Всемирный потоп искусственен. Всемирный потоп и Ковчег Ноя, история вселенского обмана? Был ли всемирный потоп всемирным

Согласно библейской истории, тогда, когда был Всемирный потоп,на Земле не уцелело ничто живое. сделал исключение только для Ноя и его семьи, предупредив того о потопе за 120 лет. За это время Ной успел построить ковчег таких размеров, чтобы в нем уместились многие виды животных и птиц. Какую дату можно соотнести с нашим летоисчислением, чтобы понять примерное время данной кары Господа?

Гипотезы о Библейском потопе

В процессе исследования библейской истории можно было сделать вывод, что Всемирный потоп случился в 2370 году до нашей эры. Но геодезические и исторические данные не подтверждают такую дату. Так как в то время на Земле не происходило ничего подобного.

Согласно археологическим и геологическим исследованиям Ближнего Востока, массовое затопление поверхности планеты имело место 5 500 лет до н.э. назад. В то время произошло крупномасштабное землетрясение, которое сделало Черное море открытым, разомкнув его берега. Уровень воды тогда поднялся примерно на 140 метров. Так были затоплены самые густонаселенные местности на планете.

Была ли затоплена вся Земля во время потопа?

В Библии на этот вопрос содержится и свой ответ. Согласно церковной истории вся поверхность Земли действительно покрылась водой. Священнослужители выделяют девять подтверждений в пользу этой гипотезы. Рассмотрим их подробнее:

В своих беседах с Ноем Бог четко указывает на намерение стереть людей с планеты. Видимо, грехи людские тогда достигли таких масштабов, что безгрешных представителей человеческой расы просто не осталось. Указания на то, когда был Всемирный потоп, есть в Бытие 7:21 и 9:1.

Кто, кроме Ноя, смог спастись?

Поскольку все, кто дышал воздухом, погибли, то на Земле остались только водоплавающие млекопитающие и другие обитатели морей и океанов. А также сам Ной с семьей в ковчеге. Многие животные, которые не поместились в ковчег, также были стерты с лица Земли.

Возродились только те виды, которые были выбраны человеком для спасения. Еще в водах мирового потопа исчезли многие виды растений и птиц. Существует версия, что флора и фауна планеты после затопления кардинально изменились.

Исходя из библейских данных, гнев Бога длился 40 дней и 40 ночей. Затем целых 150 дней вода постепенно убывала. Еще 40 дней Ной выпускал на волю ворону, которая не найдя пристанища неизменно возвращалась к ковчегу. И лишь спустя этот период все живое высадилось из своего корабля на священной горе Арарат.

Свидетельства о потопе встречаются и в поздних апокрифах. В первой Книге Еноха указана другая причина Всемирного потопа. Там сказано, что он начался из-за того, что ангелы соединялись с дочерьми земли, и на свет рождались исполины. Из-за этого начала распространяться магия, возникло социальное неравенство, начались войны.

Филон Александрийский пытался найти доказательства в пользу Всемирного потопа. Он ссылался на морские раковины, которые находили на самых высоких и отдаленных от воды горах.

Археологические находки, относящиеся к Шумеру и Вавилону, также указывают на реальность всеобщего потопа. Так археологами были найдены таблички, описывающие нечто, похожее на потоп.

Схожие истории Всемирного потопа имеются у многих культур и народов, проживающих за десятки тысяч километров друг от друга. Например, исследование затонувших поселений у побережья Турции показало, что их затопило внезапно. И произошло все это как раз во времена потопа.

Ответить на вопрос о том, когда был Всемирный потоп, точно и конкретно нельзя. Его предполагаемые даты, из-за давности происходящего, могут относиться к разным эпохам. Но сомнения в том, что такое событие на Земле происходило, постепенно развеиваются разными научными исследованиями и историческими находками. Был ли всеобщий потоп столь масштабным, как указано в Библии? Скорее всего, все так и происходило. Хотя споры по данному поводу не утихают и сегодня. Даже различные христианские конфессии могут высказывать противоположные мнения на этот счет. Ведь у каждого религиозного направления Библия трактуется по-своему.

А был ли Всемирный потоп на самом деле?

В шумерских и вавилонских легендах, в мифах южно-американских и североамериканских индейцев, в преданиях жителей древних цивилизаций Индии и Китая почти одними и теми же словами рассказывается о величайшей катастрофе, постигшей нашу планету на заре человечества, – Всемирном потопе. И все эти легенды и мифы упоминают о человеке, который спас жизнь на Земле, построив корабль и собрав на нем людей и животных.

В Библии, где посвящено Всемирному потопу 4 главы, этого человека зовут Ной, а его спасательный корабль – Ноев ковчег. Что же это за глобальная катастрофа, потрясшая сознание человечества в незапамятные времена? Был ли Всемирный потоп на самом деле или это досужие выдумки? Если был, то каковы причины и масштабы? У исследователей во всем мире по сей день нет однозначных ответов на эти непростые вопросы.

В разные времена выдвигали множество гипотез относительно причины самой глобальной из катастроф, когда-то происходивших на планете – Всемирного потопа, – от солидно обоснованных научных теоретизаций до просто откровенных фантазий. К примеру, ученые предполагали, что потоп был вызван падением метеорита-гиганта в воды Мирового океана и поднявшаяся после этого огромнейшая волна прокатилась по всему земному шару. Еще говорили, что великое наводнение произошло из-за «встречи» нашей планеты с кометой и это столкновение нарушило водный баланс Земли.

Выдвигали и такую гипотезу: произошел сверхмощный вулканический процесс планетарного масштаба, следствием которого стало титаническое цунами, затопившее всю сушу. Довольно интересной является гипотеза геолога из Америки Г.Рискина. По его словам, причиной Всемирного потопа могла быть «метановая катастрофа» – колоссальный взрыв больших количеств метана, который выделился из вод Мирового океана около 250 миллионов лет назад. Надо заметить, что автор теории и сам признает, что она «довольно гипотетична», но считает ее «слишком весомой, чтобы пренебречь».

Гипотеза «метанового катаклизма», отстаиваемая Рискиным, заключена в следующем. Вначале на определенном историческом этапе по каким-то геолого-климатическим или другим причинам из донных осадков стал выделяться метан, источником которого могли стать отложения органики или замерзшие гидраты. Под давлением толщи воды газ растворялся, и его концентрация с течением времени возрастала. Дальше хватило довольно незначительного внешнего вмешательства, чтобы придонные водные массы, насыщенные метаном, переместились к поверхности.

