Академик ямбург. Евгений Ямбург: биография и деятельность. Воспитательная система Е. А. Ямбурга

Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон (Леонид Григорьевич Емельянов) - митрополит Новосибирский и Бердский, глава Новосибирской митрополии.

Фото: http://pgberdsk.ru/obinfo.html

Биография Митрополита Новосибирского и Бердского Тихона

После 8 класса средней школы трудился рабочим на заводе, учился в вечерней школе. Завершив среднее образование, поступил на заочное отделение техникума, который успешно закончил, затем служил в армии.

После демобилизации алтарничал в Покровском храме Переславля-Залесского.

В сентябре 1974 г. поступил в Московскую духовную семинарию.

4 декабря 1978 г. рукоположен во диакона. В том же году назначен заведующим отделом «Церковная жизнь» редакции «Журнала Московской Патриархии».

19 марта 1981 г. в Троице-Сергиевой лавре принял монашеский постриг с именем Тихон в честь святителя Тихона, епископа Воронежского. 1 мая того же года рукоположен во иеромонаха.

В 1981 г. закончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию на тему «Византийский писатель Никита Акоминат (Хониат) и его труды».

В 1984 г. окончил аспирантуру при МДА.

В 1983 г. назначен первым заместителем главного редактора Издательского отдела.

В 1986 г. полгода жил в Троице-Сергиевой лавре, затем переведен в число братии Свято-Данилова монастыря, нес послушание помощника эконома, а затем эконома обители.

12 мая 1987 г. назначен наместником Свято-Данилова монастыря. За восстановление Данилова монастыря награжден Патриаршим крестом.

19 августа 1990 г. хиротонисан во епископа Новосибирского и Барнаульского. С 1994 г. - Новосибирский и Томский.

16 июля 1995 г. отозван со своей кафедры и назначен председателем Издательского Совета Русской Православной Церкви и главным редактором Издательства Московской Патриархии с титулом епископа Бронницкого, викария Московской епархии. С 28 августа 1995 г. - настоятель храма Всех святых на Соколе в Москве.

28 декабря 2000 г. освобожден от должности председателя Издательского Совета и переведен на Новосибирскую и Бердскую кафедру.

Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. (журнал № 94) утвержден в должности настоятеля (игумена) мужского монастыря во имя Архистратига Михаила села Козиха Новосибирской области.

Решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 г. (журнал № 175) назначен главой Новосибирской митрополии.

Научные труды, публикации Митрополита Новосибирского и Бердского Тихона

Византийский писатель Никита Акоминат (Хониат) и его труды (кандидатская диссертация).

Награды Митрополита Новосибирского и Бердского Тихона

Церковные

  • 2013 г.- орден свт. Иннокентия Московского II ст.;
  • 2008 г. - орден прп. Серафима Саровского II ст.;
  • орден св. равноап. кн. Владимира II ст.;
  • орден прп. Сергия Радонежского II ст.;
  • орден св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.

Светские

  • 2007 г. - памятная медаль «Патриот России»;
  • государственная медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II ст.;
  • почетная грамота мэрии г. Новосибирска;
  • за плодотворную работу на благо города награжден памятным знаком в честь 110-летия со дня основания г. Новосибирска;
  • знак отличия «За заслуги перед Новосибирской областью»;
  • медаль

Родился 2 июня 1948 года в Воронеже в семье фронтовиков, в Святом Крещении был наречен Леонидом (в миру Леонид Григорьевич Емельянов). После окончания восьмого класса он трудился рабочим на заводе, учился в вечерней школе. Затем поступил в техникум, который успешно закончил. После службы в армии алтарничал в Покровском храме г. Переславля-Залесского.

В 1977 году окончил Московскую Духовную семинарию, а в 1981 году - Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. 4 декабря 1978 года рукоположен в диакона. 10 октября 1976 года зачислен в штат Издательского отдела Московской Патриархии, а в 1978 году назначен заведующим отделом «Церковной жизни» редакции журнала Московской Патриархии.

19 марта 1981 года принял монашеский постриг с именем Тихон в честь святителя Тихона, епископа Воронежского и поступил в число братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Рукоположен в иеромонаха. В 1983 году окончил аспирантуру при Московской Духовной академии. В 1983 году возведен в сан игумена, а в 1984 - архимандрита. До 1986 года архимандрит Тихон трудился в Издательском отделе Московской Патриархии.

С 1987 по 1990 год архимандрит Тихон был наместником Московского Свято-Данилова монастыря. 19 августа 1990 года хиротонисан в епископа Новосибирского и Барнаульского.

Святительство Владыки Тихона в Сибири проходило уже в новых условиях. Перед Церковью встали сложнейшие задачи восстановления и строительства храмов, налаживания жизни монастырей епархии, возрождения традиций образовательного, просветительного, благотворительного, миссионерского и церковно-общественного служения.

С первых дней своего служения на Новосибирской кафедре Владыка Тихон заботился о пополнении числа священнослужителей, миссионеров, преподавателей приходских школ. Активное храмостроительство, массовое открытие новых приходов, Духовной семинарии в Томске и Богословского института в Новосибирске, православных гимназий - вот далеко не полный перечень того, что делалось по благословению и при непосредственном участии Владыки в эти годы.

Владыка Тихон управлял Новосибирской епархией до июля 1995 года, когда был назначен епископом Бронницким, викарием Московской епархии, председателем Издательского совета и главным редактором Издательства Московской Патриархии.


Митрополит Тихон на встрече со студентами НСМПБИ

С 28 августа 1995 года - настоятель храма во имя Всех Святых на Соколе в г. Москве. В сан архиепископа возведен 25 февраля 2000 года.

Награжден орденами Русской Православной Церкви: святого равноапостольного князя Владимира I степени, преподобного Сергия Радонежского II степени, святого благоверного князя Даниила Московского II степени, Патриаршим крестом. Также Владыка награжден правительственной наградой - медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Литература:

75 лет Новосибирской епархии. Издано Вознесенским кафедральным собором г. Новосибирска

Новосибирская епархия: история и современность. Издательский дом "Новинвест плюс", Новосибирский филиал Российского фонда культуры, Новосибирск, 2006.

2 июня Новосибирскому и Бердскому митрополиту Тихону (в миру — Леониду Григорьевичу Емельянову) исполнилось 70 лет. Коллектив газеты «Честное слово» хотел бы поздравить нашего епископа и посвятить ему сегодняшний выпуск «Духовного пространства Сибири». Когда статью посвящают биографии конкретного человека, то всегда начинают «издалека». Не изменим этой традиции и мы

Воронеж — малая родина

Родители будущего владыки Тихона познакомились на фронте. Его мама Екатерина Тимофеевна Ларина ушла на фронт добровольцем в 1942 году, и в госпитале № 01640, где служила санитаркой, встретила Григория Степановича Емельянова. Вместе с госпиталем они исколесили половину Европы. Куда только госпиталь не кидало! Курская, Винницкая, Киевская области. Польский Пшемышль, германские Биртультау и Беслау, Прага. Только в 1945 году семья обосновалась в Воронеже. Здесь в 1948 году и родился Леонид Емельянов — в будущем митрополит Тихон.

В 2004 году родители владыки Тихона переезжают из Воронежа в Москву, к детям. А семейный дом передают Церкви. Сейчас на этом месте выстроен храм великомученика Георгия Победоносца. Вот как вспоминала об этом мама владыки Екатерина Тимофеевна Емельянова: «После войны я прожила в Воронеже около шестидесяти лет. Нам, вернувшимся с фронта военным, райисполком выделил участок земли, пустовавший по соседству с домом моей мамы. В трудных послевоенных условиях построили деревянный дом «столбянку». Затем выстроили просторный кирпичный дом. На строительство дома Комбанк выделил кредит 10 тысяч рублей. Со временем провели воду, газ. Фруктовые деревья я посадила не только во дворе, но и на улице по двум сторонам… Время летит быстро: смотрим, наша старшая дочь собирается на пенсию, моему супругу скоро девяносто, и мне тоже девятый десяток, трое наших детей живут в Москве, дочь Надежда оказалась в чужой стране — Эстонии, а мы вдвоем в большом доме без помощников… Семейный совет решил: нас, стариков, дети забирают к себе в Москву…»

Во время освящения закладного камня храма Георгия Победоносца сестра новосибирского владыки Любовь Григорьевна сказала: «Это дом, где прошло мое детство. Я здесь родилась. И мои сестры Вера, Надежда и брат владыка Тихон (в миру Леонид) родились здесь. Прихожу сюда, как домой, и очень волнуюсь. Где стояла моя кровать — там алтарь… Бабушка (мамина мама) жила в доме по соседству. Именно она научила нас читать по-церковнославянски, прививая веру, водила в храм. Родителям было некогда, они на работе, в делах, а бабушка… К ней приходили старушки — в доме звучали духовные песнопения…

Родители уехали из Воронежа. Конечно, было трудно расставаться, старым людям особенно — они вросли здесь корнями: каждое дерево, каждый гвоздик, каждый кирпичик им знаком. Но сейчас они спокойны и говорят: «Ведь там идет молитва, это для нас — самое главное».

