Что добро зло для ребенка. Добро и зло – вечная тема, как рассказать о ней детям. Добро и зло глазами детей и взрослых


«Добро - это хорошее дело. Зло - плохой человек». (8 лет)

«Добро - это когда человек добрый и помогает. Зло - когда человек злой, он бьет и обижает». (8 лет)

«Добро - это когда дети дружат и играют. Зло - драка». (8 лет)

«Добро - это радость, счастье, исполнение мечты, нет ссор и ругани, и никто никого не убивает. Зло - это много ругани, обид, споров, все идет не так». (9 лет)

«Добро - это добро. А зло - это что-то противное и, короче, зло». (11 лет)

«Добро - это когда люди бескорыстно помогают друг другу; когда улыбаются и радуются; когда мама тебя любит. Зло - это когда люди издеваются друг над другом». (12 лет)

«Добро - это счастье за счастье других. Зло - это эгоизм и ненависть». (12 лет)


«Зло, мне кажется, плохое отношение человека к окружающим. Бог сотворил мир прекрасным, добрым. Зло - то, что идет против Божиего творения. Грех - это зло. Ненависть, хитрость, коварство и т.д. - проявления зла. Зло - это что-то противное, гадкое, страшное. Я думаю, зло и красота никогда не совместимы». (13 лет)

«Я думаю, что добро - это очень широкое слово. Мне тяжело объяснить значение этого слова, наверное, потому, что в детстве я мало его получала. Добро - это хорошее отношение к окружающим, любовь к ближним. Семья - это добро. Если есть у тебя хорошие друзья - это добро. Добро - это когда даешь руку помощи, утешишь, поможешь. Если у человека радость - то это добро. Общение с дорогими тебе и любимыми людьми. Зло - это когда человеку причиняешь боль. Если тебе обидно и грустно ужасно - это тоже зло. Меня часто обижают и очень сильно оскорбляют. Я думаю, что это - большое зло». (14 лет)

«Добро. Честно, я даже не знаю, что это. Ну, наверно, это умение помогать людям, но молчать об этом, а именно быть поскромнее, лишний раз отдать последнее своему другу (подруге). Зло. Со злом встречаюсь чаще в нашем мире. Больше всего меня бесит эгоизм, сплетни, “крысятничество”, предательство, трусость. Зло - это когда человек ради выгоды для себя способен на что угодно, любую низость». (15 лет)

«Для меня добро - это любовь и милосердие. Добром я считаю настоящую дружбу. Преданность и верность друг другу супругов - это тоже добро. Добро - это когда внезапно получаем помощь от незнакомых людей. Внутренняя сила и легкость человека, легкость души - это тоже добро. Уважение старших - тоже добро. Умение слушать… тоже добро. Добро - это то, что дает человеку возможность развиваться, совершенствоваться, дает ему какой-либо (положительный) стимул жить. Нежность матери к ребенку - это тоже добро. Надеяться и верить - тоже добро. Зло для меня - это предательство, неверие, жестокость, мстительность. Недружелюбность (предвзятость) человека по отношению ко всему - другим людям, к миру и т.п. Мне часто не нравится, как люди, например в общественном транспорте, высказывают друг другу гадости. Это как бы мельком проявления зла. Зло - это предательство, лицемерие, проявление грубости. Зло - это измена. Расизм, фашизм - тоже зло. Нельзя ненавидеть человека только за национальность или вероисповедание». (15 лет)

«Для меня зло - это то, что меня окружает. В людях много зла. Люди могут предать! Это касается каждого. Людей идеальных нет, любой человек может сделать что-нибудь плохое. Зло - когда мстишь, лицемеришь, делаешь пакости. Каждому человеку присущи эти качества. Он может делать зло, даже не задумываясь об этом. Но людям присуще и добро. С одними людьми человек хороший и добрый, а с другими - жестокий и злой: у каждого свой выбор любить и ненавидеть. Добрые люди всегда для меня - это кто отзывается с тобой по-хорошему, любит тебя и гордится тобой». (15 лет)

«Для меня нет точного разделения добра и зла. Человек сам выбирает, как он считает, “добро”, но потом его выбор выливается “злом”. От этого человек считает себя несчастным. Добро - это когда человек может радоваться за других. Зло - это истребление морских черепашат. Человек сам уничтожает, что создал. Час пик - зло. Деньги - зло. Деньги - добро». (15 лет)

«Добро: правда, совесть, вера, любовь, эмоции, чувства, добродетель, общение, понимание, умение любить, жизнь, сочувствие, ценности и интересы (например, для меня музыка, концерты, Интернет, общение, любовь, увлечение, книги, искусство), грусть, значки, арафатка, дружба, независимость от общества.

