Что такое тщеславие в православии. Что такое тщеславие с точки зрения психологии и православия? Кто такой тщеславный человек

Звезда российского телевидения Борис Корчевников по-прежнему остается одним из самых завидных холостяков России. Тысячи поклонниц заинтересовались мужчиной еще с момента выхода сериала «Кадетство». Что известно о личной жизни популярного российского телеведущего, журналиста и актера Бориса Корчевникова, читайте в нашей статье.

https://youtu.be/gWxmT2g_LEA

Имя возлюбленной Бориса Корчевникова Сесиль Свердлова. Девушка родом из Франции. Однако, Сесиль француженка только по происхождению. Школьные годы она провела в Москве. Сесиль Свердлова окончила ГИТИС, а после снималась в таких фильмах как «Новогодний брак», «Если ты не со мной» и других.

Из непроверенных источников известно, что молодые люди встречались несколько лет подряд. Стоит отметить, что Борис и Сесиль оба глубоко верующие люди. Влюбленные были вместе замечены в храмах, на презентациях и различных фестивалях.

Несколько лет назад Сесиль и Бориса «поженили». Ленты новостей известных российских изданий пестрили заголовками «Женился актер сериала «Кадетство»».

После появление в российском интернете слухов о женитьбе Бориса Корчевникова, поклонниц у мужчины не убавилось. Даже женатым он был и остается невероятно интересным мужчиной для женской аудитории телезрителей.

Ряд изданий подробно описывали детали «свадьбы». Поклонницы Бориса читали новости, в которых говорилось, что телеведущий не захотел организовывать пышное торжество. Вместе банкета и яркой фотосессии для прессы, молодые люди предпочли расписаться без свидетелей. О свадьбе Бориса и Сесиль знали разве что самые близкие люди.

Так был ли женат Борис на самом деле?

В одном из интервью (в декабре 2015 года) Борис заявил, что женат на Сесиль не был. Информация о его свадьбы – выдумка. Кстати, об этом факте из личной жизни телеведущего упомянуто на страничке Бориса Корчевникова в Википедии.

Пресса поспешила женить телеведущего. Борис подтвердил, что его с Сесиль действительно связывали романтические отношения. Официально пара их не закрепила.

Позже Борис рассказал, что они с Сесиль расстались. Мужчина хотел сохранить с бывшей возлюбленной исключительно дружеские отношения. Неизвестно, удалось ли Борису задуманное.

Мнение коллеги о возлюбленной Корчевникова Сесиль Свердловой

Коллега с телеканала «Царьград» рассказала, что Сесиль – необычная девушка. Она приходила на работу вместе с мамой, которая ждала окончания рабочего дня дочери. В перерывах мама кормила Сесиль, а позже – следила, чтобы девушка добралась домой. По словам коллеги, назвавшейся Екатериной, Сесиль еще «не доросла» до брака. Если девушку везде преследует ее мать, то о какой семейной жизни может идти речь.

Неизвестно, правда ли то, то рассказала некая Екатерина. Возможно, девушка всего лишь позавидова

ла успеху Сесиль и решила таким способом ей отомстить, унизив в глазах поклонниц Бориса Корчевникова.

Есть ли у ведущего дети?

Несмотря на то, что Борис Корчевников был якобы женат, от Сесиль у него нет детей. Они с «женой» не торопились продолжить род. О своей личной жизни телеведущий и актер предпочитает не распространяться. Тем не менее известно, что у Бориса Корчевникова детей нет точно. Мужчина считает, что малыши должны рождаться исключительно в полноценной любящей семье. Пока у него таковой не предвидится, Борис не считает необходимым задумываться о потомстве.

В интервью Тимуру Кизякову Борис признался, что неоднократно пытался создать семью. К сожалению, ни одна из попыток не увенчалась успехом.

Мужчина рос без отца, поэтому он как никто другой знает, насколько для ребенка важна полноценная семья. Он очень давно мечтал принять у себя дома ведущего программы «Пока все дома» Тимура Кизякова. Борису горько, что на съемках из его семьи за столом сидела лишь одна мама. Мужчине хочется иметь большую семью. Телеведущий признается, что даже его мама Ирина Леонидовна Корчевникова мечтает о внуках.

Борис считает, что в воспитании ребенка должны принимать участие как мама, так и папа. Эти люди оказывают очень сильное влияние на малыша, их нельзя «разделить». Понятия муж и отец для Бориса не разделимы. А вот мама телеведущего считает, что будущей невестке придется сложно в браке с ее сыном. Женщина говорит, что избранница Бориса должна быть невероятно терпеливой. Только в этом случае в семье воцарится счастье.

Борис Корчевников считает, что, если бы у него в детстве был отец, у него самого сейчас уже точно была семья. Мужчине захотелось бы завести семью, глядя на пример своих родителей.

Где жил Борис Корчевников со своей «женой»?

Из непроверенных источников известно, что Борис Корчевников прописал бывшую избранницу в своей квартире в Москве, где, скорее всего, молодые люди и жили. Впоследствии эта информация была обнародована на сайте Мосгорсуда после того, как Борис затопил соседей. Стоит напомнить, что соседи приняли решение подать на актера иск в суд. К их сожалению, им не удалось получить компенсацию за причиненный материальный вред.

Неизвестно, выписал ли впоследствии Борис Корчевников свою «благоверную», либо Сесиль до сих пор числится как жилец его московской квартиры.

Кто отец телеведущего?

Кто виноват в том, что Борис Корчевников до сих пор не обзавелся семьей? Мы уже упоминали о том, что сам телеведущий считает отсутствие в его жизни отца – главной причиной, почему в 35 лет он все еще одинок.

Отца Бориса зовут Вячеслав Евгеньевич Орлов. Он бросил маму Бориса Ирину Леонидовну Корчевникову, когда она была беременна. Впервые сын увидел отца в возрасте 13 лет.

Вячеслав Евгеньевич работал директором театра имени Пушкина, а впоследствии стал презентом театра. В 2015 году отец Бориса Корчевникова скончался. Мужчина умер на 70-м году жизни. Стоит отметить, что у Вячеслава Орлова есть еще и дочь. Она на 12 лет старше Бориса. Имя и фамилия женщине неизвестны. Единственное, что знают поклонники Бориса Корчевникова, так это то, что его сестра работает учительницей начальных классов.

