Г. (Ввод войск в Чехословакию (1968), также известный как Операция «Дунай»). Из писем участник событий

Непостоянный признак глагола - это что такое? Ответ на заданный вопрос вы найдете в материалах представленной статьи. Кроме этого, мы поведаем вам о том, какие формы имеет данная часть речи, как она склоняется и пр.

Общие сведения

Прежде чем понять, какие постоянные и непостоянные признаки глагола существуют, следует сказать о том, что вообще представляет собой данная часть речи.

Глаголом называют часть речи, обозначающую состояние или же действие какого-либо предмета и отвечающую на вопросы «что сделать?» и «что делать?».

Формы глагола

Каждый глагол имеет следующие формы:

  • Начальная. Иногда ее называют инфинитивом или неопределенной формой. Такие глаголы оканчиваются на -ти, -ть или -чь, то есть на формообразующие суффиксы (например: стеречь, цвести, купать и пр.). Неопределенная называет только состояние или действие и не указывает на число, время и лицо. Это так называемая неизменяемая форма. Она обладает лишь постоянными признаками.
  • Спрягаемые формы, то есть не являющиеся инфинитивом. Как правило, они имеют постоянные и непостоянные признаки глагола.
  • Деепричастие.
  • Причастие.

Итак, чтобы правильно составить текст письма, следует знать, что представленная часть речи имеет:

  • непостоянные;
  • постоянные признаки глагола.

Рассмотрим их более подробно.

Непостоянные признаки глагола

К непостоянным формам относятся:

  • число;
  • наклонение;
  • лицо;
  • время.

Следует особо отметить, что каждый из этих признаков имеет свои особенности.

Наклонение

Все глаголы имеют 3 формы наклонений. Данный признак показывает, как говорящий человек оценивает действие. Другими словами, при помощи такой формы можно узнать, считает ли он его желательным, возможным или реальным при каком-либо определенном условии.


Время

Термин «непостоянные признаки глагола» говорит сам за себя. То есть данная часть речи изменяется по временам. Однако это относится лишь к глаголам в

Итак, рассмотрим более подробно, как изменяется такая часть речи по временам:

  • Настоящее время. Формально оно выражается такими как -у, -ю, -ешь, -ет, -ут, -ете и пр. (Например: гуляю, думаю, делаю, мечтаешь, несете и т. д.). Следует особо отметить, что настоящее время обозначает процесс, который протекает в данный момент. При этом он сам может и не быть в настоящем, а находиться в прошлом или будущем. Приведем пример: Она бежит впереди меня. Она думала, что бежит впереди меня. Она снова убежит вперед .
  • Будущее время. Как известно, оно обозначает процесс, который очень скоро произойдет. Например: я вечером пойду гулять . Следует также отметить, что будущее время имеется и у глаголов вида совершенного и несовершенного. Хотя в данных случаях оно выражается различно (буду читать - прочитаю, буду петь - спою, буду гулять - погуляю и пр.).
  • Прошедшее время. Такое время обозначает уже прошедшее действие (например: гулял, делал, думал ). Данная форма образуется при помощи добавления суффикса -л-.

Число

Непостоянные признаки глагола - это те признаки, которые при необходимости могут изменять слово в нужное время, лицо и пр. Число также является непостоянным признаком. Оно может быть:

  • Единственным: делаю, ожидаю, шел, пошел, пойду и пр.
  • Множественным: делаем, ожидаем, шли, пошли, пойдем и пр.

Лицо

В формах будущего и настоящего времени все глаголы изменяются по следующим лицам:

  • 1-ое лицо указывает на то, что процесс осуществляет говорящий: я пою, мы поем ;
  • 2-ое лицо указывает на то, что действие производит слушающий: ты молчишь, вы молчите ;
  • 3-е лицо указывает на то, что действие осуществляется лицом, не участвующим в диалоге: оно, он, она идет, они идут .

Следует также отметить, что некоторые глаголы называют какое-либо действие или состояние, которое происходит без участия определенного лица, как бы само по себе. Подобные глаголы называют безличными. Приведем пример: Знобит. Светает. Темнеет .

Род

Какие еще непостоянные признаки глагола существуют? Разумеется, к ним относится и род. Однако данная форма присуща лишь глаголам в единственном числе, условном наклонении и :


Теперь вам известно, какие непостоянные морфологические признаки глагола существуют и как изменяется данная часть речи в соответствии с ними. Однако следует отметить, что, помимо непостоянных, имеются и постоянные формы. Рассмотрим их более подробно.

Признаки глагола постоянные

Если к вам обратятся и попросят: «Назовите непостоянные признаки глагола», то наверняка вы сделаете это не колеблясь. Но что же вы скажете, если от вас захотят услышать перечень и различия постоянных признаков глагола?

Итак, к таким формам относят:

  • переходность;
  • возвратность;
  • спряжение.