Зло: ложь, агрессия, тирания, диктат (диктатура), фашизм, наркотики, система управления, школа, учеба, кража, убийство, загрузка мозгов и истребление души, дурное влияние, дурь, зависть, сочувствие, тьма, метро, водка, общество, алчность, одиночество, не знаю, не разобрался». (16 лет)

«Добро - любить других, уметь прощать, желание понять других, помочь в трудную минуту. Зло - не любить, причинять людям вред, быть жестоким, эгоистичным, стервозным». (17 лет)

«Добро - это смех, радость, надежда, когда один человек помогает другому, это что-то положительное, это рождение… Зло - это смерть, убийство, ненависть, презрение, издевка, оскорбление, подозрение, что-то отрицательное…» (17 лет)

«Добро - не обижать людей, уважать всех людей, любить людей, детей, безграничная отдача людям, жизнь ради других людей. Зло - обижать людей, не уважать людей, не любить людей, жестокость, несправедливость». (17 лет)

Чёрное и белое? Добро и зло?

Есть распространенная позиция, что в жизни отсутствует черное и белое, есть только серое, что добро и зло едины и выполняют какую-то общую миссию, чуть ли не навязаны Богом. О Боге сказано: «Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы». Сразу оговорюсь, что я придерживаюсь именно этой точки зрения. Для меня ЕСТЬ добро, и оно абсолютное, чистое, незамутненное, как некая великая сила, данная нам свыше. И добро со злом никогда не заигрывает, не кокетничает.

У Антона Чижа есть замечательное произведение «Божественный яд». В нем главному герою, сыщику, задают вопрос: в чем смысл борьбы и всей нашей работы, если чаще всего (почти всегда) зло не земле побеждает? Меня потряс ответ — своей глубиной и простотой:

ЧТОБЫ ПОБЕДА ДАВАЛАСЬ ЗЛУ КАК МОЖНО БОЛЕЕ ДОРОГОЙ ЦЕНОЙ!!!

Где рождается добро и заканчивается зло

Встречаются в коридоре два сослуживца. Один из них говорит:

Знаешь, мой новый начальник такая сволочь… - тут он оборачивается и видит своего начальника, - …в хорошем смысле этого слова.

Для определения, что такое хорошо, а что такое плохо, что является добром , а что злом , очень важно понять, где находится граница между ними. Что же все-таки является добром, а что - злом, с точки зрения научной терминологии?

Добро - понятие нравственности, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и даже растению. В житейском смысле этот термин относится ко всему, что получает у людей положительную оценку, либо ассоциируется со счастьем и радостью.

Зло - понятие нравственности, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий. В житейском смысле зло относят ко всему, что получает у людей отрицательную оценку, порицается ими, противоречит правилам морали.

-противоположности, отрицающие друг друга. В европейской традиции добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым. Зло - с тьмой, тёмным, чёрным. Согласно догматам некоторых религий, добро со злом рассматриваются как автономные силы, ведущие извечную борьбу за право властвовать в мире. Подобная система взглядов в теологии называется дуализмом.

Проблему добра и зла можно рассматривать в самых разных областях, таких как, этика, философия, религия, фольклор, но мы остановимся на теме добра и зла в современном мире . Это наиболее распространенная тема для рассуждения о том, что же все-таки является добром и злом, с точки зрения современного общества.

Для каждого из нас добро и зло символизирует абсолютно разные вещи. Для кого-то еревести бабульку через дорогу – единственное добро всей его жизни, а для кого-то построить бесплатную школу для детей-сирот – толика в бесчисленной веренице добрых дел. Злом многие считают употребление алкоголя, курение, нецензурную брань. Кто-то сочтет это образом жизни… Как говорил Лев Толстой:

Мы любим людей за то добро, которое мы им сделали, и не любим за то зло, которое мы им делали!

