Описание и символика. С чего все начиналось

По следам Ясона

Свадьба Филлипа III и Изабеллы Португальской состоялась в Брюгге — на тот момент процветающем торговом городе. Орден герцог основал там же — в память об этом в центре Западной Фландрии сохранились изображения золотого руна на домах. Орден, посвященный Деве Марии и апостолу Андрею, был призван защищать церковь и веру. По легенде, именно святой Андрей был крестителем Бургундии. Однако были у создания рыцарского ордена и политические цели — с помощью него Филипп Добрый намеревался объединить высшую знать из подвластных герцогу провинций.

Филипп Добрый мечтал повторить путь Ясона

Знаком ордена является золотое руно, висящее на цепи из 28 звеньев. Почему Филипп Добрый выбрал в качестве символа именно овечью шкуру — сказать сложно. Герцог с юности был увлечен мыслью совершить крестовый поход против турок, тем самым повторив путь, пройденный аргонавтами в поисках золотого руна. По другой версии, дальний предок Филиппа когда-то прошел по следам Ясона, попал в плен к Колхиде и сбежал — в память о семейном предании герцог якобы и назвал орден. Более романтичная версия гласит, что Филипп Добрый, влюбленный в красавицу с золотыми волосами, основал в ее честь рыцарский орден. Возможно, причина была более прагматичной, и овечья шкура символизировала богатство, которое принесла Фландрии торговля шерстью.

Гербовая цепь герольда ордена Золотого руна

Античные образы позже заменились библейскими — Ясон все-таки украл руно, а называться в честь вора рыцарскому ордену не подобает. Епископ Шалонский, будучи канцлером ордена Жен Жермен, предложил Филиппу обратить внимание на эпизод из Ветхого завета. Так золотое руно стало символизировать шерсть, которую расстелил Гедеон. Ночью на руно выпала роса, а земля вокруг осталась сухой — так Гедеон понял, что израильский народ спасется.

Награда не уступает подвигу

У ордена Золотого руна есть несколько девизов. Первый, главный из них, гласит: «Награда не уступает подвигу» («Premium Laborum Non Vile»). Еще один девиз — «Удар падает прежде, чем вспыхнет пламя» («Ante ferit quam flamma micet») — напрямую связан с тем, что цепь, на которой висит символ ордена, выглядит как стилизованное изображение кремней и огнив. Огниво является символом самого Филиппа Доброго, а также геральдическим знаком Бургундии. Третий девиз принадлежал самому герцогу: «Иного не желаю» («Non Aliud»). Это изречение было написано на обороте центрального звена цепи.


Филипп Добрый с орденом Золотого руна

Руно раздора

В 1477 управление орденом перешло в руки Максимилиана Габсбурга, австрийского эрцгерцога, женившегося на Марии Бургундской. Позже их сын Филипп Красивый заключил брак с испанской принцессой Хуаной Безумной — в свою очередь, их отпрыск Карл V Габсбург стал гроссмейстером ордена. Он же отдал австрийские земли своему брату Фердинанду I. В 1713 австрийская весть Габсбургов получила по Утрехтскому договору Нидерланды — земли основателя ордена Золотого руна.

Австрийцы и испанцы раздавали награды независимо друг от друга

Австрийские правители пожелали стать единственными управителями ордена. Ненадолго захватив Мадрид, увез с собой архивы ордена. Именно тогда орден и разделился на две ветви — австрийскую и испанскую. В 1724 был устроен даже специальный конгресс, на котором рассматривался спор двух ветвей одной династии. Никакого решения принять так и не получилось. С молчаливого согласия обеих сторон, австрийские и испанские правители принялись раздавать награды независимо друг от друга. В это время орден уже был скорее символом монаршей милости, чем знаком отличия рыцарей.


Старый вариант ордена: руно крепится непосредственно к центральному звену цепи

Выше папы

В Средневековье орден Золотого руна был самым могущественным в мире. В XVI веке его верховным магистром являлся сам император Священной Римской империи, который контролировал большую часть Европы. Рыцарями ордена стремились стать европейские правители. От папы порден получил особые духовные и политические привилегии. Даже главный орден Ватикана Орден Святого Гроба Господнего Иерусалимского не имеет преимуществ перед орденом, основанным бургундским герцогом.


Карл IV с испанским вариантом ордена

У ордена Золотого руна строгие правила, которые, правда, не всегда выполнялись. Раньше членами ордена могли быть только католики, но от этого принципа решил отойти Фердинанд VII, чтобы наградить правителей Англии, Пруссии и России за возвращение династии Бурбонов на испанский престол. Кроме того, рыцари испанской ветви ордена, за исключением монархов, должны были отказаться от участия в любых других орденах.

