Что обозначает фразеологизм гонять лодыря. Будьте всегда в настроении. "лодыря гонять" в книгах

12 ноября 1914 года лайнер "Британик" покинул Саутгемптон и отправился в Мурдос (Средиземноморье) для эвакуации раненых английских солдат. В 12 часов ночи 15 ноября лайнер прошел Гибралтарский пролив, а 17 ноября достиг Неаполя. Там корабль сделал остановку для дополнительной загрузки угля и воды. Первая стадия его миссии была завершена. Покинуть Неаполь "Британику" не давал шторм, но вскоре погода улучшилась и капитан повел лайнер дальше. 23 ноября 1916 года "Британик" достиг пролива между Грецией (Мыс Sounion) и островом Кеа. В начале 9 утра на судне было еще относительно тихо, хотя в мире и бушевала страшная Первая Мировая Война.

Неожиданно раздался взрыв огромной силы. За ним последовал еще один, более мощный. Он буквально разорвал левый борт корабля в нескольких местах. Медсестры и обслуживающий персонал сразу выбежали из столовой.

Капитан Бартлетт и Старший помощник Хам стояли на капитанском мостике и сразу же поняли серьезность всей ситуации.Капитан мгновенно взял инициативу в свои руки и принялся руководить ходом спасательной операции. Он приказал закрыть водонепроницаемые переборки и подготовить к спуску все спасательные шлюпки. Первые сообщения о масштабах взрыва были пугающими: передние 4 отсека быстро заполняются водой, вода поступает и в котельные (одна из переборок была повреждена, другая не закрылась). Положение усугубили и открытые иллюминаторы нижних палуб. Всем стало ясно, что "Британик" скоро затонет.

Спасательные работы велись четко по служебным инструкциям, все было направлено на недопущение паники. Расчет капитана состоял в том, чтобы как можно быстрее дойти до острова Кеа и посадить корабль на мель.

"Британик" стремительно погружался носом, одновременно кренясь на правый борт. Сигналы бедствия приняли несколько судов, 4 корабля уже шли на помощь.

Шлюпки загружались должным образом, всем еще хорошо помнилась трагедия "Титаника", который являлся братом-близнецом "Британика".

Вот из воды показались огромные винты корабля. Они продолжали вращение, так как в топках еще горел огонь. 2 шлюпки, спущенные без ведома 3-го помощника капитана Дэвида Лоса, не смогли далеко отплыть от представляющих большую опасность лопастей, были затянуты водоворотом и в конце концов разрублены на части. Увидев это, капитан приказал немедленно остановить ходовые винты, так как третью шлюпку уже несло на них. Список жертв мог бы пополниться, но внимательность капитана спасла людей в шлюпке.

Прошло около часа со времени подрыва на плавающей немецкой мине. "Британик" уже начал задевать носовой частью дно Эгейского Моря (глубина в том месте была около 120 метров, длина Британика- больше 250 метров). Но вдруг корабль пошатнулся и стал стремительно заваливаться на правый борт. Начали с невыносимым скрежетом рушиться дымовые трубы... Через минуту лайнер исчез в бездне.

Через час на место катастрофы подошли 4 судна, принявших сигналы бедствия. Было спасено 1036 из находившихся на борту "Британика" 1066 человек.

С момента страшной катастрофы прошел век

Ровно 100 лет назад, 21 ноября 1916 года, произошло крупнейшее кораблекрушение – в море снова затонул... «Титаник».

Впрочем, правильнее будет сформулировать иначе: затонул корабль внешне, как две капли воды, похожий на «Титаник».

Такое сходство вполне понятно: ведь в осенней катастрофе 1916-го погиб брат-близнец знаменитого океанского лайнера – «Британик». О судьбе этого исполинского судна знают немногие. А между тем гибель его во многом «скопирована» с крушения «Титаника» и тоже окружена тайнами и сопровождалась странными обстоятельствами.

"Британик"

Их было три. – Три однотипных трансатлантических лайнера-исполина, построенных на английских верфях по заказу крупнейшей транспортной компании «White Star Line».

«Старший брат» – «Олимпик», благополучно проплававший по морям-океанам четверть века и «умерший естественной смертью» (то есть разрезанный на металлолом).

«Средний брат» – тот самый печально знаменитый «Титаник».

И, наконец, «младший братишка». С именем его не все однозначно. В первоначальном варианте руководители WSL утвердили название «Гигантик». То есть эта серия супер-кораблей посвящена была героям греческой мифологии: олимпийцам, титанам и гигантам. Однако после гибели «Титаника» спохватились, что в таком варианте заложена «логическая мина». Ведь, согласно античным легендам, в результате сражений титаны и гиганты оказались повержены. Причем повержены олимпийцами! Чтобы не «накаркать» печальную судьбу третьему из своих лайнеров (который тогда еще только начали собирать на стапеле), господа-директора решили сменить ему имя. В итоге «Гигантик» превратился в «Британика», – тоже звучно и кроме того патриотично!

Узнать некоторые подробности короткой, но непростой биографии этого уникального пассажирского судна корреспонденту «МК» помогли материалы, собранные энтузиастом – историком Дмитрием Мазуром.

