Главные герои сказки финист ясно солнышко. Отзыв о сказке Платонова «Финист — Ясный Сокол. Сказка Финист - ясный сокол читать

Анализ басни В.А.Крылова «ВОЛК И ЯГНЕНОК».

Басня написана Крыловым в 1809 г. в Петербурге. Первые из своих знаменитых басен Крылов читал в доме президента Академии художеств, директора Ассигнационного банка Оленина. В 1809 г. вышла книга «Басни Ивана Крылова». Басня «Волк и Ягненок» вошла в этот сборник.

1. Сюжет басни.

Завязка:

«Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться».

Кульминация заключается в диалоге Волка и Ягненка:

«…Но я с тобой за их разведаюсь грехи».

Развязка:

«Сказал и в темный лес ягненка поволок».

Для характеристики персонажей можно обратиться к вопросам. Учитель предлагает ученикам составить таблицу, ответив на вопросы и выполнив задания:

1. Подберите синонимы, характеризующие Волка и Ягненка.

2. Какова истинная цель героев?

3. Что раздражает и злит Волка?

4. Кто побеждает в споре?

5. Почему Волк позволяет себе бесцеремонное поведение?

ВОЛК ЯГНЕНОК

1. Сильный, злобный, жестокий, 1. Маленький, беззащитный,

непорядочный, бессовестный, наивный, честный, открытый,

лживый, изворотливый. испуганный, смышленый и т.д

1. Хочет съесть ягненка, потому 2. Доказывает правоту, Надеется

что голоден. на понимание.

1. Правдивость ягненка, его наивные и искренние оправдания,

честность.

4. Сбрасывает маску «законности», 4. Побеждает только в словесно

открывая истинную цель. споре.

5. На его стороне власть и грубая сила,

он уверен в безнаказанности.

Волк- это образ человека, «сильного мира сего», имеющего все права и привилегии в обществе. Ягненок- это представитель народа, бесправный крепостной крестьянин, который всегда виноват. Закон на стороне богатых.

5.Мораль басни:

У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в истории мы тьму примеров слышим,

Но мы истории не пишем;

А вот о том как в баснях говорят.

Это поучительный вывод, который помещен в начале басни.

6.Авторская позиция выражена в морали, которая является основной мыслью (идеей произведения). Крылов с негодованием говорит о том, что в России народ бесправен, беззащитен, забит, унижен, но сочувствие и симпатии автора на его стороне. Власть и закон не защищают обездоленных людей, давая все права и привилегии богатым и могущественным.

6.Речь автора проста и понятна, приближена к разговорной. Крылов использует просторечия: наглец, рыло, питье, голову сорву и т.д. Интонация постоянно меняется: мораль произносим с горечью и осуждением, фразы Волка вначале лицемерно, слащаво, притворно, обиженно, а затем грубо, искренне злобно:

«Молчи! Устал я слушать».

В речи Ягненка звучит испуг, наивность, робость и надежда на справедливость.

Иван Андреевич Крылов сотворил большое количество нравоучительных произведений. Знаменитая басня под названием «Ворона и лисица» увидела свет в 1808 году. Фабула творения не является оригинальной, тему лести раскрывали: древнегреческий поэт Эзоп и популярный писатель из Франции Жан де Лафонтен. Подобный сюжет встречается в творениях немецкого драматурга Лессинга, а также у поэтов Сумарокова и Тредиаковского. Расхождения касаются главных героев, но суть всегда остаётся той же.

Фабула

С давних времён жанр басни имеет лицо животного мира . Главная задача произведения – раскрытие и выражение морали, нравственной истины, возникающей в обществе. Порочность у Крылова обладает своеобразными чертами русского эпоса. Это отличает его басни от похожих произведений Лафонтена и Эзопа. Фабула рассматриваемого варианта «Вороны и лисицы» обладает простой структурой, лёгкой незатейливостью и откровенностью.

На заметку!

