Н а некрасов тройка. Тройка некрасов. История стихотворения «Тройка»

Одна из главных новаторских черт творчества Н. А. Некрасова заключается в том, что поэт привнёс в поэзию то, что раньше не было для неё характерным. Впервые в русской литературе быт и тяжелый крестьянский труд стали предметом высокой поэзии. Среди многих стихотворений Некрасова о народе самыми вдохновенными являются его произведения о
русских женщинах.

В разные годы поэт размышлял о женской доле в поэмах «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо» (глава «Крестъянка»), в стихотворениях «Родина», «Мать», «Орина, мать солдатская», «Еду ли ночью по улице темной … » и многих других. Сюжетную основу стихотворения «Тройка» составляет рассказ о судьбе молодой крепостной крестьянки. Выйдя на дорогу, она провожает взглядом быстро мчащуюся тройку. Поэт размышляет о судьбе этой девушки.

Его размышления полны сочувствия к женской доле. Позиция Некрасова раскрывается и в избранной форме повествования. Стихотворение «Тройка» представляет собой открытое обращение к героине. Поэт обращается к ней на «ты» и ведёт разговор именно с ней, но она не слышит его, конечно, и пока не знает о своей горькой доле. Произведение имеет кольцевую композицию: его обрамляет поэтический образ промчавшейся тройки. Композиционно стихотворение делится на две части.

Первая часть — первые пять строф — рассказывает о настоящем героини. Вторая часть (6-12 строфы)-размышления поэта о будущем этой молодой девушки, о её судьбе. И по настроению, и по содержанию части контрастны. Образ крестьянской девушки представлен автором в традициях устной народной поэзии. В первой части девушка полна жизни и ожидания любви.
Подбор удивительно красочных эпитетов создаёт яркий и запоминающийся образ: алая лента в волосах, чёрных как ночь, «румянец щеки», «лукавый глазок». Но главное в том, что этот женский образ необыкновенно динамичен. Автор добивается такого эффекта, насыщая текст различными глагольными формами (бежишь торопливо; вьётся алая лента; пробивается легкий пушок; смотрит бойко лукавый глазок; взгляд … полный чар, зажигающих кровь).

Подчёркнута не только красота девушки, но и её горячность, живость, которые так свойственны юности. Кажется, что жизнь тоже должна улыбаться ей в ответ. Всё в построении стиха указывает на то, что даже подходящая пара для девушки есть. Если сравнить вторую и третью строфы, то окажется, что рифмы нечётных строк третьей строфы перекликаются с рифмами чётных строк второй строфы (торопливо — красиво — диво — игриво) — красота девушки словно бы созвучна красоте юноши. Славная бы вышла пара! Но шестая строфа становится переломной в рассказе о будущем лирической героини.

Многоточие после первых двух строк словно отделяет мечту от реальности. Поэт описывает типичную жизнь крестьянки:
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.

Красавицу ждёт беспросветная жизнь в повседневных трудах и заботах. Примитивное существование, тяжёлый труд, побои неизбежно скажутся на её внешности, жизнь потеряет смысл и радость. Беспощадно, точно и ярко изображает автор картину жизни замужней крестьянки. Будущее безотрадно. После замужества девушку ждут одни только тяготы и заботы, а затем преждевременная старость и смерть. В нарисованной картине присутствуют и традиционные образы семейно-обрядовой поэзии: муж-привередник и злая свекровь.

Вместе с рассказом о будущей жизни меняется и сам женский образ. Разве можно назвать красавицей жену неряхи мужика? Вот почему в описании внешности героини на смену поэтичным эпитетам приходят совершенно прозаические детали:

Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь …

На смену красавице, «чернобровой дикарке», приходит уродливая, замученная чёрной работой и забитая мужем-привередником и злой свекровью женщина. Её горькое существование похоже на тяжкий беспробудный сон. Не скрашивают жизнь даже дети. Динамичный образ стремительной и радостной девушки, весь устремлённый вперёд, в будущее, сменяется статичным женским портретом с выражением «тупого терпенья» и «вечного испуга». И перемена эта не удивительна, потому что это путь от жизни к смерти — к вечному покою. Совсем как похоронный плач звучит 1 -я строфа стихотворения:

И схоронят в сырую могилу,
Как пройдешь ты тяжелый свой путь,
Бесполезно угасшую силу
И ничем не согретую грудь.

