Экономический базис. Представления маркса о базисе и надстройке. Базис и надстройка

Империализм, как высшая стадия капитализма


(популярный очерк)

За последние 15-20 лет, особенно после испано-американской (1898) и англо-бурской (1899-1902) войны, экономическая, а также политическая литература старого и нового света всё чаще и чаще останавливается на понятии «империализм» для характеристики переживаемой нами эпохи. В 1902 году в Лондоне и Нью-Йорке вышло в свет сочинение английского экономиста Дж.А. Гобсона: «Империализм». Автор, стоящий на точке зрения буржуазного социал-реформизма и пацифизма - однородной, в сущности, с теперешней позицией бывшего марксиста К. Каутского, - дал очень хорошее и обстоятельное описание основных экономических и политических особенностей империализма. В 1910 году в Вене вышло в свет сочинение австрийского марксиста Рудольфа Гильфердинга: «Финансовый капитал» (русский перевод: Москва, 1912). Несмотря на ошибку автора в вопросе о теории денег и на известную склонность к примирению марксизма с оппортунизмом, это сочинение представляет из себя в высшей степени ценный теоретический анализ «новейшей фазы в развитии капитализма» - так гласит подзаголовок книги Гильфердинга. В сущности, то, что говорилось за последние годы об империализме - особенно в громадном количестве журнальных и газетных статей на эту тему, а также в резолюциях, например, Хемницкого и Базельского конгрессов, состоявшихся осенью 1912 года, - едва ли выходило из круга идей, изложенных или, вернее, подытоженных у обоих названных авторов.

В дальнейшем мы попытаемся кратко изложить, в возможно более популярной форме, связь и взаимоотношение основных экономических особенностей империализма. На неэкономической стороне дела остановиться, как она бы этого заслуживала, нам не придется. Ссылки на литературу и другие примечания, способные интересовать не всех читателей, мы отнесём в конец брошюры.

I. Концентрация производства и монополии

Громадный рост промышленности и замечательно быстрый процесс сосредоточения производства во всё более крупных предприятиях являются одной из наиболее характерных особенностей капитализма. Самые полные и самые точные данные об этом процессе дают современные промышленные переписи.

В Германии, например, из каждой тысячи промышленных предприятий было крупных, т.е. имеющих свыше 50 наёмных рабочих, в 1882 г. - 3; в 1895 г. - 6 и 1907 г. - 9. На их долю приходилось из каждой сотни рабочих: 22, 30 и 37. Но концентрация производства гораздо сильнее, чем концентрация рабочих, потому что труд в крупных заведениях гораздо производительнее. На это указывают данные о паровых машинах и об электрических двигателях. Если взять то, что в Германии называют промышленностью в широком смысле, т.е. включая и торговлю и пути сообщения и т.п., то получим следующую картину. Крупных заведений 30 588 из 3 26523, т.е. всего 0,9%. У них рабочих - 5,7 миллионов из 14,4 млн., т.е. 39,4%; паровых лошадиных сил - 6,6 млн. из 8,8, т.е. 75,3%; электрических - 1,2 млн. киловатт из 1,5 млн., т.е. 77,2%.

Менее чем одна сотая доля предприятий имеет более 3/4 общего количества паровой и электрической силы! На долю 2,97 млн. мелких (до 5 наёмных рабочих) предприятий, составляющих 91% всего числа предприятий, приходится всего 7% паровой и электрической силы! Десятки тысяч крупнейших предприятий - всё; миллионы мелких - ничто.

Заведений, имеющих 1 000 и более рабочих, было в Германии в 1907 г. 586. У них почти десятая доля (1,38 млн.) общего числа рабочих и почти треть (32%) общей суммы паровой и электрической силы1. Денежный капитал и банки, как увидим, делают этот перевес горстки крупнейших предприятий ещё более подавляющим и притом в самом буквальном значении слова, т.е. миллионы мелких, средних и даже части крупных «хозяев» оказываются на деле в полном порабощении у нескольких сотен миллионеров-финансистов.

В другой передовой стране современного капитализма, в Соединённых Штатах Северной Америки, рост концентрации производства ещё сильнее. Здесь статистика выделяет промышленность в узком смысле слова и группирует заведения по величине стоимости годового продукта. В 1904 году крупнейших предприятий, с производством в 1 миллион долларов и свыше, было 1 900 (из 216 180, т.е. 0,9%) - у них 1,4 млн. рабочих (из 5,5 млн., т.е. 25,6%) и 5,6 миллиардов производства (из 14,8 млрд., т.е. 38%). Через 5 лет, в 1909 г. соответственные цифры: 3 060 предприятий (из 268 491; - 1,1%) с 2,0 млн. рабочих (из 6,6; - 30,5%) и с 9,0 миллиардами производства (из 20,7 миллиардов; - 43,8%)2.

Почти половина всего производства всех предприятий страны в руках одной сотой доли общего числа предприятий! И эти три тысячи предприятий-гигантов охватывают 258 отраслей промышленности. Отсюда ясно, что концентрация, на известной ступени её развития, сама собою подводит, можно сказать, вплотную к монополии. Ибо нескольким десяткам гигантских предприятий легко прийти к соглашению между собою, а с другой стороны затруднение конкуренции, тенденция к монополии порождается именно крупным размером предприятий. Это превращение конкуренции в монополию представляет из себя одно из важнейших явлений - если не важнейшее - в экономике новейшего капитализма, и нам необходимо подробнее остановиться на нём. Но сначала мы должны устранить одно возможное недоразумение.

Американская статистика говорит: 3 000 гигантских предприятий в 250 отраслях промышленности. Как будто бы всего по 12 предприятий крупнейшего размера на каждую отрасль.

Но это не так. Не в каждой отрасли промышленности есть большие предприятия; а с другой стороны, крайне важной особенностью капитализма, достигшего высшей ступени развития, является так называемая комбинация , т.е. соединение в одном предприятии разных отраслей промышленности, представляющих собой либо последовательные ступени обработки сырья (например, выплавка чугуна из руды и переделка чугуна в сталь, а далее, может быть, производство тех или иных готовых продуктов из стали), - либо играющих вспомогательную роль одна по отношению к другой (например, обработка отбросов или побочных продуктов; производство предметов упаковки и т.п.).

«Комбинация, - пишет Гильфердинг, - уравнивает различия конъюнктуры и потому обеспечивает для комбинированного предприятия большее постоянство нормы прибыли. Во-2-х, комбинация приводит к устранению торговли. В-3-х, она делает возможными технические усовершенствования, а следовательно, и получение дополнительной прибыли по сравнению с «чистыми» (т.е. не комбинированными) предприятиями. В-4-х, она укрепляет позицию комбинированного предприятия по сравнению с «чистым», - усиливает его в конкуренционной борьбе во время сильной депрессии (заминки в делах, кризиса), когда понижение цен сырья отстаёт от понижения цены фабрикатов»3.

Немецкий буржуазный экономист, посвятивший особое сочинение описанию «смешанных», т.е. комбинированных, предприятий в немецкой железоделательной промышленности, говорит: «чистые предприятия гибнут, раздавленные высокой ценой на материалы, при низких ценах на готовые продукты». Получается такая картина:

«Остались, с одной стороны, крупные, каменноугольные компании, с добычей угля в несколько миллионов тонн, крепко сорганизованные в своем каменноугольном синдикате; а затем тесно связанные с ними крупные сталелитейные заводы со своим стальным синдикатом. Эти гигантские предприятия с производством стали в 400 000 тонн (тонна = 60 пудов) в год, с громадной добычей руды и каменного угля, с производством готовых изделий из стали, с 10 000 рабочих, живущих по казармам заводских поселков, иногда со своими собственными железными дорогами и гаванями, - являются типичными представителями немецкой железной промышленности. И концентрация идёт всё дальше и дальше вперёд. Отдельные предприятия становятся всё крупнее; всё большее число предприятий одной и той же или различных отраслей промышленности сплачивается в гигантские предприятия, для которых полдюжины крупных берлинских банков служат и опорой и руководителями. По отношению к германской горной промышленности точно доказана правильность учения Карла Маркса о концентрации; правда, это относится к стране, в которой промышленность защищена охранительными пошлинами и перевозочными тарифами. Горная промышленность Германии созрела для экспроприации»4.