Изделие №433

«Британик» был заложен на верфи в Белфасте под кодовым обозначением «изделие №433» 30 ноября 1911 года и спущен на воду 26 февраля 1914-го. Уже через несколько месяцев, сразу после гибели «Титаника», его строительство было на некоторое время приостановлено: потребовалось время, чтобы в конструкцию этого гигантского парохода инженеры внесли изменения, учитывавшие печальный опыт апрельской морской трагедии 1912 года. На «Британике» увеличили число водонепроницаемых переборок в корпусе (причем они проходили теперь и через пассажирские отделения, достигая уровня верхней палубы), сконструировали двойные борта, дополнительно защищающие отсеки на случай встречи с айсбергом... Возросло количество спасательных средств. Каждый из пяти установленных на пароходе мощных кранов-шлюпбалок мог даже при большом крене судна благополучно спустить на воду разом пять спасательных шлюпок. Для большей оперативности передачи получаемых радиограмм о навигационной обстановке по маршруту на капитанский мостик его соединили пневмопочтой с рубкой радиста...


"Титаник"

В итоге всех усовершенствований лайнер должен был стать самым безопасным и, главное, «самым непотопляемым» судном в мире. Специалисты-проектировщики утверждали, что «Британик» сможет удержаться на плаву даже с шестью затопленными водой носовыми отсеками по одному борту. («Титанику» «позволялось» затопить лишь четыре отсека, так что, окажись в роковую ночь 14 апреля на «рандеву» с айсбергом не он, а «Британик», страшной трагедии на море не было бы).

«Младший» стал самым крупным из трех «братьев»-лайнеров. Он был на несколько метров длиннее «Титаника», чуть шире него и имел водоизмещение без малого на 2000 тонн больше (48158 тонн против 46328). Каюты трех классов рассчитаны на 2575 пассажиров, а экипаж корабля составлял 950 человек.

«Британик» хотели сделать также самым комфортабельным и роскошным из всей троицы супер-лайнеров WSL. Например, для удобства пассажиров расширены были ресторан и курительный салон 1-го класса. Кроме того проектом предполагалось оборудовать на судне игровую комнату для детей, еще одну парикмахерскую, гимнастический зал для путешествующих 2-м классом, 4 электрических лифта... На парадной лестнице даже собирались орган установить для устройства концертов!

Однако осуществлению этих планов помешала начавшаяся мировая война. В новых условиях было уже не до скоростных трансатлантических рейсов. Достройка «Британика» значительно замедлилась, а осенью 1915-го в судьбе его произошли коренные перемены. 13 ноября английское Адмиралтейство реквизировало огромный пароход, чтобы переоборудовать его для военных нужд в госпитальное судно.

На такой шаг морское руководство Великобритании подтолкнула непростая обстановка, складывавшаяся на средиземноморском театре военных действий. В самом разгаре была Дарданелльская операция, затеянная Францией и Англией против Германии и Турции. Войска союзников по Антанте высадились в районе Галлполи и активно пытались расширить плацдарм, чтобы взять под контроль важнейший на пути из Черного моря в Средиземное пролив Дарданеллы. При этом французы и англичане несли серьезные потери. Британцам, необходимо было эвакуировать морем многочисленных раненных, заболевших «солдат Его Величества». Именно для этой цели в помощь уже имеющимся госпитальным судам и понадобился огромный «Британик».

В течение считанных недель супер-лайнер переоборудовали под плавучий госпиталь. Обеденный зал и гостиная 1-го класса, расположенные в центральной зоне палубных надстроек, были превращены соответственно в операционную и главную палату. В близлежащих каютах на палубе «В» решено было разместить медицинский персонал – врачей, фельдшеров, медсестер. Другие пассажирские каюты приспособили под палаты для раненых. Несколько трюмных помещений превратились теперь в склады медоборудования и препаратов, а одно из них – даже в морг... Для постороннего наблюдателя самым заметным стало изменение внешнего вида «Британика». Его окрасили в принятые по международному соглашению цвета госпитального судна, которые должны гарантировать его неприкосновенность для военных кораблей любой страны: белые борта, на каждом из которых нанесена вдоль всего корпуса зеленая полоса и изображены три больших красных креста.


"Британик"

В декабре 1915 года несостоявшийся трансатлантический лайнер, который именовался теперь «Госпитальное судно Его Величества Британик», официально включили в состав английского флота. Он мог перевозить свыше 3000 больных и раненых, медицинский и обслуживающий персонал состоял из почти 450 человек, а судовая команда – из 675 человек. Капитаном «Британика» назначили Чарльза Бартлетта.

23 декабря полностью укомплектовавшись на рейде Саутгемтона персоналом и погрузив все необходимые припасы пароход-госпиталь отправиться в свой первый рейс. Он взял курс на Средиземное море. Конечным пунктом маршрута была перевалочная госпитальная база англичан, созданная ими на греческом острове Лемнос. Корабль прибыл туда через 8 дней, погрузил очередную партию раненых и отправился назад к британским берегам.

В общей сложности до весны 1916-го «Британик» совершил три рейса по эвакуации раненых в Дарданелльской операции. Каждый из этих походов был отнюдь не безопасным, ведь в Средиземном море активно действовали немецкие подводные лодки.

Потом на средиземноморских полях сражений наступило затишье, в связи с чем плавучий госпиталь поставили на прикол за ненадобностью. Военно-морское командование собиралось даже, ради экономии денег на обслуживание огромного судна, вернуть его назад прежнему владельцу – компании WSL. К началу лета официально успели исключить этот пароход из списков Британского флота, однако вслед за тем пришлось отыгрывать назад. Ситуация в Средиземноморье вновь изменилась, там начался очередной всплеск активности военных действий: союзники вновь перешли в наступление.

