Подвиг самопожертвования александра невского. Краткая биография александра невского. Где похоронен бесстрашный полководец

Презентацию подготовила гл. библиограф Ситникова В.И.

Художникииллюстраторы сказок Андерсена Г.Х. Библиотечный урок

Что толку в книжке, – подумала Алиса – если в ней нет ни картинок, ни разговоров? «Приключения Алисы в стране чудес» Л. Кэрролл Удивительно, но у детской иллюстрации России есть точный год рождения - 1925 год. В этом году был создан отдел детской литературы в Ленинградском государственном издательстве (ГИЗе). До этого книги с иллюстрациями специально для детей не издавались.

Кто такие иллюстраторы? Это художники, которые рисуют иллюстрации для книг, помогающие понять содержание книжки, лучше представить её героев, их внешность, характеры, поступки, обстановку, в которой они живут... По рисунку художника-иллюстратора сказки вы можете догадаться, даже не прочитав ее, злые герои сказки или добрые, умные или глупые. Читая сказки, рассматривая иллюстрации к ним, вы совершите увлекательное путешествие в Страну сказок и красок.

Вильхелм Педерсен (1820-1859) был первым иллюстратором сказок и историй Ханса Кристиана Андерсена. Его иллюстрации отличаются плавностью, мягкость и округлостью форм, лаконичным исполнением. Интересно заметить, что часто лица детей, нарисованные художником, имеют совершенно недетское выражение, и в тоже время взрослые выглядят просо большими детьми.

Мир иллюстраций Педерсена - это мир неторопливых историй в которых вещи и предметы могут вдруг начать говорить и вести себя как люди, а дети - герои сказок Андерсена - оказываются в удивительном мире.

Владимир Михайлович Конашевич (1888-1963, Новочеркасск, Ленинград) – русский художник, график, иллюстратор. Детские книги иллюстрировать начал случайно. В 1918 году его дочери было три года. Конашевич нарисовал для нее картинки на каждую букву алфавита. Один из знакомых увидел эти рисунки, они ему понравились. Так была напечатана «Азбука в картинках» первая книга В. М. Конашевича. С тех пор художник стал иллюстратором детских книг.

Свою, особою, сказочную страну создал художник Владимир Михайлович Конашевич.

Сказка интересовала его всю жизнь. Он легко и с наслаждением фантазировал, одну и ту же сказку мог иллюстрировать несколько раз и каждый раз по-новому.

Книги, которые оформлял Конашевич, были яркими, праздничными и доставляли детям огромную радость.

Валерий Сергеевич Алфеевский (23.06.1906 - 04.09.1989) - известный художник, иллюстратор, график. Алфеевский родился 23 июня 1906 года в Москве. Рисованию обучался в студиях М. Леблана и И. Машкова, затем с 1952 по 1930 годы учился в Высших художественнотехнических мастерских. В 1930 году Алфеевский начинает иллюстрировать книги для детей.

«Женщина эта, необычайно прекрасная, была изо льда, из ослепительного, сверкающего льда! И, однако, живая! Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни тепла, ни мира».

«Снежная королева» - одна «из первых сказок Г. Х. Андерсена и вообще одна из первых книг, которую проиллюстрировал художник»

Родилась у мамы дочка Из прекрасного цветочка. Хороша, малютка просто! С дюйм была малышка ростом.

«Много лет назад жил-был король, который страсть как любил наряды и обновки и все свои деньги на них тратил. И к солдатам своим выходил, и в театр выезжал либо в лес на прогулку не иначе как затем, чтобы только в новом наряде щегольнуть. На каждый час дня был у него особый камзол, и как про королей говорят: "Король в совете", так про него всегда говорили: "Король в гардеробной".

Анастасия Архипова – мастер книжной иллюстрации. Нежными, прозрачными акварельными красками она рисует картинки к сказкам Андерсена, Уайльда, Гофмана, братьев Гримм. Разглядывая эти иллюстрации, сразу хочется прочитать или перечитать эти сказки, чтобы узнать или вспомнить все подробности удивительных историй. Анастасия Архипова Родилась в семье художников - и отец, и дед были книжными графиками.

Вот иллюстрация к сказке Х. К. Андерсена «Ель»: «Разодетый слуга зажигает свечки на празднично убранной ёлке. Золочёные яблоки, куклы, орехи, сладости… Скоро возле ёлочки соберутся дети, будут веселиться, танцевать, а потом снимут с её ветвей все украшения, которыми она так гордится».

