Психологическая деградация. Что такое деградация человека. Нужно ли бороться и как

Еретин Артём Олегович,

ученик 3А класса

Руководитель

Касюгина Мария Ивановна,

учитель начальных классов

МБОУ «Новинская школа»

Введение

Я учусь в 3 А классе. На уроках мы узнаем много нового и интересного. Но есть такие вещи, которые, мне кажется изучать совсем необязательно. Потому что непонятно, где потом эти знания тебе могут пригодиться. Например, мы изучили буквы. Это надо, чтобы писать и читать. Мы изучили цифры. Это нужно, чтобы считать. Я очень люблю математику: примеры, задачи. Но совсем не понимаю, зачем нам изучать фигуры. Круг, ещё куда не шло. Это колеса у машины, планеты, солнечная система, шестеренки разные при строительстве роботов. А вот треугольник, на мой взгляд, совершенно не нужен.

Объект исследования: геометрическая фигура «треугольник»

Предмет исследования: использование треугольников в окружающей жизни.

Цель исследования: выяснить, каким образом можно использовать геометрическую фигуру «треугольник» в окружающей жизни.

Задачи:

1. Выяснить, нужен ли треугольник в жизни моей семьи.

2. Провести опрос родителей и тестирование одноклассников.

Гипотеза: треугольник – фигура своеобразная, в окружающем меня мире практически неприменимая.

Методы изучения:

· Измерительные работы строительных объектов

· Проведение тестирования одноклассников

· Опрос родителей

· Фотографирование

Часть первая. Папин взгляд на треугольники. Строительство.

В начале своего исследования я обратился к папе.

Он рассказал мне, что треугольники очень широко применяются в строительстве. И когда он строил наш дом, ему эти знания очень пригодились. (Приложение 1. Фото 1-3)

Оказывается, ещё в Древнем Египте при строительстве зданий, люди придумали использовать треугольник. Тогда у них не было современных измерительных приборов, как сейчас, и они использовали верёвку. На этих веревках на равном расстоянии друг от друга египтяне завязывали узлы.Если нужно было построить здание с прямыми углами, они брали верёвку с четырьмя узлами, верёвку с пятью узлами и веревку с шестью узлами. Затем они строили на земле треугольник со сторонами в три, четыре и пять равных отрезков, благодаря этим верёвкам. Таким образом, получали один абсолютно прямой угол.

А если к этому треугольнику приставить такой же перевернутый треугольник, то получится ровный прямоугольник. Этот метод применяется в строительстве до сих пор. Он так и называется «метод египетского треугольника» (Приложение 1. Фото 4)

Так же треугольник является самой жёсткой фигурой. Это свойство широко применяется в строительстве крыш. Длинные стропила дополнительно укрепляются диагоналями. Чем длиннее стропила, тем больше требуется треугольников. В результате получается единая жёсткая конструкция, которая может выдерживать большие нагрузки. Этот же метод применяется при строительстве других сооружений. (Приложение 1. Фото 5-6)

Также треугольник является самой устойчивой фигурой. Табуретка с тремя ножками никогда не будет шататься, а будет устойчиво стоять на любой поверхности. Поэтому все штативы для фотоаппаратов и различных измерительных приборов сделаны трехногими. (Приложение 1. Фото 7)

Оказывается, что треугольников, которые меня окружают, очень много, это почти все крыши домов. (Приложение 1. Фото 8)

Вывод 1. Треугольники используют в строительстве с давних пор. Для строительства нашего дома они тоже пригодились.

Часть вторая. Мамин взгляд на треугольники. Психология.

Затем я обратился к маме и спросил у неё, а как ей может помочь фигура треугольник.

Мама рассказала мне, что есть такой психологический тест, где по геометрическим фигурам можно определить качества человека. Мама предложила мне провести этот тест в классе и выяснить, кто в нашем классе является «треугольниками». (Приложение 1. Фото 9)

Для проведения теста мне понадобились геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, круг, треугольник и зигзаг. (Приложение 1. Фото 10)

Ребятам предстояло выбрать любую фигуру, на которую, по их мнению, они похожи, и нарисовать её. (Приложение 1. Фото 11-12)

Затем я расшифровал значение этих фигур и рассказал ребятам об их качествах. Все были удивлены, как можно определить, что они любознательные, целеустремленные, дружелюбные или неусидчивые всего лишь по одной геометрической фигуре. Мария Ивановна, моя классная руководительница, подтвердила, что все ребята правильно выбрали фигуры, они им подошли полностью.

А я в результате тестирования выяснил, что меня окружают два «треугольника» в классе.

