Диктант по теме не с существительными 5. Правописание не с именами существительными. Объяснение новой темы. Творческий диктант

Воланд в романе Булгакова появился не один. Его сопровождали персонажи, играющие, в основном, роль шутов. Свита Воланда устраивала разнообразные шоу, которые были отвратительными. Они были ненавистны московскому негодующему населению. Ведь все окружение «мессира» выворачивало наизнанку человеческие слабости и пороки. Помимо этого, их задачей было выполнение всей «грязной» работы по велению господина, прислуживание ему. Все, кто входил в свиту Воланда, должны были подготовить Маргариту к балу сатаны и отправке ее с Мастером в мир покоя.

Слугами князя тьмы были три шута - Азазелло, Фагот (он же Коровьев), кот с кличкой Бегемот и Гелла - вампир женского пола. была свита Воланда. Описание каждого персонажа отдельно приведено ниже. у каждого читателя знаменитого романа возникает относительно происхождения представленных образов и их имен.

Кот Бегемот

Описывая образ Воланда и его свиты, первым делом хочется описать кота. По сути, Бегемот - это животное-оборотень. Вероятнее всего, взят персонаж Булгаковым из апокрифической книги - «Ветхого Завета» Еноха. Также автор мог почерпнуть сведения о Бегемоте в книге «История сношения человека с дьяволом», написанной И. Я. Порфирьевым. В упомянутой литературе этот персонаж является морским чудовищем, бесом в виде существа с головой слона, имеющего клыки и хобот. Руки у демона были человеческие. Также имелся у чудища громадный живот, практически незаметный хвост маленького размера и очень толстые задние конечности, подобные таким, какие имеются у бегемотов. Этим сходством объясняется его имя.

В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков представил читателям Бегемота в виде громадного кота, прототипом которому стал домашний питомец автора Флюшка. Несмотря на то что пушистый любимец Булгакова имел серый окрас, в романе животное черного цвета, так как его образ является олицетворением нечистой силы.

Превращение Бегемота

В то время, когда Воланд и его свита совершали заключительный полет в романе, Бегемот превратился в щуплого юного пажа. Рядом с ним находился рыцарь фиолетового цвета. Это был преобразившийся Фагот (Коровьев). В данном эпизоде Булгаков, видимо, отразил шуточную легенду из повести С. С. Заяицкого «Жизнеописание Степана Александровича Лососинова». В ней идет речь о жестоком рыцаре, вместе с которым постоянно фигурирует его паж. Главный персонаж легенды обладал страстью к отрыванию голов животных. Эта жестокость передана Булгаковым Бегемоту, который, в отличие от рыцаря, отрывает голову человеку - Жоржу Бенгальскому.

Дурачества и обжорство Бегемота

Бегемот является демоном плотских желаний, в особенности чревоугодия. Отсюда и появилось у кота в романе невиданное обжорство в Торгсине (валютном магазине). Таким образом, автор проявляет иронию по отношению к посетителям этого всесоюзного заведения, в том числе и к себе. В то время, когда за пределами столиц люди живут впроголодь, людей в больших городах поработил демон Бегемот.

Кот в романе чаще всего проказничает, паясничает, отпускает разные шутки, насмехается. Данная черта характера Бегемота отражает искрометное чувство юмора самого Булгакова. Такое поведение кота и его необычный вид стали способом вызывания у людей в романе страха и замешательства.

Демон Фагот - Коровьев

Чем еще запоминается Воланд и его свита читателям романа? Конечно же, ярким персонажем является представитель демонов, подчиненных дьяволу, Фагот, он же Коровьев. Это первый помощник Воланда, рыцарь и черт в одном лице. Коровьев представляется жителям служащим при иностранном профессоре, и бывшим регентом хора церкви.

Версий происхождения фамилии и прозвища этого персонажа несколько. Он связан и с некоторыми образами творений Ф. М. Достоевского. Так, в эпилоге романа «Мастер и Маргарита» в числе задержанных полицией людей из-за сходства фамилий с Кровьевым, упоминаются четыре Коровкина. Здесь, видимо, автор хотел указать на персонажа из повести Достоевского под названием «Село Степанчиково и его обитатели».

Также прототипами Фагота считается ряд рыцарей, являющихся героями некоторых произведений разных времен. Не исключена и вероятность того, что образ Коровьева возник благодаря одному из знакомых Булгакова. Прототипом демона мог стать реальный человек, слесарь-водопроводчик Агеич, который был редким пьяницей и пакостником. Он неоднократно упоминал в разговорах с автором романа о том, что в юношеские годы был одним из регентов хора в церкви. Это, видимо, и отразил Булгаков в ипостаси Коровьева.

