Величание серафиму чичагову. Житие сщмч.Серафима (Чичагова). Архиепископ Тверской и Кашинский

» Семья - малая церковь

Семья - малая церковь

Благоверные князь Петр и княгиня Феврония

Возлюбленные о Господе дорогие братья и сестры! Среди ценностей, которые веками хранит и бережет наш православный народ, особое место занимает семья. Это та малая Церковь, в которой человек учится любить, разделять радость и печаль своих близких, учится прощать и сострадать.

В Ветхом Завете, в Книге Бытия, мы читаем слова: « Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Поэтому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут [два] одна плоть » (Быт. 2, 18, 22-24).

Таким образом, брак есть установленное Богом таинство, когда двое становятся едины. Когда рукой священника благословляется этот союз, на семью нисходит Божественная благодать, помогающая по-христиански жить и воспитывать детей. Только в таком христианском браке познается, что такое любовь.

Ярчайшим примером истинно христианской любви, верности и целомудрия являются святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония. Их жизнь отражает духовные, нравственные ценности православной Руси, ее идеалы. Чистые сердцем и смиренные в Боге, они получили великие дары Святого Духа - мудрость и любовь.

Православная Церковь бережно хранит их историю. Благоверный князь Петр был вторым сыном муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что помочь ему может благочестивая дева Феврония - крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле, дочь пчеловода. Святой Петр послал в ту деревню своих людей. Когда он увидел девушку, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после излечения. Благочестивая Феврония исцелила князя. И тогда он сочетался с ней браком. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию. Не желая, чтобы крестьянка правила в Муроме, они подучивали своих мужей: «Или пусть отпустит от себя супругу, оскорбляющую своим происхождением знатных жен, или же оставит Муром». Много испытаний пришлось перенести Февронии, но любовь к супругу и уважение к нему помогали ей переносить клевету, оскорбления, зависть и злобу боярских жен. Но вот однажды бояре предложили Февронии уйти из города, взяв все, что она захочет. В ответ на это княгиня сказала, что ничего, кроме супруга, ей не надо. Обрадовались бояре, потому что каждый втайне метил на княжье место, и сказали обо всем своему князю. Святой Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание. Князь твердо помнил слова Господа: « Что Бог сочетал, того человек да не разлучит ». Потому, верный долгу христианского супруга, он отказался от княжества.

Любящие супруги на лодке отплыли по Оке из родного города. Вечером они пристали к берегу и стали устраиваться на ночлег. «Что теперь с нами будет?» - грустно размышлял Петр, а Феврония, мудрая и добрая жена, ласково утешала его: «Не грусти, княже, милостивый Бог, Заступник и Творец всех, не оставит в беде». В это время повар принялся готовить ужин и, чтобы повесить котлы, срубил два деревца, которые княгиня благословила словами: «Да будут они утром большими деревьями!» И произошло чудо, которым княгиня хотела укрепить супруга: утром князь увидел два больших дерева. А если «для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет» (Иов. 14: 7), то нет сомнения в том, человек, надеющийся на Господа и уповающий на Него, будет иметь благословение и в этой жизни, и в будущей.

Господь не оставил благочестивых супругов Своей милостью. Из Мурома приехали послы, умоляя Петра вернуться на княжение, потому что в городе началась междоусобица и пролилась кровь. Петр и Феврония смиренно возвратились в свой город и правили долго и счастливо, творя милостыню с молитвой в сердце. Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Они завещали похоронить их вместе и для этого приготовили гроб с тонкой перегородкой посередине.

Милосердный Господь услышал их молитвы: приняв монашеский постриг, любящие благочестивые супруги скончались в один день и час, каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить монахов в одном гробу и нарушили волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но оба раза они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и всякий верующий обретал и до сей поры обретает здесь щедрое исцеление и помощь.

Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят небесное благословение на супругов. В их жизни воплощаются благочестие, взаимная любовь и верность, искренняя и чистая забота друг о друге, милосердие.