Воспоминания Бориса Корчевникова об отце

Бывший ведущий «Прямого эфира» Борис Корчевников не винит отца в том, что у него не сложилась личная жизнь с его матерью. Незадолго до смерти родителя телеведущий предложил ему встретиться и пообщаться. Оказалось, что мужчина не здоров. Борис вспоминает, что отец постоянно курил и пил много кофе. Телеведущий понимал, что отец скоро умрет. Ему еле удавалось сдерживать слезы. Несмотря на то что Вячеслав Евгеньевич не жил со своей семьей, Борис все равно не считает его чужим. Он не хотел, чтобы отец умер в одиночестве, поэтому был рядом с ним в этот момент.

Ведущий рассказал, что отец умер, держа его руку в своей руке. При жизни отец успел познакомить сына с его сестрой. Борис признался, что рад обрести еще одного близкого человека.

Отец Бориса Корчевникова долго мучился и старался бороться со смертью. В одном из интервью телеведущий рассказал, что несколько месяцев отец был в коме. Борис старался его поддерживать как мог. Мужчине больно осознавать, что в мире на одного близкого ему человека стало меньше. Обретя отца только в 13 лет (при этом периодически не общаясь с ним по несколько лет), Борис все равно отзывается о родителе с исключительной теплотой.

Стоит отметить, что Вячеслав Евгеньевич Орлов не принимал участия в воспитании сына и не помогал своей семье. Тем не менее Борис продолжал считать его отцом и даже обсуждал с ним личную жизнь с неудачными попытками завести семью.

Одно из ярких воспоминаний Бориса из детства – как он в театре в каждом мужчине ищет своего отца, спрашивая: «Это вы – мой папа?».

Мама Бориса Корчевникова Ирина Леонидовна Корчевникова рассказывает, что на вопрос сына, где его папа, она отвечала парню, что тот ушел, потому что Борис себя плохо вел. В программе «Пока все дома» Тимур Кизяковым отметил, что такой подход к ребенку был несколько негуманным со стороны мамы.

Предсказания для Бориса Корчевникова от нумеролога

Нумеролог Клара Кузденбаева предсказала скорую женитьбу.

Клара рассказала, что Борис – человек с широкой душой. Он получает удовлетворение от того, что помогает нуждающимся. У телеведущего не было шансов остаться в тени. Борису было предначертано стать знаменитым человеком.

То, что сказала мама Бориса Корчевникова, подтвердила нумеролог Клара Кузденбаева – телеведущий имеет некоторые сложности с решением бытовых вопросов. Например, его бесполезно просить прибить полочку в ванной, так как он не терпит физический труд. К счастью, негативное отношение к физическому труду касается только лишь быта.

Борис – эмоционально богатый человек. Он щедр и любит делать подарки. Также Клара Кузденбаева отметила, что у телеведущего невероятно сильная сексуальная энергетика. За это его любят девушки.

Что еще рассказала Клара Кузденбаева?

Борис Корчевников (см. фото) женится в 37 лет. Клара Кузденбаева считает, что именно в этом возрасте у телеведущего наладиться личная жизнь, появится жена и дети. Его избраннице следует быть очень терпеливой и немного жадной. Почему жадной? Борис любит сорить деньгами. Ему нужен тот человек, который будет его контролировать.

Нумеролог отметила, что Борис плохо разбирается в людях. У телеведущего слабо развита интуиция. Он часто бывает прямолинейным и нетерпеливым. Многим это не нравится. Другие начинают из-за этого бояться мужчину.

По словам Клары Кузденбаевой, Борис – настоящий баловень судьбы. Именно поэтому окружающие прощают ему те недостатки, с которыми редко, кто мирится. Человек, рожденный 20 июля (День рождения Бориса Корчевникова) способен вершить чужие судьбы, сам о том не зная, отметила нумеролог.

Еще нумеролог дала Борису совет, внимательнее относиться к своему здоровью.

Почему Борис Корчевников ушел с «Прямого эфира»?

Недавно стало известно, что место ведущего в программе «Прямой эфир» займет Андрей Малахов, а Борис Корчевников уходит с канала. Поклонники Бориса заинтересовались, действительно ли ведущий уходит по собственному желанию, либо его «попросили» уйти.

Сам Борис Корчевников рассказал, что после его ухода программа уже будет такой, как раньше. Стоит отметить, что рабочая группа, участвовавшая в выпуске «Прямого эфира» ранее, остается работать с Андреем Малаховым.

В течение пяти лет Борис был ведущим программы «Прямой эфир»

Телеведущий опроверг слухи о связи его ухода с проблемами со здоровьем. Борис отметил, что все проблемы решаемы.

Поклонники телеведущего считают, что уход любимца с программы «Прямой эфир» связан с тем, что Борису предложили должность на канале «Спас». Теперь он является генеральным продюсером и генеральным директором канала

Дата: 2014-04-16

Здравствуйте читатели сайта .

В этой статье рассмотрим такой человеческий порог, как тщеславие. Что такое тщеславие? Почему люди бывают тщеславными? И можно ли избавиться от тщеславия? Об этих вопросах поговорим в этой статье. Итак, давайте начнем с первого вопроса.

Тщеславие что это?

Тщеславие образуется из двух слов: тщетный и слава. Тщеславие это стремление человека хорошо выглядеть перед окружающими, желание показать свое превосходство, самоутвердиться и так далее. Выражаясь простым языком тщеславие это стремление к славе. Тщеславие входит в число восьми грехов. Тщеславие очень близко к и . Многие люди имеют сильное желание занять весьма высокую позицию в обществе. Такое желание всего скорое врожденное и заложено в нас на генетическом уровне.

Тщеславие это как звездная болезнь. Стремление выделиться не является чем-то ужасным. Когда человек стремится выделиться из стада, это означает, что он наделен лидерскими качествами. Но речь в этой статье не о лидерстве, а о тщеславии. В толковом словаре великого Владимира Ивановича Даля термин тщеславие определяется как свойство человека, которое выражается в жадном поиске мирской славы, стремлении к почету, похвалам, в потребности признания окружающими его мнимых достоинств, и склонности совершать добрые дела ради похвалы. Многие тщеславные люди даже готовы выслушивать .

