Василий дмитриевич федоров краткая биография. Василий Дмитриевич Фёдоров: биография. Русский поэт, член союза писателей ссср

Василий Дмитриевич Федоров родился в городе Кемерове в рабочей семье. Его трудовая деятельность началась рано: работал в колхозе, на заводе мастером, технологом.

В 1944 году в заводской многотиражке были напечатаны его первые стихи. В 1950 году Федоров закончил Литературный институт имени М. Горького.

Поэт считал, что решающее влияние на формирование его как гражданина и художника оказала советская действительность, семья, в которой он вырос: "Старшим братьям и сестрам я обязан не только любовью к поэзии, но и постоянным интересом к общественно-политической жизни.

Наша семья дала восемь коммунистов. Меня приняли в партию в 1943 году. Не поступлюсь истиной, если скажу, что как поэт я родился из чувства социальной новизны, которым в огромной мере обладало старшее поколение. Тут нет моей личной заслуги. Просто это чувство не должно было пропасть. Все стоящее в моих стихах надо относить за счет этого чувства. И вообще, на долю поэтов - моих сверстников выпала нелегкая доля связующего звена двух поколений: того, что шло от революции, и того, что пришло за нами..."

Первые сборники стихов Федорова - "Лесные родники" (1955), "Белая роща" (1958) - содержали немало ярких произведений на гражданскую тему. Пейзажи в них были неотделимы от человека и его труда.

Лирический герой Федорова - это и крестьянин, любящий землю, и рабочий, закаленный заводской жизнью.

Талант поэта проявил себя в равной степени и в эпосе, и в лирике. Кроме многочисленных поэтических сборников, им созданы также лирико-философские поэмы "Проданная Венера" (1958), "Седьмое небо" (1968) и другие.

Федоров был удостоен Государственной премии РСФСР за 1969 год.

ВАСИЛИЙ ФЁДОРОВ:

ЧТО ТАКОЕ ПОЭЗИЯ?
ВО ВСЕ ВРЕМЕНА - ЭТО ПОИСК СВЯЗЕЙ МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЁЙ,
МЕЖДУ ЛЮДЬМИ И ВЕЩАМИ, МЕЖДУ МИНУВШИМ И БУДУЩИМ....

СУЩНОСТЬ ЦЕННОГО ПОЗНАНИЯ - ЭТО В КОНЕЧНОМ СЧЁТЕ, ПОЗНАНИЕ ЗАКОНОВ ЭНЕРГИИ.
ПОЭЗИЯ, КАК ОДНА ИЗ ЕЁ ФОРМ, НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ИСКЛЮЧЕНИЕМ.
РАЗНИЦА ЛИШЬ В ТОМ, ЧТО ЭНЕРГИЮ СТИХА НЕЛЬЗЯ ИЗМЕРИТЬ ПРИБОРОМ,
А ЧУВСТВА И РАЗУМ ЛЮДЕЙ СЛИШКОМ РАЗЛИЧНЫ.

ПО СУЩЕСТВУ, ЧТО ТАКОЕ СТИХИ?
ЭТО ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПЕРЕДАЧИ ДУХОВНОЙ ЭНЕРГИИ ОТ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА К ДРУГОМУ.
СНАЧАЛА ОНА ПОЗНАЁТСЯ ПОЭТОМ, А ЧЕРЕЗ НЕГО И ДРУГИМИ.
ИСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ - СЛОВО...

ДЛЯ МЕНЯ ПОЭТ НЕ ТОТ, КОТОРЫЙ ПИШЕТ СТИХИ, А ТОТ,
КТО ИМЕЕТ КАКОЙ-ТО СВОЙ ОСОБЫЙ ВЗГЛЯД НА МИР;
НЕ ТОЛЬКО ВЗГЛЯД, НО И МИР, ДОРОГИ К ЭТОМУ МИРУ -
ЕЩЁ ЛУЧШЕ В НЁМ, ПОЭТЕ, - ЕСЛИ ОН ДАСТ МНЕ ВОЗМОЖНОСТЬ
ХОТЯ БЫ ПРИКОСНУТЬСЯ К ТАЙНЕ ЖИЗНИ ПОЭТА,
К ТАЙНЕ МИРОСОЗДАНИЯ...

НЕ ПОСТУПЛЮСЬ ИСТИНОЙ, ЕСЛИ СКАЖУ, ЧТО КАК ПОЭТ Я РОДИЛСЯ
ИЗ ЧУВСТВА СОЦИАЛЬНОЙ НОВИЗНЫ, КОТОРЫМ В ОГРОМНОЙ МЕРЕ
ОБЛАДАЛО СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ. ТУТ НЕТ МОЕЙ ЛИЧНОЙ ЗАСЛУГИ.
ПРОСТО ЭТО ЧУВСТВО НЕ ДОЛЖНО БЫЛО ПРОПАСТЬ. ВСЁ СТОЯЩЕЕ
В МОИХ СТИХАХ НАДО ОТНОСИТЬ НА СЧЁТ ЭТОГО ЧУВСТВА...

ЕСЛИ ПЕРЕДО МНОЙ ТОЛЬКО ОДНО СТИХОТВОРЕНИЕ,
НАПИСАННОЕ С ЧУВСТВОМ СВОЕГО МИРА,
Я УЖЕ МОГУ СУДИТЬ О ПОЭТЕ, ОЦЕНИВАТЬ ЕГО,
КАК ПО ОБЛОМКАМ КАКОЙ-НИБУДЬ СТАТУИ
МЫ ОЦЕНИВАЕМ КУЛЬТУРУ МИНУВШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ...

К МЫСЛЯМ ПРИВОДЯТ ЧУВСТВА...

ЛЮБИТЕ ПОЭЗИЮ! ОНА ЕЩЁ НИКОГО НЕ ИСПОРТИЛА...

МНЕ КРИТИК МИЛО УЛЫБАЕТСЯ,
БРАКУЯ МОЙ ЛЮБИМЫЙ СТИХ.

Я НЕ СТОРОННИК РАБОТАТЬ КАЖДЫЙ ДЕНЬ.
НАДО СТРЕМИТЬСЯ ТАК ЖИТЬ, ЧТОБЫ НИ ДНЯ БЕЗ ВДОХНОВЕНИЯ!
РЕМЕСЛЕННИЧЕСТВО НЕ ПРИНЕСЁТ РАДОСТИ И БОЛЬШОГО УСПЕХА.

ДОБРОСОВЕСТНОЕ УЧЕНИЧЕСТВО НА ОПРЕДЕЛЁННОМ УРОВНЕ СТАНОВИТСЯ ОПАСНЫМ.
К ПОСЛЕДНИМ МАЗКАМ, ЧТО СОСТАВЛЯЮТ ЕГО ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, ХУДОЖНИК ДОЛЖЕН ПРИЙТИ САМ.
У КЛАССИКОВ МОЖНО УЧИТЬСЯ КРИСТАЛЬНОЙ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ К ЛЮДЯМ.

ПОЭТУ ВРЕДНО ЗАМЫКАТЬСЯ В САМОЙ ПОЭЗИИ. ВСЯКИЙ ВЫХОД ЗА ЕЁ ПРЕДЕЛЫ ДЛЯ НЕГО БЛАГО.
ЧЕМ БОЛЬШЕ ТАКИХ ВЫХОДОВ, ТЕМ ОН БОГАЧЕ...

ВСЁ ИСКУССТВЕННОЕ ПРИВОДИТ К ПЕЧАЛЬНОМУ КОНЦУ,
ИБО ОНО «ТРЕБУЕТ ПРОСТРАНСТВА ЗАКРЫТОГО»,
А НА ПУТИ МОЖЕТ ВСТРЕТИТЬСЯ СВОЯ ГАЛАТЕЯ...

КНИГА ПОЭТА - НЕ КОРОБОЧКА НЕКРАСОВСКОГО КОРОБЕЙНИКА, ИЗ КОТОРОЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СЛУЧАЯ МОЖНО ВЫТЯНУТЬ ИЛИ ЯРКУЮ ЛЕНТУ, ИЛИ ТЁМНУЮ ШАЛЬ. ОНА БОЛЕЕ ПОХОЖА НА МАГАЗИН БЕЗ ПРОДАВЦА, С ТОЙ ЛИШЬ РАЗНИЦЕЙ, ЧТО ЗДЕСЬ ПЛАТЯТ ЗА ВХОД. ПОСЛЕДНЕЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО ОБЯЗЫВАЕТ К СТРОГОМУ ОТБОРУ ВЕЩЕЙ, НО КТО ЗНАЕТ, - МОЖЕТ БЫТЬ, ВЕЩЬ САМА ПО СЕБЕ И НЕКАЗИСТАЯ, А ЧЕЛОВЕКУ В ДАННУЮ МИНУТУ ВСЕГО НУЖНЕЙ.

