Комнаты были устроены с замечательной роскошью. Из уральской старины. Зал, гостиная и будуар

Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Цифры укажите в порядке возрастания.

Комнаты были устрое(1)ы с замечательной роскошью: стены обиты пёстрыми бухарскими коврами, потолки расписа(2)ы масля(3)ыми красками, на полах – настоящие персидские ковры.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание.

Комнаты были устрое(1)ы с замечательной роскошью: стены обиты пёстрыми бухарскими коврами, потолки расписа(2)ы масля(3)ыми красками, на полах - настоящие персидские ковры.

устроен ы, расписан ы по правилу кратких причастий с Н; маслян ыми по правилу прилагательных

Ответ: 123.

Ответ: 123

Источник: Досрочный экзамен ЕГЭ-2017.

Актуальность: Текущий учебный год

Сложность: обычная

Раздел кодификатора: Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи

Правило: Написание Н и НН в словах разных частей речи. Задание 15.

ПРАВОПИСАНИЕ -Н-/-НН- В РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ.

Традиционно является самой сложной темой для учащихся, так как обоснованное написание Н или НН возможно лишь при знании морфологических и словообразовательных законов. Материал "Справки" обобщает и систематизирует все правила темы Н и НН из школьных учебников и даёт дополнительную информацию из справочников В.В. Лопатина и Д.Э Розенталя в том объеме, что необходим для выполнения заданий ЕГЭ.

14.1 Н и НН в отыменных прилагательных (образованных от имён существительных).

14.1.1 Две НН в суффиксах

В суффиксах прилагательных пишется НН, если:

1) прилагательное образовано от существительного с основой на Н при помощи суффикса Н: тумаН+ Н → тумаННый; кармаН+Н → кармаННый, картоН+Н → картоННый

старинный (от стариНа+Н), картинный (от картиНа+Н), глубинный (от глубиНа+Н), диковинный (от диковиНа+Н), недюжинный (от дюжиНа+Н), истинный (от истиНа+Н), барщинный (от барщиНа+Н), общинный (от общиНа+Н), длинный (от длиНа+Н)

Обратите внимание : слово «странный» с точки зрения современного языка не имеет в своём составе суффикса Н и не является родственным к слову «страна». Но исторически объяснить НН можно: человека из чужой страны считали инакомыслящим, чужим, посторонним.

Этимологически объяснить можно и написание слова «подлинный» : подлинной в Древней Руси называлась та правда, которую подсудимый говорил «под длинниками» - особыми длинными палками или кнутами.

2) прилагательное образовано от имени существительного путём добавлением суффикса -ЕНН-, -ОНН: клюквЕННый (клюква), революциОННый (революция), торжествЕННый (торжество).

Исключение: ветрЕНый (но: безветрЕННый).

Обратите внимание:

Встречаются слова-имена прилагательные, в которых Н является частью корня. Эти слова надо запомнить.Они не образовывались от имён существительных:

багряный, зелёный, пряный, пьяный, свиной, рдяный, румяный, юный.

14.1.2. В суффиксах прилагательных пишется Н

В суффиксах прилагательных пишется Н , если:

1) прилагательное имеет суффикс -ИН- (голубИНый, мышИНый, соловьИНый, тигрИНый ). Слов с этим суффиксом зачастую имеет значение «чей»: голубя, мыши, соловья, тигра.

2) прилагательное имеет суффиксы -АН-, -ЯН- (песчАный, кожАНый, овсЯНый, землЯНой ). Слова с этим суффиксом часто имеет значение «сделан из чего»: из песка, из кожи, из овса, из земли.

Исключения: стеклЯННый, оловЯННый, деревЯННый.

14.2. Н и НН в суффиксах слов, образованных от глаголов. Полные формы.

Как известно, от глаголов могут быть образованы и причастия, и имена прилагательные (=отглагольные прилагательные). Правила написания Н и НН в этих словах различны.

14.2.1 НН в суффиксах полных причастий и отглагольных прилагательных

В суффиксах полных причастий и отглагольных прилагательных пишется НН, если соблюдается ХОТЯ БЫ ОДНО из условий:

1) слово образовано от глагола совершенного вида , С ПРИСТАВКОЙ ИЛИ БЕЗ, например:

от глаголов купить, выкупить (что сделать?, совершенный вид): куплЕННый, выкуплЕННый ;

от глаголов бросить, забросить (что сделать?, совершенный вид): брошЕННый-заброшЕННый .

Приставка НЕ не меняет вид причастия и не влияет на написание суффикса. Любая другая приставка делает придаёт слову совершенный вид

2) в слове есть суффиксы -ОВА-, -ЕВА- даже в словах несовершенного вида (маринОВАННый, асфальтирОВАННый, автоматизирОВАННый ).

3) при слове, образованном от глагола, есть зависимое слово, то есть оно образует причастный оборот, например: морожЕННое в холодильнике, варЕННые в бульоне ).

ПРИМЕЧАНИЕ : В случаях, когда полное причастие переходит в конкретном предложении в имя прилагательное, написание не меняется. Например: ВзволноваННый этим сообщением, отец говорил громко и не сдерживал эмоций. Выделенное слово - причастие в причастном обороте, взволнованный чем? этим сообщением . Меняем предложение: Его лицо было взволноваННым , и уже нет причастия, нет оборота, ибо лицо нельзя «взволновать», и это - имя прилагательное. В таких случаях говорят о переходе причастий в прилагательные, но на написание НН данный факт никак не влияет.

Ещё примеры: Девушка была очень организоваННой и воспитаННой . Здесь оба слова - имена прилагательные. Девушку не «образовывали», да и воспитанная она всегда, это постоянные признаки. Изменим предложения: Мы спешили на встречу, организоваННую партнёрами. Мама, воспитаННая в строгости, и нас воспитывала так же строго . А теперь выделенные слова - причастия.

В таких случаях в пояснении к заданию мы пишем: прилагательное, образованное от причастия или прилагательное, перешедшее из причастия.

Исключения: нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, нечаянный, медленный, отчаянный, священный, желанный. .

Обратите внимание на то, что из ряда исключений ушли слова считаНые (минуты), делаНое (равнодушие) . Эти слова пишутся по общему правилу.

Добавляем сюда ещё слова:

кованый, клёваный, жёваный ева/ова входят в состав корня, это не суффиксы, чтобы писать НН. Но при появлении приставок пишутся по общему правилу: изжёваННый, подковаННый, исклёваННый.

раненый пишется одна Н. Сравните: ранЕННый в бою (две Н, потому что появилось зависимое слово); изранЕННый , вид совершенный, есть приставка).

смышлёный определить вид слова сложно.

14.2. 2 Одна Н в отглагольных прилагательных

В суффиксах отглагольных прилагательных пишется Н, если:

слово образовано от глагола несовершенного вида , то есть отвечает на вопрос что с предметом делали? и при слове в предложении нет зависимых слов .

тушЕНое (его тушили) мясо,

стрижЕНые (их стригли) волосы,

варЕНый (его варили) картофель,

ломаНая (её ломали) линия,

морЁНый (его морили) дуб (тёмный в результате специальной обработки),

НО: как только у этих слов- прилагательных появляется зависимое слово, они тут же переходят в разряд причастий и пишутся с двумя Н.

тушЕННое в духовке (его тушили) мясо,

стрижЕННые недавно (их стригли) волосы,

варЕННый на пару (его варили) картофель.

РАЗЛИЧАЙТЕ: у причастий (справа) и у прилагательных (слева) разные значения! Большими буквами выделены ударные гласные.