Тщеславие хорошо тем, что благодаря вожделению и , подталкивает человека к развитию и росту. Вчера я писал статью про , в которой тоже твердил, что это ни есть плохо, когда для человека что-то имеет сильное значение. Человеком что-то должно двигать, и пускай это даже будет тщеславие. Главное, чтобы он действовал, а не сидел на диване в ожидании чуда.

Тщеславный человек чувствует постоянный внутренний дискомфорт и неудовлетворенность. Тщеславие это как наркотик, который убивает человека изнутри, отравляет его душу и не дает спокойно существовать. Это можно сравнить с голодом или коллапсом.

Само тщеславие плохо для самого человека. Вечное желание быть в центре внимания часто заставляет человека вести себя необдуманно, тем самым отдаляя себя от своей цели. Тщеславный человек готов унижать других людей, лишь бы доказать свое величие и превосходство. В итоге он остается одним. Никто его не признает, не любит и не уважает. Добиться признания можно только противоположным путем.

Как распознать тщеславного человека? Обычно, тщеславный человек стремится к похвале. Как я уже сказал выше, он готов и лесть выслушивать. Он будет стараться делать все, чтобы эту похвалу заслужить, а иначе он будет ходить, как обшарпанный. Например, супруг (супруга) перед другими людьми ведет себя по отношению к своей второй половинке совершенно иначе, чем наедине, когда он (она) может позволить себе грубость и хамство.

Другой признак, это когда человек ожидает одобрения от его выбора. Например, парень познакомил свою девушку со своими родственниками, и теперь он ждет от них похвалы и одобрения. И если он получает похвалу, то он готов вступить в брак, а если нет, то он бросит девушку. В этом случае речь о любви не идет, так как ее вообще нет.

Но можно ли избавиться от тщеславия? На самом деле ото всего можно избавиться. Есть похожий термин тщеславию. Это честолюбие. Честолюбие трактуется как стремление к почестям, славе и высокому положению в обществе. Проще говоря, это стремление делать некоторые вещи лучше других, быть номером один. Это желание . Есть ли разница между тщеславием и честолюбием? Есть. Тщеславие – тщетная власть. Это почивание на лаврах. Честолюбие – честь любить. Все успешные люди безусловно честолюбивые. Они получают удовольствие от процесса . И чтобы избавиться от тщеславия, его нужно заменить на честолюбие. Стремление быть номером один это не так уж и плохо. Это здорово. Успешный честолюбивый человек заслуженно получает признание и уважение.

Тщеславие и гордость - два брата. Они взаимосвязаны. Тщеславие - начало гордости. Как из зерна мы получаем муку, так из тщеславия мы получаем гордость. Эти пороки неразлучны. Если есть в Вастщеславие - есть и гордость.

Тщеславие - это стремление к бесполезной, земной, суетной славе. Тщеславие, или славолюбие - это стремление к человеческой славе, почету, уважению, к чести.

Само тщеславие происходит из самолюбия. У тщеславного есть желание угодить людям, а не Богу, чтобы иметь среди них уважение, хорошее мнение, похвалу, честь и славу. Пища для тщеславия - похвала, почести, лесть, богатство, знатность, громкое имя, преимущества житейские, естественные дарования и способности. Ещё можно отметить достижения в мирской и духовной жизни.

ПРИЗНАКИ ТЩЕСЛАВИЯ

1. Лесть и желание похвал.

2. Любовь выказывать себя - в делах и словах, стремление быть везде первым на виду.

3. Сильное желание, чтобы на нас обращали внимание — на одежду, на наружность, на естественные дарования, на наши духовные и мирские подвиги, на наши труды.

4. Склонность всех учить, даже, если этот человек и касается ни каким боком той профессии, учить тщеславный будет всех. Обижается, если его мнение не послушают.

5. Желание человеческой славы, почитания, похвал, чинов, наград, незаслуженных повышений в должности.

6. Желание к тому, чтобы все люди считали вас порядочными, добрыми, (не дай Бог, заденут самолюбие - вот тут такое зловоние польётся).

7. Ради славы показное благочестие, молитвы, покорность, смирение, показное постничество - в общем, всё делается напоказ. Вспомните фарисея молящегося в храме: я не такой как все, молюсь, в посте пребываю, десятину плачу и так далее.

8. Превозношение своими естественными дарованиями: внешностью, голосом, сообразительностью, умом, фигурой - всем, что можно выставить напоказ.

9. 3нание наук, искусство в ремесле, научные знания, титулы и прочие достижения.

10. Оскорблением отвечает на оскорбления, обидчив, гневлив.

11. Боязнь упасть в лице других, быть осмеянным.

Что говорят святые отцы о тщеславии:

Антоний Великий

Любящему человеческую славу невозможно достичь бесстрастия: зависть и рвение живут в нем.

Ржавчина съедает железо, а честолюбие - сердце человека, потворствующего этой страсти.

Далек от плача тот, кто вдается в мирские заботы из-за тщеславия.

Одержимый страстью тщеславия чужд мира, ожесточается сердцем против святых и к довершению своих зол впадает в высокоумие, гордость и навык ко лжи.

Избегай тщеславия - и сподобишься быть причастником славы Божией в Будущем Веке.

Авва Исайя.

Не надевай одежды, которая приводит тебя в тщеславие.

Антоний Великий.

Искание славы от людей - доказательство неверия и отчуждения от Бога.

Святитель Василий Великий.

Не старайся показать себя (перед людьми) искусным во всяком деле, чтобы не впасть в тщеславие, которое приводит к сластолюбию, гневу и печали.

Ефрем Сирин

Смотри, чтобы, ища славы человеческой, не лишиться славы Божией.

Нил Синайский.

Тщеславный человек - идолопоклонник, хотя и называется верующим. Он думает, что почитает Бога, но, в самом деле, угождает не Богу, а людям.

Великое дело - отвергнуть душой похвалу человеческую, но больше - отвратить от себя похвалу бесовскую, влагаемую помыслами.

Иоанн Лествичник.

Что рождает тщеславие, какие пороки?