4 сентября на капитанский мостик «Британика» вновь поднялся его прежний капитан – Чарльз Бартлетт. А через несколько дней огромное судно в четвертый раз отправилось к греческим островам забирать раненых. Еще один такой рейс был выполнен в конце октября – начале ноября 1916-го. Лайнер-госпиталь отшвартовался у родных английских берегов 6 ноября. После этого ему полагался «тайм-аут» для проведения профилактики паровых котлов, машин... Однако обстоятельства этому помешали: английские войска на средиземноморском театре военных действий несли неожиданно большие потери, госпитальная перевалочная база на острове Лемнос переполнялись, поэтому нужно было срочно вывозить оттуда раненых. Так что стоянка «Британика» в Саутгемтонском порту продлилась всего 5 суток. Уже в воскресенье, 12 ноября огромный пароход вновь вышел в море, отправившись к греческим островам.

Этот шестой рейс – «вне расписания» – оказался для судна роковым.

Как тонул «непотопляемый»

9 дней спустя «Британик» благополучно достиг греческого архипелага. 21 ноября 1916 года судно шло по проливу между материковой частью Греции и островом Кеа со скоростью 20 узлов (около 36 км/час). Внезапно в носовой части по правому борту раздался взрыв, заметно тряхнувший огромный пароход, вслед за ним – еще один.

Корабельный хронометр показывал в этот момент 8.12 утра, – время завтрака медицинского персонала. Встревожившихся было медсестер успокоили: ничего серьезного, можно продолжать трапезу. Однако капитан Бартлетт уже понимал, что ситуация становится все более опасной. Корабль стал крениться на правый борт, оседая носом в море. Приказ немедленно задраить все водонепроницаемые переборки не помог: потоки воды почему-то продолжали распространяться по отсекам. Трюмные доложили на мостик, что в результате сильного взрыва не только разрушена переборка в носовой части, но еще повреждена шахта главной пожарной магистрали, по которой вода теперь проникает в другие отсеки, – в том числе даже в котельные. При этом герметичные двери в переборках оказались почему-то в момент взрыва открыты, а теперь их никак не удавается задраить под напором прибывающей воды.

Свою лепту в агонию «самого непотопляемого» корабля внесли иллюминаторы в его бортах. Большинство из них было открыто: медицинский персонал устроил утреннее проветривание кают. Теперь, когда «Британик» заметно сел носом, через эти круглые «окошки» море стало легко захлестывать помещения на нижних палубах правого борта.

На лайнере находилось 1134 человека – администрация плавучего госпиталя, медицинский и обслуживающий персонал, команда. Понимая, что его корабль тонет, капитан Бартлетт распорядился давать в радиоэфир сигнал SOS, а до прибытия помощи начать эвакуацию.

В целом она проходила достаточно спокойно и четко, однако, по воспоминаниям очевидцев, несколько случаев паники все-таки было. Например, группа корабельных пожарных стала спускать шлюпку, не получив разрешения офицеров, распоряжавшихся спасательной операцией. В это время «Британик» еще двигался вперед с весьма приличной скоростью и суденышко это, захлестываемое волнами, почти сразу опрокинулось. К счастью никто из паникеров-пожарных не погиб.

Но без жертв, увы, все-таки не обошлось. Огромный корабль погружался в море носом, все больше кренясь на правый борт (по странному капризу госпожи Фортуны все происходило точно так же, как с «Титаником!»). В какой-то момент корма задралась так высоко, что из воды показались гребные винты. Они вращались, поскольку машины лайнера продолжали работать. И вот под эти «вентиляторы» стало вдруг затягивать две большие шлюпки со спасающимися людьми, только что спущенные кормовыми шлюп-балками. Оба спасательных суденышка раздробило в щепки, а находившихся в них неудачников стало перемалывать, словно в гигантской мясорубке, – под лопастями погибло более 20 человек, другие были ранены... Еще несколько человек так и не смогли выбраться из внутренних отсеков гибнущего корабля.

В 9.07 «младший брат» «Титаника» опрокинулся на правый борт (при этом внутри его корпуса раздался страшный грохот рушащихся механизмов) и вслед за тем быстро пошел на дно. «Самый непотопляемый» корабль исчез в морской пучине всего через 55 минут после взрыва (а ведь тот же «Титаник» продержался на плаву почти 2 часа 40 минут!). Капитан Бартлетт, соблюдая морскую традицию, до последнего мгновения находился на своем гибнущем корабле. Оказавшись в воде, он сумел, благодаря надетому спасательному поясу, удержаться на поверхности и доплыл до ближайшей шлюпки.

Сигналы бедствия, подаваемые радистом «Британика», были услышаны на нескольких английских кораблях, которые поспешили на помощь. Уже к 10 часам утра к месту кораблекрушения первыми прибыли «Скоурж» и вспомогательный крейсер «Героик», потом еще несколько кораблей... На них поднимали из шлюпок людей с «Британика».

В общей сложности удалось спасти 1104 человека. Число жертв катастрофы «Британика» составило 30 человек. Этот плавучий госпиталь стал самым крупным судном, погибшим во время Первой мировой войны. А операция по спасению с него людей была признана едва ли не самой успешной.

Причина трагедии «Титаника» всем известна: столкновение с огромным айсбергом. В случае с гибелью его близнеца абсолютной ясности до сих пор нет.

Согласно официально существующей версии, «Британик» оказался жертвой немецкой подводной лодки. Еще за несколько дней до трагедии германская субмарина U-73, которой командовал капитан Густав Зисс, поставила мины в проливе между островом Keа и материком. На одну из таких мин и наткнулся супер-лайнер.