Вид

Абсолютно все глаголы являются несовершенного или совершенного вида. Данный признак показывает, как именно протекает действие. Как известно, все глаголы вида совершенного отвечают на следующий вопрос: «что сделать?». Кроме того, они указывают на результат действия, его завершенность, начало или конец (например, что сделать? - встать ).

Могут изменяться в прошедшем (что сделали? - встали ) и будущем простом времени (что сделают? - встанут) . Формы настоящего времени у такого признака нет.

Несовершенного отвечают на следующий вопрос: «что делать?». Кроме того, при обозначении какого-либо действия они не указывают на его результат, завершенность, начало или конец: вставать . Такие глаголы имеют прошедшее (что делали? - вставали ), настоящее (что делают? - встают ) и будущее сложное время (что будешь делать? - буду вставать ). Также у несовершенного вида существует и неопределенная форма глагола (что будет делать? - будет вставать, будет танцевать и пр.).

Следует особо отметить, что в русском языке присуствует небольшое количество двувидовых глаголов. Такие слова, в зависимости от контекста, могут становиться то совершенного вида, то несовершенного (велеть, жениться, исследовать, казнить, арестовать, женить, атаковать, обследовать и пр.).

Приведем пример:

  • По городу распространились слухи, что король сам казнит своих врагов. В этом случае глагол «казнит» отвечает на вопрос «что делает?» и имеет несовершенный вид.
  • По городу распространились слухи, что король сам казнит нескольких мятежников. В этом случае глагол «казнит» отвечает на вопрос «что сделает?» и имеет совершенный вид.

Возвратность

К постоянным признакам относится и такая форма, как возвратность. Таким образом, глаголы, имеющие постфикс -ся или же -сь, именуются возвратными. Например: биться, ругаться и пр. Остальные же являются невозвратными. Например: бить, ругать, думать и пр.

Переходность

Все глаголы делятся на непереходные и переходные. Последние обозначают какой-либо процесс, который переходит на другой предмет. Его название может быть выражено:


Все остальные глаголы считаются непереходными (играть в лесу, верить в справедливость и пр.).

Спряжение

О том, какой непостоянный признак глагола можно использовать для написания красивого стилистического письма, вам известно. Однако для составления грамотного текста этого мало. Ведь очень важно знать, как пишутся глаголы в том или ином спряжении.

Как известно, при такой форме изменяются окончания глаголов. В свою очередь, спряжения зависят от лица и числа того или иного слова.

Итак, для составления грамотного письма необходимо запомнить, что:

  • Глаголы 1-ого спряжения имеют окончания: -ешь (-ёшь), -у (-ю), -ет (-ёт), -ете (-ёте), -ем (-ём) и -ут (-ют). Приведем пример: работаешь, хочешь, воет, поем, бегут и пр.
  • Глаголы 2-ого спряжения имеют окончания: -ишь, -у (-ю), им, -ит, -ат (-ят) или -ите. Приведем пример: растите, кормит, любишь, проходит, погубим и пр.

План разбора имени существительного

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма. Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 собственное или нарицательное;
2 одушевлённое или неодушевлённое;
3 род;
4 склонение;
5 число (если слово имеет только одну форму - единственного или множественного числа).
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 число (если слово изменяется по числам);
2 падеж.
III Роль в предложении (каким членом предложения является существительное в данном предложении).

Скачать отдельно памятку «План морфологического разбора существительных» можно в нашей группе VK в альбоме «Русский язык в таблицах и схемах»: https://vk.com/izdat_licey

Образцы разбора имён существительных

В почтовом поезде, шедшем из Петербурга в Москву, в отделении для курящих ехал молодой поручик Климов (Чехов).

(В) поезде

  1. в чём?
  2. Н. ф. - поезд .
    А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение.

(шедшем) (из) Петербурга

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос из чего?
  2. Н. ф. - Петербург .
    А) Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение, не изменяется по числам - имеет форму только единственного числа.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме родительного падежа.
  3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.

(шедшем) (в) Москву

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос во что?
  2. Н. ф. - Москва .
    А) Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение, не изменяется по числам - имеет форму только единственного числа.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме винительного падежа.
  3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.

(ехал) в отделении

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос в чём?
  2. Н. ф. - отделение .
    А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, средний род, существительное на -ие: 2-е склонение, но в предложном падеже окончание -и, как у существительных 3-го склонения.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, предложного падежа.
  3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.

(в отделении) (для) курящих

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос для кого?
  2. Н. ф. - курящий .
    А) Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, данное существительное - субстантивированное причастие, поэтому изменяется по родам (курящий, курящая ) и склоняется как полное причастие.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме множественного числа, родительного падежа; рода нет, как у полных причастий во множественном числе.
  3. В предложении выполняет роль несогласованного определения.

(ехал) поручик

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос кто?
  2. Н. ф. - поручик .
    А) Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
  3. В предложении выполняет роль приложения.

