Ложь вполне. Психология лжи. Почему ложь иногда не удаётся

Жених и невеста стали мужем и женой. Они любят друг друга и ни минуты не сомневаются, что этим самым им гарантировано полное счастье. И вот первое потрясение: физическая близость не дала им той радости, которую они ждали.

Разочарована главным образом жена. Её разочарование передаётся мужу. Он обижен, растерян, ущемлён. Может быть, они будут переживать своё огорчение молча, втайне друг от друга? А может быть, не удержатся от взаимных упрёков, станут выяснять, кто из них виноват?

Понятие вины в этой сфере отношений малоприменимо. И все же если спрашивать кто, то, вероятно, ответить надо: оба.

В отличие от всех других физиологических проявлений человеческого организма половая функция является парной и в её осуществлении участвуют двое. Значит, и расстройства этой функции тоже в большинстве случаев зависят от двоих, и превратить дисгармонию в гармонию могут только двое.

Любовь наполняет более сильными ощущениями интимной близости

В начале супружества для женщины и мужчины вполне естественно неодинаковое отношение к интимной близости, неодинаковая субъективная её оценка. Лишь постепенно сексуальные реакции супругов выравниваются; происходит взаимное приспособление, рождается созвучие чувств, дающее обоим ту полноту и яркость ощущений, которой им не хватало раньше. Любовь наделяет нас способностью улавливать малейшие нюансы состояния другого человека, многое понимать без слов, откликаться и на безмолвные просьбы. Вот этот тонкий локатор любовной интуиции становится для молодожёнов надёжным проводником в лабиринте новых, неизведанных переживаний.

Но не всегда спасает интуиция. Нужны ещё и некоторые знания. К сожалению, даже вполне образованные и эрудированные люди проявляют поразительное невежество в вопросах физиологии мужчины и женщины.

Христианство уничтожает любовь в семье

Интимная жизнь - это, если угодно, целая наука. Её хорошо знали и ценили в античном мире, в странах Древнего Востока. Аскетические догмы христианства с их утверждением изначальной греховности плоти нанесли жестокий удар этой очень тонкой и хрупкой стороне человеческих отношений. Жизнь тела стала считаться чем-то низменным, не имеющим отношения к жизни духа. Отделение «души- от «плоти- принижало половую близость, придавало ей оттенок греховности, приучало подавлять в себе естественные влечения.

Интимные предрассудки, мешающие семейным радостям

Долгое время наука не прикасалась к проблемам гигиены брака. На этой почве родилось множество предубеждений и предрассудков, которые, к сожалению, живы и в наши дни.

Один из этих предрассудков - попытка упростить половую жизнь, рассматривать её всего лишь как неизбежную дань природе. А ведь человек не только дитя природы, но и дитя социальных условий. Все его мысли, поступки, инстинкты подчинены разуму, воле, сознанию, определяются связями с другими людьми.

И интимные отношения мужчины и женщины тоже значимы не сами по себе: они органически вплетаются в бытие человека, создают радостный колорит жизни. Умение строить супружеские отношения свидетельствует об эмоциональной и нравственной зрелости человека, о его духовной культуре и в значительной мере определяется этой культурой.

Половое влечение несёт в себе два компонента - физический и психический. Оно не зиждется на «голой физиологии», как это представляют себе некоторые. Нет, в нем обязательно присутствует психология! Окраска его, его интенсивность зависят от этических и эстетических представлений, от образа мыслей, воспитания, от всей сложной шкалы нравственных оценок, которые человек даёт окружающему миру. И прежде всего объекту своего влечения.

В сфере чувств люди не бывают и не могут быть одинаковыми. А ведь, к сожалению, многие супружеские пары пытаются строить свои интимные отношения, исходя из предпосылки «все женщины такие» или «все мужчины такие». Причём «какие» они, та и другая сторона не всегда представляет себе правильно.

Самая частая мужская ошибка-склонность переоценивать сексуальные устремления женщин. Поэтому холодность молодой жены становится для мужа неожиданным и неприятным открытием. А между тем она естественна.