Хотелось бы развеять немного сомнения по поводу того, что Православие ограничивает людей. Когда начинаешь говорить о греховных страстях, это людей смущает, обличения мало кто желает слушать, особенно, если дело касается тщеславия. Люди привыкли к похвале, к превозношению, а тут вдруг неожиданно говорят, что всё ужасно. Вы не белые и пушистые, а обычные грешники, как и все. И, наверное, это откровение для многих становится потрясением - и реакция бывает разная. Начинаются претензии - вы ограничиваете людей, желаете им вбить комплексы неполноценности и так далее.

Ну, да ограничиваем их. Почему бы и нет. Мама берет за руку маленького ребёнка, ограничивает его поле движении, чтобы он не попал под машину при переходе дороги. Если бы мама не вела ребёнка за руку, а отпустила бы, то, наверное, вы бы сказали, что мама ненормальная, она не заботится, не следит, она плохо воспитывает ребёнка, она не его не любит.

Наша жизнь наполнена необходимыми ограничениями, без которых многие люди погибли бы. Возьмите технику безопасности - целый талмуд ограничений. Я помню, как мы каждый год пересдавали правила техники безопасности, где море ограничений, ради нашей безопасности. Возьмите правила дорожного движения и попробуйте поехать по встречной полосе - и что будет? Тут, я думаю, дальше не надо объяснять, что ограничения важны в нашей жизни. Спортсмены не смогут достичь хороших результатов, если не будут вести особый режим. Если не будет дисциплины в армии, то такая армия обречена. Об этом давно ещё говорил Суворов.

Примеров море. Так и в духовной жизни есть ограничения. Они касаются наших грехов. Чем больше мы себя оградим от них, тем счастливее будет наша собственная жизнь и жизнь окружающих, тем меньше мы будет страдать от последствий, которые приносят нам грехи в жизни.

Что касается контроля над людьми. Здесь звучал такой вопрос, что, мол, религия создана, чтобы контролировать массы. Я могу сказать обратное. Легко, очень легко манипулировать сознанием человека, живущего в греховных страстях. А Церковь, как раз наоборот, помогает преодолеть страсти, избавиться от них и сделать вас свободными. Я видел в жизни не один раз, как манипулируют людьми, зная их пороки. Вот такой пример. Тщеславие вызывает у людей зависть и соперничество. Посмотрите вокруг, на чём построен бизнес? На тщеславии людей, на их зависти и соперничестве. Михаил Задорнов недавно говорил: «сидит новый русский посреди гостиницы. Стоит аквариум с бегемотом, и новый русский думает: Что бы ещё приобрести, чтобы ему позавидовали друзья, бегемот в аквариуме их уже не удивляет». Из-за таких пороков, как порождаемые тщеславием соперничество и зависть, идёт неплохая торговля. Люди готовы отдать большие деньги только за одно «имя», хотя рядом товар лежит практически такой же, но фирма другая. Разве это не тщеславие?

О многообразном тщеславии

Некоторые имеют обыкновение писать о тщеславии в особой главе и отделять его от гордости; потому и говорят они, что начальных и главных грехов восемь. Но Григорий Богослов и другие насчитывают их семь. С ними и я более согласен; ибо кто, победив тщеславие, может быть обладаем гордостью? Между этими страстями такое же различие, какое между отроком и мужем, между пшеницею и хлебом; ибо тщеславие есть начало, а гордость - конец.

Тщеславие есть расточение трудов, потеря потов, похититель душевного сокровища, исчадие неверия, предтеча гордости, потопление в пристани, муравей на гумне, который, хотя и мал, однако расхищает всякий труд и плод. Муравей ждет собрания пшеницы, а тщеславие - собрания богатства: ибо тот радуется, что будет красть; а это - что будет расточать.

Дух отчаяния веселится, видя умножение грехов; а дух тщеславия, когда видит умножение добродетелей; ибо дверь первому - множество язв, а дверь второму - изобилие трудов.

Тщеславие радуется о всех добродетелях. Например: тщеславлюсь, когда пощусь; но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить - побеждаюсь тщеславием; замолчу, и опять им же победился.

Тщеславный человек есть идолопоклонник, хотя и называется верующим. Он думает, что почитает Бога; но в самом деле, угождает не Богу, а людям.

Всякий человек, который любит показать себя, тщеславен. Пост тщеславного остается без награды, и молитва его бесплодна, ибо он и то и другое делает для похвалы человеческой.

Господь часто скрывает от очей наших и те добродетели, которые мы приобрели; человек же хвалящий нас, или, лучше сказать, вводящий нас в заблуждение своей похвалой, отверзает нам очи; а как скоро они открылись, то и богатство добродетели исчезает.

Людям великим свойственно переносить обиды мужественно и даже с радостью, святым же и преподобным - выслушивать похвалу без вреда.

Когда услышишь, что ближний твой, или друг, укорил тебя в отсутствии или в присутствии твоем: тогда покажи любовь, и похвали его. Не тот показывает смиренномудрие, кто осуждает самого себя (ибо кто не стерпит укоризны от себя самого?); но тот, кто, будучи укорен другим, не уменьшает к нему любви.

Иной вид эфиопа, и иной истукана: так и образ тщеславия иной у пребывающих в общежитии, и иной у живущих в пустынях.

Тщеславие людей предпочитаемых делает гордыми, а презираемых - памятозлобными. Тщеславие показывает гневливых кроткими перед людьми.

Часто случается, что мы, будучи окрадены тщеславием, а потом, обратившись и сами поняв, побеждаем его. Я видел некоторых, по тщеславию начавших духовное делание, но, хотя начало было положено порочное, однако, конец вышел похвальный, потому что переменилась их мысль.

Кто превозносится естественными дарованиями, т.е. остроумием, понятливостию, искусством в чтении и произношении, быстротою разума, и другими способностями, без труда нами полученными, тот никогда не получит вышеестественных благ; ибо неверный в малом - и во многом неверен и тщеславен.

Некоторые для получения крайнего бесстрастия и богатства дарований, силы чудотворения и дара прозорливости напрасно изнуряют свое тело; но эти, бедные, не знают того, что не сами труды, но смирение есть матерь этих благ.

Кто просит у Бога за труды свои дарований, тот положил опасное основание; а кто считает себя должником, тот неожиданно и внезапно обогатится.

Не повинуйся этому внушению, когда оно научает тебя объявлять свои добродетели; "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе свой повредит? " (Матф. 16:26). Ничто не приносит столько пользы ближним, как смиренный и непритворный нрав и слово. Таким образом, мы и других будем побуждать, чтобы они не возносились; а что может быть полезнее сего?