Верховным магистром ордена был император Священной Римской Империи

Члены ордена, состоявшие на службе при других дворах, должны были, тем не менее, подчиняться главе ордена. Самым невыполнимым правилом оказалось обязательно возвращение ордена после смерти получившего его кавалера — в нескольких музеях мира хранятся ордена, принадлежавшие в разное время членах ордена Золотого руна.


Александр Горчаков с орденом Золотого руна

Среди российских императоров кавалерами ордена Золотого руна были Александр I, Александр II, Александр III и Николай II. Также этой чести удостоились некоторые великие князья, послы и политические деятели.

В хорошо всем известном романе Алесандра Дюма "Виконт де Бражелон" английский король Карл II, только-только восстановленный на троне, жалует знаки ордена Золотого руна Атосу - графу де Ля Фер - в благодарность за помощь, которую оказал ему бывший мушкетер.
Для Атоса - представителя старой французской аристократии - это высочайшая честь. Ведь, как справедливо замечает сам граф де Ля Фер, в Европе не каждый король имеет такую награду. Вот только Карл II не имел права награждать кого-либо орденом Золотого руна, ибо не был и не мог быть его главой и сам не состоял в нем.
Впрочем, Дюма никогда особенно не церемонился с историей.

Князь Александр Горчаков с орденом Золотого руна:


А какова история этого ордена на самом деле?

В 2014 году в Испании разгорелся пренеприятный скандал. Местная пресса сообщила о том, что известный певец Энрике Иглесиас будет награжден орденом Золотого руна. Новость возмутила многих консервативных политиков, а заодно аристократов, состоящих в родстве с королевской семьей. Как же так, какого-то певца (пусть и очень популярного) награждают старейшим и главнейшим орденом Испании?!

Двору пришлось объясняться, и тут оказалось, что журналисты ошиблись. Орденом Золотого руна наградили другого Энрике Иглесиаса, не дружка Анны Курниковой, а видного уругвайского политика, экономиста и писателя. Общественность успокоилась. Порядок нарушен не был, ибо орден Золотого руна - совсем не та награда, которую можно присвоить известному певцу. Казалось бы!

С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Первоначально орден не имел никакого отношения к Испании. Вообще за почти 700 лет своего существования он пережил сразу несколько государств и политических режимов. Основателем и первым главой ордена был Филипп III Добрый, герцог Бургундский.

Этот человек имел полное право считать себя правителем независимого государства. По ходу Столетней войны Бургундия стала верным союзником Англии, направив свое оружие против Франции. Именно бургундские рыцари пленили и передали англичанам Жанну д"Арк, именно Бургундия продолжала воевать уже после того, как Англия вышла из конфликта. Расцвет герцогства пришелся как раз на XV век, когда оно взяло под контроль Фландрию - крупнейший в Европе центр производства шерсти и сукна. В 1430 году Филипп Добрый взял в жены португальскую принцессу Изабеллу . В честь своей свадьбы герцог и учредил орден Золотого руна.

Инфанта Изабелла, супруга Филиппа Доброго
(если бы моей невестой была бы такая "красавица",
я бы тоже учредил орден, символом которого является баран):


Свадьба Филиппа и Изабеллы состоялась 10 января - в день святого Андрея Первозванного. Этот апостол считался покровителем Бургундии. Ему и был посвящен орден Золотого руна.

Существует множество версий, объясняющих выбор названия. Некоторые историки, например, считают, что Филипп таким образом отметил свое богатство, которое принесла ему все та же фламандская шерсть. Существует и красивая символическая трактовка: овца олицетворяет непорочность, золото - высшую духовность.

И все же название это явно связано с тем золотым руном, за которым древнегреческий герой Ясон отправился в лалекую Колхиду. Об этом можно судить по знакам ордена: среди них есть и легендарный корабль аргонавтов, и пламя дракона, охранявшего руно. Знаки ордена вообще имели весьма своеобразный вид. Никакой звезды для него установлено не было. Филипп ввел церемониальные одежды, а также цепь. На этой цепи и носился знак в виде золотого руна - шкуры барана.
Так было первоначально, но со временем знаков стало больше. Мода менялась, и золотую цепь стало носить неудобно. Ее заменила более практичная красная шейная лента.

ИЗ БУРГУНДИИ В АВСТРИЮ И ИСПАНИЮ

Филиппу и в кошмарном сне не приснилось бы, что всего через полвека после учреждения ордена Бургундия утратит свое могущество и независимость. Увы, его сын, Карл Смелый не уберег наследство отца. В 1477 году герцог погиб в битве при Нанси, его владения были поделены между Францией и Габсбургами.

