Союзные сложные предложения бывают. Сложносочиненное предложение: примеры. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Основные виды сложных предложений с подчинительной связью

Сложные предложения - это предложения, состоящие из нескольких простых.

Основными средствами связи простых предложений в сложных являются интонация, союзы (сочинительные и подчинительные) и союзные слова (относительные местоимения и местоимённые наречия).

В зависимости от средств связи сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные . Союзные предложения подразделяются на сложносочинённые и сложноподчинённые .

Сложносочинённые предложения (ССП) - это сложные предложения, в которых простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами.

Типы сложносочинённых предложений по характеру союза и значению

Тип ССП Союзы Примеры
1. соединительными союзами (соединительные отношения). И; да (в значении и ); ни..., ни; да и; тоже; также; не только..., но и.

Открыли дверь, и в кухню паром вкатился воздух со двора (Паустовский).
Лицо её бледно , слегка раскрытые губы тоже побледнели (Тургенев).
Не только не было никакой рыбки, но и удилище не имело даже лески (Садовский).
Он шуток не любил , да и её при нём оставляли в покое (Тургенев).

2. Сложносочинённые предложения с противительными союзами (противительные отношения). А; но; да (в значении но ); однако (в значении но ); зато; но зато; а то; не то; а не то; частица же (в значении союза а ); частица только (в значении союза но ).

Иван Петрович ушёл , а я остался (Лесков).
Убеждения внушаются теорией, поведение же формируется примером (Герцен).
Я ничего не ел , но голода я не чувствовал (Тендряков).
Утром прошёл дождь , зато сейчас над нами блистало чистое небо (Паустовский).
Ты сегодня же должен поговорить с отцом, а то он будет беспокоиться о твоём отъезде (Писемский).
Лодки сразу исчезают во тьме, только долго слышны всплески вёсел и голоса рыбаков (Дубов).

3. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами (разделительные отношения). Или; либо; не то..., не то; то..., то; то ли..., то ли.

Либо рыбку съесть , либо на мель сесть (пословица).
Не то он завидовал Наталье, не то он сожалел о ней (Тургенев).
То ли на него подействовала тишина и одиночество , то ли он просто вдруг взглянул другими глазами на успевшую стать привычной обстановку (Симонов).

Обратите внимание!

1) Сочинительные союзы могут связывать не только части сложносочинённого предложения, но и однородные члены. Их разграничение особенно важно для расстановки знаков препинания. Поэтому при разборе обязательно выделите грамматические основы, чтобы определить тип предложения (простое с однородными членами или сложносочинённое предложение).

Ср.: От дымной проруби шёл человек и нёс большого осетра (Песков) - простое предложение с однородными сказуемыми; Денег дам на дорогу, и вертолёт вызвать можно (Песков) - сложносочинённое предложение.

2) Сочинительные союзы обычно занимают место в начале второй части (второго простого предложения).

Кое-где Дунай служит границей, но он служит и дорогой людям друг к другу (Песков).

Исключение составляют союзы тоже, также , частицы-союзы же, только . Они обязательно занимают или могут занимать место в середине второй части (второго простого предложения).

Мы с сестрой плакали , мать также плакала (Аксаков); Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину (Куприн).

Поэтому при разборе такие сложносочинённые предложения часто путают с бессоюзными сложными предложениями.

3) Двойной союз не только..., но и выражает градационные отношения и в школьных учебниках отнесен к соединительным союзам. Очень часто при разборе принимают во внимание только его вторую часть (но и ) и ошибочно относят к противительным союзам. Чтобы не ошибиться, попробуйте заменить этот двойной союз союзом и .

Ср.: Язык должен быть не только понятный или простонародный , но и язык должен быть хороший (Л. Толстой). - Язык должен быть понятный или простонародный , и язык должен быть хороший .

4) По значению сложносочинённые предложения очень разнообразны. Достаточно часто они близки по значению к сложноподчинённым предложениям.

Ср.: Уйдёшь ты - и станет темно (Шефнер). - Если уйдёшь ты , станет темно ; Я ничего не ел , но голода я не чувствовал (Тендряков). - Хотя я ничего не ел , голода я не чувствовал .

Однако при разборе принимается во внимание не это конкретное значение, а значение, обусловленное типом сочинительного союза (соединительный, противительный, разделительный).

