Школьные годы 70 80 годов

Современные школьники - везунчики. Для них продаются портфели и рюкзачки разных размеров и форм, яркие фломастеры, забавные ручки, точилки в виде зверушек и машинок, да и саму школьную форму можно подобрать удобную и модную. В нашем детстве все было по-другому. Но детство есть детство, и мы радовались тому, что у нас было: тетрадкам, обложкам для книг, счетным палочкам, трафаретам… И, сравнивая с современными атрибутами школы, вспоминаем их сейчас с улыбкой.

Дневник и промокашка.

Тетрадки были простенькие, без рисунков и надписей. На обратной стороне печатались правила поведения школьников, таблица умножения или, на худой конец, слова песен: «Взвейтесь кострами, синие ночи», «День Победы», «Орленок», «То березка, то рябина», «С чего начинается Родина», Гимн СССР. Тетрадки почему-то были грязно-грустных цветов: синие, розовые, зеленые, желтые. До сих пор для меня загадка, почему в тетрадках в клеточку не было полей? Их надо было самим чертить, причем обязательно красным карандашом, а не ручкой.

Какое-то время мы писали чернилами: сначала перьевыми ручками, которые макали в чернильницы-непроливайки (они стояли на каждой парте, и в них вечно плавали дохлые мошки). Каким бы ты аккуратистом-эквилибристом ни был, все же ты не мог избежать клякс на парте или в тетрадке. Позже палочки с пером заменили вечно протекающие автоматические чернильные ручки (с пипетками и резьбовые). Кстати, перьевые ручки можно было встретить на почте и в сберкассах еще в конце восьмидесятых, ими заполняли квитанции и писали тексты телеграмм.

Шариковыми ручками Министерство образования СССР разрешило пользоваться лишь в конце 70-х годов. Конечно, это был прорыв, все дети необъятной Родины вздохнули с облегчением. И только сейчас понимаешь, что чернильная ручка - это дорого и стильно, а каллиграфия - это искусство, на котором японцы, например, до сих пор зарабатывают неплохие деньги.

Чтобы не ждать, пока чернила высохнут, страничку промакивали специальным листиком, который лежал в каждой тетрадке, - промокашкой. Это совершенно замечательный предмет, ушедший в небытие вместе с чернильными ручками. И слово-то какое доброе - промокашка.

Розовый, голубой или сиреневый листик был всегда исписан и изрисован, да и вообще применений ему было куча: из промокашки делали классные самолетики, потому что бумага была легче, шпаргалки, и новогодние снежинки тоже отличные получались. А записочки девчонкам или мальчишкам! Они бесшумно попадали в «объект воздыханий», в отличие от бумажных тяжелых листиков.

У мальчишек, как правило, этот листик быстро использовался, и не совсем по прямому назначению: его жевали, чтобы через трубочку запустить шарик в соседа (соседку). Несчастные современные дети, чем же они плюются друг в друга?

Школьная форма

Если вы спросите у 40-летних женщин, какой цвет в одежде они не любят больше всего, 90% из них ответят: «Коричневый». Виной тому советская школьная форма: платье жуткого коричневого цвета и черный фартук. До сих пор содрогаюсь при воспоминании о прикосновении этой колючей одежды (платье шилось из грубой шерсти) к телу. И заметьте, его носили круглогодично: осенью, зимой и весной. В этой одежде было холодно зимой и жарко весной. О какой гигиене может идти речь? Я помню, одно время продавались специальные вкладки с целлофаном, которые вшивались в подмышечную область платьев, чтобы не проступали белые соляные разводы от пота.

К коричневому платью полагалось носить черный фартук и коричневые (черные) бантики - то еще цветовое сочетание! В праздничный школьный комплект одежды входили белые фартук, колготки и бантики.

Чтобы хоть как-то разнообразить скучную форму, мамы и бабушки «отрывались» на воротничках и фартуках: их шили из тончайших кружев, импортного гипюра, вывязывали крючками, придумывали фасоны фартуков с «крылышками», с оборочками и т.д. Иногда встречались просто шедевры швейного хендмейда. Девочки старались украсить школьную одежду как могли: прикалывали броши, делали аппликации из кожи, вшивали бусины (правда, строгие учителя заставляли все это великолепие убрать, они же линейкой вымеряли и длину платья от коленки до кромки - не дай бог выше на миллиметр, чем положено по инструкции Минобразования).

Некоторым родителям удавалось по блату достать «прибалтийскую» форму, она была приятного шоколадного цвета и шилась не из шерсти, а из какого-то мягкого материала. Справедливости ради отмечу, что советская форма шилась разных фасонов: использовались плиссированная юбка, защипы, складки и т.д. И все равно мы ненавидели форму, благо ее отменили в середине 80-х… Хотя сейчас иногда смотрю старые фотки и, сравнивая с нынешней школьной формой, думаю: а может, что-то и было в тех платьицах с фартучками? Стильное и благородное.

Воротнички надо было стирать и пришивать каждую неделю. Это, конечно, ужасно напрягало, но с высоты теперешнего ума понимаю - это был неплохой урок чистоплотности для девочек. Многие ли 10-12-летние девочки могут пришить себе пуговицу и постирать за собой белье?

Но вот что было поистине прекрасным в те годы, так это молочные коржики в столовке! Янтарного цвета, ароматные, рассыпчатые! И очень демократичные по цене - всего 8 копеек.

Да, были и булочки с повидлом, маком, корицей, кексы, сметанники и ватрушки, но вспоминаются почему-то именно эти коржики.

