Где учиться астрофизика. Что изучают астрофизики? Современная астрофизика. Перспективы украинских исследователей за границей

В которой мужчина является основным носителем политической власти и морального авторитета, осуществляет контроль над собственностью , а отцы в семьях обладают лидирующим положением. Многие патриархальные общества также являются патрилинейными , то есть собственность и общественное положение наследуются в них по отцовской линии.

В истории человечества патриархат проявлялся в общественной, правовой, политической и экономической организации различных культур. Патриархат также оказывает сильное влияние на современное человечество, хотя многие культуры в течение XX века перешли к более эгалитарному общественному устройству .

Определение и употребление понятия [ | ]

Понятие «патриархат» буквально означает «власть отца» и происходит от греч. πατριάρχης - «отец народа» или «вождь народа», «патриарх» , - в свою очередь, образованного от πατριά «происхождение» (от πατήρ - «отец» - и ἄρχω - «правлю». .

Ранее понятие «патриархат» использовалось для обозначения автократической власти мужчины - главы семьи. В современности его употребляют более широко, как обозначение социальных систем, в которых власть находится преимущественно в руках взрослых мужчин .

Общие сведения [ | ]

Патриархат характеризуется, в частности, такими обобщенными в единство признаками, как патрилинейность (счёт происхождения детей, родства и наследования по линии отца), патрилокальность (проживание жены в семье или доме мужа, выбор места проживания семьи мужем), моногамия (двуродительская семья) или полигиния (многожёнство), но не семья с несколькими мужьями, упорядоченные половые связи мужа с одной женщиной (женой) при единобрачии или упорядоченные половые связи мужа с несколькими жёнами при многожёнстве, сосредоточенность прав по распоряжению имуществом и экономической жизнью семьи в руках мужчины (домовладыки). Особенности этих признаков, позволяют применять понятие патриархат в отношении всех традиционных обществ .

История [ | ]

Существует теория, опирающаяся на статистические данные антропологии , утверждающая, что большинство первобытных обществ охотников и собирателей были относительно эгалитарными . Патриархальные социальные структуры появились значительно позже окончания плейстоценовой эры, вслед за такими социальными и технологическими новшествами, как земледелие и одомашнивание . Исторические исследования, однако, пока не обнаружили конкретного инициирующего события . Тем не менее, философская концепция патриархата поддерживается рядом исследователей. Некоторые учёные считают, что распространение патриархата началось около 6000 лет назад (около 4000 г. до нашей эры), когда сложилось понятие отцовства .

Философская концепция патриархата определяет господство мужчин над женщинами на Ближнем Востоке , начиная приблизительно с 3100 г. до нашей эры, так же как и ограничение репродуктивной свободы женщин [нейтральность? ] и исключение их из процесса представления и конструирования истории [нейтральность? ] .

Знаменитый греческий полководец Менон в одноимённом диалоге Платона обобщает господствовавшее в Древней Греции представление о качествах мужчин и женщин: «Для начала возьмём, если хочешь, добродетель мужчины: легко понять, что его добродетель в том, чтобы справляться с государственными делами, благодетельствуя при этом друзьям, а врагам вредя и остерегаясь, чтобы самому от кого не испытать ущерба. А если хочешь взять добродетель женщины - и тут нетрудно рассудить, что она состоит в том, чтобы хорошо распоряжаться домом, блюдя всё, что в нём есть, и оставаясь послушной мужу» .

До нас не дошли философские тексты Древнего Египта , но Геродот оставил свидетельства о том, что был поражён отличиями роли египтянок от роли афинянок. Он заметил, что египтянки ходили на рынок и занимались торговлей. В Египте женщина среднего сословия имела право участвовать в местном суде, покупать и продавать недвижимость, наследовать и передавать по завещанию имущество. Женщины также могли получать ссуды и заверять юридические документы .

Однако греческое влияние распространилось с завоеваниями Александра Македонского , который был учеником Аристотеля .

