Понятие о жанре литературного произведения. Функции и структура (теоретическая модель жанра). Статическое и динамическое в жанре. Жанровообразующие признаки. Типология жанров (универсальные – локальные, канонические – неканонические и др.).
Литературные жанры (фр. genre - род, вид) - это сложившиеся в процессе развития художественной словесности виды произведений. Проблема жанра в самой общей форме – проблема классификации произведений, выявления в них общих - жанровых - признаков.
Жанры – литературные виды, на которые делятся три рода лит-ры. Жанр дает представление о прозведени и определяется через комплекс признаков, постоянно меняющихся. Например, один из признаков трагедии – «ужасающий» финал.
Внутри каждого рода литературы складываются свои жанры.
Жанр - определенный тип произведений, имеющих общую структуру, общие содержательные и формальные признаки. Не смотря на то, что у каждого жанра своя устойчивая структура, жанр - категория, исторически меняющаяся. У каждого жанра есть исторические разновидности. По этому жанры очень сложно подвергнуть классификации.
Жанрообразующие признаки:
Пространственно-временная организация
Субъектная организация
Речевая организация, ассоциативный фон.
Этим признакам соответствуют 3 жанровых плана :
План формы
План восприятия.
Все жанры делятся на универсальные и локальные:
Универсальные - жанры, которые, появившись в лит-ре, продолжают функционировать и по сей день
Локальные - функционирующие только в определенный исторический период.
Жанры бывают канонические и неканонические :
Канонические: нормы и правила, обязательные для автора, создаются по образцу, имеют определенные границы, имеют определенную форму бытования.
Неканонические – свободны от этого
Большинство жанров возникло в глубокой древности. Эволюционируя, они тем не менее сохраняют некоторые устойчивые содержательные и формальные черты, позволяющие говорить о жанровой традиции. По словам М. М. Бахтина, «жанр - представитель творческой памяти в процессе литературного развития». Сами жанровые обозначения (трагедия, басня, баллада и т. д.), часто входящие в текст произведения, в его название («Ревизор. Комедия в пяти действиях»);«Евгений Онегин. Роман в стихах»), являются знаками литературной традиции; они вызывают в читателе определенное жанровое ожидание.
Поэтикой классицизма различались высокие, средние и низкие жанры, причем каждому из них предписывался определенный герой: напр., «благородного» происхождения в трагедии и «низкого» в комедии. Жанр понимался как некое регламентированное содержательно-формальное единство, как норма, которой должен следовать писатель; смешивать различные жанры не разрешалось.
Романтизм выдвинул в противовес классицизму такие жанры, которые давали больший простор выражению субъективных переживаний. Классицистическая ода, героическая поэма, трагедия, сатира уступили место элегии, балладе, лиро-эпической романтической поэме, историческому роману; при этом границы между жанрами сознательно размывались. Однако жанры романтизма по-своему были также несвободны от нормативности. Подлинное освобождение от жесткого жанрового регламента стало возможным лишь с развитием реализма, оно было связано с преодолением субъективной односторонности в самом творчестве. Во всех европейских литературах XIX в. происходит резкая перестройка жанровой системы. Жанры стали восприниматься как эстетически равноценные и открытые для творческого поиска типы произведений. Такой подход к жанрам свойствен и нашему времени.
В качестве литературоведческих терминов в основном используются традиционные жанровые обозначения - басня, баллада, поэма, роман и т. д..
Важнейшим жанровым признаком произведений является его принадлежность к тому или иному литературному роду: выделяются эпические, драматические, лирические, лиро-эпические жанры.
§ 1. Возникновение и развитие классицизма в Европе
В XVII в. в Западной Европе начинается эпоха абсолютной монархии. Правители, стремясь укрепить и упорядочить свою власть, вводили правила поведения сословий и отдельных граждан, ограничивали свободу личности. Возвышенное и разнообразное искусство эпохи Возрождения сменялось строгим классицизмом.
Классицизм (лат. classicus - "образцовый”) художественное направление, сложившееся в европейской литературе XVII в.
(П. Корнель, Ж. Б. Мольер, Ж. Расин). Поэтика классицизма начинала складываться в эпоху позднего Возрождения в Италии, но как целостная художественная система классицизм сформировался во Франции в XVII в. в период укрепления и расцвета абсолютизма. Это было время правления Людовика XIV, создавшего великолепный двор в Версале. Стройные аллеи, подстриженные деревья и симметричные лужайки Версальского парка, разбитые садовником Андре Ленотром, как бы "очищали” природу от всякой неправильности. Продуманный до мелочей церемониал двора делал его жизнь благообразной и упорядоченной с виду, какие бы страсти ни кипели за кулисами. Так и поэты классицизма изображали жизнь, которая даже в конфликтных ситуациях разворачивалась разумно и соразмерно. Классицисты были уверены, что их нормы красоты верны для всех времен, что сами они ничего не прибавляют к правилам древних - греческого философа Аристотеля и римского поэта Горация, создавших пособия по поэтическому искусству. Правила действительно были в основном те же, но применялись иначе.