Сходство Фагота с музыкальным инструментом

Музыкальный инструмент фагот был изобретен жителем Италии, монахом Афранио
дельи Альбонези. В романе резко обозначается связь (функциональная) Коровьева с этим каноником из Феррары. В романе четко определены три мира, представители каждого из которых составляют некие триады согласно похожим качествам. Демон Фагот принадлежит к одной из них, в которую также входят: помощник Стравинского Федор Васильевич и Афраний, «правая рука» Понтия Пилата. Коровьева же сделал своим главным сподвижником Воланд, и его свита этому не прекословила.

Фагот даже внешне схож с одноименным, длинным и тонким, сложенным втрое инструментом. Коровьев - высокий и худой. А в своем мнимом подобострастии он готов складываться втрое перед собеседником, но только для того, чтобы позднее беспрепятственно ему напакостить.

Превращение Коровьева

В тот момент, когда Воланд и его свита совершали свой последний полет в романе, автор представляет читателю Фагота в образе темно-фиолетового рыцаря, который имеет мрачное, неспособное улыбаться лицо. Думал он о чем-то своем, упершись в грудь подбородком и не глядя на луну. Когда Маргарита спросила у Воланда о том, почему так изменился Коровьев, мессир ответил, что однажды этот рыцарь пошутил неудачно, и его насмешливый каламбур о свете и тьме был неуместным. Наказанием ему за это стали шутовские манеры, гаерский вид и цирковая драная одежда на долгое время.

Азазелло

Из каких еще представителей сил зла состояла свита Воланда? «Мастер и Маргарита» имеет еще одного яркого персонажа - Азазелло. Имя его Булгаков создал путем преобразования одного из ветхозаветных. В книге Еноха упоминается падший ангел Азазел. Именно он, согласно апокрифу, научил людей создавать, оружие, мечи, щиты, зеркала и разнообразные украшения из драгоценных камней и не только. В общем, Азазелу удалось развратить Также он научил воевать представителей мужского пола и лгать женщин, обратил их в безбожие.

Азаззелло в романе Булгакова отдает Маргарите волшебный крем, магически меняющий ее внешность. Наверное, автора привлекала идея совмещения в одном персонаже способности убить и обольстить. Маргарита видит демона в Александровском саду именно таким. Она воспринимает его за обольстителя и убийцу.

Основные обязанности Азазелло

Главные обязанности Азазелло непременно связаны с насилием. Объясняя Маргарите свои функции, он признает, что его прямой специальностью является надавать администратору по лицу, подстрелить кого-либо или выставить из дома, и прочие «пустяки» такого рода. Азазелло перебрасывает в Ялту из Москвы Лиходеева, выгоняет из квартиры Поплавского (дядю Берлиоза), лишает жизни при помощи револьвера барона Майгеля. Демон-убийца изобретает волшебный крем, который дарит Маргарите, давая ей возможность приобрести ведьмовскую красоту и некоторые демонические возможности. От этого косметического средства героиня романа обретает способность летать и становиться невидимой по ее желанию.

Гелла

Только одну женщину допустили в свое окружение Воланд и его свита. Характеристика Геллы: младший член дьявольского союза в романе, вампир. Имя этой героини Булгаков взял из статьи, имевшей название «Чародейство», опубликованной в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона. В ней отмечалось, что такое имя давали погибшим девушкам, ставшим впоследствии вампирами, на острове Лесбос.

Единственный персонаж из свиты Воланда, который отсутствует в описании заключительного полета - Гелла. Одна из жен Булгакова посчитала данный факт результатом того, что работа над романом не была завершена полностью. Но может быть и так, что автор намеренно исключил Геллу из важной сцены, как незначительного члена свиты дьявола, выполняющего лишь вспомогательные функции в квартире, варьете и на балу. К тому же Воланд и его свита не могли на равных воспринимать в такой ситуации рядом с собой представителя низшего разряда Помимо всего прочего, Гелле не в кого было превращаться, ведь она имела свой первоначальный облик с момента трансформации в вампира.

Воланд и его свита: характеристика дьявольских сил

В романе «Мастер и Маргарита» силам зла автором определены необычные для них роли. Ведь жертвы Воланда и его свиты - не праведники, не порядочные и добрые люди, которых дьявол должен сбивать с истинного пути, а уже состоявшиеся
грешники. Именно их мессир и его ассистенты обличают и наказывают, избирая своеобразные меры для этого.