Дорогие братья и сестры! Празднуя память святых Петра и Февронии, давайте будем помнить о том, что таинство брака установлено Самим Господом. В православной семье глава – муж. Его подвиг – мужество, сила, надежность; он несет ответственность за жену и детей. Подвиг жены – смирение, терпение, кротость, житейская мудрость. Если нарушается эта Богом установленная иерархия, то семья начинает разрушаться, а дети перестают слушать своих родителей. Нарушение законов Божиих – это всегда путь разрушения, а не созидания. Чтобы сохранить семью, надо научаться законам Божиим, церковным установлениям, опыту христианской жизни.

Настоятель Успенского храма, митрофорный протоиерей Петр Ковальский.

Сегодня серьезной проблемой является вопрос, что такое христианская семья и брак. Сейчас это понятие достаточно трудно осмысляется в приходской жизни. Я вижу очень многих молодых людей, которые дезориентированы в том, что они хотят увидеть в своей семье. В их головах существует масса штампов отношений между юношей и девушкой, на которые они ориентируются.

Современным молодым людям очень сложно найти друг друга и создать семью. Все смотрят друг на друга под искаженным углом: одни – почерпнув свои знания в «Домострое», другие – в телепрограмме «Дом-2». И каждый по-своему пытается соответствовать прочитанному или увиденному, при этом отказываясь от собственного опыта. Молодые люди, составляющие приход, очень часто смотрят вокруг себя, чтобы найти себе пару, которая могла бы соответствовать их представлениям о семье; как бы не ошибиться – ведь православная семья должна быть именно такой-то. Это очень большая психологическая проблема.

Второе, что подбавляет градус к этой психологической проблеме: разделение понятий – что является природой семьи, а что является ее смыслом и целью. Недавно я прочел в одной проповеди, что целью христианской семьи является деторождение. Но это неправильно и стало, к сожалению, необсуждаемым штампом. Ведь такая же цель у мусульманской, буддистской, у любой другой семьи. Деторождение является природой семьи, но отнюдь не целью. Оно заложено Богом в отношения между мужем и женой. Когда Господь создавал Еву, Он сказал, что нехорошо человеку быть одному. И не имел ввиду только деторождение.

Первое признание в любви

В Библии мы видим христианский образ любви и брака.

Здесь мы встречаем первое признание в любви: Адам говорит Еве: кость от костей моих и плоть от плоти. Вдумайтесь, как это прекрасно звучит.

В самом чине венчания сначала говорится о помощи друг другу, а потом только восприятие рода человеческого: «Боже святой, создавший из праха человека, и из ребра его образовавший жену, и сочетавший с ним помощника, соответственного ему, ибо так угодно было Твоему Величеству, чтобы не одному быть человеку на земле». И потому многодетность тоже не является целью. Если семье задать такую задачу: обязательно воспроизводить и воспроизводить, то может возникнуть искажение брака. Семьи не резиновые, люди не бесконечные, у каждого свой ресурс. Нельзя ставить такую колоссальную задачу, чтобы Церковь решала демографические вопросы государства. У Церкви другие задачи.

Всякая идеология, которая вносится в семью, в Церковь – страшно губительна. Она всегда сужает ее до каких-то сектантских представлений.

Семья – малая Церковь

Помочь семье стать малой Церковью – вот наша главная задача.

И в современном мире слово о семье, как о малой Церкви, должно прозвучать громко. Цель брака – это воплощение христианской любви. Это место, где человек присутствует по-настоящему и до конца. И реализует себя как христианин в своем жертвенном отношении друг другу. Пятая глава Послания апостола Павла к Ефесянам, которая читается на Венчании, содержит образ христианской семьи, на который мы ориентируемся.

У о. Владимира Воробьева есть замечательная мысль: семья имеет свое начало на земле и имеет свое вечное продолжение в Царствии Небесном. Вот ради чего создается семья. Чтобы двое, став единым существом, это единство перенесли в вечность. И малая Церковь и Небесная стали едиными.

