Выводы службы императрица мария корабль. " императрица мария ". Гибель «Императрицы Марии»

«Императрица Мария» - линкор-дредноут российского флота, головной корабль одноименного типа.

История

11 июня 1911 года заложен на заводе «Руссуд» в Николаеве одновременно с однотипными линкорами «Император Александр III» и «Императрица Екатерина Великая». Строитель - Л. Л. Коромальди. Своё название корабль получил по имени вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, супруги покойного императора Александра III. Корабль спущен на воду 6 октября 1913 года, к началу 1915 года почти достроен. Прибыл в Севастополь днем 30 июня 1915 года.

На ходовых испытаниях линкора выявился дифферент на нос, из-за которого при волне заливало палубу, корабль плохо слушался руля (посадка «свиньёй»). По требованию Постоянной комиссии завод принял меры по облегчению носовой части. Представляют интерес замечания Постоянной комиссии, проводившей испытания линкора: «Система аэрорефрежерации артиллерийских погребов „Императрицы Марии" испытывалась в продолжении суток, но результаты получались неопределенные. Температура погребов почти не понизилась, несмотря на суточную работу холодильных машин. Неудачно выполнена вентиляция. Ввиду военного времени , пришлось ограничиться только суточными испытаниями погребов». К 25 августа приемочные испытания завершились.

С вступлением корабля в строй соотношение сил на Черном море резко изменилось. С 13 по 15 октября 1915 года линкор прикрывал действия 2-ой бригады линейных кораблей («Пантелеймон», «Иоанн Златоуст» и «Евстафий») в Угольном районе. С 2 по 4 и с 6 по 8 ноября 1915 года прикрывал действия 2-ой бригады линейных кораблей во время обстрела Варны и Евсинограда. С 5 февраля по 18 апреля 1916 года участвовал в Трапезундской десантной операции.

Летом 1916 года по решению Верховного главнокомандующего Российской армии императора Николая II Черноморский флот принял вице-адмирал Александр Колчак. Адмирал сделал «Императрицу Марию» флагманским кораблем и систематически выходил на нём в море.

20 октября 1916 года на корабле произошёл взрыв порохового погреба, корабль затонул (225 погибших, 85 тяжелораненых). Колчак лично руководил операцией по спасению моряков на линкоре. Комиссии по расследованию событий не удалось выяснить причины взрыва.

Подъём корабля

Во время катастрофы с опрокидывающегося линкора сорвались с боевых штыров многотонные башни 305-мм орудий и затонули отдельно от корабля. В 1931 году эти башни были подняты специалистами экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН) . В некоторых СМИ распространена информация о том, что будто бы в 1939 году 305-мм орудия линкора были установлены в системе укреплений Севастополя на 30-й батарее, входившей в 1-й артдивизион береговой обороны, а три орудия были установлены на специальных железнодорожных платформах-транспортёрах ТМ-3-12., однако эта информация является не более чем пересказом «красивой легенды», начало которой положил факт наличия на 30-й батарее орудийных станков с «Императрицы Марии». Достоверно известно, что одно из орудий было в 1937 году перестволено на сталинградском заводе «Баррикады» и отправлено в качестве запасного ствола на склад в Новосибирске, где и находилось всё последующее время. По мнению С. Е. Виноградова, можно с уверенностью полагать, что ни одно из одиннадцати остальных орудий не имело отношения к обороне Севастополя 1941-1942 годов.

Работы по подъёму корабля начали ещё в 1916 году по проекту, предложенному Алексеем Николаевичем Крыловым. Это было весьма неординарное с точки зрения инженерного искусства событие, ему уделялось достаточно много внимания. Согласно проекту в отсеки корабля, предварительно загерметизированные, подавался сжатый воздух, вытесняя воду, и корабль должен был всплыть вверх килем. Затем планировалось ввести судно в док и полностью загерметизировать корпус, а на глубокой воде поставить его на ровный киль. Во время шторма в ноябре 1917 года корабль привсплыл кормовой частью, полностью всплыл в мае 1918 года. Всё это время в отсеках работали водолазы, продолжалась выгрузка боеприпасов. Уже в доке с корабля была снята 130 мм артиллерия и ряд вспомогательных механизмов.

Операцией по подъёму корабля руководили адмирал Василий Александрович Канин и инженер Сиденснер. В августе 1918 г. портовые буксиры «Водолей», «Пригодный» и «Елизавета» отвели всплывший корпус линкора в док. В условиях гражданской войны и революционной разрухи корабль так и не был восстановлен. В 1927 году он был разобран на металл.