Структура произведения делится на две части. В первом четверостишие читатель находит основную мораль, по мнению самого автора. Крылов порицает лесть и говорит, что она ещё долго не выведется из умов множества людей. Вторая часть включает 23 строки, в которых разместился сюжет и монолог автора.

Рыжая героиня басни Крылова «Ворона и лисица» льстит и говорит вещи, которые совершенно не относятся к обладательнице сыра. «Пернатая гордячка» никак не располагает прекрасными глазками, изящным носиком и ангельским голосом, о которых говорит лиса. Не выдержав давления внутреннего тщеславия, глупая ворона выкрикивает и теряет вкусную «драгоценность». Лисица добивается своего и скоропостижно скрывается восвояси.

Мораль басни «Ворона и лисица» - проблематика

В произведении нет положительных нравов. Крылов обстоятельно высмеивает порок, обманувший себя же. Детям нельзя брать пример с аллегорической темы внутри басни . Ворона слишком черства и глупа, лисица – самодовольна и хитра. Проведя анализ, читатель поймёт, что здесь не описывается добродетель в своей чистой манере, не отмечаются ошибки поведения. Первые слова басни о лести производят впечатление морали, но нравственность эта натянута.

Проблематика басни актуальна для времени самого автора. В начале XIX века угодническое поведение было распространено в сферах высшего общества. Лесть укрепилась и перестала казаться чем-то порочным. Сатиры с применением аллегорий приносят достаточную пользу, потому что побуждают испорченных людей обращаться к своему сознанию и пытаться избежать дальнейшего позора.

Анализ басни «Ворона и лисица»

В произведении имеются две стороны , разворачивающие действие вокруг одного прельщающего предмета. Лиса чаще всех других представителей фауны упоминается в произведениях И.А. Крылова. Этот зверь олицетворяет хитрость, лицемерие, эгоизм и умение сладостно льстить. Лисица остаётся глухой к чужим несчастьям, не знает большей радости, чем увидеть неудачу другого.

Ворона в басне представляется наивным, тщеславным и глупым созданием . Она обладает вкусным лакомством, драгоценной вкусностью. Птица понимает, как дорог этот объект в её клюве и думает, что никто неспособен отобрать небесный дар. Однако хитрый враг видит ворону насквозь. Большие пороки пернатого создания становятся аргументом в пользу потери благоухающего сыра. Крылов высмеивает глупость и низость характера, который так легко поддался льстивой провокации. Тема представляется актуальной и для теперешнего мира.

Отличия небылицы Крылова и басни Лафонтена

Заключение

Короткая и живая басня долгие годы предстаёт мерилом общества XIX века. Она преподаёт уроки , высмеивает порочность и учит не попадаться в ловушку неприкрытой лести. Всякая испорченность должна исправляться и не ступать по той дороге, что приводит к позору. Смысл басни определяет предрасположенность глупости к большому обману. Птицу не жалеют, её учат. Лисицей не восхищаются, её исправляют.

Все мы любим сказки, которые нам читают родители в детстве перед сном, а позже, когда мы учимся читать самостоятельно с удовольствием перечитываем их самостоятельно. И вот, предлагаем вам вспомнить сюжет русской народной сказки Перышко Финиста Ясна Сокола, что задают в школе на летние каникулы. даст возможность быстро познакомиться с героями и погрузиться в сказочный мир, который учит нас добру и злу.

Сказка для читательского дневника под названием Перышко Финиста Ясна Сокола знакомит нас со стариком, у которого было три дочери. Две из них были щеголихами и только младшая была настоящей хозяюшкой.

Однажды отец решил ехать в город и спросил у дочерей, что им привезти. Первые две попросили тканей на платья и только младшая попросила привезти перышко Финиста. По приезду отец привез ткани, а вот пера не нашел. Второй раз также отец ехал в город, и старшие вновь заказывают платки, а младшая — перышко. Но и в этот раз отец вернулся ни с чем для младшей дочери и только с третьей поездкой в город ему удается купить за тысячу рублей подарок для дочки, привезя его с золотыми сережками, которые заказали старшая и средняя дочери.