Есть слава от Господа, ибо сказано в Писании: прославляющих Меня прославлю (1 Цар. 2:30); и есть слава, происходящая от диавольского коварства, ибо сказано: "Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо" (Лук. 6:26). Явно познаешь первую, когда будешь смотреть на славу, как на вредное для тебя, когда всячески будешь от нее отвращаться, и куда бы ни пошел, везде будешь скрывать свое жительство. Вторую же можешь узнать тогда, когда и малое что-либо делаешь только для того, чтобы видели тебя люди.

Скверное тщеславие научает нас принимать образ добродетели, которой нет в нас, убеждая к сему словами Евангелия: "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела "(Матф. 5:16).

Часто Господь исцеляет тщеславных от тщеславия приключающимся бесчестием.

Когда хвалители наши, или лучше сказать обольстители начнут хвалить нас, тогда поспешим вспомнить множество наших беззаконий; и увидим, что мы поистине недостойны того, что говорят или делают в честь нашу. Часто случается, что червь, достигши полного возраста, получает крылья и взлетает на высоту: так и тщеславие, усилившись, рождает гордость, всех зол начальницу и совершительницу.

О БЕЗУМНОЙ ГОРДОСТИ

Гордость есть отвержение Бога, бесовское изобретение, презрение людей, исчадие похвал, матерь осуждения, знак бесплодия души, отгнание помощи Божией, предтеча умоисступления, виновница падений, причина беснования, источник гнева, дверь лицемерия, твердыня бесов, грехов хранилище, причина немилосердия, неведение сострадания, жестокий истязатель, бесчеловечный судья, противница Богу, корень хулы.

Начало гордости - тщеславие; средина - уничижение ближнего, бесстыдное восхваление своих трудов, самохвальство в сердце, ненависть обличения; а конец -отвержение Божией помощи, упование на себя самого, бесовский нрав.

Часто эта страсть получает пищу от благодарения. Она не сразу склоняет нас к отвержению Бога. Видал я людей, устами благодаривших Бога, и возносивших самих себя в своих мыслях. О сем ясно свидетельствует фарисей, сказавший: "Боже, благодарю Тя..." (Лук. 18:11).

Где совершилось грехопадение, там прежде водворилась гордость; ибо провозвестник будущего грехопадения есть гордость.

Один почтенный муж сказал мне: положим, что есть двенадцать бесчестных страстей; если возлюбишь одну из них, то есть гордость, то и одна эта наполнит место прочих одиннадцати.

"Бог гордым противится " (Иак. 4:6): кто же может помиловать их?

"Не чист пред Господом всяк высокосердый" (Притч. 16:5). Кто же может очистить его?

Отвергающий обличение обнаруживает страсть, а кто принимает обличение, тот разрешился от её уз.

Если от одной этой страсти, безо всякой другой, некто ниспал с неба: то должно исследовать, не возможно ли смирением, и без других добродетелей, взойти на небо?

Гордость есть потеря богатства и трудов. Вопиют, но нет спасающего,потому, что взывали с гордостию; "Вопиют ко Господу, но Он не внемлет им" (Пс. 17:42), потому, что не отсекали причины своего несчастья - гордости.

Один премудрый старец духовно увещевал гордящегося брата, но сей, ослепленный, сказал ему: "прости меня, отче, я не горд." Мудрый же старец возразил: "Чем же ты, сын мой, яснее можешь доказать, что ты горд, как не тем, что говоришь, я не горд."

Таковым весьма полезно повиновение, жестокое и презренное жительство, и чтение о великих подвигах св. отцов. Может быть, хотя бы через это такие недугующие получат малую надежду ко спасению.

ЕЩЕ О ТЩЕСЛАВИИ

Опытный руководитель, видя пороки ваши, совершенно спокойно будет вами манипулировать. Тщеславный человек усердно будет работать за одну похвалу. Как помню, мне позвонили и сказали, что нужно провести работы в "Константиновском дворце" и за такие гроши! Используя, опять же, «имя» и ваше тщеславие, вами будут просто пользоваться. Или наоборот, зная вашу склонность к сребролюбию, тоже найдут ваши слабые места и будут вас контролировать, будут вами манипулировать от и до, пока вы не выложитесь.

Итак, тщеславие рождает

· зависть и соперничество,

· честолюбие,

· богопротивное человекоугодничество,

· ложь и лицемерие,

· многословие и суесловие, пустословие,

· клевету и осуждение,

· гнев и раздражительность,

· угодливость миру ради почестей,

· самообольщение,

· впадение в духовную прелесть.

Всё это приводит человека к опустошению, к унынию и печали, и даже к полной потере веры во Христа. Похожие грехи рождает и грех гордости. Можно было поговорить о зависти - это ужасный грех. От сребролюбия зависть и от гордости зависть, и от тщеславия зависть - этот порок очень сильно распространен.

Тщеславие - как кактус. С какой стороны не коснись - уколет. Например, красивый у вас голос и вы можете уже подумать мысленно, что вы уникальны, не такие как все. И вот, гордость уже зарождается. Похвали вас на работе - и вот, вы уже голову кверху и не пора бы о повышении зарплаты попросить. И тут начинаются конфликты и увольнения. Или играете и поёте хорошо - и вот тут уже думаете, что вы звезда и думаете на чьё бы вам место встать, кого бы заменить. В Храм сходили разок - и вот тут уже превозношение пред теми, кто не ходит. Поститесь - и вот тут опять превозношение мысленное и так далее. В общем, тщеславие касается абсолютно любой области жизни.

Кто строит свою жизнь на тщеславии - обречён. Это как зимой, помните? Строят такие ледяные домики, вот пойдёт дождик или солнышко засветит, чуть теплее станет и всё, домик заплакал и растаял. Так и тщеславный - не выдерживает он испытаний жизненных, впадает в уныние, в депрессию и другие болезни. Ну, или как песочные домики строят, то же самое получается - дождь пошёл - и нет этого дома. Всё смыло. Так и у тщеславного - вся эта показуха смоется, всё лицемерие вскроется. Если он желает угодить одному и другому - а всем не угодишь - найдутся те, кто не будет подкармливать его тщеславие похвалами. И тут начнётся война.