Долгое время затонувший в 1916-м гигантский корабль оставался «невидимкой». Лишь в 1975 году точное место его гибели установила экспедиция знаменитого французского исследователя Жака Ива Кусто. На следующий год водолазам удалось обследовать лайнер, лежащий на глубине около 120 метров. Увиденное ими с одной стороны подтверждает официальную версию: в носовой части судна, лежащего на правом борту, есть пробоина от взрыва. Но помимо этого подводные разведчики обнаружили и другие повреждения корпуса «Британика».

Впоследствии члены экспедиции выдвинули иную версию гибели огромного парохода. Именно эта версия дает объяснение парадоксальному факту: почему же «непотопляемый» «Британик» затонул гораздо быстрее своего не столь совершенного «среднего брата». Согласно этой версии на борту госпитального (а потому неприкосновенного для германских кораблей) «Британика» англичане нелегально перевозили оружие в Египет. Выполняя свой шестой (оказавшийся гибельным) рейс, лайнер должен был зайти в порт Александрии для разгрузки военной контрабанды. Однако об этой секретной операции сумела узнать немецкая разведка. Во время промежуточной стоянки «Британика» в Неаполе на его борт германским агентам удалось протащить и спрятать в одном из угольных бункеров хитроумное взрывное устройство. Некоторое время спустя, в проливе Кеа адская машина сработала, вызвав еще и вторичный взрыв угольной пыли, скопившейся в полупустых уже к тому моменту бункерах огромного корабля (этот «запоздавший» взрыв слышали многие из тех, кто находился на борту «Британика»). Детонация взрывоопасной угольно-воздушной смеси привела к серьезным повреждениям соседних с бункерами водонепроницаемых переборок и других систем в трюмах корабля, нарушила герметичность отсеков, что и привело к их быстрому затоплению.

Выглядит слишком фантастично? – Но даже некоторые из тех специалистов. которые отвергают данную конспирологическую версию, соглашаются с тем, что вторичный «угольный» взрыв все-таки мог произойти под влиянием взрыва мины, на которую наткнулся «Британик».

Более тщательно исследовать лежащий на дне «Британик» экспедиции Кусто не позволило отсутствие в те годы соответствующего оборудования для глубоководных работ. Уже в наши дни группе дайверов удалось проникнуть внутрь корпуса затонувшего лайнера и обследовать некоторые из отсеков. Увиденное лишь подтвердило существовавшую прежде информацию: герметичные двери в водонепроницаемых переборках почему-то не задраены.

х х х

«Посмертная» судьба «Титаника №2» до сих пор не определена. Власти Греции, в территориальных водах которой лежит это затонувшее судно, ратуют за то, чтобы включить «Британик» в списки объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Находятся энтузиасты, предлагающие поднять лайнер и восстановить его в первоначальном виде. Есть и более реальный план: создать виртуальный музей этого погибшего исполина, установив в разных местах его видеокамеры. Транслируемые виды различных частей лежащего на дне корабля при помощи компьютера будут объединяться в единую панорамную «картинку», которой смогут любоваться пришедшие в музей посетители.

Между тем при попытке реализовать любой из этих проектов следует учитывать, что на данный момент у затонувшего «Британика» имеется полноценный владелец, без согласия с которым даже спускаться под воду для «рандеву» с «младшим братом» «Титаника» нельзя. Зовут этого господина Саймон Миллз. Хозяином легендарного корабля он стал в 1996 году. Тогда высокие военные чины в Великобритании вдруг спохватились, что на балансе у их ведомства до сих пор еще остаются некоторые корабли, участвовавшие в Первой мировой (среди них – гигантский плавучий госпиталь), и решили устроить необычную распродажу этих раритетов. Миллз, к тому времени уже давно интересовавшийся историей «Титаника», узнав о столь эксклюзивной торговой акции, подал заявку и приобрел «Британик» задешево. Сам «судовладелец» конкретизировать понесенные им расходы на эту сделку не торопится, но в печати упоминалась сумма 25 тысяч долларов.

Справка «МК»

Англичанке Вайолетт Джессоп «повезло» стать участницей аварий на всех трех супер-кораблях компании WSL. В сентябре 1911 года она находилась на борту «Олимпика», исполняя обязанности одной из стюардесс лайнера, когда он, столкнулся в Саутгемптонском заливе с крейсером «Хок», получил большую пробоину и вынужден был срочно возвращаться в порт. В апреле 1912-го Вайолетт, тоже будучи зачислена в штат стюардессой, плыла на «Титанике» и оказалась в числе спасшихся после катастрофы. А 21 ноября 1916 года при эвакуации людей с тонущего «Британика» медсестру Джессоп погрузили в одну из тех двух злополучных шлюпок, которые затянуло под вращающиеся винты лайнера. Однако и на сей раз англичанка избежала гибели.


Вайолетт Джессоп

Корабли класса "Олимпик" - "Олимпик", "Титаник" и "Британник" создавали инженеры британской судостроительной компании "Харланд энд Вольф" по заказу "Уайт Стар Лайн". Судна задумывались как конкуренты "Лузитании" и "Мавритании", принадлежавшим конкурирующей компании Кунард Лайн.

Начало XX-го века ознаменовалось катастрофой, которая до сих пор будоражит умы людей со всего света, - гибелью корабля "Титаник".

14 апреля 1912 года во время своего первого рейса этот роскошный гигантский круизный лайнер столкнулся в Северной Атлантике с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул. Из 2208 находившихся на борту людей выжили лишь 704 человека. Мир был в шоке.