ПОСЛЕ СМЕРТИ ПОЭТА ЕГО СТИХИ НАЧИНАЮТ ЗВУЧАТЬ ПО-НОВОМУ. ОНИ ПЕРЕСТАЮТ
БЫТЬ ТОЛЬКО СОЧИНЕНИЯМИ, В КОТОРЫЕ МОЖНО ВНОСИТЬ ПРАВКУ,
А ПРИОБРЕТАЮТ ЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОКУМЕНТА: ТАК БЫЛО!

Я НИКОГДА НЕ ПРИБЕГАЛ К ЧЬЕЙ-ТО НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ПОМОЩИ.
И не сторонник слишком большой опёки молодых. Время от времени я встречаюсь со студентами Литературного института, веду семинары, меня приглашают на Высшие литературные курсы, на Всесоюзные писательские конференции,
мне пишут письма.
И я всегда предупреждаю молодых поэтов, чтобы они не огорчались, если их ругают.
Поэты часто походят друг на друга, потому что учителем бывает не жизнь, а литературные ассоциации.
Надо больше доверять себе, даже в своих ошибках, и не сбивать себя с пути, который у тебя есть.
И ещё надо воспитать в себе способность удивляться, воспринимать мир всё время, как первозданный,
чтобы душа не обрастала роговиной.
1977 год.

У КАЖДОГО ПОЭТА ЕСТЬ СВОЙ ЧИТАТЕЛЬ.
Некоторые поэты уже заранее адресуют свои стихи определённому кругу людей,
имея в виду или их возраст, или профессию, или образование.
Для меня подобный подход никогда не имел значения.
Своими стихами я всегда обращался только к сердцу и уму того, кто встретится с ними,
независимо от возраста, образования и общественного положения.

ДЛЯ ПОЭТА НЕ СТОЛЬ ВАЖНО, ГДЕ, КОГДА И СКОЛЬКО ЖИЛ, А ЧТО ДУМАЛ И ЧУВСТВОВАЛ,
ЧТО ЛЕГЛО В ЕГО СТИХИ. В НИХ - ЕГО ЖИЗНЬ...

Я НЕ СМОТРЕЛ НА ТВОРЧЕСТВО КАК НА ЛИЧНОЕ ДЕЛО...
НЕ СТРЕМИЛСЯ СТАТЬ ИЗВЕСТНЫМ...
ПРОЦЕСС ТВОРЧЕСТВА БЫЛ ДЛЯ МЕНЯ НЕИЗБЕЖНЫМ.

Я НИКОГДА НЕ ПИСАЛ С ОГЛЯДКОЙ НА РЕДАКЦИИ.

Всем желающим -
ЭЛЕКТРОННЫЙ ВАРИАНТ ФЁДОРОВСКОГО ТРОЕКНИЖИЯ ХХI ВЕКА.
Второе дополненное издание. 2017.:
*КНИГА ЛЮБВИ*, *КНИГА ВЕРЫ*, *НЕОКОНЧЕННАЯ КНИГА ДУШИ*.

А также новая работа -
ЛАРИСА ФЁДОРОВА *ЧАС ТВОИХ ВОЗВРАЩЕНИЙ*. 2016.
(стихи, воспоминания, фотодокументы о В.Д.Фёдорове...)

*
Картина Кемеровского художника Германа Порфирьевича Захарова
*НЕБЕСНЫЙ* написана в 1985 году...

*
Страничка Поэта открыта 16.06.2011 в Сибири...

Василий Дмитриевич Федоров

Федоров Василий Дмитриевич (1918-1984), русский поэт. Поэма «Проданная Венера» (1958); сборники гражданской и интимной лирики («Третьи петухи», 1966; «Седьмое небо», 1968; «Стихи», 1978). Государственная премия СССР (1979).

Федоров Василий Дмитриевич (23.02.1918-19.04.1984), поэт. Родился в пос. Марьевка Кемеровской обл. в крестьянской семье. Окончил Литературный институт.

Первые стихи опубликованы в 1944 в заводской многотиражке. Первая книга стихов - «Лирическая трилогия» (1947). В сборниках «Лесные родники» (1955), «Дикий мед» (1958), «Белая роща» (1958) много остро гражданственных стихов. Поэт влюблен в русский, сибирский пейзаж; природа в его стихах неотделима от человека и его труда. В сборниках «Лирика» (1961), «Книга любви» (1964), «Второй огонь» (1965), «Третьи петухи» (1966), «Седьмое небо» (1968; две последние книги удостоены Гос. премии РСФСР, 1969) Федоров славит трудовую и ратную доблесть русского человека. Он развивается и как лирический, и как эпический поэт. Наряду с поэмами-новеллами «Белая роща» (1956), «Дуся Ковальчук» (1957), «Первые слезы» (1958) он публикует поэтический дневник «Марьевская летопись» (1947), психологическую поэму в стихах «Золотая жила» (1958).

В историю русской литературы ХХ в. вошел как звезда первой величины. Федоров - необыкновенный лирик, певец любви, вознесший культ женщины до вселенских высот: «О, женщина, Краса земная, родня по линии прямой той, изгнанной из рая, ты носишь рай в себе самой». Федоров и эпик. Его перу принадлежат многие поэмы, в числе которых «Бетховен», «Проданная Венера», «Седьмое небо», «Аввакум». Как в лирике, так и в эпосе он мыслитель. Философская струя возникает неожиданно, как открытие, озарение: «И я когда-то думал, что седые не любят, не тоскуют, не грустят. Я думал, что седые, как святые, на женщин и на девушек глядят…» Некоторые строки его стихотворений по глубине, афористичности, точности напоминают миниатюры Ф. Тютчева: «По главной сути жизнь проста: ее уста… его уста». Федоров расширяет и углубляет традиционные для поэзии темы любви и женской судьбы. Он неповторим, как и всякий большой поэт, отмеченный печатью самобытного таланта.

Трогательной сыновней болью за судьбы Отечества пронизано все его творчество. «Почему сыны твои, Россия, больше всех на свете водку пьют?» - восклицает поэт. Некоторые его размышления звучали предупреждающим набатом: «Все испытав, мы знаем с вами, что в дни психических атак, сердца, не занятые нами, не мешкая, займет наш враг. Займет, сводя все те же счеты, займет, засядет, нас разя… Сердца, ведь это же - высоты, которых отдавать нельзя». Сердца-высоты были отданы фактически без боя, при слабом сопротивлении перед превосходящими силами мирового сионизма и масонского окружения Брежнева. Поэзия Федорова умная, мудрая, лишенная всякой навязчивой дидактики, проникновенная и тонкая. Профессионал высшего класса, Федоров через все творчество пронес чувство Родины. Великий поэт и патриот, певец возвышенного, нетленной красоты как в природе, так и в душе человека.

Некоторые его произведения были запрещены цензурой. Напр., стихотворение «Рабская кровь» (50-е), в котором осуждается добровольное холуйство перед сильными мира сего, чинопочитание и низкопоклонство.

Поэзия Федорова отличается идеологической твердостью, непримиримостью к врагам русской культуры. Просионистские ЦКовские деятели призывали консолидироваться патриотов с космополитами (Шолохова «дружить» с Эренбургом). Федоров ответил на это шуточным стихотворением «Нечто о собаке»: «…с последней сучкою тебя консолидации научат».

Шевцов И.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Родился в многодетной рабочей семье. Семья переехала в деревню Марьевка Кемеровской обл., которую Фёдоров стал считать своей родиной. Когда ему было 5 лет, от тифа умер отец, на детские плечи лег груз недетских забот - мальчик работал пастухом. Затем - пахарь, водовоз, младший счетовод, кассир колхоза, помощник бригадира, в 15 лет член правления колхоза, секретарь первой комсомольской ячейки в деревне. Учился в школе крестьянской молодежи, затем на рабфаке, посещал аэроклуб, написал очерк о своем первом самостоятельном полете. Учился в Новосибирском авиационном техникуме, работал на Иркутском авиационном заводе. Во время Великой Отечественной войны был на заводе технологом литейного цеха, мастером, старшим мастером сборки истребителей.