Как же бороться с тщеславием? Очень кратко скажу. Красивый ты - скажи в сердце своём - слава Богу за эту красоту. Чтобы смирение возникло в сердце, то помни, что есть люди не менее красивые.

Управляешь фирмой - слава Богу за то, что даёт мудрость. Иосиф тоже был управителем, правой рукой фараона, однако, не возгордился этим, а в страхе Божьем, в смирении проводил свою жизнь. Он не забывал благодарить Бога за все благодеяния и за все успехи. Также и Моисей был руководителем, но не терял смирения.

Сильный ты - и тут поблагодари Бога. Не всем даётся сила, и помни о Давиде, который был силен, разрывал пасти львов и победил Голиафа - но не возгордился. Всю свою жизнь он уповал на Бога, за всё всегда благодарил Его. Везде можно найти примеры, чем бы ты не хвалился.

Есть люди, которые имеют большее - и пребывают в смирении. Бывает тщеславие и духовное. Проповедники, особенно новоначальные, очень могут впасть в тщеславие, но и тут легко смирить себя. Вспомни об Иоанне Златоусте. Он смирял себя постами и молитвами, и не кичился, хотя проповедовал многим, проповедовал Силой Божьей. И Апостолы говорили о себе: Чудеса мы творим не своей силой и слово нам посылает Господь, тут хвалиться нечем. Что есть в нас того, что не дал бы нам Бог? И чем ты хвалишься, что не получил от Бога? Сила и мудрость, красота и ораторское искусство, дар молитвы и дар поста. Этот список можно перечислять долго. За что идут похвалы, за всё воздавай славу Богу, за всё благодари, что мы недостойные удостаиваемся Его милости.

При похвале лучше приглядеться и увидеть недостатки свои, нежели питать своё тщеславие. Плохо, если все люди будут говорить о вас хорошо. Намного лучше, если будут часто критиковать! Благодарите за Господа за Его заботу. Он допускает очернять вас, оберегая от тщеславия.

Хвалят вас - благодарите Бога. Ругают - ещё больше благодарите Бога. Поступая так, сохраните себя от тщеславия, гордости и последствий этих грехов. Не ищите славы человеческой, она тщетна и мимолётна. Она разрушает вашу жизнь.

Пятый грех – печаль, которая может быть «принесена от людей» или от несбывшихся ожиданий (от гордыни). Печаль, или пессимистическое состояние, как потеря надежды и ропот. Состояние, ведущее к унынию (депрессии). Печаль есть неудовлетворение потребностей в любви и признании. А, следовательно, печаль снимается в блаженном плаче, или этическом катарсисе (очищении совести через покаяние). Реальная антитеза – оптимизм, или обретение веры и надежды. По мысли Нила Сорского «вообще Бог все, что ни посылает нам, посылает на пользу и на спасение душ наших. И если посылаемое не представляется нам в настоящее время полезным, то последствия совершенно ясно удостоверяют, что истинно полезно нам не то, чего сами желаем, но то, что устрояет Бог». И, как и в случае «брани» с другими грехами, Бог есть трансцендентальный источник победы над грешной страстью.

Однако печаль может быть негреховна, по мнению Серафима Саровского: «Как огонь очищает золото, так печаль по Бозе очищает греховное сердце». Эту же мысль находим и у Нила Сорского: «Подобает иметь скорбь, - истинно полезную скорбь о грехах своих, в покаянии, но со благою надеждою на Бога и с твердою уверенностию, что нет греха, побеждающего человеколюбие Божие, и что Он все грехи прощает кающимся и молящимся. Сия скорбь растворяется радостию и утешением; сия скорбь соделывает человека усердным и ревностным ко всякой добродетели; она во всякой болезни и злострадании терпелива и благодушна. Скорбь бо, яже по Бозе, говорит». Печаль выступает как качество очищения во взаимодействии индивидов в русском коллективе, а покаяние выполняет роль регулятивного инструмента в этих взаимоотношениях.

Шестой грех уныние (депрессия, по психологической терминологии), или потеря надежды и как следствие: в одном случае - «леность ко всякому доброму делу», апатия, потеря потребностей, отсутствие желаний, ожесточение. В целом это состояние, характерно для русского человека, описанное выше как «мыслительная пессимистическая агрессия». В другом случае, состояние характерное для энергичных людей, описанное Пушкиным в поведении Евгения Онегина после дуэли. Серафим Саровский так описывает это состояние: «в [унынии] он [индивид] испытывает душевную тесноту и это есть предвкушение геенны; вследствие же сего находит дух исступления, от которого происходят тысячи искушений: смущение, ярость, хула, жалоба на свою участь, развращенные помыслы, переселение из места в место и тому подобное»

Преодоление это греха описывает Дьяченко: «Усердие ко всякому доброму делу. Неленостное исправление церковного и келейного правила. Внимание при молитве. Тщательное наблюдение за всеми делами, словами и помышлениями и чувствами своими. Крайняя недоверчивость к себе. Непрестанное пребывание в молитве и Слове Божием. Благоговение. Постоянное бодрствование над собою. Хранение себя от многого сна и изнеженности, празднословия, шуток и острых слов. Любление нощных бдений, поклонов и прочих подвигов, доставляющих бодрость душе. Редкое по возможности исхождение из келий. Воспоминание о вечных благах, желание и ожидание их». Такое преодоление именуется «трезвение». Описанные действия – не более чем методика психологического преодоления уныния (депрессии), но в отличие от преодоления других грехов здесь нет трансцендентального обоснования такого преодоления. А поэтому грех уныния по Нилу Сорскому «зело лют», и по Серафиму Саровскому «от него раждается всякое зло».

Грех уныния в большей мере, чем представителям других культур, свойственен именно русскому человеку. Не случайно в концепции западного этического строя нам трудно найти некий аналог данному качеству. Источником этого греха является лень и целенеопределенность русской души. А поэтому «трезвение» - преодоление греха уныния полагается одним труднейших нравственных «подвигов».

Седьмой – грех тщеславия. «Искание славы человеческой. Хвастовство. Желание и искание земных и суетных почестей. Любление красивых одежд, экипажей, прислуги и келейных вещей. Внимание к красоте своего лица, приятности голоса и прочим качествам тела. … Стыд исповедовать грехи свои. … Лукавство. Самооправдание. Прекословие. Составление своего разума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Потворство. Бессовестность».