(ехал) Климов

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос кто?
  2. Н. ф. - Климов .
    А) Постоянные признаки: собственное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, именительного падежа.
  3. В предложении выполняет роль подлежащего.

Упражнение к теме «3.2.3. Морфологический разбор имён существительных»

  • 3.2.1. Понятие об имени существительном. Морфологические признаки имён существительных. Разряды имён существительных
  • 3.2.3. Морфологический разбор имён существительных

Помогите хотя бы что-то!!!
Какое событие явилось следствием роспуска II Государственной Думы?
Декабрьское вооруженное восстание в Москве
Возникновение политической системы «третьеиюньской монархии»
Усиление влияния левых партий в новой Государственной думе
Отмена положений Манифеста 17 октября 1905 г
В программе какой из политической партий содержалось положение о «диктатуре пролетариата»?
Эсеров 2) социал-демократов 3) кадетов 4) октябристов
4. Понятия «червонец» и «концессия» относятся к экономической политике Советского государства периода
1) 1918–1920 гг. 2)первой половины 1920-х гг.
3)первой половины 1930-х гг. 4) второй половины 1930-х гг.
5. Какое событие было позже?

Восстание на броненосце «Потемкин»
начало русско-японской войны
Кровавое воскресенье
Цусимское сражение

6. Когда закончилась первая русская революция?
А) 9.01.1905г Б) 10.12.1906г В) 3.06.1907г Г) 25.07.1908г
7. Какую главную политическую цель ставила перед собой партия октябристов?
1) введение в России военной диктатуры
2) установление в России республики
3) установление в России конституционной монархии
4) установление в России «диктатуры пролетариата»
8. Прочтите отрывок из статьи деятеля русской эмиграции С.Е.Чахотина (1921 г) и укажите название идейного течения, позиции которого изложены в отрывке.
«Большевизм с его крайностями и ужасами – это болезнь, но вместе с тем закономерное, хотя и неприятное состояние нашей страны в процессе её эволюции…Наш долг – помочь лечить раны больной родине, любовно отнестись к ней, не считаясь с её приступами горячечного бреда… Надо признать, что в самом большевизме, наряду с ворохом уродливых его проявлений, есть несомненные здоровые начала…»
Сменовеховство 2) Непротивление злу 3) Коллаборационизм 4) Еврокоммунизм
9 Какое из перечисленных событий произошло раньше всех других?
1) начало Первой российской революции
2) вступление России в Первую мировую войну
3) издание Манифеста о законосовещательной (булыгинской) Думе
4) начало русско-японской войны
10. Прочтите фрагмент из документа и укажите его название.
« Всенародное стремление довести войну до решительной победы лишь усилилось, благодаря сознанию общей ответственности всех и каждого…Само собой разумеется… Временное правительство, ограждая права нашей Родины, будет вполне соблюдать обязательства, принятые в отношении наших союзников».
«Нота Милюкова» 3) «Письмо петроградским рабочим» Г.Плеханова
«Апрельские тезисы» Ленина 4) Манифест 1 августа 1914 г
11. Кто был председателем 1 Государственной думы?
1) П.Н.Милюков 2) А.И.Гучков 3) С.А.Муромцев 4) П.А.Столыпин
12. Какие из перечисленных дат относятся к кризисам Временного правительства?
23 февраля 1917 г – 27 февраля 1917 г – 1 марта 1917 г
18 апреля 917 г – 18 июня 1917 – 4-5 июля 1917 г
12 октября 1917г – 24 октября 1917 г – 26 октября 1917 г
23 августа 1917 г – 31 августа – 14 сентября 1917 г
13. . Прочтите отрывок из Манифеста Николая II (1914 г.) и напишите название страны, в защиту которой выступила Россия.
«Следуя историческим своим заветам, Россия, единая по вере и крови с славянскими народами, никогда не взирала на их судьбу безучастно. С полным единодушием и особою силою пробудились братские чувства русского народа к славянам в последние дни. …Австрия поспешно перешла в вооруженное нападение… Ныне предстоит уже не заступаться только за несправедливо обиженную, родственную Нам страну, но оградить честь, достоинство, целость России и положение ее среди Великих держав».
Франция 2) Болгария 3) Румыния 4) Сербия

Часть В
В 1. Расположите следующие события в хронологической последовательности:
А) убийство П.А.Столыпина
Б) Московское декабрьское восстание
В) гибель крейсера «Варяг»
Г) издание Манифеста об учреждении Государственной думы

В 2. Какие из перечисленных событий связаны с революцией 1905 – 1907 гг?

Октябрьская политическая стачка
Созыв Учредительного собрания
«Кровавое воскресенье»
Опубликование ноты Милюкова
Созыв 1 Государственный думы
Установление режима «двоевластия»

Ответ______________
В 3. Соотнесите имена политических деятелей с постами, которые они занимали в составе первого советского правительства.