Для многих людей источником добра является церковь . «Не сотвори себе кумира», «Возлюби ближнего своего, как самого себя», «Не прелюбодействуй» – помнит наизусть каждый из нас, вот только вопрос в том, что некоторые с помощью церкви, молитвы, причащения и других церковных таинств пытаются «смыть» с себя то зло, которое они совершают с завидным постоянством. Бог, как говорится, добрый. Он простит. Да и вообще, если говорить о церкви, то большинство обращается туда только, когда беда.

Понятия о добре и зле должны формироваться в детстве. И начинается добро именно тогда, когда на свет появляется ребенок. Чистое, светлое, воистину доброе создание Божье. Воспитывая у детей простые повседневные правила поведения, мы взращиваем моральный кодекс поколения. В дальнейшем на формирование доброго и злого в сознании ребенка огромное влияние оказывает детский сад, затем школа, вуз. Но именно в семье закладываются первоначальные основы личности. Сухомлинский утверждает, что «дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени». Весь вопрос в том, как сохранить всю эту чистоту непорочность маленького сердца.

Необходимо направлять позитивную энергию на уничтожение зла как явления. Каждый день, каждый час, каждый миг. Человек никогда не станет полностью идеален, но это уже другая история, а минимизировать злые деяния может каждый. Путем сам опоиска, сам осовершенствования, сам одисциплины, сам ореализации. В каждом слове есть корень «Сам», я не просто Вам указываю на него, а целью призвать, и наконец убедить вас в том, что никакая церковь, общество, социум, родители, полностью не повлияют на Ваше восприятие добра и зла , кроме Вас самих. Именно здесь и заканчивается зло . Именно в нас с Вами. В нашей работе над собой! Желаю вам неисчерпаемой воли и стремления действовать исходя только из добрых побуждений! Дарья ЩУКИНА

Притча о добре и зле

Был у гнева сын. Звали его — зло. Такой, что ему самому было с ним трудно. И решил он его женить на какой-нибудь добродетели. Глядишь, немного смягчится, и ему на старости легче с ним будет! Похитил он радость и женил на ней свое зло.

Только недолгим был тот брак поневоле. Но осталось от него дитя — злорадство. Да и правда, не может быть ничего общего у добра со злом. А если вдруг и случится, то добра от него не жди!

Предварительный просмотр:

Тема: «Добро и зло»

Цель: формирование представлений дошкольников о многогранности и сложности бытия, о существовании в жизни добра и зла и нравственной ответственности человека за поступки.

Задачи:

Дать понятие добра и зла;

Развивать умение анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;

Воспитывать стремление к добру, желание избегать зла и бороться с ним.

Основные понятия : добро, зло, аморальный поступок.

Ход ОД

Загадка:

Плачет Митя у витрины:

Мама, я хочу машину!

Таня подошла:

Не плачь,

Вот возьми мой новый мяч!

Глаз чарует красота,

А поступки…(Доброта)

Работа со сказкой «Доброе слово». (Название сказки сразу не озвучивается. Детям предлагается придумать его самим. Текст сказки дан в приложении)

Вопросы для обсуждения:

Какая цель была у Гадюки?

Достигла ли она своей цели?

Каким правилом пользовалась в жизни Пеночка?

Что можно о нем сказать?

«Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно больше добра, как можно меньше зла » (Л.Н.Толстой)

4. Беседа.

Понятны ли вам эти слова?

Каких людей вы называете добрыми, каких – злыми?

Какое отношение они вызывают? Почему?

В сказках все просто. Один герой добрый, другой злой. Назовите их.

Можно ли людей однозначно назвать добрыми или злыми?

А что скажете вы про себя?

Зависит ли доброе отношение к людям от возраста человека? От благосостояния человека?

Может ли больной, бедный человек быть добрым?

Где основа добра и зла? В нас самих.

Как мы решаем: добрый или злой поступок совершен?

Такими нас делают отношение к миру, окружающим людям.

Добрый поступок помогает улучшить отношения людей, помогает развиваться. Это проявление человеколюбия.

