Жанр послания в лирике есенина. НИР «Эпистолярный жанр в творчестве С.А. Есенина. Основные положения, выносимые на защиту

С. Есенин вернулся на родину иным: «После заграницы я смотрю на страну свою и события по-другому» («Автобиография», 1924). После возвращения началось очень трудное для поэта время. Против него было сфабриковано обвинение в антисемитизме, которое рассматривал товарищеский суд. Травля Есенина принимала хорошо организованные формы: всего с 1920 по 1925 год против него было заведено 13 уголовных дел; критика постоянно упрекала его в несоответствии современным литературным задачам. На нервной почве ухудшилось здоровье поэта. Но что удивительно - в этот период он создал самые светлые свои произведения: «Заметался пожар голубой...», «Письмо матери», «Мы теперь уходим понемногу...» и др.

Произведения этого периода объединяет философское осмысление жизни. Именно в эти годы поэт создает стихотворения о матери, развивает жанр послания («Письмо деду», «Письмо к сестре», «Письмо матери»). В посланиях к близким он высказывает свою боль и сомнения без недомолвок, рассказывает о своей жизни, делится планами на будущее. Исследователь В. Базанов отмечал, что «в стихотворных “посланиях” Есенин искусно переплавляет бытовой, казалось бы, сугубо прозаический материал, превращая его в достояние лирической поэзии, создавая особую атмосферу интимности, задушевности».

«Письмо матери» (1924) поражает музыкальностью, удивительно правильным для элегического послания ритмом, чередованием женских и мужских рифм, ассонансов, повтором строф - всё это формирует песенное начало стихотворения.

Мотив света пронизывает всё стихотворение - это и деревенский пейзаж, и избушка, над которой «вечерний несказанный свет», и в первой строфе - мать: «Ты одна мне несказанный свет». Через стихотворение проходит мотив дороги: «Что ты часто ходишь на дорогу...» Ожидания матери сбудутся, встреча состоится. Лирический герой сам живёт мечтой об этой встрече, о «низеньком доме»: «Я вернусь, когда раскинет ветви / По-весеннему наш белый сад». Пока же он сам в дороге, в пути, усталый скиталец, но с ясным ощущением того, что «к старому возврата больше нет».

В 1924 году внезапно скончался друг С.А. Есенина А.В. Ши-ряевец. Есенин посвятил ему стихотворение «Мы теперь уходим понемногу...» (1924).

Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверьё, как братьев наших меньших,
Никогда не бил но голове.

Философское осмысление жизни позволяет лирическому герою оценить, увидеть счастье в простом и обыденном и грустить, так как «...в той стране не будет / Этих нив, златящихся во мгле...».

В 1925 году увидел свет сборник Есенина «Русь советская». Это своеобразная трилогия, куда вошли стихотворения «Возвращение на родину», «Русь советская», «Русь уходящая». Поэт вновь и вновь пытался понять и принять «коммуной вздыбленную Русь». Стихотворение «Русь советская» (1924) начинается элегическим воспоминанием:

Тот ураган прошёл. Нас мало уцелело.
На перекличке дружбы многих нет.
Я вновь вернулся в край осиротелый,
В котором не был восемь лет.

Ураган революции уничтожил целое поколение, на смену которому пришли люди с другим мышлением, другим отношением к деревне («Уж не село, а вся земля им мать», «Язык сограждан стал мне как чужой, / В своей стране я словно иностранец»). Но грусть не единственный и не основной мотив стихотворения. Звучит пушкинский мотив встречи с «племенем младым, незнакомым...»:

С горы идёт крестьянский комсомол,
И под гармонику, наяривая рьяно,
Поют агитки Бедного Демьяна,
Весёлым криком оглашая дол.

Однако это не только осознание бытия, естественности смены поколений, но и трагизм отторжения: «Моя поэзия здесь больше не нужна, / Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен», «Ни в чьих глазах не нахожу приют». Строящие новую жизнь земляки отвергают поэта. Он не осуждает их, напротив, приветствует. Его пожелания добры и светлы: «Цветите, юные, и здоровейте телом!» Но «другой напев» лирический герой не принимает: «А я пойду один к неведомым пределам, / Душой бунтующей навеки присмирев». Советскую реальность он не отождествляет с Русыо, которой он будет служить вечно:

Но и тогда,

Когда на всей планете Пройдёт вражда племён,

Исчезнет ложь и грусть, -

Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь». "

В стихотворении «Русь уходящая» (1924) С. Есенин признаёт новую Россию, хотя понимает, что многое изменилось на родине и осознать происходящее непросто. «Я человек не новый! / Что скрывать? / Остался в прошлом я одной ногою, / Стремясь догнать стальную рать, / Скольжу и падаю другою».

Размышляя о судьбах людей, лирический герой осознаёт трагичность тех, которые «ещё несчастней и забытей», завидует тем, «Кто жизнь провёл в бою, / Кто защищал великую идею», грустит о своём прошлом: «А я, сгубивший молодость свою, / Воспоминаний даже не имею». Подводя итоги элегическим размышлениям, он понимает трагичность своего положения:

Я знаю, грусть не утопить в вине,
Не вылечить души
Пустыней и отколом.
Знать, оттого так хочется и мне,
Задрав штаны,
Бежать за комсомолом.

Философское и эмоциональное наполнение поздней поэзии Есенина - избавление от внутреннего конфликта и стремление к гармонии. Это ощущается и при знакомстве с циклом «Русь советская». Ещё яснее эти настроения пронизывают стихотворение «Неуютная жидкая лунность...» (1925). Его лирический герой стремится найти гармонию в новой жизни. Воспоминаниям юности («Неуютная жидкая лунность / И тоска бесконечных равнин...», «По дорогам усохшие вербы / И тележная песня колёс...») лирический герой противопоставляет мечту об индустриальной деревне: «Мне теперь по душе иное... /Ив чахоточном свете луны / Через каменное и стальное / Вижу мощь я родной стороны».