В феминизме [ | ]

Многие древние и современные явления в патриархальных обществах воспринимаются сегодня как недопустимые. В некоторых культурах, например, жена считалась «собственностью» мужа. Поскольку жена являлась имуществом мужа, а дочь являлась имуществом отца, у многих народов сам брак представлял собой «покупку» невесты женихом у её отца с уплатой ему стоимости женщины - так называемый «выкуп невесты» (калым). У некоторых народов женщина теряла своё имя и называлась по имени мужа (у венгров женщина до сих пор, выходя замуж, берёт не только фамилию, но и имя своего мужа). Выйти замуж можно было лишь раз в жизни для женщины, однако на мужчин данное правило не распространялось. После смерти мужа вдовы оставались не нужными обществу, так как не могли больше выйти замуж, и часто должны были последовать в мир иной за супругом. Практика самосожжений вдов до сих пор существует в Индии (сати), подобные обряды наблюдались в Китае, у древних германцев и славян. Работать вне дома или учиться в некоторых патриархальных обществах женщинам считается нежелательным или запрещается.

См. также [ | ]

Примечания [ | ]

  1. Malti-Douglas, Fedwa (2007). Encyclopedia of Sex and Gender. Detroit: Macmillan. ISBN 0-02-865960-0 .
  2. Ferguson, Kathy E. Patriarchy // Women"s studies encyclopedia, Volume 2 / Tierney, Helen. - Greenwood Publishing , 1999. - P. 1048. - ISBN 978-0-313-31072-0 .
  3. Green, Fiona Joy. Patriarchal Ideology of Motherhood // Encyclopedia of Motherhood, Volume 1 / O"Reilly, Andrea. - SAGE, 2010. - P. 969. - ISBN 978-1-4129-6846-1 .
  4. πατριάρχης A Greek-English Lexicon , on Perseus
  5. patriarchy , on Oxford Dictionaries
  6. πατριά , Henry George Liddell, Robert Scott, A Greek-English Lexicon , on Perseus
  7. ἄρχω , Henry George Liddell, Robert Scott, A Greek-English Lexicon , on Perseus
  8. Meagher, Michelle. patriarchy // The Concise Encyclopedia of Sociology . - John Wiley & Sons, 2011. - P. 441–442. - ISBN 978-1-4051-8353-6 .
  9. Giddens, Anthony & Griffiths, Simon. Sociology . - 5th. - Polity, 2006. - P. 473. - ISBN 978-0-7456-3379-4 .
  10. Gordon, April A. Transforming capitalism and patriarchy: gender and development in Africa . - Lynne Reiner, 1996. - P. 18. - ISBN 978-1-55587-629-6 .
  11. Patriarchy // Encyclopedia of Women"s Autobiography: K-Z . - Greenwood Publishing Group , 2005. - P. 453. - ISBN 978-0-313-32739-1 .
  12. Hughes, Sarah Shaver & Hughes Brady. Women in Ancient Civilizations // Agricultural and pastoral societies in ancient and classical history / Adas, Michael. - , 2001. - P. 118–119. - ISBN 978-1-56639-832-9 .
  13. Eagly, Alice H. & Wood, Wendy (June 1999). “The Origins of Sex Differences in Human Behavior: Evolved Dispositions Versus Social Roles” . American Psychologist . 54 (6): 408-423.

от греч. pater отец и arche начало, власть)

преобладающая роль мужчин в хозяйстве, обществе и семье. Возник на основе подъема хозяйственной деятельности: развития скотоводства, плужного земледелия, металлообработки. Эпоха патриархата - время разложения первобытного общества.

Отличное определение

Неполное определение

ПАТРИАРХАТ

(patriarchy) "Власть отца". Понятие, особенно тесно связанное с определением Филмера (Filmer), политическая власть есть власть Божественная, произошедшая от Адама и через израильских царей дошедшая до современных королей. Таким образом было обосновано божественное право королей (divine right of kings). Слово "патриархат" используется также феминистками для осуждения практики (как осознанной, так и неосознанной), при которой отцы, сыновья и/или мужчины (вообще) занимают главенствующее положение по отношению к матерям, дочерям и/или женщинам. Всевозможные виды патриархальных обычаев широко распространены даже в обществах, претендующих на осуществление равных возможностей (для мужчин и женщин).

