Запятая перед спустя. Обособление обстоятельств в русском языке. Большой толковый словарь

Родился русский писатель и философ Л.Н.Толстой 9 сентября 1828 года в Ясной Поляне, Тульской губернии, четвертым ребенком в богатой аристократической семье. Родителей Толстой потерял рано, дальнейшим его воспитанием занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская. В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, но т.к. занятия не вызывали у него никакого интереса, в 1847г. подал заявление об увольнении из университета. В 23-летнем возрасте Толстой, вместе со старшим братом Николаем, уехал на Кавказ, где принимал участие в боевых действиях. Эти годы жизни писателя отразились в автобиографической повести "Казаки"(1852-63), в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), а также в поздней повести "Хаджи-Мурат" (1896-1904, опубликована в 1912). На кавказе Толстой начал писать и трилогию «Детство», «Отрочество», «Юность».

Во время Крымской войны отправился в Севастополь, где продолжил воевать. После окончания войны уехал в Санкт-Петербург и сразу вошел в кружок "Современника" (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, А. Н. Островский, И. А. Гончаров и др.), где его встретили как "великую надежду русской литературы" (Некрасов), опубликовал «Севастопольские рассказы», в которых ярко отразился его выдающийся писательский талант. В 1857 г. Толстой отправился в путешествие по Европе, которым в последствии был разочарован..

Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, решил прервать литературную деятельность и стать помещиком-землевладельцем, уехал в Ясную Поляну, где занимался просветительской работой, открыл школу, создал собственную систему педагогики. Это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 он даже отправился за границу, для того чтобы ознакомиться со школами Европы.

В сентябре 1862 Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье Андреевне Берс и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам, однако уже к осени 1863 был захвачен новым литературным замыслом, в результате исполнения которого на свет появилось фундаментальное произведение «Война и мир». В1873-1877 гг. создал роман «Анна Каренина». В эти же годы полностью сформировалось мировоззрение писателя, известное под названием «толстовство», суть которого просматривается в произведениях: «Исповедь», «В чем моя вера?», «Крейцерова соната».

Со всех уголков России и мира в Ясную Поляну съезжались почитатели творчества писателя, к которому они относились, как к духовному наставнику. В 1899 г. вышел в свет роман «Воскресение».

Последними произведениями писателя стали рассказы «Отец Сергий», «После бала», «Посмертные записки старца Федора Кузьмича» и драма «Живой труп».

Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну, в дороге заболел и был вынужден сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги. Здесь, в доме начальника станции он и провел последние семь дней своей жизни. 7(20) ноября Лев Николаевич Толстой умер.

Лев Толстой: Начало пути. Ранняя проза

Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября нового стиля) 1828 г. в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии в одном из самых знатных русских дворянских семейств. «Графы Толстые - старинный дворянский род, происходивший, по сказаниям родословцев, от мужа честна Индрика, выехавшего “из немец, из Цесарские земли” [из Священной Римской империи, из Австрии. - А. Р.] в Чернигов в 1353 году, с двумя сыновьями и с дружиной из трех тысяч человек; он крестился, получил имя Леонтия и был родоначальником нескольких дворянских фамилий. Его правнук, Андрей Харитонович, переселившийся из Чернигова в Москву и получивший от вел. <икого> кн. <язя> Василия Темного прозвище Толстого, был родоначальником Толстых (в графской отрасли рода Толстых граф Лев Николаевич числится от родоначальника Индриса в 20-м колене)» (Бирюков П. И. Биография Льва Николаевича Толстого. Изд. 3-е, испр. и доп. М.; Пг., 1923. Т. 1. С. 3.) По материнской линии Лев Николаевич принадлежал к древнему роду князей Волконских. Принадлежность к аристократии будет на протяжении всей жизни определять поведение и мысли Толстого. В юности и в зрелые годы он будет много размышлять об особом призвании старого русского дворянства, хранящего идеалы естественности, личной чести, независимости и свободы. («Архаистичность» общественной, а также и литературной позиции Толстого в 1850-х гг. подробно прослежена Б. М. Эйхенбаумом: Эйхенбаум Б. М. Лев Толстой. Л., 1928. Кн. 1. 50-е годы. С. 261-291).

