Аномальные согласования в русском языке. Грамматическое согласование. Различие в согласовании причастий, прилагательных и субстантивированных существительных

(франц. genre – род, вид), тип произведения, обладающий своими характерными чертами и разделяющийся на подтипы. Литературный жанр складывается исторически, обобщая черты, которыми отличается группа произведений в ту или иную эпоху. Из совокупности нескольких жанров складывается литературный род . Жанр делится на виды (иногда эти термины употребляются противоположным образом: вид – более крупное множество, напр. поэма , жанр – конкретный тип, напр. лирическая поэма). В целом теория литературных родов не исчерпывает всего богатства жанров. Можно обозначить и другие принципы классификации жанров. Род объединяет жанры в основном по формальному признаку (проза, стихи или форма изложения текста для сцены) и по признаку самого общего содержания текста (личные чувства и переживания в лирике , события в эпосе , драматический сюжет в драме ). Также жанры можно разделить по принципу авторского отношения к предмету изображения, общей интонации произведения – комические (комедия , шуточное стихотворение, юмористический рассказ), сатирические (памфлет, эпиграмма, фельетон ), трагические, элегические и пр. Со времён античности известно деление жанров на высокие, средние и низкие. К высоким относятся жанры, повествующие возвышенным языком о деяниях богов и героев (трагедия, ода ), к низким – высмеивающие грубым и простонародным языком низкие поступки людей (комедия, сатира ), средние занимают промежуточное положение – повествуют о жизни человека, не вкладывая в это ни героического, ни комического содержания и пользуясь основным фондом слов языка (драма, повесть ). Эту теорию развивали классицисты (М. В. Ломоносов в России, совмещавший учение о жанрах с учением о трёх стилях – высоком, среднем и низком). Высокие жанры используют слова высокого и среднего стиля, средние – среднего и низкого, а в низких жанрах совмещаются слова высокого и низкого стилей, при этом «высокие» слова употребляются в сниженном значении. Иногда в такую классификацию включают ещё и смешанные жанры – трагикомические и пародийные произведения, совмещающие элементы высоких и низких жанров.

Жанры выделяются на основе совокупности признаков. Помимо общего содержания и принадлежности к определённому литературному роду, важен объём произведения, его композиция и богатство идейного содержания. Так, напр., роман и повесть отличаются друг от друга объёмом (объём романа, как правило, больше) и количеством освещённых проблем, тем, идей (в романе их больше). Такое же отличие между романом и эпопеей , являющейся ещё более крупным произведением, призванным передать жизнь и колорит целой эпохи. В некоторых случаях трудно провести границу между жанрами (напр., романы И. С. Тургенева многие исследователи считают повестями). Легче выделить жанры по формальному признаку. Такие критерии часты в поэзии. Напр., сонет выделяется исключительно на основании внешних признаков – стихотворение из 14 строк, состоящее из двух четверостиший (катрен ) и двух трехстиший (терцин). Так же формальны критерии выделения рондо, триолета, газели и пр. В прозе сложно ввести такой критерий, в связи с её более свободным характером, и поэтому прозаические жанры часто различаются не по форме, а по содержанию. Напр., отличие рассказа от новеллы – это неожиданная концовка, обязательная для новеллы, по крайней мере, в современной трактовке этого термина.

С другой стороны, для жанра важно его идейное содержание. На этом основании внутри общего жанра или вида романа или повести можно выделить утопический (о несуществующих идеальных странах и городах, написанный в дидактических целях), приключенческий (о приключениях героя), детективный (о поисках преступника), психологический (посв. раскрытию психологии героев) и пр. роман (или соответствующую повесть).

Жанр развивается и меняется исторически. В разные эпохи возникали разные теории, посвящённые критериям отделения одного жанра от другого и нормам создания текста различных жанров. Самые знаменитые теории принадлежат эпохе античности и классицизма.

