Школьный стресс. Когда нужно обратиться к психологу

О чем эта книга
Поступить в актерскую школу в 69 лет и в 79 покорить Голливуд. Избавиться от лишнего веса и привести себя в идеальную физическую форму в 58. Стать финансовым брокером в 75 и заработать миллион. Начать успешную спортивную карьеру в 60. Стать моделью в 82...
В этой книге собраны удивительные истории женщин, которые на собственном примере доказали, что реализовать свои мечты возможно в любом возрасте. И все же эта книга не только для тех, кому сегодня за пятьдесят.
Истории людей, нашедших свое счастье в возрасте за 60 или за 70 лет, невольно заставляют вспомнить о тех, кто несчастлив в 30, 40 или 20.
Конечно, после 50 наступает потенциально самый яркий и самый счастливый период нашей жизни. Но все же мне бы хотелось, чтобы и те, кто еще не достиг этого удивительного времени жизни, прочитав эту книгу, сказали себе:

"Если это возможно в 60, значит, это возможно и в 30!"

Для кого эта книга
Для тех женщин, которым кажется, что из "колеи" уже не выбраться.
И для тех, которые готовы к переменам, но не решаются сделать шаг в новое.

Фишка книги
Три десятка невыдуманных историй женщин, которые, перешагнув 50-летний рубеж (который считается порогом старости), отказались следовать общественным стереотипам, сменили образ жизни и теперь совершенно счастливы. Это настоящая прививка от старости - не физической, но ментальной.

От автора
Чудовищная ошибка многих современных женщин состоит в том, что они совершенно не планируют получать удовольствие от жизни после 50 лет. Многие уверены, что жизнь женщины заметно портится к 30, а к 50 годам совершенно заканчивается, и оставшееся время (а ведь это десятилетия!) нужно просто тихо доживать.
На самом деле это совершенный абсурд, и после 50 можно смело реализовывать свои мечты, какими бы они ни были. В этой книге собраны истории о том, как это сделать. Например, есть рассказ о преуспевающем скульпторе по металлу Рошель Форд. Она впервые взяла в руки инструменты, когда ей было 58. Просто ей всю жизнь хотелось "возиться с железками".
Или, например, история Евгении Степановой, которая начала спортивную карьеру в 60 лет. А теперь многократный чемпион мира и Европы по прыжкам в воду. Непростой спорт, опасный, но Степановой безумно нравится.
Неважно, насколько непривычным кажется занятие, ведущее к осуществлению мечты. Вот, например, Сильвия Уэйнсток всю жизнь работала школьной учительницей и начала печь торты только в 51 год. Сегодня она - безо всяких преувеличений - один из самых известных и высокооплачиваемых кондитеров в мире. Да, для этого ей пришлось упорно работать больше 30 лет подряд. Зато она довольна результатом и очень счастлива.
Никогда не поздно мечтать и никогда не поздно осуществить свою мечту. Как говорит одна из героинь этой книги Патрисия Горг, исполнившая свою мечту в 61 год, "занимайтесь тем, что вам нравится. Найдутся люди, которые скажут, что вы сошли с ума. Ничего страшного, эти люди просто вам завидуют".