Толстой очень рано, в полуторагодовалом возрасте потерял мать Марию Николаевну, женщину очень эмоциональную и решительную. Отец, Николай Ильич, отставной полковник, отличался гордостью и независимостью в отношениях с представителями власти. Для Толстого-ребенка отец был воплощением красоты, силы, страстной, азартной любви к радостям жизни. От него Лев Николаевич унаследовал увлечение псовой охотой. Красоту и азарт охоты много лет спустя Толстой выразит на страницах романа “Война и мир” в описании травли волка гончими старого графа Ростова.

В 1844 г. он поступил на философский факультет Казанского университета. Учился он несистематично, пропускал лекции и в результате не был допущен к переводным экзаменам. Не получив допуска к сдаче экзамена по истории, Толстой в 1845 г. переходит на другой факультет - юридический. Но и на этом факультете преподавали историю, занятия которой ему были скучны и неприятны. Толстой вновь начинает пропускать лекции по истории. Он даже был наказан за пропуски занятий: нерадивого студента поместили в карцер. Зато он предавался со всей страстностью светским увеселениям и кутежам. Его кажущаяся леность, нелюбовь к истории - не свидетельство ограниченности. Как-то Толстой-студент заметил в разговоре с собеседником: “История... - это не что иное, как собрание басен и бесполезных мелочей, пересыпанных массой ненужных цифр и собственных имен...”. Как будто бы эта фраза Толстого - проявление воинственного невежества. Кажется, он стремился только шокировать своего знакомого. Однако на самом деле все намного сложнее. В науках молодой Толстой искал прежде всего практического смысла. Его не интересовали знания, которые не могли быть применены в повседневной жизни. И именно такой, “бесполезной” представляется Толстому история. Подобный взгляд на науку вообще характерен для многих людей новой эпохи, формирующихся в 1840-е гг. Не случайно, в 1860-е гг. русская молодежь переживет увлечение “нигилизмом”. “Нигилисты” считали практическую пользу главной ценностью современной культуры и презирали отвлеченное знание, прямо не связанное с повседневными нуждами людей. Толстой не любил “нигилизм”, прежде всего, он отвергал присущую “нигилистам” идею революции. Но он вырос в той же атмосфере перемен, разочарования в старых культурных ценностях, как и идеологи “нигилизма”. Отрицание традиционной исторической науки Толстым-студентом с новой силой проявится в 1860-е гг. в романе “Война и мир”.

В годы учебы в Казанском университете Толстой внимательно читает сочинения французских философов, особенно произведения мыслителя и писателя XVIII в. Жан-Жака Руссо. Руссо видел в достижениях цивилизации: в развитии наук, техники, искусств - упадок, разрушение первоначальной простоты, естественности человеческой жизни. Идеи Руссо сильно повлияли на молодого Толстого.

Руссо для Толстого - не только тонкий художник-психолог, но и мыслитель, чьи идеи об исконной доброй природе человека и о развращающем влиянии цивилизации, противопоставленной неиспорченности «естественного состояния дикаря или простолюдина оставались дороги Толстому на протяжении всей его жизни.

Другим любимым писателем Толстого был Стендаль. Поэтика батальных сцен в толстовских произведениях - от ранних кавказских рассказов («Набег» и др.) и цикла об обороне Севастополя до «Войны и мира» (взгляд на происходящее с точки зрения «ничего не понимающего героя») - напоминает описание сражение при Ватерлоо в романе Стендаля «Пармская обитель».