Вывод 2. Треугольники помогают в маминой работе.

Часть третья. Детский взгляд на треугольники. «Треугольные раскраски».

Есть в нашей семье еще мой младший брат Кирилл, он скоро пойдёт в первый класс. Я подумал, а зачем же ему треугольники.

Оказалось, что при подготовке к школе есть очень много заданий с геометрическими фигурами, в том числе с треугольниками.

Выполнение таких заданий развивает пространственное мышление, логику, образное мышление и даже творчество. (Приложение 1. Фото 13-14)

Я решил помочь своему брату потренироваться в выполнении таких заданий и нарисовал для него свою «треугольную» раскраску. (Приложение 1. Фото 15)

Кирилл выполнил задание правильно и проявил фантазию, превратив обычную собачку в собачку супермена! (Приложение 1. Фото 16-17)

Вывод 3. Треугольники помогают малышам готовиться к школе.

Заключение

Мне очень понравилось исследовать треугольники. Оказалось это очень интересно. Треугольники окружают нас повсюду.

Моя гипотеза, что треугольник в окружающем мире практически неприменим, не подтвердилась.

Треугольники нужны и взрослым, и детям. Треугольники применяются и в обучение, и в психологии, и в строительстве.

Мне понравилось измерять и вычислять. В ходе исследования я

· узнал о «египетском треугольнике»,

· выяснил, что такое стропила,

· научился проводить тестирование и обрабатывать результаты,

· попробовал свои силы в создании геометрических рисунков.

Оказывается треугольник и его свойства до сих пор продолжают исследовать учёные. И мне еще в школе предстоит встретиться с треугольником на очень интересном предмете – геометрии. Я думаю, это будет один из моих любимых предметов.

Список литературы

1. Захаров Ю.А. Психологические тесты. М. 2014 г.

2. Салмина. Учимся думать. Что с чем объединяется. М.2016г

3. Тесты для дошкольников. М 2015 г.

Интернет ресурсы:

1. www.wikipedia.org

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

    ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    1. Что такое треугольник?

      Треугольник в истории геометрии

      Почему у треугольника три стороны?

      Жестко ли спать на треугольнике?

    Применение треугольников в быту

    1. Треугольники в архитектуре

      Треугольник Паскаля

      Треугольник Рёло

    Загадки природы, связанные с треугольниками:

    1. Бермудский треугольник

    ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    1. Анкетирование

      Результаты анкетирования

      Разнообразный мир треугольников или где в жизни встречается треугольник.

Приложение

Список литературы

Введение

Геометрия - наука, занимающаяся изучением геометрических фигур. Одной из основных фигур, которую изучают в геометрии является - треугольник. Треугольник является важнейшей фигурой планиметрии, и потому в первую очередь изучают многочисленные свойства этой фигуры. Также треугольник является составной частью объемных фигур, а его свойства мы часто используем при решении различных задач. В жизни форма этой фигуры используется во многих областях. А также имеет свои тайны. (Бермудский треугольник, Египетские пирамиды)

Цели проекта:

    Изучить понятие треугольника и его элементов и свойств.

    Развить логическое мышление учащихся. Сформировать познавательный интерес к изучению геометрии.

    Научиться устанавливать межпредметные связи математики с такими учебными предметами как история, литература, информатика, черчение.

    Выяснить, что значит математика в жизни людей: является второстепенной наукой или математика - это неотъемлемая часть в жизни человечества.

Задачи проекта:

    Изучить свойства треугольника;

    Научиться устанавливать связи между различными геометрическими фигурами;

    Развить пространственное и логическое мышление;

    Рассмотреть взаимосвязь между математикой и жизнью;

    Проанализировать, как жизнь зависит от математики;

Гипотеза:

    Можно ли обойтись без треугольника в жизни и в математике?

    Если математика - второстепенная наука, то законы, которые она изучает знать простому человеку совсем не обязательно, то есть эти законы в обыденной жизни никому не нужны.

    ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    1. Что такое треугольник?

Ты на меня, ты на него, На всех нас посмотри. У нас всего, у нас всего У нас всего по три. Три стороны и три угла, И столько же вершин. И трижды трудные дела Мы трижды совершим

Лев Шеврин

Треугольник (в евклидовом пространстве) — это геометрическая фигура, которая образована тремя отрезками, соединяющие три точки, не лежащие на одной прямой. Указанные три точки называются вершинами треугольника, а отрезки — сторонами треугольника. Стороны треугольника образуют в вершинах треугольника три угла. Другими словами, треугольник — это многоугольник, у которого имеется ровно три угла. Если три точки лежат на одной прямой, то «треугольник» с вершинами в трёх данных точках называется вырожденным. Все остальные треугольники невырожденные.

