Н а некрасов тематика произведений. Основные темы и идеи лирики А. Н. Некрасова. Мороз, Красный Нос

Пословицы и поговорки активно участвуют в ежедневном общении людей. Очень часто, по незнанию, эти разные термины объединяют в одно целое, называя поговорку пословицей, и наоборот. Совсем немногие знают, чем отличается пословица от поговорки.

Откуда появились пословицы и поговорки?

Время появления первых пословиц и поговорок остается секретом. Утверждать можно лишь, что это было очень давно, около десяти веков назад. Автором этих изречений стал не конкретный человек, а русский народ. Таким способом люди описывали закономерные ситуации и события , случающиеся в жизни общества:

  1. Свои обычаи и традиции.
  2. Высмеивали врагов.
  3. Стыдили общество за пороки: злость, грубость, лень, зависть, гордыню.

Несколько ранних пословиц были упомянуты в летописях и древних письменных сочинениях, например, в «Слово о Полку Игореве». С тех времен сохранились первые рукописные собрания устойчивых народных выражений.

Источником возникновения более поздних пословиц и поговорок являются литературные произведения разных авторов. Как пример, можно привести «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова. Десятки фраз из этой комедии полюбились народу и превратились в крылатые выражения.

Больше разнообразие смысловых словосочетаний вышло из русских народных сказок, басен. Настоящим ларцом стали всем известные басни Ивана Андреевича Крылова. Наиболее знаменитые высказывания из них у каждого на слуху. «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать » или «У сильного всегда бессильный виноват » - знает и взрослый человек, и ребенок.

Что такое пословица?

Высказывание, придуманное народом с целью донести до человека какую-то житейскую мудрость , помочь осуществить правильный выбор, называется пословицей . Обычно она содержит в себе две части. Вторая часть, в большинстве случаев, придумана в рифму к первой части. Наличие морали - обязательное условие, чтобы считать выражение пословицей.

Мораль - нравоучение со смыслом, которое нужно донести до сознания слушателей.

Как правило, пословицы описывают следующие насущные темы:

  • Труд.
  • Работа.
  • Семья
  • Дружба.
  • Здоровье.

В правдивости пословиц сомневаться не приходится, ведь на протяжении многих веков они проходили проверку временем. Люди не раз убеждались в достоверности их побуждений.

Наиболее верное определение, что такое пословица, могут рассказать наши бабушки с дедушками. В их времена фольклорный жанр пользовался большей популярностью, чем в современные дни.

Что такое поговорка?

Поговорка - это набор слов, кратко описывающих определенные жизненные моменты в яркой образной форме . Это недлинная фраза, которая придает разговору эмоциональную окраску. Чаще всего она входит в состав предложения. Научить слушателя чему-либо - не является ее задачей. Главная цель поговорки - придать речи яркие краски.

С поговорками каждый человек сталкивается ежедневно. Возможно, многие не замечают, как сами употребляют такие высказывания в своем повседневном лексиконе. Примеры поговорок:

  • «Бить баклуши».
  • «Кот наплакал».
  • «Сорить деньгами».
  • «Ломать голову».
  • «Семь пядей по лбу».

В чем отличия поговорок от пословиц?

Распространенный момент, когда в интернете или в других сборниках информации встречаются статьи, где пословицы и поговорки обобщают в единое понятие. На самом деле, это неправильно. Возможно, такое неверное представление сложилось у людей со времен школьной скамьи. Или заблуждение происходит из-за похожего звучания этих двух терминов. В любом случае, следует знать, что эти слова имеют разные значения. Соответственно, их нельзя использовать, как друг друга заменяемые.

Чем же отличается поговорка от пословиц? Выясним основные тонкости.

Пословица подтверждает мудрость, знания и опыт народа. Основная идея поговорки - выразить характер, эмоции, чувства людей.

Если провести сравнительный анализ пословиц с поговоркой, можно обнаружить следующие расхождения :

Как отличить пословицу от поговорки?

