Какие почвы в природных зонах. Типы почв по почвенно-географическим зонам. География почв россии с учетом регионального компонента

Цели урока:

  1. Координировать самостоятельную работу учащихся с учётом их личностных особенностей, в целях создания максимально благоприятных условий для их проявления.
  2. Продумать основные типы общения, формы сотрудничества между учениками и учителем с учётом личностного взаимодействия, равноправного партнёрства на уроке.
  3. В условиях личностно-ориентированного обучения предоставить каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании разнообразия почв России и их зависимости от растительности.

Задачи урока:

Если почва будет использоваться для разработки, то стерилизация почвы может быть жизнеспособным вариантом. Однако, если почва используется для восстановления естественной среды обитания, стерилизация почвы не может быть полезным действием. Стерилизация при удалении вредных организмов из почвы может также разрушать полезные, а иногда и существенные почвенные организмы.

Другие действия включают приближение импортируемых свойств почвы к основным природным свойствам почвы, таким как текстура, цвет, структура, тип глины, органическое вещество и содержание азота и рН. Выбор источника почвы в аналогичной обстановке, как можно ближе к парку, поможет обеспечить сходство свойств почвы. Как минимум, чтобы собрать подходящую почву, место сбора должно быть сопоставлено с объектом-мишенью с точки зрения его поверхностной и подземной текстуры, исходного материала, основного типа и положения рельефа и существующей или прежней естественной растительности целевого объекта.

  1. Используя субъективный опыт каждого ученика о почвах, умении самостоятельно получать информацию с помощью карт, сформировать знания о разнообразии почв России.
  2. Побудить учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов углубленного изучения материала об основных типах почв России.
  3. Стимулировать ученика к саморазвитию и самовыражению при выборе и выполнении практических заданий, решении проблемных вопросов.
  4. Оказать помощь творческой группе в изучении почв нашей местности, влиянии хозяйственной деятельности населения на загрязнение и охрану почв.
  5. Провести рефлексию, оценку приобретённых знаний.

Изучение нового материала.

Поэтому рекомендуется, чтобы использование местных источников почвы являлось фактором отбора в контрактах на технические характеристики, особенно, когда контракт был написан другими агентствами, такими как Федеральная администрация автомобильных дорог и государственные департаменты шоссе. Источники предполагаемой почвы необходимо заранее проверять для обеспечения адекватности почвы и свободы от нездоровых растений и неродственных членистоногих.

В почве, импортируемую в парки, не должно быть загрязнений опасных материалов. Предложение может быть включено в контракт или заказ на покупку, используемый для получения верхнего слоя почвы, чтобы исключить эту возможность. Агентство по охране окружающей среды разработало Приоритетный перечень загрязнителей для анализа почвенных и водных материалов, который может быть использован для выявления потенциальных проблем. Эти процедуры тестирования будут соблюдаться, если возникнет подозрение относительно того, что парковая почва или указанная почва попадают в парк.

Учитель: Ребята, посмотрите на почвенную карту России. Назовите основные почвы, двигаясь с севера на юг.

Учитель: Какие главные природные компоненты принимают участие в формировании почв:

  1. Горные породы
  2. Растения и животные
  3. Климатические условия
  4. Рельеф
  5. Уровень грунтовых вод
  6. Вечная мерзлота
  7. Время

Учитель: Как вы думаете, распределение почв не только в России, а во всём мире хаотично или подчиняется законам природы?
Ученики: Распределение почв подчиняется закону широтной зональности, в горах высотной поясности.
Учитель: Сейчас мы с вами ознакомимся с основными типами почв России и постараемся заполнить таблицу, характеризующую почвы.

Свойства почвы могут оказать существенное влияние на успех любого развития парка. Нестабильные почвенные склоны, плохо дренированные почвы, вечная мерзлота, обширные почвы, почвы с плохим удержанием воды и т.д. Все имеют ограничения для определенных целей. Эти ограничения присущи и нелегко преодолеваются.