Первые стихи опубликовал в иркутской газете «Советская молодежь» (1940), в заводской многотиражке (1944), в сборнике «Родина» (Новосибирск, 1944). В 1947 в Новосибирске издал книгу поэм «Лирическая трилогия», отличающуюся эмоциональной напряженностью действия, склонностью к афористическим обобщениям, вниманием к современной проблематике; герой поэмы «Марьевская летопись», вернувшись в послевоенную Марьевку, с грустью находит деревню малолюдной, опустевшей; автор говорит об исторической роли русских женщин в военные и послевоенные годы: «О женщины! / Русская слава / Под сердцем у вас зачалась». Фёдоров ездил в командировки от журналов «Огонек» и «Новый мир», писал очерки о тружениках Севера и мариупольских сталеварах.

В 1950 окончил Литературный институт им. М.Горького. Продолжил работу над прозой и в 1953 издал документальную повесть «Зрелость» - о знатном сталеваре «Азовстали», в 1955 повесть «Добровольцы» - о жизни молодых новоселов на целинных землях.

В «Марьевской летописи» и других произведениях Фёдоров опирается на опыт личной биографии, начинает разрабатывать тему родной Сибири, края великих рек и великих замыслов. В свои произведения Фёдоров вводит сибирскую народную лексику, широко использует бытующие в народе пословицы и поговорки. Тема Сибири перерастает в тему России: «Мое имя с Россией / Хорошо рифмовать». В 1955 изданы вторая книга поэзии Фёдорова «Лесные родники» и книга «Марьевские звезды», в них вошли стихи и поэмы «Ленинский подарок», «Обида», «Далекая». В 1958 издан «Дикий мед», в 1959 - «Золотая жила».

В 1950-е Фёдоров издает ряд поэм с остроконфликтными сюжетами, в различных жанровых вариантах: «Белая роща» (1956) - поэма-новелла, «Золотая жила» (1957) - психологическая драма в стихах, «Седьмое небо» (1960) - лирико-философская поэма.

В 1961 Фёдоров издает книгу поэм «Белая роща». Общим для поэм Фёдорова является склонность автора к проблемам нравственности; десять поэм книги «Белая роща» - десять конфликтов и вместе с тем десять путей к их разрешению. В поэме «Далекая» - проблема мещанства, измельчания, обмещанивания чистой души, поэт призывает к борьбе с иждивенческой моралью, к подлинно красивой, духовно содержательной жизни. «Настя, юный зоотехник» в поэме «Обида» раскрывается перед читателем в своих заботах о голодных козах и ягнятах во время долгой, не-стихающей пурги. Действие поэмы «Первые слезы» развертывается на целинных землях, героиня собирает не только первый свой урожай, но и первые зерна драматического жизненного опыта.

Монументальные образы поэм приобретают символические черты. В поэме «Дуся Ковальчук» героиня Гражданской войны, умирая под пытками, не теряет веру в грядущее торжество счастливой жизни. В поэме «Золотая жила» автор, вспоминая родную Марьевку, открывает «золотую жилу» русского национального характера, рисует яркие образы людей из народа (сибирский богатырь Харитон и др.). Поэмы остроконфликтны, в них «Один с отчаяньем лихим / За право чистым быть дерется, / Другой - за право быть плохим».

В поэме «Проданная Венера» автор вспоминает трудное время после Гражданской войны, когда «мы пропадали без железа. / И рабство нам грозило всем»; приобретали зарубежную технику, продавая сокровища живописи («Венера» Тициана и др.). Автор ведет речь о тех жертвах, которых требует от людей исторически трудное время; «Одной цепи я вижу звенья, / Сработанные не вчера: / И мировые потрясенья. / И горе одного двора». Образ героини поэмы Наташи Граевой олицетворяет красоту и величие народа, строящего новую жизнь: «В те дни она такой была, / Что ничего природа наша / Прекраснее не создала». В поэме как бы параллельно развиваются два образа - деревенской красавицы Наташи Граевой и богини Венеры с картины Тициана. Прошли трудные годы Великой Отечественной войны, и Наташа «от работы непосильной свяла, не успев расцвесть». Драматичная судьба не только реальной деревенской красоты: Тицианова Венера в трудные годы социалистического строительства в СССР была продана за океан-и эту красоту тоже нужно было отдать ради счастья новых людей. Обе судьбы драматичны, но и жертва, и самопожертвование свершились во имя большой цели.

Жанровое своеобразие поэм определяет синтез эпического и лирического начал, причем в одних произведениях на первый план выходит лирическое начало, в других преобладает эпическая структура повествования: чаще всего строго очерченный событийный сюжет пронизан эмоциональным присутствием автора. Такова и «романическая поэма» «Седьмое небо», публиковавшаяся в разных редакциях, автор работал над ней в 1959-67. Здесь воссоздается эпоха строительства Магнитогорска и Днепрогэса, Кузбасса и Турксиба, когда «Захотела стать крылатою / Страна саней. / Страна телег». Герой поэмы Василий Горин, как и ее автор, учится в аэроклубе, «приобщается к небу», но затем ему приходится испытать не только тяготы, выпавшие на долю всей страны, но и тяжелые испытания личной судьбы - арест и безвинное осуждение старшего брата, утрата любимой женщины, ушедшей к другу-сопернику. В поэму включена фантастическая глава «Земля и Вега», в которой говорится о путешествии к далекой звезде. Эта космическая командировка героя нужна автору не для экзотики, а для того, чтобы не свысока, но с высоты посмотреть на родную Землю по-хозяйски озабоченно. Когда глава «Земля и Вега» была только что написана, по радио передали сообщение об успешном полете Юрия Гагарина, в результате была создана глава о реальном полете нашего космонавта. «Гагарин!.. Юрий!.. / В счастье плачу, / Как будто двадцать лет спустя, / Отбросив тяжесть неудачи, / Взлетела молодость моя...»

Расширяется временной диапазон - Фёдоров пишет поэмы «Бетховен» и «Протопоп Аввакум». В образе великого композитора конкретное художественное воплощение находит вечная тема добра и зла. Близок душе автора и страстный, непримиримый протопоп Аввакум, человек не только трагической судьбы, но и несгибаемой воли: «Если я убежден, нерушимы мои убежденья, / Потому что я жизнь свою ставил на них». Помимо поэм находят признание и лирические стихи Фёдорова, собранные в книгах «Лирика» (1961), «Не левее сердца» (1963), «Книга любви» (1964), «Третьи петухи» (1966) и др. Носителем высшей правды и в поэмах, и в лирике Фёдорова видит человека-труженика («Мастер», «Руки Шопена», «Трудовая книжка» и др.). Критикой была отмечена органичность соединения в лирике Фёдорова конкретного наблюдения, философской идеи и острой публицистичности. Получили широкую популярность афористические строки поэта: «История устала от войны, / Но от борьбы с войною / Не устанет!»; «- Я за искусство левое. А ты? / - За левое... / Но не левее сердца»; «Сердца, не занятые нами, / Не мешкая, займет наш враг... / Сердца! Да это же высоты, / Которых отдавать нельзя».

Фёдоров постоянно высказывается в стихах на общеполитические темы: «Не ворошите старые могилы, / Они чреваты / Новою бедой». Из заграничных поездок привозит критику меркантильного буржуазного уклада жизни: «Рубенс торговку / Делал богиней, / А вы в торговки / Взяли богинь». Фёдоров включается в социально-экономические дискуссии, особенно в связи с появившимся планом поворота сибирских рек в Среднюю Азию. Фёдоров выступает и как поэт природы, он видит, как «по золотым рогам оленя / Восходит / Заполярный день», с тем большей энергией он выступает в защиту природы, популярным стал его афоризм: «Природа и сама / Стремится к совершенству, / Не мучайте ее, / А помогайте ей!» К родной природе поэт обращается и в «жанре» заклинания: «Я гляжу на родные места: / Лейся, лейся в меня, красота!»