Первые дни сексуальных отношений

В первые дни супружества(половой жизни) почти ни одной женщине не дано испытать оргазма. Дефлорация (нарушение девственности) более или менее болезненна, связана с волнением, преодолением смущения и страха; все это перечёркивает приятные ощущения. А если муж был слишком настойчив, нетерпелив, неосторожен, интимная близость может надолго, а иногда даже навсегда остаться для жены неприятной. Половое влечение у женщин вообще формируется позже, чем у мужчин, иногда достигая полного развития лишь после нескольких лет супружества или после родов.

По данным исследователей, потребность в половой жизни у мужчин в возрасте до 25 лет значительно выше, чем у женщин. И действительно, молодые жены чаще жалуются на излишнюю, чем на недостаточную, активность своих мужей.

Характеры женского и мужского полового влечения

Характер полового влечения, особенно в молодости, да и в зрелые годы, у женщины иной, чем у мужчины. Психологический компонент у неё преобладает над физическим, потребность в нежности, ласке, внимании сильнее потребности в собственно половом акте. Многие пациентки признаются сексопатологу, что все, что предшествует близости-поцелуи, объятия, нежные слова, для них важнее, чем сама близость. А если нет этой прелюдии, то нет и ответных чувств, нет их апогея-оргазма. Лишая жену того, что могло бы настроить её в желанном эмоциональном ключе, муж, естественно, встречает холодность, от которой потом страдают оба.

Женщины больше чем мужчины нуждаются в ласках

Острота ощущений женщины во многом зависит от возбуждения так называемых эрогенных зон: губы, грудь, некоторые (не у всех одни и те же) участки гениталий. Но эти чисто физические стимулы не оказывают желаемого действия и даже, наоборот, могут быть неприятны женщине, вели её муж недостаточно тактичен, чуток, деликатен. Кто-то из психологов удачно сказал, что главная эрогенная зона женщины - слух . Да, ей необходимы и признания, и уверения в любви, и ласковые слова!

Личностные качества мужчины — решающий фактор

Женщине свойственно и в самые интимные минуты воспринимать мужчину как личность. Чтобы все было хорошо, она должна питать к нему полное доверие, не сомневаться в его искренности, ощущать его внимание и преданность.

Муж иногда пытается загладить интимной близостью свою недавнюю грубость, несправедливое замечание, возникшую ссору. Для женщины такой путь, как правило, неприемлем. На обиду она реагирует притуплением полового чувства и если внутренне не простила мужа, то просто не в состоянии быть такой, как прежде, как ему сейчас хочется.

Интимная близость далеко не всегда становится для женщины доминантой, подавляющей все другие восприятия. Какой-нибудь отвлекающий момент, который проходит для мужчины незамеченным, шаги в соседней комнате, кашель ребёнка может прервать поток условных рефлексов и сразу изменить её состояние.

Женская фригидность (холодность) - проблема сложная. Некоторые специалисты считают, что большинство женщин от природы фригидны. Другие полагают, что фригидных женщин почти нет, и все зависит от неопытности мужчины.

Пожалуй, это мнение более обоснованно. И не случайно врач, к которому женщина обращается по поводу фригидности, обязательно старается побеседовать с её мужем. Точно так же жалобы мужчины на импотенцию очень часто подсказывают необходимость беседы с его женой.

Рука об руку импотенция и фригидность

Понятие импотенции, как и понятие фригидности, относительно. Часто мужчина ставит себе подобный диагноз совершенно напрасно, так как не знает, что в данной области следует считать нормой, а что - отклонением. Эта сложнейшая функция весьма индивидуальна, подвержена колебаниям. Играют роль общее физическое состояние, состояние нервной системы, диапазон интересов, значение, которое мужчина придаёт половой жизни. И, конечно, поведение жены, её отношение к мужу и к самой себе, её оценка того, что происходит между ними.

От женщины тоже требуется такт, понимание, умение улавливать состояние мужа, в чем-то идти ему навстречу.

Мужчина очень болезненно реагирует на малейшее сомнение в своей потенции. И не надо зарождать в нем этих сомнений, не надо фиксировать внимание на случайных неудачах. Ведь они возможны у каждого вполне здорового мужчины.

Девушка всегда старается быть интересной, привлекательной для своего поклонника, для жениха. Как-то повелось, что после брака это кажется излишним. Напрасно!