В стихотворении слышится желание лирического героя увидеть новую Русь, «мощь родной стороны», возрождение деревни через индустриализацию: «Но и всё же хочу я стальною / Видеть бедную, нищую Русь». Однако и это стихотворение нельзя назвать оптимистическим, скорее это оптимистическая трагедия. «Я не знаю, что будет со мною... / Может, в новую жизнь не гожусь...» Новую жизнь лирический герой принимает разумом, а подлинные чувства - тоски и боли - в подтексте стихотворения. Мысль «может, в новую жизнь не гожусь» проходит через многие поздние стихотворения С. Есенина.

Тему любви нельзя назвать ведущей в лирике С.А. Есенина. Творчество этого тонкого и проникновенного русского поэта объединяет тема родной страны, он больше всего писал о России. Образ Руси, проходящий через все стихотворения Есенина, задает особую тональность его любовной лирике.
В ранних стихотворениях любимая приходит к поэту «из тумана», кажется ему воплощением его таинственной мечты. В стихотворении «Не бродить, не мять в кустах багряных…» (1916) лирический герой замечает:

Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта,
Все ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи –
К светлой тайне приложил уста.

Образ любимой поэта возникает из окружающей его природы, кажется, что если попытаться нарисовать ее, больше подойдет жанр пейзажа, а не портрета. У нее «сноп волос овсяных», она похожа на розовый закат, лучистый снег. Некоторая призрачность образа любимой сочетается с конкретными, осязаемыми деталями, такими, как, например, «алый сок ягоды» на ее коже, «запах меда от невинных рук». Образ любимой, который создается поэтом в этом стихотворении, напоминает лермонтовское «мечты созданье» из стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен…». У любимая изображается «с глазами, полными лазурного огня, / С улыбкой розовой, как молодого дня / За рощей первое сиянье». У обоих поэтов чувство любви овеяно печалью, оба пишут о давно прошедшей любви, о которой сохранились лишь смутные, печальные, но светлые воспоминания. «Отоснилась ты мне навсегда», — пишет Есенин.
Духовный кризис поэта, его переход от изображения Святой Руси к изображению «Москвы кабацкой» отразился и в его любовной лирике. В стихотворениях начала 20-х годов любовь предстает у него «заразой», «чумой». Меняется и отношение к женщине. В стихотворении «Сыпь, гармоника. Скука… Скука…» (1922) лирический герой называет женщин «собачьей сворой», обращается к женщине намеренно грубо, угрожающе, желая унизить ее. «Излюбили тебя, измызгали — / Невтерпеж» — эти слова обращены к женщине, но, кажется, что то же самое поэт мог бы сказать и о себе. Общность его судьбы и судьбы той несчастной, которая пьет с ним вместе, вызывает жалость у лирического героя. В последних строках стихотворения прорываются наружу его истинные чувства: «Дорогая, я плачу, / Прости… прости…»
Крушение революционно-религиозных иллюзий поэта, осознание своей ненужности в новой России, семейная и бытовая неустроенность отразились на проблематике любовной лирики Есенина. Образ негармоничной любви создается в стихотворении «Письмо к женщине» (1924), написанном в жанре послания:

Любимая!
Меня вы не любили.
Не знали вы, что в сонмище людском
Я был, как лошадь, загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым ездоком.

Любовная драма лирического героя развивается параллельно и провоцируется тем, что он никак не поймет, «куда несет нас рок событий». За драмой человеческих отношений раскрывается трагический образ одинокого лирического героя, подавленного историческими переменами, схоронившегося от штормов в «корабельном трюме» — русском кабаке. Ему удается в роковом потоке событий различить целесообразность его движения и, воспев хвалу рулевому корабля жизни, обрести иные ценности: «Я избежал паденья с кручи. / Теперь в Советской стороне / Я самый яростный попутчик». Лирический герой просит у любимой прощенья за скандалы и те мучения, которые он ей причинял, и признается, что этого бы никогда не случилось, прими он раньше «знамя вольности и светлого труда».
В долгом, драматическом пути лирического героя, в печальном повествовании о разрушенных любовных связях, в ощущении невозвратности любви, в благословении любви бывшей возлюбленной и удачливого соперника узнаются мотивы стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе…». Связывает два стихотворения и состояние успокоенности лирических героев после пережитых бурь.
В поисках романтической любви, обретения гармонии с миром и согласия с самим собой создает цикл стихотворений «Персидские мотивы». Все стихотворения этого цикла пронизаны острым чувством ностальгии, в любовные мотивы непременно привносится образ Родины. В стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» (1924) Есенин подчеркивает не только духовную и биографическую, но и телесную, плотскую связь героя с Родиной: «Эти волосы взял я у ржи», «Про волнистую рожь при луне / По кудрям ты моим догадайся». Будучи счастлив и любим в далеком южном краю, лирический герой неожиданно вспоминает, что «там, на севере, девушка тоже, / На тебя она странно похожа, / Может, думает обо мне…». В «веселой стране» он пытается забыться, заглушить «в душе тоску тальянки». Но любовь к женщине, которая приводит его на юг («Ты меня, незримая, звала. / И меня твои лебяжьи руки / Обвивали, словно два крыла»), не может заглушить в его душе любовь к Родине, тоску по России, ведь «сердцу снится страна другая».
В поздних стихотворениях у Есенина появляется мотив любви «без любви», «недорогой», донжуановской любви. В стихотворении «Какая ночь! Я не могу…» (1925) в душе лирического героя «подруга охладелых лет» будит воспоминания о его юности и о той, «что навсегда люблю я». В этом стихотворении звучит объяснение того, почему в лирике Есенина в отношениях лирического героя и его избранницы нет безмятежности: «Любить лишь можно только раз». С первой любовью в стихотворении ассоциируется май, цветущие липы. А «игра в любовь» происходит зимой, в отсветах луны, когда на липах только «снег да иней». Сам лирический герой признается, что ни он, ни его «подруга» не обманываются по поводу чувств друг друга: «Отлюбили мы давно, / Ты не меня, а я другую». Но без этой ненастоящей любви невозможно возвратиться к мечтам о том, прежнем, сладостном и давно прошедшем чувстве, поэтому лирический герой просит героиню этого стихотворения ласкать и обнимать его «в лукавой страсти поцелуя», чтобы помочь ему вернуться в «вечный» май, в юность.
В стихотворении «Может, поздно, может, слишком рано…» (1925) поэт объясняет, почему он начинает «походить… на Дон-Жуана». Опускаясь каждый день у других колен, лирический герой начинает «чтить метель за синий цветень мая, / Звать любовью чувственную дрожь». Значит ли это, что он подменяет истинные чувства «игрой в любовь»? Он не обманывает тех, перед кем он каждый день опускается на колени. В веренице женщин, проходящих перед ним, все — «легкодумные, лживые и пустые», разочарованные в любви, как и он сам. Отлюбив раз, лирический герой Есенина уже не может снова испытать «половодье чувств», но теперь он пытается утопить в показной любви свою тоску, он хочет, «чтобы вечно счастье улыбалось, / Не смиряясь с горечью измен».
Мотивы любовной печали и желания встретиться с возлюбленной звучат в «Собаке Качалова» (1925). Практически все строфы — лишь прелюдия к появлению в конце стихотворения упоминания о той, «что всех безмолвней и грустней». Избранница поэта, виновница его переживаний, остается за сценой, что обостряет любовную ситуацию.
Обращения к возлюбленной лирический герой передает через собаку, бессловесного Джима, что соотнесено с мотивом неосуществимости желаемого. Одиночество лирического героя особо подчеркивается сродством душ — его и зверя.
Таким образом, тема любви получает разные интерпретации в лирике Есенина. В ней отражается душевный надлом, которым сопровождаются последние годы жизни поэта. У Есенина нет изображения счастливой любви. В его стихах любовь всегда трагична, он пишет либо о давно прошедшей, либо о безответной, либо о ненастоящей любви. Однако именно в связи с темой любви лирика Есенина приобретает оттенок исповедальности, естественность тона, характеризуется открытостью лирического героя, повествующего о своей нелегкой судьбе.