Уже в юношеских дневниках и в ранних письмах Толстого ощутимо живое противоречие между привязанностью, страстным влечением к «естественной» жизни, упоением полнотой бытия и радостями плоти, с одной стороны, и моральным ригоризмом, требовательностью, с другой. «Религия плоти» и «религия духа» (выражения Д. С. Мережковского - Мережковский Д. С. Л. Толстой и Достоевский: Жизнь и творчество // Мережковский Д. С. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М., 1995. С. 7-350) составят в дальнейшем два полюса толстовского творчества. Путь Толстого - это в значительной мере именно движение от одного полюса к другому. Но полностью от «религии плоти» писатель не отрекся даже в последние годы жизни.

12 апреля 1847 г. Толстой, разочарованный в университетском образовании, подал прошение об исключении из университета. Он отправился в Ясную Поляну, надеясь испробовать себя на новом поприще - благоустроить быт своих крепостных крестьян. Действительность разбила его замыслы. Крестьяне не понимали барина, отказывались от его совета и помощи. Толстой в первый раз остро ощутил огромную, непреодолимую пропасть, разделяющую его - помещика, господина - и простой народ. Социальные и культурные преграды между образованным сословием и народом станут одной из постоянных тем художественной прозы и статей Толстого. Свой первый неудачный опыт хозяйствования он опишет спустя несколько лет в рассказе “Утро помещика” (1856), герой которого Нехлюдов наделен чертами самого Толстого.

Вернувшись из Ясной Поляны, Толстой проводит несколько лет в Петербурге и в Москве. Он подробно анализирует в дневниках свои поступки и переживания, стремится выработать программу поведения, достигнуть успехов в различных науках и сферах жизни, в карьере. Из самоанализа в дневниках Толстого вырастает его художественная проза. Толстой в дневниках 1847-1852 гг. тщательно фиксирует различные переживания и мысли в их сложных и противоречивых сцеплениях. Он холодно анализирует проявление эгоистичных настроений в высоких и чистых чувствах, прослеживает движение, перетекание одного эмоционального состояния в другое. Наблюдения над собой чередуются с описаниями внешности, жестов и характера знакомых, с размышлениями о том, как создавать литературное произведение. Толстой ориентируется на опыт психологического анализа писателей XVIII в. Лоренса Стерна и Руссо, усваивает приемы раскрытия переживаний в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. В марте 1851 г. Толстой пишет “Историю вчерашнего дня” - отрывок, в котором детально описывает свои чувства. Это уже не просто дневниковая запись, а художественное произведение.

В апреле 1851 г. он едет на Кавказ и в январе 1852 г. поступает на военную службу в артиллерию. На Кавказе шла война между русскими войсками и чеченцами. Толстой участвует в сражениях и работает над повестью “Детство”. Недовольный повестью, он четыре раза перерабатывал ее текст. В июле 1852 г. она была послана в петербургский журнал “Современник” ее редактору поэту Н. А. Некрасову. Некрасов высоко оценил талант автора. “Детство” было напечатано под заглавием “История моего детства” (это название принадлежало Некрасову) в 9-ом номере “Современника” за 1852 г. и принесло Толстому большой успех и славу одного из самых талантливых русских писателей. Спустя два года также в 9-ом номере “Современника” появляется продолжение - повесть “Отрочество”, а в 1-ом номере за 1857 г. была опубликована повесть “Юность”, завершившая рассказ о Николае Иртеньеве - герое “Детства” и “Отрочества”.