ДЕЯТЕЛИ ПОСТЫ
А) В.И.Ленин
Б) Л.Д.Троцкий
В) А.И.Рыков
Г) И.В.Сталин 1) председатель СНК
2) нарком по делам национальностей
3) нарком финансов
4) нарком внутренних дел
5) нарком по иностранным делам
А Б В Г

В 4. Прочтите отрывок из воспоминаний деятеля культуры и укажите его фамилию.
«Чем больше я играл Бориса Годунова, Грозного, Диосфея, Варяжского гостя и Голову в «Майской» ночи, тем более убеждался, что артист в опере должен не только петь, как говорят, но и играть, как играют в драме. В опере надо петь,как мне говорят. Впоследствии я заметил, что артисты, желавшие подражать мне, не понимают меня. Они не пели, как говорят, а говорили, как поют».
С.И.Мамонтов 2) С.В.Рахманинов 3) С.П.Дягилев 4) Ф.И.Шаляпин

24-летний Борис Белозёров не только самый юный капитан команды в телеклубе «Что? Где? Когда», но и один из самых ярких и талантливых молодых игроков. Телезрители, которые любят интеллектуальные шоу, помнят Бориса ещё ребёнком. В шестом классе он стал участником программы «Самый умный» на СТС, которую вела Тина Канделаки, и однажды установил рекорд, дав 46 правильных ответов за два раунда. С 2014 года Борис играет в «Что? Где? Когда?» и дома, на полке с книгами у него уже стоит одна «Хрустальная сова». В Воронеж Борис приезжает часто - на игры «спортивного» «Что? Где? Когда?» и к друзьям. Во время одной из недавних поездок он дал эксклюзивное интервью корреспонденту «Ё!».

«Нужно ли каждому быть очень умным - большой вопрос»

- Борис, признайтесь, как ваши родители вырастили такого умного сына?

Я вырос в Волгограде, родители оба филологи по образованию, а папа ещё экономист. Он работает по финансовой части, а мама, когда я родился, ушла с работы и всю себя посвятила мне - думаю, это тоже сыграло большую роль. Первое моё воспоминание - я, трёхлетний, что-то рисую в волгоградской детской художественной школе. Мама водила меня по всевозможным кружкам, я ходил и на шахматы, и на танцы, и на футбол. Летом мы ездили в Питер, где я родился, и меня таскали по музеям, хотя я в четыре года не очень-то хотел идти в Эрмитаж. Но сейчас понимаю, что родные всё делали правильно. Я верю в теорию, что до 5 - 6 лет ребёнок поглощает любой объём информации, который ему можно дать, и надо этим пользоваться.

-- Вы, наверное, и читали уже в три года?

Нет, читать я научился сам, примерно в четыре с половиной года, писать - перед школой. Слишком ранним ребёнком в этом смысле я не был. Знаете, я, в целом за раннее развитие детей, но при этом считаю, что нужно обязательно учитывать, что хочет ребёнок. И водить его куда-то насильно ни в коем случае нельзя. Так же как пытаться научить чтению-письму, если он пока не готов. Я именно так буду воспитывать детей, хотя, думаю, они у меня появятся очень нескоро. Да и потом, нужны ли каждому человеку высокие когнитивные способности - ещё большой вопрос. Ведь когда у тебя слишком много мыслей, загонов - это очень усложняет жизнь.

- Вы хорошо учились, закончили школу с золотой медалью. А как складывалось общение с одноклассниками?

Честно скажу, проблемы с общением у меня были. Сам я больше любил общаться со взрослыми, с ними было интереснее. Я много читал и интересовался совсем другими вещами, чем мои сверстники. Поэтому, с одной стороны, я чувствовал перед ними некое превосходство, а с другой - небольшую зависть. Потому что хотелось нормального общения с одноклассниками, а получалось не очень. В школе дети очень жестоко относятся к тем, кто на них не похож. Но сегодняшним детям проще - есть интернет, олимпиады, школьные интеллектуальные игры, где можно найти единомышленников.

«Полгода просил знатоков, чтобы меня взяли в клуб»

- Наверное, всё изменилось, когда вы стали звездой программы «Самый умный»?

В шестом классе я увидел программу по телевизору и понял, что очень хочу там играть. Позвонил по номеру, который был указан, прошёл несколько отборов. Родители поначалу переживали - это серьёзный проект, который отнимает много сил и времени. Но в итоге они смирились, поддерживали меня. Этот проект много мне дал. И не только путёвку в «Что? Где? Когда?», но и новый круг общения. Это было потрясающе, когда я увидел ребят, равных мне. У меня появился новый круг общения, я стал увереннее в себе, и это положительно сказалось и на отношения с одноклассниками.

В так называемое «спортивное» «Что? Где?Когда?» играют тысячи человек по всей стране. И только единицы попадают «в телевизор». Как?