Семья – это выражение антропологически заложенной в человеке церковности. В ней реализуется осуществление Церкви, заложенное Богом в человеке. Преодоление, выстраивание себя по образу и подобию Божию – очень серьезный духовный аскетический путь. Об этом надо нам очень много и серьезно говорить с приходом, юноше с девушкой, друг с другом.

А сведение семьи к стереотипам надо разрушать. И я считаю, что многодетная семья – это хорошо. Но каждому по силам его. И оно не должно приводиться в исполнение ни духовническим руководством, ни какими-то соборными решениями. Деторождение есть исключительно исполнение Любви. Дети, брачные супружеские отношения – это то, что наполняет семью любовью и восполняет ее как некое оскудение.

Супружеские отношения – отношения любви и свободы

Когда мы говорим об интимных отношениях в семье, возникает много сложных вопросов. Монашеский устав, по которому живет наша Церковь, не предполагает рассуждения на эту тему. Тем не менее, этот вопрос существует, и никуда нам от него не деться.

Осуществление супружеских отношений – вопрос личной и внутренней свободы каждых супругов.

Было бы странно из-за того, что супруги причащаются во время чина Венчания, лишать их брачной ночи. А некоторые священники так и говорят, что не стоит супругам причащаться в этот день, потому что им предстоит брачная ночь. А как быть тем супругам, которые молятся о зачатии ребенка: чтобы он был зачат с Божьего благословения, им тоже не причащаться? Почему ставится вопрос о принятии Святых Христовых Тайн – Бога Воплотившегося – в нашу человеческую природу с некой скверной в отношения, освященных Венчанием? Ведь написано: ложе не скверно? Когда Господь посетил брак в Канне Галилейской, Он же наоборот добавил вино.

Здесь встает вопрос сознания, которое все отношения низводит до какого-то животного отношения.

Брак венчается и считается неоскверненным! Тот же Иоанн Златоуст, который сказал, что монашество выше брака, говорит и о том, что супруги остаются целомудренными и после того, как они поднимаются с супружеского ложа. Но это в том случае, если у них честен брак, если они берегут его.

Поэтому супружеские отношения – отношения человеческой любви и свободы. А бывает и так, и это могут подтвердить и другие священники, что всякая излишняя аскеза может являться причиной супружеских ссор и даже распада брака.

Любовь в браке

Люди соединяются в браке не потому, что они животные, а потому что они любят друг друга. А вот о любви в браке за всю историю христианства сказано не так много. Даже в художественной литературе проблема любви в браке впервые поднимается лишь в 19 веке. И никогда не обсуждалась ни в каких богословских трактатах. Даже в семинарских учебниках не говорится нигде, что люди, создающие семью, должны любить друг друга обязательно.

Любовь является основой для создания семьи. Об этом и должен радеть каждый священник прихода. Чтобы люди, которые собираются жениться, ставили перед собой цель любить по-настоящему, хранить и умножать, сделать ее той Царской Любовью, которая приводит человека ко Спасению. В браке ничего другого и быть не может. Это не просто бытовая структура, где женщина – воспроизводящий элемент, а мужчина – зарабатывает на хлеб и имеет немного свободного времени, чтобы поразвлечься. Хотя сейчас именно так чаще всего и происходит.

Церковь должна охранять брак

И только Церковь сейчас еще способна говорить, как создать и сохранять семью. Существует масса предприятий, которые дают возможность брак заключать и расторгать, и рассказывают об этом.

Раньше Церковь действительно была тем органом, который брал на себя ответственность законного брака и одновременно осуществляла церковное благословение. А теперь понятие законного брака все более и более размыто. В конечном итоге законный брак будет размыт до последнего предела. Очень многие люди не понимают, чем законный брак отличается от гражданского. Некоторые священники тоже путают эти понятия. Люди не понимают смысла заключения брака в государственных учреждениях и говорят, что лучше повенчаются, чтобы встать перед Богом, а в ЗАГСе – что? В общем, понять их можно. Если они любят друг друга, то им не нужна справка, какое-то формальное свидетельство о любви.

