Экология леса в математических расчетах. Введение в математическую экологию. Краткий исторический путь развития экологии как науки

ПЛАН

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Введение 3

1. Криминологическая характеристика личности преступника. 5

1.1Лица, которые совершили преступления, как объекты криминологического исследования. Понятие личности преступника. 5

1.2 Основные криминологические признаки личности преступника. 7

1.3 Соотношение социального и биологического в личности преступника. 10

1.4 Классификация и типология преступников. 11

Заключение 15

Список использованной литературы 16

ВВЕДЕНИЕ

Криминология, как относительно молодая наука о преступности и средства борьбы с ней, находится в постоянном развитии, расширяется круг её интересов. Сейчас предмет криминологии охватывает сферу предкриминального и криминального поведения, а так же ёё вектемологические аспекты.

Изучение криминологии – важная составляющая профессиональной подготовки не только юристов, а и педагогов, психологов, экономистов, социологов и других специалистов. Без криминологических знаний сегодня не могут обойтись работники всех правоохранительных органов, особенно органов внутренних дел, налоговой милиции, учреждений исполнения наказаний. Они пребывают на переднем плане борьбы с преступностью и преступниками, должны собирать, анализировать и обобщать информацию об уровне, структуре, динамике, детерминантах и тенденции развития этого антиобщественного явления.

Без умения оперировать современными криминологическими знаниями невозможно разрабатывать и осуществлять адекватные противодействия преступности. Творчески использовать в этом деле позитивный опыт зарубежных стран, их внутренние и международно-правовые акты относительно борьбы с преступностью, учитывая её транснациональный характер.

Ни одна идея не находит своего развития, если не имеет соответствующих общественных условий и потребностей. Криминология, как отрасль научных знаний возникла в XVIII в. на базе уголовного права. Её появление было связано с обострением социальных противоречий, что привело к резкому возрастанию преступности. В этих условиях наука, которая объясняла преступность как явление, начала приобретать большую общественную значимость.

Проблема преступности и сегодня является одной из самых актуальных и политически острых. Вокруг неё не мало споров.

Рамки криминологии часто связывают её с предметом и фактически сводят к перечню его составляющих частей. Вместе с тем такой подход является недостаточным, поскольку, невзирая на весомость предмета, определение науки должно содержать полную её характеристику, указывая, в частности, на место науки в общей системе знаний, самые важные методологические подходы к объекту исследования, на конечную цель и задания исследовательских поисков.

Отечественную криминологию можно определить, как комплексную науку о преступности, её сущность и исторические формы проявления, детерминанты, состояние, структуру и динамику, личность преступника, жертву преступления, а так же о методах противодействия преступности и другим, связанным с ней, антисоциальным проявлениям.

Расхождение в определении предмета криминологии обусловлены пониманием сути предмета науки, сопоставления её с содержанием, заданиями и др. Показательным тут является взгляд, в соответствии с которым «всё, что изучает та или другая наука, входит в предмет». При таком подходе предмет криминологии определяется очень широко, фундаментальные теоретические проблемы науки становятся рядом с прикладными вопросами.

В одинаковых условиях разные люди ведут себя по-разному – одни придерживаются закона, другие его нарушают. Это даёт основания считать, что лица, которые выбрали антиобщественных вариант поведения, делают так вследствие определённых их особенностей, которые обусловили именно этот выбор. Поэтому очень важным направлением науки криминологии является изучение лиц, которые совершили преступление.

1. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА

1.1 ЛИЦА, КОТОРЫЕ СОВЕРШИЛИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, КАК ОБЪЕКТ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА

Одним из основных составляющих предмета науки криминологии является учение о личности преступника. Без него невозможно до конца выяснить все другие криминологические проблемы, будь-то детерминанты преступности или организация борьбы с ней.

С одной стороны, детерминанты преступности связаны с объективными социальными явлениями, которые негативно влияют на моральное формирование людей и проявляются в индивидуалистических, антиобщественных взглядах, привычках, позициях, которые лежат в основе преступного поведения, а с другой – с обстоятельствами, которые способствуют реализации проявления подобных взглядов, привычек и позиций в конкретном преступлении. Казалось бы, указанные явления и обстоятельства независимые от человека, который совершил преступление, и является внешними относительно него, но своё криминогенное значение они приобретают, формирую личность преступника и таким образом трансформируясь во внутренние детерминанты преступления.

Понятие «человек» включает неразрывное единство разных сторон его сути: социальной и биологической. У понятии «личность» фиксируются только специфически социальные признаки. Личность – это социальная сущность человека, те кем он стал в процессе социализации, своей деятельности в обществе. Социальные качества конкретного лица связаны с уровнем его осведомленности, содержанием внутреннего духовного мира. Обусловленная социальной средой и предыдущим опытом осведомленность становится активным элементом личности, определяя в конкретных случаях выбор им той или иной социальной позиции, линии и формы поведения. Такое понимание личности предусматривает диалектическое единство социального и психологического, их взаимную осведомленность.

Изучение личности преступника в криминологии подчинено выявлению закономерностей преступного поведения, преступности как массового явления, их детерминации и разработке научно обоснованных рекомендаций относительно борьбы с преступностью.

Поскольку понятие «личность преступника» имеет социально-правовой характер и объединяет общесоциальное понятие «личность» и юридическое понятие «преступник», то изучение преступления выявляет в себе только его антиобщественную направленность, но не раскрывает полностью его социальной сущности. Правильное суждения о человеке в целом возможно только на основании всех его признаков как личности. Только по этому совокупность и соотношение социально-позитивных и социально-негативных качеств дают полное представление о лицах, которые совершили преступление. Личности преступника так же свойственна определенная система морально-психологических убеждений, особенностей, установок, интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств. Морально-психологические особенности личности преступника пребывают в диалектической связи с её социальными особенностями, а потому должны рассматриваться в этом единстве.

Личность преступника – это совокупность социально значимых особенностей, признаков, связей и отношений, которые характеризуют человека, виновного в нарушении уголовного закона, в соединении с другими (неличностными) условиями и обстоятельствами, которые влияют на её преступное поведение.

Закономерно встаёт вопрос: с какого времени можно говорить о личности преступника и когда такая возможность отпадает, то есть в каких рамках существует личность преступника? Отвечая на него, нужно учитывать уголовно-правовой, социологический и криминологический аспекты понятия личности преступника. В уголовно-правовом аспекте личность преступника возникает после признания его судом виновным и вступления приговора суда в законную силу и длится до момента отбытия наказания и погашения (снятия) судимости. Такое положение имеет важное значение, поскольку даёт возможность верно определить направления и рамки изучения личности преступника и именно тех особенностей, которые сыграли решающую роль в совершении преступления.