Вот так вспоминал об этом событии матрос с немецкого линейного крейсера «Гёбен», который был свидетелем проводившихся работ:

В глубине бухты у Северной стороны плавает килем вверх взорвавшийся в 1916 г. линкор «Императрица Мария». Непрерывно русские вели работы по его подъёму, и спустя год, килем вверх колосс удалось поднять. Под водой была заделана пробоина в днище, под водой же сняли и тяжёлые трёхорудийные башни. Немыслимо тяжёлая работа! День и ночь напролёт работали насосы, которые выкачивали из корабля находящуюся там воду и одновременно подавали воздух. Наконец его отсеки осушили. Сложность состояла теперь в том, чтобы поставить его на ровный киль. Это почти удалось - но тут корабль снова пошёл ко дну. Заново приступили к работе, и спустя некоторое время, «Императрица Мария» снова плавала вверх килем. Но как придать ей верное положение, на этот счёт решения не было.

Версия гибели линкора

В 1933 году в ходе расследования диверсий на Николаевской судоверфи ОГПУ арестовало агента германской разведки Виктора Вермана, который якобы был завербован немецкими спецслужбами ещё в 1908 году. Из его признательных показаний следует, что он лично руководил операцией по уничтожению «Императрицы Марии». Данная версия гибели линкора не была никем опровергнута. Кроме того, в ряде источников фигурирует версия, что «Императрица Мария» была уничтожена агентами английской разведки. Целью подрыва было ослабление Черноморского флота, что должно было воспрепятствовать десанту и захвату Босфорского пролива.

40 лет спустя после гибели флагмана русского Черноморского флота на том же самом севастопольском рейде и при таких же маловыясненных обстоятельствах произошел взрыв флагманского линкора советского флота «Новороссийск».

Линкор в литературе и искусстве

  • Дело агента Вермана лежит в основе сценария комедийного детектива Геннадия Полоки «А был ли Каротин?». В фильме линкор называется «Святая Мария».
  • Упоминание о линкоре есть в книге Анатолия Рыбакова «Кортик», где присутствует ряд указаний на умышленную версию взрыва
  • В книге Сергея Николаевича Сергеева-Ценского «Утренний взрыв» (Преображение России - 7).
  • Версия о подрыве линкора немецким шпионом также легла в основу повести Бориса Акунина «„Мария", Мария…».

  • «Императрица Мария»
    Служба: Россия
    Класс и тип судна Линкор
    Организация Черноморский флот
    Изготовитель Завод «Руссуд», Николаев
    Строительство начато 30 октября 1911 год
    Спущен на воду 1 ноября 1913 год
    Введен в эксплуатацию 6 июля 1915 год
    Выведен из состава флота 20 октября 1916 год (взрыв корабля),
    1927 год (фактический вывод)
    Статус разобран на металл
    Основные характеристики
    Водоизмещение нормальное - 22 600 т, полное - 25 465 т
    Длина 168 м
    Ширина 27,3 м
    Осадка 9 м
    Бронирование Пояс - 262…125 мм,
    верхний пояс - 100 мм,
    башни - до 250 мм,
    три палубы - 37+25+25 мм,
    рубка - до 300 мм
    Двигатели 4 паровые турбины, 20 котлов системы Ярроу
    Мощность 26 500 л. с. (19,5 МВт)
    Движитель 4
    Скорость хода 21 узел (38,9 км/ч)
    Дальность плавания 3000 морских миль
    Экипаж 1220 матросов и офицеров
    Вооружение
    Артиллерия 12 × 305-мм орудий,
    20 × 130-мм орудий,
    5 × 75-мм орудий
    Минно-торпедное вооружение Четыре 457-мм торпедных аппарата

    После русско-японской войны Черноморский флот сохранил все свои боевые корабли. Он имел в своем составе 8 броненосцев постройки 1889-1904 гг., 3 крейсера, 13 эсминцев. В постройке находились еще два броненосца - «Евстафий» и «Иоанн Златоуст».

    Однако сообщения о том, что Турция собирается значительно усилить свой флот (в том числе дредно­утами), потребовали от России адекватных мер. В мае 1911 г. император Николай II утвердил программу обновления Черноморского флота, предусматривавшую строительство трех линкоров типа «Императрица Мария».

    В качестве прототипа был выбран «Гангут», одна­ко с учетом особенностей ТВД проект основательно переработали: пропорции корпуса сделали более пол­ными, мощность механизмов уменьшили, зато суще­ственно усилили броню, вес которой теперь достиг 7045 тонн (31% от проектного водоизмещения против 26% на «Гангуте).

    Уменьшение длины корпуса на 13 метров позво­лило сократить протяженность броневого пояса и за счет этого увеличить его толщину. Причем размер броневых плит подогнали к шагу шпангоутов - так, чтобы те служили дополнительной опорой, предохра­няющей от вдавливания плиты в корпус. Значительно мощнее стало бронирование башен ГК: стенки - 250 мм (вместо 203 мм), крыша- 125 мм (вместо 75 мм), барбет - 250 мм (вместо 150 мм). Увеличение шири­ны при той же осадке, как у балтийских линкоров, должно было привести к повышению остойчивости, но этого не произошло из-за перегрузки кораблей.

