Волевые акты необходимые для всех. Волевой акт и его структура - реферат. Понятие мировоззрения, его структура, функции и исторические типы

Восприятие, как и ощущение, носит рефлекторный характер. И.П. Павлов доказал, что почва восприятия составляют условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре головного мозга при воздействии предметов и явлений окружающего мира с различными свойствами на рецепторы. Предметы и явления выступают комплексными раздражителями в единстве всех своих свойств и черт, поэтому восприятие является комплексной деятельностью системы анализаторов. Это, в свою очередь, предполагает сложную аналитико - синтетическую деятельность мозговых отделов анализаторов. Анализ обеспечивает выделение объекта из окружающего мира, синтез - объединение отдельных свойств и черт объекта восприятия в целостный образ. Без анализа невозможно осмысленное восприятие объекта. Поэтому незнакомая иностранная речь воспринимается как звуковой поток. Для осмысленного восприятия языка необходимо разделить язык на отдельные слова или словосочетания, а затем, используя синтез, человек воспринимает не отдельные, разрозненные звуки, а слова и фразы.

При восприятии урока школьник видит учителя, слышит его объяснения, видит наглядность, делает определенные записи в тетради. Раздражитель в данном случае действует как комплексный и вызывает возбуждение в зрительном, слуховом, двигательном анализаторах. Возбуждение передается в мозг, в результате чего образуются сложные системы временных нервных связей, что и определяет целостность восприятия.

Основой восприятия есть два вида нервных связей: связи внутри одного анализатора и межанализаторных связи. Первый вид связи имеет место тогда, когда раздражитель имеет одну модальность (мелодия, которая представляет собой сочетание отдельных звуков и действует как сложный раздражитель). Второй вид нервных связей при воздействии комплексного раздражителя - это связи в пределах разных анализаторов.

Физиологическим основой восприятия, по мнению И.П. Павлова, является "рефлекс на отношения". Ученый показал, что при восприятии отдельных явлений сигнальное значение имеют не сами раздражители, а особенности отношений между ними. Поэтому в ходе восприятия вырабатывается условный рефлекс в большей степени на отношение между раздражителями.

Взаимодействие анализаторов обусловлено взаимосвязью объективных раздражителей, в результате чего возникает ассоциация ощущений, которая присуща любому восприятию. Целостный образ предмета или явления складывается постепенно благодаря взаимодействию анализаторов.

Отсутствие одного из анализаторов или повреждения его отдельных частей может компенсироваться за счет других анализаторов, способствует ориентированию человека в окружающей среде. Так, у слепых людей повышается чувствительность слухового, осязательного и обонятельного анализатора.

Физиологическое основание восприятия еще более усложняется тем, что оно тесно связано с двигательной активностью, с эмоциональными переживаниями, с различными психическими процессами. Начавшись в органах чувств, нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, переходят в нервные центры, где охватывают собой различные зоны коры, вступают во взаимодействие с другими нервными возбуждениями. Вся эта сеть возбуждений, которые взаимодействуют между собой и охватывают различные зоны коры, и составляет физиологическое основание восприятия.

Таким образом, физиологической основой восприятия является условно рефлекторная деятельность внутришньоанализаторного и межанализаторных комплекса нервных связей, обеспечивает целостность и предметность объекта восприятия.

Свойства восприятия

К свойствам восприятия относятся: предметность, константность, избирательность, структурность, целостность, Категориальность, осмысленность и апперцепция.

Предметность - это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. При предметном отражении действительности различные по качеству ощущения сочетаются, и объект воспроизводится в богатстве его свойств.

Предметность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. Предметность проявляется в том, что объект предстает перед нами именно как олицетворенное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко данное свойство проявляется в феномене выделения фигуры (предмета или объекта восприятия) из фона. Предмет - это то, на чем сосредоточено в данный момент восприятия и фон - все, что образуют другие предметы, которые действуют на нас в то же время, но отступают по сравнению с объектом восприятия "на задний план".

Сначала различие между фигурой (предметом) и фоном возникла в изобразительном искусстве. Фигурой называют замкнутую линию, которая выступает вперед и занимает часть феноменологического поля, а все, что окружает фигуру, является фоном. Таким образом, реальность, воспринимается, всегда делится на два слоя: на фигуру - образ предмета и фон - образ окружающего предмет пространства. Вследствие такого расчленения предметность сохраняет некоторую независимость восприятия от фона, на котором выступает объект.