В неевклидовых пространствах в качестве сторон треугольника выступают геодезические линии, которые, как правило, являются криволинейными. Поэтому такие треугольники называют криволинейными.

Важным частным случаем неевклидовых треугольников являются сферические треугольники.

Треугольник — это часть плоскости, ограниченная минимально возможным количеством сторон. Любой многоугольник можно точно разбить на треугольники, лишь связав его вершины отрезками, не пересекающими его стороны. С некоторым приближением, на треугольники можно разбить поверхность любой формы, как на плоскости, так и в пространстве. Так как треугольник — это многоугольник, ограниченный минимально возможным количеством сторон, то при его разбиении на треугольники процесс решений задач будет намного легче чем решения огромным многоугольников. Разбиение геометрического объекта (в данном случае это разбиение на треугольники) называется триангуляция.

    1. Треугольник в истории геометрии .

Треугольник - это простейшая плоская фигура, но можно сказать, что вся (или почти вся) геометрия со времен «Начал» Евклида покоится на «трёх китах» - трёх признаках равенства треугольников.

За несколько тысячелетий геометры столь подробно изучили треугольник, что иногда говорят о «геометрии треугольника» как о самостоятельном разделе элементарной геометрии.

Геометрия, по свидетельству греческих историков, была перенесена в Грецию из Египта в 7 в. до н. э. Здесь на протяжении нескольких поколений она складывалась в стройную систему. Процесс этот происходил путём накопления новых геометрических знаний, выяснения связей между разными геометрическими фактами, выработки приёмов доказательств и, наконец, формирования понятий о фигуре, о геометрическом предложении и о доказательстве. Этот процесс привёл, наконец, к качественному скачку. Геометрия превратилась в самостоятельную математическую науку: появились систематические её изложения, где её предложения последовательно доказывались.

1.3.Почему у треугольника три стороны?

Мы знакомы с разными многоугольниками: треугольник, четырехугольник, пятиугольник и т.д. Почему же именно треугольник считают символом геометрии?

Оказывается, потому, что треугольник - это многоугольник с наименьшим количеством сторон. Действительно, попробуйте построить многоугольник с двумя сторонами и у вас ничего не получится, ведь для того чтобы получился многоугольник нужна третья сторона.

    1. Жестко ли спать на треугольнике?

Вот такой шуточный вопрос возникает тогда, когда мы знакомимся с таким понятием, как жесткость треугольника.

Если три стороны одного треугольника соответственно равны трем сторонам другого треугольника, то такие треугольники равны.

Из третьего признака равенства треугольников следует, что треугольник - жёсткая фигура. Поясню, что это означает. Представим себе две рейки, у которых два конца скреплены гвоздем. Такая конструкция не является жёсткой: сдвигая или раздвигая свободные концы реек, мы можем менять угол между ними. Теперь возьмем ещё одну рейку и скрепим её концы со свободными концами первых двух реек. Полученная конструкция - треугольник - будет уже жёсткой. В ней нельзя сдвинуть или раздвинуть никакие две стороны, т. е. нельзя изменить ни один угол. Действительно, если бы это удалось, то мы получили бы новый треугольник, не равный исходному. Но это невозможно, так как новый треугольник должен быть равен исходному по третьему признаку равенства треугольников.

Рассмотрим модели двух фигур - треугольника и четырёхугольника и выясним, можно ли, не меняя длины сторон, изменить форму фигуры? Под действием небольшой силы четырёхугольник изменил свою форму, а треугольник нет.

Можно сказать, что треугольник - не изменяющаяся фигура. В нем нельзя сдвинуть или раздвинуть никакие две стороны, в отличие от любого другого многоугольника. В треугольнике нельзя изменить ни один из углов. Таким образом, треугольник - жесткая фигура.

Великий ученый Фалес Милетский основал одну из прекраснейших наук - геометрию. Он имел титул одного из семи мудрецов Греции, он был поистине первым философом, первым математиком, астрономом и вообще первым по всем наукам в Греции VI век до нашей эры

Средние века немного дали геометрии, и следующим великим событием в её истории стало открытие Декартом в XVII веке координатного метода («Рассуждение о методе», 1637). Точкам сопоставляются наборы чисел, это позволяет изучать отношения между формами методами алгебры. Так появилась аналитическая геометрия, изучающая фигуры и преобразования, которые в координатах задаются алгебраическими уравнениями. Примерно одновременно с этим Паскалем и Дезаргом начато исследование свойств плоских фигур, не меняющихся при проектировании с одной плоскости на другую. Этот раздел получил название проективной геометрии. Метод координат лежит в основе, появившейся несколько позже дифференциальной геометрии, где фигуры и преобразования все ещё задаются в координатах, но уже произвольными достаточно гладкими функциями.