Новый расцвет ордена будет связан с именем его правнука. Речь идет об одном из величайших монархов в истории Европы - Карле V . Император Священной Римской империи, который под именем Карла I был еще и королем Испании. Это в его владениях никогда не заходило солнце.


Карл придавал огромное значение разного рода церемониям, особенно тем, что уходили корнями в далекое прошлое. Не случайно, став императором, он, по примеру древнеримских полководцев, устроил себе триумф, торжественно пройдя со своим войском по улицам Рима.
Карл стал снова проводить награждения и увеличил максимальное число членов ордена до 50, даровав им ряд исключительных привилегий. Например, судить человека, состоящего в ордене, можно было только с согласия его членов. Приказ об аресте должен был быть подписанкак минимум шестью кавалерами, а арестованного даже не могли посадить в тюрьму. На время суда он станговился гостем одного из своих братьев.

Испанский период продолжался до 1700 года, когда испанская ветвь Габсбургов угасла. Последним королем Испании из этой династии был Карл II - бедная жертва серии кровосмесительных браков.

С его смертью трон опустел, что вызвало страшную войну, известную как Война за испанское наследство. В битве за Испанию сошлись Франция и австрийские Габсбурги. В итоге в Мадриде воцарились Бурбоны, но их соперники все равно заявили свои права на господство в ордене Золотого руна.
Судьба его в конце концов была отдельно прописана в мирном договоре. Он стал высшей наградой и в Испании, и в Священной Римской империи. Теперь им награждать могли и испанские короли, и главы дома Габсбургов. А так как именно благодаря этой династии в 1804 году образовалась Австрийская империя, то орден стал высшей наградой сразу двух стран.

Надо сказать, что Испания и Австрия подходили к вопросу награждения по-разному. В Вене решили соблюдать традиции, заложенные еще Филиппом Добрым. То есть в орден принимали исключительно католиков и только мужчин. Во время Венского конгресса австрийцы довольно сильно обидели Александра I , который этого ордена так от них и не получил. Формальным основанием было то, что российский император не принадлежал к католической вере. Вот только в том же 1814 году Австрия сделала единстенное в истории исключение для принца Уэльского, будущего Георга IV . Он был принят в орден Золотого руна как фактический руководитель Британии в годы Наполеоновских войн.


Обиду Александра I сгладили испанцы. Они в вопросах награждения проявляли большую гибкость и вручали орден Золотого руна с большей охотой. Высшей наградой испанского королевства удостоился не только император, но и все три его брата (Константин, Николай и Михаил), а заодно и российский посланник в Мадриде Дмитрий Татищев.

Орден Золотого руна Александра I:


После этого награждение членов семьи Романовых высшим испанским орденом стало доброй традицией. Однако, нужно отметить, что никто из них этот иностранный орден не носил. По крайней мере, на официальных портретах российских императоров ордена Золотого руна нет.

ОРДЕН В НАШИ ДНИ

Австро-Венгрия прекратила свое существование в 1918 году. Вместе со страной приказала долго жить и монархия Габсбургов. Однако последний император Карл I оставил за собой главенство в ордене.

Последний император Австро-Венгрии Карл I
(какая трогательная фотография, но где же орден Золотого руна?):

Сейчас гроссмейстером австрийской ветви является его внук. Габсбурги продолжали проводить награждение даже после того, как потеряли трон.

То же касается и испанских Бурбонов, которые были изгнаны из страны в 1931 году.

После реставрации монархии в Испании орден сохранил свой высокий статус, и теперь его главой является король Филипп VI (как видим, орден на месте!):

Мадрид по-прежнему принимает в орден новых членов, в том числе императора Японии, короля Таиланда и бывшего генсека НАТО Хавьера Солану.
Половые ограничения тоже сняты. Орден Золотого руна уже давно внучают женщинам и даже девочкам. Так, в 2015 году этой награды была удостоена принцесса Леонор - дочь короля Филиппа.

Леонор де Тодес лос Сантос де Бурбон и Ортис,
принцесса Астурийская, инфанта Испанская:

Эх, зря все-таки не дали орден Золотого руна Энрике Иглесиасу! В конце концов, чем он хуже испаснской инфанты? А уж знаменит в мире точно намного больше нее.
К тому же он католического вероисповедания, в отличие, например, от буддистов - японского микадо и таиландского короля, являющихся членами ордена.
Может быть, Иглесиасу не дали орден из-за его бисексуальных наклонностей? Нет! Не может такого быть! Ведь Испания - член Евросоюза, а значит должна придерживаться полной толерантности в этом вопросе. Да и Александру I испанцы орден дали, несмотря на те же самые наклонности, причем задолго до наступления эпохи толерантности, в те времена, когда в Испании еще имели большое вляиние инквизиция и иезуиты.