Меняется не только содержание каждого жанра, но и состав жанров в целом. Так, торжественная ода, зародившаяся в поэзии Пиндара, на некоторое время ушла на периферию литературы, затем возродилась в 18 в., в эпоху классицизма, и после этого постепенно угасла. Жанры могут возникать в определённую эпоху, в творчестве определённого писателя – так, с романом П. Абеляра «История моих бедствий» возник жанр литературной исповеди. В творчестве драматурга М. Метерлинка появилась одноактная драма. Другие жанры, как, напр., басня, комедия, возникшие ещё в античности, продолжают существовать на протяжении всех периодов истории литературы, вплоть до современного, и при этом постоянно наполняются новым содержанием.

Различные эпохи в истории литературы отличаются друг от друга не только составом жанров, но и их количеством. Для литературы 20 в. характерно большое количество жанров и их взаимопроникновение. На стыке нескольких жанров возникает новый тип литературного произведения. В предыдущие периоды в литературе, как правило, выдвигалось на первый план несколько жанров (напр., трагедия, ода, эпическая поэма в классицизме; лирическая поэма, баллада, элегия в романтизме). В связи с этим в современной литературе появились утверждения об исчезновении жанров – до такой степени расширились их границы. Появились антижанры – антироман, антидрама.

Жанровое своеобразие рассматривается не только по отношению к эпохе или течению в литературе, но и по отношению к отдельному писателю. В творчестве каждого писателя всегда появляются специфические формы, и их жанровая принадлежность обычно является предметом споров для исследователей. Так, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского соединяет в себе черты психологического, социального, детективного и авантюрного романа.

Произведения античного искусства были признаны образцами совершенства и именно им подражали авторы классицизма. Существующие были приведены в соответствие его принципам. Во внимание принимались только вечные, возвышенные сюжеты, которые были призваны установить связь нового времени и искусства Древней Греции и Рима.

Жанры классицизма в литературе

Литературные жанры теоретиками классицизма были поделены на две группы: высокие и низкие. К первым относились оды, героические песни и трагедии. Под трагедией понималось наличие конфликта, чаще всего между частным интересом и долгом перед государством, в котором всегда побеждал последний. Таким образом, достигался эффект монументальности, служения высшим целям и исключительной значимости происходящего. Героями произведений часто становились короли и видные политические деятели, а также выдающиеся исторические личности. К низким относились комедии, басни и сатирические произведения. Они писались разговорным языком, а их героями были представители низших сословий.

Основными отечественными распространителями идей классицизма в литературе были Сумароков и Тредиаковский.

Важнейшей характеристикой литературных является принцип триединства. Под этим подразумевается единство времени, места и действия в произведении. Это означало, что развитие сюжета должно было происходить в течение короткого времени, в одной комнате или доме. Отхождение от этих принципов, введение дополнительных сюжетов или растягивание действий во времени не допускалось.

Жанры классицизма в живописи и скульптуре

Эти сферы искусства были подчинены тем же канонам, что и . К высоким относились полотна и скульптуры, изображающие исторические, мифологические или религиозные сюжеты. Более «земные» жанры, такие как портрет, натюрморт или , считались низкими, если не имели связи с указанными темами.

Главной задачей художников классицизма было создание картины идеального мира без возможных двойственных трактовок. И порок, и были абсолютными, во всем декларировался подход и стремление к совершенству мира.

Классицизм в других сферах искусства

Тем же базовым принципам следовали и композиторы с архитекторами. В первостепенное внимание уделялось торжественным произведениям, воспевающим достоинства человека и величие государства или реминисценциям на античные темы.

Крупнейшими представителями классицизма в музыке считают Бетховена, Моцарта и Гайдна.