назвАный брат, назвАная сестра - человек, не состоящий в биологическом родстве с данным человеком, но согласившийся на братские (сестринские) отношения добровольно.- нАзванный мною адрес;

посажЁный отец (исполняющий роль родителя жениха или невесты при свадебном обряде). - посАженный за стол;

придАное (имущество, даваемое невесте её семьёй для жизни в замужестве) - прИданный шикарный вид;

сУженый (так называют жениха, от слова судьба) - сУженная юбка, от слова сУзить, сделать узкой)

ПрощЁное воскресенье (религиозный праздник)- прощЁнный мною;

пИсаная красавица (эпитет, фразеологизм)- пИсанная маслом картина.

14.2.3. Написание Н и НН в сложных прилагательных

В составе сложного слова написание отглагольного прилагательного не меняется :

а) первая часть образована от глаголов несовершенного вида, значит, пишем Н : гладкокрашЕНый (красить), горячекатаНый, домоткаНый, пестроткаНый, златоткаНый (ткать); цельнокроЕНый кроить), златоковаНый (ковать), малоезжЕНый (ездить), малохожЕНый (ходить), малоношЕНый (носить), малосолЁНый (солить), мелкодроблЁНый (дробить), свежегашЁНый (гасить), свежеморожЕНый (морозить) и другие.

б) вторая часть сложного слова образована от приставочного глагола совершенного вида, значит, пишем НН : гладкоо крашЕННый (о красить), свежеза морожЕННый (за морозить) и др.).

Во второй части сложных образований пишется Н, хотя есть приставка ПЕРЕ-: глажеНые-переглажеНые, латаНые-перелатаНые, ношеНый-переношеНый, стираНое-перестираНое, стреляНый-перестреляНый, штопаНое-перештопаНое.

Таким образом, выполнять задания можно по алгоритму:

14.3. Н и НН в кратких прилагательных и кратких причастиях

И причастия, и прилагательные имеют не только полные, но и краткие формы.

Правило: В кратких причастиях всегда пишется одна Н.

Правило: В кратких прилагательных пишется столько же Н, сколько в полной форме.

Но, чтобы применить правила, нужно различать прилагательные и причастия.

РАЗЛИЧАЙТЕ краткие прилагательные и причастия:

1) по вопросу : краткие прилагательные - каков? какова? каковы? каково? каковы?, краткие причастие - что сделан? что сделана? что сделано? что сделаны?

2) по значению (краткое причастие имеет отношение к действию, можно заменить глаголом; краткое прилагательное даёт характеристику определяемому слову, о действии не сообщает);

3) по наличию зависимого слова (краткие прилагательные не имеют и не могут иметь, краткие причастия имеют).

Краткие причастия Краткие прилагательные
написан (рассказ) м. род; что сделан? кем? мальчик образован (каков?) -от полной формы образованный (какой?)
написана (книга) ж.род; что сделана? кем? девочка образованна (какова?)-от полной формы образованная (какая?)
написано (сочинение) ср.род; что сделано?кем? дитя образованно (каково?) -от полной формы образованное (какое?)
работы написаны, мн. число; что сделаны? кем? дети образованны (каковы?) -от полной формы образованные (какие?)

14.4. Одна или две Н могут писаться и в наречиях.

В наречиях на -О/-Е пишется столько же Н, сколько их в исходном слове , например: спокойно с одной Н, так как в прилагательном спокойНый суфффикс Н; медленно с НН, так как в прилагательном медлЕННый НН; увлечённо с НН, так как в причастии увлечЁННый НН.

При кажущейся несложности этого правила существует проблема разграничения наречий, кратких причастий и кратких прилагательных. К примеру, в слове сосредоточе(Н, НН)о невозможно выбрать то или иное написание БЕЗ знания того, чем это слово является в предложении или словосочетании.

РАЗЛИЧАЙТЕ краткие прилагательные, краткие причастия и наречия.

1) по вопросу : краткие прилагательные - каков? какова? каковы? каково? каковы?, краткие причастие - что сделан? что сделана? что сделано? что сделаны? наречия: как?

2) по значению (краткое причастие имеет отношение к действию, можно заменить глаголом; краткое прилагательное даёт характеристику определяемому слову, о действии не сообщает); наречие обозначает признак действия, как оно происходит)

3) по роли в предложении: (краткие прилагательные и краткие причастия зачастую являются сказуемыми, наречие же

относится к глаголу и является обстоятельством)

14.5. Н и НН в именах существительных

1.В существительных (как и в кратких прилагательных и наречиях) пишется столько же Н, сколько в прилагательных (причастиях), от которых они образованы:

НН Н
пленник (пленный) нефтяник (нефтяной)
образованность (образованный) гостиница (гостиный)
изгнанник (изгнанный) ветреник (ветреный)
лиственница (лиственный) путаница (путаный)
воспитанник (воспитанный) пряность (пряный)
гуманность (гуманный) песчаник (песчаный)
возвышенность (возвышенный) копчёность (копчёный)
уравновешенность (уравновешенный) вкусное мороженое (мороженый)
преданность (преданный) торфяник (торфяной)

От имён прилагательных образованы и слова

родственн/ик от родственный, сторонн/ик от сторонний, единомышленн/ик от единомышленный, (злоумышленн/ик, соумышленн/ик),ставленн/ик от ставленный, утопленн/ик от утопленный, численн/ик от численный, соотечественн/ик от соотечественный) и многие другие.

2. Существительные могут также образовываться от глаголов и других имён существительных.

Пишется НН, одна Н входит в корень, а другая в суффикс. Н*
мошен/ник (от мошна, что значило сумка, кошелёк) труж/еник (от трудиться)
дружин/ник (от дружина) муч/еник (от мучить)
малин/ник (малина) пудр/еница (от пудрить)
именин/ник (именины) рож/еница (родить)
измен/ник (измена) своя́ч/е/ниц/а
племян/ник вар/еник (варить)
беспридан/ница НО: приданое (от придать)
бессон/ница уч/е/ник
осин/ник бессребр/еник
звон/ница сребре/ник

Примечание к таблице : *Слова, которые пишутся с Н и при этом не образованы от прилагательных (причастий) в русском языке единичны.Их нужно выучить наизусть.

Пишется НН и в словах путешеств/енник (от путешествовать), предшеств/енник (предшествовать)



В героях своих картин Пабло Пикассо хотел видеть носителей скрытой от обычных людей исти(1)ы, доступной только внутре(2)ему взору человека, его возвыше(3)ой природе.

2. Укажите цифры, на месте которых пишется одна Н.

На автопортрете художник одет в изыска(1)ый плащ, лицо спокойно и увере(2)о, усы и бородка тщательно ухоже(3)ы.

3. Укажите цифры, на месте которых пишется одна Н.

Опера С.С. Прокофьева «Война и мир», написа(1)ая по роману Л.Н. Толстого, реше(2)а в духе традицио(3)ой русской оперной музыки XIX века.

4. Укажите цифры, на месте которых пишется одна Н.

Валаам стал поисти(1)е живописной школой для И. Шишкина: ра(2)ие валаамские полотна принесли ему серебря(3)ую медаль Академии художеств, а после того, как два пейзажа были награжде(4)ы золотой медалью, художника отправили в творческую поездку в Италию .

5. Укажите цифры, на месте которых пишется одна Н.

Некоторые картины художника Саврасова были небольшого размера; написа(1)ые им в течение одного-двух часов, они отмече(2)ы очарованием вдохнове(3)ых импровизаций.