А, понял! Во всем виновата подружка Энрике - русская теннесистка Анна Курникова !

Нечего было связываться с русской, ведь все они тайные или явные агенты КГБ!!!
Вот и остался бедный весь из себя толерантный Энрике и без русской девушки, и без высшего испанскго ордена!

Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.

ОРДЕН ЗОЛОТОГО РУНА

Десятого января 1429 года, в день своей свадьбы с Изабеллой Португальской, бургундский герцог Филипп Добрый учредил орден Золотого Руна - в честь Девы Марии и Святого апостола Андрея и в защиту веры и католической церкви. Однако символика ордена и его девиз вызывают у исследователей некоторое сомнение в том, что Филипп Добрый руководствовался только благочестивыми намерениями. Некоторые отмечают, что учреждение ордена Золотого Руна имело более политические цели, и одна из них - собрать в единый кулак небольшую группу высшей знати из различных провинций, которыми правил бургундский герцог. Эти провинции были присоединены к домену Филиппа Доброго благодаря многочисленным династическим бракам и различным видам наследования, но не имели объединяющей традиции подчинения и верности общему сюзерену.

Знак ордена изображал золотое руно - шкуру барана, которую предводитель аргонавтов Ясон похитил из Колхиды. Знак этот висел на цепи, состоящей из 28 звеньев-кремней, из которых вырывались языки красного пламени, перемежающиеся с огнивами и сценами битвы Ясона с охранявшим руно драконом. Каждая деталь знака этого ордена глубоко символична: огниво - это геральдический символ Бургундии и Нидерландов, поэтому сочетание его с руном не случайно. Над изображением битвы Ясона с драконом на изогнутой ленте помещена латинская надпись «PRETIUM LABORE NON VILE» («Награда не уступает подвигу»)

У ордена Золотого Руна есть и второй девиз, который гласит: «ANTE FERIT QUAM FLAMMA MICET» («Удар падает прежде, чем вспыхнет пламя»). Третий девиз ордена - «NON ALIUD» («Я обладаю и иного не желаю») - вышивался на красной орденской ленте. Он вызывал ассоциации с упорной и длительной борьбой между Испанией и Австрией за обладание Золотым Руном. В день орденского праздника - 30 ноября - и в особо торжественных случаях знак Ордена Золотого Руна надевается на шею на золотой цепи.

В геральдической науке существует несколько версий истории учреждения ордена: будто бы он был установлен в честь счастливого избавления от плена в Мингрелии (Колхиде) одного из членов герцогского дома, а то и просто в честь прозаического обогащения Нидерландов за счет вывоза знаменитого фламандского сукна и бархата. Сохранился рассказ и о том, как любящий античные мифы герцог сравнил золотоволосую даму, упавшую на полном скаку с лошади, с Геллой, упавшей со спины златорунного барана «Этого барана послал Зевс, чтобы он перенес через Геллеспонт Геллу и ее брата Фрикса, бежавших от козней злой мачехи.» . Название Ордена связывают и с намерением Филиппа Доброго совершить крестовый поход против турок и освободить от их владычеств земли, по которым странствовали аргонавты в поисках золотого руна.

Герцог Филипп Добрый с самого начала своего правления владел богато расшитым гобеленом, на котором изображались все приключения аргонавтов. Однако в древнегреческом мифе Ясон нарушил слово, данное Медее, и потому Жан Жермен, канцлер Ордена, интерпретировал смысл орденского знака по-другому. Он утверждал, что это совсем не то руно - не колхидское, а стриженая шерсть Гедеона, на которую, согласно библейской «Книге Судей», упала с неба роса в знак того, что Гедеон победит мидийцев.

Таким образом, девизы и сложная символика орденского знака имеют в науке много толкований, однако сами современники легко читали их политический подтекст и те высокие требования, которые предъявляли герцоги к своим рыцарям. В орденском уставе сказано, что рыцарь, вступив в Орден Золотого Руна, должен был объявить о своем выходе из любого другого ордена, если он там состоял, так как обязанности перед ним могут потребовать от него верного служения кому-то другому. Например, рыцарю Хенрику фон Борселену пришлось отказаться от службы и от пенсии, которые ему были пожалованы королем Людовиком XI.

Когда в 1477 году умер Карл Смелый, последний из бургундских герцогов, главой Ордена Золотого Руна стал эрцгерцог Максимилиан Габсбург - муж его дочери и впоследствии император Священной Римской империи. Владения Габсбургов постоянно расширялись, и к этому времени они уже владели Австрией и короной германских императоров, а в XVI веке получили и венгерскую корону Святого Стефана. Женитьба Филиппа I на испанской принцессе Иоанне принесла Габсбургам и Испанское королевство, после чего число желающих вступить в Орден, главой которого был сам император, быстро росло. В 1515 году статут Ордена был пересмотрен, в результате чего число его кавалеров увеличилось до 52 человек (первоначально их было 24). Вскоре знатным рыцарям было разрешено носить знак ордена не на золотой цепи из огнив и кремней, а на красной ленте; сам же знак усложнился тем, что одно из звеньев цепи стало его верхней частью.