1.4. Треугольники в архитектуре

Треугольники повсюду встречаются в нашей жизни: в костюмах, в бытовых приборах, а также в архитектуре.

Треугольник Пенроуза — одна из основных невозможных фигур, известная также под названиями невозможный треугольник и трибар.

Был открыт в 1934 году шведским художником Оскаром Реутерсвардом, который изобразил его в виде набора кубиков. В 1980 году этот вариант невозможного треугольника был напечатан на шведских почтовых марках.

Широкую известность эта фигура обрела после опубликования статьи о невозможных фигурах в Британском журнале психологии английским математиком Роджером Пенроузом в 1958 году. В этой статье невозможный треугольник был изображен в наиболее общей форме — в виде трёх балок, соединённых друг с другом под прямыми углами. Под влиянием этой статьи в 1961 голландский художник Мауриц Эшер создал одну из своих знаменитых литографий «Водопад».

13-метровая скульптура невозможного треугольника из алюминия была воздвигнута в 1999 году в городе Перт (Австралия)

1.5. Треугольник Паскаля

Самой известной математической работой Блеза Паскаля является трактат об "арифметическом треугольнике", образованном биномиальными коэффициентами (треугольник Паскаля), который имеет применение в теории вероятностей и обладает удивительными и занимательными свойствами.

В действительности, треугольник Паскаля был известен задолго до 1653 года - даты выхода "Трактата об арифметическом треугольнике". Так, этот треугольник воспроизведен на титульном листе учебника арифметики, написанном в начале XVI Петром Апианом, астрономом из Ингольтштадского университета. Изображен треугольник и на иллюстрации в книге одного китайского математика, выпущенной в 1303 году. Омар Хайям, бывший не только философом и поэтом, но и математиком, знал о существовании треугольника около 1100 года, в свою очередь, заимствовав его из более ранних китайских или индийских источников.

Мартин Гарднер пишет в книге "Математические новеллы" (М., Мир, 1974): "Треугольник Паскаля так прост, что выписать его сможет даже десятилетний ребенок. В тоже время он таит в себе неисчерпаемые сокровища и связывает воедино различные аспекты математики, не имеющие на первый взгляд между собой ничего общего. Столь необычные свойства позволяют считать треугольник Паскаля одной из наиболее изящных схем во всей математике".

1.7. Треугольник Рёло

Треугольник Рёло - это область пересечения трех окружностей, построенных из вершин правильного треугольника. Они имеют радиус, равный стороне этого же треугольника. Он относится к разряду простых фигур (как круг), обладающих постоянной шириной. То есть если к нему провести две параллельные опорные прямые, то независимо от выбранного направления, расстояние между ними будет неизменным, в любой точке независимо от их длины.

По мнению историков, название это «непростой» простой фигуре дал немецкий механик Франц Рёло, живший с 1829 по 1905 годы. Многие историки сходятся в том, что именно он стал первооткрывателем свойств этой геометрической фигуры. Потому как он первый широко использовал свойства и возможности треугольника Рёло в своих механизмах.

Франц Рёло первым дал доскональные определения понятиям «кинетическая пара», «кинетическая цепь». Он впервые показал возможность связи между основами механики и конструирования. То есть связал теорию и практические проблемы конструирования. Что позволило создавать механизмы в совокупности их функциональных возможностей с внешней привлекательностью/эстетичностью. Отсюда Рёло стали считать поэтом механики. Что позволило последователям в корне пересмотреть имеющиеся в ней теории.

Иные исследователи первооткрывателем этой фигуры признают Леонарда Эйлер (18 век), который уже тогда продемонстрировал возможность его создания ее из трех окружностей.

А третьи «увидели» треугольник Рёло в рукописях гениального Леонардо Да Винчи. Манускрипты этого естествоиспытателя, с изображением этой «простой» фигуры, хранятся в Мадридском кодексе и в Институте Франции.

Но кто бы ни был первооткрывателем этот «не простой» треугольник получил широкое распространение в современном мире. А именно:

Сверло Уаттса. В 1914 году Гарри Джеймс Уаттс изобрел уникальный инструмент для высверливания квадратных отверстий. Это сверло, выполнено в форме Треугольника Рёло;

Двигатель Ванкеля. С 1957 года треугольник Рёло немецкий изобретатель Ванкель Ф. создал уникальный механизм. Где внутри камеры, цилиндрической формы, по сложной траектории передвигается ротор-поршень. Созданный в форме треугольника Рёло. При его постоянном движении, каждая его грань, контактируя со стенками камеры, образует сразу три камеры, названные позже «камерами сгорания».