С другой стороны, Церковь имеет право заключать только те браки, которые заключены в ЗАГСе, здесь и получается странная вещь. В итоге некоторые священники говорят странные слова: “Вы распишитесь, поживите немножко, – годик. Если не разведетесь, то приходите венчаться”. Господи, помилуй! А если разведутся, что не было брака? То есть такие браки как бы не считаются, как будто их не было, а которые Церковь повенчала – это на всю жизнь…

С таким сознанием невозможно жить. Если такое сознание мы принимаем, то и любой церковный брак тоже будет распадаться, – ведь есть причины для расторжения церковного брака. Если таким образом относиться к государственному браку, что он такой “недобрак”, то количество разводов будет только увеличиваться. У брака венчанного и невенчанного одна и та же природа, последствия развода везде одинаковы. Когда допускается странная идея, что можно пожить до венчания, то каким у нас будет сам брак? Что тогда мы понимаем под нерасторжимостью, под “двое – плоть едина”? Что Бог сочетал, человек не разлучает. Ведь Бог сочетает людей не только через Церковь. Люди, встречающиеся друг с другом на земле, – по-настоящему, глубоко – они все равно осуществляют природу брака, данную Богом.

Только вне Церкви они не получают той благодатной силы, которая преображает их любовь. Брак получает благодатную силу не только потому, что он венчан в Церкви священником, а еще и потому, что люди вместе причащаются, вместе живут единой церковной жизнью.

Многие за обрядом венчания не видят сущности брака. Брак – это союз, который сотворен Богом еще в раю. Это таинство рая, райской жизни, таинство самой природы человека.

Здесь возникает огромная путаница и психологические препятствия для людей, которые ищут себе жениха или невесту в православных молодежных клубах, потому что лишь бы православный с православным, а иначе никак нельзя.

Подготовка к браку

Церкви нужно готовить к браку и тех людей, которые приходят не изнутри церковной общины. Тех, которые сейчас могли бы прийти в Церковь через брак. Сейчас огромное количество невоцерковленных людей желают настоящей семьи, настоящего брака. И знают, что ЗАГС ничего не даст, что истина дается в Церкви.

А здесь им говорят: получите свидетельство, заплатите, в воскресенье приходите к 12. Хор за отдельную плату, паникадило за отдельную.

Перед венчанием люди должны пройти серьезный подготовительный период – и готовиться несколько месяцев как минимум. Это должно быть совершенно четко. Хорошо бы принять решение на Синодальном уровне: так как Церковь несет ответственность за нерасторжимость брака, то и допускает его только между теми, кто в течение полугода регулярно приходил в Храм, исповедовался и причащался, слушал беседы священника.

При этом гражданская регистрация в этом смысле отступает на второй план, потому что при современных условиях она дает возможность закрепить какие-то имущественные права. Но Церковь не за это несет ответственность. Она должна соблюсти совершенно четкие условия, на основания которых совершается такое Таинство.

А иначе, конечно, эти проблемы с развенчанными браками будут только расти.

Ответы на вопросы

Когда человек понимает, что он лично отвечает за каждую мысль, каждое слово, за каждый свой поступок, тогда у человека начинается настоящая жизнь

Что вы делаете в приходе, чтобы восстановить ценность брака?

Брак – ценность самой Церкви. Задача священника помогать человеку эти ценности обретать. Современные молодые люди часто дезориентированы в том, что является сущностью брака.

Когда человек начинает жить церковной жизнью, приобщаться Таинствам, все сразу становится на свои места. Христос и мы рядом с Ним. Тогда все будет правильно, тут нет специальных приемчиков, их не должно быть. Когда люди пытаются изобрести какие-то специальные приемы, становится очень опасно.