"Однажды в старой Дании... По сказочному адресу, В одном старинном здании Придумал сказку Андерсен. И грустную и дерзкую, И острую и нежную, И взрослую и детскую Про Королеву Снежную..."

«Жил-был принц. И пришло ему время жениться. Он хотел взять себе в жёны непременно принцессу, да не какую-нибудь, а самую настоящую…»

“Вот бы мне такую жену! …- Да только она, наверно, знатного рода. Вон в каком прекрасном дворце живет!.. А мой дом простая коробка, да еще набилось нас туда чуть не целая рота двадцать пять штук. Нет, ей там не место! Но познакомиться с ней все же не мешает...”

Ника Георгиевна Гольц родилась 10 марта 1925 года в художественной семье. Отец - Георгий Павлович Гольц, академик архитектуры, театральный художник и график. «Я занялась книжной иллюстрацией ради заработка, - говорила Ника Георгиевна,но вскоре поняла, что это мое. Даже когда у меня не было заказов, я рисовала «для себя». На мой взгляд, книга - это маленький театр, в котором иллюстратор сам ставит спектакль. Он одновременно и автор, и актер, и режиссер, и осветитель, и костюмер, и декоратор…

Нужно рисовать сцены, продумывать их последовательность, писать мизансцены, это очень увлекательно! Так появились иллюстрации к «Гадкому утенку», «Снежной королеве»,«Оле Лукойе», «Золушке», «Коту в сапогах», «Свинопасу», и многим другим всемирно известным сказкам.

"Новое платье короля" самая необычная сказка Х. К. Андерсена, в ней нет ни капли волшебства. Эта история могла бы произойти в любой стране, где подданные во главе с королём забыли, что значит быть честными. И тогда явились настоящие обманщики, которые, если бы не один малыш, обвели бы вокруг пальца всё королевство…

Художник Ника Георгиевна Гольц более 50 лет занималась детской книжной иллюстрацией, и является автором более ста книг. Её работы находятся в музеях России, в том числе в Третьяковской галерее, и частных коллекциях по всему миру. Рисунки Ники Гольц притягивают взгляд, запоминаются и навсегда остаются в памяти читателей. Сегодня большинство книг с иллюстрациями Ники Гольц становятся предметом коллекционирования.

Борис Аркадьевич Диодоров (родился в 1934 году) – народный художник России, президент российского фонда Ганса Христиана Андерсена. В 1954 году окончил Московскую художественную школу, в 1960-м Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова

«Со сказками Андерсена меня знакомили дедушка, родители, - вспоминает Диодоров. - „Снежную королеву“ почему-то запомнил с тех ранних пор. Мне было небезразлично, как эта злодейка терзает чистую душу Герды».

Диодоров говорит, что каждую сказку Андерсена он иллюстрировал по пять лет. «Я книгу делаю годами. Я страдаю». Когда работал над макетом к «Русалочке» и дошел до момента, когда Русалочка, отказавшись убивать принца, обрекает себя на гибель, - незаметно для себя горько плакал. «В переводе Ганзенов, - говорит Борис Аркадьевич, - в этот эпизод была заложена энергетика верующих людей, поверивших в эту ситуацию. А у других переводчиков, выстроивших этот отрывок, может быть, красивее, - нет веры. И им - не веришь. Я считаю, что неверующий человек не может адекватно переводить то, что написал или сказал верующий человек. Это разные миры».

Рисунки Бориса Диодорова поражают красотой тонких линий. Большинство из них создано в технике офорта. Стальной иглой рисунок процарапывают на покрытой лаком металлической пластине. Хотя подобная техника и сложна, но зато она позволяет добиться необычайной тонкости и воздушности линий: ведь ни одно перо не сможет рисовать так тонко, как игла.

Борис Диодоров – выдающийся книжный график. Он проиллюстрировал более 300 книг, которые затем были изданы миллионными тиражами в России и за рубежом. Его работы можно встретить в Третьяковской галерее, Музее Г.К. Андерсена в Дании, Музее Чихиро в Японии и в частных собраниях по всему миру. Он единственный в России и шестой в мире обладатель Гран-при Г.Х. Андерсена.

Антон Яковлевич Ломаев (р. 1971, Витебск, Белоруссия) – русский художник-иллюстратор. Учился в Санкт-Петербургском Государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, занимался в мастерской книжной графики под руководством А. А. Пахомова. Начал работать в качестве художникаиллюстратора во время учебы. Создал обложки к серии книг Марии Семёновой «Волкодав».