Последовательно сравним все характеристики греха тщеславия с основными моментами этической концепции «капитализма», описанной Вебером.

Первый принцип, собственно религиозный, фундамент протестантской этики, идущий от Лютера, – Бог есть дело личной совести каждого человека, между человеком и Богом не должно быть посредника.

Сравним: «Самооправдание. … Составление своего разума».

Следующий за первым второй принцип призвания и вытекающее из него стремление «завоевать себе положение в обществе».

Сравним: «Искание славы человеческой. Хвастовство. Желание и искание земных и суетных почестей».

Явно обнаруживается одна вещь – «тщеславие» является ключевой точкой, различающей Православную и Протестантскую нравственные концепции, а в целом определяющим границу между западным и русским этическим строем. Отношение к тщеславию - нравственная граница наших культур, образно говоря, «железный занавес», или «бор брани».

Длительное соприкосновение России с Западом способствовало выработке весьма деятельного механизма регуляции человеческого поведения – «смирение». Смирение как модель поведения заложена в коллективном характере русского человека (описывалось выше), а тем самым это качество смирения органично в нравственной Православной парадигме, приобретя в ней дополнительное трансцендентальное обоснование. На наш взгляд, именно в смирении находится основа религиозной формации русской души. В этом основа устойчивости русского характера. С потерей смирения начинается нравственный развал русского общества. Именно тщеславие открывает русскому человеку формулу: «все дозволено». Русское тщеславие далеко не похоже на «игрушечный» аналог, свойственный западному человеку, проявляемый в потребности в признании, авторитете (по терминологии Маслоу). Тщеславие западного рационалиста предельно заземлено и определено, т.е. предсказуемо. Действия и цели западного человека «запрограммированы» и известны. А, будучи вписаны в систему общественного договора, они вообще не представляют социальной опасности. И даже более того, тщеславие оказывается дополнительным стимулом активности, обеспечивающей баланс социальной системы. Совсем иное иррациональное тщеславие русского человека, необузданное и непредсказуемое. Тщеславие влечет за собой более страшный грех – гордыню.

Самый страшный смертный грех – гордыня. Как и тщеславие, этот грех соотносим с четвертой потребностью Маслоу. Но если тщеславию более свойственен нарциссизм, инфантильный эгоизм, то эгоизм в гордыне доходит до презрения к другим людям и цинизма. Дьяченко так описывает гордыню: «Презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омрачение, дебелость [тучность] ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Лжеименитый разум. Непокорность Закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, развратных и суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души». Нил Сорский полагает, что гордая мысль может быть свойственна любому, но грехом становится не мысль, «гордыня есть то, когда человек приемлет гордостные помыслы, как приличные и достодолжные, и не почитает их за губительные и богопротивные. Верх гордости - когда страсть сия обнаруживается и в словах, и в делах: сие не останется без осуждения».

Гордыня, как и тщеславие, и сребролюбие, – водораздел русской и западной культур. Западный мир принимает рациональную гордость, протестантская этика оправдывает и обосновывает гордыню, которая, как и тщеславие, органично вплетено в западную культуру. Совсем иное иррациональная гордыня русского человека. Необузданная и непредсказуемая. Гордыня, усиленная мессианской идеей, русским догматизмом, переключившимся с религиозных на иные цели. В поведении личности гордыня выводит индивида за пределы коллективного всевидения и превращает в маргинала («беспредельщика» – в современной бытовой лексике), не знающего границ, пределов, правил. А гордыня как социальный феномен влечет за собой русский бунт, революцию, русский радикализм. Все это описано Бердяевым.

Смирение – добродетель, противостоящая тщеславию, вырастает из русского коллективизма. Но устойчивость его обеспечивается религиозной формацией, трансцендентальным обоснованием. Утрата религии, потеря Бога, в результате Октябрьской революции открыла простор русскому тщеславию и гордыне – неограниченному иррациональному стремлению. Культ личности Сталина – феномен неограниченного иррационального тщеславия, в социальном действии превращается в сталинскую деспотию (гордыню), призванную, и в этом иррациональный парадокс тирании, ограничить русское тщеславие и гордыню. Если так можно выразиться, тирания, убив Бога, встала на его место. На место нравственного смирения, и христианской любви, трансцендентально обоснованных в страхе Божием, приходит идеологическая «смирительная рубашка» «любви к партии», сшитая из страха перед репрессивными органами. Естественно, такой эрзац традиционного русского смирения будет устойчив, пока устойчивы репрессивные органы. Но вместе с падением памятника Дзержинскому, в России опять стало «все дозволено».

В православной нравственной концепции противостоит гордыне христианская любовь. И как гордыня вырастает из тщеславия, так и христианская любовь вырастает из смирения. Любовь – высшее трансцендентальное обоснование русской нравственности. Любовь – акциденция и закономерная метаморфоза страха Божия. Любовь – высшая ценность православной нравственности, в любви происходит снисхождение Духа Святого на человека и отступление всех страстей. Сам «Бог есть Любовь».

Сравним схематически нравственный строй Западного общества, аккумулированный в концепции Маслоу с нравственным строем русской социальной системы, оформленной Православием.

Таблица 6. Этический строй России и Запада (добродетели и грехи в Православной нравственной концепции и потребности по концепции Маслоу)

1. Тщеславие есть расточение трудов, потеря потов, похититель душевного сокровища, муравей на гумне жизни, который, хотя мал, однако всегда готов похищать труды и плоды наших подвигов.

2. Тщеславие ко всему льнет: тщеславлюсь, когда пощусь,

но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым; побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь; стану говорить, побеждаюсь тщеславием, замолчу, опять им же побежден бываю. Как ни брось сей трезубец, все он станет верх острием.

3. Тщеславный человек есть идолослужитель. Он думает, что почитает Бога, но в самом деле угождает не Богу, а людям.

4. Всякий человек, который любит себя выказывать, тщеславен. Пост тщеславного остается без награды, и молитва его бесплодна; ибо он то и другое делает для похвалы человеческой.

5. Тщеславный подвижник сам себе делает двойную обиду, потому что тело свое изнуряет, а награды не получает.