Примечания. В некоторых учебниках и пособиях к сложносочинённым предложениям относят сложные предложения с пояснительными союзами то есть, а именно , например: Правление уполномочило его ускорить работы, то есть , иными словами, он сам себя уполномочил к этому (Куприн); Перелёты птиц выработались как приспособительный инстинктивный акт, а именно : он даёт птицам возможность избежать неблагоприятных условий зимы (Песков). Другие исследователи относят их к сложноподчинённым предложениям или выделяют в самостоятельный тип сложных предложений. Часть исследователей предложения с частицами только, же относят к бессоюзным предложениям.

Тема урока: Сложные союзные предложения.

Цель урока: Закрепить знания по изученной теме.

Задачи урока:

Обучающие - с опорой на знания, полученные учащимися по пройденному материалу, восстановить, закрепить сведения о типах сложных союзных предложений; продолжить работу по совершенствованию умений и навыков учащихся применять теоретические знания на практике; донести до сознания учащихся мысль о значимости и роли сложных предложений в жизни.

Развивающие - развивать мыслительную деятельность, познавательный интерес, творческие способности и практические умения и навыки учащихся.

Воспитывающие - воспитывать любовь к природе; разбудить интерес к яркой, образной речи; вызывать нетерпимость к загрязнению окружающей среды.

Тип урока : обобщение и закрепление изученного материала.

Методы обучения: интерактивные, проблемные, частично-поисковые, творческие.

Оборудование: интерактивная доска, слайды, дидактический материал (карточки, перфокарты, тесты).

Структура урока:

Организационный момент.

Мотивация.

Целеполагание.

Интерактивные упражнения.

Рефлексия.

Домашнее задание.

Оценивание.

Эпиграф к уроку: «… Природа смотрит как бы с неохотой

На нас, неочарованных людей». (Н.Заболоцкий)

Ход урока:

Организационный момент.

Учитель: Наш урок пройдёт под девизом: «Знай, люби и цени природу!»

Мотивация.

Заполнение «слепой» таблицы:

сложные предложения

союзные

бессоюзные

изъяснительные

определительные

обстоятельственные

Целеполагание.

Мы заполнили «слепую» таблицу. Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Предполагаемый ответ: будем повторять сложные союзные предложения, закрепим полученные знания по теме, выполнять практические упражнения по изученным темам и т.д.)

Учитель: На уроке мы закрепим полученные знания по теме, совершенствуем умения применять теоретические знания на практике.

Интерактивные упражнения.

«Ты - мне, я - тебе».

Учащиеся подготовили вопросы по теме, на которые требуется ответ: «Да -Нет». Вопросы задаются друг другу.

«Поиск соответствий».

Это предложение, которое представляет собой смысловое, грамматическое и интонационное единство, содержит две и более грамматические основы.

Сложное предложение.

Это сложное предложение, предикативные части которого равноправны по смыслу и связаны при помощи интонации и сочинительных союзов.

Сложносочинённое предложение.

Раздел науки о языке, в котором изучается строй связной речи, т.е. строение, значение синтаксических единиц, связи и отношения между ними.

Синтаксис.

Это сложное предложение, предикативные части которого соединены подчинительной связью, поэтому оно состоит из главной и придаточной частей.

Сложноподчинённое предложение.

Придаточная часть определяет существительное или местоимение в главной части предложения, присоединяются союзными словами.

Определительные придаточные предложения.

Придаточная часть изъясняет, дополняет, поясняет слово со значением речи, мысли, чувства, восприятия, находящееся в главной части предложения, присоединяются союзами и союзными словами.

Изъяснительные придаточные предложения.

Придаточная часть обозначает место, время, цель, причину, условие, уступку, сравнение, следствие, образ или способ действия, меру и степень, присоединяются союзами и союзными словами.

Обстоятельственные придаточные предложения.

Синтаксический разбор. Выразительно прочитать стихотворение, определить основную мысль, сделать синтаксический разбор предложений.

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна.

С утра обременённая работой,

Трудом лесов, заботами полей,

Природа смотрит как бы с неохотой

На нас, неочарованных людей». (Н.Заболоцкий).

Вывод: В стихотворении поэт говорит о том, что далеко не каждому человеку, даже если он наделён поэтической душой и художественным даром, удаётся разглядеть «подлинную радость» в привычном русском пейзаже, и автор приоткрывает завесу тайны над волшебством природы и даёт возможность всем желающим заглянуть в мир, который находится на расстоянии вытянутой руки.