Его предшественнику - кораблю "Олимпик" тоже удача не сопутствовала, хоть и трагедия была не столь масштабной. В одном из своих первых плаваний, лайнер столкнулся с крейсером "Хоук". В результате происшествия никто не пострадал, но "Олимпик" целый год простоял на ремонте, а его капитана обвинили в неосторожности и пренебрежении правилами судовождения.

Проектируя, третий пассажирский лайнер из этой серии под первоначальным названием "Гигантик", инженеры попытались учесть все выявленные трагедиями слабые стороны его предшественников - "Олимпика" и "Титаника". Создатели нового корабля сделали так, что "Гигантик" мог оставаться на плаву при повреждениях, которые стали роковыми для "Титаника".

Помимо новых конструктивных особенностей "Гигантика", ему добавили еще пять спасательных шлюпок. Причем, даже если судно опасно накренялось и возникала угроза потопления, ничто не должно было помешать посадке людей в шлюпки.

Захотелось улучшить и отделку корабля: приемную первого класса "Гигантика" сделать гораздо больше, чем на "Олимпике" и "Титанике". Ресторан и курительный салон также расширили и даже планировали установить орган на парадной лестнице.

26 февраля 1914 года этот огромный трехвинтовой корабль спустили на воду. Но ему так и не удалось оказаться на линии Саутгемптон - Нью-Йорк, для которой его и строили: началась Первая мировая война.

Роскошный лайнер был сразу реквизирован Британским Адмиралтейством, которое распорядилось переименовать его в "Британник" и переоборудовать в госпитальное судно.

Великолепные дорогие интерьеры круизного корабля стали общежитиями и операционными. Приемная первого класса и обеденный салон служили отделением интенсивной терапии. Остальные помещения стали больничными палатами для раненых солдат и матросов, до трех тысяч которых судно могло взять на борт.

Наиболее роскошные каюты "Британника" стали персональными кабинетами докторов. Для защиты от вероятных атак на корпус лайнера нанесли зеленую полосу и шесть красных крестов, подчеркивающих медицинское и гуманитарное предназначение судна.

В ноябре 1915 года гигантский 275-метровый плавучий госпиталь зачислили в состав флота, и "Британник" отправился в Средиземное море. За время войны лайнер совершил пять успешных рейсов в Эгейское море и к Балканам, откуда вывез 15 тысяч солдат Британской империи. Но шестой рейс оказался роковым.

12 ноября 1916 года "Британник" в очередной раз отправился в Средиземное море к острову Мудрос, чтобы принять на борт новую партию раненых британских солдат. Утром 17 ноября зашел в порт Неаполя и продолжил курс на восток.

Катастрофа случилась 21 ноября 1916 года в 8:12 утра. "Британник" уже был в Эгейском море, когда его сотряс взрыв огромной силы, за которым последовал еще один, более мощный. Он буквально разорвал левый борт корабля в нескольких местах. Медсестры и обслуживающий персонал выбежали на палубу, прервав свой завтрак.

Оказывается, лайнер наскочил на мину, поставленную немецкой подводной лодкой U-73. Из-за полученных пробоин судно накренилось, и ситуация ухудшалась с каждой минутой.

Капитан Чарльз Альфред Бартлет сразу понял серьезность положения и приказал закрыть герметичные двери переборок и подготовить к спуску все шлюпки.

Четыре отсека корабля стремительно заполнялись водой; котельные были подтоплены. Положение усугубляли открытые при взрыве иллюминаторы нижних палуб: через них вода проникала внутрь "Британника". Капитан до последнего верил, что лайнер сможет дойти до острова Кеа и сядет на мель. Это было бы спасением.

Но нос "Британника" стремительно погружался все глубже, одновременно корабль накренился на правый борт. Стало ясно, что чудо не произойдет. Приняв сигналы бедствия, на помощь лайнеру отправились сразу четыре судна.

На самом же "Британнике" полным ходом шла эвакуация. Через некоторое время из воды показались продолжавшие свое вращение огромные винты корабля - и тут произошла новая бедая. Две шлюпки затянуло в водоворот и разрубило винтом на части. Увидев это, капитан приказал немедленно остановить ходовые винты.

Вскоре морская драма достигла своего апогея: гигантский корабль пошатнулся и начал стремительно заваливаться на правый борт. Рухнули огромные дымовые трубы. Еще минута - и лайнер навсегда исчез в черной бездне Эгейского моря. Спустя час на место катастрофы подошли четыре судна. Спаслись 1036 из 1066 находившихся на борту "Британника" людей.

Вопрос о том, где же точно он покоится, долгое время интересовал многих людей. В 1975 году ответ на загадку дал легендарный исследователь морских глубин Жак Ив Кусто. После трехдневных поисков подводный радар на его судне "Калипсо" обнаружил корпус "Британника" на глубине 120 метров.

После экспедиции знаменитого французского океанографа туда еще 68 раз спускались водолазы. Они подняли на поверхность сотни артефактов, которые теперь выставлены во многих музеях мира.

Капитан же, благодаря правильным действиям которого было спасено множество жизней, продолжил карьеру, закончил войну, вышел в отставку и скончался 15-го февраля 1945 года в возрасте 76 лет.

