Пословица кто рано встает. Кто рано встает тому бог подает: значение. Пословицы и поговорки о сне

Поворот к Государственному заповеднику-музею И. С. Тургенева Спасское-Лутовиново с автомагистрали Москва-Симферополь - недалеко от 303-го километра. Ближайшей железнодорожной остановкой является станция Бастыево. Оттуда, особенно с площадки, где установлен бюст писателя, хорошо просматривается прямая дорога к парку.

Реставрированный мемориальный дом-музей

Автор «Записок охотника» - «поэтической обвинительной речи против крепостничества» - представляется теперь и сам одним из тех богатырей великой русской литературы, которые во имя служения угнетенному народу должны были, по словам Герцена, «оставить городскую жизнь, взять охотничье ружье и бить по земле и на лету дичь крепостного права». Исходной точкой своей литературной деятельности Тургенев называл Аннибаловскую клятву бороться и никогда не примиряться с крепостничеством. Такое направление его творческого пути определилось прежде всего под влиянием окружавшей писателя с детства «очень безобразной» среды.
Если от Бастыева пойти к Спасскому пешком, то можно воочию увидеть реальное местечко, сохраняющее доныне свое прежнее название, широко известное по рассказу «Бирюк» из «Записок охотника». Это Кобылий Верх - овраг, поросший лесом. Именно там разыгралась драма, положенная Тургеневым в основу созданных им образов лесника и порубщика. Столь же тесно связана с реальной действительностью и вся эта великая, жизнеутверждающая, глубоко патриотическая книга о России и русских - цикл вечно юных и вечно образцовых рассказов и очерков с их неумирающими типами.
Даже теперь каждому, кто попадает в парк, проходит мимо восстановленной «богадельни», которая была построена писателем для престарелых, или около сторожки, где при Тургеневе стояла открытая им школа для крестьянских детей, так и кажется, что вот выйдет сейчас навстречу Иван Сергеевич - огромного роста, широкоплечий, с румяным лицом чисто русского склада, обрамленным снежно-белыми волосами, точно сказочный герой, великий, красивый, могучий - посмотрит добрыми умными глазами, приветливо улыбнется и скажет, как писал он одному из своих корреспондентов: «Мой домик скромен и мал - это единственный остаток значительно более обширных строений, которые сгорели» (в 1839 году. - В. Г.).

После смерти Тургенева его наследница О. В. Галахова - жена орловского вице-губернатора вывезла из Спасского библиотеку и всю обстановку дома. В 1918 году эти вещи были национализированы и стали основой литературно-мемориального музея в Орле - родном городе Тургенева. Теперь они возвращены на свое прежнее место в Спасское-Лутовиново, где в сентябре 1976 года открыт для посетителей реставрированный мемориальный Дом-музей.
На стене в кирпичной галерее, ставшей теперь вестибюлем для посетителей, названы основные произведения, над которыми Тургенев трудился в разные годы в Спасском, и обозначены окрестные места его странствий с ружьем и собакой, хорошо знакомые читателям из сочинений и писем великого художника-реалиста. Здесь невольно приходят на память простые, как сама природа, и в то же время столь одухотворенные, столь полные чувств и мыслей слова из стихотворения в прозе «Деревня»: «Последний день июня месяца; на тысячу верст кругом Россия - родной край».
Эпическая сила этой по-тургеневски лаконичной лирической строки дает возможность лучше понять, почему многие современники писателя сравнивали его с мифологическим героем, который становился сильнее всякий раз, когда его ноги касались земли. «Вы, - говорил ему один из них, - Антей, сын родной земли». И в самом деле, судьба классика русской и мировой литературы - патриота и гражданина, просветителя, художника-гуманиста - неотделима от действительности, служившей основой его вдохновения и творчества. Слитность незаурядной и сложной личности Тургенева с природой, с той обстановкой и средой, в которых он вырос, жил, напряженно трудился, глубоко определил Л. Н. Толстой, записавший в своем дневнике 31 мая 1856 года после посещения Спасского: «Дом его показал мне его корни и много объяснил». Слово «дом» употреблено здесь не только в прямом, но и в более широком смысле, что видно из письма Толстого к Некрасову, гостившему в усадьбе Тургенева двумя годами ранее: «Его надо показывать в деревне…».

Уголок парка. Вил с веранды Дома-музея.

