Гора талая до самой. В результате рыхления (1) возникает эффект насоса (2) благодаря (3) которому (4) почва хорошо обеспечивается воздухом. Алгоритм выполнения задания

А. И. Куприн

Маленькая девочка нездорова. Каждый день к ней ходит доктор Михаил Петрович, которого она знает уже давно-давно. А иногда он приводит с собою еще двух докторов, незнакомых. Они переворачивают девочку на спину и на живот, слушают что-то, приложив ухо к телу, оттягивают вниз нижнее веко и смотрят. При этом они как-то важно посапывают, лица у них строгие, и говорят они между собою на непонятном языке.

Потом переходят из детской в гостиную, где их дожидается мама. Самый главный доктор – высокий, седой, в золотых очках – рассказывает ей о чем-то серьезно и долго. Дверь не закрыта, и девочке с ее кровати все видно и слышно. Многого она не понимает, но знает, что речь идет о ней. Мама глядит на доктора большими, усталыми, заплаканными глазами. Прощаясь, главный доктор говорит громко:

– Главное, – не давайте ей скучать. Исполняйте все ее капризы.

– Ах, доктор, но она ничего не хочет!

– Ну, не знаю… вспомните, что ей нравилось раньше, до болезни. Игрушки… какие-нибудь лакомства…

– Нет, нет, доктор, она ничего не хочет…

– Ну, постарайтесь ее как-нибудь развлечь… Ну, хоть чем-нибудь… Даю вам честное слово, что если вам удастся ее рассмешить, развеселить, – то это будет лучшим лекарством. Поймите же, что ваша дочка больна равнодушием к жизни, и больше ничем… До свидания, сударыня!

– Милая Надя, милая моя девочка, – говорит мама, – не хочется ли тебе чего-нибудь?

– Нет, мама, ничего не хочется.

– Хочешь, я посажу к тебе на постельку всех твоих кукол. Мы поставим креслица, диван, столик и чайный прибор. Куклы будут пить чай и разговаривать о погоде и о здоровье своих детей.

– Спасибо, мама… Мне не хочется… Мне скучно…

– Ну, хорошо, моя девочка, не надо кукол. А может быть, позвать к тебе Катю или Женечку? Ты ведь их так любишь.

– Не надо, мама. Правда же, не надо. Я ничего, ничего не хочу. Мне так скучно!

– Хочешь, я тебе принесу шоколаду?

Но девочка не отвечает и смотрит в потолок неподвижными, невеселыми глазами. У нее ничего не болит и даже нет жару. Но она худеет и слабеет с каждым днем. Что бы с ней ни делали, ей все равно, и ничего ей не нужно. Так лежит она целые дни и целые ночи, тихая, печальная. Иногда она задремлет на полчаса, но и во сне ей видится что-то серое, длинное, скучное, как осенний дождик.

Когда из детской отворена дверь в гостиную, а из гостиной дальше в кабинет, то девочка видит папу. Папа ходит быстро из угла в угол и все курит, курит. Иногда он приходит в детскую, садится на край постельки и тихо поглаживает Надины ноги. Потом вдруг встает и отходит к окну. Он что-то насвистывает, глядя на улицу, но плечи у него трясутся. Затем он торопливо прикладывает платок к одному глазу, к другому и, точно рассердись, уходит к себе в кабинет. Потом он опять бегает из угла в угол и все… курит, курит, курит… И кабинет от табачного дыма делается весь синий.

Но однажды утром девочка просыпается немного бодрее, чем всегда. Она что-то видела во сне, но никак не может вспомнить, что именно, и смотрит долго и внимательно в глаза матери.

– Тебе что-нибудь нужно? – спрашивает мама.

Но девочка вдруг вспоминает свой сон и говорит шепотом, точно по секрету:

– Мама… а можно мне… слона? Только не того, который нарисован на картинке… Можно?

– Конечно, моя девочка, конечно, можно.

Она идет в кабинет и говорит папе, что девочка хочет слона. Папа тотчас же надевает пальто и шляпу и куда-то уезжает. Через полчаса он возвращается с дорогой, красивой игрушкой. Это большой серый слон, который сам качает головою и машет хвостом; на слоне красное седло, а на седле золотая палатка и в ней сидят трое маленьких человечков. Но девочка глядит на игрушку так же равнодушно, как на потолок и на стены, и говорит вяло:

– Нет. Это совсем не то. Я хотела настоящего, живого слона, а этот мертвый.

– Ты погляди только, Надя, – говорит папа. – Мы его сейчас заведем, и он будет совсем, совсем как живой.

Слона заводят ключиком, и он, покачивая головой и помахивая хвостом, начинает переступать ногами и медленно идет по столу. Девочке это совсем не интересно и даже скучно, но, чтобы не огорчить отца, она шепчет кротко:

– Я тебя очень, очень благодарю, милый папа. Я думаю, ни у кого нет такой интересной игрушки… Только… помнишь… ведь ты давно обещал свозить меня в зверинец посмотреть на настоящего слона… и ни разу не повез…

– Но, послушай же, милая моя девочка, пойми, что это невозможно. Слон очень большой, он до потолка, он не поместится в наших комнатах… И потом, где я его достану?

– Папа, да мне не нужно такого большого… Ты мне привези хоть маленького, только живого. Ну, хоть вот, вот такого… Хоть слоненышка.

– Милая девочка, я рад все для тебя сделать, но этого я не могу. Ведь это все равно как если бы ты вдруг мне сказала: папа, достань мне с неба солнце.

Девочка грустно улыбается.

– Какой ты глупый, папа. Разве я не знаю, что солнце нельзя достать, потому что оно жжется. И луну тоже нельзя. Нет, мне бы слоника… настоящего.

И она тихо закрывает глаза и шепчет:

– Я устала… Извини меня, папа…

Папа хватает себя за волосы и убегает в кабинет. Там он некоторое время мелькает из угла в угол. Потом решительно бросает на пол недокуренную папиросу (за что ему всегда достается от мамы) и кричит горничной:

– Ольга! Пальто и шляпу!

В переднюю выходит жена.

– Ты куда, Саша? – спрашивает она.

Он тяжело дышит, застегивая пуговицы пальто.

– Я сам, Машенька, не знаю куда… только, кажется, я сегодня к вечеру и в самом деле приведу сюда, к нам, настоящего слона.

Жена смотрит на него тревожно.

– Милый, здоров ли ты? Не болит ли у тебя голова? Может быть, ты плохо спал сегодня?

– Я совсем не спал, – отвечает он сердито. – Я вижу, ты хочешь спросить, не сошел ли я с ума? Покамест нет еще. До свиданья! Вечером все будет видно.

И он исчезает, громко хлопнув входной дверью.

Через два часа он сидит в зверинце, в первом ряду, и смотрит, как ученые звери по приказанию хозяина выделывают разные штуки. Умные собаки прыгают, кувыркаются, танцуют, поют под музыку, складывают слова из больших картонных букв. Обезьянки – одни в красных юбках, другие в синих штанишках – ходят по канату и ездят верхом на большом пуделе. Огромные рыжие львы скачут сквозь горящие обручи. Неуклюжий тюлень стреляет из пистолета. Под конец выводят слонов. Их три: один большой, два совсем маленькие, карлики, но все-таки ростом куда больше, чем лошадь. Странно смотреть, как эти громадные животные, на вид такие неповоротливые и тяжелые, исполняют самые трудные фокусы, которые не под силу и очень ловкому человеку. Особенно отличается самый большой слон. Он становится сначала на задние лапы, садится, становится на голову, ногами вверх, ходит по деревянным бутылкам, ходит по катящейся бочке, переворачивает хоботом страницы большой картонной книги и, наконец, садится за стол и, повязавшись салфеткой, обедает, совсем как благовоспитанный мальчик.