Военная служба

Война имела серьёзное воздействие на судостроительную промышленность. Верфям, имевшим контракты с Адмиралтейством, уделяли самое пристальное и первостепенное значение и также большую часть доступного сырья. Адмиралтейство ничего не заказывало «Харланд и Вольф», делая их способными продолжить их гражданские контракты, но, в значительно более медленном темпе. К сентябрю «Британник» был помещен в сухой док для установки винтов. Порт Саутгемптона был реквизирован вооруженными силами для использования его в качестве основной отправной точки для отправки войск во Францию. Уайт Стар Лайн была вынуждена переместить свой порт приписки обратно в Ливерпуль . Кроме того, многие из судов компании были реквизированы Адмиралтейством. «Океаник (III) », «Селтик», «Седрик» и «Teutonic » были переоборудованы в коммерческие крейсера , а «Мегантик» и «Лаурентик » служили как военный транспорт . Большие «Британник» и «Олимпик» были оба поставлены на прикол до возникновения необходимости. 3 ноября «Олимпик» прибыл в Белфаст , где он провел следующие десять месяцев вместе со своим младшим братом.

Настал 1915 год , 1 сентября «Олимпик» был реквизирован как военный транспорт, а «Британник» все ещё стоял незаконченный в Белфасте.

К этому времени война, которая должна была закончиться к Рождеству 1914 года, почти вышла из-под контроля. В Средиземноморье количество жертв увеличивалось, главным образом из-за Дарданелльской кампании . Кунардеры «Аквитания» и «Мавритания» уже служили госпитальными судами , но их требовалось больше, и 13 ноября 1915 года «Британник» был реквизирован Адмиралтейством как госпитальное судно.

Работы по преобразованию незаконченного лайнера шли полным ходом. Каюты на верхних палубах были превращены в палаты, поскольку пациенты должны были быть как можно ближе к шлюпочной палубе. Обеденный зал и гостиная первого класса были переоборудованы в операционные и главную палату из-за их центральных местоположений. Хирурги, доктора и медсестры жили бы в каютах на палубе B, чтобы они были всё время близко к пациентам. Когда закончилось преобразование в госпитальное судно, на «Британнике» могли поместиться 3309 пациентов, только «Аквитания» могла вместить больше, 4182 человека.

Внешне не все пошло, как было запланировано. Не было времени, чтобы оснастить корабль шлюпбалками-кранами. Поэтому было установлено пять пар шлюпбалок-кранов и 6 стандартных пар, которые не могли держать больше 2 шлюпок, так что было установлено меньшее количество шлюпок.

Судно было окрашено в международные цвета госпитального судна: белый борт, зеленая полоса вдоль корпуса, прерываемая в трех местах на каждом борту красными крестами . Трубы были окрашены в горчичный цвет, похожие трубы были у «Уайт Стар Лайн», но не было черной верхушки. Эти цвета гарантировали судну статус неприкосновенного для всех военных судов согласно Женевскому Соглашению. 14 декабря 1915 года капитану Чарльзу Бартлетту дали под командование «Госпитальное Судно Его Величества Британник» под номером G618. К Рождеству он был готов к первому плаванию.

23 декабря «Британник», отправился в первое плавание, направляясь в порт Мудрос на греческом острове Лемнос . Пять дней спустя он достиг Неаполя , единственный порт для взятия угля и воды перед Мудросом. Достигнув Мудрос в Канун Нового года , он начал прием жертв на борт, что заняло 4 дня. 9 января «Британник» прибыл в Саутгемптон и начал высаживать пациентов. Было сделано еще два рейса, но к весне 1916 года ситуация в Средиземноморье успокоилась и госпитальные суда более пока не требовались. «Британник» был поставлен на прикол в Саутгемптоне он был на пути в.

В 8:12 утра судно внезапно сотряслось от взрыва в носу с правого борта. Майор Гарольд Пристлай немедленно принял командование и приказал медсестрам продолжать завтрак, так как капитан не давал приказа покинуть судно. Немногие думали, что ситуация была очень серьёзна, и некоторые шутили, что протаранили подлодку. Тем временем капитан Бартлетт думал, как спасти судно, ведь оно уже кренилось на правый борт и погружалось носом в воду. Он приказал задраить переборки и начать рассылать сигналы SOS . Взрыв разрушил переборку у форпика , и, кроме того, пожарный туннель был также поврежден, таким образом, вода могла проникнуть в котельные. С затопленными четырьмя передними отсеками «Британник» все еще мог оставаться на плаву. Но ситуацию ухудшило то обстоятельство, что дверь в переборке между котельными № 5 и № 6 была не в состоянии закрыться, позволяя воде проходить дальше. Также тем утром по правому борту были открыты иллюминаторы для проветривания кают - теперь через них заливало палубу.

Зная это, капитан Бартлетт принял решение попробовать выбросить судно на мель у близлежащего острова Kea. Он быстро отказался от этой идеи, так как в движущееся судно вода попадала быстрее. Первостепенным вопросом была эвакуация . Помощь была в пути, сигналы бедствия были приняты несколькими судами. Британский корабль «Scourge», вспомогательный крейсер «Heroic» и британский корабль «Foxhound» были одними из кораблей, принявших сигнал бедствия.

На борту «Британника» продолжалась эвакуация. Было несколько случаев паники; один из них, когда группа пожарных взяла шлюпку без спроса. Немногие шлюпки были спущены, но, так как судно все еще двигалось, команда отказалась спустить лодки, пока судно не остановится. Несмотря на эту предосторожность, произошёл несчастный случай - две лодки были спущены на воду и затянуты все еще вращающимся гребным винтом. Под винтом погиб 21 человек. Плюс еще 9 человек погибли на судне.

В 9:07 утра судно опрокинулось на правый борт и затонуло через 55 минут после взрыва. Капитан Бартлетт, который оказался в воде, подплыл к шлюпке, и его вытащили из воды. К 10:00 «Scourge» достиг места гибели и начал подбирать оставшихся в живых.

Всего спаслись 1036 человек.

