Некрасов тема свободы. Анализ стихотворения свобода некрасова. Анализ стихотворения Некрасова «Свобода»

Николай Алексеевич Некрасов
Кому на Руси жить хорошо

Кому на Руси жить хорошо - Часть первая

В каком году - рассчитывай,
В какой земле - угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных,
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень:
Заплатова, Дырявина,
Разутова, Знобишина.
Горелова, Неелова -
Неурожайка тож,
Сошлися - и заспорили:
Кому живётся весело,
Вольготно на Руси?
Роман сказал: помещику,
Демьян сказал: чиновнику,
Лука сказал: попу.
Купчине толстопузому! -
Сказали братья Губины,
Иван и Митродор.
Старик Пахом потужился
И молвил, в землю глядючи:
Вельможному боярину,
Министру государеву.
А Пров сказал: царю…
Мужик что бык: втемяшится
В башку какая блажь -
Колом её оттудова
Не выбьешь: упираются,
Всяк на своём стоит!
Такой ли спор затеяли,
Что думают прохожие -
Знать, клад нашли ребятушки
И делят меж собой…
По делу всяк по своему
До полдня вышел из дому:
Тот путь держал до кузницы,
Тот шёл в село Иваньково
Позвать отца Прокофия
Ребёнка окрестить.
Пахом соты медовые
Нёс на базар в Великое,
А два братана Губины
Так просто с недоуздочком
Ловить коня упрямого
В своё же стадо шли.
Давно пора бы каждому
Вернуть своей дорогою -
Они рядком идут!
Идут, как будто гонятся
За ними волки серые,
Что дале - то скорей.
Идут - перекоряются!
Кричат - не образумятся!
А времечко не ждёт.
За спором не заметили.
Как село солнце красное,
Как вечер наступил.
Наверно б ночку целую
Так шли - куда не ведая,
Когда б им баба встречная,
Корявая Дурандиха,
Не крикнула: «Почтенные!
Куда вы на ночь глядючи
Надумали идти?..»
Спросила, засмеялася,
Хлестнула, ведьма, мерина
И укатила вскачь…
«Куда?..» - Переглянулися
Тут наши мужики,
Стоят, молчат, потупились…
Уж ночь давно сошла,
Зажглися звёзды частые
В высоких небесах,
Всплыл месяц, тени чёрные
Дорогу перерезали
Ретивым ходокам.
Ой тени! тени чёрные!
Кого вы не нагоните?
Кого не перегоните?
Вас только, тени чёрные,
Нельзя поймать - обнять!
На лес, на путь-дороженьку
Глядел, молчал Пахом,
Глядел - умом раскидывал
И молвил наконец:
«Ну! леший шутку славную
Над нами подшутил!
Никак ведь мы без малого
Вёрст тридцать отошли!
Домой теперь ворочаться -
Устали - не дойдём,
Присядем, - делать нечего.
До солнца отдохнём!..»
Свалив беду на лешего,
Под лесом при дороженьке
Уселись мужики.
Зажгли костёр, сложилися,
За водкой двое сбегали,
А прочие покудова
Стаканчик изготовили,
Бересты понадрав.
Приспела скоро водочка.
Приспела и закусочка -
Пируют мужички!
Косушки по три выпили,
Поели - и заспорили
Опять: кому жить весело,
Вольготно на Руси?
Роман кричит: помещику,
Демьян кричит: чиновнику,
Лука кричит: попу;
Купчине толстопузому, -
Кричат братаны Губины.
Иван и Митродор;
Пахом кричит: светлейшему
Вельможному боярину,
Министру государеву.
А Пров кричит: царю!
Забрало пуще прежнего
Задорных мужиков,
Ругательски ругаются,
Не мудрено, что вцепятся
Друг другу в волоса…
Гляди - уж и вцепилися!
Роман тузит Пахомушку,
Демьян тузит Луку.
А два братана Губины
Утюжат Прова дюжего, -
И всяк своё кричит!
Проснулось эхо гулкое,
Пошло гулять-погуливать,
Пошло кричать-покрикивать,
Как будто подзадоривать
Упрямых мужиков.