Особенно активен Фёдоров в дискуссиях о проблемах литературного развития, в статьях и стихах он разрабатывает концепцию гражданского призвания современного поэта: «Поэзия - душа отважная, / Для всех семи ветров / Открытая»; «Я поэт, / А не премьер, / Но обязанности / Те же»; «Мне нужны тревоги и страданья. / Я без них / Не научился жить». По мнению Фёдорова, «поэт - это нервный центр мира, чуткий и отзывчивый словом» (Вопросы литературы. 1963. №1. С.31). Фёдоров провозглашает непреложность патриотизма, обращается к Родине: «Я слова на крепость проверяю, / Выверяю именем твоим»; «Мне с жизнью моею / Была вручена / Святая трагедия века». Настоящий поэт всегда помнит, «что все несовершенство мира / Лежит на совести его».

В 1960-80-е Фёдоров участвовал в руководстве журнала «Молодая гвардия», был членом редсовета издательств «Художественная литература», «Современник», «Советская Россия». Поэт Н.Глазков назвал Фёдорова - «Федоров-первопечатник»: Фёдоров помог многим молодым поэтам выпустить в свет первые книги. Его книга статей «Наше время такое...» (1973) впечатляет уже перечнем поэтов, о которых пишет автор: А.Пушкин, В.Гете, Н.Некрасов, С.Есенин, А.Твардовский, Л.Мартынов, Н.Рыленков, Д.Кугультинов, А.Яшин, Ю.Друнина, В.Боков, О.Фокина и др. Гете в этом перечне неслучаен, как неслучайны и обращения Фёдорова к мировой классике.

В 1973 была издана поэма Фёдорова «Женитьба Дон Жуана». Автор писал: «...многие узлы нашей морально-нравственной жизни, которые мы распутываем, были завязаны в далеком-далеком прошлом. Сохраняя преемственность прежних донжуанов с их романтическим ореолом, мой Жуан в жажде семейного счастья, как одного из главных смыслов жизни, проходит путь от героя и полубога к человеку» (Женитьба Дон Жуана. М., 1978. С.62). Образ легендарного Дон Жуана совмещается с образом конструктора зауральского авиазавода. Небезынтересно, что поэма написана октавами.

О широте и глубине интересов Фёдорова свидетельствует и его работа как переводчика. Значительным вкладом в русскую литературу явились его переводы классиков Востока И.Насими и А.Навои. Фёдоров перевел также стихи поэтов Украины (Ю.Герасименко, С.Мушник, В.Бондарь), Кавказа и Закавказья (А.Исаакян, А.Граши, М.Геттуев), Прибалтики (Я.Райнис, А.Таммсааре), Болгарии (Л.Стефанова, Д.Методиев, П.Матеев), Венгрии (А.Мезеи), Испании (Р.Альберти) и др.

«Кто встречался с Василием Дмитриевичем, хорошо знает, какой он был живой и мудрый собеседник. Каждое общение с ним, его стихами обогащало нравственно, духовно. Он - Личность. Яркая. Самобытная. Дерзкая. С русским, по-сибирски широким, задушевным, прямым характером, когда надо, весьма крутым по отношению к злу и неправде» (Воспоминания о поэте Василии Фёдорове. С.6-7). В Марьевке и в Кемерово на домах, где жил поэт, в его память установлены мемориальные доски. Начиная с 1985 в Марьевке и в Кемерово проводятся традиционные Фёдоровские чтения.

В.А.Шошин

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 566-569.

Далее читайте:

Валентин СОРОКИН. Суд на Веге [О поэзии Василия Фёдорова. Глава из книги "Благодарение" ]

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

СС: в 5 т. М., 1987-89;

СС: в 3 т. М., 1975-76;

СС: в 1 т. М., 1998;

Избранное: стихи. М., 1978;

Марьевские звезды: Стихи и поэмы. Новосибирск, 1955;

Стихотворения. М., 1967;

Стихотворения. М., 1987;

Третьи петухи. Седьмое небо. [Стихи и поэма]. М., 1970;

Стихотворения и поэмы. Т. 1-2. М., 1970.

Наше время такое...: О поэзии и поэтах. М., 1973;

Книга любви и веры: Стихи и поэмы. М., 1974;

Поэмы. М., 1983;

На родине моей повыпали снега...: Стихотворения и поэмы. Новосибирск, 1988;

Сны поэта. Кемерово, 1989;

Человек: Стихотворения и поэмы. М., 1989.

Литература:

Еремин В. Василий Федоров. М., 1969;

Денисова И. За красоту времен грядущих. Поэзия В. Федорова. М., 1971.

Денисова И. Беззаветно служить красоте. М., 1978,

Пудалова Л. Чувство своего мира. Кемерово, 1979;

Махалов В. Поэт Василий Фёдоров. Кемерово, 1985;

Воспоминания о поэте Василии Фёдорове. Кемерово, 1987;

Числов М. Жажда все одолевать... // Фёдоров В. Человек. Стихотворения и поэмы. М., 1989. С.5-10;

Лапшин М. Не левее сердца... Заметки о Василии Фёдорове // Москва. 1990. №4;

Шевелева И. «Не левее сердца»: Литературный портрет поэта В.Федорова. М., 1990;

Три имени: Ф.Достоевский, В.Федоров, В.Чивилихин. Кемерово, 1990;

Сорокин В. До последнего дня // Литературная Россия. 1993. №8;

Полякова Л. Поэма Василия Федорова «Женитьба Дон Жуана» и контекст «вечного» сюжета. Тамбов, 1996;

Прокушев Ю. За красоту людей живущих // Слово. 1998. №2;

Махалов В. Сибирского рода-племени: К 80-летию поэта В.Фёдорова // Наш современник. 1998. №8;

Годенко М. Свет-Василий // Поэзия. 1999. №3-4;

Горланов Г.М. Ю.Лермонтов в творчестве Василия Фёдорова // Тарханский вестник 2000. №11;

Волков В. Отдам народу сердце // Москва. 2003. №12.

Васи́лий Дми́триевич Фёдоров (1918-1984) - русский советский поэт.

Биография

«Поздней мне было странно слышать разговоры о городе. Я даже не представлял, что можно было жить где-то, кроме Марьевки. Она и поныне стоит на высоком берегу древнего русла реки Яя . Под нею - озеро, за озером - заливные луга, за лугами - быстрая пескарёвая река Яя, за рекой - лес и далёкий туман…» .

В 1929 году закончил в Марьевке четырёхлетнюю школу. Потеряв год дальнейшей учёбы, работал в колхозе, пока не поступил в 1930 году в 5-й класс семилетней Жарковской ШКМ, что находилась в 12-ти верстах от деревни. Там был принят в 1931 году в комсомол. В 1932 году окончил шесть классов, но из-за административно-бытовых трудностей учебного процесса дальнейшая учёба в седьмом классе была приостановлена, вынужден вернуться в колхоз, где вновь продолжил свою трудовую деятельность. Станет комсомольским вожаком колхоза, затем членом правления колхозной артели. Научится пахать поля, сеять и убирать хлеб.

В 1934 году Фёдорову, с шестью классами образования, чудом удалось поступить учиться в Новосибирский техникум машиностроения. В январе 1937 года техникум был переименован в авиационный. В 1935 году на литературном конкурсе техникума Василий Фёдоров за свои стихи получил первую премию и по совету друзей отправил их в газету «Большевистская смена», под семейным прозвищем: Василий Лёхин.

Однако в обзорной статье газеты « Задачи литературной консультации» от 11 января 1936 года ему посоветовали «… для его же пользы, убедить упорно учиться и на время оставить писание стихов…»

После окончания Новосибирского авиационного техникума, в июле 1938 года, Фёдоров был направлен по распределению на авиационный завод в городе Иркутске . В 1939-1940 годах в заводской многотиражке Фёдоров напечатал несколько стихотворений и очерков, одно стихотворение, «К матери», в областной комсомольской газете.

25 июля 1940 года многотиражная заводская газета «Сталинец» напечатала знаковое стихотворение «Надо видеть».

В 1957 году Фёдоров написал стихотворение «Рабская кровь», - одно из любимых, - которое стало запрещённым для публикации. Впервые оно появилось в газете «Литература и жизнь» 20 сентября 1959 года, а в книге поэта «Седьмое небо» - в 1962 году.

Василию Фёдорову в литературных сетях ошибочно приписывают авторство баллады о звенящем солнце «Зови, гитара…», в 1973 году посвящена памяти чилийского поэта-революционера Виктора Хары. Автор - однофамилец - писатель Владимир Фёдоров.