Анализ предложений:

1 предложение: повеств., невоскл., сложное, союзное, сложносочинённое)

2 предложение: повеств., невоскл., простое, двусоставное, распр., осложнено обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.

Работа с перфокартами.

Задание: определить вид предложений.

А - простое предложение.

Б - сложносочинённое предложение.

В - СПП с придаточным изъяснительным.

Г -

Д - СПП с придаточным обстоятельственным.

Примеры предложений:

1. Если в сухой ветреный день выйти на луг и внимательно прислушаться, то можно услышать тихий шорох.

2. Всё лето цветут одуванчики, а созревшие их семена собраны в лёгкий пушистый шарик.

3. Человек - вершина природы, но животные, птицы, рыбы, деревья, цветы - её подножие.

4. Земля даёт нам полезные ископаемые, без которых представить сейчас нашу жизнь невозможно.

5.Знатоки знают, что соловьи поют неодинаково.

6. Вечером, когда скроется солнце, одуванчики свёртывают лепестки и засыпают.

7.Существует легенда, будто в давние времена ромашки были зонтиками у маленьких степных гномов.

8. Всем известно, что растения способны улавливать энергию солнца.

Правильный ответ:

5. Работа с текстом.

Задание: определить основную мысль текста, найти сложные предложения, определить их вид.

Пикник. Представьте себе: лес, просёлок, лужайка. С просёлка на лужайку съезжает машина, из машины выгружаются молодые люди, бутылки, корзины с провизией, девушки, транзисторы.

Разжигается костёр, ставятся палатки, включается музыка, а утром они выезжают. Звери, птицы и насекомые, которые всю ночь с ужасом наблюдали происходящее, выползают из своих убежищ. И что они видят?

На траву понатекло автола, пролит бензин, разбросаны негодные свечи и масляные фильтры. Валяется ветошь, кто-то обронил разводной ключ.

От протекторов осталась грязь, которая налипла на каком-то неведомом болоте … Но и, сами понимаете, следы костра, огрызки яблок, конфетные обвёртки, консервные банки, пустые бутылки, старые драные газеты …

(Из романа братьев Стругацких «Пикник на обочине»)

6..Творческое задание.

Задание: составить сложные предложения на тему «Природа и мы».

7. Работа в парах.

Учащимся раздаются карточки с разными заданиями, которые они выполняют в паре и отчитываются о выполнении работы.

Карточка № 1.

Установите соответствие: предложение - вид придаточного.

Сколько появляется в природе всяких красок и оттенков, когда сойдёт снег.

СПП с придаточным определительным.

Найдутся ли люди, которые бы не услышали в мартовском лесу перестук невидимых барабанов?

СПП с придаточным времени.

Вода в луже так чиста, что на дне отчетливо виден каждый прошлогодний листик.

СПП с придаточным определительным.

Вот поляне, где мы собирали грибы.

СПП с придаточным образа действия.

Карточка №2.

Преобразовать простые предложения с обособленными определениями в СПП с придаточными определительными.

1.Дождь размыл тропинку, круто поднимающуюся в гору.

2.Густой туман, нависший над морем, рассеялся.

3. Скворцы, прилетевшие в марте, поселились в новом скворечнике.

4. Ястреб, кружившийся над нашим двором, камнем упал вниз.

Карточка №3.

Определить средства связи в предложениях: союз или союзное слово?

Что имеем, не храним, потерявши - плачем.

Это были цветы, которые посадила мама.

Небо такое светлое, что напоминает глаза ребёнка.

Хорошо известно, что Землю надо беречь.

Карточка №4.

Закончите предложения, чтобы получились сложные предложения.

Человек - часть природы, так что …

Мы любим природу и хотим, чтобы …

Не будет рыба водиться там, где …

Человечество должно помнить о том, что …

Карточка №5

Постройте схемы предложений.

1.Куда не бросишь взгляд, всюду бело и пустынно.

2.Природу нужно беречь, чтобы в будущем наши потомки могли жить на чистой, красивой, живописной планете.

3. Земля — единственная известная в настоящий момент , на которой есть жизнь.

4. Экосистема — биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов, среды их обитания, а также системы связей и обмена веществом и энергией между ними.

Рефлексия.

Толстые” и “тонкие” вопросы:

На какой вопрос отвечают придаточные определительные? - когда в СCП между двумя простыми предложениями не ставится запятая? - как связаны простые предложения в составе сложного? - что такое СПП? - как отличить союз от союзного слова?