Я начал играть в спортивное «Что? Где? Когда?» за сборную школы. Потом играл в одной из волгоградских команд, потом, когда я переехал в Москву и поступил в МГУ, играл за их студенческую команду. Чтобы попасть в телеклуб, нужно получить приглашение на отбор от кого-то из знатоков или от редакторов. Редакторы обычно зовут призёров разных чемпионатов, а остальных рекомендуют телезнатоки по знакомству. С ними можно познакомиться как раз на больших турнирах по «спортивному» «Что?Где?Когда?», которые проходят и у вас, в Воронеже. Я добивался приглашения примерно полгода, разговаривая с разными членами клуба. В итоге Лена Потанина посчитала, что она может дать мне приглашение. Капитаном меня назначили редакторы, для моей новой команды это было удивлением. Сначала редакторы набирают «протокоманду», которая ещё год ходит на игры, наблюдает. А затем уже пускают её за игровой стол.

- Признайтесь, дедовщина в клубе есть - эдакое снисходительное отношение к новичкам со стороны мэтров?

В шутливой форме, конечно, это нормально для любого коллектива. И конкуренция, конечно, есть. Все мы люди амбициозные, умные, эмоциональные. Бывают и скрытые конфликты, и нелюбовь. Но лично я стараюсь со всеми дружить или в лучшем случае не ссориться.

«Есть специальная инструкция, что делать с упавшими в обморок»

- За четыре года вашей игры происходили ли на съёмках какие-то внештатные ситуации?

Ну по мелочи. Телегруппа игры очень опытная, быстро импровизирует. Бывает, кто-то из стоящих за нашими спинами падает в обморок. Его потихонечку убирают к стенке - есть специальная инструкция по поведению на игре. Её произносит перед каждой игрой Андрей Козлов (знаток и продюсер «Что? Где? Когда?» - «Ё!») - знаете, как стюардессы перед полётом. Тут курить можно, там нельзя, жвачки не жевать, в обморок падать стоя и так далее. Это можно увидеть в инстаграм-трансляции перед игрой.

- Когда вы обсуждаете вопросы, вам операторы не мешают - они же порой снимают очень близко?

Во время игры все эмоции уходят на игровую работу. Мы вообще не замечаем операторов и людей вокруг. Знаете, как будто ты в каком-то вакууме, и до тебя лишь доносится отдалённый шум. Лично я даже не волнуюсь на играх - у меня включается полезный механизм, когда все эмоции я перевожу в работу. И после окончания игры, независимо от результата, ты ощущаешь одно - пустоту. И лишь потом накрывают переживания.

- А бывает, что знатоки кричат друг на друга, что кто-то дал неправильную версию, не так себя повёл?

Это нормальная история - орать, ругаться. С возрастом этого становится меньше, команда становится более профессиональная. У нас и на тренировках бывают ссоры, конфликты мы очень яркая, эмоциональная команда. Конфликты возникают регулярно, но мы их гасим, разговариваем.

Телезрители порой задаются вопросом: почему на телеигры знатоки ездят даже тогда, когда не играют, просто постоять посмотреть. Причём такие серьёзные люди, как Друзь, Поташёв. Им за это платят?

Знатокам не платят за игры, это классическое заблуждение, которое все всегда развеивают, сейчас нам даже не платят за победы в финале как раньше. Поймите, мы «больны» этой игрой, в хорошем смысле слова - вот и весь ответ!

«В клубе стало модно играть парами»

- Борис, расскажите, чем вы занимаетесь помимо телеигры?

После двух лет учёбы на физфаке МГУ я понял, что это не моё, и перевёлся в МГИМО - изучаю международное энергетическое сотрудничество, в этом году получу степень бакалавра, а потом, наверное, пойду в магистратуру. Мне нравится вести интеллектуальные игры - это и путешествия по городам, и общение с людьми, и заработок. Интересуюсь кухнями разных народов, живописью, теннисом.

- А есть сферы, в которых вы вообще не разбираетесь?

Я не люблю и ничего не понимаю в автомобилях, мне совсем не близка медицина и всё, что с ней связано. И я, честно скажу, классический парень-интеллигент, который не представляет, как чинить кран и тому подобное.

- Вы упомянули, что папой станете не скоро. А почему вы в этом так уверены?

Да, в обозримом будущем жениться я не собираюсь. И именно потому, что семья и дети - это для меня очень важно. Поэтому я хочу уделять им достаточно времени. Но я знаю, что в ближайшие годы у меня его не будет.

- Сейчас в телеклубе играет несколько пар. Личные отношения помогают игре или мешают?

Да, сейчас модно играть парами. Но лично я не хотел бы играть вместе с девушкой, с которой встречаюсь. И не очень хочу, чтобы в моей команде играли люди в отношениях. Потому что это непредсказуемый фактор, который может сыграть как в минус, так и в плюс. А я, как капитан, непредсказуемости не люблю.

Тест ЕГЭ-2011 по истории России

Вариант 3

А1. К какому веку относится княжение Ивана III, государя всея Руси?