Зло – это унижение людей, неуважение, нетерпимость, обман, насилие, подавление свободы, в результате действий зла возникает вражда между людьми.

Легко ли быть добрым? Почему?

Жизнь часто ставит нас перед нравственным выбором добра или зла.

В одной песне поется:

Добрым быть совсем непросто.

Не зависит доброта от роста.

Есть еще такие поэтические строки:

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

Рождает птица птицу,

От доброго добро,

От злого зло родится.

Добрыми бывают люди или их поступки?

Ассоциации с картинками.

Подобрать ассоциации к словам «добро» и «зло».

Что нового узнали о добре и зле?

Подтвердились ли ваши представления о том, что такое добро и зло?

Приведите примеры добрых поступков.

Притча «Почему нужно делать добро»

Однажды учитель сказал своим ученикам: «Мы с вами говорили о том, что нужно поступать по-доброму. Теперь идите и докажите, что вы умеете делать людям добро».

Ученики разошлись в разные стороны, вернулись через неделю.

Я помогал старикам. Они немощны, и им нужно помогать,- сказал один.

Я ухаживал за больным. Потому что он нуждался в сострадании, - объяснил другой.

Я накормил бедного, чтобы поддержать его, - рассказал третий.

Я защитил ребенка. Детям нужна защита взрослых, - сказал четвертый.

Я старался делать добро всем. Наверное, я был неправ, - признался последний ученик.

Выполнили ли ученики наказ учителя?

Почему последний ученик признался, что был неправ?

Как бы вы выполнили наказ?

Игра «Купон на добрую услугу»

Я приготовила для вас купон (талон) на одно доброе дело.

Когда вы захотите, чтобы вам помогли или сделали что-то хорошее для вас, вы можете достать купон и положить его на стол. Остальные, увидев сигнал, могут спросить, чем помочь. Тот, кто выполнит вашу просьбу, получит ваш купон. А вы останетесь без купона до тех пор, пока не поможете кому-нибудь, кто будет нуждаться уже в вашей помощи. Храните их! (Вручаю купоны)

Итог – проверим себя, что поняли и запомнили по теме (тест- тренажер)

Доброта – вещь удивительная.

Быть легче добрым или злым?

Наверно, легче злым.

Быть добрым – значит, отдавать тепло своё другим.

Быть добрым – значит, понимать и близких и чужих,

И радости порой не знать,

Заботясь о других,

Конечно, доброму трудней,

И всё же посмотри:

Как много у него друзей!

А злой всегда – один…

Спасибо за внимание! Желаю вам только добрых поступков!

Приложение

Сказочные герои.

Незнайка

Муми-тролль

Урфин Джюс

Алиса

Емеля

Дядя Федор

Карлсон

Старик Хоттабыч

Винни Пух

Золушка

Мальвина

Царевна - несмеяна

Тест – тренажер по теме «Добро и зло»

Как творят добрые дела?

  • Бескорыстно и сознательно
  • В надежде на вознаграждение
  • В надежде на похвалу
  • Чтобы избежать наказания

Что считается добрым поступком?

  • Опоздать на неинтересную встречу
  • Дать списать домашнее задание
  • Забыть о неприятной просьбе
  • Помочь соседу по парте разобрать задачу

Укажите поступки, которые относятся к понятию «добро»

  • Взаимовыручка
  • Насилие
  • Обман
  • Унижение
  • Помощь
  • Умение говорить правду
  • Ограничение свободы другого человека
  • Борьба за свободу

Что является последствием злых дел

  • Дружба
  • Радость
  • Вражда
  • Мирное сосуществование

Знания о добре зле помогают людям

  • Дружить
  • Проявлять заботу о близких
  • Жить в мире
  • Все ответы верны

Сказка «Доброе слово»

У Пеночки – веснички вывелись в гнездышке птенцы. Это были первые ее птенцы. Она радовалась им, всем показывала. Увидит Мухоловку, зовет ее:

Мухоловушка, посмотри: у меня птенцы в гнездышке.

Не успеет Мухоловка улететь, она уж Дрозда кличет:

Дрозд, ну что ты там все щелкаешь? Иди, посмотри, какие птенцы у меня в гнездышке лежат.