И пословицы, и поговорки придуманы людьми и для людей. Написаны и те и другие понятным для восприятия языком. Многие люди не могут распознать, к какому жанру относится то или иное выражение. В принципе, можно не задумываться об этом вопросе и жить спокойно дальше. Но, для общего развития, подобная информация не будет лишней. Тем более, зная некоторые секреты, можно научиться, без особого труда, различать пословицы с поговорками. Рассмотрим их.

Итак, речь идет о пословице , если:

  1. Фраза является законченным предложением.
  2. Имеет поучительный наказ.
  3. Вторая часть высказывания рифмуется с первой.

Поговорку распознают по следующим признакам:

  1. Короткая фраза из двух-четырех слов.
  2. Не имеет морали.
  3. Входит в состав предложения.
  4. Используется для придания яркого образа в предложении.

Это основные моменты отличий пословицы от поговорки. При желании их можно легко запомнить и удивить своими познаниями окружающих людей.

Видео по теме

Могут выделиться и самостоятельно перейти в живую речь элементы, в которых сгущается содержание первоначального текста; это - не отвлечённая формула идеи произведения, но образный намёк на неё, взятый из самого произведения и служащий его заместителем (напр., «свинья под дубом», или «собака на сене», или «он выносит сор из избы»).

Определение Даля «складная короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы» вполне подходит к поговорке, отмечая в то же время особый и очень распространенный вид поговорки - ходячее выражение, недоразвившееся до полной пословицы, новый образ, замещающий обычное слово (напр. «лыку не вяжет» вместо «пьян», «пороха не выдумал» вместо «дурак», «тяну лямку», «всей одёжи две рогожи, да куль праздничный»). Пословицы здесь нет, как нет ещё произведения искусства в эмблеме, имеющей лишь одно раз навсегда данное значение.

Поговорка, в отличие от пословицы, не содержит обобщающий поучительный смысл.

  • «Голод не тётка, пирогом не накормит»
  • «Слово не воробей»
  • «Яйца курицу не учат»
  • «Назвался гру́здем - полезай в короб»
  • «Ложка дёгтя в бочке мёда»
  • «Как вы лодку назовёте - так она и поплывёт»
  • «Дорога́ ложка к обеду»
  • «Да, кудри извилин не заменят!»
  • «Друзья познаются в беде»
  • «От сумы́ да от тюрьмы не зарекайся»
  • «Нашла коса на камень»
  • «Без Бога ни до порога»
  • «Целует - значит любит»
  • «Бьёт - значит любит»

Некоторые поговорки могут иметь схожее звучание, но разный смысл. Так, например, наравне с общеизвестной пословицей «Бьёт - значит любит» существует и пословица, отражающая народную мудрость «Гладит, значит любит».

Виды поговорок

Поговорки бывают нескольких типов и делятся на:

  1. Поговорки по регионам мира.
  2. Поговорки народов мира.
  3. Тематические поговорки.

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Поговорка" в других словарях:

    Пословица, побасенка, прибаутка, присловье, присказка, причет. Это присказка; пожди, сказка будет впереди. Ершов. .. См … Словарь синонимов

    См. Пословица. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия

    ПОГОВОРКА, образное выражение, оборот речи, метко определяющий, отражающий какое либо явление жизни. В отличие от пословицы лишена обобщающего поучительного смысла (Семь пятниц на неделе, Положить зубы на полку) … Современная энциклопедия

    Образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое либо явление жизни; в отличие от пословицы лишена обобщающего поучительного смысла (Семь пятниц на неделе, Положить зубы на полку) … Большой Энциклопедический словарь

    ПОГОВОРКА, поговорки, жен. 1. Принятое, ходячее выражение, обычно образное, иносказательное, не являющееся цельной фразой, предложением (чем отличается от пословицы, напр. ни пава ни ворона). 2. То же, что пословица (неточно). 3. только ед.… … Толковый словарь Ушакова

    ПОГОВОРКА, и, жен. Краткое устойчивое выражение, преимущ. образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания. Народные поговорки. | прил. поговорочный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… … Толковый словарь Ожегова