Старшеклассники щеголяли с портфелями - черными или рыжими, а для учеников младших классов незаменимы были ранцы. Они изготавливались из вонючего кожзама, и кнопки-застежки в них сразу ломались. Но сами ранцы были невероятно прочными: на них катались с ледяных горок, сидя или на животе, ими дрались, их сбрасывали в кучу после уроков, когда надо было срочно собирать команду для игры в казаков-разбойников. А они ничего, жили и служили целый год.

Чехословацкие карандаши

Это сейчас простые карандаши (мягкие и твердые) можно купить в любом отделе канцтоваров, а тогда лучшими карандашами считались чехословацкие Koh-i-noor. Их привозили из-за границы или доставали по блату в универмаге. Делались они, между прочим, из калифорнийского кедра (во всяком случае, раньше). Сколько же мы сточили за время учебы этих желтых палочек с золотыми буковками и с золотыми пимпочками на кончике!

Подставка для книг

Безусловно, удобная вещь, но очень тяжелая. Особенно для впереди сидящего ученика - если он крутился и мешал на уроке, получал по голове подставкой вместе с книгой.

Логарифмическая линейка

Этим гаджетом лично я пользоваться не умела, а вот для многих ботаников в те годы она была незаменима. В советское время, когда еще не было компьютеров, а первые электронные калькуляторы были диковинкой, математические расчеты выполнялись на нем. Линейки были разной длины (от 15 до 50-75 см), от нее зависела точность вычислений.

С помощью линейки можно было выполнять сложение, вычитание, умножение и деление, возведение в степень и извлечение корня, вычисление логарифмов и работать с тригонометрическими функциями. Говорят, точность выполнения операций могла достигать 4-5 знаков после запятой!

Для меня все эти манипуляции с линейкой были делом очень сложным, но переоценить ее роль в жизни студентов-математиков тех лет невозможно. Недавно услышала от одной женщины, что муж ее научил пользоваться логарифмической линейкой для того, чтобы она вычисляла количество петель во время вязания. «Для меня и сегодня эта вещь незаменима в составлении различных пропорций», - уверена женщина.

Я не люблю точилки, в детстве меня папа научил гениально точить карандаши лезвием или острым ножом. Точилок в те времена было мало, да и точили они, как правило, жестоко. Пока добьешься «правильного» грифеля, карандаш закончится, исключение составлял лишь настольный механический приборчик для заточки карандашей.

Просто игрушка

Чего только не найдешь в портфеле-ранце школьника всех времен и народов! Но сегодня точно не увидишь вот такую смешную игрушку-жабку, с которой носились на переменках и в продленке.

У каждого из нас свои воспоминания о том времени - светлые и не очень. А что вы помните из школьного детства?

Фотографии из семейных альбомов периода «застоя» в СССР. Кто-то его называет расцветом, кто-то «развитым социализмом», но тем не менее, люди посчитали для себя важным сохранить именно эти моменты на фотографиях…

Новогоднее Представление. Новый 1960 год.
Наверное, самое яркое отличие СССР от всех прочих обществ была радостная уверенность в том, что «завтра будет лучше, чем вчера» практически у всех людей. Новое общество делало, казалось бы, в принципе невозможное - мировой лидер в космосе, ядерной энергетике, образовании… дважды отстроенная из пепелища страна.
Люди мечтали о космических трассах и знали - это возможно. Мальчишки СССР через одного мечтали не о карьере банкира, а о работе космонавта-первопроходца.
Через год с небольшим полетит Гагарин.

Вельск. 1960. 1 Мая. Маленький провинциальный городок Архангельской области. Глухое захолустье при царе - место ссылки «политических» и крупный центр лесопереработки в СССР.


9 Мая 1960 г. Вельск. Прошло всего 15 лет после Войны. Два ордена «Красной Звезды» и два «Отечественной Войны» - 1 и 2 степени: достойно воевал ветеран Брагин.
Практически в каждой семье кто-то воевал, во многих погиб кто-то из родственников. Я вспоминаю 70-е - в нашем подъезде из 15 квартир жило 5 ветеранов, им всем было по 50 и больше лет. Во всем доме из сотни квартир их было где-то человек 40-50. На День Победы они выходили во двор, звеня медалями, потом шли на воинское кладбище неподалеку. Бывало, сидели во дворе на лавочке, некоторые «пропускали стопочку», потом шли домой к столу.
9 Мая был семейный праздник, гостей обычно не звали. Русские такие вещи на людях устраивать не любят. Отец не очень любил рассказывать про Войну, но на День Победы он начинал вспоминать, как оно было - Курская Дуга, Днепр…
Потом нас стали убеждать в том, что в лагерях сидели «десятки миллионов», что «в каждой семье кто-то сидел и в этом боялись признаться». Потом «жертвам репрессий» и членам их семей стали давать компенсации - это стало выгодно, быть «жертвой сталинизма». Но почему-то оказалось, что «безвинных жертв» у нас почти не было. Во всем доме – всего один человек на сто квартир.


Охотник. Вельск. 1960
Купить охотничье или малокалиберное оружие вплоть до конца 50-х было весьма просто - приходи в магазин и покупай. Затем чуть сложнее - требовался охотбилет, потом еще сложнее… Почему-то, чем ближе к «перестройке», тем сложнее становилось с оружием. А проще всего с охотничьим и прочим оружием было при Сталине.


На Первомайской Демонстрации. 1961
Действительно радовались, пели песни, плясали под гармошку. Не иначе, как КГБ и партком заставляли людей улыбаться для семейных альбомов?


Октябрь 1967
Демонстрации были праздником. Потом, к перестройке, это ощущение притупилось, нет не из-за праздника - в основном из-за лживых партийных боссов на трибунах. Праздник здесь ни при чём.