Иллюстрировал произведения Андерсена, Гауфа, Перро, братьев Гримм, Дианы Уинн Джонс, Шекспира, Кафки, Бунина, Набокова, Булгакова, Мелвилла, Бабеля, Державина, Толкина. В 2001 году Ломаеву была присуждена премия "Странник", отмечающая достижения фантастического жанра. Он победил в номинации "Лучший художник".

Название этой сказки начинается и заканчиваетс я на одну и ту же согласную букву.

Отдельно хочется показать иллюстрации «Стойкого оловянного солдатика», так как в этой книге художник нарисовал свою семью. Иллюстрации для сказки художник придумывал на море, рядом с семьёй… и ему хотелось, чтобы сказка была в большей степени не о солдатике, а о том доме, в котором он живет, о детях и семье вообще…

На страницах этой книги живёт своей особой жизнью не только множество забавных игрушек, но и целое симпатичное семейство, за сказочными буднями которого так интересно наблюдать.

«В открытом море вода совсем синяя, как лепестки васильков, и прозрачная, как чистое стекло, - но зато и глубоко там! Ни один якорь не достанет до дна; на дно моря пришлось бы поставить одну на другую много-много колоколен, только тогда самая верхняя могла бы высунуться из воды».

«Убейте меня!» - сказал бедняжка и опустил голову, ожидая смерти, но что же увидал он в чистой, как зеркало воде? Своё изображение».

Наверное, из всех историй, написанных датским сказочником Хансом Кристианом Андерсеном, у "Гадкого утёнка" - самый счастливый конец. Может быть, поэтому её так любят и дети, и взрослые. Ведь не только мальчикам и девочкам хочется верить, что Золушек ждут Прекрасные Принцы, а из Гадких Утят вырастают Прекрасные Лебеди! Иллюстрации замечательного художника Антона Ломаева помогли известной сказке Андерсена стать особенно яркой, живой и современной.

"Принцесса на горошине" одна из самых известных сказок Ханса Кристиана Андерсена. Небольшая и изящная, она затрагивает очень важную и непростую тему: как отличить настоящее от подделки? И в ответе великого сказочника - улыбка, добрая и чуть-чуть ироничная.

Владислав Ерко – известный мастер книжной графики. Член Союза художников. Владислав Ерко победитель ряда престижных художественных и книжных выставок, обладатель титула "Человек книги" как лучший художник 2002 года по версии московского "Книжного обозрения». Всеобщее признание получили его иллюстрации к книгам Пауло Коэльо и Андерсеновской «Снежной Королевы».

Отличительной чертой творческой манеры художника является то, что технически свои произведения он выполняет ВРУЧНУЮ, не прибегая к ухищрениям и возможностям компьютерных программ. Единственным техническим приспособлением на рабочем столе В. Ерко является большое увеличительное стекло, позволяющее прорабатывать сложные детали и фрагменты произведений.

«Шел солдат по дороге. Раз- два? Раз-два? Ранец за спиной, сабля на боку. Он шел домой с войны. На дороге встретилась ему старая ведьма».

Принцесса сидела у собаки на спине и спала. Она была чудо как хороша; всякий сразу бы увидел, что это настоящая принцесса.

«Ну, начнем? Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем сейчас. Так вот, жил-был тролль, злой-презлой. Раз был он в особенно хорошем расположении духа: смастерил он зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось дальше некуда, а все дурное так и выпирало, делалось еще гаже».

Сказки Ханса Кристиана Андерсена знают и любят дети и взрослые в каждом доме по всему миру. Иллюстраторы их тоже любят, поэтому разнообразие книг огромно.
Но для меня Андерсен навсегда останется таким, каким видел его Анатолий Кокорин, ведь даже его портрет я в детстве срисовывала несчетное количество раз с потрепанной книжки с любимыми иллюстрациями.
За рисунки к произведениям Андерсена Кокорин был удостоен Золотой медали Академии художеств СССР и горячей любви нескольких поколений читателей.

