди, среди которых имеются высокоодаренные ученые с богатым воображением, заинтересованные в подлинном возрождении не только внешних черт далеких от науки форм жизни, но и тех видов мировоззрения и форм практики (навигации, медицины, теории жизни и материи), которые когда-то были с ними связаны. Уже существуют общества, в которых традиционные процедуры соединены с научными идеями, что ведет к лучшему пониманию природы и более глубокому проникновению в причины индивидуальных и социальных расстройств. И вместе со скрытым догматизмом наших современных друзей свободы обнаруживается еще одно: демократические принципы наших дней несовместимы с беспрепятственным существованием и прогрессивным развитием национальных (special) культур. Рационально-либеральное общество не способно включить в себя негритянскую культуру в ее подлинном смысле. Оно не способно включить в себя подлинную еврейскую культуру или культуру средневековья в их чистом виде. Все эти культуры оно способно терпеть только в качестве вторичных привоев к стволу фундаментальной структуры, представляющей собой порочный альянс науки, рационализма (и капитализма) .

Однако, нетерпеливо воскликнет пылкий ревнитель рационализма и науки, разве это не оправданно? Разве не существует громадного различия между наукой, с одной стороны, и религией, магией, мифом - с другой? Разве не является это различие столь большим и столь очевидным, что вовсе не обязательно специально его оговаривать и уж совсем глупо его отрицать? Не заключается ли это различие в том, что магия, религия и мифологическое мировоззрение лишь пытаются нащупать контакт с реальностью, в то время как науке удалось это сделать и тем самым превзойти своих предшественников? Не следует ли отсюда, что не только оправданно, но и просто необходимо устранить из центра общественной жизни религию с ее разработанной онтологией, миф, претендующий на описание мира, систему магии, занимающую альтернативную позицию по отношению к науке, и заменить их наукой? Таковы некоторые вопросы, которые “образованный” либерал будет использовать для возражения против любой формы свободы, угрожающей центральному положению науки и (либерального или иного) рационализма.

В этих риторических вопросах подразумевается три допущения.

Допущение А: научный рационализм выше всех альтернативных традиций.

Допущение Б: его нельзя усовершенствовать с помощью сравнения или соединения с альтернативными традициями.

Допущение В: благодаря своим преимуществам он должен быть принят и сделан основой общественной жизни и образования.

Ниже я попытаюсь показать, что ни допущение А, ни допущение Б не соответствуют фактам, если понятие “факта” определено согласно типу рационализма, который подразумевается в А и В: рационалисты, и ученые не могут рационально (научно) обосновать особое положение, занимаемое любимой ими идеологией .

Допустим, однако, что они могут это сделать. Следует ли отсюда, что теперь их идеология должна быть навязана каждому человеку (допущение В)? Не лучше ли будет всем традициям, придающим смысл жизни людей, предоставить равные права и равный доступ к ключевым позициям в общественной жизни независимо от того, что думают о них представители других традиций ? Не должны ли мы требовать, чтобы идеи и процедуры, придающие смысл жизни людей, были сделаны полноправными членами свободного общества независимо от того, что о них думают представители других традиций ?

Имеется немало людей, истолковывающих такие вопросы как призыв встать на позиции релятивизма . Переходя на язык своих излюбленных терминов, они спрашивают нас, не хотим ли мы ложь уравнять в правах с истиной или относиться к снам столь же серьезно, как к восприятию реальности. С самого начала возникновения западноевропейской цивилизации подобного рода инсинуации использовались в защиту единственной точки зрения, единственной процедуры, единственного способа мышления и деятельности, с тем чтобы исключить все остальное .

Невозможность обоснования превосходства науки
ссылками на ее результаты

Второй аргумент гласит, что наука заслуживает особого положения благодаря своим результатам .

Этот аргумент справедлив только в том случае, если можно показать, что а) другие формы сознания никогда не создавали ничего, что было бы сравнимо с достижениями науки, и б) результаты науки автономны, т. е. не связаны с действием каких-либо вненаучных сил. Ни одно из этих допущений не выдерживает строгой проверки.

Безусловно, наука внесла громадный вклад в наше понимание мира, а это понимание в свою очередь привело к еще более значительным практическим достижениям. Верно также и то, что теперь большинство соперников науки либо исчезли, либо изменились так, что конфликт их с наукой (и, следовательно, возможность получения результатов, отличающихся от результатов науки) больше не возникает: религии “демифологизированы” с откровенной целью приспособить их к веку науки, мифы “интерпретированы” так, чтобы устранить их онтологические следствия. Некоторые особенности этого процесса вполне понятны. Даже в честной борьбе одна идеология нередко пожинает успехи и побеждает своих соперниц. Это не означает, что побежденные соперницы лишены достоинств и не способны внести свой вклад в развитие нашего познания, просто они временно истощили свои силы. Они способны возродиться и нанести поражение своим победителям. Превосходный пример в этом отношении показала философия атомизма. Она появилась (на Западе) во времена античности и была предназначена для “спасения” макрофеноменов, например феномена движения. Она была побеждена динамически более изощренной философией аристотеликов, возродилась в период научной революции, была оставлена в период разработки континуальных теорий, вновь возродилась в конце XIX в. и опять была ограничена принципом дополнительности. Или взять идею движения Земли. Она возникла в античности, была разгромлена мощными аргументами аристотеликов, считалась “невероятной нелепостью” Птолемеем и тем не менее с триумфом возвратилась в XVII столетии. Что верно для теорий, верно и для методов: познание опиралось на спекулятивное мышление и логику, затем Аристотель ввел более эмпирические познавательные процедуры, которые впоследствии были заменены математизированными методами Декарта и Галилея, а затем эти методы участниками копенгагенской школы были соединены с довольно радикальным эмпиризмом. Из этого краткого экскурса в историю вытекает следующая мораль: временную задержку в развитии некоторой идеологии (которая представляет собой пучок теорий, соединенных с определенным методом и более общей философской концепцией) нельзя считать основанием для ее устранения.

Однако именно это случилось после научной революции с прежними формами науки и вненаучными концепциями: они были устранены сначала из самой науки, а затем вытеснялись из общественной жизни до тех пор, пока мы не пришли к современной ситуации, в которой их выживание подвергается опасности не только со стороны общего предрасположения в пользу науки, но также и со стороны общественных учреждений, ибо наука, как мы видели, стала частью фундамента демократии. Можно ли при таких обстоятельствах удивляться тому, что наука царствует ныне безраздельно и является единственной идеологией, получающей интересные результаты? Она безраздельно царствует благодаря тому, что некоторые ее прошлые успехи привели к появлению организационных мероприятий: система народного образования; роль специалистов; роль мощных объединений (таких, например, как Американская медицинская ассоциация), которые препятствуют возрождению ее соперников. Не слишком далеко отклоняясь от истины, можно кратко сказать: сегодня наука господствует не в силу ее сравнительных достоинств, а благодаря организованным для нее пропагандистским и рекламным акциям .