На старом березовом пне грелась Гадюка. Услышала она, как говорила Пеночка Зарянке:

Это они у меня пока птенцы, а вырастут – птицами будут.

«А вот и не будут, - подумала Гадюка, сползая с пня. – Кольну сейчас каждого по разу, и нечему радоваться будет».

Ее не любили в лесу. Никто не дружил с ней, и она решила Пеночке – весничке отомстить сразу за всех.

А Пеночка увидела ее и крылышками всплеснула:

Змеюшка, милая, посмотри, какие у меня птенцы в гнездышке… . Ну что ты остановилась? Иди сюда.

Но Гадюка не двигалась с места. Она не ожидала, что Пеночка так радостно встретит ее. Ее, Гадюку, все в лесу Гадюкой зовут, а Пеночка сказала «змеюшка», а Пеночка сказала «милая». И Гадюка не двигалась с места.

Ну, что же ты, - погрустнела Пеночка. – Ты не хочешь посмотреть птенцов моих? Это они ведь пока только птенцы, а вырастут – птицами будут.

Гадюка приподняла над гнездом Пеночки голову. Увидела пять розовых комочков с открытыми ртами. Сказала:

Они будут птицами.

И отодвинулась в сторону. С тонкой губы ее упала на лист воробьиного горошка тяжелая капля яда. И лист сразу стал черным.


Цель:

1.Формировать художественно-речевые навыки детей, развивать связную, эмоцио­нальную речь.

2.Формировать у детей на конкретных практических ситуациях, произведениях дет­ской художественной литературы представления о добре, о добрых поступках.

3.Подвести детей к пониманию того, что «доброе дело само за себя говорит»,

4. Воспитывать отрицательное отношение к аморальным качествам человека: зле, жестокости, зависти.

5.Продолжать воспитывать гуманные чувства у детей, навыки культурного поведения.

6.Упражнять детей в умении определять состояние человека по пиктограммам, соот­носить состояние своего настроения с определенным цветом

7.Воспитывать в детях уважение к своим сверстникам, малышам, взрослым, желание сделать для них приятное, доброе.

Оборудование:

Зонтики; цветная бумага; клей; цветные лепестки; пиктограммы (радость, злость); пиктограмма, отражающая двойственность человека; пословицы; рассказ Е.Пермяка «Са­мое страшное»; рассказ В. Данникова «Канавка»; отрывок из стихотворения В.Солоухина «Здравствуйте».

Предварительная работа:

Чтение произведений художественной литературы; беседы о добрых делах и по­ступках; заучивание стихов, пословиц, поговорок; игры; оформление книжки для малышей «Веселые затейники».

Дети! Сегодня у нас много гостей. Давайте поприветствуем их и скажем «Здравствуй­те!»

Дети здороваются и садятся на стульчики.

- Здравствуйте!

Поклонившись мы друг другу сказали,

Хоть были совсем не знакомы.

Здравствуйте? -

Что особого мы друг другу сказали?

Просто «Здравствуйте»,

Больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Дети, а как вы думаете, отчего же это происходит?

Ответы детей. Этим знаком приветствия мы сказали: «Я тебя заметил», «Я желаю тебе здоровья» (варианты ответов).

Вы правы, дети. Мы поприветствовали друг друга, улыбнулись и нам ответили тем же. И мы почувствовали тепло, доброту, исходящую от всех нас.

Прикоснись ко мне добротой - И болезни смоет волной, И печаль обойдет стороной, Озарится душа красотой.

Но, к сожалению, в мире есть не только добро, но и зло. Давайте вместе с вами подумаем:

1. Какого человека можно назвать добрым? Ответы детей.

2. А какого - злым? Ответы детей.

3. Какое настроение у добрых людей? Ответы детей.

4. На что похоже добро?

Ответы детей (цветок, солнце, лучик, на маму...).

5. На что похоже зло?

Ответы детей (туча, яма, на дракона, клякса, облако...).

- Ребята, посмотрите на этих человечков (предлагается пиктограммы: радость и злость).

Как вы думаете, кто из них испытывает радость? Ответы детей.