К такому выводу должен был прийти добросовестный, в виде исключения, буржуазный экономист. Надо отметить, что он как бы выделяет Германию особо, ввиду защиты её промышленности высокими охранительными пошлинами. Но это обстоятельство могло лишь ускорить концентрацию и образование монополистических союзов предпринимателей, картелей, синдикатов и т.п. Чрезвычайно важно, что в стране свободной торговли, Англии, концентрация тоже приводит к монополии, хотя несколько позже и в другой, может быть, форме. Вот что пишет профессор Герман Леви в специальном исследовании о «Монополиях, картелях и трестах» по данным об экономическом развитии Великобритании.

Это основные понятия исторического материализма, марксистского понимания общества. Великая историческая заслуга Маркса и Энгельса состояла в том, что они из всей совокупности общественных отношений, образующих данное общество, выделили отношения материальные как реальный базис, основание общества, а идеологические общественные отношения рассматривали как надстройку, вырастающую на данном базисе и им обусловленную.

Основная идея исторического материализма, пишет Ленин, "состояла в том, что общественные отношения делятся на материальные и идеологические. Последние представляют собой лишь надстройку над первыми".

Классическую формулировку базиса и надстройки и их взаимоотношений Маркс дал в знаменитом предисловии к книге "К критике политической экономии" (1859). Маркс писал в этом предисловии: "В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил.

Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания".

Таким образом, под экономическим базисом общества Маркс понимает совокупность исторически определенных производственных отношений, составляющих экономическую структуру данного общества. А под надстройкой Маркс понимает прежде всего государство и право, а также такие формы общественного сознания, как мораль, религия, философия, искусство, политическую и правовую формы сознания.

Идеалисты всех направлений видят определяющее основание общества, его базис в тех или иных общественных идеях, формах общественного сознания или в таких политических учреждениях и общественных институтах, как государство или право. Но рассматривать так общественные отношения, общественные явления – значит ставить их на голову, извращать их действительную связь.

Исторический материализм исходит из того, что люди, прежде чем заниматься наукой, религией, философией, искусством, политикой, должны пить, есть, одеваться, иметь жилище, а для этого они должны заниматься производством. Производство материальных благ, необходимых для жизни, и орудий производства есть изначальный исторический акт, лежащий в основе превращения стада человекоподобных предков наших в человеческое общество, в основе всей общественной, исторической жизни людей.

Производство материальных благ всегда носило и носит общественный характер. Занимаясь производством материальных благ, люди становятся в определенные отношения не только к природе, но и друг к другу. Эти отношения людей в процессе производства – экономические или производственные отношения – складываются независимо от воли людей. Их характер всегда обусловливается состоянием материальных производительных сил.

Совокупность исторически определенных производственных отношений, составляющих экономическую структуру данного общества, потому является базисом, основанием всякого общества, что именно они обусловливают собой характер, природу государства (политическую надстройку), право (или правовую надстройку), общественные взгляды людей, идеи: нравственные, религиозные, философские, художественные, политические и соответствующие этим взглядам учреждения.

Характерные особенности экономического базиса заключаются в том, что он, во-первых, носит исторически изменяющийся характер. Изменение базиса вызывается и обусловливается изменением характера производительных сил общества. Исторически определенный базис определяет собой характер, тип общественной надстройки.

Переворот в экономическом строе (то есть базисе) данного общества вызывает изменение, переворот во всей общественной надстройке. Характеризуя этот процесс, Маркс пишет в указанном выше предисловии к "К критике политической экономии":

Общественная надстройка потому называется "надстройкой", что она вызывается к жизни и обусловливается базисом. Каждая исторически определенная надстройка имеет свой базис. Каков базис – такова и надстройка данного общества. Как и базис, она также имеет исторический характер.

Капиталистическому базису, его природе, характеру соответствует и определенная, им обусловленная, надстройка: буржуазное государство, буржуазное право, господство в обществе буржуазных политических, правовых, религиозных, нравственных, философских, художественных взглядов.

В социалистическом обществе его экономическому базису соответствует социалистическая надстройка, то есть социалистическое государство, социалистическое право, социалистические, политические, правовые, нравственные, философские и художественные взгляды, господство социалистической идеологии в целом.

Надстройка в классовом обществе, естественно, носит классовый характер. Это значит, что государство, право, общественные идеи, составляющие надстройку, имеют классовый характер.

В силу антагонистической природы базиса таких формаций, как рабство, феодализм, капитализм, и в самой надстройке также отражается этот антагонизм. Так, напр., в капиталистическом обществе его базис основан на эксплуатации пролетариата буржуазией, на антагонизме этих двух классов.

В области идеологической надстройки капиталистического общества это получает отражение в существовании наряду с господствующей в этом обществе буржуазной идеологией социалистической идеологии рабочего класса; она, в качестве теории научного коммунизма, создается идеологами пролетариата, но вместе с тем она является выражением антагонизма капиталистического общества, антагонизма, коренящегося в его способе производства, в капиталистических производственных отношениях."

Процесс возникновения и развития общественных идей – сложный и часто противоречивый процесс; эти идеи, а также и соответствующие им учреждения не появляются на свет как автоматический рефлекс базиса, экономики. Экономика ничего из себя, никаких ни философских, ни религиозных, ни нравственных, ни эстетических и политических идей не создает. Идеи и учреждения (как, впрочем, и сами экономические отношения) создают люди.

Но создают они эти общественные идеи не по произволу, а в соответствии с существующими общественными, прежде всего экономическими, условиями (т.е. базисом) и общественными законами. Над этими людьми часто господствуют традиции прошлых поколений. Разрыв с этими традициями происходит у передовых классов под влиянием общественных, прежде всего экономических, условий и противоречий. В развитии общественных идей существует относительная самостоятельность.

Лишь в конечном счете философские, эстетические, моральные, религиозные и др. идеи определяются экономическим базисом. А непосредственно на их возникновение и изменение оказывают влияние предшествующие идеи, а также идеологическая и политическая борьба классов, партий.

Между базисом и надстройкой существуют отношения не только причины и следствия. Их связь носит диалектический характер. Раз возникнув на определенном базисе, надстройка начинает оказывать обратное воздействие на породивший ее базис и развитие общества в целом. При этом взаимодействии определяющую роль, конечно, играет базис. Обратное воздействие надстройки имеет различный характер.

Прогрессивная надстройка способствует своему базису и данному обществу оформиться, укрепиться, развиться. Реакционная надстройка охраняет незыблемость своего реакционного базиса, тормозит развитие производительных сил. В известные исторические периоды наблюдаются и такие факты, что данная надстройка еще способствует развитию общества в одном отношении, одних его сторон и тормозит развитие других его элементов, сторон, процессов. Ф. Энгельс, характеризуя роль государства как политической надстройки, пишет: "Обратное действие государственной власти на экономическое развитие может быть троякого рода.

Она может действовать в том же направлении, – тогда дело идет быстрее; она может действовать против экономического развития, – тогда в настоящее время у каждого крупного народа она терпит крах через известный промежуток времени; или она может ставить экономическому развитию в определенных направлениях преграды и толкать вперед в других направлениях.