Таким толчком, по предположению Рискина, могло быть падение небольшого метеорита, землетрясение или даже – что довольно интересно – движение крупного животного (к примеру кита). Вода, перемещаясь к поверхности, более не испытывала сильного давления и буквально «вскипела», высвобождая в атмосферу метан который в ней содержался. Далее процесс стал необратимым: к поверхности перемещались все новые водные массы, которые, шипя и пенясь, будто газировка в открытой бутылке, выделяли в атмосферу все большие объемы горючего газа. Вот и все, осталось ждать, пока концентрация не до критического значения и пока не появится какая-либо «искра», чтобы все это поджечь.


Теоретически, по утверждению ученого, воды Мирового океана могли содержать достаточно метана, для обеспечения взрыва, по мощности превосходящего эффект детонации мирового запаса ядерного вооружения в 10 тыс. (!) раз. Это составляет больше 100 миллионов мегатонн (!) в тротиловом эквиваленте. Если описываемое явление на самом деле имело место, катаклизм такого масштаба, мощностью даже на один, два порядка ниже, вполне «тянет» на .

Эта гипотеза в действительности, на первый взгляд, кажется довольно нереальна. И, все-же у нее, как и у любой другой, имеются свои сторонники. Некоторые из специалистов считают, что «хоть она и эксцентрична, но не до такой степени и безумна, чтобы не воспринимать ее всерьез».

Как бы там ни было, но Всемирный потоп – это не выдумки. Многие из ученых стараются научно доказать этот довод. И.Яновский, руководитель Центра инструментальных наблюдений за окружающей средой и геофизических прогнозов, в книге «Тайна Всемирного потопа» написал: «Исторический факт Всемирного потопа сомнений не вызывает. Очень много о нем есть схожей информации в самых разных источниках – археологических исследованиях, сказаниях народов мира, теологической литературе. Все это, вместе взятое, дает возможность воспроизвести общие контуры того произошедшего, самого грозного природного явления.

Несогласованность описаний – лишь в деталях. И если ранее говорили о давности события в 12 500 лет, то не так давно исследователи из Америки заявили о том, что Всемирный потоп произошел всего 7 500 лет назад». Но все таки не это самое главное, считает автор. Исследователям в первую очередь важно понять «физический механизм, при котором возникали, перемещались и сохранялись некоторое время огромные массы воды».

Именно непонимание механизма вызывало у ученых полное недоверие к самому факту Всемирного потопа. Причем, как считает И.Яновский, библейский дождь, который «лил как из ведра 40 дней и ночей», ничего не объясняет, – ведь был же в недавней истории, в начале хорошо известного Годуновского лихолетья (1 600 год), непрерывный дождь на протяжении 10 недель (с 23-го мая по 16 августа, всего 70 суток), и ничего тогда в Государстве Московском не затопило – погиб только на корню весь урожай (Н.Карамзин. «История государства Российского»).

Описание Всемирного потопа как природного явления дает в своем фундаментальном труде «Следы богов» Г.Хэнкок. Как он считает, крупномасштабный Потоп сопровождался сильнейшими землетрясениями и извержениями вулканов. Как написал автор, характеристики динамики водных масс этого грозного природного явления самые различные – «от относительно медленного подъема воды как результат таяния снеговых и ледовых покровов „предшествовавшего ледникового периода“ (отчего звери и люди успевали уходить в горы, скапливались в пещерах и т. п.) до моментального, с высотой волн-цунами в 500–700 метров!

Последние расшвыривали местами даже мегалитические постройки „атлантов“, вес монолитов в которых доходил сотен тонн». Эта и многая другая информация, как следует из работы Г.Хэнкока, прошла тщательную экспертизу в Американском географическом обществе; в составе экспертов были многие известные ученые, в том числе А.Эйнштейн. Заключение однозначное: эта информация – не миф, а научная реальность.

Но если на основной вопрос – был ли Потоп вообще – в большинстве своем ученые отвечают положительно, то о масштабах этой катастрофы существуют абсолютно разные мнения. Некоторые из исследователей считают, что они сильно преувеличены и потоп вовсе не был Всемирным, как это говорится в Библии. Свои доводы антибиблейские критики поясняют так. В Ветхий Завет, уверяют они, легенда о Ное и его ковчеге попала из древних шумерских и вавилонских преданий.

В частности, рассказ об этой катастрофе сохранился на глиняных халдейских табличках XXI столетия до н. э. Тогда, 4 000 лет назад, население древних Шумера и Вавилонии жило в Месопотамии между двумя реками – Тигром и Евфратом. Климат в то время был более влажный, дожди – более продолжительные. Может быть, после какого-то очень уж затяжного дождя (в предании шумеров сказано, что тот самый дождь шел 7 дней и 7 ночей), вода в Тигре и Евфрате поднялась и затопила все Междуречье. А древние жители Месопотамии считали, что их родина – это весь мир. Потому, приходят к выводу ученые, в легендах и появились рассказы о Всемирном потопе.

Но противники этой версии уверяют, что схожие с библейским изложением черты были найдены не только в древнешумерских и вавилонских повествованиях, но и в легендах многих других народов. К примеру, те же самые элементы описания глобального наводнения имеются в фольклоре североамериканских племен и у обитателей Центральной и Южной Америки, в Африке и на Ближнем Востоке, в Азии и в Австралии, а также в фольклоре этнических групп древних обитателей Европы. После того как это выяснилось, мало у кого осталось сомнений, что бытописатель Моисей вряд ли мог предпринимать столь дальние фольклорные экспедиции. Потому Библии не следует отводить роль сборника мифов и легенд, заимствованных у соседних народов.

Сторонники так называемой библейской версии Всемирного потопа считают – гораздо вероятней, что память всего человечества хранит рассказ об одном и том же событии. В действительности, практически все народы нашей планеты, имеющие традицию эпического фольклора или почитаемые в этом народе священные тексты, хранят память о гигантском всемирном наводнении.

И все дошедшие до нас предания сохраняют общие основные черты изложения: всю первоначальную жизнь на земле уничтожил грандиозный, ни с чем не сравнимый катаклизм; вся нынешняя жизнь пошла от одного человека, который, будучи сверхъестественным образом предупрежден о надвигающейся катастрофе, соорудил специальное судно и пережил Потоп на нем вместе со своей семьей. Не удивительно, что в устных преданиях различных народов этот рассказ в разной мере подвергся искажению, оброс характерными фольклорными элементами. И все-же, письменное библейское свидетельство сохранило его в предельной полноте.