Обрадовалась девушка, стала прижимать к сердцу перышко, а когда вошла в свою комнату, выскочило оно из рук, ударилось о пол и превратилось в царевича. Стала девушка ворковать, а старшие сестры услышали звуки, и стали интересоваться, с кем это сестра разговаривает. Та и отвечала, что сама с собой. Решили сестрицы заглянуть в комнату, но царевич успел вновь обернуться в перышко. Как только ушли девицы, героиня открыла окно и выпустила перышко в поле, что тут же превратилось в сокола. Но каждую ночь он прилетал к девушке, превращался в молодца и они вели веселые беседы.

Когда на вторую ночь сестры вновь услышали голоса из комнаты, они доложили отцу. Но тот, когда проверил комнату и никого не обнаружил, поругал старших сестер за клевету. Решились тогда они на подлость. Вечером в окно они вбили иголки и ножи и когда сокол прилетел, то не смог попасть в комнату, а только изранился. Попрощался сокол с возлюбленной, сказав, как его найти, коли ей вздумается отыскать Финиста ясна Сокола.

А в это время девушка спала и ничего не подозревала и только утром обо всем узнала. Поняв, что это сестры погубили ее друга, решила все исправить. Она пошла к кузнецу, который сковал три пары обуви железные и три посоха. Нашла три каменные просвиры и пошла на поиски милого друга.

Уже первая пара обуви истоптана, и встретилась ей избушка, где жили старики. К ним и попросилась переночевать девушка, да спросить дорогу к Финисту Ясно Солнышко. Утром старушка направила героиню к своей сестре, которая должна была ее добру научить, при этом вручила подарки в виде серебряного донца и веретена. Будет девушка прясть, будет тянуться золотая нить. А дальше нужно бросить клубок и следовать за ним.

Шла девушка пока вторую пару обуви не истоптала, да второй посох не сломался. Привел клубок ко второй избушке, где приютили на ночь странницу юную. С утра старушка дала ей блюдце с золотым яичком, отправив ее к старшей своей сестре, которой известно место нахождения Финиста. Пошла она дальше. Шла долго, что и третью пару истоптала, третья просвира изглодана и вот очередная избушка. Попросилась на ночь и там старушка рассказала, что Финиста женила на себе обманным путем дочь просвирни. Поутру дала девушке пяльце, сказав, что иголка сама будет вышивать, а ей нужно только крепко его держать. При этом посоветовала устроиться к просвирне на работу.

Так она и сделала. Нанялась в работницы и приступила к делу. Все у нее кипит, бурлит, а дочь просвирни не нарадуется, что такая девица к ним нанялась. Все без приказа делает. В свободное от работы время героиня пряла и из-под пряжи золотая нить тянулась. Захотелось государыне заполучить веретено. Предложила купить его у девушки, да та попросила взамен от ее мужа мух ночью отгонять. Та и согласилась, ведь хотелось ей озолотиться.

Самого же Финиста не было целый день и только к вечеру тот прилетел, да не узнал в работнице красну девицу. Жена же в еду подмешала снадобья. Поэтому, когда красна девица явилась в комнату, тот крепко спал. Сколько не будила, не говорила, как истоптала башмаки, тот ничего не слышал. На другой день девица в свободное время стала катать золотые яйца. Увидела это дочь просвирни, просила продать ей блюдце с яичком. Девушка попросила еще одну ночь отгонять мух от ее мужа взамен на блюдечко. Все повторилось вновь. Не слышал никаких слов Ясный Сокол, спал крепким от снадобья, сном.

На третий день девушка достала пяльце, на котором иголка вышивала удивительные узоры. И его захотелось дочери просвирни. Вновь красна девица просит отгонять мух. Как ни пыталась разбудить его девица и в этот раз, но ничего не получалось. Отчаялась, разрыдалась и тут слеза падает на щеку Фенисту Ясна Соколу. Обожгла его слеза и проснулся молодец. Девушка ему поведала, как истоптала железные башмаки, как изгрызла просвирни и как уже три ночи не может его разбудить. Узнал ее царевич, взял за руку и ушли они со двора. Как ни пыталась найти их дочь просвирни, не смогла найти. А тем временем Финист с возлюбленной были же у ее родительского дома. Там он вновь превратился в перышко, которое девушка положила за пазуху.

Обрадовался дочери старик, стал Бога благодарить. В этот день как раз отец с сестрами в церковь собирались на молитву в честь праздника Пасхи. Но младшая не пошла, сказав, что ей нечего надеть. Пошел старик без младшей дочери. В это время Финист превратился в царевича, свистнул в окно и тут тебе и платья, и карета. Поехали молодые в церковь, стали впереди и всех удивляли. Ведь никто не мог понять, что это за царевна с царевичем такие. По завершении службы молодые первые покинули церковь и быстро уехали. Дома все исчезло, а Ясный Сокол вновь превратился в перышко.

Отец с двумя дочерьми приехали и рассказали о небывалом случае, о царевиче с царевной. На второй день и на третий вновь приезжал царевич со своей царевной и как раз в третий раз отец увидел, как карета подъезжала именно к его двору, а потом куда-то пропала. Старик расспросил дочь, да не смогла она больше скрывать правду. Все рассказала, а в доказательство вынула перышко, которое превратилось в Финиста. Тут же было венчание и сыграли пышную свадьбу.

Жил-был купец, было у него три дочери. Од­нажды отец собрался в город, спросил, какие по­дарки привезти дочерям. Старшая попросила купить ткань на платье. И средняя попросила ткань на платье. Младшая попросила привезти перышко Финиста ясна сокола. Отец уехал в го­род. Быстро нашел подарки старшим дочерям, но не мог найти перышка для младшей дочери. Вернулся домой, порадовал старших. Младшей пообещал в следующий раз привезти подарок.

Снова собрался отец в город. Старшие дочери попросили привезти платки. Младшая снова по­просила перышко. В городе отец нашел подарки старшим дочерям. Перышка найти ему не уда­лось. В третий раз отец собрался в город. Стар­шие дочери попросили привезти серьги. Млад­шая попросила привезти перышко. В городе отец купил дочерям серьги, стал искать перыш­ко. Но никто не знал, где оно может быть. Загру­стил отец и выехал из города. Вдруг увидел ста­ричка, который нес маленькую коробочку. Купец спросил у старика, что в коробочке. Ста­рик ответил, что там перышко Финиста ясна со­кола. Старик попросил за него тысячу рублей. Купец отдал деньги. Приехал домой, порадовал дочерей. Больше всех радовалась подарку млад­шая дочь.

Вечером девушка открыла коробочку, выле­тело перышко, ударилось об пол. И появился прекрасный царевич. Стали они разговаривать. Услышали сестры, стали спрашивать, кто у младшей в комнате. Девушка открыла двери. Там никого не было. Царевич в это время снова превратился в перышко. Сестры ушли. Перыш­ко превратилось в сокола и улетело в поле. На следующий день Финист ясный сокол снова прилетел к девушке. И стали они разговаривать. Сестры доложили отцу, что в комнате младшей кто-то есть. Отец им не поверил. Но на следую­щий день сестры придумали хитрость. Они вече­ром на окне младшей сестры натыкали ножни­цы и иголки. Ночью прилетел Финист, но не смог попасть в комнату. Он поранил себе кры­лышки. И сказал он девушке: «Прощай, красна девица! Если захочешь меня найти, ищи за три­девять земель, в тридесятом царстве. Придется тебе три пары железных башмаков сносить, три посоха чугунных сломать, три просвиры каменные изглодать, прежде чем найдешь меня!» Де­вушка крепко спала, но слышала эти слова. Но не могла проснуться. Утром она увидела на окне ножницы и иголки в крови, поняла, что се­стры погубили Финиста ясна сокола.