Криминологическая характеристика такой личности тоже неразрывно связана с преступлением, которое она совершила. Но криминологов больше интересует генезис личности преступника, то есть процесс её становления и развития, который раскрывает детерминанты её формирования. Такой интерес исчезает, когда данная личность перестаёт быть антисоциально ориентированным. Таким образом, антиобщественные особенности, которые характеризуют личность преступника, существуют до преступления и обусловливают его совершение, однако признание конкретного личности преступником возможно только после и в связи с совершением им преступления.

В отечественной криминологии понятие преступника трактуется по-разному. В одном случае под ним понимают личность, которое виновно совершило общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом. И преступников объединяет только то, что они совершили преступление. В другом – делается акцент на качественное отличие личности преступника от лица не преступника. И только тогда, когда криминологическое исследование ставило целью изучение личности преступника, проводился более детальный анализ. При этом акцентировалось, что антиобщественная направленность личности проявляется в её моральных поступках, дисциплинарных, административных и других правонарушениях, которые еще не имеют преступного характера, но при повторении еще больше приобретают уголовные черты и указывают на реальную возможность совершения данной личностью преступления.

1.2 ОСНОВНЫЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА

Многообразие связей, свойств и типичных признаков, которые определяют личность преступника, криминология изучает в двух аспектах: юридическом и социолого-психологическом.

Она рассматривает проблемы личности преступника только в контексте его общественно опасного, виновного и противоправного деяния, а не вне его. О личности преступника можно говорить лишь в связи с совершением преступления, так как анализ этой проблемы строится на уголовно-правовой концепции субъекта преступления. Криминология изучает, прежде всего, социально значимые черты и свойства лиц, совершивших преступления, прослеживает типологические особенности личности преступника, характеризуя его как особый социальный тип, который объединяет типичные, раскрывающие сложный механизм преступного поведения, социально-правовые признаки всех лиц, совершивших преступления, в данный период времени.

Теория личности преступника объединяет лиц, совершивших преступление. Поэтому необходим анализ всей совокупности антисоциальных взглядов, навыков, привычек и наклонностей, ценностей и убеждений, деформированных потребностей и интересов, мотивов и целей, которые порождают преступное поведение личности. Таким способом можно раскрыть те социальные связи и отношения, которые, в конечном счете, сформировали антисоциальную направленность личности преступника, его негативное или нигилистическое отношение к определенным общественным отношениям. И поскольку всякий преступный акт отражает, прежде всего, интеллектуальные, эмоциональные, волевые и нравственные качества человека, для криминологии важно установить объективные характеристики этих качеств, проследить этапы их деформации. На основе этого она может построить целостную классификационную систему криминогенных обстоятельств в социальной сфере, которые детерминируют личность преступника и его преступное поведение.

Главной отличительной чертой личности преступника является его деформированное нравственное и правовое сознание. В соответствии с этим и совершенным конкретным преступлением личность преступника следует ограничивать от личности остальных людей. Личность преступника - это личность человека, который «самовольно порвал какой-нибудь узел из множества социальных узлов», связывающих его с государством и обществом.

Изучение личности преступника охватывает и исследование видов социальных характеристик, которые помогают выяснить все ее структурообразующие элементы.

Система этих социальных характеристик (по поводу которой существуют различные точки зрения) включает:

  • а) социально-демографическую;
  • б) уголовно-правовую;
  • в) социально-психологическую;
  • г) социально-нравственную.
  • а) социально-демографическая характеристика представляет богатую эмпирическую информацию о социальном статусе, множестве связей и социальных ролей, которые определяют личность преступника как субъект и объект общественных отношений. С помощью социально-демографических признаков - пола, возраста, семейного и социального положения, образования, профессии и др. выясняется преступная активность различных социальных слоев населения, прослеживаются возрастные и половые особенности лиц, совершивших преступления, и т.д. Их образование, например, часто находится ниже среднего уровня: мужчины, в сравнении с женщинами, проявляют значительно большую криминальную активность. Разумеется, это объясняется не какой-то биологической предрасположенностью, а социальными факторами.

Исследование семейного и социального положения позволяет выяснить ряд криминогенных обстоятельств, под воздействием которых сформировалась личность конкретного преступника. Это имеет большое значение для организации и тактики профилактики преступлений.

  • б) уголовно-правовая характеристика личности преступника основывается на уголовно-правовых категориях, таких, как вид совершенного преступления, соучастие, рецидив, вид и размер назначенного наказания. Сведения о наказаниях дают возможность для выводов об эффективности самих уголовно-правовых норм.
  • в) социально-психологическая характеристика способствует изучению механизмов взаимодействия «личность - среда», выяснению неблагоприятных условий, под воздействием которых формируется личность преступника. Анализ эмоциональной, волевой и интеллектуальной сфер позволяет сделать выводы о процессах мотивации индивидуального преступного поведения, раскрыть конкретные мотивы и цели преступления.

Социально-психологический анализ позволяет, в конечном счете, понять механизм действия непосредственных причин и условий, влияющих на преступное поведение личности. Он помогает раскрыть содержание антисоциальной направленности личности преступника, его эрозированных взглядов и наклонностей, извращенных потребностей и интересов. Все это в свою очередь содействует определению мотивации преступления.

г) социально-нравственная характеристика. Любое поведение, в том числе и преступное, всегда имеет социально-этические содержание и оценку: оно несет печать нравственных особенностей и черт личности, всяческие их дефекты существенно влияют на ее поведение.

Нравственная характеристика охватывает все этические качества, создающие духовный, моральный облик, в основе которого лежат представления о добре и зле, совести и долге, чести и достоинстве. Эти качества отражают степень нравственной зрелости личности и обусловливают любой поведенческий акт. В сознательной деятельности человека проявляются и нравственные чувства, настроения, оценки. Поэтому их криминологическое изучение особенно необходимо.

Личность преступника характеризуется такими отрицательными нравственными качествами, как скупость, малодушие, подлость, нескромность, авантюризм, нигилизм, духовная пустота и циничное отношение к нравственным ценностям общества и т.д. Но у нее сохраняются и положительные нравственные качества, на которые опирается процесс перевоспитания преступников, их ресоциализации.