Почвоведы, дислоцированные в парках, могут консультироваться по целому ряду проблем управления почвой. Почвенный ученый, расположенный в Центре программ природных ресурсов в Денвере, может найти этих экспертов по мере необходимости. Центр обслуживания Денвера может дать рекомендации относительно последствий почв для планирования землепользования.

Главные почвы России

Типы почв Условия почвообразования Содержание гумуса Свойства почвы Природная зона
1. Арктические Мало тепла и

растительности

Служба охраны природных ресурсов Департамента сельского хозяйства, университеты и службы расширения университетов имеют разнообразный опыт в интерпретации почвенных исследований и исследования конкретных проблем управления почвой. Целью этого партнерства является совместная работа по совместному исследованию, инвентаризации, документированию, классификации и интерпретации почв для понимания, управления, сохранения и поддержания ограниченных почвенных ресурсов страны. В соответствии с меморандумом о взаимопонимании регионы и парки поощрять также добиваться партнерских отношений с местными, государственными и региональными правительствами для обмена информацией и расходами на почвенные обследования и повышения эффективности.

нет Не плодородная Арктическая
2. Тундрово-глеевые Вечная мерзлота, мало тепла, переувлажнение 1,5% Маломощные, имеют глеевой слой Тундра
3. Подзолистые К увл. > 1

Прохладно. Растительные остатки – хвоя, вымывание перечное

1,5 – 2% Промывные, кислые, малоплодородные. Тайга
4. Дерново-подзолистые К увл. > 1

Больше растительных остатков, промыв почв весной

2 – 2,5% Более плодородные, кислые Смешанные
5. Серые лесные, бурые лесные К увл. = 1

Умеренно-континентальный климат, остатки лесной и травянистой растительности

Лесная служба и Бюро землеустройства часто имеют почвоведов или агрономов в своих штабах, которые могут проводить консультации в близлежащих парках. Эти другие агентства по землеустройству часто проводили почвенные исследования для своих земель, которые могут служить базой для проведения почвенных исследований на парковых землях.

Государственные сельскохозяйственные университеты также имеют почвоведов и агрономов на персонале и часто проводят опросы в сочетании с исследованиями, а иногда и в областях, не охваченных вышеуказанными учреждениями. Независимые лаборатории обычно доступны на местном уровне для анализа физических и химических свойств почв, хотя стоимость независимых лабораторий обычно больше, чем в государственных или федеральных лабораториях.

2 – 5% Плодородные Широколист-

венные леса

6. Чернозёмы К увл. ? 1

Много тепла и растительных остатков

10 – 12% Самые плодородные, зернистая Степи
7. Каштановые К увл. = 0,8, 0,7

Много тепла

3 – 5% Плодородные Сухие степи
8. Бурые и серо-бурые К увл. < 0,5

Сухой климат,

Коллекция научных образцов. Почвенный покров на территории Словакии очень разнообразен из-за разнообразного геологического строения и прочного рельефа. Почва является важнейшим природным ресурсом и одним из основных природных потенциалов Словакии. По общей площади Словакии сельскохозяйственные угодья составляют менее половины, а коэффициент наблюдения - примерно 59%. Большинство из них представлены бурыми лесными почвами, в карстовых районах встречаются типичные рандзины. Проблема заключается в водной и ветровой эрозии, наклонных движениях и больших потерях полигона в пользу застроенных территорий.

мало растительности

1% Засоление почв Полупустыни

Арктические почвы:

  1. Весь год низкие температуры.
  2. Материнская порода покрыта снегом или льдом.
  3. Растительный покров представлен мхами и лишайниками.
  4. Процесс почвообразования затруднен.
  5. Арктические почвы образуются на незначительных участках островов Арктики, незанятых снегом и льдом, в короткое летнее время.