Небрежность в одежде и, особенно в белье. Несвежая постель. Неприятные запахи пота, долго не мытых волос. Не вовремя начатый разговор о каких-то бытовых проблемах. Все это и может тормозить потенцию мужчины.

Иногда врач, дающий женщине совет больше следить за собой, не утрачивать своей притягательности, слышит ответ, с которым нельзя не считаться:
- Не хватает времени, сил. Очень занята на работе и дома. Устаю.

Действительно, физическое и умственное переутомление, озабоченность домашними хлопотами становятся в этом отношении достаточно существенной преградой. И мы снова обращаемся к мужчине: надо помогать жене, надо разделить с ней бытовую нагрузку, дать ей больше возможности для отдыха.

И ещё одно зависит от мужа: чтобы даже у плиты, даже с веником в руках женщина чувствовала, что она единственная, желанная, нежно любимая! И это поможет ей не забывать, что, кроме работы, кроме забот о семье, есть у неё ещё одно великое назначение - быть воплощением женственности, этого прекрасного, вдохновляющего и облагораживающего начала жизни.

Имотенция от скуки

Один из сексопатологов, классифицируя причины мужской слабости, выделил понятие «функциональная импотенция, вызванная скукой».

Скука в данном контексте - это однообразие, раз, навсегда установившийся стереотип интимной близости, всех её деталей, всего ритуала. Физиологический эффект монотонности известен: она притупляет чувства. Монотонность супружеских отношений зависит, конечно, от обоих. Но женщины чаще, чем мужчины, боятся показаться нескромными, им больше присуща скованность, приверженность к стереотипу.

Нередко жизнь задаёт нам загадку. Почему мужчина предпочёл своей красивой, умной, молодой жене другую, совсем не красивую и не более умную и не более молодую женщину? Видимо, разгадка одна: притягательная сила новизны.

Очень важно, чтобы при всей взаимной привычке и муж и жена сохранили друг для друга и какую-то неисчерпанность, возможность нового, радостного узнавания, новых открытий. Это касается и духовной жизни, и повседневных отношений, и интимной близости.

Мы условились в самом начале, что говорим о любящих супругах. Но ведь мало любить, надо уметь выражать свои чувства. И не в каких-то исключительных случаях, а всегда, каждый день. Ведь из этих набегающих друг на друга обыкновенных дней и складывается наша жизнь!

Рассматривать интимную близость просто как супружескую обязанность, как некое физиологическое отправление в принципе неправильно. Это обедняет, «обесчеловечивает» интимные отношения. Двое любящих должны стремиться к иному: внести в эту сторону жизни как можно больше красоты, одухотворить её, сделать ярче, прекраснее.

В любви надо быть альтруистами: не столько искать наслаждения для себя, сколько стремиться дать его другому. И тогда будет хорошо обоим.

Гармония всегда будет достигнута, если супруги призовут на помощь свою любовь, деликатность, нежность, свою способность и желание понять друг друга. И тогда супружеская жизнь станет праздником.

Вещь, кажущаяся красивой в данное время и в данном месте, может оказаться некрасивой при других обстоятельствах. Это также относится и к мыслям, словам, поступкам. То, что мы называем прекрасным, является таковым лишь в определенное время и в определенных условиях, которые делают это прекрасным; так что единственный способ дать истинное определение красоте – это гармония. Гармония сочетания цветов, гармония очертаний и линий составляет то, что мы зовем красотой; а слово, мысль, чувство или действие, которые творят гармонию, являются производными красоты.

Откуда рождается стремление к гармонии и откуда рождается стремление к дисгармонии?

Естественна склонность каждой души к гармонии, а склонность к дисгармонии есть неестественное состояние ума или дел; фактически то, что неестественно, лишает душу красоты. Психология человека такова, что он реагирует как на гармонию, так и на дисгармонию. Он не может этому помочь, потому что он естественно создан так; ментально и физически он отвечает всему, что приходит к нему, будь оно гармоничным или негармоничным.