Через год после передачи дома Церкви, в 2005 году, митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий направил владыке Тихону такое письмо: «Ваше превосходительство, дорогой Владыко! Позвольте от всего сердца поблагодарить Ваше Высокопреосвященство и Вашу благочестивую семью за щедрый дар Воронежской и Борисоглебской епархии. Закончилась длительная процедура оформления, в Вашем доме совершается Божественная Евхаристия.

Родительский дом, ставший для Вас первым училищем веры и благочестия на пути к архипастырскому служению, отныне становится основанием для воплощения веры, надежды и любви христианской — храма Божиего.

Воистину надмирное и в высшей степени христианское дело — отдавая, приобретать!.. Вы и Ваша семья обрели множество благодарных молитвенников в лице прихожан храма святого великомученика Георгия Победоносца и, я верю, неветшающее сокровище в обителях Отца Небесного.

Молю Господа нашего Иисуса Христа, да хранит Он Вас и Ваших близких в мире, здравии и благоденствии. Его небесное благословение, присно пребывая с Вами, да укрепит и утешит Вас в трудах на благо Святой Церкви и на всех путях жизни Вашей. Доброго здравия и крепости сил душевных и телесных Вашим досточтимым родителям. С любовью о Господе, Сергий, митрополит Воронежский и Борисоглебский».

Еще не закончив школу, Леонид Емельянов пошел работать на станкостроительный завод, где трудилась его мама. Стал фрезеровщиком высшего разряда. Закончил вечернюю школу. Отслужил в армии. После увольнения в запас был алтарником Покровского храма Переславля-Залесского.

На свое 65-летие в интервью нашей газете митрополит Тихон рассказывал:

— В 50-х годах очень сильно закручивали гайки. Да что говорить, даже в Новосибирске, в здание больницы у Нарымского сквера, которое сейчас разобрали, привозили на расстрел до 1954 года…

Конечно, я с большой теплотой вспоминаю бабушку. Она действительно вложила в наше воспитание часть своей души. Она имела настоящий талант воспитателя, была очень доброй. Ее житейские наставления я помню до сих пор. Например, она говорила: с кем поведешься, от того и наберешься — не дружите с дураками. Известно ведь, что очень многие через не самых лучших знакомых, друзей приобретают различные пороки. Еще она говорила, например: не ссорьтесь до последнего слова, оставляйте последнее слово для примирения. Бабушка была очень мудрой женщиной, все ее любили. Четыре ее зятя никогда с ней не ругались. Я как-то спрашиваю: «пап, почему вы не ругаетесь?» Он, улыбаясь, говорит: «Ну у нас же не теща, у нас патриарх». Вот так они ее ценили.

Первое паломничество в Троице-Сергиеву лавру мы тоже совершили с бабушкой. В храме тяжело ведь было детям стоять, мы были маленькие, службу не понимали. А храм у нас в Воронеже был очень посещаемый, всегда было много народу на праздники. Стоим, духота, а она нас ставила в самый центр. Я говорю: «Бабушка, хочется присесть, давай выйдем на улицу». А она говорила: «Потерпи, нужно мужество, надо себя переломить, надо уметь набираться терпения». Сейчас понимаешь — служба-то всего полтора часа идет. А вот тогда казалось это просто бесконечностью.

Чтобы не болтался по улицам, мама устроила меня в 16 лет работать на завод, на станок (учеником фрезеровщика). Я окончил вечернюю школу и поступил сразу в техникум. Мне дали его закончить и забрали в армию. Я попал в Москву и решил после армии не идти на светскую работу, решил посвятить себя церковной деятельности. Моя сестра в это время уже вышла замуж за выпускника Московской духовной академии, ее муж, впоследствии — отец Борис, стал священником, у него была хорошая библиотека. У нас в Воронеже-то тогда ничего, никаких книг практически не было, все погибло во время войны, а в Москве многое сохранилось.

Отец Борис мне сказал, что Церкви не хватает кадров. Я решил: почему я, верующий человек, должен вместе со всеми строить коммунизм, безбожное общество? Я же верю в Бога, и надо стараться послужить Ему. Тогда это считалось особенно непочетным, особенно для молодого человека. В храмах стояли в основном одни бабушки. Когда я в Воронеже появлялся в храме, все удивлялись тому, что на службу пришел молодой человек. Хотя, конечно, молодежь тогда ходила в храм, но совсем немного, все-таки боялись. Я тогда подумал: вот это как раз и нужно, необходимо тогда было иметь мужество, чтобы ходить в храм. И в Евангелии есть слова Иисуса Христа: Кто Меня постыдится, того и Я постыжусь перед Отцом Небесным.

После армии я взял письмо у архимандрита Кирилла (Павлова), духовника Троице-Сергиевой лавры, у которого тогда уже окормлялась вся наша семья. Он направил меня в Переславль-Залесский, где я прислуживал год в Покровском храме. После этого я поступил в семинарию, и началась моя церковная жизнь — отметил митрополит Тихон.

В 1974 году будущий владыка поступает в Московскую духовную семинарию. 10 октября 1976 года он был зачислен в штат Издательского отдела Московского Патриархата.

4 декабря 1978 года архиепископом Волоколамским Питиримом (Нечаевым) был рукоположен в диакона и назначен заведующим отделом церковной жизни редакции «Журнала Московской Патриархии».

19 марта 1981 года наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) был пострижен в монашество с именем Тихон, в честь святителя Тихона, епископа Воронежского; в тот же день ректором МДА архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом) рукоположен во иеромонаха.

В 1981 году оканчивает Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 1983 года по 1986 год является первым заместителем главного редактора Издательского отдела РПЦ — архиепископа Питирима (Нечаева); руководил возведением нового здания для Издательского отдела и приходского дома при храме Воскресения Словущего на Успенском вражке (место постоянного служения архиепископа Питирима и других клириков Издательского отдела).

4 июля 1984 года возведен в сан архимандрита. В 1986 году жил в Троице-Сергиевой лавре, затем перешел в московский Данилов монастырь (был помощником эконома, а затем экономом). 12 мая 1987 года назначен наместником Данилова монастыря, за участие в его восстановлении награжден Патриаршим крестом.

Всего четыре священника

25 января 1990 года начинается епископское служение. Постановлением Священного Синода РПЦ определен быть епископом Новосибирским и Барнаульским. 19 августа 1990 года в Богоявленском соборе Москвы состоялась его епископская хиротония, которую совершили Патриарх Московский Алексий II, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), архиепископ Калужский и Боровский Климент (Капалин), епископ Истринский Арсений (Епифанов) и епископ Подольский Виктор (Пьянков). Вот что об истории Новосибирской епархии в 2013 году рассказывал владыка Тихон нашей газете:

— Я приехал в Новосибирск в 1990 году. В области было всего (!) два храма. Один в городе — это наш Вознесенский кафедральный собор, и в области, в Новолуговом — храм святителя Николая. Было еще несколько молитвенных домов. В городе было всего четыре священника. А боролись с ними 200 тысяч атеистических сотрудников общества «Знание». 200 тысяч, представьте себе!

Я приехал из Москвы, где участвовал в восстановлении Данилова монастыря, в Москве уже работали воскресные школы, возрождались и другие церковные структуры. Но в Новосибирской области практически не было ничего. И вот в 1991 году Новосибирск решил посетить Патриарх Алексий II. Это, конечно, способствовало тому, что нам стали помогать местные власти. Но главным образом не хватало кадров. А в храме тогда было очень много молодых людей, которые хотели принять священнический сан. Мы открыли для них курсы. У нас был небольшой зал, в котором помещалось 40 человек. Почти все они приняли сан. Стратегия была таковой — в каждом районе города и в каждом районном центре области открыть молитвенный дом или храм. Конечно, мне пришлось поездить, познакомиться с главами администраций. С некоторыми из них у меня до сих пор хорошие, именно дружеские отношения.

Проблема с кадрами начала решаться очень быстро. Тогда мы практически каждое воскресенье рукополагали одного в дьяконы, другого в священники. За пять лет, к 1995 году, мы открыли 90 приходов. Потом меня призвали обратно в Москву. В 2000 году я снова возвратился в Новосибирск. За последние 13 лет мы укрепили церковную экономику, и это открыло нам большие возможности для социального служения.