филологических наук: 10.01.01 / Петрова Мария Алексеевна; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова].- Москва, 2013.- 204 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-10/336">

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Петрова, Мария Алексеевна. Классические жанровые формы и их художественные модификации в лирике С.А. Есенина: диссертация... кандидата филологических наук: 10.01.01 / Петрова Мария Алексеевна; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова].- Москва, 2013.- 204 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-10/336

Введение к работе

Творчество С.А. Есенина является в настоящее время активно изучаемой областью отечественного литературоведения. За последние полвека усилиями нескольких поколений ученых создана серьёзная научная база, основу которой составили монографии Ю.Л. Прокушева, П.Ф. Юшина, Е.И. Наумова, А.А. Волкова, А.М. Марченко, В.Г. Базанова, Л.Л. Бельской, А.Н. Захарова, Н.И. Шубниковой-Гусевой, Т.К. Савченко, О.Е. Вороновой, Е.А. Самоделовой, М.В. Скороходова, С.Н. Пяткина, сборники статей В.А. Вдовина, Н.Г. Юсова и др., материалы регулярных международных научных конференций, многочисленные кандидатские и докторские диссертации. Фундаментальное значение имеют коллективные академические проекты, осуществляемые по инициативе Института мировой литературы имени А.М. Горького РАН при участии Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина и Государственного музея-заповедника С.А. Есенина (с. Константиново): Полное академическое собрание сочинений поэта в 7 томах (9 книгах) (1995–2001), Летопись жизни и творчества С.А. Есенина в 5 томах, Есенинская энциклопедия.

За минувшие годы исследователями в значительной степени воссоздана научная биография С.А. Есенина, выявлен значительный фонд мемуаров и прижизненных откликов критики, в том числе в среде русского зарубежья, разработана научная периодизация творческого пути поэта. Обстоятельно изучено творчество отдельных этапов.

Широкое распространение получили работы, посвященные влиянию творческого опыта классиков – Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова, Тютчева, Достоевского, Фета – на становление его литературного таланта, взаимодействию с современниками (Блоком, А. Белым, Брюсовым, Маяковским, Цветаевой, поэтами-новокрестьянами во главе с Н. Клюевым и др.), есенинским традициям в творчестве поэтов и прозаиков последующих поколений (М. Шолохова, А. Твардовского, П. Васильева, Н. Рубцова, В. Шукшина, В. Астафьева и др.). Имеются серьезные достижения в изучении творчества С.А.Есенина в контексте традиций русской духовной культуры и национального самосознания, православной обрядности, религиозной живописи, иконописи, в осмыслении особенностей художественного мышления и стиля поэта.

Жанровая палитра поэзии С.А. Есенина также имеет свою традицию изучения. При этом главным объектом внимания ученых являются «большие» поэмы («Пугачёв», «Анна Снегина», «Чёрный человек» и др.), стихотворные циклы «Любовь хулигана» и «Персидские мотивы», «маленькие» поэмы раннего, революционного и позднего периодов. Достаточно обстоятельно изучен вопрос о влиянии фольклорных жанров (песни, частушки, сказки, сказа, духовного стиха, былины, исторической песни, загадки) на формирование жанрового мышления С.А.Есенина.

В наименьшей степени изучено жанровое своеобразие лирики Есенина , хотя, как справедливо отметил В.А. Зайцев, «даже выборочный анализ показывает актуальность и перспективность круга проблем, связанных с изучением традиций С. Есенина в аспекте жанрово-поэтических поисков и открытий».

На протяжении многих десятилетий в работах есениноведов превалировал не жанровый, а жанрово-тематический подход , позволявший выявлять и рассматривать в творчестве поэта крупные жанрово-тематические группы произведений.

Так, руководствуясь жанрово-тематическим принципом классификации лирических произведений, Е.И.Наумов выделял в творчестве Есенина «любовную», «пейзажную» и «политическую» лирику, а для обозначения его философской поэзии предложил другое определение – «лирика житейских раздумий», надолго утвердившееся в есениноведении. А.И. Кулинич рассматривал в творчестве Есенина такие внутренне автономные группы произведений, как «лирика природы, интимных чувств, философских медитаций». В.А. Зайцев обращал внимание на «жанровое многообразие есенинской лирики – от отдельных пейзажно-изобразительных, медитативно-философских стихотворений, лирических циклов до своеобразных и новаторских "маленьких поэм"».