Я познакомилась ещё до того, как мне прислали её на рецензию. Свой отзыв об этой книге оставила +Мария Смирнова , а некоторые истории прочитала на странице издательства в Google+. Правда, речь шла не об этой книге, а о другой, этого же автора, книге "Возраст счастья" (лучшие истории из которой вошли в книгу "Захотела и смогла"). И не просто прочитала, а использовала эти истории на уроке обществознания в 5 классе по теме "Возрасты нашей жизни". Пятиклассники говорили, что пожилые люди, в большинстве своём, сидят дома, смотрят сериалы, немного занимаются рукоделием, а, если есть сад, то садом. Да, они правы. Но не является ли это "правило" следствием распространённых стереотипов, которым следуют пожилые люди? "Предубеждения относительно возраста, которые существуют в современном обществе, — это так же неправильно и несправедливо, как гомофобия и расизм" , — говорит одна из героинь книги, Барбара Роуз Брокер, которая в своих книгах борется с предрассудками относительно сексуальности пожилых людей.
На уроке я привела ребятам два примера из жизни наших соотечественниц. Первый пример Сания Сагитова из Уфы, которая объехала весь мир автостопом, начав путешествовать в 55 лет (сейчас ей 69). Больше всего меня саму поразила фраза (часть текста выделена мной полужирным шрифтом ): "Кроме сменной одежды и обуви она всегда возит с собой башкирские сувениры, мёд (по профессии Сагитова пчеловод), флаг Башкирии и шприц с инсулином: Сания Сагитова — диабетик ". И второй пример — Евгения Степанова из Санкт-Петербурга, которая в 74 года занимается профессиональным спортом, а именно прыжками в воду с вышки. Она ездит на международные турниры и является одной из сильнейших спортсменок в мире в своём возрасте. Надо ли говорить о том, что пятиклассники были потрясены этими примерами?

Всего в книге 31 история о таких женщинах — тех, кто вступив в пенсионный возраст, не просто не опустили руки (кто придумал это хамское слово "дожитие"?), считая, что всё яркое и счастливое осталось позади, но и ведут активную жизнь, которой далеко не все молодые похвастаться могут. Они прыгают с парашютом, путешествуют, занимаются спортом, делают карьеру в модельном бизнесе, занимаются промышленным альпинизмом, снимаются в кино... Можно сказать, что это доступно каким-то другим пенсионеркам, но не российским. Но из 31 истории в книге, три истории посвящены российским женщинам (о двух написала выше, ещё одна — о Людмиле Вороновой из Новосибирска, которая в 61-летнем возрасте успешно выступила на Ironman, одном из самых сложных видов триатлона: 4 км плавание, 180 км — на велосипеде и 42 км — бег, и всё это подряд). Кроме того, оглянитесь вокруг: наверняка среди своих знакомых вы найдёте примеры, когда человек, став пенсионером, считает, что у него наступил "возраст счастья". Современное общество даёт больше возможности для самообразование и самореализации. А в условиях того, что срок жизни профессий в информационном обществе сокращается, нынешняя молодёжь должна понимать, что ей придётся менять профессию несколько раз на протяжении своей трудовой деятельности. И резкая смена траектории в 40-50 лет скоро уже не будет никого удивлять.

Вспомнила такую историю. В самом начале моей педагогической деятельности, меня попросили позаниматься с девочкой, подготовив её для поступления на юридический факультет. В процессе работы я узнала, что девочка с детства мечтает заниматься творчеством, работать в сфере культуры, а высшее юридическое образование — это мечта мамы, которая работает секретарём в суде, но всегда мечтала быть судьёй. Девочка успешно поступила на юрфак и закончила его. Потом я много лет ничего о ней не слышала. А пару лет назад встретила её случайно и узнала, что, получив юридическое образование, она решила, что волю родителей выполнила, а потому можно учиться дальше — в Академии культуры (которую она закончила и работает по профессии). А мама, увидев, что дочь так и не стала юристом, в 42 года поступила на юридический факультет, успешно его закончила и...стала, в конце концов, судьёй, реализовав свою юношескую мечту, пусть не в пенсионном, но уже в очень зрелом возрасте! Но и это ещё не всё! В процессе создания рецензии, я решила уточнить факты этой истории. Найдя дочь этой женщины в социальных сетях, я узнала, что, проработав судьёй шесть лет, по состоянию здоровья маме пришлось уйти из профессии. Но, просидев дома год, эта женщина с сильной волей, освоила совершенно новую специальность! Да, в рамках того же юридического образования, но с совершенно другой спецификой. После 50 лет осваивать новые дисциплины, менять квалификацию, сдавать экзамены — согласитесь, не каждый это сможет! Сейчас она на пенсии, но...успешно работает начальником земельного комитета! Слова дочери о маме: "я сама удивляюсь и восхищаюсь её волей, ВСЁ С НУЛЯ, КОГДА ТЕБЕ УЖЕ ЗА 50... Знаете, любимое дело не только сохраняет молодость, красоту и вкус к жизни,но и прокормить тоже способно! Эти слова можно применить к любой из героинь книги.