«Он знал про Андерсена все. Семнадцать лет собирал и собрал специальную библиотеку, где на разных языках говорили про Андерсена, вспоминали про Андерсена, изучали Андерсена, в разном стиле и разной манере изображали его героев. Но художнику Кокорину не нужен был ничей стиль. К моменту встречи он обладал некой тайной, против которой, собственно, и не сумели устоять ни время, ни пространство, ни особенности другой культуры. Вид искусства, в котором работал художник Кокорин, нужно было бы назвать «импровизация профессионала», и результат этой импровизации, когда карандаш трогает бумагу буквально на лету, воистину сродни сказке, которая, как известно, прикасается к реальности только тогда, когда сама этого хочет». http://bibliogid.ru/articles/497

Вот что говорил о работе Кокорина его коллега и друг Виктор Цигаль: «В иллюстрациях Кокорина есть убедительность, которая покоряет мастерством, озорством, игровым моментом, фейерверком радостных красок. Глядя на его рисунки в альбомах и книгах, я поражался, как органично у него ложится рисунок на лист, как соседствует с текстом, шрифтом, как сама линия весело вьётся, а где и рвётся, как крошится угольный карандаш под напором темперамента».

А вот слова самого автора: «Когда я был маленьким мальчиком, мне подарили книгу в красном переплёте. На нём золотыми узорными буквами было написано: «Сказки Г. X. Андерсена». С замиранием сердца читал я эти удивительные сказки....и передо мной возникали необычные страны, старинные города, крестьянские домики, непохожие на наши. Я видел бегущие по волнам весёлые корабли с надутыми парусами и людей в необыкновенных одеждах....И мне захотелось сделать к ним рисунки.
Всякий раз, приступая к иллюстрированию новой сказки, я … тихонько говорю: Доброе утро, великий Андерсен! Я всегда стремлюсь делать рисунок ясным, предельно выразительным. Но такая простота легко не даётся и требует большой предварительной работы. Я люблю рисовать чёрным мягким карандашом. Также рисую пером и тушью. А красками раскрашиваю уже по готовому рисунку».






















Поэтому как же я обрадовалась, когда АСТ взялось переиздавать сказки Андерсена с любимыми иллюстрациями Кокорина. Долго выбирала, какую же книгу приобрести, и остановилась на "Любимых сказках". В книгу вошли три сказки Андерсена: Огниво, Свинопас и Картошка. Первые две - в переводе А. Ганзена, последняя - в пересказе А.Максимовой. И поскольку эти сказки не только знакомы всем, но и есть в каждой библиотеке, о тексте говорить не имеет смысла. Поэтому скажу об издании - большой квадратный формат, твердый переплет, плотная белая офсетная бумага, крупный шрифт, иллюстрации на каждом развороте (!), качество печати нормальное, краски яркие, иллюстрации четкие. Если придираться, то единственный минус - это тонкая белая полоска по центру на некоторых иллюстрациях на весь разворот (на сканах видно), видимо, из-за неграмотной сшивки.

в "Лабиринте"
Другие варианты изданий Андерсена с иллюстрациями Кокорина: (в первой помимо трех сказок Андерсена еще и "Кот в сапогах" Перро, а в двух последних отличается только обложка и формат (уменьшенный)):
Недавно АСТ выпустило целых три варианта сказки Шарля Перро "Кот в сапогах" с иллюстрациями Кокорина. То есть вариант по сути один, просто, как обычно, обложки разные - на любой вкус, и твердая, и мягкая. Сказка в замечательном переводе Валентина Берестова, как и в издании семидесятого года, рисунки и цветные, и черно-белые.
Также в продаже есть прекрасно оформленное издание "Севастопольских рассказов" с потрясающими иллюстрациями Кокорина. Это цикл из трёх рассказов Льва Толстого, где описана оборона Севастополя. "Впервые известный писатель находился в действующей армии и из её рядов немедленно сообщал публике о происходящем на его глазах. Таким образом, можно утверждать, что Лев Николаевич был первым русским военным корреспондентом. Толстой пишет как о героизме защитников города, так и о бесчеловечной бессмысленности войны".
По просьбе Марины немного расскажу напоследок о сборнике сказок Андерсена "Суп из колбасной палочки и другие сказки" от издательства "Московские учебники". В книге собраны редко издаваемые сказки, что весьма актуально, при наличии и в продаже невероятного количества Русалочек, Дюймовочек и Снежных королев с самыми разнообразными иллюстрациями.
В сборнике шесть сказок, четыре из которых в классическом переводе Ганзен: Суп из колбасной палочки, Цветы маленькой Иды, Маленький Клаус и большой Клаус, Оле-Лукойе, Иб и Христиночка, Волшебный холм.
Иллюстрации Елены Абдулаевой - легкие и дымчатые, на любителя. И хотя я к таковым себя не отношу, очень рада наличию этой книги в Шкапу, благодаря ее содержанию и качеству исполнения. Оно просто превосходное: большой формат, твердая обложка (с милой шрифтовой композицией в виде мышки))), плотная мелованная бумага, отличная печать, крупный шрифт, подходящий для самостоятельного чтения. Берешь книгу в руки, и не хочется отпускать.

