Что помогает и что мешает общению кратко. Что помогает (и мешает) правильному развитию типа. Что нам помогает, а, что и мешает нашему общению с людьми

3 апреля на XIII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества в Высшей школе экономики состоялась первая сессия «Влияние контекстных факторов на образовательные результаты» секции «Развитие образования».

Одной из целей введения ЕГЭ было повышение доступности высшего образования для детей из семей с низкими доходами. Осуществимо ли это? Вроде бы да, но… Об этих «но» и шла речь в представленном на сессии докладе преподавателя кафедры институциональной экономики НИУ ВШЭ Ильи Прахова «Влияние дохода домохозяйств на результаты ЕГЭ и выбор вуза».

С одной стороны, с введением унифицированной системы государственных экзаменов должны снизиться «специфические инвестиции» в подготовку к поступлению в вуз. Школьник уже не привязан в программе конкретного вуза и может готовиться к экзаменам по стандартным методическим материалам. ЕГЭ позволяет также снизить транзакционные издержки, связанные с подачей документов: их можно отправить по почте - личного присутствия в приемной комиссии не требуется.

С другой стороны, дети из обеспеченных семей все равно сохраняют при поступлении в вуз определенные преимущества в виде возможности посещать подготовительные курсы, заниматься с репетиром.

В докладе была высказана интересная гипотеза: вероятно, у детей из семей с низкими доходами - и с высокими разная склонность к риску. Вторые не слишком расстроятся, не поступив «на бюджет», ведь для них еще есть вариант учиться платно. Школьнику же из небогатой семьи придется осторожничать и делать ставку на менее «селективные» вузы, где проходной балл пониже и шансов поступить больше.

По словам Ильи Прахова, в ходе эмпирического исследования была выявлена положительная и статистически значимая корреляция между уровнем дохода и успеваемостью. Исследование основано на данных опроса, проведенного в 2010 году среди первокурсников в 16 крупнейших городах России с населением более 8 тысяч человек.

Выяснилось, что дети из семей с низкими доходами, например, по математике получили в среднем 57 баллов, дети из семей со средними доходами - 61 балл, а дети из семей с высокими доходами и того больше - в среднем порядка 70 баллов. Аналогичная ситуация наблюдается в отношении почти всех сданных предметов.

Авторы также оценили, как различаются инвестиции в подготовку к поступлению в вуз в бедных и в богатых семьях. Как оказалось, наибольшие совокупные инвестиции в будущее высшее образование делают семьи со средними доходами. Таким образом они предпочитают потратить больше денег на подготовку к экзамену, чтобы минимизировать риски: не платить за образование своих отпрысков потом, увеличив их шанс учиться бесплатно. Для оценки влияния уровня дохода семей и инвестиций на результаты ЕГЭ авторы использовали регрессионную модель. Наиболее эффективными оказываются инвестиции в подготовительные курсы для детей из богатых семей.

Было выяснено и то, как распоряжаются своими баллами выпускники из семей с низкими и с высокими доходами. Более богатые дети в основном поступают в более «селективные» вузы с высокими проходными баллами как на платные, так и на бюджетные места.

Даже в условиях ЕГЭ, делает вывод докладчик, абитуриенты из семей с более высокими доходами сохраняют больше возможностей для поступления в вуз.

«Эффект учителя» в результатах ЕГЭ

Однако доход семей - не единственный фактор, влияющий на учебные достижения школьников. Об этом рассказал старший научный сотрудник (ИРО) ВШЭ Андрей Захаров в докладе «Влияние характеристик учителя на академические достижения учащихся: по результатам ЕГЭ 2010 года».

Если говорить о принятии управленческих решений в сфере образования, особенно актуальным становится вопрос об эффективности практик и характеристик школ и учителей. Но российские исследования не особенно отличаются изучением роли учителей. У нас исследователи в основном фокусируются на экономических факторах, например, ресурсах школы, да и методология зачастую просто не позволяет отделить «эффект учителя» от эффекта других факторов, воздействующих на достижения детей.

Исследование, представленное докладчиком, базируется на социологическом опросе, проведенном в 2010 году в трех субъектах РФ. В выборку вошло 127 школ, порядка 3 тысяч учащихся 11 классов и 350 учителей. Анализ проводился с использованием различных статистических моделей, в том числе «модели добавочной стоимости» (Value added models) и «модели первой разницы» (First difference).

Этот инструментарий позволил более или менее точно отделить «эффект учителя» от других эффектов и продемонстрировать значимость влияния практик и характеристик учителей на результаты школьников по русскому языку и математике.