Сегодня у нас более 30 отделов в епархиальном управлении, которые занимаются различными направлениями церковной деятельности. Прежде всего, это работа с социально незащищенными людьми, с людьми, которые оказались в трудных жизненных обстоятельствах.

Сегодня у епархии и под нашим попечительством существует 17 реабилитационных центров для наркоманов. Всего в России таких центров 40. Из них три у государства. У нас есть 18 летних детских лагерей, в которых ежегодно отдыхает около 2000 ребятишек. Мы окормляем 50 детских домов и интернатов. Окормляем все колонии, 30 медицинских учреждений. Наши сестры милосердия бесплатно ухаживают за больными. Есть два центра, в которых оказывают помощь людям без определенного места жительства, мы называем эти центры богадельнями. Там живут и инвалиды, которым негде жить и которые не могут за собой ухаживать. Помогают богадельни, особенно суровой сибирской зимой, людям, которым негде жить. За эту зиму от обморожения спасли тысячу человек. В Омске 20 человек замерзли насмерть. У нас, слава Богу, ни одного.

Наш центр помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, за этот год оказал 70 тысяч социальных услуг. За год мы потратили десятки миллионов только на социальную работу.

Конечно, и строительство храмов продолжается. Каждый год по области открываются по 5—10 храмов, отметил митрополит.

Что касается современной жизни Новосибирской епархии, то 31 января 2018 года митрополит Тихон рассказал о том, что в митрополии идет «большая стройка».

«В городе у нас сейчас в процессе строительства находится 48 храмов, 16 часовен и 82 других объекта. Конечно, средств, как всегда, не хватает, и поэтому — там немножко делаем, там немножко. Но потихоньку каждый год какую-то стройку мы заканчиваем.

Самая большая стройка — это наша духовная семинария в городе Обь. В основном учебном корпусе уже все сделано. В прошлом году также было сделано общежитие, в которое уже переселились студенты. После этого сразу увеличился набор. Раньше жили по 12 человек в комнатах, теперь по четыре человека. У нас там же не только семинария, но еще и пансион, подготовительное отделение. Пансион — это когда ребятишки приходят после девятого класса. Точнее, 10—11-й классы они учатся в общеобразовательной школе в Оби, а живут и питаются у нас в семинарии и тоже готовятся к поступлению. Сейчас доделываем административное помещение, где будет большой спортзал, тренажерный зал, зал самоподготовки с библиотекой, актовый зал и большая трапезная на сто человек.

Я спросил у ребят: «Какой зал вам нужен первым?» Они все сказали: «Спортзал!» Ну, молодые ребята… им, конечно, хочется, чтобы можно было после учебы пойти размяться».

Цивилизационный выбор молодежи

Митрополит Тихон в начале 2018 года рассказывал новосибирской прессе и о том, что уже в этом году в центре города планируется открыть Дом молодежи. Первый подобный проект в России.

— Да, работы с молодежью много, она очень важна для нас, поколения сменяются очень быстро. И для православной молодежи тоже должен быть свой досуг. В прошлом году у нас провели форум моды. Вы знаете, например, мусульмане, особенно в Чечне, тоже проводят такие форумы мусульманских женщин. Красивые платья, интересно, что они возрождают свои традиции. Конечно, не все будут это носить, но даже в целях сохранения традиций, мне кажется, это очень важно. Все-таки это говорит о национальной идентичности. Вот, мол, так вот женщина-чеченка должна выглядеть. А дальше уже могут быть различные варианты. Мы здесь решили сделать нечто подобное.

Если вернуться к Дому молодежи, то мы уже несколько лет потихоньку, когда есть деньги, занимаемся отделочными работами. На днях будем ставить двери, уже есть полы. В здании будет часовня, она уже расписана. В здании будет небольшое бесплатное кафе, где молодые люди могут попить чай, кофе после занятий. Будут и молодежные кружки.

В селе Боровом на берегу Оби у нас также работает очень хороший молодежный лагерь. Это двухэтажное здание плюс десять домиков. Уже несколько лет мы проводим там молодежные смены, которые называем «трудовыми». Молодые люди приезжают туда со всей Сибири. Лагерь бесплатный.

Рассказывая о том, что в 2018 году на территории Троицкого сквера будет установлен памятник святому князю Владимиру, владыка Тихон сказал:

— Это тема цивилизационной идентичности. А князь Владимир положил начало цивилизационному выбору Руси, когда крестился сам, его дружина, а потом и простые люди. Русь принимает веру не откуда-то, а из тогдашнего центра цивилизации — тысячелетней Византийской империи. Наш известный филолог Леонид Григорьевич Панин, оценивая вклад князя Владимира в русскую культуру, сказал: «Произошло наложение византийской кальки на наш народ. И поэтому все у нас стало развиваться к мощнейшей Византийской империи. А с падением Византийской империи в XV веке многие ученые, художники, философы, мыслители переехали на Русь именно оттуда, неся православную культуру».

Князь Владимир — начало нашей цивилизации, и молодежь должна знать о его подвиге. 1030-летие Крещения Руси мы тоже будем широко отмечать, чтобы донести до молодежи эти исторические сведения, в том числе и те, откуда есть пошла русская земля. Это наши корни, и если молодой человек не привит к этим корням, он не может быть патриотом. Патриотизм мы не можем делить на царский, советский, демократический… Патриотизм — это любовь к своему народу, своей культуре, истории, ко всему наследию, которое мы за эту тысячу лет собрали для себя.

Невыдуманная нравственность

Иногда говорят, что для современного общества религия устарела. Но на самом деле она всегда молода, потому что мы — новые люди, мы современны и пришли в этот мир недавно, древними остаются только учения, традиции и заповеди. И церковь как раз напоминает нам о проверенном, верном пути.

— В любом веке мы наблюдаем одно и то же: как только цивилизация развивается до определенного высокого уровня, в обществе тут же происходит отход от нравственных ценностей, — рассказывал 10 лет назад тогда еще архиепископ Тихон Софии Голдберг, журналисту издания «Эксперт-Сибирь». — Гибель всех древних цивилизаций мы замечаем в первую очередь по признаку нравственного упадка. Религия всегда современна, но деградирует само человечество, так как религия мешает строительству потребительской цивилизации, потому что призывает к другому государству, к духовному, а оно — антипод материальным понятиям. Главный идол сегодняшнего дня — благосостояние общества. Само слово «религия» восходит к латинскому religare, «связь с Богом». И первая заповедь гласит: возлюби Бога. Но как Его полюбить, если мы Его не ощущаем, не видим? Через творения мы должны увидеть, что мир создан очень разумно, и полюбить высший творческий Разум. И тогда любовь к Богу станет преградой для любви к идолам — ложным богам. Но любовь, в свою очередь, подавляет свободу и делает человека зависимым от кого-то или чего-то — от Бога, от предмета, от другого человека. Самый опасный идол — это материальное благополучие, которому подвержены мы все. Идол — это не то, что вырубили из песчаника со скрещенными на животе руками. Это понятие духовное. Но вся соль нравственности заключается в том, чтобы понять, где же жизненная необходимость переходит в порочное излишество. Если человек не способен ощутить эту невидимую грань, он начинает деградировать. Помните, у Пушкина: «Там царь Кощей над златом чахнет»? Злато — это же символ благополучия, оно должно служить, давать благо жизни, но уже он служит злату и над ним чахнет, — отмечал владыка.

— Я думаю, что в христианстве правильнее всего определено понятие любви. Любовь — это самопожертвование. А на жертвенность человек, изнеженный материальными благами, как правило, не способен. Он — эгоист и потребитель. Потому что жертвовать, сострадать — это всегда очень болезненно. Церковь как раз напоминает об этих истинах современному человеку. Советская власть воспитывала общество даже не в атеистическом духе, а в духе невежества. Духовная литература не издавалась, священников было мало. Я приехал в Новосибирск в 1990 году — здесь был один храм на город и область, четыре батюшки и тысячи атеистических работников, которые на средства госбюджета боролись с этими четырьмя батюшками. Представьте себе, какой натиск выдержала церковь! И устояла. Почему? Потому что атеистическая и материалистическая идеология были формальны. В советское время было принято думать, что с церковью покончено, но, как оказалось, чуть не покончено-то было с обществом. Все демографические беды, которые мы испытываем сейчас, начались не сегодня, а с 1960-х годов, с хрущевских гонений. При Сталине с 1943 года было открыто 20 тысяч храмов, Хрущев закрыл 15 тысяч. И сразу в демографии и социальных показателях начался сбой. Увеличилось количество самоубийств, абортов, разводов, возросла преступность. Бороться с этим мало кто хочет. А церковь делает это на общественных началах.