В этой связи следует знать, что подавляющая часть случаев отклоняющегося поведения формально контролируется семьей и другими социальными группами. С раннего детства человек усваивает образцы поведения и ценностные представления, принятые в обществе, от своих родителей, сверстников, коллег по работе или друзей, с которыми проводит свободное время. Между уголовным законодательством и неформальным социальным контролем обнаруживается вместе с тем довольно тесное взаимодействие. «Уголовное законодательство создает и поддерживает основополагающие ценностные представления, которые в протекающем всю жизнь процессе социализации передаются другим поколениям. Оно решает свою задачу формирования и поддержания ценностей в очень продолжительных и сложных социальных процессах, в которых значительное участие принимает уголовная юстиция, общественное мнение и средства массовой информации»1.

Разумеется, каждое общество индивидуально. Образцы поведения и ценностные представления, которые тесно связаны целой системой обычаев и традиций, одобряемые в одном обществе, могут быть признаны криминалом в другом. В зависимости от этих обстоятельств очерчиваются границы преступного и непреступного. Однако во всех социумах к таковым зачисляют поступки, противоречащие ценностным представлениям и образцам поведения.

ПЛАН

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Введение 3

1. Криминологическая характеристика личности преступника. 5

1.1Лица, которые совершили преступления, как объекты криминологического исследования. Понятие личности преступника. 5

1.2 Основные криминологические признаки личности преступника. 7

1.3 Соотношение социального и биологического в личности преступника. 10

1.4 Классификация и типология преступников. 11

Заключение 15

Список использованной литературы 16

ВВЕДЕНИЕ

Криминология, как относительно молодая наука о преступности и средства борьбы с ней, находится в постоянном развитии, расширяется круг её интересов. Сейчас предмет криминологии охватывает сферу предкриминального и криминального поведения, а так же ёё вектемологические аспекты.

Изучение криминологии – важная составляющая профессиональной подготовки не только юристов, а и педагогов, психологов, экономистов, социологов и других специалистов. Без криминологических знаний сегодня не могут обойтись работники всех правоохранительных органов, особенно органов внутренних дел, налоговой милиции, учреждений исполнения наказаний. Они пребывают на переднем плане борьбы с преступностью и преступниками, должны собирать, анализировать и обобщать информацию об уровне, структуре, динамике, детерминантах и тенденции развития этого антиобщественного явления.

Без умения оперировать современными криминологическими знаниями невозможно разрабатывать и осуществлять адекватные противодействия преступности. Творчески использовать в этом деле позитивный опыт зарубежных стран, их внутренние и международно-правовые акты относительно борьбы с преступностью, учитывая её транснациональный характер.

Ни одна идея не находит своего развития, если не имеет соответствующих общественных условий и потребностей. Криминология, как отрасль научных знаний возникла в XVIII в. на базе уголовного права. Её появление было связано с обострением социальных противоречий, что привело к резкому возрастанию преступности. В этих условиях наука, которая объясняла преступность как явление, начала приобретать большую общественную значимость.

Проблема преступности и сегодня является одной из самых актуальных и политически острых. Вокруг неё не мало споров.

Рамки криминологии часто связывают её с предметом и фактически сводят к перечню его составляющих частей. Вместе с тем такой подход является недостаточным, поскольку, невзирая на весомость предмета, определение науки должно содержать полную её характеристику, указывая, в частности, на место науки в общей системе знаний, самые важные методологические подходы к объекту исследования, на конечную цель и задания исследовательских поисков.

Отечественную криминологию можно определить, как комплексную науку о преступности, её сущность и исторические формы проявления, детерминанты, состояние, структуру и динамику, личность преступника, жертву преступления, а так же о методах противодействия преступности и другим, связанным с ней, антисоциальным проявлениям.

Расхождение в определении предмета криминологии обусловлены пониманием сути предмета науки, сопоставления её с содержанием, заданиями и др. Показательным тут является взгляд, в соответствии с которым «всё, что изучает та или другая наука, входит в предмет». При таком подходе предмет криминологии определяется очень широко, фундаментальные теоретические проблемы науки становятся рядом с прикладными вопросами.

В одинаковых условиях разные люди ведут себя по-разному – одни придерживаются закона, другие его нарушают. Это даёт основания считать, что лица, которые выбрали антиобщественных вариант поведения, делают так вследствие определённых их особенностей, которые обусловили именно этот выбор. Поэтому очень важным направлением науки криминологии является изучение лиц, которые совершили преступление.

1. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА

1.1 ЛИЦА, КОТОРЫЕ СОВЕРШИЛИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, КАК ОБЪЕКТ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА

Одним из основных составляющих предмета науки криминологии является учение о личности преступника. Без него невозможно до конца выяснить все другие криминологические проблемы, будь-то детерминанты преступности или организация борьбы с ней.

С одной стороны, детерминанты преступности связаны с объективными социальными явлениями, которые негативно влияют на моральное формирование людей и проявляются в индивидуалистических, антиобщественных взглядах, привычках, позициях, которые лежат в основе преступного поведения, а с другой – с обстоятельствами, которые способствуют реализации проявления подобных взглядов, привычек и позиций в конкретном преступлении. Казалось бы, указанные явления и обстоятельства независимые от человека, который совершил преступление, и является внешними относительно него, но своё криминогенное значение они приобретают, формирую личность преступника и таким образом трансформируясь во внутренние детерминанты преступления.

Понятие «человек» включает неразрывное единство разных сторон его сути: социальной и биологической. У понятии «личность» фиксируются только специфически социальные признаки. Личность – это социальная сущность человека, те кем он стал в процессе социализации, своей деятельности в обществе. Социальные качества конкретного лица связаны с уровнем его осведомленности, содержанием внутреннего духовного мира. Обусловленная социальной средой и предыдущим опытом осведомленность становится активным элементом личности, определяя в конкретных случаях выбор им той или иной социальной позиции, линии и формы поведения. Такое понимание личности предусматривает диалектическое единство социального и психологического, их взаимную осведомленность.

Изучение личности преступника в криминологии подчинено выявлению закономерностей преступного поведения, преступности как массового явления, их детерминации и разработке научно обоснованных рекомендаций относительно борьбы с преступностью.