В организации дела победы науки имеется еще один элемент, о котором не следует забывать. Выше я уже говорил, что одни идеологии могут отставать от других даже в честной борьбе. На протяжении XVI и XVII столетий (более или менее) честная борьба велась между древней западной наукой и философией с одной стороны, и новой научной философией - с другой. Однако никогда не было никакого честного соревнования между всем этим комплексом идей и мифами, религиями и обычаями внеевропейских обществ. Эти мифы, религии, обычаи исчезли или выродились не вследствие того, что наука была лучше, а потому, что апостолы науки были более решительными борцами , потому что они подавляли носителей альтернативных культур материальной силой . Исследовательской работы в этом плане не было. Не было “объективного” сравнения методов и достижений. Осуществлялась колонизация и подавление культуры колонизованных племен и народов. Их воззрения были вытеснены сначала христианской религией братской, любви, а затем религией науки. Отдельные ученые изучали идеологии тех или иных племен, но в силу своих предубеждений и недостаточной подготовленности они оказались не способными обнаружить свидетельства их превосходства или хотя бы равенства (если бы они осознавали существование таких свидетельств, они бы их обнаружили). Опять-таки оказывается, что превосходство науки не есть результат исследования или аргументации, а представляет собой итог политического, институционального и даже вооруженного давления.

Отсюда можно извлечь урок: вненаучные идеологии, способы практики, теории, традиции могут стать достойными, соперниками науки и помочь нам обнаружить ее важнейшие недостатки, если дать им равные шансы в конкурентной борьбе . Предоставить им эти равные шансы - задача институтов свободного общества . Превосходство науки можно утверждать только после многочисленных сравнений ее с альтернативными точками зрения.

Сравнительно недавние исследования в области антропологии, археологии (а особенно в бурно развивающейся археоастрономии), истории науки, парапсихологии показывают, что наши предки и наши “отсталые” современники имели и располагают ныне высокоразвитыми космологическими, медицинскими и биологическими теориями, которые зачастую были более адекватными и давали лучшие результаты, чем их западные конкуренты , а также описывали явления, недоступные для “объективного” лабораторного подхода . И нет ничего удивительного в том, что древний человек разработал концепции, заслуживающие самого серьезного анализа. Человек древнекаменного века был уже вполне сформировавшимся homo sapiens, перед которым стояли сложнейшие проблемы, и он решал их с поразительной изобретательностью. Науку всегда ценили за ее достижения. Так не будем же забывать о том, что изобретатели мифов овладели огнем и нашли способ его сохранения. Они приручили животных, вывели новые виды растений, поддерживая чистоту новых видов на таком уровне, который недоступен современной научной агрономии . Они придумали севооборот и создали такое искусство, которое сравнимо с лучшими творениями культуры Запада. Не будучи стеснены узкой специализацией, они обнаружили важнейшие связи между людьми и между человеком и природой и опирались на них в интересах совершенствования своей науки и общественной жизни: наилучшая экологическая философия была в древнекаменном веке. Древние народы переплывали океаны на судах, подчас обладавших лучшими мореходными качествами, чем современные суда таких же размеров, и владели знанием навигации и свойств материалов, которые, хотя и противоречат идеям науки, на поверку оказываются правильными . Они осознавали роль изменчивости и принимали во внимание ее фундаментальные законы. Лишь совсем недавно наука возвратилась к концепции изменчивости, разработанной в каменном веке, после долгого периода догматического провозглашения “вечных законов природы” - периода, который начался с “рационализма” досократиков и достиг кульминации в конце XIX в. Кроме того, все это не было случайным открытием, а представляло собой результат размышления и умозрения. “Имеются многочисленные данные, свидетельствующие о том, что охотники-собиратели не только обладали достаточными запасами пищи, но и имели в своем распоряжении много свободного времени, фактически гораздо больше, чем имеют современные промышленные и сельскохозяйственные рабочие и даже профессора археологии”. Существовали прекрасные возможности для наслаждения “чистым мышлением” . Было бы смешно настаивать на том, что открытия людей древнекаменного века обусловлены инстинктивным использованием правильного научного метода. Если бы это было так и если бы полученные результаты были правильны, то почему в таком случае ученые более позднего времени так часто приходят к совершенно иным выводам? И, кроме того, как мы видели, “научного метода” просто не существует. Таким образом, если науку ценят за ее достижения, то миф мы должны ценить в сотни раз выше, поскольку его достижения несравненно более значительны. Изобретатели мифа положили начало культуре, в то время как рационалисты и ученые только изменяли ее, причем не всегда в лучшую стоpoнy .

Столь же легко можно опровергнуть допущение б): нет ни одной важной научной идеи, которая не была бы откуда-нибудь заимствована. Прекрасным примером может служить коперниканская революция. Откуда взял “свои” идеи Коперник? Как он сам признается, у древних авторитетов. Какие же авторитеты влияли на его мышление? Среди других также и Филолай, который был бестолковым пифагорейцем. Как действовал Коперник, когда пытался ввести идеи Филолая в астрономию своего времени? Нарушая наиболее разумные методологические правила. “... Нет пределов моему изумлению тому, - пишет Галилей, - как мог разум Аристарха и Коперника произвести такое насилие над их чувствами, чтобы вопреки последним восторжествовать и убедить” . Здесь слово “чувства” относится к опыту, который Аристотелем и другими мыслителями был использован для доказательства того, что Земля должна покоиться. “Разум”, противопоставляемый Коперником высказанным ими аргументам, был довольно-таки мистическим разумом Филолая (и последователей герметизма), соединенным со столь же мистической верой в фундаментальный характер кругового движения. Современная астрономия и современная динамика не смогли бы двигаться вперед без такого ненаучного использования допотопных идей.

Если астрономия извлекала пользу из пифагорейского учения и из пристрастия платоников к кругам, медицина широко заимствовала из психологии, метафизики, физиологии, учения о травах колдунов, повивальных бабок, шарлатанов и странствующих аптекарей. Хорошо известно, что теоретически гипертрофированная медицинская наука XVI и XVII вв. была совершенно беспомощной перед лицом болезней (и оставалась таковой в течение значительного времени после “научной революции”). Новаторы, подобные Парацельсу, отступали на позиции более ранних идей и тем самым улучшали медицину. Наука всегда обогащалась за счет вненаучных методов и результатов, в то время как процессы, в которых нередко видели существенную сторону науки, тихо отмирали и забывались.

Наука есть одна из форм идеологии
и она должна быть отделена от государства,
как это уже сделано в отношении религии

Я начинал с того условия, что свободное общество есть общество, в котором всем традициям предоставлены равные права и одинаковый доступ к центрам власти.

Это привело нас к возражению, что равные права можно гарантировать только в том случае, если базисная структура общества “объективна”, то есть не испытывает чрезмерного давления со стороны одной из традиций. Следовательно, рационализм более важен, нежели какие-либо другие традиции.