В Библии повествование о Всемирном потопе занимает ключевое место. Не случайно описанию потопа уделено четыре главы в книге Бытие, открывающей ветхозаветную часть священной книги. И не случайно сам Иисус Христос сказал о Потопе не как о мифе, а как о реальном событии. Какие же процессы могли реально иметь место во время катастрофического события, известного нам под названием «Всемирный потоп»? Вот как описано начало катастрофы в Писании: «В шестисотый год жизни Ноевой, во вторый месяц, в 17-й день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, окна небесные отворились; и лился на землю дождь 40 дней и 40 ночей» (Бытие 7:11,12).

Вот как описали бы это же явление геофизики. Непрерывный разогрев недр Земли привел земную кору в напряженное состояние, близкое к критическому. Даже незначительное внешнее воздействие, каковым могло быть как падение крупного метеорита, так и обычная приливная деформация, неизбежно вызывало раскол земной коры. Этому расколу, распространяющемуся со скоростью звука в породе, потребовалось всего 2 часа, чтобы обогнуть всю Землю.

Под воздействием давления в образовавшиеся разломы – источники великой бездны – устремились извергаемые породы вместе с перегретой подземной водой (даже в наше время около 90% продуктов вулканического извержения составляет вода). Согласно расчетам, суммарная энергия этого извержения в 10 тыс. раз превышала энергию извержения вулкана Кракатау. Высота выброса пород составила около 20 км, а поднявшийся в верхние слои атмосферы пепел привел к активной конденсации и разрушению водно-парового защитного слоя, выпавшего на землю обильным дождем.

Все же большую часть всех вод Потопа, как считают некоторые из исследователей, составили подземные воды. Общее количество изверженной из недр воды равняется приблизительно половине водного запаса современных морей и океанов. В Библии сказано, что источники великой бездны заливали поверхность земли водой на протяжении 150 дней (Бытие 7:24), в то время как дождь лил только 40 дней и 40 ночей, заливая землю, согласно произведенным вычислениям, с интенсивностью 12,5 миллиметра в час.

Исчезновение естественного парникового покрытия привело к практически моментальному похолоданию в полярных областях планеты и появлению там мощного оледенения. Вмерзшими в приполярные ледники оказались многие представители тропической флоры и фауны. Палеонтологи довольно часто находят прекрасно сохранившиеся в вечной мерзлоте останки древних животных и растений – мамонтов, саблезубых тигров, пальмовых деревьев с зелеными листьями и спелыми плодами и т. п.

Но в результате Потопа полного уничтожения жизни не произошло. По Библии, спасаясь «от вод потопа», на борт ковчега вошли Ной, его сыновья Сим, Хам и Иафет, а также жены всех четверых. Как известно, на борт спасительного судна Ной взял и животных – «каждой твари по паре». Можно сказать, что это популярное сегодня выражение досталось нам в наследство от Потопа. А еще в нашем языке имеется слово «допотопный» (то есть буквально: произошедшее до Потопа). Мы употребляем его, когда говорим о чем-то смехотворно устаревшем.

В наши дни ученые всего мира озабочены угрозой нового всемирного потопа. Впервые за 12000 лет ледники Антарктиды стали стремительно таять. Самый крупный из океанских странников достигает площади 5,5 000 км 2 , что в два раза больше размеров Люксембурга. Подобные процессы происходят и в Арктике. Наша голубая планета в скором времени может остаться без ледяной шапки.

Еще недавно ученые с беспокойством заговорили о том, что гигантские шельфовые ледники раскалываются под воздействием глобального потепления. В результате часть одного из крупнейших в Антарктике айсбергов ВМ-14 сократилась на 3 235 км за 41 день. Руководитель лаборатории British Antarktic Survey, доктор гляциологии Д.Воган заявил тогда, что «изумлен скоростью процесса. Попросту невозможно поверить, что ледяная глыба весом почти в 500 миллиардов тонн распалась всего за месяц».

Ученые выражают опасение, что со временем процесс может ускориться, и тогда угроза нового всемирного потопа станет для человечества вполне реальной. Они оказались правы. Уже спустя два месяца их коллеги из Национального гляциологического центра в Сьютленде сообщили о том, что глыбы дают все новые трещины и многокилометровые айсберги отлетают от них, как щепки. К примеру, не сравнительно недавно от одного из ледников оторвался айсберг, по площади в 9 раз превышающий Сингапур.

«Глобальное потепление не слишком полезный и приятный для человечества процесс, – говорит профессор МГУ М.Сокольский. – Это может в значительной мере изменить климат планеты, грозит различными катаклизмами и в конечном итоге ставит под угрозу выживание биосферы нашей планеты. Уже сейчас из-за раскола ледников появляются трудности с навигацией, погибают десятки тысяч животных, многие из которых относятся к редким и вымирающим видам.

Прошлогодний дрейф поставил на грань выживания целую колонию императорских пингвинов на мысе Круазье. Для выведения потомства этим животным необходим толстый, прочный ледяной покров. Но вместо этого бедолаги оказались на снежном крошеве, которое не выдерживало их массы. Больше половины из них погибли. Естественно, возникает тревога – что же дальше?»

Жаль но никаких мер борьбы с разрушительным процессом, кроме более пристального наблюдения и точного прогнозирования, ученые пока предложить не могут. Правда, временами появляются экзотические гипотезы, как преодолеть парниковый эффект. Американец Д.Крауф предложил «выведение» на полюсах огромных масс искусственного льда, а австралиец Ч.Капуччи разработал теорию нагнетания холода на определенных участках Земли, накрывая их морозильным колпаком, наполненным фреоном.

Создание таких гигантских холодильных камер обошлось бы человечеству в немыслимую сумму, но это еще не предел фантазий. Ученые из Мэрилендского университета не так давно сообщили о своем проекте принудительного отклонения курса планеты от привычного вращения, что якобы должно позволить изменить климат на ней в лучшую сторону.

Пока что все эти проекты серьезно никто не рассматривает. Наиболее дешевым кажется «ноу-хау» уже упомянутого московского геофизика И.Яновского. Как считает ученый, разрушительные процессы, которые происходят в недрах Земли, в том числе невероятно быстрое таяние ледников, имеют прямую связь с нашими мыслями и чувствами (кстати, наместника императора в провинции, в которой происходили разрушительные землетрясения, казнили!).