Так, директору варьете, приходится отправиться необычным образом в Ялту. Туда его просто мистически зашвыривают из Москвы. Но, отделавшись страшным испугом, он благополучно возвращается обратно домой. А ведь грехов у Лиходеева достаточно много - он пьянствует, заводит многочисленные связи с женщинами, используя свое положение, ничем не занимается на работе. Как говорит в романе Коровьев о директоре варьете, он в последнее время жутко свинячит.

На самом деле ни сам Воланд, ни дьявольские ассистенты не влияют никоим образом на события, происходящие в Москве во время их визита в нее. Нетрадиционное представление сатаны по-булгаковски проявляется в том, что главарь потусторонних нечистых сил наделен некоторыми явно выраженными атрибутами Бога.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    Мастер и Маргарита: разговор на Патриарших

Субтитры

Имя

Воланд Булгакова получил своё имя от гётевского Мефистофеля . В поэме «Фауст » оно звучит всего один раз, когда Мефистофель просит нечистую силу расступиться и дать ему дорогу: «Дворянин Воланд идёт!» В старинной немецкой литературе чёрта называли ещё одним именем - Фаланд. Оно возникает и в «Мастере и Маргарите», когда служащие Варьете не могут вспомнить имя мага: «…Может быть, Фаланд?» В редакции романа «Мастер и Маргарита» 1929-1930 гг. имя Воланд воспроизводилось полностью латиницей на его визитной карточке: «D-r Theodor Voland». В окончательном тексте Булгаков от латиницы отказался: Иван Бездомный на Патриарших запоминает только начальную букву фамилии - W («дубль-ве») .

Внешность

«… ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой - золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нёс трость с чёрным набалдашником в виде головы пуделя. По виду - лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз чёрный, левый почему-то зелёный. Брови чёрные, но одна выше другой».

Место в мире романа

В романе говорится, что Воланд - повелитель сил Тьмы, противопоставленный Иешуа , повелителю сил Света. Персонажи романа называют Воланда Дьяволом или Сатаной . Однако космография мира Булгакова отличается от традиционной христианской - как Иисус, так и Дьявол в этом мире иные, рай и ад не упоминаются вовсе, а о «богах» говорится во множественном числе. Литературоведы нашли в мире романа сходство с манихейской или гностической идеологией , согласно которой сферы влияния в мире чётко разделены между Светом и Тьмой , они равноправны, и одна сторона не может - просто не имеет права - вмешиваться в дела другой: «Каждое ведомство должно заниматься своими делами». Воланд не может простить Фриду, а Иешуа не может взять к себе Мастера. Прощение Пилата Воланд также не совершает сам, а передоверяет Мастеру.

Воланд, в отличие от христианского «Отца лжи», честен, справедлив и даже в чём-то благороден. Критик В. Я. Лакшин называет его «жестоким (но мотивированным!) гневом небес» . С. Д. Довлатов говорил, что Воланд олицетворяет не зло, но справедливость . «Булгаковский Воланд лишен традиционного облика Князя тьмы, жаждущего зла, и осуществляет как акты возмездия за „конкретное“ зло, так и акты воздаяния, творя, таким образом, отсутствующий в земном бытии нравственный закон» .

Воланд выполняет свои обещания, причём исполняет даже два желания Маргариты вместо обещанного одного. Он и его придворные не вредят людям, наказывая только за аморальные поступки: жадность, доносительство, пресмыкательство, взяточничество и т. п. (например, в перестрелке кота с чекистами никто не пострадал) . Они не занимаются «соблазнением душ». Воланд, в отличие от Мефистофеля, ироничен, но не глумлив, склонен к озорству, смеётся над Берлиозом и Бездомным, над буфетчиком Соковым (в восемнадцатой главе). При этом он не проявляет излишней жестокости: приказывает вернуть голову бедному конферансье Бенгальскому; освобождает Фриду от наказания по просьбе Маргариты. Многие фразы Воланда и его свиты необычны для христианского Дьявола: «Хамить не надо… лгать не надо…», «Мне он не нравится, он выжига и плут…», «И милосердие стучится в их сердца».

Таким образом, роль Воланда в мире романа можно определить как «надзиратель за злом». Тот, у кого в душе поселилось зло - его подопечный. Сам Воланд, в отличие от христианского Сатаны, не умножает зло , но лишь следит за ним, а по мере необходимости - пресекает и справедливо судит (например, барона Майгеля, Римского, Лиходеева, Бенгальского).