6 декабря Церковь чтит память святого благоверного великого князя Александра Невского. Сугубый подвиг выпал на долю святого Александра — для спасения России он должен был одновременно явить доблесть воителя и смирение инока. Подвиг ратной славы предстоял князю на берегах Невы и на льду Чудского озера: рыцари католических орденов стремились поработить Русь, осквернить святыни русского Православия. Всей душой чувствуя в Церкви «столп и утверждение Истины», понимая судьбоносное значение этой Истины Христовой в русской жизни, святой князь Александр принял на себя тяжкий крест державного защитника чистоты веры, хранителя и оберегателя духовной полноты русской государственности.

Подвиг смирения ожидал его в отношениях с надменной и пресыщенной победами монгольской Ордой. Хан Батый послал сказать князю: Мне Бог покорил многие народы: ты ли один не хочешь покориться власти моей? Видя в случившемся попущение Божие и наказание за грехи междоусобной княжеской вражды, святой Александр решил признать старшинство хана, не желая терзать Отчизну ужасами еще одной войны.

— Не бойтесь убивающих тело, провозглашает Слово Божие. Бойтесь более того, кто может и тело и душу погубить в геенне (Мф.10. 28). Душа России всегда жила и дышала благодатью церковной. Монгольское рабство не грозило ей, неся смерть лишь государственному телу раздробленной удельной Руси. Зато смертельным повреждением угрожало русской жизни еретическое латинство.

Сделав опору на истины Закона Божия и Заповеди Христовы, святой Александр первым вывел Русь на тот путь, следуя по которому, она росла и крепла год от года, превратившись в результате из сообщества маленьких враждующих княжеств в великое Православное Царство, защитницу и хранительницу Вселенского Православия.

— Не в силе Бог, а в правде. Многим известно это замечательное изречение, ставшее давно как бы поговоркой, но мало кто знает, кому оно принадлежит. Принадлежит оно святому благоверному великому князю Александру Невскому, память которого Российская Церковь празднует 6 декабря (день его отпевания). И вторично — 12 сентября (день перенесения его святых мощей из города Владимира в царствующий град святого Петра).

Княжение Александра Невского (1236-1263) совпало с одним из самых тяжелых и трагических периодов русской истории: с востока шли монгольские орды, с запада надвигались рыцарские полчища «крестоносцев» (шведы и немецкие рыцари Ливонского ордена).

Ужас такого положения выражался в том, что с одной стороны над русскими землями нависла угроза нашествия степных кочевников — монгол, что непременно вело к порабощению, в лучшем случае, и к уничтожению в худшем. С другой, балтийской стороны наилучший вариант сулил русскому народу отказ от христианской веры и преклонение колен перед знаменами западного католицизма.

Русь была ослаблена захлестнувшими её междоусобными войнами. Каждое княжество пыталось существовать на свой манер. Брат шел на брата. В ход пускалось все: убийство, вступление в родственные связи с авторитетными чужеземными родами, кровосмешение, интриги, заигрывание и одновременная жестокость с горожанами. Исторические условия того периода, в которые были поставлены князья, толкали их на те или иные действия.

Благоверный князь Александр Невский стал центральной фигурой новой, возрождавшейся из развалин мелкокняжеских уделов Руси, и именно к нему были обращены взоры как к защитнику и объединителю земель перед лицом золотоордынской угрозы и католических захватчиков.

В 1241 году Александр явился в Новгород и очистил его область от врагов, а в следующем году вместе с братом Андреем двинулся на помощь Пскову, где сидели немецкие наместники.

Александр освободил Псков и отсюда, не теряя времени, двинулся к границе Ливонского ордена, проходившей по Чудскому озеру.

В 2008 году Александр Невский стал "Именем России", но споры о его роли в русской истории не стихают и сегодня. Образ Невского создавался веками, князь приобрел черты былинного героя, культовой фигуры.