Этот случай сводится, в конце концов, к одному из предыдущих. Но ясно, что во втором и третьем случаях политическая власть может причинить экономическому развитию величайший вред и может породить растрату сил и материала в массовом количестве".

То, что здесь сказано о роли государства, это можно сказать о роли надстройки в целом, поскольку речь идет о предшествующих социалистическому обществу формациях.

Надстройка, таким образом, всегда играет активную роль в обществе. Буржуазное государство и право, буржуазные общественные идеи защищают буржуазное общество, его устои. Буржуазные политические и правовые идеи и учреждения, вся буржуазная надстройка – это мощное орудие буржуазии в классовой борьбе против классов угнетенных.

Противостоящие господствующим в буржуазном обществе идеям и учреждениям революционные идеи и учреждения рабочего класса (партия, профсоюзы) направлены против буржуазного базиса и господствующих буржуазных идей и учреждений.

Условия возникновения социалистического базиса и социалистической надстройки своеобразны, специфичны, как специфично возникновение социалистического общества по сравнению с капитализмом. Экономический базис социализма не возникает и не может возникнуть в недрах капитализма.

Необходимыми условиями возникновения социалистического базиса являются:

1) современные производительные силы и конфликт их с капиталистическими производственными отношениями;

2) социалистическая революция и диктатура пролетариата.

Социалистическая надстройка в виде пролетарского государства и права, марксистско-ленинских социалистических идей помогает оформиться и укрепиться своему социалистическому базису. Социалистическая надстройка защищает свой базис, всемерно содействует его всестороннему развитию.

Несмотря на некоторую специфичность возникновения социалистического базиса и социалистической надстройки, обусловленность последней первым сохраняется и здесь. Рабочий класс, носитель социалистических производственных отношений, есть результат экономики капитализма.

Его идеи, взгляды, мировоззрение возникают как выражение его положения в капиталистическом обществе и в результате конфликта в капиталистическом способе производства. Без рабочего класса не могла возникнуть социалистическая революция и диктатура пролетариата.

Социалистическая надстройка в условиях социализма отражает социалистический базис, им обусловлена. Развитие социалистической экономики, ее изменение и здесь вызывают соответствующее изменение в надстройке.

БАЗИС И НАДСТРОЙКА

БАЗИС И НАДСТРОЙКА

категории исторического материализма, характеризующие структуру обществ.-экономич. формации и качеств. своеобразие составляющих её обществ. отношений, процесса их диалектич. взаимодействия. По определению К. Маркса, «совокупность... производственных отношений составляет экономическую структуру общества, базис, на котором возвышается юридическая и политическая и которому соответствуют определенные формы общественного сознания» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 13, с. 6-7) . В. И. Ленин подчёркивал, что осн. идея материалистич. понимания истории «состояла в том, что делятся на материальные и идеологические. Последние представляют собой лишь надстройку над первыми, складывающимися помимо воли и сознания человека, как (результат) форма деятельности человека, направленной на поддержание его существования» (ПСС, т. 1, с. 149) . В отличие от материальных, идеологич. обществ, отношения зависят от сознания людей, их формирование опосредствовано обществ. сознанием. И те и другие отношения имеют сложную структуру. Материальными отношениями, составляющими обществ. форму развития производит. сил, являются производств. отношения, возникающие в процессе производства, обмена и распределения материальных благ. Надстройка (Н.) как целое включает в себя идеологич. (политич., правовые и др. ) отношения, связанные с ними взгляды, теории, представления, иллюзии - т. е. идеологию и психологию различных социальных групп или общества в целом, а также соответств. организации и учреждения - , политич. партии, обществ. организации и т. д.

Категории Б. и н. в самом общем виде раскрывают детерминации обществ. явлений и отношений. Базис (Б.) определяет Н., её особенности, структуру, т. е. II. строится не произвольно, а в соответствии со своим Б. Н. выражает субъективную сторону обществ. жизни, хотя по отношению к отд. индивиду или социальной группе структуры Н. объективны. В совокупности Б. и н. характеризуют конкретный облик опре-дел. обществ.-экономич. формации. Б., являясь экономич, формой производства, одновременно выступает как надстроечных форм и отношений. Он составляет как бы «экономич. скелет» обществ. формации, который с помощью Н. облекается «плотью и кровью». При этом под Б. следует понимать лишь совокупность господствующих производств. отношений, поскольку для характеристики обществ.-экономич. формации, её отличия от других формаций важна качеств. определённость господствующего типа производств. отношений, его доминирование в рамках данной формации.

Классики марксизма-ленинизма неоднократно подчёркивали, что в истории конкретных обществ практически не встречается чистый Б. без большей или меньшей «примеси» отношений, доставшихся от прошлых эпох или возникающих новых отношений, характерных для следующей, более высокой обществ.-экономич. формации.

Поэтому, выделяя господствующий производств. отношений, как бы отвлекается от особенностей той или иной страны, её конкретной ступени развития, особых историч. и культурных традиций, от конкретного многообразия производств. отношений, существующих наряду и одновременно с господствующим типом. Однако при конкретном анализе определ. общества для получения более полной и точной картины уровня его развития и зрелости необходимо рассматривать не только господствующий тип производств. отношений и соответствующие ему явления Н., но и всю совокупность различных типов производств. отношений, составляющих экономич. структуру данного общества.

Вне конкретно-историч. подхода, без учёта всех типов производств. отношений был бы невозможен, напр. , детальный многоукладной экономики России в переходный период, крый позволил В. И. Ленину выработать научно обоснованную программу строительства социализма, создания его Б. и н. В совр. эпоху анализ многоукладной экономики весьма актуален для развивающихся стран с их сложным переплетением совр. и архаич. экономич. и социальных структур.

Отражая общие причинно-следств. связи, существующие в обществ, отношениях, Б. и н. служат вместе с тем методологич. основой для более конкретного анализа закономерностей и механизма функционирования всей совокупности обществ. отношений.

Н. выполняет в обществе важнейшие социальные функции. Господствующая Н. выражает и закрепляет экономич. отношения собственности данного общества. Но в каждом классово антагонистич. обществе существуют Н., выполняющие по отношению к породившему их Б. разрушит. функции, способствующие рождению нового Б. Выполняя свои социальные функции, Н. всегда является активной силой, обратно воздействующей на Б. Поэтому было бы упрощением и вульгаризацией историч. материализма рассматривать Б. и н. как однонаправленную. На самом деле между ними существует диалектич. и взаимозависимость. Н., раз возникнув, начинает оказывать обратное воздействие на Б., а следовательно, и на всё , включаясь в развития общества как относительно самостоят. фактор, имеющий свои спе-цифич. законы генезиса, функционирования и развития.

Маркс К. и ЭнгельсФ., Соч., т. 13, с. 6-7; т. 20, с. 26; т. 37, с. 111; т. 39, с. 356; Ленин В. И.,ПСС,т. 1,с. 149; Конституция (Основной Закон) Союза Сов. Социалистич. Республик, М., 1977.

Л. Ф. Ильичев.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

БА́ЗИС И НАДСТРО́ЙКА

(от греч. βάσις – ) – исторического материализма, марксистского понимания общества. Великая историческая заслуга Маркса и Энгельса состояла в том, что они из всей совокупности общественных отношений, образующих общество, выделили отношения материальные как реальный базис, основание общества, а идеологические общественные отношения рассматривали как надстройку, вырастающую на данном базисе и им обусловленную. Основная идея исторического материализма, пишет Ленин, "состояла в том, что общественные отношения делятся на материальные и идеологические. Последние представляют собой лишь надстройку над первыми" (Соч., 4 изд., т. 1, с. 134).