По утверждению профессора Яновского, наши дурные поступки и мысли рождают соответствующую реакцию со стороны природы. Он считает, что именно неправильное поведение человечества когда-то спровоцировало Всемирный потоп. Если люди изменят ход мыслей, будут добрей и терпимей, то беды еще можно избежать.

Конечно, Всемирный потоп, постигший некогда Землю, – далеко не единственная глобальная катастрофа, которая когда-то происходила. История, археология, геология и Писание донесли до нас множество свидетельств о различных бедствиях, так сказать, «местного масштаба» – землетрясениях, извержениях вулканов, цунами, ливневых и паводковых наводнениях, селях и оползнях. Естественно, все эти бедствия в различной степени оставили свой след на облике нашей планеты. Однако крупнейшим глобальным катаклизмом в истории Земли остается Всемирный потоп.

В.Скляренко

Всемирный потоп - прежде всего, библейская история, описанная в – первой из книг и всей Библии. Однако легенды или сказания о всемирном потопе есть в ряде мифологических и религиозных текстов различных народов мира.

В данной статье мы рассмотрим Библейский Потоп или, как его еще часто называют, Ноев Потоп, ведь является ключевой фигурой событий, связанных в Библии с Великим Потопом.

Согласно Книге Бытия, Всемирный Потоп – наказание божье за греховность человечества.

И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. (Книга Бытия. Глава 6)

Потоп – Божий способ истребить грех в человеке. Бог оставил в живых лишь Ноя и его семью, повелев Ною построить ковчег, в котором укрылся Ной с семьей, а также по паре различных животных и птиц. Мы не будем подробно останавливаться на истории строительства ковчега и на его плавании, так как об этом на сайте уже есть статья, которую Вы можете прочесть – . Поговорим же подробнее о Всемирном Потопе, его символизме и возможной научной трактовке.

Потоп в Библии.

Как мы уже сказали, библейская история Потопа рассказана в книге Бытия.

Всемирный потоп - чудовищная катастрофа библейской истории, последствием которой стало затопление всей планеты и смерть практически всего живого. Вода во время потопа прибывала не только за счет непрекращающегося 40 дней дождя, но и по причине открытия гигантских подземных источников.

В Божьем замысле предполагало совершенство и всеобщую гармонию. Все изменилось после . На Земле поселилось зло и грех. Первым результатом стало совершенное его кровным братом из ревности. Некоторые жили по Богу, другие – во грехе. Со временем, грешников и неверующих стало столько, что Господь решил очистить Землю, послав Всемирный потоп.

Открылись все “источники бездны” , и отворились “окна небесные”. Шел ливень. невиданной доселе силы, и шел он 40 дней. Вода сочилась из недр Земли 150 суток. После этого вода начала убывать. Семь месяцев ушло на то, чтобы из воды показалась вершина Арарата. Ной вышел из ковчега и построил жертвенник Господу и совершил жертвоприношение. Господь, узрев благодарное сердце Ноя, принял решение никогда больше не повторять Всемирный потоп.

… не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал. (Бытие, глава 8)

Потоп в апокрифах.

Кроме канонических книг Библии, рассказ о Всемирном Потопе можно найти в , например, в (5 глава), а также в Книге Еноха. В целом, апокрифические рассказы о Великом Потопе не противоречат каноническому тексту Книги Бытия, однако причиной потопа в апокрифах является отношения ангелов с женщинами, что привело к появлению магии и колдовства, а также к всеобщему падению нравов.

Всемирный Потоп разделил библейскую историю на две эпохи: допотопные и послепотопные времена.

Истоки библейского сюжета о Великом Потопе.

Библейская история Великого Потопа имеет свой источник - ассирийский миф о Гильгамеше, который сохранился на глиняных табличках. Эти записанные клинописью сказания датируются XXI в. до н. э. история рассказывает о чудесном спасении ассирийца Утнапишты со всем его скарбом и животными в ковчеге во время Потопа. На седьмой день плавания ковчег Утнапишты остановился, зацепившись за вершину горы Ницир.

Библейская история существенно отличается от легенды о спасении Утнапишты лишь длительностью потопа: по Библии потоп длился почти год, а по ассирийским источникам - семь дней.

Описание строительства ковчега, а также способ определения уровня воды при помощи птиц совпадают. Утнапишты выпускал голубя и ласточку, а Ной ворона и голубя. Удивительное сходство ассирийского и библейского повествования кажется еще чудеснее, если упомянуть, что иногда эти версии абсолютно тождественны в выражениях. Ассирийская история Потопа низводит потоп до малых и правдоподобных размеров - потоп длится семь дней, вода не покрывает вершины горы Ницир (ее высота около 400 метров).

Но является ли ассирийская легенда конечным источником? Нет. Археологи часто именуют землю Двуречья «большим слоеным пирогом». Цивилизации тут сменяли одна другую. Ассирийцы, завоевавшие долину двух рек, были весьма юной нацией по сравнению с вавилонянами, которые проживали на данной территории задолго до прихода ассирийцев. Ассирийцы, безусловно, заимствовали рассказ о Гильгамеше у более древних жителей долины Тигра и Евфрата - вавилонян. После того, как в XX веке был найден ряд шумерских памятников, стало понятно, что история о потопе перекочевала к вавилонянам от еще более древнего народа – шумеров. Однако и здесь мы не найдем конечной точки нашего путешествия к источнику сюжета о Всемирном потопе.

Леонард Вулли, знаменитый археолог и исследователь, проводя раскопки Ура, обнаружил, что культуре шумеров предшествовала другая, еще более древняя, ее называют Эль-Обейдской культурой по названию холма, где впервые были найдены ее следы. Среди прочих ценностей люди периода Эль-Обейда передали шумерам историю Всемирного потопа.

Шумеры были очень древними кочевниками, которые, придя извне, усвоили достижения оседлого народа. Анализ дошедших до нас слов убаидского языка показывают, что в нем есть много общего с языком дравидов, живущих в Южной Индии. У дравидийских народов также есть предание о всемирном потопе.

А был ли Потоп? Научная точка зрения.

Описанная в Библии история Всемирного Потопа имеет аналоги у разных народов, далеких от ветхозаветных представлений. Это наводит на мысль, что подобный катаклизм имел место быть и последствия его были, действительно, тяжелы, раз предания о Великом Потопе сохранились в памяти народов всех континентов Земли.