Патриарха́т (букв. власть отца , греч. πατήρ - «отец» и ἀρχή - «господство, начало, власть», также андрархия , андрократия ):

В философской интерпретации идея патриархата опирается на понимание власти как иерархической системы принуждения. Поэтому в рамках социологических теорий трактующих термин власть в ином контексте, как, например,общественный договор (понимающая социология), конкуренция (социально-экономические теории), как - отношения приводящие социальную систему в равновесие (функционализм) и некоторых иных - патриархат не вписывается. Эта особенность позволяет использовать понятие патриархат в идеологических целях. «Хотя исторически социологи использовали термин главным образом описательно, современное его употребление в феминистском направлении в основном подчеркивает отрицательные черты.» Поскольку философское понятие патриархат не характеризуется четкими признаками, на основании которых можно было бы говорить об особенностях социальной среды, изучаемой социологией, то возникают коллизии когда в работах разных научных исследователей понятием патриархат называют то форму государства, то тип управления государством, то систему распределения власти в государстве. Возникают трактовки в которых патриархат напрямую выводят из особенностей функционирования семьи, или от формы семьи, от характера производства или от юридических норм производственных отношений и пр. Такие особенности отразились и на более широких трактовках этого понятия:

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Патриархат или матриархат? (ч.11/20)

    ✪ Патриархат.

Субтитры

Определение и употребление понятия

Понятие «патриархат» буквально означает «власть отца» и происходит от греч. πατριάρχης - «отец народа» или «вождь народа», «патриарх» , - в свою очередь, образованного от πατριά «происхождение» (от πατήρ - «отец» - и ἄρχω - «правлю». .

Ранее понятие «патриархат» использовалось для обозначения автократической власти мужчины - главы семьи. В современности его употребляют более широко, как обозначение социальных систем, в которых власть находится преимущественно в руках взрослых мужчин .

Общие сведения

Патриархат характеризуется, в частности, такими обобщенными в единство признаками, как патрилинейность (счёт происхождения детей, родства и наследования по линии отца), патрилокальность (проживание жены в семье или доме мужа, выбор места проживания семьи мужем), моногамия (двуродительская семья) или полигиния (многожёнство), но не семья с несколькими мужьями, упорядоченные половые связи мужа с одной женщиной (женой) при единобрачии или упорядоченные половые связи мужа с несколькими жёнами при многожёнстве, сосредоточенность прав по распоряжению имуществом и экономической жизнью семьи в руках мужчины (домовладыки). особенности этих признаков, позволяют применять понятие патриархат в отношении всех традиционных обществ .

История

Существует теория, опирающаяся на статистические данные антропологии , утверждающая, что большинство первобытных обществ охотников и собирателей были относительно эгалитарными . Патриархальные социальные структуры появились значительно позже окончания плейстоценовой эры, вслед за такими социальными и технологическими новшествами, как земледелие и одомашнивание . Исторические исследования, однако, пока не обнаружили конкретного инициирующего события . Тем не менее, философская концепция патриархата поддерживается рядом исследователей. Некоторые учёные считают, что распространение патриархата началось около 6000 лет назад (около 4000 г. до нашей эры), когда сложилось понятие отцовства .