1) XIII в. 2) XIV в. 3) XV в. 4) XVII в.

А2. Кто стоял во главе русских войск, одержавших победу на льду Чудского озера?

1) Дмитрий Донской 3) Святослав Игоревич

2) Александр Невский 4) Иван Калита

А3. Как назывался в Древней Руси налог в пользу церкви?

1) полюдье 2) десятина 3) выкуп 4) оброк

А4. Что из названного относится к итогам деятельности Избранной рады в 50-60-е гг. XVI в.?

1) введение рекрутчины

2) создание полков «иноземного строя»

3) введение всеобщей воинской повинности

4) создание стрелецкого войска

А5. Кого в период Смуты (начало XVII в.) называли «тушинским вором»?

1) Лжедмитрия II

2) Василия Шуйского

3) Ивана Болотникова

4) Ивана Заруцкого

А6. Требование решать все важнейшие государственные дела при участии членов Верховного тайного совета содержалось в

1) Соборном уложении

2) кондициях

3) Табели о рангах

4) Духовном регламенте

А7. Итогом заключения «Вечного мира» с Польшей (1686 г.) было то, что

1) Россия получила Левобережную Украину и Киев

2) Россия получила выход к Балтийскому морю

3) Речь Посполитая отказалась от Правобережной Украины

4) Речь Посполитая вернула России Новгород

А8. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, как называлась летопись, о которой говорится в документе.

«Эпоха Владимира Мономаха была временем расцвета художественной и культурной деятельности на Руси. В Киеве и в других городах воздвигались новые каменные церкви, украшенные живописью… К этому времени относится составление нашей первоначальной летописи».

1) «Апостол» 3) «Изборник»

2) «Русская Правда» 4) «Повесть временных лет»

А9. Какое из названных событий произошло позже остальных?

1) основание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге

2) строительство Транссибирской железной дороги

3) основание Печатного двора в Москве

4) строительство железной дороги между Санкт-Петербургом и Царским Селом

А10. А.И.Желябов, С.Л.Перовская, В.Н.Фигнер возглавляли

1) «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»

2) организацию «Народная воля»

3) общество петрашевцев

4) Южное общество декабристов

А11. Какой орган исполнительной власти, созданный в годы правления Николая I, осуществлял организацию политического сыска и следствия, выполнял функции цензуры?

1) Тайная экспедиция

2) Правительственный сенат

3) приказ Тайных дел

4) III отделение императорской канцелярии

А12. Понятие «крестьянский вопрос» в 1890-х годах включало, в частности, положение о необходимости

1) ограничения размеров оброка

2) отмены личной зависимости крестьян от помещиков

3) перевода крестьян на месячину

4) ликвидации малоземелья крестьян

А13. Идеи французских и русских просветителей конца XVIII века, знакомство с Европой во время Заграничного похода русской армии в 1813-1814 гг. оказали непосредственное влияние на идейное становление

2) народников 4) социал-демократов

А14. Прочтите отрывок из письма Н.М.Карамзина и укажите, как назывались крестьяне, о которых идет речь.

«Пишешь ты ко мне, бурмистр <управляющий>, что хотя и приказал я женить крестьянского сына Романа Осипова на дочери… Архипа Игнатьева, но миром крестьяне того не приказали: кто же из вас смеет противиться господским приказаниям..? На сей раз <прощаю>, но снова приказываю вам непременно женить упомянутого Романа на дочери Архиповой и не отдавать его в рекруты. А если вперед осмелится мир не исполнить в точности моих предписаний, то я не оставлю сего без наказания. Всякие господские повеления должны быть святы для вас: я вам отец и судья. Мое дело знать, что справедливо и для вас полезно».

1) государственные 3) крепостные

2) удельные 4) посессионные

А15. Какое из перечисленных событий произошло раньше остальных?

1) созыв Учредительного собрания

2) третьеиюньский переворот

3) смерть П.А.Столыпина

4) заключение Портсмутского мира с Японией

А16. Как называется характерная для НЭПа форма привлечения иностранного капитала в экономику СССР, при которой иностранные предприниматели получали право на эксплуатацию хозяйственных объектов СССР?

1) акционирование 3) синдицирование

2) приватизация 4) концессия

А17. Приоритетным направлением внешней политики большевиков в 1918-1921 годах было

1) установление дипломатических отношений с ведущими странами Запада

2) тесное сотрудничество с коммунистами других стран с целью осуществления мировой революции

3) поддержка пацифистских лозунгов и сотрудничество с Лигой Наций для предотвращения новой войны

4) сотрудничество с США с целью противодействия японской экспансии на Дальнем Востоке

А18. Одна из причин принятия решения о коллективизации сельского хозяйства заключалась в стремлении советского руководства

2) заменить продразверстку продналогом

3) отказаться от принудительных методов управления сельским хозяйством

4) найти средства для финансирования индустриализации

А19. Прочтите отрывок из воспоминаний деятеля культуры и укажите его фамилию.