Какие союзы присоединяют предикативные части ССП?

Какие предложения называются бессоюзными?

Домашнее задание. Послушайте стихотворение Р.Рождественского и ответьте, почему человек ещё придёт просить прощения у природы. Напишите эссе.

Кромсая лёд, меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот,

Но мы ещё придём просить прощенья

У этих рек, барханов и болот,

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька.

Пока об этом думать неохота,

Сейчас нам не до этого … пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц и земли без воды.

Всё меньше окружающей природы,

Всё больше окружающей среды.

§ 1 Союзные и бессоюзные сложные предложения

В этом уроке рассмотрим группы сложных предложений и систематизируем свои знания о них.

Итак, известно, что сложные предложения в зависимости от средства связи между частями делятся на союзные и бессоюзные.

Например:

Союзная связь между частями сложного предложения осуществляется с помощью союза что и интонации.

Бессоюзная связь между частями сложного предложения осуществляется с помощью интонации.

§ 2 Виды сложных союзных предложений. Сложносочиненные предложения

В зависимости от средств связи союзные сложные предложения делятся на сложносочиненные (ССП) и сложноподчиненные (СПП).

Части любого сложносочиненного предложения связываются с помощью сочинительных союзов и интонации. Сочинительные союзы могут соединять как однородные члены предложения, так и равноправные простые предложения в составе сложносочиненного.

Например:

Простое предложение с однородными сказуемыми.

Сложносочиненное предложение -

Сочинительные союзы делятся на три группы:

·Соединительные: и; да (в значении и); не только... но и; как... так и;

·Противительные: а; но; да (в значении но); однако; зато;

·Разделительные: или; либо; то... то; не то... не то.

Смысловая связь простых предложений в составе сложносочиненного определяется теми союзами, которыми они связаны. В зависимости от группы союзов смысловая связь может передавать одновременность и последовательность действий, причинные отношения, чередование событий и их взаимоисключение, а также сопоставление и противопоставление.

Например:

В этом сложносочиненном предложении отражено чередование событий, переданное с помощью разделительного союза не то…не то.

§ 3 Сложноподчиненные предложения

Части сложноподчиненного предложения связываются с помощью подчинительных союзов или союзных слов (в виде местоимений и наречий) и интонации. Как подчинительные союзы, так и союзные слова соединяют в сложноподчиненном предложении простые предложения, из которых одно подчинено по смыслу другому, т.е. от одного предложения (главного) к другому (придаточному) можно поставить вопрос.

Например:

Подчинительные союзы делятся на следующие группы:

·Причинные: потому что; оттого что; так как; в виду того что; благодаря тому что; вследствие того что; в связи с тем что и др.;

·Целевые: чтобы (чтоб); для того чтобы; с тем чтобы и др.;

·Временные: когда; лишь; лишь только; пока; едва и др.;

·Условные: если; если бы; раз; ли; как скоро и др.;

·Сравнительные: как; будто; словно; как будто; точно и др.;

·Изъяснительные: что; чтобы; как и др.;

·Уступительные: несмотря на то что; хотя; как ни и др.

Смысловая связь простых предложений в составе сложноподчиненного также определяется теми союзами, которыми они связаны. Подчинительные союзы могут указывать на причину, условие, цель тех событий и явлений, о которых говорится в главном предложении.

Например:

В сложноподчиненном предложении передано значение цели, отраженное с помощью союза чтобы.

Союзная связь между частями сложного предложения, а также между однородными членами простого предложения нередко используется как стилистический прием, называемый многосоюзие, или полисиндетон.

Например:

Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, иугасал, исветился, иуходил куда-то в бесконечность.

Или стихотворение З.Н. Гиппиус, кипящее политическими страстями, написанное в виде многосоюзия, с использованием условного союза «если»:

Если гаснет свет — я ничего не вижу. Есличеловек зверь — я его ненавижу. Если человек хуже зверя — я его убиваю. Если кончена моя Россия — я умираю.

Этот стилистический прием, состоящий в намеренномувеличении количества союзов в предложении, замедляя речь вынужденными паузами, подчёркивает роль каждого из слов в предложении, создает единство перечисления и усиливает выразительность речи.

§ 4 Краткие итоги урока

Безусловно, будучи единицей общения как сложносочиненные, так и сложноподчиненные предложения являются вместе с тем и единицей формирования и выражения мысли. Умение правильно строить и употреблять в речи сложные предложения отражает интеллект человека.