    Поговорка. из простейших поэтических произведений, каковы басня илипословица, могут выделиться и самостоятельно перейти в живую речьэлементы, в которых, так сказать, сгущается их содержание; это неотвлеченная формула идеи произведения, но… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    поговорка - ПОГОВОРКА1, прибаутка, присказка, разг. приговор, разг. приговорка, разг. присловка, разг. присловье ПОДРОБНОСТЬ, детальность, доскональность, обстоятельность, пространность ПОДРОБНОСТЬ, деталь, тонкость, частность ПОДРОБНЫЙ,… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    Поговорка - ПОГОВОРКА, образное выражение, оборот речи, метко определяющий, отражающий какое либо явление жизни. В отличие от пословицы лишена обобщающего поучительного смысла (“Семь пятниц на неделе”, “Положить зубы на полку”). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Поговорка - краткое, устойчивое в речевом обиходе изречение, нередко назидательного характера, образно определяющее какое либо жизненное явление прежде всего с точки зрения его эмоционально экспрессивной оценки. Большинство исследователей видят разницу между … Педагогическое речеведение

Книги

  • Из лекций по теории словесности. Басня. Пословица. Поговорка. , Потебня А.А.. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Книга представляет собой репринтное издание 1894 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная…
  • Из лекций по теории словесности. Басня. Пословица. Поговорка. 1894. 2. Этимологические и другие заметки. , Потебня А.А.. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Книга представляет собой репринтное издание 1880 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная…

В чем же заключаются неповторимая особенность поэзии и новаторство

Некрасова?

  • - Некрасовская поэзия открыла читателям духовный мир русского крестьянина, его нужды, стремления.
  • - Некрасов в своих стихах говорил о повседневных непоэтических явлениях: о

грязной петербургской улице, о крестьянине, который под пьяную руку бивал

жен, о труде бурлака и т. д.

  • - Новые герои вносят в стихи и новую речь - подчас «грубую» «неблагозвучную», с точки зрения сторонников «чистого искусства».
  • - Интонации живой речи влияют и на характер стиха, его ритмику, поэтому

Некрасов широко использует трехсложные рифмы, передающие разнообразные

  • - Для лирики Некрасова характерен полифонизм: голоса автора и героев сливаются.
  • - Лирика Некрасова всегда среди людей, их жизнь, судьба глубоко его волнует.

Поэтому поэзия его всегда социально отражает вопросы общества, устройства

человеческих отношений. Всегда проникнуты гражданственностью.

Это своеобразие некрасовской лирики, конечно же, обусловлено и ее тематикой,

идейностью.


основные темы лирики Некрасова

  • 1. Тема поэта и поэзии.
  • 2. Тема родины и народа.
  • 3. Идеал общественного деятеля.
  • 4 . Некрасов-сатирик.
  • 5 . Любовная лирика Некрасова.

Тема поэта и поэзии.

Стихотворения для чтения и анализа: «Поэт и гражданин», «Муза», «Элегия», «Умру я скоро»

а) «Поэт и гражданин» (1856).

  • - О чем спорят герои стихотворения?
  • - Кто победил в этом споре? (В споре нет победителя: и поэт, и гражданин приходят к выводу, что роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданственности, активности борьбы за гражданские убеждения).

б) Чтение стихотворения «Муза» (1852).

искусств и наук. 2. (перен. зн.) Источник поэтического вдохновения, а также само

вдохновение, творчество.)

  • А как изображает поэт Музу?

(Изображение Музы можно понимать по-разному.

С одной стороны, Муза - крестьянка, потому что крестьянская тема - среди особо

волнующих поэта.

С другой стороны, судьба поэта, по-видимому, символически

уподобляется судьбе крестьянки: как и она, поэт гоним и преследуем сильными мира

поэзия, обреченная в эпоху Некрасова несколько умалять свое достоинство, на время

«притворяться прозою», как бы в самом деле побыть некоторое время «безмолвной».)

  • Также в стихотворении «Муза» конкретизирован образ «бледной, в крови, кнутом

иссеченной Музы, «плачущей, скорбящей и болящей, всечасно жаждущей, униженно

просящей... согбенной трудом, убитой кручиной», «неласковой и нелюбимой».

  • Образ русской женщины предстал у Некрасова и образом самой eго поэзии, и

образом русской жизни во всех ее гранях, которые поэт воссоздал в своем творчестве,


«Элегия» (1874).