На сегодняшний день ученые отвергают версию того, что в описываемые Библией времена действительно был Всемирный Потом. Большое количество преданий, в том числе и библейское, скорее всего описывают различные катастрофы, связанные с водой и затоплением, которые произошли в разные временные отрезки и носили локальный характер.

Таким образом – Всемирный Потоп – это, скорее всего, огромное количество локальных бедствий в разных регионах, которым жители пострадавших районов приписывали глобальный характер. Вероятными причинами местных потов были:

  • цунами вследствие землетрясений или падения метеоритов,
  • подъем уровня воды по той или иной причине,
  • прорывы воды из замкнутых водоемов из-за карстовых процессов,
  • тайфуны.

С чем же мы имеем дело, когда говорим о Библейском Потопе?

Вопросы о потопе волновали австрийского геолога Э. Зюсса, который исследовал библейский текст, а также первоисточник библейской легенды - ассирийский миф о Гильгамеше, сделал вывод, что Ноев Потоп – ни что иное, как опустошительное наводнение Месопотамской низменности в низовьях Евфрата. Главной причиной Библейского Потопа Э. Зюсс считал цунами, образовавшееся в следствие сильного землетрясения в Персидском Заливе. Ученые –последователи Зюсса - установили, что вероятной причиной Ноевого Потопа было все же не цунами – цунами подобной силы не характерны для данного региона, а опустошительное наводнение, случившееся в результате длительных ливней и сильного, дующего навстречу течению рек ветра. Подобные наводнения не единожды наблюдались в Бенгальском регионе. Уровень воды при таких наводнениях быстро поднимался на 16 метров. Гибли сотни тысяч людей. Вероятно, подобное наводнение 4000-5000 лет назад и было описано в Библии как Всемирный Потоп.

Существует, однако, и другое мнение среди ученых, согласно которому Всемирный Потоп имел место быть именно в виде глобальной катастрофы, когда Чёрное море перестало быть замкнутым. Из-за сильнейшего землетрясения уровень воды поднялся на 140 метров, Черное Море соединилось со Средиземным, вызвав затопление огромных регионов и гибель огромного количества людей.

Время потопа

Когда был Всемирный потоп? В каком году? Библия содержит достаточно хронологических сведений чтобы ответить на данные вопросы. В Бытии весьма точно записана родословная от сотворения первого человека Адама до рождения Ноя. Потоп же, согласно библейскому преданию, начался

в шестисотый год жизни Ноевой (Бытие, глава 7).

Если мы возьмем за отправную точку 537 год до н. э., когда остаток иудеев покинул Вавилон и вернулся на родину, то путем вычитания периодов правления судей и царей израильских, а также указанных в Ветхом Завете лет жизни послепотопных патриархов, мы получим, что Великий потоп произошел в 2370 году до н. э .

Следует вспомнить, что библейский сюжет был позаимствован у ассирийцев. Ассирийская легенда описывает природный катаклизм, произошедший примерно в 5500 году до нашей эры .

Есть и альтернативные версии. Опираясь на хронологическую систему английского архиепископа Ушера, потоп можно датировать 2349 годом до н. э. Согласно выкладкам хронологических данных Септуагинты, Всемирный потоп произошел в 3213 году до н. э.

, выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.

Библейское учение о всемирном потопе (Быт. гл. 6-7), которым, по Библии, оканчивается первобытная («допотопная») история человеческого рода, после которого начинается новый период, новая эра человечества, наиболее оспаривается рационалистической научной критикой. Оспаривается главным образом объем потопа, т. е. его всемирность. Кроме того, оспариваются и частности, например, существование Ноева ковчега, возможность помещения в нем всех животных и др. Однако все ученые-геологи признают несомненность какой-то огромной геологической катастрофы, связанной с наводнением или обледенением. Сомнения возникают лишь во всемирности этой катастрофы и в ее длительности. Геология противопоставляет потопу гипотезу так называемого «ледникового периода», считая этот геологический феномен более древним, более продолжительным и более всеобъемлющим.

Христианская апологетика по вопросу о потопе прежде всего стремится выяснить, какое значение для христианского мировоззрения имеет библейское повествование о всемирном потопе, а затем уже ищет научных данных, подтверждающих его истинность.

Вопрос о потопе - не частность, а одно из чрезвычайно важных положений мировоззрения христианина. Всемирный потоп - мировое событие, связанное с историей Ноя и его сыновей, от которых библейская история производит все существующие доныне племена и народы.

Кроме исторического значения, всемирный потоп имеет еще догматическое и нравственное значение. С всемирным потопом связано догматическое учение о единстве и непрерывности человеческого рода от Адама через Ноя до нашего времени. Причина же потопа имеет глубоко нравственное значение: потоп был послан человечеству как наказание за грехи, за всеобщее моральное разложение.

Истинность всемирного потопа засвидетельствована словами Самого Спасителя, что для христианина имеет решающее значение. Ибо христианское сознание может легче предположить, что весь мир ошибается, чем кощунственно подумать о том, что ошибся Богочеловек (см. Мф. 24, 37).

В апостольских посланиях также часто говорится о всемирном потопе как о действительно бывшем событии (см. 2 Пет. 2, 5; Евр. 11, 7). Спаситель и апостолы Его, по самому характеру своей проповеди истины, не могли приводить «легендарных» и «ложных» сказаний о потопе в доказательство правосудия Божиего.

У разных народов имеется свыше семидесяти разных сказаний, напоминающих описание потопа в 6-й главе книги Бытия (наиболее близким к Библии является сказание Вавилонское). Всеобщность предания о потопе говорит о том, что в основу его легло какое-то действительное мировое событие, запечатлевшееся в памяти народов и сохранившееся в течение многих веков.

По вопросу о том, был ли библейский потоп всемирным в том смысле, что он покрыл всю поверхность земного шара (т. е. был геологическим явлением), или в том смысле, что в его волнах погибло все допотопное человечество (т. е. что он был явлением антропологическим), имеются в западном богословии различные мнения. Пытаясь примирить библейское сказание с геологическими научными гипотезами, некоторые западные богословы допускают, что потоп мог быть не повсеместным на всем земном шаре, а захватить собой только те местности и страны, которые были обитаемы людьми.