Продолжая некоторые традиции Возрождения (преклонение перед древними, вера в разум, идеал гармонии и меры), классицизм являлся и своеобразной антитезой ему. Общественное и личное, родовое и индивидуальное, разум и чувство, цивилизация и природа, выступавшие в искусстве Ренессанса как единое гармоничное целое, в классицизме противопоставляются. В основе эстетики - принцип рационализма , культ разума, высшим образцом, идеалом признаются произведения античного искусства.
Выдвинув принцип подражание природе . классицисты считали непременным соблюдение незыблемых правил, согласно которым художественное пронзведениестроится как искусственное, логически построенное целое, имеющее строгую до схематизма сюжетно- композиционную организацию. Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно, положительные и отрицательные герои противопоставляются. Это отвечало общественно-воспитательной функции искусства, которой классицизм придавал огромное значение.
Классицизм установил строгую иерархию жанров, разделив их на высокие, средние и низкие, и довел ее до строгой последовательности. Высокие жанры изображали героев, на которых читатель должен смотреть снизу вверх. Выше всех высоких жанров - эпическая поэма, иначе называвшаяся эпопеей, обширное повествование о важном историческом событии. Следом за эпопеей шла трагедия. Именно в этом жанре созданы шедевры французского классицизма - произведения Пьера Корнеля и Жана Расина. В трагедии, как правило, действовали короли и изображались высокие чувства. Самый известный конфликт трагедии классицизма - столкновение любви и чувства долга. И поэмы, и трагедии писались только в стихах, которые почитались неизмеримо выше "презренной прозы”. К высоким поэтическим жанрам принадлежали также оды - лирические стихотворения на важные общественно-политические темы. Были духовные оды, посвященные Богу, и торжественные, в которых прославлялся монарх.
В средних жанрах изображались люди, по отношению к которым читатель считал себя равным, и обычные в обществе ситуации. К средним жанрам относилась прежде всего высокая комедия (в сравнении с низкой - простонародной). Она изображала и высмеивала пороки, которые можно встретить в повседневной жизни высшего общества. Ее обычные персонажи - дворяне или богатые горожане. Величайший мастер этого жанра - Жан Батист Мольер, пьесы которого ставятся во всем мире посей день. Высокая комедия писалась обычно стихами, но могла быть и прозаической. Сатира, обличавшая пороки, не обязательно была смешной, хотя отдельные остроумные строки считались ее большим достоинством. Особую обширную область среди средних жанров составляла дидактическая поэзия - стихотворные нравоучения в форме поэм или коротких эпистол (буквальный перевод этого слова с латинского - "письмо, послание”). К средним жанрам относились также любовные и философские стихи.
Среди низких жанров важнейшей была басня. В ней действовали либо животные, либо простые люди. Их неразумные поступки помогали читателю извлечь нравственный урок, что и оправдывало изображение "низкой” природы. Во французском классицизме высокого развития достигли такие жанры, как басня (Ж. Лафонтен), сатира (Н. Буало), комедия (Ж. Б. Мольер). Именно в низких жанрах, образцы которых строятся не в идеальной дали исторического или мифологического прошлого, а в зоне непосредственного контакта с современностью, получило развитие реалистическое начало. Это в первую очередь относится к Мольеру, творчество которого вобрало в себя различные идейнохудожественные течения и во многом определило дальнейшее развитие литературы. Собственно у Мольера комедия перестала быть низким жанром, его лучшие пьесы получили название "высокие комедии”, ибо в них, как и в трагедии, решались важнейшие общественные и нравственные проблемы века.
Правила композиции и стиля для каждого из жанров были различными, но существовало и общее для всех требование - ясность и логичность. Даже лирическое произведение стремилось не столько поразить или умилить читателя, сколько убедить. В трагедии классицизма герой не просто действует и выражает свои чувства, но в первую очередь анализирует мотивы действий и чувств. Произведение обращалось главным образом к разуму читателя, и поэзия классицизма была поэзией разумного слова.
§ 2. Классицизм в русской литературе
Под влиянием французской литературы классицизм развивался в других странах Европы - Англии, Италии, Германии, России. Классицизм в России зародился во второй четверти XVIII в. в творчестве зачинателей новой литературы: А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова. С классицизмом так или иначе связано творчество большинства крупных писателей XVIII в. "Мы стали вдруг народ уже новый”. Эти слова поэта Антиоха Кантемира выражают самоощущение русских людей петровского и послепетровского времени. В России все переменилось. Сам язык должен был вырабатываться заново. Вместо церковно-славянского литературным языком стал русский, но это произошло не сразу, и борьба за литературный язык завершилась только в творчестве А. С. Пушкина.
В этом изменившемся обществе именно литература взяла на себя задачу воспитания нового человека, в первую очередь дворянства. Для этой цели никакая поэтическая система не подходила
лучше, чем поэзия разумного слова - классицизм. В России он возник на совершенно особой исторической почве, поэтому и развивался по-своему.