Фидель. Иркутск 1961
Редкость - частная фотография Фиделя в СССР. Интересно - как резко его лицо отличается от лиц начавших вырождаться партийных боссов областного разлива. Но пока это не особо досаждало. Это год полета Гагарина.


Новый Год. Детский Сад 1964
Лучшие в мире детские сады. Без преувеличения. С продуманной учеными системами и нормами питания, дошкольного образования, режима, воспитания, специально разработанными игрушками. Детские праздники, утренники, ну и самый любимый праздник - Новый Год. Естественно, с Дедом Морозом.


Новый Год в Детском Саду. 60-е
В каждом детсаду был детский врач, нянечки, уборщицы, повара…

Вратарь. 1966
Сейчас нам пытаются объяснить, что детей одеть было не во что…

Санки. 1965
Шестилетний ребенок мог без опаски гулять в одиночку. Это в «цивилизованных» странах запрещено не только выпускать гулять одного, а даже оставлять без присмотра до 12 лет под угрозой того, что ребенка отберут у родителей.
Это у них называется странно - «демократией» и что еще более странно - «свободные» граждане не протестуют, а без писка проглатывают. А в СССР это было просто немыслимой дикостью, такой же, как нам кажется людоедство у папуасов. Дети росли нормальными и здоровыми, а не телезомби, воспитанные комиксами и американскими мультфильмами.

Группа детского сада на море. 1964 г.
Это сейчас воспитатели детских садов живут в нищете, а тогда это была весьма достойная, важная и интересная профессия. Воспитатели выписывали профессиональные журналы, постоянно обучались новым методикам воспитания и образования. Теперь есть с чем сравнить.


Детский Сад. Игра в Магазин. 70-е
Игра в магазин. Удивительно - не в телепузиков, монстров или «братву» - и дети весьма счастливы. Детские сады стоили дешево, а бывало и вовсе ничего. Поэтому вырастить детей не составляло особых проблем - мать легко могла работать или учиться, когда образованием, питанием и воспитанием ее ребенка занимались профессионалы.


«Лошадка» 1971


Первый Класс. 1966
Лучшее в мире образование для всех. Единая продуманная и четко стандартизированная система.


Десятый класс. 78 г.
Такого богатства мировой литературы, такой глубины знания мировой истории не было ни у кого в мире. Проект СССР с самого своего основания основывался на максимально возможном развитии каждого человека. Естественно, не все возможно было сделать, особенно если учесть стартовый уровень «россии-которую-они-потеряли». Но, тем не менее, прогресс был колоссальным.
Воспитание детей в СССР было построено на том, чтобы видеть лучшее в людях. Это, с одной стороны, прекрасно, но с другой оборачивается неадекватностью восприятия. Мы думали о людях лучше, чем они есть. Мы составляли свое представление, например, об англосаксах, немцах и французах на основании знакомства с лучшими образцами их творчества и истории. Это помогло нас обмануть… Реальность намного непригляднее.


1-й Класс 1966
Как сложилась судьба этих замечательных девчонок сейчас?


1 Сентября в ГСВГ 70-е ГСВГ (Группа Советских Войск в Германии), та самая, которую до судорог боялись на Западе. Военный городок - дети тех, кто там служил и работал.
Это партийная верхушка завела песню про «борьбу за мир», настраиваясь на сдачу страны. А такие, как этот офицер с орденскими планками, пели другие песни «Мы прошли с тобой полсвета, если надо - повторим.» И «вероятные друзья» знали четко: если потребуется - повторят. Поэтому и захлебывались визгом о «советской угрозе».

Первый Звонок. Москва 1970


Первоклашки. Полтава 1975


Школьные Соревнования. Москва 1975
Было по-настоящему здорово, особенно игра «Зарница».
Один мой знакомый недавно по-хорошему удивил меня. Он - мужчина умный, материальный, и его сложно заподозрить в какой либо сентиментальности. Но, увидев летом в небе над нашими дачами сполохи зарниц, он вдруг задумчиво сказал: «У нас в пионерлагере они как-то целую неделю играли. И помолчав, добавил с чувством - И ведь было же Время, когда какие-то зарницы ЗАБИРАЛИ И ВСТАВЛЯЛИ меня круче, чем всё, что у меня есть сейчас!» Действительно, было же Время!


Занятия физкультурой в школьном бассейне. Москва 1976
Стали появляться хорошо оборудованные школы. Бассейны, прекрасные спортзалы, кружки, лучшие в мире учебные фильмы. Аппаратура в кабинетах физики и реактивы в кабинетах химии - для каждого ученика.


Пионерка. 1977
Пионерлагерь - практически бесплатный для родителей. Продуманная система отдыха и воспитания - спорт, отдых, труд, кружки и секции прямо там. Для всех.


Заводской Пионерлагерь. 1965
Пионерские костры и дружбу вспоминают все.
Аграрная страна превращалась в индустриальную невиданными в истории темпами, естественное, сельское население должно было резко уменьшиться, а городское - так же резко возрасти. Если в 20-е годы в деревне жило около 85-90% населения, то в 70-х городское население стало составлять более 60%, причем более всего сельских жителей жило в Средней Азии.
Несмотря на огромный прирост производительности труда в сельском хозяйстве в результате механизации и химизации оно все равно требовало большой доли ручного труда для уборки урожая. Не держать же для этого специально сезонных рабочих, которых весь остальной год нечем занять - это Россия, а не Америка, где можно снимать по два-три урожая в год.
Россия всегда требовала больших посевных площадей и всегда производительность труда в нашем климате будет ниже при прочих равных условиях.