Тундрово-глеевые почвы:

Почва определяется как неотъемлемая часть экосистем Земли и является динамичной, постоянно развивающейся системой жизнеобеспечения, от которой зависит выживание и процветание всех наземных биологических сообществ. Образование, состав и состав почвы являются результатом воздействия климата, грунтовых вод, живых организмов, обитающих в почве, а также ее поверхности и активности человека на исходном субстрате в определенное время. Эти факторы называются почвообразующими факторами, и их почва формируется и развивается на границе литосферы, атмосферы, биосферы и гидросферы.

  1. Лето – холодное, короткое.
  2. Наличие многолетней мерзлоты.
  3. Растительный покров: мхи, лишайники, низкорослые кустарники.
  4. Почвообразование, замедленное из-за недостатка тепла.
  5. Гумуса содержится 1,5 %
  6. Природная зона – тундра.

Подзолистые почвы:

Лето прохладное, К увл. > 1.

  1. Избыточное увлажнение приводит к промыву гумуса, образуется неплодородный слой вымывания – подзол.
  2. Растительный покров представлен хвоей.
  3. Почвообразование затруднено, так как хвоя содержит смолы, которые затрудняют гниение и придают повышенную кислотность.
  4. Гумуса – 1,5 – 2 %.
  5. Природная зона – тайга.

Дерново-подзолистые почвы:

Основными почвообразующими факторами являются субстрат, климат, биологический фактор, подземные воды и активность человека. Почва образует сложную открытую систему. Его основные компоненты включают минеральные неорганические вещества, органическое вещество, воду, газы и живые организмы.

В почвообразовании и развитии существуют различные типы процессов, природа которых зависит главным образом от физических и химических свойств субстрата, климатических факторов и биотического компонента. На территории Словакии основными почвообразующими процессами являются гумификация, красноречие, освещение, остекление и процесс сбора, который происходит на водно-болотных угодьях. Материнский субстрат составляет почти 97% рыхлой породы, преимущественно отложений, и только 3% почв - почва, развитая на твердых материнских породах.

Лето тёплое, К увл. > 1.

  1. Промыв почв только весной.
  2. Растительный покров более разнообразен.
  3. Почвы более плодородные.
  4. Гумуса – 2 %.
  5. Природная зона – смешанные леса.

Серые лесные почвы:

  1. Климат умеренно-континентальный с тёплым летом, К увл. = 1.
  2. Растительный покров представлен остатками лесной и травянистой растительности.
  3. Почвы плодородные.
  4. Гумуса 2 – 5 %.
  5. Природная зона – широколиственные леса.

Чернозёмные почвы:

Территория Словацкой Республики находится в умеренной зоне педогеографического региона Центральной Европы, в зоне камбиции и слабоимеризованных почв. К наиболее распространенным покрытиям в Центральной Европе относятся лёсс. Они широко распространены на Дунайской и Восточно-Словацкой низменностях, образуют несколько склонов и в ограниченной степени заполняют почти все бассейны Западных Карпат и долины всех восточных словацких рек и их притоков. Трупы также образуют скрытые системы речных террас. Лёсс - почвообразующий субстрат из самых плодородных почв - Черное море.

  1. Умеренно-континентальный и континентальный тёплый климат, К увл. =< 1; 0,9.
  2. Растительный покров представлен травянистой растительностью, нет промыва, что способствует накоплению гумуса.
  3. Почвы – очень плодородные.
  4. Гумуса – 10 – 12 %.
  5. Природная зона – степи.

Каштановые почвы:

  1. Континентальный засушливый климат, много тепла, К увл. < 1; 0,8.
  2. Растительный покров представлен травянистой растительностью, но много тепла и мало влаги формируют менее разнообразный растительный покров.
  3. Почвы плодородные.
  4. Гумуса 3 – 5 %.
  5. Природная зона – сухие степи.