В ходе изучения поэзии Есенина в разные годы объектом анализа становились и другие жанрово-тематические группы: «патриотическая лирика» (Ю.Мамлеев), «религиозно-философская лирика» (А.Михайлов), «кабацкая лирика» (А.Захаркин), «покаянная лирика» (С. Пяткин), «психологизированная лирика» (И.Захариева).

Наряду с жанрово-тематическим подходом, в последние годы активно проявлял себя и другой принцип. Он выразился в попытках жанровой дифференциации лирических произведений Есенина на основе «типа переживания» – «авторской интенции» и отнесения стихов поэта к одной из четырех групп: исповедальной, медитативной, описательной или повествовательной лирике. Однако следует заметить, что в «чистом» виде указанные типы жанровой идентификации обнаруживаются в поэзии Есенина редко. Гораздо чаще их элементы проявляют себя в комплексе. Очевидно, что жанровая природа есенинской лирики изначально синкретична . В ней переплетаются и взаимопроникают различные художественно-эстетические тенденции. Не случайно в структуре жанрового генезиса лирики Есенина исследователи обнаруживают и пасторально-идиллическую, и песенно-романсовую, и молитвенную традиции.

Многие критики еще при жизни поэта указывали на песенную жанровую доминанту лирики Есенина. Так, А.К. Воронский писал в 1924 году: «В стихах Есенина чувствуется сын земли, сын хаты, деревенский кудрявый парень, от ливенки и частушки пришедший в город со своими песнями , навеянными ивовой грустью, малиновыми зорями, овсом и рожью». О «певучем даре славянской души», присущей Есенину, с восхищением писал в 1922 году Алексей Толстой. Не случайно именно песенная традиция в жанровой системе Есенина всегда привлекала внимание учёных.

Сам Есенин называл свою поэзию «степным пеньем», стихи – песнями («Много дум я в тишине продумал, // Много песен про себя сложил…»), суть своего творчества видел в «песенном слове», а смысл и цель жизни – в песенном служении родной земле («Тебе, о родина, сложил я песню ту…»).

Однако нельзя не видеть, что жанровый спектр лирики Есенина не исчерпывается названными выше составляющими. На формирование его жанровой системы значительное влияние оказало классическое жанровое наследие .

Суммируя опыт имеющихся исследований, можно констатировать, что общие подходы к исследованию жанровой системы лирики Есенина намечены. Накоплен опыт жанрово-тематического и жанрово-генетического анализа, выявлена значимость рассмотрения жанровой доминанты лирических произведений поэта в зависимости от «типа переживания». Раскрыт синкретический характер жанрового мышления поэта, в значительной степени выявлена его сложная структура.

Вместе с тем, анализируя степень изученности проблемы , следует констатировать, что приоритеты современных исследований находятся в области анализа той части лирической системы Есенина, к которой относятся стихотворные циклы либо «маленькие» лирические поэмы. Лирика малых форм в своих системообразующих жанровых основаниях (за исключением традиций песенного жанра) изучена недостаточно. Причины, мотивы обращения Есенина к классическим жанрам в тот или иной период его творчества и способы их художественной трансформации остаются малоисследованной областью есениноведения. В особенности это касается классического жанрового фонда. Отдельные достижения в сфере анализа таких традиционных лирических жанров, как послание, элегия, стансы, и их места в творчестве Есенина в целом носят единичный характер и только подтверждают необходимость целостного рассмотрения вопроса о классической жанровой составляющей в художественных исканиях поэта, тем более, что появление в последние годы целого ряда работ общего характера, связанных с изучением жанровых процессов в русской поэзии начала ХХ века, создает для этого серьезную теоретическую и историко-литературную базу, позволяющую вписать жанровые поиски и открытия Есенина в более широкий историко-литературный контекст.

Поэтому в своем диссертационном исследовании мы отталкиваемся от исходного положения о том, что жанровая система лирики С.А.Есенина представляет собой сочетание классических (традиционных, канонических) и новых, оригинальных индивидуально-авторских жанровых форм и их модификаций, сферу непрестанного творческого поиска поэта, освоения им канонических жанровых образцов и их обновления, открытия новых художественно-эстетических возможностей жанрового состава русской поэзии.

Анализ художественного, публицистического, критико-теоретического, эпистолярного наследия С.А.Есенина показывает его устойчивый интерес к вопросам художественной формы, включая классическую жанровую составляющую.

О том, что Есенин в высшей степени обладал «чувством жанра» и умел «глазами жанра» (выражение М.Бахтина) видеть свои произведения, свидетельствуют многие факты. Поэт придавал серьезное значение жанровому статусу своих произведений, что подтверждает широкий спектр авторских жанровых определений, которые он дает своим «маленьким» и «большим» поэмам («Анну Снегину» называет «лиро-эпической», «Пугачева» – «драматической», «Цветы» – «философской» поэмой). Более того, именно жанровый подход он закладывает в основу структуры своего прижизненного трехтомного собрания сочинений (1 том – «лирика», 2 том – «маленькие поэмы», 3 том – «большие поэмы»).

Однако при всей значимости творческих исканий Есенина в указанной области жанровое своеобразие малых традиционных форм лирики С.А.Есенина остается и по сей день недостаточно изученным, что не позволяет в полной мере решать и другие научные задачи.

Исходя из этого, целью диссертации является исследование опыта обращения С.А.Есенина к классическим жанровым формам (элегии, посланию, оде, сонету) и их художественных модификаций в лирике поэта.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи :

    выявление спектра классических жанровых традиций, избираемых поэтом в качестве ориентиров его творческого развития;

    анализ творческого опыта Есенина в аспекте обращения к классическим жанрам и их влияния на формирование жанрового облика есенинской лирики;

    изучение типологии жанровых трансформаций, а также модификаций классических жанровых форм в лирике Есенина;

    осмысление особенностей становления жанровой системы лирики Есенина во взаимодействии с ведущими жанровыми процессами в русской поэзии первой четверти ХХ столетия;

    изучение новаторского вклада Есенина в актуализацию классического жанрового фонда в новой историко-культурной ситуации, в дальнейшее развитие жанровой системы отечественной поэзии.