Соотношение предмета и фона - динамичное. То, что в данный момент принадлежит к фону, может через некоторое время стать предметом, и наоборот, то, что было предметом может стать фоном. Выделение предмета из фона связано с особенностями нашего восприятия, а именно с предметностью восприятия. Легче выделяется то, что в действительности является отдельным предметом и хорошо знакомо из прошлого опыта. Хуже выделяются отдельные части предмета. В этом случае часто необходимые усилия для того, чтобы воспринять часть как особый объект. Выделение предмета затруднено также в том случае, если предмет находится в окружении подобных предметов. Для того, чтобы облегчить выделение объекта с ф ° ну, необходимо усилить его отличие. 1 наоборот, там, где нужно усложнить выделение предмета из фона, необходимо уменьшить различие между ними.

Константа восприятия заключается в относительной постоянства некоторых свойств предметов при изменении расстояния, ракурса и освещенности. Благодаря константности мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные по форме, цвету и величине. Форма, цвет и размер предметов воспринимаются нами как постоянные, несмотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств, непрерывно меняются. Как известно, размер проекции предмета на сетчатке глаза зависит от расстояния между предметом и глазом и от угла зрения. Однако знакомые нам предметы кажутся неизменными по величине независимо от расстояния. Восприятие цвета зависит от многих факторов: освещенности, фона, интенсивности. В то же время цвет знакомых предметов всегда воспринимается одинаково. Аналогично и форма привычных объектов воспринимается как постоянная, независимо от условий наблюдения и положения объекта.

Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Многочисленные восприятия одних и тех же предметов в разных условиях обеспечивают постоянство перцептивного образа относительно изменяющимся, а также движений самого рецепторного аппарата. Таким образом, свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное действие, имеющее механизм обратной связи и настраивается на особенности объекта восприятия и условий его существования. Константа восприятия играет значительную роль в ориентировании человека в окружающем мире. Если бы обиды не были константными, то при изменении расстояния, освещенности и ракурса все признаки предмета менялись бы, и человек потерял бы способность ориентироваться в широком окружающем мире.

Избирательность - это выделение отдельных предметов и явлений из всего многообразия окружающей среды, в то время как другие объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, то есть не отражаются. В избирательности раскрывается активность процесса восприятия как проявление содержательной стороны деятельности человека. Избирательность восприятия определяется интересами, установками и потребностями личности.

Любому образу восприятия свойственна целостность. Под этим понимается внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Благодаря целостности восприятия внешний раздражитель выступает как целостный образ. Он составляется на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качестве предмета, которые поступают в виде отдельных ощущений. Компоненты ощущения настолько тесно связаны между собой, что единственный сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта. Когда образ предмета не дается полностью, он мыслительно достраивается до целостной формы. Целостная форма предмета возникает на основе условных рефлексов, которые выработались в течение жизни и хранятся в опыте человека.

Важность роли восприятия части в восприятии целого не означает, что для узнавания предмета необходимо воспринимать все его части. Многое из того, что есть в объекте, совсем не воспринимается или воспринимается неясно, или не может быть воспринято в данный момент, но все-таки мы узнаем предмет. Это происходит потому, что каждый предмет имеет характерные, только ему присущие признаки. Отсутствие именно этих признаков в восприятии мешает опознать предмет, одновременно отсутствие других, менее существенных признаков при наличии в восприятии существенных не мешает узнать то, что мы воспринимаем.

Взаимоотношения восприятия целого и части неодинаковое на разных этапах ознакомления с предметом. Причем существенную роль здесь играют индивидуальные различия людей. Начальный период восприятия у большинства людей характеризуется тем, что на первый план выступает восприятия целого, без выделения отдельных частей. У некоторых людей наблюдается обратное явление: в первую очередь различаются отдельные части предмета.

Согласно индивидуальных различий по-разному протекает и второй этап восприятия. Если сначала воспринимается общая форма предмета без четкого различения его отдельных частей, то в дальнейшем части объекта воспринимаются все более четко. И наоборот, если сначала выделились только части предмета, то осуществляется переход к целому. В конце концов, которую том, так и в другом случае достигается восприятия в целом при достаточно четком различении его отдельных частей. Восприятие целого и его частей зависит не только от индивидуальных особенностей, но и от предыдущего опыта и установок.