Представление оканчивается. Зрители расходятся. Надин отец подходит к толстому немцу, хозяину зверинца. Хозяин стоит за дощатой перегородкой и держит во рту большую черную сигару.

– Извините, пожалуйста, – говорит Надин отец. – Не можете ли вы отпустить вашего слона ко мне домой на некоторое время?

Немец от удивления широко открывает глаза и даже рот, отчего сигара падает на землю. Он, кряхтя, нагибается, подымает сигару, вставляет ее опять в рот и только тогда произносит:

– Отпустить? Слона? Домой? Я вас не понимаю.

По глазам немца видно, что он тоже хочет спросить, не болит ли у Надиного отца голова… Но отец поспешно объясняет, в чем дело: его единственная дочь, Надя, больна какой-то странной болезнью, которой даже доктора не понимают как следует. Она лежит уж месяц в кроватке, худеет, слабеет с каждым днем, ничем не интересуется, скучает и потихоньку гаснет. Доктора велят ее развлекать, но ей ничто не нравится; велят исполнять все ее желания, но у нее нет никаких желаний. Сегодня она захотела видеть живого слона. Неужели это невозможно сделать?

– Ну вот… Я, конечно, надеюсь, что моя девочка выздоровеет. Но… спаси бог… вдруг ее болезнь окончится плохо… вдруг девочка умрет?.. Подумайте только: ведь меня всю жизнь будет мучить мысль, что я не исполнил ее последнего желания!..

Немец хмурится и в раздумье чешет мизинцем левую бровь. Наконец он спрашивает:

– Гм… А сколько вашей девочке лет?

– Гм… Моей Лизе тоже шесть. Гм… Но, знаете, вам это будет дорого стоить. Придется привести слона ночью и только на следующую ночь увести обратно. Днем нельзя. Соберется публикум, и сделается один скандал… Таким образом выходит, что я теряю целый день, и вы мне должны возвратить убыток.

– О, конечно, конечно… не беспокойтесь об этом…

Маленькая девочка нездорова. Каждый день к ней ходит доктор Михаил Петрович, которого она знает уже давно-давно. А иногда он приводит с собою еще двух докторов, незнакомых. Они переворачивают девочку на спину и на живот, слушают что-то, приложив ухо к телу, оттягивают вниз нижнее веко и смотрят. При этом они как-то важно посапывают, лица у них строгие, и говорят они между собою на непонятном языке.

Потом переходят из детской в гостиную, где их дожидается мама. Самый главный доктор – высокий, седой, в золотых очках – рассказывает ей о чем-то серьезно и долго. Дверь не закрыта, и девочке с ее кровати все видно и слышно. Многого она не понимает, но знает, что речь идет о ней. Мама глядит на доктора большими, усталыми, заплаканными глазами. Прощаясь, главный доктор говорит громко:

– Главное, – не давайте ей скучать. Исполняйте все ее капризы.

– Ах, доктор, но она ничего не хочет!

– Ну, не знаю… вспомните, что ей нравилось раньше, до болезни. Игрушки… какие-нибудь лакомства…

– Нет, нет, доктор, она ничего не хочет…

– Ну, постарайтесь ее как-нибудь развлечь… Ну, хоть чем-нибудь… Даю вам честное слово, что если вам удастся ее рассмешить, развеселить, – то это будет лучшим лекарством. Поймите же, что ваша дочка больна равнодушием к жизни, и больше ничем… До свидания, сударыня!

– Милая Надя, милая моя девочка, – говорит мама, – не хочется ли тебе чего-нибудь?

– Нет, мама, ничего не хочется.

– Хочешь, я посажу к тебе на постельку всех твоих кукол. Мы поставим креслица, диван, столик и чайный прибор. Куклы будут пить чай и разговаривать о погоде и о здоровье своих детей.

– Спасибо, мама… Мне не хочется… Мне скучно…

– Ну, хорошо, моя девочка, не надо кукол. А может быть, позвать к тебе Катю или Женечку? Ты ведь их так любишь.

– Не надо, мама. Правда же, не надо. Я ничего, ничего не хочу. Мне так скучно!

– Хочешь, я тебе принесу шоколаду?

Но девочка не отвечает и смотрит в потолок неподвижными, невеселыми глазами. У нее ничего не болит и даже нет жару. Но она худеет и слабеет с каждым днем. Что бы с ней ни делали, ей все равно, и ничего ей не нужно. Так лежит она целые дни и целые ночи, тихая, печальная. Иногда она задремлет на полчаса, но и во сне ей видится что-то серое, длинное, скучное, как осенний дождик.

Когда из детской отворена дверь в гостиную, а из гостиной дальше в кабинет, то девочка видит папу. Папа ходит быстро из угла в угол и все курит, курит. Иногда он приходит в детскую, садится на край постельки и тихо поглаживает Надины ноги. Потом вдруг встает и отходит к окну. Он что-то насвистывает, глядя на улицу, но плечи у него трясутся. Затем он торопливо прикладывает платок к одному глазу, к другому и, точно рассердись, уходит к себе в кабинет. Потом он опять бегает из угла в угол и все… курит, курит, курит… И кабинет от табачного дыма делается весь синий.

Но однажды утром девочка просыпается немного бодрее, чем всегда. Она что-то видела во сне, но никак не может вспомнить, что именно, и смотрит долго и внимательно в глаза матери.

– Тебе что-нибудь нужно? – спрашивает мама.

Но девочка вдруг вспоминает свой сон и говорит шепотом, точно по секрету:

– Мама… а можно мне… слона? Только не того, который нарисован на картинке… Можно?

– Конечно, моя девочка, конечно, можно.

Она идет в кабинет и говорит папе, что девочка хочет слона. Папа тотчас же надевает пальто и шляпу и куда-то уезжает. Через полчаса он возвращается с дорогой, красивой игрушкой. Это большой серый слон, который сам качает головою и машет хвостом; на слоне красное седло, а на седле золотая палатка и в ней сидят трое маленьких человечков. Но девочка глядит на игрушку так же равнодушно, как на потолок и на стены, и говорит вяло:

– Нет. Это совсем не то. Я хотела настоящего, живого слона, а этот мертвый.

– Ты погляди только, Надя, – говорит папа. – Мы его сейчас заведем, и он будет совсем, совсем как живой.

Слона заводят ключиком, и он, покачивая головой и помахивая хвостом, начинает переступать ногами и медленно идет по столу. Девочке это совсем не интересно и даже скучно, но, чтобы не огорчить отца, она шепчет кротко:

– Я тебя очень, очень благодарю, милый папа. Я думаю, ни у кого нет такой интересной игрушки… Только… помнишь… ведь ты давно обещал свозить меня в зверинец посмотреть на настоящего слона… и ни разу не повез…

– Но, послушай же, милая моя девочка, пойми, что это невозможно. Слон очень большой, он до потолка, он не поместится в наших комнатах… И потом, где я его достану?

– Папа, да мне не нужно такого большого… Ты мне привези хоть маленького, только живого. Ну, хоть вот, вот такого… Хоть слоненышка.

– Милая девочка, я рад все для тебя сделать, но этого я не могу. Ведь это все равно как если бы ты вдруг мне сказала: папа, достань мне с неба солнце.