Бурые и серо-бурые почвы:

Они создают богатую минералами среду для культурных растений. Одной из основных характеристик почвы является ее размер зерна, который определяется процентом отдельных групп зерен. По доли мельчайших частиц глины почва делится на песчаные, песчаные, песчано-глинистые, глинистые, глинисто-глинистые и глинистые почвы. Если количество глинистых частиц превышает 75%, мы уже говорим о глине. Песчаные и песчаные почвы относятся к так называемым светлым почвам и характерны для словацких низменностей. Острова в Дунае и Восточно-Словацкой низменности.

  1. Резко-континентальный, сухой климат, К увл. < 0,5.
  2. Малый растительный покров.
  3. Образование почв затруднено в результате высоких температур, уменьшения влаги и растительного опада.
  4. Гумуса – 1 %.
  5. Почвы засолены.
  6. Природная зона – пустыни.

Учитель: Мы с вами проследили смену почв с севера на юг на территории Русской равнины. Какие вы можете сделать выводы о разнообразии почв и главных природных компонентах, влияющих на формирование почв?

Песочно-глинистые почвы умеренно тяжелые и встречаются преимущественно в районах с гранитоидами, песчаниками или вулканитами. Они имеют высокое содержание скелета, и поэтому их плодовитость низка. Типично для ядра Западных Карпат. Во внешних Карпатах более сплошные песчано-глинистые зоны связаны с верхними хребтами, образованными слоями песчаника. Алюминиевые почвы умеренно тяжелые и могут быть найдены на различных родительских породах от песчаных болот до вулканов до лёсса. В низинах и бассейнах их появление связано с лёссовыми растяжениями.

Ученики: Прослеживается широтная зональность. В результате изменения климатических особенностей тепла и влаги, меняется растительный покров, а от растительного опада напрямую идет формирование разнообразных почв. Одинаково плохо для формирования почв как недостаток тепла и влаги также и их избыток. Почвы плодородные формируются при достаточном количестве тепла и влаги и ежегодном опаде растительности.

Почвы, развившиеся на лёссе, типичны для того, что они не содержат скелета. Аллювиальная почва типична для низины Дунайской, Загорской и Выходословенской низменностей. Клей-глинистые и глинистые почвы относятся к числу тяжелых. Чаще всего они развиваются на зарослях, лессах, шиферных или тяжелых поймах. В низинах он обычно образует широкие полосы вдоль русла реки в долинах.

В бассейнах их происхождение связано с суглинистой глиной, более тяжелым материалом выпуклых конусов и глинами ракушечника. Разрушение почвы по типам почв основано на характере почвообразующих процессов, которые привели к формированию типичного профиля почвы. Различные типы почв различаются по внешнему виду почвенного профиля, который состоит из нескольких разноцветных и законно расположенных почвенных горизонтов. Почвенные горизонты имеют разные физические, химические и биологические свойства. Виды почв, представленные на территории Словацкой Республики, относятся к почвам на начальном этапе развития, через развитые почвы до реликтовых, которые возникли в разных климатических условиях.

Учитель: Какие почвы характерны для нашей местности?

Ученики: Черноземы.

Учитель: Одним из главных богатств Белгородской области являются почвы. Основным свойством почвы является наличие в ней гумуса. Область расположена в благоприятных природно-климатических условиях, которые способствовали формированию высокоплодородных почв. О почвах нашего села расскажут учащиеся исследовательской группы.

В самых сухих и самых теплых районах нашей территории угри относятся к реликтовым почвам. Они возникли в первые дни лунного возраста в первоначальных природных степных и лесостептических сообществах. В настоящее время они сохраняются в оригинальной форме в основном за счет сельскохозяйственного выращивания. Материнский субстрат в основном лесс, и основным почвообразовательным процессом в их образовании было интенсивное гумификацирование, которое происходило под степной растительностью. Они преобладают в лёссе Дунайской низменности.

Ученики: Территория села Пушкарное расположена к северо-западу от города Белгорода в бассейне малых рек Везелки и Искринки, притоков Северного Донца в ярко-выраженной лесостепной зоне. У нас степные пространства сочетаются с лесными урочищами, где произрастает растительность широколиственных лесов.