6. Укажите цифры, на месте которых пишется одна Н.

На переднем плане картины на фоне фигур ряже(1)ых с маза(2)ыми сажей лицами ярко выделяется девушка в белоснежном платье с плетё(3)ой корзиной в руках.

7. Укажите цифры, на месте которых пишется две Н.

Основное действие картины разворачивается на втором плане: в светлой комнате заплака(1)ая дама с ребёнком на руках с мольбой смотрит на приглашё(2)ого доктора в посеребрё(3)ом пенсне.

8. Укажите цифры, на месте которых пишется две Н.

Своеобразие художестве(1)ого мира ра(2)их повестей Н.В. Гоголя связа(3)о с использованием фольклорных традиций: име(4)о в народных сказаниях, полуязыческих легендах и преданиях писатель нашёл темы и сюжеты для своих произведений .

9. Укажите цифры, на месте которых пишется одна Н.

Комнаты были устрое(1)ы с замечательной роскошью: стены обиты пёстрыми бухарскими коврами, потолки расписа(2)ы масля(3)ыми красками, на полах – настоящие персидские ковры.

10. Укажите цифры, на месте которых пишется одна Н.

На стра(1)ом и грозном фоне закатного неба зубчатая стена хвойного леса казалась отчётливо нарисова(2)ой, а кое-где торчавшие над ней прозрачные круглые верхушки берёз словно были очерче(3)ы на небе лёгкими штрихами.

11. Укажите цифры, на месте которых пишется одна Н.

Особе(1)о красива река в утре(2)ем тумане, когда хрустальные её струи прозрачны, словно серебря(3)ые нити, и подсвече(4)ы холодным солнцем осени.

12. Укажите цифры, на месте которых пишется две Н.

Гибнущий сад и несостоявшаяся, даже незамече(1)ая любовь – две внутре(2)е связа(3)ые темы – придают пьесе А.П. Чехова грустно-поэтический характер.

13. Укажите цифры, на месте которых пишется две Н

Согласно замыслу, Н.В. Гоголь собирался провести Чичикова через искушение собстве(1)ичеством, через жизне(2)ую грязь и мерзость к нравстве(3)ому возрождению.

14. Укажите цифры, на месте которых пишется две Н

Дли(1)ый ряд невида(2)ых картин в стари(3)ых рамах, развеша(4)ых по некраше(5)ым стенам, радовал глаз буйством красок.

15. Укажите цифры, на месте которых пишется две Н

Вдали, на крутом известковом берегу, подмытом разливами, в утре(1)ем воздухе ясно виднеется село с белой каме(2)ой церковью и ветря(3)ыми мельницами.

16. Укажите цифры, на месте которых пишется одна Н

Тема женстве(1)ости в философском восприятии России достаточно традицио(2)а; она выразилась в работах славянофилов, была развита в концепциях философов Серебря(3)ого века: В. Соловьёва, В. Розанова, Н. Бердяева .

17. Укажите цифры, на месте которых пишется одна Н

До наших дней в архивах сохранились счета, предъявле(1)ые художнику за доставле(2)ые ему масля(3)ые краски.

КЛЮЧИ ЗАЧЕТ №14

1-1

2-3

3-2

4-134

5-2

6-13

7-123

8-124

9-123

10-3

11-34

12-123

13-123

14-1234

15-12

16-12

17-3

Все задания из открытого банка ФИПИ для проведения ЕГЭ.

1.Александр Блок создал особе(1)ый поэтический мир, прониза(2)ый синим и пурпурным цветом, сотка(3)ый из бликов и наполне(4)ый удивительной мелодичностью.

1234

1.Александр Блок создал особеННый поэтический мир, пронизаННый синим и пурпурным цветом, соткаННый из бликов и наполнеННый удивительной мелодичностью.
Пронизанный, сотканный, наполненный - полные страдательные причастия прошедшего времени, образ. от глаголов соверш. вида (пронизать, соткать,…);
особенный — прилагательное, образованное от существительного особь + суффикс ЕНН.

Рекомендация. Чтобы легче было выполнять задания, можно поместить подсказку ко всей теме в виде «Сводного рисунка» в левую часть экрана. Найдите ее в Там же список исключений.

НН.
2.Впоследствии я разыскал в кладовке какие-то необыкнове(1)ые рукописи, переплете(2)ые в тома и писа(3)ые по-латыни.

123

2.Впоследствии я разыскал в кладовке какие-то необыкновенные рукописи, переплетенные в тома и писанные по-латыни.
Необыкновенные -прилагательное (обыкновеНие — обыкновеННЫЙ);
переплетенные -причастие, образованное от глагола сов. вида;
писанные - прич. с зависимым словом (по-латыни). Правила см.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
3.Светлые стены изыска(1)ых пропорций, отдела(2)ые керамической плиткой, увенча(3)ы декоративным майоликовым поясом с причудливым изображением орхидей.

12

Изысканный — от изыскать (соверш. вид) — полные формы причастий или прилагательных, образованные от глаголов совершенного вида , имеют -НН; отделанные — причастие от глаг. отделать (сов. вид = НН); увенчаны — краткое причастие. У кратких причастий — всегда одно «Н» (кратк. прич. обычно можно заменить глаголом или придаточной конструкцией с глаголом: которые увенчали…). Правила см. и

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
4.На письме(1)ом столе – рукопись рассказа «Старуха», кожа(2)ая папка для бумаг, серебря(3)ый бювар с монограммой «И.Б.», тяжёлая стекля(4)ая чернильница с медной крышечкой.

14.

Письменный (прилаг.), образованное от существ. письмо + суфф. ЕНН; стеклянная – исключение; кожаная — прилагательное от кожа + суфф. -АН; серебряный — от серебро + суфф. -ЯН. Правила см.

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.
5.На яхте – фирме(1)ое клеймо «К. Фаберже», а на серебря(2)ом ободе, надетом на хрусталь, выгравирова(3)о её название «Вера».

23

выгравировано — краткое прич. (замена на выгравировали ). Серебряный — от серебро + суфф. -ЯН. Фирменное фирма + суфф. -ЕНН; Правила см.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
6.В ярко освещё(1)ых витринах выставле(2)ы украшения из драгоце(3)ых камней, сдела(4)ые на местной фабрик.

134

освещенных — от глаг. осветить (сов. вид); драгоценных — прилаг. с -ЕНН, сделанных — от сделать (сов.вид)

выставлены — кр. прич. (замена на выставили). Правила см.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
7.На ногах у водолаза дли(1)ые ласты, сдела(2)ые из обыкнове(3)ой резины, а к спине прикрепле(4)ы баллоны с воздухом.. 123

длинных — прилаг. от сущ. длина (с основой на Н); сделанных — от сделать (сов.вид); обыкновенной — прилаг. (обыкновеНие); прикреплены — кр. прич. (прикрепили ). Правила см.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
8.В.Г. Короленко и в каме(1)ом Петербурге нашёл для себя старенький деревя(2)ый дом, провинциально уютный, с краше(3)ыми полами.

. 12.
каменном — прилаг. от сущ. камеНь (с основой на Н); деревянный — исключ.; крашеный — от красить — глагол несов. вид. Правила см.


9.В героях своих картин Пабло Пикассо хотел видеть носителей скрытой от обычных людей исти(1)ы, доступной только внутре(2)ему взору человека, его возвыше(3)ой природе.

. 1.