Три повести Толстого - не последовательная история воспитания и взросления главного героя и рассказчика, Николеньки Иртеньева. Это описание ряда эпизодов его жизни. Б. М. Эйхенбаум обратил внимание на то, что события, описанные в повести, укладываются в два дня, причем между этими днями проходит большой промежуток времени (Эйхенбаум Б. М. Молодой Толстой // Эйхенбаум Б. М. О литературе. М., 1987. С. 75-77). То, что окружающим кажется мелким, недостойным внимания и то, что для других является действительными событиями жизни Николеньки, в сознании самого героя-ребенка занимают равное место. Толстой тщательно фиксирует противоречивые, противоположные чувства героя. Непосредственные душевные движения Николеньки Иртеньева сочетаются с отстраненным самоанализом, с наблюдениями над собственными переживаниями. В «Детстве» Толстой открывает многослойность сознания, в котором одновременно уживаются противоположные чувства, стремления и мысли, искренность соседствует с чертами некоего любования собой, а порой и притворства (Особенности толстовского психологизма детально прослежены Л. Я. Гинзбург. - Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. Изд. 3-е. М., 1999. С. 267-293, 301-334, 372-394).

Изображение чувств героя в “Детстве”, “Отрочестве” и “Юности” напоминает анализ собственных переживаний в дневниках Толстого. Намеченные в дневниках и воплощенные в этих трех повестях принципы изображения внутреннего мира персонажей перейдут в романы “Война и мир”, “Анна Каренина” и во многие другие более поздние произведения Толстого.

В одно время с работой над “Детством”, с мая по декабрь 1852 г. Толстой пишет рассказ “Набег” об одном из мелких эпизодов войны на Кавказе. Позднее по своим впечатлениям от военных событий на Кавказе Толстой создает еще два рассказа - “Рубка леса” и “Как умирают русские солдаты” (первый вариант этого рассказа назывался “Тревога”). В этих рассказах впервые выражена тема, которая будет отныне неизменной, постоянной для Толстого. Эта тема: простота, естественность как высшая ценность истинной человеческой жизни. “Всегда смолоду, и чем старше, тем больше, ценю одно качество <...> выше всего - простоту”, - писал Толстой в 1872 г. В “кавказских” рассказах Толстой противопоставлял свое приземленное изображение военных действий, неразберихи сражения и бессмысленных смертей романтическому, поэтическому описанию сражения как величественного зрелища. До Толстого в русской литературе господствовало именно такое романтизированное восприятие войны и военного подвига. Именно так изображал сражения на Кавказе А. А. Бестужев-Марлинский, писатель, чьи произведения в 1830- начале 1840-х гг. пользовались огромной славой. Простое, “будничное” изображение войны в рассказах Толстого противоположно романтике сражений и подвига. Оно напоминает описание одного из сражений Кавказской войны в стихотворении М. Ю. Лермонтова “Валерик”. Подлинный героизм в изображении Толстого лишен какой бы то ни было романтической театральности, искусственности. Истинный герой никогда не думает, что совершает подвиг. Ему чужда жажда славы. Спокойное приятие собственной смерти для Толстого - черта истинно мудрого и достойного человека.

Тема простоты и естественности как высшей ценности жизни и спор с “парадным”, красивым изображением войны Толстой продолжил в очерках “Севастополь в декабре” (1855), “Севастополь в мае” (1855) и “Севастополь в августе 1855 года” (1856). В очерках описаны эпизоды героической обороны Севастополя от англо-французских войск в 1855 г. Толстой сам участвовал в обороне Севастополя и много дней и ночей провел в самом опасном месте - на четвертом бастионе, который нещадно обстреливала вражеская артиллерия. Севастопольские рассказы Толстого - это не панорамное описание всей многомесячной гигантской битвы за город, а зарисовки нескольких дней из жизни его защитников. Именно в деталях: в изображении будней солдат, матросов, сестер милосердия, офицеров, горожан - Толстой ищет подлинную правду войны.

Ключевой мотив севастопольских рассказов - противоестественность и безумие войны. Толстой показывает войну сторонним, «остраненным» взглядом. В очерке “Севастополь в декабре” Толстой описывает не красивую правильность боя, а страшные сцены страданий раненых в госпитале. Писатель использует прием контраста, резко сталкивая мир живых и прекрасную природу с миром мертвых-жертв войны. Он описывает ребенка, собирающего полевые цветы между разлагающимися трупами и трогающего ногой вытянутую руку безголового мертвеца. Толстой выступает в роли обличителя людей, нарушающих заветы Бога, в самоослеплении и в исступлении проливающих кровь друг друга. Севастопольские рассказы Толстого - зерно будущего романа “Война и мира”.