Если же рационализм и сопровождающие его воззрения еще не сложились или не обладают силой, то они не могут, как предполагалось, оказывать влияние на общество. Однако в этих условиях жизнь вовсе не превращается в хаос. Существуют войны, борьба за власть, свободные дискуссии между представителями различных культур. Следовательно, традицию объективности можно вводить разными способами. Допустим, она введена путем свободной дискуссии. Тогда почему в этот момент мы должны изменять форму дискуссии? Интеллектуалы отвечают: потому что наши процедуры “объективны”. Как мы видели, этот ответ основан на недоразумении. Нет оснований держаться за разум, даже если мы пришли к нему в результате свободной дискуссии. И еще меньше оснований держаться за него, если он был навязан силой. Итак, данное возражение нами устранено.

Второе возражение заключается в том, что, хотя традиции могут претендовать на равные права, они не создают равных результатов. Это можно обнаружить посредством свободной дискуссии. Превосходство науки давным-давно установлено, так о чем еще говорить?

На последнее возражение есть два ответа. Во-первых, сравнительное превосходство науки еще далеко не установлено. Разумеется, на этот счет есть множество толков , однако при более внимательном анализе высказываемые аргументы рушатся. Наука не выделяется в положительную сторону своим методом, ибо такого метода не существует; она не выделяется и своими результатами: нам известно, чего добилась наука, однако у нас нет ни малейшего представления о том, чего могли бы добиться другие традиции. Это мы еще должны выяснить.

Для этого нам нужно дать возможность всем традициям свободно развиваться друг рядом с другом, как этого требует фундаментальная установка свободного общества. Вполне возможно, что свободное обсуждение этого развития обнаружит, что одни традиции обещают меньше, чем другие. Это не означает, что они будут уничтожены - они будут существовать и сохранять свои права до тех пор, пока существуют люди, интересующиеся ими, - просто до поры до времени их (материальные, интеллектуальные, эмоциональные) результаты играют относительно меньшую роль. Однако то, что нравится в один момент, не обязательно будет нравиться всегда, и то, что помогает традициям в один период, не обязательно помогает в другой. Поэтому свободное обсуждение и испытание выдвинувшихся вперед традиций будет продолжаться: общество никогда не совпадает с какой-либо одной частной традицией, а государство и традиции всегда отделены друг от друга.

Разделение между государством и наукой (рационализмом), являющееся существенной стороной общего разделения между государством и традициями, нельзя ввести отдельным политическим актом, да и не следует этого делать: некоторые люди еще не достигли зрелости, необходимой для жизни в свободном обществе (это относится, в частности, к ученым и другим рационалистам). Люди свободного общества должны выносить решения по самым фундаментальным вопросам; они должны знать, как получить необходимую для этого информацию; они должны понимать цели традиций иных, нежели их собственная, и роль, которую эти традиции играют в жизни их сторонников. Зрелость, о которой я говорю, не есть интеллектуальная добродетель, это особая восприимчивость (sensitivity), которую можно приобрести только посредством частых контактов с представителями разных точек зрения. Ей нельзя научиться в школе и тщетно надеяться на то, что “социальные исследования” создадут ту мудрость, которая нам нужна. Однако ее можно приобрести участием в гражданской деятельности. Это объясняет, почему постепенный прогресс, постепенное разрушение авторитета науки и других стесняющих институтов, являющиеся результатом гражданских действий, следует предпочесть более радикальным мерам: гражданская деятельность является лучшей и единственной школой свободных граждан.

Происхождение идей данного сочинения

В Вене я познакомился с некоторыми крупными интеллектуалами-марксистами. Это произошло благодаря изобретательной общественной деятельности студентов-марксистов. Как и мы, они приходили на все важные дискуссии - шла ли речь о науке, религии, политике, театре или о свободной любви. Они спорили с теми из нас, кто использовал науку для того, чтобы посмеяться над остальными (а это было в то время моим излюбленным занятием), побуждали нас к обсуждению их собственных идей и знакомили с мыслителями-марксистами, разрабатывающими самые разные области знания. Я узнал Бертольда Виртеля - директора Бургтеатра, Ганса Айслера - композитора и теоретика музыки и Вальтера Холличера , который стал моим учителем, а впоследствии - одним из лучших моих друзей. Когда начались наши беседы с Холличером, я был неистовым позитивистом, превозносил строгие правила исследования и имел самое жалкое представление о трех фундаментальных принципах диалектики, которое я почерпнул из небольшой брошюры Сталина о диалектическом и историческом материализме. Меня интересовала концепция реализма, и я старался прочитать каждую книгу по реализму, которая попадала мне в руки (включая превосходную работу Кюльпе «Реализация» и, разумеется, «Материализм и эмпириокритицизм»). Однако я нашел, что аргументы в пользу реализма становятся эффективными только тогда, когда основное допущение реализма уже принято. Например, Кюльпе подчеркивает различие между чувственным представлением некоторой вещи и самой вещью. Это различие приводит нас к реализму только в том случае, если описывает реальную особенность мира, а как раз это находится под вопросом. И меня не убеждало замечание о том, что наука по существу своему является реалистической. Почему наука должна быть авторитетом? И разве не было позитивистских интерпретаций науки? Вместе с тем так называемые “парадоксы” позитивизма, которые с непревзойденным мастерством разоблачил Ленин, оставляли меня равнодушным. Они возникают только при смешении позитивистского и реалистического способов выражения и свидетельствуют об их различии, а не о превосходстве реализма, хотя то обстоятельство, что реализм включен в обыденную речь, создает такое впечатление.

Холличер никогда не высказывал суждений, шаг за шагом ведущих от позитивизма к реализму, и попытку построить такие суждения счел бы философской ошибкой. Он предпочитал развивать саму концепцию реализма, иллюстрируя ее примерами из истории науки и обыденной жизни, показывая ее тесную связь с научным исследованием и повседневной действительностью и раскрывая тем самым ее плодотворность. Разумеется, реалистическую позицию всегда можно было превратить в позитивистскую, используя гипотезы ad hoc и изменяя значения терминов, что я, не смущаясь, нередко проделывал (в кружке Крафта мы разрабатывали такие переходы с большим мастерством). Холличер не затрагивал семантических вопросов или проблем метода, как это сделал бы критический рационалист; он продолжал обсуждать различные конкретные случаи до тех пор, пока я не начинал чувствовать, что остался в дураках со своими абстрактными возражениями. Теперь я видел, как тесно реализм связан с фактами, процедурами, принципами, которые представлялись мне ценными, и что он помогает осуществлять их , в то время как позитивизм дает лишь сложное описание результатов после того, как они получены: реализм плодотворен, позитивизм же бесплоден. По крайней мере так я говорю сейчас, много лет спустя после моего обращения в реализм. В то время я стал реалистом не потому, что был убежден каким-то частным аргументом, а потому, что общая сумма: реализм плюс аргументы в его пользу плюс та легкость, с которой его можно применить к науке и многим другим вещам, которые я смутно чувствовал, хотя и не мог указать на них пальцем , - в моих глазах выглядела лучше , чем общая сумма: позитивизм плюс аргументы, которые можно было бы высказать в его пользу, плюс... и т. д. и т. п. Такое сравнение и конечное решение имеют много общего со сравнением условий жизни людей в различных странах мира (климат, характер людей, их обыденный язык, пища, законы, учреждения и т. п.) и конечным решением избрать себе некоторое занятие и жить в одной из них. Подобные опыты сыграли решающую роль в формировании моего отношения к реализму.