Возвышенной — Причастие получает суфф. -ЕНН, если в неопред. форме глагол, от которого оно образовано, оканчивается на –Ить или –Еть, но не на -Ать. Значит, причастие возвышенной образовано от возвысить (глагола совершенного вида) , а не от возвышать (глагола несовершенного вида). Истины — существ. Внутреннему — прилаг. с суфф. -ЕНН. Правила см.

Укажите все цифры, на месте которых пишется Н. СЛОЖНОЕ ЗАДАНИЕ .
10.На автопортрете художник одет в изыска(1)ый плащ, лицо спокойно и увере(2)о, усы и бородка тщательно ухоже(3)ы.

. 3

б)Цветы ухожены или хорошо ухожены . Телята у вас плохо ухожены . Толковый словарь Ушакова . Д .Н . Ушаков . 1935 —1940

в)прил.; кр.ф ухоженны ; ух о женнее .

изысканный от изыскать (соверш. вид) — полные формы причастий или прилагательных, образованные от глаголов совершенного вида, имеют -НН;

спокойно и уверенно (каково?) — кр. прилаг. от уверЕННый , не заменить глаголом, есть однородное прилагательное: спокойно (образовано от сущ.) Правила см.

Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.
11.В первых картинах И.Н. Никитина была некоторая упрощё(1)ость: фигуры выхваче(2)ы из темноты неопределё(3)ого пространства лучом яркого света и существуют вне связи со средой.

. 2

выхвачены — возможна замена на глагол выхватили , значит, это краткое причастие; упрощённость — от упростить (соверш.вид)→ упрощ(у) → упрощЕННый → упрощённость; неопределенного определЕННый → от определить (сов.в.) . Правила см.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
12.Музыка С.С. Прокофьева требует от слушателя сосредоточе(1)ости, которая поможет слушателю постичь глубину произведения, оценить неожида(2)ые решения в построении мелодий и гармоний, безукоризне(3)о логичные формы.

. 123

Неожиданные –исключ, сосредоточенности ⇐ сосредоточЕННый ⇐ сосредоточить (сов.в.) , безукоризненно от безукоризнЕННый — прил. Правила см.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
13.Почему коньки, сдела(1)ые из любого материала, скользят только по ледя(2)ой поверхности и соверше(3)о не скользят по гладкому каме(4)ому полу?

. 134

сделанные — сделать — сов.в; ледЯНой — от лед + суфф. -ЯН ; совершить (сов.вид) ⇒ совершЕННый ⇒ совершЕННо (нар.); камеННому камеНь + суфф. Правила см.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
14.Мощё(1)ая мраморной плиткой прихожая украше(2)а стекля(3)ыми вазами и золочё(4)ой мебелью, созда(5)ой лучшими мастерами Италии.

. 135

мощенная — прич. с завис. словами (мраморной плиткой); украшена — кр. прич. (украсили ); стеклянными — исключ.; золочёной от золотит ь — несов. в.; созданной (кем?)лучшими мастерами Италии. Правила см.

Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.
15.По мнению М.Ю. Лермонтова, ярко одарё(1)ая личность в кругу ничтожеств обрече(2)а на непонимание и одиночество, а если ведёт себя соответственно «нормам» этого общества, то и на постепе(4)ое самоуничтожение.

2

обречена — кр. прич. одарённая ярко ; соответственно (Нар.) — от прил. соответствЕННый с суфф. -ЕНН ; постепЕННое — прил. Правила см.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
16.Повторение – излюбле(1)ое А.П. Чеховым художестве(2)ое средство – в рассказе «Душечка» является основным способом построения произведения: моното(3)ость, ожидаемость ситуаций, однообразие действий, умноже(4)ые на механичность воспроизведения, создают комический эффект.

. 1234

излюбленное (кем?) А.П. Чеховым; художествЕННое — прил.; монотоННость ⇐ монотоННый ⇐ от моно + тоН; умножеННые — от умножить -сов.в. Правила см.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
17.Может быть, коньки назва(1)ы коньками именно потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитком в виде лошади(4)ой головы.

. 23

деревянный — исключение; украшенные завитком … ; названы — кр.прич. (назвали ); лошадиной . Правила см.


18.В конце XIX века Александром Паншиным были сконструирова(1)ы невида(2)ые, удлинё(3)ые коньки, которые и позволили ему победить фи(4)ского и норвежского скороходов.

. 23

невиданные — исключ.; удлиненный — от удлинить (сов.), а не от удлинять (несов. в.); сконструированы — кр. прич. (сконструировал); финского — относительное прилаг., образованное с помощью суффикса -СК. Правила см.

На месте каких цифр пишется НН?
19.Мы видим, что в костя(1)ых коньках, найде(2)ых археологами на севере Европы, продела(3)ы отверстия для кожа(4)ых тесёмок.

. 2

найденных археологами … ; костЯНыхых ; проделаны — кр. прич. (проделали); кожАНых . Правила см.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
20.В стари(1)у лук был грозным оружием: калё(2)ая стрела, пуще(3)ая рукой опытного стрелка, могла пронзить толсте(4)ую стену.

. 34 пущеная рукой опытного стрелка; старину; калёная — от калить (несов.в.); толстЕННую — прил.. Правила см.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
21.Золотилось солнце на востоке, за тума(1)ой синью отдалё(2)ых лесов, за белой снежной низме(3)остью, на которую глядел с невысокого берега древний русский город.

123 туманных = туман + Н , отдалённых – прил. с суфф.ЕНН от сущ. «даль + от; ; низменностью от прилаг. низмЕННый (суфф. ЕНН).

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
22.На картине Вермейера «Уличка» мостовая вымете(1)а, мощё(2)ое плиткой крыльцо вымыто, фасады домов снизу выбеле(3)ы извёсткой.

2

мощенное плиткой крыльцо прич. с завис. словами;

выметена, выбелена — кр.прич. (вымели, выбелили)

Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.
23.Хрупкий точё(1)ый силуэт изображённой на картине девушки особе(2)о выделяется на фоне белё(3)ой стены, по которой бегут перламутровые тени.

13

точёный, беленой точить и белить – глаг. несов.вида; особенно — прилаг. — ЕНН. Правила см.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
24.На картине изображе(1)а весёлая деревенская свадьба, пёстрая масса людей удачно вписа(2)а в пейзаж – широкий, с прекрасно нарисова(3)ым высоким голубым небом.

3

прекрасно нарисоваННым — от глаг. сов.в.; изображена, вписана — кр.прич. (нарисовали, вписали);

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
25.Модель нового дворца была доставле(1)а в Петербург, одобре(2)а императрицей, после чего торжестве(3)о прошла церемония закладки первого камня.

3

торжественно — наречие от прил. торжествЕННый ; доставлена, одобрена — кр. прич. ( доставили, одобрили ) Правила см.

Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.
26.На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнём, и давно не глаже(4)ые штаны.

13

тканая — от глагола ткат ь (несоверш. вид);

подпоясанная — от глагола подпоясать (соверш. вид), прич. с завис. сл.; кожаным — отыменное прилагательное с суффиксом -ан; глаженные — от глагола гладить (несов.вид), но есть зависимое слово «давно», поэтому -НН-.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
27.Портрет стра(1)ого человека, написа(2)ый художником, обладавшим недюжи(3)ым талантом, был частью прида(4)ого ю(5)ой хозяйки дома.

123

странного — от страНа; написанный художником -прич. с завис. сл. ; дюжина — недюжинный – прилаг. (корень: -дюжиН-; суффикс: -Н); приданого, юной — запомнить

Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.
28.Дом стоял несколько в стороне от леса, стены тут и там подновле(1)ы свежими лесинами, окна покраше(2)ы белилами, маленькое крылечко сбоку, изукраше(3)ое резьбой, ещё пахло смолой.

12

подновлены, покрашены — кр. прич.; изукрашенное резьбой — прич. с завис. сл.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
29.Опера С.С. Прокофьева «Война и мир», написа(1)ая по роману Л.Н. Толстого, реше(2)а в духе традицио(3)ой русской оперной музыки XIX века.

13

написанная по роману …; решена — кр. прич.; традиционной — традиция + суфф. -ОНН.

Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.
30.Валаам стал поисти(1)е живописной школой для И. Шишкина: ра(2)ие валаамские полотна принесли ему серебря(3)ую медаль Академии художеств, а после того, как два пейзажа были награжде(4)ы золотой медалью, художника отправили в творческую поездку в Италию.

поистине — наречие — от сущ. истина ; серебряную — прил. с суфф. -ЯН; награждены — кр. прич., можно заменить на глагол наградили ; раНо +Н = ранние. Правила см.

Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.
31.Некоторые картины художника Саврасова были небольшого размера; написа(1)ые им в течение одного-двух часов, они отмече(2)ы очарованием вдохнове(3)ых импровизаций.

отмечены кр. прич. — отметили ;

написанные им…; вдохновЕННых — от вдохнуть — соверш.в.

Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.
32.На переднем плане картины на фоне фигур ряже(1)ых с маза(2)ыми сажей лицами ярко выделяется девушка в белоснежном платье с плетё(3)ой корзиной в руках.
13

ряженый – рядить, плетеной — плести — от глаголов несов. вида; мазанными сажей…

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
33.Основное действие картины разворачивается на втором плане: в светлой комнате заплака(1)ая дама с ребёнком на руках с мольбой смотрит на приглашё(2)ого доктора в посеребрё(3)ом пенсне.

Заплакать, пригласить, посеребрить — глаг. сов. вида.

Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.
34.В XVIII веке в русской музыке были особе(1)о распростране(2)ы мелодии, в которых явстве(3)о проступали черты народной песни.

распространены — кр. прич.- распространяли ; особенно — особЕННый, явственно — явствЕННый

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
35.Своеобразие художестве(1)ого мира ра(2)их повестей Н.В. Гоголя связа(3)о с использованием фольклорных традиций: име(4)о в народных сказаниях, полуязыческих легендах и преданиях писатель нашёл темы и сюжеты для своих произведений.

художествЕННого; рань — ранних; именно — частица — от имя — имЕННой. связано — кр. прич. — связали; Правила см.

Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.
36.Комнаты были устрое(1)ы с замечательной роскошью: стены обиты пёстрыми бухарскими коврами, потолки расписа(2)ы масля(3)ыми красками, на полах – настоящие персидские ковры.

устроены, расписаны — кр. прич.; масляными — от масло.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
37.Гибнущий сад и несостоявшаяся, даже незамече(1)ая любовь – две внутре(2)е связа(3)ые темы – придают пьесе А.П. Чехова грустно-поэтический характер.
. 123

незамечен(н)ая образовано от замечать (несов.в) или заметить (сов. вид)? Суффикс -ЕН(Н) имеют причастия, образованные от глаголов на -еть или -ить ⇒ заметить (сов. вид) ⇒ незамеченная ; внутренний — прил.с суфф. ЕНН; связанные — сов.в.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
38.Стены в гости(1)ой были оклее(2)ы светлыми обоями с дикови(3)ыми узорами, столь сходными по стилю с серебря(4)ыми часами, повеше(5)ыми над дверью.

диковиНа — диковиННыми ; повешенными над дверь;

гость — (в) гостиной ; оклеены — кр. прич.; серебро — серебряными .

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
39.На стра(1)ом и грозном фоне закатного неба зубчатая стена хвойного леса казалась отчётливо нарисова(2)ой, а кое-где торчавшие над ней прозрачные круглые верхушки берёз словно были очерче(3)ы на небе лёгкими штрихами.

странный от сторона; отчётливо нарисованной — от нарисоватьсов.в;

очерчены — кр. прич.

Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.
40.Особе(1)о красива река в утре(2)ем тумане, когда хрустальные её струи прозрачны, словно серебря(3)ые нити, и подсвече(4)ы холодным солнцем осени.

подсвечены — кр. прич.; серебрЯНые — серебро;

Особенно — особЕННый; утро — утрЕННем . Правила см.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
42.Согласно замыслу, Н.В. Гоголь собирался провести Чичикова через искушение собстве(1)ичеством, через жизне(2)ую грязь и мерзость к нравстве(3)ому возрождению.

собственный, жизненный, нравственный — прилагательные с суфф. ЕНН.

Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.
43.Славное место эта долина: со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, которые обвеша(1)ы зелёным плющом и увенча(2)ы купами чинар, жёлтые обрывы, исчерче(3)ые промоинами, высоко-высоко – золотая бахрома облаков, а внизу – Арагва.

обвешаны, увенчаны — кр. прич.;

исчерченные промоинами. Правила см.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
44.Дли(1)ый ряд невида(2)ых картин в стари(3)ых рамах, развеша(4)ых по некраше(5)ым стенам, радовал глаз буйством красок.

длинный — длиНа; невиданных — исключ.; стариНа — стариННых; развешанных от развешать — сов.в.; некрашеНым — от красить — несов.в.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
45.Вдали, на крутом известковом берегу, подмытом разливами, в утре(1)ем воздухе ясно виднеется село с белой каме(2)ой церковью и ветря(3)ыми мельницами.

Утро — утрЕННем; камеНькамеННой

ветерветрЯНыми. Правила см.

Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.
46.Тема женстве(1)ости в философском восприятии России достаточно традицио(2)а; она выразилась в работах славянофилов, была развита в концепциях философов Серебря(3)ого века: В. Соловьёва, В. Розанова, Н. Бердяева.

СеребрЯНого — от серебро;

женственности — от прилаг. женственный (суфф. -ЕНН), традиционный (суфф. -ОНН) от традиция.

Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.
47.До наших дней в архивах сохранились счета, предъявле(1)ые художнику за доставле(2)ые ему масля(3)ые краски.

маслЯНые — от масло.

предъявленные художнику…; доставленные ему.

Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.
48.На автопортрете художник изображён в изыска(1)ом плаще, лицо спокойно и увере(2)о, усы и бородка тщательно причёса(3)ы.

причёсаны — кр. прич.

изысканном — изыскать сов.в., прилаг.; уверенно — уверить сов.в., кр. прилаг.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
49.В творчестве Сальвадор Дали был неутомимым искателем, ненавидевшим обыде(1)ость и создававшим обновлё(2)ые образы и неожида(3)ые композиции.

прил. обыденный (суфф. -ЕНН); обновлённые — сов.в.; неожиданные –исключение

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется Н.
50. В позднем творчестве Сальвадора Дали выраже(1)ы новые художестве(2)ые тенденции – интерес к классической ясности, внутре(3)ей гармонии (50).

выражены — кр. прич.

художествЕННые — прил.; внутрЕННей — прил. , Правила см.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
51.Мощё(1)ые плитняком дворы с четырёх сторон были окруже(2)ы непрерывною цепью построек, входа с улицы в дома не было, и сначала нужно было войти в каме(3)ые низкие ворота с железною решёткою (51).

Мощённые плитняком; камеНь — камеННые ;

окружены — кр. прич.

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
52. Комнаты были устрое(1)ы с замечательной роскошью: стены обиты пёстрыми бухарскими коврами, а расписа(2)ые масля(3)ыми красками потолки поражали яркостью(52).

расписаННые маслЯНыми

устроены — кр. прич.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
53. На картине «Кермесса» Рубенс изобразил толпу разгорячё(1)ых горожан, отчая(2)о отплясывающих беше(3)ый танец (53).

разгорячённых — от разгорячить сов.в.; отчаяНие — отчаяННый ; бешеный — от бесить несов.в.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН . 54.В сознание людей начинает постепе(1)о проникать мысль о том, что добро заложе(2)о в природе, что человеческое существо, созда(3)ое природой, рожде(4)о для счастья, для свободы, для красоты (54).

постепенно — от прил. постепЕННый; созданное природой;

заложено — заложила природа- кр. прич, рождено — кр. прич.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН . 55.Группа молодых художников-бунтарей во главе с И.Н. Крамским противопоставила своё творчество надума(1)ым работам призна(2)ых сало(3)ых живописцев (55).

надуманным — от надумать сов. в; признанных — признать сов.в.; салоН — салоННых. Правила см.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН . 56.Персидские придворные были настрое(1)ы против русского посла(2)ика, искали повода для конфликта, но А.С. Грибоедов был сдержан, изыска(3)о вежлив и никакого повода не давал (56).

от послать сов.в. ⇒ послаННый ⇒послаННика ; вежлив (как?) изысканно — от изыскать сов.в. — изысканный;

настроен — кр. прич. — настроили

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН . 57.Образ «машины времени», восходящий к одноимё(1)ому роману Г. Уэллса, не был случайным для В.В. Маяковского: его утопии, посвящё(2)ые веку машин, были связа(3)ы с надеждами на развитие технического прогресса(57).

имя — имЕННой — (одно)имёННому ; посвящённые веку машин;

связаны — кр. прич. — связал.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН . 58.В 60–70-х годах XVIII века в России начинается подли(1)ый фольклорный бум, хотя отношение к песне как к це(2)ому памятнику народной истории и культуры ещё не было сформирова(3)о (58).

подлинный — запомнить (обычно сближают с по́длинник — «длинный шест» на том основании, что при судебной расправе били «подлинниками»); цена — ценный ;

сформировано — кр. прич..

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН . 59.Уже в первом пейзаже В. Серова были проявле(1)ы почти все черты, свойстве(2)ые ему как пейзажисту: острота видения, глубочайшее проникновение в суть изображаемого, изыска(3)ость и точность колорита(59).

свойство — свойствЕННые; изысканность — от изыскать сов.в. — изысканный; проявлены — кр. прич. Правила см.

он служил лишь широким коридором, соединявшим между собой две главные части римского жилища - атриум и перистиль. Впрочем, в случае надобности, можно было превратить tablinum в настоящую комнату при помощи переносных перегородок, дверей и занавесей. Ввиду этого устраивались другие ходы из атриума в перистиль; в Помпеях находят один или же два таких коридора по левую и правую сторону от tablinum"а, это так называемые fauces, через которые, по-видимому, и ходили постоянно.

Вся внутренняя жизнь семьи сосредотачивалась теперь в перистиле. Это было обширное открытое пространство, окруженное со всех сторон портиками с колоннадой. Посредине помещался садик (viridarium) с корзинами цветов, с редкими кустами, с бассейнами, в которых держали дорогую рыбу. Занавеси или шторы, протянутые между колоннами, защищали эти галереи от солнца и делали их приятным местом для прогулок.

Вокруг колоннады было расположено множество комнат. Во-первых, столовые: у богатого римлянина в эту эпоху их было несколько, различных размеров; пиры устраивались то в той, то в другой, смотря по числу приглашенных гостей; были даже пиршественные залы, приспособленные к различным временам года: летние залы часто не имели потолка и были украшены ползучими растениями, из которых образовывался зеленый навес. Все эти помещения носили греческое название triclinium ввиду того, что вокруг стола было три скамьи для возлежания, расположенные в виде буквы П. Затем шли спальни для дневного и ночного отдыха. По старому обычаю, они были небольших размеров и часто не имели другого отверстия, кроме двери; иногда дверь заменялась в них портьерой. Перед спальней часто устраивалась маленькая передняя, где постоянно находился раб, назначенный специально ходить за своим господином, вроде нашего камердинера. Кровати помещались в алькове или углублении в стене.

В домах богачей вокруг перистиля были еще особые залы для бесед - exedra, библиотеки, картинные галереи и ванные.

Exedra представляла собой большую прекрасную комнату, иногда открытую (для лета), иногда с потолком или сводом (для зимы).

В библиотеках в стенах устраивались ящики, над которыми обыкновенно был пюпитр, прикрепленный к стене или даже вделанный в нее. Каждый такой ящик разделялся на несколько отделений посредством вертикальных и горизонтальных перегородок. Все эти отделения были переномерованы, и в них помещались пергаментные свитки, соответствующие нашим книгам. Все деревянные части делались из самых драгоценных пород дерева; кроме того, украшению залы способствовали статуи и бюсты Муз, Аполлона, Минервы и знаменитых писателей. В 1752 году в Геркулануме была открыта библиотека одного частного лица. В ней полки доходили до высоты двух метров над полом; на трех полках помещалось 1 756 рукописей.


Мир дворянской усадьбы

// М.Короткова. Путешествие в историю русского быта. – М., 2006

В усадьбе помещика

История русской сельской усадьбы дворянина начинается со второй половины XVIII в. Еще во времена Петра I дворянские усадьбы в провинции, как правило, пустовали, ибо их обитатели были людьми служилыми. В свое имение они приезжали только на короткий срок. Насовсем поселиться в усадьбе дворянин мог лишь в преклонном возрасте, уйдя в отставку.

Но в послепетровское время, как только дворянам сократили срок обязательной службы, усадьбы стали оживать. А в 1762 г. дворян освободили от обязательной военной службы, и они поспешили в родные места. Очевидцы писали, что после появления манифеста все дороги из Москвы и Петербурга были заполнены каретами, экипажами, повозками, на которых дворяне со всем имуществом переезжали из столиц в имения. В имениях они начали заниматься хозяйством, перестраивать старые господские дома, обустраиваться для постоянной жизни в деревне.

Во второй половине XVIII в. возникло множество новых усадеб. Они были различными. Одни усадьбы – это роскошные поместья с грандиозными дворцами, выстроенными по проектам знаменитых архитекторов, с красивыми парками. Нередко при их строительстве помещики брали за образец загородные царские дворцы под Петербургом. Эти усадьбы принадлежали богачам и предназначались для празднеств, увеселений, приемов. Таковы усадьбы Кусково, Останкино, Архангельское. Многие из них сегодня музеи.

Другие усадьбы – скромные, приспособленные для удобного и спокойного житья помещиков среднего достатка. Забота об уюте пересиливала в них стремление к внешнему великолепию. В этих усадьбах помещики жили подолгу. Очень неохотно меняли они размеренную жизнь в деревне на столичную суету.

В отличие от городской застройки XVIII в. дворянские усадьбы не строились по какому-нибудь определенному плану. Помещик имел полную свободу выбора, все зависело от его достатка, вкуса, пристрастий и фантазии.

Многие из переехавших в провинцию дворян были знакомы с архитектурой, строили по-новому усадебный дом, разбивали парки, копали пруды, выписывали из-за границы дорогую мебель и предметы роскоши. Голые стены и потолки уже не устраивали тех дворян, которые познакомились с жизнью в столицах и за границей. Они приказывали обивать стены материей из расписных тканей. Так появилось и само слово «обои» (от слова «обивать»).