С осени 1859 г. Толстой открывает в Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Он занимался с детьми историей, давал им темы для сочинений. В 1862 г. школа была закрыта после полицейского обыска. Причиной для обыска были подозрения властей, что студенты, преподававшие в яснополянской школе, занимались антиправительственной деятельностью. Выводы из своей деятельности в яснополянской школе писатель сформулировал в статье со “скандальным” названием: “Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?” По мысли Толстого, народное искусство и культура не ниже, а скорее выше культуры и искусства, признанных в образованном обществе. Крестьянские дети хранят душевную чистоту и естественность, утерянную в образованных сословиях. Их обучение ценностям “высокой” культуры, полагает Толстой, едва ли необходимо. Напротив, сам писатель, занимаясь с ними, оказался в роли не учителя, но учащегося.

24 сентября (старого стиля) 1862 г. Толстой вступает в брак с дочерью московского врача Софьей Андреевной Берс. 25 сентября Толстой записывает в дневнике: “Неимоверное счастье”. Взаимное непонимание, тяжелые ссоры, отчужденность друг от друга - всё это пока в далеком будущем.

В 1863 г. Толстой печатает повесть “Казаки”, работать над которой он начал еще в середине 1850-х гг. Повесть, как и многие другие произведения Толстого, автобиографична. В ее основе лежат кавказские воспоминания писателя, прежде всего - история его неразделенной любви к казачке, жившей в Старогладковской станице. Толстой избирает традиционный для романтической литературы сюжет: любовь охлажденного, разочарованного жизнью героя-беглеца из опостылевшего мира цивилизации к “естественной” и страстной героине. На этот сюжет были написаны поэмы А. С. Пушкина “Кавказский пленник” и “Цыганы”. “Цыган” Толстой перечитывал, работая над “Казаками”. Но Толстой придает этому сюжету совершенно новый смысл. Молодой дворянин Дмитрий Оленин лишь внешне напоминает романтического героя: его усталость от жизни неглубока. Он тянется к естественной простоте, стихийной жизни казаков, но остается им чужд. Интересы, воспитание, социальное положение Оленина отдаляют его от жителей казачьей станицы. Оленин жадно впитывает нехитрые и мудрые мысли старого казака, охотника и бывшего вора дяди Ерошки: счастье, смысл жизни - в упоении всеми ее радостями, в плотских наслаждениях. Но он никогда не сможет стать таким простым, беззаботным, добрым и злым, чистым и циничным одновременно, как дядя Ерошка.


Страница 1 - 1 из 3
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | Все
© Все права защищены

Лев Толстой – уникальный писатель в русской литературе. Описать творчество Толстого кратко очень сложно. Масштабная мысль писателя воплотилась в 90 томах произведений. Сочинения Л. Толстого – это романы о жизни русского дворянства, военные повести, рассказы, дневниковые записи, письма, статьи. В каждом из них отражается личность творца. Читая их, мы открываем для себя Толстого – писателя и человека. На протяжении своей 82-летней жизни он размышлял, какова цель жизни человека, стремился к духовному совершенствованию.

С творчеством Л.Толстого кратко мы знакомились в школе, читая его автобиографические повести: «Детство», « Отрочество», «Юность» (1852 – 1857). В них писатель обрисовал процесс формирования своего характера, отношения к окружающему миру и себе. Главный герой Николенька Иртеньев — искренний, наблюдательный, любящий правду человек. Взрослея, он учится разбираться не только в людях, но и в себе. Литературный дебют был удачным и принес писателю признание.

Оставив учебу в университете, Толстой занялся преобразованиями в имении. Этот период описан в повести « Утро помещика» (1857).