История после

Было большое число вопросов, которые остались без ответа. Прежде всего: как мог «Британник», который был безопаснее, чем «Титаник», тонувший почти 3 часа, уйти на дно всего за 55 минут? Были и дебаты о том, вез ли корабль оружие, но Адмиралтейство это отрицало. И действительно ли это была мина или торпеда? Первым человеком, который искал ответы, был Жак Ив Кусто , который, в сотрудничестве с Историческим Музеем Титаника, 3 декабря Интересные факты

  • На борту «Британника» была медсестра Вайолетт Джессоп - одна из спасшихся при катастрофе «Титаника». Она была в шлюпке, которую затянуло под винт тонущего судна, и выжила. Что еще более удивительно, так это то, что В. Джессоп была стюардессой на «Олимпике » (старшем брате обоих лайнеров), когда тот в порту Саутгемптона столкнулся с крейсером «

"Британник" — это третье и последнее судно класса "Олимпик ", заказанное компанией "Уайт Стар Лайн ", судостроительной компании "Харланд энд Вольф ". Первоначально корабль строилось под именем "Гигантик". Название задумывалось как замена погибшего "Титаника " и поэтому "Британик" обладал рядом усовершенствований: водонепроницаемые переборки проходили через палубы с каютами первого класса.

Строительство "Британика"
После гибели "Титаника " на третьем судне было остановлено строительство, а имя "Гигантик " заменено на "Британник ". Хотя судостроительная компания "Уайт Стар Лайн " отрицала, что судно первоначально назовут "Гигантик ", утверждения в прессе перед гибелью "Титаника " были другими. Лайнеры должны были быть названы в честь древнегреческих персонажей: олимпийцев, титанов и гигантов. Но по легенде титаны и гиганты погибли в битве с олимпийцами, и называть новое судно "Гигантик " было бы такой же дерзостью, как в случае с "Титаником ", поэтому, судно назвали "Британник ".
Инженеры сделали изменения в проекте. Строительство было все еще в ранней стадии, и это означало, что будет легче включить новые требования безопасности на третьем судне. В конечном счете, эти особенности очень отличали бы его от двух его братьев. Была добавлена дополнительная переборка в электрическом машинном отделении, таким образом, судно делилось на семнадцать водонепроницаемых отсеков, а не шестнадцать. Этот проект, в теории, делал его "самым непотопляемым " судном, будучи в состоянии выжить с шестью затопленными передними отсеками. Самой поразительной новой особенностью были спасательные шлюпки. Был установлен другой тип шлюпбалок, намного больших чем на "Титанике " и "Олимпике ". Спасательные шлюпки были даже установлены на корме судна друг над другом. В качестве предосторожности была добавлена пневматическая почта от мостика до радиорубки.
Работа над "Британником " продолжалась в течение 1912 года. Запуск был отсрочен несколько раз, и 26 февраля 1914 года "Британник " был спущен на воду. В соответствии с традицией "Уайт Стар Лайн ", никакой церемонии разбивания бутылки шампанского о борт корабля не было.
В течение следующих шести месяцев "Британник " начал обретать форму самого большого и роскошного океанского лайнера Великобритании. Но работа шла медленно, так как Харланд и Вольф имели финансовые проблемы. В августе 1914 года случилось то, что изменило судьбу "Британника ": Великобритания, Франция и Россия объявили войну Германии и Австро-Венгрии. Началась Первая Мировая война .


Спуск на воду

«Британик » был спущен на воду 26 февраля 1914 года на верфи «Харленд энд Вольф » в Белфасте (там где были построены «Титаник » и «Олимпик »). Уже в августе 1914 года лайнер был пригоден для совершения трансатлантических плаваний между Саутгемптоном и Нью-Йорком.
Он считался самым комфортабельным в "большой тройке ", куда входили "Титаник " и "Олимпик ". Ресторан и курительный салон первого класса были расширены и также планировалось установить орган на парадной лестнице. "Британик " вмещал 790 пассажиров первого класса, 835 - второго, 950 - третьего класса и 950 членов экипажа.


Первое и последнее путишествие "Британика"

В свое первое путешествие "Британик " вышел из Ливерпуля 23 декабря 1915 года в направлении Неаполя и порта Мадрос на греческом острове Лемнос. "Британик " стал курсировать в проливе Дарданеллы.
В свое последнее путешествие, как выяснилось потом, "Британик" вышел из Саутгемптона в воскресенье, 12 ноября, 1916 года. До Италии он добрался без происшествий. В пятницу, 17 ноября, он прибыл в Неаполь. Там "Британик" должен был пробыть до 18 ноября, но из-за шторма отплытие отложили на слудующий день. 21 ноября "Британик " шел на закате через канал Кеа. Около 8.00 команда, работавшая в бойлерной и машинном отделении, ожидала смены. Чтобы ускорить смену, офицеры иногда открывали водонепроницаемые двери на небольшое время. Неожиданно раздался взрыв огромной силы. За ним последовал еще один, более мощный. Он буквально разорвал левый борт корабля в нескольких местах. Медсестры и обслуживающий персонал выбежали на палубу, прервав свой завтрак в столовой… "Британик" начал тонуть....