Поскольку понятие «личность преступника» имеет социально-правовой характер и объединяет общесоциальное понятие «личность» и юридическое понятие «преступник», то изучение преступления выявляет в себе только его антиобщественную направленность, но не раскрывает полностью его социальной сущности. Правильное суждения о человеке в целом возможно только на основании всех его признаков как личности. Только по этому совокупность и соотношение социально-позитивных и социально-негативных качеств дают полное представление о лицах, которые совершили преступление. Личности преступника так же свойственна определенная система морально-психологических убеждений, особенностей, установок, интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств. Морально-психологические особенности личности преступника пребывают в диалектической связи с её социальными особенностями, а потому должны рассматриваться в этом единстве.

Личность преступника – это совокупность социально значимых особенностей, признаков, связей и отношений, которые характеризуют человека, виновного в нарушении уголовного закона, в соединении с другими (неличностными) условиями и обстоятельствами, которые влияют на её преступное поведение.

Закономерно встаёт вопрос: с какого времени можно говорить о личности преступника и когда такая возможность отпадает, то есть в каких рамках существует личность преступника? Отвечая на него, нужно учитывать уголовно-правовой, социологический и криминологический аспекты понятия личности преступника. В уголовно-правовом аспекте личность преступника возникает после признания его судом виновным и вступления приговора суда в законную силу и длится до момента отбытия наказания и погашения (снятия) судимости. Такое положение имеет важное значение, поскольку даёт возможность верно определить направления и рамки изучения личности преступника и именно тех особенностей, которые сыграли решающую роль в совершении преступления.

Криминологическая характеристика такой личности тоже неразрывно связана с преступлением, которое она совершила. Но криминологов больше интересует генезис личности преступника, то есть процесс её становления и развития, который раскрывает детерминанты её формирования. Такой интерес исчезает, когда данная личность перестаёт быть антисоциально ориентированным. Таким образом, антиобщественные особенности, которые характеризуют личность преступника, существуют до преступления и обусловливают его совершение, однако признание конкретного личности преступником возможно только после и в связи с совершением им преступления.

В отечественной криминологии понятие преступника трактуется по-разному. В одном случае под ним понимают личность, которое виновно совершило общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом. И преступников объединяет только то, что они совершили преступление. В другом – делается акцент на качественное отличие личности преступника от лица не преступника. И только тогда, когда криминологическое исследование ставило целью изучение личности преступника, проводился более детальный анализ. При этом акцентировалось, что антиобщественная направленность личности проявляется в её моральных поступках, дисциплинарных, административных и других правонарушениях, которые еще не имеют преступного характера, но при повторении еще больше приобретают уголовные черты и указывают на реальную возможность совершения данной личностью преступления.

1.2 ОСНОВНЫЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА

Учение о личности преступника не может быть исчерпывающим без понимания проблемы личности вообще и её жизнедеятельности. Криминологи изучают преступность и преступников в рамках специфического детерминизма, когда раскрытие их составляющих явно неполное с точки зрения философии и общих наук о человеке и обществе. Эта специфика обуславливается предметом и методикой криминологических исследований. Возникает задача отделить круг тех характеристик, которые дают возможность выявить ближайшие к преступлению и преступнику причинно-следственные связи и типовые признаки. Для углубленного анализа этой проблемы криминологи обращаются к другим наукам о человеке.

Личности преступника присуща система признаков, особенностей, качеств, которые определяют её как человека, который соверши преступление. Будучи разновидностью личности вообще, личность преступника имеет общие признаки (пол, возраст, специальность, образование, социальное положение, роль в обществе), а так же свойственные только личности преступника специфические признаки, которые определяют и выражают характер и степень её общественной опасности. Отечественные криминологи делят признаки на такие основные группы:

а) социально-демографические;

б) уголовно-правовые;

в) социальные роли и статус;

г) морально-психологические характеристики.

Социально-демографические признаки личности преступника включают пол, возраст, образование, место рождения и проживания, гражданство и другие сведения демографического характера. Эти признаки присущи какой-либо личности и сами по себе не имеют криминологического значения. Но в статистической отчётности относительно лиц, совершивших преступления, социально-демографические признаки дают важную информацию, без которой невозможна полная криминологическая характеристика личности преступников. Учитывая такой признак, как пол, мы можем прийти к выводу, что преступность мужчин значительно превышает женскую, особенно при совершении тяжких насильственных преступлений. В частности, соотношение убийств, совершенных женщинами и мужчинами, составляет 1/11, тяжких телесных повреждений – 1/35. Однако в последние года уровень женской преступности в Украине возрастает.

Такой признак, как возраст, даёт возможность выявить криминогенную активность разных возрастных групп населения (несовершеннолетних, молодёжи, лиц зрелого возраста). Образовательная характеристика указывает на зависимость преступного поведения от уровня образования и интеллектуального развития личности, которые в значительной мере влияют на потребности и интересы человека. Для тех, кто совершил хулиганство, грабежи, посягнул на личность, характерен низкий образовательный и интеллектуальный уровень. Место проживания часто определяет географию преступности (городская или сельская), а так же характер преступности в курортных зонах, «спальных» районах городов, новостройках и др.

Криминально-правовая характеристика личности преступника – это данные не только о составе совершенного преступления, а и о направленности и мотивации преступного поведения, одноличностный или групповой характер преступной деятельности, форме соучастия (исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник), интенсивность криминальной деятельности, наличие судимостей и т.д. Такая характеристика даёт представление о личности преступника с криминально-правовых позиций. Эта группа признаков выражает качества, присущие именно личности преступника, а не какой-либо другой личности, например, аморальной, нарушителю трудовой дисциплины или законопослушному человеку.

Социально-ролевые характеристики раскрывают функции индивида, обусловленные его положением в системе существующих общественных отношений, принадлежность к определенной социальной группе, взаимодействие с другими людьми и организациями в разных сферах общественной жизни (рабочий или служащий, рядовой исполнитель или руководитель, неженатый или глава семьи, трудоспособный или нетрудоспособный, безработный и т.д.). Эти данные показывают место и значимость личности в обществе, каким ролям она отдаёт предпочтение, а какие игнорируе6т, раскрывают её социальную или антисоциальную ориентацию.

Распространёнными признаками лиц, которые совершают преступления, является низкая престижность их социальных ролей, отчуждённость от учебных или деловых коллективов и вместе с тем ориентирование на неформальные группы с антиобщественными формами поведения, завышенные претензии, для удовлетворения которых приходится игнорировать правовые нормы. Понятно, что социально-демографические признаки и социальные роли характеризуют личность преступника внешне, не раскрывая её внутреннего содержания. Они наиболее проявляются в морально-психологических особенностях личности преступника и помогают выяснить, почему данная личность совершила преступление и каково её внутреннее отношение к этому.