С целостностью восприятия связана и его структурность. Структурность заключается в воспроизведении структуры предмета восприятия. При изменении отдельных ощущений от предмета и сохранении отдельных отношений между ними общая структура образа остается неизменной (одна и та же песня в исполнении разных певцов).

Восприятие носит обобщенный характер, каждый предмет восприятия сказывается определенным понятием и относится к определенному классу. Именно в этом заключается следующее свойство восприятия - Категориальность. Воспринимая новый предмет, человек стремится не только понять, что перед ней находится, но и относит к определенной группе известных ей предметов. В этом отражается влияние языка и личного опыта человека. По мере расширения личного опыта восприятия образ, сохраняя свою индивидуальность и отнесенность к конкретному предмету, к все большей совокупности предметов определенной категории, все более надежно классифицируется. Для этого необходимо обобщение, обращение к классу подобных объектов, которые хранятся в памяти, что означает переход от существующей ситуации к другой, к постижению реальности через призму лично обобщенной схемы действительности

Обобщенность и классификация обеспечивают надежность правильного узнавания объекта независимо от его индивидуальных особенностей и искажений, которые не выводят объекта за пределы класса. Обобщенность восприятия позволяет не только классифицировать и узнавать предметы и явления, но и предусматривать некоторые свойства, непосредственно не воспринимаются.

Следующим свойством восприятия является его осмысленность. Осмысленность предполагает осознание объекта восприятия. Хотя восприятие возникает при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Благодаря осмысленности становится возможным целенаправленное использование предметов. Осмысленность достигается в процессе понимания сущности предметов, то есть процесс восприятия осложняется мыслительной деятельностью. Связь мышления и восприятия прежде всего проявляется в том, что сознательно воспринимать предмет означает мыслительно называть его, то есть отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным понятием. Даже при восприятии незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Таким образом, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных.

Процесс осмысления информации представлено следующим этапам. На первом этапе процесса восприятия происходит выделение комплекса стимулов из потока информации и принятия решения о том, что они принадлежат к одному и тому же объекту. На втором этапе происходит поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущение комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект. На третьем этапе происходит отнесение объекта восприятия к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или отрицающих правильность принятого решения. И наконец, на четвертом этапе формируется окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса. Таким образом, восприятие - это в значительной степени интеллектуальный процесс.

Восприятие - сложный процесс, который определяется не только объективными, но и субъективными факторами. Воспринимает не само по себе глаз или ухо, а конкретный человек. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, от ее индивидуального опыта называется апперцепция. При восприятии предметов из окружающей среды человек пытается найти субъективные эталоны, к которым можно было бы отнести эти предметы. Иными словами, в ходе восприятия активизируются следы прошлого опыта. Кроме этого, в восприятии оказываются желания, интересы, мотивы, чувства человека и его отношение к предмету восприятия. Поэтому одни и те же предметы воспринимаются разными людьми по-разному.

Примером проявления аперцепции является восприятие одного и того же человека представителями разных профессий: филолог обратит внимание на произношение, фотограф-на внешность по поводу фотогеничности, врач заметит признаки определенного заболевания, модельер обратит рагу на правильность пропорций фигуры.

Воля

Воля -- это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий

Воля -- это способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. Благодаря воле человек может по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранее спланированном направлении и с заранее предусмотренной силой. Более того, он может соответственно организовать свою психическую деятельность и направить ее. Усилием воли можно сдержать внешнее проявление эмоций или даже показать совершенно противоположное.

Воля направляет или сдерживает активность человека, организует психическую деятельность, исходя из имеющихся задач и требований как проблемной ситуации, так и специфических, социальных требований той или иной социальной группы. Первоначально понятие воли было введено для объяснения побуждений и действий, осуществляемых по собственным решениям человека, но не отвечающих его желаниям. Затем оно стало использоваться для объяснения возможности свободного выбора при конфликте желания человека, связанного с постановкой проблем свободы воли.

основные функции воли:1) выбор мотивов и целей;2) регуляция побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации;3) организация психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему;4) мобилизация физических и психических возможностей при преодолении препятствий в достижении поставленной цели.

Для возникновения волевой регуляции необходимы определенные условия -- наличие препятствий и преград. Воля проявляется, когда появляются трудности на пути к цели: препятствия внешние -- время, пространство, противодействия людей, физические свойства предметов и т. д.; препятствия внутренние -- отношения и установки, болезненные состояния, усталость и т. д. Все эти препятствия, отражаясь в сознании, вызывают волевое усилие, которое создает необходимый тонус для преодоления трудностей.