Поучение Христа: «Не противьтесь злу»

Это совет не откликаться на дисгармонию. Например, слова добра или симпатии, действия любви или вдохновения должны находить отклик, но если слова оскорбления и действия, продиктованные отвращением или ненавистью, тоже встречают отклик, то это создает еще большую дисгармонию в мире. Давая дорогу дисгармонии, мы позволяем ей расти и множиться. Откуда взялись великие разногласия, волнения и раздоры, которые мы сейчас видим преобладающими в мире? Похоже, из пренебрежения тем фактом, что дисгармония создает дисгармонию и она будет множиться. Если человека оскорбляют, в нем возникает естественная потребность ответить еще большим оскорблением. В результате он получает кратковременное удовлетворение, что хорошо ответил. Но та энергия, что исходила от обидчика, повлияла на него, и эти две силы, будучи негативной и позитивной, создали большую дисгармонию.

«Непротивление злу» не означает, что надо носить зло в себе

Это означает не возвращать дисгармонию, пришедшую к вам, не уподобляться человеку, играющему в теннис и отбивающему мячик своей ракеткой. Но, с другой стороны, это не предполагает, что нужно принимать мяч голыми руками.

Стремление к гармонии можно сравнить со скалой в море: в ветер и бурю она твердо стоит; волны яростно набрасываются на нее, но скала выдерживает их натиск, позволяя им биться о себя. Борясь с дисгармонией, мы увеличиваем ее; отказываясь от борьбы с ней, мы отстраняемся от подливания масла в огонь, который в противном случае увеличился бы и повлек за собой разрушения. Несомненно, что чем мудрее мы становимся, тем с большими трудностями мы сталкиваемся в жизни, потому что любая дисгармония направляется на нас именно в силу того, что мы не сопротивляемся ей. Однако мы должны понять, что все эти трудности помогают разрушить дисгармонию, которая в противном случае множилась бы. В этом положении есть свои преимущества, ведь всякий раз, когда мы выдерживаем напор дисгармонии, это увеличивает наши силы – так что в любом случае мы увеличиваем свои силы, хотя внешне это кажется поражением. Но тот, кто осознает увеличение своей силы, никогда больше не сочтет себя побежденным; а в свое время наступит день, когда человек, от которого исходила дисгармония, поймет, что именно его победили.

Суфий избегает любых негармоничных действий

Суфий удерживает ритм речи под контролем терпения, так что никогда не скажет слова преждевременно и не начнет отвечать, не дослушав вопрос. Слово несогласия, пусть и сказанное во время спора, он воспринимает как диссонанс и сам спор стремится превратить в гармонический аккорд. Стремление противоречить в конце концов разовьется в человеке в страсть так, что он начнет противоречить даже собственным идеям, если их выскажет другой. Чтобы сохранить гармонию, суфий легко и плавно модулирует свою речь из одного ключа в другой; иначе говоря, взглянув на проблему с позиции другого человека, он воспринимает его точку зрения, вместо того чтобы настаивать на своей. Она создает основание для каждого разговора при помощи вступления, подготавливая уши слушателя таким образом, чтобы получить совершенный отклик. Он внимательно наблюдает за каждым своим движением и выражением, также, как и за другими людьми, пытаясь сформировать созвучный аккорд гармонии между собой и другими.

Достижение гармонии в жизни достигается тем же путем, что и умение музицировать, хотя требует еще более продолжительного и серьезного изучения, чем развитие музыкального слуха и голоса. Для слуха суфия каждое произносимое слово звучит как нота – правдивая, если слово гармонично, и фальшивая, если слово негармонично. Он делает гамму своей речи то мажорной, то минорной или хроматической, сообразуясь с ситуацией; его слово, будь оно диезным, бемольным или чистым тоном, вливается в аккорд по законам гармонии.

Жизнь в мире имеет постоянный раздражающий эффект, и чем тоньше мы становимся, тем тяжелее это становится для нас. Приходит время, когда чем более смиренным, исполненным доброй воли, более добрым и благосклонным становится человек, тем хуже для него становится жизнь. Обескураженный, он покатится вниз; но если он сохранит свою храбрость, то в конце концов обнаружит, что это не проигрыш, поскольку его силы настолько возросли и достигли такого уровня, такой степени, что теперь его присутствие, слово, действие будут управлять мыслями, чувствами и действиями других. Его собственный ритм станет могущественным и будет задавать ритм для каждого, кто за ним последует. Это свойство на Востоке называют качеством ума повелителя. Но чтобы устоять под напором рассогласованности, идущей извне, мы должны сперва практиковать устойчивость против всего того, что приходит изнутри, из нашего собственного «я». Своим «я» управлять сложнее, чем чужими, но если человек не способен контролировать сам себя, он потерпит неудачу, труднее всего твердо стоять против дисгармонии извне.