Православное богословие с этим согласиться не может, во-первых, потому, что это противоречит и смыслу и букве библейского повествования, в котором ясно сказано, что потопом покрылись все самые высокие горы по всей земле, а во-вторых, и потому, что и с научной точки зрения трудностей при объяснении местного потопа гораздо больше, чем для объяснения потопа всемирного.

Научные геологические гипотезы о потопе несколько раз менялись. Пока в допотопных слоях земли не находили никаких остатков людей, появлялись геологи, решительно утверждавшие, что потоп имел место на земле до появления человека. В настоящее время (после открытия следов человека в допотопных слоях земли) факт существования человека до потопа неоспорим. С этим фактом рушились многие «противоречившие» Библии старые геологические гипотезы. Но новые и новейшие геологические гипотезы о потопе представили новые «противоречия», которые, однако, не разделяются всеми учеными геологами. Главные пункты разногласия геологических гипотез с библейским сказанием могут быть сведены к следующим положениям.

Во-первых, геология смотрит на потоп как на естественное космологическое явление, а не как на специальное явление наказания Божиего людям. Противоречивость различных геологических гипотез и, в конце концов, бессилие науки только «научно» объяснить явление потопа только подтверждают в сознании христианина несомненную чудесность этого события.

Далее, геология смотрит на потоп не как на внезапную катастрофу, подготовлявшуюся по Библии только сорок дней, а как на громадную по времени продолжения целую геологическую эпоху. Потопу, по геологическим гипотезам, предшествовало постепенное, крайне медленное понижение температуры на земле, дошедшее наконец до ледяного состояния, причем массы воды на земной поверхности превратились в ледники, покрывшие обширные пространства земли. По Библии, потоп внезапно наступил и сравнительно скоро прошел, тогда как «ледниковый период», по геологии, весьма долго подготовлялся и еще дольше продолжался (в течение многих тысячелетий).

По Библии, потоп был всемирным и в геологическом, и в антропологическом смысле, т. е. весь земной шар был залит водой выше самых высоких гор, и все допотопное человечество, за исключением семьи Ноя, погибло. Мнения же геологов по этому вопросу расходятся, причем меньшинство предполагает, что некогда полярные льды и снега покрывали всю земную поверхность (чем предполагается, что и наводнение, предшествовавшее образованию льдов, было повсеместным), тогда как большинство склоняется к признанию только местного, хотя и обширного обледенения. Далее, геологи склонны отодвигать свой потоп на миллионы лет назад и не думают, что все человечество погибло в нем. Эти разногласия теологов и геологов невольно приводят к мысли: об одном и том ли явлении они спорят? И не следует ли отличать «потоп» библейский от «ледникового периода» геологов?

Многие современные геологи считают, что «ледниковый период» есть гипотеза, а потоп - еще не разрешенная проблема. Причины повсеместного понижения температуры, обусловившего наступление «ледникового периода», с достаточной точностью наукой еще не определены. Если библейский потоп не может быть строго научно доказан, то он не может быть также и научно опровергнут. Следовательно, нет никаких «научных» препятствий к христианскому доверию Библии.

Против всемирности библейского потопа часто возражают, ссылаясь на то, что в самой Библии не указывается достаточных причин для такого потопа. Сорокадневный дождь, говорят возражающие, недостаточен, чтобы произвести такое громадное наводнение. По поводу этого возражения следует прежде всего сказать, что главная причина потопа, по Библии, заключается не в тех или иных естественных причинах, а во всемогущей воле Божией. Но и естественные причины, указанные в Библии как причины, подчиненные высшей Божественной воле, - были достаточны для всемирного потопа.

Главная причина потопа, по Библии, заключалась в том, что «разверзлись все источники великой бездны» (Быт. 7, 11), а дожди ставятся на втором плане (Быт. 8, 2). Что следует понимать под «источниками великой бездны»? Это могло означать и океаны, хлынувшие в результате мирового катаклизма, связанного с землетрясениями и изменениями дна океанов и морей; это могли быть и подземные водяные источники, которые, по мнению некоторых геологов, так громадны, что могли бы доставить еще более значительное количество водяной массы, чем это потребовалось для всемирного потопа.

Следовательно, все возражения против геологической достаточности причин потопа, указанные в Библии, не основательны.

Следует еще отметить указание Библии на радугу, которая появилась впервые только после потопа. Согласно некоторым научным гипотезам (например, гипотезе профессора Рима), существование радуги при допотопной атмосфере физически было невозможно, и лишь при выпадении огромных масс воды появилась возможность в измененной атмосфере появления феномена, именуемого радугой. Эта радуга, подчеркнутая в библейском повествовании как знак обета, что «потопа больше не будет», сообщает всему библейскому рассказу особую значительность и правдивость.

Одним из самых впечатляющих примеров наказания за грехи считается Всемирный Потоп, в котором погибло древнее человечество. Большинство верующих воспринимают эту поучительную легенду как реальное историческое событие, несомненно происходившее на самом деле. Закрывая глаза на критические вопросы, ставящие под сомнение реальность описанного в Библии катаклизма. Но мы закрывать глаза не будем, и попробуем разобраться - а был ли Всемирный Потоп на самом деле?


Когда древние люди погрязли в нарушении законов, неверии и всеобщем бездуховном беспределе, Бог при помощи потопа устроил миру своего рода «перезагрузку» давшей сбой системы. Оставив в живых лишь праведную семью праотца Ноя. Впрочем, как показала дальнейшая история, проблему зла и человеческой греховности это отнюдь не решило.
В начале библейской истории Потопа есть любопытные строки: «Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал…», «…в то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им…». Но кто они - эти загадочные сыны Божии, из-за которых человечество так безнадёжно испортилось?
У богословов по этому поводу есть аж целых три версии:
1. Сыны Божии - это падшие ангелы, заводившие любовные шашни с земными девушками. От них рождались дети с демоническими характерами и сверхспособностями. Такого мнения придерживались Филон и Климент Александрийские, Иустин Философ, Ириней Лионский и Тертуллиан. В пользу этой версии обычно приводят в пример апокрифическую книгу Еноха, в которой рассказывается о сожительстве людей и демонов, от которых рождались великаны. Из-за дурной наследственности прогрессировало падение нравов и социальное неравенство. Люди баловались магией и колдовством, пытаясь стать «как боги».
2. Многие святые, например Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин и Августин Блаженный с предыдущим вариантом категорически не соглашались. Они считали, что «сынами Божьими» были те потомки благочестивого сына Адама Сифа, кто породнился с нечестивыми отпрысками братоубийцы Каина.
3. И наконец, третий вариант толкования предполагает, что сыны Божии - это князья, начальники и вельможи. Правящая элита погрязла в грехах и разврате, стала поклоняться не Богу, а демонам, и развратила остальной народ. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Ну а современные экзотические версии вроде «визитов инопланетян» мы рассматривать не будем.
О предстоящем потопе Бог сообщил Ною заранее. Пятисотлетний глава семейства (древние люди жили на порядок дольше современных) вместе с сыновьями и работниками более 100 лет строил и снаряжал огромное судно, способное пережить грядущий катаклизм. Когда всё было готово, Бог велел ему зайти в ковчег с семьёй, и взять с собой по паре от каждого вида животных мира. Землю заливало 40 суток, вода закрыла даже самые высокие горы. Путешествие Ноевого ковчега длилось аж целый год, прежде чем вода начала спадать и спасшееся семейство с самым большим в мире зоопарком смогло, наконец, высадиться на склонах горы Арарат.
Потомки Ноя расселились вдоль рек Тигр и Евфрат, заполнив древнее Междуречье. От них произошло всё современное человечество, со временем расселившееся по всему свету и поделившееся на расы и языковые группы. Впрочем, это уже другая история.