Девочка грустно улыбается.

– Какой ты глупый, папа. Разве я не знаю, что солнце нельзя достать, потому что оно жжется. И луну тоже нельзя. Нет, мне бы слоника… настоящего.

И она тихо закрывает глаза и шепчет:

– Я устала… Извини меня, папа…

Папа хватает себя за волосы и убегает в кабинет. Там он некоторое время мелькает из угла в угол. Потом решительно бросает на пол недокуренную папиросу (за что ему всегда достается от мамы) и кричит горничной:

– Ольга! Пальто и шляпу!

В переднюю выходит жена.

– Ты куда, Саша? – спрашивает она.

Он тяжело дышит, застегивая пуговицы пальто.

– Я сам, Машенька, не знаю куда… только, кажется, я сегодня к вечеру и в самом деле приведу сюда, к нам, настоящего слона.

Жена смотрит на него тревожно.

– Милый, здоров ли ты? Не болит ли у тебя голова? Может быть, ты плохо спал сегодня?

– Я совсем не спал, – отвечает он сердито. – Я вижу, ты хочешь спросить, не сошел ли я с ума? Покамест нет еще. До свиданья! Вечером все будет видно.

И он исчезает, громко хлопнув входной дверью.

Через два часа он сидит в зверинце, в первом ряду, и смотрит, как ученые звери по приказанию хозяина выделывают разные штуки. Умные собаки прыгают, кувыркаются, танцуют, поют под музыку, складывают слова из больших картонных букв. Обезьянки – одни в красных юбках, другие в синих штанишках – ходят по канату и ездят верхом на большом пуделе. Огромные рыжие львы скачут сквозь горящие обручи. Неуклюжий тюлень стреляет из пистолета. Под конец выводят слонов. Их три: один большой, два совсем маленькие, карлики, но все-таки ростом куда больше, чем лошадь. Странно смотреть, как эти громадные животные, на вид такие неповоротливые и тяжелые, исполняют самые трудные фокусы, которые не под силу и очень ловкому человеку. Особенно отличается самый большой слон. Он становится сначала на задние лапы, садится, становится на голову, ногами вверх, ходит по деревянным бутылкам, ходит по катящейся бочке, переворачивает хоботом страницы большой картонной книги и, наконец, садится за стол и, повязавшись салфеткой, обедает, совсем как благовоспитанный мальчик.

Представление оканчивается. Зрители расходятся. Надин отец подходит к толстому немцу, хозяину зверинца. Хозяин стоит за дощатой перегородкой и держит во рту большую черную сигару.

– Извините, пожалуйста, – говорит Надин отец. – Не можете ли вы отпустить вашего слона ко мне домой на некоторое время?

Немец от удивления широко открывает глаза и даже рот, отчего сигара падает на землю. Он, кряхтя, нагибается, подымает сигару, вставляет ее опять в рот и только тогда произносит:

– Отпустить? Слона? Домой? Я вас не понимаю.

По глазам немца видно, что он тоже хочет спросить, не болит ли у Надиного отца голова… Но отец поспешно объясняет, в чем дело: его единственная дочь, Надя, больна какой-то странной болезнью, которой даже доктора не понимают как следует. Она лежит уж месяц в кроватке, худеет, слабеет с каждым днем, ничем не интересуется, скучает и потихоньку гаснет. Доктора велят ее развлекать, но ей ничто не нравится; велят исполнять все ее желания, но у нее нет никаких желаний. Сегодня она захотела видеть живого слона. Неужели это невозможно сделать?

Маленькая девочка нездорова. Каждый день к ней ходит доктор Михаил Петрович, которого она знает уже давно-давно. А иногда он приводит с собою еще двух докторов, незнакомых. Они переворачивают девочку на спину и на живот, слушают что-то, приложив ухо к телу, оттягивают вниз нижнее веко и смотрят. При этом они как-то важно посапывают, лица у них строгие, и говорят они между собою на непонятном языке.
Потом переходят из детской в гостиную, где их дожидается мама. Самый главный доктор - высокий, седой, в золотых очках - рассказывает ей о чем-то серьезно и долго. Дверь не закрыта, и девочке с ее кровати все видно и слышно. Многого она не понимает, но знает, что речь идет о ней. Мама глядит на доктора большими, усталыми, заплаканными глазами. Прощаясь, главный доктор говорит громко:
- Главное, - не давайте ей скучать. Исполняйте все ее капризы.
- Ах, доктор, но она ничего не хочет!
- Ну, не знаю… вспомните, что ей нравилось раньше, до болезни. Игрушки… какие-нибудь лакомства…
- Нет, нет, доктор, она ничего не хочет…
- Ну, постарайтесь ее как-нибудь развлечь… Ну, хоть чем-нибудь… Даю вам честное слово, что если вам удастся ее рассмешить, развеселить, - то это будет лучшим лекарством. Поймите же, что ваша дочка больна равнодушием к жизни, и больше ничем… До свидания, сударыня!

Милая Надя, милая моя девочка, - говорит мама, - не хочется ли тебе чего-нибудь?
- Нет, мама, ничего не хочется.
- Хочешь, я посажу к тебе на постельку всех твоих кукол. Мы поставим креслица, диван, столик и чайный прибор. Куклы будут пить чай и разговаривать о погоде и о здоровье своих детей.
- Спасибо, мама… Мне не хочется… Мне скучно…
- Ну, хорошо, моя девочка, не надо кукол. А может быть, позвать к тебе Катю или Женечку? Ты ведь их так любишь.
- Не надо, мама. Правда же, не надо. Я ничего, ничего не хочу. Мне так скучно!
- Хочешь, я тебе принесу шоколаду?
Но девочка не отвечает и смотрит в потолок неподвижными, невеселыми глазами. У нее ничего не болит и даже нет жару. Но она худеет и слабеет с каждым днем. Что бы с ней ни делали, ей все равно, и ничего ей не нужно. Так лежит она целые дни и целые ночи, тихая, печальная. Иногда она задремлет на полчаса, но и во сне ей видится что-то серое, длинное, скучное, как осенний дождик.
Когда из детской отворена дверь в гостиную, а из гостиной дальше в кабинет, то девочка видит папу. Папа ходит быстро из угла в угол и все курит, курит. Иногда он приходит в детскую, садится на край постельки и тихо поглаживает Надины ноги. Потом вдруг встает и отходит к окну. Он что-то насвистывает, глядя на улицу, но плечи у него трясутся. Затем он торопливо прикладывает платок к одному глазу, к другому и, точно рассердись, уходит к себе в кабинет. Потом он опять бегает из угла в угол и все… курит, курит, курит… И кабинет от табачного дыма делается весь синий.