Моральные особенности личности включают её мировоззрение, духовность, взгляды, убеждения, установки и ценностные ориентации. Преступники отличаются негативным или безразличным отношением к своим гражданским обязанностям, соблюдению правовых норм, выбором незаконных средств удовлетворения личных потребностей, эгоизмом, игнорированием общественных интересов и т.д.

Психологическая характеристика личности преступника включает особенности её интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств. Интеллектуальные особенности предусматривают: уровень умственного развития, объём знаний, жизненный опыт, широту или узость взглядов, содержание или разнообразие интересов и т.д. Криминологические исследования показывают, что большинство лиц, которые совершили преступления, особенно насильственные, характеризуются сниженным уровнем общеобразовательных знаний, узким мировоззрением, а то и умственной отсталостью, ограниченными способностями к какой-то общественно полезной деятельности.

К эмоциональным особенностям личности относят равновесие и движимость нервных процессов (вид темперамента); степень эмоционального возбуждения; силу и темп реагирования на разные внешние раздражители, ситуации и т.д. Лицам, которые совершили насильственные преступления, присущи несдержанность, необдуманность поступков, агрессивность, конфликтность, переменчивость в отношениях с другими людьми. Волевые особенности личности состоят в умении осознанно регулировать своё поведение, способности принимать и исполнять правильные решения, достигать поставленной цели. Нужно отметить, что определённая часть преступников владеет сильными волевыми качествами, но они направлены на удовлетворение антиобщественных потребностей и интересов. Другие преступники характеризуются слабоволием, податливостью, неспособностью противостоять влиянию лиц, которые втягивают их в преступную деятельность.

1.3 СООТНОШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО И БИОЛОГИЧЕСКОГО В ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА

В учении о личности преступника очень принципиальным является вопрос о роли биологических факторов в преступном поведении. Эта проблема до конца не решена, и разные криминологи трактуют её по-разному. Первые попытки объяснить поведение преступника с биологических позиций были сделаны ещё во второй половине XIX в. в антропологической теории Ч. Ломбразо и его последователей. Такие подходы существуют и в современной зарубежной криминологии. В 70-е года значительный интерес среди советских криминологов вызывали публикации И.С. Ноя, который писал: «Независимо от среды человек может не стать ни преступником, ни героем, если родится с другой программой поведения».

Позже русских криминолог В.П. Емельянов сделал вывод: «Только определённая совокупность экономических, идеологических, социальных, биологических составляющих даёт реакцию, названную преступлением… Причина преступности – это синтез разнообразных явлений социального и биологического характера». И.С. Ной и В.П. Емельянов имели поклонников среди известных генетиков: Б.Л. Астаурова, Д.Н. Беляева. Вместе с этим, генетик В.П. Дубинин считает: «Человек не получает от рождения готовой специальной программы, она формируется общественной практикой в ходе его индивидуального развития».

В противовес антропологическим взглядам в криминологии всегда перевешивал подход, который принципиально запрещал биологизацию преступного поведения. Сторонники социологической школы указывали, что нельзя объяснять переменное социальное явление – преступление постоянными особенностями природы человека, в том числе «преступного человека». По мнению О.О. Герцензона, криминологу нет потребности погружаться в глубинную сущность личности, ища биологические источники поведения. В коллективной монографии «Генетика, поведение, ответственность» известны советские криминологи В.М. Кудрявцев, И.И. Карпец и генетик В.П. Дубинин доказывали только социальную обусловленность преступного поведения.

Ныне проблема социального и биологического в личности преступника тоже развязывается по-разному. Так, Ю.М. Антонян делает акцент на психо-физиологической характеристике преступников. В труде «Жестокость в нашей жизни» он указывает, что жестокость человека – это вечная категория. Очевидно, что и биологические, и социальные факторы принимают участие в детерминации преступников. Не случайно в уголовном процессе проводятся судебно-психологические, судебно-медицинские, судебно-психиатрические и другие виды экспертиз.

Однако позиция большинства современных отечественных криминологов основывается на том, что в общем преступное поведение в любом обществе имеет социальныйхарактер и социальную обусловленность. Пояснение её только преимущественно ли биологическими особенностями личности противоречит всей истории преступности, да и борьба с ней ведётся социально-экономическими, правовыми и другими средствами, а не биологическими. Говорить о биологических средствах влияния на современном уровне развития генетики не приходится ещё и потому, что эта наука не вооружила нас твёрдой возможностью корректировать поведение человека. Но расшифровка её генетического кода вселяет определённые надежды.

Биологическая природа человека сложилась задолго до возникновения самого понятия преступления и на протяжении всего исторического периода не претерпела исторических изменений, тогда как в социальном плане человек укрепляется значительно быстрее в зависимости от трансформации общественной жизни. Вместе с тем, от биологических особенностей человека тоже зависит, что он усвоит от среды, в которой пребывает и развивается. По этому биологическое выступает как бы основой в формировании личности и её взаимных в системе общественных отношений.

1.4 КЛАССИФИКАЦИЯ И ТИПОЛОГИЯ ПРЕСТУПНИКОВ

Изучение преступников будет неполным и нерезультативным, если не систематизировать полученные о них данные по определённым критериям. Борьбы с преступностью не может ориентироваться только на индивидуальную неповторимость каждой личности, одновременно она должна учитывать неоднородность контингента преступников. Эта проблема развязывается путём деления преступников на отдельные группы и типы, что достигается при помощи классификации и типологии.

Под классификацией понимается распределение статистической совокупности на группы по определённым четким признакам. В рамках классификации фактически изучается не личность в комплексе её характеристик, а контингенты преступников. При этом выявляется распространённость среди них тех или других признаков. В криминологии чаще всего используют классификационные группирования по таким критериям:

а) по социально-демографическим данным (пол, возраст, место проживания). В уголовно-правовой статистике выделяют несовершеннолетних с 14 до 18 лет, лиц молодого возраста (18-29 лет), зрелого возраста (30 лет и старше);

б) по социально-экономическим показателям (образование, профессия, наличие или отсутствие работы, материальное положение и т.д.);

в) по гражданству (граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства);

г) по состоянию личности в момент совершения преступления (алкогольное или наркотическое опьянение, пребывание в составе преступной группы, в местах лишения свободы и т.д.).