Невское побоище

Первый подвиг, за который Александр Ярославович и получил своё прозвище - легендарное Невское побоище. Дружина Невского разбила шведов в устье реки Ижоры. Князь лично участвовал в битве и "самому королю възложи печать на лице острымь своимь копиемь", то есть нанёс копьём тяжкие телесные шведскому предводителю Биргеру. Считается, что победа Невского предотвратила потерю Русью берегов Финского залива и остановила шведскую агрессию на новгородско-полоцкие земли. Стоит признать, что битва не отличалась масштабностью, скорее это была спецоперация, в которой дружина князя захватила стратегическое и тактическое преимущество, неожиданно напав на шведов.

Александр vs немцы

После возвращения с Невской битвы Александр вернулся в Новгород, но поссорился с боярами и вынужден был отбыть в Переславль-Залесский. Тем временем необычайную агрессию проявляли немцы, взявшие Изборск, Псков, землю вожан и Копорье. Когда супостаты приблизились к Новгороду, пришло время обратиться за помощью к Ярославу. Ярослав хотел отправить на помощь младшего своего сына Андрея, но новгородцы настояли на кандидатуре Александра. В 1241 году Александр очистил новгородские земли от немцев. в 1242 году, дождавшись владимирскую помощь (во главе с Андреем), освободил Псков.

Ледовое побоище

Решающее сражение против Ливонского ордена произошло на Чудском озере, зимой 1242 года. Исторически важное сражение, в котором войска Невского одержали решительную победу, остановило немецкую агрессию. Подробности этого столкновения детально описаны, каждый школьник знает про то, как немцы шли "свиньёй" и рыцари, облачённые в тяжёлые доспехи, пошли под лёд Чудского озера. По преданию, русские 7 вёрст преследовали немцев по льду. По условиям мира Орден отказался от всех недавних завоеваний и уступил новгородцам часть Латгалии.

Невский vs литовцы

В 1245 году литовское войско под предводительство Миндовга напало на Торжок и Бежецк. Александр с новгородским войском взял Торопец, где убил почти десять литовских князей. После взятия Торопца Александр отпустил новгородцев домой и уже своими силами (силами своего двора и дружины) догнал и полностью уничтожил литовские войска у озера Жизца. На обратном пути Невский разбил ещё один литовский отряд по Усвятом. Дружина Невского была грозной силой, одно упоминание о нём наводило на недругов страх. Такая слава не могла не дойти до великого хана. Отец Невского, Ярослав, был отправлен в Каракоруме, и Невского "вызвали " в Орду к Батыю.

Невский vs католики

Александр Невский был причислен к лику святых не столько за свои ратные подвиги и неоднократное проявление преданности интересам Руси, сколько за то, что пресёк попытку католиков насадить свою веру. Папа Иннокентий IV послал к Невскому своих кардиналов, которые,в итоге, ушли от Невского не солоно хлебавши, прослушав пламенную речь, не лишённую риторических оборотов: «От Адама до потопа, от потопа до разделения языков, от смешения языков до начала Авраама, от Авраама до прохождения Израиля сквозь Красное море, от исхода сынов Израилевых до смерти царя Давида, от начала царства Соломонова до Августа царя, от начала Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова до Страдания и Воскресения Господня, от Воскресения Его и до Восшествия на небеса, от Восшествия на небеса и до царства Константинова, от начала царства Константинова до первого собора, от первого собора до седьмого - все то хорошо ведаем, а от вас учения не принимаем».

Невский-дипломат

Александр Невский был не только успешным полководцем, но и хорошим дипломатом, заключавшим важные договора. Около 1251 года Александр заключил договор между Новгородом и Норвегией об урегулировании пограничных споров и разграничении в сборе дани с огромной территории, на которой проживали карелы и саамы. Между 1259 и 1262 годами, Александр заключил договор о торговле с «Готским берегом» (Готландом), Любеком и немецкими городами. Этот договор сыграл важную роль в истории русско-немецких отношений и оказался весьма долговечным (на него ссылались даже в 1420 году).

Невский святой

Кроме своих ратных подвигов, Невский совершал и подвиги духовные. Он укреплял православную веру, активно способствовал распространению православия на Север, среди поморов. После страшного Неврюева разорения Невский позаботился о восстановлении разрушенного Владимира и других русских городов. Князь «церкви воздвиг, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их», - свидетельствует автор княжеского Жития. Особую заботу князь проявлял по отношению к Церкви, украшая храмы книгами и утварью, жалуя их богатыми дарами и землей.