В архитектуре связь классицизма с античностью прослеживается ярче всего. Архитекторы не только использовали характерные детали древнеримской архитектуры, но и создавали полные копии лучших образцов античных зданий. Именно в этот период произошел возврат к колоннам, простоте и

В литературе классицизм зародился и получил распространение во Франции в XVII веке. Теоретиком классицизма считается Никола Буало, сформировавший основные принципы стиля в статье «Поэтическое искусство». Название происходит от латинского «classicus» - образцовый, что подчеркивает художественный базис стиля - образы и формы античности, к которым начали питать особый интерес на исходе эпохи Возрождения. Появление классицизма связывают с формированием принципов централизованного государства и идей «просвещенного» абсолютизма в нём.

Классицизм воспевает понятие разума, считая, что лишь с помощью ума можно получить и упорядочить картину мира. Поэтому главным в произведении становится его идея (то есть, главная мысль и форма произведения должны быть в гармонии), а главным в конфликте разума и чувств - разум и долг.

Основные принципы классицизма, характерные как для зарубежной, так и для отечественной литературы:

  • Формы и образы из античной (древнегреческой и древнеримской) литературы: трагедия, ода, комедия, эпос, поэтические одические и сатирические формы.
  • Четкое разделение жанров на «высокие» и «низкие». К «высоким» относятся ода, трагедия и эпопея, к «низким», как правило, смешное - комедия, сатира, басня.
  • Отличительное деление героев на хороших и плохих.
  • Соблюдение принципа триединства времени, места, действия.

Классицизм в русской литературе

XVIII век

В России классицизм появился намного позже, чем в европейских государствах, так как его «завезли» вместе с европейскими произведениями и просвещением. Существование стиля на русской почве принято укладывать в следующие рамки:

1. Конец 1720-х годов, литература петровского времени, светская литература, отличающаяся от церковной литературе, до этого господствующей в России.

Стиль стал развиваться вначале в переводных, затем и в оригинальных произведениях. С развитием российской классической традиции связаны имена А. Д. Кантемира, А. П. Сумарокова и В. К. Тредиаковского (реформаторы и разработчики литературного языка, они работали над стихотворными формами - над одами и сатирами).

  1. 1730-1770 года - расцвет стиля и его эволюция. Связывается с именем М. В. Ломоносова, который писал трагедии, оды, поэмы.
  2. Последняя четверть XVIII века - появление сентиментализма и начало кризиса классицизма. Время позднего классицизма связывают с именем Д. И. Фонвизина, автора трагедий, драм и комедий; Г. Р. Державина (стихотворные формы), А. Н. Радищева (прозаические и стихотворные произведения).

(А. Н. Радищев, Д. И. Фонвизин, П. Я. Чаадаев )

Д. И. Фонвизин и А. Н. Радищев стали не только разработчиками, но и разрушителями стилистического единства классицизма: Фонвизин в комедиях нарушает принцип триединства, вводит неоднозначность в оценке героев. Радищев становится предвестником и разработчиком сентиментализма, обеспечивая повествованию психологизм, отвергая его условности.

(Представители классицизма )

XIX век

Считается, что классицизм просуществовал по инерции до 1820-х годов, однако во время позднего классицизма произведения, созданные в его рамках, были классическими только формально, либо его принципы использовались намеренно, для создания комического эффекта.

Русский классицизм начала 19 века отходит от своих прорывных черт: утверждение первенства разума, гражданский пафос, выступление против произвола религии, против её гнета над разумом, критика монархии.

Классицизм в зарубежной литературе

Классицизм изначальный опирался на теоретические разработки античных авторов - Аристотеля и Горация («Поэтика» и «Послание к Пизонам»).

В европейской литературе при идентичных принципах стиль заканчивает свое существование с 1720-х годов. Представители классицизма во Франции: Франсуа Малерб (поэтические произведения, реформация поэтического языка,), Ж. Лафонтен (сатирические произведения, басня), Ж.-Б. Мольер (комедии), Вольтер (драма), Ж.-Ж. Руссо (поздний классицист-прозаик, предвестник сентиментализма).