Классическую формулировку базиса и надстройки и их взаимоотношений Маркс дал в знаменитом предисловии к книге "К критике политической экономии" (1859). Маркс писал в этом предисловии: "В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – , которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 6–7).

Таким образом, под экономическим базисом общества Маркс понимает совокупность исторически определенных производственных отношений, составляющих экономическую структуру данного общества. А под надстройкой Маркс понимает прежде всего и право, а также такие формы общественного сознания, как , религия, искусство, политическую и правовую формы сознания. Идеалисты всех направлений видят определяющее основание общества, его базис в тех или иных общественных идеях, формах общественного сознания или в таких политических учреждениях и общественных институтах, как государство или право. Но рассматривать так общественные отношения, общественные явления – значит ставить их на голову, извращать их действительную связь.

Исторический исходит из того, что люди, прежде чем заниматься наукой, религией, философией, искусством, политикой, должны пить, есть, одеваться, иметь жилище, а для этого они должны заниматься производством. Производство материальных благ, необходимых для жизни, и орудий производства есть изначальный исторический , лежащий в основе превращения стада человекоподобных предков наших в человеческое общество, в основе всей общественной, исторической жизни людей. Производство материальных благ всегда носило и носит общественный . Занимаясь производством материальных благ, люди становятся в определенные отношения не только к природе, но и друг к другу. Эти отношения людей в процессе производства – экономические или производственные отношения – складываются независимо от воли людей. Их характер всегда обусловливается состоянием материальных производительных сил.

Совокупность исторически определенных производственных отношений, составляющих экономическую структуру данного общества, потому является базисом, основанием всякого общества, что именно они обусловливают собой характер, природу государства (политическую надстройку), право (или правовую надстройку), общественные взгляды людей, идеи: нравственные, религиозные, философские, художественные, политические и соответствующие этим взглядам учреждения.

Характерные особенности экономического базиса заключаются в том, что он, во-первых, носит исторически изменяющийся характер. Изменение базиса вызывается и обусловливается изменением характера производительных сил общества. Исторически определенный базис определяет собой характер, тип общественной надстройки. Переворот в экономическом строе (то есть базисе) данного общества вызывает , переворот во всей общественной надстройке. Характеризуя этот процесс, Маркс пишет в указанном выше предисловии к "К критике политической экономии":

"На известной ступени своего развития материальные общества приходят в с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать , с естественнонаучной точностью констатируемый, переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче – от идеологических форм, в которых люди сознают этот конфликт и борются за его разрешение" (там же, с. 7).

Общественная надстройка потому называется "надстройкой", что она вызывается к жизни и обусловливается базисом. Каждая исторически определенная надстройка имеет свой базис. Каков базис – такова и надстройка данного общества. Как и базис, она также имеет исторический характер. Капиталистическому базису, его природе, характеру соответствует и определенная, им обусловленная, надстройка: буржуазное государство, буржуазное право, в обществе буржуазных политических, правовых, религиозных, нравственных, философских, художественных взглядов.

В социалистическом обществе его экономическому базису соответствует социалистическая надстройка, то есть социалистическое государство, социалистическое право, социалистические, политические, правовые, нравственные, философские и художественные взгляды, господство социалистической идеологии в целом.

Надстройка в классовом обществе, естественно, носит классовый характер. Это значит, что государство, право, общественные идеи, составляющие надстройку, имеют классовый характер.

В силу антагонистической природы базиса таких формаций, как , феодализм, капитализм, и в самой надстройке также отражается этот . Так, напр., в капиталистическом обществе его базис основан на эксплуатации пролетариата буржуазией, на антагонизме этих двух классов. В области идеологической надстройки капиталистического общества это получает в существовании наряду с господствующей в этом обществе буржуазной идеологией социалистической идеологии рабочего класса; она, в качестве теории научного коммунизма, создается идеологами пролетариата, но вместе с тем она является выражением антагонизма капиталистического общества, антагонизма, коренящегося в его способе производства, в капиталистических производственных отношениях." Процесс возникновения и развития общественных идей – сложный и часто противоречивый процесс; эти идеи, а также и соответствующие им учреждения не появляются на свет как автоматический базиса, экономики. Экономика ничего из себя, никаких ни философских, ни религиозных, ни нравственных, ни эстетических и политических идей не создает. Идеи и учреждения (как, впрочем, и сами экономические отношения) создают люди. Но создают они эти общественные идеи не по произволу, а в соответствии с существующими общественными, прежде всего экономическими, условиями (т.е. базисом) и общественными законами. Над этими людьми часто господствуют прошлых поколений. Разрыв с этими традициями происходит у передовых классов под влиянием общественных, прежде всего экономических, условий и противоречий. В развитии общественных идей существует относительная самостоятельность. Лишь в конечном счете философские, эстетические, моральные, религиозные и др. идеи определяются экономическим базисом. А непосредственно на их возникновение и изменение оказывают влияние предшествующие идеи, а также идеологическая и политическая классов, партий.

Между базисом и надстройкой существуют отношения не только причины и следствия. Их связь носит диалектический характер. Раз возникнув на определенном базисе, надстройка начинает оказывать обратное воздействие на породивший ее базис и общества в целом. При этом взаимодействии определяющую роль, конечно, играет базис. Обратное воздействие надстройки имеет различный характер. Прогрессивная надстройка способствует своему базису и данному обществу оформиться, укрепиться, развиться. Реакционная надстройка охраняет незыблемость своего реакционного базиса, тормозит развитие производительных сил. В известные исторические периоды наблюдаются и такие факты, что данная надстройка еще способствует развитию общества в одном отношении, одних его сторон и тормозит развитие других его элементов, сторон, процессов. Ф. Энгельс, характеризуя роль государства как политической надстройки, пишет: "Обратное государственной власти на экономическое развитие может быть троякого рода. Она может действовать в том же направлении, – тогда дело идет быстрее; она может действовать против экономического развития, – тогда в у каждого крупного народа она терпит крах через известный промежуток времени; или она может ставить экономическому развитию в определенных направлениях преграды и толкать вперед в других направлениях. Этот сводится, в конце концов, к одному из предыдущих. Но ясно, что во втором и третьем случаях политическая может причинить экономическому развитию величайший вред и может породить растрату сил и материала в массовом количестве" (Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 427–28).

Надстройка, таким образом, всегда играет активную роль в обществе. Буржуазное государство и право, буржуазные общественные идеи защищают буржуазное общество, его устои. Буржуазные политические и правовые идеи и учреждения, вся буржуазная надстройка – это мощное буржуазии в классовой борьбе против классов угнетенных. Противостоящие господствующим в буржуазном обществе идеям и учреждениям революционные идеи и учреждения рабочего класса (партия, профсоюзы) направлены против буржуазного базиса и господствующих буржуазных идей и учреждений.

Условия возникновения социалистического базиса и социалистической надстройки своеобразны, специфичны, как специфично возникновение социалистического общества по сравнению с капитализмом. Экономический базис социализма не возникает и не может возникнуть в недрах капитализма. Необходимыми условиями возникновения социалистического базиса являются:

1) современные производительные силы и конфликт их с капиталистическими производственными отношениями;

Социалистическая надстройка в виде пролетарского государства и права, марксистско-ленинских социалистических идей помогает оформиться и укрепиться своему социалистическому базису. Социалистическая надстройка защищает свой базис, всемерно содействует его всестороннему развитию.