Хотя я и принял реализм, я не признавал диалектики и исторического материализма - склонность к абстрактным аргументам (еще один позитивистский пережиток) была все еще слишком сильна во мне. Сегодня черты диалектики и материализма по Сталину кажутся мне более предпочтительными в сравнении с чрезмерно усложненными и громоздкими стандартами современных друзей разума.

С самого начала наших дискуссий Холличер недвусмысленно дал понять, что он коммунист и будет стараться убедить меня в интеллектуальных и социальных преимуществах диалектического и исторического материализма. Не было лицемерных заверений типа “Я могу ошибаться, а вы, может быть, правы, но вместе мы придем к истине”, которыми “критические” рационалисты любят прикрывать свои попытки идеологической обработки, но о которых они тотчас же забывают, как только их позиция оказывается под угрозой. Не прибегал Холличер и к нечестному эмоциональному или интеллектуальному давлению. Разумеется, он критиковал мои взгляды и продолжает делать это до сих пор, однако наши личные отношения никогда не страдали от моего нежелания следовать за ним в решении тех или иных вопросов. Поэтому-то Вальтер Холличер был настоящим учителем, в то время как Поппер, с которым я также был хорошо знаком, остался лишь пропагандистом.

Однажды Холличер спросил меня, не хочу ли я стать ассистентом Брехта (по-видимому, было свободное место, и оно было предложено мне). Я отказался. Теперь я думаю, это была одна из величайших ошибок в моей жизни. Обогащение и изменение знаний, эмоций, предрасположений с помощью искусства теперь представляется мне гораздо более плодотворным и гуманным занятием, чем попытка влиять (только) на мышление и (только) посредством слова. И если сегодня лишь около 10% моих способностей получило развитие, то это обусловлено ошибочным решением, принятым мною в 25 лет.

С Поппером я встретился в Альпбахе в 1948 г. Я был восхищен его свободными манерами, его самоуверенностью, его непочтительностью к немецким философам, известным своими разнообразными публикациями, его чувством юмора (да, сравнительно мало известный Карл Поппер 1948 г. сильно отличался от официального сэра Карла более позднего времени). Меня привлекала также его способность излагать сложные проблемы простым и живым языком. Здесь он проявлял свободу мысли, радостно развивал свои идеи, не заботясь о реакции “профессионалов”. Что же касается самих этих идей, то здесь дело обстояло несколько иначе. С дедуктивизмом членов нашего кружка меня познакомил Крафт, который разработал его раньше Поппера . Фальсификащионистская философия считалась несомненной на физическом семинаре конференции под председательством Артура Марча, поэтому мы не вполне понимали, в чем тут дело. “Философия должна находиться в ужасном положении, - говорили мы, - если такие тривиальности считаются важными открытиями”. По-видимому, и сам Поппер в то время не придавал слишком большого значения своей философии науки, так как, когда его попросили прислать список публикаций, он включил в него «Открытое общество», опустив «Логику научного открытия».

Находясь в Лондоне, я внимательно читал «Философские исследования» Витгенштейна. Страдая склонностью к педантизму, я переписал эту книгу таким образом, чтобы она больше походила на трактат с последовательной аргументацией. Часть этого трактата была переведена на английский язык Э. Эскомб и опубликована в виде обзора в «Philosophical Review» (1955 г.). Я посещал также семинар Поппера в Лондонской школе экономических и социальных наук. Идеи Поппера походили на мысли Витгенштейна, однако отличались большей абстрактностью и безжизненностью. Меня это не пугало, а, напротив, усиливало мою собственную склонность к абстрактности и догматизму. В конце моего пребывания в Лондоне Поппер предложил мне стать его ассистентом. Я отказался несмотря на то, что был разорен и не знал, где смогу достать себе кусок хлеба. Мое решение не опиралось на ясные размышления, но я чувствовал, что, не имея четкой философской позиции, лучше бродить в обширном мире идей самостоятельно, чем под руководством ритуалов “рациональной дискуссии”. Спустя два года Поппер, Шредингер и мое собственное нахальство нашли мне работу в Бристоле, где я начал читать лекции по философии науки.

См. прим. 14 на с. 495.

Средние слои белых христиан (в том числе либералов и рационалистов) испытали большое удовлетворение, когда им наконец удалось предоставить индейцам кое-какие блага своего великого общества, и они были раздражены и даже оскорблены тем, что в ответ им выразили разочарование, а не льстивую благодарность. Однако почему индейцы, которые никогда даже не помышляли о том, чтобы навязать свою культуру белому человеку, должны теперь быть благодарны за то, что им предоставили доступ к навязанной им культуре белого человека? Почему они должны быть благодарны белому человеку, который отнял у них материальные блага, землю, жизненное пространство, а теперь покушается на их мышление?

Христианские миссионеры подчас лучше понимали глубинную рациональность “варварских” форм жизни, нежели их ученые потомки, и они также были большими гуманистами. Примером может служить деятельность Лас-Касаса, описанная в работе Л. Хэнка .

Проф. Агасси (см. , ч. III, гл. 1) понял это высказывание как утверждение о том, что евреи должны

На основе прав, прежде всего гражданских (личных), люди реализуют свои частные интересы: в материальном благополучии, семейной жизни, общении с друзьями, духовно-нравственном самосовершенствовании, учебе, творчестве, информации и пр.Удовлетворение частных интересов приводит к возникновению связей и взаимодействий между индивидами и социальными группами, порождает определенные институты, скажем семью, творческие союзы, благотворительные фонды, потребительские организации и пр. Так складывается и развивается гражданское общество - совокупность негосударственных общественных отношений и институтов, выражающих разнообразные частные (индивидуальные и коллективные) интересы и потребности свободных граждан в различных сферах жизни. Здесь, в отличие от государственных структур, преобладают не вертикальные, а горизонтальные связи и отношения между людьми, которые взаимодействуют как свободные и ответственные друг перед другом, обществом и государством, равноправные партнеры. (Приведите примеры.)В гражданском обществе прослеживается несколько слоев связей и отношений. Фундамент его составляют рыночное хозяйство, взаимодействие людей в процессе производства. Они основаны на праве частной собственности, свободе труда и предпринимательства. Именно наличие свободных собственников в сфере хозяйственной деятельности, их возможность вступать в честную конкуренцию с себе подобными порождает разнообразные, создаваемые по собственной инициативе негосударственные объединения граждан.Второй слой - это социокультурные отношения. Они обусловлены удовлетворением потребностей граждан в семейно-родственных связях, воспитании детей, образовании, духовном совершенствовании, вере, здоровье, творчестве, общении, информации. Реализация этих потребностей осуществляется в рамках таких негосударственных институтов, как семья, церковь, образовательные, воспитательные, научные, культурные учреждения и пр.Наконец, третий слой отношений внутри гражданского общества составляют взаимодействия объединений по интересам. К таким объединениям относятся: союзы предпринимателей, финансистов, экологов; профессиональные союзы; церковные, женские, молодежные организации; клубы по интересам; муниципальные коммуны (местное самоуправление) и др. Они отражают стремление различных групп граждан добиться решения не только индивидуальных и групповых, но и общезначимых целей. Включаясь в политику и оказывая давление на государственную власть, заинтересованные группы, так же как и политические партии, перекидывают мостик, связывающий гражданское общество и государство, порождают социально-политические отношения.