Что создает дисгармонию в нас самих?

Слабость. Физическая слабость или психическая, но это всегда слабость. Очень часто поэтому можно увидеть, что телесная болезнь порождает дисгармонию и склонность к негармоничности. Кроме того, существует множество болезней ума, еще не открытых современными учеными. Иногда люди считают нормой то, что в действительности является болезнью ума. Врожденным дефектам разума не уделяют достаточного внимания, а сам больной не имеет шансов заметить их в себе. Он постоянно находит ошибки у других; будь то работа в офисе, на высокой должности, дома, или где-то еще, он создает негармоничность. Никто не осознает этого; для того чтобы его лечить, сперва его нужно признать больным.

Причиной всякого дискомфорта и всякой неудачи является негармоничность

Наиболее важная вещь, которую нужно сообщать сейчас при обучении, – это чувство гармонии. Развивать в детях чувство гармонии и обращать их внимание на это не так трудно, как может показаться; надо просто показывать ребенку различные проявления гармонии в самых разных жизненных делах.

Важно – во все времена – быть в гармонии с миром и Вселенной, и прежде всего –

с самим собой. Что толку ехать в Тибет, если Тибет повсюду, если ты сам себе Тибет.

Альфред Перле. Мой друг Генри Миллер

Дисгармоничность как качество личности – неспособность жить без внутренних конфликтов в унисоне души и разума, обеспечить оптимальную слаженность физической, социальной и духовной сторон жизни между собой и внешним миром.

Здоровый, сильный мужик, играя накаченными мышцами, подходит к бассейну с водой. Прыгает в воду и усиленно гребет. Фонтан брызг, волны перекатываются через стенки бассейна. Вот это сила! Вот это мощь! Но, что это? Наш силач устал и начал тонуть! Ему срочно бросают спасательный круг. К бассейну медленно подходит старик — «одни кости и кожа». Опускается в бассейн и… и лежит, отдыхая на воде. Затем легко плывет («скользит») в воде, не борясь с водой и, кажись, не прилагая усилий. А в том бассейне есть и другой обитатель — дельфин — воплощение силы и грации. Дельфин легко и стремительно движется в воде. Прыгает и кувыркается. Для него все предметы в бассейне — игрушки. А люди — партнеры в игре. Тем временем наш «горе силач», памятуя свое чудесное спасение, обожествил спасательный круг и пытается привязать спасательные круги и к старому пловцу, и к дельфину. А в своих мечтах он уже строит плот на весь бассейн.

Мораль: В непрерывном конфликте и борьбе с окружающим миром …ни один «силач» не сможет жить гармоничной жизнью.

Дисгармоничность – это когда человек не ладит с самим собой. Дисгармоничность – это разорванная, конфликтная личность, терзаемая изнутри внутренними и внешними проблемами.

Дисгармоничность личности – это, прежде всего, дисгармоничность ее желаний. Страхи и желания – это платформа для дисгармоничности личности. Если взять внешний аспект, эгоистичные, корыстные желания всегда наталкиваются на противостояние и отторжение со стороны других людей. Рвачество, желание перетянуть на себя общественное одеяло, хищнический подход к отношениям с внешним миром не может не вызывать ответной реакции. Как известно, сила действия равна силе противодействия. Эгоист, идя в мир с растопыренными локтями, жадными руками и алчными глазами, должен понимать, что внешний мир не намерен его встречать с «хлебом и солью». Он будет ставить перед ним всяческие препоны, преподносить уроки, отучающие от идеализаций различных сторон своей жизни.