Несмотря на некоторую специфичность возникновения социалистического базиса и социалистической надстройки, обусловленность последней первым сохраняется и здесь. Рабочий , носитель социалистических производственных отношений, есть экономики капитализма. Его идеи, взгляды, возникают как выражение его положения в капиталистич. обществе и в результате конфликта в капиталистическом способе производства. Без рабочего класса не могла возникнуть социалистическая и диктатура пролетариата. Далее.

Капиталистическая надстройка, как и капиталистический базис, уже давно стали реакционными. Они являются силой, задерживающей общественный . Буржуазные идеи оправдывают и защищают экономический, и политический гнет, национальное и расовое неравенство и порабощение, оправдывают и освящают империалистические войны. В капиталистич. базису и надстройке, социалистический базис и социалистическая надстройка прогрессивны, революционны. Они являются движущей силой поступательного развития общества. Вслед за победой социалистического способа произ-ва в социалистическом обществе утверждаются, начинают действовать (наряду с общими законами, свойственными всем формациям) свои специфич. развития, характеризующие новую природу и новый характер движения этого общества. Соответственно, здесь, в условиях социализма, возрастает роль политич. и идеологич. надстройки. В капиталистич. обществе экономика и ее законы действуют стихийно. В условиях социализма роль Советского государства, Коммунистической партии, роль марксистско-ленинской теории и социалистическое масс – социалистическая общественная надстройка в целом, играют великую мобилизующую, организующую, направляющую роль.

Стихийному развитию на смену приходит развитие осознанное. Из царства слепой необходимости осуществляется в царство свободы. Социалистическая надстройка изменяется, развивается вслед за развитием и в соответствии с развитием социалистического базиса. Так, в ходе общественного развития отмирают одни функции социалистическое государства (напр., подавления эксплуататоров) и получают развитие функции организационно-хозяйственные, культурно-воспитательные, а также функция защиты социалистической Родины от империалистических сил. Социалистическая надстройка является активным и могучим орудием строительства коммунистического общества.

В период развернутого строительства коммунизма возрастает роль Коммунистической партии, коммунистического сознания, роль убеждения, роль морального, идейного начала во всей общественной жизни. Сохраняющиеся еще в условиях социалистического общества родимые пятна, сознания старого общества мешают, тормозят развитие общества, строительство коммунизма. Поэтому преодоление пережитков капитализма в сознании людей, их является важнейшим условием строительства коммунизма, формирования нового человека. Чем выше коммунистическая народа, тем успешнее будет происходить строительство коммунистического общества.

По вопросу о базисе в марксистской литературе высказывались неправильные взгляды, отождествлявшие базис со способом производства. Но это несколько различные, не совпадающие друг с другом категории. По вопросу о надстройке в работе И. В. Сталина "Марксизм и вопросы языкознания" (1950) выдвинут был взгляд, что, в отличие от языка, надстройка живет недолго, только одну эпоху. Верно, что надстройка общества как целое живет одну эпоху. Надстройка рабовладельческого общества рухнула вместе с рабовладельческим базисом. В нашей стране вместе с ликвидацией капиталистического базиса была ликвидирована и буржуазная надстройка. Это верно. Но верно также и то, что целый идеологических явлений, таких как религия или ее отдельные формы: христианство , иудаизм, магометанство – в силу ряда исторических условий переживают свою эпоху. Христианство зародилось в эпоху рабства, существовало в эпоху феодализма, капитализма, правда, несколько видоизменяясь. Но от этого религия и ее указанные формы не перестали быть частью соответствующих надстроек. В силу традиций, тенденций отставания общественного сознания от общественного бытия, а также в силу нек-рых общих черт, свойственных всем антагонистическим формациям, нек-рые идеологич. формы и общественные идеи, взгляды переживают эпоху, в к-рую они возникли, наследуются и используются другими, последующими общественными формациями. Но не только реакционные идеологические формы в силу отставания сознания сохраняются в последующих общественных формациях с их новым базисом. Переживает века и сохраняется народами, прогрессивными силами великое классическое искусство, искусство Эсхила, Софокла, Еврипида, Рафаэля, Леонардо да Винчи, Микельанджело, Шекспира, Гёте, Пушкина, Глинки, Репина, Чайковского и других корифеев. При переходе от одной общественной формации к , соответственно при смене одного базиса и надстройки другим базисом и надстройкой уничтожается, ликвидируется революционными силами лишь реакционное, отживающее. И, наоборот, сохраняется все великое, передовое, что было в области духовной культуры, в искусстве. Иначе не было бы прогресса. Поэтому элемент большей или меньшей "длительности", как отнесения общественных явлений к "надстроечным" и "ненадстроечным", выдвинутый И. В. Сталиным, как видим, является неправильным, он противоречит историческим фактам.

Понятия "Б." и "Н." имеют глубокое методологич. , вооружая исследователя обществ. жизни материалистич. пониманием обществ. явлений, пониманием необходимости доводить анализ идеологич. явлений в обществе до их материального основания, базиса, где коренится источник и их возникновения и развития.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3, М., 1956; Маркс К., [Письмо] П. В. Анненкову 28 дек. 1846 г., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 2, , 1955; Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же; его же, [Письмо] К. Шмидту 5 авг. 1890 г., там же; его же, [Письмо] Ф. Мерингу 14 июля 1893 г., там же; его же, [Письмо] Г. Штаркенбургу 25 янв. 1894 г., там же; Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Соч., 4 изд., т. 1; его же, Революция учит, там же, т. 9; его же, Три источника и три составных части марксизма, там же, т. 19; его же, Государство и революция, там же, т. 25; его же, О государстве, там же, т. 29; Плеханов Г. В., К вопросу о развитии монистического взгляда на историю, Избр. философские произв., т. 1, М., 1956; его же, Материалистическое истории, там же, т. 2, М., 1956; его же, [Об "экономическом факторе". Окончательная редакция], там же; его же, Основные вопросы марксизма, там же, т. 3, М., 1957; Грамши Α., Тюремные тетради, Избр. произв., т. 3, М., 1959, с. 58–59, 69–72; Лабриола Α., Исторический материализм, П., 1922; Благоев Д., Диалектический материализъм и на познанието, Избр. произв., т. 2, С., 1951; Глезерман Г. Е., Базис и надстройка в советском обществе, М., 1954; Корнфорт М., Диалектический материализм, М., 1956, с. 211–40, 266–77; Каммари М. Д., Что такое базис и надстройка общества. M., 1957; За творческое изучение и разработку теории базиса и надстройки, "Коммунист", 1957, No 4; Новожилова Л. И., Некоторые особенности возникновения социалистического базиса, "Уч. зап. ЛГУ", 1958, No 264. Сер. философских наук, вып. 15; Пилипенко Н. В., Развитие и укрепление базиса и надстройки социалистического общества при постепенном переходе от социализма к коммунизму, "Уч. зап. Ярославск. пед. ин-та", 1959, вып. 19; Славов П., По някои въпроси на теорията за базата и надстройката, "Философската мисъл". С., 1959, No 3; Чхиквадзе В. М. и Зивс С. Л., Против современного реформизма и ревизионизма в вопросе о государстве, М., 1959; Основы марксистской философии, М., 1959, с. 431–48; Константинов Ф. В., Федосеев П. Н., К изучению основ марксистско-ленинской философии, "Вопр. философии", 1960, No 2, с. 35–36, 39–40; Desanti J.-T., Sur quelques problèmes concernant la base et la superstructure, "Cahiers du communisme", P., 1955, No 3; Kuczynski J., Basis und Überbau beim Übergang von einer zur anderen Klassengesellschaft, "Z. Geschichtswiss.", В., 1955, Η. 1, его же, Über einige Probleme des historischen Materialismus, dargestellt vornehmlich an Beispielen aus der deutschen Geschichte, В., 1956; Bakoš Μ., Κ otázkam nadstavby a nadstavbovosti umenia, "Predvoj", Brat., 1958, c. 50.