Усадьба для дворянина была его родным домом, он обретал в ней покой и уединение. Место для усадьбы выбиралось особенно живописное, на берегу пруда или реки. В центре усадьбы располагался господский дом, обычно невысокий, в два-три этажа, а то и одноэтажный.

Совершим небольшое путешествие в дворянскую усадьбу. С шоссе или проселочной дороги мы въезжаем в аллею, ведущую к воротам парадного двора, в глубине которого виднеется помещичий дом. Такую аллею называли въездной, потому что именно по ней можно было подъехать к дому. Въезд в усадьбу оформлен в виде арки, украшенной скульптурными изображениями зверей – львов, оленей, лошадей.

Размеры парадного двора могут удивить современного человека. В XVIII в. на такой двор съезжалось огромное количество карет, запряженных четырьмя и шестью лошадьми, а в XIX в. – экипажи дворян. Парадный двор украшали цветники и фонтаны.

Слева и справа от усадебного дома симметрично возводили флигели – одноэтажные постройки. Они находились либо на одной линии с домом, либо немного впереди него, как бы замыкая с боков парадный двор. Флигели часто соединялись с домом галереями и переходами. Это было удобно, потому что во флигеле находились комнаты для гостей, жилые помещения для прислуги.

Главный дом в усадьбе был заметен издали и похож на дворец. Вход в дом отмечался портиком – крытой передней частью здания с колоннадой. А на фронтоне – верхней части главного входа – обычно помещали герб или вензель – замысловато переплетенные инициалы владельца усадьбы. Крышу венчал бельведер – специальная надстройка над зданием, с которой открывался живописный вид на окрестности. Его либо стеклили, либо оставляли открытым, с колоннами. Крыша усадебного дома всегда имела форму купола. Это придавало дому еще большую торжественность и величие. Снаружи дом украшали не только колоннами, но и скульптурами.

Около господского дома размещались хозяйственные постройки, кладовые, конюшни, псарни, людские – комнаты для слуг, бани. В каждой усадьбе непременно была своя церковь. В богатых усадьбах имелись также театры и специальные постройки для увеселений.

Наиболее красивая часть дома с лучшими комнатами и открытыми верандами выходила окнами в парк. На устройство парка помещик порой тратил больше денег, чем на сам дом. Густые аллеи, расходящиеся во все стороны, дорожки, беседки, гроты, пруды, а в богатых усадьбах – фонтаны и мраморные статуи придавали парку столько прелести, что владельцы усадьбы и их гости подчас проводили там целый день.

В парке можно было подолгу общаться, прогуливаться, созерцать природу, что было признаком хорошего вкуса. Ежедневные прогулки прочно вошли в дворянский быт.

Парки не всегда строили одинаково. И это зависело не только от вкусов помещика, но и от моды. В первой половине XVIII в. были модны парки регулярные, которые имели четкий план и разбивались по законам симметрии по одну или по обе стороны от дома дворянина. Перед домом находился партер – открытая часть парка с цветниками, ухоженными газонами.

Партер делили на несколько частей, дорожки посыпали красивой цветной галькой или песком, украшали скульптурами или обманками – так называли фанерные фигуры людей, издалека казавшиеся настоящими.

Специальные слуги занимались парком, обихаживали его, подстригали особым образом верхушки кустов, деревьев и траву, обкладывали дерном газоны. На газонах создавали целые композиции в виде птиц, животных и геометрических фигур. В центр газона ставили вазы и фонтаны.

В аллеях парка на определенном расстоянии друг от друга стояли беседки (тогда говорили, что парк без беседки – что человек без души). Белые скамьи и мраморные статуи красиво выделялись на фоне зелени. Скамьи делали из дерева или из прутьев. На них было приятно отдыхать или предаваться мечтам.

Во второй половине XVIII в. в моду вошел уже пейзажный парк. Конечно, и старый регулярный парк, окружавший дом, сохранялся. А вот вдалеке от усадьбы, где оставались уголки естественной природы, не тронутой человеком, постепенно создавали пейзажный парк. Такой парк располагался на неровной местности, холмах, с большим количеством деревьев – дубов, кленов, берез, лип, елей. Сажать деревья в память о значительных событиях вошло у дворян в обычай.

На смену дорогим фонтанам пришел интерес к естественным водоемам, на речках и прудах ставили красивые купальни, на островках строили чайные домики для приятного времяпрепровождения. В свободное время дворяне катались на лодках. Украшением усадьбы были мосты, перекинутые через ручьи, водоемы и овраги.
Новым увлечением дворян стали руины и гроты, маленькие архитектурные сооружения, статуи предков, летние домики. Это все придавало парку живописность.

Особой заботой хозяев пользовались оранжереи – теплые застекленные сооружения. В оранжереях выращивали редкие растения, например пальмы, а затем высаживали их в парк. В усадебных библиотеках дворяне бережно хранили каталоги, альбомы и гербарии растений. С конца XVIII в. в русских усадьбах стали увлекаться агрономией. Агрономы были французами.

В усадьбах помещики держали скот и птицу, разводили собак, лошадей. В прудах плавали лебеди, у некоторых хозяев были даже вольеры с дикими зверями.

В XIX в. помещики постепенно стали более практичными. Они начали строить в усадьбах винокуренные, кирпичные, мыловаренные, суконные, стекольные, бумажные и другие предприятия. Доход с этих заводов шел в карман дворянину, на его развлечения. Князь Юсупов, например, открыл в усадьбе Архангельское прядильные и суконные фабрики.

В усадебном доме

Давайте заглянем внутрь помещичьего дома. Входящий в дом сразу попадал в вестибюль – просторный светлый зал, служивший прихожей. Из вестибюля на второй этаж вела красивая мраморная лестница.

За вестибюлем находился парадный зал – непременная часть помещичьего дома. Ведь помещик обязательно должен был устраивать обеды, балы, приемы. Зал выходил окнами в парк, в нем было много света и воздуха. Просторным он казался еще и потому, что его стены украшали зеркала – это зрительно увеличивало размеры зала.

Глаз радовали лепные потолки и расписные стены – золото на белом фоне. А полы были подлинными произведениями искусства! По рисункам художников их выкладывали паркетными плитками различных пород дерева, составляя разнообразные орнаменты. Чем богаче был паркетный пол, тем наряднее выглядел зал. Какие же еще комнаты существовали в дворянском доме? По левую и правую стороны от вестибюля находились, как правило, гостиные. Обычно в них принимали гостей (отсюда и само слово «гостиная»). Верх стен в гостиной украшали красивым карнизом, потолок – лепным орнаментом, живописью.

Парадные гостиные дворянских домов были уставлены диванами, креслами и другой мягкой мебелью. Ее обивка по цвету должна была соответствовать обивочной ткани, которой отделывали стены гостиной (бумажные обои получили распространение лишь в конце XVIII в.), И часто гостиная так и называлась – розовая, зеленая и т. д.

Чтобы гостям было удобно, в гостиных устраивали специальные «уголки», отделенные от основного помещения высокими растениями в кадках или жардиньерками – специальными полочками для цветов. В гостиных также непременно ставили ломберные столы для игры в карты, покрытые зеленым сукном. На небольших изящных столиках раскладывали альбомы для стихов, на стенах развешивали портреты предков, картины.