«Чем больше я играл Бориса Годунова, Грозного, Досифея, Варяжского гостя и Голову в «Майской ночи», тем более убеждался, что артист в опере должен не только петь, но и играть роль, как играют в драме. В опере надо петь, как говорят. Впоследствии я заметил, что артисты, желавшие подражать мне, не понимают меня. Они не пели, как говорят, а говорили, как поют».

1) С.И.Мамонтов 3) С.П.Дягилев

2) С.В.Рахманинов 4) Ф.И.Шаляпин

А20. В каком ряду названы герои, совершившие выдающиеся подвиги в годы Великой Отечественной войны?

1) В.И.Чапаев, С.М.Буденный

2) А.П.Маресьев, А.М.Матросов

3) Д.В.Давыдов, В.Кожина

4) А.Г.Стаханов, П.Н.Ангелина

А21. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите, о каком событии Великой Отечественной войны идет речь.

«Итогом оборонительного сражения следует, на мой взгляд, считать поражение танковых соединений врага, в результате чего возникло особо благоприятное для нас соотношение сил по этому важному роду войск. В значительной степени способствовал тому выигрыш нами крупного встречного танкового сражения южнее Прохоровки… Мне довелось быть свидетелем этого поистине титанического поединка двух стальных армад (до 1200 танков и самоходных артиллерийских установок) 12 июля».

1) битве на Орловско-Курской дуге

2) форсировании Днепра

3) битве за Москву

4) Сталинградской битве

А22. Что объединяет даты 1949 г. и 1953 г.?

1) проведение экономических реформ в промышленности

2) проведение полетов в космос на пилотируемых кораблях

3) ввод советских войск в другие страны

4) первые испытания в СССР атомной бомбы и водородной бомбы

А23. Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой был подписан, когда руководителем СССР был

1) И.В.Сталин

2) Н.С.Хрущев

3) Л.И.Брежнев

4) М.С.Горбачев

А24. Что из названного свидетельствует о трудностях в проведении перестройки в СССР?

1) принятие решения о децентрализации управления промышленностью

2) принятие закона об индивидуальной трудовой деятельности

3) освоение целинных и залежных земель

4) проведение шахтерских забастовок в Кузбассе и других регионах СССР

А25. Одна из основных причин перехода СССР и США к политике разрядки в 1970-е годы состояла в

1) укреплении экономики СССР в результате реформ А.Н.Косыгина

2) достижении СССР военно-стратегического паритета с США

3) упрочении отношений между СССР и Китаем

4) испытании в СССР первой водородной бомбы

А26. Прочтите отрывок из воспоминаний бывшего посла СССР в Республике Куба А.И.Алексеева и укажите, в каком году происходили описываемые события.

«…Никто из советских руководителей не возражал против планов Хрущева, а маршал Малиновский довольно активно их поддерживал. Его можно было понять: ведь в тот период соотношение ядерных сил СССР и США было 1 к 17. Появление же наших ракет на Кубе практически уравновешивало степень ядерного риска для обеих стран».

1) 1954 г. 3) 1975 г.

2) 1962 г. 4) 1985 г.

А27. Что стало характерной чертой развития экономики России в 1990-е годы?

1) преимущественное развитие тяжелой промышленности

2) усиление военно-промышленного комплекса

3) развитие различных форм собственности

4) финансовая поддержка государственных предприятий

ЧАСТЬ 2

В1. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности.

А) стояние на реке Угре

Б) Куликовская битва

В) Ледовое побоище

Г) Полтавская битва

В2. Какие три из названных имен связаны с событиями церковного раскола в России XVII в.?

1) Филарет

2) Аввакум

4) Иосиф Волоцкий

5) царь Алексей Михайлович

6) царь Федор Иоаннович

В3. Установите соответствие между историческими личностями и их деятельностью.

К каждой позиции первого столбца соответствую позицию второго.

В4. Прочтите отрывок из историка В.О.Ключевского и назовите российского государя, к которому относится эта характеристика.

«Из него, уроженца континентальной Москвы, вышел истый моряк, которому морской воздух нужен был, как вода рыбе.

Бросив кремлевские хоромы, он вывел и натянутую пышность прежней придворной жизни московских царей. При нем во всей Европе разве только двор прусского короля-скряги Фридриха Вильгельма I мог поспорить в простоте с петербургским; недаром он сравнивал себя с этим королем и говорил, что они оба не любят мотовства и роскоши. При нем не видно было во дворце ни камергеров, ни камер-юнкеров, ни дорогой посуды. Обычная прислуга царя состояла из 10-12 молодых дворян, большею частью незнатного происхождения, называвшихся денщиками».

В5. Расположите следующие явления в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены явления, в правильной последовательности.

А) возникновение первых мануфактур

Б) отмена крепостного права

В) начало промышленного переворота в России

Г) возникновение первых монополистических объединений

В6. Какие три из перечисленных ниже событий относятся ко второй половине XIX в.?