Владимир Обод в контексте этих мыслей пишет: «Чем больше эгоизм, тем больше ощущение собственной отдаленности от мира, желание наслаждать ум и чувства, тем сильнее желание достичь высокого положения. Рост эгоизма ведёт к росту тревог - как достигнуть желаемое и как удержать достигнутое? Но очевидно, что в этом мире все временно, и рано или поздно мы потеряем всё, кроме Божественной любви, которую смогли накопить и сохранить в этом воплощении. Невозможно представить святого, вскакивающего ночью в холодном поту от страха потерять престижную работу, деньги и т. д.

Наоборот, если вы встречались с духовно развитыми людьми, то могли почувствовать, что от них идёт огромное спокойствие, основанное на полном доверии Богу и самому процессу жизни, а также понимании, что отдавать можно в любой ситуации.

Эгоизм – отец дисгармонии, а гордыня – её мать. Гармоничность и эгоизм также абсурдны, как жизнь пламени в воде. Это азбука жизни. Эгоист в межличностных отношениях всегда будет сталкиваться с противостоящими желаниями других людей. То есть, дисгармония в отношениях с внешним миром – обычное состояние жизнедеятельности эгоиста. Шрила Махарадж пишет: «Душа, осознающая мир как органичное целое, обладает наиболее здоровым восприятием. Такая душа занимает естественное положение. Если же сознание обосабливается от единого целого, душа неминуемо страдает. Занимая естественное положение, душа живёт полноценной, свободной жизнью, в противном случае она обрекает себя на боль и страдания. Мир вокруг нас совершенен, но из-за того, что мы смотрим на него как потребители, он кажется враждебным. Тот, кто преследует собственные интересы, утрачивает связь с единым целым, оказывается в неестественном положении и страдает. Эгоизм – причина всех страданий».

Дисгармоничность – это когда разум безвольно взирает на вакханалию разошедшихся чувств и хаотичного ума. Дисгармоничность личности, отравленной эгоизмом, связана с ненасытностью его чувств и неуправляемостью вожделенного ума. Эгоист фонтанирует желаниями, зачастую перерастающими в прихоти, блажь и взбалмошные выходки беспокойного ума. Обычно запросы чувств не совпадают с возможностями индивидуума. Тогда возникает недовольство жизнью, судьбой. Человек становится озлобленным, завистливым и жадным. Иными словами, смотрит на мир через окно, на стеклах которых оставила грязные разводы дисгармоничность.

В каждом человеке прописались как достоинства, так и недостатки. Просто одни могут быть ярко проявлены, а вторые находятся в положении Золушки и только ждут своего часа, когда противная крыса станет солидным кучером. Когда добродетели значительно преобладают над пороками, человек живет в гармонии с собой и с внешним миром. Но стоит какому-то пороку поднять голову, начать бузить и конфликтовать, сразу гармония в отношениях с внешним миром исчезает. Например, обида, ревность, злоба, месть – всё это проявления дисгармоничности личности. Страх, беспокойство и тревога – это тоже проявления дисгармонии. Чтобы гармонизировать личность, нужно не бороться с пороками, а противопоставить им выращенные добродетели. Писатель Борис Акунин написал в этой связи: «… истинный ключ к гармонии и процветанию следует искать не в государственном устройстве, не в правильных законах и не в прочих внешних условиях человеческого существования, а внутри людей. Нужно развивать душу каждого человека. Помогать ему стать милосердней, терпимей, просто добрее».

Дисгармоничность – прямое следствие неспособности жить в режиме «здесь и сейчас» Ф.Перле писал: «Главное – это быть здесь и сейчас. Все неврозы начинаются, когда мы не здесь и сейчас». Осознанность – враг дисгармоничности. Дисгармоничный человек обожает копаться в неприятностях прошлого, переживать в сотый раз всё плохое, что с ним случилось в прошлом. На хорошее он или не обращает внимания или просто констатирует факт, что оно было. Гармоничный человек учитывает уроки прошлого, но предпочитает жить в осознанном настоящем. Осознанная жизнь дарит человеку возможность глубоко и искренне любить, творить добро, проявлять заботу к людям, чувствовать истинное сострадание и проявлять подлинную мудрость.