С XVII века Орден Золотого Руна уже не рассматривался как союз рыцарей, окружающих государя: рыцарство исчезло, и знаки орденского союза стали знаками монаршей милости.

В 1700 году, когда умер испанский король Карл II и династия Габсбургов в Испании пресеклась, к власти здесь пришли Бурбоны. Однако австрийские Габсбурги не хотели отказываться от своих прав на Испанию, и вскоре началась война за испанское наследство, охватившая всю Западную Европу. Причем старый бургундский Орден стал как бы символом Нидерландов - главной приманкой в борьбе бурбонской Испании и габсбургской Австрии. В ходе этой борьбы австрийский принц Карл VI Иосиф Франц в 1703 году провозгласил себя испанским королем (под именем Карла III) и ненадолго завладел Мадридом. Но и этого времени хватило, чтобы вывезти архивы Ордена Золотого Руна в Вену.

Бурбонская Испания не хотела мириться с потерей архивов и продолжала считать Орден своим, а Габсбурги в Вене - своим. Тяжба между двумя государствами тянулась долгие годы, каждая сторона предъявляла претензии другой, обращаясь даже за поддержкой к другим европейским державам. Впоследствии установился порядок «двойного владения», но фактически в 1748 году Орден Золотого Руна распался на два - испанский и австрийский, главой которого до сих пор считается наследник дома Габсбургов. В статуты Ордена и его обычаи в обоих государствах вносились многочисленные поправки, которые делали различия более заметными.

Орден Золотого Руна имел большое значение в Европе еще и в начале XIX века. Например, в 1809 году Наполеон, находясь на вершине своего могущества и славы, намеревался создать свой наивысший военный орден - орден Трех золотых рун, как символ владычества над Испанией и Нидерландами и союза с Австрией.

Золотое руно вошло и в русскую геральдику, так как характерная форма орденского знака ассоциировалась с образом золотого руна Колхиды. В 1855 году, когда учреждался герб Кутаисской губернии, обратились именно к этой форме.

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора

2.1. «Античное» Золотое Руно и средневековый Орден Золотого Руна Как мы отмечали в книге «Царь Славян», Христа часто именовали ОВНОМ, Агнцем. Овен - один из самых распространённых символов Христа (см., например, рис. 2.1). Его именовали также Солнцем и Золотым. В христианской

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

2.1. «Античное» золотое руно и средневековый Орден золотого руна Как мы отмечали в книге «Царь Славян», Христа часто именовали ОВНОМ, Агнцем. Овен - один из самых распространенных символов Христа, рис. 2.1. Его именовали также Солнцем и Золотым. В христианской традиции с

Из книги История Мальтийского Ордена автора Захаров В А

Добавление 2 В.А. Захаров МАЛЬТИЙСКИЙ ОРДЕН КАК ДУХОВНЫЙ ОРДЕН КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ Кого же принимают в рыцари Мальтийского Ордена? Как это происходит? Рассмотрение всех этих вопросов относится к целому ряду документов (правовых документов Мальтийского Ордена).Правовая

автора Монусова Екатерина

Из книги Полная история рыцарских орденов в одной книге автора Монусова Екатерина

Из книги Государство инков. Слава и смерть сыновей солнца автора Стингл Милослав

Из книги Монашеские ордена автора Андреев Александр Радьевич

Немецкий орден тевтонских рыцарей. Меченосцы. Ливонский орден В 1128 году в Иерусалиме несколько богатых немцев основали странноприимный и паломнический дом для оказания помощи больным и бедным пилигримам немецкого происхождения. Рядом с домом была построена часовня

Из книги История тайных обществ, союзов и орденов автора Шустер Георг

ОРДЕН ЧЕРНЫХ БРАТЬЕВ, ОРДЕН ГАРМОНИСТОВ, ИЛИ ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАРМОНИЯ После подавления движения амицистов в Йене в 1781 г. остатки этой корпорации выступили там на свет Божий в виде организации, которая с некоторого времени образовалась внутри ордена. Ее члены хотели вести

автора Монусова Екатерина

Тайна Ренн-ле-Шато (Орден тамплиеров и орден христа)