В то же время церковь отделена от государства. Мы не вмешиваемся в политическую жизнь страны, и государство не вмешивается в дела Церкви. Но когда государство понимает, что Церковь приносит пользу, оно дает возможность ей влиять на общество. Мы уже в другом строе, уже не советском, но отношения между Церковью и властью далеко не идеальны. Конечно, хотелось бы, чтобы в школах преподавался если не Закон Божий, то хотя бы основы духовной культуры.

К Пасхе

Отдельно следует отметить, что митрополит Тихон пишет замечательные проповеди к великим христианским праздникам. Точнее будет сказать, что называются эти проповеди посланиями. Приведем ниже часть пасхального послания, которое написал владыка в этом году:

«Христос восстал из мертвых — восстаньте с Ним и вы! Христос во славе Своей — восходите и вы! Христос из гроба — освобождайтесь из уз греха. Пасха, Господня Пасха! И еще скажу в честь Троицы: Пасха! Ныне спасение миру — миру видимому и невидимому, — восклицает Святитель Григорий Богослов в Слове на Пасху.

«Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия», — слышим мы в праздничном каноне пасхального богослужения.

Радуясь победе Воскресшего Христа над смертью, надо помнить, что радость спасения пришла через Голгофу, через Крест. Поэтому Церковь Христова учит воспринимать земную жизнь нашу как крестный, пасхальный, спасительный из сени смертной исход в жизнь вечную, в невечерний день Царствия Христова.

В нынешнем году исполняется 100 лет с начала послереволюционных событий в нашей отечественной истории, когда наступила длительная эпоха мученического и исповеднического подвига. Крестный путь России в XX веке открывается нашему взору в подвигах святых новомучеников и исповедников Церкви Русской. В чем величие их жертвенного подвига? — Святые новомученики и исповедники Церкви Русской сберегли для нас самое главное — веру во Христа, смертью смерть поправшего и даровавшего нам Своим Воскресением вечную жизнь, они сохранили Святую Веру Православную, Русскую Православную Церковь, Россию.

Мы молитвенно вспоминаем столетие со дня мученической кончины царской семьи, их слуг и преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, показавших пример стояния в вере и жертвенного служения ближним даже до смерти. Мы прославляем исповеднический подвиг Святителя Тихона, Патриарха Московского, поставленного Промыслом Божиим у кормила Русской Церкви в эпоху огненных испытаний для Отечества нашего.

Новомученикам и исповедникам Церкви Русской довелось пережить тюрьмы, лагеря, неправедный суд, общественное унижение, неблагодарность, клевету и предательство. А они, страдая и умирая за веру во Христа и Евангельскую Правду, молились о спасении своих соотечественников, о спасении России, о спасении и вразумлении своих мучителей, со словами: «Телесная бо и сия мучения — веселие суть рабом Твоим, Господи».

Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский, пострадавший в 1922 году за защиту церковных святынь, перед расстрелом написал такие удивительные слова:

«Христос — наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда и везде хорошо. За судьбу Церкви Божией я не боюсь. Веры надо больше, больше ее надо иметь нам, пастырям. Забыть свои самонадеянность, ум, ученость и силы и дать место благодати Божией. Надо себя не жалеть для Церкви, а не Церковью жертвовать ради себя».

Подвиг Святых новомучеников и исповедников должен всегда оставаться в благодарной памяти народной, потому что они являлись не только лучшими сынами и дочерьми Святой Матери-Церкви, но и лучшими гражданами своего земного Отечества. Христианин является ответственным гражданином не за страх перед законом, а по своей совести. Это ясно из слов святого апостола Петра, который предупреждает последователей Христа: «Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1 Пет. 4, 15-16). Поэтому если верующий во Христа гражданин страдает именно как христианин, то государство, карая его за веру и нравственные убеждения, поступает не как охранитель, а как разрушитель общественного и нравственного правопорядка. В таком случае потерпеть наказание и смерть за Христа — это не позор, а честь!»

Подготовил Александр ОКОНИШНИКОВ,

Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон (в миру Леонид Емельянов) выступил с докладом, в котором раскрыл положительные стороны правления Иосифа Сталина и осудил запрещенный Минкультом фильм британского режиссера Армандо Ианнуччи "Смерть Сталина"
berdskadm.ru

Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон (в миру Леонид Емельянов) выступил в конференц-зале администрации Бердска с докладом, в котором раскрыл положительные стороны правления Иосифа Сталина и осудил запрещенный Минкультом фильм британского режиссера Армандо Ианнуччи "Смерть Сталина". Выступление состоялось перед представителями духовенства Новосибирска и Бердска, работниками администрации города в рамках III Парламентских Рождественских чтений на церковно-общественном форуме, сообщает официальный сайт города Бердска.

Митрополит Тихон, возглавляющий этот форум, заявил темой своего доклада "Нравственные ценности, как основа народного единства". Рассказывая о тесном переплетении духовности и государственности, морали и нравственности, он цитировал высказывания академика Дмитрия Лихачева, президента Владимира Путина и патриарха Кирилла о том, что основа успешного будущего страны - нравственность, а духовный ориентир - православие.

"Духовные скрепы - это народное единство, это нравственные основы человеческой жизни. Их надо укреплять, а не расшатывать. Как священные заветы мудрых предков наших, духовные скрепы надлежит передавать новому поколению граждан России. И об этом же нам напоминают слова гимна России: "Предками данная, мудрость народная", - говорилось в докладе митрополита.

"Наша верность Отчизне дает нам силу к созиданию будущего - это верность духовно-нравственным и культурно-историческим ценностям и традициям России", - сказал митрополит Тихон.

Священник не ограничился общими словами о нравственности, но раскрыл это понятие в контексте внешней политики РФ. Как сообщает издание "Бердск Онлайн" , в западных странах конфессии, по словам Тихона, "капитулировали под давлением аморальности", а в России, наоборот, церковь стала оплотом нравственности.

Тихон осудил молодых людей, которые, по результатам соцопросов, ставят любовь к Родине на последнее место в списке своих приоритетов, допуская возможность, что начнут любить Родину, если та даст им хорошее образование и различные материальные блага.

Кроме того, по словам священника, среди молодежи насаждается уголовная субкультура, становятся модными "татуировки, мат и однополые связи" (так тезис выглядит в передаче издания "Бердск Онлайн"), в современном мире "новой религией" стало стремление к комфорту, в погоне за которым люди забывают о духовном, посетовал митрополит Тихон. В заключение своей лекции митрополит призвал "укреплять, а не раскачивать духовные скрепы".

Митрополит раскрыл положительные стороны Сталина и осудил фильм "Смерть Сталина"

В таком стиле была выстроена основная часть доклада, лейтмотивом которого служила мысль о том, что вера укрепляет государство, пока митрополит не перешел к рассуждениям об истории, отвечая на вопрос молодого человека из зала. Павел спросил у митрополита о том, как он оценивает деятельность Иосифа Сталина "с точки зрения нравственности".

"Иосиф Виссарионович - семинарист, правда, недоучившийся. Он очень любил священные писания и, по воспоминаниям его дочери, у него дома всегда стояли книги о жизни Иисуса Христа. И когда дочка спросила у него: "Папа, а Иисус Христос был?", он сказал: "Я считаю, что Иисус Христос - историческая личность". То есть, это он не подвергал сомнению", - сделал вывод митрополит Тихон.

"Ну, а то, что у него не все получалось, чтобы, так сказать, нравственности соответствовать… - продолжил он. - Ну, раз он ушел из церкви, объявлял себя человеком атеистической идеологии, то, наверное, у него были свои понятия о нравственности. Но сейчас даже не об этом идет речь".

"Я понимаю, что в обществе идет дискуссия, кто прав, кто виноват и что делать. Но наша задача: не плевать на свою историю. И о том, что сделано хорошо, так и говорить - это хорошо", - сказал Тихон.

Священник рассказал, что его отец, которому сейчас 101 год, участвовал в Великой Отечественной войне и, по его убеждению, "Сталин фактически победил фашизм". "Никто не сможет отрицать, что он стоит во главе победы над фашизмом", - согласился Тихон.

Упомянув о гонениях Сталина на церковь, священник вспомнил Петра I и его распоряжение снять колокола с церквей и переплавить их на пушки. "Говорить о том, что эта личность (Сталин) была такая плохая… Во-первых, он был не один. Это же была целая идеология. И когда время пришло более благоприятное, на оккупированных территориях начали открывать храмы и монастыри. Сталин собрал членов священного синода русской православной церкви и сказал им: "Берите Свято-Троицкую Сергиеву лавру, открывайте храмы на возвращенных территориях". То есть он сразу скорректировал это все", - пересказал митрополит историю.

