Урок в 5 кл микены и троя. IV. Закрепление изученного материала. Выполнил: учитель истории высшей категории

Материал содержит план урока Истории в 5 классе по теме "Микены и Троя"

Тип урока: комбинированный. Ход урока включает в себя организационный момент, актуализацию знаний учащихся, изучение новой темы, закрепление изученного материала и домашнее задание. Актуализация знаний учащихся проводится в игровой форме, что вызывает особый интерес и энтузиазм у учащихся 5-го класса. Изучение новой темы содержит и объяснение учителя, и выступление учащегося перед классом с заранее подготовленным сообщением, и работу учащихся с историческим документом с последующим его обсуждением. Закрепление изученного материала на уроке проводится в форме устного ответа учащихся, которые опираются на логическую цепь понятий по теме урока (цепь представлена на доске). Данный урок способствует развитию у учащихся умений работы с документами, умения высказывать свою точку зрения и аргументирвоать ее, навыка публичного выступления перед публикой.

Материал включает в себя: конспект урока, приложение 1 (исторический документ), приложение 2 (текст выступления учащегося), приложение 3 (записи на доске к уроку)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок истории в 5-м классе по теме

"Микены и Троя"

Цели урока: познакомить учащихся с микенской культурой Древней Греции, подвести к пониманию причин Троянской войны, продолжить формирование исследовательских умений на основе изучения документальных источников, давать характеристику событиям и их участникам.

На доске:

  • Тема урока: “Путешествие по Древней Греции. Микены и Троя”.
  • План урока:
  1. Возвышение Микен, акрополь.
  2. Причины Троянской войны: миф и реальность.
  3. «Яблоко раздора»

Ход урока:

I.Организационный момент: приветствие, подготовка учащихся к работе

II.Актуализация знаний учащихся по теме «Греки и критяне»:

На прошлом уроке мы с Вами отправились в путешествие по Древней Греции. Для того, чтобы вспомнить основные факты ее истории, почерпнутые нами прежде, давайте сыграем в игру «Крестики-нолики».

Условия игры: учителем зачитываются поочередно утверждения по пройденной теме. Задача: определить - верно это утверждение или нет. Если верно, в соответствующую клеточку ставится 0 (нуль), если неверно – X (крестик).

По окончании игры определяется победа крестиков или ноликов, проверяется правильность выполнения учащимися задания.

Вопросы для игры:

  1. Греция омывается Ионическим и Эгейским морями
  2. Сказания, объясняющие исторические события и явления природы действиями богов, называются мифы
  3. Балканскими горами Греция делится на Северную, Среднюю, Южную и Горную
  4. В греческих мифах чудовище с телом человека и головой льва звали Минотавр
  5. Героя, победившего чудовище с телом человека и головой быка, звали Персей
  6. Лабиринт для чудовища с телом человека и головой быка создал Дедал
  7. Греция расположена на юге Пиренейского полуострова
  8. Города-государства Греции платили дань критскому царю
  9. Критское царство погибло в XV в. До н.э. в результате нападения захватчиков
  1. Переход к изучению новой темы.

Кто же занял лидирующее место среди греческих городов-государств после гибели Критского царства в XV веке?

1. Рассказ учителя.

После падения Крита самым богатым и могущественным стал город Микены, расположенный в Южной Греции. Город был расположен на скалистом холме в 15 км от моря. Здесь был возведен акрополь.

- Запись в тетради: акрополь – крепость, обнесенная прочными стенами для защиты от морских пиратов и нападения со стороны других греческих городов-государств.

- Работа с иллюстрациями в учебнике на стр. 117-118

- Вход в крепость, сложенную из огромных каменных глыб, проходил через Львиные ворота. От этих ворот сохранился входной проем. Он сложен из двух вертикально поставленных камней и положенной сверху горизонтальной плиты. Над ней – треугольная плита, в которой высечены два льва. Львы стоят на задних лапах, а передними опираются на основание колонны. Будто грозные стражи, смотрели они на всех входящих в крепость.

На рисунке на стр. 118 мы видим золотую маску. Такую маску накладывали на лицо умерших царей. Мы не знаем имени царя, чей портрет воспроизведен, но мы видим суровое скуластое лицо с бородкой и усами. Так выглядели владыки Микен.

Кроме золотых масок в ходе раскопок были найдены многочисленные глиняные таблички. Какие данные о Древней Греции дают нам эти таблички? Обратите внимание на отрывок одной из такой таблицы

2. Работа с историческим документом

а) Списки рабынь и их детей.

Банщиц (женщин) 38, девочек…

3. Беседа с учащимися по источнику:

У древних микенцев существовало неравенство, классы, так как в захоронениях есть золотые вещи, а также на глиняных есть списки рабынь.

Кто по составу в основном были рабы в Микенах и почему? (женщины и дети; В плен брались в это время обычно женщины и их дети. Это особый характер рабства, когда рабов-мужчин, взятых в плен, боялись и предпочитали домашних рабов, выросших в неволе)

Итак многие данные об истории Древней Греции материалы археологических раскопок. Большая заслуга в этом немецкого ученого Генриха Шлимана.

4. Выступление учащегося с биографией Г. Шлимана (заранее подготовленное)

в Малой Азии , на месте античной (гомеровской ) Трои , а также на Пелопоннесе - в Микенах , Тиринфе и Орхомене , первооткрыватель микенской культуры .

14 июня 1873 г. он нашел на месте Трои первые золотые изделия явно древнее классической эпохи: знаменитую золотую диадему из 16 353 отдельных частей. Так началось открытие микенской цивилизации. Экспедиция Шлимана работала в Трое более 10 лет. Впоследствии его основное внимание привлекли Микены, где он нашел 5 царских гробниц с богатым инвентарем из золота и бронзы. Впоследствии оказалось, что его находки в Трое и Микенах намного древнее эпохи, о которой повествует греческий эпос. Шлиман опубликовал несколько книг – о Трое, Микенах, родине Одиссея Итаке и Пелопоннесе.

5. Рассказ учителя.

После ослабления Крита и его заселения греки расселяются и на другие острова и вступают в борьбу за власть над всем Эгейским побережьем. Эта борьба приводит к столкновению с могущественной Троей – городом на побережье Малой Азии.

- Запись в тетради: 1200 г. До н.э. – Троянская война

Микены (+) 1200 г. До н.э. (-) Троя

Греки троянцы

Осада Трои закончилась ее падением. Греки разграбили и сожгли Трою. Однако позже в саму Грецию вторглись воинственные племена, которые разрушили многие греческие города. Произошел упадок хозяйства, забыта письменность.

Современные ученые причиной Троянской войны называют стремление греков укрепить свою власть на всем Эгейском побережье. В Древней же Греции существовала другая точка зрения. Обратите внимание на доску. Перед Вами «яблоко раздора». Это крылатое выражение берет свое начало из истории древней Греции. Что же означает крылатое выражение «яблоко раздора»? Помочь нам разобраться в этом поможет миф о начале Троянской войны на стр. 118-119 учебника

гер А фин А фродита

ПРЕКРАСНЕЙШЕЙ

Парис - Елена - Менелай

6. Беседа с учащимися:

Как Вы понимаете выражение «яблоко раздора»? Почему возникло этот выражение?

- Запись в тетради: яблоко раздора – источник ссоры, конфликта

Запись на доске: Крита --- Микены --- акрополь --- Львиные ворота --- Троя --- Троянская война --- яблоко раздора

Обратите внимание на доску. Перед вами логическая цепочка понятий по теме нашего урока. Составьте пожалуйста краткий пересказ с использованием этих понятий

V. Домашнее задание: пересказ & 25

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Раздаточный материал на партах:

Надписи из архива Пилосского дворца

а) Списки рабынь и их детей.

Молольщиц (женщин) 7, девочек 10, мальчиков 5.

Чинильщиц (женщин) 12, девочек 16, мальчиков 8.

Прядильщиц (женщин)37, девочек 26, мальчиков4

Банщиц (женщин) 38, девочек…

Подсобных работниц (женщин) 4…

Служанок (женщин) 32, девочек 26…

Швей (женщин) 38, девочек 20…

Вопросы к документу:

Какие выводы мы можем сделать на основе данного отрывка о древнегреческом обществе?

- Кто по составу в основном были рабы в Микенах и почему?

Предварительный просмотр:

Приложение 2

Биография Г. Шлимана (заранее раздается одному учащемуся)

Иога́нн Лю́двиг Ге́нрих Ю́лий Шли́ман - немецкий предприниматель и археолог-самоучка, один из основателей полевой археологии. Прославился пионерными находками в Малой Азии , на месте античной (гомеровской ) Трои , а также на Пелопоннесе - в Микенах , Тиринфе и Орхомене , первооткрыватель микенской культуры .

Свою трудовую жизнь известный археолог Шлиман начал подсобным рабочим в небольшом сельском универмаге. Не желая смириться с таким уделом, он стал искать приключения и нанялся юнгой на корабль, направлявшийся из Германии в Венесуэлу, но в самом начале пути попал в кораблекрушение и едва живой оказался в Голландии. Затем он занимался международной торговлей и выучил 9 языков. Шлиман пришел к выводу, что «Илиада» Гомера не просто литературное произведение, но и исторический источник. В 1867 г. начал поиски Трои.

План урока в 5 классе.

Микены и Троя.

Цель: Сформировать у учащихся полноценное представление о взаимоотношениях двух крупнейших центров античного мира.

А) Образовательные:

    Сформировать у учащихся представление о могуществе Микен и Трои, уникальности культуры этих городов;

    Подвести учащихся к пониманию истиной причины Троянской войны.

Б) Развивающие:

    Способствовать развитию и активизации познавательной деятельности;

    Способствовать развитию логического мышления;

    Развивать у ребят умение ориентироваться в текстах учебниках дополнительных источниках информации, работать с картографическими материалами.

В) Воспитательные:

    Продолжить формирование у учащихся интереса к изучаемому предмету;

    Воспитывать у ребят чувство патриотизма на примере защитников Трои.

Тип урока : комбинированный.

Методы обучения : объяснительно – иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.

Формы обучения: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная.

Оборудование :

    Учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С..История Древнего мира, 5 класс;

    Мультимедийная установка, презентация «Микены и Троя»;

    Раздаточный материал.

Ход урока:

    Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Тема сегодняшнего урока «Микены и Троя». Мы продолжаем с вами изучение истории Древнейшей Греции.

Сегодня на уроке мы узнаем, как выглядел один из самых могущественных и древнейших городов, Микены. Выясним причины Троянской войны.

Запишем план и тему урока.

Тема: Микены и Троя.

План урока :

    В крепкостенных Микенах.

    Троянская война.

    Миф о начале Троянской войны.

    Проверка домашнего задания по теме «Греки и критяне».

Но прежде, давайте с вами вспомним где была расположена Древнейшая Греция?

Ответ с места : Древнейшая Греция была расположена на юге Балканского п-ва.

Мы с Вами отправляемся в короткое виртуальное путешествие по местам где жили древние греки. Кто хочет отправиться?

Где жили древние греки?

Ответ у доски: Древние греки жили на юге Балканского п-ва (показывает на карте).

Вот Балканский п-в, а здесь расположена Др. Греция.

Как поделила природа Др. Грецию?

Ответ у доски : Природа поделила Др. Грецию на три части (показывает). Южную – Пелопонесс, он отделен от Средней морскими заливами и соединен Коринфским перешейком, Среднюю от Северной отделяют горы.

Греки ведь были хорошими мореплавателями. почему? Как вы думаете?

Ответ с места: Полуостров омывался морями

По каким морям плавали Греки?

Ответ у доски: Др. Грецию омывали Эгейское море (вот оно), Ионическое море (вот оно), Средиземное море. Кроме этого в этих морях было много островов (показывает несколько) среди них был большой о. Крит.

Молодцы! Вы справились с этим заданием. А теперь, я думаю, вы справитесь и с тестами.

Тестирование

    Какими морями омывается Греция?

А. Средиземным и Красным;

Б. Ионическим и Эгейским;

В. Чёрным и Средиземным.

    Назовите самый большой остров, бывший частью Греции.

А. Кипр;

Б. Крит;

В. Фера.

    Как имя героя, который победил Минотавра?

А. Персей;

Б.Тесей;

В. Минос.

    Как звали девушку, которая помогла выйти из лабиринта?

А. Артемида;

Б. Ариадна;

В. Андромеда.

    Кто создал лабиринт для Минотавра?

А. Дедал;

Б. Персей;

В. Икар.

6. На каком острове в 15 веке до н.э. произошло землетрясение, которое привело к гибели Критское царство?

А. Фера;

Б. Кипр;

В. Родос.

(проверяют друг у друга)

    Переход к изучению новой темы

Мы продолжаем работу с картой.

Назовите крупные города Греции?

Ответ с места: Фивы, Афины, Микены, Тиринф, Пилос.

Найдите Микены?! (они показывают у себя, а я на карте)

Отметьте у себя Микены на контурной карте (пройти проверить)

Ребята, все эти города не были единым государством. В каждом из них был свой собственный царь.

IV . Изучение новой темы

    Рассказ учителя .

И так, ребята, город Микены, как вы видите, был расположен в Южной Греции, на скалистом холме. Войти в Микены было не просто. Вход в крепость, сложенную из огромных каменных глыб, проходит через Львиные ворота.

Посмотрите внимательно на это изображение, как вы думаете, почему эти ворота назывались Львиными?

Ответ с места :В верхней части треугольника львиные тела, львы.

Верно. В треугольнике высечено 2 льва, вот только головы не сохранились.

А как вы думаете, почему над входными воротами изобразили львов ?

Ответ с места: это сильное животное. И такое изображение, как бы предостерегало человека от входа в крепость без разрешения.

Внутри крепости располагался царский дворец. Рядом дома родственников, приближенных микенского царя. Недалеко от ворот раскопали царские могилы. На лицах погребенных были золотые маски (показываю на доске), видите, как древние греки смогли передать выражение лица царя на маске, кроме этого найдены и другие артефакты.

При раскопках царских дворцов в древнейших городах найдены сотни глиняных табличек с надписями. Работа с учебником, стр. 122.

Прочитайте и сделайте выводы о жизни др. греков.

Прочитали и так, какой вывод о жизни древних греков вы сделали?

Ответ с места: существовало неравенство т.к были рабы, еще были ремесленники, гребцы.

Греки учувствовали в войнах, разорительных походах. Об одной из таких войн мы сейчас поговорим, но прежде немножечко отдохнем.

Физминутка:

А теперь ребята встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели – вновь за дело.

Троянская война.

Итак, сейчас мы поговорим о троянской войне. Как вы знаете, войны не бывают без причины. Если начинается война, значит, была веская причина.

Все внимание на карту.

Вы помните, что греки заселили о. Крит (показываю на карте), потом стали заселять другие острова Эгейского моря. Но больше всего их манил к себе п-в Малая Азия (показываю на карте)

Покажите у себя на карте п-в Малая Азия (показывают)

Греки стремились укрепиться на этом п-ве, но противником греков оказалось Троянское царство, столицей которого был г. Троя.

Найдите у себя на карте этот город (смотрю правильно ли показывают на карте, а я на доске)

Нанесите на свои контурные карты г. Троя (Наносят, проверяю)

Против троянского царства выступило объединенное войско нескольких греческих городов, началась Троянская война.

Запишите в тетради 1200 г до н.э – Троянская война

Сколько лет прошло с тех пор? 1200 + 2018 = 3218 лет.

Работа с учебником п 2. (читают)

Найдите в тексе, чем закончилась троянская война?!

Кто победил троянцев?

Ответ с места: греки победи троянцев, разграбили и сожгли Трою.

Неизмерно любя свою Родину, желая ее сохранить в целостности, сохранить ее великую культуру, троянцы были готовы пожертвовать своей жизнью ради спасения Трои, настолько они были патриотами своей родины. Древнегреческий историк Гомер нам сообщает, что Троянцы сражались, как герои и только хитрость и происки врагов привели к гибели города.

Каковы последствия были для греков?

Ответ с места: В Грецию вторглись воинственные племена, которые опустошили юг страны. Хозяйство пришло в упадок.

Вывод: как видите ребята, любые войны имеют тяжелое последствия, как для экономики так и являются личной трагедией для людей. Мы даже сегодня наблюдаем за военными действиями в Сирии и видим, какая это трагедия мирового масштаба.

Итак, еще раз вспомним причину Троянской войны (перевожу указкой сначала на Грецию, потом на Малую Азию)

Ответ с места: причиной Троянской войны было стремление греков укрепиться на п-ве Малая Азия.

Запомните это ребята!

Причной Троянской войны было стремление греков закрепиться на п-ве Малая Азия. Но ведь вы знаете, как сильно греки любили свою территорию. На каждое явление природы, название морей, например Эгейского, названия городов, у них был свой миф.

Так было и с причиной Троянской войны. Вам следует найти различие между настоящей причиной и причиной изложенной в мифе.

Рассказываю миф.

Ребята, а кому бы вы отдали яблоко?

А вот Парис присудил яблоко Афродите.

Так что стало причиной Троянской войны из мифа?

Ответ: яблоко раздора.

Это яблоко получило название. Яблоко раздора. Раздор – т.е ссора, вражда…

Итак, у нас появилось еще одно крылатое выражение, которое пришло к нам из Др. Греции и которое мы используем до сих пор в переносном смысле.

Например: поссорились вы из-за тетради, тетрадь стала яблоком раздора, поссорились из-за вазы, ваза стала яблоком раздора.

А какова настоящая причина этой войны?

Ответ: причиной Троянской войны было стремление греков укрепиться на п-ве Малая Азия.

А сейчас мы поработаем с карточками: 2, 3 , 6 , 4.

V . Закрепление изученного материала.

Выполнение заданий на карточках в группах

Карточка № 2

Среди мифов Древней Греции одним из самых известных – «Миф о Минотавре». Выберите из предложенных имён героев этого мифа.

Тесей, Персей, Парис, Ариадна, Афродите, Минотавр, Эгей, Эней, Кентавр, Дедал, Минос, Афина, Зевс.

Карточка № 3

Среди мифов Древней Греции одним из самых известных – «Миф о Троянской войне». Выберите из предложенных имён героев этого мифа.

Тесей, Персей, Парис, Ариадна, Афродите, Минотавр, Эгей, Эней, Кентавр, Дедал, Минос, Афина Зевс, Гера.

Карточка № 4

Найдите соответствие:

Дедал

Тесей

Афродита

лабиринт

Ариадна

Парис

Минотавр

нить

Карточка № 6

Определите, из каких мифов следующие предметы:

Клубок ниток; яблоко; чёрные паруса; лабиринт.

А сейчас мы с Вами посмотрим небольшой отрывок из фильма «Троя»

Он, конечно, не является историческим источником, но показанное здесь сражение является попыткой реконструировать события тех времен. Даже из этого отрывка видно, как защищали свой город Троянцы. Они были настоящими патриотами своей Родины.

Выставление оценок.

Подведение итогов урока.

Что нового, ребята, вы узнали на уроке?

И так ребята на сегодняшнем на уроке мы с узнали о могуществе древнегреческого города Микены, о его культуре, жизни людей. Выяснили причины, итог и последствия Троянской войны, узнали, что такое «яблоко раздора» и к чему может привести обладание им.

VI . Домашнее задание.

§ 25, работа с картой, составить тесты по изученном материалу.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МИКЕНЫ И ТРОЯ Древнейшая Греция

План урока 1.Микены 2.Троянская война 3.Миф о начале троянской войны

1.Микены В середине 2 тыся-челетия до н.э. од-ним из самых могу-щественных стал г.Микены Крепость города была сложена из огром-ных каменных плит. Греки думали,что ее построили циклопы.

1.Микены Рассмотрите карту? Выгодное ли по-ложение занимали Микены? Почему? ? Что в этом поло-жении было хоро-шего, и что было плохого? Микены

2.Троянская война В 1200 году до н.э. началась война между грека-ми и Троянским царством за побережье Малой Азии. Греки разрушили Трою, но вскоре подверглись нашествию северных племен и Микены при-шли в упадок.

2.Троянская война По преданию после нескольких лет осады, греки пош-ли на хитрость. Они построили де-ревянного коня, спрятали туда во-инов, и оставили его у крепостных ворот.

3.Миф о начале троянской войны Троянская война породила несколько мифов- «Троянский конь», «Ахиллесова пята», но са-мым знаменитым стал миф о начале войны

3.Миф о начале троянской войны Предводителем Греков был царь Микен-Ага-мемнон. Сего именем археологи связывают огромное количество находок на месте разрушен-ной Трои и в Мике-нах. Золотая маска Агамемнона.

3.Миф о начале троянской войны Гробница Агамемнона. В этой сокровищнице было обнаружено огромное количество находок относящихся к периоду Троянской войны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Микены и Троя" - урок истории в 5 классе по методике Ривина - Дьяченко.

план урока по истории Древней Греции в 5 классе "Микены и Троя" в интерактивной технлогии по методике Ривина Дьяченко для класса не очень большой наполняемости. При необходимости можно добавить...

Микены и Троя

Цели урока:познакомить учащихся с микенской культурой Древнейшей Греции, подвести к пониманию причин Троянской войны.продолжить формирование умений на основе документальных источников и текста докумен...