Грейферный механизм кинопроекторов. Треугольник Рёло, вписанный в квадрат и двойной параллелограмм лежат в его основе. А нужен он для равномерного продергивания кинопленки во время киносеанса со скоростью в 18 кадров/с без отклонений и задержек;

В архитектуре. Конструкция из двух дуг треугольника Рёло образует стрельчатую арку готического стиля. А окна в форме Рёло стоят в Брюгге в церкви Богоматери. Как орнамент он присутствует и на оконных решетках швейцарской коммуны Отрив и цистерцианского аббатства.

Следовательно, изобретенный в прошлом веке треугольник Рёло широко используется сегодня. Однако его изучение не стоит на месте. Его свойства, как характеристики простой фигуры, находится в постоянном теоретическом и практическом изучении.

1.8. Бермудский треугольник Бермудский треугольник - одно из самых мистических мест на нашей планете, изучить природу которого до сих пор не удалось человеку.

Это загадочное место находится в Атлантическом океане, между тремя географическими точками: Пуэрто-Рико, Флоридой и Бермудскими островами. Эти точки образуют геометрические «вершины» Бермудского треугольника.

Уже много лет, а точнее - с 1945 года, это «дьявольское морское место» считается очень опасным для мореплавателей. Здесь происходило множество необъяснимых явлений. Дрейфующие суда с мертвыми экипажами, бесследные исчезновения самолетов и морских судов, выход из строя навигационных приборов, датчиков, радиопередатчиков, часов - вот неполный список того, чем прославился на весь мир этот морской треугольник.

Многие ученые, астрономы, физики, математики, географы, и даже военные службы пытались разгадать мистику загадочных явлений, однако эти исследования не стали успешными. На сегодняшний день человеческий мир владеет только обыкновенными догадками, которые не дают однозначного ответа - что это за странное географическое место, что видят люди, попадая туда, куда пропадают исчезнувшие корабли и самолеты.

Вот такая вот странная загадка этого места с условными границами простой геометрической фигуры. Загадка, которую вряд ли когда-нибудь удастся решить.

    ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    1. Анкетирование

Анкетирование - это метод эмпирического исследования, основанный на опросе значительного числа респондентов и используемый для получения информации о типичности тех или иных психолого-педагогических явлений. Этот метод дает возможность установить общие взгляды, мнения людей по тем или иным вопросам; выявить мотивацию их деятельности, систему отношений.

    Какие треугольники бывают?

    Какими свойствами обладают треугольники?

    Нужны ли треугольники в жизни людей?

    Знаете ли вы почему Бермудский треугольник назван треугольником?

А хотели бы узнать?

Варианты ответов

Какие треугольники бывают?

Равнобед-ренные

Равносторон-

Прямоуголь-

Односторон-

свойствами

обладают

треугольники?

Равные

стороны

Равные углы

Подобие треугольников

Многими

свойствами

треугольники

в жизни людей?

Знаете ли вы

Бермудский

треуголь-

ник назван

треуголь-

ником? Хотели бы

Да, я знаю

Нет, хотела

бы узнать

Нет, не хочу

знать

Знаю, хочу узнать

больше

    1. Результаты анкетирования

Вывод: 53% класса ответили равнобедренные треугольники, 23% - прямоугольные, 10% - равносторонние и по 7% ответили, что бывают односторонние и разные треугольники.

Вывод: 35% учеников не знают свойства треугольников, 30% ответили равные стороны, 22%-равные углы, 9% ответили многими свойствами и 4% вспомнили про подобие треугольников.

Вывод: 61 % учащихся считают, что треугольники нужны, а остальные 39% считают, что не нужны.

    1. Разнообразный мир треугольников или где в жизни встречается треугольник?

Треугольник самая распространенная фигура. В лесу, когда мы смотрим на ель и ее тень, то перед нами представляется равнобедренный треугольник.

    На магических символах

    Предметы обихода: треуголки, вырезы на одежде.

    Музыкальные инструменты

Треуго́льник (итал. triangolo, англ. и фр. triangle, нем. Triangel) — ударный музыкальный инструмент в виде металлического прута (обычно из стали или алюминия), изогнутого в форме треугольника. Один из углов оставлен открытым (концы прута почти касаются).

В повседневной жизни треугольник чаще всего встречается на дорожных знаках.