  • В письме к А.Н. Ермакову

(А.Н. Ермаков был инженером-путейцем, человеком отзывчивым и добрым, с большим художественным вкусом. После смерти его жены сестра Некрасова - Анна Алексеевна - воспитывала детей Ермакова, а позже вышлазамуж за него)

29 августа 1874 г. Некрасов писал: «Посылаю тебе стихи. Так к как это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то

посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу».


Э легия - жанр стихотворения, в котором выражены настроения грустногораздумья, скорбь, философские размышления.

  • Почему Некрасов выбрал жанр элегии?
  • О чем говорится в первой строфе стихотворения? К кому она обращена? (Впервой строфе поэт обращается к молодежи, говорит о бедственном положении народа и определяет высокое назначение своей поэзии.)
  • - О чем говорится во второй строфе стихотворения? (Во второй строфе поэт выразил свое отношение к реформе 1861 г. и продолжает развивать тему служения народу.)
  • - Чем объясняется обилие риторических вопросов во второй части третьей строфы? Какой смысл этих вопросов? (Размышляя о том, что он видит и слышит кругом, поэт конкретизирует риторический вопрос, завершающий вторую строфу.)
  • - О чем говорится в четвертой строфе стихотворения? (Некрасов рассказывает о том, как приходит к нему вдохновение и как поиск ответов на «тайные вопросы» выливается в громкую, широкую песню.)

Итак, каким представлен народ в «элегии»?

Что можно сказать о Некрасове, прочитав стихотворение «Элегия»? (Он человек, умеющий не обольщаться, смотреть и думать. Поэт, создающий произведения не ради славы, а ради своей совести. Целеустремленный художник, хотя ему известны колебания и ошибки. Но в главном он человек и поэт, уверен: жить можно только в служении народу, а не себе. Нельзя быть счастливым, пока народ в беде. Это мужественный и мудрый человек. Верный друг. Ему никогда не была безразлична судьба молодежи, ее пути в жизни. Наконец, это поэт, который творит по внутреннему свободному побуждению. Некрасовская муза - страдающая, воспевающая народ, зовущая к борьбе, протестующая, сочувствующая народу. Поэт должен быть с народом, служить народу.)


Тема родины и народа

  • Эта тема тесным образом связана с патриотизмом и народностью поэзии

Некрасова.

  • Поэтому рассмотрим, как Некрасов вперед в русскую поэзию ввел образ народа: женщина-крестьянка, бурлаки, крестьяне-просители, строители железной дороги - все они в центре внимания поэта.
  • Сам поэт свое обращение к народу объясняет так: «Каждый писатель передает то, что он глубоко прочувствовал. Так как мне выпало на долю с детства видеть страдания русского мужика, холода, голода и всяких жестокости, то мотивы для моих стихов беру из их среды». (Из воспоминаний Панаевой)

Стихотворения для чтения:

«Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога», «Забытая деревня», «Школьник», «Не сжатая полоса», «В полном разгаре...»

«Размышления у парадного подъезда».

споет веселую песню. В окончательной редакции нет этой оптимистической

уверенности.

(Композиция этого стихотворения представляет особый интерес. Даже при беглом

чтении «Размышлений...» становится ясно, что основной особенностью

стихотворения является разительный контраст двух миров (с одной стороны -

«владелец роскошных палат», с другой - обездоленные бедняки).

  • Противопоставленные темы чередуются в тексте стихотворения: описание

пышного парадного подъезда предваряет сцену с мужиками, подошедшими к нему, не

допущенными швейцаром и ушедшими обратно; далее сообщается о вельможе, его

жизни и вероятной дальнейшей судьбе, и в это сообщение вклиниваются (и разбивают

его на две части) две строчки, напоминающие об ушедших мужиках; затем поэт

возвращается к теме народных страданий и ею заканчивает стихотворение. Мысли о

нищете проскальзывают подчас и в описаниях роскоши, в которой утопают сильные

мира сего, но эти мысли не оформляются в виде самостоятельных тем-компонентов

и, следовательно, не меняют общего композиционного плана.

«Забытая деревня».