Главное средство выразительности, которое использует Некрасов в данном произведении, — это приём контраста. На нём построена и основа сюжета, и композиция стихотворения. Приём контраста проявляется и в постепенной смене мажорных эпитетов (лёгкий пушок; подбоченясь красиво; игриво вьется) на прозаизмы (неряха мужик; тупое терпенье; перетянешь уродливо грудь; в три погибели гнуть).

Трехстопный анапест — размер, которым написано стихотворение, — позволяет воспринимать его как песню. Оно было положено на музыку — это известный романс (романсом стала первая часть стихотворения — лирический эпизод встречи героини с «проезжим корнетом»). Стихотворение заканчивается многоточием. Но последняя строфа проникнута таким чувством горечи, что читателю и не нужно ничего объяснять. Героиня бессильна — ей не нагнать «бешеной тройки ».

Тройка — красивая метафора, символизирующая быстротечность земной жизни. Она проносится так молниеносно, что человек не успевает даже осознать смысла своего существования, а уж тем более что — либо изменить в своей судьбе. Тройка — это и символический образ мечты каждой девушки о счастье.

Мотив несбывшихся надежд и мечтаний звучит в последних двух строфах, которые содержат ответ на поставленные в начале стихотворения вопросы: «Что ты жадно глядишь на дорогу?. » , «И зачем ты бежишь торопливо? .. ».

Развёрнутый ответ на вопрос о женском счастье Некрасов даст в своём творчестве много позже — в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (в главе «Крестьянка»). Трагическая участь русской женщины-крестьянки и нереализованные возможности народа в дальнейшем станут для Некрасова главными темами творчества.

Предлагаю вашему вниманию еще один вариант анализа данного стихотворения.


Стихотворение «Тройка», написанное Некрасовым в 1846 году, музыкально, образно, эмоционально. Его анализ целесообразно начать с определения композиции. Ученики легко определяют, что стихотворение делится на три части, каждая из которых отличается выраженными чувствами, пространственно-временными отношениями, ритмикой.

В первой части ведущей является тема ожидания любви, овеянная романтикой. Главная героиня — молодая крестьянка. Лирический герой восхищён «чернобровой дикаркой». Она красива, загадочна («взгляд, полный чар»), принадлежит миру природы, где всё просто и естественно. Романтичен и мотив дороги — символ перемен, возможности устроить новую жизнь по своему усмотрению.

Поживёшь и попразднуешь вволю, / Будет жизнь и полна и легка … » — размышляет лирический герой … и обрывает себя на полуслове. Второе двустишие шестой строфы открывает вторую часть стихотворения. Ничего как будто бы внешне не изменилось: та же деревня, та же дорога, те же герои …

Изменился взгляд лирического героя. Это взгляд человека-реалиста, понимающего, что «природного, свободного человека — нет, что есть человек социальный, что «каждому сверчку — свой шесток», что «по одёжке протягивай ножки». И если ты живёшь в крепостной России и родился крепостным, «не то тебе» падёт «на долю», что выпадет дворянину.

Будущее красивой крестьянской девушки предопределено: выйдет замуж за мужика, будет им бита, «от работы чёрной и трудной отцветёт», погрузится в «сон непробудный», и наступит самое страшное: внутренняя жизнь замрёт и в лице «появится вдруг / Выраженье тупого терпенья / И бессмысленный, вечный испуг».

Таким образом, ведущей темой второй части «Тройки» становятся размышления лирического героя о женской доле в крепостной России.

Последние две строфы стихотворения — это третья часть «Тройки». Лирический герой, совершив мысленное путешествие в будущее, возвращается в настоящее и обращается к героине со словами, полными тоски, боли: «не гляди», «не спеши», «заглуши». Он говорит: жизнь не идеальна, смирись, не надейся, не жди лучшего.