Заключение

Все вышеизложенные гипотезы из-за отсутствия точно выстроенной научной основы не могут быть приняты за теорию, объясняющую аномалию Бермудского треугольника. Однако в науке было так не один раз: сегодня это не воспринимается нашим разумом, а завтра уже всё принимается как новая теория.

Выявить суть загадочных катастроф, происходящих в печально известном районе Атлантического океана, пролить свет на таинство там происходящего, столько времени, волнующего умы людей, поможет только дальнейшие научные исследования и наблюдения в этих регионах, как и развитие науки в целом.

Вывод

Треугольник - самая простая замкнутая прямолинейная фигура, одна из первых, свойства которых человек узнал еще в глубокой древности, поэтому эта фигура всегда имела широкое применения в практической жизни.

И даже сейчас мы встречаем треугольники по всюду: в архитектуре, в музыке и даже в медицине. Треугольник - распространённая фигура, также с ним связаны загадки и тайны природы.

Без треугольников и в жизни, и в математике просто не обойтись.

Это настолько необъятная тема, что чем больше я в нее погружаюсь, тем больше утопаю как в Бермудском треугольнике.

Список литературы:

    Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика/Главный редактор Э68 М.Д. Аксёнова. - М.: Аванта+, 1998.

    Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика/Сост. А. П. Савин, В. В. Станцо, А. Ю. Котова: Под общ. ред. О. Г. Хинн; Худож. А. В. Кардашук, А. Е. Шабельник, А. О. Хоменко. - М.: АСТ, 1995.

    И. Н. Бронштейн и К. А. Семендяев, Справочник по математике.1965г.

    Шарыгин И. Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия: Учебное пособие для учащихся 5 - 6 классов. - М.: МИРОСЭ, 1995.

Причиной деградации или развала личности могут быть нарушения психики, алкоголизм, наркомания, старческий возраст. Если изменения не связаны с болезнью или преклонным возрастом, причинами деградации становятся обида на жизнь, чувство вины, одиночество, отсутствие интересов.

Что означает слово «деградация»? Слово «деградация» встречается довольно часто. Его употребляют, когда говорят о постепенном ухудшении, упадке, утрате ценных качеств и свойств, наблюдающихся в различных областях жизни – культуре, обществе, искусстве, окружающей среде. Применяется этот термин и по отношению к физическим, химическим и биологическим процессам: деградация почв, белков и др.

Психологи используют его, когда говорят о разрушении личности – сужении и обеднении интересов, чувств, дарований и суждений, снижении умственной активности и работоспособности, вплоть до полного безразличия и потери контактов с окружающей средой. Деградацию личности еще называют умственным отупением. Одна из тяжелых форм деградации личности – маразм, или глубокое слабоумие. Деградация личности – составная часть более глубокого распада человеческой психики: деменции, или слабоумия.

Как проявляется деградация личности?

Первые признаки деградации появляются задолго до полного распада личности. Круг интересов у таких людей сужается, главным образом в общекультурном аспекте: они перестают смотреть фильмы, читать книги, посещать концерты. Им присущи легкомыслие, плоский юмор, беззаботность наряду с капризностью, недовольством и брюзжанием. Они становятся надоедливыми и фамильярными. Их суждения легковесны и поверхностны, а в поведении наблюдаются развязность, склонность к цинизму, снижение чувства стыда и брезгливости. Развиваются такие качества, как , лживость, эгоцентризм.

По мере прогрессирования заболевания интеллектуальные расстройства нарастают. Характер меняется в худшую сторону: человек делается раздражительным, вспыльчивым. Главными его чертами становятся негативное мировосприятие – отношение ко всем событиям с негативным предубеждением, внутренний страх и . Ухудшается память, интересы сужаются, а суждения и чувства обедняются. Человеку становится трудно сконцентрировать свое внимание на чем-либо.

Еще одно проявление деградации личности – безволие, чрезмерное благодушие и беспечность. Беззаботность и полное безразличие к окружающему миру наблюдаются при тяжелой форме деградации – маразме. Деградация личности сказывается и на внешнем облике человека. Характерные изменения во внешности видны, можно сказать, невооруженным глазом: неряшливость, сутулость, безучастный взгляд, неадекватное поведение. Про таких людей так и говорят – опустившиеся.

Американский психолог Маслоу выделил несколько качеств, присущих людям с деградацией личности:

  • отношение к себе как к пешке, от которой ничего не зависит ни в общественной, ни в личной жизни;
  • главным в их жизни становится удовлетворение основных первичных потребностей;
  • мир они разделяют на «своих» и «чужих» и стараются оградить себя от «чужих»;
  • они считают, что их мнение непоколебимо и не подлежит критике и обсуждению;
  • их язык беден, они используют элементарные речевые обороты. Их мозг не хочет затрачивать усилия на вербальные функции.