В лесных районах почвы – серые и тёмно-серые лесные. На равнинных степных районах – черноземы обыкновенные. В долинах рек – черноземно-луговые и пойменные почвы.

В северной части Загорской низы, Восточно-Словацкой низменности и бассейна Кошице образуются небольшие, но значительные районы. Они являются одними из самых плодородных почв и растут на требуемых культурах, таких как пшеница, подсолнечник, кукуруза или овощи. Поскольку он расположен в сухих районах, необходимо орошать землю под управлением.

Нынешний почвенный покров на территории Словакии относительно молод, поскольку он был создан после последнего ледникового периода и, следовательно, не более пятнадцати-двадцати тысяч лет. Пожилые земли сохранились только на островах. Однако существуют большие различия между возрастом земли в каждом регионе. Самые старые почвы сохраняются в низинных районах, а начало почвенного покрова отложено в сторону более высоких площадей. Почвы могут быть определены как так называемые недавние почвы, которые развились при взаимодействии подобных почвообразующих агентов, которые все еще присутствуют.

Кислотность почв в северо-западной части Пушкарских полей повышена, требуется известкование.

Длительность земледельческого освоения территории влияет на плодородие и запасы гумуса в почвах. Человек своей деятельностью отрицательно воздействует на почвы. На территории нашего села рельеф очень сложный, ровных мест мало, поэтому вспашка должна вестись поперёк склонов, много оврагов, что также усложняет работу в полях. Преобладает водная эрозия, и смыв гумусового слоя с полей. Экологический отряд нашего класса ведёт борьбу со стихийными свалками на территории села. Под нашу охрану взята пойменная часть реки Везелки, а также сама река, от бытового мусора. Люди на своих огородах продолжают весной и осенью жечь костры, остатки растений, не понимая, что это ценное сырьё, повышающее плодородие почв и костры сжигают имеющиеся в почве микроорганизмы.

Учитель: Почва – это сложное природное образование. Последние исследования учёных всё больше подтверждают, что почва – это особое природное образование, переходное между живым и неживым.

Спасибо ребятам за проделанную работу. Они провели исследовательскую работу и ознакомили нас с главными почвами нашего села.

Сейчас слово предоставим Бахаеву Н.В., он нас ознакомит с новыми технологиями позволяющими получать высокие урожаи; но бережно относиться к почвам, так как плодородие – это главное качество почв Агросберегающие технологии.

В современную концепцию агросберегающих технологий входит использование всех экологически целесообразных и экологически малоопасных методов защиты культурных растений от вредных организмов.

Основными методами являются агротехнический, биологический и химический.

1. Агротехнический метод включает в себя следующие виды:

а) Севообороты. Правильный севооборот – главная составная часть системы земледелия и один из этапов борьбы с сорняками, так как сельскохозяйственные культуры по-разному влияют на разные виды сорных растений.

б) Обработка почвы имеет важное значение в борьбе с сорняками.

2. Биологический метод предполагает борьбу с сорняками, посевами культурных растений, которые обладают высокой конкурентоспособностью на отношение к сорнякам, то есть фитоценозы одних культур сильно подавляют развитие сорняков (рожь, озимая пшеница).

Также используются биологические объекты – насекомые, микроорганизмы, нематоды, которые подавляют рост и развитие сорных растений. Но этот метод ещё не получил широкого развития в России.

3. Химический метод. В настоящее время активно применяются гербициды. Он не является решающим по отношению к другим методам, а используют в сочетании с ними. В связи со сложным и не всегда однозначно полезным влиянием пестицидов на экосистемы. Их применение должно быть рациональным, то есть экономически и экологически обоснованным.