Символика

Театральность

Многие исследователи романа Булгакова «Мастер и Маргарита» отмечают театральные, оперные мотивы в образе Воланда. Его образ наделён некими яркими, немного неестественными деталями одежды и поведения. Эффектные появления и неожиданные исчезновения, необычные костюмы, постоянное указание на его низкий голос - бас - вносят в его образ театральную яркость, элемент игры и актёрства.

В этом отношении с образом Воланда перекликаются некоторые персонажи «Театрального романа » Булгакова [ ] . В частности, режиссёр Учебной сцены Независимого театра Ксаверий Борисович Ильчин предстает перед Максудовым, освещенный «фософорическим светом». Еще более тесно связан с Воландом другой персонаж, редактор-издатель Илья Иванович Рудольфи, чей неожиданный приход в квартиру Максудова под звуки «Фауста» отсылает к явлению Воланда в «Мастере и Маргарите»:

Дверь распахнулась, и я окоченел на полу от ужаса. Это был он, вне всяких сомнений. В сумраке в высоте надо мною оказалось лицо с властным носом и разметанными бровями. Тени играли, и мне померещилось, что под квадратным подбородком торчит острие черной бороды. Берет был заломлен лихо на ухо. Пера, правда, не было.

Короче говоря, передо мною стоял Мефистофель. Тут я разглядел, что он в пальто и блестящих глубоких калошах, а под мышкою держит портфель. «Это естественно, - помыслил я, - не может он в ином виде пройти по Москве в двадцатом веке».

Рудольфи, - сказал злой дух тенором, а не басом.

«Чертовщина»

В описании происходящих в романе событий постоянно повторяются слова, указывающие нам на тёмные силы. Начиная с самой первой главы, герои в своей речи повторяют имя чёрта: «бросить всё к чёрту…», «Фу ты, чёрт!», «А какого чёрта ему надо?», «Вот чёрт его возьми, а!..», «Чёрт, слышал всё». Эта «чертовщина» повторяется на протяжении всего романа. Жители Москвы будто призывают сатану и он не может отказаться от приглашения. Однако, все эти мотивы тёмных сил связаны скорее не с самим Воландом, а с Москвой и москвичами.

Луна

На протяжении романа Воланда преследует луна. Её свет всегда сопровождал представителей тёмных сил, ведь все их тёмные дела совершались под покровом ночи. Но в романе Булгакова луна приобретает иной смысл: она несёт в себе разоблачающую функцию. В её свете проявляются истинные качества людей, и вершится правосудие. Свет Луны делает Маргариту ведьмой. Без неё даже волшебный крем Азазелло не возымел бы действия.

Пудель

Пудель - прямой намёк на Мефистофеля - встречается в произведении несколько раз. В самой первой главе, когда величественный Воланд пожелал украсить собачьей головой рукоять своей трости-шпаги, в то время как Мефистофель сам влез в шкуру пуделя. Затем пудель появляется на подушечке, на которую ставит ногу Маргарита во время бала и в золотом медальоне королевы.

Предполагаемые прообразы

Сам Булгаков решительно отрицал, что образ Воланда основан на каком-либо прототипе. По воспоминаниям С. А. Ермолинского , Булгаков говорил: «Не хочу давать поводы любителям разыскивать прототипы. У Воланда никаких прототипов нет» . Тем не менее гипотезы о том, что у фигуры Воланда существовал некий реальный прообраз, высказывались неоднократно. Чаще всего в качестве кандидатуры выбирают Сталина; по мнению критика В. Я. Лакшина , «трудно представить себе что-либо более плоское, одномерное, далекое от природы искусства, чем такая трактовка булгаковского романа» .

Мефистофель из трагедии «Фауст»

Напрашивающийся возможный прототип Воланда - Мефистофель Гёте . От этого персонажа Воланд получает имя, некоторые черты характера и множество символов, которые прослеживаются в романе Булгакова (например, шпага и берет, копыто и подкова, некоторые фразы и так далее). Символы Мефистофеля присутствуют во всём романе, но они обычно относятся лишь к внешним атрибутам Воланда. У Булгакова они приобретают иную трактовку или просто не принимаются героями. Тем самым Булгаков показывает разницу между Воландом и Мефистофелем.

Кроме того, примечательно и то, что прямое указание на данную интерпретацию образа содержится уже в эпиграфе к роману. Это строки из «Фауста» Гёте - слова Мефистофеля на вопрос Фауста , кто его гость.