Ф. Константинов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

БАЗИС И НАДСТРОЙКА

БАЗИС И - понятия марксистского учения об обществе, обозначающие первичную и вторичную структуры общественной формации (см. Формации общественные) и соответствующих конкретных обществ.

Базис формации - совокупность экономических, т. е. общественных производственных, отношений определенного исторического типа; совокупность экономических отношений всех ее общественных укладов (см. Производительные силы и производственные отношения). Надстройка - это совокупность социальных, прежде всего политических и правовых, отношений и форм общественного сознания. Различаются две части надстройки: политико-юридическая и идейная, представляющая философские, социологические, политические, юридические, этические, религиозные и др. учения. В духовной жизни общества такие учения наделены идеологическим статусом, т. е. непосредственно участвуют в формировании идеологических отношений и их институциональных форм-правовой системы, государственных и общественных учреждений и организаций и др. В ходе взаимодействия базис и надстройка - причина и следствие-меняются местами. Базис определяет надстройку, а последняя не только отражает и закрепляет базис, но и создает (или тормозит) нормативно-правовые - (от греч. basis основание) англ. substructure and superstructure; нем. Basis und Uberbau. По К. Марксу две составные части обществ. экон. формации: базис включает совокупность производственных отношений, составляющих экон. структуру (экон. строй) … Энциклопедия социологии

Понятия исторического материализма, обозначающие общественные отношения исторически определённого общества как целостную систему, в которой материальные отношения представляют его реальный базис, основание общества, а политические и… … Большая советская энциклопедия

БАЗИС И НАДСТРОЙКА - (basis and superstructure) метафора Маркса для выражения связи между экономикой как основой с определяющим влиянием на общество (базисом) и другими его составляющими (надстройкой). Таким образом, предположение состоит в том, что на каждой стадии… … Большой толковый социологический словарь

БАЗИС И НАДСТРОЙКА - метафора Маркса для выражения связи между экономикой как основой с определяющим влиянием на общество (базисом) и другими его составляющими (надстройкой). Таким образом, предположение состоит в том, что на каждой стадии экономического развития… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

БАЗИС И НАДСТРОЙКА - (BASE AND SUPERSTRUCTURE) Данные термины использовались марксистскими социологами в рамках анализа отношений между экономикой (базисом) и другими социальными формами (надстройкой). Экономика с этой точки зрения состоит из трех элементов:… … Социологический словарь

БАЗИС И НАДСТРОЙКА - (от греч. basis основание) англ. substructure and superstructure; нем. Basis und Uberbau. По К. Марксу две составные части обществ. экон. формации: базис включает совокупность производственных отношений, составляющих экон. структуру (экон. строй) … Толковый словарь по социологии

БАЗИС и НАДСТРОЙКА - (греч. basis основание) основные понятия марксистской версии социологии, характеризующие структуру общественно экономической формации. С помощью данных понятий в границах исторического материализма была предпринята попытка установить… … Социология: Энциклопедия

БАЗИС И НАДСТРОЙКА - основные категории марксизма; базис экономический строй общества, система производственных отношений, соответствующих определенному уровню развития материальных производительных сил. Надстройка это система идей и складывающихся в соответствии с… … Тематический философский словарь

Базис и надстройка - понятия, выработанные в рамках марксистско ленинской философии. Базис то же, что и производственные отношения (т.е. отношения, в которые вступают люди в процессе своей материально производственной деятельности), при этом базис, как некий… … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов Подробнее электронная книга


Понятия «базис» и «надстройка» - соотносительные катего­рии исторического материализма. Они введены К. Марксом и Ф. Энгельсом для характеристики основных структурных элемен­тов общественно-экономической формации, ее сущностной основы и вместе с тем ее качественного своеобразия. Поэтому они не мо­гут и не должны рассматриваться изолированно, вне связи с по­нятием формации, что и является методологической основой их анализа в данной главе.

Классический анализ базиса и надстройки в их диалектическом взаимодействии дан К. Марксом в работе «К критике политиче­ской экономии». «В общественном производстве своей жизни лю­ди,- писал он,- вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их матери­альных производительных сил. Совокупность этих производствен­ных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и полити­ческая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания»1 . Из приведенного высказывания следует важный методологический вывод, согласно которому сущность экономического базиса составляют материальные, производствен­ные отношения, которые, по словам В. И. Ленина, складываются помимо воли и сознания человека, как (результат) форма деятель­ности, направленной на поддержание его существования 2 .

Суть сказанного не означает, что сознание вообще отсутствует в рамках экономической, производственной деятельности людей. Речь идет о том, что производственная деятельность осознается не в виде данной системы производственных отношений, а лишь в форме конкретных задач и целей непосредственной деятельности

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 13, с. 6-7.

2 См.: Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 1, с. 149.

людей. В связи с этим необходимо четко разграничивать экономиче­ский базис, экономическую структуру общества и его экономиче­скую организацию, ибо последняя, основываясь на данном эконо­мическом базисе, несет в себе субъективное, сознательное начало. Капиталист, писал Маркс, потому и организует производство, что он капиталист. Иначе говоря, объективное место капиталиста в системе экономических отношений буржуазного общества требует от него определенной организации общественного производства на сознательном уровне.

Итак, базис - это экономическая структура общества, свойст­венная ему совокупность производственных отношений.

Как же следует понимать эту совокупность? Как совокупность структурных элементов господствующего типа производственных отношений (отношений собственности, обмена деятельностью и распределения) или как совокупность всех производственных отно­шений, включая господствующие, остатки прошлых и зачатки бу­дущих, формирующихся производственных отношений, сущест­вующих на данной ступени общественного развития? Оба пони­мания рассматриваемого вопроса по-своему справедливы, поэтому противопоставлять их друг другу нельзя. Понимание экономиче­ского базиса как господствующего типа производственных отноше­ний лишь раскрывает его сущность, позволяет однозначно опреде­лить его тип, характер, но вместе с тем не выявляет полной эконо­мической картины определенного, конкретного общества на данном этапе его развития. Тем более если учесть, что сама практика об­щественного развития не дает нам конкретных базисов в их чистом виде, то более правильным следует считать понимание экономиче­ского базиса как совокупности всех производственных отношений, существующих в обществе на данной ступени его развития, при ве­дущей, определяющей роли господствующего типа производствен­ных отношений, обусловленного данным способом производства и обусловливающего, в свою очередь, качественное своеобразие и исторический тип конкретного экономического базиса.


Кроме экономического базиса в каждой общественно-экономи­ческой формации существует технический базис. Он представляет собой совокупность средств производства и производственно-техни­ческих отношений людей, составляющих определенную организа­цию производительных сил. Каждая формация может существо­вать и развиваться, лишь развивая и совершенствуя свой, адекват­ный ей технический базис. Вот почему одной из главных задач по­строения нового общества является задача создания соответствую­щей ему материально-технической базы. Технический базис - мерило технической зрелости данного общества, но сам по себе он не определяет социального облика общественно-экономической формации. Сама техника социально нейтральна. Машина есть ма-

шина. И лишь включенная в определенную систему производствен­ных отношений, она выполняет социальные функции. Таким обра­зом, социальная обусловленность самого технического базиса на­ходится в непосредственной зависимости от характера господст­вующих производственно-экономических отношений, которые и определяют характер и направленность его развития.