Философская концепция патриархата опредеделяет господство мужчин над женщинами на Ближнем Востоке , начиная приблизительно с 3100 г. до нашей эры, так же как и ограничение репродуктивной свободы женщин [нейтральность? ] и исключение их из процесса представления и конструирования истории [нейтральность? ] . Но существуют и другие представления о процессах взаимодействия мужчин и женщин в обществе. Они основаны на другом понимании власти, не как иерархическом подчинении мужчинами женщин, а сопряженным с понятиями ответственности, и компетентности. Понимание власти как иерархического давления мужчин над женщинами, приводит к игнорированию особенностей семейно-бытовой жизни, в которой разделения труда на «женский» и «мужской» не было независимым друг от друга явлением. Ряд исследователей полагает, что причиной этого разделения стали биологические различия связанные с полом (например, в физической силе, особенностями биологии деторождения и пр.) Что в принципе не является основой и причиной угнетения. Как женщина, так и мужчина обладали определенной властью компетенции каждый в своей социально-бытовой сфере. Но при этом, независимое друг от друга существование каждого вида труда («мужского» или «женского») было не возможным впредь до появления профессиональной армии, позволившей мужчинам освободиться раньше женщин от некоторых видов традиционных обязанностей. Женская освобожденность от быта шла в ногу с технической революцией, с ростом капитализма, позволившего женщинам быть менее зависимыми от хозяйственной деятельности. Речь идет о таких факторах, как: появление сферы услуг, электрификации (удлинившей световой день), движения финансов в бытовой сфере, производство товаров массового потребления (ориентированных на быт), индустриализация и как следствие - потребность в специалистах (рост системы образования, в том числе и женского) и пр. Но поскольку философское понимание патриархата не опирается на другие видения власти, то возникает идеология, стремящаяся любыми косвенными методами доказать, осуществляемое на протяжении веков угнетения женщин мужчинами. В частности, через пропаганду, которая представляет прошлое в описательных формах специфических избирательных статистических данных. Например, подбором цитат отдельных деятелей разных эпох, исключительно мужчин. Независимо от контекста в которых звучали эти высказывания, их объединяют под единым обобщенным умозаключением и представляют как звенья одной логической цепи. Вот одна из таких подборок: Знаменитый греческий полководец Менон в одноимённом диалоге Платона обобщает господствовавшее в Древней Греции представление о качествах мужчин и женщин: «Для начала возьмём, если хочешь, добродетель мужчины: легко понять, что его добродетель в том, чтобы справляться с государственными делами, благодетельствуя при этом друзьям, а врагам вредя и остерегаясь, чтобы самому от кого не испытать ущерба. А если хочешь взять добродетель женщины - и тут нетрудно рассудить, что она состоит в том, чтобы хорошо распоряжаться домом, блюдя всё, что в нём есть, и оставаясь послушной мужу» . В текстах Аристотеля женщины описываются как морально, интеллектуально и физически неполноценные по сравнению с мужчинами. Аристотель рассматривал женщин как собственность мужчин, утверждал, что роль женщин в обществе - рожать детей и служить мужчинам в доме, и считал господство мужчин над женщинами естественным и добродетельным . До нас не дошли философские тексты Древнего Египта , но Геродот оставил свидетельства о том, что был поражён отличиями роли египтянок от роли афинянок. Он заметил, что египтянки ходили на рынок и занимались торговлей. В Египте женщина среднего сословия имела право участвовать в местном суде, покупать и продавать недвижимость, наследовать и передавать по завещанию имущество. Женщины также могли получать ссуды и заверять юридические документы . Однако греческое влияние распространилось с завоеваниями Александра Македонского , который был учеником Аристотеля . Подобная система использования информации служит для пропаганды феминистической идеологии, но не способна описать отношения между мужчинами и женщинами в прошлом. В феминистической доктрине применение понятия патриархат привело к политизации половых отношений.

В феминизме

Многие древние и современные явления в патриархальных обществах воспринимаются сегодня как недопустимые. В некоторых культурах, например, жена считалась «собственностью» мужа. Поскольку жена являлась имуществом мужа, а дочь являлась имуществом отца, у многих народов сам брак представлял собой «покупку» невесты женихом у её отца с уплатой ему стоимости женщины - так называемый «выкуп невесты» (калым). У некоторых народов женщина теряла своё имя и называлась по имени мужа (у венгров женщина до сих пор, выходя замуж, берёт не только фамилию, но и имя своего мужа). Выйти замуж можно было лишь раз в жизни для женщины, однако на мужчин данное правило не распространялось. После смерти мужа вдовы оставались не нужными обществу, так как не могли больше выйти замуж, и часто должны были последовать в мир иной за супругом. Практика самосожжений вдов до сих пор существует в Индии (сати), подобные обряды наблюдались в Китае, у древних германцев и славян. Работать вне дома или учиться в некоторых патриархальных обществах женщинам считается нежелательным или запрещается.