Из книги Полная история рыцарских орденов автора Монусова Екатерина

«Я обладаю и иного не желаю» (Орден Золотого Руна) …Для бога и людей презренны Идущие, поправ закон, Путем обмана и измены - К отважных лику не причтен Руно колхидское Язон, Похитивший изменой лишь. Покражу все ж не утаишь… Строки поэта Алена Шартье выучил наизусть при

автора Ионина Надежда

ДАТСКИЕ НАГРАДЫ: ОРДЕН СЛОНА И ОРДЕН ДАНЕБРОГ Ордена этой страны немногочисленны, тем не менее они отличаются от наград других государств своеобразной формой своих орденских знаков и легендами об их происхождении. Высшей национальной наградой Дании является орден

Из книги 100 великих наград автора Ионина Надежда

ОРДЕН ЗОЛОТОГО РУНА Десятого января 1429 года, в день своей свадьбы с Изабеллой Португальской, бургундский герцог Филипп Добрый учредил орден Золотого Руна - в честь Девы Марии и Святого апостола Андрея и в защиту веры и католической церкви. Однако символика ордена и его

автора

Из книги Петербургские ювелиры XIX века. Дней Александровых прекрасное начало автора Кузнецова Лилия Константиновна

Из книги Монахи войны [История военно-монашеских орденов от возникновения до XVIII века] автора Сьюард Десмонд

II Латинская Сирия 1099–1291 Крестовые походы и международные ордена: Тамплиеры. – Госпитальеры. – Орден Святого Лазаря. – Орден Монтегаудио. – Орден Святого Фомы …Таковы те, кого Бог избирает себе и собирает с дальних концов земли; слуги Божии из храбрейших в Израиле,

Из книги Вначале были легенды автора Варшавский Анатолий Семенович

Глава IV Города Золотого Руна В 1868 году некий сорокапятилетний миллионер, закончивший свою коммерческую деятельность, отправился на поиски исчезнувшего древнего царства, о котором кое-что рассказывалось у Гомера - царства ахейцев.Известно, удача будет сопутствовать

«Вообще зима прошла в больших трудах. Брильянтов великий комбинатор достал только на четыреста тысяч… Мощная выя командора сгибалась под тяжестью архиерейского наперсного креста с надписью «Во имя отца и сына и святого духа»... Поверх креста на замечательной ленте висел орден Золотого Руна – литой барашек. Орден этот Остап выторговал у диковинного старика, который, может быть, был даже великим князем, а может и камердинером великого князя. Старик непомерно дорожился, указывая на то, что такой орден есть только у нескольких человек в мире, да и то большей частью коронованных особ.

– Золотое Руно, – бормотал старик, – дается за высшую доблесть!

– А у меня как раз высшая, – отвечал Остап, - к тому же я покупаю барашка лишь постольку, поскольку это золотой лом.

Но командор кривил душой. Орден ему сразу понравился, и он решил оставить его у себя навсегда в качестве ордена Золотого Теленка».

И. Ильф, Е. Петров «Золотой теленок».

Одна из самых древних и почетных европейских наград – орден Золотого Руна – была учреждена герцогом Бургундским Филиппом Добрым 10 января 1430 года по случаю бракосочетания с инфантой Португалии Изабеллой в Брюгге, в честь пресвятой девы Марии и апостола Андрея. В то время понятие «орден» означало не просто награду в виде некоего предмета ювелирного искусства, а организацию, Орден рыцарей (как Орден госпитальеров, например), а награда служила знаком отличия человека, ставшего рыцарем Ордена. Так и Филипп создал рыцарскую организацию, «дабы рыцарство охраняло, защищало и поддерживало истинную католическую веру, церковь, спокойствие и благосостояние государства...» Конечно, бургундский герцог преследовал и другие цели: объединение в единую влиятельную и состоятельную организацию представителей правящего сословия; орден должен был связать друг с другом разрозненные владения богатейшего Бургундского дома. Для крупных французских феодалов ордена, союзы, должности и т.д. позволяли прочнее привязать их членов к себе и своей политике. Кроме того, Филипп придал ордену династический и экстерриториальный характер - это означало, что главенство (командорство) в ордене передается по мужской линии и что награждаться могут иностранные лица, которые должны были подчиняться «по рыцарской линии» Магистру, что создало в будущем множество осложнений.