1) открытие первого профессионального театра в Ярославле

2) основание Московского художественного общедоступного театра (МХТ)

3) основание Московского университета

4) учреждение Товарищества передвижных художественных выставок

5) открытие Высших женских курсов

6) основание Царскосельского лицея

В7. Установите соответствие между именами российских императоров XIX – XX вв. и событиями внешней политики.

В8. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите название представителей общественной мысли, о которых идет речь.

«Составляющей… единения <представителей общественной мысли> была… теснейшая привязанность к Москве и Московскому университету, с которым были связаны почти все виднейшие <представители этого направления>. Хомяков был кандидатом университета, братья Киреевские брали уроки у университетских профессоров, курс «студентства» в разные годы прошли К.Аксаков, А.Кошелев, Ю.Самарин, В.Валуев…»

В9. Какие три из перечисленных названий относятся к политическим партиям начала XX века?

1) кадеты

2) нечаевцы

3) народовольцы

4) петрашевцы

В10. Установите соответствие между датами и событиями.

В11. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и напишите фамилию государственного деятеля, о котором идет речь.

«Он многое задумывал осуществить. «Дайте только 20 спокойных лет – и вы не узнаете России,- говорил премьер. Так это или не так, нам не дано узнать. 1 сентября 1911 г. он был смертельно ранен в Киеве. Один из наиболее ярких премьер-министров России унес с собой большинство своих планов и начинаний».

В12. Какие три из перечисленных черт характеризовали внешнюю политику СССР в 1945 – 1953 гг.?

1) нормализация отношений со странами Запада

2) усиление влияния в странах Восточной Европы

3) разрыв отношений с Югославией

4) достижение военно-стратегического паритета с США

5) расхождение интересов с союзниками по борьбе с фашизмом

6) проведение политики разрядки международной напряженности

В13. Установите соответствие между событиями в истории СССР и годами, в которые они происходили.

В14. Прочтите отрывок из выступления государственного деятеля СССР по Центральному телевидению в декабре 1991 года и напишите его фамилию.

«В силу сложившейся ситуации… прекращаю свою деятельность… Я покидаю свой пост с тревогой. Но и с надеждой, с верой в вас, в вашу мудрость и силу духа. Мы – наследники великой цивилизации, и сейчас от всех и каждого зависит, чтобы она возродилась к новой современной и достойной жизни…».

В15. Расположите следующие события в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности.

А) принятие Конституции «развитого социализма»

Б) первые выборы в Государственную Думу РФ

В) подписание Беловежских соглашений

Г) избрание М.С.Горбачева генеральным секретарем ЦК КПСС

ЧАСТЬ 3.

Из писем участник событий.

«С каждым часом делается все труднее и труднее… видеть ежеминутно перед собою страдания людей… Но досаднее всего это то, что на каждый наш выстрел <неприятели> отвечают десятью. Наши заводы не успевают делать такого количества снарядов, какое нужно выпускать, чтобы нанести хоть небольшой вред неприятелю; и кроме того, подвоз на телегах гораздо неудобнее, чем подвоз на пароходах, на которых неприятель доставляет все, что только ему нужно… Ни в одну войну не пролито столько крови, сколько в эту… Досадно видеть, что противники наши обладают такими средствами, какими мы – не в состоянии… Грустно было оставлять Севастополь, так долго нами защищаемый…».

Из воспоминаний участника обороны Севастополя.

«Горько было на сердце, когда я, сотворив крестное знамение, снова ступил на эту землю, политую кровью моих друзей и собратий… Приведением казался мне Малахов курган… Давно ли здесь распоряжались Нахимов, Истомин, Хрулёв?.. Давно ли здесь повсюду видны были русские шинели, звучала родная речь?.. Никто из нас и подумать не мог, что будут здесь и другие властители, и сами явимся здесь гостями…».

С1. Укажите название и даты начала и завершения войны, о событиях которой идет речь.

С2. Назовите не менее трех причин поражения России в названной войне. Для ответа используйте отрывки из писем и знания по истории.

С3. Какое чувство испытывали защитники Севастополя, вынужденные оставить город? Чем, по мнению авторов писем и воспоминаний, объясняется это чувство?

С4.

В 1722 году Петр I издал «Указ о наследовании престола», давший императору право назначать себе преемника по своему усмотрению.

Что побудило Петра I изменить порядок престолонаследия? Укажите не менее двух причин.

С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

После смерти Петра I канцлер Г.И.Головкин, Сенат и высшие сановники обсуждали, кому передать трон: внуку Петра I или его жене Екатерине. Почему создалась ситуация выбора наследника? Укажите не менее двух причин. В чью пользу и каким образом решился этот вопрос? Приведите не менее двух положений.

С7. Сравните положение русских дворян в последние годы царствования Николая I и в последние годы царствования Александра II.

Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что – различным (не менее двух различий).