Однако современные буржуазные социологи (У. Ростоу, Р. Арон, 3. Бжезинский и др.), авторы ряда «технократических» концепций современного общественного развития рассматривают технику саму по себе, вне определенной системы производственных отношений, как нечто изначальное и автономное в развитии обще­ства, как основу социального прогресса. Согласно 3. Бжезинскому, техника подчиняется лишь внутренней логике развития, является основным фактором, определяющим социальные сдвиги, изменения нравов, социальной структуры, ценностей, общества в целом. Что же касается экономики, то она, по признанию названных теорети­ков, не является доминирующим, ведущим началом в жизни и раз­витии общества. Смысл всех этих рассуждений сводится к призна­нию примата техники, к отрицанию экономических отношений как материального фундамента жизни общества, а значит, к игнориро­ванию марксистско-ленинского учения о базисе и надстройке. «Нужно считаться,- говорил французский социолог Р. Арон,- со значительностью всех форм человеческой деятельности и не пы­таться противопоставить базис, понимаемый как нечто материаль­ное, надстройке, определяемой как идеологическое» 1 .

Согласно марксистско-ленинской теории, экономический базис, будучи «скелетом» общественно-экономической формации, высту­пает объективным основанием, на котором формируется надстрой­ка данного общества. Надстройка, будучи отражением и порожде­нием данного экономического базиса, является вторичным общест­венным образованием и, следовательно, определяющим компонен­том духовной жизни общества. Специфика надстроечных явлений состоит в том, что они, прежде чем сложиться, «проходят через сознание» 2 . Таким образом, сознательный фактор оказывается определяющим на уровне надстройки. Решающая роль в механизме отражения базиса в надстройке принадлежит экономическим инте­ресам людей. «Экономические отношения каждого данного общест­ва,- писал Ф. Энгельс,- проявляются прежде всего как интере­сы» 3 . Как таковые, они являются выражением экономических ус­ловий жизни людей и их потребностей. Эти интересы обусловлива­ют в конечном счете появление соответствующих идей, теорий (по-

1 Aron R. Dis-huit lemons sur la societe industrielle. P., 1963, p. 59.

2 См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 1, с. 137.

3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 18, с. 271.

литических, правовых, религиозных, нравственных, эстетических и др.), идеологических отношений и практически-организационных форм их закрепления - учреждений и институтов надстройки (государства, политических партий, профсоюзов, культурно-про­светительных организаций и т. д.). Таким образом, в сфере осозна­ния социальных интересов происходит переход социально-объек­тивного в социально-субъективное, формируется надстройка дан­ного общества.

Итак, надстройка - это совокупность общественных идей и тео­рий, идеологических отношений и соответствующих им учрежде­ний и организаций, возникающих на основе данного экономическо­го базиса.

Как следует из определения, надстройка структурно неоднород­на. Она включает в себя разнородные социальные явления, находя­щиеся в определенной взаимосвязи, ведущими из которых являют­ся общественные идеи. Именно они, будучи осознанием экономиче­ских отношений людей через призму их социальных интересов, оп­ределяют характер идеологических отношений и соответствующих им учреждений. Следовательно, сущность учреждений надстройки раскрывает не их вещественный атрибут, не их вещественные фор­мы организации, хотя они и играют немаловажную роль, а в конеч-ном счете экономический базис, предварительно отраженный в системе общественных идей. В силу того что общественные потреб­ности весьма разнообразны, отражение их в сфере общественного сознания происходит дифференцированно, в форме различных идей и теорий: политических, правовых, нравственных, эстетиче­ских, этических, религиозных и др. Соответственно им возникают и качественно различные виды духовной деятельности и орга­низации, а вместе с тем и различные формы надстройки, которые, будучи относительно автономны, органически связаны между собой.

Базис и надстройка - важнейшие понятия исторического материализма: «Базис есть экономический строй общества на данном этапе его развития. Надстройка - это политические, правовые, религиозные, художественные, философские взгляды общества и соответствующие им политические, правовые и другие учреждения.

Всякий базис имеет свою, соответствующую ему надстройку. Базис феодального строя имеет свою надстройку, свои политические, правовые и иные взгляды и соответствующие им учреждения, капиталистический базис имеет свою надстройку, социалистический - свою. Если изменяется и ликвидируется базис, то вслед за ним изменяется и ликвидируется его надстройка, если рождается новый базис, то вслед за ним рождается соответствующая ему надстройка» (Сталин И., Марксизм и вопросы языкознания , , стр. 3).

С точки зрения антинаучного, идеалистич. понимания истории, основу общественной жизни составляют те или иные формы общественного сознания, общественные идеи, нравственные или религиозные учения, политические или правовые теории, политические учреждения; экономич. отношения, социальную структуру общества и всё общественное развитие в целом идеалисты объявляют зависимыми, производными от сознания, от идей, политич. теорий и учреждений. Этому антинаучному, идеалистич. взгляду на общественную жизнь, на ход общественно-исторического развития был нанесён сокрушительный удар Марксом и Энгельсом, создавшими истинное, подлинно научное, материалистич. понимание истории - исторический материализм . Это было великим научным открытием, коренным переворотом в развитии теоретической мысли. «Подобно тому как Дарвин открыл закон развития органического мира, так Маркс открыл закон развития человеческой истории - тот, до последнего времени скрытый под идеологическими наслоениями, простой факт, что люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой , искусством, религией и т. д.; что, следовательно, производство непосредственных материальных средств к жизни и тем самым каждая данная ступень экономического развития народа или эпохи образуют основу, из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, искусство и даже религиозные представления данных людей и из которой они поэтому должны быть объяснены,- а не наоборот, как это делалось до сих иор» (Энгельс Ф., Речь на могиле Маркса, в кн.: Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Избр. произв., т. 2, , стр. ).

Производство материальных благ лежит в основе всей общественной жизни. Орудия производства и люди, приводящие их в действие и обладающие определённым производственным опытом, определёнными навыками к труду, составляют производительные силы общества; эти производительные силы образуют лишь одну необходимую сторону производства, способа производства. Другую его сторону составляют производственные отношения между людьми (см. Производительные силы и производственные отношения). Производство всегда является общественным производством. Осуществляя производство материальных благ, люди устанавливают между собой те или иные производственные отношения - взаимные отношения внутри производства. Процесс производства может осуществляться только в рамках производственных отношений, составляющих экономическую структуру общества, его реальный базис. П роизводительные силы и производственные отношения образуют две необходимые и нераздельные стороны способа производства, к-рый является воплощением их единства в процессе производства материальных благ. Каков в данном обществе способ производства, таковы, в основном, и само общество, его идеи, взгляды,идеология , формы,полнтич. учреждения. Общественное бытие определяет общественное сознание . Господствующему способу производства соответствуют определённые господствующие идеи,теории, формы сознания, политич. организации.

С изменением производительных сил общества изменяются и производственные отношения людей. С изменением способа производства рано или поздно изменяется весь общественный строй. В предисловии к «К критике политической экономии» К. Маркс пишет: «На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или - что является только юридическим выражением этого - с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции . С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественно-научной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче: от идеологических форм, в которых люди сознают этот конфликт и ведут свою борьбу» (М а р к с К. ц Энгельс Ф., Соч., т. 12, ч. 1, стр. 7).

В обществе, разделённом на антагонистич. классы, в основе борьбы общественных идей лежит классовая борьба . Так как в буржуазном обществе капи-талистич. способ производства обусловливает существование двух антагонистич. классов (эксплуататорского - буржуазии и эксплуатируемого - пролетариата), то в этом обществе существуют и борются две противоположные идеологии : буржуазная, отстаивающая интересы господствующего класса, п враждебная ей пролетарская, социалистическая, выражающая и отражающая борьбу рабочего класса за свержение капиталистич. гнёта и социалнстич. переустройство общества в интересах всех трудящихся. Поскольку наряду с пролетариатом и буржуазией в капиталистич. обществе имеются ещё и промежуточные классы - крестьянство, мелкая буржуазия

города, - то, кроме буржуазной и пролетарской идеологии, здесь существует ещё половинчатая мелкобуржуазная идеология, соответствующая промежуточному положению этих классов и слоев общества.