Толстому в юности было свойственно и совершение ошибок (его светские развлечения во время учебы в университете), и раскаяние, и стремление к искоренению пороков (программа по самообразованию). Было даже бегство на Кавказ от долгов, светской жизни. Кавказская природа, простота казачьей жизни контрастировали с дворянскими условностями и закрепощенностью образованного человека. Богатейшие впечатления этого периода отразились в повести «Казаки»(1852-1963), рассказах« Набег» (1853), « Рубка леса» (1855). Герой Толстого этого периода– ищущий человек, который пытается найти себя в единении с природой. В основе повести « Казаки» лежит автобиографическая история любви. Разочарованный цивилизованной жизнью герой тянется к простой, страстной казачке. Дмитрий Оленин напоминает романтического героя, он ищет счастье в казачьей среде, но остается чуждым ей.

1854 год – служба в Севастополе, участие в военных действиях, новые впечатления, новые планы. В это время Толстой был увлечен идеей издания литературного журнала для солдат, работал над циклом « Севастопольских рассказов». Эти очерки стали зарисовками нескольких дней, прожитых среди его защитников. Толстой использовал прием контраста в описании прекрасной природы и будней защитников города. Война ужасает своей противоестественной сущностью, в этом ее подлинная правда.

В1855 -1856 годы Толстой имел громкую славу писателя, но не сблизился ни с кем из литературной среды. Жизнь в Ясной Поляне, занятия с крестьянскими ребятишками его увлекали сильнее. Он даже написал «Азбуку» (1872) для занятий в своей школе. Она состояла из лучших сказок, былин, пословиц, поговорок, басен. Позднее были изданы 4 тома « Русских книг для чтения».

С 1856 по 1863 год Толстой работал над романом о декабристах, но анализируя это движение, истоки его увидел в событиях 1812 года. Так писатель перешел к описанию духовного единения дворянства и народа в борьбе с захватчиками. Так возник замысел романа – эпопеи «Война и мир». В основе его – духовная эволюция героев. Каждый из них идет своим путем к постижению сущности жизни. Сцены семейной жизни переплетаются с военными. Автор анализирует смысл и законы истории через призму сознания простого человека. Не полководцы, а народ способен изменить историю, а суть жизни человека – семья.

Семья лежит в основе и другого романа Толстого – «Анна Каренина»

(1873 – 1977) Толстой описал историю трех семей, члены которых по-разному относятся к своим близким. Анна ради страсти губит и семью, и себя, Долли старается сохранить свою семью, Константин Левин и Кити Щербацкая стремятся к чистым и духовным отношениям.

К 80-м годам изменилось мировоззрение самого писателя. Его волнуют вопросы социального неравенства, нищеты бедных, праздности богатых. Это отражено в повестях «Смерть Ивана Ильича» (1884-1886), «Отец Сергий» (1890-1898,) драме «Живой труп» (1900), рассказе «После бала» (1903).

Последний роман писателя – « Воскресение»(1899). В позднем раскаянии Нехлюдова, соблазнившего воспитанницу своей тетки, – мысль Толстого о необходимости изменения всего русского общества. Но будущее возможно не в революционном, а в нравственном, духовном обновлении жизни.

Всю свою жизнь писатель вел дневник, первая запись в котором была сделана в 18 лет, а последняя за 4 дня до смерти в Астапове. Дневниковые записи сам писатель считал самыми важными из его произведений. Сегодня они открывают нам взгляды писателя на мир, жизнь, веру. Свое восприятие бытия Толстой раскрыл в статьях «О переписи в Москве» (1882), «Так что же нам делать?» (1906) и в «Исповеди» (1906).

Последний роман и богоборческие сочинения писателя привели к окончательному разрыву с церковью.

Писатель, философ, проповедник Толстой был тверд в своей позиции. Одни им восхищались, другие критиковали его учение. Но никто не оставался спокойным: он ставил вопросы, которые волновали всё человечество.

Скачать данный материал:

(Пока оценок нету)