Девушка собралась и ушла из дома. Она ско­вала себе три пары железных башмаков, три чу­гунных посоха, запаслась тремя каменными просвирами и отправилась в дорогу. Одну пару башмаков истоптала, один посох сломала, одну просвиру изглодала. Увидела избушку, попроси­лась переночевать. В избе жила старушка. Де­вушка все ей рассказала. Бабушка направила ее к своей средней сестре, на дорогу подарила золо­тое веретено, из которого тянулась золотая нит­ка. Старушка так же дала девушке волшебный клубок, который указывал дорогу.

Пошла девушка дальше. Вторую пару башма­ков износила, посох изломала, изглодала камен­ную просвиру. Пришла к другой старушке, пере­ночевала у нее. Старушка подарила девушке серебряное блюдо и золотое яичко. Посоветовала старушка обратиться к ее старшей сестре. Пока дошла до нее девушка, последнюю пару желез­ных башмаков износила, третий посох чугунный изломала, третью просвиру каменную изглодала. Пришла к старушке, рассказала ей о том, что ищет Финиста ясна сокола. Старушка сказала, что он живет в таком-то городе, недавно женился на дочери просвирни. Подарила старушка золо­тые пяльцы и иголочку. Девушке нужно было только пяльцы держать, а иголочка сама выши­вать будет. Старушка сказала девушке пойти в тот город и наняться к просвирне в работницы.

Девушка так и сделала. Работала она очень хорошо, просвирня этому очень радовалась.

Однажды девушка закончила дела, взяла зо­лотое веретено и села прясть. Нитка тянулась из чистого золота. Увидела это дочь просвирни и за­хотела купить чудесную вещицу. Девушка не хотела брать никаких денег, попросила только разрешение ночью отгонять мух от мужа дочери просвирни. Та согласилась. Финист ясный сокол днем летал по небу, вернулся домой вечером. Он увидел девушку, но не узнал ее. Жена подмеша­ла Финисту ясну соколу сонного зелья в еду, уло­жила спать. Ночью девушка стала отгонять мух и горько плакала: «Проснись, Финист ясный со­кол! Я, красная девица, тебя нашла, три чугун­ных посоха изломала, три пары железных баш­маков износила, три просвиры каменные изгло­дала, когда тебя искала!» Но Финист спал, ниче­го не слышал. Ночь прошла. На следующее утро девушка взяла серебряное блюдечко и стала ка­тать по нему золотым яичком. Появилось много золотых яиц. Увидела это дочь просвирни, захо­тела купить чудесную штучку. Девушка попро­сила за это еще ночь отгонять мух от Финиста яс­на сокола. Его жена согласилась, снова подлила ему сонного зелья. Ночью он спал, не слышал ни­чего. Наутро девушка взяла золотые пяльцы, иго­лочка стала сама вышивать чудесные узоры. Уви­дела это дочь просвирни, захотела купить эту вещицу. Девушка попросила третью ночь отго­нять муж от Финиста ясна сокола. Жена согласи­лась, снова опоила его сонным зельем. Ночью де­вушка отгоняла муж и горько плакала. Финист ясный сокол крепко спал. Но вдруг ему на щеку упала слеза девушки. И он проснулся. Девушка все ему рассказала, тут он узнал ее и очень обра­довался.

Ушел Финист ясный сокол вместе с девушкой от просвирни. Его жена пожаловалась матери, та велела лошадей запрячь, отправилась в погоню. Но догнать его не смогла. Финист ясный сокол вместе со своей суженой уже были возле ее дома. Он снова превратился в перышко. Девушка взяла перышко и вернулась домой. Отец был очень рад.

На следующий день отец девушки и сестры отправились в церковь. Девушка не пошла, сказа­ла, что ей нечего надеть. Сестры предложили свои платья, но она отказалась. Отец вместе со старши­ми дочерьми уехал. Перышко превратилось в ца­ревича. Тот свистнул, тут же появились дорогие платья и золотая карета. Царевич и девушка при­ехали к церкви. Все на них смотрели и любова­лись. Дома старшие сестры рассказали девушке, что видели прекрасного царевича с царевной.