Царю! - направо слышится,
Налево отзывается:
Попу! попу! попу!
Весь лес переполошился,
С летающими птицами,
Зверями быстроногими
И гадами ползущими, -
И стон, и рёв, и гул!
Всех прежде зайка серенький
Из кустика соседнего
Вдруг выскочил, как встрёпанный,
И наутек пошёл!
За ним галчата малые
Вверху берёзы подняли
Противный, резкий писк.
А тут ещё у пеночки
С испугу птенчик крохотный
Из гнёздышка упал;
Щебечет, плачет пеночка,
Где птенчик? - не найдёт!
Потом кукушка старая
Проснулась и надумала
Кому-то куковать;
Раз десять принималася,
Да всякий раз сбивалася
И начинала вновь…
Кукуй, кукуй, кукушечка!
Заколосится хлеб,
Подавишься ты колосом -
Не будешь куковать!
Слетелися семь филинов,
Любуются побоищем
С семи больших дерев,
Хохочут, полуночники!
А их глазищи жёлтые
Горят, как воску ярого
Четырнадцать свечей!
И ворон, птица умная.
Приспел, сидит на дереве
У самого костра.
Сидит да чёрту молится,
Чтоб до смерти ухлопали
Которого-нибудь!
Корова с колокольчиком,
Что с вечера отбилася
От стада, чуть послышала
Людские голоса -
Пришла к костру, уставила
Глаза на мужиков.
Шальных речей послушала
И начала, сердечная,
Мычать, мычать, мычать!
Мычит корова глупая,
Пищат галчата малые.
Кричат ребята буйные,
А эхо вторит всем.
Ему одна заботушка -
Честных людей поддразнивать,
Пугать ребят и баб!
Никто его не видывал,
А слышать всякий слыхивал,
Без тела - а живёт оно,
Без языка - кричит!
Сова - замоскворецкая
Княгиня - тут же мычется,
Летает над крестьянами,
Шарахаясь то о землю,
То о кусты крылом…
Сама лисица хитрая,
По любопытству бабьему,
Подкралась к мужикам,
Послушала, послушала
И прочь пошла, подумавши:
«И черт их не поймёт!»
И вправду: сами спорщики
Едва ли знали, помнили -
О чем они шумят…
Намяв бока порядочно
Друг другу, образумились
Крестьяне наконец,
Из лужицы напилися,
Умылись, освежилися,
Сон начал их кренить…
Тем часом птенчик крохотный,
Помалу, по полсаженки,
Низком перелетаючи,
К костру подобрался.
Поймал его Пахомушка,
Поднёс к огню, разглядывал
И молвил: «Пташка малая,
А ноготок востёр!
Дыхну - с ладони скатишься,
Чихну - в огонь укатишься,
Щелкну - мертва покатишься,
А все ж ты, пташка малая,
Сильнее мужика!
Окрепнут скоро крылышки,
Тю-тю! куда ни вздумаешь,
Туда и полетишь!
Ой ты, пичуга малая!
Отдай свои нам крылышки,
Все царство облетим,
Посмотрим, поразведаем,
Поспросим - и дознаемся:
Кому живётся счастливо,
Вольготно на Руси?»
«Не надо бы и крылышек.
Кабы нам только хлебушка
По полупуду в день. -
И так бы мы Русь-матушку
Ногами перемеряли!» -
Сказал угрюмый Пров.
«Да по ведру бы водочки», -
Прибавили охочие
До водки братья Губины,
Иван и Митродор.
«Да утром бы огурчиков
Солёных по десяточку», -
Шутили мужики.
«А в полдень бы по жбанчику
Холодного кваску».
«А вечером по чайничку
Горячего чайку…»
Пока они гуторили,
Вилась, кружилась пеночка
Над ними: всё прослушала
И села у костра.
Чивикнула, подпрыгнула
И человечьим голосом
Пахому говорит:
«Пусти на волю птенчика!
За птенчика за малого
Я выкуп дам большой».
- А что ты дашь? -
«Дам хлебушка
По полупуду в день,
Дам водки по ведёрочку,
Поутру дам огурчиков,
А в полдень квасу кислого,
А вечером чайку!»
- А где, пичуга малая, -
Спросили братья Губины, -
Найдёшь вина и хлебушка
Ты на семь мужиков? -