Княжение Александра Невского совпало с одним из самых значительных моментов русской истории. Произошло окончательное перенесение центра государственной жизни из Киева на север Руси. Сложилось мощное национальное самосознание.
К 13 веку Русь стоит перед грозными испытаниями. Самоё её существование – её своеобразие и самобытность поставлены под вопрос. Развернувшаяся на великой Восточно – Европейской равнине как особый культурный мир между Европой и Азией, Русь в 13 веке попадает в тиски, так как подвергается грозному нападению обеих сторон – латинской Европы и монгольской Азии.
В 1206 году в сердце Азии произошло событие, во многом определившее дальнейшие судьбы истории. Началось монгольское движение на Китай, Туркестан, Малую Азию, Европу. Меньше чем через 20 лет после того передовые конные отряды Чингисхана уже нанесли русским князьям страшное поражение на Калке.
Почти одновременно не менее значительное событие произошло в Европе: в 1204 году западноевропейские крестоносцы взяли приступом Царьград и страшно разграбили его; православное Византийское царство было низвергнуто; на месте его основана Латинская империя.
Вслед за Византией пришёл черёд и Руси. Наступление на неё началось на всех западных границах. Венгрия и Польша бросились на Галицию и Волынь; немецкие крестоносцы утвердились в начале 13 века в Риге (ливонский орден) и Пруссии (тевтонский орден) и оттуда повели наступление на Псков и Новгород; наконец, шведы двинулись на Русь через Финляндию; мечём и огнём немцы и шведы обращали в латинство как язычников литовцев, эстов и финнов, так и православных – русских.
Годы высшего напряжения двусторонней опасности для русских земель и княжеств – конец 1230-х – 1240 год. Зима 1237 – 1238 годов – первый татарский погром Руси (преимущественно северо-восточной); в 1240 году татарами взят Киев (6 декабря); в июле того же года, побуждаемый папой на крестовый поход против неверных, шведский правитель и полководец Биргер высадился на берегах Невы.
Русь могла погибнуть между двух огней, но устоять и спастись в борьбе одновременно на два фронта она не могла. Предстояло выбирать между Востоком и Западом. Двое сильнейших князей этого времени сделали выбор по-разному. Даниил Галицкий выбрал в качестве союзника Запад и с его помощью попытался вести борьбу против Востока. Александр Невский выбрал Восток и под его защитой решил отбиваться от Запада.
Как известно, Европа не смогла оказать серьёзного военного сопротивления монгольской державе, которая побеждала повсюду (при Легнице в Силезии, на реке Солоней в Уграх). Монгольская волна залила всю Восточную и Среднюю Европу – Венгрию, Силезию, Моравию, Хорватию, Балканы; весной 1242 года ордынцы стёрли с лица земли Будапешт. Таким образом, вся «большая политика» Даниила Галицкого кончилась неудачей; он имел успех только в борьбе с непосредственными соседями – литовцами. Он выиграл несколько отдельных сражений, но проиграл самое главное – православную Россию. Результатом его политики были долгие века латинского рабства юго-западной Руси. Не прошло и ста лет после смерти Даниила, как вся его вотчина – Галицко-Волынская земля – была расхватана соседями: уграми, поляками, литовцами. Латинское рабство в отдельных частях Руси не изжито до наших дней.
Полную противоположность деятельности Даниила Романовича представляет собой деятельность Александра Ярославича. Историческая задача, стоявшая перед Александром, была двояка: защитить границы Руси от нападения латинского Запада и укрепить национальное самосознание внутри границ. Глубоким и гениальным наследственным историческим чутьём Александр понял, что в его историческую эпоху основная опасность для православия и своеобразия русской культуры грозит с Запада, а не с Востока, от латинства а не от монгольства. Монгольство несло рабство телу, но не душе. Латинство грозило исказить cаму душу. Латинство было воинствующей религиозной системой, стремившейся подчинить себе и по своему образу переделать православную веру русского народа. Монгольство не было вовсе религиозной системой. Оно несло с собой законы гражданско-политические (Чингисова Яса), а не религиозно-церковные. Одним из принципов монгольской державы была именно широкая веротерпимость.