6. Господь часто скрывает от очей наших те добродетели, которые мы приобрели; а человек хвалящий нас, или лучше сказать, льстящий нам, похвалою отверзает нам очи, а как скоро отверзлись они, богатство добродетели исчезает (с глаз съедаемо бывает).

7. Льстец есть слуга бесов, руководитель гордости, истребитель умиления, губитель добродетелей, отводитель от истинного пути.Блажащии вас льстят вы, и стопы ног ваших возмущают, говорит Пророк (Ис. 3, 12).

8. Видал я плачущих, которые, будучи похвалены, за похвалу воспылали гневом, и, как то случается в торговле, променяли одну страсть на другую.

9. Когда ближний, или и друг, укорит тебя в отсутствии или присутствии твоем, тогда покажи любовь, - похвали его.

10. Великое дело - отвергнуть от души похвалу человеческую, но большее - отвратить от себя похвалу бесовскую.

11. Не тот показывает смиренномудрие, кто охуждает сам себя (ибо кто стерпит поношения от себя самого?); но тот, кто, будучи укорен другим человеком, не уменьшает к нему любви.

12. Когда бес тщеславия видит, что подвижник приобрел, хотя малое, умирение сердца, тотчас побуждает его идти в мир, говоря: "иди на спасение погибающих душ".

13. Тщеславие побуждает легкомысленных, при посторонних, облекаться в смирение, и в поступках своих, в лице и голосе, показывать благоговение; за трапезою оно заставляет заметно воздерживаться; на псалмопении - ленивых делает ревностными и безголосых доброгласными.

14. Тщеславие предпочитаемых делает гордыми, и в презираемых посевает памятозлобие.

15. Тщеславие весьма удобно прививается к естественным дарованиям, и чрез них нередко низвергает в пагубу несчастных рабов своих.

16. Однажды видел я, как бес тщеславия прогнал брата своего - беса ярости. Один брат рассердился на другого; но пришли миряне, и он вдруг стих, перепродав себя тщеславию; ибо не мог зараз работать обоим сим господам.

17. Кто сделался рабом тщеславия, тот ведет двойную жизнь; одну по наружности, а другую - по образу мыслей и чувств, одну наедине с собою, а другую - на людях.

18. Предвкусивший небесную славу, естественно презирает всякую земную славу; и я подивился бы, если бы кто, не вкусив первой, совершенно презирал последнюю.

19. Видел я, как иные начинали духовное делание по тщеславию; но потом, переменив намерение в делании, предосудительное начало увенчали похвальным концом.

20. Кто возносится естественными дарованиями, как то: остроумием, понятливостью, искусством в чтении и произношении, быстротою ума, и другими подобными способностями, без труда нами получаемыми, тот никогда не получит выше естественных благ; ибоневерный в маломиво многом неверен будетпо своему тщеславию (Лук. 16, 10).

21. Кто просит у Бога даров за труды, тот на опасном основании утверждается; а кто, напротив, смотрит на себя, как на всегдашнего должника пред Богом, тот сверх чаяния

своего, вдруг увидит себя обогащенным небесным богатством.

22. Не слушай веятеля сего, когда он научает тебя объявлять свои добродетели на пользу слышащих;кая бо польза человеку, если онвесь мир будет пользовать,душу же свою отщетит(Мф. 16, 26)? Ничто не приносит столько пользы ближним, как смиренный и непритворный нрав, и такое же слово. Таким образом мы и других будем побуждать, чтоб они не возносились; а что иное может быть полезнее сего?

23. Похвалы возвышают и надмевают душу; когда же душа вознесется, тогда объемлет ее гордость, возводит до небес и низводит до бездн.

24. Скверное тщеславие научает нас принимать образ добродетели, которой нет у нас, приводя к обольщению нас слова Спасителя:тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят добрая дела ваша(Мф. 5, 16).

25. Не скрывай стыда своего с тою мыслью, чтобы не подавать ближнему повода к преткновению; хотя, может быть и не во всяком случае полезно будет употреблять сей пластырь, но смотря по особенным свойствам грехов.

26. Когда хвалители наши, или, лучше сказать, льстецы, начнут хвалить нас, тогда поспешим вспомнить множество грехов наших (и суд Божий, не сходный с человеческим), - и увидим, что мы недостойны того, что говорят или делают в честь нам.

27. Простые сердцем не очень подвержены отравлению сим ядом; ибо тщеславие есть погубление простоты и притворное жительство.

28. Часто случается, что червь, достигши полного возраста, получает крылья и возлетает на высоту; так и тщеславие, усилившись, рождает гордость, всех зол начальницу и завершительницу.

29. Начало к истреблению тщеславия есть хранение уст и любление бесчадия, средина - отсечение всех мысленных приражений тщеславия; а конец (если только есть конец в

бездне) - без смущения при других делать то, что служит к бесчестью.

30. Утаивай благородство свое, и не величайся своею знатностью, чтоб не быть тебе по словам в одном, а по делам в другом устроении.

31. Видел я неискусного ученика, который в присутствии некоторых людей, хвалился добродетелями своего учителя, и, думая присвоить себе славу от чужой пшеницы, приобрел вместо того одно бесчестие, когда все сказали ему: "как же доброе дерево произвело бесплодную ветвь".

32. Тщеславие любит торжественно являться на седалище многословия; молчание же уст упраздняет тщеславие.

33. Покоряющиеся бесу тщеславия подвергаются безвременным движениям похоти, когда они, освободившись временно от блудных помыслов, начинают много о себе думать. Восставшие за это блудные движения приводят его к узрению кроющегося в глубине их сердца тщеславия, и научают прочее не приписывать бывающей иногда чистоты сердца собственному тщанию и усилию, следуя показанию Апостола:что имаши, егоже неси приял(1 Кор. 4, 7), туне, или непосредственно от Бога, или помощью других и посредством их молитвы.

34. Молчание и безмолвие - враги тщеславия; но если ты находишься в общежитии, то переноси бесчестия.

35. Если крайнее тщеславие есть, когда человек, не видя при себе никого, кто бы его хвалил, и наедине обнаруживает тщеславные поступки, то признак совершенного нетщеславия есть, чтоб и в присутствии других не окрадываться тщеславною мыслью.


Страница сгенерирована за 0.18 секунд!