Но однажды утром девочка просыпается немного бодрее, чем всегда. Она что-то видела во сне, но никак не может вспомнить, что именно, и смотрит долго и внимательно в глаза матери.
- Тебе что-нибудь нужно? - спрашивает мама.
Но девочка вдруг вспоминает свой сон и говорит шепотом, точно по секрету:
- Мама… а можно мне… слона? Только не того, который нарисован на картинке… Можно?
- Конечно, моя девочка, конечно, можно.
Она идет в кабинет и говорит папе, что девочка хочет слона. Папа тотчас же надевает пальто и шляпу и куда-то уезжает. Через полчаса он возвращается с дорогой, красивой игрушкой. Это большой серый слон, который сам качает головою и машет хвостом; на слоне красное седло, а на седле золотая палатка и в ней сидят трое маленьких человечков. Но девочка глядит на игрушку так же равнодушно, как на потолок и на стены, и говорит вяло:
- Нет. Это совсем не то. Я хотела настоящего, живого слона, а этот мертвый.
- Ты погляди только, Надя, - говорит папа. - Мы его сейчас заведем, и он будет совсем, совсем как живой.
Слона заводят ключиком, и он, покачивая головой и помахивая хвостом, начинает переступать ногами и медленно идет по столу. Девочке это совсем не интересно и даже скучно, но, чтобы не огорчить отца, она шепчет кротко:
- Я тебя очень, очень благодарю, милый папа. Я думаю, ни у кого нет такой интересной игрушки… Только… помнишь… ведь ты давно обещал свозить меня в зверинец посмотреть на настоящего слона… и ни разу не повез…
- Но, послушай же, милая моя девочка, пойми, что это невозможно. Слон очень большой, он до потолка, он не поместится в наших комнатах… И потом, где я его достану?
- Папа, да мне не нужно такого большого… Ты мне привези хоть маленького, только живого. Ну, хоть вот, вот такого… Хоть слоненышка.
- Милая девочка, я рад все для тебя сделать, но этого я не могу. Ведь это все равно как если бы ты вдруг мне сказала: папа, достань мне с неба солнце.
Девочка грустно улыбается.
- Какой ты глупый, папа. Разве я не знаю, что солнце нельзя достать, потому что оно жжется. И луну тоже нельзя. Нет, мне бы слоника… настоящего.
И она тихо закрывает глаза и шепчет:
- Я устала… Извини меня, папа…
Папа хватает себя за волосы и убегает в кабинет. Там он некоторое время мелькает из угла в угол. Потом решительно бросает на пол недокуренную папиросу (за что ему всегда достается от мамы) и кричит горничной:
- Ольга! Пальто и шляпу!
В переднюю выходит жена.
- Ты куда, Саша? - спрашивает она.
Он тяжело дышит, застегивая пуговицы пальто.
- Я сам, Машенька, не знаю куда… только, кажется, я сегодня к вечеру и в самом деле приведу сюда, к нам, настоящего слона.
Жена смотрит на него тревожно.
- Милый, здоров ли ты? Не болит ли у тебя голова? Может быть, ты плохо спал сегодня?
- Я совсем не спал, - отвечает он сердито. - Я вижу, ты хочешь спросить, не сошел ли я с ума? Покамест нет еще. До свиданья! Вечером все будет видно.
И он исчезает, громко хлопнув входной дверью.

Через два часа он сидит в зверинце, в первом ряду, и смотрит, как ученые звери по приказанию хозяина выделывают разные штуки. Умные собаки прыгают, кувыркаются, танцуют, поют под музыку, складывают слова из больших картонных букв. Обезьянки - одни в красных юбках, другие в синих штанишках - ходят по канату и ездят верхом на большом пуделе. Огромные рыжие львы скачут сквозь горящие обручи. Неуклюжий тюлень стреляет из пистолета. Под конец выводят слонов. Их три: один большой, два совсем маленькие, карлики, но все-таки ростом куда больше, чем лошадь. Странно смотреть, как эти громадные животные, на вид такие неповоротливые и тяжелые, исполняют самые трудные фокусы, которые не под силу и очень ловкому человеку. Особенно отличается самый большой слон. Он становится сначала на задние лапы, садится, становится на голову, ногами вверх, ходит по деревянным бутылкам, ходит по катящейся бочке, переворачивает хоботом страницы большой картонной книги и, наконец, садится за стол и, повязавшись салфеткой, обедает, совсем как благовоспитанный мальчик.
Представление оканчивается. Зрители расходятся. Надин отец подходит к толстому немцу, хозяину зверинца. Хозяин стоит за дощатой перегородкой и держит во рту большую черную сигару.
- Извините, пожалуйста, - говорит Надин отец. - Не можете ли вы отпустить вашего слона ко мне домой на некоторое время?
Немец от удивления широко открывает глаза и даже рот, отчего сигара падает на землю. Он, кряхтя, нагибается, подымает сигару, вставляет ее опять в рот и только тогда произносит:
- Отпустить? Слона? Домой? Я вас не понимаю.
По глазам немца видно, что он тоже хочет спросить, не болит ли у Надиного отца голова… Но отец поспешно объясняет, в чем дело: его единственная дочь, Надя, больна какой-то странной болезнью, которой даже доктора не понимают как следует. Она лежит уж месяц в кроватке, худеет, слабеет с каждым днем, ничем не интересуется, скучает и потихоньку гаснет. Доктора велят ее развлекать, но ей ничто не нравится; велят исполнять все ее желания, но у нее нет никаких желаний. Сегодня она захотела видеть живого слона. Неужели это невозможно сделать?
И он добавляет дрожащим голосом, взявши немца за пуговицу пальто:
- Ну вот… Я, конечно, надеюсь, что моя девочка выздоровеет. Но… спаси бог… вдруг ее болезнь окончится плохо… вдруг девочка умрет?.. Подумайте только: ведь меня всю жизнь будет мучить мысль, что я не исполнил ее последнего желания!..
Немец хмурится и в раздумье чешет мизинцем левую бровь. Наконец он спрашивает:
- Гм… А сколько вашей девочке лет?
- Шесть.
- Гм… Моей Лизе тоже шесть. Гм… Но, знаете, вам это будет дорого стоить. Придется привести слона ночью и только на следующую ночь увести обратно. Днем нельзя. Соберется публикум, и сделается один скандал… Таким образом выходит, что я теряю целый день, и вы мне должны возвратить убыток.
- О, конечно, конечно… не беспокойтесь об этом…
- Потом: позволит ли полиция водить один слон в один дом?
- Я это устрою. Позволит.
- Еще один вопрос: позволит ли хозяин вашего дома вводить в свой дом один слон?
- Позволит. Я сам хозяин этого дома.
- Ага! Это еще лучше. И потом еще один вопрос: в котором этаже вы живете?
- Во втором.
- Гм… Это уже не так хорошо… Имеете ли вы в своем доме широкую лестницу, высокий потолок, большую комнату, широкие двери и очень крепкий пол? Потому что мой Томми имеет высоту три аршина и четыре вершка, а в длину четыре аршин. Кроме того, он весит сто двенадцать пудов.
Надин отец задумывается на минуту.
- Знаете ли что? - говорит он. - Поедем сейчас ко мне и рассмотрим все на месте. Если надо, я прикажу расширить проход в стенах.
- Очень хорошо! - соглашается хозяин зверинца.