Петр Ковалев

Студентки 4 курса группы 916

Габидиновой Айгуль Ринатовны

Казань 2004г.
http://adminka.info


Введение 3

Понятие дисгармонии личности 3

В психологии 3

В философии 4

В религии 5

Признаки дисгармонии личности 5

Причины развития расстройств личности 6

Устойчивость психики 6

Генетическая предрасположенность 7

Воспитание 7

Условия жизни 8

Амбиции 9

Аномалии личности 9

Последствия 10

Самоубийства 10

Использованная литература 11

Человек рождается с задатками разнообразных способностей. Дети с удовольствием учатся танцевать, петь, рисовать. У них многое получается, они творят с радостью и легкостью. Не испытывая мук творчества, они сочиняют музыку, пишут стихи, придумывают страшилки. В детском возрасте потребность в самовыражении не занимает доминирующего положения в ряду других потребностей. Но становление личности происходит не только в детском возрасте, это процесс долгий и сложный. На этом пути личность ожидают многие противоречия развития, они вносят дисгармонию в ее душевный настрой. Разрешение противоречий не ведет к драматическим последствиям, если личность имеет достаточную психологическую устойчивость.

В подростковом возрасте дисгармонию во внутренний мир личности вносит несоответствие между острой потребностью в самовыражении и слабыми в детском и юношеском возрасте силами. Потребность обрести свое лицо, найти свою индивидуальность и утвердить ее живет в человеке всегда. Первое обострение этой потребности, первый импульс этой страсти возникает в подростковом возрасте. Недостаток сил и умений часто приводит к неадекватным способам утверждения своего Я - разрушительным для самой личности или наносящим вред окружающим.

Отсутствие реализации на протяжении жизни даже одной из заложенных генетически программ ведет к дисгармонии личности, к торможению развития, к неврозам, психозам и прочим тараканам и в голове и в других частях тела.

Как все системы организма, психологическая система человека должна быть устойчивой. Диссонанс, рассогласование, хроническая непреодолимая борьба мотивов - это и есть дисгармония личности. Дисгармония психическая (dysharmonia psychica; дис- + греч. harmonia соразмерность) - недоразвитие одних и (или) преувеличенное развитие других свойств личности.

Дисгармония личности может быть как обратимой, так и необратимой. Четкая грань между психологической дисгармонией и вариантами "нормальных" характеров отсутствует.

Развитие расстройств личности и их вырастание из детского возраста проявляется в следующей последовательности: реакция как первое проявление дисгармонии личности, далее - развитие, когда расстройства личности отчетливо выражаются во взаимодействии с другими людьми. И, наконец - расстройство личности, которое может быть компенсированным или декомпенсированным. Расстройство личности обычно становится отчетливым в возрасте после 16 лет.

Дисгармония личности - это потеря своего "Я". И происходит это, когда человек еще ребенком "предает мудрость своего организма", отказываясь от интуитивного "внутреннего оценочного чувства", подчиняя свое поведение системе оценок окружающих, чтобы завоевать их расположение. Наличие "внутреннего оценочного чувства" у человека говорит о том, что человек обладает собственным мнением или, согласно Роджерсу, - самооценкой. Если человек теряет самооценку - он теряет свое "Я".

Дисгармония личности выражается в том, что человек буквально теряет ощущение самого себя, отказывается от собственного мнения.

Представим образно мир дисгармоничной личности:

"Ядро " душевного мира психически здоровой личности образует Духовность. Поскольку идеально здоровых личностей почти не существует, то в "Ядре" личности могут находиться и Лжеценности (темные пятнышки).

"Ядро" душевного мира дисгармоничной личности в основном образовано Лжеценностями. Активность этих Лжеценностей субъективно переживается как Страсть, но в народе существует более точное слово - Лярва. Это нечто чужеродное, вросшее в душу, от которого и рад бы отказаться, но отказаться - это все равно, что удалить у себя орган или потерять, пусть ложное, но "я".

Лжеценности , как тучи, обволакивают истинное "Ядро" личности и своей черной активностью подавляют свет духовного Солнца, освещающего путь движения к Совершенству. Образно говоря, человек теряет свое духовное зрение и становится "слепым".

Если здоровая личность взрослого человека была гибкая, оптимистичная и открытая, то с утратой самооценки она превращается в дисгармоничную личность, становясь психически хрупкой, пессимистичной и закрытой.