Актуальность темы диссертации обусловлена объективной потребностью углубленного исследования роли выдающихся художников слова в процессе формирования жанрового сознания в отечественной литературно-художественной практике, преемственности традиций жанрового мышления в творчестве С.А.Есенина как ключевой фигуры литературного процесса первой четверти ХХ века, преломляющей опыт классического жанрового наследия в новые содержательные формы, которые определяют значимые векторы дальнейшего литературного развития.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые на системной основе анализируются опыт и принципы освоения С.А.Есениным классического жанрового наследия, включая оригинальную авторскую интерпретацию таких традиционных жанров русской поэзии, как элегия, послание, ода, сонет; рассматривается типология жанровых модификаций в лирике Есенина и новаторский вклад поэта в развитие (реставрацию, реконструкцию, трансформацию, модернизацию) классических жанровых форм с учетом творческих достижений поэзии начала ХХ века.

Объектом исследования является жанровая система лирики С.А.Есенина в аспекте ее становления и развития, традиций и новаторства.

Предмет исследования составляют классические жанры русской поэзии (элегия, послание, ода, сонет) в их оригинальных авторских модификациях в лирике С.А.Есенина.

Теоретико-методологическая база и методы исследования

Теоретико-методологическую базу исследования в области теории жанра составляют труды таких ведущих литературоведов, как М.М. Бахтин, В.М. Жирмунский, Ю.Н. Тынянов, Г.Н. Поспелов, Ю.М. Лотман, М.Л. Гаспаров, Г.Д. Гачев, В.Д. Сквозников, Л.Я. Гинзбург, В.Е. Хализев, Л.В. Чернец, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман, Н.Д. Тамарченко, Т.И. Сильман, А.А. Боровская, Л.Г. Кихней, Д.М. Магомедова и др.

Важная роль в формировании научной концепции диссертации принадлежит работам в области истории русской поэзии XIX – нач. XX веков Б.В. Томашевского, Л.К. Долгополова, Н.Л. Степанова, В.А. Грехнева, В.Э. Вацуро, С.Г. Бочарова, Л.Г. Фризмана, В.А. Мануйлова, В.В. Кожинова, С.И. Кормилова, О.И. Федотова, Н.Ю. Алексеевой, исследованиям есениноведов Ю.Л. Прокушева, А.А. Волкова, П.Ф. Юшина, А.И. Кулинича, Е.И. Наумова, С.П. Кошечкина, В.А. Вдовина, В.В. Коржана, А.М. Марченко, Л.Л. Бельской, В.И. Харчевникова, В.И. Хазана, Э.Б. Мекша, А.Н. Захарова, А.И. Михайлова, Н.И. Шубниковой-Гусевой, Т.К. Савченко, О.Е. Вороновой, Л.А. Киселевой, Н.М. Солнцевой, С.Г. Семеновой, Н.Г. Юсова, С.И. Субботина, М.В. Скороходова, С.Н. Пяткина и др.

В работе использованы системно-типологический и историко-генетический методы исследования : диссертация основывается на единстве историко-литературного и теоретико-литературного подходов к анализу жанровых процессов в лирике С.А.Есенина.

Основные положения, выносимые на защиту

1. Жанровая система лирики С.А.Есенина представляет собой яркое и оригинальное явление жанровой преемственности, в котором классические жанры (послание, элегия, ода, сонет) проявляют себя в оригинальных авторских модификациях. При этом классические жанры обнаруживают в творчестве Есенина серьезный модификационный потенциал и жанровую мобильность, способность к дальнейшему развитию и эволюции.

2. С.А.Есенину принадлежит весомый, в ряде случаев определяющий вклад в актуализацию классического жанрового фонда русской лирики в отечественной поэзии первой четверти ХХ века, в возрождение интереса к жанровому канону, в том числе в советской поэзии первой половины 1920-х годов.

3. Новаторство С.А. Есенина в жанре элегии определяется, с одной стороны, «радуничной» философией умирания-воскресения, восходящей к народной православно-обрядовой и фольклорно-мифологической традиции, а с другой – жанрообразующим принципом «полемического диалога» лирического героя с самим собой, со своим временем, ушедшими и живущими, прошлым и будущим, органично включенным в структуру исповедально-медитативного монолога.

4. Универсальный элегизм художественного мышления Есенина, проявляющийся как на жанровом, так и внежанровом уровне, является результатом трансформации первоначальной идиллической картины мира, рефлексии лирического героя вследствие отрыва от «почвы» и «веры».

5. Обращение Есенина к жанру сонета в годы Первой мировой войны мотивировано не только стремлением к реставрации классического жанрового наследия, но и восприятием сонета как символа единства общеевропейской культуры, сохранения ее гуманистических ценностей вопреки разрушительным тенденциям времени.

6. В годы революции Есенин успешно синтезирует жанровые модели «гражданской» и «духовной» оды , создавая тип романтической «одической поэмы », в жанровой структуре которой отчетливо проявляет себя национальная духовная традиция соборной молитвы.

7. Интерес Есенина к классическому жанровому репертуару и активная включенность поэта в литературное движение эпохи подтверждаются оригинальной авторской разработкой жанра литературного послания в его разнообразных модификациях (послание-акростих, послание-посвящение, послание-инвектива, послание-прощание, послание-некролог, полемическое послание, послание-декларация, послание-завещание и др.).

8. Роль Есенина как реформатора жанра послания особенно ярко проявляется в том, что он не просто реставрирует, но и модернизирует каноническую жанровую форму, создавая новые жанровые форматы («письма родным», «диалог» писем, «семейная переписка»), в которых частная жизнь человека и его близких включается в широкий социально-исторический контекст.

Теоретическая значимость исследования определяется возможностью применения основных наблюдений и выводов в дальнейших жанрологических исследованиях русской лирики. Разработанная в диссертации с опорой на предшественников типология жанровых модификаций в творчестве Есенина (реставрация, реконструкция, трансформация, модернизация канонических жанровых форм) может быть использована при изучении принципов авторской интерпретации канонических жанров и у других русских поэтов. Проведенный в диссертации анализ художественного опыта С.А.Есенина в области обновления и развития жанрового канона убедительно подтверждает значимую роль преемственности жанровых традиций в становлении новых художественных форм.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в практике вузовского и школьного преподавания историко-литературных и теоретико-литературных курсов, в том числе разделов, посвященных творчеству С.А.Есенина. Материалы исследования могут использоваться также в дальнейших литературоведческих исследованиях жанровых процессов русской поэзии и жанровой системы С.А.Есенина, а также в энциклопедических изданиях (например, в готовящейся «Есенинской энциклопедии») и других справочных пособиях.