Здесь «в самом сердце степей, в глуши», как называл Тургенев родную округу, он с детских лет привык чувствовать себя дома, в своей стихии. Из Москвы и Петербурга, из Берлина, Парижа, Лондона, Рима его постоянно тянуло «туда, туда, в раздольные поля», «в деревню, в темный сад». Тут впервые послышалась ему с проселочной дороги «унылая песенка мужика, неровно прерываемая толчками телеги». Именно в Спасском, где Тургенев провел большую часть своего детства, постигал он простонародное отчее слово, глубоко и жадно вдыхал «воздух родных мест». Здесь открылась ему русская правдивая горячая душа - в метких оборотах речи, в проникновенных поговорках и мудрых пословицах, вырвавшихся из самого сердца, в сказках, былинах, песнях, о которых он позднее говорил: «Было время, что я с ума
сходил от народных песен… вот где бьют родники истинной поэзии».
Все это, очевидно, и дало ему повод, а также особое право назвать однажды свое «захолустье», свое «старое», «любимое», «родное гнездо» фольклорным пушкинским словом «Лукоморье», то есть живым обиталищем муз, поэтической колыбелью. Здесь не было никакого преувеличения, потому что большинство его произведений то ли задумано, то ли так или иначе навеяно, то ли даже написано полностью или частично в Спасском.
Осмотр «родительского ковчега», как называл дом Тургенева Я. П. Полонский, начинается со столовой. Тут можно услышать «глагол времен, металла звон»: в углу стоят описанные в повести «Бригадир» и действующие доныне «громадные английские часы в виде башни с надписью: «Strike-silent» («бьют-молчат»). Они указывают, кроме времени, число месяца. О глубоком и пожизненном интересе Тургенева- друга великой певицы Полины Виардо - к музыке напоминает фортепьяно. Другие вещи, которые находятся в столовой, подтверждают слова писателя о том, что это «мебель сбродная, домодельщина». На стене против обеденного стола - портреты няни и кормилицы, соседствующие с изображениями предков Тургенева, отдельные черты которых угадываются в его ранней повести «Три портрета», а также и в более поздних произведениях.

Столовая

Центральное место в малой гостиной занимает огромный диван, упомянутый в романе «Накануне»: «Увар Иванович почивал в мезонине на широком и удобном диване, получившем прозвище «самосон».
Обстановка угольной гостиной, занимающей просторную угловую комнату, сохранилась с большой полнотой и позволяет представить себе Тургенева в его родной стихии за оживленной беседой с приезжавшими к нему в Спасское А. А. Фетом, Д. В. Григоровичем, Н. А. Некрасовым, Л. Н. Толстым, Я. П. Полонским, актрисой М. Г. Савиной и другими замечательными людьми. Картины такого же рода сохранились и в Спасском.
Икона уцелела. По преданию, она принадлежала предку Тургенева со времен Ивана Грозного, то есть была исторической семейной реликвией, как и церковь, и «мавзолей» И. И. Лутовинова - основателя Спасской усадьбы, двоюродного деда писателя по материнской линии.
В том же письме к Флоберу Тургенев с восхищением говорил о главных для него принадлежностях кабинета: «Письменный стол - превосходный - и кресло с двойным сиденьем из тростника!» М. Г. Савина вспоминала, что, когда она в первый раз вошла в этот кабинет, Иван Сергеевич «так просто сказал: «Вот за этим столом я написал «Отцы и дети». Над столом висит портрет В. Г. Белинского - идейного наставника и друга Тургенева. Там же портрет еще одного друга писателя - великого русского актера М. С. Щепкина, навестившего «спасского изгнанника» в 1853 году.
Рядом с кабинетом расположена комната, названная матерью Тургенева «казино». Здесь шахматный столик, за которым Иван Сергеевич проводил немало времени с кем-либо из своих гостей. Тут же большой овальный стол карельской березы, прозванный «геридоном» и памятный писателю с детских лет; за этим столом он вместе с братом трудился над приготовлением уроков.
Так мы снова выходим в парк, чтобы взглянуть на него теперь глазами писателя. Такую возможность дают нам его сочинения и письма, напоминающие в совокупности могучий ствол и разветвленную крону дуба, который как бы символизирует глубокие и неразрывные связи сложной корневой системы тургеневского творчества с русской жизнью, с родной землей. В начале повести «Фауст», а также в первой части романа «Новь» содержится подробное и достоверное описание «прадедовского черноземного сада», расположенного по длинному скату пологого холма.
Щемящая нота прощания не только не заглушает, но, пожалуй, даже усиливает наше чувство благоговейного преклонения перед всеобъемлющей мощью тургеневского таланта, перед вечными и неодолимыми, как сама жизнь, словами, которые вырвались из глубины его души, когда летом 1855 года он работал в одной из древесных беседок Спасского над романом «Рудин»: «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись».
От этой беседки ведет извилистая тропинка к дому и прямая короткая дорога - к дубу. А вокруг, как писал Тургенев Флоберу, мечтавшему побывать в Спасском, чтобы увидеть именно здесь «пядь русской земли», - «двести десятин волнующейся ржи!» Невольно замираешь и теперь «с каким-то ощущением торжественности, бесконечности…».

Кабинет-спальня И.С. Тургенева Казино Любимый дуб И.С. Тургенева
Пруд в Спасском-Лутовинове

Появилось в конце XVI столетия, в то время, когда Иван Грозный решил пожаловать крошечное село с маленькой церковью Спаса Преображения состоятельному роду Лутовиновых.

Главой семейства тогда был Иван Лутовинов. Название селения - Спасское-Лутовиново - пошло от первого слова в наименовании церквушки и фамилии его владельца.

Устроитель поместья

Иван Иванович Лутовинов приходился Тургеневу двоюродным дедом со стороны матери. Он занимал должность судьи и слыл зажиточным помещиком. Знатный родственник, получив в награду село, принялся выстраивать там усадьбу. В центре поместья вырос деревянный помещичий дом в два этажа. Его фасад украшали портики, колонны и пятиаршинные окна.

Территорию вокруг барского дома обустроили цветниками и фигурными клумбами. Спустя некоторое время разбили парк, посадив в нем сосны, ели и пихты. Построили Преображенскую церквушку. Она хоть и находилась при имении, была всегда приходской, предназначенной для всех сельчан. Церковь - самое старинное здание, не разрушившееся в Спасском-Лутовиново со времен постройки.

Поместье получилось роскошным. Однако в нем не было и намека на спокойствие. Многочисленная родня, претендовавшая на владение усадьбой после кончины Ивана Ивановича, то и дело плела интриги и затевала судебные тяжбы с целью получения в собственность родового гнезда.

Дележкой имения занимались очень долго, вплоть до января 1814 года, пока его не отвоевала в свою пользу бойкая и хваткая племянница судьи. По стечению обстоятельств, Варваре Петровне Лутовиновой посчастливилось заявить о себе как о единственной законной наследнице. В те времена в Спасском-Лутовиново жизнь бурлила. В имении проходила бесконечная череда балов, пикников и домашних спектаклей.

Красавец-кавалергард Сергей Николаевич Тургенев, венчавшийся с проворной Варварой Петровной в Спасско-Преображенской церкви при усадьбе, стал счастливым отцом будущего литературного классика. У них с супругой в Орле родился сын Ванечка. В 1823 году семья поселилась в имении. Юные годы впоследствии ставшего знаменитым русским писателем, прошли в Спасском-Лутовиново и его окрестностях.

Тургенев и Спасское-Лутовиново

В 1827 году семья перебралась в Москву, поскольку детям требовалось хорошее образование. Имение хозяева не оставили насовсем. Семья наезжала туда время от времени. Каждая поездка в село наполняла жизнь юного Тургенева яркими впечатлениями. Деревенский уклад жизни впоследствии многократно отразился в трудах легендарного писателя.

Он стал тем редким писателем, который подмечал и в точности передавал в словах колоритную самобытность русского селения. В деревне не только природные богатства и красоты находил Тургенев. Спасское-Лутовиново обнажало перед ним ужасающую нищету и бесправие крепостных крестьян. Местечки, описанные Иваном Сергеевичем в произведениях, подлинны.

Он с искренностью и правдивостью писал о Бежином луге, и Малиновой воде. Первым читателем романа «Рудин», что за семь недель написал Тургенев в Спасском-Лутовиново, стал Л.Н. Толстой, гостивший тогда в имении. Там же Иван Сергеевич работал над «Фаустом».

Он всегда с теплотой отзывался об усадьбе, утверждая, что только в ней способен прекрасно работать. Здесь он в общей сложности прожил 17 лет и написал основную массу произведений. Когда делили имущество, Иван Сергеевич отстоял Спасское для себя. Из-за финансовых дел, постоянно оставлявших желать лучшего, он распродал имения, находящиеся в его собственности, сохранив только усадьбу в Спасском-Лутовинове.

Прибыв в поместье в мае 1852 г., Тургенев не покидал его до декабря 1853 г., находясь под полицейским надзором. Домашний арест стал расплатой за написанный и опубликованный некролог Гоголю. Последнему приезду в имение, случившемуся в 1881 году, предшествовал пятнадцатилетний перерыв.

Исторические факты

В пустовавшем имении происходили значительные изменения. В помещичье доме в 1839 году случился пожар. Не сгорело только левое крыло. Уничтоженную треть здания реконструировали заново, а в 1840 году пристроили к ней флигель, где поселился управляющий поместьем.

С уходом писателя из жизни имение опустело. По завещанию усадьба Тургенева Спасское-Лутовиново и прочее имущество писателя отошли Полине Виардо-Гарсия - иностранной гражданке. Она не испытывала желания владеть поместьем, да и по закону не могла им управлять. Поэтому имение передали дальним родственникам - семейству Галаховых.

Новые владельцы не захотели в нем проживать. Зато потрудились перевезти все имущество в Орел. Дом в заброшенной усадьбе, где творил Тургенев, сгорел в 1906 году. Его восстановлением занялись спустя 12 лет, по случаю столетия русского классика. Музей основывали А.В. Луначарский и В.Я. Брюсов.

Имущество, принадлежавшие Тургеневу, хранилось в Орле, его с окончанием революции передали в местный музей. Спасское-Лутовиново обретет его вновь лишь в 1968 году, когда решатся на реставрацию дома по случаю 150-летия Тургенева. На мемориальной экспозиции в 1976 году многочисленным заинтересованным посетителям уже демонстрировали подлинные предметы обихода и мебель Ивана Сергеевича.

Именитые гости Спасского-Лутовиново

Тургеневское родовое гнездо славно теми гостями, которые навещали талантливого писателя, ведь они тоже стали легендами той эпохи. В Спасское-Лутовиново довелось приезжать А. Фету, И. Аксенову, Л. Толстому, М. Щепкину, Н. Некрасову, М. Савину, В. Гаршину и множеству других виднейших представителей русской культуры того времени.

Именно с ними, со своими друзьями, Иван Сергеевич вел задушевные беседы в гостиной, устраивал жаркие споры в рабочем кабинете или огромной библиотеке.

В мемориальном музее-заповеднике царит небывалая творческая атмосфера. Он настолько пропитан духом величайших русских классиков, что у гостей перехватывает дыхание.

Усадебная архитектура в Спасском

Новый толчок к развитию имение получило в 1988 году. Именно тогда начали реставрацию старинного парка. Мастерам потребовалось двадцать лет для восстановления первозданного вида усадьбы и прежнего облика особняка, а также соседствующих с ним строений. Благодаря первоклассным специалистам Спасское-Лутовиново предстает перед посетителями таким же, как при жизни Ивана Сергеевича.

Помещичий особняк

Дух тургеневской эпохи угадывается в кружевных верандах, тонущих в зеленом плюще, в крошечных окошечках мезонина, в крылечках, в анфиладных комнатах и внутреннем их убранстве. Меблировка особняка представлена великолепными экземплярами, выполненными русскими и иностранными умельцами, творившими в XVIII-XIX столетиях.

Отдельные предметы мебели - настоящие шедевры народного промысла. Ампирная меблировка поражает простотой и утонченностью черт. Помещения наполнены теплом и светом, излучаемым благородной древесиной. Роскошному дивану «Самсон» отвели прежнее местечко в малой гостиной.

Домашним уютом веет от мерного тиканья английских часов, пристроившихся в столовой. Их мелодичный перезвон с получасовым интервалом раздается в тиши, воцарившейся в старинном особняке. Письменный стол, где Иван Сергеевич работал над знаменитыми произведениями, возвращен в недра кабинета.

Приусадебный парк

Особняк окружен парком, распростершимся на сорока гектарах. К старинному водоему нисходят которыми изначально была обустроена усадьба Тургенева. Спасское-Лутовиново гордится дубом, посаженным юным Тургеневым и умудрившимся уцелеть во времена лихолетий, а также обширным и двумя тысячами реликтовых деревьев. Среди них есть столетние вязы, ели, серебристые тополя.

Иван Сергеевич обожал Спасское-Лутовиново. Ему нравилось перекрестье аллей, сформированных липами и перемежающихся с лужайками, залитыми солнцем и поросшими шелковистым разнотравьем, неугомонное птичье щебетанье, пруд, сверкающий зеркалом водной глади.

Природные красоты Спасского не оставляют равнодушным никого из посетителей.

Преображенская церковь

Церквушка, изначально построенная как приходская, действует до сих пор. Желающие в нее попадают, когда работает музей. Спасское-Лутовиново - мемориальный ансамбль, в котором здания сохранились в комплексе.

Внутри парковой ограды стоит церковная сторожка, превращенная в музейную кассу. Вблизи парка основано кладбище, где оборудован фамильный склеп Лутовиновых. Оно вместе с маленькой часовенкой Александра Невского вынесено за ограду поместья.

Описание флигеля изгнанника

За основным зданием расположился домик управляющего, именуемый флигелем изгнанника. Название строения, возведенного в 1840 году, появилось двенадцать лет спустя, когда писатель прибыл в имение отбывать ссылку. Семейство управляющего на тот момент с согласия Тургенева проживало в главном доме. Писатель не стал выселять семью во флигель, он сам обосновался в нем.

Во флигеле организовали экспозицию с вещами писателя, рассказывающую о творческих успехах Ивана Сергеевича. По соседству расположился хозяйственный двор, на территории которого находится погреб, баня, каретный сарай и конюшня. И какая же без водоема русская помещичья усадьба?! Спасское-Лутовиново облагорожено красивым кузнечным прудом.

В военные годы (1941-1945 гг.) в имении функционировал госпиталь. Поэтому в парке возле дуба находится братская могила, где покоятся советские солдаты.

Реликвии усадьбы

Спасское-Лутовиново (фото местечка великолепны) хранит бесценные реликвии. В экспозициях тургеневского музея можно увидеть коллекцию живописи, включившую великие произведения, написанные Клодтом, Дмитриевым-Оренбургским, Свечковым; уникальные предметы интерьера; огромную библиотеку. Редкие экспонаты собирались поколениями Тургеневых.

Значение усадьбы

Спасское с его тенистыми аллеями нашло отражение на страничках тургеневских произведений, прославляющих скромную и в то же время преисполненную неотразимого обаяния природную красоту необъятных российских просторов. Усадьба Тургенева - образец помещичьего уклада середины XIX столетия. Поместье имеет огромное значение для российской литературной славы, исторического наследия великого государства.

Если вы спите около 6 часов, то каждый день просыпаетесь с мешочком, где лежат 18 драгоценных алмазов, и эти алмазы — часы. Мы можем обменять эти ценные алмазы на что угодно, но сами алмазы никогда не вернуть, никогда не купить.

Что отличает человека, который стабильно встает рано по утрам и высыпается за меньшее количество времени от того, кому это трудно и совсем не удается нормально выспаться? Привычка? Здоровье? Обязательства? Частично это так. Но самое главное — это смысл каждого дня, который заложен в жизненном пути личности. Вы видели, когда-нибудь человека без вдохновляющей цели в жизни, который стабильно бы поднимался рано утром и делал это с великим удовольствием? Такого не было и не будет.

Почему человек хочет долго спать? Как правило, потому что он хочет уйти от проблем этого мира, уйти в то место, где он забывает о своей личности, где он погружается в «другие миры» и получает от этого особый вкус.

Необходимо, чтобы энергия бодрствования победила энергию затухания. Для этого необходимо найти в своей жизни жизненность, т.е. увидеть в своей жизни яркий смысл, то, что будет ежедневно поднимать вас с кровати и придавать вам большой поток энергии.Удовольствие, которое мы получаем от сна, можно сравнить с не очень вкусным застоявшимся десертом, который человек ест, только потому что нет другой альтернативы, но когда человек попробует вкусный французский десерт из свежих ингредиентов (удовольствие от бодрствования), то одна мысль о том невкусном десерте, будет вызывать в нем отвращение. Тот, кто попробовал высший вкус, больше не возвращается к низшему.

Человек встает в 8 часов, его якобы все устраивает, стресса от ранних подъемов боится как огня, да и зачем они нужны? Что же станет, если человек начнет в течение 31 дня вставать в 5 часов, т.е. на 3 часа раньше. У него как минимум появится 93 дополнительных часа. Что представляют собой 93 дополнительных часа? Это — 93 утренних тренировки по часу; возможно пройти 90 часовой курс проф.развития, 93 часа медитации и так далее… А если человек будет вставать так целый год? Это 1095 дополнительных часов, итого — 45 дней! Больше месяца… Человек, встающий в 8 утра теряет практически 50 дней в году! А подъем в 8 утра по современным меркам считается ранним… А теперь представьте, человек встает в 8 часов, его якобы все устраивает, стресса от ранних подъемов боится как огня, да и зачем они нужны?…

Просыпайтесь с ранними птицами, поставьте себе четкую цель, распишите выгоду, используйте специальные техники для качественного сна и раннего подъема, общайтесь с единомышленниками и познайте радость ранних подъемов.

Ранний подъем дарует здоровье, богатство и мудрость. Английская пословица.

Присоединяйтесь к фирменному проекту — остров ранних птиц , для тех, кто хочет научиться с радостью рано вставать и улучшить качество своего сна и бодрствования!