По мнению митрополита Тихона, о сталинском периоде нельзя говорить однозначно. "Хотя, как говорится, если сейчас устроить нравственный суд над любым человеком, то у любого человека есть и положительные, и отрицательные стороны", - добавил он.

Он осудил запрещенный фильм британского режиссера Армандо Ианнуччи "Смерть Сталина", назвав его американским. "Нельзя, конечно, делать так, как вот сделали американцы сейчас. Фильм о Сталине, который Министерство культуры запретило. Там унижают его (Сталина) личность и достоинство. Он все-таки был главой нашего государства", - сказал глава новосибирской митрополии.

Парламентские встречи с митрополитом Тихоном проходят в Бердске третий год подряд. В прошлом году он выступал с докладом "Эволюция нравственности", в котором изложил взгляд церкви на события XX века. По окончании нынешних чтений мэр города Евгений Шестернин подарил митрополиту памятный альбом, изданный к 301 годовщине Бердска и сувениры с городской символикой.

23 января министерство культуры РФ приняло решение об отзыве прокатного удостоверения у фильма британского режиссера Армандо Ианнуччи "Смерть Сталина", уведомив об этом прокатчика картины - ООО "Вольгафильм".

В Совете по правам человека назвали запрет "Смерти Сталина" "неприкрытой цензурой", исходящей из "политической вкусовщины". Признаков экстремизма в фильме нет, это "исключительно политическая вкусовщина", указал правозащитник Илья Шаблинский. Запрет на показ продиктован исключительно политическими предпочтениями должностного лица, которое решило не показывать фильм широкому зрителю, отметил член СПЧ.

Е. А. Ямбург - Заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО (с 2000), директор Центра образования № 109 (Москва), больше известного как «Школа Ямбурга». Автор книг «Эта скучная наука управления», «Школа для всех» (лучшая педагогическая книга России 1997 года), «Педагогический декамерон». Разработчик и автор адаптивной модели школы - новой модели разноуровневой и многопрофильной общеобразовательной массовой школы с набором классов различной направленности, образовательных услуг, открытой, для детей самых разных возможностей и способностей, вне зависимости от их индивидуальных психологических особенностей, здоровья, склонностей, материальной обеспеченности семьи. Самый главный посыл такого образовательного учреждения - не ребёнок приспосабливается к школе, а школа адаптируется под возможности, потребности и способности ребёнка. Так, например, помимо серьёзной учебной программы, в ЦО № 109 действует мощная система дополнительного образования: конюшня для занятия иппотерапией, школа художественных ремесел, клуб путешественников «Зюйд-Вест», театральная студия, клуб любителей кино и пр.

Е. А. Ямбург - участник многих телевизионных и радиопередач по вопросам воспитания и обучения детей, развития культуры и общества. Главный редактор и автор проекта «Антология выстаивания и преображения. Век XX».

..

«УЧЕНИКОВ НАДО УДИВЛЯТЬ!»

Детям всё равно, кто я - доктор наук, академик, профессор и так далее. Образно говоря, каждый раз в класс ты входишь голым и должен доказывать, что ты не медведь. И поскольку учитель давно перестал быть единственным источником информации, то - должна быть харизма, или тебя будут выносить из класса.

О выборе профессии и первых учениках

Евгений Александрович, прежде всего, давайте вспомним, как Вы пришли работать в школу.
- Во-первых, я внук учительницы, сын учительницы, муж учительницы, а теперь уже и отец учительницы. Где-то чуть не с седьмого класса я давал уроки в классе у мамы и проверял тетрадки. И мне это всегда было интересно. Так что поступление в педагогический вуз было абсолютно осмысленным и нормальным - мне это нравилось всегда.

Ну, а дальше всякие были пути. Я должен сказать, что эта профессия, конечно, - каторга, но, если ты её любишь, то это - сладкая каторга. И при всём при этом - учитель - одна из немногих профессий, где не происходит смыслоутраты, - то, что называется, социальный вакуум.

Представьте себе, со мной за одной партой сидел очень способный человек, которого я до сих пор уважаю. Он всю жизнь потратил на то, чтобы создать «Буран». А потом его создание выставили в Парке культуры и отдыха имени Горького, и по нему ползали экскурсанты. Не знаю, пережил бы ли я подобное.

Так вот, профессия учителя и врача - это те, что остаются актуальными при любой власти и при любых погодах. Потому что детей надо учить, а больных надо лечить - смыслоутраты не грозит. И при всех трудностях и сложностях, материальных, моральных и других, это, конечно, - очень вдохновляющая профессия.

- Вы помните из своих первых учеников?
- Разумеется. Во-первых, мы с ними постоянно встречаемся. Им уже, мягко говоря, немало лет. Во-вторых, детей многих из них я уже выпустил из школы. Я только в этой школе работаю тридцать восьмой год.

Тут недавно произошла такая довольно комическая история. Были выборы мэра, они происходят на территории школы. Ну, естественно, я не отвечаю за сами выборы, я ходил там по территории, честно говоря, покуривал, потому что в школе курить нельзя. И шли родители моих первых учеников - представьте, если в 1977-ом им было сорок, то сколько им сейчас. С палочками. И каждая проходящая дама считала своим долгом сказать: «Евгений-Саныч, как вы постарели». На что я отвечал: «А вы - всё такая же».

Так что, дети моих учеников уже окончили школу - это несколько поколений. Я знаю о многих судьбах - и удачных, и неудачных - это жизнь.

Все ли учителя неудачники?

А вот что касается учителей. У нас в массовом сознании в последние двадцать лет почему-то закрепилась идея про то, что «в школу идут одни неудачники»…
- Давайте не будем лукавить - это не двадцать лет. Вообще это было почти всегда. Уже когда я учился - а это, как вы догадываетесь, было сильно в прошлом веке - бытовала частушка: «Ума нет - иду в пед».

Потому что профессия, конечно, во-первых, тяжёлая, а во-вторых, не самая престижная и достаточно мало оплачиваемая. И поэтому действительно такое мнение существовало.

Это профессия массовая. Но я вам хочу сказать, что в этой профессии, как и в любой другой, есть люди, которые к ней призваны. Есть такие, что пошли в неё потому, что никуда больше не годились - для них это - каторга, потому что это надо любить и понимать.

Кастинга, даже сейчас, когда несколько повышена зарплата, мы не проводим. А это значит, что в этой массовой профессии на три-четыре суперодарённых человека, есть три средних, два - никуда не годных. И так было, есть и будет.

Что же касается последних двадцати лет, да, определённый слом происходил. Потому что, когда ввели Единый государственный экзамен и появилась возможность поступать одновременно в пять-шесть мест, получилось так, что педагогические вузы, в значительной степени, не отбирали лучшее, а подбирали то, что осталось после МГИМО, Высшей школы экономики, МГУ и так далее. В процессе обучения более сильные студенты там ещё шли в аспирантуру. То есть, определённый противоестественный отбор был - это тоже правда.

Но, с другой стороны, поверьте: вечная профессия. Всё равно всегда находились люди, которые к ней призваны.

Вот последний пример. У меня много молодых специалистов, сейчас их по школе 23. Ну, правда, и школа огромная, но всё равно это сильно. Так вот, не буду называть фамилий… Но есть довольно одарённый учитель, который несколько лет у нас поработал, ушёл в бизнес, а потом вернулся. Потому что бизнес - это тоже не для всех - там жёсткая конкуренция, он там пару раз прогорел… И я, откровенно говоря, рад этому обстоятельству, потому что он - педагог милостью Божией: он интересно объясняет, дети к нему хорошо относятся…

Или, например, у меня есть большое количество педагогов дополнительного образования - ну, потому что шлюпки, пароходы (на балансе школы находится 2 теплохода и 6 шестивесельных ботов - прим. ред.)… И я смотрю на всех этих достаточно молодых людей такого, я б сказал, «окуджавского розлива» - они тоже никуда не делись. И про себя думаю: ещё неизвестно, кто кого спасает - они спасают детей или дети их. Потому что есть люди, которые могут встроиться в эту жёсткую конкурентную борьбу, а есть люди, по-другому заточенные.

- А что должен сделать учитель, чтобы Вы с ним расстались? Были такие случаи?
- Да, такие случаи были, не очень часто, но… Я не говорю о каких-то примерах унижения или нарушения этики - это бывает достаточно редко.

Чаще - понимаете, какая вещь? - сами они уходят. По той простой причине, что сегодня детей надо удивлять. Детям всё равно, кто я - доктор наук, академик, профессор и так далее. Образно говоря, каждый раз в класс ты входишь голым и должен доказывать, что ты не медведь. И поскольку учитель давно перестал быть единственным источником информации, то - должна быть харизма. Или тебя будут выносить из класса.