Как показывает исследование, учитель - это один из основных ресурсов школы. И рост учебных достижений школьников связан с наймом учителей более высокой категории как по русскому языку, так и по математике. Старение кадров сопровождается снижением балла ЕГЭ. Большое воздействие на учеников оказывает и разница в количестве учебных часов, затраченных на изучение предмета. Так, если учителя занимаются математикой не 5 часов, а на час меньше, это ведет к снижению среднего балла школьников на 20 процентов стандартного отклонения. Еще один интересный вывод касается частого использования на уроках контрольных работ в форме ЕГЭ. Такие практики можно трактовать как «натаскивание», но они имеют следствием более низкий балл по ЕГЭ - а значит, не являются эффективными.

Самыми неоднозначными оказались результаты использования на уроках русского языка и математики сложных заданий из части «С». Если учитель задает детям много сложных заданий по математике, это приводит к повышению среднего балла ЕГЭ, а вот увеличение доли заданий по русскому языку, где нужно давать развернутые высказывания (сочинение), ведет к снижению баллов школьников по ЕГЭ…

В физике надо учить формулы

О результатах использования модели «первой разницы» также рассказала старший преподаватель факультета социологии НИУ ВШЭ Татьяна Хавенсон , представив доклад «Учительские характеристики и достижения школьников. Находки из применения метода first-difference к данным TIMSS- 2007».

Смысл метода в том, что он позволяет рассчитать разницу в достижениях каждого ребенка в разных предметах, которые преподают разные учителя. После фиксации всех характеристик ребенка все, что будет различаться в их учебных результатах по двум предметам, - это характеристики учителей. Как, например, связаны характеристики учителей по математике и по естественнонаучным предметам - и достижения их учеников?

Чтобы ответить на этот вопрос, исследователи изучали доступные в анкетах TIMSS данные об учителях - их профессиональное образование, стаж, пол, плюс ряд учительских практик, включая формы обучения (фронтальное обучение, индивидуальная работа, контроль усвоения) и виды деятельности на уроке (решение задач репродуктивного типа, задач на понимание и интерпретацию, метанавыки и групповая работа).

Оказалось, не так уж много характеристик учителей значимо влияет на достижения школьников. В частности, если учителя химии и физики больше времени на уроках уделяют репродуктивному обучению, то есть дети решают какие-то задачи без калькулятора, заучивают наизусть формулы - это производит значимый позитивный эффект на их достижения. А вот на знания детей по математике положительное воздействие оказывают задачи на понимание и интерпретацию и задания, которые требуют применения метанавыков, то есть соотнесений математических знаний с повседневной жизнью, решение сложных нестандартных задач и подобное.

Негативно на достижениях детей по математике сказывается групповая работа и репродуктивное обучение; по физике - совершенно неожиданно решение задач на понимание и интерпретацию…

Как школам справиться со своими учениками?

Алина Иванова, специально для Новостной службы портала ВШЭ

В этой главе уже говорилось о том, что при воспитании детей целесообразно поощрять их доминантную и вспомогательную функции. Все мы знаем, воспитание оказало глубокое воздействие на нашу сегодняшнюю приспособленность к жизни. Но случалось ли вам задумываться над вашими жизненными обстоятельствами с точки зрения развития типа? Дети, следуя своим природным склонностям (при условии поощрения со стороны взрослых), развивают все свои функции и со временем становятся полностью дееспособными людьми. Те же дети, кому мешали проявлять их врожденные таланты, могут вырасти неуверенными в себе, не разбираться в своих склонностях и в своем восприятии мира; а подобная неясность может повлиять на все стороны их дальнейшей жизни, в том числе и на профессиональную ориентацию.

Чаще всего родители и педагоги ценят в детях те качества, которыми обладают сами. И напротив, их могут ввести в заблуждение и даже вызвать их неодобрение поступки, которые им непонятны в силу особенностей их собственной натуры. В такой реакции нет злого умысла, да и умысла вообще. Дело только в том, что нам проще и приятнее общаться с теми, кто похож на нас, потому что мы легче их понимаем.