Волевой акт и его структура

Волевое действие может реализоваться в простых и сложных формах

В простом волевом акте побуждение к действию направлено на более или менее осознанную цель, может непосредственно переходить в действие. Простой волевой акт имеет две фазы:1) возникновение побуждения и осознание цели;2) достижение цели.

Сложную волевое действие характеризует опосредованное сознательный процесс: действию предшествует учет его последствий, осознание мотивов, планирования. Такое действие требует значительного напряжения сил, терпения, настойчивости, умения организовать себя на выполнение действия.

В сложной волевой действия выделяют четыре фазы:1) возникновение побуждения и предварительная постановка цели;2) стадия обдумывания и борьба мотивов;3) принятие решения;4) выполнение.

1. Первая, начальная фаза волевого акта заключается в предыдущей постановке цели. Необходимым условием постановки цели является возникновение определенного мотива, побуждения и связанного с ним стремления. Стремление, переживаемое человеком, может по-разному осознаваться ней и по-разному влиять на ее деятельность. В зависимости от характера его осознания стремление может выражаться в форме влечения, желания и хотения.

Процесс постановки цели связано с возникновением осознанного действенного желания или хотения.

Следует отметить, однако, что в сложном волевом акте и возникшее активное желание не всегда сразу приводит к соответствующим действиям, поступкам. Это бывает тогда, когда у человека одновременно появляется несколько желаний, побуждений, которые противоречат друг другу. При этом противоречивые желания могут касаться как самой цели, так и средств ее реализации.

2. В таких случаях происходит выбор цели и выбор средств ее достижения, что является содержанием второй фазы волевого акта. При выборе цели или средств воздействия возникает необходимость в обсуждении их приемлемости, которое предусматривает взвешивания различных доводов за и против выдвинутых целей или средств их достижения, требует оценки противоречивых желаний, анализ обстоятельств, рассуждения, напряженной работы мышления.

Выбор принятой цели часто характеризуется ярко выраженной борьбой мотивов. Эта борьба отражает наличие у человека внутренних препятствий, противоречивых побуждений, желаний, стремлений, которые сталкиваются, вступают в конфликт между собой. Например, желание пойти на прогулку с друзьями или остаться помочь матери. . В том случае, когда цель ясна и приемлемая, может возникнуть борьба между противоречивыми побуждениями о выборе того или иного средства достижения цели. Например, как подготовиться к занятию - законспектировать вопрос самостоятельно или списать.

Волевые качества личности и их формирование

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества, характеризующие его как личность и имеющие большое значение для учебы, труда.

К волевым качествам относятся: целеустремленность, решительность, смелость, мужество, инициативность, настойчивость, самостоятельность, выдержка, дисциплинированность.

Целеустремленность -- волевое свойство личности, проявляющееся в подчинении человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, готовности отдать все силы и способности для ее достижения. Этой перспективной целью обусловлены частные цели как необходимые ступени на пути к достижению основной цели; все лишнее, ненужное отбрасывается. Нужно, однако, помнить, что у некоторых людей целеустремленность принимает индивидуализированное направление. Они тоже ставят ясные цели, однако, содержание их отражает только личные потребности и интересы.

Решительность -- волевое свойство личности, которое проявляется в быстром и продуманном выборе цели, определении способов ее достижения. Особенно ярко решительность проявляется в сложных ситуациях выбора, связанных с риском. Противоположность этому качеству - нерешительность - может проявляться в нескончаемой борьбе мотивов, в постоянных пересмотрах принятого уже решения.

Смелость -- это способность человека преодолевать чувство страха и растерянность. Смелость проявляется не только в действиях в момент опасности для жизни человека; смелый не испугается сложной работы, большой ответственности, не побоится неудачи. Смелость требует разумного, здравого отношения к действительности. Подлинная смелость волевого человека - это преодоление страха и учет грозящих опасностей. Смелый человек осознает свои возможности и достаточно продумывает действия.

Настойчивость -- волевое свойство личности, которое проявляется в способности доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели, преодолевая всякие препятствия на пути к ней. От настойчивости следует отличать отрицательное качество воли -- упрямство. Упрямец признает лишь собственное мнение, собственные аргументы и стремится руководствоваться ими в действиях и поступках, хотя эти аргументы могут быть ошибочными.