Классификация преступников возможна и по другим основаниям. Самым простым является их распределение по видам совершенных преступлений: убийцы, жулики, насильники, хулиганы, грабители, мошенники, взяточники и т.д. Это распределение основывается на виде преступления и меньше – на особенностях личности преступника, для которой преступление хотя и существенная, но не единственная характерная черта. Безусловно, такая классификация не может удовлетворить криминологов. В уголовном праве существует так же разделение преступников в зависимости от степени общественной опасности совершенного действия. Это лица, которые совершили: особо тяжкие, тяжкие преступления, средней тяжести или менее тяжкие и преступления, которые не имеют большой общественной опасности, а так же лица, которые ранее отбывали наказание в виде лишения свободы и особенно опасны рецидивисты.

Как правило, простая классификация на отображает всей сути явлений, которые исследуются. По этому, кроме тех, которые учитывают только один признак, используют и группирования сложнее, которые включают одновременно два-три признака. Так, в регионах выясняется, какого именно возраста и рода занятий преступники совершили те или иные преступления. При многомерной классификации могут применяться математические методы, которые дают возможность определённым образом систематизировать контингент преступников для их тщательного изучения, в частности выявления направлений изменений в этом контингенте, групп, которые требуют первоочередного профилактического внимания. Однако, выяснение только статистических показателей ещё не отвечает на вопрос, какой характер связей между разными оценками этой совокупности.

Типология является более глубоким разделением преступников на категории по признакам, которые причинно связаны с преступным поведением. В научной литературе указывается, что типология предусматривает высший уровень познания. При этом условно выделяют признаки-проявления и признаки-причины, которые обеспечивают содержательный характер разделения. В основе типологии обязательно лежат существенные признаки явлений.

В рамках одного Тима должны быть однородными признаки-проявления и признаки-причины; они должны отображать определённые функциональные закономерности и детерминантные связи, выявленные в криминологических исследованиях. Так, изучение краж как признаков-проявлений базируется на признаках-причинах стойкой ориентации личности на незаконные способы обеспечения своего благополучия, её безнаказанности после совершения предыдущих преступлений, определённом преступном опыте. Комплекс этих признаков указывает на тип профессионального преступника. Для осуществления типологии преступников необходимо выяснить внутреннее существо лиц, которые группируются, их глубинную антиобщественную направленность и целевую определённость на определённый вид преступной деятельности. Тип преступника выражает качественную однородность существенных характеристик многих преступников.

Криминологическая типология преступников, как правило, строится на двух основаниях: характере антиобщественной направленности личности и глубине и стойкости её асоциальности. Исходя из первого критерия преступников можно разделить на такие типы:

По агрессивно-неуважительному отношению к человеку и её важным благам (жизни, здоровью, чести, совести);

По корыстно-эгоистической мотивации, связанной с игнорированием принципа социальной справедливости и честного труда;

По индивидуалистично-анархическим отношениям к разным социальным институтам, своим гражданским, служебным, семейным и другим обязанностям;

По безответственному отношению к исполнению разных правил техники безопасности, которое проявляется в совершении неосторожных преступлений.

Среди преступников можно выделить так же такие типы, как последовательно-криминогенный, ситуативно-криминогенный, и ситуационный. Критерием их разграничения является характер взаимодействия социальной ситуации и личности (что перевешивает в таком взаимодействии – ситуация или личность).

Последовательно-криминогенный тип формируется в микросреде, где нормы морали и права систематически нарушаются; преступление вытекает из обычного стиля поведения и обуславливается стойкими антиобщественными взглядами, установками и ориентациями субъекта. Как правило, ситуация, которая способствует совершению преступления, активно создаётся самими личностями. Их криминальное поведение является автономным от внешних обстоятельств.

Ситуативно-криминогенный тип характеризуется нарушением моральных норм и совершением правонарушений непреступного характера, формируется и действует в противоречивой микросреде; преступление в значительной мере обусловлено ситуацией, неблагоприятной с социально-экономической, моральной и правовой точки зрения. К преступлению такую личность приводят его микросреда и весь предыдущий антиобщественный образ жизни.

Ситуативный тип : аморальные элементы в поведении такой личности и в её микросреде если и есть, то выражены слабо. Представителями этого типа преступление совершается под решающим влиянием ситуации, которая возникла не по их вине. Одновременно такая личность (в отличие от случайного преступника) может оправдывать в данных ситуациях своё и чужое преступное поведение или не знать правомерных способов разрешения конфликта. Так, среди этого типа воров в основном есть люди, которые берут то, что «плохо лежит».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как видим, учение о личности преступника имеет как научно-познавательное, так и практическое значение, конкретизируя в личности проблемы детерминации преступности и борьбы с ней.

Комплексное изучение личности преступника не должно ограничиваться установлением отдельных признаков, которые часто поверхностно характеризуют личность, а должно проводиться с необходимой глубиной в их взаимодействии, что является гарантией более полного выявления составляющих генезиса личности преступника с целью применения адекватных средств для её коррекции и недопущения совершения ею новых преступлений.

Типология фиксирует не просто то, что чаще всего случается, а закономерное, что является логичным результатом социального развития личности. Она углубляет наши знания о преступниках, что способствует разрешению общих заданий борьбы с преступностью, в частности повышению эффективности индивидуальной профилактики преступников и ресоциализации осуждённых.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зелинский А.Ф. Криминология: Курс лекций. – Харьков, 1996.

2. Коваленко О.И., Филонов В.П. Курс лекций по криминологии и профилактике преступлений. – Донецк, 1995.

3. Комплексная целевая программа борьбы с преступностью на 1996-2000 года: Утверждена Указом Президента Украины № 837/96 от 17 сентября 1996 года.

4. Кондратьев Я.Ю., Джужа А.Н. Курс криминологии: Учебник. – Киев. «Юринком Интер», 2001.

5. Преступность и её основные характеристики/ А.П. Гаврилишин, А.Н. Джужа и др. – К., 1993.

6. Сахаров А.Б. История Криминологии. – М., 1981.

Экология (от греч. ойкос - дом и логос — учение) — наука о законах взаимодействия живых организмов со средой их обитания.

Основателем экологии считается немецкий биолог Э. Геккель (1834- 1919 гг.), который впервые в 1866 г. употребил термин «экология». Он писал: «Под экологией мы подразумеваем общую науку об отношении организма и окружающей среды, куда мы относим все "условия существования" в широком смысле этого слова. Они частично являются органической частично неорганической природы».

Первоначально этой наукой была биология, изучающая популяции животных и растений в среде их обитания.