  • О чем это стихотворение?
  • Какие картины встают перед глазами, читая это стихотворение? (Это стихотворение затрагивает одну из самых печальных тем русской литературы. Мы вспоминаем гончаровскую Обломовку, чеховский «Вишневый сад», которые когда-то являлись подобием земного рая. Но наступили новые времена, и хозяева покидают свои владения". Впрочем, не о «хозяевах» грустил Некрасов. Автор, наверняка, сожалеет о том, что после всех перемен крестьянам лучше не стало, хотя открыто чувств своих не выражает.)
  • Можно ли назвать это стихотворение лирическим? (Это стихотворение нельзя считать вполне лирическим: в нем нет лирического героя, этого навязчивого «я» с его скорбью, негодованием, исповедальностью. Вместо всего этого - рассказ, причем интонация у рассказчика слегка ироническая, как если бы он вообще никому не сочувствовал.)
  • Только ли сожаление автора о жизни крестьян и судьбе деревни мы видим в стихотворении? (Но при всей сдержанности Некрасова, читатели не упустили между строк нечто грандиозное: забытая деревня - вся Россия! Стихотворение опубликовано в 1856 г., а годом раньше умер Николай I- старый барин, от которого никто не дождался ничего хорошего. Едва ли будет лучше при новом барине - Александре II.

Идеал общественного деятеля.

  • Идеал появляется в творчестве Некрасова, пронизанный беспредельной любовью к

родине, способный отдать во имя нее жизнь. Пример высокой честности, душевного

благородства, самоотверженного служения родине мы видим в стихотворении «Памяти Добролюбова» (1864).

Слушаем стихотворение.

  • Личное чувство гражданина-борца наполняет стихотворец «Памяти Добролюбова». Если в первых строках поэт словно слаживает свои чувства: суровая, мужественная скорбь звучит ли: в подтексте, выражается лишь в том, что, обращаясь к другу так, словно он жив, говоря ему «ты», поэт вместе с тем говорит о нём в прошедшем времени: «Суров ты был...» Но чем ярче в памяти поэта встает образ погибшего, тем трагичнее становится ощущение и невозвратимой утраты.
  • Последние две строчки, напоминающие восклицание Горация над трупом Гамлета, стали крылатыми, так как в них настолько сильно выражена скорбь о гибели большого человека.
  • В конце стихотворения Некрасов от мысли о погибшем друге - учителе, переходит к мыслям о родной земле, о жизни человека. На самой высокой ноте, словно горло перехватила боль и говорить больше нет сил, обрывается стихотворение.
  • В поэтических раздумьях поэта о друзьях народа запечатлены черты положительных героев, лучших людей времени и неповторимые индивидуальные портреты Добролюбова и Белинского.

Некрасов-сатирик.

  • Ирония - сильное оружие некрасовской поэзии.
  • В «Колыбельной» (1845) поэт сатирически рисует типичную карьеру чиновника.

Каков тон стихотворения?

Каково отношение поэта к своему герою?

  • «Нравственный человек».

Каков герой этого стихотворения? (Герой сам за себя говорит, а читатель

негодует. Поэт к герою тоже относится с издевкой. Порой сам себя

разоблачает, показывает свою подлую душу.)

понятие «нравственность», как легко его приложить к любому человеку, даже

такому, как герой стихотворения.)


Любовная лирика Некрасова

  • Предшественники поэта предпочитали изображать это чувство в прекрасных

мгновениях.

  • Некрасов, поэтизируя взлеты любви, не обошел вниманием и «прозужизни», которая в любви неизбежна.
  • «Мы с тобой бестолковые люди...»

Какую любовь мы видим в произведениях Некрасова? (Любовь в стихах

Некрасова согревает человека, помогает выжить в жестоком мире.)

Драматичной была и любовь самого поэта, связавшая его на долгие годы с

Авдотьей Яковлевной Панаевой. Она была его счастьем, и мукой, вызвала целую серию любовных стихотворений, известных под названием панаевского цикла. Влюбленные встречаются, ссорятся, мирятся, расстаются, вспоминают. И в этом «романе» утверждается идеал заботливой, ласковой женщины-подруги как опоры в трудной жизненной борьбе, как целительницы поэта, испытывающего творческие и сердечные муки.