См. также

Примечания

  1. Джери Д. Большой толковый социологический словарь: Collins: В.2. т.- Т.2. П-Я. /Дэвид Джэри, Джулия Джери.- М.: Вече, АСТ, 1999.- С.12-13.
  2. Malti-Douglas, Fedwa (2007). Encyclopedia of Sex and Gender. Detroit: Macmillan. ISBN 0-02-865960-0 .
  3. Ferguson, Kathy E. Patriarchy // Women"s studies encyclopedia, Volume 2 / Tierney, Helen. - Greenwood Publishing , 1999. - P. 1048. - ISBN 978-0-313-31072-0 .
  4. Green, Fiona Joy. Patriarchal Ideology of Motherhood // Encyclopedia of Motherhood, Volume 1 / O"Reilly, Andrea. - SAGE, 2010. - P. 969. - ISBN 978-1-4129-6846-1 .
  5. πατριάρχης A Greek-English Lexicon , on Perseus
  6. patriarchy , on Oxford Dictionaries
  7. πατριά , Henry George Liddell, Robert Scott, A Greek-English Lexicon , on Perseus
  8. ἄρχω , Henry George Liddell, Robert Scott, A Greek-English Lexicon , on Perseus
  9. Meagher, Michelle. patriarchy // The Concise Encyclopedia of Sociology . - John Wiley & Sons, 2011. - P. 441–442. - ISBN 978-1-4051-8353-6 .
  10. Giddens, Anthony & Griffiths, Simon. Sociology . - 5th. - Polity, 2006. - P. 473. - ISBN 978-0-7456-3379-4 .
  11. Gordon, April A. Transforming capitalism and patriarchy: gender and development in Africa . - Lynne Reiner, 1996. - P. 18. - ISBN 978-1-55587-629-6 .
  12. Patriarchy // Encyclopedia of Women"s Autobiography: K-Z . - Greenwood Publishing Group , 2005. - P. 453. - ISBN 978-0-313-32739-1 .
  13. Hughes, Sarah Shaver & Hughes Brady. Women in Ancient Civilizations // Agricultural and pastoral societies in ancient and classical history / Adas, Michael. - Temple University Press, 2001. - P. 118–119. - ISBN 978-1-56639-832-9 .
  14. Eagly, Alice H. & Wood, Wendy (June 1999). “The Origins of Sex Differences in Human Behavior: Evolved Dispositions Versus Social Roles” . American Psychologist . 54 (6): 408-423.
  15. Erdal, D. & Whiten, A. (1996) «Egalitarianism and Machiavellian Intelligence in Human Evolution» in Mellars, P. & Gibson, K. (eds) Modelling the Early Human Mind. Cambridge Macdonald Monograph Series.
  16. Strozier, Robert M. (2002)

Патриархальная семейная община состояла из 3-5 поколений ближайших родственников по отцовской линии, потомков одного предка, с женами мужчин данной группы. Она могла включать до 200-300 человек. Её жизнью руководит семейный совет. Повседневным трудом в ней распоряжается «старший», а женским хозяйством, в которое «старший» не имеет права вмешиваться, распоряжается «старшая». Их положение пожизненно. Имущество семейной общины неделимо и неотчуждаемо. Такая патриархальная семейная община постепенно перерождается в отцовскую большую семью с неограниченной властью отца.

Ранее считалось, что исторически патриархальная семья - это форма семьи, сменившая матриархальную семью. Однако большинство современных исследователей считает, что патриархат господствовал и на ранних стадиях развития человеческого общества.

Патрилинейность связана с правом мужчины на детей, правом распоряжаться ими по усмотрению мужчины-отца (патриарха), в отличие от аналогичного права женщины-матери при матриархате .

Многие древние и современные явления в патриархальных обществах воспринимаются сегодня как недопустимые. В некоторых культурах, например, жена считалась «собственностью» мужа. Поскольку жена являлась имуществом мужа, а дочь являлась имуществом отца, у многих народов сам брак представлял собой «покупку» невесты женихом у её отца с уплатой ему стоимости женщины - так называемый «выкуп невесты» (калым). У некоторых народов женщина теряла свое имя и называлась по имени мужа (у венгров женщина до сих пор, выходя замуж, берет не только фамилию, но и имя своего мужа). Выйти замуж можно было лишь раз в жизни для женщины, однако на мужчин данное правило не распространялось. После смерти мужа вдовы оставались не нужными обществу, так как не могли больше выйти замуж, и часто должны были последовать в мир иной за супругом. Практика жертвоприношений вдов до сих пор существует в Индии (сати), подобные обряды наблюдались в Китае, у древних германцев и славян. Работать вне дома или учиться в некоторых патриархальных обществах женщинам считается нежелательным или запрещается.