В 1960-80-е Василий Фёдоров участвовал в руководстве журнала «Молодая гвардия», был членом редсовета издательств «Художественная литература», «Современник», «Советская Россия».

В. Д. Фёдоров умер от сердечного приступа 19 апреля 1984 года в санатории города Ессентуки, на третий день после приезда на лечение. 24 апреля 1984 года Москва прощалась с Василием Дмитриевичем Фёдоровым.

Лучшие поэты и писатели России, его сподвижники и товарищи были единодушны в этот горький час:

Творческий путь поэта и прозаика Василия Фёдорова, на протяжении своей земной жизни, составил - 50 лет, начиная с 1935 года...

Награды и премии

  • Государственная премия СССР (1979) - за лирические стихи и поэмы последних лет. Такая унизительная формулировка, данная цекистами, больно отдалась в сердце поэта. Точнее: за книгу стихов "Как цветы на заре" (1974) и ироническую поэму в семи песнях "Женитьба Дон-Жуана" (1977). Лауреатская книга вышла в издательстве "Советский писатель" в 1982 году именно с этими названиями...
  • Государственная премия РСФСР имени М. Горького (1968) - за книгу стихов «Третьи петухи» (1966) и романтическую поэму «Седьмое небо» (1967)
  • два ордена Трудового Красного Знамени (1967, 1971)

Творчество

Оценки поэзии Фёдорова сильно разнятся. Так немецкий литературовед Вольфганг Казак утверждал:

В стихах, обладающих равномерно-поступательной ритмикой, непостоянством размера и незамысловатостью рифмы, Фёдоров подробно высказывает широко распространённые мысли, почти не оставляя недоговорённости.

Совсем в другой тональности писал о творчестве Василия Фёдорова поэт-фронтовик Дмитрий Ковалёв .

Он нетерпим к тем, кто приспосабливается к миру капитали­стической продажности, миру гангстерской демократии. Этот мир резким диссонансом врывается в его привыч­ный деревенский быт. Цинизм чистогана особенно непри­емлем в наиболее сокровенном, в понятии красоты.

По мнению прозаика И. Шевцова , в историю русской литературы ХХ века Фёдоров вошел как звезда первой величины. Федоров - необыкновенный лирик, певец любви, вознесший культ женщины до вселенских высот:

«О, женщина,
Краса земная,
родня по линии прямой той,
изгнанной из рая,
ты носишь рай в себе самой».

Перу поэта принадлежит ряд поэм, в числе которых «Бетховен», «Проданная Венера», «Седьмое небо», «Аввакум». Многие стихи Фёдорова отличаются афористичностью.

«И я когда-то думал, что седые
не любят, не тоскуют, не грустят.
Я думал, что седые, как святые,
на женщин и на девушек глядят…»

Широкую известность приобрело его стихотворение:

«По главной сути
Жизнь проста:
Её уста…
Его уста…»

Не теряют актуальности строки о назначении поэзии:

«Все испытав, мы знаем с вами,
что в дни психических атак,
сердца, не занятые нами,
не мешкая, займет наш враг.
Займет, сводя все те же счеты,
займет, засядет, нас разя…
Сердца, ведь это же - высоты,
которых отдавать нельзя.»

Память о поэте

На родине поэта, в селе Марьевка Яйского района открыт литературно мемориальный музей Василия Дмитриевича Фёдорова. Основной фонд музея состоит из личных вещей и книг. С 1985 года ежегодно проводятся литературные праздники, посвященные поэту - «Фёдоровские чтения». Решением губернатора Кемеровской области утверждены литературные премии имени В. Д. Фёдорова. Их лауреатами стали известные сибирские поэты - В. М. Баянов, В. В. Махалов, Б. В. Бурмистров, Л. М. Гержидович, Сергей Донбай.

  • «Кемеровская областная научная библиотека имени В. Д. Фёдорова»

Сочинения

Поэзия

  • Лирическая трилогия, Новосибирск, 1947
  • Лесные родники, М., Молодая гвардия, 1955
  • Марьевские звёзды: Стихи и поэмы. Новосибирск, 1955; 112 с., 3 000 экз.
  • Белая роща, М., Молодая гвардия,1958; 2-е изд. 1961
  • Дикий мёд. - М., Советский писатель, 1958
  • Не левее сердца. Стихи и поэмы. М., Советская Россия, 1960. 193 с., 8 000 экз.
  • Лирика. М., Гослитиздат, 1961
  • Седьмое небо. Стихи и поэмы. М., Советский писатель, 1962. 281 с., 15 000 экз.
  • Книга Любви. М., Московский рабочий, 1964. 216 с., 30 000 экз
  • Стихотворения. Поэмы. - Новосибирск, 1964
  • Второй огонь. М., Художественная литература, 1965. 574 с., 25 000 экз.
  • Третьи петухи. М., Молодая гвардия, 1966. 144 с., 100 000 экз.
  • Стихотворения. М., Художественная литература, 1967;
  • Седьмое небо, М., Советский писатель, 1968
  • Книга Любви. Второе, дополненное издание. М., Московский рабочий. 1968. 239 с., 35 000 экз.
  • Третьи петухи. Седьмое небо. [Стихи и поэма]. М., Советская Россия, 1970
  • Крылья на полдень, М., Воениздат, 1971
  • Седьмое небо. Романтическая поэма. Новосибирск, 1971. 190 с., 50 000 экз.
  • Избранные стихотворения. Кемерово, 1972
  • Седьмое небо. М., Современник, 1972
  • Книга Любви. Третье, дополненное издание. М., Молодая гвардия, 1973. 255 с., 100 000 экз.
  • Книга Любви и Веры. М., Современник, 1974. 431 с., 50 000 экз.
  • Как цветы на заре. - М, Советский писатель, 1974
  • Женитьба Дон-Жуана. Ироническая поэма в семи песнях. М., Современник, 1977. 223 с. (журнальная публикация: «Москва», 1978, №1-3)
  • По главной сути. М., Современник, 1978. 575 с., 100 000 экз.
  • Избранное. М., Советская Россия, 1978. 495 с., 100 000 экз.
  • Стихи. М., Художественная литература, 1978
  • Стихотворения. Поэмы. Мурманск, 1978
  • Золотая жила. Поэма. М., Современник, 1979. 86 с., 10 000 экз.
  • Седьмое небо. - Омск, 1981
  • Женитьба Дон-Жуана. Ироническая поэма в семи песнях. М., Советская Россия, 1982. 239 с., 75 000 экз.
  • Как цветы на заре. Стихотворения и поэма "Женитьба Дон-Жуана". М., Советский писатель, 1982. 415 с., 50 000 экз.
  • Поэмы. М., Художественная литература, 1983. 446 с., 75 000 экз.
  • Душа еще полна заботы. Кемерово, 1986
  • Стихотворения. М., Детская литература, 1987
  • На Родине моей повыпали снега. Стихотворения и поэмы. Новосибирск. 1988. 263 с., 25 000 экз.
  • И верою, и правдою. Кемерово, 1988
  • Человек. Стихотворения и поэмы. М., Молодая гвардия, 1989. 191 с., 100 000 экз.
  • Сны поэта. Кемерово, 1989
  • Судьба мне подарила Русь. Кемерово. Сибирский писатель, 1998. 591 с.

Проза

  • Зрелость: Повесть. - М.: Молодая гвардия, 1953. - 136 с.: ил., 15 000 экз.
  • Добровольцы: Повесть. - М.: Молодая гвардия, 1955. - 263 с.: ил., 90 000 экз.
  • Наше время такое… О поэзии и поэтах, М., Современник, 1973
  • Сны поэта // «Москва», 1979, № 8-10, 1982, № 7 (отд. изд.: М.: Советский писатель, 1988)
  • Светлый залив: Повесть // «Молодая гвардия». - 1986. - № 6

Издания

  • Стихотворения и поэмы. Т. 1-2. М., Художественная литература, 1970., 75 000 экз.
  • Собрание сочинений в трёх томах. М., Молодая гвардия, 1975-1976. - 100 000 экз.
  • Собрание сочинений в пяти томах. М.,Современник, 1987-1989. - 50 000 экз.
  • Собрание сочинений в одном томе: стихотворения, поэмы, проза. М., Современный писатель, 1998. - с.495, 4 200 экз.
  • Судьба мне подарила Русь: Стихотворения.Поэмы.Терцины. Новеллы. Статьи. Кемерово: Сибирский писатель, 1998. - с.591
  • По главной сути жизнь проста... - Сборник стихотворений, прозы, статей, очерков, писем и воспоминаний Василия Федорова. М., 2009.
  • Фёдоровское троекнижие 21 века: "Книга Любви", "Книга Веры", Неоконченная "Книга Души". Кем.ГУКИ. - 2012.

Напишите отзыв о статье "Фёдоров, Василий Дмитриевич"

Примечания

Литература

  • Еремин В. Василий Федоров. М., 1969;
  • Денисова И. За красоту времен грядущих. Поэзия В. Федорова. М., 1971.
  • Денисова И.В. Беззаветно служить красоте: Поэзия В.Фёдорова. - Москва.: Современник. 1978. - 190 с.
  • Пудалова Л.А. Чувство своего мира. О лирике Василия Фёдорова. - Кемерово.: 1979. - 120с.
  • Прокушев Ю.Л. Память века // Прокушев Ю.Л. Даль памяти народной. - М., 1983.- с.185-198
  • В. В. Сорокин. Из книги Благодарение. Поэт о поэтах: Портреты писателей, очерки, литературная критика. – 304 стр. / Вст. ст. Евг. Осетрова. М., 1986.
  • В. В. Сорокин. Из кн. Обида и боль: Очерки, М., 2002.

Ссылки

  • Д. М. Ковалёв . . Статья о творчестве Василия Фёдорова, написанная поэтом.
  • Сайт Музея Федорова В.Д. в Марьеке. fedorovliter.ucoz.ru/

Отрывок, характеризующий Фёдоров, Василий Дмитриевич

– Мама велела вас просить танцовать.
– Я боюсь спутать фигуры, – сказал Пьер, – но ежели вы хотите быть моим учителем…
И он подал свою толстую руку, низко опуская ее, тоненькой девочке.
Пока расстанавливались пары и строили музыканты, Пьер сел с своей маленькой дамой. Наташа была совершенно счастлива; она танцовала с большим, с приехавшим из за границы. Она сидела на виду у всех и разговаривала с ним, как большая. У нее в руке был веер, который ей дала подержать одна барышня. И, приняв самую светскую позу (Бог знает, где и когда она этому научилась), она, обмахиваясь веером и улыбаясь через веер, говорила с своим кавалером.
– Какова, какова? Смотрите, смотрите, – сказала старая графиня, проходя через залу и указывая на Наташу.
Наташа покраснела и засмеялась.
– Ну, что вы, мама? Ну, что вам за охота? Что ж тут удивительного?

В середине третьего экосеза зашевелились стулья в гостиной, где играли граф и Марья Дмитриевна, и большая часть почетных гостей и старички, потягиваясь после долгого сиденья и укладывая в карманы бумажники и кошельки, выходили в двери залы. Впереди шла Марья Дмитриевна с графом – оба с веселыми лицами. Граф с шутливою вежливостью, как то по балетному, подал округленную руку Марье Дмитриевне. Он выпрямился, и лицо его озарилось особенною молодецки хитрою улыбкой, и как только дотанцовали последнюю фигуру экосеза, он ударил в ладоши музыкантам и закричал на хоры, обращаясь к первой скрипке:
– Семен! Данилу Купора знаешь?
Это был любимый танец графа, танцованный им еще в молодости. (Данило Купор была собственно одна фигура англеза.)
– Смотрите на папа, – закричала на всю залу Наташа (совершенно забыв, что она танцует с большим), пригибая к коленам свою кудрявую головку и заливаясь своим звонким смехом по всей зале.
Действительно, всё, что только было в зале, с улыбкою радости смотрело на веселого старичка, который рядом с своею сановитою дамой, Марьей Дмитриевной, бывшей выше его ростом, округлял руки, в такт потряхивая ими, расправлял плечи, вывертывал ноги, слегка притопывая, и всё более и более распускавшеюся улыбкой на своем круглом лице приготовлял зрителей к тому, что будет. Как только заслышались веселые, вызывающие звуки Данилы Купора, похожие на развеселого трепачка, все двери залы вдруг заставились с одной стороны мужскими, с другой – женскими улыбающимися лицами дворовых, вышедших посмотреть на веселящегося барина.
– Батюшка то наш! Орел! – проговорила громко няня из одной двери.
Граф танцовал хорошо и знал это, но его дама вовсе не умела и не хотела хорошо танцовать. Ее огромное тело стояло прямо с опущенными вниз мощными руками (она передала ридикюль графине); только одно строгое, но красивое лицо ее танцовало. Что выражалось во всей круглой фигуре графа, у Марьи Дмитриевны выражалось лишь в более и более улыбающемся лице и вздергивающемся носе. Но зато, ежели граф, всё более и более расходясь, пленял зрителей неожиданностью ловких выверток и легких прыжков своих мягких ног, Марья Дмитриевна малейшим усердием при движении плеч или округлении рук в поворотах и притопываньях, производила не меньшее впечатление по заслуге, которую ценил всякий при ее тучности и всегдашней суровости. Пляска оживлялась всё более и более. Визави не могли ни на минуту обратить на себя внимания и даже не старались о том. Всё было занято графом и Марьею Дмитриевной. Наташа дергала за рукава и платье всех присутствовавших, которые и без того не спускали глаз с танцующих, и требовала, чтоб смотрели на папеньку. Граф в промежутках танца тяжело переводил дух, махал и кричал музыкантам, чтоб они играли скорее. Скорее, скорее и скорее, лише, лише и лише развертывался граф, то на цыпочках, то на каблуках, носясь вокруг Марьи Дмитриевны и, наконец, повернув свою даму к ее месту, сделал последнее па, подняв сзади кверху свою мягкую ногу, склонив вспотевшую голову с улыбающимся лицом и округло размахнув правою рукой среди грохота рукоплесканий и хохота, особенно Наташи. Оба танцующие остановились, тяжело переводя дыхание и утираясь батистовыми платками.
– Вот как в наше время танцовывали, ma chere, – сказал граф.
– Ай да Данила Купор! – тяжело и продолжительно выпуская дух и засучивая рукава, сказала Марья Дмитриевна.

В то время как у Ростовых танцовали в зале шестой англез под звуки от усталости фальшививших музыкантов, и усталые официанты и повара готовили ужин, с графом Безухим сделался шестой удар. Доктора объявили, что надежды к выздоровлению нет; больному дана была глухая исповедь и причастие; делали приготовления для соборования, и в доме была суетня и тревога ожидания, обыкновенные в такие минуты. Вне дома, за воротами толпились, скрываясь от подъезжавших экипажей, гробовщики, ожидая богатого заказа на похороны графа. Главнокомандующий Москвы, который беспрестанно присылал адъютантов узнавать о положении графа, в этот вечер сам приезжал проститься с знаменитым Екатерининским вельможей, графом Безухим.
Великолепная приемная комната была полна. Все почтительно встали, когда главнокомандующий, пробыв около получаса наедине с больным, вышел оттуда, слегка отвечая на поклоны и стараясь как можно скорее пройти мимо устремленных на него взглядов докторов, духовных лиц и родственников. Князь Василий, похудевший и побледневший за эти дни, провожал главнокомандующего и что то несколько раз тихо повторил ему.
Проводив главнокомандующего, князь Василий сел в зале один на стул, закинув высоко ногу на ногу, на коленку упирая локоть и рукою закрыв глаза. Посидев так несколько времени, он встал и непривычно поспешными шагами, оглядываясь кругом испуганными глазами, пошел чрез длинный коридор на заднюю половину дома, к старшей княжне.
Находившиеся в слабо освещенной комнате неровным шопотом говорили между собой и замолкали каждый раз и полными вопроса и ожидания глазами оглядывались на дверь, которая вела в покои умирающего и издавала слабый звук, когда кто нибудь выходил из нее или входил в нее.
– Предел человеческий, – говорил старичок, духовное лицо, даме, подсевшей к нему и наивно слушавшей его, – предел положен, его же не прейдеши.
– Я думаю, не поздно ли соборовать? – прибавляя духовный титул, спрашивала дама, как будто не имея на этот счет никакого своего мнения.
– Таинство, матушка, великое, – отвечало духовное лицо, проводя рукою по лысине, по которой пролегало несколько прядей зачесанных полуседых волос.
– Это кто же? сам главнокомандующий был? – спрашивали в другом конце комнаты. – Какой моложавый!…
– А седьмой десяток! Что, говорят, граф то не узнает уж? Хотели соборовать?
– Я одного знал: семь раз соборовался.
Вторая княжна только вышла из комнаты больного с заплаканными глазами и села подле доктора Лоррена, который в грациозной позе сидел под портретом Екатерины, облокотившись на стол.
– Tres beau, – говорил доктор, отвечая на вопрос о погоде, – tres beau, princesse, et puis, a Moscou on se croit a la campagne. [прекрасная погода, княжна, и потом Москва так похожа на деревню.]
– N"est ce pas? [Не правда ли?] – сказала княжна, вздыхая. – Так можно ему пить?
Лоррен задумался.
– Он принял лекарство?
– Да.
Доктор посмотрел на брегет.
– Возьмите стакан отварной воды и положите une pincee (он своими тонкими пальцами показал, что значит une pincee) de cremortartari… [щепотку кремортартара…]
– Не пило слушай, – говорил немец доктор адъютанту, – чтопи с третий удар шивь оставался.
– А какой свежий был мужчина! – говорил адъютант. – И кому пойдет это богатство? – прибавил он шопотом.
– Окотник найдутся, – улыбаясь, отвечал немец.
Все опять оглянулись на дверь: она скрипнула, и вторая княжна, сделав питье, показанное Лорреном, понесла его больному. Немец доктор подошел к Лоррену.
– Еще, может, дотянется до завтрашнего утра? – спросил немец, дурно выговаривая по французски.
Лоррен, поджав губы, строго и отрицательно помахал пальцем перед своим носом.
– Сегодня ночью, не позже, – сказал он тихо, с приличною улыбкой самодовольства в том, что ясно умеет понимать и выражать положение больного, и отошел.

Между тем князь Василий отворил дверь в комнату княжны.
В комнате было полутемно; только две лампадки горели перед образами, и хорошо пахло куреньем и цветами. Вся комната была установлена мелкою мебелью шифоньерок, шкапчиков, столиков. Из за ширм виднелись белые покрывала высокой пуховой кровати. Собачка залаяла.
– Ах, это вы, mon cousin?
Она встала и оправила волосы, которые у нее всегда, даже и теперь, были так необыкновенно гладки, как будто они были сделаны из одного куска с головой и покрыты лаком.
– Что, случилось что нибудь? – спросила она. – Я уже так напугалась.
– Ничего, всё то же; я только пришел поговорить с тобой, Катишь, о деле, – проговорил князь, устало садясь на кресло, с которого она встала. – Как ты нагрела, однако, – сказал он, – ну, садись сюда, causons. [поговорим.]
– Я думала, не случилось ли что? – сказала княжна и с своим неизменным, каменно строгим выражением лица села против князя, готовясь слушать.
– Хотела уснуть, mon cousin, и не могу.
– Ну, что, моя милая? – сказал князь Василий, взяв руку княжны и пригибая ее по своей привычке книзу.
Видно было, что это «ну, что» относилось ко многому такому, что, не называя, они понимали оба.
Княжна, с своею несообразно длинною по ногам, сухою и прямою талией, прямо и бесстрастно смотрела на князя выпуклыми серыми глазами. Она покачала головой и, вздохнув, посмотрела на образа. Жест ее можно было объяснить и как выражение печали и преданности, и как выражение усталости и надежды на скорый отдых. Князь Василий объяснил этот жест как выражение усталости.
– А мне то, – сказал он, – ты думаешь, легче? Je suis ereinte, comme un cheval de poste; [Я заморен, как почтовая лошадь;] а всё таки мне надо с тобой поговорить, Катишь, и очень серьезно.
Князь Василий замолчал, и щеки его начинали нервически подергиваться то на одну, то на другую сторону, придавая его лицу неприятное выражение, какое никогда не показывалось на лице князя Василия, когда он бывал в гостиных. Глаза его тоже были не такие, как всегда: то они смотрели нагло шутливо, то испуганно оглядывались.
Княжна, своими сухими, худыми руками придерживая на коленях собачку, внимательно смотрела в глаза князю Василию; но видно было, что она не прервет молчания вопросом, хотя бы ей пришлось молчать до утра.
– Вот видите ли, моя милая княжна и кузина, Катерина Семеновна, – продолжал князь Василий, видимо, не без внутренней борьбы приступая к продолжению своей речи, – в такие минуты, как теперь, обо всём надо подумать. Надо подумать о будущем, о вас… Я вас всех люблю, как своих детей, ты это знаешь.
Княжна так же тускло и неподвижно смотрела на него.
– Наконец, надо подумать и о моем семействе, – сердито отталкивая от себя столик и не глядя на нее, продолжал князь Василий, – ты знаешь, Катишь, что вы, три сестры Мамонтовы, да еще моя жена, мы одни прямые наследники графа. Знаю, знаю, как тебе тяжело говорить и думать о таких вещах. И мне не легче; но, друг мой, мне шестой десяток, надо быть ко всему готовым. Ты знаешь ли, что я послал за Пьером, и что граф, прямо указывая на его портрет, требовал его к себе?
Князь Василий вопросительно посмотрел на княжну, но не мог понять, соображала ли она то, что он ей сказал, или просто смотрела на него…
– Я об одном не перестаю молить Бога, mon cousin, – отвечала она, – чтоб он помиловал его и дал бы его прекрасной душе спокойно покинуть эту…
– Да, это так, – нетерпеливо продолжал князь Василий, потирая лысину и опять с злобой придвигая к себе отодвинутый столик, – но, наконец…наконец дело в том, ты сама знаешь, что прошлою зимой граф написал завещание, по которому он всё имение, помимо прямых наследников и нас, отдавал Пьеру.
– Мало ли он писал завещаний! – спокойно сказала княжна. – Но Пьеру он не мог завещать. Пьер незаконный.
– Ma chere, – сказал вдруг князь Василий, прижав к себе столик, оживившись и начав говорить скорей, – но что, ежели письмо написано государю, и граф просит усыновить Пьера? Понимаешь, по заслугам графа его просьба будет уважена…
Княжна улыбнулась, как улыбаются люди, которые думают что знают дело больше, чем те, с кем разговаривают.
– Я тебе скажу больше, – продолжал князь Василий, хватая ее за руку, – письмо было написано, хотя и не отослано, и государь знал о нем. Вопрос только в том, уничтожено ли оно, или нет. Ежели нет, то как скоро всё кончится, – князь Василий вздохнул, давая этим понять, что он разумел под словами всё кончится, – и вскроют бумаги графа, завещание с письмом будет передано государю, и просьба его, наверно, будет уважена. Пьер, как законный сын, получит всё.
– А наша часть? – спросила княжна, иронически улыбаясь так, как будто всё, но только не это, могло случиться.
– Mais, ma pauvre Catiche, c"est clair, comme le jour. [Но, моя дорогая Катишь, это ясно, как день.] Он один тогда законный наследник всего, а вы не получите ни вот этого. Ты должна знать, моя милая, были ли написаны завещание и письмо, и уничтожены ли они. И ежели почему нибудь они забыты, то ты должна знать, где они, и найти их, потому что…
– Этого только недоставало! – перебила его княжна, сардонически улыбаясь и не изменяя выражения глаз. – Я женщина; по вашему мы все глупы; но я настолько знаю, что незаконный сын не может наследовать… Un batard, [Незаконный,] – прибавила она, полагая этим переводом окончательно показать князю его неосновательность.
– Как ты не понимаешь, наконец, Катишь! Ты так умна: как ты не понимаешь, – ежели граф написал письмо государю, в котором просит его признать сына законным, стало быть, Пьер уж будет не Пьер, а граф Безухой, и тогда он по завещанию получит всё? И ежели завещание с письмом не уничтожены, то тебе, кроме утешения, что ты была добродетельна et tout ce qui s"en suit, [и всего, что отсюда вытекает,] ничего не останется. Это верно.

Василий Дмитриевич Федоров - русский, советский поэт и писатель, чей столетний юбилей мы отмечаем в этом году. Он внес огромный вклад в развитие советской и русской литературы. На счету у автора несколько десятков стихотворений, 5 произведений в прозе и 7 собраний сочинений о природе, жизни и любви.

Детские годы

Биография Василия Дмитриевича Федорова началась 23 февраля 1918 года. Маленький Василий был девятым ребенком в семье простых рабочих. Жила семья Федоровых в деревне Усть-Искитимское (ныне в черте г. Кемерово).

Все детство и юность будущий поэт провел в деревне Марьевка, которую он позднее описал в одной из своих повестей. Многодетная семья жила небогато, но очень дружно. Ребята помогали друг другу и родителям, заботились о семейном хозяйстве, вместе познавали мир. Маленький Василий очень любил проводить время на природе, любуясь ее красотой и необъятными просторами. Именно в детские годы зародилась в душе поэта любовь к природе. Эту любовь и свое восхищение передал впоследствии Василий Дмитриевич Федоров в стихах о природе, получивших всенародную любовь.

Образование

Будущий поэт Васильевич обучался в четырехлетней школе родной деревни. После окончания четырех классов он год проработал в колхозе. В 1930-м поступил в семилетнюю Жарковскую школу, которая находилась в 12 верстах от дома.

В 1931 году Василий был принят в комсомол. Окончив в 1932 году 6 классов, парень был вынужден оставить обучение по причине административно-бытовых трудностей и вернуться в колхоз. Благодаря своей сообразительности и ответственному отношению к труду, Василий Федоров был назначен комсомольским вожаком в колхозе, а затем вошел в состав правления колхозной артели.

Несмотря на то что Василий окончил только 6 классов, в 1934 году он сумел поступить в Новосибирский техникум машиностроения, переименованный позже в авиационный.

Первая проба пера

Именно во время обучения в техникуме Василием Дмитриевичем Федоровым были написаны первые стихи.

В 1935 году будущий поэт решил попробовать свои силы в , который проводился в техникуме. Парня ждал успех и первая премия за свои стихи. Товарищи посоветовали не останавливаться на достигнутом, и Василий отправил свои работы в газету "Большевистская смена", подписавшись как Василий Лехин. После этого, в 1936 году, В. Д. Федоров столкнулся и с первой критикой в свой адрес. В газете "Задачи литературной консультации" была опубликована статья, в которой поэту посоветовали на время оставить литературу и продолжить обучение.

В 1938 году В. Д. Федоров окончил Новосибирский авиационный техникум и по распределению попал в город Иркутск. Там он работал на авиационном заводе и активно печатался в заводской многотиражке "Сталинец". Его стихотворение "К матери" было опубликовано даже в областном периодическом издании:

Что люди очень скоро

Подобреют в мудрости глубокой,

Но любовь, как яблоко раздора,

Навсегда останется

Жестокой...

25 июля 1940 года в заводском многотиражном издании было напечатано стихотворение "Надо видеть", которое стало знаковым в творчестве Василия Дмитриевича Федорова:

Удивляться — мало. Надо видеть.

Надо сердцем чувствовать и знать.

Если ты умеешь ненавидеть,

Научись любить и побеждать...

Годы военные

В годы Великой Отечественной войны Василий Федоров трудился на где занимал должность технолога, мастера.

В это же время продолжал писать стихотворения, очерки и повести. Здесь же вступил в Новосибирское общество писателей. В это же время литературные произведения Федорова начал печатать журнал «Сибирские огни».

В 1944 году 9 стихотворений Федорова вошли в коллективный сборник стихов молодых писателей Новосибирска "Родина".

В этом же году он поступил в литературный институт на заочное отделение. Спустя 3 года Василий Федоров, благодаря знакомству с А. Т. Твардовским, который очень положительно отозвался о повести Федорова "Марьевская летопись", переехал в Москву и перевелся на очное отделение этого же университета. Окончил его в 1950-м.

Творческое наследие Василия Федорова

В 1947 году вышла в печать дебютная книга Василия Федорова под названием "Лирическая трилогия".

В своих произведениях автор опирался на личный жизненный опыт. Стихи о природе Василия Дмитриевича Федорова наполнены детским восторгом и очарованием, поражают своей искренностью, художественностью и высокой образностью слова. В произведениях Василия Федорова часто встречается народная сибирская лексика, он широко использует фольклор - пословицы и поговорки.

В 1955 увидела свет вторая книга Федорова «Лесные родники», а затем и сборник «Марьевские звезды».

Спустя 2 года Федоров сочинил стихотворение «Рабская кровь», однако произведение было запрещено советскими властями. Это одно из самых любимых и остросоциальных произведений в творчестве Василия Дмитриевича Федорова. Оно впервые увидело свет только спустя 2 года в периодическом издании «Литература и жизнь», а в 1962 году вошло в сборник поэта "Седьмое небо":

Вместе с той,

Что в борьбе проливалась,

Пробивалась из мрака веков,

Нам, свободным,

В наследство досталась

Заржавелая рабская кровь.

Вместе с кровью

Мятежных,

Совершавших большие дела,

Мутноватая жижица стряпчих,

Стремянных

В нашу кровь затекла.

Не ходил на проверку к врачу я,

Здесь проверка врача не нужна.

Подчиненного робость почуяв,

Я сказал себе: Это она!

Рос я крепким,

Под ветром не гнулся,

Не хмелел от чужого вина,

Но пришлось -

Подлецу улыбнулся

И почувствовал: Это она!

Кровь раба,

Презиравшая верность,

Рядом с той,

Что горит на бегу, -

Как предатель,

Пробравшийся в крепость,

Открывает ворота врагу,

Как лазутчик,

Что силе бойцовой

Прививает трусливую дрожь.

Не убьешь ее пулей свинцовой

И за горло ее не возьмешь.

Но борюсь я,

Не днями - годами

Напряженная длится борьба.

Год за годом,

Воюя с врагами,

Добиваю раба.

В 1958 году был издан знаменитый сборник «Дикий мед», в 1959 вниманию читателя представлена книга «Золотая жила».

В 1959-м Василий Дмитриевич Федоров был назначен членом редакционной коллегии журнала «Молодая гвардия». Он состоял в редакционном совете издательств «Художественная литература», «Современник» и «Советская Россия».

В 1961 году была издана книга «Белая роща». В нее вошли десять поэм, объединенных темой нравственности и нравственных конфликтов в обществе. Федоров не только приводит примеры этих конфликтов, но и предлагает реальные пути их решения.

Всего творческое наследие поэта составляет более 40 поэтических изданий, 5 поэм и 7 собраний сочинений.

Кроме взрослых и серьезных поэтических произведений, из-под пера автора выходили прекрасные стихи для детей, которые взрастили уже не одно поколение школьников. В их числе "Жизнь поэта", "Все чаще, чаще падаю", "Еще недавно нам вдвоем...", "И мороз".

И мороз...

И снег бескрайний.

На стекле, прикрыв закат,

Зарождается из тайны

Белый сад.

Все бело,

Как в дни цветенья:

Ветви, листья и трава.

Нежные до изумленья

Зачинаются слова.

Птичье щебетанье,

Вижу белых гроздьев дрожь.

Только знаю,

На свиданье

В этот сад

Ты не придешь.

Личная жизнь поэта

Будучи студентом очного отделения литературного университета, Василий познакомился с Ларисой Федоровной Быковой, которая впоследствии стала его женой и верным товарищем. Однокурсники Василий и Лариса сидели за одной партой и поженились в 1949 году. У Ларисы на тот момент уже был ребенок - сын Игорь. Василий Дмитриевич усыновил мальчика и дал ему свою фамилию. Совместных детей у супругов не было, но Игоря Василий Дмитриевич растил и любил как родного сына, отдавая ему всю свою любовь и заботу.

Награды и достижения поэта

За свою литературную деятельность Василий Федоров был неоднократно награжден государственными премиями и орденами: ордена Трудового Красного Знамени и Октябрьской революции; по три Государственные премии РСФСР имени М. Горького и Государственные премии СССР.

Памяти В. Д. Федорова

Похоронен В. Д. Федоров на Кунцевском кладбище в Москве.

В 1991 году на могиле поэта был установлен надгробный памятник-скульптура Василия Федорова из белого мрамора работы мастера А. А. Бичукова.

В родном селе поэта после его смерти открыт мемориальный музей, в котором хранятся личные вещи, книги и рукописи В. Д. Федорова.

С 1985 года в Кемеровской области проводятся ежегодные праздники литературы, посвященные Федорову - «Федоровские чтения».

Кроме того, в Кемеровской области ежегодно присуждается литературная премия имени В. Д. Федорова.

Имя писателя и поэта также присвоено областной научной библиотеке г. Кемерово.

В 2018 году вся Россия празднует столетие со дня рождения великого гения художественного слова.