Мы знаем женщину, которая в детстве отдавала много времени играм с воображаемыми друзьями. Она жила в провинции, на ферме, и (насколько мы себе уяснили) повседневные заботы фермерского хозяйства ее не увлекали. Она придумывала себе товарищей по играм, которые в ее воображении разговаривали с ней, контактировали, а порой даже вели себя не так, как ей хотелось бы. В такой ситуации некоторые родители (в особенности доминантные сенсорики) могли бы испугаться: у ребенка, мол, появились галлюцинации. К счастью, родители Ребекки только радовались тому, что их дочь сама находит для себя увлекательные безвредные занятия. Сейчас Ребекка - писательница, ее романы пользуются успехом, и она считает, что во многом обязана своими достижениями детству, наполненному воображением.

Конечно, не все истории имеют счастливый конец. Знаем мы и еще одну молодую женщину по имени Эрика. Она - ярко выраженный доминантный логик: хладнокровна, независима и ничего не делает напоказ. Как выяснилось, родители Эрики - доминантные этики. Им было трудно мириться с ее отстраненным отношением к миру, и они задавались вопросом, не виноваты ли в этом они сами. Хотя они всячески отрицали свою собственную потребность в душевном тепле, все же они невольно давали девочке понять, что желали бы видеть ее иной. Несмотря на то, что родители не старались активно менять характер Эрики, она рано начала сомневаться в себе. Ей повезло: определение типа личности сняло камень с ее души.

Если у вас есть ребенок, вам наверняка кто-нибудь когда-либо говорил, что вы ломаете своего ребенка. Признаемся честно: оба мы - этики, и при этом родители! Но мы вовсе не утверждаем, что вы что-то делаете неправильно; просто человеку легко забыть, что его дети могут быть не такими, как он, равно как и сам он может значительно отличаться от своих родителей.

Если вы столкнулись с этой проблемой, вам было бы полезно задуматься о том, как воспитывали вас. Это не означает, что вам непременно нужно определить типы ваших родителей и педагогов. Просто вспомните детство. Какие природные способности проявились у вас в раннем возрасте? Как воспринимали окружающие ваши действия? Считаете ли вы, что они вам помогали развивать вашу доминантную функцию, или же они ожидали от вас несвойственного вам поведения? Очень многие в зрелом возрасте поразительно похожи на самих себя в детстве, но кому-то приходится пережить нелегкое время, когда их истинная индивидуальность встречает неприятие окружающих или недостаток понимания с их стороны. Дети особенно трепетно относятся к ожиданиям близких и зачастую подавляют присущие им от природы преференции, чтобы найти одобрение с их стороны и быть принятыми.

Жизненные обстоятельства могут быть либо благоприятными, либо неблагоприятными для правильного развития типа. Помимо родителей и наставников, на нас влияют родственники, товарищи, культура, к которой мы принадлежим. Вдумайтесь: более 50% американцев составляют экстраверты-сенсорики. Интровертов-интуитов в США всего лишь около 4%. Сама культура пропитывает нас уверенностью в том, что первый тип (ориентированность на действие, коммуникабельность, деловитость) предпочтительнее второго (вдумчивость, углубленность в себя, сложность мышления, творческие процессы).

Сегодня решил написать на немного отвлеченную тему: что мешает и помогает сосредоточиться на работе. Думаю, что это будет полезно знать всем, особенно тем, кто работает на себя, занимается , у кого нет начальника, который будет подгонять и заставлять работать. Прочитав эту публикацию, вы узнаете, как сосредоточиться на работе и работать максимально продуктивно, от чего, в свою очередь, будет зависеть и размер вашего заработка. Итак, что мешает и что помогает сосредоточиться? Рассмотрим эти факторы по порядку.

Что мешает сосредоточиться?

1. Посторонние звуки. Большинство людей не способно работать с максимальной продуктивностью в помещении, в котором присутствуют посторонние звуки, особенно – человеческая речь, а также звуки работающей техники, даже если они слышны с улицы. В целом, в шумном помещение человек не может работать так же эффективно, как в тихом. Если речь идет о работе в домашних условиях, то сосредоточиться мешает работающий телевизор или радио (даже если это происходит в другой комнате, и оттуда доносятся какие-то обрывки фраз).

Чтобы работать эффективно, постарайтесь, по возможности, максимально оградить себя от всех посторонних звуков.

2. Посторонние мысли. Если человек делает одно, а думает о другом – это тоже очень сильно мешает сосредоточиться. Садясь за работу, переключайте свое внимание на рабочие цели и задачи, а ко всему остальному вы сможете вернуться после того, как они будут выполнены.

Для эффективной работы отбросьте все посторонние мысли и сосредоточьте внимание на том, чем вы занимаетесь в данный момент.