Есть несколько версий, которые объясняют, что же имел в виду основатель ордена, выбрав для него такое название. Понятно, что имеется в виду овечье руно – шкура барана, за которым отправился древнегреческий герой Ясон с аргонавтами в Колхиду (современную Грузию). Но что под этим подразумевал Филипп – то ли аналогию со священным крестовым походом против турок, в который он очень хотел отправиться, то ли семейную легенду, по которой один из предков Филиппа когда-то повторил путь Ясона и попал в плен в Колхиде, то ли, по версии Лафонтена, любовь к некой златокудрой даме – неизвестно, возможно, что все версии в той или иной степени правдивы. К тому же, позже добавились официальные религиозные трактовки символики знака ордена. Так, орден получил второе название – Знак Гедеона – так как с ним стал ассоциироваться библейский эпизод из Ветхого Завета, когда Гедеон (один из судей израильских, народный герой израильтян родоплеменной эпохи) расстилает овечью шерсть, и на нее выпадает роса в знак того, что он победит захватчиков мадианитян. Сам образ руна – символ невинности, агнца, а золото – аллегория высшей духовности, таким образом, поход за Золотым Руном – это путь обретения величия духа, очищения души. Не случайно орден учрежден и в день святого Андрея 10 января: это креститель Бургундии, а древние бургундские короли получили крест именно от него, поэтому андреевский крест называется также бургундским.

Облик самой награды – ордена – за прошедшие века неоднократно менялся, но главные символы остались неизменными до сих пор. Главным знаком является изображение овечьей шкуры – золотого руна, которое изначально носилось на золотой цепи из двадцати восьми звеньев. Руно золотое потому, что им обладал мифический чудесный баран, на котором Зевс поднимался на небеса и который был послан богами, чтобы спасти детей орхоменского царя Афаманта и богини облаков Нефелы - Фрикса и Геллу – от преследований мачехи Ино. Баран поплыл по морю в Азию, но по дороге Гелла упала в море (отсюда Геллеспонт – пролив Дарданеллы). Фрикс добрался до Колхиды и принес барана в жертву Зевсу, а снятое золотое руно подарил царю Колхиды. Оно стало магическим гарантом благоденствия Колхиды.

Самый старый вариант ордена, который можно увидеть на многих парадных портретах европейских монархов, выглядит именно как широкая цепь с подвеской. Руно перехвачено посередине пояском, который крепится к цепи; сама же цепь имеет сложную форму: ее звенья выполнены в виде чередующихся стилизованных кресал и кремней, или иначе говоря, огнива – старинных «спичек», приспособления для розжига огня. Кремень представлял собой конкреции кремнезема, камень, из которого еще древние люди изготавливали наконечники стрел и копий. Если по кремню ударить кресалом – специальной полоской из закаленной стали с мелкими насечками на поверхности, то появится сноп искр, возникающий при воспламенении на воздухе мельчайшей стружки кремня. Искры попадают на материал для розжига (трут) – и – есть огонь. В наши дни тоже можно встретить кресало – в обычных зажигалках.

Причем же здесь огниво? Дело в том, что огниво – это геральдический символ Бургундии и самого Филиппа Доброго. Стилизованные кресала-звенья выполнялись в виде латинской буквы «В» – Burgundia, кремни – в виде плоского овала, покрытого черной эмалью с белыми каплеобразными точками-искрами. Один из девизов ордена – «Ante ferit quam flamma micet» - «Удар падает прежде, чем вспыхнет пламя» - делает смысл символики огнива понятным и красивым. Звено цепи, к которой крепилось золотое руно (всегда головой вправо), изображало кремень с искрами и языками пламени по бокам. Были даже детские цепи. Ношение золотой цепи стало необязательным в XVI веке; было разрешено носить орден на шейной муаровой ленте красного цвета в два пальца шириной.

Со временем орденский знак изменился, на что во многом повлияла мода. Кроме того, в XVIII веке в результате сложного наследования командорства (сыграл свою роль экстерриториальный характер награды) орден разделился на две ветви: австрийскую и испанскую. Монархи-представители двух ветвей стали награждать орденом независимо друг от друга, поэтому зачастую это были очень разные ювелирные изделия. В XVIII веке награды – показатель достатка и высокого положения; их стали богато украшать драгоценными камнями, особо отличился саксонский курфюрст Август Сильный. Пламя часто символизировали красные камни: рубины, гранаты-пиропы. Орден богато украшался бриллиантами, так, что символы ордена (огонь, кремень, кресало, а также трутница) изображались очень символически (особенно в испанском варианте) или вовсе не изображались (ордена XVIII века в дрезденских «Зеленых сводах»). Однако постепенно орден обрел единый стиль: золотое руно крепится к кремню с пламенем, кремень – к изображению трутницы с дугами синей эмали и девизом ордена на них «Pretium Laborum Non Vile» - «Награда не уступает заслуге (подвигу)». Под трутницей располагается сцена битвы Ясона с драконом, который охранял руно. Девиз герцога Филиппа – «Non Aliud» - «Иного не желаю» – размещался на обороте этого звена (остался в австрийском варианте). Завершается композиция золотым звеном в виде ракушки. В таком виде орден Золотого Руна существует и сейчас, однако, хоть и золотой, он украшен только цветными эмалями: красное пламя, синие дуги, черный кремень. Гораздо интереснее варианты орденов, хранящихся в разных сокровищницах мира.