Сталин

Нет, недаром Булгаков пишет этот роман - «Мастер и Маргарита». Главным героем этого романа, как известно, является дьявол, действующий под именем Воланд. Но это дьявол особый. Роман открывает эпиграф из Гёте: «…так кто ж ты, наконец? - Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Появившись в Москве, Воланд обрушивает всю свою дьявольскую силу на власть имущих, творящих беззаконие. Воланд расправляется и с гонителями великого писателя - Мастера. Под палящим летним солнцем 1937 года, в дни московских процессов, когда другой дьявол уничтожал дьявольскую партию, когда один за другим гибли литературные враги Булгакова, писал Мастер свой роман… Так что нетрудно понять, кто стоял за образом Воланда.

Отношение Сталина к самому М. А. Булгакову и его творчеству известно из письма Сталина в защиту Булгакова «Ответ Билль-Белоцерковскому» от 2 февраля 1929 года , а также из его устных выступлений на встрече Сталина с группой украинских писателей, которая состоялась 12 февраля 1929 года .

Второе пришествие Христа

Существует версия, что образ Воланда имеет многие христианские черты. В частности, эта версия основывается на сравнении некоторых деталей в описаний Воланда и Иешуа . Иешуа предстал перед прокуратором с большим синяком под левым глазом - у Воланда правый глаз «пустой, мёртвый». В углу рта Иешуа ссадина - у Воланда «угол рта оттянут к низу». Иешуа был сжигаем солнцем на столбе - «кожу на лице Воланда как будто бы навеки сжёг загар». Разорванный голубой хитон Иешуа превращается в грязные тряпки, от которых отказались даже палачи - Воланд перед балом «одет в одну ночную длинную рубашку, грязную и заплатанную на левом плече». Иисуса именуют Мессией , Воланда - мессиром .

Также, эта версия иногда основывается на сравнении некоторых сцен романа с теми или иными библейскими цитатами.

Иисус говорил: «Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них». Воланд появился во время беседы об Иисусе:

Разрешите мне присесть? - вежливо попросил иностранец, и приятели как-то невольно раздвинулись; иностранец ловко уселся между ними и тотчас вступил в разговор.

Наконец, в разговоре Воланд свидетельствует о Христе: «Имейте в виду, что Иисус существовал».

Аллюзии между Воландом и Христом были воплощены в романе «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя » () Аркадия и Бориса Стругацких , созданном во многом под впечатлением от романа Булгакова.

Тем не менее, данная трактовка образа содержит ряд неточностей.

  1. Явная. Левий Матвей передаёт Воланду приказ от Иешуа о дальнейшей судьбе Мастера и Маргариты.
  2. Воланд показан свидетелем, а не участником ершалаимских сцен. По собственному признанию, при разговоре Иешуа и Пилата Воланд присутствует инкогнито , что можно понимать двояко. Однако вечером Пилат на миг видит таинственную фигуру среди теней.

Данную трактовку также можно признать достаточно спорной, поскольку необходимо учитывать ряд моментов, которые имеют важное значение при прочтении и понимании образов, выведенных в романе. Согласно христианской точке зрения, антихрист - это лицо, не столько противостоящее Христу, сколько его подменяющее. Приставка «анти-» имеет двойной перевод:

  • отрицание, противник.
  • вместо, замещающий.

Не стоит забывать и то, что эта версия сильно расходится с полным контекстом Библии. В Новом Завете о пришествии Христа сказано: «Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом. Ибо вот, Царствие Божие внутри нас есть» (Лк. 17:20, 21). «Если скажут вам: «вот, Он в пустыне», – не выходите; «вот, Он в потаенных комнатах», – не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф 24: 26-27).

Также стоит вспомнить, что Иван Бездомный защищается от Воланда иконой неизвестного святого.

Образ Воланда в искусстве

В кино

  • Ален Кюни - «Мастер и Маргарита» , 1972
  • Густав Холубек - телесериал 1989 года (Польша)
  • Валентин Гафт - фильм 1994 года (Россия)
  • Михаил Козаков - "Роковые яйца , художественный фильм, 1995 год (Россия-Чехия)
  • Олег Басилашвили - телесериал «Мастер и Маргарита» 2005 года (Россия)
  • Сергей Греков - короткометражный фильм 2005 года (Венгрия)
  • Мюзикл:
  • Иван Ожогин, Кирилл Гордеев, Ростислав Колпаков- мюзикл "Мастер и Маргарита"
В музыке
  • Песня группы