Или же ты будешь ощущать такую тоску! Но с такой тоской в школе работать нельзя, понимаете, глаз не горит.

Поэтому бывает по-всякому: кто-то, конечно, дорабатывает, потому что деваться некуда. Но в принципе современная школа предъявляет огромные, может быть, временами даже завышенные, но объективные требования к учителю. И здесь крутиться надо.

Как он умел казаться новым,
Шутя невинность изумлять…

Понимаете, это очень сложно. Но возможно.

Как изменились дети и родители

А насколько дети изменились, и изменились ли за последние двадцать лет?
- Понимаете, и да, и нет. Если судить о современных детях по контенту телевидения, то это вообще «тушите свет». По той простой причине, что средства массовой информации интересует драматургия. А драматургия всегда основана на скандале. И мало кого интересуют вполне вменяемые нормальные дети, которым хочется нормально учиться. Я думаю, что процент добра и зла нисколько не изменился за последние сорок лет. И в этом смысле всякие были тогда дети - подлые, мерзкие, страшные, и были прекрасные. И сегодня то же самое.

Другое дело, что есть такие неуловимые изменения, которые больше всего бросаются в глаза. Потому что сегодня, когда маленькой четырёх с половиной летней девочке показываешь книжку - а у нас тут детский сад в центре образования, - она делает на книге характерное движение пальчиками и удивляется, почему изображение не расширяется. Конечно, это уже цифровое поколение, и есть некоторые способы восприятия, которые меняются.

Конечно, и к счастью, эти дети уже не такие пуганые, как мы, и в этом смысле это - иное поколение. Внутренне они намного свободнее, чем мы, что мне, например, очень нравится. С другой стороны, они часто - более бесцеремонные, что не может не ранить душу старого учителя.

Кстати говоря, понятие возраста очень относительно. Я знаю семидесятилетних учительниц, у которых горят глаза, и двадцатипятилетних с тухлыми глазами - это не возрастная категория.

И, конечно, многое изменилось с точки зрения самого мира - потому что школа, как писал Корчак, находится не на Луне. Изменилось многое, и в этой связи я даже доволен, что они более недоверчивые. Во всяком случае, ими сложнее манипулировать, чем было нами и их отцами.

Но есть, конечно, и другая сторона. Потому что избыточный прагматизм имеет место быть - кстати, как у родителей, так и у детей. И в этом смысле «это нужно - это сдавать, это не сдавать». И «зачем мне вообще ваша «мировая и художественная культура», если она не сдаётся в вузах?» - такое тоже есть. Нормально - жизнь продолжается.

- А что происходит с родителями? Подход «сдаю ребёнка - учите» - это не вариант авторской школы?
- Ну, почему? «Сдать ребёнка на сохранение» - это такой тренд. И потом - школу сегодня превратили в продавца образовательных услуг, что на самом деле несовместимо с творчеством - ни с художественным, ни с педагогическим. И в этом смысле позиция, что «клиент всегда прав» меня тоже не устраивает. Хотя есть и такая категория родителей: «Мы вам привели - вот, учите».

Есть другие родители - они оканчивали эту школу, знают её традиции, сами прошли через эти вещи. Родители разные.

Но в целом от жизни не уйдёшь, и господствующий прагматизм захлёстывает. И, помимо прочего, прекрасно, когда школа развивает, прекрасно, когда школа даёт какие-то нравственные ценности, но им же жить дальше, делать карьеру. И вообще многие вещи изменились.

Например, здорово изменилась даже коннотация некоторых русских слов. Когда я учился, в прошлом веке, слово «амбициозный», «карьерный» было отрицательным - сегодня это доблесть. И когда я читаю объявление в газете: «самодостаточный мужчина ищет спутницу жизни», то думаю: «Зачем тебе спутница, раз ты такой самодостаточный?» А оно просто разлито в атмосфере.

Поэтому идеализм приходится отстаивать. И я часто встаю с детьми против родителей.

Вот есть у нас клуб путешественников «Зюйд-Вест», они из года в год изучают Волгу - экологию, географию, записывают устные рассказы бабушек. Это тяжёлая работа, потому что они идут на вёслах.

Ну, и представьте себе - там занимаются, в основном, дети родителей среднего и небольшого достатка. И им начинают завидовать дети состоятельных. Потому что, представьте, Вы приехали в отель all-inclusive в Турции или где-то ещё, и на третий день дети просто шизеют от того, что они лежат на море животом кверху или катаются на этих бананах. Оказывается, что их товарищи работают в более интересном ключе. Это всё -гримасы нашей жизни.

О положительном значении стрессов

То есть, ребёнку надо, в том числе, создать активность?
- Ну, а как же! Это самое главное. Как иначе он будет развиваться? Это мне напоминает одну историю. Я всегда считаю, что богатые тоже заплачут и уже плачут.

Вот есть здесь детский сад. Я иду по детскому саду, там песочница. Один четырёхлетний товарищ толкнул другого, тот упал и лежит. Я его спрашиваю: «Ты чего лежишь?» Он отвечает: «Жду, когда меня поднимут».

Потому что он воспитывался с нянькой, которая за него отвечает головой. Причём если в строительство у нас идут люди из Таджикистана, Узбекистана, то няньки - это, как правило, украинки - очень добросовестные люди.

Но у ребёнка в итоге уже проблемы. Во-первых, она говорит с некоторым акцентом - потом этот русско-украинский суржик из него, как из актрисы Гурченко, придётся выбивать десять лет. Во-вторых, если она на работе и, как коршун, бросалась его поднимать, - значит, он уже эмоционально недоразвит. Даже в песочнице он уже неконкурентен - в общем, тут есть проблемы.

Только что мы говорили, что амбициозность - это плохое качество, и теперь сожалеем о недостатке конкурентности?
- Знаете, когда я занимался моржеванием, там на проруби висел такой лозунг: «Без стрессу нет прогрессу». На самом деле бывают стрессы деструктивные - разрушающие личность - и бывают конструктивные. Это как два плеча коромысла, которые всё время надо держать в равновесии.

Вот у нас все до сих пор помешаны на докторе Споке: детей любить, гладить, ни в коем случае не перечить, только в любви воспитывать. И мало кто знает, что в конце жизни Спок отказался от этой теории. Потому что Америка вздрогнула от двух поколений истериков, которые он воспитал.

Эти дети, заласканные, выходя в жёсткую конкурентную жизни, оказались беспомощны - начались стрессы, фрустрации, самоубийства. То есть, на самом деле воспитывать надо не так и не так, истина - она посередине.

Дифференция, интеграция и индифия

Кстати, о конкурентности. У нас школа много лет развивалась под флагом общедоступности. 109-ая - одна из немногих школ, где детей открыто делят на классы по уровням…
- А здесь опять всё не так и не так.

Вообще и дифференциация, и интеграция имеет и плюсы, и минусы. Нет ни одного явления в мире, которое было бы сугубо положительным - совершенен только Бог, остальное - извините. Всякая Луна имеет оборотную сторону.

В чём сильная сторона дифференциации? Можно оказать помощь ребёнку - предметную, реальную, с учётом его развития во всех сферах - интеллектуальной и эмоциональной. В чём отрицательная сторона? Это ощущение неполноценности, второсортности и всё такое.

В чём сильная сторона интеграции? Это толерантно, это политкорректно, это не создаёт ощущение второсортности у одних и завышенной самооценки у других. Но реальную помощь оказать нельзя.

Поэтому сегодня в мире - и я - один из тех, кто это продвигает, - есть понятие «индифия». Это гибкое сочетание интеграции и дифференциации - не «или - или», а «и - и». Даже один и тот же ребёнок на разных стадиях развития и обучения требует то дифференциации, то интеграции. То есть, здесь так же, как с конкурентностью - это два плеча коромысла.

Поэтому дифференциация бывает разной. Она иногда заключается во внутреннем подборе методик обучения детей - это внутренняя дифференциация. Потому что есть, например, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Говорить такому ребёнку: «будь внимателен», - это всё равно, что сказать слепому: «присмотрись», - там нужны специальные технологии. И лучше маленькие классы. Хотя интеллект у него сохранен.

Есть внешняя дифференциация - деление по потокам обучения. То есть, есть, скажем, коррекционные классы, классы компенсирующего обучения, обычные классы и классы повышенного типа. Потому что одних детей нельзя держать на манной каше. Сильный интеллект, память хорошая - их тормозить нельзя. А другим надо очень помогать. И, когда они все в куче, - это красивый разговор, что их можно так учить.

В чём особенность нашей дифференциации? Она не на всю жизнь. Что такое адаптивная школа - та модель, которую мы уже тридцать лет делаем? Вот у нас есть классы поддержки: мы тебя в таком классе подержали - марш в общеобразовательный! Вытянул головку в общеобразовательном - пойдёшь в гимназический. Не тянешь - пойдёшь обратно. Иными словами, эта система всё время дышит. В зависимости от динамики развития ребёнка выбирается технология обучения, уровень программ и так далее.