    Эти линкоры получили новые 130-мм пушки дли­ной 55 калибров (7,15 м) с прекрасными баллистиче­скими характеристиками, производство которых ос­воил Обуховский завод. Артиллерия ГК не отличалась от «гангутов». Однако башни имели несколько боль­шую вместимость за счет более удобной компоновки механизмов и были оборудованы оптическими даль­номерами в бронированных трубах, что обеспечива­ло автономную стрельбу каждой башни.

    Вследствие уменьшения мощности механизмов (и скорости) претерпела некоторые изменения силовая установка. В ее состав входили турбины Парсонса высокого и низкого давления, размещенные в пяти отсеках между третьей и четвертой башнями. Котель­ная установка состояла из 20 треугольных водотруб­ных котлов типа Ярроу, установленных в пяти котель­ных отделениях. Котлы могли отапливаться как углем, так и нефтью.

    Несколько увеличился нормальный запас топлива. Зато от перегрузки черноморские дредноуты страда­ли больше, чем их балтийские собратья. Дело усугуб­лялось тем, что из-за ошибки в расчетах «Императри­ца Мария» получила заметный дифферент на нос, еще более ухудшивший и без того неважную мореход­ность. Чтобы хоть как-то исправить положение, при­шлось уменьшить боезапас двух носовых башен глав­ного калибра (до 70 выстрелов вместо 100 по штату), носовой группы противоминной артиллерии (по 100 выстрелов вместо 245), укоротить якорь-цепь правого борта. На «Императоре Александре III» с той же це­лью сняли два носовых 130-мм орудия и ликвидирова­ли их погреба боезапаса.

    В ходе войны черноморские дредноуты использо­вались довольно активно (в основном для прикрытия действий маневренных тактических групп), но в на­стоящем бою побывал только один из них, «Императ­рица Екатерина Великая», встретивший в декабре 1915 г. германо-турецкий линейный крейсер «Гебен». Последний использовал свое преимущество в скоро­сти и ушел в Босфор из-под залпов русского линкора.

    Судьба всех черноморских дредноутов была несчастливой. Самая известная и одновременно самая загадоч­ная трагедия произошла утром 7 октября 191 6 года на внутрен­нем рейде Севастополя. Пожар в артиллерийских погребах и вызванная им серия мощных взрывов превратили «Императ­рицу Марию» в груду искоре­женного железа. В 7.16 утра линкор перевернулся вверх ки­лем и затонул. Жертвами ката­строфы стали 228 членов эки­пажа.

    В 1918 г. корабль подняли. С него сняли 130-мм артиллерию, часть вспомогательных меха­низмов и другое оборудование, а корпус простоял в доке вверх килем 8 лет. В 1927 г. «Импера­трицу Марию» окончательно разобрали. Башни ГК, сорвав­шиеся при опрокидывании,под­няли эпроновцы в 30-e годы. В 19З9 г. орудия линкора установили на 30-й батарее под Севастополем.

    Линкор «Екатерина II» пережил своего брата (или сестру?) меньше чем на два года. Переименованный в «Свободную Россию», он затонул в Новороссийске, получив в борт четыре торпеды с эсминца «Керчь» при затоплении (по приказу В.И. Ленина) части кораб­лей эскадры собственными экипажами.

    «Император Александр III» вступил в строй летом 1917 года уже под именем «Воля» и вскоре «пошел по рукам»: андреевский флаг на гафеле его мачты сме­нил украинский, затем - германский, английский и снова андреевский, когда Севастополь оказался в ру­ках Добровольческой армии. Вновь переименован­ный, на этот раз в «Генерал Алексеев», линкор до конца 1920 г. оставался флагманом белого флота на Чер­ном море, а затем ушел в Бизерту с эскадрой Вранге­ля. Там в 1936 г. его разобрали на металл.

    12-дюймовые пушки русского дредноута французы сохранили, а в 1939 г. подарили их Финляндии. Пер­вые 8 орудий достигли пункта назначения, а вот по­следние 4 прибыли в Берген почти одновременно с началом гитлеровского вторжения в Норвегию. Так они попали к немцам, и те использовали их при созда­нии Атлантического вала, оснастив ими батарею «Мирус» на острове Гернси. Летом 1944 г. эти 4 орудия впервые открыли огонь по кораблям союзников, а в сентябре добились прямого попадания в американ­ский крейсер. Остальные 8 пушек в 1944 г. достались в Финляндии частям Красной Армии и были «репатрии­рованы» на родину. Одна из них сохранилась в качест­ве музейного экспоната на форту «Красная Горка».