1. Непримиримость к врагам - одно из важнейших качеств советского человека. 2. Неуверенность в работе подрывает ее успех. 3. Неусидчивость и невнимание препятствуют хорошему усвоению урока. 4. Проявляя храбрость, не допускай неосторожность. 5. Наши яблочки наливаются, наши недруги убиваются. (Л.-К.) 6. В нашем колхозе раньше были крупные недостатки. 7. «Не помеха я фронту!» - сказал Костя. (Лик.) 8. Не псарь по дубровушке трубит, гогочет сорвиголова,- наплакавшись, колет и рубит дрова молодая вдова. (Н.) 9. Судя по манерам, этот (щенок) был невежа, простой дворняжка. Он остановился в недоумении. (Чех.) 10. А тут к беде еще беда: случись тогда ненастье. (Кр.) 11. Такие ж у льстеца поступки и дела: он на тебя несет тьму небылиц и бредней. (Кр.) 12. Неправды я не потерплю ни в ком. (Кр.) (103 слова.)

1. Нельзя не учиться, нельзя скрыть от товарищей свое неумение. (И. Ник.) 2. Надо знать, в чем успех одного и неудача другого. (И. Ник.) 3. Под натиском Советской Армии неприятель оставил свои рубежи. 4. К ненастью рыба идет лучше на крюк. (М.-С.) 5. Это был не приятель, а просто знакомый. 6. Чтобы защитить от зимней непогоды лошадей, старик к осени устраивал около казармы из молодых, пушистых пихт большую загородку. (М.-С.) 7. Один в поле не воин. (Посл.) 8. Ученье - свет, неученье - тьма. (Посл.) 9. Не удача, не счастье обеспечивают успех на экзамене, а хорошее знание предмета. 10. И быстрокрылые хищники частенько терпят неудачу. (Сп.) 11. Голодный орленок с гнезда озирал их (горы) и с нетерпением переступал с ноги на ногу. (Ляшко.) (100 слов.)

1. Не крыша, а решето. (Посл.) 2. Одна речь не пословица. (Посл.) 3. Проворные красивые рыбы, собравшись под перекатом, с нетерпением ждали, какую добычу принесет им (…) стремительная вода. (Ив.) 4. В тот день он (Володя) впервые сказал Ольге Петровне неправду. (Печ.) 5. Я остановился в недоумении, оглянулся. (Т.) 6. Но утихает ветер, и вода снова возвращается в Байкал, задерживаясь только в разных неровностях почвы. (Усп.) 7. Невежи судят точно так: в чем толку не поймут, то все у них пустяк. (Кр.) 8. Лицо незнакомца (…) поразило Алексея своей мужественной красотой. (Аж.) 9. Усталость и недоедание (…) сильно давали себя чувствовать. (Усп.) 10. У нас в деревне уже знали о моем несчастье. (Леек.) 11. На несчастье, ветер подул, началась метель. (Арам.) 12. К беде неопытность ведет. 13. То была не злость, не страх и не лютая досада (Гог.) (109 слов.)

1. И волны и суша покорны тебе; завидует недруг столь дивной судьбе. (П.) 2. На многих лицах явилась тень недоумения, и люди впереди толпы немного замедлили свой шаг. (М. Г.) 3. Неверие старались скрыть и не могли. (М. Г.) 4. На офицера смотрели с ненавистью, он слышал насмешки, ругательства. (М. Г.) 5. Дни нездоровья были для меня большими днями жизни. (М. Г.) 6. Все поправлялись, и это были теперь не мечты, а деловые разговоры. (Пол.) 7, Машина шла на большой скорости, ловко избегая неровности дороги. (Аж.) 8. Незнакомец рассмеялся. (Аж.) 9. Когда приходили особенно тревожные вести с подмосковного фронта, хотелось быть не строителем, а бойцом. (Аж.) 10. Сущность дела все понимали с полуслова, требовалось только сообщить итог, изложить неполадки и свои претензии. (Аж.) 11. На несчастье, я сильно натер пятку. (Аре.) (105 слов.)

1. Ярко светило солнышко. 2. У щеглят красные перышки. 3. Ребята прислушивались к песне девушек. 4. И говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как хороша!» (Кр.) 5. Что ж кумушка?- Тотчас их съела. ...

1. Петя Муруев добровольно взял на себя роль главного зверовода. (Усп.) 2. Я продолжал бывать у звероловов, принимал участие в их работе и доставлял в Сосновку пойманных соболей. Их нужно было додержа...

1. Сразу за околицей начинался сосновый бор. 2. Морозец задернул ледком все лужицы. 3. И гостиница и церковь были сделаны из тонких досок. (Гайд.) 4. Мы поднялись на самый верх и тут увидели, что след...