„Найти - найдёте сами вы,
А я, пичуга малая,
Скажу вам, как найти“.

Скажи! -
«Идите по лесу,
Против столба тридцатого
Прямёхонько версту:
Придёте на поляночку.
Стоят на той поляночке
Две старые сосны,
Под этими под соснами
Закопана коробочка
Добудьте вы её, -
Коробка та волшебная:
В ней скатерть самобранная,
Когда ни пожелаете,
Накормит, напоит!
Тихонько только молвите:
„Эй! скатерть самобранная!
Попотчуй мужиков!“
По вашему хотению,
По моему велению,
Все явится тотчас.
Теперь - пустите птенчика!»

Постой! мы люди бедные,
Идём в дорогу дальную. -
Ответил ей Пахом. -
Ты, вижу, птица мудрая,
Уважь - одёжу старую
На нас заворожи! -
- Чтоб армяки мужицкие
Носились, не сносилися! -
Потребовал Роман.
- Чтоб липовые лапотки
Служили, не разбилися, -
Потребовал Демьян.
- Чтоб вошь, блоха паскудная
В рубахах не плодилася, -
Потребовал Лука.
- Не прели бы онученьки… -
Потребовали Губины…
А птичка им в ответ:
«Всё скатерть самобранная
Чинить, стирать, просушивать
Вам будет… Ну, пусти!..»
Раскрыв ладонь широкую,
Пахом птенца пустил.
Пустил - и птенчик крохотный,
Помалу, по полсаженки,
Низком перелетаючи,
Направился к дуплу.
За ним взвилася пеночка
И на лету прибавила:
«Смотрите, чур, одно!
Съестного сколько вынесет
Утроба - то и спрашивай,
А водки можно требовать
В день ровно по ведру.
Коли вы больше спросите,
И раз и два - исполнится
По вашему желанию,
А в третий быть беде!»
И улетела пеночка
С своим родимым птенчиком,
А мужики гуськом
К дороге потянулися
Искать столба тридцатого.
Нашли! - Молчком идут
Прямёхонько, вернёхонько
По лесу по дремучему,
Считают каждый шаг.
И как версту отмеряли,
Увидели поляночку -
Стоят на той поляночке
Две старые сосны…
Крестьяне покопалися,
Достали ту коробочку,
Открыли - и нашли
Ту скатерть самобранную!
Нашли и разом вскрикнули:
«Эй, скатерть самобранная!
Попотчуй мужиков!»
Глядь - скатерть развернулася,
Откудова ни взялися
Две дюжие руки,
Ведро вина поставили,
Горой наклали хлебушка,
И спрятались опять.
«А что же нет огурчиков?»
«Что нет чайку горячего?»
«Что нет кваску холодного?»
Всё появилось вдруг…
Крестьяне распоясались,
У скатерти уселися.
Пошёл тут пир горой!
На радости целуются,
Друг дружке обещаются
Вперёд не драться зря,
А с толком дело спорное
По разуму, по-божески.
На чести повести -
В домишки не ворочаться,
Не видеться ни с женами.
Ни с малыми ребятами,
Ни с стариками старыми,
Покуда делу спорному
Решенья не найдут,
Покуда не доведают
Как ни на есть доподлинно:
Кому живётся счастливо,
Вольготно на Руси?
Зарок такой поставивши,
Под утро как убитые
Заснули мужики…

Николай Алексеевич Некрасов

Родина мать! по равнинам твоим
Я не езжал еще с чувством таким!

Вижу дитя на руках у родимой,
Сердце волнуется думой любимой:

В добрую пору дитя родилось,
Милостив бог! не узнаешь ты слез!

С детства никем не запуган, свободен,
Выберешь дело, к которому годен;

Хочешь — останешься век мужиком,
Сможешь — под небо взовьешься орлом!

В этих фантазиях много ошибок:
Ум человеческий тонок и гибок,

Знаю, на место сетей крепостных
Люди придумали много иных,

Так!.. но распутать их легче народу.
Муза! с надеждой приветствуй свободу!

Николай Некрасов

В 1861 году произошло важнейшее событие в российской истории — император Александр II дал старт крестьянской реформе, отменившей многовековое крепостное право. У людей образованных восторги от случившихся изменений довольно быстро сменились разочарованием. По мнению многих представителей либеральной интеллигенции, положение крестьян не сильно улучшилось, а в некоторых случаях стало только хуже. Простой народ тоже был реформами не удовлетворен. Крестьяне считали, что им дали не «настоящую волю». Винили они в этом не царя-батюшку, а дворян и чиновничество.