Ночью слона ведут в гости к больной девочке.
В белой попоне он важно шагает по самой середине улицы, покачивает головой и то свивает, то развивает хобот. Вокруг него, несмотря на поздний час, большая толпа. Но слон не обращает на нее внимания: он каждый день видит сотни людей в зверинце. Только один раз он немного рассердился.
Какой-то уличный мальчишка подбежал к нему под самые ноги и начал кривляться на потеху зевакам.
Тогда слон спокойно снял с него хоботом шляпу и перекинул ее через соседний забор, утыканный гвоздями.
Городовой идет среди толпы и уговаривает ее:
- Господа, прошу разойтись. И что вы тут находите такого необыкновенного? Удивляюсь! Точно не видали никогда живого слона на улице.
Подходят к дому. На лестнице, так же как и по всему пути слона, до самой столовой, все двери растворены настежь, для чего приходилось отбивать молотком дверные щеколды. Точно так же делалось однажды, когда в дом вносили большую чудотворную икону.
Но перед лестницей слон останавливается в беспокойстве и упрямится.
- Надо дать ему какое-нибудь лакомство… - говорит немец. - Какой-нибудь сладкий булка или что… Но… Томми!.. Ого-го!.. Томми!
Надин отец бежит в соседнюю булочную и покупает большой круглый фисташковый торт. Слон обнаруживает желание проглотить его целиком вместе с картонной коробкой, но немец дает ему всего четверть. Торт приходится по вкусу Томми, и он протягивает хобот за вторым ломтем. Однако немец оказывается хитрее. Держа в руке лакомство, он подымается вверх со ступеньки на ступеньку, и слон с вытянутым хоботом, с растопыренными ушами поневоле следует за ним. На площадке Томми получает второй кусок.
Таким образом его приводят в столовую, откуда заранее вынесена вся мебель, а пол густо застлан соломой… Слона привязывают за ногу к кольцу, ввинченному в пол. Кладут перед ним свежей моркови, капусты и репы. Немец располагается рядом, на диване. Тушат огни, и все ложатся спать.

На другой день девочка просыпается чуть свет в прежде всего спрашивает:
- А что же слон? Он пришел?
- Пришел, - отвечает мама, - но только он велел, чтобы Надя сначала умылась, а потом съела яйцо всмятку и выпила горячего молока.
- А он добрый?
- Он добрый. Кушай, девочка. Сейчас мы пойдем к нему.
- А он смешной?
- Немножко. Надень теплую кофточку.
Яйцо быстро съедено, молоко выпито. Надю сажают в ту самую колясочку, в которой она ездила, когда была еще такой маленькой, что совсем не умела ходить, и везут в столовую.
Слон оказывается гораздо больше, чем думала Надя, когда разглядывала его на картинке. Ростом он только чуть-чуть пониже двери, а в длину занимает половину столовой. Кожа на нем грубая, в тяжелых складках. Ноги толстые, как столбы. Длинный хвост с чем-то вроде помела на конце. Голова в больших шишках. Уши большие, как лопухи, и висят вниз. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые. Клыки обрезаны. Хобот - точно длинная змея и оканчивается двумя ноздрями, а между ними подвижной, гибкий палец. Если бы слон вытянул хобот во всю длину, то наверно достал бы он им до окна.
Девочка вовсе не испугана. Она только немножко поражена громадной величиной животного. Зато нянька, шестнадцатилетняя Поля, начинает визжать от страха.
Хозяин слона, немец, подходит к колясочке и говорит:
- Доброго утра, барышня. Пожалуйста, не бойтесь. Томми очень добрый и любит детей.
Девочка протягивает немцу свою маленькую бледную ручку.
- Здравствуйте, как вы поживаете? - отвечает она. - Я вовсе ни капельки не боюсь. А как его зовут?
- Томми.
- Здравствуйте, Томми, - произносит девочка и кланяется головой. Оттого, что слон такой большой, она не решается говорить ему на «ты». - Как вы спали эту ночь?
Она и ему протягивает руку. Слон осторожно берет и пожимает ее тоненькие пальчики своим подвижным сильным пальцем и делает это гораздо нежнее, чем доктор Михаил Петрович. При этом слон качает головой, а его маленькие глаза совсем сузились, точно смеются.
- Ведь он все понимает? - спрашивает девочка немца.
- О, решительно все, барышня!
- Но только он не говорит?
- Да, вот только не говорит. У меня, знаете, есть тоже одна дочка, такая же маленькая, как и вы. Ее зовут Лиза. Томми с ней большой, очень большой приятель.
- А вы, Томми, уже пили чай? - спрашивает девочка слона.
Слон опять вытягивает хобот и дует в самое лицо девочки теплым сильным дыханием, отчего легкие волосы на голове девочки разлетаются во все стороны.
Надя хохочет и хлопает в ладоши. Немец густо смеется. Он сам такой большой, толстый и добродушный, как слон, и Наде кажется, что они оба похожи друг на друга. Может быть, они родня?
- Нет, он не пил чаю, барышня. Но он с удовольствием пьет сахарную воду. Также он очень любит булки.
Приносят поднос с булками. Девочка угощает слона. Он ловко захватывает булку своим пальцем и, согнув хобот кольцом, прячет ее куда-то вниз под голову, где у него движется смешная, треугольная, мохнатая нижняя губа. Слышно, как булка шуршит о сухую кожу. То же самое Томми проделывает с другой булкой, и с третьей, и с четвертой, и с пятой и в знак благодарности кивает головой, и его маленькие глазки еще больше суживаются от удовольствия. А девочка радостно хохочет.
Когда все булки съедены, Надя знакомит слона со своими куклами:
- Посмотрите, Томми, вот эта нарядная кукла - это Соня. Она очень добрый ребенок, но немножко капризна и не хочет есть суп. А это Наташа - Сонина дочь. Она уже начинает учиться и знает почти все буквы. А вот это - Матрешка. Это моя самая первая кукла. Видите, у нее нет носа, и голова приклеена, и нет больше волос. Но все-таки нельзя же выгонять из дому старушку. Правда, Томми? Она раньше была Сониной матерью, а теперь служит у нас кухаркой. Ну, так давайте играть, Томми: вы будете папой, а я мамой, а это будут наши дети.
Томми согласен. Он смеется, берет Матрешку за шею и тащит к себе в рот. Но это только шутка. Слегка пожевав куклу, он опять кладет ее девочке на колени, правда немного мокрую и помятую.
Потом Надя показывает ему большую книгу с картинками и объясняет:
- Это лошадь, это канарейка, это ружье… Вот клетка с птичкой, вот ведро, зеркало, печка, лопата, ворона… А это вот, посмотрите, это слон! Правда, совсем не похоже? Разве же слоны бывают такие маленькие, Томми?
Томми находит, что таких маленьких слонов никогда не бывает на свете. Вообще ему эта картинка не нравится. Он захватывает пальцем край страницы и переворачивает ее.
Наступает час обеда, но девочку никак нельзя оторвать от слона. На помощь приходит немец:
- Позвольте, я все это устрою. Они пообедают вместе.
Он приказывает слону сесть. Слон послушно садится, отчего пол во всей квартире сотрясается и дребезжит посуда в шкафу, а у нижних жильцов сыплется с потолка штукатурка. Напротив его садится девочка. Между ними ставят стол. Слону подвязывают скатерть вокруг шеи, и новые друзья начинают обедать. Девочка ест суп из курицы и котлетку, а слон - разные овощи и салат. Девочке дают крошечную рюмку хересу, а слону - теплой воды со стаканом рома, и он с удовольствием вытягивает этот напиток хоботом из миски. Затем они получают сладкое - девочка чашку какао, а слон половину торта, на этот раз орехового. Немец в это время сидит с папой в гостиной и с таким же наслаждением, как и слон, пьет пиво, только в большем количестве.
После обеда приходят какие-то папины знакомые, их еще в передней предупреждают о слоне, чтобы они не испугались. Сначала они не верят, а потом, увидев Томми, жмутся к дверям.
- Не бойтесь, он добрый! - успокаивает их девочка.
Но знакомые поспешно уходят в гостиную и, не просидев и пяти минут, уезжают.
Наступает вечер. Поздно. Девочке пора спать. Однако ее невозможно оттащить от слона. Она так и засыпает около него, и ее уже сонную отвозят в детскую. Она даже не слышит, как ее раздевают.
В эту ночь Надя видит во сне, что она женилась на Томми, и у них много детей, маленьких, веселых слоняток. Слон, которого ночью отвели в зверинец, тоже видит во сне милую, ласковую девочку. Кроме того, ему снятся большие торты, ореховые и фисташковые, величиною с ворота…

Утром девочка просыпается бодрая, свежая и, как в прежние времена, когда она была еще здорова, кричит на весь дом, громко и нетерпеливо:
- Мо-лоч-ка!
Услышав этот крик, мама радостно крестится у себя в спальне.
Но девочка тут же вспоминает о вчерашнем и спрашивает:
- А слон?
Ей объясняют, что слон ушел домой по делам, что у него есть дети, которых нельзя оставлять одних, что он просил кланяться Наде и что он ждет ее к себе в гости, когда она будет здорова.
Девочка хитро улыбается и говорит:
- Передайте Томми, что я уже совсем здорова!