Какие существуют выходы, чтобы решить эту проблему? Что Вы посоветуете молодым людям?

Во-первых, не торопиться, успокоиться. Довериться Богу. Ведь чаще всего люди не умеют этого делать.

Освободиться от штампов и идей, что все можно сделать какими-то специальными способами, так называемые рецепты счастья. Они существуют в головах многих православных прихожан. Якобы для того, чтобы стать тем-то и тем-то, нужно сделать то-то и то-то – поехать к старцу, например, прочитать сорок акафистов или сорок раз подряд причаститься.

Нужно понять, что нет рецептов счастья. Есть личная ответственность за свою собственную жизнь, и это самое главное. Когда человек понимает, что он лично отвечает за каждое свое слово, за каждый свой шаг, за свой поступок, тогда, мне кажется, у человека начнется настоящая жизнь.

И отказаться от ненужного: внешнего, надуманного, от того, что подменяет собой внутренний мир человека. Современный христианский церковный мир сейчас сильно тяготеет к застывшим формам благочестия, не осмысляя их полезности, плодоносности. Замыкается только на самой форме, а не на том, насколько это правильно и действенно для духовной жизни человека. И воспринимается только как некая модель отношений.

А Церковь – живой организм. Всякие модели бывают хороши только постольку-поскольку. Есть только некоторые векторы направления, а идти человеку приходится самому. И уповать на внешнюю форму, которая тебя якобы приведет к спасению, не стоит.

Половина

Есть ли у каждого человека своя половина?

Господь таким образом человека сотворил, изъяв из него часть для сотворения второй половины. Это Божественный акт сделал человека неполноценным без соединения с другим. Соответственно человек поэтому и ищет себе другого. И восполняется он в Тайне Брака. И это восполнение происходит либо это в семейной жизни, либо в монашестве.

Половинками рождаются? Или все-таки половинками становятся уже после венчания?

Я не думаю, что люди таким образом сотворены: будто бы есть два таких человека, которым нужно обязательно друг друга найти. И если они друг друга не найдут – будут неполноценными. Было бы странно думать, что есть только одна единственная и один единственный, который тебе послан Богом, а все остальные должны пройти мимо. Я думаю, что это не так. Сама природа человеческая такова, что она может преображаться, и сами отношения тоже могут преображаться.

Люди ищут другого именно как мужчина и женщина, а вовсе не как два конкретных индивидуума, которые существуют на свете. Выборов в таком смысле у человека достаточно много. Все друг другу подходящие и неподходящие одновременно. С одной стороны – человеческая природа искажена грехом, а с другой – у человеческой природы такая огромная сила, что по благодати Божией даже из камней Господь себе творит детей.

Иногда люди тяжело друг другу прирастающие, вдруг становятся такими неделимыми, единством в Боге и при усилии друг друга, при желании, при огромной работе. А бывает, что вроде у людей все хорошо, но они не хотят друг другом заниматься, друг друга спасать. Тогда самое идеальное единство может распасться.

Некие люди ищут и ждут некоторого внутреннего сигнала, что это твой человек, и только после такого ощущения они готовы принять, остаться с человеком, которого Бог перед ними поставил.

Трудно такому чувству до конца доверять, с одной стороны. А с другой, нельзя ему не доверять абсолютно. Это Тайна, это всегда останется Тайной для человека: Тайной его душевных мук, сердечных терзаний, его тревоги и его счастья, радости. Нет на этот вопрос ответа ни у кого.

Подготовила Надежда Антонова

Православная семья - это семья, целью создания которой является жизнь с Богом и спасение души. Противоположностью ей является семья… «гражданская», целью которой является счастливая жизнь на земле и продолжение рода. Но при этом и православная, и гражданская семья могут быть как хорошими, так и плохими, как бывают хорошие и плохие христиане, высоконравственные и безнравственные люди. Полноценной, счастливой, крепкой может быть и православная, и гражданская семья, но залог счастья лежит все же в сфере духовной.