Экология изучает системы уровня выше отдельного организма. Основными объектами ее изучения являются:

  • популяция - группа организмов, относящихся к одному или сходным видам и занимающих определенную территорию;
  • , включающая биотическое сообщество (совокупность популяций на рассматриваемой территории) и среду обитания;
  • - область распространения жизни на Земле.

К настоящему времени экология вышла за рамки собственно биологии и превратилась в междисциплинарную науку, изучающую сложнейшие проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. Экология прошла сложный и длительный путь к осознанию проблемы «человек — природа», опираясь на исследования в системе «организм — среда».

Взаимодействие Человека с Природой имеет свою специфику. Человек наделен разумом, и это дает ему возможность осознать свое место в природе и предназначение на Земле. С начала развития цивилизации Человек задумывался о своей роли в природе. Являясь, безусловно, частью природы, человек создал особую среду обитания, которая называется человеческой цивилизацией. По мере развития она все больше вступала в противоречие с природой. Сейчас человечество уже подошло к осознанию того, что дальнейшая эксплуатация природы может угрожать его собственному существованию.

Актуальность этой проблемы, вызванной обострением экологической обстановки в масштабах всей планеты, привела к «экологизации» — к необходимости учета законов и требований экологии — во всех науках и во всей человеческой деятельности.

Экологией в настоящее время принято называть науку о «собственном доме» человека — биосфере, ее особенностях, взаимодействии и взаимосвязи с человеком, а человека — со всем человеческим обществом.

Экология является не только интегрированной дисциплиной, где оказываются связанными физические и биологические явления, она образует своеобразный мост между естественными и общественными науками. Она не относится к числу дисциплин с линейной структурой, т.е. развивается не по вертикали — от простого к сложному, — она развивается по горизонтали, охватывая все более широкий круг вопросов из различных дисциплин.

Ни одна отдельная наука не способна решить все задачи, связанные с совершенствованием взаимодействия между обществом и природой, поскольку это взаимодействие имеет социальные, экономические, технологические, географические и другие аспекты. Решать эти задачи может лишь интегрированная (обобщающая) наука, какой и является современная экология.

Таким образом, из несамостоятельной дисциплины в рамках биологии экология превратилась в комплексную междисциплинарную науку - современную экологию — с ярко выраженной мировоззренческой составляющей. Современная экология вышла за пределы не только биологии, но и в целом. Идеи и принципы современной экологии имеют мировоззренческий характер, поэтому экология связана не только с науками о человеке и культуре, но и с философией. Столь серьезные изменения позволяют заключить, что, несмотря на более чем столетнюю историю экологии, современная экология — наука динамичная.

Цели и задачи современной экологии

Одной из главных целей современной экологии как науки является изучение основных закономерностей и развитие теории рационального взаимодействия в системе «человек — общество — природа», рассматривая человеческое общество как неотъемлемую часть биосферы.

Главнейшая цель современной экологии на данном этапе развития человеческого общества — вывести Человечество из глобального экологического кризиса на путь устойчивого развития, при котором будет достигнуто удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой возможности будущих поколении.

Для достижения этих целей экологической науке предстоит решить ряд разнообразных и сложных задач, в том числе:

  • разработать теории и методы оценивания устойчивости экологических систем на всех уровнях;
  • исследовать механизмы регуляции численности популяций и биотического разнообразия, роли биоты (флоры и фауны) как регулятора устойчивости биосферы;
  • изучить и создать прогнозы изменений биосферы под влиянием естественных и антропогенных факторов;
  • оценивать состояния и динамики природных ресурсов и экологических последствий их потребления;
  • разрабатывать методы управления качеством окружающей среды;
  • формировать понимание проблем биосферы и экологическую культуру общества.

Окружающая нас живая среда не является беспорядочным и случайным сочетанием живых существ. Она представляет собой устойчивую и организованную систему, сложившуюся в процессе эволюции органического мира. Любые системы поддаются моделированию, т.е. можно предсказать, как та или иная система отреагирует на внешнее воздействие. Системный подход — основа изучения проблем экологии.

Структура современной экологии

В настоящее время экология разделилась на ряд научных отраслей и дисциплин , подчас далеких от первоначального понимания экологии как биологической науки об отношениях живых организмов с окружающей средой. Однако в основе всех современных направлений экологии лежат фундаментальные идеи биоэкологии , которая сегодня представляет собой совокупность различных научных направлений. Так, например, выделяют аутэкологию, исследующую индивидуальные связи отдельного организма со средой; популяционную экологию , занимающуюся отношениями между организмами, которые относятся к одному виду и живут на одной территории; синэкологию , комплексно изучающую группы, сообщества организмов и их взаимосвязи в природных системах (экосистемах).

Современная экология представляет собой комплекс научных дисциплин. Базовой является общая экология , изучающая основные закономерности взаимоотношений организмов и условий среды. Теоретическая экология исследует общие закономерности организации жизни, в том числе в связи с антропогенным воздействием на природные системы.

Прикладная экология изучает механизмы разрушения биосферы человеком и способы предотвращения этого процесса, а также разрабатывает принципы рационального использования природных ресурсов. Прикладная экология базируется на системе законов правил и принципов теоретической экологии. Из прикладной экологии выделяются следующие научные направления.

Экология биосферы , изучающая глобальные изменения, происходящие на нашей планете в результате воздействия хозяйственной деятельности человека на природные явления.

Промышленная экология , изучающая влияние выбросов предприятий на окружающую среду и возможности уменьшения этого влияния путем совершенствования технологий и очистных сооружений.

Сельскохозяйственная экология , изучающая способы получения сельскохозяйственной продукции без истощения ресурсов почвы при сохранении окружающей среды.

Медицинская экология, изучающая болезни человека, связанные с загрязнением окружающей среды.

Геоэкология , изучающая строение и механизмы функционирования биосферы, связь и взаимосвязь биосферных и геологических процессов, роль живого вещества в энергетике и эволюции биосферы, участие геологических факторов в возникновении и эволюции жизни на Земле.

Математическая экология моделирует экологические процессы, т.е. изменения в природе, которые могут произойти при изменении экологических условий.

Экономическая экология разрабатывает экономические механизмы рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Юридическая экология разрабатывает систему законов, направленных на защиту природы.