Выдержкой, или самообладанием, называют волевое свойство личности, которое проявляется в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели. Противоположное отрицательное качество -- импульсивность, склонность действовать по первому побуждению, поспешно, не обдумывая своих поступков.

Мужество - это сложное качество личности, предполагающее наличие не только смелости, но и настойчивости, выдержки, уверенности в себе, в правоте своего дела. Мужество проявляется в способности человека идти к достижению цели, несмотря на опасность для жизни и личного благополучия, преодолевая невзгоды, страдания и лишения.

Инициативность -- это волевое качество, благодаря которому человек действует творчески. Это, отвечающая времени и условиям, активная и смелая гибкость действий и поступков человека.

Самостоятельность -- волевое свойство личности, проявляющееся в умении по собственной инициативе ставить цели, находить пути их достижения и практически выполнять принятые решения. Самостоятельный человек не поддается попыткам склонить его к действиям, не согласующимся с его убеждениями. Противоположным самостоятельности качеством является внушаемость. Внушаемый человек легко поддается чужому влиянию, он не умеет критически относиться к чужим советам, противостоять им, он принимает любые чужие советы, даже заведомо несостоятельные.

Дисциплинированность -- это волевое свойство личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общественным правилам и нормам. Сознательная дисциплина проявляется в том, что человек без принуждения признает для себя обязательным выполнять правила трудовой, учебной дисциплины, социалистического общежития и борется за выполнение их другими.

Волевые качества, подобно другим качествам личности, вырабатываются в деятельности. Здесь имеются в виду не искусственные упражнения, а тренировка волевых усилий в процессе выполнения повседневных обязанностей. Важную роль в воспитании волевых качеств играет личный пример руководителя и требования коллектива.

Одним из качеств, которое с детства пытаются выработать в человеке - это воля. Именно с ее помощью он может преодолевать трудности, принимать решения и вести нормальный образ жизни. Воля не является врожденным качеством, каждый человек вырабатывает ее в себе самостоятельно.

Понятие

Воля - это осознанный контроль человеком своих поступков, которые помогают решить ему внешние и внутренние проблемы. В психологии считается, что это качество - не изолированное свойство человеческой психики. Структура волевого акта прослеживается во многих поведенческих реакциях. Например, при сопротивлении соблазнам, когда человек движется к поставленной цели, отказывая себе в чем-то.

Именно волевое действие помогает ему прийти к результату, который он наметил сознательно. Для этого индивид совершает определённые поступки, сознательно напрягается умственно и физически, чтобы воплотить в реальность желаемое. Таким образом, можно смело говорить, что это качество крайне важно, именно оно позволяет осуществлять человеку любую деятельность.

Как возникла воля

Структура волевого акта совершенствовалась и вырабатывалась в процессах развития общества и истории. Она была необходима для трудовой деятельности. Самые разные волевые качества возникали, когда люди боролись за свое существование, прикладывали силы для выживания, сдерживали себя, чтобы стать частью общества. И чем важнее цели ставил перед собой человек, тем больше сил он прикладывал для ее реализации, тем быстрее совершенствовалась воля как качество психики. Только осознавая себя и свои действия, человек способен достичь желаемого результата.

Что дает воля

Волевое поведение обеспечивает выполнение нескольких функций организма, взаимосвязанных между собой. Оно побеждает, активизирует человека и тормозит его. Активизирующая функция позволяет осознанно принимать решения, принуждать себя к чему-то, чтобы получить желаемый результат. Вторая функция позволяет сдерживать свои желания, то есть не дает человеку проявлять активность в той сфере, которая помешает ему достигнуть поставленной цели.

Волевое действие

Охарактеризовать его можно наличием осознанных целей, а также трудностей и препятствий, так называемым напряжением, в момент их преодоления для получения результата. Структура волевого акта может быть простой и сложной.

Первая может иметь две фазы: человек ставит перед собой цель, не всегда ясно осознавая ее и побуждает себя к действию. Вторая фаза - это непосредственное осуществление самого действия, которое чаще всего знакомо и привычно индивиду. Он делает это в тот же момент, как поступил импульс. Отличием этого волевого акта является то, что нет борьбы мотивов, у человека не возникают внутренние противоречия, и он не борется сам с собой.