С. А. Морозова,

доцент кафедры теории права и гражданско-правового образования

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УЧАСТИЯ ПОДРОСТКОВ В ЖИЗНИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Гражданское общество есть сфера са-мопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся общественных организаций, огражденных законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности этих граждан и организаций со стороны государственной власти. Гражданское общество - это сфера жизни граждан страны, не контролируемая государством. Гражданское общество представлено развитой системой неправительственных организаций, в число которых входят общественные организации, церковь, семья, негосударственные средства массовой информации. Вмешательство государства в сферу гражданского общества сводится, как правило, к законодательному регламентированию и финансовой поддержке.

Одной из форм проявления гражданской активности является социальная переписка, в которой наряду со взрослыми участвуют и несовершеннолетние граждане. Когда появляется социальная проблема, требующая решения, люди, применяя свои знания об обществе, пытаются ее осознать, высказывают свою позицию, свое мнение. В сопоставлении этих взглядов и позиций рождается общественное мнение. Гражданин, желающий, чтобы его мнение было учтено, прибегает к социальной переписке. Очень часто граждане всех возрастов пишут письма в средства массовой информации для того, чтобы выразить сочувствие другим людям, ставшим жертвами социальных трагедий, природных или технических катастроф. Выражение приветствия

или сочувствия развивает понимание гражданского единства, чувства общей принадлежности к гражданскому обществу.

Социальная переписка как способность человека передавать в письменной форме свои идеи, свое мнение по проблемам общественной жизни является одним из способов участия человека в жизни гражданского общества.

Человек, пользуясь возможностями, которые ему предоставляет социальная переписка, может убеждать других членов гражданского общества в правильности определенной точки зрения. Социальная переписка может иметь разные цели. Одной из типичных ее форм являются письма-мнения. Например, 15-летняя школьница написала в редакцию одной из газет: «Я рада, что мне 15 лет, а не 50 и не 75, как моим маме и бабушке, потому что мне не с чем сравнивать. Пару недель назад я пробегала мимо книжного магазина и увидела картину: молодой человек сидел среди свечей и цветов на асфальте, держал плакат и плакал - на этом месте был убит его друг. 10 декабря - День прав человека. В этот день в 1948 году Организация Объединенных Наций (ООН) приняла Всеобщую декларацию прав человека, которая провозгласила столько свобод, что поневоле задумаешься: нужны ли они нам, если мы не можем пользоваться даже малым?! Какие умные мысли в этом утопическом документе! Статья 3 гласит, что каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. А как же убитый юноша?»

Примером писем-протестов являются «открытые письма» современных деятелей культуры к властям, цель которых состоит в том, чтобы привлечь внимание общественности к конкретной общественной проблеме.

С помощью писем-предложений их юные авторы, обращаясь к другим гражданам, призывают их к поддержке или критике, например, существующих законодательных актов, проектов или реформ. Еще одной целью письменной деятельности граждан может быть получение информации или помощи, в которой они нуждаются. Так, несовершеннолетние граждане с помощью писем-просьб запрашивают информацию о потерявшемся четвероногом друге, потерянных ключах или документах, ищут добровольцев для оказания помощи в лечении.

Таким образом, жизнь в демократическом государстве, а Россия именно такое государство, предполагает, чтобы российские граждане, в том числе и юные, имели собственную позицию по отношению к власти, личной свободе, гражданской ответственности, законности и самоуправлению, то есть имели собственное мнение и умели его представить, используя возможности социальной переписки.

Другой возможностью участия в жизни гражданского общества является участие несовершеннолетних в общественных объединениях.

Общественные объединения граждан составляют важнейший элемент гражданского общества. В российском обществе существует множество разнообразных общественных организаций. Они представляют интересы самых различных групп населения, а их деятельность основывается на принципах добровольности, законности, равноправия и самоуправления. Граждане имеют право создавать свои объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и местного самоуправления. Каждый гражданин имеет право на объединение, которое включает в себя право создавать

объединения либо воздерживаться от вступления в них.

Несовершеннолетние граждане не наделены правом учреждать объединения, но они могут быть членами и участниками уже существующих объединений. В молодежные общественные объединения подростки могут вступить по достижении возраста 14 лет. Членами и участниками детских общественных объединений могут стать граждане с 8 лет. Общественные объединения создаются в форме общественных организаций, движений или органов общественной самодеятельности, члены которых совместными усилиями решают различные проблемы, возникающие у граждан по месту учебы, жительства, работы. Особыми видами общественных объединений являются благотворительные, религиозные организации, а также профессиональные союзы.

Подобно другим общественным организациям, профсоюзы являются независимыми. В своей деятельности они не подчиняются государственным органам, работодателям, другим общественным объединениям и отчитываются только перед своими членами. В профессиональные союзы люди объединяются по профессиональным интересам для защиты своих трудовых и социальных прав. Профсоюзы защищают право своих членов на труд, ведут переговоры и заключают коллективные договоры с работодателями, контролируют соблюдение законодательства о труде и его охране, и имеют право на организацию и проведение забастовок. Таким образом, профсоюзы ограничивают власть работодателя и делают производственную жизнь демократичнее. Профсоюз - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими профессиональными интересами по роду их деятельности. Профсоюз создается в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Каждый, кто достиг возраста 14 лет и осуществляет трудовую (профессиональную) деятельность, вправе стать членом профсоюзной организации.

Порядок вступления в общественное объединение можно узнать из его устава - документа, в котором закреплены цели деятельности объединения, права и обязанности его членов. Общественное объединение вправе свободно распространять информацию о своей деятельности, вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.

Подростки могут совершенствовать свою школьную жизнь, участвуя в ученическом самоуправлении. Ученическое самоуправление - управление жизнедеятельностью школьного коллектива, основанное на инициативе, самостоятельности, творчестве, совершенствовании собственной жизни, чувства ответственности, взаимопомощи и организаторских способностях школьников.

В своей деятельности ученическое самоуправление руководствуется законами РФ, Конвенцией ООН о правах ребенка и уставом школы.