Почему происходит деградация личности?

Человек деградирует, когда перестает развиваться духовно. Его мозг как бы начинает атрофироваться «за ненадобностью». Причин, по которым у человека опускаются руки и он утрачивает веру в себя, ему становится неинтересно жить, он перестает следить за событиями, развиваться интеллектуально, забывает о прежних увлечениях, – может быть множество. С кем-то такое случается при утрате близкого человека, кто-то теряет вкус к жизни после крушения надежд или ряда неудач. Наиболее подвержены деградации личности одинокие люди, чувствующие себя неудачниками и никому не нужными.

Но эти факторы в большинстве случаев грозят деградацией не сами по себе, а тем, что человек начинает искать утешение и забвение в алкоголе и рано или поздно уходит в запой. Понятия же алкоголизм и деградация личности неразделимы. Причем алкоголизм может быть как причиной деградации, так и ее следствием.

К сожалению, довольно часто деградация личности развивается у пожилых людей после ухода на пенсию. Психологи даже утверждают, что уход на пенсию очень вреден. Отсутствие обязанностей, ответственности, необходимости нагружать мозг приводят к постепенной духовной смерти.

В то же время есть немало людей преклонного возраста, сохранивших живой и ясный ум. Если человек и в старости остается многосторонней личностью, не сидит без дела, если уход на пенсию освобождает время и силы для новых занятий, то деградация личности ему не грозит. Деградация личности может быть следствием психических заболеваний или органических заболеваний головного мозга (шизофрении, эпилепсии, интоксикации, травм и др.).

Старческий маразм как форма деградации личности

Старческий маразм – прогрессирующее заболевание, которое является необратимым психическим расстройством. Причина его – атрофия всех процессов, которые происходят в головном мозге, а случается это преимущественно вследствие патологических изменений в его кровеносных сосудах. Отягощает ситуацию и наследственность.

Болезнь развивается постепенно, годами, и странности в поведении окружающие замечают не сразу. Человек всего лишь становится рассеянным, забывчивым, ворчливым, скупым и эгоцентричным. Но по мере прогрессирования симптомы становятся все ярче, и не заметить их уже невозможно. Память ухудшается, возникают ложные воспоминания событий, которых не было. В конце концов человек перестает узнавать близких людей, утрачивает навыки по уходу за собой, и ему необходимы постоянный контроль и помощь.

Алкоголизм и деградация личности

Еще один пример полной деградации личности – алкоголизм. Спиртное для алкоголика – главная жизненная потребность, и его мозг работает с одной целью – где и как добыть спиртное. Мысли алкоголика поверхностны, фразы и слова просты и незатейливы.

Симптомы деградации личности у алкоголиков проявляются уже на первых этапах алкоголизма. Они эмоционально неустойчивы: плаксивость, обидчивость, пессимизм могут резко смениться возбудимостью, раздражением и гневом. У них отсутствует чувство вины и понимания своих поступков, зато наблюдается беспечность, эйфория, недооценка жизненных трудностей. Их поступки неадекватны и непредсказуемы. Алкоголики делаются грубы, лживы и эгоистичны.

К сожалению, от риска духовной деградации не застрахован никто – она грозит любому человеку, который будет «плыть по течению» и не заниматься саморазвитием. Если не совершенствоваться, не вкладывать силы и время в свое развитие, духовная смерть может наступить раньше физической. Еще поэт Н. Заболоцкий писал:

«Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет».

Людям, которые преодолевают свою пассивность, сохраняют активное физическое состояние, интересуются всем, что происходит в мире, и занимают активную жизненную позицию, вряд ли грозит деградация личности. Важно также и ближайшее окружение: чтобы рядом находились люди, которые бы заражали своим стремлением к новым знаниям и умениям.

Что касается старческого маразма, то вылечить совсем его невозможно, но на ранней стадии он поддается корректировке. Поэтому при появлении первых признаков стоит обследоваться: если его причина – сосудистые заболевания головного мозга, например атеросклероз, врач назначит соответствующее лечение. Приостановить развитие старческого маразма помогут витамины группы В, в частности В6 и фолиевая кислота, и экстракт либо капсулы Гинкго-билоба.

Довольно часто можно услышать от окружающих обвинение в деградации в чей-то адрес. Что означает «деградировать», и есть ли какие-то особенности у этого процесса? Давайте узнаем подробнее.