Некрасов – поэт и гражданин, он умел «в лохмотьях нищеты живую душу видеть». В его выразительно сильных стихах громко раздаются могучие тоны надежды, веры в истину, добро и правду. Стихи Некрасова будят бодрость, стойкость, терпение, любовь, веру в истину, в чем несомненно заключается несокрушимый залог их вечного значения в нашем Отечестве.

Стихотворение «Тройка» написано Некрасовым в 1846 году. Чем характерен этот период жизни писателя? Этот год стал для Николая Алексеевича хлопотным. Совместно с И.И.Панаевым он ходатайствует об издании журнала «Современник», основанного А.С.Пушкиным. В этом же 1846 году, Некрасов публикует альманах «Петербургский сборник», в котором печатаются произведения о жизни бедноты, мелких и средних слоев общества. В альманах были включены произведения Даля, Белинского, Герцена, Достоевского.

Стихотворение «Тройка» — это лирическое размышление о судьбе молодой женщины-крестьянки. Специфика произведения состоит в том, что оно написано в форме обращения автора к главному персонажу. Обращение, как стилистическая фигура, выбранная Некрасовым для данного произведения, подчеркивает степень волнения автора, его возмущения столь несправедливым устройством общественной жизни страны, гражданином которой он является.

Стихотворение «Тройка» начинается с вопроса «Что ты жадно глядишь на дорогу…?» в адрес молодой красавицы-крестьянки, провожающей взглядом тройку с проезжим корнетом. Автор вопрошает у девушки, для чего она бежит вслед за этой тройкой? Но на этот риторический вопрос нет ответа.

Красочно, с милыми подробностями, описывает Некрасов облик деревенской красавицы. Он говорит, что на девушку невозможно не заглядеться, невозможно ее не полюбить. Черные, как ночь, волосы, алая лента, румяные щечки, лукавый взгляд девушки — всем хороша эта особа.

Далее поэт рассказывает о жизни, которой достойна такая красавица. Эта жизнь должна быть полной радости и легкой. Но нет! Лирический сюжет делает резкий поворот, и Некрасов переходит к описанию той жизни, которая на самом деле ожидает простую крепостную крестьянку, коей и является юная красавица. Девушку против ее воли отдадут замуж за неряшливого мужика, который, скорее всего, будет ее бить. Со временем она смирится со своей трудной долей, в глазах ее появится выражение тупого терпения и вечного испуга. Тяжелая доля крестьянской жены очень рано состарит ее и преждевременно сведет в могилу.

В конце стихотворения автор советует ей, пока еще юной и цветущей, не смотреть напрасно на дорогу и на проезжающие тройки, ибо тот праздник жизни, который символизируют седоки богатых экипажей, не для нее, простой крепостной крестьянки. Эта веселая, яркая жизнь доступна лишь вольным людям.

В последнем четверостишии Некрасов, словно бы закольцовывая сюжет, вновь возвращается к яркому образу тройки, проносящейся мимо деревенской девушки, подобно тому, как жизнь человеческая проносится одним коротким мгновением.

Главная мысль стихотворения «Тройка» заключается в том, что рабство, существующее в России того времени в форме крепостного права, несправедливо унижает простого русского человека, искусственно низводя закрепощенных людей до положения бессловесных существ, не имеющих возможности управлять своей судьбой.

Главная тема этого произведения – размышления о трагической судьбе русских крепостных женщин, лишенных права выбора своего жизненного пути, обреченных на жалкое существование и преждевременную смерть от невзгод крепостной жизни.

Проводя анализ стихотворения «Тройка», необходимо сказать, что его автор использовал перекрестную схему рифмовки. И только последнее четверостишие отличается от прочих смежной рифмовкой.

Стихотворный размер, выбранный Некрасовым для этого стихотворения, – трехстопный анапест. Такой размер придает произведению определенную мелодичность, напевность. И впоследствии на основе этого стихотворения был написан романс «Что ты жадно глядишь на дорогу…», который исполняют до сих пор.