Апробация работы

Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры русской и зарубежной литературы МГГУ имени М.А. Шолохова, были представлены в докладах автора на научных конференциях – таких, как «Русское литературоведение на современном этапе» (МГГУ имени М.А. Шолохова, 2009), а также на международных научных конференциях, проводимых совместно ИМЛИ им. А.М. Горького РАН, Рязанским государственным университетом имени С.А. Есенина и Государственным музеем-заповедником С.А. Есенина: «Поэтика и проблематика творчества С.А. Есенина в контексте Есенинской энциклопедии» (2008), «Проблемы научной биографии С.А. Есенина» (2009), «Сергей Есенин: Диалог с XXI веком» (2010), «Биография и творчество С.А. Есенина в энциклопедическом формате» (2011), «Сергей Есенин и русская история» (2012). По теме диссертации опубликовано 8 статей, 3 из них – в изданиях, включённых в Перечень ВАК РФ.

Скобликова, Нина Сергеевна

Сергей Александрович Есенин (1895 – 1925) - уникальный «крестьянский» поэт первой четверти XX века. В период, когда он примкнул к имажинизму, в его лирику проникают и городские мотивы. Однако лирический герой всех есенинских циклов, даже будучи в городе, думает и мечтает о родной деревне, крестьянском быте, «стране берёзового ситца», и так и называет себя - «гражданин села». Ярким примером его поэтического отношения к дому является стихотворение «Письмо к матери».

История написания этого творения следующая: поэт, уже став известным, собрался вместе с товарищами навестить родное село Константиново, но задержался в Москве, и поездка в тот раз не состоялась - после этого он написал «Письмо матери», поскольку она, Титова Татьяна Фёдоровна, ждала его.

В 1924 г., к которому относится написание этого стихотворения, творчество Есенина было уже зрелым – для него характерны серьёзные, не соответствующие его молодому возрасту, переживания, тяжёлые личные драмы, вследствие чего вырисовывается довольно мрачная поэтическая картина мира. Уникальность его заключается в том, что, живя в период Серебряного века, для которого характерны различные литературные кружки, группы и объединения, он не входил ни в одно из этих объединений. Часто произведения Сергея Александровича посвящены родным и близким, друзьям, кому-либо из его окружения. Наряду с посвящениями в его творчестве присутствуют стихотворения-письма, одно из которых мы разбираем.

Жанр, размер, направление

«Письмо матери» написано в жанре элегии, для которого характерно повествование от первого лица и печальные, тревожащие сердце, размышления. Есенинские стихотворения-письма - своеобразное поэтическое единство между лирическим героем и людьми, которые существовали в реальном мире и были поэту дороги. Размер данного стиха - пятистопный хорей.

Направление, выбранное Есениным, - философская лирика. «Письмо матери» - это стихотворение, которое отражает тягостные настроения лирического героя на последнем этапе развития - когда он, чувствуя приближение конца жизни, пишет послание самому дорогому члену семьи и сообщает ему о своих переживаниях. Поэтому мы видим в работе попытки переосмысления пройденного пути, а также желание приободрить мать, развеять ее тревоги.

Композиция

Структура «Письма…» - кольцевая: последние строки двух первых строф и двух последних строф повторяются: «несказанный свет», «в старомодном ветхом шушуне». В подобном композиционном построении делается акцент на переживаниях материнской души: даже после всех откровений блудного сына о его разочаровании в жизни, в боге, после всех просьб не волноваться о нём, материнское сердце не угомонится и будет тосковать о ребенке, предчувствуя беду. Женщина будет выходить навстречу своему чаду, даже если получит письмо, где напишут, что он больше никогда не приедет домой. Преданность и неизменность чувств родителей контрастируют с ветреностью и легкомыслием городской суеты, где все лишь шапочные знакомые.

Образ лирического героя

В целом, образ проходит три этапа развития:

  • деревенский молодой человек, который попадает из родного села в чуждый, враждебный мир городской цивилизации (эти мотивы звучат, например, в поэме «Сорокоуст», написанной в 1921 г.);
  • затем городской поэт-хулиган, мятежник, впоследствии ясно воплощённый в образе бандита Номаха в поэме «Страна негодяев» (1925);
  • и, наконец, - страдающий, тоскующий поэт, уставший от жизни, ощущающий приближение смерти, впавший в депрессию от безвыходности - «Чёрный человек» (1925).

Поскольку «Письмо к матери» сочинено в 1924 году, типаж лирического героя относится к третьей фазе развития образа. Он – усталый и вконец заблудившийся странник, который бежал из родного дома в поисках лучшей участи, но жизнь возвращает его к истокам, заставляя признать, что самое главное он не обрел, а оставил в родном краю. Уместно будет сравнить его с блудным сыном, который, согласно евангельской притче, приходит к отцу с покаянием, отбросив гордыню.

Тема

  1. Разочарование в жизни. Перед нами послание прожёгшего свою жизнь сына, к матери. Герой пишет в надежде, что та его поймёт и простит, ведь ни понимания, ни прощения в городе он не нашел, как сильных, искренних чувств. Женщины и друзья проносятся суетливой чередой, меняются и предают, и только семья любит и ждет свою часть, не упрекая и не ставя условий.
  2. В стихотворении звучит и тема оправдания перед родной матерью: «Не такой уж горький я пропойца…». Герой хочет успокоить семью, но не находит сил лгать во благо: все же он признает, что алкоголь в его жизни занял удручающе прочные позиции.
  3. Прослеживается тема любви поэта к своей малой родине - и это чувство для него более возвышенное, чем даже любовь к богу. В свои произведения он мастерски вплетал диалектизмы Рязанской губернии - своего родного края. Эта малая родина - сад, «по-весеннему белый», деревенский дом для лирического героя - своеобразный рай, спасающий от жизненной суеты и тревоги, а мать в этом раю - ангел, «несказанный свет». И перед этим ангелом он исповедуется, раскрывает судьбу, отягощённую страданиями, безысходностью и печалью.
  4. В стихотворении «Письмо матери» прослеживается ещё одна, характерная для литературы тема - непонимания, всегда возникающего между старым и новым поколением.