Несколько историй в книге посвящены женщинам, победившим рак благодаря своей активной позиции в жизни, благодаря тому, что они не опустили руки, узнав о страшном диагнозе. Одна из них справилась с болезнью, пробегая марафон каждый день, другой помогло занятие танцами. Писала отзыв, когда в ленту в Google+ упала ссылка на интервью о психосоматических причинах онкологии (спасибо +Инна Юдина) — получается, что эти истории со счастливым концом имеют вполне обоснованные медицинские причины.

Вспоминаю деда и его родного брата, умерших от рака. От деда все старательно скрывали его диагноз. Но он знал. И сникал с каждым днём. Потому, что не боец был по натуре. Мягкий, добрейшей души человек, умный, интересный. Но не боец. А вот брату его сказали сразу. Потому, что тоже знали — для него это будет стимул бороться. И он боролся, вёл активную жизнь, днями пропадал на своей пасеке, и прожил гораздо дольше, чем предрекали врачи.


На обложке книги надпись: "Если это возможно в 60, значит, это возможно и в 30" . Книга — отличный мотиватор для людей любого возраста. Читала, и эмоции захлёстывали! Восхищаюсь каждой из этих женщин.


Подарю-ка я, пожалуй, эту книгу маме. Тем более, что её смело можно отнести к женщинам с активной позицией в жизни. В 45 лет она выиграла конкурс на лучшую эмблему города Кыштым Челябинской области. Маме был 51 год, когда герб Кыштыма, созданный на основе её проекта и с её участием, был утверждён официально.

Сейчас ей 63 года, она продолжает работать, очень активно занимается краеведением, вписывая новые имена в жизнь родного города. Так что книга, отлично изданная, оформленная потрясающими фотографиями своих потрясающих героинь — это отличный подарок. Думаю, что маме эта книга даст дополнительный стимул к долгой активной жизни.


Школьный стресс

Когда я стала учиться читать, моя жизнь полностью переменилась. Прежде мы с мамой играли в разные игры и много дурачились. Она говорила, что очень любит меня. Вечерами она обычно читала мне сказки. До чего же мне это нравилось! После того как я пошла в подготовительный класс, она сказала, что теперь у меня нет времени на развлечения и что я должна делать уроки. Отныне мне самой надо было читать книги, но у меня ничего не получалось. Тогда мама сказала мне, что я глупая - даже мой пятилетний братишка, и тот уже начал читать. И это правда.

К Рождеству почти весь класс умел читать. Нас осталось только двое - тех, кто не научился читать. Мама дулась на меня и говорила, что ее постигло разочарование. Я же оттого, что не могла читать, считала себя никчемной. Как только доходило до чтения вслух краска бросалась мне в лицо, меня всю обдавало жаром, и я принималась что-то лепетать.

Ужасно, когда вам день-деньской толдычат, что читать умеют все, - невелика премудрость, всего-то и надо капельку воли. Они, казалось, полагали, будто я тут же начну читать. Мне твердили, что во мне нет ни на йоту смелости, что я недостаточно занимаюсь, что я, видно, и впрямь идиотка. Школа стала для меня сущим наказанием. Я не отваживалась и словом с кем-нибудь перекинуться, а на переменах из страха перед насмешками забивалась в угол. Вечерами тоже приходилось тяжко: мама ведь нервничала из-за моего домашнего задания. Она надавала мне много оплеух, тогда как раньше никогда не била меня. Но хуже мне было тогда, когда я увидела ее плачущей. Тут я не выдержала, бросила учебники, и мне захотелось исчезнуть. Я даже подумала, что без меня она будет счастливей. Ненавижу школу, ненавижу себя за то, что копчу белый свет. Почему я такая бездарь, доктор?