В стихотворении «Тройка» Некрасов использует разного рода средства художественной выразительности. Описывая облик деревенской красавицы, он использует такие украшающие эпитеты, как «смуглая щека», «лукавый глазок», «чернобровая дикарка», а также сравнение «волосы черные, как ночь». Во второй части стихотворения преобладает печально-грустная тональность эпитетов: «тупое терпенье», «бессмысленный испуг», «сырая могила», «тоскливая тревога». Применил автор в стихотворении и метафоры: «черная работа», «бешеная тройка», «мчится вихрем».

Но основным средством художественной выразительности в данном стихотворении является обращение. Обращение к главному персонажу, крепостной девушке, звучит на всем протяжении стихотворения.

Используя образ тройки в этом стихотворении, Некрасов стремился показать мимолетность человеческой жизни, проносящейся порой подобно мгновению. Автор также хотел донести до читателя важную мысль о том, что при всей быстротечности бытия, многие люди, в силу их бесправного, рабского положения не могут полноценно распорядиться своей и без того недолгой жизнью. И эту несправедливость Некрасову удалось показать в стихотворении «Тройка».

В стихотворении мне понравился образ тройки, ставшей национальным символом русского духа, русского характера. С давних времен дорога вошла в жизнь русского человека. Образ дороги в сознании русского народа тесно сплетен с понятием жизненного пути. И некрасовская Русь всегда в дороге.

Стихотворение Николая Алексеевича Некрасова (1821-1878) «Тройка» было написано в 1846 году в жанре «гражданского лиризма», близком поэту. Это было для автора нелегкое время, в этом же году он вместе с другом – писателем Панаевым – боролся за право возглавить журнал «Современник», основанный А. С. Пушкиным, где позже оно было опубликовано.

Основная тема стихотворения «Тройка» - тяжелая и безрадостная жизнь русских женщин в то время. В России еще в полной мере было распространено крепостное право (отменено в 1961 г.), позволявшее хозяевам относиться к своим крестьянам, как к рабам. Женщинам же, обремененным еще и домашней работой, приходилось совсем туго.

По мысли автора, стихотворение разделено как бы на две равных части. В первой рисуется воображаемая действительность, возникшая в мечтах девушки, увидевшей на дороге тройку с проезжавшим в ней молодым корнетом. Поскольку девушка молода и красива, возможно, юноша полюбит ее, женится, и жизнь ее пройдет счастливо и беззаботно: «Будет жизнь и полна, и легка…».

Но брак барина с крепостной крестьянкой в то время был невозможен, и во второй части стихотворения поэт опускает героиню «с небес на землю»: «Да не то тебе пало на долю…». В реальности молодую красавицу ждет муж - грубиян, жестокая свекровь, болезни от чрезмерных физических нагрузок и ранняя смерть.

Стихотворение написано Н. А. Некрасовым от второго лица, он как бы обращается к молодой крестьянке, беседует с ней. Почти во всем произведении использовались перекрестные рифмы, и только в последней строфе автор перешел на смежную рифмовку, подведя итог и подчеркнув тщетность мечтаний героини: «Не нагнать тебе бешеной тройки…».

По ритму и рифме форма произведения – трехстопный анапест – плавный, песенный размер, часто привлекающий композиторов. Впоследствии на него была написана музыка, так появился романс «Что ты жадно глядишь на дорогу», известный до сих пор.

Еще в детстве Н. А. Некрасову не раз приходилось наблюдать за жизнью крестьян, непросто сложилась и судьба его матери. «Тройка» – далеко не единственное произведение поэта, посвященное нелегкой женской доле в Царской России («В полном разгаре страда деревенская», «Мороз, Красный нос» и др.), но одно из первых и поэтому самых ярких и запоминающихся.

Анализ стихотворения Тройка Некрасова кратко

Николай Некрасов – человек, который может считаться по всем правилам – певцом женской доли. Ведь именно он в своих произведениях часто описывал весьма нелегкую женскую долю. Именно потому критики дали ему такое прозвание. В его творчествах часто встречаются сюжеты, в которых описывается русская женщина, которая всегда в какой-то степени была и красивой, и умной, и даже хозяйкой не плохой,а просто – отменной, но вместе с тем – с нелегкой судьбой.