Все, вышеперечисленные агросберегающие технологии, плюс внесение минеральных удобрений, природного фактора, (выветривания, вымывания и так далее) всё таки имеет негативное воздействие на плодородие почв, то есть содержания гумуса и, естественно, существует проблема восстановления плодородия почв, и одним из путей сберечь то, что осталось – это внесение органических удобрений, биологический метод и рационально экологически обоснованные агротехнические методы.

Домашнее задание: Индивидуальные разноуровневые задания.

Проверка фактического материала.

  1. Почему происходит смена почв?
  2. Кто является основоположником науки почвоведения?
  3. Какие почвы самые плодородные?

Умение работать с картой.

  1. Какие почвы расположены в Ярославской области?
  2. Какие почвы сформировались в нижнем течении реки Волги?
  3. Определить почвы на Кольском полуострове?

Причинно-следственные связи.

  1. Почему уменьшается накопление гумуса в зоне лесов?
  2. Почему самые плодородные почвы России – черноземы?
  3. Почему почвы тайги содержат мало гумуса, но повышенную кислотность?

Творческое применение знаний.

  1. Приведите примеры, доказывающие отрицательное влияние человека на почвы, ведущие к её деградации.
  2. Приведите примеры защиты почв.
  3. Почему пользоваться удобрениями нужно с осторожностью?

Рефлексия:

  1. Я оцениваю свою работу…
  2. Я сегодня узнал…
  3. Мне было…

Типы и свойства почв различных природных зон Природная зона Типы почв Содержание гумуса Свойства почвы Условия почвообразования Арктические пустыни арктические Крайне мало неплодородная Мало тепла и растительности Тундра Тундрово- глеевые Мало Маломощные, глеевой слой Вечная мерзлота, мало тепла, переувлажнение, недостаток кислорода Лесная зона А) Тайга Европейской части ПодзолистыеМало Промывные, кислые К>1,растительные остатки - хвоя Б) Тайга Восточной Сибири Таежно- мерзлотные Мало Малоплодородны е холодные Вечная мерзлота В) смешанные леса Дерново- подзолистые Больше, чем в подзолистых Более плодородные Промыв весной, больше растительных остатков Г) Широколиственн ые леса Серые лесные 4-5% Более плодородные ====== Степи Черноземы, каштановые 10-12% Самые плодородные К=1, много растительных остатков, много тепла Полупустыни Бурые, серо- бурые Гумуса меньше Засоление почв Сухой климат, разреженный растительный покров, К 1,растительные остатки - хвоя Б) Тайга Восточной Сибири Таежно- мерзлотные Мало Малоплодородны е холодные Вечная мерзлота В) смешанные леса Дерново- подзолистые Больше, чем в подзолистых Более плодородные Промыв весной, больше растительных остатков Г) Широколиственн ые леса Серые лесные 4-5% Более плодородные ====== Степи Черноземы, каштановые 10-12% Самые плодородные К=1, много растительных остатков, много тепла Полупустыни Бурые, серо- бурые Гумуса меньше Засоление почв Сухой климат, разреженный растительный покров, К">








Лесная зона Светлохвойная тайга Европейской части России; Светлохвойная тайга Европейской части России; Избыточное увлажнение; Избыточное увлажнение; Промыв гумуса (горизонт вымывания – подзол); Промыв гумуса (горизонт вымывания – подзол); Мало опаду (хвоя); Мало опаду (хвоя); Подзолистые почвы. Подзолистые почвы.






















Закрепление 1. В какой зоне происходит наибольшее накопление гумуса? 2. Какие почвы самые плодородные? 3. Почему накопление гумуса уменьшается в зоне лесов? 4. В какой зоне происходит накопление солей? 5. Почему в Восточной Сибири почвы не подзолистые как в Европейской части России? 1.Степи; 1.Степи; 2. Черноземы; 2. Черноземы; 3. Избыточное увлажнение (промыв почв); 3. Избыточное увлажнение (промыв почв); 4. Полупустыни; 4. Полупустыни; 5. Мерзлота препятствует промыву. 5. Мерзлота препятствует промыву.