Выросшая на определённом экономия, базисе, надстройка оказывает обратное влияние на породивший её экономия, базис. Характер обратного воздействия надстройки на базис бывает различным: он зависит от социальной сущности экономия, базиса и надстройки. Надстройка может действовать в направлении поступательного хода общественного развития и тем самым способствовать дальнейшему развитию производительных сил общества. Так обстоит дело в социалистич. обществе. Надстройка может являться тормозом для развития производительных сил, задерживать ход общественного развития. Так обстоит дело в современном капиталистич. обществе.

Рассматривая вонрос о государстве как политич. надстройке, Энгельс в письме к Шмидту от 27 октября писал: «Обратное действие государственной власти на экономическое развитие может быть троякого рода. Она может действовать в том же направлении,- тогда дело идет быстрее; она может действовать против экономического развития,- тогда в настоящее время у каждого крупного парода она терпит крах через известный промежуток времени; или она может ставить экономическому развитию в определенных направлениях преграды и толкать вперед в других направлениях. Этот случай сводится, в конце концов, к одному из предыдущих. Но ясно, что во втором и третьем случаях политическая власть может причинить экономическому развитию величайший вред и может породить растрату сил и материала в массовом количестве» (Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Избр. письма, , стр. -).

Современное буржуазное государство во всех своих формах и разновидностях - от парламентского до фашистского - является примером реакционной политической надстройки. Империалистическая политика и империалистические войны вызывают величайшие разрушения производительных сил. Наличие буржуазного государства - главная причина того, что прогнившее капиталистич. общество, несмотря на все свои противоречия, продолжает еще существовать. Социалистич. государство, напротив, является великой революционной преобразующей силой, обеспечивающей развитие социалистич. способа производства и общества в целом. Государства народной демократии также оказывают могучее прогрессивное воздействие на весь ход общественной жизни и обеспечивают строительство социализма.

Огромным вкладом в разработку вопроса о базисе и надстройке, о роли передовых идей и передовых политич. учреждений являются работы В. И. Ленина и И. В. Сталина. Развивая дальше исторический материализм Маркса, В. И. Ленин видел его заслугу в том, что он впервые установил деление общественных отношений «на материальные и идеологические. Последние представляют собой лишь надстройку над первыми» (Соч., т. 1, стр. ). В дальнейшем развитии марксистско-ленинской теории базиса и надстройки выдающаяся роль принадлежит классическим произведениям И. В. Сталина «О диалектическом и историческом материализме» п «Марксизм и вопросы языкознания». И. В. Сталин глубоко обосновал научный вывод о том, что «общественные идеи, теории, политические учреждения, возникнув на базе назревших задач развития материальной жизни общества, развития обществен пого бытия,- сами Бездействуют потом на общественное бытио, на материальную жизнь общества, создавая условия, необходимые для того, чтобы довести до конца разрешение назревших задач материальной жизни общества и сделать возможным дальнейшее ее развитие» (Сталин И., Вопросы ленинизма, 11 изд., стр. ). В противовес «экономистам» и меньшевикам, которые не при знавали мобилизующей, организующей и преобразующей роли передовой теории и, впадая в вульгарный материализм , отрицали действенную силу надстроек в общественной жизни, исторический материализм признаёт и подчёркивает «величайшее организующее, мобилизующее и преобразующее значение новых идей, новых теорий, новых политических взглядов, новых политических учреждений» (т а м ж е).

Надстройка,- говорит И. В. Сталин,- «порождается базисом, но это вовсе не значит, что она только отражает базис, что она пассивна, нейтральна, безразлично относится к судьбе своего базиса,к судьбе классов, к характеру строя. Наоборот, появившись на свет, она становится величайшей активной силой, активно содействует своему базису оформиться и укрепиться, принимает все меры к"тому, чтобы помочь новому строю доконать и ликвидировать старый базис и старые классы.

Иначе и не может быть. Надстройка для того и создаётся базисом, чтобы она служила ему, чтобы она активно помогала ему оформиться и укрепиться, чтобы она активно боролась за ликвидацию старого, отживающего свой век базиса с его старой надстройкой. Стоит только отказаться надстройке от этой её служебной роли, стоит только перейти надстройке от позиции активной защиты своего базиса на позицию безразличного отношения к нему, на позицию одинакового отношения к классам, чтобы она потеряла свое качество и перестала быть надстройкой» (Сталин И., Марксизм и вопросы языкознания, , стр. 7).

Характерные особенности надстройки,-учит И. В. Сталин, -состоят также в том, что надстройка «не связана непосредственно с производством, с производственной деятельностью человека. Она связана с производством лишь косвенно, через посредство экономики , через посредство базиса. Поэтому надстройка отражает изменения в уровне развития производительных сил не сразу и не прямо, а после изменений в базисе, через преломление изменений в производстве л изменениях в базисе» (т а м ж с, стр. 8). Надстройка «есть продукт одной эпохи, в течение которой живет и действует данный экономический базис . Поэтому надстройка живет недолго, она ликвидируется и исчезает с ликвидацией и исчезновением данного базиса» (т а м ж е, стр. 6).

В работах И. В. Сталина дана всесторонняя научная разработка важнейшей проблемы об особенностях взаимоотношений базиса и надстройки в со-циалистич. обществе, выражающих новые историч. закономерности развития социалистич. общества. «На протяжении последних 30 лет и России , указывает И. В. ("талин , - был ликвидирован старый, капиталистический базис и построен новый, социалистический базис. Соответственно с этим была ликвидирована надстройка над капиталистическим базисом и создана новая надстройка, соответствующая социалистическому базису. Были, следовательно, заменены старые политические, правовые и иные учреждения новыми, социалистическими» (т а м ж е, стр. 4).

Экономия, основу соцналнстич. общества, свободного от классовых антагонизмов, составляет со циалистич. способ производства. Ему соответствует новая надстройка: советское социалистическое государство, советское право, социалистическая идеология. В условиях социалистич. общества взаимоотношение базиса и надстройки существенно отличается от их взаимоотношения в эксплуататорском обществе. В противоположность буржуазному государству, лишь закрепляющему каин-талистич. способ производства, рождённый в недрах феодализма, советское государство - диктатура пролетариата - возникает до установления социалистического способа производства и является необходимым нолитичс ским условием его создания. Сопиалистнч. способ производства не может возникнуть стихийно, в недрах капитализма. Он возникает и условиях диктатуры пролетариата и составляет её материальную основу. При этом и в условиях социализма способ производства играет определяющую роль в развитии общества. Сила и мощь Советского государства зависят от степени его экономической мощи. Развитие социалистич. способа производства осуществляется на основе проведения в жизнь политики коммунистической партии, путём сознательного, планового руководства со стороны социалистического государства. Социалистическое государство руководит, организует, направляет весь процесс экономической жизни. Оно имеет реальную возможность осуществлять эту функцию в силу того, что средства производства при социализме составляют общественную собственность. Государственное руководство при социализме принадлежит рабочему классу, являющемуся одновременно важнейшей производительной силой. В условиях социализма развитие общества имеет сознательный и планомерный характер. Политика коммунистической партии и социалистич. государства составляет жизненную основу советского общества. Роль и значение партии, государства, всех форм идеологии в советском обществе чрезвычайно возрастают.