Произведение под названием «Тройка» написано поэтом в 1846 году. Крепостное право еще не было отменено, так как до 1861 года оставалось целых пятнадцать лет. Это важно, так как женщины русский были в своих семьях, и не только – как рабыни, ведь им приходилось работать просто как каторжникам. Они не имели никаких прав, и не имели возможности быть даже гордыми. Именно потому Некрасов в этом произведении описывает нелегкую женскую долю.

Тройка промчавшихся коней всегда вызывала просто неподдельный интерес у девушек крестьянок. Ведь в ней мог оказаться тот самый барин молодой, который увезет одну из них с собой. Но Некрасов предрекает большинство судеб девушек – печальными, так как на всех таких принцев не хватит. Он также печально взывает к ним, вопрошая – зачем бежишь туда? Зачем? Ведь у девушек – крестьянок будет муж, какой-нибудь, который будет бить, говоря, что любит.

5 класс. 9, 10 класс.

Анализ стихотворения Тройка по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Тоска по родине Цветаевой

    Марина Цветаева увлекает своей поэзией каждого читателя. У неё особенное мировосприятие. Слог Цветаевой узнаваем. Много внимания в творчестве уделяется отношениям с миром, людьми, родиной. Как и у большинства поэтов двадцатого века

    Афанасий Фет, человек, будучи, являясь поэтом своего времени, написал произведение, название которого нет, но есть начальные строки, которые и называют стихотворение «Я тебе ничего не скажу…».

В XIX веке поэты писали о красоте русской природы, восхваляли героизм военных, защищавших родной край, роптали на несправедливость и жестокость власти, черствость, безразличие к общественной жизни дворянства. Но также в стороне не оставалась ниша, посвященная жизни простых крестьян. отменили только в 1861 году, да и то лишь формально. Крестьяне жили на правах рабов, с самого рождения их судьба была предопределена, с самого детства их приучали к тяжкому труду. Особенно тяжело приходилось женщинам. Именно непростой женской судьбе посвящено стихотворение Некрасова «Тройка».

Некрасов - певец женской доли

Николай Алексеевич много своих лирических произведений посвятил женской судьбе. От его стихотворений, главной героиней которых является русская женщина, мать, сестра, веет теплом и сочувствием к их несчастной доле. Особенно жаль Некрасову было молоденьких крестьянок, судьба которых предопределена с рождения. Девушки так и не успевали в полной мере расцвести, как уже вяли и превращались в старух. Жизнь женщины на Руси была недолгой, безрадостной, полной унижений и мучений. Каждая крестьянка мечтала о сказочном но Некрасов был реалистом, он прекрасно понимал, что это чья-то собственность и счастья ей не положено.

Фольклор как основа стихотворения

Анализ стихотворения Некрасова «Тройка» показывает, что поэт одним из первых создал обобщенный образ женщины-крестьянки. Произведение вошло в фольклор и стало русской песней, что подчеркивает его прямое отношение к народности. Стих соответствует фольклорным канонам лишь в сюжетно-композиционном плане, где автор противопоставляет жизнь в девичестве и после замужества. К устной народной поэзии можно отнести фразеологическое клише «сырая могила» и такую этнографическую деталь, как «алая лента в волосах».

В сюжетно-композиционном плане фольклорные истоки подчеркиваются при помощи образов «веселых подруг», от которых отдаляется главная героиня, пребывая в мире грез о счастливом будущем. Потом поэт вписывает в свое произведение злую свекровь, нелюбимого, грубого мужа. Тройки, ямщики, дорога - эта тема уже казалась исчерпанной и стереотипной, но все же Некрасов ее выбрал, чтобы показать обновление социальной темы, возможность красиво и доступно описать ту реальность, которая раньше не поддавалась поэтизации.