Взгляды на патриархат в разных культурах могут сильно отличаться. С уверенностью можно говорить лишь о праве мужчины на принятие окончательного решения, в частности в спорных семейных вопросах.

Патриархат не исключает сохранение за женщиной полного права совещательного голоса - отличительная черта многих современных патриархальных семей.

См. также

Ссылки

  • Файнберг Л. А. Патриархат - статья из Большой советской энциклопедии
  • Айвазова С.Г. Патриархат // Словарь гендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой. - М .: Региональная общественная организация "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты":Информация XXI век, 2002. - 256 с. - 1000 экз. - ISBN 5-86391-002-4 - С..
  • Глава II. Генезс брака и семьи.§ 5. Семейная община // Тюгашев Е. А., Попкова Т. В. Семьеведение. - Новосибирск: СибУПК , 2002

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Патриархат" в других словарях:

    - (ново лат., от греч. patriarchia; эт. см. следующее слово). Патриаршее достоинство или округ. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАТРИАРХАТ 1) область, подчиненная патриарху; таковы патриархаты:… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (patriarchy) Власть отца. Понятие, особенно тесно связанное с определением Филмера (Filmer), политическая власть есть власть Божественная, произошедшая от Адама и через израильских царей дошедшая до современных королей. Таким образом было… … Политология. Словарь.

    Патриаршество Словарь русских синонимов. патриархат сущ., кол во синонимов: 4 патриархализм (2) … Словарь синонимов

    - (от греческого pater отец и arche начало, власть), форма социальной организации, характеризующаяся преобладающей ролью мужчин в хозяйстве, обществе и семье. Возник в эпоху разложения первобытно общинного строя … Современная энциклопедия

    - (от греч. pater отец и arche начало власть), преобладающая роль мужчин в хозяйстве, обществе и семье. Возник на основе подъема хозяйственной деятельности: развития скотоводства, плужного земледелия, металлообработки. Эпоха патриархата время… … Большой Энциклопедический словарь

    - (отцовское право) в узком смысле управление, осуществляемое отцом семейства, в расширительном смысле управление, сосредоточенное в руках мужчин; доминирующее положение мужчин в семье и обществе … Исторический словарь

    ПАТРИАРХАТ, патриархата, муж. 1. только ед. Форма родового общества, при которой высшая власть в пределах семьи принадлежит патриарху (этнол.). 2. Церковь (во 2 знач.), управляемая патриархом (церк.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935… … Толковый словарь Ушакова

    ПАТРИАРХАТ, а, муж. В период распада первобытнообщинного строя: сменившая собой матриархат эпоха главенствующего положения мужчины в родовой группе, при установлении родства (по мужской линии), в хозяйственной и общественной жизни. | прил.… … Толковый словарь Ожегова

    Англ. patriarchal; нем. Patriarchat. 1. Форма соц. организации, при к рой мужчина играет доминирующую роль в семейной, хозяйственной, обществ, жизни. 2. В эволюционизме период родового строя, следующий после матриархата, совпадающий во времени с… … Энциклопедия социологии

    - (гр. pater (patros) – отец + arche – власть) сменившая матриархат эпоха в развитии первобытнообщинного строя патрилинейным родом, когда мужчина в семье играет главную роль в семейной, хозяйственной и общественной жизни. период родового строя.… … Энциклопедия культурологии

Книги

  • В тесных объятиях традиции. Патриархат и война , Н. Р. Шахназарян. Монография посвящена антропологическому анализу послевоенного неотрадиционалистского общества жителей Нагорного Карабаха в постсоциалистический период. Категория гендер, которая актуализирует…