Нарушая тишину утра (1) гул моря (2) изредка (3) прерываемый криком чаек (4) доносился в открытые окна.

2.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ручной журавль всё время поглядывал в небо (1) и (2) если показывалась хищная птица (3) издавал тревожный крик (4) который куры и цыплята хорошо понимали.

4.Расставьте знаки препинания:

После долгой дороги (1) утомлённые путники напились из колодца (2) вода в котором (3) показалась им необыкновенно вкусной.

6.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Гора Талая (1) до самой вершины заросшая молодым сосняком (2) вся точно вспыхивала при каждом громовом всполохе, и можно было рассмотреть даже (3) выделявшиеся на светлом фоне (4) ветви деревьев.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

9.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В результате рыхления (1) возникает эффект насоса (2) благодаря (3) которому (4) почва хорошо обеспечивается воздухом.

10.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Среди поэтов Серебряного века А.А. Ахматова (1) несомненно (2) занимает особое положение. Она черпает содержание своих стихов (3) исключительно (4) из глубины своей души.

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е .

подразум..вающий

расчётл..вый

вкладч..к

повизг..вать

12. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И .

подпрыг..вать

крестонос..ц

обид..ться

локт..вой

13. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е .

застра..вать

горош..на

присва..вать

неряшл..вость

догматич..ский

14. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю .

(кресла) верт..тся

люб..щий (поесть)

(снега) присыпл..т

пил..щий (дрова)

(они) расстав..т

15. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО

Данте упоминает церковь Сан-Миниато и ведущую к ней лестницу (ЗА)ТЕМ, ЧТО(БЫ) показать, как высоки и трудны были для людей лестницы, высеченные в склонах священной горы.

(В)ОТЛИЧИЕ от большинства сообществ художников, круг интересов «Мира искусства» был необычайно широк: «мирискусники» много работали в театре, оформляли книги, занимались проектами интерьеров, а ТАК(ЖЕ) выступали в печати по разным вопросам искусства.

В ТОТ(ЖЕ) день, когда Базаров в саду объяснял Аркадию, (ПО)ЧЕМУ не принялись молодые дубки, он познакомился с Фенечкой.

Для И.А. Бунина, а ТАК(ЖЕ) для многих других (НА)ПРОТЯЖЕНИИ всей жизни Л.Н. Толстой оставался создателем абсолютных ценностей в сфере художественного творчества.

16. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(И)ТАК, Константин утверждал, что эта поездка прибавила жизненных сил;
я говорил ТО(ЖЕ) самое.

ЧТО(БЫ) быть счастливым, нужно стремиться к успеху и в ТО(ЖЕ) время необходимо учиться благородству по отношению к окружающим людям.

(С)НАЧАЛА май лес наряжает, (ЗА)ТЕМ лето в гости приглашает.

Незнакомец исчез за поворотом ТАК(ЖЕ) внезапно, как и появился, (ПО)ЭТОМУ рассмотреть его не удалось.

(НА)КОНЕЦ дождик перестал, но (КОЕ)ГДЕ ещё толпились тяжёлые громады отчасти рассеянных туч.

17. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

В качестве существительного мужского рода в литературном языке закрепилось ТАК(ЖЕ) и сокращение МИД: оно стало склоняться, и (ПО)ЭТОМУ правильно говорить: «МИД сделал заявление».

Он резко дёрнул за верёвку (НА)ПОДОБИЕ того, как рыбаки подсекают рыбу, понимая, что (В)СВЯЗИ со своим поведением он не сможет заслужить благосклонности начальника.

Подруги знали, чувствовали, что прощаются (НА)ВСЕГДА, и прощались как-то (ПО)ОСОБЕННОМУ.

Мама (В)ПОСЛЕДСТВИИ смирилась с моим выбором и даже (ПО)СВОЕМУ старалась помочь мне.

Наш организм способен усваивать не более 200 мл воды за четверть часа, (ПО)ЭТОМУ диетологи рекомендуют равномерное питьё (В)ТЕЧЕНИЕ дня.

18. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.

Задание 16

(ВНИМАНИЕ: может быть один ответ)

Вариант 1

1.

Наш корабль (1) ловко примостившись (2) между судами-великанами (3) еще долго стоял в гавани.

2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры , на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Образованный на речке (1) пруд (2) по диагонали пересекавший усадьбу Абрамцево (3) явился естественной границей двора с хозяйственными постройками и парка (4) раскинувшегося к юго-востоку от усадебного дома.

3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Маша просидела в углу до самого обеда (1) внимательно глядя на старшую сестру и (2) вслушиваясь в (3) произносимые ею (4) слова.

4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Зародившийся во Франции в условиях абсолютистского режима (1) классицизм (2) нашёл отражение в архитектуре большинства европейских стран (3) отличаясь в каждой стране (4) своими особенностями.

5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Художник Айвазовский умел изобразить пену (1) внезапно разбегающуюся (2) по изгибам волн (3) и морской песок (4) просвечивающий сквозь пенистую воду.

6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сад (1) всё больше редея и переходя в настоящий луг (2) спускался к (3) поросшей зелёным камышом и ивняком (4) реке.

7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Эпоха (1) начавшаяся (2) после открытий Галилео Галилея (3) и завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначила новый этап в развитии науки и техники.

8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Типичный памятник ярославского зодчества - церковь Ильи Пророка - представляет собой (1) хорошо освещённый (2) изнутри (3) храм (4) окружённый крытыми галереями.

9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Можно лишь преклоняться перед гением Цветаевой (1) создавшей совершенно неповторимый поэтический мир (2) и (3) свято верившей (4) в свою музу.

10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Закинув голову (1) я мог видеть в вышине тёмную деревянную церковку (2) наивно глядевшую на меня (3) с высокой кручи.

Вариант 2

Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) направления (5) нового по мировоззрению и средствам изобразительности.

Человек на длительном историческом пути создал такие удивительные виды искусства, как музыка, поэзия, живопись, зодчество, ваяние (1) повествующие своим языком (2) о многообразии мира (3) окружающего нас.

На закате солнца облака (1) вытянувшись длинными полосами (2) летели от востока к западу и там загорались одно за другим, как будто ураган кидал их в жерло (3) кем-то раскалённой (4) печи.

Архитектура Москвы (1) наследуя черты зодчества наиболее развитых древнерусских феодальных княжеств (2) обрела (3) отличающийся яркой самобытностью (4) стиль.

С высокого берега открываются (1) залитые утренним блеском (2)луга (3) ещё не проснувшиеся от ночной дремоты (4) спокойная синева реки, блеск утренних небес и море травы.

Современники Карла Брюллов a (1) воссозданные им на портретах (2) - русские люди (3) проникнутые (4) благородными устремлениями, жаждой жизни.