Утомление от школы

Рассказ Александры продемонстрировал, откуда может взяться у ребенка ненависть к школьной системе. И быть может, если ничего не изменится, эта девочка раньше или позже откажется от своей "должности" ученицы.

В своем исследовании об утомлении от должности некоторые ученые установили у взрослых пять этапов, приводящих к этому связанному со стрессом феномену. Они могут быть рассмотрены и в отношении учащихся:

1. "Медовый месяц": сначала дети проявляют к школе любопытство и интерес. В возможности овладения письменным языком они усматривают обретение самостоятельности и способности понять окружение, которое живо интересует их.

2. Остановка из-за отсутствия "горючего": это происходит в том случае, когда обучение требует изнурительных затрат психической энергии. Чрезмерное и недостаточное стимулирование, давление с целью получения результата, проблемы в школе вызывают у некоторых такой стресс, что у них нет больше ни физических ни душевных сил, чтобы противостоять этому.

3. Симптомы хронические: во время школьных занятий начинает болеть голова или желудок. Телесные слабости декомпенсируются: так, у астматика усиливаются приступы; дерматологические заболевания обостряются; малейший вирус, едва коснувшись тела, находит надежное пристанище в пребывающем в состоянии стресса организме, иммунная система которого ослаблена. Расстройства сна приобретают чуть ли не систематический характер: тяжелое засыпание, многократное пробуждение, связанные со школой кошмары, накопленная за день усталость и даже дремота в классе.

4. Кризисы: напряжение, нервозность, возбуждение, состояние постоянной настороженности характерны для тех, кто подвергся стрессу. У них весьма зрелищные приступы гнева или ужаса. И сила их ни в коей мере не соответствует вызвавшим их обстоятельствам. Нередко можно услышать совершенно уничижительную самооценку: "Я пустое место; я никуда не гожусь; никто не любит меня; я хочу покончить с собой..."

5. Глухая стена: противодействие обучению в школе становится очевидным и открытым: "Это ни к чему не приведет. Я ненавижу школу и не желаю больше посещать ее...". В начальной школе ребенку редко удается отделаться от занятий, однако в ход идет любой, оправдывающий отсутствие предлог: более или менее настоящие болезни, разного рода выдумки, не записанное на дом задание, противоречащее школьному уставу поведение (галдеж, прогуливание уроков) в надежде, что за этим последует исключение из школы. В ответ на подобное поведение усиливается, так же как и стресс, давление. И отнюдь не редкость, что, дойдя до средней школы, ребенок, если ничего не предпринять, покидает учебное заведение.

Не волнуйтесь: не все дети, находящиеся в состоянии стресса, поступают столь кардинально. Большинство успешно борются со стрессом и давлением в школе. Вам следует также знать, что не только стресс как таковой, но также форма, в какой он проявляется, и последующая на него реакция определяют, выдержит или нет подросток измор школой.

Осознанное бессилие

Рассказ Александры также показывает, как ребенок, до того времени вполне ладивший с собой и ценивший себя, мало-помалу теряет веру в собственные силы. Трудности, возникшие при обучении чтению, и отношение матери, видевшей в дочке лишь плохую ученицу, заставили ее резко изменить мнение о себе. Утратив уверенность и чувствуя себя не в силах наладить отношения с окружающими или поправить дела в школе, она развила в себе то, что Селигман описывает термином "осознанное бессилие". Обычно мы преисполняемся бессилием, когда теряем власть над происходящим.

Осознанное бессилие - это стресс, вызванный нашей неспособностью ответить на стресс. Дети утрачивают веру в себя, когда сталкиваются с заданием, слишком трудным для их уровня развития. Все время терпя неудачи и обманывая надежды родителей, они кончают тем, что считают себя бездарями. Ребята не желают ни за что больше браться, поскольку "осознали": к учению у них нет способностей.