Иными словами, это - не такое грубое деление, нежели просто «на дураков, средних и умных». Но для того, чтобы это работало, должна быть служба сопровождения - психологи, дефектологи, логопеды. А с этим в стране очень плохо. Потому что сейчас, когда повысили зарплату учителям…

Это надо было делать, потому что не зря ещё Чехов говорил, что «нищий учитель - позор для страны». Но, поскольку сумма средств на образование в большинстве регионов осталась та же, то повысили часто за счёт того, что из школы убирали так называемых «лишних» людей - дефектологов, психологов, логопедов. А это большая беда. Потому что помогать нужно всем детям, но очень прицельно понимая, в чём их проблемы.

Поэтому опять - и дифференциация, и интеграция - это два полюса, два рукава, два плеча коромысла. И дальше начинается уже профессиональный разговор о том, как это делать.

Про аристократию духа

В одном из интервью Вы сказали, что «школе нужен аристократизм». Каким Вы видите в нашей сложной жизни будущее своих учеников?
- Насчёт «аристократизма» мы, наверное, на разных языках говорим.

Был такой Дитрих Бонхоффер. Это был выдающийся теолог, философ, антифашист, он был расстрелян в сорок пятом году, когда ему было всего тридцать четыре года. Он участвовал в заговоре полковника Штауфенберга против Гитлера. Есть изумительные письма Бонхоффера из тюрьмы.

У меня была ещё одна работа. Я как главный редактор сделал серию «Антология выстаивания и преображения» - о тех людях, которые не сломались ни в фашистских лагерях, ни в сталинских. И там в одном из томов есть как раз письма Бонхоффера. Под аристократизмом он понимает не то, что мы с Вами - «комильфо», прекрасная одежда и так далее. Он под аристократизмом подразумевал сопротивление омассовлению, вестернизации культуры, разнообразной попсе…

- Аристократия духа?
- Только аристократия духа! Например, он пишет: уйти от чтения газет и читать глубокие книжки… И ещё Бонхоффер говорил о том, что аристократизм не противоречит демократизму. Только это не потакание плебсу и толпе, а сохранение вертикали, духоной вертикали. Вот об этом идёт речь, а не о том, чтобы книксен делать и монокль носить в левом глазу.

И я Вам должен сказать как историк по базовому образованию… Обратите внимание: признаком истинных аристократов всегда была органичность и естественность. И когда декабрист Муравьёв с женой в ссылке торговал хлебом и говорил по-французски, с крестьянами тут же переходя на русский, он был органичней и естественней, чем потом народники, которые такого органичного воспитания не получили. Им куда сложнее было найти общий язык с народом. Вот о чём идёт речь.

И, конечно, это очень сложно. Потому что мы живём в эпоху разбегающуюся. Это такой совершенно страшный цивилизационный кризис. Омассовление имеет разный характер - тоталитарный, фашистский, экономический и так далее. И вот у Антуана де Сент-Экзюпери, помимо «Маленького принца», есть такой роман «Цитадель». И там один из героев говорит: «Жизнь представляется мне прутиками разбросанного веника. И не хватает этого божественного узла, который скрепит её воедино».

В условиях разбегающейся цивилизации речь идёт о том, чтобы всеми способами тащить детей на глубину. Это очень тяжело сегодня, но это надо делать. Понимая, в каком мире мы живём… И это - трудная работа, она должна идти каждый день. И я не уверен, что мы её делаем успешно, потому что этот поток жизни, конечно, захлёстывает, и этому очень трудно сопротивляться.

Но, тем не менее, разные способы существуют. Это и театральные постановки, и факультатив по кино, и эти походы, экспедиции.

Школа как театр

У нас все авторские школы очень сильно связаны с личностями авторов методик, лидерами. Почему это так и можно ли что-то сделать, чтобы школы не так зависели от личности руководителей?
- Ну, педагогика - девушка своеобразная… Во-первых, педагогика - это наука, во-вторых, это технология и, в-третьих, это искусство. И противопоставлять это нельзя.

Если в школе Иванова, Петрова, Сидорова, Ямбурга разработаны некие технологии - это предполагает возможность их тиражирования. Это медицинский факт. И некоторые разработки, которые мы сейчас публикуем - например, технологии сопровождения - будут использоваться и когда нас не будет.

Но, с другой стороны, школа - это, конечно, живой организм, это ещё и искусство. Это как театр: уходит главный режиссёр - это не значит, что театр пропадёт; просто будет другой театр. И это я вижу по многим школам.

Уже многих коллег, с которыми я когда-то начинал, нет в живых. А школы были мощные. И они остались очень интересные, но это уже другие школы.

Это я никогда не забуду: ещё был жив мой большой друг Леонид Исидорович Мильграм - ветеран войны, фронтовик, директор школы. Но он уже был на пенсии, а директором работал человек, которого я тоже очень уважаю, - Михаил Шнейдер. И на одном из юбилеев я сказал: «Всё, как в Библии: Ветхий Завет - это Мильграм, а Новый Завет - это Шнейдер. Весь вопрос о связи». (Извините за это неполиткорректное сравнение, но чтоб было понятно).

Школа - это, конечно, личностная вещь. Вот не стало Товстоногова - другой же театр…

Евгений Александрович ЯМБУРГ: статьи

Евгений Александрович ЯМБУРГ (род. 1951) - педагог и общественный деятель Заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО: | | | .

КАКИХ ОШИБОК ИЗБЕГАТЬ, ВЫБИРАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЕТЯМ

Начался учебный год - а значит, родительские хлопоты по сборам в школу сменились вопросом: чем ещё занять ребёнка? Нужно ли учить чадо музыке или фигурному катанию, если вы не планируете для него карьеру великого музыканта или спортсмена? Что такое занятия «в формате клуба» и зачем вообще нужны занятия, помимо школьных уроков?

Как устроена в стране система дополнительного образования, и чего можно было бы достичь с её помощью? Почему за кружки и секции родителям чаще всего приходится платить? Мы беседуем с руководителем одного из старейших образовательных комплексов Москвы членом-корреспондентом РАО Евгением Александровичем Ямбургом.

Смотреть на ребёнка. Попробовать всё

Я не Кашпировский и абстрактных советов по телевизору, по телефону, через статью давать не могу. Безусловно, то, в какие кружки и секции отдавать, зависит в первую очередь от ребенка. Но один из принципов - надо попробовать все, для того, чтобы самоопределиться.

Иначе это будет, как в анекдоте: «Вам нравится играть на скрипке? Да, нравится, я просто никогда не пробовал».

В случае с маленьким ребёнком, дошкольником, вопрос, конечно, в родительской установке. Понятно, что если это будет как в детском стихотворении: «драмкружок, кружок по фото, мне еще и петь охота» - и английский, и фигурное катание, и еще что-то - обязательно будет истощение.

Но попробовать нужно все. То есть так: ты не ставишь перед собой задачу, чтобы твой ребенок был чемпионом Олимпийских игр по фигурному катанию (тогда это уже профессия), но поставить на коньки и дать почувствовать лёд ему надо. А параллельно попробовать и танцы, и так далее.

И постепенно, если ты ставишь задачу, извините за эту банальность, гармонического развития, ничего даром не бывает. В том смысле, что ничто не проходит бесследно. Поэтому вне зависимости от кошелька, надо пытаться попробовать и там, и здесь.

Но это требует еще и времени, а многие родители во времени ограничены. Но тут уже, извините, приоритет. Если ты хочешь, чтобы твой ребенок был, как дерево, - ну, что же, занимайся своей работой и все. То есть здесь все-таки каждый выбирает для себя.

Ищем занятия, которые пригодятся в профессии?

Я не понимаю такой прагматизм родителей. Во-первых, никто не знает, какой будет профессия ребенка. Этого никто не знает. Он будет меняться еще тысячу раз. Это первое.

Во-вторых, правда, достаточно давно у меня был случай, когда выпускник - талантливейший парень - поступил на факультет актеров оперетты. Смешной парень, талантливый, в школе всё время в капустниках участвовал. Потом его призвали в армию, там перебили ногу - какие уж танцы в оперетте?

И тогда он стал замечательным хирургом - оперировал в Чечне. Но вот этот артистизм, это умение войти в палату и всех развеселить остался.

Понимаете в чем дело? Артистизм нужен не только артисту - он нужен и педагогу, и врачу, и менеджеру. А вот это искусственное прагматическое ограничение - «это пригодится, а это - нет»… Кто может об этом сказать заранее? «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется».