Переплетение народной лирики и романтики

Анализ стихотворения Некрасова «Тройка» позволяет отнести произведение к песенно-романсовому стилю, хотя романтические мотивы здесь переплетаются с народной лирикой. Романсом можно назвать первую часть стиха, в котором присутствует портретное описание героини, ее встреча с тройкой, а также сердечна тревога, вызванная проезжим корнетом. «Тройка» написана в виде монолога, поэтому все романтические элементы вложены в уста автора.

Вторая часть произведения принадлежит к натуралистической поэтике, поэтому резко контрастирует с первой сюжетной линией. Вначале автор показывает мечты молодой девушки, ее надежды на счастливое будущее. Но Некрасов в любой ситуации остается реалистом, поэтому он опускает читателя с неба на землю, рисуя настоящие перспективы бедной крестьянки. Николай Алексеевич не ставит себе за цель осудить народную жизнь, он просто описывает действительность, с которой приходится мириться независимо от того, нравится она кому-то или нет.

Яркий образ красавицы-крестьянки

В описании образа главной героини поэт придерживался позднеромантической ориентации, выбрав идеальную красавицу восточного типа, на что указывает и анализ стиха «Тройка». Некрасов изобразил девушку с черными бровями, черными же длинными волосами, в которые вплетена алая лента, и смуглым личиком. Он соглашается с тем, что в такую красавицу сложно не влюбиться, она найдет отклик в сердце как у седобородого старца, так и молодого барина. Но, к сожалению, главное - не красота, а происхождение. Родители девушки - крепостные, а значит, и она чья-то собственность.

Безрадостные перспективы дальнейшей жизни

Анализ стихотворения Некрасова «Тройка» показывает, что поэт желал предупредить доверчивых девушек, чтобы они не мечтали о сказочных принцах, а сразу смирились со своей участью. Автор прекрасно понимает, что главной героине предстоит выйти замуж за нелюбимого, неряшливого и небезразличного к выпивке мужа, который не прочь поучить кулаками свою жену уму-разуму. Девушка переедет жить в дом супруга, где ей придется прислуживать всей его родне. Особое опасение вызывает злая и придирчивая свекровь, готовая все соки выжать из невестки, согнуть ее в три погибели, взвалив на хрупкие плечи всю домашнюю работу.

Анализ стихотворения Некрасова «Тройка» подводит к мысли о том, что, как это ему ни прискорбно, но автор советует смириться бедняжкам со своей судьбой. Очень скоро черноволосая красавица превратится в дряхлую старуху, в глазах которой застынет страх и тупое терпение. Женщины на Руси долго не живут, ведь хлопоты по хозяйству, работа в поле, рождение детей изматывают их, приводят к неизлечимым болезням. Вот так, не познав любви и счастья, крестьянки ложатся в сырую могилу.

Подведение итога

«Тройка» Некрасова - стих-предупреждение всем девушкам, по молодости и неопытности мечтающим о счастливой жизни с любимым мужчиной. Поэт понимает, что героиня спешит за тройкой в надежде понравиться корнету, который забрал бы ее с собой. Автор разбивает все надежды несчастной, говоря, что молодой барин спешит к другой. Дворяне принадлежат к другому миру, в котором нет тяжелой работы, голода, холода, и им нет дела до крестьян, которые хотят хоть немного пожить безбедной и спокойной жизнью.

Что еще хотел сказать стихотворением «Тройка» Некрасов? Тема произведения подталкивает читателя к мысли, что жизнь коротка, и человек не успевает сделать все то, что задумал, как-то реализовать себя. Девушка спешит за тройкой, но у нее нет никаких шансов ее догнать, да и не нужно этого делать. Мечты о богатстве - это единственное увлечение юных особ, делающее их хоть и ненадолго, но счастливыми. Некрасов советует выбросить из головы пустые мечтания, потому что они еще сильнее омрачают и без того сложную жизнь крестьянки.

«Тройка» — это одно из самых известных произведений, в котором Н. А. Некрасов рассказывает о трудной крестьянской жизни и о тяжелой доле русской женщины.