Опыт, многократно повторенный в одной из фармацевтических лабораторий, прекрасно продемонстрировал механизмы осознанного бессилия. Представьте себе клетку, со всех сторон обнесенную решеткой, разделенную на две части еще одной решеткой, перпендикулярной полу, в котором есть лаз. В левый угол клетки вводят собаку и сразу же по той части пола пускают ток (неприятно, но не больно). Собака реагирует, ищет выход, находит проход между двумя углами и перебирается на правую сторону. Чем больше повторяли эксперимент, тем быстрее собака оказывалась на правой стороне.

На второй стадии опыта ток пустили по всей клетке. Сначала собака рефлекторно бросается направо, но вскоре ею овладевает беспомощность: куда бы она ни бросилась, везде ее преследует страшное чувство. Она начинает метаться во все стороны, отчаянно пытаясь таким образом избежать стресса, порожденного электрическим разрядом. Затем ее усилия ослабевают. Наконец она сворачивается калачиком в углу клетки и ждет, что будет дальше. Дух ее сломлен. Собака отказывается от еды, не спит и пребывает в таком состоянии даже тогда, когда клетка не под током. Она "осознала", что в данной ситуации бессильна и оставила всякое помышление, что сумеет выпутаться. (Доводим до сведения: этот эксперимент был очень важен для исследователей. Он преследовал одну-единственную цель: проверить силу действия некоторых транквилизаторов. Действительно, было установлено: как только собаке давали препарат, к ней возвращались ее адаптивные способности, и она вновь начинала искать выход из стрессовой ситуации.)

Дети, терпящие на учебном фронте поражение за поражением, находятся не в лучшем положении, чем подопытная собака. Что бы они ни делали, отметки у них плохие, учительница отпускает в их адрес "шпильки", другие учащиеся издеваются, родители гневаются на них и при виде их разочарованно отворачиваются. День-деньской их гнетет мысль, что они бездари, а вечером выполнение уроков превращается в настоящую трагедию.

Семейный измор

Родители, уязвленные в своем самолюбии плохой успеваемостью собственного чада, не в силах сдержать себя, говорят слова, о которых потом сожалеют: "Ты плюешь на меня", "Ты дурак", "Ты это нарочно", "Ты лентяй", "Ты палец о палец не ударишь, в жизни тебе удачи не видать...". Я привожу здесь самые мягкие высказывания.

Родительское внимание целиком поглощено "тупицей". Все выходные и отпуск родители стараются заставить его заниматься и потому отправляются на работу издерганными. Братья и сестры чувствуют себя без вины виноватыми - ведь подавленность родителей портит всем настроение, и они выказывают не виданную ранее непокорность. Некоторые из них начинают впадать в стрессовое состояние.

Они полагают, будто знают рецепт, как не попасть в разряд "тупиц". По их мнению, надо всегда и во всем быть первыми. Они налегают на занятия, получают только "отлично", однако спустя несколько лет все заканчивается истощением физических и интеллектуальных сил. Из страха утратить родительское уважение они занимаются сверх своих возможностей.

Наконец и на родительской чете тоже сказывается весь этот школьный кошмар. Не редкость, когда супружеская пара винит друг друга: "Тебя никогда нет, у тебя ни на грош авторитета, ты позволяешь ему делать все, что ему вздумается; ты его избаловала, ты с ним слишком нянчилась". Тут преподаватели - им бы унять родительскую тревогу - невольно подливают масла в огонь: "У вашего ребенка с психикой все в порядке? Вы между собой ладите? Вы ходили к психологу?..."

Другие факторы утомления от школы

- Чрезмерное стимулирование

Не всякий ребенок способен долго заниматься. Нет ни малейшего основания видеть в том доказательство умственного или психического отклонения или леность. Почему бы тогда и тех, кто страстно увлекается ремеслом краснодеревщика, сельским хозяйством или парикмахерским делом, тоже не причислить к не вполне нормальным людям? Эти дети, поставленные в такие условия обучения, когда предпочтение отдается интеллекту, а не физическому труду, чувствуют себя недооцененными. Они получают отличные отметки, но по тем предметам, где больше приходится работать руками, т. е. на уроках рисования, труда или занятий по овладению техникой. Кроме того, родители говорят, что по окончании занятий их чада сияют счастьем.