Инженерная экология - сравнительно новое направление экологической науки, изучает взаимодействия техники и природы, закономерности формирования региональных и локальных природно- технических систем и способы управления ими в целях защиты природной среды и обеспечения экологической безопасности. Она обеспечивает соответствие техники и технологии промышленных объектов экологическим требованиям

Социальная экология возникла совсем недавно. Лишь в 1986 г. во Львове состоялась первая конференция, посвященная проблемам этой науки. Наука о «доме», или месте обитании социума (человека, общества), изучает планету Земля, а также космос — как жизненную среду социума.

Экология человека - часть социальной экологии, рассматривающая взаимодействие человека как биосоциального существа с окружающим миром.

- одно из новых самостоятельных ответвлений экологии человека - наука о качестве жизни и здоровье.

Синтетическая эволюционная экология — новая научная дисциплина, включающая частные направления экологии — общую, био-, гео- и социальную.

Краткий исторический путь развития экологии как науки

В истории развития экологии как науки можно выделить три основных этапа. Первый этап - зарождение и становление экологии как науки (до 1960-х годов), когда накапливались данные о взаимосвязи живых организмов со средой их обитания, были сделаны первые научные обобщения. В этот же период французский биолог Ламарк и английский священник Мальтус впервые предупреждают человечество о возможных негативных последствиях воздействия человека на природу.

Второй этап - оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний (после 1960-х до 1950-х годов). Начало этапа ознаменовалось выходом в свет работ русских ученых К.Ф. Рулье, Н.А. Северцева, В.В. Докучаева, впервые обосновавших ряд принципов и понятий экологии. После исследований Ч. Дарвина в области эволюции органического мира немецкий зоолог Э. Геккель первый понял, что Дарвин называл «борьбой за существование», представляет собой самостоятельную область биологии, и назвал ее экологией (1866 г.).

Как самостоятельная наука экология окончательно оформилась в начале XX столетия. В этот период американский ученый Ч. Адаме создал первую сводку по экологии, публикуются и другие важные обобщения. Крупнейший русский ученый XX в. В.И. Вернадский создает фундаментальное учение о биосфере.

В 1930-1940-е годы сначала английский ботаник А. Тенсли (1935 г.) выдвинул понятие «экосистема» , а несколько позжеВ. Я. Сукачев (1940 г.) обосновал близкое ему представление о биогеоценозе.

Третий этап (1950-е годы — до настоящего времени) — превращение экологии в комплексную науку, включающую в себя науки об охране окружающей человека среды. Одновременно с развитием теоретических основ экологии решались и прикладные вопросы, связанные с экологией.

В нашей стране в 1960-1980-е годы практически ежегодно правительство принимало постановления об усилении охраны природы; были изданы земельный, водный, лесной и иные кодексы. Однако, как показала практика их применения, они не дали требуемых результатов.

Сегодня Россия переживает экологический кризис: около 15% территории фактически являются зонами экологического бедствия; 85% населения дышат воздухом, загрязненным существенно выше ПДК. Растет число «экологически обусловленных» заболеваний. Наблюдается деградация и сокращение природных ресурсов.

Аналогичное положение сложилось и в других странах мира. Вопрос о том, что произойдет с человечеством в случае деградации природных экологических систем и утраты биосферой способности поддерживать биохимические циклы, становится одним из наиболее актуальных.

Экология - развивающаяся междисциплинарная область знаний, включающая представления практически всех наук о взаимодействиях живых организмов, в том числе человека, с окружающей средой. До середины XX века экология представляла собой одну из биологических дисциплин, а именно, науку о взаимодействии организмов с окружающей средой. Современная экология, наряду с этим, включает в себя науку и практические методы контроля за состоянием окружающей среды - мониторинг, охрану окружающей среды, учение о биогеоценозах и антропологических воздействиях на природные экосистемы, эколого-экономические и эколого-социальные аспекты. Все это определяет и предмет математической экологии, объединяющей математические модели и методы, используемые при решении проблем экологии.

Фундаментом математической экологии является математическая теория динамики популяций (см. Динамика популяций), в которой фундаментальные биологические представления о динамике численности видов животных, растений, микроорганизмов и их взаимодействии формализованы в виде математических структур, в первую очередь, систем дифференциальных, интегро-дифференциальных и разностных уравнений.

Любая экосистема состоит из нелинейно взаимодействующих подсистем, которые можно упорядочить в некоторую иерархическую структуру. По мере объединения компонентов, или подмножеств, в более крупные функциональные единицы, у этих новых единиц возникают свойства, отсутствующие у составляющих ее компонентов. Такие качественно новые «эмерджентные» свойства экологического уровня или экологической единицы не являются простой суммой свойств компонентов. Следствием является невозможность изучения динамики сложных экосистем путем их иерархического расчленения на подсистемы и последующего изолированного изучения этих подсистем, поскольку при этом неизбежно утрачиваются свойства, определяемые целостностью изучаемой системы.

Воздействие внешних факторов на экологическую систему также нельзя рассматривать независимо друг от друга, так как комбинированное действие нельзя свести к сумме действующих факторов. Тем более сложной задачей является количественное описание реакции сложной системы на комплексное воздействие различных факторов.

Все эти обстоятельства приводят к невозможности описать сложные экосистемы с помощью простых редуцированных «ме- ханизменных» моделей. Необходимы либо сложные имитационные модели, объединяющие в одну сложную систему на модельном уровне знания об элементах системы и типах их взаимодействия, либо упрощенные интегрированные модели типа «воздействие-отклик», интегрирующие данные большого числа наблюдений над экосистемой.

Имитационные компьютерные модели включают представления о компонентах систем и их взаимосвязях как в виде собственно математических объектов: формул, уравнений, матриц, логических процедур, так и в виде графиков, таблиц, баз данных, оперативной информации экологического мониторинга. Такие многомерные модели позволяют объединить разнородную информацию об экологической или эколого-экономической системе, «проигрывать» различные сценарии развития и вырабатывать на модели оптимальные стратегии управления, что невозможно делать на реальной системе в силу ее уникальности и ограниченности времени.

Имитационный подход, также как и моделирование экосистем с помощью функций отклика, требует высокоразвитой вычислительной техники, поэтому математическая экология, как развитая и практически используемая наука, получила распространение только в последние десятилетия XX века. Широкое применение математического аппарата стимулировало развитие

теоретической экологии. Построение математических моделей требует упорядочивания и классификации имеющейся информации об экосистемах, приводит к необходимости планировать систему сбора данных и позволяет объединить на содержательном уровне совокупность физических, химических и биологических сведений и представлений об отдельных происходящих в экосистемах процессах.