Сложный волевой акт

А вот для сложного волевого акта характерно наличие трех фаз. Первая называется подготовительной. Она включает в себя возникновение желания. Человека влечет к чему-то, он начинает этого хотеть, в связи с чем и возникает последующее побуждение к действию, направленному на получение желаемого. Вторая фаза, которую содержит структура волевого акта в психологии - борьба мотивов. Человек решает, а действительно ли ему это нужно, или можно это чем-то заменить. Стоит ли труд полученного результата. В этот момент человек должен сделать осознанный выбор. После этого у человека формируется чувство ответственности за свои действия. И только тогда он начинает планировать, просчитывать пути и средства, которые помогут ему достичь желаемого.

Основной фазой волевых актов считается выполнение принятых решений. При рассмотрении сложного волевого действия можно говорить о том, что оно включает в себя еще и преодоление трудностей объективного и субъективного характера. Внешние обстоятельства не зависят от человека, его волевые качества не могут повлиять на них. Это по сути любые затруднения, поступившие извне, например, сопротивление людей со стороны. А вот внутренние проблемы напрямую зависят от индивида. Учитывается его психическое и физическое состояние. Могут мешать его привычки, недостаток опыта или знаний.

Некое усилие просто необходимо, чтобы человек смог принять решение и исполнить его. Это психическое явление, определяющее специфику волевого акта, которое обеспечивает мобилизацию внутренних человеческих ресурсов и создает мотивацию на осуществление действий, способных привести к результату. Эти усилия напрямую зависят от мировоззрения человека, его моральных качеств, установок, самоорганизации и присутствия целей, которые значимы для общества.

Заключительная фаза, которую содержит структура волевого акта заключается в подведении итогов. В зависимости от того, достиг человек успеха или же, наоборот, он будет испытывать спектр эмоций. Среди них основные: досада, радость, спокойствие, стыд, раскаяние. Именно таким образом человек получает опыт, чтобы в следующий раз осуществить более сложный обдуманный поступок. Самым значимым волевым актом считается тот, который осуществляется мгновенно. Обычно человек способен проявить его только в особо сложных ситуациях, например, при катастрофе, во время аварии или на поле боевых действий.

Качества

Существуют волевые качества, позволяющие человеку добиваться желаемого. Среди самых основных следует выделить следующие:

  • Сила воли, то есть степень усилия, которое может приложить человек для достижения цели.
  • Настойчивость. Представляет собой длительную мобилизацию внутренних резервов для завершения задачи.
  • Выдержка. Позволяет затормозить чувства и желания, способные помешать выполнять действия, необходимые для достижения результата.
  • Энергичность.

Эти качества считаются базовыми, психология воли считает их основными для не очень сложных волевых решений. Со временем человек вырабатывает в себе и вторичные качества, необходимые для серьезного выбора. Это решительность, смелость, самообладание, уверенность в собственных силах. Они относятся не только к силе воле, но и к характеру человека. Есть также и третий тип волевых качеств: дисциплинированность, ответственность, обязанность, дисциплина и целеустремленность.

Заключение

Психология воли подразумевает собой то, что качества развиваются от первичных ко вторичным и так далее по мере обретение индивидуумом опыта и знаний. Всю сознательную жизнь, совершая те или иные поступки, человек развивает свою волю. Самым важным периодом развития воли являются детские годы. Именно в это время личность способна выработать и приучить себя к выполнению тех или иных действий. В детстве человеческая психика обретает самые важные компоненты волевого акта, поэтому так важно заниматься развитием этой черты.

Волей называется способность человека совершать преднамеренные действия, направленные на достижение сознательно поставленных целей, сознательно регулировать свою деятельность и управлять собственным поведением.

Во́ля - психическая функция, заключающаяся в способности индивида к сознательному управлению своей психикой и поступками в процессе принятия решений для достижения поставленных целей. Положительные качества воли, проявления ее силы способствуют успешности деятельности. К волевым качествам часто относят мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, терпение, самообладание, целенаправленность, выдержку, инициативность, смелость и другие. Понятие «во́ля» очень тесно связано с понятием «свобода».

Человек не только отражает действительность в своих ощущениях, восприятиях, представлениях и понятиях, он еще и действует, изменяя окружающую его среду в связи со своими потребностями, намерениями и интересами.