3. Интернет и социальные сети. Это настоящий бич не только для фрилансеров, но и вообще для всех тех, кто работает за компьютером. Поэтому во многих организациях доступ в социальные сети и на развлекательные сайты блокируется, но даже так работники продолжают, например, постоянно просматривать новостные ленты и активно спорить в комментариях к новостям. Конечно же, это очень сильно мешает сосредоточиться на работе.

Работа и интернет для личного пользования несовместимы – это самые главные . Чтобы сосредоточиться на работе, ни под каким предлогом не заходите на сайты, которые будут вас отвлекать.

4. Нерабочее настроение. Бывает такое, что садишься работать, ни на что не отвлекаешься, думаешь о работе, а работа как-то “не идет”. Спрашиваешь себя: “что мешает сосредоточиться?”, и находишь ответ: “нерабочее настроение!”. Надо сказать, очень хорошая “отмазка”, но на самом деле в этом случае вы имеете дело с , то есть, завели себе привычку откладывать дела на потом под разными предлогами, уже даже и настроение сюда “приплели”.

5. Плохая организация рабочего места. И, наконец, последняя в списке, но не последняя по значимости причина, которая мешает сосредоточиться – это плохо организованное . Здесь роль играет все: и освещение, и эргономичность, и порядок на рабочем столе. Свое рабочее место необходимо обустроить так, чтобы оно не мешало, а, наоборот, помогало вам сосредоточиться на работе. Например, это можно сделать, используя принципы .

В беспорядке, на неудобном в любом смысле рабочем месте у вас никогда не получится работать с максимальной продуктивностью.

Я рассмотрел, что мешает сосредоточиться на работе, а теперь перейдем к тому, что, наоборот, помогает.

1. Правильные цели. Когда вы четко понимаете, ради чего работаете, к чему стремитесь, что получите, если будете выполнять свою работу качественно – это однозначно помогает сосредоточиться на рабочем процессе. Цель должна служить мотивацией к продуктивной работе, она должна быть конкретной, амбициозной и реально достижимой.

Научитесь ставить : как в глобальном плане, так и в краткосрочном, например, на один рабочий день, и эффективность вашего труда существенно возрастет.

2. Обязательства перед собой. Если вы научитесь ставить перед собой обязательства и выполнять их – это существенно поможет сосредоточиться на работе. Установка таких обязательств может происходить, например, путем , составления рабочего плана.

Поставьте перед собой план задач, которые вы должны выполнить, и это поможет сосредоточиться на работе.

3. Быстрый старт. Начните свой рабочий быстро, строго по расписанию, без оттягивания и долгих “раскачиваний”. Быстрое начало всегда помогает сосредоточиться на работе, и продуктивно отработать весь день.

Быстрый старт – залог вашей эффективности на протяжении всего дня.

4. Правильные паузы в работе. Эффективно работать без перерывов нереально, поэтому необходимо обязательно делать паузы в своей работе, но так, чтобы они не мешали, а помогали сосредоточиться. То есть, во время пауз не нужно спешить в соцсети или заниматься прочими отвлекающими делами – нужно просто отдыхать и ничего не делать, например, смотреть в окно. Чаще всего рекомендуют делать 5-тиминутную паузу после каждого часа работы или же 10-минутную после 2 часов работы – как кому удобнее.

Наличие пауз для отдыха существенно помогает сосредоточиться на работе.

5. Классическая или спокойная музыка. И, наконец, последний фактор, который я хочу сегодня рассмотреть – он достаточно противоречивый и подойдет не каждому. В первой части сегодняшней статьи я писал, что посторонние звуки в рабочем помещении отвлекают. Но если речь идет о спокойной музыке без слов – то многим она, наоборот, помогает сосредоточиться. А классические произведения даже стимулируют проявление творческих способностей – это уже неоднократно доказано психологами. Главное, чтобы музыка играла тихо, создавая некий приятный фон.

Тихая спокойная, особенно – классическая музыка многим помогает сосредоточиться на работе. Относитесь ли вы к этой категории – можно определить только путем эксперимента.

Теперь вы знаете, что мешает, а что помогает сосредоточиться. Надеюсь, что эти несложные советы и рекомендации помогут вам исключить дестабилизирующие рабочую обстановку факторы и добавить те, которые помогут вам выполнять свою работу наиболее эффективно.

Оставайтесь на , следите за обновлениями и повышайте свою финансовую грамотность! Будет интересно!