В 1236 году князь Ярослав, отправившись походом из Новгорода на Киев, посадил сына своего Александра князем в Новгороде. В 1239 году Ярослав должен был лично ехать в Орду для выражения покорности. Под прикрытием монгольского мира на Востоке сын Ярослава Александр в эти именно годы блистательно отбивал все нападения с Запада. В битве близ устья Ижоры на берегу Невы в 1240 году Александр разгромил многочисленное войско шведов. За это сражение он получил прозвание Невский. В 1241 году Александр взял крепость Копорье со всем немецким гарнизоном, а в начале 1242 года освободил от немцев Псков. Главное же сражение с немецкими рыцарями произошло 5 апреля 1242 года на Чудском озере и вошло в историю под названием Ледового побоища.
Победа над крестоносцами прославила Александра и сделала его одним из самых крупных военачальников своего времени. В дальнейшем ему неоднократно пришлось командовать русскими воинами, защищая границы древней Руси на всём их протяжении. Так, в 1256 году полки Александра Невского совершили тяжелейший переход по льду Финского залива и нанесли удар по шведским владениям в Финляндии. Известие об этом походе потрясло всю Европу, поскольку подобного удара шведы никогда не испытывали. Даже Папа Римский Александр IV в послании к Александру Невскому признал его полководческое искусство.
После смерти отца Александр оказался в непосредственной близости к Востоку; ему пришлось уже самостоятельно выбирать между Востоком и Западом. И Восток, и Запад звали его каждый на свою сторону… В 1248 году была составлена папская булла, в которой папа обещал Александру за признание Римского престола помощь ливонских рыцарей против татар.
Славному победителю внешних и внутренних врагов России предстояла другая, более трудная победа – над самим собой. Доселе он не склонялся в Орде и мог по справедливости гордиться этим. Уже много князей перебывало в Золотой Орде, но Александр не совершал ещё этого тяжкого пути. Теперь наступила пора, когда он должен был пожертвовать великой славой полководца и из любви к своей родине идти на поклон к Батыю. Сам Батый потребовал к себе Александра, и победитель стольких врагов покорно отправился в Орду. Он знал, что всякое прекословие татарскому хану только навлечёт на обессиленную тогда Русь новые бедствия. Подчинение Александра Орде иначе не может быть оценено, как подвиг смирения. Христианский подвиг не всегда есть мученичество внешнее, а иногда, наоборот, внутреннее: не только брань видимая, но и брань невидимая, борьба с соблазнами душевными, подвиг самодисциплины и смирения.
Для сохранения земли Русской от пожарищ и разграблений князь Александр Невский четырежды побывал в Орде и сумел своими дипломатическими усилиями оградить её от беспощадных татаро-монгольских набегов. В делах княжеских не забывал Александр дел христианской любви: много золота и серебра передавал он в Орду на выкуп русских пленных; многих сумел вызволить из лютой татарской неволи. Трудами митрополита Кирилла и князя Александра Невского в 1261 году в Золотой Орде была основана Сарайская православная епархия для удовлетворения духовных нужд христиан, живущих в степной империи.
Во многих северорусских городах в 1262 году народ избил татарских откупщиков дани, не понимая, что за каждым баскаком стояла грозная сила всей монгольской империи. Александру пришлось срочно ехать в Орду умилостивлять хана, разгневанного мятежом. Князю удалось уладить дело благополучно: хан Берке удовольствовался его извинениями и новыми изъявлениями покорности. Спасение Русской земли от нового разорения было последним политическим актом Александра.
В Орде Александр пробыл почти год. На обратном пути он заболел (в Нижнем Новгороде) и в Городце на Волге умер (14 ноября 1263 года).
Два подвига Александра Невского – подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке – имели одну цель: сохранение православия как нравственно-политической силы русского народа. Цель эта была достигнута: возрастание русского православного царства совершилось на почве, уготованной святым благоверным великим князем Александром Ярославичем Невским.

Л.П. Киверина,
Волгоград

Библиография

1. Г.В. Вернадский. «Начертание русской истории» — Прага, 1927 г.
2. Очерки по истории Волгоградской епархии Русской Православной Церкви. – Волгоград, 2003.
3. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю Святорусскую. Составил священник Михаил Едлинский. – СПб., 1903; переиздано М., 2001.
4. М. Хитров «Святый благоверный великий князь Александр Ярославич Невский. Подробное жизнеописание» — Москва, 1893; переиздано М., 1991.
5. Г. Шалаева. Кто есть в истории цивилизации. – Москва, «Слово», 2008.