Некрасов, как литератор, в своем творчестве основное внимание уделяющий социальным и политическим темам, не мог остаться в стороне от освещения упразднения крепостного права на территории Российской империи. Одно из стихотворений-откликов на это явление — «Свобода». Его первая публикация относится к 1869 году, хотя написано оно точно лет на восемь раньше. По свидетельствам современников, Николай Алексеевич выступал с резкой критикой Манифеста от 19 февраля 1861-го. В произведении нашли отражения его собственные наблюдения за деревенской жизнью после реформ. Лирический герой стихотворения сначала с радостным чувством едет по равнинам любимой страны. Он счастлив, видя крестьянского ребенка, родившегося свободным. Малышу открыты все пути и дороги. У него есть возможность остаться простым мужиком или достичь вершин. Далее следует менее восторженная оценка произошедших в стране изменений. К лирическому герою приходит осознание, что «на место сетей крепостных люди придумают много иных». Впрочем, заканчивается стихотворение на позитивной ноте. После реформ народу будет легче распутать эти сети.

Некоторые представители критики 1860-70-х годов упрекали Некрасова в устаревшем взгляде на жизнь. Они искренне не понимали, почему поэт до сих пор пишет об униженных и оскорбленных крестьянах после того, как царь им даровал долгожданную свободу. Эти люди пребывали в восторге от реформ, не осознавая их незавершенность, половинчатый характер. Некрасов же при помощи стихотворений, статей в журнале «Современник», которым он руководил, пытался доказать, что жизнь простого народа далека до идеальной, что они не получили полной свободы, что многие из них попали в еще большую кабалу, что в нравах и поступках немало осталось от дореформенной Российской империи.

Каждый результат творческой деятельности Н. А. Некрасова подтверждает участие автора в общественных событиях ХIХ века. Он не мог оставаться равнодушным к переживаниям народа, связанным с отменой крепостного права. Автор всегда разделял народные страдания.

В стихотворении «Свобода» Николай Алексеевич полностью на стороне простого рабочего крестьянина. Испытывая чувство радости и облегчения в начале произведения, писатель подробно останавливается на реальных жизненных эпизодах, которые имеют место в любой семье. Подобное событие воспринимается читателем как переломный момент в судьбе каждого простого человека. О том, что произошло что-то важное, Некрасов подчеркивает с волнением: «я не езжал еще с чувством таким!». Страна ликует и вместе с ней наблюдает изменения поэт. Но долгожданная отмена крепостного права не принесла особого удовлетворения, так как желания народ не исполнились.

Рождение ребенка, уход за ним, видение его судьбы, светлого будущего – не каждый из подобных этапов осуществимы и сложатся так, как хотел бы народ. Это связано с тем, что нет веры народа в лучшие изменения. Горьким опытом научены они не доверять власти, так как не может быть все идеально. Но автор склонен верить в лучшее, говорить о праве выбора каждого человека – «останешься мужиком» или «взовьешься орлом».

Призыв к народу с верой в лучшее – неотъемлемая часть творчества. Н. А. Некрасова: «с надеждой приветствуй свободу!». Неоднократное использование восклицательных предложений придает произведению оптимизм, боевой настрой, говорит о жизнелюбии лирического героя. Наполнение стиха словами со значением кабалы («сетей крепостных») и др. подчеркивает волнительный момент в жизни людей, стремление пережить этот этап безболезненно, ощутить результат перемен в виде исчезновения гнета, приобретения полной свободы представителем из простого народа.

В каждой строфе стихотворения звучит мечта простого человека о том, чтобы обрести самостоятельность, «быть никем не запуган», «выберешь дело, которому годен».

Огромную помощь в восприятии событий того времени в более реалистичном виде оказывают олицетворения: «сердце волнуется», «ум гибок»; эпитетов «сетей крепостных», «думой любимой», «в добрую пору», сравнение «взовьешься орлом».

Мечты поэта закончились крахом. Во вторую часть произведения проникает уверенность, что зависимость рабочего класса от высшего сословия увеличилась. Это объясняется тем, что на место указа 1861 года пришли новые, но они не будут защищать интересы народа. Россия после реформы практически не изменилась. От этого автору больно рассуждать о несбыточных желаниях, которые должны коснуться народ.

Сочувствие, понимание, сострадание и неравнодушное отношение не лишают лирического героя позитивного настроя. Его вера остается непоколебимой. От этого стихотворение читается легко.