Чудеса в ковчеге
Не только учёные, но и просто люди, обладающие логическим мышлением, прочитав историю Потопа, задают скептические вопросы. Например:
1. Откуда взялось такое невероятное количество воды, чтобы поднять уровень мирового океана как минимум на 5 тысяч метров (высота горы Арарат), а то и почти на 9 тысяч (высота Джомолунгмы), если верить библейским строкам, согласно которым вода закрыла самые высокие горы? Даже если бы вода непрерывно лилась и с неба, и из-под земли - всей земной гидросферы не хватило бы, чтобы покрыть Землю таким многокилометровым слоем.
2. И куда вся эта вода делась? Только представьте себе хотя бы пятикилометровую оболочку воды вокруг всего земного шара! Можно, конечно, придумать объяснение, что внутри Земля - пустая (как голова фанатика), а следы выветривания и осадочные породы земной коры объявить «следами Великого Потопа», но учёные с такими выводами уж точно не согласятся.
3. Гипотетически допустим, что вода чудесным образом материализовалась в таком невероятном количестве, а через год куда-то ушла. Но, в таком случае, каким образом Ной умудрился собрать для спасения «каждой твари - по паре»? Ведь в мире существуют несколько миллионов (!) видов живых существ, которые должны были бы быть спасены в ковчеге, если бы Потоп был всемирным.
4. Предположим, что произошло такое невероятное сказочное чудо, что все подлежащие спасению животные сами или по Божьему приказу организовались и пришли-прилетели к Ною со всего мира. Но каким образом ему удалось разместить всех них в своём ковчеге? Как и чем Ной умудрялся кормить-поить такую бесчисленную ораву, да ещё и на протяжении целого года? Как он успевал убирать за ними экскременты? Только представьте себе этот миллионный зверинец, для ухода за которым не хватило бы и многотысячной армии сотрудников и целые горы еды - от растительной до животной пищи! Да ещё и все животные должны были бы целый год выживать в заточении, без света и почти без свежего воздуха. А ведь, помимо зоопарка, Ною пришлось бы ещё собрать сотни тысяч тонн семян и саженцев всевозможных растений, которые не смогли бы выжить в затопленном состоянии…
И это далеко не все вопросы, над ответами на которые пришлось бы ломать голову тем, кто буквально воспринимает историю о ковчеге и спасении в нём всех животных Земли. Впрочем, «истинно верующих» они вряд ли переубедят - ведь всё, что невозможно разумно объяснить, можно просто объявить чудом Божьим и не напрягать извилины в безуспешных попытках логических рассуждений.

Тайна сия велика есть
Так был ли Потоп всемирным? И можно ли верить во все эти сказочные подробности спасения семьи Ноя и животных?
Многие христиане на эти вопросы уверенно отвечают: да! Ведь Сам Спаситель и Его апостолы в Новом Завете упоминали Всемирный Потоп как реально происходившие события. А апостол Павел во Втором послании к Тимофею утверждал: «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения». Святые отцы учат, что Библия - книга от Бога, и всё, что в ней описывается - истина. Поскольку Священное Писание описывает события именно так, а не иначе - значит, так оно и было на самом деле. Думать иначе - значит сомневаться в правоте Писания и в истинности родной веры. К тому же, многие священники считают, что Всемирный Потоп имеет догматическое значение: с ним связано учение о единстве и непрерывности человеческого рода от Адама через Ноя до нашего времени.
Все эти доводы для ортодоксальных христиан имеют решающее значение. Ибо христианскому сознанию проще предположить, что весь мир ошибается, чем кощунственно подумать о том, что могли ошибиться Богочеловек и Его апостолы, а также сонмы святых отцов.
«Всемирный потоп отрицает наука геология? Значит - неправа геология! И вообще не стоит доверять этой богоборческой науке, подтачивающей корни истинной веры!» - порой приходится слышать от священников и мирян. Которые в остальной жизни производят впечатление адекватных людей, но, когда дело доходит до критики религиозных основ - их логическое мышление отключается. И они отвергают всё, что противоречит смыслу и букве библейского повествования с той же убеждённостью, с какой маленькие дети парируют признания взрослых, что Дед Мороз - сказка, и на самом деле не существует.
«Научные креационисты» идут ещё дальше. Выдёргивая из контекста научных данных отдельные устраивающие их веру фрагменты, они лепят из них собственные теории и высказывают однозначные выводы, над которыми потом потешается всё научное сообщество. Но это их не смущает. Ведь на любые критические вопросы, ставящие под сомнение описываемые события, всегда можно ответить в духе: «это было чудо Божье» или «тайна сия велика есть».