а) 1. Не греет землю солнышко, и облака дождливые, как дойные коровушки, идут по небесам. (Н). 2. Хочет барину помочь юркий старичишка. (Н.) 3. Свекровь ее (Дарьи) тут же, старушка, трудилась; на полн...

Тема урока: «Не с существительными».

Цели урока:

- познакомить учащихся с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительными;

Учить различать НЕ как часть корня, приставку, частицу;

Повторить сведения о правописании корней с чередованием; об однородных членах.

Оборудование: мультимедийная система, слайды, таблицы, карточки.

Ход урока

I .Орг. момент

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с правописанием имён существительных. Слайд № 2 . Нам предстоит познакомиться с условиями слитного и раздельного написания НЕ с существительными; учиться различать НЕ как часть слова, приставку, частицу; повторить сведения об однородных членах предложения.

Откройте тетради и запишите дату. Пропустите строчку для написания темы урока, которую вы мне назовёте чуть позже. А сейчас повторение.

II . Повторение

    Устный диктант. Слайд № 3 .

Учитель называет слово, учащиеся показывают карточку с буквой, потом по щелчку это слово появляется на экране.

Соберу, постелить, разбираю, блестеть, заблистали, уберу, вытер, выберет, расстилаю, натирает, приберёт, замер, замирает, избирает, растереть.

    Как называется орфограмма, которую мы только что повторили? (в это время 2 ученика работают по карточке).

Карточка № 1

    Вставить пропущенные буквы.

сущ. - сущ.

Карточка № 2

1. Вставить пропущенные буквы.

    Подобрать 2 существительных с корнями –раст-,- ращ-,- рос-.

2. Синтаксическая пятиминутка.

Записать предложение под диктовку. Выполнить полный синтаксический разбор.

Солнце блистало и звенело победной песней на голубых незабудках.

Слайд № 4. Определите вид предложения: простое с однородными членами или сложное?

Составьте схему предложения.

III . Объяснение нового материала. Слайд № 5.

1. - Есть ли в записанном вами предложении слово с НЕ?

Какой частью речи оно является?

Что называется именем существительным?

Как будет называться тема нашего урока, если мы говорим о НЕ и существительных?

    Запись темы урока.

    – Откроем учебники на странице 99-100 § 43 и прочитаем орфограмму № 32.

Слайд № 6.

Что вы узнали о правописании НЕ с именами существительными?

4. Работа по таблице. Слайд № 7.

Когда НЕ с существительными пишется слитно, а когда раздельно.

5. Слово учителя.

1 . - Что значит, слово не употребляется без НЕ? Это значит, что без НЕ слово теряет своё самостоятельное лексическое значение. Если у слова небрежность отнять НЕ-, получится брежность . Такого слова в русском языке нет. Поэтому мы говорим: слово небрежность не употребляется без НЕ, т.е. НЕ является частью корня. То же самое можно сказать о словах ненастье, недуг. Слайд № 8. Запишите их. Дайте лексическое значение этих слов. В случае затруднения обратитесь к словарю.

Небрежность- 1. без должного внимания, пренебрежительно относящийся к кому-либо, чему-либо, без должного старания занимающийся чем-либо. 2. исполненный, сделанный без старания, неряшливо, кое-как

Ненастье - дождливая, пасмурная или бурная погода; непогода.

Недуг- сильное недомогание; болезнь

2 .Вспомним, в каком случае не существительными пишется слитно?

(когда можно подобрать синоним без не).

А что мы называем синонимом? (Сино́нимы - слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение)
Задание. Подберите к данным словам синонимы с не , например, враг - недруг. Слайд 9 .

Ложь –неправда

Беда - несчастье

Противник – недоброжелатель, недруг, неприятель

Рассеянность – невнимательность

Проверка . Слайд 10 .

3 .Когда не с существительными пишется раздельно? (есть противопоставление с союзом а).

Что означает слово противопоставление?

Слово "противопоставление" - сложное, оно означает процесс или результат процесса, при котором чему-то одному противопоставляется что-то другое. Например, "не приятель, а враг". Внешний признак противопоставления - наличие союза а. Противопоставление возможно, когда один собеседник предлагает что-то, другой - отрицает и указывает на другое, например,

Ты грибы несёшь?

Дождь несу! Не грибы домой несу - одни дождинки на носу.

Задание. Закончить предложение так, чтобы было противопоставление; как пишется не с данными существительными? Слайд 11

    (Не)счастье помогло исследователю, а …(горе, беда)

    (Не)приятель обратился ко мне с просьбой, а …(противник, враг)

    (Не)друг ты мне, а …(враг)

Проверка .Слайд 12

IV . Закрепление. Слайд № 13.