Самый знакомый россиянам вариант ордена хранится в Алмазном Фонде. Нижняя его часть – золотая подвеска в виде овечьего руна, усыпанного бриллиантами. Верхняя часть украшена пятью огромными бразильскими розово-лиловыми топазами чистейшей воды. Если всмотреться, можно увидеть в рисунке бриллиантов очертания языков пламени.

В сокровищнице Дрездена «Зеленые своды» находятся потрясающие своей роскошью гарнитуры, наборы из разных мужских аксессуаров и украшений (эгретов, пряжек, орденов, аксельбантов, кинжалов, шпаг и т.д.). В каждый гарнитур входили два ордена: Золотого Руна и польский Белого Орла. Несмотря на то, что запрещалось носить орден Золотого Руна с другими наградами, это редкий случай, когда обе эти награды надевались одновременно.

В так называемый алмазный гарнитур входит великолепный орден Золотого руна 1755(56) года, украшенный тремя винно-желтыми бразильскими топазами квадратной ступенчатой огранки. Визуально орден делится на четыре части, рсаположенные друг над другом. Нижняя представляет собой собственно золотое руно, выполненное очень натурально, с матовым золотым блеском, усиленным мягкими складками овечьей шкуры. Поясок, перехватывающий ее, украшен крупным бриллиантом. Руно крепится к композиции из бриллиантов в виде языков пламени, с топазом в центре. Две другие части, по форме напоминающие ромб, схожи: они обе украшены растительными мотивами из бриллиантов с топазами в центре. Всего в этом ювелирном шедевре длиной в 10,9 см и шириной в 8 см 369 бриллиантов.

В бриллиантовый гарнитур тоже входил орден Золотого Руна, который был украшен уникальным зеленым Дрезденским бриллиантом весом в 41 карат – самым большим такого цвета. Потом камень переставили в эгрет, в оправу из драгоценных цветов. К слову о знаменитых камнях, знаменитый синий алмаз Хоупа (алмаз Тавернье) тоже был вставлен в орден Золотого Руна при Людовике XV. Вообще для этого ордена всегда подбирались самые красивые и крупные камни, такие, как огромный прозрачный гранат-пироп, найденный в Северной Богемии (ныне Чехия). Обычно чешские гранаты невелики, но этот имеет вес 468,5 карата. Орден Золотого Руна 1749 года с этим камнем и 318 бриллиантами также хранится в «Зеленых сводах». Еще один украшен тремя крупными и редкими рубиново-красными шпинелями (балэ-рубинами). Таким образом, в саксонской сокровищнице несколько орденов, решенных в разных цветовых гаммах, относящихся к разным гарнитурам. Эти уникальные изделия можно было увидеть в Москве, на выставке «Кабинет драгоценностей Августа Сильного», в 2006 году; ныне все они вернулись в Дрезден.

С XVII века орден Золотого руна перестал рассматриваться как союз рыцарей, окружающих сюзерена. Он меняет свой смысл, а знаки принадлежности к нему превращаются в знаки монаршей милости. Но он оставался высшей наградой Европы и имел такое значение, что монархи-обладатели награды чеканили свои монеты, помещая на них изображения этого ордена. Австрийская ветвь более консервативна и сохранила аристократический и религиозный характер; в ней орденом награждают, как и в Средние века, только членов королевских семей и высшую знать, которые должны быть католиками. Практика награждения испанским орденом Золотого Руна более демократична; среди кавалеров ордена есть не только некатолики, но и нехристиане, и просто выдающиеся люди, не относящиеся к высшему сословию. Все ордена, сохранившиеся в сокровищницах мира, являются дорогостоящими и оцениваются в сумму до полумиллиона долларов.

Интересно, что персонаж романов Александра Дюма граф де ля Фер (Атос) является кавалером трех высших европейских орденов: Золотого Руна, Подвязки (Англия) и Святого Духа (Франция), что поражает увидевшего его с наградами кардинала Мазарини, так как такой набор наград могли собрать только монархи. Дюма в большой степени свободно обращался с историческим материалом, но это не умаляет художественных достоинств его произведений, как многочисленные изменения внешнего вида ордена Золотого Руна не умалили его значения и только прибавили ему притягательности. В символике ордена есть что-то по-настоящему привлекательное, возможно, эти древние символы – огонь, шкура животного – будят смутные подсознательные воспоминания, и так и хочется, как Остапу Бендеру, оставить его себе как некую добычу. Неслучайно в битве Остапа с румынскими пограничниками уцелел только орден Золотого Руна – награда за высшую доблесть.