Молодые мастера живописи (1) руководимые И.Н. Крамским (2) вышли из состава Академии (3) отказавшись участвовать в конкурсе на получение золотой медали (4) и организовали «Артель

художников» – первую общественную организацию художников в России

Все события (1) обдуманные (2) и пережитые (3) облекались Тютчевым в художественные образы (4) поднимавшиеся на высоту философского обобщения.

Когда в Подмосковье клочья серых туч (1) гонимые холодным ветром (2) бежали по беспросветному небу, и (3) раскачиваясь (4) стонали берёзы и сосны, и хлестал дождь, я воспользовался отпуском и поехал в Крым.

Старинные решётки были оплетены хмелем и мышиным горошком (1) висевшим целыми бледно-зелёными кучками (2) с (3) разбросанными кое-где (4) бледно-лиловыми кисточками цветов.

Вариант 3

1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Не зажигая огня (1) я сел (2) у открытого окна (3) выходящего в давно заросший (4) сад.

2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Степной простор (1) весь осыпанный тонкой золотой пылью (2) кажется безбрежным, в густой траве дрожат (3) переливаясь и вспыхивая (4) бриллианты крупной росы.

3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

По берегам тёмных речушек (1) заваленных (2) буреломом (3) распускаются первые весенние цветы (4) поражающие яркостью красок.

4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Горная река (1) сжатая с обеих сторон неприступными стенами леса (2) пенилась (3) вздымая валы (4) и стремительно скользила вдаль.

5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Кругом были поля, глушь исконной, серединной России; среди них (1) зарастая кудрявой муравой (2) уходила вдаль (3) изрезанная заглохшими колеями (4) дорога.

6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Гора Талая (1) до самой вершины заросшая молодым сосняком (2) вся точно вспыхивала при каждом громовом всполохе, и можно было рассмотреть даже (3) выделявшиеся на светлом фоне (4) ветви деревьев.

7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В лучах солнца роща озарялась, словно в ней всё улыбалось, тонкие стволы берёз (1) принимавшие отблеск белого шёлка (2) были ещё влажными от дождя, пестрели и загорались червонным золотом (3) лежавшие на земле (4) листья.

8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Перелистывая (1) книги из библиотеки Пушкина (2) и (3) изучая пометки на полях (4) невольно приходишь к выводу, что поэт был ещё и гениальным читателем.

9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Почти не отступая (1) от сюжета гоголевской повести (2) и (3) по возможности сохраняя характерный гоголевский язык (4) Н.А.Римский-Корсаков создал либретто оперы «Вечера на хуторе близ Диканьки».

10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В чёрной туче (1) отдыхающей на хребте западных гор (2) спряталось (3) уставшее за день (4) солнце.

Вариант 4

1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В глубоких балках между (1) поросшими редким кустарником (2) обрывами ещё лежат (3) напоминая об ушедшей ночи (4) влажные тени.

3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Паниковский (1) перебирая ногами (2) ухватился за кузов, потом налёг на борт животом, перевалился в машину и (3) стуча накрахмаленными манжетами (4) упал на дно автомобиля.

4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

На краю неба что-то чернеет, растёт в грозовую тучу и (1) отделившись от горизонта (2) движется очень быстро (3) приближаясь (4) к деревушке.

5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Перед нами открылся великолепный вид: река вьётся (1) тускло синея сквозь туманную даль (2) и человек (3) охваченный светлым дыханием весны (4) крепнет, вольнее ему дышится, радостнее у него на душе.

6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Знаменитая «Риторика» М.В. Ломоносова (1) включившая лучшие произведения отечественной словесности (2) стала первой в России хрестоматией художественной литературы (3) отражающей также многие теоретические вопросы развития (4) русского литературного письменного языка.

7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Когда на село (1) расположенное в долине (2) легла широкая прохладная тень от горы (3) закрывающей запад (4) народ собрался у белой старинной церкви.

8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Вскидывается мелкая рыбёшка (1) оставляя после себя на сонной воде (2) медленно разбегающиеся (3) колечки (4) похожие на шлепки дождевых капель.

9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Отец Фёдор (1) выбравшись из фиолетового тумана (2) напущенного автомобилем (3) пришёл в совершенное расстройство (4) и проделал остаток пути пешком.

10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Среди развалин древнего Херсонеса (1) висит (2) раскачиваясь над морем (3) колокол (4) установленный на невысоких прочных столбах.

Вариант 5

1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Нет ни одного русского живописца, который (1) побывав у моря (2) не пытался бы изобразить морскую стихию (3) пронизанную лучами (4) восходящего солнца.

2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Море слилось там с синим небом и крепко спит (1) отражая в себе прозрачную ткань облаков (2) не скрывающих собой (3) золотых узоров звёзд.

3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Интерес (1) возбуждённый к Лермонтову (2) несколькими стихотворениями (3) помещёнными в «Отечественных записках» (4) окончательно утвердился после опубликования романа «Герой

нашего времени».

4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Семейство (1) приехавшее на старенькой «Волге» (2) располагалось на отдых (3) натягивая в виде тента (4) сверкающую белизной простыню.

5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Вронский сумел заметить сдержанную оживлённость (1) играющую в её лице (2) и (3) порхающую между блестящими глазами и чуть заметной улыбкой (4) изгибавшей её румяные губы.

6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Напуганный дурными предзнаменованиями (1) наш проводник (2) отказавшись вести нас (3) повернулся и быстро пошёл обратно.

7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Пушкин (1) воспитанный на «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина (2) сказал по поводу русской истории (3) своё собственное слово (4) во многом превзошедшее карамзинское.

8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Несколько лет подряд я проводил летние месяцы вдали от наполненного суетой и грохотом (1) города, в тихой деревушке (2) затерявшейся (3) среди густого соснового леса (4) издававшего крепкий смолистый аромат.

9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

За полем (1) засеянным (2) рожью (3) только что зацветшею (4) виднелась небольшая деревенька.

10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Знаменитая «Голубка» Пикассо (1) созданная несколькими штрихами (2) и (3) изображённая на чёрном фоне (4) в 1949 году стала символом мира.

Вариант 6

(в основе заданий – задания из Банка открытых заданий)

1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Маша просидела в углу до самого обеда (1) внимательно глядя на старшую сестру и (2) вслушиваясь в (3) произносимые ею (4) слова.

2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Техника глубокой живописи (1) позволяющая свободно рисовать (2) без каких-либо физических усилий (3) оказалась особенно близка Шишкину (4) сохранявшему свободную и живую манеру рисунка.

3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ипполит Матвеевич (1) погрязая в стыде (2) стоял под акацией и (3) не глядя на гуляющих (4) твердил три заученные фразы.

4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Портрет В. Лопухиной (1) сочетающей в себе (2) красивую внешность и одновременно душевную пустоту (3) становится загадкой (4) скрывающей (5) истинный замысел художника.

5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

По длинному и зыбкому плоту (1) сделанному из трёх связанных брёвен (2) мы перебрались через реку и пошли направо (3) держась (4) недалеко от берега.

6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Леонид Леонов (1) являясь классиком русской литературы ХХ века (2) был неутомимым защитником русского леса (3) названного им (4) «зелёным другом».

7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Высокая трава (1) клонившаяся к земле (2) мягко обвиваясь (3) около колес (4) оставляла свои семена на мокрых спицах.

8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Лес (1) ещё недавно синевший впереди (2) неожиданно побледнел (3) растворяясь (4) в косых потоках ливня.