Животное в своей жизнедеятельности тоже воздействует на внешнюю среду, но это воздействие происходит в процессе неосознаваемого приспособления. Направленная на изменение среды и приспособление ее к своим потребностям деятельность человека имеет иной, чем у животных характер: она выражается в волевых действиях, предваряемых осознанием цели и средств, необходимых для достижения этой цели.

Волевые процессы - Воля выражается в способности человека к сознательному регулированию и активизации своего поведения. Любое действие всегда в той или иной степени сопряжено с психическим регулированием, т. е. волевым процессом.
В качестве источников волевого процесса выступают потребности и интересы, выражающиеся в стремлениях. В зависимости от степени осознанности стремления разделяются на влечения, желания, хотения. Стремления в свою очередь выражаются в постановке целей.

Волевые процессы - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, с мобилизацией всех своих сил на достижение поставленных целей. Человек использует свою волю при принятии решений, при выборе цели, при осуществлении действий для преодоления препятствий на пути к цели.
Волевые процессы бывают простыми и сложными. К простым относятся те, которые непоколебимо ведут человека к намеченной цели, а принятие решений происходит без борьбы мотивов. В сложных волевых процессах выделяют следующие этапы:
- осознание цели и стремление ее достичь;
- осознание возможностей ее достичь;

Появление мотивов, связанных с достижением цели;
- борьба мотивов и выбор возможности достижения;
- принятие решения о возможных действиях;
- осуществление принятого решения.
Наряду с волевыми действиями человек часто выполняет и неволевые (автоматические и инстинктивные), которые совершаются без контроля со стороны сознания и не нуждаются в приложении волевых усилий.
В зависимости от характера протекания волевых процессов выделяют следующие волевые качества личности человека:
- целеустремленность;
- самообладание;
- самостоятельность;
- решительность;
- настойчивость;
- энергичность;
- инициативность;
- исполнительность.
Волевыми действиями называются такие действия человека, в которых он сознательно стремится к достижению определенных целей


Волевые действия взаимосвязаны с процессами мышления. Если без мышления не может быть настоящего сознательного волевого акта, то и само мышление правильно осуществляется только в связи с деятельностью

Этапы волевого процесса - Возникновение представления, осознание желания, хотение, исполнение решения.

Возникновение представления. Волевой процесс возникает с ясного представления, или мысли о цели, связанной с удовлетворением какой-либо потребности, и стремление, к достижению этой цели. Этот момент в протекании волевого акта, когда налицо имеется ясное сознание цели, связанное со стремлением к ней, называется желанием. Не всякое зарождение потребности имеет сознательный характер. В некоторых частных случаях возникающая потребность или еще не осознается совсем, или же осознается лишь смутно; тогда мы имеем налицо то психическое состояние, которое принято называть влечением. В отличие от желания, которое является результатом осознанной потребности и связано с ясным представлением цели, которая может удовлетворить потребность, влечение смутно, неопределенно, объект, на который оно направлено, не ясен.

Осознание желания, проявление в сознании четкого представления цели. Внимание концентрируется на объекте целевой установки, в сознании с исключительной яркостью выступают образы, связанные с представлением цели, мышление усиленно изыскивает средства для достижения этой цели.

Хотение. Желание подкрепляется или не подкрепляется наличием соответствующих средств и намерением осуществить это желание. Не всякое хотение претворяется в жизнь. Иногда перед человеком встают сразу несколько целей или может возникнуть сомнение в том, следует ли стремиться к данной цели. Начинается процесс так называемой борьбы мотивов. Именно в результате борьбы мотивов возникает окончательный выбор и решение, и итогом данного этапа может быть или решимость, или угасшее желания.

Исполнение решения, т. е. приведение его в действие. Сущность волевого поступка лежит именно в этом этапе.

В основе волевого поведения лежит сложный психологический механизм, который включает в себя специфические и общие для любой целенаправленной деятельности компоненты. Общим является опосредствованность поведения (в отличие от импульсивного, ситуативного) внутренним интеллектуальным планом, выполняющим функцию сознательной регуляции деятельности. При этом внутренний интеллектуальный план направлен на поиск тех действий, которые при данных конкретных условиях могут привести к достижению поставленной цели. Однако такая форма регуляции еще не характеризует собственно волевое поведение. Специфичным для него является наличие внутреннего интеллектуального плана, организующего все имеющиеся у человека в данный момент побуждения в направлении такой их иерархизации, при которой ведущим мотивом становится сознательно поставленная цель.