    Южные морские границы России сотни лет соседствовали с Османской империей. Перманентные войны вынуждали русских царей держать в Черном море современные боевые корабли. В 1907 году купила у европейских стран два броненосца и восемь эсминцев. Новые судна с имеющимися старыми создавали реальную угрозу для крымских берегов России. Спустя 4 года южный сосед заказал у строительство трех новейших дредноутов. Николай II должен был реагировать на наращивание морских сил со стороны потенциального врага.

    На первом этапе адмиралтейство запланировало производство трех новейших линкоров типа «Императрица Мария». В 1911 году на Николаевских вервях началось строительство 3 судов:

    • «Императрица Мария»;

    Спустя несколько лет, после спуска на воду первых образцов, был заложен четвертый аналогичный корабль « ».

    Проектирование и основные параметры

    На судостроительных вервях в северных районах страны строились линкоры проекта «Севастополь». Их конструкцию взяли за основу при разработке дредноутов для Черноморского флота. Однако существовали некоторые отличия:

    • Максимальную скорость уменьшили до 21 узла;
    • Усилили защиту внешней части корабля и жизненно важные установки;
    • Увеличили угол возвышения 305-мм пушек;
    • Появление у Турции 8 эсминцев вынуждало усилить противоминную артиллерию – 16 120-мм пушек заменили на 20 единиц 130-мм техники.

    Корпус черноморских дредноутов состоял из 3 видов стали. Палуба имела небольшой подъем в передней части. Протяженность судна составляла 168 м, полная грузоподъемность – 24 500 тонн. Жизнеспособность обеспечивали 4 паротурбины Parsons и 20 котлов фирмы Yarrow. На первых испытаниях было достигнуто предельное ускорение, равное 21,5 узла. Для управления кораблем требовался штат из 1 200 человек.

    Главный броневой пояс был обшит стальными пластинами толщиной 262,5 мм. Башни для 305-мм пушек покрывали 250-мм листовой сталью, командная рубка была забронирована 300-мм панелью. Эти показатели превышали защиту строящегося для Османской империи дредноута «Султана Османа I».

    Строительства корабля «Император Александр III»

    Вооружение линкоров типа «Императрица Мария»

    • Главный калибр – 12 пушек 305 мм. Техника располагалась на 4 трехорудийных башнях. Размещение установок было аналогично расстановке на «Севастополе» — в линейном порядке. Это обеспечивало работу всего орудийного оборудования в случаях, когда неприятель находился с одной из сторон борта. При появлении противника спереди или позади судна – обстрел могла осуществлять только одна трехорудийная установка.
    • Противоминная артиллерия – 20 130-мм пушек с длиной ствола 55 калибров, расположенных в казематах.
    • Зенитная артиллерия – 8 75-мм орудий;
    • Торпедные установки – 4 бортовые 450-мм системы.

    Если сравнивать российский дредноут со строящимся линкором для Турции, можно увидеть, что количество вооружения у Османской империи превышало число орудий в «Императрице Марии». Однако русский корабль превосходил вражеское судно по дальности стрельбы.

    Модель «императрица Мария»

    Модель «Императрица Екатерина Великая»

    Начало службы – первые потери

    В условиях начавшейся I мировой войны необходимо было как можно скорее обеспечить наличие в Черном море российского дредноута. Все силы были направлены на окончание строительства хотя бы одного судна. Сроки сдвигались по причине задержек с поставками дополнительного оборудования. Несмотря на отставание и мелкие неполадки, линкор «Императрица Мария» поступил в распоряжение командования Черноморского флота.

    26 июня 1916 года первая боевая единица дредноутного типа прибыла в Одессу. Спустя 3 дня она вышла в открытое море, где уже находился вражеский линкор «Гебен» и крейсер «Бреслау» – оба немецкой постройки с германским экипажем на борту. Судна были приобретены в собственность Турции, однако руководить ими продолжали из Пруссии. Появление «Императрицы Марии» приостановило планы противника. Теперь они редко покидали Босфорский пролив.

    9 июля того же года поступила информация, что «Бреслау» вышел в море. Командующий флотом вице-адмирал Колчак, находящийся на «Императрице Марии», лично руководил операцией. Вместе с эскадрой эсминцев он отправился на перехват. Авиация осуществляла поддержку флота с воздуха – она остановила атаку со стороны вражеской субмарины. Казалось, что у немецко-турецкого судна нет шансов. Однако внезапно разыгравшаяся непогода позволила «Бреслау» уйти от преследования и вернуться в Босфор.

    Октябрьским утром 1916 года произошло трагическое событие. Экипаж корабля стал свидетелем пожара в районе ангара со снарядами для пушек главного калибра. Спустя несколько минут прогремел взрыв, убивший большое количество людей и изувечивший часть корабля. После второго взрыва линкор перевернулся и пошел ко дну.

    Служба остальных дредноутов

    Дредноут «Императрица Екатерина Великая» поступил на вооружение осенью 1916 года. Принимал участие в нескольких военных операциях. Однако весной 1918 года было принято решение затопить линкор, чтобы уклониться от его захвата немецкими войсками.

    «Император Александр III», в последствии получивший имя «Воля», впервые вышел в море в 1917 году. После подписания Брест-Литовского договора о мире все боевые судна, базировавшиеся в Севастополе, обязаны были вернуться в родную гавань, которую в этот момент контролировала Германия. Это был период, когда внутри России происходили большие перемены – каждый корабль самостоятельно принимал решение о своей дальнейшей судьбе. Ленин дал приказ затопить все судна, чтобы не попасть в подчинение врага. Экипаж «Воли» проголосовал за возвращение в Крым. Спустя некоторое время город заняла Добровольческая армия. Корабль в очередной раз поменял свой флаг и имя. На этот раз он был назван «Генерал Алексеев» и являлся флагманом Белого флота. После многочисленных стычек с красными дредноут начал эвакуацию – сначала в Турцию, затем в Тунис, где он простоял несколько лет. Лишь в 30-х годах судно было переправлено в Брест, где французские конструкторы его внимательно изучили и отдали на разборку.

    Четвертый черноморский линейный корабль во второй половине 1916 года спустили на воду. Начавшаяся впоследствии революция и внутренние разногласия новой политической системы не дали возможности достроить судно. При этом его также не забыли переименовать – весной 1917 года он стал «Демократией». Спустя несколько лет недостроенный корабль был отправлен на слом.

    Все 4 русских дредноута, предназначенные для патрулирования в Черном море, имели непростую трагическую судьбу. Достроенные боевые единицы сумели проявить свои качества в I мировой войне. По роковому стечению обстоятельств на головном линкоре произошел сильнейший взрыв. Следственная комиссия так и не смогла доподлинно определить причину возникновения пожара. Предполагалось, что это было не случайное возгорание, а намеренный поджег. Череда непростых событий в стране и частая смена руководства не позволила кораблям достойно продолжить службу.

    Интересным является тот факт, что турецкие линкоры, слухи о которых и стали причиной строительства российских дредноутов типа «Императрица Мария», так и не были доставлены в Константинополь. Ввиду начала I мировой войны Великобритания разорвала контракт и отказалась поставлять мощные корабли союзнику своего главного врага – Германии.

    Императрица Мария - это боевое судно класса линкор-дредноут. Главный корабль типа «Императрица Мария» (всего было создано четыре подобных суда).

    История создания

    Российская империя нуждалась в мощных боевых судах, бля того чтобы получить полное военное превосходство над Турцией. Для этого нужно было серьезно усилить весь Черноморский флот.

    Решил, что это можно сделать, построив несколько линкоров, схожих с проектом «Севастополь». Однако в отличии от «Севастополя», «Императрица Мария» должна иметь меньшую скорость хода, но более солидное бронирование, а также должно быть установлено несколько сильнейшее вооружение.

    «Императрица Мария» была заложена в 1911 году. Приблизительная стоимость каждого корабля данного класса была следующей - около 28 млн. рублей. Судно планировали спустить на воду уже в 1913 году. Так и случилось, постройка корабля была завершена в срок.

    Своему названию судно обязано - супруге российского императора и матери императора Николая II. Судно было введено в эксплуатацию уже в 1915 году, но до конца оно не было достроено, так как началась .

    Технические характеристики

    • Полное водоизмещение судна - 25 тыс. тонн;
    • Длина корабля - 169 метров;
    • Ширина суда - 28 метров;
    • Осадка - 9 метров;
    • Силовая установка - четыре паровых турбины общей мощностью в 27 тыс. лошадиных сил;
    • Максимальная скорость хода - почти 39 км/час или 21 узел;
    • Максимальная дальность хода - 3 тыс. морских миль;
    • Экипаж судна - более 1200 человек.

    Вооружение

    На момент своего создания «Императрица Мария» обладала достаточно солидным вооружением как для корабля данного класса. Главный калибр представлял собой четыре артиллерийские установки калибром в 305-мм, а также двадцать установок калибром в 130-мм.


    Для защиты с воздуха на корабле было установлено пять зенитный артиллерийских орудия калибром в 75-мм. «Императрица Мария» могла запускать и торпеды с помощью четырех торпедных аппаратов - 457-мм каждый.

    История службы

    Как только корабль поступил на службу, баланс сил изменился - «Императрица Мария» была серьезным доводом на море. Ему довелось поучаствовать в Первой мировой войне. Он участвовал в прикрытии союзных судов и самое главное - был участником Трапезундской десантной операции.

    В 1916 году новым главнокомандующим Черноморским флотом был назначен один из самых опытных моряков в империи - Колчак. Он сделал «Императрицу Марию» своим флагманом и постоянно выходил на судне в море.


    линкор Императрица Мария на службе фото

    Катастрофа «Императрицы Марии» В октябре 1916 года на борту корабля взорвался пороховой погреб и взрыв пустил корабль ко дну. В результате катастрофы более 200 моряков погибли и еще около сотни были тяжело ранены. руководил спасением моряков после трагедии.

    Первые работы по подъему «Императрицы» начались в 1916 году - почти сразу после катастрофы. В 1918 году корпус был оттянут в док (башни отделились от корабля и затонули отдельно), но работ по его восстановлению не было (причины: война и революция). В 1927 году было решено разобрать линкор на металлолом.

    • Точных причин взрыва порохового погреба до сих пор нет;
    • Ровно 40 лет спустя на этом же месте затонул еще один линкор - «Новороссийск».

    Первый год Великой Отечественной войны был самым тяжелым и самым кровавым. В Крыму фашистские захватчики ожесточено рвались к главной базе Черноморского флота в Севастополе.

    В пригороде на батареях береговой обороны атаки противника отражали гигантские 305 мм орудия времен первой мировой войны. Эти удивительные пушки в течение одного года обороняли Севастополь, надежно закрыв подступы к базе военно-морского флота. Но в свое время орудия стали участниками еще одной трагедии. Они были подняты со дна Северной бухты Севастополя с погибшего при странных обстоятельствах флагмана Черноморского флота «Императрица Мария ».

    линкор «Императрица Мария» - революционный проект Российского Императорского флота

    Из русско-японской кампании 1905 года Российская Империя вышла побежденной. Тогда стало очевидным, что военный флот безнадежно устарел. Требовались совершенно новые современные подходы создания военных кораблей. В 1908 году на кораблестроительных верфях Николаева заложили новые линкоры . Проект получил название «Император» и серия составила четыре корабля. Головной линкор «Императрица Мария » был заложен 17 октября 1911 года.

    линкор «Императрица Мария» перед спуском на воду

    у стенки завода

    линкор «Императрица Мария» покидает завод

    на рейде

    император Николай II на борту линкора «Императрица Мария» 1915 год

    Более мощных военных кораблей история российского флота к тому моменту еще не знала. Революционность проекта заключалась в новом способе бронирования корпуса, благодаря которому линкор «Императрица Мария » был практически не уязвимым. На корабле стояли четыре английские турбины фирмы «Parsons ». Быстроходность и маневренность линкора превосходила все известные военные корабли не только Российской Империи, но и мира. Командование флота считало дни и часы, оставшиеся до спуска на воду этого чудо корабля.

    Началась первая мировая война. В Черное море были направлены два германских крейсера «Goeben » и «Breslau ». Они безраздельно хозяйничали в территориальных водах Российской Империи, поддерживая турецкий флот.

    25 июня 1915 года линкор «Императрица Мария » покинул Николаевский порт и под усиленной охраной направился в базу Севастополь. Этот день стал триумфом не только для кораблестроителей, но и для военного флота. За несколько месяцев пребывания в Черном море линкора «Императрица Мария » искалечил немало кайзеровских кораблей и отбросил турецкие войска на сотни километров в глубь их же территории. Высаженный с линкора десант участвовал во взятии Трапезунда. В панике турки покинули свои форты и бежали в горы, чтобы избежать удара мощи главного калибра линкора . В ходе военных действий стало ясно, линкор «Императрица Мария » оправдал возложенные на него надежды, боевые операции с участием корабля надолго запомнились противнику. В течение своего первого года службы корабль совершил более 20 боевых рейдов, потопил немало турецкий судов, а германский крейсер «Breslau » в июле 1916 получив множество пробоин, чудом ушел из-под огня главных орудий линкора «Императрица Мария ». Славно повоевав, осенью 1916 года боевой корабль был поставлен на Севастопольский рейд на профилактику. И эта осень стала для линкора роковой.

    взрыв в Северной бухте

    Ранее утро 7 сентября 1916 года в Севастополе не предвещало беды. Над Северной бухтой как обычно была дана побудка экипажам кораблей. Начинался новый день и на линкоре «Императрица Мария » все шло по определенному распорядку. Внезапно воздух сотряс мощный взрыв. Перепуганные жители высыпали на набережную и стали свидетелями ужасной картины. Стоя на рейде в родной бухте погибал линкор «Императрица Мария ». Моряки, оказавшиеся в тот момент на набережной Северной бухты беспечно наблюдали как гибли их товарищи. Раненых складывали прямо на берегу и здесь же начинали оказывать первую медицинскую помощь. Над городом стоял едкий черный дым. На линкоре в недрах палуб кричали и горели заживо сотни людей. К вечеру стали известны размеры катастрофы: 225 моряков погибло, 85 тяжело ранены.

    момент взрыва

    корабль в дыму

    Высочайшим повелением была созвана комиссия морского министерства по расследованию причин катастрофы линкора «Императрица Мария ». В состав комиссии входили командующий Черноморским флотом адмирал Колчак и крупнейший судостроитель Российской Империи Крылов.

    Следствие полностью восстановило полную картину гибели линкора . В 06:20 утра под носовой башней корабля прогремел первый взрыв. Затем начался пожар, который был локализован силами команды. В 07:00 морской водой затопили пороховые склады, однако через 15 минут раздался следующий гораздо более мощный взрыв. В результате, которого у линкора была вырвана передняя дымовая труба, отвалился нос, корабль лег на правый борт и затонул.

    В ходе работы комиссии были допрошены сотни офицеров и матросов линкора . Материалы дела «Императрица Мария » исчислялись тысячами страниц. Сразу были вдвинуты две версии трагедии: самовозгорание пороха и халатность обращения с боезарядами. Однако артиллерийские офицеры линкора все как один показали на следствии, что на корабль был поставлен качественный порох и самовозгорание исключено. На вопрос комиссии можно ли было беспрепятственно проникнуть в пороховой погреб князь Руссов, командир корабельной артиллерии ответил, что люк в пороховой погреб вообще не запирался и войти туда мог кто угодно, а это уже халатность.

    29 октября 1916 года комиссии закончила следственное производство. В результате было вынесено официальное заключение: «Прийти к точному и доказательно обоснованному выводу не представляется возможным. Приходится лишь оценивать вероятность этих предположений, сопоставляя выяснившиеся во время обстоятельств» . Странновато как-то, авторитетная комиссия закрывает глаза на версию умышленного взрыва и делает расплывчатые выводы.

    Официальные выводы современных историков совпадают с результатами комиссии 1916 года. Всему виной обычная халатность. Объяснение настолько простое, что в него верится с трудом. Слишком уж мы привыкли искать трагедии в особенностях русского характера.

    Между тем, доподлинно известен факт беседы Колчака с одним из близких знакомых. Тогда он сказал, что как командующему ему выгодна версия обычной флотской халатности, но как офицеру и честному человеку он должен признать - это была диверсия.

    Позже офицеры и матросы пытались доказать свою невиновность. Сваливая вину друг на друга моряки обвиняли в случившемся злой рок и вездесущих шпионов.

    неизвестные обстоятельства трагедии

    В ту трагическую ночь комендор Воронов стоял дежурным по главной башне. Его обязанностями были осмотр артиллерийского погреба, и замер температуры помещения, где хранились боеприпасы. Утром 7 октября господин Городысский тоже нес боевое дежурство по кораблю. На рассвете Городысский отдал приказ своему подчиненному Воронову замерить температуру в погребе главной башни. Воронов спустился в погреб и больше его никто не видел. А через некоторое время прогремел первый взрыв. Комиссия по расследованию гибели линкора «Императрица Мария » попыталась поставить вину старшему артиллерийскому офицеру Городысскому за халатное отношение к выполнению своих обязанностей.

    Тело комендора Воронова так и не было найдено среди останков экипажа. Однако комиссия по расследованию все же подозревала Воронова в причастности к трагедии, но прямых улик не давала. Позже комендор был приписан к пропавшим без вести, а обвиненный в халатности Городысский счастливо избежал наказания, свалив вину на погибшего подчиненного.

    Российский Императорский флот потерял свой боевой корабль и потерял нелепо ни в походе и не в бою. Морская комиссия так и не довела работу до конца, помешала Октябрьская революция. Большинство офицеров линкора «Императрица Мария » оказались в иммиграции, и никто из них так и не понес наказание за халатность. Постепенно трагедия корабля забылась. Однако спустя 70 лет в деле гибели линкора «Императрица Мария » появились новые шокирующие факты.

    Современный английский писатель Роберт Мерид, который давно интересовался гибелью линкора «Императрица Мария» в свое время предпринял собственное расследование. Он писал: «Лейтенант морской британской разведки Джон Хевиленд, проходя службу в период с 1914 по 1916 годы в России, по союзническому контракту Антанты покинул Россию спустя неделю после взрыва линкора «Императрица Мария» и через некоторое время объявился в Британии уже в чине подполковника. Вскоре после окончания войны Хевиленд вышел в отставку и уехал из страны. Через некоторое время он объявился в Канаде у родственников. Скупил земли в Эдмонтоне и принялся их осваивать. Жил он размеренной жизнью богатого обывателя. Но в 1929 году Хевиленд погиб при странных обстоятельствах. В гостинице, где он ночевал, случился пожар, а Хевиленд не смог выпрыгнуть из окна второго этажа и сгорел заживо, оказавшись единственным погибшим в том пожаре. Из горящего дома спаслись все постояльцы и даже молодая женщина с ребенком и парализованный старик в инвалидном кресле успели покинуть отель, а бывший офицер спецназовец не сумел ».