Стихотворение было написано в 1846 году, и стоит отметить, что до отмены крепостного права еще целых 15 лет, но уже тогда Н. А. Некрасов указывает всем на эту проблему, тянущую страну назад.

Публикация в журнале «Современник» была позже, потому что одобрение на цензуру пришлось ждать почти год, поэтому в некоторых источниках год публикации указан 1847-48.

Также стоит заметить тот факт, что стихотворение было посвящено Ивану Маслову, который служил чиновником при коменданте Петропавловской крепости и по совместительству был приятелем В. Г. Белинского и И. С. Тургенева. При этом посвящение присутствует только в первой публикации, в последующих его уже нет.

Жанр, направление, размер

«Тройка» — это пророчество судьбы крестьянки, которую не изменить никак или же это предостережение мечтающей крепостной девушке, забывшей на миг, кто она есть, что ее мечты о прекрасном суженом и счастливом будущем несбыточны.

Стихотворение посвящено судьбе русской женщины и написано в духе реализма, без всяких прикрас жизни, в жанре гражданской лирики, который так любил Н. А. Некрасов и использовал во многих своих произведениях.

Трёхстопный анапест – размер стихотворения, который помог наложить слова на музыку и сделать их известным романсом, в особенности первую часть. Во всем произведении перекрёстная рифмовка, только лишь в четвертом четверостишии автор использует смежную, а мужские и женские рифмы сбалансированы и гармонично перекликаются друг c другом.

Композиция

В произведении автор использует кольцевую композицию, которую не так часто можно встретить, вследствие чего произведение становится еще более уникальным. Композиционно стихотворение можно рассмотреть с двух сторон. С одной стороны, можно его разделить на две части, где первая часть (1-5 строфы) — это описание яркими красками красоты и невинности героини, которая пытается угнаться за тройкой, ее мечты и надежды в настоящее время. Вторая часть (6-12 строфы) – это размышления и переживания о будущей жизни крестьянки, в которых ее судьба ужасно реалистична, автор описывает ее дальнейшую жизнь и облик серыми и унылыми красками.

С другой стороны, стихотворение можно разделить на четыре части.

  1. Первая часть – это внезапное появление тройки и грез о будущей жизни.
  2. Вторая часть – это изображение миловидности и великолепия девушки, что должно послужить перспективой к счастливой жизни.
  3. Третья часть – это явь, которая разрушает все иллюзии.
  4. В четвертой, последней части автор призывает крестьянку оставить бесполезные надежды.

Образы и символы

В самом начале стихотворения автор знакомит нас со своим излюбленным образом дороги, по которой мчится та сама неуловимая тройка. Дорога – это что-то вечное, приносящее страдания от разлуки и тоску по былым местам, а тройка – это центральный образ, образ упущенной возможности, быстротечности жизни – это миг, который ускользает прямо перед глазами, и человек бессилен что-либо изменить.

Главная героиня стихотворения – молодая крестьянка, находящаяся в ожидании любви. Она стройная, резвая, с ярко выраженными красивыми чертами лица. Описывая ее, автор будто бы хвалится красотой русской женщины, невольно подбирая ей такого же статного суженого. Образ крестьянки — динамичный и впечатляющий. Но потом поэт будто бы возвращается в реальность и предупреждает героиню, что ее брак будет нежеланный с «мужем-привередником», свекровь будет «гнуть в три погибели», а сама она впадет в «сон непробудный». На смену «чернобровой дикарке», радостной и устремленной вперед, придет забитая, измученная, уродливая среднестатистическая русская женщина, с выражением на лице «тупого терпения» и «вечного испуга». А самое печальное, что покой к ней придет только вместе со смертью.

Роль лирического героя играет сам автор, его обращение прискорбно и жалобно, в одно и то же время поэт восхищается красотой и привлекательностью девушки, но также понимает, что ее ждет горькая судьба. Обращаясь к ней, описывает ее будущую тяжелую, беспросветную жизнь, пытается наставить ее на правильный путь, указывая на то, что не стоит лелеять мифические надежды о светлом будущем, и как бы она не хотела изменить свою судьбу, ничего не выйдет, ведь она — лишь крепостная крестьянка, и для проезжающего мимо корнета дикарка — просто деталь пейзажа, ей за ним не угнаться.