1. Из данных слов выпишите те, которые не употребляются без НЕ.

Невнимание, невежа, небылицы, недомогание , несчастье, независимость.

Чем является НЕ в данных словах?

2. Слово учителя.

Этимологически НЕ в этих словах было приставкой, но в современном языке является частью корня.

3. Запись предложений под диктовку.

Невежа – враг самому себе.

Видно неряху по грязной рубахе.

Не друг ты мне, а враг.

Слайд № 14. Проверьте написанное. Объясните постановку тире в первом предложении и написание не со словами.

4. Интересное стихотворение написал Б. Заходер. Но поэт допустил одну неточность. Познакомимся со стихотворением и, может быть, сумеем назвать её.

Слайд № 15.

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица НЕ.

Посмотрел я вокруг с доумением:

Что за лепое положение?

Но кругом было тихо-тихо,

И кругом была разбериха,

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки.

И погода стояла настная,

И гуляла собака счастная,

И, виляя хвостом уклюже,

Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха

Шёл умытый, причёсанный ряха.

А за ряхой по травке свежей

Шли суразный дотёпа и вежа.

И навстречу всем утром рано

Улыбалась царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы НЕ.

О чём данное стихотворение?

Кто заметил неточность, допущенную поэтом? (НЕ бывает не только частицей, но и частью корня и приставкой.)

Выпишите все слова, которые должны употребляться с НЕ.

С недоумением, нелепое, неразбериха, невзрачной, незабудки, ненастная, несчастная, неуклюже, непролазные, неряха, несуразный, недотёпа, невежа, Несмеяна. Проверка по слайду № 16.

Обозначьте, в каких из этих из этих слов НЕ является частью корня, а в каких - приставкой.

Скажите, все ли слова, записанные вами, являются существительными? Не записали ли мы слова других частей речи? Найдите и обозначьте их.

V. Итоги урока. Слайд № 17.

    Что новое узнали на уроке?

    Как пишется НЕ с существительными?

    Какую часть орфограммы мы сегодня изучали?

    Оценка работы учащихся.

VI . Домашнее задание: слайд № 18.

1. Выучить орфограмму № 32 . Найти в словаре лексическое значение непонятных слов из стихотворения.

    Упражнение № 238 или выписать из художественной литературы 6 предложений со словами на изучаемую орфограмму.

Приложение

Карточка № 1

    Вставить пропущенные буквы.

Звонить Сереж.., познакомиться в театр.., при ни..кой температур.., др..жать от страха, зацвел на акац.., л..житься на те(р)рас.., изв..ниться за опоздани.. 2. Составить предложение, соответствующее данной схеме:

сущ. - сущ.

Карточка № 2

    Вставить пропущенные буквы.

Объяснить Волод.., относиться к работ.., кричать от бол.., читать книги о революц.., варить в кастрюл.., в..сеть на спинк.. кро- ват.., зах..дить в..дани..

–раст-,- ращ-,- рос-.

Карточка № 1

    Вставить пропущенные буквы.

Звонить Сереже, познакомиться в театре, при низкой температуре, дрожать от страха, зацвел на акации, ложиться на террасе, извиниться за опоздание.

2. Составить предложение, соответствующее данной схеме:

сущ. - сущ. (Книга-источник знаний)

Карточка № 2

    Вставить пропущенные буквы.

Объяснить Володе, относиться к работе, кричать от боли, читать книги о революции, варить в кастрюле, висеть на спинке кровати, заходить в здание.

2. Подобрать 2 существительных с корнями -раст - , - ращ-, -рос-.

(вырасти, отрасти, выращивать, отращивать, перерос, подрос)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ - ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25

Открытый урок в 6 классе

«Не с существительными»

Провела:

учитель русского языка

Д.И.МНАЦАКАНЯН

АРМАВИР, 2013

Карточка № 1

    Вставить пропущенные буквы.

Звонить Сереж.., познакомиться в театр.., при ни..кой температур.., др..жать от страха, зацвел на акац.., л..житься на те(р)рас.., изв..ниться за опоздани..

2. Составить предложение, соответствующее данной схеме:

сущ. - сущ.

Карточка № 2

    Вставить пропущенные буквы.

Объяснить Волод.., относиться к работ.., кричать от бол.., читать книги о революц.., варить в кастрюл.., в..сеть на спинк.. кро- ват.., зах..дить в..дани..

2. Подобрать 2 существительных с корнями –раст-,- ращ-,- рос-.