9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Громом возвестив весну (1) гроза звенела (2) по траве (3) давно ожидавшей влаги и прохлады.

Вариант 7

1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Накинув нарядные уборы (1) берёзы первыми вступили (2) в осенний танец (3) весело и быстро захвативший (4) весь лес.

2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Под солнцем ярко светились (1) соперничая с ним (2) необыкновенно высокие, сочные и крупноцветные купальницы (3) похожие на жёлтые розы.

3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Рыбачьи лодки (1) вытащенные на берег (2) образовали на белом песке (3)длинный ряд тёмных килей (4) напоминающих (5) хребты громадных рыб.

4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В ненастье сосны стонут, и их ветки (1) сгибаемые порывами (2) разъярённого ветра (3) трещат (4) иногда царапая (5) иглами по коре дерева.

5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сразу же за рекой (1) поднимаясь (2) вверх (3) виднелись скалистые горы (4) очерченные внизу (5) ломаной линией чернеющих низеньких кустарников.

6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Пройдя не один десяток вёрст (1) и (2) почувствовав сильную усталость (3) я прилёг в тени густой ветлы (4) сиротливо стоявшей на берегу степного пруда.

7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Туман (1) редея (2) ползёт вверх (3) сливаясь (4) с быстро несущимися (5) тучами.

8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

С трудом я открыл дверь (1) заваленную ночным снегом (2) и (3) пробивая лопатою траншею (4) стал раскидывать (5) белый пух этой ночи и поднимать тяжёлые пласты.

9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Во время северной ночи (1) напоминающей утренний рассвет (2) стоящий на пригорке посёлок и (3) окружающий его редкий лес (4) кажутся особенно мрачными.

10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

С моря дул влажный холодный ветер (1) разнося по степи (2) задумчивую мелодию плеска (3) набегавшей на берег волны.

Вариант 8

1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я шёл пешком и (1) поражённый прелестью природы (2) поминутно останавливался (3) надеясь запомнить её.

2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Материал (1) собираемый писателем для работы (2) хранится в записных книжках (3) представляющих особую художественную ценность.

3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Нарушая тишину утра (1) гул моря (2) изредка (3) прерываемый криком чаек (4) доносился в открытые окна.

4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Знаменитый зодчий Василий Иванович Баженов (1) став по воле Павла Первого (2) вице-президентом Академии художеств (3) широко распахнул двери для людей всякого звания (4) желающих по вечерам заниматься в Академии рисованием.

5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Подчёркнуто простая геометрическая форма «Чёрного квадрата» Малевича (1) не увязанная ни с каким образом или понятием (2) уже существовавшим (3) в мире до неё (4) свидетельствовала об абсолютной свободе её создателя.

6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Птицы (1) сверху донизу занимавшие отвесные скалы (2) ни малейшего внимания не обращали (3) на проплывавшую внизу (4) шлюпку.

7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Для народов (1) жестикулирующих мало (2) русское общение (3) насыщенное жестами (4) кажется излишне эмоциональным.

8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Берёза (1) принаряженная зелёными клейкими листьями (2) стояла посреди поляны (3) радостно подставляя свои ветви (4) весеннему солнышку.

9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Впечатление от этой глубокой тишины было особенно сильно на опустевшем корабле (1) неподвижно стоявшем (2) посреди (3) наполнившейся редкими льдами (4) бухты.

10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

О выступы скал бились взволнованные (1) и грозные волны (2) и (3) пенясь (4) разбивались на тысячи мелких брызг.

Вариант 9

1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Структура научного произведения (1) обусловленная комплексом факторов (2) связанных со спецификой (3) научного мышления (4) отличается от организации публицистического текста.

2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Несколько лет подряд я проводил летние месяцы на даче под Солотчей вдали от наполненного суетой и грохотом (1) города, в тихой деревушке (2) затерявшейся (3) среди густого соснового леса (4) издававшего крепкий смолистый аромат.

3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Избы стояли (1) угрюмо нахохлившись (2) и ветер беспощадно трепал (3) обнажённые ветви берёзы.

4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Старик дремал(1) прикрыв лицо (2) шапкой, а внук (3) подперев подбородок ладонями (4) смотрел на лес (5) черневший вдали.

5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Приближаясь к роще (1) Дубровский услышал (2) удар топора и треск дерева (3) повалившегося на землю.

6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Перелистывая страницы (1) принесённой из кабинета (2) книги (3) отец остановился у приоткрытой двери (4) прислушиваясь к разговору на кухне.

7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Уже в наше врем я исследователи творчества Э.А. По (1) получив в своё распоряжение (2) скрывавшиеся прежде (3) материалы (4) смогли установить связь между жизнью и творчеством американского писателя.

8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

По длинному и зыбкому плоту (1) сделанному из трёх связанных брёвен (2) мы перебрались через реку и пошли направо (3)держась (4) недалеко от берега.

9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Воробей (1) неожиданно взлетев (2) исчез в светлой зелени сада (3) прозрачно сквозившей (4) на предвечернем небе.

10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В ненастье сосны стонут, и их ветки (1) сгибаемые порывами разъярённого ветра (2) трещат (3) иногда царапая (4) иглами по коре дерева.

Вариант 10

1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Солдаты (1) войдя в деревню (2) увидали (3) дома (4) сгоревшие дотла.

2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Поджав по себя (1) по-турецки (2) ноги (3) хозяин сидел посреди комнаты (4) увешанной коврами.

3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Вокруг расстилались (1) снега (2) блестящие на солнце (3) голубели льды (4) сияя переливающимися обликами.

4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Каждое утро (1) просыпаясь на рассвете (2) слышал я знакомые звуки (3) доносившиеся с озера.

5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Три мальчика (1) хватают четвёртого, тащат его к воде и (2) зайдя до колен (3) начинают раскачивать (4) стараясь бросить его подальше.

6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Внук Василь (1) подперев подбородок ладонями (2) и (3) сощурив глаза (4) рассеянно смотрел на реку, на сосновый лес (5) резко черневший среди пожара зари.

7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Он вспомнил, что (1) уходя (2) не запер дверь на террасу (3) и (4) возвращаясь назад на дачу (5) в сердцах проклинал и себя, и всех гостей.

8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Он (1) стоя на камне (2) расписанном узором лишайника (3) любовался (4) оживающей природой (5) полярной страны.

9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сказки бабушка сказывает (1) наклонясь к моему лицу (2) и (3) заглядывая в глаза мне расширенными зрачками (4) точно вливая в сердце моё силу.

10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Каштанка (1) увидев кота (2) отскочила, присела и (3) протягивая к нему морду (4) залилась громким лаем.

Задание 16

Обособленные члены предложения

(в основе заданий – КИМы прошлых лет)

1 тест

2 тест

3 тест

4 тест

5 тест

6 тест

7 тест

8 тест

9 тест

10 тест

1 вариант

13

234

1

3

134

12

14

4

1

12

2 вариант

125

13

12

12

34

123

1234

134

1234

1

3 вариант

13

1234

134

1234

12

12

12

4

4

12

4 вариант

24

34

1234

123

1234

123

1234

14

123

234

5 вариант

123

12

134

123

14

123

124

24

134

14

6 вариант

1

134

1234

134

123

123

124

123

123

13

7 вариант

13

123

124

134

134

34

123

1234

12

1

8 вариант

123

123

124

134

124

12

1234

123

1

34

9 вариант

124

24

12

1345

13

34

14

123

123

123

10 вариант

124

34

234

123

234

145

1245

123

14

1234