Заставьте взрослого заниматься тем, к чему он не был в достаточной мере подготовлен, - и вот вам еще один фактор стресса: сознание собственной некомпетентности не позволяет ему противостоять гнету последствий. Также и учащийся: принудьте его заниматься тем, к чему у него нет способностей или желания, - и он обречен на пребывание в состоянии постоянного стресса.

- Недостаточное стимулирование

Чрезмерную подготовленность тоже можно рассматривать как фактор стресса у взрослых. При нынешней безработице многие молодые дипломированные специалисты вынуждены браться за такую работу, где их знания по большей части пропадают втуне. Полученное ими образование никем не признано и не востребовано, и потому некоторые, потеряв терпение, чувствуют себя ущемленными. То же встречается и у детей, особенно у сверходаренных, возможности которых используют не в полную силу. У последних быстрота восприятия и интеллектуальный уровень выше среднего. Они быстрее и легче других усваивают материал.

Уже в начальной школе такие дети учатся жадно и полны больших надежд. Они алчут знаний, но также и признания своих способностей. Вся сложность в том, что они во всем опережают своих одноклассников. Когда остальные еще корпят над заданным упражнением, они уже давно его сделали. Когда учитель задает вопрос, они всегда первыми тянут руку. Преподаватель, обязанный относиться ко всем ученикам одинаково, не может уделить им столько внимания, сколько им необходимо. Они постоянно испытывают чувство неудовлетворенности. Им кажется, будто их не ценят по достоинству, а ведь они лучше всех в классе, и они впадают в состояние стресса, поскольку им без конца приходится держать себя в узде.

Зачастую завидующие им одноклассники плохо ладят с ними. Хотя сверходаренные дети и опережают своих сверстников в учебе, эмоциональное развитие что у тех, что у других, одинаково. Для них оценки так же важны, как и вхождение в коллектив. Сверходаренный ребенок способен забросить учебу, лишь бы одноклассники приняли его в свою среду, и у него, как у всех вокруг, появились бы друзья. От их дара им мало проку (и гораздо больше неприятностей), и это заставляет их отказаться от него.

Вот что мне рассказал восьмилетний Стефан:

"Я с первых дней успевал в школе. Я всегда был первым! Но затем мне это надоело. Я быстрее всех делал задания, и учительница просила, чтобы я спокойно ждал, пока остальные справятся с ними. Когда, наконец, наступала пора проверки, она не спрашивала меня. Учительница говорила: ей известно, что ответ я получил верный и что я не один в классе.

Одноклассники думали, что я быстро управляюсь с заданием для того, чтобы выставить их дураками, поэтому они никогда не хотели играть со мной на перемене.

Родителям не было никакого дела до моей успеваемости. Они уделяли внимание только младшему брату, поскольку у того не все ладилось. Они мне говорили: я должен понять, что у них нет на меня времени, я и без них справлюсь. Они потворствовали всем его капризам, тогда как меня то и дело наказывали, поскольку оказывалось, что я в отличие от него смышленый.

Мне надоело ходить в "умниках", захотелось стать таким же, как все. Тогда я решил запустить занятия. Пускай у меня будут скверные отметки! В классе я просто валял дурака. Одноклассники смеялись и находили, что я клевый парень. Они перестали обзывать меня воображалой и любимчиком учительницы. Мои родители потеряли голову. Вот почему они привели меня к вам.

Сейчас я учусь из рук вон плохо - плевать, ведь теперь все только тем и заняты, что кудахчут надо мной. Больше всего я боюсь ходить в школу и в одиночестве подыхать дома с тоски".