Деятельность школьного ученического самоуправления направлена на достижение школьниками соответствующего образовательного и культурного уровня, на социализацию учащихся, на воспитание у ребят гражданственности, уважения к правам и свободам человека, толерантности, трудолюбия, бережного отношения к природе.

Целями создания и деятельности органов ученического самоуправления может быть: обеспечение условий для защиты прав и интересов учащихся, творческой самореализации школьников в соответствии с их потребностями; содействие в удовлетворении потребностей учащихся в дополнительных образовательных услугах.

Для достижения своих целей ученическое самоуправление решает следующие задачи: организация взаимопомощи в целях достижения целей обучения; формирование качеств личности школьников с помощью организации их жизни и дея-

тельности; оказание помощи учащимся в социальный защите их прав.

Организация деятельности ученического самоуправления строится на интересах учащихся и не входит в противоречие с уставом школы. Органы ученического самоуправления создаются в целях осуществления взаимодействия учащихся и педагогического коллектива. Органы ученического самоуправления подразделяются на классные и общешкольные. Деятельность органов ученического самоуправления охватывает все сферы урочной и внеурочной деятельности учащихся.

Периодически, не реже одного раза в полугодие, классные органы ученического самоуправления должны отчитываться и частично обновляться с тем, чтобы каждый ученик за годы пребывания в школе поработал не один раз в органах ученического самоуправления.

Органы ученического самоуправления создаются на добровольных началах, выборной основе. Ученическое самоуправление строится на принципах: взаимопомощи и доверия, равноправия всех учащихся, коллегиальности принятия решений, гуманности по отношению к каждой отдельной личности.

Высшим органом ученического самоуправления является ученический совет школы, норма представительства от каждого класса в ученический совет определяется школьным правительством.

Ученический совет обычно собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в четверть. Он принимает решения по всем вопросам деятельности школьного ученического самоуправления простым большинством голосов представителей. Общее руководство деятельностью ученического самоуправления в период между работой ученического совета школы осуществляет школьное правительство. Школьное правительство является исполнительным органом общешкольного ученического самоуправления.

Как члены гражданского общества подростки также имеют право на участие в

публичных мероприятиях. Публичное мероприятие - это открытая, доступная каждому акция, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования. Его целью является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение различных требований.

Школьники могут проводить собрания и митинги по вопросам защиты своих прав во внеучебное время. Организатором митингов и собраний могут быть граждане РФ, достигшие возраста 16 лет. Организатор публичного мероприятия обязан в установленный законом срок подать уведомление о проведении публичного мероприятия в органы исполнительной власти субъекта РФ или органы местного самоуправления. Уведомление - это документ, которым сообщается органам власти о проведении мероприятия для того, чтобы обеспечить безопасность и правопорядок при его проведении. Участники публичного мероприятия, то есть те, кто добровольно в нем участвует, должны соблюдать общественный порядок и выполнять законные требования организатора акции. В противном случае публичное мероприятие может быть прекращено, особенно, если при его проведении создается реальная угроза для жизни, здоровья, имущества граждан или участники акции совершают противоправные действия. Закон устанавливает время проведения публичного мероприятия: не ранее 7 часов утра и не позднее 23 часов текущего дня по местному времени. Школьники могут проводить собрания и митинги на территории или в помещении школы при условии соблюдения правил проведения собраний и митингов. Собранием считается массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем общественно-политического характера.

Организаторами демонстраций, шествий и пикетирований может быть гражданин РФ, достигший возраста 18 лет. Во время демонстраций граждане организованно и публично выражают общественные на-

строение и используют во время передвижения плакаты и транспаранты. Для того, чтобы привлечь внимание к каким-либо проблемам, граждане прибегают к такой форме публичных акций, как шествие. Шествие - это массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту. Достаточно часто граждане организуют пикетирование для того, чтобы публично выразить свое мнение. Во время акции пикетирующие размещаются у определенного объекта и могут при этом использовать плакаты. Закон устанавливает места, где проводить публичные мероприятия запрещено. Например, около зданий судов, резиденций Президента РФ, высоковольтных линий электропередач.

Таким образом, как представители гражданского общества взрослые и подростки могут создавать общественные объединения, участвовать в таких публичных акциях, как собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикеты.

Участие в жизни гражданского общества позволяет гражданам России оказывать влияние на общественную жизнь, на деятельность государства в интересах граждан. Осознавая себя независимыми, самостоятельными личностями, наделенными неотчуждаемыми правами и свободами, граждане активно участвуют в социальной переписке. По собственной инициативе они создают различные негосударственные общественные организации. Очень важно, чтобы все граждане России могли беспрепятственно пользоваться своими конституционными правами и свободами, а также выполняли свои обязанности. Отношения между гражданами и государством должны строиться только на основе закона. Достижению этих целей во многом способствует деятельность негосударственных общественных организаций.

Умение участвовать в жизни гражданского общества дает возможность несовершеннолетним гражданам привлечь внимание властей к решению социальных проблем, защитить свои права, права дру-

гих людей, заявить свою гражданскую позицию.

Итак, в нашей стране существуют разные способы заявить свое мнение по проблемам общественной жизни, защитить

свои права и права других людей: социальная переписка, законные способы самозащиты, обращение граждан в судебные органы, органы государственной власти и самоуправления.

МБОУ «СОШ №10»

Доклад

На тему: Формирование активной гражданской позиции у школьников

Выполнила

Учитель биологии

Галда Е.Н

2012г.

Сегодня целью воспитательной работы должно являться формирование гражданина свободного, демократического государства, который обеспечен всеми правами и наделён всей полнотой обязанностей, позволяющими ему свободно развиваться на пространстве гражданского общества. Соответственно основной задачей воспитания становится формирование личности с активной гражданской позицией, способной воспользоваться своими неотъемлемыми правами, стремящейся к этому и готовой взять на себя всю полноту ответственности за свои действия.

На сегодняшний день не найдено единого подхода к определению понятия «гражданская позиция»; вопрос о содержании процесса ее формирования находится в стадии разработки; недостаточно рассмотрены вопросы, связанные с определением способов и средств формирования гражданской позиции школьников. Но гражданская позиция , как междисциплинарное понятие, в современной науке можно рассматривать на философском, социологическом, психологическом, педагогическом уровнях.

Выделены составляющие гражданской позиции ученика, которыми могут являться следующие качества личности :

патриотизм (любовь к Родине, городу, школе, семье)

гражданственность (принадлежность к коллективу, школе, городу, стране)

активная жизненная позиция

нравственность

творчество (как раскрытие способностей, креативность, самоопределение)

Гражданская позиция формируется в рамках общей позиции и по мере развития личности занимает все более значимое, ведущее место в ее структуре. Она характеризует личность с точки зрения способа и характера взаимоотношений индивида с определенной действительностью.