Анализ 2

С отменой крепостного права, произошедшей в 1861 году, интеллигенция изначально пришедшая в восторг, немного позже была глубоко разочарована. Широким кругом образованных людей, считалось что положение простого люда ненамного изменилось, а в некоторых местах всё стало гораздо хуже. Естественно, крестьяне были крайне возмущены произведенными реформами. По их мнению, им не даровали действительную, подлинную волю. Всю ответственность за осуществленные нововведения крестьяне возложили не на плечи царя Александра II, а чиновников и дворянство.

Николай Некрасов, как писатель, в своей деятельности больше всего внимания посвящал темам социальным, кроме того в творчестве прослеживается и политический подтекст. Несомненно, не мог не написать Некрасов про такую важную тему, такое важное событие как упразднение крепостного права в Российской империи.

Очередное стихотворение посвященной этой теме - "Свобода". Написанное в 1861 году, оно впервые вышло в печать лишь через восемь лет. Как отмечали современники, Николаю Алексеевичу крайне не нравился Манифест 1861 года, он обрушился на него с резкой критикой. Наблюдения писателя за жизнью деревни, сразу после произведенных реформ находятся в стихотворении.

Произведение повествует о лирическом герое, который пребывая в хорошем настроении, разъезжает по родной стране. Его охватило радостное чувство, когда он лицезрел простое крестьянское дитё, появившегося на свет свободным. У ребенка на жизненном пути не будет никаких преград. Он может быть простым обывателем, а может достичь небывалых высот. Позже лирический герой уже не так радостно оценивает произошедшие в государстве перемены. Внезапно, как гром среди ясного неба его озаряет мысль, что вместо крепостнического угнетения, его оков, человек выдумает что-то другое, что будет подвергать людей кабале. Несмотря на это, произведение оканчивается благоприятно.

В 1860-70х годах, отдельные критики ругали Николая Некрасова за его устаревшее мировоззрение, взгляд на жизнь. Они поистине негодовали, отчего же писатель не переставая спешит писать об одураченном и обманутом простом люде, после дарования царем "свободы". Люди радовавшиеся нововведениям в стране, не понимали их несостоятельность и отрицательный характер. Стихотворения и статьи помогали Некрасову донести до народа всю правду об отнюдь не идеальном быте и нелегкой жизни крестьян. Литератор старался донести до людей, что те не получили настоящую свободу, а подавляющее большинство было подвергнуто еще большему угнетению.

Анализ стихотворения Свобода по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Одинокий дуб Фета

    Лирика Фета нередко представляла собой смесь философии и образов природы. Вообще, для поэтов весьма характерно именно так нащупывать некоторые истины – через наблюдение за внешним пространством

  • Анализ стихотворения Если ты любишь, как я, бесконечно Фета

    Афанасий Фет вынужден хранить тайну своего сердца до самой смерти, он постоянно корит себя за то, что вынужденно отверг любовь девушки, которая на самом деле могла подарить ему счастье и благополучие.

  • Анализ стихотворения Пушкина К Чаадаеву 9 класс

    Это послание в стихотворной форме Пушкина своему близкому другу Петру Чаадаеву. Поэт очень дорожил его дружбой, бесконечно ему доверял и делился с ним своими тайными мыслями и желаниями. Поэтому именно ему он пишет

  • Анализ стихотворения Лермонтова И скучно и грустно, и некому руку подать 9 класс

    Тема одиночества нередко встречается в произведениях поэтов и писателей, но в лирике Лермонтова эта тема звучит особенно. Одиночество героя лермонтовской поэзии - это следствие его разочарования в жизни, в обществе, в идеалах

  • Анализ стихотворения Ахматова Сжала руки под темной вуалью…

    Стихотворение является ярким примером творчества великой русской поэтессы. Здесь Анна Ахматова, как всегда, красочно передала внутреннее состояние главного героя всего лишь в нескольких строках, при этом наделив каждого из них неповторимым набором качеств

/ / / Анализ стихотворения Некрасова «Свобода»

Грандиозное изменение, которое подарил император Александр II, сделав крестьян свободными, принесло совершенно не тот результат, который ожидался. Граждане, которые имели хоть малое образование, смогли сразу увидеть все негативные стороны отмены крепостного права. Да и сам простой люд был не в восторге принятых изменений. Та свобода, о которой громко говорили, была совершенно безрадостной и во многих случаях сделала положение крестьянина еще худшим.