Истинное "Я" человека обладает настолько мощной силой, что от тепла оно начинает пробиваться сквозь черный пояс Лжеценностей, как росток сквозь асфальт. Истинное "Я" своим напором очищает область "Ядра" душевного мира человека, и он обретает свое истинное "Я".

В соответствии с приоритетом "субъективных" ценностей над ценностями "объективными", возникновение дисгармонии (ригидности) личности трактуется как нарушение этого приоритета. По этой причине происходит засорение "Ядра" душевного мира Лжеценностями, и человек теряет свое "Я". Стратегия исцеления состоит в том, чтобы создать условия самопробуждения истинного "Я".

А. Червоненко: "Гармония - больше гораздо, чем слова, что о ней говорят… Гармония - образ жизни… Высшее - седьмая ступень развития! Это существование в ладу с миром внутренним и миром внешним… Это главный переход в противоположное… Это не крайности в противоположном: свет - тьма, мягкое - твердое, доброе - жестокое… Не то это и не другое! Это и то и другое одновременно! То есть именно - переход… Это - Путь!"

Широко известно, что эмоциональные стрессы тесно связаны с телесными или физиологическими болезнями. Верхняя часть тела, и особенно сердце, во многих культурах считается вместилищем эмоциональных проявлений. Беспокойство и беспричинная тревога свидетельствуют о дисгармонии личности, о заблудшей душе, которая потерялась и отдалилась от своего Создателя. Крепкое, стабильное состояние психики говорит о том, что человек внутренне собран, спокоен и следует религиозным законам. Черствые, аморальные люди обрекают себя на проявления недовольства Бога. Они часто ощущают боль в области грудной клетки, а в любом языке мира можно найти выражения, описывающие "тяжесть на душе". Сердце - это хранилище мыслей, чувств, памяти. Человек "думает", "осознает" или "вспоминает" сердцем.

Дисгармония личности может выражаться в нажитой шизоидизации , проявляющейся оторванностью от окружающего, эгоцентризмом, рефлексией, интравертированностью, парадоксальностью эмоциональных реакций и поведения, обеднением эмоциональности, сочетающейся с хрупкостью чувств ("дерево и стекло"), утратой эмоционального резонанса, невозможностью адекватной реакции на окружающие события, а также схематичностью мышления, отрывом его от реальности. В этих случаях отмечаются однообразие поведения, парадоксальная педантичность, отсутствие гибкости, падение активности и пассивная подчиняемость . Иногда наблюдается необычное сочетание бездеятельности и пассивности с незаурядными достижениями в каких-либо областях деятельности благодаря своеобразию и оригинальности позиций больного в технике, науке, искусстве.

Признаками дисгармонии личности могут быть постоянное чувство недовольства окружающим , раздражительность, чрезмерная истощаемость, снижение продуктивности мышления, легкие и поверхностные суждения, эгоцентризм, сужение интересов. Незначительные жизненные затруднения вызывают у больных затяжные состояния растерянности, беспомощности, безысходности.

Дисгармония может проявляться психопатоподобными изменениями личности со стойким повышением настроения , эйфорией, беспечностью, бездеятельностью, иногда раздражительностью, чрезмерной, часто неуместной и несоответствующей ситуации общительностью, фамильярностью, утратой чувства дистанции, отсутствием понимания неадекватности своего поведения.

Рассмотрим пример. Фанатичная личность . Образ мыслей и поведение человека, страстно преданного какому-то делу. Фанатизм, основанный на нравственных принципах, может иметь в себе разумное зерно. Для него важна не столько внешняя форма, сколько суть принципов и убеждений. Фанатизм по отношению к спортсменам, артистам, политическим деятелям чаще всего ориентирован на мелкие сиюминутные интересы отдельного человека или группы людей и свидетельствует о дисгармонии личности. Фанатик первого рода может временно поступиться своими желаниями ради более высоких духовных целей. А фанатик второго рода готов пожертвовать любыми ценностями, в том числе и духовными, ради своей слепой преданности кому-либо или чему-либо. Первый фанатик стремится узнать максимально не только область своих интересов и пристрастий, но и многие смежные области знания. Другой, наоборот, категорически отвергает все, что выходит за формальные рамки его представлений.