Картошка. 78 г.
Было принято решение - использовать городских жителей для сезонной уборки некоторых культур. На том уровне развития производительных сил по-другому было нельзя. Другое дело, что идеологически это было обставлено неверно, власть этого как бы стеснялась.
Никто из поездок в колхоз трагедии не делал, наоборот - было очень прикольно. Мне, школьнику и студенту, это очень нравилось. Хотя, есть некоторые, которые «до сих пор не могут простить...». Простить что? Всё…


Ангарск 1970
Старшеклассники.


Школьная Группа. Ангарск 1970
В нашей школе была очень похожая картина - ребята играли в актовом зале.
Были и школьные группы, на школьных дискотеках «крутились» «Битлы», и западная музыка, да и отечественная была очень неплохой. И даже Маркс с Лениным на стенах были не помеха.


Школьный Праздник. Ангарск 1970
Школьный праздник. Сейчас нам пытаются рассказать, что у нас, оказывается, не было обуви, а женские сапоги и колготки было нельзя купить в принципе. Но посмотрев на фотографии того времени, возникают сомнения в их словах…


На Школьном Субботнике. Ангарск 1970. «Ужасы советского тоталитаризма» ©. Школьный субботник - уборка территории.
Кроссовок в СССР тоже, естественно не было. Посмотрите на лица подростков, счастливы ли они? Не может быть! Без кока-колы и порно журналов? Считалось, что формирование привычки к труду - исключительно важная часть развития человеческой личности. Очень правильно считали!

Гитарист. 70-е
Наркотиков не существовало. То есть, вообще-то слышали, что где-то там, в «цивилизованных странах»…
А сейчас каждый год 70 тысяч таких вот мальчишек и девчонок погибают от наркотиков - в пять раз больше, чем за 10 лет афганской войны.


На Речке. 70-е


В фото-кружке. 70-е


«Вовка, Выходи!». 70-е
Так и было - кричали прямо с улицы. Можно было без проблем просто «забежать» к соседу.

Парни 78 г.
Да, мы были примерно вот такими. Без проблем бегали в лес, на речку, на стройку. Никаких маньяков и полупьяных «мусоров».


НВП. 70-е. Зачем девчонка присоединяет магазин, когда выдвинут шомпол - непонятно. На ней белый праздничный фартук, может быть ей стоять в почетном карауле? Но шомпол-то зачем вынимать?! Девчонки с оружием и техникой часто не в ладах.


Последний Звонок. 70-е


Первая Встреча Одноклассников 1977
Обычная студентка стала членом Сборной СССР по легкой атлетике. Спорт был массовым, множество мальчишек и девчонок стали Мастерами Спорта и Кандидатами в Мастера, не говоря уже о спортивных разрядах.

Студентка Ирина Тарасова, сборная СССР 70-е
Многие успели позаниматься в нескольких секциях, выбирая себе спорт по душе. Секции были бесплатными, в некоторых иногда платили, но совсем немного.


Молодежь, конец 70-х
Обычные мальчишки и девчонки, не «мажоры». Страшно представить – все в джинсах, «которых в СССР никогда не было», как нам сейчас рассказывают…


Парни. 1976. Тогда модно было ходить с «транзистором».


Мотопробег. 60-е
Можно было без опаски совершить мотопробег по стране в несколько тысяч километров. Гаишники не брали взятки и не придирались впустую. Сейчас в это трудно поверить, но было так.


Поход. Подмосковье 60-е
Как жили люди тогда, как отдыхали, веселились? Примерно вот так. Сейчас, наверное, там не пройти – стоят заборы «новых русских» - укравших будущее у нас и наших детей. Когда видишь старые фотографии, хочется сравнить «что было и что стало».


Квартира. 70-е
Да, такие квартиры как раз и были. Это явно не партийные работники, обычные работяги. Практически такие же квартиры были у моих друзей, а точно такие же полочки «лесенкой» сам вешал в 80-м, мне было тогда 14, только антенна у нас была не дециметровая, а «рогатая» и люстра очень похожая. Телевизор в 70-х обычно был не цветной, а черно-белый.

Москва 70-е
Видимо, кулинария продает вырезку - лоток выставили на улицу, чтобы быстрее продать. Сейчас любят рассказывать, как в СССР было плохо с продуктами и «ничего нельзя было купить».
Я прекрасно помню, что мясо без особых проблем можно было купить в те годы в кулинарии или на рынке - дороже, но всегда и без очереди, а колбасу - в коопторге. В магазинном мясе нередко было много костей и оно не всегда бывало.
Тем кому хочется рыночных цен - добро пожаловать на рынок, в кулинарию или коопторг. Куры - в магазине всегда, рыба - мороженая всегда, свежая 1-2 раза в неделю. Никаких серьезных проблем с питанием не было. Не могу припомнить ни одного голодающего на улице, просящего корку хлеба…
Проблемы с продуктами стали появляться существенно позже - с 80-х, а к 90-м они приобрели явный вид хорошо разработанной экономической диверсии.

Около МГУ 60-е
В СССР не было необходимости узбекам, киргизам, таджикам ехать «гастрабами» на стройки в скотских условиях. Они и у себя жили достойно - была интересная работа, дом, да и не любит азиат без крайней на то необходимости уезжать куда-то жить от могил предков, от семьи… Зачем?
Издевательство над приезжим в Москве было немыслимым, как немыслимо было то, что у метро их остановит милиционер и начнет вымогать взятку, не говоря уже, что человека могут отвести в отделение и там пытать. Профессия милиционера была достойной и люди относились к ним весьма хорошо.
А киргизы, узбеки и таджики приезжали с удовольствием - посмотреть и показать детям Красную Площадь, метро, МГУ, музеи… Постепенно хорошо образованные специалисты из Средней Азии и с Кавказа стали оседать в самых разных местах, довольно быстро ассимилируясь, но в целом, их было совсем немного.