Что такое «деградировать» и откуда пришло это слово

Данный глагол произошел от существительного, которым называют постепенное ухудшение с течением времени характеристик какого-то предмета, вещества или особы вследствие внешнего или внутреннего воздействия. Более простыми словами деградацией называют постепенное разрушение личности или чего-то другого.

Данный термин в большинстве случаев используют в качестве антонима к слову «прогресс».

Существительное «деградация» пришло в русский язык во времена Петра I. Тогда оно имело несколько другой смысл. В те годы каждый военный или госслужащий отлично знал, что такое «деградировать», и очень боялся этого, поскольку данное существительное знаменовало увольнение со службы или разжалование с лишением чинов.

Хотя аналогичный термин degradatio в значении "разжаловать" или "понизить" существовал еще в латинском языке, в русский он пришел при посредничестве польского - благодаря слову degradacja.

В начале XX в. это слово приобрело несколько иное значение из-за французского аналога dégrader, обозначающего «упадок или ухудшение», и таким образом оно постепенно обрело свое современное значение.

Виды деградации

Деградировать могут не только люди, но и общество, культура или ее отдельные отрасли. Есть немало разновидностей этого понятия.


Деградирующий человек - кто это

Несмотря на столь обширное количество сфер, в которых активно употребляется данное слово, чаще всего его относят к распаду личности вследствие употребления алкоголя или наркотиков. Однако деградация человека не всегда связана с пагубными пристрастиями, иногда она происходит в связи с естественными причинами, например, заболевания, постепенно вызывающего слабоумие.

Чтобы понять, что такое деградировать для личности, нужно представить, как определенный человек постепенно теряет способность контролировать свои эмоции и поступки, утрачивает ясность суждений, начинает страдать забывчивостью и потерей концентрации. А вот негативные его черты при деградации только усиливаются: возрастает лень, апатия, равнодушие и необоснованная беспечность. Интересы такой особы постепенно сужаются и вскоре концентрируются только на основных физиологических нуждах или на желании получить дозу (при наркомании и алкоголизме).

Если же деградация произошла вследствие старческого слабоумия, то такой человек начинает жить как овощ: у него остаются лишь рефлексы, направленные на поддержание минимальных физиологических нужд.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что деградация - это не только проблема алкоголиков и наркоманов, но и вполне возможный естественный итог старения каждого человека.

Причины деградации

Разобравшись с тем, что такое «деградировать» и с особенностями этого процесса, стоит обратить внимание на его причины.

Если откинуть естественные предпосылки деградации (старение и слабоумие), то можно смело утверждать, что основными причинами этого состояния личности являются психологические проблемы.


Стоит помнить, что алкоголизм или наркомания - являются не причинами деградации, а ее симптомами, постепенно превращающимися в катализаторы процесса разрушения личности.

Этапы деградации личности по Маслоу

По мнению известного американского психолога украинского происхождения Абрахама Маслоу, человек начинает деградировать постепенно, проходя несколько стадий.


Как избежать деградации

Как уже было отмечено выше, деградировать может абсолютно любой человек, независимо от его образа жизни и классовой принадлежности. Более того, иногда личность не способна понять, что регрессирует. Стоит отметить, что в психологии нет перманентного состояния: либо человек прогрессирует и развивается, либо деградирует. Поэтому, чтобы уберечь себя от этого, нужно постоянно работать над собой и трезво анализировать свои достижения и провалы.

Также нужно внимательно наблюдать за близкими и друзьями и при малейших признаках регресса стараться помочь им.

Как понять, деградировать ли начал определенный человек? Очень просто - один из первых «звоночков» - это депрессия и апатия. При этом не стоит их путать с банальной попыткой отдохнуть и расслабиться.

Ниже приведены несколько советов, как уберечь себя и близких от деградации.

  • Нужно расширять круг своих интересов и не давать жизни сосредоточиться на какой-то одной цели. Поскольку утратив или достигнув ее, личность будет испытывать колоссальный стресс и, не найдя замены, начнет разрушаться.
  • Общаться с разными людьми - это будет способствовать формированию разных точек зрения на одну и ту же ситуацию.
  • Развивать в себе здравую реакцию на критику и самокритику. Не заниматься самокопанием, действовать по принципу: сначала осознается проблема, потом ищутся методики ее решения, после чего нужно переходить к активным действиям.

И самый последний совет: смотреть на все с позитивной стороны, помня, что неважно, сколько раз человек падал или ошибался, важно, чтобы каждый раз он поднимался и продолжал бороться за свою жизнь и счастье.