Бросать ли бальные танцы накануне ЕГЭ? Не вешаем всё на один гвоздь

Это, собственно говоря, я даже на личном опыте знаю. У меня сын - мастер международного класса по бальным танцам, а сейчас юрист и защищал диссертацию в России и в Англии.

Танцевал он довольно долго, это нужно было для его здоровья. У него были проблемы при рождении, а потом с хождением. И мы, папа и мама, начинали это не для чемпионства. А потом вдруг выяснилось, что со здоровьем все поправилось, и он пошел, пошел вперед; это тоже творческая вещь.

Я смотрел, как он готовится, а там огромная нагрузка - тренировки чуть ли не каждый день или через день. И он ехал в метро и параллельно делал уроки.

То есть дополнительная нагрузка мобилизует человека. Потому что можно вообще глядеть в окно, отвлекаться. Но потом, конечно, настал такой момент, когда пришлось выбирать.

Но тут тоже нет универсальных рецептов. Может быть, для кого-то это станет профессией, и он пойдет во ВГИК. То же самое со спортом.

И выдающийся спортсмен - это, конечно, замечательно, но представьте себе, как опасно вешать все в своей жизни на один гвоздь! Вот пианист, который переиграл руку. Его карьера оборвалась, а больше ничего нет. Или ты всю жизнь занимался художественной гимнастикой, а там какой-то перелом - и что? Ну, может быть, тренерство, но ведь тренер и спортсмен - это тоже разные профессии. И поэтому здесь, конечно, проблема. Но и вся наша жизнь - такая проблема.

Основное дополнительное образование

Разнообразные кружки и секции в официальных документах именуются «дополнительное образование». Ровно столько, сколько существует этот термин, он вызывает у меня аллергическую реакцию. Потому что и основное и дополнительное образование - это сообщающиеся сосуды. А в слове «дополнительное» есть что-то такое второсортное.

На самом деле, бывает, и довольно часто, что усилия одного кружковода стоят больше, чем всего педагогического коллектива. И тогда личность ученика раскрывается. Но в слове «дополнительное» есть скрытая коннотация, что это что-то такое приватное, необязательное, и она влияет на мозги людям.

Даже в сознании родителей есть такая типичная реакция: «Если ты получил двойку по математике, на хор не пойдешь». Причем тут двойка по математике и хор?

Это же в отношении внутри педагогов. Вот, есть, скажем, голубая кровь - это педагоги-предметники, а есть что-то такое неважное. Это полная ерунда! Потому что на самом деле, действительно, основное и дополнительное образование - это два рукава одной реки. Это надо понимать.

Тем не менее это действительно очень важная вещь, потому что одна из важнейших задач - социализация детей - решается именно в дополнительном образовании.

Почему оно чрезвычайно важное? Оно важно по многим причинам. Во-первых, оно добровольное. В психологии это называется «в сфере клуба». Здесь нет принудиловки. И в этой ситуации как раз и раскрываются творческие потенции ребенка, который может быть неуспешен в математике или других «основных» предметах. Но в клубе он вдруг находит себя, и за счет этого вытягиваются вся остальные личностные моменты.

А ещё кружки важны с точки зрения будущей судьбы - профориентации человека. Если вы посмотрите биографии наших великих авиационных конструкторов или замечательных артистов - они все начинали в кружках. И Василий Лановой, и Татьяна Шмыга.

И это очень серьезная штука, тем более, если мы владеем тем, что в психологии называется «деятельностный подход». Это же не просто болтовня - детей, особенно пацанов надо реально занимать. Понимаете?

И вот я знаю, есть в Подмосковье один лагерь - туда просто невозможно устроиться. Туда очереди стоят, хотя он дорогой безумно, стоит бешеных денег. Там обучают мальчиков водить машину и всему вообще - вплоть до вертолетовождения. Ещё очень модное сейчас направление - авиационное моделирование. Но не где моторчики на резиночках, которые были у нас, а то, что управляется электроникой.

И такая форма обучения очень важна: дети заняты делом и параллельно учатся.

Что можно было бы сделать?

Многие наши социальные беды происходят именно от недоразвитости дополнительного образования. Объясняю. Не так давно, около года назад, был вопиющий случай: пьяный шофер сбил семь человек - пять детей из вспомогательной школы, двух педагогов. И его президент так справедливо назвал «отморозком».

Что после этого делается? Принимается ужесточение мер по поводу водителей - за езду в пьяном виде штрафы повысить, уголовную ответственность усилить и так далее. Это все правильно, но с точки зрения управления это называется «бить по хвостам», или по-научному «реактивное управление». Вот случилось - ужесточили.

Другой путь гораздо более эффективный - прогнозирование будущего и профилактика подобных вещей.

В переводе на язык конкретных примеров: совершенно очевидно, что сегодня любой человек будет водить машину. На столичном рынке за небольшие деньги все это можно купить, поэтому для того, чтобы воспитывать новую культуру вождения, начинать надо со школы, с дополнительного образования.

Вот я бы, например, ввел в девятых-десятых-одиннадцатых классах обязательное обучение вождению. Но не на плакатах, простите, а с реальными машинами.

Конечно, это требует денег. Но тут наш немножко убогий автопром нашел бы себя. «Лада» в самой дешевой комплектации. С наказанием: если от тебя хоть раз пахнет пивом, ты получаешь такую отрицательную характеристику, что, например, пять лет никакие права не получишь.

И, наоборот, если ты успешен, (а это ведь можно начинать постепенно - со всяких мотиков и картингов), то уже на выходе из школы, имеешь право через какое-то время сдать на права, и даже на профессиональные. А это уже кусок хлеба.

Да, это большие деньги, но на самом деле мы больше теряем на дорогах. И это не такие уж большие деньги, если посмотреть на другие наши мегапроекты.

Еще один момент: дополнительное образование всегда выполняло некую пилотную роль. Например, когда еще никто не помышлял о всесторонней компьютеризации, и не было никаких школьных программ, вся техника осваивалась в детских компьютерных клубах. И там же отрабатывались модели будущего обучения и пользователей, и программистов.

Стандарты, кадры, деньги

Если вы возьмете содержание наших новых государственных стандартов, там есть новый подход: наряду с предметными знаниями и умениями ученики должны владеть метапредметными компетенциями, универсально-учебными действиями. Где они у вас этим овладеют? Опять в школьных кабинетах, что ли? И в этом смысле это у меня очень больная тема.

Потому что, например, у нас здесь довольно давно существует свой клуб «Зюйд-Вест» - это шлюпки, пароходы и так далее. И наши ученики изучают экологию, историю, шлюповождение, ландшафтную географию. Они выходят в экспедиции на Волгу и берут там интервью у бабушек, ставят на месте разрушенных церквей кресты, изготовленные ими же самими в мастерских. Вот вам метапредметная деятельность.

Этот проект называется «Живая школа». Я не хочу сказать, что школа мертвая, но это специальное такое название. Дело в том, что как раз в процессе такого образования человек понимает, зачем эти знания нужны, они не мертвые, то есть, он сразу начинает ими пользоваться. Это действительно практические очень серьезные компетенции.

С другой стороны, такой подход требует больших ресурсов - и материальных, и кадровых ресурсов. Это все требует, извините, финансирования. Вот, где проблема. И, конечно, она требует очень серьезного отношения.

Я вспоминаю, в годы советской власти во многих педагогических институтах была даже специальность - «педагог дополнительного образования». Сегодня этого ничего нет. Кто придет сюда?

Это необязательно должны быть педагоги, это может быть просто одаренный человек, который почувствовал в себе педагогическую жилку. Хотя по жизни он замечательный конструктор или ремесленник. И это тоже прекрасно.

Значит, надо помочь этим людям войти в профессию, в том смысле, что по квалификации они должны иметь какое-то образование - без этого нельзя с точки зрения закона.

Но что особенно опасно, - вторичное отношение к дополнительному образованию отразилось на финансировании. Потому что у нас, условно говоря, школа получает деньги по количеству детских душ.

В разных регионах финансирование разное. Берем московское, оно хорошее, там один ребенок «стоит» сто десять тысяч - это в основном образовании. Но, простите меня, за него же в дополнительном выделяют всего девятьсот рублей. То есть, педагогов дополнительного образования мы фактически опустили на самую нижнюю планку. А ведь там же должны быть асы, потому что там харизма нужна.

И вот в этой ситуации такие центры, как школа Сергея Казарновского, где очень много кружков, и мы с нашим дополнительным подразделением - школа ремесел, шлюпки и так далее, - вынуждены отрезать от учебных планов, чтобы прокормить и не погубить дополнительное образование.

Тут огромный пласт проблем, к которому наши власти относятся пока легкомысленно.