Учебное Судно Кропоткинской Мореходки. Батурин 70-е
Не жалели в СССР средств и усилий на среднее специальное образование, поэтому и были настоящие специалисты.


Летное Училище. Балашов. 1967
Время, когда у летчиков было все необходимое для учебы и тренировки - сколько надо топлива, такие, как полагается тренажеры и достойные инструктора.

Летчик-Испытатель Владимир Клименок. Приморье 70-е


Геологи Забайкалья. 1966
Вот так, - кто-то строил страну, осваивал дикие земли и мечтал об освоении Марса, а кто-то держал фигу в кармане, исходя злобой. Так кто из них был счастлив? Абсолютное большинство месторождений было открыто в СССР, а после его разрушения - практически ничего…


Ледник Абрамова. 1970
Метео-гляциологическая станция. В СССР велись активнейшие исследования по предупреждению и предсказанию природных катастроф, таких как землетрясения, сходы лавин и селевых потоков. Над проблемами комплексно работали геологи, географы, математики, физики…


Торжественное Построение. Екатерининская Гавань. авт. Костриченко. 60-е


Присяга. 70-е
«Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Вооруженных Сил, принимаю присягу и торжественно клянусь быть честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным воином, строго хранить военную и государственную тайну, беспрекословно выполнять все воинские уставы и приказы командиров и начальников. Я клянусь добросовестно изучать военное дело, всемерно беречь военное и народное имущество и до последнего дыхания быть преданным своему Народу, своей Советской Родине и Советскому Правительству. Я всегда готов по приказу Советского Правительства выступить на защиту моей Родины - Союза Советских Социалистических Республик и, как воин Вооруженных Сил, я клянусь защищать ее мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагами. Если же я нарушу эту мою торжественную присягу, то пусть меня постигнет суровая кара советского закона, всеобщая ненависть и презрение товарищей „
Для сравнения, из российской присяги: “Если же я нарушу принятую мною Военную присягу, то готов нести ответственность, установленную законами Российской Федерации».


Солдаты. 1978


Рабочие 70-х


Топографы. Узбекистан 70-е. Перед строителями идут топографы - скоро в дикой степи начнется строительство современной промышленности и жилья.
В советское время Узбекистан из отсталой полуфеодальной азиатской окраины превратился в развитую индустриально-аграрную республику с развитой легкой, пищевой, тяжелой, электротехнической, радиоэлектронной, приборостроительной, авиационной и химической промышленностью.
Были построены мощнейшие электростанции, открыты и начали осваиваться месторождения газа и нефти. На базе крупных промышленных предприятий возникли новые города и были реконструированы старые: Чирчик, Бекабад, Каттакурган…


Москва. Чертаново. Новостройки. 1970
Только к 70-м стали уходить в прошлое последствия Войны. Когда можно было, наконец, строить не ракетные заводы - страну надежно прикрывал ядерный щит, чтобы защититься от «демократизаторов», а массовое жилье.
Строили очень много и по всей стране.


Москва. Новостройки Ясенево. 70-е
У нас, детей тех лет, детство прошло на стройках - они были везде.
Бегали от сторожей, охранявших стройки, это было прикольно, но несколько рискованно - можно было получить по заднице.
Особенно интересно было играть в прятки или рубиться команда на команду на деревянных томагавках в кирпичной пятиэтажке, где еще не полностью были возведены стены между подъездами и дом представлял своеобразный лабиринт. В многоэтажках было не так интересно - бетонные плиты для стен ставили сразу.


Московский Микрорайон. 70-е
Когда строился микрорайон - он планировался заранее. По плану строилась школа, детский сад, магазины, парикмахерские, проводились транспортные маршруты, сажались деревья в скверах. «Точечная застройка» была невозможна.


Сахалин. Порт Невельск. 70-е. Город-порт, один из множества новых городов, построенных в СССР. Заселение богатых земель Дальнего Востока.


Северный Рейс. авт. Кривошлыков 70-е
Северный Морской путь - главная магистраль в Арктике длиной более 5500 км, связывающий Европейскую Часть России с Дальним Востоком. Иначе придется идти через Суэцкий канал, а это в два с половиной раза дальше.
Северный Морской путь был крупнейшим транспортным достижением СССР - он, без преувеличения, преобразил жизнь Севера страны и Дальнего Востока. По нему «на Севера» везут оборудование, топливо, продовольствие, а оттуда - полезные ископаемые и лес.

Изменились ли школьники за последние годы? А за несколько последних десятилетий? Есть ли характерные черты у каждого поколения?

Давайте сразу примем тезис, что дети разные и школа в первую очередь отражает состояние общества.

Школы СССР сохраняли традицию раздельного воспитания детей вплоть до 1954 года. Только в этом году классы мужские и женские объединяют. Как и ранее имеется школьная форма. Для мальчиков это аналог военной – гимнастерка или китель с белым подворотничком, у девочек – коричневые платья и передник (черный повседневный или белый парадный). Как-то выделится, дети могли лишь по качеству материала формы, пошиву, необычными ручками.

Обязательным элементом одежды был пионерский галстук. Забыть его дома, потерять было великой трагедией для ребенка и вызывала жесткую реакцию у окружающих. Галстук сначала закрепляют с помощью зажима, потом завязывают специальным узлом.