    Напрашивается мысль - кому мешал полковник сидя на своих угодьях находясь в отставке. Исследования кино и фото архивов пришли к неожиданным результатам - подполковник британской разведки Джон Хевиленд и русский комендор Воронов это одно и тоже лицо. Тот самый Воронов, исчезнувший 7 октября 1916 года в момент взрыва линкора «Императрица Мария ».

    Также на него незадолго до смерти покушались некие русские иммигранты и среди них бывший электрик линкора «Императрица Мари я» Иван Назарин уроженец села Беляевка Одесской губернии. Более того оказалось, что Воронов тоже из этого села. Так почему же односельчане не признали друг друга. Если Воронов диверсант Хевиленд, то почему Назарин не разоблачил его сразу. И зачем Назарину спустя 13 лет разыскивать и покушаться на Хевиленда. Эта фамилия всплывает при других обстоятельствах.

    В 1932 году сталинские чекисты обезвредили на верфях Николаева шпионскую группу, которой руководил инженер Верман. Диверсионная группа существовала с 1908 года. Верман занимал должность старшего инженера-электрика. Группа занималась саботажем и сбором информации военно-технического характера. На первых допросах в кабинетах ОГПУ Верман сообщил, что в 1916 году группа готовила диверсию на линкор «Императрица Мария » и руководил ею диверсант Гельмут фон Штитгофф. Легендарный диверсант считался лучшим специалистом минирования и подрыва военных кораблей. Командование делало ставку на его диверсионный опыт, так как взорвать линкор было очень сложно - верфь тщательно контролировалась агентами российской охраны. Летом Гельмут Фон Штитгофф устроился на Николаевскую верфь простым электриком. Предполагалось - начинить линкор «Императрица Мария » взрывчаткой и взорвать прямо в доке. Однако на последнем этапе подготовки диверсии что-то пошло не так. Агент срочно свернул операцию и отбыл в Берлин. Группа Вермана продолжала работать самостоятельно. В последствии германское командование обвинило ее в связях с английской разведкой.

    После неудачной попытки подрыва военного корабля «Императрица Мария » Гельмута фон Штитгоффа командование перебросило на следующее задание. В этот период его пыталась перевербовать британская разведка, а именно полковник Хевиленд.

    В 1942 году за стенками ГЕСТАПО заслуженный диверсант Германии Гельмут фон Штитгофф был расстрелян. В качестве обвинения фигурировали факты его сотрудничества с военной разведкой СССР. Нить, ведущая к разгадке гибели линкора «Императрица Мария » оборвалась. Теперь архивы Англии Германии и России хранят молчание.

    Снимок гибели линкора «Императрица Мария » попал из освобожденного в 1945 году Кенигсберга. В разрушенном бомбежкой доме советскими солдатами случайно был найден фашистский архив. Там присыпанный штукатуркой валялся альбом. В нем обнаружилась целая серия снимков линкора «Императрица Мария ». На одном из снимков изображен момент взрыва. Складывалось впечатление, будто кто-то знал заранее дату и место диверсии и тщательно подготовился к тому, чтобы все запечатлеть.

    Тайна гибели линкора «Императрица Мария » до сих пор не раскрыта. Стоит экспертам начать раскапывать какую-то версию внезапно нить расследования обрывается.

    одна из башен линкора «Императрица Мария» после подъема в 1933 году

    Гражданская война и послевоенная разруха заставили всех забыть о трагедии в Севастополе. Осенью 1922 года было принято решение по подъему линкора. Водолазы, обследовавшие корпус корабля на дне северной бухты наблюдали невеселую картину - линкор погрузился в ил и зарос ракушечником. Рядом беспомощно лежали вывороченные взрывом огромные орудийные башни. Больно было осознавать, что эти искореженные куски метала бывший флагман Черноморского флота, но даже мертвый линкор Дальность плавания - 2960 миль;
    Экипаж - 1300 человек;
    Бригада морского десанта;
    Вооружение :
    Орудия 305 мм - 12;
    Орудия 130 мм - 20;
    Торпедные аппараты 457 мм - 4;
    Бронирование :
    Толщина броневого пояса в носовой и кормовой части 125 мм, в средней части 262,5 мм;
    Толщина брони башни от 125 до 250 мм;
    Толщина брони боевой рубки 250 мм;