В его творчестве гармонично сочетались крестьянские, деревенские лирические мотивы и настроение мятежа, восстания, борьбы, но в данной работе борьба уступает место горечи и предчувствию фатального поражения.

Идея

  1. Во-первых, главная мысль поэта заключается в том, что нельзя забывать отчий дом и семью, что бы в жизни ни происходило. Только там можно найти поддержку и бескорыстную, жертвенную любовь, которых так не хватает взрослому человеку, отделенному от малой родины.
  2. Во-вторых, очевидна идея облегчения души посредством исповеди перед той женщиной, которая привела его на эту землю. Возможно, в ее образе он видит свое предназначение, то, чем задумал его Господь, и он подводит жизненные итоги своего бегства от судьбы и призвания, данных свыше.
  3. В-третьих, смысл работы – показать наступление нового мира (заключающегося в образе сына) и отступления старого (заключающегося в образе матери). Он открыто заявляет: «И молиться не учи меня, не надо! // К старому возврата больше нет!» - здесь автор намекает на то, что наступили новые - то есть советские времена, в которых не верят в бога, и вообще нет никакой религии, поэтому учить старые молитвы - бессмысленно. А мать лирического все еще ходит в «старомодном ветхом шушуне». Ключевые слова здесь - «старомодный» и «ветхий», относящиеся к матери. Ведь она по-прежнему принадлежит к старому, обветшалому прошлому, где верят в бога и молятся, ей и её поколению не понять до конца настоящего, и уж тем более будущего.
  4. Сын, несмотря на любовь к родине и крестьянскому быту, отказывается жить по законам вчерашнего дня, он принимает завтрашний и сегодняшний устав, он в нём вырос и стал известным, тогда как еще вчера он по праву рождения пахал бы землю и не смел даже задуматься о творчестве. Однако в разочаровании и печали сквозит неприятие многих новых реалий, поэтому его отношение к окружающей действительности двойственное.

    Средства художественной выразительности

  • эпитеты - например, «несказанный свет», «тягостная бредь», «горький пропойца», «тоски мятежной»;
  • риторические восклицания - «Привет тебе, привет!», «Ничего, родная!»;
  • анафоры - «Не буди, как восемь лет назад. // Не буди того, что отмечалось»; «Ты одна мне помощь и отрада,//Ты одна мне несказанный свет»;
  • повторы - «Не буди того, что отмечалось,//Не волнуй того, что не сбылось»; «Не грусти так шибко обо мне. //Не ходи так часто на дорогу…»;
  • риторический вопрос - «Ты жива ещё, моя старушка?»;
  • инверсии - «горький я пропойца», «низенький наш дом», «тоски мятежной», «по-весеннему наш белый сад».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Тема Родины звучит, наверное, в творчестве всех поэтов, и у каждого по-разному. Вариации этой темы определяются историческими и социальными условиями, в которых живет поэт, его гражданской позицией, творческими идеалами. Сергей Александрович Есенин родился под Рязанью, в старинном приокском селе Константинове. Здесь прошли его детство и юность, здесь он написал свои первые стихи. Мир народнопоэтических образов окружал его с первых дней жизни. Поэтому у Есенина с Родиной прежде всего ассоциировалась деревенская, крестьянская Россия. «Моя лирика, - говорил Есенин, - жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве».

Тема Родины звучит в самых ранних стихотворениях С. Есенина. В 1912 году Есенин приезжает в Москву, а в 1916-м выходит его первый сборник «Радуница». За эти четыре года Есенин утверждается как поэт крестьянской культуры. Молодой Есенин проповедует христианство в своей поэзии, хотя в его стихах мы можем найти элементы язычества и пантеизма. Земная Русь в лирике Есенина периода «Радуницы» мифологизируется, она становится воплощением рая на земле. Картина рая создается при помощи библейских образов, с которыми ассоциируются детали крестьянского быта и русской природы:

Гей ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа…

Между сосен, между елок,

Меж берез кудрявых бус,

Под венком, в кольце иголок,

Мне мерещится Исус.

Он зовет меня в дубровы,

Как во царствие небес…

В елях - крылья херувима,

А под пеньком - голодный Спас.

Ивы - кроткие монашки.

Для ранней поэзии Есенина характерна гармония в его стихах нет тех противоречий, душевных надрывов раздвоения лирического героям, которые появятся позже в его лирике. В ранних стихах Есенин является выразителем народного миропонимания, которому присуща органическая связь человека с природой и с мирозданием вообще.

В новом сборнике стихов, названном «Голубень» и вышедшем в 1918 году, Есенин продолжает развивать мотивы ранней лирики. Православное восприятие Есениным Родины как духовного отечества мы видим в стихотворении «Запели писаные дроги…». В этом стихотворении вся Русь вырастает в образ храма, вся она становится воплощением Божьего мира:

О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

В стихотворении мы ощущаем полное единение лирического героя с Родиной, что было для Есенина подсознательным

Чувством, безотчетной потребностью, которая не поддается разуму и не управляется самим человеком:

Но не любить тебя, не верить

Я научиться не могу.

В этот же период в лирике Есенина появляются и другие мотивы, связанные с Родиной. В стихотворениях «Край ты мой заброшенный…», «Сторона ль моя, сторонка», «О край дождей и непогоды…» Русь предстает печальная, серая, тоскливая:

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь,

Сенокос некошеный,

Лес да монастырь.

Однако Есенин любит Россию и такой. Есенин чувствует наступающие перемены, он верит в будущие, события, которые разбудят дремлющую Русь. И вот произошло то, что с нетерпением ждали многие русские поэты и писатели, - свершилась революция.

Есенин с огромным воодушевлением принял революцию. Революция для Есенина стала воплощением христианской идеи преображения, очищения. Он создал целый ряд стихотворений и поэм, в которых приветствовал Октябрь как величайшее обновление мира («Пришествие», «Преображение», «Инония», «Иорданская голубица»). (Революция, по представлениям Есенина, должна была стать в том смысле обновлением жизни, что она вернёт человека вновь к природе, а поэзию - к народно-метафорическому миропониманию. Такое понимание революции выражено в стихотворении «О Русь, взмахни крылами…»:

О Русь, взмахни крылами,

Поставь иную крепь!