Отношения между детьми были ровные, родительские должности и благосостояние не влияли на них. А вот учитель находился на определенной дистанции от ученика. Учитель был непререкаемым авторитетом. Слова инженер, учитель, врач звучали гордо, это было мечтой многих. Но мало кто мог себе позволить получить высшее образование, нужно было идти работать, помогать семье.

В 60-х вводится обязательная восьмилетка. В это время огромной популярностью пользуются книги, школьники читают, причем не только героико-приключенческие романы, но и поэзию. Кумирами детей были герои революции, Гражданской и Отечественной войн.



К 70м - 80 годам появляется некоторое разнообразие школьной форме, разные фасоны платьев, альтернативы им в виде юбочных костюмов. Веяния моды заставляют девочек укорачивать максимально юбки.

Детей в это время много, большие классы в начальной и средней школе, много классов в параллелях. Все еще активно читают. Книги считаются лучшими подарками, их горячо обсуждают, особой популярностью пользуются Ремарк и Айтматов.

Дети увлекаются новыми областями знаний, на пике находится космонавтика и вообще естественные науки. Действует множество кружков, секций, факультативов. Что характерно учителя занимаются с детьми бескорыстно, разрабатывают новые методики, подходы. Все еще высок авторитет учителя, он учит не только запоминать информацию, он старается научить ребенка перерабатывать ее, анализировать.

Часто проводятся всевозможные мероприятия: празднования различных дат, экскурсии, самодеятельные концерты, на которые привлекают и родителей. Так же практикуется совместные уборки, ремонты, сбор макулатуры и металлолома. Правда уже к концу 80х это становится скорее обязаловкой, от которой стараются увильнуть. И ведь действительно бывает непонятно зачем собирать, тащить тяжелую макулатуру на школьный двор, где она потом мокнет под дождем, разносится ветром, или более того сжигается тут де в школьной котельной.

Все еще остается силен патриотизм, популярны герои войны. Но уже начинается Афганистан и появляется страх. Девочки строги, отношения полов целомудренны.

90е годы становятся периодом перелома. Первое изменения связано с отменой формы. И если первые годы, еще есть, какие то ограничения, определенные требования, то очень быстро они размываются. Одежда в школе становится такой же крикливой, несуразной как и на улицах, вплоть до спортивных костюмов. Девочки уже используют макияж, причем довольно яркий, агрессивный, наконец появляется возможность одевать брюки.

Изменяется мировоззрение школьников. Это период бурного роста и передела капитала. Потому и отношение детей такое же – деньги решают все. Престижными становятся профессии экономического и юридического направления. Учителя и врачи полностью теряют свой престиж, главный критерий при выборе профессии – величина заработка. Хотя при этом высшее образование все еще ценится, престижно. Но уже как символ благополучие, важно лишь наличие корочки, как декоративного украшения.

В начале 21 века дети стали прагматиками. Они видят цель и настойчиво идут к ней. Они перестали уделять внимание необязательным предметам. Им нужны только те, что пригодятся для поступления в ВУЗ, сдачи экзаменов. Все остальное – бесполезная трата времени. Такими лидерами становятся математика и языки.

Изменилось отношение к книгам. Во-первых, книги стали дорогим удовольствием, во–вторых, в школах была проблема с учебниками. Потому нашлось простое решение – достаточно скачать текст из интернета, распечатать и после использования выбросить. В принципе появилась привычка качать бесплатно софт,видео, музыку, игры, карты для навигаторов . С литературой можно сделать еще проще – загрузить аудиокнигу и прослушивать ее.

Подход к учителю стал так же утилитарен – он всего лишь помощник или же наоборот помеха для поступления и сдачи экзаменов (в зависимости от обязательности преподаваемого предмета). Опять же высшее образование все так же престижно, необходимо, но уже оценивается с точки зрения перспективы занять хорошую должность потом. Кроме того, вечное безденежье учителей никак не улучшает их положения в глазах учеников.

Еще характерное отношение учеников – уборка или какие-либо общественные мероприятия становятся неприемлемыми, все решают деньги, отношение к школе как к некоему сервису.

Так что дети – продукт той цивилизации, что их окружает. Школа как лакмусовая бумажка отражает тенденции в социуме и стоит, наверное, к ним приглядываться…

2010 год

Подборку , теперь дополнят истории 70-х годов.

Снова в школу! Сейчас осень 2017 года. А 100 лет назад начинался исторический эксперимент под названием СССР. И как в любом процессе есть подъем, пик и спад, так было и с кино, которое тогда снималось и отображало жизнь.

Так на 60-70-е годы пришелся в детском кино пик. Впереди были еще 80-е годы, но это последнее 10-летие, за которым проект под названием СССР распустили по домам.

Интересно, а что изменилось за эти годы. Давайте вспомним. В 70-е годы не было интернета, не было интерактивного ТВ, мобильной связи тоже не было, даже телефон не у всех дома был. Сегодня все это есть в избытке - дома по несколько телевизоров, компьютеров, да что там дома, сегодня смартфон все это заменяет и всегда с тобой.

Не зря японцы прогнозировали, что мобильник к 2020 году станет паспортом, ключом от умного дома, пультом от всех устройств, кошельком и его надо будет носить всегда с собой обязательно. И это вполне реально, ведь мобилки уже сегодня самые близкие друзья, с которыми разлучает лишь сон. А если они разрядились, да еще не вовремя, то это вызывает настоящую трагедию.

Как отображение, что думали у нас тогда о школе на Западе, весело постреливая, рассказал эпизод «Ералаша» с Г. Хазановым.