Конечно же, ярый защитник людей, приверженец социальных меньшин, Николай Некрасов не остался в стороне после таких радикальных перемен. Поэт создает стихотворение, похожее на отзыв о случившемся.

Впервые, данная работа была опубликована лишь в 1869 году, хотя писались стихотворные строки сразу же после принятия манифеста, на восемь лет ранее. Николай Алексеевич выразил критику по отношению к появившейся реформе. Наблюдая за простым народом, за деревенскими жителями, очевидный результат стал сразу же виден.

В начале стихотворной работы главный герой выражает радость, восторг от случившегося. Он со спокойной душой едет по равнине, наблюдает за детьми, которым удалось родиться уже свободными и независимыми. Однако далее ритм стихотворение приобретает менее яркие краски. Герой понимает, что вместо крепостных будут придуманы иные названия таких же зависящих и униженных людей.

Некрасов, не опуская рук, пытается закончить свое стихотворение на позитивной волне, мечтая о том, что свободному человеку будет все-таки легче найти себя и устроить свою судьбу на родных землях.

Многие критики осуждали возмущения Некрасова. Они называли его взгляды устаревшими. Ведь как можно опять-таки слагать стихи об униженных и бедных, если крепостного права больше не существует. Только вот поэт, приближенный к простому народу, видел и понимал ситуацию изнутри. В журнале «Современник» он неоднократно пытался показать пример того, что крестьяне, получив мнимую свободу, попадали в еще большую зависимость.

«Свобода» Николай Некрасов

Родина мать! по равнинам твоим
Я не езжал еще с чувством таким!

Вижу дитя на руках у родимой,
Сердце волнуется думой любимой:

В добрую пору дитя родилось,
Милостив бог! не узнаешь ты слез!

С детства никем не запуган, свободен,
Выберешь дело, к которому годен;

Хочешь — останешься век мужиком,
Сможешь — под небо взовьешься орлом!

В этих фантазиях много ошибок:
Ум человеческий тонок и гибок,

Знаю, на место сетей крепостных
Люди придумали много иных,

Так!.. но распутать их легче народу.
Муза! с надеждой приветствуй свободу!

Анализ стихотворения Некрасова «Свобода»

В 1861 году произошло важнейшее событие в российской истории — император Александр II дал старт крестьянской реформе, отменившей многовековое крепостное право. У людей образованных восторги от случившихся изменений довольно быстро сменились разочарованием. По мнению многих представителей либеральной интеллигенции, положение крестьян не сильно улучшилось, а в некоторых случаях стало только хуже. Простой народ тоже был реформами не удовлетворен. Крестьяне считали, что им дали не «настоящую волю». Винили они в этом не царя-батюшку, а дворян и чиновничество.

Некрасов, как литератор, в своем творчестве основное внимание уделяющий социальным и политическим темам, не мог остаться в стороне от освещения упразднения крепостного права на территории Российской империи. Одно из стихотворений-откликов на это явление — «Свобода». Его первая публикация относится к 1869 году, хотя написано оно точно лет на восемь раньше. По свидетельствам современников, Николай Алексеевич выступал с резкой критикой Манифеста от 19 февраля 1861-го. В произведении нашли отражения его собственные наблюдения за деревенской жизнью после реформ. Лирический герой стихотворения сначала с радостным чувством едет по равнинам любимой страны. Он счастлив, видя крестьянского ребенка, родившегося свободным. Малышу открыты все пути и дороги. У него есть возможность остаться простым мужиком или достичь вершин. Далее следует менее восторженная оценка произошедших в стране изменений. К лирическому герою приходит осознание, что «на место сетей крепостных люди придумают много иных». Впрочем, заканчивается стихотворение на позитивной ноте. После реформ народу будет легче распутать эти сети.

Некоторые представители критики 1860-70-х годов упрекали Некрасова в устаревшем взгляде на жизнь. Они искренне не понимали, почему поэт до сих пор пишет об униженных и оскорбленных крестьянах после того, как царь им даровал долгожданную свободу. Эти люди пребывали в восторге от реформ, не осознавая их незавершенность, половинчатый характер. Некрасов же при помощи стихотворений, статей в журнале «Современник», которым он руководил, пытался доказать, что жизнь простого народа далека до идеальной, что они не получили полной свободы, что многие из них попали в еще большую кабалу, что в нравах и поступках немало осталось от дореформенной Российской империи.