Родительский стресс

Хотя я стремлюсь доказать существование детского стресса, не следует забывать, что и родители не в меньшей степени подвержены ему - ежедневному стрессу. Благодаря оному вы постоянно одолеваемы затруднениями, нетерпением, усталостью и не в силах больше работать. Я не знаю, остались ли еще на свете занятия, где царит тишь, и гладь, да божья благодать. Будь то мой кабинет или газетная страница, мне только и слышно, что о предписанных требованиях, давлении, соревновании, соперничестве между коллегами, о домогательствах патрона, о неблагодарности... На предприятиях от работников требуют уже не результативности, а того, чтобы они были лучшими (то, чего, в свой черед, родители требуют от детей). Так свирепствует стресс, и на сегодняшний день он является одной из главных причин невыхода на работу.

Увы, после работы стресс не улетучивается словно по мановению волшебной палочки. В итоге родители возвращаются вечером домой крайне усталые и в состоянии стресса. Этот бич не делает различий между женщинами и мужчинами, даже если и кажется, что женщины находятся в более тяжелом положении. Ради получения работы и пристойного жалованья они зачастую должны работать лучше мужчин. Когда же кроме этого им в одиночку приходится воспитывать одного или нескольких детей, нетрудно догадаться, под каким постоянным давлением они живут.

Представьте себе на мгновение возвращение родителей домой с работы. У них выдался нелегкий день (встречи, совещания, обсуждения...), пришлось простоять в нескольких пробках или прождать опаздывающий общественный транспорт, проторчать в очереди в универсаме... Когда же они наконец являются домой, то надеются, что дети с полуслова поймут, как они устали, и подсластят им конец изнуряющего дня.

Однако чада, усевшись перед телевизором, вперились в экран. Поскольку и у детей тоже был утомительный день, они, чтобы расслабиться, смотрят телесериал или весело нажимают на кнопки дистанционного пульта управления игровой приставки. Во всяком случае, у себя в кабинете я только и слышу: "Моя мама вечно хочет, чтобы я принял душ посреди фильма", "Отец отбирает у меня пульт. Мне никогда не удается добраться до высшего уровня!"

В свою очередь, едва переступив порог дома, родители, засыпают детей вопросами, приводящими их в раздражение: "Ты сделал домашнее задание? Как прошел диктант? Сколько ты получил за контрольную по математике?"

Всем известно, что происходит потом, ибо каждый пережил это хотя бы однажды: ребенок, на ходу бурча себе под нос, отправляется за тетрадками, родители же при виде малейшей ошибки взрываются праведным гневом, и последнее обстоятельство, кстати, позволяет им несколько снять накопившийся за день стресс.

Большинство родителей отдают себе полный отчет в недопустимости происходящего, но их стрессовое состояние таково, что они в очередной раз наступают на одни и те же грабли. К тому же некоторые родители видят в переживаемых детьми трудностях собственную неудачу.

Мне часто приходится выслушивать следующее: "У меня трудная работа, но там я держу себя в руках. Знаю, что глупо ополчаться на детей из-за домашнего задания, но не в моих силах сдержать себя, ибо я чрезмерно устаю. Я делаю все, чтобы они были счастливы, чтобы у них были все условия. Взамен они могли хотя бы постараться хорошо учиться!"

В ожидании покоя

Следует знать, что стресс влечет за собой стресс. Нет ничего более заразительного, особенно в отношениях между родителями и детьми. Последним нет даже необходимости, чтобы родители говорили им об этом, - они чувствуют напряжение даже тогда, когда от них пытаются его скрыть. Как можно оставаться спокойным, зная, что при первом же затруднении их ждет взрыв гнева?

А пытались ли вы перед этим хоть немного избавиться от накопившегося за день раздражения? Чем, приходя домой, требовать от детей, чтобы они в спешном порядке побросали свои занятия, оставьте их на некоторое время в покое и наслаждайтесь без стеснения тем, что доставляет вам удовольствие: примите ванну, послушайте музыку - впрочем, выбор самого действенного способа за вами: если понадобится, то постучите по подвесной груше, на которую вы наклеили фото вашего патрона!