- Как вы догадались? Опишите состояние радости. Ответы детей (светящиеся, веселые глаза; «рот до ушей»),

- А какое лицо у этого человека (показывается пиктограмма злости)? Ответы детей.

- Как вы догадались?

Ответы детей (брови нахмурены, губы сжаты).

- Вам оно нравится? Ответы детей.

- Что надо сделать, чтобы этот человек не злился, а стал веселым и добрым? Ответы детей.

- Молодцы, дети! А какого цвета одежду вы бы подобрали для доброго человека? От­веты детей.

- А для злого человека? Ответы детей.

- А сейчас я вам предлагаю мимикой и жестами попытаться изобразить доброго челове­ка, злого человека.

Дети показывают.

- Молодцы! Все-таки согласитесь, как неприятно изображать злого человека.

Дети, а посмотрите на это изображение (пиктограмма двуличного лица).

Как вы думаете, что это означает? Ответы детей.

- Да, действительно, очень часто в нас, как бы живут две половинки. Ода половинка уго­варивает быть послушным, не капризничать, не дерзить, не лениться, вовремя ложиться спать и т.д. А вторая, наоборот - залезть куда-нибудь, стукнуть кого-нибудь; человек может быть упрямым, быть злым, сердитым, недовольным и совершать дурные поступ­ки. И если эта вторая половинка будет одерживать победу над той первой, то человек становиться все злее и злее.

Скажите, дети, к чему должен стремиться каждый из нас? Ответы детей.

Вывод: ДАВАЙТЕ ЧАЩЕ ПРИСЛУШИВАТЬСЯ К ПЕРВОЙ ПОЛОВИНКЕ И ДА­РИТЬ ЛЮДЯМ РАДОСТЬ, СОВЕРШАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА И ПОСТУПКИ!

Дети, у меня в корзинке разноцветные лепестки. И я вам предлагаю выбрать лепесток, соответствующий настроению каждого из вас. Дети берут по лепестку.

- Давайте все вместе составим один цветок.

На какой цветок он похож? И у какой девочки был этот цветок, из какой сказки? Ответы детей (сказка В.Катаева «Цветик - семицветик», девочка-Женя).

- Представьте, дети, что и ваш лепесток может исполнить одно ваше желание. Подумай­те, каким оно будет?

Но прежде, чем сказать желание, давайте скажем волшебные слова:

ЛЕТИ, ЛЕТИ ЛЕПЕСТОК, ЧЕРЕЗ ЗАПАД НА ВОСТОК, ЧЕРЕЗ СЕВЕР, ЧЕРЕЗ ЮГ, ВОЗВРВЩАЙСЯ, СДЕЛАВ КРУГ. ЛИШЬ КОСНЕШЬСЯ ТЫ ЗЕМЛИ БЫТЬ ПО-МОЕМУ ВЕЛИ...

Воспитатель дает маленький комментарий по поводу желаний детей и просит на­звать желание Жени, которое ей принесло огромную радость и удовлетворение. И просит детей вспомнить пословицу, которая говорит о том, какой должна быть доброта.

- «Доброта без разума - пуста».

Ребята, вспомните, как Женя с мальчиком запрыгали от радости. Ваши желания тоже очень добрые, и они вызывают радость, поднимают настроение.

Вот я вам и предлагаю показать это «танцем настроения» Каждый ребенок «сочиняет» свои движения.

- Молодцы!

Дети садятся по стульчикам.

- Ребята, сегодня мне приснился чудесный сон. Во сне ко мне явилась добрая фея. Она сказала, что может перенести меня в любую сказку с помощью волшебной палочки, но с одним условием: Я должна помочь героям сказок сделать так, чтобы избежать плохо­го конца. Мне, как и вам, думаю, хочется побывать в сказке, но я затрудняюсь одна что-либо придумать. Может быть, все вместе мы справимся, и вы сможете мне подсказать.

Игровая ситуация: «Подскажи мне» Сказки:

1. «Красная шапочка»;

2. «Снегурочка»;

3. «Колобок»;

4. «Курочка ряба»;

5. «О рыбаке и рыбке»;

6. «Кукушка». Ответы детей.

- Спасибо, дети, за вашу доброту, вы мне очень помогли.