«Ноев» было много?
Библейская история о Потопе - отнюдь не единственная в своём роде легенда о всемирном катаклизме. Антропологам и этнографам удалось обнаружить следы сказаний с «потопным» сюжетом в Палестине, Вавилонии, Сирии, Армении, Казахстане, Индии, Бирме, Вьетнаме, Китае, Австралии и на многих островах Тихого и Атлантического океанов, а также ещё во многих земных регионах. Учёные насчитывают около 250 версий этой истории, встречающихся в мифологии народов мира. В Евразии, особенно на Ближнем Востоке и в Европе, эта легенда - одна из первооснов представлений о мироустройстве. В то же время она не встречается в мифологических системах народов Центральной и Южной Африки.
При изучении древних сказаний, создаётся впечатление, что семья Ноя была отнюдь не единственной, кому удалось спастись от потопа. Например, в шумерской легенде в «Ноем» был благочестивый царь Зиусудра, жрец бога Энки. Психически больные шумерские боги сговорились между собой и решили утопить людей, но Зиусудра узнал об этом и принял меры. Плавание его ковчега длилось 7 суток, после чего он нашел сушу, принёс в жертву быков и овец, и убедил богов больше так не дурить. В похожей по сюжету аккадской легенде - праотца звали Атрахасис. Атрахасис-Зиусудра не только восстановил человеческий род, но и получил от богов дар бессмертия и был забран в заоблачную сказочную страну.
В вавилонской версии главного героя звали Утнапиштим («Долгожитель»), и он был властителем города Шуруппака на берегу реки Евфрат. После того, как боги сговорились уничтожить человечество, один из них - Нинигику тайком предупредил о готовящейся подлянке своего любимчика Утнапиштима и помог ему спастись. Вавилонский «Ной», помимо своих родственников, взял с собой в корабль мастеров для сохранения знаний и технологий, домашний скот, а также зверей и птиц. Семидневный потоп был таким страшным, что сами боги стали проклинать себя за то, что они так погорячились. В поисках суши Утнапиштим тоже выпускал на разведку птиц, правда, не в том порядке, как это делал библейский Ной. Голубь и ласточка вернулись к нему ни с чем, а третий разведчик - ворон не вернулся, оставшись на найденной земле. Куда вскоре и спустилась с горы спасшаяся команда. В жертву богам Утнапиштим приносил не животных, а растения - он воскурял смесь мирта, тростника и кедра. Праотец и его жена получили дар бессмертия, а род человеческий продолжили их дети и прочие спасшиеся люди.
Вполне вероятно, что древние евреи переняли свою легенду о Ное именно у шумеров и вавилонян, перетолковав её на свой лад, сократив число богов до одного и добавив новые подробности. А также придумав духовную причину и назидательный морально-этический смысл потопа, отсутствовавший в первоисточниках.
Датировки события заметно разнятся. При подсчёте даты на основе шумерского Списка царей, получается, что Потоп мог произойти не позднее 33 981 года до новой эры. Однако, сопоставляя сказания о катаклизме с геологическими открытиями, учёные приходят к выводу, что в реальности Землю затопило приблизительно за 3000 лет до н.э. Ну а по библейской хронологии, Потоп случился в 1656-1657 годах до н.э.
В греческой версии, потопов было аж целых три: Огигов, Девкалионов и Дарданов. На Всемирный потоп из них более всего смахивает Девкалионов потоп, которым Зевс наказал людей за то, что они стали приносить богам человеческие жертвы. В ковчеге, построенном по указаниям титана Прометея, спасся его сын Девкалион вместе с женой Пиррой, и причалили они на гору Парнас на девятый день после затопления. При этом, спаслись не только они, но и жители города Парнаса, основанного ясновидящим сыном Посейдона. Они были предупреждены о катаклизме и смогли укрыться от потопа на вершине горы. И отнюдь не прекратили свою варварскую практику жертвоприношений - так что Зевс явно облажался.
Ну а героя индуистской мифологии Вайвасвата, представителя местной правящей элиты, от потопа спасла случайно пойманная им во время купания божественная рыбка Матсья-аватара, по совету которой он построил корабль. Причём спасся он один, вместе с семенами растений и животными, а после, в процессе приношения жертвы богам, ему подарили новую жену, с помощью которой был восстановлен человеческий род.

Локальные катаклизмы
На самом деле наука вовсе не отвергает Всемирный Потоп. Как считают учёные, катаклизмы подобного рода действительно происходили, и случались неоднократно. Но вся земная суша одновременно не затапливалась, и уж тем более вода никогда не закрывала материки многокилометровым слоем. Древние люди жили компактно, на ограниченных территориях. И для них даже локальный потоп мог показаться всемирным.
Согласно Библии, землю затопили не столько дожди, сколько «источники великой бездны». Что же это были за загадочные источники? Ответ - вполне очевиден. Судя по береговым линям древних затопленных городов и прочим геологическим факторам, во время последнего ледникового периода уровень мирового океана был ниже нынешнего более чем на сотню метров. Когда потеплело и ледники стали активно таять - по всему миру стали происходить катастрофы. Вышедшими из берегов океанами затапливались огромные территории, в том числе и населённые людьми. Пресноводные озёра превращались в моря, реки обращались вспять и затапливали обширные долины. А в результате землетрясений и извержений вулканов на поверхность выбрасывались подземные воды.
В философском смысле легендарный Потоп действительно можно назвать всемирным, поскольку затопления в разное время происходили почти по всему земному шару. И в результате этих катаклизмов гибли целые народы и цивилизации. Уплыть или убежать на возвышенные места и спастись удавалось лишь самым везучим. У библейского Ноя явно было немало реальных прототипов. А поскольку весь мир для древних народов ограничивался довольно узкими рамками исследованного ими пространства земной поверхности, каждой группе спасшихся людей искренне казалось, что выжили только они, а жители всего остального мира - погибли. Рассказы о пережитых событиях передавались из уст в уста, приукрашивались, дополнялись новыми подробностями, и со временем трансформировались во все те мифы и легенды, что дошли до наших дней.
Причины катаклизмов традиционно объяснялись гневом или капризами богов, либо «божьей карой за грехи». Внедрение в народное сознание страха перед карами Господними - традиционно помогало духовным лидерам хоть как-то сдерживать низменные инстинкты и порывы людей и держать толпу в повиновении.
Но может ли христианин доверять научным объяснениям и не поддерживать веру в буквальное толкование Всемирного Потопа?
Конечно же - может! Ведь христианство - отнюдь не тёмная зашоренная религия, неспособная выйти за рамки примитивных воззрений и закостенелых догм. Оно вполне допускает существование противоположных мнений и доверие к научным исследованиям и открытиям. Если бы это было не так - христиане до сих пор бы верили в то, что земная твердь - плоская, или в то, что Солнце вращается вокруг Земли. Или в другие древние благоглупости, в которые в наши дни уже не верит ни один образованный уважающий себя христианин.