Список использованной литературы:

  1. Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку:11 класс. – М.: ВАКО, 2005. – 320 с. – (В помощь школьному учителю).
  2. Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2007. – 285с.
  3. Егорова Н.В.Поурочные разработки по русскому языку: универсальное пособие. 9 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 224с.
  4. Богданова Г.А.Уроки русского языка в 9 классе: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2007. – 171 с.

Понималось как объединение простых предложений, достигаемое с помощью определенных синтаксических средств и характеризующееся смысловой, конструктивной и интонационной целостностью. Но его части не являются простыми предложениями, так как: 1) они часто не могут быть самостоятельными коммуникативными единицами, а существуют только в составе сложного; 2) не имеют интонационной завершенности; 3) все предложение целиком отвечает на один информационный вопрос, т.е. представляет собой одну коммуникативную единицу. Правильнее считать их не простыми предложениями, а предикативными единицами.

Классификация сложных предложений

Разберем сложносочиненные и примеры и их классификацию. Начнем с того, что и те и другие являются сложными. Сложные предложения различаются по характеру связи, характеру предикативных единиц, порядку следования частей. Они бывают союзными и бессоюзными. Союзные, на которых мы и остановимся в данной статье, в свою очередь, делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные предложения (примеры смотрите ниже).

Сложносочиненное предложение (ССП)

Структурно-семантическая классификация СПП опирается на важный формальный признак - характер синтаксической, формальной зависимости придаточной части от главной. Этот признак объединяет научные классификации В.А. Белошапковой и "Русской грамматики-80". Все СПП делятся на предложения нерасчлененного и расчлененного типа. Их дифференциальные признаки таковы.

Нерасчлененный тип

1. Придаточная часть находится в присловной позиции (относится к одному слову в главной), присловная или коррелятивная связь (относится к указательному местоимению).

2. Одна из частей синсемантична, т.е. не может быть семантически достаточной коммуникативной единицей вне состава сложного предложения.

3. Средства связи - синтаксические (многозначные) союзы и союзные слова.

Расчлененный тип

1. Придаточная часть относится ко всему главному предложению: детерминативная связь.

2. Обе части автосемантичны, т.е. потенциально способны существовать самостоятельно.

3. Средства связи - семантические (однозначные) союзы.

Самым важным признаком является первый, структурный признак.

Дальнейшая классификация СПП расчлененного типа проводится с учетом содержания, семантических аспектов (таких как время, условие, уступка, причина, цель, следствие, сравнительный, сопоставительный аспект, которыми может обладать сложноподчиненное предложение).

Примеры из художественной литературы и другие предложения:

  • Прошло уже несколько часов, с тех пор как я покинул город (временное).
  • Если сумеешь, приходи к двум часам (условие).
  • Хотя было уже поздно, в доме горел свет (уступка).
  • Свободного времени у меня почти не бывает, музыка требует полной отдачи (причина).
  • Чтобы хорошо учиться, надо потрудиться как следует (цель).
  • Его глаза сияли, как сияют на темном небе звезды (сравнительное).
  • Если он владеет мыслью, то формой он тем более владеет (сопоставительное).

Классификация СПП нерасчлененного типа прежде всего опирается на структурный признак - характер средства связи и лишь на второй ступени - на различия семантические.

Виды СПП нерасчлененного типа

1. С союзной связью: изъяснительные, определительные (количественные, качественные, квалификация) и компаративные.

2. С местоименной связью: местоименно-вопросительное и местоименно-относительное сложноподчиненное предложение.

Примеры из художественной литературы и другие предложения с союзной связью:

  • Глупо, что ты не придешь (изъяснительное).
  • Воздух так чист, словно его и нет (определительное, количественное).
  • Он говорил быстро, как будто его подгоняли (определительное, качественное).
  • Все это происходило так, будто никого не было в комнате (определительное сложноподчиненное предложение).

Примеры из литературы и другие предложения с местоименной связью:

  • Нужно было слышать, как он говорил (местоименно-вопросительное).
  • Дом, в котором мы живем, новый (местоименно-относительное, ориентированное).
  • Кто бы ни обращался, отказа не было (местоименно-относительное, неориентированное сложноподчиненное предложение).

Примеры предложений (5 класс, учебник русского языка поможет вам продолжить этот список), как вы видите, можно привести самые различные.

Более подробную теоретическую часть можно найти во множестве пособий (например, В.А. Белошапкова грамматика-80" и др.).