Выражением гражданской позиции личности являются ее отношения к обществу, деятельности, людям, самой себе. Гражданская позиция проявляется и формируется в конкретных делах. Возможность проявить свое отношение к людям, обществу, найти способы практической реализации себя во взаимодействие с окружающим миром человек получает в деятельности. Через нее человек познает мир, себя, формирует свое самосознание, нравственные и социальные установки, реализует свое я. В соответствии с тем, на какие сферы жизнедеятельности направлены интересы индивида, в каких формах и насколько социально ценно и личностно значимо он реализует себя, можно говорить об успешности и социальной значимости проявления гражданской позиции личности. « Научиться жить - значит выработать свою позицию в жизни, свое мировоззрение, отношение к себе, к окружающему миру, понять себя, других, общественные процессы, поставить себе задачу, чтобы действовать в соответствии с ней ».

В структуре гражданской позиции личности выделяются три компонента:

Познавательный,

Мотивационно-ориентировочный,

Поведенческий.

Так, познавательный компонент включает в себя формирование базисных ценностных ориентаций, которые предполагают сознательное отношение человека к социальной действительности. Они определяют смысл жизни человека, что для него особенно важно, значимо. добросовестно, честно и так далее.

Поведенческий компонент гражданской позиции характеризуется реальным поведением человека, его умением соблюдать важнейшие правила, выполнять основные социально-нравственные обязанности. Необходимость в социальном утверждении и признании своей личности ощущает каждый человек, что приводит его к поискам путей и средств для самоутверждения. Формы его могут быть социально ценными, социально полезными, социально приемлемыми, асоциальными и антисоциальными. В процессе самореализации проявляется и проверяется гражданская позиция личности, способность индивида сохранять и реализовать ее в различных условиях, обладать определенным иммунитетом к воздействиям, противоречащим его личностным установкам, взглядам и убеждениям.

Гражданское становление подрастающего человека определяется всем укладом его жизни и деятельности, созданием реально-социальных связей с окружающей средой, поэтом так велика роль школы в формировании гражданской позиции ученика.

Формирование гражданской позиции начинается с целостного восприятия человеком мира и себя в нем. Поэтому содержание педагогического процесса формирования гражданской позиции личности включает в себя овладение школьниками социально ценным жизненным опытом. Процесс передачи социального опыта ориентируется на естественные интересы молодых людей, а содержание облекается в особые формы, предусматривающие эмоциональную насыщенность самого процесса освоения жизненного опыта, и обращается к высокому смыслу человеческой жизни.

Однако сформировать гражданскую позицию без организации воспитательной работы не представляется возможным. Необходимость формирования гражданской позиции, а, следовательно, и социальной активности, личности, предполагают формирование гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы, ответственности за собственный выбор и деятельность. Это требует от гражданина наличия таких специфических морально-нравственных качеств как: гражданское мужество, смелость, честность, порядочность. Воспитывая субъекта - личность, в различных ее аспектах, необходимо помнить, что он будет жить и действовать в определенном государстве и обществе, что человек, в разнообразных проявлениях своей жизнедеятельности должен быть гражданином. Следовательно, процесс формирования гражданской позиции является не обособленной категорией воспитательного процесса, а есть его неотъемлемая часть и основа. Таким образом, целью системы воспитания, формирующей гражданскую позицию, является необходимость формирования личностных качеств гражданина, ориентированных на общепринятые нормы и нравственные ценности и включающих высокие общечеловеческие и профессиональные свойства, широкие коммуникативные и адаптационные возможности.

Все направления воспитательной деятельности школы, реализуемые в целостной воспитательной системе, способствуют формированию гражданской позиции школьника. Вот некоторые из этих направлений:

Воспитание Человека Культуры (по теории Е.В. Бондаревской): свободной личности, способной к самоопределению в мире, гуманной личности, духовной личности, личности творческой и адаптивной к любым жизненным изменениям, гражданина России. Это достигается путем привития ребенку норм поведения культурного человека как на классных часах, школьных мероприятиях, так и личным примером педагога. Содержание образования (МХК, обществознание, литература) также способствует формированию этого аспекта личности ученика.

Одним из таких направлений формирования гражданской позиции учащихся является воспитание чувства принадлежности к школе , ее традициям, истории современности. Преследуя две цели: имиджевая политика школы и воспитание патриотических чувств по отношению к своей школе. Имиджевая политика реализовывалась слабо, а патриотическое отношение к своей школе формировалось у детей на протяжении всего обучения: это и участие в районных олимпиадах, конкурсах, где необходимо защищать честь своей школы, это и подготовка таких общешкольных мероприятий как «1 сентября», «Последний звонок», «Вечер встречи выпускников». В школе существует и работает орган ученического самоуправления, в котором принимают участие и ученики моего класса.

Направление "Профессия". Профориентационная работа является составной частью программы социальной адаптации. Это направление реализуется не только классным руководителем, но и психологом школы и зам.дир. по ВР. Ведутся спецкурсы, элективные курсы, проводятся анкетирования, классные часы и родительские собрания, направленные помочь детям и их родителям в определении будущей профессии ребенка.

Работа в направление "Интеллект" в школе ведется уже на протяжении многих лет. Проводятся межпредметные, общие предметные недели и мини-погружения на классных часах и уроках, учебные декады, школьные олимпиады, ведется дополнительная работа с одаренными и неуспевающими учащимися.

Направление "Нравственность и эстетика" включает в себя как воспитательную среду (оформление интерьера учебных кабинетов и рекреаций) так и психологическую атмосферу на уроках и в самой школе. В школе проводится много творческих конкурсов, праздников, в которых учащиеся активно принимают участие под руководством классного руководителя. Здесь наиболее полно раскрывается творческий потенциал детей. Учащиеся принимают участие в смотрах-конкурсах. За время обучения детей на средней и высшей ступенях школы было проведено много классных часов, посвященных нравственному и эстетическому воспитанию подростков. Все эти мероприятия направлены воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетический вкус; формировать понимание значимости культуры и искусства в жизни каждого гражданина.

Направление «Патриотическое воспитание» призвано формировать чувство причастности к истории нашей страны, гордости за свое отечество. Проводятся мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (Традиционная ежегодная Вахта памяти у Вечного огня 9 мая учащихся.

Проведение уроков Мужества, классных часов к Дням Воинской славы, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Поздравление ветеранов войны и труда Сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, локальных войн. Знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ.Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов.Проведение конкурсов военно-патриотической песни, смотров строя и песни,8 и 9 мая в День великой Победы ребята несут почетный караул у обелиска воинам- землякам, павшим в годы Великой Отечественной войны, участвуют в факельном шествии.

Ежегодно мы участвуем в районной военно-спортивной игре «Зарница». «Зарница» - проверка на стойкость. Результаты прошлых лет говорят о том, что наши ребята-зарничники достойно выступают в районной игре.

Традиционно ко Дню защитника отечества проводится конкурс «А ну-ка, парни!»

В рамках патриотического воспитания ведется историко-краеведческая работа. Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. В этом направлении проводятся разнообразные мероприятия: экскурсии в школьный музей, знакомство с историей села, с историей легендарных членов нашего села.