"Британик" на военной службе
Война серьёзно воздействовала на судостроительную промышленность. Верфям, имевшим контракты с адмиралтейством, уделяли самое пристальное и первостепенное значение, и также большую часть доступного сырья. Адмиралтейство ничего не заказывало "Харланд и Вольф ", делая их способными продолжить их гражданские контракты, но в значительно более медленном темпе. Для подготовки "Британник " был помещен в сухой док для установки винтов. Уайт Стар Лайн вынуждена переместить свой порт приписки обратно в Ливерпуль. Многие из судов компании были реквизированы Адмиралтейством. "Британник " и "Олимпик " были поставлены на прикол до необходимости. 3 ноября "Олимпик " прибыл в Белфаст, где он провел следующие десять месяцев вместе со своим младшим братом.
1 сентября 1915 года "Олимпик " был реквизирован как военный транспорт, а "Британник " еще стоял незаконченный в Белфасте.
Война должна была закончиться Рождеством 1914 года, вышла из-под контроля. В Средиземноморье количество жертв увеличивалось. 13 ноября 1915 года "Британник " был реквизирован Адмиралтейством как госпитальное судно. Работа по преобразованию незаконченного лайнера шла полным ходом. Каюты на верхних палубах были превращены в палаты, поскольку пациенты должны были быть как можно ближе к шлюпочной палубе. Обеденный зал и Гостиная первого класса были переоборудованы в операционные и главную палату из-за их центральных местоположений. Хирурги, доктора и медсестры жили бы в каютах на палубе B, чтобы они были близко к пациентам все время. Когда закончилось преобразование в госпитальное судно, на "Британнике " могли поместиться 3 309 пациентов.
Но не все пошло, как запланировано. Не было времени, чтобы оснастить корабль шлюпбалками-кранами. Поэтому было установлено пять пар шлюпбалок-кранов и 6 стандартных пар. Судно было окрашено в интернациональные цвета госпитального судна: белый борт, зеленая полоса вдоль корпуса, прерываемая в трех местах на каждом борту красными крестами. Трубы были окрашены в горчичный цвет, похожие трубы были у «Уайт Стар Лайн», но не было черной верхушки. Эти цвета гарантировали судну статус неприкосновенного для всех военных судов, согласно Женевскому Соглашению. К Рождеству "Британик " был готов к первому плаванию.
23 декабря "Британник" , отправился в первое плавание, направляясь в Мудрос, на греческом острове Лемнос. Пять дней спустя, он достиг Неаполя, единственный порт для взятия угля и воды перед Мудросом. Достигнув Мудрос в Канун Нового года, он начал прием жертв на борт, который занял 4 дня. 9 января "Британник" прибыл в Саутгемптон и начал высаживать пациентов. Было сделано еще два рейса, но к весне 1916 года ситуация в Средиземноморье стихла и пока что госпитальные суда не требовались. "Британник" был поставлен на прикол в Саутгемптоне 12 апреля и стоял без дела в течение пяти недель. Из-за финансовых неприятностей, испытанных военными, было решено, что "Британник" будет возвращен к коммерческому обслуживанию "Уайт Стар Лайн".
18 мая он прибыл в Белфаст и 6 июня был освобожден от Правительственного обслуживания. Но к сентябрю 1916 года еще раз усилилось наступление в Средиземноморье, и стало очевидно, что большие лайнеры опять будут нужны в качестве плавучих госпиталей.


"Британик"
затонул в Эгейском море
Утром 21 ноября 1916 года в Эгейском море затонул "Британик " — корабль-близнец "Титаника ".
"Британик" — госпитальное судно Его Величества, первоначально строилось, как пассажирский лайнер "Гигантик", был последним из серии трёх лайнеров класса "Олимпик". Он задумывался как замена погибшему "Титанику" и обладал рядом усовершенствований — например, водонепроницаемые переборки проходили и через палубы с каютами первого класса.
Но ему так и не удалось оказаться на линии Саутгемптон — Нью-Йорк, для которой он строился. Вместо этого лайнер сразу же был реквизирован Британским Адмиралтейством, которое переоборудовало его в госпитальное судно.
21 ноября 1916 года, налетев на немецкую мину в Эгейском море, лайнер "Британик" перевернулся и затонул всего за 55 минут. Благодаря хорошо организованной спасательной работе, из 1 136 раненых и членов команды, находившихся на палубе, погибли только 21 человек. Жертвами стали те, кто не успел спрыгнуть с высоко поднявшейся над водой кормы со все еще вращающимися ходовыми винтами.
В 2000 году режиссером Брайаном Тренчард-Смитом был снят художественный фильм "Британик" .

Расследование Жака Ива Кусто.
В 1975 году в район Эгейского Моря вышло французское научно-исследовательское судно "Калипсо " под руководством великого ученого-океанографа Жака Ива Кусто . После 3-х дневных поисков подводным радаром был обнаружен корпус "Британика " на глубине 120 метров. Сразу выяснилось, что на картах адмиралтейства место гибели лайнера обозначено неправильно.
В 1976 году "Калипсо " вернулось к "Британику ". Команда исследовательского судна поставила перед собой главную цель: внимательно осмотреть корпус затонувшего лайнера и, по возможности, проникнуть внутрь.
Первым с "Калиспо" спустили блюдцевидный подводный аппарат с Уильямом Тантуном на борту. После него к "Британику" 68 раз спускались водолазы, но каждый из них имел не более 5 минут для осмотра затонувшего лайнера.
Исследователи выяснили, что:
1) Лайнер лежит на правом борту и имеет пробоины от взрыва.
2) Ни одна из дымовых труб не осталась на месте, все они лежат рядом с лайнером.
3) По дну моря разбросан уголь и части интерьера судна.
4) Деревянные части "Парадной Лестницы" (которая таковой уже не являлась) сгнили (более поздние экспедиции выяснили, что стеклянный купол поврежден частично).
Во время исследований на поверхность были подняты некоторые артефакты с "Британика ", они выставлены во многих музеях мира.