А теперь давайте поможем одному мальчику, его зовут Вова. Вот послушайте, что с ним случилось: Читается рассказ Е. Пермяковй «Самое страшное».

Е. Пермяк САМОЕ СТРАШНОЕ

Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдергивал. Колючего ежи­ка под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.

Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.

Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним иг­рать. Оставили его - и все. Он к девочкам побежал. Но и де­вочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.

Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хо­тел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелеными глазами на мальчика смотрит. Сер­дится.

Решил Вова из-под шкафа ежика выманить. Куда там! Ежик давно в другой дом жить перебрался.

Подошел было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.

Наступило самое страшное из самого страшного, какое толь­ко бывает на свете: Вова остался один. Один-одинешенек!

- Что Вова должен сделать, чтобы с ним играли ребята, разговаривала бабушка? Ответы детей.

- Дети, скажите, так ли уж важно, чтобы все узнали о вашем добром поступке? И как вы думаете, обязательно ли надо рассказывать о своем добром поступке?

Ответы детей.

- А я знаю, что Аня Лаптева знает одну историю про мальчика Витю. Послушаем её.

Аня рассказывает рассказ «Канавка».

В. Донникова КАНАВКА

Дождь перестал. Мальчики выбежали на поляну, играют в мяч. В поселке после дождя земля долго не просыхает. Трава вся в брызгах, края канавки влажные, и вода в ней блестит. Кто переходит канавку, тот непременно поскользнется, за вет­ки орешника схватится и канавку бранит.

Витя подбрасывает мяч, но все видит. Вот пожилая женщи­на прошла с бидоном - чуть не упала.

А чтоб тебя! - рассердилась она на канавку:- Вот сколь­ко молока пролила!

А вот девочка не удержалась, упала в глину руками. Вы­терла руки - платье запачкала.

Противная канавища! - топнула девочка ногой и убе­жала.

Слышит Витя, как бранят его любимую канавку. «А чем она противная? - думает он.- Из нее птицы воду пьют. Возле нее незабудки цветут. Сколько корабликов плавало в ней!»

Когда все ушли, Витя пошел в рощу, набрал сухих веток... сделал переход.

Теперь можно было переходить спокойно.

Люди переходили. Никто не падал. Никому не было скользко.

И никто не знал, кто сделал такой удобный переход. Да это и неважно!

- Для кого постарался Витя. Когда сделал переход через канавку? Ответы детей.

- Важно ли было для Вити, чтобы люди узнали о его хорошем поступке? Ответы детей.

Вывод «ДОБРОЕ ДЕЛО САМО СЕБЯ ХВАЛИТ». Спешите делать добро!

Ты станешь славным человеком,

Найдешь заветную мечту.

Ведь ты возьмешь с собой в дорогу

Твою сестренку - доброту!

Раздается звон колокольчика.

- Слышите колокольчик. А я думаю не случайно. Мы с вами говорили о добре. А ведь только добрые волшебники появляются с колокольчиками.

А как вы думаете, почему? Ответы детей.

- Дети, да здесь зонтики и записка. (Зонтики белые)

- А как вы думаете, от кого все это? Ответы детей: от Оле - Лукойэ, читают записку:

Я ЗНАЮ, ЧТО ВЫ ОЧЕНЬ ДОБРЫЕ И ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА, И Я РАЗРЕШАЮ ВАМ РАСПОРЯДИТЬСЯ ЭТИМИ ЗОНТИКАМИ

ПО-ВАШЕМУ УСМОТРЕНИЮ. Я УВЕРЕН, ВЫ СДЕЛАЕТЕ ВСЕ ПРАВИЛЬНО!

ВАШОЛЕ-ЛУКОЙЭ.

Дети предлагают украсить зонтики веселыми картинками и подарить гостям.

Так как очень важно, чтобы добрые сны снились не только детям, но и взрослым

Добро и зло… Чтобы научиться их различать, детям нужны годы и люди, с которых можно брать пример. Нравственность – не всегда свойственное детям понятие, оно не заложено с рождения.

Мяч катится по мостовой. За ним бежит четырехлетний Миша. Его шестилетний брат Диму едва успевает удержать малыша — мимо проносится автомобиль.
«Молодец ! — похвалили Диму прохожие. — Хорошо следишь за братишкой
Дима неприветливо отвечает: «Слежу, а то вечером не дадут телевизор посмотреть».

Выходит, Дима, не герой, а просто бессердечный чертенок? Неужели телевизор ему важнее, чем жизнь братика?

Однако тут нет никакого противоречия: наверняка Дима не хочет, чтобы с Мишей что-то случилось, но куда больше его занимают собственные интересы.
И это совершенно нормально для ребенка в его возрасте.

Дети мыслят иначе, чем взрослые. Наши моральные принципы и взрослое понимание темы Добро и Зло, детям пока ни о чем не говорят.
Они еще только учатся правилам поведения в обществе, таким как предупредительность, терпимость и готовность помочь.
С колыбели они усваивают только одно: надо все делать правильно, чтобы родители тебя любили. Поэтому добро для маленького ребенка — это прежде всего то, что приносит ему пользу, или то, за что родители не ругают.

Насколько собственные интересы дети ставят выше моральных обязательств, показывают результаты исследования, проведенного психологами.

Дети дошкольного возраста были поставлены перед выбором: встретиться с другом, с которым договорились об этом заранее, или пойти в кино.
Все выбрали кино. Почему? Кино — это интересней. А то, что они могут обидеть друга? Этого они не понимали.

Все логично: у детей младше десяти-двенадцати лет нет самой важной предпосылки для нравственного поведения — способности войти в положение других людей, воспринять их чувства как свои собственные.

Как же ребенок приходит к умению отличать добро от зла?
Что такое правильно, а потому хорошо, ребенок начинает понимать, наблюдая за взрослыми, прежде всего за родителями.

В раннем возрасте малыши воспринимают это примерно так:
добро — это то, что мне разрешают и за что мама и папа меня любят;
зло — это то, за что ругают и наказывают.
Но знать -это одно, а вести себя в жизни соответствующим образом надо еще учиться и учиться.

При маме трехлетняя Аня ругает свою подружку: «За волосы тянуть нельзя!» А только мама вышла из комнаты, Аня хватает подружку за косу.

Нравственный ориентир — поведение родителей
Ясно одно: нравственным примером для наших детей являемся мы сами. Конечно же, мы не хотим растить драчунов и взломщиков автомобилей, но нам не надо ни неудачников, ни слюнтяев и трусов. Мы хотели бы иметь уверенных в себе, активных детей. Они должны быть порядочными, воспитанными, но умеющими за себя постоять. Как передать детям свое понимание нравственных ценностей и правил игры в общении с другими людьми? Для этого взрослые должны быть примером для детей.

Родители должны обращаться с детьми так, как они хотели бы, чтобы дети обращались с ними.

Готовности помочь дети учатся у взрослых

Если мы хотим воспитать в детях дружелюбие и терпимость, надо приглашать в гости всех их друзей, даже таких, которые нам, родителям, не очень симпатичны.

Чтобы дети научились сопереживать другому, они должны видеть, как мать и отец, например, утешают чужого плачущего малыша, помогают пожилым людям при переходе улицы, уступают в автобусе место инвалидам. И, конечно же, обязательно рассказывайте детям, как вам самим в беде помогали люди.
Вроде всё просто и банально… Но именно эти повседневные мелочи и сформируют понимание – что такое Добро.
А про Зло дети и без родителей, благодаря нашим СМИ узнают (увы).

Если мы хотим воспитать в детях чувство ответственности, мы должны в первую очередь дать им такую возможность: доверять им, ставить перед ними задачи, которые они обязаны выполнить, скажем, в домашнем хозяйстве или при уходе за домашними животными.

Чтобы дети научились правильно, критически относиться к себе и другим людям, надо принимать их всерьез и разрешать им откровенно выражать свое мнение, принимать участие в совместном решении.
Чтобы воспитать в ребенке чувство собственного достоинства, собственной значимости, ему нужна такая атмосфера в семье, когда теплота, взаимопонимание и сознание защищенности становятся чем-то само собой разумеющимся. Только так малыши могут приобщиться к нравственным ценностям Добра и Зла.