Ужин? С раннего возраста приучите детей к тому, что в его приготовлении могут участвовать все. Очищая овощи или взбалтывая томатный сок, можно и даже приятно вспомнить все хорошее, что случилось за день, или даже что-нибудь менее веселое (вам никто не запрещает рассказать детям, как прошел у вас день и почему он выдался таким изматывающим).

Затем вы в более спокойном состоянии духа приступаете к проверке уроков. Чем меньше напряжены нервы, тем, следовательно, будет больше производительность и, стало быть, проверка домашнего задания пройдет более споро. И притом в веселой, спокойной обстановке не так уж легко будет рассердиться. Быть может, ляжете спать чуть позднее обычного, но заснете быстро и будете спать, как младенец. Пускай ребенок отправится в постель чуть позже, но довольный собой. Это предпочтительнее, чем рано отослать его в спальню, огорченного и встревоженного вашими попреками.

Окажите доверие вашим детям

Когда ваш ребенок получил хорошую отметку, попросите его рассказать, как ему удалось добиться подобного результата, - пусть он не думает, что эта оценка - дело случая или просто везение. Не потому ли он заработал ее, что больше и лучше занимался? Данные вопросы призваны помочь ему осознать, какие способы принятия решения были им задействованы для получения высокого балла с тем, чтобы в следующий раз прибегнуть к определенной стратегии.

Если же он потерпел неудачу, то не выясняйте ее причин, иначе ваш разговор может свестись к упрекам: "ты мало занимался; ты не уделял внимания; ты не учил...". Лучше попытайтесь вместе с ним понять, что пошло не так, ускользнуло от внимания. Сопоставьте стратегии принятия решений, примененных им, и посмотрите, не использовал ли он их повторно. Подытожьте (пожалуйста, как можно объективнее), что у него получается, а что нет. Затем предложите ему пути решения возникших затруднений.

Обращайте внимание на малейший его успех. Восемнадцать ошибок в диктанте, конечно же, много, но ведь их не двадцать, как было обычно. Это обстоятельство следует подчеркнуть - иначе зачем ему стараться дальше?

Выполнение домашнего задания вечером превратилось в тяжкую повинность? Попробуйте ввести в этот процесс новшества! Например, поменяйтесь ролями: напишите под его диктовку диктант (с теми ошибками, которые, как вам известно, он допускает чаще всего), и пусть он проверит его. Тому, кто выступает в роли экзаменатора письменных работ, следует самому знать правила орфографии! Когда дело дойдет до счета, сыграйте, например, в "Монополию", и пусть он сам потом разбирается с банком, не раздражая вас хныканьем, что у него не так быстро выходит ответ. Так он убедится: все то, чему его учат в школе, не одно занудство, а может пригодиться, и проведет вместе с родителями счастливые мгновения.

Наконец, не превращайте его школьное обучение в личное дело. Трудности в школе - вовсе не доказательство вашей некомпетентности.

Пора поговорить

В семье из-за чрезмерной занятости не всегда хватает времени. Тут-то и появляются жалобы. В такие моменты необходимо помнить, сколь важна возможность выговориться. Излив свои сетования по поводу больших и малых проблем, с которыми нам приходится сталкиваться, мы избежим участи скороварки без клапана, которой суждено однажды взорваться. Ну а как же обстоит дело с нашими детьми? Есть ли у них право сказать учительнице, что, по их мнению, ее наказание порой бывает несправедливо, что они нисколько не виновны в своем опоздании, что не всегда их вина, если они не поняли задания? Кому они могут рассказать, что над ними смеются? Кому поведать о ссоре с друзьями? Когда вы вызываете у них чувство неудовлетворенности в общем-то по достаточным основаниям, имеют ли они право высказать вам это или они рискуют понести двойное наказание, потому что проявили недовольство?