Кусочек из завтрашнего доклада на киевской конференции.
(С докладом, кстати, получилось странно. Его должны были опубликовать в сборнике конференции, и написан он мною был еще три месяца назад, и сдан в печать. Сборник не вышел. Завтра этот текст будет у меня на сайте, значит. Но я его перечитала и поняла, что почти ничего оттуда уже не буду говорить:) Написала другой текст сегодня:))
Итак, завтра на сайте будет опубликован непрочитанный доклад. Сегодня в ЖЖ кусочек завтрашнего доклада, который я собираюсь прочесть. А что я прочту на самом деле - пусть слушатели записывают, если хотят:)))

Что помогает читать/чувствовать поле:
(а) "прокачанность" тела: способность расстановщика чувствовать, пропускать через себя разные энергии, в том числе сверхбольшие и сверхтяжелые. Часть этой способности развивается тренировкой (просто работать). Часть - личной терапией, и личные болевые области не будут блокировать и дозировать восприятие. Часть, по-моему, врожденное (системное в том числе), см. пункт (б).
Физическое здоровье и тренированность тела в спортивном смысле решающего значения не имеют. Я знаю нескольких расстановщиков в инвалидной коляске: часть тела не работает, часть тела состоит из металлических деталей, а восприятие - работает. Т.е. "тело", видимо, тут вообще не физическое участвует.
Я даже знаю расстановщика, чье ментальное здоровье сильно нарушено (органические причины), а способность делать расстановки - нет.

(б) серьезность личной травмы и способность ее трансформировать. Да, это помогает, а не мешает. Чем сильнее болит у расстановщика, тем точнее он своей драной шкурой чувствует процесс, резонирующий со своим , и тем более уверенно он его трансформирует в нужную ему сторону . Это снижает диапазон тем, с которым работает человек, но повышает силу трансформаций, которые он добывает из поля.

(в) особый доступ в некоторые сферы. Например, банкир хорошо может поставить большие деньги;-), а акушерка по-свойски поработает с вопросами деторождения:) Тоже сужает диапазон тем, тоже повышает силу трансформации.

Да, я в полном сознании не говорю здесь о "нейтральности" и "личной проработанности". Она "всего лишь" фактор, помогающий развивать прокачанность, пункт (а).

Что мешает чувствовать/читать поле:
1. Субъективное (касается расстановщика и замов)
(а) личная травма - создает места, где нельзя чувствовать. Туда и не пойдет чувствование из поля тоже. К счастью, мы не можем заработать столько личных травм (и пойти в расстановщики при этом ), чтобы это влияло сколько-то радикально:)
(б) системная травма/системная лояльность, как семейным системам, так и бОльшим.
Если в этой семье "измена - это страшный грех", то член такой семьи не почувствует историю клиента-изменника.
С бОльшими системами сложнее. Можно иметь принадлежность к национальной или религиозной системе, которая принципиально не имеет дело с другой национальной/религиозной системой, и "проработать" это радикально - нельзя (в отличие от лояльности семейной системе). Эти системы, может, враждуют 10000 лет. Мы даже не замечаем, что клиентов "от системы врага" у нас просто нет.

(в) нарушение порядка помощи (которое может проистекать как из первых двух пунктов, так и "просто" от недоученности, от слепого повторения за Хеллингером или другими учителями). Если расстановщик смотрит на свою работу "сверху", ему не видно, вот такая странность. Система никогда не трансформируется через диктат, только через уважение, даже если оно совсем маленькое. кривенькое, неумелое, непроработанное и т.п.

2. Объективное (касается систем как таковых).

(а) посттравматическое расщепление (души/психики клиента). Расстановщик может и не иметь личного запрета услышать ТАКУЮ травму. Но если она будет услышана клиентом с "помощью" расстановщика, клиент разрушится. Туда нельзя.
(б) аналогичный процесс в системе, в коллективной "душе" системы. Не пришло еще время доставать скрытое.
(в) принципиальная невозможность достать и провести в восприятие некоторые нечеловеческие энергии. Иногда целительные именно они, а наше тело их не "берет". Как минимум, это энергии больше чем[один] человек (массовые состояния, архетипические потоки, например), меньше, чем человек (попытка заместительствовать "это" его убивает - как на бабочку наступить), живое, но не человек (зверь, например) и совсем не человек (вообще не пойми кто/что, условно именуемое "сущность" или "энергетический фрагмент").
(г) и что-то еще:-) Иногда движения "просто нет".

Это, конечно, только наброски, далеко не все и может быть вообще не туда:)
Тем не менее.

В каком-то виде эти вопросы войдут в семинары по чтению поля, которые я еще до конца года проведу в