С иными племенами

Встает иная степь.

По золотой долине,

Меж телок и коров,

Идет в златой ряднине

Твой Алексей Кольцов…

Конкретные идеалы социалистической революции, а затем и практика социалистического строительства 20-х годов оказались, однако, весьма мало похожими на есенинские поэтические представления о революции и социализме. Социалистическая практика оказалась не возвратом к народно-крестьянскому миропониманию, а угрозой для него, разрушением дорогого Есенину «мира таинственного, мира древнего».

Мир таинственный, мир мой древний,

Ты, как ветер, затих и присел,

Вот сдавили за шею деревню

Каменистые руки шоссе

Напишет Есенин в 1920 году

И тогда Есенин решает собственными силами и силами небольшого кружка единомышленников-поэтов противостоять этому процессу разрушения, культивируя в своих стихах народно-крестьянское миросозерцание. Так возникает Есенин-имажинист, член небольшой группы, в которую, кроме него, входили поэты Р. Ивнев, А. Мариенгоф, В. Шершеневич, а также художники Б. Эрдман, Г. Якутов. В поэзии Есенина появляются сложные, метафорические образы, неожиданные сравнения: «Лижет теленок горбатый Вечера красный подол», «По пруду лебедем красным Плавает тихий закат и т. д.

Однако скоро Есенин разочаровывается в имажинизме. Есенин не приемлет наднациональности имажинистской поэзии. «У собратьев моих, - замечает Есенин, - нет чувства родины». Хотя Есенин противопоставляет свою поэзию идеологии имажинизма, в создании образных рядов, насыщенных яркими, неожиданными тропами, он остается имажинистом.

В 1920 году Есенин создает стихотворение «Я последний поэт деревни…». Это стихотворение - плач, панихида по уходящей Руси, погибающей крестьянской культуре. Как и в ранних стихах, посвященных Родине, здесь Россия - храм:

За прощальной стою обедней

Кадящих листвою берез.

Герой переживает близкую гибель этого храма словно свою собственную. В стихотворении крестьянской культуре противостоит пролетарская, городская. Новую, железную, бездуховную культуру символизирует образ-метонимия трактора - «железный гость». В этом стихотворении чувствуется тема неизбежной судьбы, с которой лирический герой не борется, а смиряется.

Судьба как предначертанный свыше путь, как данное стране, и лирическому герою испытание - эта тема нашла, свое выражение и в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу…».

В 1922-1923 годах Есенин создает драматическую оперу «Страна негодяев», которая свидетельствует о том, что Есенин встал в оппозицию по отношению к советской власти. В сборнике «Москва кабацкая», встав на сторону отверженного, униженного крестьянства, Есенин выразил протест против политики советской власти.

Цикл «Персидские мотивы», написанный в 1924-1925 годах, свидетельствует о желании Есенина преодолеть духовный кризис, успокоиться, очиститься от всех негативных эмоций. Работая над «Персидскими мотивами», Есенин ещё раз убеждается, что любовь к Родине для него самое главное чувство. Тегеранская экзотика только обостряет любовь лирического героя к северной Родине. Тема Родины в цикле переплетается с темой любви. В стихотворений «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», написанном в жанре послания, не тема любви, а тема Родины оказывается основной. В стихотворении вся эмоциональная нагрузка ложится на образ девушки с севера. Шаганэ для лирического героя лишь символ счастья, надежда на успокоение. В «Персидских мотивах» мы чувствуем неразрывную связь между душой лирического героя и его Родиной. В чужом прекрасном мире поэт не находит ничего ценнее, чем свое чувство к Родине. Есенин понимает, что он любит Россию любую, и он говорит о своей вере в будущее России.

Стихотворения последних лет жизни Есенина, посвященные Родине, наполнены трагическим пафосом. Если лирический герой первых сборников Есенина был гармонично слит с природой родной деревни, олицетворял духовную культуру крестьянина, (то теперь в стихотворения о Родине вошел мотив одиночества, отверженности, ненужности.

В стихотворении «Русь советская» Есенин пишет о Родине, пострадавшей от «урагана» (то есть от революции), и о переменах, происшедших в ней. Изменилась родная деревня в худшую сторону, изменились сами крестьяне, новое поколение крестьян поет совсем другие песни, читает и любит других поэтов, у них надкрестьянское, непатриотическое мышление («Уж не село, а вся земля им мать»). Есенинский лирический герой оказывается одиноким, никому не нужным в родном селе.

Вот так страна!

Какого ж я рожна

Орал в стихах, что я с народом дружен

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен, -

Восклицает поэт

Однако стихотворение заканчивается очень противоречиво:

Приемлю все.

Как есть все принимаю.

Готов пойти по выбитым следам.

Отдам всю душу Октябрю и маю,

Но только лиры милой не отдам.

Творчество и душа впервые в лирике Есенина противостоят друг другу. Есенин принимает все новое, что принесла с собой революция, но разумом, а не сердцем, поэтому он не хочет воспевать постреволюционную Россию. У Есенина до конца его жизни осталось восприятие Родины не как Советской России, а как Руси.

В стихотворении «Неуютная жидкая лунность…» лирический герой, словно превозмогая себя, пытается полюбить новую деревню, новую Россию:

Через каменное и стальное

Вижу мощь я родной стороны.

Однако за искренним желанием увидеть в новой, стальной России гуманное, цивилизованное начало мы видим драму лирического героя Есенина:

Я не знаю, что будет со мною…

Может, в новую жизнь не гожусь…

Есенин понимает, что мир социалистической деревни для него чужой.

Таким образом, стихотворения, написанные на тему Родины, отражают основные идеи творчества Есенина, его миропонимание в. целом. Есенин не сомневается в законности и необходимости перемен в жизни России. Но сам он кровно привязан к старой Руси, он остался до конца с крестьянско-деревенским миром, его эстетикой. Ведь именно в этой эстетике находятся корни его собственной поэзии, она определяет и тему Родины в его стихах.