Темы и проблемы

В произведении есть насыщенная тематика и злободневная проблематика.

  • Основная тема стихотворения – это тяжелая судьба русской женщины, в особенности крепостной крестьянки. В произведении судьба девушки делится на две части: до замужества она переполнена иллюзиями, красотой и легкостью, а после ее жизнь становится рутинной и однообразной, в которой даже дети не могут сделать ее счастливой.
  • Основная проблема – несправедливость общественного устройства. Крестьянка обречена на тяжкий труд, семейное несчастье, нужду и печаль. У нее нет выбора, ведь другое сословие для нее недоступно и заколочено презрением. Какой бы прекрасной она ни была, происхождение решило ее судьбу за нее.

В произведении можно просмотреть и несколько второстепенных тем и проблем.

  • Тема красоты – это безразличие окружающих к красоте и к привлекательности, примитивное общество никогда не сможет по достоинству оценить великолепие девушки.
  • Еще затрагивается проблема сословной любви. Мало кого волновала искренняя любовь, тогда брак должен был принести выгоду и прибыл семьям, и конечно же, общественное одобрение.

Также интересен главный конфликт произведения между мечтой и реальностью. Сначала читатель погружен в мажорную гамму чувств, испытывает положительные чувства к главной героине, наслаждается ее молодостью и красотой, а затем, ближе к концу, он осознает всю угнетающую обстановку, которую ловко создает автор. Читатель начинает сопереживать и поддерживать девушку, и, как она, не хочет верить в реальность, в печальную данность предстоящей жизни крестьянки.

Основная идея

Главная мысль стихотворения – это сочувствие по отношению к простым людям, судьба которых предрешена происхождением. Не имея права выбора и свободы, они вынуждены мириться с ужасными условиями жизни, вынуждены прозябать в печали и нужде. Суровая судьба крепостной женщины, счастье которой приходило лишь в ее мечтаниях и грезах, была обречена на беспощадное и беспросветное будущее. Красоту и молодость народа перемалывали жернова его бедности и невежества.

Уничтожение крепостного права — то, за что боролся автор. Именно Н. А. Некрасов уже в 1846 году первым начал описывать быт, убранство и тяжелый труд крепостного крестьянина, именно он описывал реальные мучительные события, происходящие с крепостным, сделав это героем русской поэзии. В этом был смысл его гражданской поэзии – познакомить читателя с угнетенным народом, нуждающимся в помощи.

Средства художественной выразительности

Основной стилистической фигурой стихотворения является инверсия, которая отражает чувства девушки и переживания лирического героя за ее судьбу, также важную роль играет обращение, присутствующее на протяжении всего произведения, важны и риторические вопросы, с которых начинается стихотворение, они помогают сразу задуматься, вникнуть в суть и проблемы произведения.

Автор в своем стихотворении играет на контрастах, что делает произведение интересным. Он умело пользуется разнообразными средствами выразительности, которые помогают понять не только глубокий смысл произведения, но прочувствовать его эмоционально. В начале, красочные и яркие эпитеты: «проезжий корнет», «легкий пушок», «алая лента», «румянец смуглой щеки», «чернобровая дикарка», «лукавый глазок»; метафоры: «жизнь полна и легка», «лента в волосах вьётся», «взгляд полон зажигающих кровь чар», не менее значимые глаголы, отражающие игривость и живость девушки: поживёшь, вспыхнуло, пробивается, вьётся, бежишь.

Во второй части атмосфера складывается совсем иным образом, поэт честен и груб, использует резкие эпитеты: «вечный испуг», «сырая могила», «тяжелый путь», «черная и трудная работа», «тоскливая тревога», а также точно подобранные метафоры: «ничем не согретую грудь», «будешь нянчить, работать и есть», «отцветёшь, не успевши расцвесть», «погрузишься в сон».