Давайте вернемся в те доисторические времена, когда дети бродили по улицам допоздна и развлекали себя сами, а домой их звали из окон домов, (а не звонили на сотовый) лишь поесть, поспать или начинался мультфильм.

В то время школа прочно оставалась источником знаний и учителя (многие из них занимались по призванию души, а не потому, что больше никуда не поступили) любили свой предмет.

В отличие от наших родителей, которым довелось ходить в послевоенные школы, где читать и писать толком многие не умели, большинство первоклашек 70-х уже неплохо читали и считали, с кем родители занимались.

Одна важная особенность объединяет эти фильмы — в них не играют, в них герои проживают реальную жизнь, без спецэффектов. Есть еще повод посмотреть эти фильмы — так хорошо больше не снимают и возможно не снимут.

Вот о такой атмосфере и пойдет речь в лучших фильмах о школе 70-х годов.

1. Приключения Электроника (1979)

«До чего дошел прогресс» ? — труд физический, конечно не исчез, говоря словами песни из этого мини-сериала. А вот дружбу одноклассников такую, как в фильме уже, пожалуй, с трудом найдешь. Фильм помогает найти ответ на вопрос, как стать настоящим человеком, которым мечтал стать Электроник.

2. Уроки французского (1978)

Фильм о том, что такое искренняя помощь в послевоенное время и какими были настоящие Учителя, про которых помнят потом всю жизнь.

3. Новые приключения капитана Врунгеля (1978)

В школе дали задание написать сочинение на популярную, после каникул, тему, как прошло лето. И нашего героя понесла фантазия туда, где шторма и приключения, стычки с гангстерами, рядом с неунывающим капитаном Врунгелем. История получилась что над, однако на страницы тетради она не попала, записать времени уже не хватило — звонок прозвенел.

4. Когда я стану великаном (1978)

Говорят, характер закладывается в детстве. В этом фильме наш герой примерил на себя роль благородного рыцаря, романтика и она ему пришлась в пору. Храбрость, благородство, искренность в чувствах — качества, которые отличают настоящего мужчину, уже есть в этом 15-летнем парне.

5. Последняя двойка (1977)

Все недоумевают, как вчерашний двоечник, стал отличником. Он и сам думает, что это ученые помогли ему со своей чудо машиной. Однако все оказалось проще — человеку, поверившему в свои силы, любые высоты можно взять. Главное -настроиться.

6. Доброта (1977)

Идеи, как заинтересовать ребят в школе сегодня не менее актуальны. В этом фильме участвуют два подхода. Новый директор решил энергию хулиганов направить в нужное русло, использовать их организаторский талант в мирных целях и ввести самоуправление школьников. А учительница литературы считает, что никакое дело не сдвинется, не тронет душу, если оно не согрето Добротой.

7. Марка страны Гонделупы (1977)

От ошибок никто не защищен. Так и первоклашка Петя променял марки — подарок отца, старшекласснику на марку выдуманной страны. Казалось бы все, но нет, верные друзья Пети помогли восстановить справедливость.

8. По секрету всему свету (1 серия, 1976)

Рассказы Драгунского о Дениске Кораблеве и сегодня читаются с большим интересом. А фильм с замечательными песнями, с его ля-ля, жу-жу легко узнается с первых нот. А известная река Мисиписи вызовет взрыв хохота,как 40 лет назад.

9. Предположим, ты капитан..(1976)

Слова названия фильма взяты из песни, суть которой и раскрывает эта история: чтобы в бурю, чтобы в дождь и туман, не сбивался бы с пути капитан. Основы управления своим жизненным кораблем закладываются в детстве, когда еще нет на карте стран и море еще не море. «Ты свой компас проверь, ты штурвал свой держи, чтоб без грустных потерь, верный путь проложить…» — звучит, как напутствие.

10. Всё дело в брате (1976)

В семье два брата, младший отличник думает, что старшему брату надо помочь стать лучше (его все считают лентяем) и пытается делать это исходя из своих убеждений. Лучше быть хорошим грузчиком, чем плохим психологом — так отвечает старший. Каждый должен прожить свою жизнь и жить своим умом.

11. Это мы не проходили (1975)

Как становятся учителями вчерашние студенты. Пока их признают за своих ученики и старшие коллеги, им приходится вдвойне трудно, а в женском коллективе, еще и втройне. Стать нужным, пожалуй самое трудное.

12. Что с тобой происходит? (1975)

«С чего не знаю, тем не менее, светло в глуши моей души» — так охарактеризовал свое состояние наш герой, который совершает странные поступки, на взгляд окружающих взрослых. Ответ — в переходном возрасте, который требует поиска себя и совершения поступков по велению души.

13. Меняю собаку на паровоз (1975)

Иногда приходится ради достижения своих целей чем-то жертвовать. Однако, когда начинаешь делать неискренне и пытаешься получить одно за счет другого, то все может пойти наперекосяк.

14. Где это видано, где это слыхано (1974)

Отсутствие таланта певца может не помешать, а наоборот сделать смешное еще более смешным. Еще одна веселая история про Дениса Кораблева.

15. Кыш и Двапортфеля (1974)

Фильм про первоклассников с полезными веселыми зарисовками что такое хорошо, как дружить и уметь дать отпор, когда требуется.

16. Петька в космосе (1973)

Если нашел свой талант, то развивай его и не обращай внимание, если не все это готовы принять.

17. Чудак из пятого «Б» (1972)

Сегодня никто не станет делать что-то для других. А тогда могли. Как выдумщику-пятикласснику предложили его таланты раскрыть в шефстве над первоклашками. Это оказалось интереснее, чем показалось в начале.