Волевой акт включает в себя борьбу разнонаправленных мотивационных тенденций. Если в этой борьбе берут верх непосредственные побуждения (в т. ч. и нравственного порядка), деятельность осуществляется помимо её волевой регуляции. В отличие от этого волевое поведение предполагает наличие таких психических процессов, посредством которых человек усиливает мотивационные тенденции, идущие от сознательно поставленной цели, и подавляет др. Решающая роль в этом процессе принадлежит мысленному построению будущей ситуации. В этом случае человек отчетливо представляет себе положительные последствия тех действий, которые он совершит, следуя сознательно поставленной цели, и отрицательные последствия действий, продиктованных непосредственным желанием . Если в результате такого предвидения будущих последствий возникнут положительные эмоции, связанные с достижением сознательно поставленной цели, и они окажутся сильнее имеющихся у человека переживаний, порождаемых непосредственным побуждением, то эти переживания и выступят в качестве дополнительной мотивации, обеспечивающей перевес побуждения со стороны сознательно поставленной цели. Таким образом, активность во внутреннем интеллектуальном плане выступает как условие, порождающее новые мотивационные тенденции. Именно во внутреннем интеллектуальном плане настоящая ситуация, отражаясь в свете будущей, обретает иной смысл , что и определяет завершение борьбы мотивов и принятие решения в пользу волевого поступка, а в тех случаях, когда человек намечает и способы достижения поставленной цели, -- и создание намерения .

Волевое действие, необходимость в нем возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Предварительно, однако, необходимо осознать, осмыслить суть возникшей проблемы. Включение воли в состав деятельности начинается с постановки человеком перед собой вопроса: «Что случилось?» Уже сам по себе характер данного вопроса свидетельствует о том, что воля тесным образом связана с осознанием действия, хода деятельности и ситуации. Первичный акт включения воли в действие фактически заключается в произвольном вовлечении сознания в процесс осуществления деятельности. Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых действий. Иногда возникает необходимость придать какой-либо цели особый смысл, и в этом случае участие воли в регуляции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий смысл, повышенную ценность данной деятельности. В ином случае необходимо бывает найти дополнительные стимулы для выполнения, доведения до конца уже начатой деятельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связывается с процессом выполнения деятельности. В третьем случае целью может явиться научение чему-либо и волевой характер приобретают действия, связанные сучением. Энергия и источник волевых действий всегда так или иначе связаны с актуальными потребностями человека. Опираясь на них, человек придает сознательный смысл своим произвольным поступкам. В этом плане волевые действия не менее детерминированы, чем любые другие, только они связаны с сознанием, напряженной работой мышления и преодолением трудностей. Волевая регуляция может включиться в деятельность на любом из этапов ее осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов ее выполнения, следования намеченному плану или отклонения от него, контроля исполнения. Особенность включения волевой регуляции в начальный момент осуществления деятельности состоит в том, что человек, сознательно отказываясь от одних влечений, мотивов и целей, предпочитает другие и реализует их вопреки сиюминутным, непосредственным побуждениям. Воля в выборе действия проявляется в том, что, сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, индивид избирает иной, иногда более трудный, и старается не отступать от него. Наконец, волевая регуляция контроля исполнения действия состоит в том, что человек сознательно заставляет себя тщательно проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил и желания делать это уже почти не осталось. Особые трудности в плане волевой регуляции представляет для человека такая деятельность, где проблемы волевого контроля возникают на всем пути осуществления деятельности, с самого начала идо конца.

Типичным случаем включения воли в управление деятельностью является ситуация, связанная с борьбой трудносовместимых мотивов, каждый из которых требует в один и тот же момент времени выполнения различных действий. Тогда сознание и мышление человека, включаясь в волевую регуляцию его поведения, ищут дополнительные стимулы для того, чтобы сделать одно из влечений более сильным, придать ему в сложившейся обстановке больший смысл. Психологически это означает активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности с высшими духовными ценностями человека, сознательное придание им гораздо большего значения, чем они имели вначале. При волевой регуляции поведения, порожденной актуальными потребностями, между этими потребностями и сознанием человека складываются особые отношения.

С.Л. Рубинштейн охарактеризовал их так: «Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии (обращение внимания субъекта на самого себя и на своё «Я», в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление)своих влечений, может так или иначе отнестись к ним. Для этого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя как субъекта, который возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними ».