Сочинить сказку в стиле русской народной. Конкурс «Устное народное творчество. Сочиняем сказки. Используемые компьютерные программы





































Назад Вперёд

Дети познакомились с инструментом фагота, послушали его звук. Музыкант, г-жа Агата, сыграла различные музыкальные стили и показала структуру инструмента. В конце встречи дети повторили слово «Фагот» в песне того же названия. В четверг, 17-го. в Общественном питомнике в Смолеке был открыт день для всех новоприбывших детей вместе с их родителями. В этот день были организованы игры, конкурсы и другие сюрпризы для дошкольников. В 00 ждали первые гости, которым было любопытно, как выглядит здание, залы и площадь детского сада.

Они обошли дошкольные залы, смотрели оборудование залов, играли с интересными игрушками. В то же время дети из детского сада и 0 групп играли с аниматором детских игр г-жой Юстиной Мадер, которая также поощряла новопринятых детей и их родителей играть вместе. Родители были счастливы воспользоваться приглашением и участвовали в различных играх на дошкольной площади со своими детьми. Были шоу танцевальной школы из Вроцлава, 2р. Танцоры танцевали: хип-хоп, брейк-данс, поппинг, танцевальный зал. В конце открытого дня дети участвовали в спектакле, в котором они разоблачили неожиданность один за другим.

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: расширить знания учащихся об устном народном творчестве.

Задачи:

  • познакомить учащихся с истоками сказки и её основными видами;
  • развить и укрепить стремление к чтению фольклорных произведений;
  • привить любовь к чтению;
  • систематизировать знания учащихся.

Форма: познавательный час

С этим удивлением - детская конфета вернулась в дошкольные комнаты и пригласила гостей в свои дома. В пятницу, 17-го. дети из детского сада и 0 групп провели День защиты детей, организованный Советом родителей детского сада и родителями наших дошкольников. Родители подготовили множество развлечений для своих детей. Дошкольники вместе с воспитателями детских садов и работниками детского сада, в установленном порядке, использовали: надувные замки и горки, плавающие шары, массаж с помощью надувного шара.

Дети смотрели огонь и полицейские машины, а также пожарные и полицейские в форме. С помощью родителей можно было вызвать в воображении животных и различные предметы цветных шаров. Между тем, эти замечательные достопримечательности детей ели кексы, хлопковые конфеты и питьевую воду.

Оборудование.

  • Компьютер, проектор, сканер, принтер, экран.
  • Электронная презентация, переход слайда к слайду по щелчку.

1. Слайд. Русские народные сказки.

Мир сказок удивителен. Разве можно представить себе нашу жизнь без сказки?

Что такое сказка? Подберём однокоренные слова: сказка, сказывать, рассказывать. Получается сказка - это устный рассказ о чем-либо.

Дети были счастливы и сказали, что это был их самый счастливый день. Во время семинара г-жа Юстина Джареммус-Мадер пригласила всех в волшебный мир «лаборатории». Дети охотно участвовали в экспериментах и ​​внимательно прислушивались к сообщениям, которые учитель пытался передать. Они играли с дымом, поймали его, образовывали пузырьки и пены, окрашивали воду в цвет, которая позже начинала «кипеть». Им также удалось раздуть воздушный шар только сухим льдом. Дошкольники были очень впечатлены и благодарили всех людей, вовлеченных в это начинание всем сердцем.

Чем же отличается рассказ от сказки и всякий ли рассказ является сказкой? (Выслушать мнения учащихся).

Сказка или казка, байка, побасенка (древнейшее её название “басень”- от слова “баять”, “говорить”) - это устный рассказ о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, потому что они невероятны и фантастичны. Если собеседнику не верят, ему так и говорят: “Не рассказывай мне сказки”. Получается, что сказки говорят не правду, обманывают. А нас с детства учат, что обманывать нехорошо.

Дети познакомились со следующими инструментами: тенор-гитарой и банджо, их структурой и звучанием. Кася пела песню, известную всем. «Если бы у меня была гитара». Дети со свинством пели песню хора - баллады: Приглашаем всех, мы приглашаем всех; и мать и папа, и мать и папа; давайте играть на гитаре, давайте играть на гитаре; зимой и летом, зимой и летом; давайте поем песни, давайте поем песни; детский, народный, детский, народный; песни песни, песни подшучивания; рок-баллады, рок-баллады.

Когда Касия пел стих песни, дети «играли на гитаре». Г-н Лукас сыграл «Ирландский полюс» на банджо, затем он пел и играл на старой английской народной балладе. Последняя песня на этой встрече была «Прощальная песня», потому что скоро будут праздники, и мы встретимся в сентябре. День семьи - самый ожидаемый праздник для детей. Каждый год дошкольники смело готовятся сделать родителей неожиданностью. В конце мая все группы предложили родителям выступить, сыграть и перекусить. Родители встали на поводу и с улыбкой участвовали в том, что дети приготовили для них.

Сказка - это не просто развлечение. Она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, учит быть добрыми и справедливыми, защищать слабых, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Сказка учит быть преданным, честным, высмеивает наши пороки: хвастовство, жадность, лицемерие, лень... Учит без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести. Вспомним пословицу “Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок ”.

Среди аттракционов для родителей были театральные представления, совместные танцы с детьми, песни и спортивные соревнования. Спасибо Дорогие родители за бодрость, улыбку, поддержку и прекрасные дети, которые с нами каждый день. Ждем следующих совместных встреч.

Во вторник, 17-го. дети из детского сада и групп 0 смотрели спектакль под названием «Между нами планеты». Дети с интересом наблюдали за приключениями главных героев. Солнце двигало необычным поведением планет. Меркурий был первой планетой от солнца, а не кругом, хмелем. Венера очень жаркая планета съела мороженое, и стало холодно. С утра эти планеты не сохранились. Четвертая планета Марс красная, одетая в розовый плащ. Солнце не оставалось там, и оно ловлялось. Пятая планета Юпитер - газовый гигант, громадный шторм, бушующий в течение 300 лет, вокруг него блуждают 60 лун.

На протяжении столетий сказки передавались устным путем. Один человек придумал сказку, рассказал другому, тот человек что-то добавил от себя, пересказал третьему и так далее. С каждым разом сказка становилась все лучше и интереснее. Получается, что сказку придумал не один человек, а много разных людей, народ, поэтому её и стали называть - “народная”.

Планеты: Сатурн и Уран, узнали о побеге солнца, хотели заменить его и решили организовать выборы. Уран и Нептун - ледяные гиганты. Уран превращается в арбуз. Эти планеты не сияют и не нагревают, как они могут заменить солнце? Нептун вместе с детьми совершил гравитационный маневр, и все вернулось к норме.

Солнце пело песню о себе и других планетах. Дети подсчитали планеты до семи и повторили имена отдельных планет. Они узнали, что каждая планета имеет свой собственный цвет, и вы не можете обещать, если мы знаем, что мы этого не сделаем. Дети узнали струнный инструмент скрипки, ее структуру и звук. Музыкант миссис Ханна показал детям разные способы играть на скрипке: стаккато, пикикато, легато, глиссандо, так что, арпеджио. Дети вместе с хозяином госпожи Каси обменялись именами инструментов, принадлежащих к семейству струнных инструментов.

В сказке всегда хороший конец. Побеждает тот, кто любит свой народ, почитает родителей, уважает старших, хранит верность любимому человеку, тот, кто добр, справедлив, скромен и честен.

2. Слайд. Возникли сказки в глубокой древности.

Возникли сказки в глубокой древности. Они представляли собой рассказы охотников, звероловов и рыбаков. В сказках - звери, деревья и травы разговаривают как люди. Почему они разговаривают? Почему брошенный гребень превращается в лес? Почему отец, умирая, завещает сыну Сивку-бурку?

Г-жа Ханна сыграла скрипку в меню Бизе, вальс Штрауса. «Вена» и очень сложная песня Николо Паганини «Кармен». Дети слушали этюд и пытались угадать название песни. Во время встреч с музыкой в ​​этом учебном году детям было предложено поесть здоровыми. Колючки и неприятности лесной пчелы.

Во вторник, 17-го. дети из детского сада и групп 0 наблюдали за выступлением Театра Кропы под названием «Шалости и проблемы лесных существ». Детям понравилось представление и актеры, появляющиеся в нем. Лесной зверь хотел убедить грабителя быть хорошим, но он действительно хотел взять наушники из божьей коровки. В Лесной команде были: божья коровка и сороконожка, а в противоположной команде: гриб и головорез. У Пташиско была большая задача, он должен был поощрять детей смотреть и подбадривать. Он нашел способ, показал буквы на языке жестов, дети с радостью присоединились, а также показали буквы на языке жестов.

Древний человек не мог объяснить явления природы. Он не понимал, почему день сменяет ночь, а ночь сменяет день. Почему светит солнце, а потом вдруг льет дождь? Ветер ему казался живым - то плачущим, то стонущим, то жалующимся на судьбу, то безудержно весёлым. Казалось, что в раскатах грома звучит чей-то грозный голос, а молния - это стрела, как те стрелы, которыми охотники убивают зверя, но только огненная и направленная рукой неведомого существа. Возможно светлячки, кружащиеся в вечернем воздухе, представлялись им крылатыми феями. В бескрайних, дремучих лесах древнего человека подстерегали дикие звери. Всё наводило страх и заставляло думать, что всё в природе живет и движется, имеет свой разум.

Гриб по настоянию убийцы дал сороконожке и божьей коровке гнилое варенье. Это неприемлемое вещество помешало игрокам участвовать в матче. Дети в спектакле узнали о очень важных вещах. Вы не должны брать что-либо от незнакомцев, потому что они могут быть незаконными и вредными продуктами. Помощь соседу и сотрудничество очень важны. Семинары, Увлекательный мир пчел.

С наступлением весны дети познакомились с миром пчел. Во время красочной презентации дошкольники узнали о привычках пчел и узнали путь, который они берут от цветка к меду. Во время занятий дети заглядывали в современный улей, а также из ствола дерева и соломы, касались сотов, пробовали мед и пыльцу и сами делали свечу, сделанную из настоящего пчелиного воска. Во время презентации они обогатили свои сообщения о здоровом питании и уважении к природе.

Человек отождествлял (тождество - полное сходство) себя с природой и считал, что животные могут разговаривать, деревья двигаться, что солнце, луна, тучи тоже живые существа, а значит, могут приносить как пользу, так и вред. Будучи бессильным перед природой, он стал поклоняться огню, солнцу, деревьям, животным. Ощущая себя частицей природы, человек искал защиты у неё, но в тоже время стремился защититься от неё.

В конце концов, каждый дошкольник получил памятный знак Братьев пчеловодства и мед из клевера. Многие люди присоединились к пальме. Все цветы, как и в предыдущие годы, были сделаны дворниками, а родители детских садов и наставника пожертвовали самши. Впечатляющая пальма произвела большое впечатление и начала готовиться к Пасхе. На встрече дети слушали песни, связанные с предстоящим сезоном - весной. По этому поводу мальчики из всех групп сделали красочные открытки с цветочным мотивом, с наилучшими пожеланиями, и с улыбкой на лице они дали своим друзьям и дамам цветы.

Древний человек поклонялся своим умершим предкам. Смерть была необъяснимой загадкой. Считалось, что человек не умирает, а лишь переселяется (он или его душа) в другой мир. Поэтому умерший человек в представлении древних людей - это живой человек, обладающий сверхъестественной силой. Поэтому и ведёт разговор умерший отец со своим сыном в сказке “Сивка-Бурка”.

Девушки могли чувствовать себя принцессами и в тот день приехали в праздничные костюмы. Каждая из них также украшала корону. В непринужденной обстановке все участвовали в любимых играх. В течение дня мальчики старались быть добрыми и добрыми. Группа «Пчелы» дополнительно приняла участие в коротком шоу с использованием сухого льда, организованного г-жой Юстиной Джареммус-Мадер.

В пятницу, 17-го. дети из детского сада и групп 0 принимали участие в «Театре с большим путешествием». Дети и актер рассеяли поезд, и вдруг Берсия остановилась на открытом поле. Оказалось, что есть провал, и город очень далеко, и там вы можете найти помощь. Водитель должен сделать разминки, чтобы преодолеть дорогу в город. Дети помогли построить замок, кирпичи устроили ритм мелодии, а другие выполнили свои действия, пока не был построен замок, в котором жил рыцарь. Водитель был в дороге, дети пели песню, и наш герой остановил большое озеро.

3. Слайд. Виды сказок.

Сказки можно поделить на несколько видов (типов):

  • Волшебные.
  • О животных.
  • Социально-бытовые.
  • Докучные.

Волшебные сказки начинаются обычно так: “В некотором царстве, в некотором государстве...”, “Жили да были...”. Кончается сказка богатым свадебным пиром и присловьем: “Я там был, мед - пиво пил, по усам текло, а в рот не попало” или “Стали они жить - поживать и добра наживать”.

Капитан пиратского корабля счастлив отплыть корабль на другую сторону озера, но нет экипажа, который заболел. Дети согласились заменить экипаж и выполнить приказы капитана судна. Они были счастливы потянуть веревку, поднять якорь и укрепить корабль со словами трущоб. Наконец, на материке, и вы можете пойти на пение песни, вдруг на дороге стоит Нинджа три имени. Затем движется водитель и дети поют, пока он не отправится на Дикий Запад.

Дети отремонтировали поезд, и через некоторое время выяснилось, что это конец совместного путешествия. Затем они встретили новый инструмент - кларнет, принадлежащий к семейству деревянных духовых инструментов. Он был прекрасно описан поэмой, иллюстрированной музыкой. Дети с большим интересом слушали песни, исполненные на кларнете, в том числе: «Польская девушка», «Польский дед», «Полет шмеля» и мелодия из фильма «Вабанк». Несколько частей рассматриваемых фрагментов касались также польских национальных танцев.

Волшебные сказки (подводим курсор к данному названию и щелчком мышки переходим на 4 слайд).

4. Слайд. Сказочные существа (анимационные картинки внутри слайда появляются автоматически, последняя анимационная картинка - жар птица).

В волшебной сказке человек общается с существами, которых в жизни не встретишь: Кощей бессмертный, Баба Яга, великаны, водяной и т.д. Тут и звери невиданные: Олень Золотые рога, Сивка- Бурка, Змей Горыныч, Жар-птица...

В конце, два, выбранные преподавателем, со временем отделили отдельные крупинки. Музыкант г-н Вальдек начал встречу с горным звонком. Касия вместе с детьми рассказывал рассказы о горном призыве, который каждый день в 00 играет на башне церкви Святой Марии в Кракове. Во Вроцлаве, в Ратуше, вызов горна воспроизводится только по воскресеньям. Дети познакомились со строительством трубы, они услышали фрагмент из оперы Аиды, названный «Триумфальный марш или победы».

На трубе играют различные сигналы, среди прочих проснуться, отдохнуть при внимании. В конкурсе детские музыкальные загадки знали, какие мелодии они были, например, из сказки «Гумиси». Команда начинает заканчивать полем. Во вторник, 16-го. дети из детского сада и групп 0 смотрели спектакль под названием «Команда начинает качать с полюсом». Пингвин посетил Северный полюс со своими родителями и, как ни странно, отошел от своих родителей о том, что он сказал полярным медведям. Жители Северного полюса начали искать родителей пингвинов.

5. Слайд. Скатерть самобранка (анимационные картинки внутри слайда появляются автоматически, последняя анимационные картинка - волшебный веник).

Нередко в руки попадают чудесные предметы: клубочек, который укажет дорогу, кошелёк- самотряс, скатерть самобранка, сапоги - скороходы, гуси - самоигры...

В волшебной сказке возможно всё. Хочешь стать молодым - поешь молодильных яблок. Надо оживить царевну - спрысни её сначала мёртвой, а потом живой водой...

Ученые предполагают, что волшебная сказка зародилась ещё до принятия христианства. В те времена на Руси поклонялись языческим богам. Мир волшебной сказки - это мир многобожия, т.е. язычества. Поэтому в сказках человеку стараются помочь или - же помешать древние властители стихий, природных сил: Солнце, Месяц, Ветер, Морозко, водяной морской царь. Священника в волшебной сказке не встретишь - всё колдуны и ведьмы.

Число “три” со времён глубокой древности имеет магическое значение. В сказке всегда: в семье три сына, три сестры, у Змея Горыныча три головы, три задания должен выполнить герой.

Про сказочного Ивана - дурака принято думать хорошо. Это он с виду такой, а на самом деле - умный.

Вспомним, что сказка передавалась устным путем, и рассказчик что-то изменял, добавлял свое. Так появились сказки похожие друг на друга, но не в точности одинаковые.

Например: в одном варианте сказки “Царевна - лягушка” царевич женится на лягушке без всяких разговоров, а в другом - хочет от неё уйти, но она его не отпускает и угрожает: “Не

возьмешь меня в жены, не выйдешь из болота”. По разному в сказках лягушка помогает суженому выполнить задания царя: или сама сделает, или слуг призовет. Задания тоже разные бывают. Но во всех сказках Иван – царевич совершает одну и ту, же ошибку - сжигает лягушечью кожу. И во всех сказках должен пройти три испытания, прежде чем вернуть свою жену.

6. Слайд. Отрывок из мультфильма “Волшебное кольцо”

Сказки о животных (подводим курсор к данному названию и щелчком мышки переходим на 7 слайд).

7. Слайд. Герои сказок - петух, заяц, лиса, волк...

Сказки о животных, как и волшебные, возникли в глубокой древности. Их обычно рассказывали перед началом охоты, что было своеобразным ритуалом и имело магическое значение. Говорится в них не о фантастических летающих конях или золоторогих оленях (как в волшебной сказке), а о повадках, проделках и приключениях обыкновенных, всем нам знакомых диких и домашних зверей, а так же о птицах и рыбах. Народ наделил сказочных животных всем тем, что присуще человеку. Да и характер братьев наших меньших уподобляется человеческому: заяц - трусоват, волк - жаден, лиса- Патрикеевна - хитрее хитрых, обманет кого, хочешь. Баран всегда - упрям, козел – драчлив, а петух смел и бесшабашен.

Вспоминаем с ребятами сказки о животных? (“Зимовье зверей”, “Кот и лиса”, “Терем-теремок”, “Кот петух и лиса”...)

8. Слайд. Михаил Потапыч.

Медведь, по представлению древних славян, мог предсказывать будущее. Не редко он представлялся страшным, мстительным, не прощающим обиды. Но от века к веку образ медведя становился все добрее и добрее. У русских медведь- “дедушка”, “старик”. Люди верили, что медведь может помочь человеку, вывести заблудшего из леса.

9. Слайд. Пословица “Не рой другому яму, сам в неё попадешь”.

Образы из многих сказочных историй о зверях и птицах легко обращаются в пословицы и поговорки. (Кратко можно рассказать сказку “Не рой другому яму”, полный текст на последней странице). Жадный волк перешел из сказок в пословицу “Не клади волку пальца в рот” и поговорку “Волка в пастухи поставили” (о глупцах, неосторожно обращающихся со своим и чужим добром).

Попросить ребят продолжить пословицу “Не рой другому яму, сам в нее попадешь” (продолжение пословицы появится после щелчка).

10. слайд. К сказке “ Лиса и журавль”.

Вспоминаем с учащимися сказку о том, как лиса и журавль в гости друг к другу ходили. Чему же учит нас сказка? (Выслушать мнения ребят).

Отсюда вывод: как ты относишься к другим, так и они и к тебе будут относиться.

Попросить ребят продолжить пословицу “Как аукнется, так и откликнется ” (продолжение пословицы появится после щелчка).

Излюбленный герой сказок о животных - плут, хитрец и обманщик. Особенно часто говорится об отношениях лисы и волка, где жертвой обмана всегда становится волк. “Кумушка-голубушка” не редко за свою ловкость, храбрость и изворотливость в одурачивании волка, вызывает наши симпатии.

11. Слайд. Отрывок из мультфильма “Лисичка сестричка и серый волк” (наводим курсор на видео и воспроизводим щелчком мышки). Переход на 3 слайд по гиперссылке в виде квадратика.

Социально-бытовые сказки (подводим курсор к данному названию и щелчком мышки переходим на 12 слайд).

12. Слайд. Героями сказок являются обыкновенные люди.

Бытовая сказка или социально - бытовая (её еще называют сатирической), появилась гораздо позже волшебной. Рассказывается в ней о жизни русского крестьянина последних двух столетий, хотя некоторые сюжеты пришли из очень далёких времён.

Сказка передаёт быт, обстоятельства народной жизни. Здесь все обыкновенно, все происходит в повседневной жизни. Но, так как это сказка, то правда здесь соседствует с вымыслом, с событиями и действиями, которых на самом деле быть не может. В бытовой сказке противопоставляются слабый и сильный, бедный и богатый, жадный и щедрый, умный и глупый.

Всегда в сатирической сказке с уважением относятся к умелым работникам и высмеивают лодырей. Как правило, в самом начале сказок подчеркивается нищета мужика: ему и его семье нечего есть, не во что одеться. В представлении народа в богаче сосредоточено все плохое - скупость, глупость, жестокость. Поэтому помещик и барин в сказке всегда изображаются злыми и жадными. Бедняк же всегда честен, трудолюбив, добр.

13. Слайд. Народ верил, что царь хороший.

Отношение к царю двойственное. Народ верил, что царь - батюшка хороший - это бояре у него плохие. Царь не знает, как трудно живётся простому народу, а вероломные бояре утаивают от него правду. Но если царь и мужик встретились один на один, то всегда царь против мужика выступает, а верх одерживал всегда мужик.

14. Слайд. Священник.

В социально-бытовой сказке впервые появляется священник. Он нередко жаден, порой даже лицемерен, но никогда не изображался жестоким, грубым. Священник всегда ласков. Его любимое слово - “свет”: “Свет ты мой Ванюшка!”

Без обмана в бытовых сказках нельзя. В сказке “Волшебный кафтан”, рубит мужик в лесу дрова, сильный мороз, так ему работается, что жарко стало. Снял он кафтан. А тут барин, тут барин замёрзший едет. Сказал мужик барину, что кафтан волшебный и греет на расстоянии. Тот и купил кафтан за большие деньги.

В бытовой сказке (недаром её называют ещё и плутовской) вполне допустима и кража. По одной из версий сказки “Вор”, Климка – вороватый, украл барского коня, простыни с постели, а то и саму барыню.

15. Слайд. Солдат - любимый герой народных сказок.

Солдат - любимый герой народных сказок. Ловкий, находчивый, смелый, веселый, неунывающий, всё знающий и всё умеющий. В огне не сгорит и в воде не утонет. Солдат обычно возвращается домой после 25-летней службы. По дороге с ним и приключаются удивительные истории. Вспоминаем сказку “Каша из топора”, “Солдат Иванка”...

В бытовых сказках всегда неудачи преследуют тех, кто в реальной жизни обижал народ. Мужик берёт верх над барином, работник над попом. Если в волшебной сказке победа чаще всего достигается в бою с помощью чудного оружия, то в бытовой сказке происходит как бы состязание умов: кто кого перехитрит, кто окажется сообразительнее. Сказитель может изменить содержание сказки, но барин никогда не станет хорошим, а мужик и солдат плохими.

16. Слайд. Отрывок из мультфильма “Умная дочка” (наводим курсор на видео и воспроизводим щелчком мышки). Переход на 3 слайд по гиперссылке в виде квадратика.

Докучные сказки (подводим курсор к данному названию и щелчком переходим на 17 слайд).

17 Слайд. Сказки бабушки Груни.

Докучных сказок много. Сначала послушаем докучные сказки, которые расскажет баба Груня и ответим на её вопрос (щелчком по значку звука воспроизводим речь бабушки).

“В одном болоте жила лягушка по имени, по отчеству Квакушка. Вздумала лягушка вспрыгнуть на мост, присела, да и завязила в тину хвост! Дергала, дергала, дергала, дергала - выдернула хвост, да завязила нос. Дергала, дергала, дергала, дергала - выдернула нос, да завязила хвост...”

“Жил-был, был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало, не начать ли нам сначала?..

Учащиеся отвечают на вопрос, который задала баба Груня.

Докучные сказки - значит бесконечные, от слова докучать, надоедать. Докучная сказка - сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста. В некоторых из докучных сказок рассказчик задаёт вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, который и используется для очередного повтора сказочки. Сюжет сказочки не развивается, связующий вопрос вызывает у слушателя только недоумение и досаду.

“Сказать ли тебе сказку про белого бычка? - Скажи. - Ты скажи, да я скажи, Да чего у нас будет, Да доколь у нас будет, Сказать тебе сказку про белого бычка?..

Русская народная сказка - это сокровище народной мудрости. Сказки убаюкивают, погружают в атмосферу волшебства и чуда. Сказка - это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом.

Сказка учит нас отличать хорошее от плохого, добро от зла, смекалку от глупости. Сказка учит не отчаиваться в трудные минуты и всегда преодолевать трудности. Сказка учит, как важно каждому человеку иметь друзей. И тому, что если ты не бросишь друга в беде, то и он поможет тебе в трудную минуту.

Читая сказку, человек волнуется, переживает, а когда, наконец, всё благополучно заканчивается, испытывает удовольствие, как от любой другой книги. Сказка сегодня - не полуразрушенный памятник далекого прошлого, а яркая живая часть нашей национальной культуры.

18 - 19 Слайды. Викторина (переход по щелчку).

Вопросы викторины:

  1. Почему русские народные сказки называются народными? (Сказку придумал народ).
  2. К какому виду сказок относится сказка “Царевна лягушка”? (К волшебным сказкам).
  3. Из чего солдат сварил самую вкусную на свете кашу? (Из топора).
  4. К какому виду сказок относится сказка “Колобок”? (К сказкам о животных).
  5. В каких сказках впервые появляется священник? (В социально - бытовых сказках).
  6. В каком топком месте царевна-лягушка скучала невестой? (В болоте).
  7. Эта скатерть знаменита
    Тем, что кормит всех досыта,
    Что сама собой она
    Вкусных кушаний полна. (Скатерть - самобранка).
  8. Смерть его на игле,
    В сундучке лежит в земле.
    Никого, чем он нет злей.
    Как зовут его? (Кощей).
  9. Какой вид сказок знакомит нас с жизнью русского крестьянина? (Социально - бытовые сказки).
  10. Помесь ящера, летучей мыши и огнемёта, летает и имеет несколько голов? (Змей Горыныч)
  11. Храбрый, весёлый, находчивый человек, который возвращается домой после 25-летней службы. Кто это? (Солдат).

Список использованных источников и литературы.

  1. Русские народные сказки. М.: Омега, 1997.
  2. Русские народные сказки. М.: Педагогика, 1994.
  3. Русские сказки. М.: Авлад, 1992.
  4. Сказки из лукошка. М.: Кавалер, 1994.
  5. Сказки о Бабе Яге. М.: Станок ПРЕСС, 2002.
  6. Сказки о богатырях. М.: Станок ПРЕСС, 2003.
  7. Сказки о животных. М.: Станок ПРЕСС, 2002.
  8. Шаров А. Волшебники приходят к людям. М.: Детская литература, 1985.
  9. Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1987.
  10. Энциклопедия для детей. М.: Аванта+, 1998. Т.9: Русская литература. Ч.1.
  11. Волшебное кольцо[видеозапись]/ реж. Л. Носыров. М.: Союзмульфильм, 1979.
  12. Волчище – серый хвостище [видеозапись]/ реж. Г. Баринова. М: Союзмультфильм, 1983.
  13. Умная дочка [видеозапись]/ реж. Е. Чернова. М: Союзмульфильм, 2004.
  14. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях [аудиозапись]/ реж. И. Иванов-Вано, комп. Ю.Никольский. СССР, 1951.
  15. URL: http://mirgif.com/malenkie-animashki-telo.htm
  16. URL: http://fantasyflash.ru/index.php?&kontent=anime
  17. URL: http://smayli.ru/transporta_6.html
  18. URL: http://smayls.ru/animashki-jivotnie.html

Используемые компьютерные программы.

  1. Microsoft Office PowerPoint - программа для создания презентаций.
  2. Audacity- простой в работе, а также абсолютно бесплатный звуковой редактор для Windows и других операционных систем.
  3. VirtualDub - программа для работы с видео. Несмотря на свои относительно скромные размеры, является качественным и бесплатным видео редактором с удобным пользовательским интерфейсом.
  4. FormatFactory - небольшая и простая в использовании программа, позволяющая конвертировать видео, аудио и графические файлы в большое количество форматов.
  5. АудиоМАСТЕР - многофункциональный аудиоредактор для работы с звуковыми файлами всех популярных форматов. Кроме стандартных функций, позволяет записывать голос, создавать рингтоны для мобильных, захватывать музыку с CD.

Русская народная сказка “Не рой другому яму”

Раз повздорила Лягушка с Мышью; Мышь Лягушку крепко побила, и Лягушка с той поры на нее злобу затаила. Прошло времени немало. У Мыши та ссора - из головы вон. Вот раз понадобилось ей зачем-то через речку переправиться. Как быть? Плавает-то она не лучше топора.

Сидит Мышь на бережку и думает; вдруг вылезла из воды Лягушка:

Чего задумалась?

Да вот, не знаю, как на тот берег переправиться.

Садись на меня, я тебя перевезу. Да чтобы тебе в воду не упасть, привяжись ко мне покрепче.

А сама думает: “Ладно, привяжись, я нырну и тебя с собой утащу под воду, вот тебе за старое и будет”. Мышь ничего худого не подумала, села на Лягушку, привязалась к ней веревочкой - и поплыли они. Только было Лягушка нырнуть собралась - заприметил Мышь Ястреб, кинулся на нее, ухватил, а за ней и Лягушку уволок.

Детям читают сказки. Фото: Игорь Зарембо / РИА Новости


190 лет назад родился Александр Николаевич Афанасьев. Именно он собрал и издал любимые многими поколениями жителей России «Народные русские сказки» и «Народные русские легенды». Воронежский литературный музей имени И.С. Никитина отмечает день рождения знаменитого этнографа проведением выставки «Воронежские сказочники и сказители». Старший научный сотрудник музея Ольга Дворядкина рассказала «Русской планете» о знаменитом сказочнике и о том, кто сочинил сказки «Финист - ясный сокол», «Кот, петух и лиса», «Мальчик с пальчик».

По словам Дворядкиной, выставка интересна тем, что можно увидеть собственными глазами давно ушедшую эпоху, в которой жили и творили, дарили радость, писали, изучали народное творчество уникальные люди. На экспозиции представлены прижизненные издания Афанасьева и воронежских сказительниц Барышниковой и Корольковой, их личные вещи и предметы быта.

– Идея выставки определилась в связи со 190-летием со дня рождения Александра Николаевича Афанасьева. У нас в музее хранятся его прижизненные издания. Ведь Афанасьев не только фольклорист, он -литературовед и философ. И его труды просто бесценны при изучении истории культуры Воронежской области, народного фольклора в целом. Очень важны рисунки художника Сергея Павловича Павлова, который изображал типы жителей Воронежской области и их костюмы. И Афанасьев, и Павлов входили в известный литературный и архивно-исторический кружок Второва Николая Ивановича, археографа, этнографа, общественного деятеля Воронежской губернии. С кружком Второва сотрудничал и Иван Саввович Никитин. Надо упомянуть и Алексея Андреевича Хованского, учителя русской словесности воронежского Михайловского кадетского корпуса, издававшего журнал «Филологические записки». В нем публиковался Афанасьев.

– Расскажите об истории издания «Народных русских сказок».

– Собирать русские народные сказки Александр Николаевич начал еще в юном возрасте. Он изучал их как явление народной культуры. А в 1851 году Афанасьев стал договариваться с Русским географическим обществом об издании сборника сказок. Их свод выпускался восемь лет, начиная с 1855 года. Русское географическое общество наградило Афанасьева золотой медалью за этот труд. В свод вошли более 600 текстов.

– Известно, что есть два вида сказок Афанасьева: оригинальные народные, записанные Афанасьевым, и отредактированные…

– Первый вариант - это вариант для литературной, исследовательской, научной работы. Второй - для чтения. Еще был выпуск «Русские детские сказки». Но больше всего, по утверждению самого Александра Николаевича, он любил сказки «Волшебные», обязательно с хорошим концом, где добро побеждает зло.

– У другого сборника Афанасьева «Народные русские легенды» судьба не такая счастливая…

– Да, после выхода первого издания «Легенд» церковные власти добились его запрета. В «Народных русских легендах» сплелись христианские мифы и языческие представления народа о взаимоотношении природы и человека, о вере и безверии, чего Церковь не приняла. Хотя в своих комментариях к книге Александр Николаевич подробно анализирует и объясняет, откуда у народа такое понимание веры.

«Легенды» потом были изданы в Лондоне в типографии Герцена и отложены на полвека. Только в 1913 году вышло второе издание.

«Сказки бабушки Куприянихи» и «Финист - ясный сокол»

– Если выставка так много рассказывает о сказочнике, она, конечно, не может не рассказать о сказителях, вернее, о сказительницах…

– Две известные воронежские сказительницы - Анна Куприяновна Барышникова и Анна Николаевна Королькова - явление уникальное и, пожалуй, в своем роде, непревзойденное. Так, как они рассказывали сказки, не рассказывал и не рассказывает никто. «Сказки бабушки Куприянихи» -книга известная. А у нас, кроме того, целый фонд вещей Барышниковой. Их передала в музей ее дочь. Свидетели рассказывали, что слушать сказки в исполнении «Куприянихи» было все равно, что спектакль смотреть. Ведь чтобы сочинить и рассказать сказку, надо особый дар иметь. Правительство молодой тогда еще советской республики искало самородные таланты. И творчество Анны Куприяновны не могло остаться незамеченным. С 1928 года ее сказки записываются, передаются по радио. Корни таланта Барышниковой, как и второй, известной на весь мир воронежской сказительницы Анны Николаевны Корольковой, - в семьях. У обеих еще деды и прадеды слыли известными сказочниками и сказителями. А ведь обе Анны из крестьянских семей, жизнь которых складывалась очень непросто.

Анна Николаевна Королькова - личность настолько разносторонняя, что просто диву даешься. Очень музыкальная, она во время эвакуации создала хор, с которым выезжала в прифронтовую полосу. Писала для хора песни, частушки, рассказывала солдатам сказки.

И, кстати сказать, хор Корольковой вошел в созданный К. И. Массалитиновым «Воронежский русский народный хор». Ну, а после того, как в Москве были выпущены сказки Анны Николаевны, она стала известна и за рубежом: сказки были переведены на немецкий и японский языки.

– Ольга Викторовна, на открытии была довольно взрослая публика, а как вы думаете, детям будет интересно узнать, кто сочинял их любимые сказки?

– Сказки Корольковой мы все знаем с детства: «Финист - ясный сокол», «Кот, петух и лиса», «Бова королевич», «Мальчик с пальчик»… Их очень много. С них начинается детство. Дети очень любопытны. Если им интересно рассказать, как сказка сочинялась и сказывалась, они это запомнят. А старшие школьники, те, кто любит и интересуется литературой, литературоведением, историей, безусловно, не пройдут мимо биографий из знаменитых земляков. И мимо их книг.

Сказки, легенды, былины - отражение жизни народа. Его представление обо всем происходящем. И если Александр Николаевич Афанасьев, как ученый, исследовал через сказки народную культуру, то Анна Куприяновна Барышникова и Анна Николаевна Королькова в своих сказках метко и хлестко определяли все, что мешает, и что помогает народу жить. А выставка «Воронежские сказочники и сказители» рассказывает об этом.