18. Точка, точка, запятая… (1972)

Когда тебя начинают воспринимать всерьез, то хочется не разочаровать. Так в жизнь семиклассника изменилась с приходом новенькой девочки в классе.

19. Ох, уж эта Настя! (1971)

Фильмов про мальчишек выдумщиков множество. А этот фильм про девочку, которой скучно жить по общим правилам. Жизнь это, конечно усложняет в отношениях с окружающими, однако делает гораздо интереснее и веселее.

20. Два дня чудес (1970)

Говорят, чтобы понять проблему, надо встать на место другого человека. Так, благодаря помощи фей, папа и сын меняются местами, чтобы лучше понять друг друга.


Феномен “советского школьного кино” связан не только с кино, а еще и со “Школой” как таковой. Каким-то странным образом “Школа” в эпоху застоя стала одним из центральных векторов жизни. Почти все знаменитые школьные фильмы были сняты при Брежневе. До Брежнева школьное кино только зарождалось, после Брежневе оно начало умирать.

Я уже писал, что каждое десятилетие выдвигает те или иные социальные страты на первый план. “Нулевые” XXI-го века выдвинули чиновников и блоггеров. 90-ые - бизнесменов и братанов. 80-ые – рокеров и андеграунд. 60-ые - лириков, физиков и космонавтов. 30-е - летчиков и танкистов. 60-ые и 70-ые годы XIX века – разночинцев и интеллигентов. 90-ые годы XIX века промышленников и банкиров. Екатерининское время подняло дворян на немыслимую высоту и так далее.


А вот 70-ые годы XX века выдвинули “школьников”. “Школа”, “молодой педагог”, “директор-новатор” – вдруг попали под фокус общественного внимания в нашей стране. Почему? Об этом чуть попозже. Потом уже в 80-ые и 90-ые “Школа” и вообще система образования, в том числе и ВУЗы, ушли на периферию жизни. Я был свидетелем ослабления накала образования, остроты школьной и университетской жизни, поскольку учился почти беспрерывно с 1975-го по 2000 год. У меня была школа, 2 универа, с перерывом на армию, потом 5 лет аспирантуры.


Помню, что в 1977 году какая-нибудь контрольная ГОРОНО приравнивалась к “высадке человека на Марс”, то в 1999 году студенты Нижневартовский ВУЗов, мои друзья, сдавали экзамены по любому предмету наобум. Часто кафедры вводили предмет уже в конце семестра. Давали 4 дня на подготовку. Все приходили, списывали открыто из учебников, препод отворачивался или вообще уходил из аудитории. Студиозы получали свои пятерки в зачетки и уходили счастливые. Я этого до сих пор не понимаю такой учебы. В чем смысл?


Так вот, почему “Школа” стала столь интересна для кинорежиссеров в 70-ые годы? Дело в том, что тогда советская этика загнивала и воняла вовсю. Режиссеры и сценаристы заметили, что гнила и воняла она именно в среде школьников. Это поколение было водоразделом, волнорезом, отделявшим социализм и романтизм 60-х от зарождавшегося индивидуализма и буржуазности. Конфликт в этом кино происходил из-за наступления бесчисленных циников и прагматиков как на старый сталинисткий педсостав, так и на романтиков “молодых педагогов” – “социалистов с человеческим лицом”, а также недобитых пока сентименталистов Лопухиных из среды одноклассников. Посмотрите на Лаврика из картины в “Моей смерти прошу винить Клаву К”, на комсорга Глеба из “100 дней после детства” и все поймете. Типичные Дмитрии Медведевы.



В 90-ые эти школьники 70-х были еще молодежью. Они были повернуты на обогащении. Многие шли в бандиты. Кое-кто к концу 90-х начал "подниматься" в бизнесе. Это поколение в детстве страдало материальным культом, поэтому с жадностью поглощало новые рестораны, курорты, автомобили или исходило гавном, если не получилось. В любом случае поколение 70-х в тараканьих бегах было циничино и настроено на победу любой ценой. Наконец, в “нулевые” школьники из Совкино пришли к власти. Путинская эпоха выросла из детей 70-х как бурьян в поле. Те, из школьников кому недосталось “Фордов Фокусов” в 90-ые возрадовались и уехали в Анталью, крича Путину – ура. Кроме того, бытование ребенка в 70-ые годы очень сильно зависело от авторитетов, в частности от авторитерета “Школы”, “Учителя” поэтому дети 70-х склонны к подчинению.

Путинская эпоха являет собой жизненный расцвет тех школяров 70-х.



А где-то с 2006 года повылазило новое поколение. Это генерация леваков-хипстеров, часто чурающихся карьерного роста, не стремящихся как дети 70-х к заработкам любой ценой. Их не удивишь сникерсом. Они с детства видят 100 сортов колбасы в супермаркете и не падают в обморок. Поэтому это поколение более интеллектуально, более возвышено, но интеллекутально оно весьма по-своему. У них совсем иной культурный код. Они много путешествуют, знают иностранные языки, сидят в Интернете сутками и они не привыкли к подчинению. В основном в больших городах это раздолби, кидалты, то есть kid-adults. К 2010 году они уже подминают потихоньку детей 70-х - циников-путинистов. Как это ни странно они формируют базис для нового социализма. Они склонны его идеализировать, склонны вообще больше мечтать.

Но все, же в чем-то дети 1980-х уступают детям 1970-х. Мышление детей 70-х - книжко-центрично, а мышление детей 80-х интернето-центрично. И хотя дети 1980 года более эрудированны, имеют больший объем знаний (это мое личное мнение) они проигрывает детям 1970 года в глубине мышления, так как читают несколько простоватые тексты в сети.