В эпоху" классицизма русская литература освоила сложившиеся на Западе жанровые и стилевые формы, влилась в общеевропейский литературный процесс, сохранив при этом национальную самобытность. В частности, русский классицизм характеризуют: сатирическая направленность (важное место в ней занимают такие жанры, как сатира, басня, комедия, непосредственно обращенные к конкретным явлениям русской жизни); преобладание национальноисторической тематики над античной (в трагедиях А. П. Сумарокова, Я. Б. Княжнина и др.); высокий уровень развития жанра оды (у М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина), в которой получил прямое лирическое выражение патриотический пафос, характеризующий русский классицизм в целом. Существенное место в русском классицизме занимает и жанр поэмы : военно-патриотической у М. М. Хераскова, философско-дидактической у М. В. Ломоносова, В. К. Тредиа- ковского и др. В конце XVIII - начале XIX в. русский классицизм испытывает воздействие сентименталистских и предромантиче- ских идей, что сказывается в поэзии Г. Р. Державина, трагедиях В. А. Озерова и гражданской поэзии поэтов-декабристов.
Из всех поэтических жанров эпохи классицизма как в западноевропейской, так и в русской литературе наиболее популярными были драматические - трагедия и комедия. К ним же относятся самые твердые правила классицизма. Первое и главное в них - строгое единство тона : в трагедии не должно быть ничего смешного, в комедии - ничего печального. Необходимо было также соблюдать единство действия : сюжет должен развиваться строго последовательно, без отступлений и побочных линий. Считалось, что запутанность действия притупляет интерес к главным событиям. Во избежание этого предписывалось соблюдать единство места и единство времени : действие не должно выходить за пределы одного города, лучше - одного дома, а еще лучше - одной комнаты; время же следовало, насколько возможно, приблизить к реальному времени театрального представления. Максимально допустимым временем действия были одни сутки. Единство места и времени считалось необходимым для правдоподобия. Правила единства времени, места и действия (так называемые три единства) именно в эпоху классицизма были выражены наиболее четко.
Сюжет трагедии и высокой комедии должен был непременно включать все свои составные части: экспозицию, завязку, раз- витис действия, кульминацию и развязку. Каждой части соответствовало одно драматическое действие, вот почему трагедии классицизма писались в пяти действиях. Каждое появление нового персонажа (явления) было связано с новым событием. Хорошо построенная трагедия классицизма очень динамична. Но непосредственно перед зрителем предстают не столько сами события, сколько сообщения о них и рассуждения по их поводу. Дело в том, что по античной традиции на сцене нельзя было изображать смерть. Поэтому большая часть трагических событий (сражения, поединки) происходили за сценой. В виде исключения герой мог только заколоть себя кинжалом, и то в самом конце пьесы - под занавес.
Изображать подобным образом подлинную историческую действительность или повседневную жизнь было очень трудно, поэтому начиная с XIX в. правила классицизма в целом перестали соблюдаться. В 90-х годах XVIII в. классицизм как литературное направление в России уже не существовал. Но удивительно то, что главное в традициях классицизма восприняли именно литературные новаторы - Жуковский, Батюшков, Вяземский. Они пошли намного дальше своих предшественников в изображении сложных человеческих чувств. Но эти чувства новаторы, как и поэты классицизма, выражали при помощи "разумного слова”. Девиз "ясности и простоты” оставался и их девизом. Эту поэзию не случайно называли "поэзией прекрасных формул”. Связь поэтов школы Жуковского с русским классицизмом во многом определяет значение этого литературного направления для истории литературы.
1.Когда и где зародился классицизм?
2. Какое влияние оказала эпоха абсолютизма на развитие литературы?
3. Какие традиции искусства Возрождения нашли продолжение в классицизме?
4. Каковы основные принципы эстетики классицизма?
5. Что значит культ разума и принцип рационализма ?
6. Что значит принцип подражания природе ?
7. Что представляет собой художественный образ в классицизме?
8. Каким образцам стремились следовать писатели-классицисты?
9. Почему в искусстве классицизма появилась иерархия жанров?
10. Назовите высокие жанры и их отличительные признаки.
11. Назовите низкие жанры и их отличительные признаки.
12. Почему жанр трагедии стал ведущим в классицизме?
13. Какие жанры стали основными во французском классицизме?
14. Почему произведения Мольера получили название высокая комедия ?
15. Когда зародился классицизм в России?
16. Назовите русских писатслей-классицистов.
17.Назовите отличительные признаки русского классицизма.
18. Какие жанры стали ведущими в русском классицизме?
19. Почему жанр оды получил высокий уровень развития в русской литера-
20. Назовите правила драматургии классицизма. Что значит соблюдение единства места действия; единства времени действия?
21.Как строился сюжет произведений классицизма?
22. Каково значение классицизма для истории русской литературы?
Ключевые понятия: классицизм, исторические события, высокие жанры, трагедия, эпопея, ода. средние жанры, дидактическая поэзия, низкие жанры, комедия, сатира, басня, единство места, времени и действия, завязка, развитие действия, кульминация, развязка