Воспитательная работа по формированию гражданской позиции у школьников приводит к развитию следующих понятий, взглядов, компетенций:

Понятия основных социальных ролей - дочери, сына

Преемственность поколений, семейные традиции

Любовь к Родине, гордость

Гражданский долг

Активность жизненной позиции

Соблюдение правил и норм поведения

Верность долгу

Профессиональное самоопределение и польза обществу

Призвание и успех в жизни

Роль коллектива

Уважение других людей

Сопереживание и участие

Лидерская позиция и др.

Система формирования гражданской позиции учащихся включает следующие ее ступени:

1. «Я и я». Формирование гражданского отношения к себе.

2. «Я и семья». Формирование гражданского отношения к своей семье.

3. «Я и культура». Формирование гражданского отношения к искусству.

4. «Я и школа». Формирование гражданского отношения к школе.

5. «Я и мое Отечество». Формирование гражданского отношения к Отечеству.

6. «Я и планета». Формирование гражданского отношения к планете Земля.

Задачи каждого направления

«Я и я»: формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность; воспитывать у учащихся понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах; формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих моральных качеств.

«Я и семья»: формировать уважение к членам семьи; воспитание семьянина, любящего своих родителей.

«Я и культура»: воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетический вкус; формировать понимание значимости культуры и искусства в жизни каждого гражданина.

«Я и школа»: формировать у школьников осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов; воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность; воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения; вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, ведении здорового образа жизни; воспитывать сознательную готовность знать и соблюдать законы государства, выполнять Устав школы.

«Я и мое Отечество»: развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости; воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.

«Я и планета»: воспитывать понимание взаимосвязи между человеком, обществом, природой; формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.

Гражданское образование в общеобразовательной школе включает в себя три ступени.

На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.

Вторая ступень (основная школа) продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе.

На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону,прав,правам других людей и ответственности перед обществом. Идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, моральных и правовых нормах.

На третьей ступени углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, определяется гражданская позиция человека, его социально – политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.

Формировать гражданскую позицию у подрастающего поколения возможно только при условии реализации единой учебно-воспитательной системы, в которой и задачи, и механизмы, и способы, и принципы воспитания подчинены единой цели: воспитания Человека Культуры и гражданина своей страны.

Литература:

1)И. Л. Гуляева.

«Гражданином быть обязан…»: формирование гражданской позиции личности

И. Л. Гуляева. «Гражданином быть обязан…»: формирование гражданской 2)Мясищев В. Н. Структура личности и отношений человека к действительности // Доклад на совещании по вопросам психологии личности. - М., 1956. - С. 18–21; Ковалев А. Г. Личность воспитывает себя. - М., 1983.

3)Щуркова Н. Е. Воспитание социально активной жизненной позиции школьника в учебной деятельности // Формирование активной жизненной позиции школьников в учебной и трудовой деятельности. - М., 1980. - С. 32.

4)Газман О. С., Иванов А. В . Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя). - М., 1992. - С. 19. ская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия / Гл. ред. Г. В. Судаков. Сост. С. А. Тихомиров. - Вологда: Книжное наследие, 2007. - С. 683-686.


Я гражданин своей страны

Гражданская деятельность является лучшей и единственной школой свободных граждан.
Пол Карл Фейерабенд (американо-австрийский философ)

Кто же такой гражданин своей страны. Я долго думала над данным вопросом, размышляла… А гражданин ли своей страны я? Являясь педагогом, смогу ли я воспитать граждан своей страны? Чем больше я размышляю над этой проблемой, тем больше вопросов у меня возникает.

Сегодня человечество вступило в информационную цивилизацию. Перед всеми государствами в области образования, в полном объеме встала задача формирования гражданского общества и воспитание личности как гражданина.

В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся. В сфере личностных универсальных учебных действий у выпускника начальной школы должны быть сформированы основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.

Нет универсального рецепта как воспитать ребенка, чтобы он стал настоящим гражданином, любящим свою Родину, в которой он родился, где корни его народа, который будет ею гордиться. Как же обучить учеников стать гражданином своей страны? Этот вопрос для меня остается серьезным и сложным.

По этому вопросу я бы хотела обратиться к специалисту. Обратимся к человеку, который вопросу воспитания личности посвятил всю жизнь. Это Шалва Александрович Амонашвили. Шалва Александрович говорит, что «лучшие учителя для учителя - это его ученики. От них можно многому научиться, если воспринимать их, как своих учителей». Долгое время в человеке ценились послушание, повторение, подражание. Ученики задавали учителям вопросы и учителя отвечали им. Учитель всегда должен был демонстрировать уверенность, спокойствие и решительность во всех делах, и если он не мог ответить на вопрос ученика, это был плохой учитель.

Но вопрос остается тем же, кто же такой гражданин своей страны?Что значит быть гражданином своей станы? Быть гражданином своей страны - значит быть всегда на ее стороне? Даже если куда-то уезжаешь, то она должна оставаться в сердце навсегда? Быть гражданином своей страны - отдать свою жизнь ради нее, соблюдать все её законы, выбирать нового президента для нее и участвовать в других выборах для этой страны?

Недавно, я пересматривала фильм…совсем обычный фильм, который известен вам всем «Ирония судьбы или с легким паром…» Мне надолго заполнилась фраза учительницы о своей педагогической деятельности «Я учу их думать, хоть самую малость, иметь обо всем свое собственное суждение». А ведь гражданин, личность он должен думать, он действительно должен иметь свое собственное суждение. Как гражданин своей страны он имеет права на собственное мнение. В первую очередь гражданин - это патриот. Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте.

Я ль буду в роковое время
Позорить гражданина сан
И подражать тебе, изнеженное племя
Переродившихся славян?

Мы граждане. Гражданственность заключается в заботе о судьбах Отечества, в патриотизме, в служении идеалам. Гражданские чувства — чувства гуманизма. Гражданские чувства порождают духовные потребности, подталкивают к деятельности, определяют поведение человека.
Иногда именно гражданские чувства помогают преодолеть страх, поднимают личность на подвиг, на самопожертвование. Константин Рылеев создал в своем стихотворении гражданина честного, смелого, яркого.

«Одинокий человеческий голос, измученный любовью и вознесённый над гибельной землёю, — говорит Федерико Гарсия Лорка, - должен высвободиться из гармонии мира и хора природы ради своей одинокой ноты». Этот голос Рылеева мы слышим в стихотворении «Гражданин», слышим и понимаем: каждая эпоха наполняет понятия «патриот», «гражданин» конкретно-историческим содержанием, но именно патриотизм и отличает настоящего гражданина от обывателя.

Получается, что недостаточно дать человеку образование, недаром современные нормативно-правовые документы отдают приоритет воспитанию личности, гражданина. Современная историческая эпоха требует, чтобы школа стала личностно-ориентированной, развивающей, воспитывающей. А чтобы стать таковой необходимо проникнуть во внутренний мир каждого ребенка, понять и принять его.

Главное в моем деле - дети как личности, с собственным видением мира, со своими интересами, возможностями, чувствами.