Когда человек в семье живет для себя: стремится к комфорту, хочет, чтобы его любили, понимали, разделяли его взгляды, стремится к продолжению рода своего, то, несмотря на кажущуюся естественность всех этих желаний, такая семья имеет большую вероятность к тому, что семьей она быть перестанет, так как комфорт создать получается не всегда, кто-то другой, как оказывается, сможет полюбить тебя сильнее, и понимать будет лучше и - захочет стать отцом твоих детей…

Если же и муж и жена (или хотя бы один из них) живут для другого, то ситуация становится прямо противоположной: человек в этом случае стремится поступать, мыслить и чувствовать так, чтобы тому, кто находится рядом с ним, было спокойно, хорошо и комфортно. Если же это семья православная, то стремление это становится еще более высоким: супруги стараются помочь друг другу стать лучше и приблизиться к спасению души.

К сожалению, бывает, что и в православных семьях люди живут для себя и стремятся лишь к собственному спасению. А бывает, что люди, далекие от Бога, по самому своему воспитанию и характеру являются людьми жертвенными. Главное только, чтобы за этой жертвой не стояло ожидания воздаяния, потому что воздания может и не быть. Супруг, ради которого ты пожертвовала карьерой и здоровьем, может при собственных неудачах начать попрекать тебя за всякую мелочь, дети, которым ты отдавала всю себя, могут ни во что не ставить твое мнение и считать помехой…

Хорошая, крепкая, полноценная семья - та семья, где супруги уважают друг друга, не противопоставляют себя другому, а стремятся ко взаимному понимаю, где родители учат детей примером собственной жизни и НИКОГДА при детях не делают друг другу замечаний и не ссорятся. Даже, если эта семья не православная, то ей легче прийти к Богу, который сказал: «друг друга тяготы носите, и тем исполните закон Христов».

Если семья крепкая, православная она или нет, то вихри ей не страшны. Трудности только сплачивают супругов. Они одно целое, и не мыслят себя иначе. Супруг - это дар, который вручен тебе Богом (или судьбой) чтобы хранить и преумножать его. И во многом от тебя самой зависит: погибнет этот дар от неумелого обращения или как прекрасный цветок расцветет и даст плоды.

«Связанные узами супружества, заменяем мы друг другу и руки, и слух, и ноги. Общие заботы супругов облегчают для них скорби, общие радости для них обоих восхитительнее. Для единодушных супругов богатство приятнее, а в скудости само единодушие приятнее богатства. У них одно питие из домашнего источника, которое не вытекает никуда и никуда не притекает» (Святитель Григорий Богослов)

Добавлю к вышесказанному, что есть еще одно и очень важное, что отличает православную семью от любой другой - это благословение самого Бога.

"Брак есть таинство, в котором при свободном, пред священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей." (Православный катехизис)

И именно благодать Бога хранит союз мужа и жены. И часто, именно когда уже не хватает собственных сил у супругов, чтобы исполнять заповеди Господа, в особенности друг перед другом, когда что-то происходит с нами, нашими чувствами, когда оступившись мы тянемся ко греху, на помощь приходит сам Господь и рассеивает сети лукавого и возвращает мир в души теперь ведь самых близких друг другу людей и они припадают друг к другу со слезами и словами "прости меня, ради Бога, это я во всем виноват (виновата)". И все прощается, трудное забывается и радость снова возвращается, и семья, прошедшая испытание укрепляется, и только сильнее возносятся благодарные молитвы к Господу, Его Пречистой Матери и Святым Его.

Увидела в одной книге "определение" христианской семьи и полностью соглашусь с этим высказыванием: "Добрая же христианская семья - ограждение чистых нравов, почва для насаждения добра в человечестве, орудие и средство для распространения и утверждения на земле Святой Христовой Церкви"