В развитии классицизма европейского выделяют два этапа:

  • Развитие и расцвет монархии, способствующие позитивному развитию экономики, науки и культуры. На этом этапе представители классицизма видят своей задаче прославление монарха, утверждение её незыблемости (Франсуа Малерб, Пьер Корнель, ведущие жанры - ода, поэма, эпопея).
  • Кризис монархии, обнаружение недостатков в политическом строе. Писатели не прославляют, а больше критикуют монархию. (Ж. Лафонтен, Ж.-Б. Мольер, Вольтер, ведущие жанры - комедия, сатиры, эпиграмма).

иерархия жанрове, иерархия жанровая
, высокие и низкие роды живописи - систематизация различных жанров изобразительного искусства по их значимости.

Наиболее известной являлась иерархия жанров живописи, созданная французской Академией изящных искусств в период классицизма. Главными жанрами считались (по убыванию): историческая живопись, портрет, жанровая живопись, пейзаж и натюрморт. Данная иерархия на протяжении XVII-XIX веков была основополагающей для академической живописи. качестве бунта против нее во 2-й половине XIX века возникли движения передвижников (Россия), импрессионистов (Франция) и прерафаэлитов (Англия).

  • 1 Академическая иерархия жанров
    • 1.1 Высокий и низкий жанр
    • 1.2 Толкование
    • 1.3 Причины
    • 1.4 Воздействие
    • 1.5 Портрет
    • 1.6 Поджанры и попытки найти выход
    • 1.7 Дальнейшая история
  • 2 литературе
  • 3 Библиография
  • 4 Примечания

Академическая иерархия жанров

Классицистическая теория жанровой иерархии была сформулирована в 1669 году Андре Фелибьеном, историографом, архитектором и теоретиком французского классицизма, секретарем Французской академии, в своем предисловии к курсу лекций, прочитанным студентам.

Этой системы, иногда чуть её варьируя, придерживались все художественные академии Европы (Париж, Рим, Флоренция, Лондон, Берлин, Вена, Санкт-Петербург и проч.).

Высокий и низкий жанр

  1. Grand genre (Высокий жанр): т. н. Историческая живопись:
    1. Включала картины не только на историческую тематику, но и на аллегорический религиозный, мифологический, исторический, литературный сюжет. Эти полотна воплощали интерпретацию жизни и событий, основываясь на определенном моральном или интеллектуальном посыле.
  2. Petit genre (scènes de genre, Низкий жанр): сцены из повседневной жизни:
    1. Портрет
    2. Жанровая живопись
    3. Пейзаж
    4. Морской пейзаж
    5. Анималистическая живопись
    6. Натюрморт
      1. С дичью, рыбой и прочими животными
      2. С цветами и фруктами

    Жак-Луи Давид. «Клятва Горациев», 1784 - зрелый французский пример высокого жанра

    Элизабет Виже-Лебрен. «Автопортрет художницы с дочерью», ок.1785

    Фрагонар. «Урок музыки», 1769

    Джон Констебл. «Этюд с облаками. Весеннее утро». 1821

    Уильям Тёрнер, «Последний рейс корабля «Отважный»», 1839

    Джон Вуттон. «Гончий жеребец герцога Гамильтонского Победоносный в Ньюмаркете», около 1725

    Жан Батист Обри. «Натюрморт с битой птицей и вишнями», 1712

    Антуан Бержон. «Натюрморт с корзиной цветов», 1812

В 1667 году иерархию «канонизировал» секретарь французской Академии Андре Фелибьен:

Тот, кто изрядно пишет пейзажи, стоит выше пишущего единственно фрукты, цветы и раковины. Тот, кто пишет живых животных, ценится больше, чем рисующие лишь мёртвые и неподвижные вещи; и коль скоро образ человеческий есть самое совершенное творение Бога на Земле, столь же несомненно, что тот, кто становится подражателем Божиим, изображая человеческий образ, делается превосходнее всех других... Художник, делающий лишь портреты, ещё не достиг того высокого совершенства Искусства и не может претендовать на честь, которую получают наиболее умелые. Для того потребно ему перейти от единственной фигуры к представлению купно нескольких; должно обратиться к истории и баснословиям древних; надобно представить великие дела, подобно историкам, или предметы приятные, подобно Поэтам, и поднимаясь ещё выше, при помощи композиций Аллегорических надлежит уметь скрывать под покровом баснословия добродетели величайших мужей и возвышеннейшие из таинств.
Россия, XVIII век ↓
  1. Цветочной с фруктами и насекомыми.
  2. Звериной с птицами и дворовыми скотами.
  3. Ландшафтной.
  4. Портретной.
  5. Баталической.
  6. Исторический домашний.
  7. Перспективный.
  8. Исторический больший, заключающий в себе все историческия деяния.
Иван Устрялов. Краткое руководство
к познанию рисования и живописи исторического
рода, основанное на умозрении и опытах.
Сочинено для учащихся художником И.У. СПб, 1793"

В России эта систематизация была пересказана Иваном Устряловым в его руководстве для учащихся Академии художеств.

Иерархии жанров соответствовала иерархия размеров: большой формат - для исторической живописи, маленький - для бытовой.

    Хруцкий. «Цветы и плоды», 1839

    Н. Сверчков, «Лошадь в беговых санях с седоком»

    С. Щедрин. «Новый Рим. Замок Святого Ангела». 1823/25

    И. Лампи. «Портрет Платона Зубова», 1796

    Л. Каравак. «Полтавская битва», 1709

Толкование

Согласно академической концепции, «жанровые» картины стояли на низшей ступени, поскольку они являлись просто повествующим, запечатляющим искусством, без какой-то попытки морали и назидательности. Эта жанровая живопись, пусть и совершенная по стилю и рисунку, хвалилась только за умение, изобретательность и даже юмор, но никогда не считалась высоким искусством.

Современная жизнь - современные события, манеры, одежда, внешний вид - считались несовместимым с высоким стилем, и лишь идеализированное прошлое могло служить подходящей, благородной и уместной темой. (Соответственно, обычное тело тоже не служило предметом изображения - рисовали лишь по-античному прекрасные, идеальные тела).

Теоретики академического искусства считали, что эта иерархия была оправдана, поскольку она отражала присущую возможность морального воздействия для каждого из жанров. Так, например, художник намного эффектнее донесет мораль через историческое полотно, затем портрет или жанровую живопись, чем через пейзаж или натюрморт. Кроме того, мастера античности и ренессанса считали, что высшей формой искусства является изображение человеческой фигуры. Таким образом, пейзаж или натюрморт, где человека не изображали, действительно является более «низкой» формой жанра. Наконец, система академической иерархии отображает потенциальную стоимость каждого из полотен: крупная историческая живопись является наиболее подходящим и удобным жанром для государственного заказа, далее портрет, бытовой жанр и пейзаж - а натюрморты, как правило, мелки и выполняются для личных интерьеров.

Причины

Андрей Александрович Карев пишет: «Осознание жанрового разнообразия живописи как свойства культуры Нового времени в условиях века Просвещения было, в известной степени, аналогом тяготения к энциклопедическому познанию, а значит и столь же многоаспектному познанию мира. Рост специализации без утраты универсализма вообще является драгоценной чертой этого времени, что позволяло одновременно увидеть малои и большое, особенное и всеобщее и, наконец, человеческое и божественное. Неповторимая точка зрения на тот или иной объект нисколько не противоречила общему образу вселенной, хотя к нему напрямую и не апеллировала, как это было в эпоху барокко. Интерес к слитной многогранности бытия семняется вниманием к отдельным её граням, обладающим самостоятельной красотой и соответственно - ценностью. Академия художеств не могла не отреагировать на эти процесс и, не дожидаясь появления соответствующих запросов в среде заказчиков, открывала один за одним классы, в которых обучали особенностям работы в том или ином жанре»

Воздействие

Эта иерархическая система, основанная на традициях греческого и римского искусства, подытоженных в ходе итальянского Возрождения, была использована академиями в качестве основы для присуждения премий и стипендий, а также системы развески на публичных выставках (Салонах). Она также оказывала значительное влияние на предполагаемую стоимость произведений искусства.

Французская академия имела конкурсы Grand и Petits Prix соответственно по двум направлениям. Таким образом, самые высокие призы априори доставались произведениям в историческом жанре - практика, которая вызвал много недовольства среди студентов. Эта негибкая иерархия вызывала много недовольства среди известных художников, что со временем привело к подрыву авторитета академий. Кроме того, ради престижа некоторые живописцы совершали попытки писать грандиозные исторические полотна, что получалось не у всех. Если художник обладал даром скорее портретиста, чем исторического живописца, то неудача могла нанести ему душевную травму.

Портрет

Любопытно угнетённое место портрета в данной иерархии. обзоре Салона 1791 года можно было прочесть: «Исторический живописец, который должен подражать природе во всех ее аспектах, должен уметь написать портреты. Однако портрет не может считаться самостоятельным жанром».

Катрмер де Кенси, один из самых влиятельных теоретиков классицизма, считал жанр портрета настолько низким, что даже не удостаивал его специального внимания: «Нет ничего более ограниченного, чем удовольствие, которое получаешь от созерцания портрета. Если отбросить в сторону тот интерес, который придают портрету личные или общественные привязанности и талант художника, то совершенно очевидно, что разум и воображение почти не участвуют в такого рода подражании». Получаемое от портрета удовольствие не может сравниться с эстетическим наслаждением, достижение которого является целью изящных искусств. Портрет показывает то, что существует в действительности, в то время как «большое искусство с помощью того, что есть, должно изображать то, чего реально не существует, должно показывать идеал».

Критики, впрочем, допускали неизбежность существования исторического портрета, который, по их глубокому убеждению, может быть создан только историческим живописцем. «Именно они, исторические живописцы, могут написать настоящий портрет». Об исторических портретах нередко пишут в обзорах выставок, подчас их рассматривают сразу же за исторической картиной. О портретах же частных лиц (которых с каждым годом становилось все больше) предпочитают не упоминать или просто перечисляют их по названиям, никак не комментируя. Понимание портрета как некоего дополнения к исторической картине было весьма распространено. Об этом писали не только известные приверженцы классицизма Катрмер де Кенси, Делеклюз, но и критики следующего поколения, чьи эстетические воззрения отличались большей гибкостью, например Г.Планш.

Поджанры и попытки найти выход

Клод Лоррен. «Изгнание Агари», 1668

Хотя европейские академии, как правило, строго настаивали на этой иерархии, некоторые художники оказывались способными изобретать поджанры, благодаря чему поднимались в этой иерархии наверх:

  • Джошуа Рейнольдс создал стиль портретов, называемый им Grand Manner, в котором он льстил своим моделям, изображая их в качестве мифологических персонажей.
  • Антуан Ватто изобрел Fêtes galantes - сценки развлечений придворных, которых он помещал в ландшафт Аркадии. Таким образом, картина с «пастушками» приобретала аллегорический и поэтический смысл, что её с точки зрения академиков облагораживало.
  • Клод Лоррен практиковался в жанре, называемом «Идеальный пейзаж», где полотно в основном наполнял пейзаж, который дополнялся не очень заметными мифическими или библейскими фигурами. Он был так искусен в сочетании пейзажа и исторической живописи, что тем самым его «легализировал». Таким образом, появился «Исторический пейзаж», который получил официальное признание во Французской Академии, когда в 1817 году за этот жанр был учрежден Prix de Rome.
  • Жан-Батист Шарден писал натюрморты, которые благодаря выбранным предметам воспринимались как аллегорические полотна.

Дальнейшая история

До середины XIX века женщинам не разрешалось обращаться к исторической живописи, поскольку они не были допущены к заключительному этапу обучению в Академиях - обнаженной натуре, так как это нарушало правила приличия. Женщины могли работать в Petit genre - писать портреты, натюрморты и т. п., а также копировать старых мастеров, скульптуру и гравюру.

К концу XIX художники и критики начали бороться против правил Французской Академии, а также утверждать, что оценка этих жанров в истории искусства является неправильной. Появившиеся новые художественные течения - реализм, а позже импрессионизм, были заинтересованы в изображении повседневной жизни и текущего момента. «Иго» было сброшено.

В настоящий момент потомками ценятся именно полотна низкого жанра, в особенности, портреты и сценки из жизни, в то время как академическая историческая живопись в большинстве случаев кажется скучной и незанимательной.

В литературе

Соответственно возвышенным этическим идеям, эстетика классицизма устанавливала иерархию литературных жанров

  • «высоких» (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т. д.)
  • «низких» (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д.).

Библиография

  • Paul Duro. Giving up on history? Challenges to the hierarchy of the genres in early nineteenth-century France // Art History. Volume 28 Issue 5, Pages 689-711

Примечания

  1. Hierarchy of the Genres. Encyclopedia of Irish and World Art
  2. Подчас встречается утверждение, что портрет занимал низшую степень в иерархии жанров. Это неправда ради «красного словца». Портрет стоял первым в ряду низких жанров, а последним был натюрморт. (См. например Art History. Grant Pooke, Diana Newall)
  3. Цит. по: А.Карев. Классицизм в русской живописи. М., 2003. С. 47
  4. А.Карев. Классицизм в русской живописи. М., 2003. С. 48.
  5. Давид и французский портрет конца XVIII- начала XIX века
  6. Проблема портрета в «Эпоху Романтизма»

иерархия жанровая, иерархия жанровая, иерархия жанровая, иерархия жанрове, иерархия жанрове, иерархия жанрове, иерархия жанрови, иерархия жанрови, иерархия жанрови, иерархия жанровой, иерархия жанровой, иерархия жанровой

Иерархия жанров Информацию О

ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ (фр. genre – род, вид) – исторически сложившееся деление произведений живописи в соответствии с темами и объектами изображения.

Хотя понятие «жанр» появилось в живописи сравнительно недавно, определенные жанровые различия существовали еще с древних времен: изображения животных в пещерах эпохи палеолита, портреты Древнего Египта и Месопотамии с 3 тыс. до н.э., пейзажи и натюрморты в эллинистических и римских мозаиках и фресках. Формирование жанра как системы в станковой живописи началось в Европе в 15–16 вв. и завершилось в основном в 17 в., когда помимо разделения изобразительного искусства на жанры появляется понятие т.н. «высоких» и «низких» жанров в зависимости от предмета изображения, темы, сюжета. К «высокому» жанру относили исторический и мифологический жанры, к «низким» – портрет, пейзаж, натюрморт. Такая градация жанров просуществовала до 19 в. хотя и с исключениями.

Так, в 17 в. в Голландии в живописи ведущими стали именно «низкие» жанры (пейзаж, бытовой жанр, натюрморт), а парадный портрет, формально принадлежавший к «низкому» жанру портрета, к таковому не относился. Став формой отображения жизни, жанры живописи при всей стабильности общих черт не являются неизменными, они развиваются вместе с жизнью, меняясь по мере развития искусства. Некоторые жанры отмирают или обретают новый смысл (напр., мифологический жанр), возникают новые, обычно внутри ранее существовавших (напр., внутри пейзажного жанра появились архитектурный пейзаж и марина ). Появляются произведения, соединяющие в себе различные жанры (напр., сочетание бытового жанра с пейзажем, группового портрета с историческим жанром).

АВТОПОРТРЕТ (от фр. autoportrait) - портрет самого себя. Обычно имеется в виду живописное изображение; однако автопортреты бывают и скульптурные, литературные, кинематографические, фотографические и т. д.

Рембрандт "Автопортрет".

АЛЛЕГОРИЯ (греческое allegoria - иносказание) - выражение отвлечённых идей с помощью конкретных художественных образов. Пример: «правосудие» - женщина с весами.

Моретто да Брешиа "Аллегория веры"

АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ (от лат. animal – животное) - жанр связанный с изображением животных в живописи, скульптуре и графике.

Д. Стаббс. Кобылы и жеребята в пейзаже у реки. 1763-1768 гг.

БАТАЛЬНЫЙ (от франц. bataille - битва) - посвященный изображению военных действий и военной жизни.

Аверьянов Александр Юрьевич. href="http://www.realartist.ru/names/averyanov/30/">Ватерлоо.

БЫТОВОЙ - связанный с изображением повседневной жизни человека.

Николай Дмитриевич ДМИТРИЕВ-ОРЕНБУРГСКИЙ (1837-1898). Пожар в деревне

ГАЛАНТНЫЙ - «учтивый, вежливый любезный, обходительный, интересный» устар. связанный с изображением изысканных лирических сцен из жизни придворных дам и кавалеров в художественном творчестве преимущественно XVIII в.

Герард тер Борх Младший. Галантный солдат.

ИСТОРИЧЕСКИЙ - один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям прошлого и современности, социально значимым явлениям в истории народов.

Павел Рыженко. Победа Пересвета.

КАРИКАТУРА - жанр изобразительного искусства, использующий средства сатиры и юмора, гротеска, шаржа, изображение, в котором комический эффект создается путём преувеличения и заострением характерных черт. Карикатура высмеивает, недостаток или порочность персонажа, для того чтобы привлечь его и окружающих людей, с целью заставить измениться в лучшую сторону.

МИФОЛОГИЧЕСКИЙ - посвящен событиям и героям, о которых рассказывают мифы. Боги, демиурги, герои, демоны, мифические существа, исторические и мифологические персонажи. В 19 веке мифологический жанр служил нормой высокого, идеального искусства.

Александр Иванов. Беллерофонт отправляется в поход против Химеры.

НАТЮРМОРТ - жанр изобразительного искусства, изображения неодушевленных предметов, размещенных в реальной бытовой среде и организованных в определенную группу; картина с изображением предметов обихода, цветов, плодов, дичи, выловленной рыбы и т. д.

Аенванк Теодор (Aenvanck, Theodoor)

НЮ (обнажённый) - художественный жанр в скульптуре, живописи, фотографии и кинематографе, изображающий красоту обнажённого человеческого тела, преимущественно женского.

Венера Урбинская", Тициан

ПАСТОРАЛЬ (фр. pastorale - пастушеский, сельский) - жанр в литературе, живописи, музыке и в театре, изображение идиллической жизни пастухов и пастушек на природе.

ПЕЙЗАЖ (франц. paysage, от pays - страна, местность), - жанр посвящённый изображению какой-либо местности: рек, гор, полей, лесов, сельского или городского ландшафта.

Href="http://solsand.com/wiki/doku.php?id=ostade&DokuWiki=7593bff333e2d137d17806744c6dbf83" >Адриана ван Остаде

ПОРТРЕТ (фр. portrait, «воспроизводить что-либо черта в черту») - жанр изобразительного искусства, посвященный изображению человека или группы людей; разновидности - автопортрет, групповой портрет, парадный, камерный, костюмированный портрет, миниатюра портретная.

Боровиковский В. «Портрет М. И. Лопухиной»

СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА - определение своеобразного скрещения традиционных жанров живописи, которое способствовало созданию крупномасштабных произведений на социально значимые темы с четко выраженной фабулой, сюжетным действием, многофигурной композицией. Кратко: - смешивание традиционных жанров живописи бытового, исторического, батального, композиционного портрета, пейзажа и др.

Робер, Гюбер - Осмотр старой церкви

ШАРЖ или ДРУЖЕСКИЙ ШАРЖ (фр. charge) - юмористическое или сатирическое изображение, в котором изменены и подчеркнуты характерные черты модели в пределах нормы, с целью подшутить, а не унизить и оскорбить как обычно делается в карикатурах.