Были в дворянском доме и диванная – комната для отдыха и домашних занятий, кабинет и библиотека – строгие комнаты, отделанные лакированным деревом, со шкафами для книг, бюро, секретерами, бильярдная – специальная комната для игры в бильярд, будуар – дамская комната для отдыха и приема друзей. Непременно имелись парадная столовая и буфетная – комната рядом со столовой для хранения дорогой серебряной и фарфоровой посуды, скатертей. В буфетную доставляли готовые блюда из кухни. Саму же кухню размещали подальше от дома, чтобы не раздражать хозяина и его гостей неприятными запахами.

Комнаты в доме были проходными. Они располагались в ряд, одна за другой, составляя анфиладу. Двери во всех комнатах были открыты, и создавалось впечатление их бесконечности.

Парадный интерьер был продуман так, чтобы в его пространстве разворачивалось действо: обеды и балы, приемы и беседы, чтение книг и музицирование, наслаждение произведениями искусства и игра в карты. Трудно было в таких открытых комнатах, да еще при большом стечении гостей, найти уединение и покой.

Побыть в одиночестве хозяева могли только в низких и тесных комнатах второго этажа. Жилые помещения и спальни второго этажа небольшими окнами выходили в парк или на боковые фасады. Часто эти комнаты называли антресолями.

В спальнях стояли кровати, широкие, с легкими, почти прозрачными пологами и балдахинами, которые защищали спящих от мух и других насекомых.

Помещения первого этажа по традиции были прохладными, но тем не менее в них все равнo стояли печи. Печи по-прежнему облицовывали изразцами или каменной плиткой. «Изразить» (т. е. вырезать узор) поручалось специальным художникам. В первой четверти XVIII в. изразцы стали покрывать муравой – прозрачной зеленой глазурью. В зависимости от того, сколько времени изразец держали в печи, получался тот или иной цвет. С середины XVIII в. печные изразцы делали уже любых цветов.

В XVIII в. стало модным строить камины, которые иногда соседствовали в комнате с печью. Однако дворяне все же больше любили печь: она дольше хранила тепло в доме и требовала гораздо меньше дров.

Свет в огромных залах и гостиных давали люстры, канделябры, жирандоли. Жирандоль – это подсвечник, на котором по кругу располагались свечи. Ставили жирандоли на стол, на камин. А вот канделябры прикрепляли на стены. В скромных дворянских домах или в помещениях для слуг использовали каганцы – глиняные плошки с жиром и фитилем. Но это скорее исключение. Как правило, в доме дворянина горело огромное количество свечей. Золоченая бронза светильников в сочетании с хрусталем и цветным стеклом при зажженных свечах создавала незабываемое впечатление.

Повседневная жизнь в дворянской усадьбе текла неспешно. Основу этой жизни составляли простые естественные радости – еда, питье, прогулки, развлечения.

Дворянин просыпался очень рано, на заре. Прежде чем вылезти из-под пуховиков, он звонил в колокольчик. Тут же в спальню входил лакей с подносом. В зависимости от пристрастий барина ему подавали рюмку водки, чашку чая или кофе со сливками. Приносили раскуренную трубку. В красном углу перед иконами в красивых окладах зажигали лампады, и барин, надев широкий бархатный или стеганый атласный халат, начинал день с молитвы.

После молитвы помещик обыкновенно принимал в кабинете с докладами и рапортами дворецкого, ключника, деревенского старосту. Они заходили по одному по команде горничной, докладывали, какие работы предстоят в имении в ближайшее время, отчитывались о доходах и расходах, внимательно записывали распоряжения помещика. Барин обычно задавал всем один и тот же вопрос: «Ну что? Все ли здорово, ребята, и благополучно у нас?» В ответ дворецкий докладывал о состоянии дел в усадьбе, ключник рапортовал о запасах в кладовых, а староста описывал обстановку в деревнях.

Положение старост зависело от того, каким был барин. Большинство дворян не занимались хозяйством, поэтому обвести их вокруг пальца, обворовать, прибрать к рукам все, что плохо лежит, и даже разорить не составляло большого труда. Но были и другие помещики: они зорко следили за выполнением работ, лично объезжали поля и угодья, проверяли конюшни и кладовые, не терпели вранья от дворецких и ключников.

Выслушав донесения, помещик отпускал дворецкого и ключника, и ему приносили чай. Напившись чаю, барин отправлялся в церковь. А после обедни ему подавали завтрак. Завтракал дворянин с семьей или гостями, которые у него проживали. Частыми гостями могли быть родственники, соседи, местный батюшка – священник усадебной церкви.

За завтраком обычно ставили на стол самовар и пили чай, гораздо реже – кофе. Байховый чай предпочитали цветочному. Разливала обычно его хозяйка дома. Если это был завтрак в обычный день, то подавали бутерброды с ветчиной (слово «бутерброд» появилось в России только в XVIII в.). На столе были также яйца всмятку, горячий картофель. К чаю подавали варенье, сливки, печенье, кренделя. А если на завтрак приглашали гостей, то лакеи несли холодные закуски, кулебяку, жаркое, водку. Вообще в XVIII в. завтрак еще по старинной привычке часто называли перехваткой. За ним следовали полдник, обед, ужин и паужин. Позже стали есть 2 – 3 раза в день.

День в усадьбе делился строго на две половины: до и после обеда. Обед нередко длился три часа: с трех до шести. Лакеи в напудренных париках и белых перчатках несли вереницей несметное количество блюд. Подавали их к столу в определенном порядке, нередко подолгу дожидаясь, пока будет приказано заменить одно содержимое тарелки на другое. А господам спешить было некуда: они вели длинные застольные беседы. Иногда сами повара в белых фартуках и колпаках приносили каждый свое кушанье. После обеда подавали десерт, или заедки, пили кофе, шоколад.

В будни сервиз на столе был оловянный и только в праздники – фарфоровый или серебряный. Ели помещики обильно и жирно. Вести себя за столом и культурно есть дворян учили с детства.

В послеобеденное время по старинной русской привычке наступало «сонное царство». Господа спали в доме, дворовые – прямо на улице. Те, кто не хотел спать, тихо читали или шли в парк.

Если не было праздника и бала, то вечера в помещичьем доме проходили достаточно скучно. Ужина, как правило, не было. Просто пили чай. Барин сидел с домашними или гостями, играл в карты, бильярд, слушал сплетни и вел светские беседы. Женщины занимались плетением кружев и вышиванием на пяльцах. В XIX в. вечера проводили более интересно и шумно, с этого времени даже в будни вечером в усадьбе можно было слышать музыку.

Помещик не мыслил деревенской жизни без атмосферы дружеского общения: с друзьями, с семьей, с родственниками. Во время приемов гостей и хозяев связывал воедино именно закон Дружбы. Совсем необязательно в гостиной собирались единомышленники и льстецы. В учтивой и непринужденной беседе нередко сталкивались противоположные мнения, вкусы и мировоззрения.

Ложились спать в усадебном доме в обычные дни очень рано, только праздники были исключением. Приготовления ко сну начинали приказом закрывать ставни. Ставни закрывали со стуком и запирали их железными болтами. В 8 – 9 часов вечера слуги или сам хозяин обходили усадьбу, проверяли запоры и спускали собак. Спала прислуга в людской на полу и лавках очень чутко: вдруг что барину понадобится! А сам-то барин, помолившись, давно уже погрузился в сон. Тишину в доме нарушали лишь мыши, лай собак на улице да стук сторожей в деревянную доску.

Так проходили дни в дворянских усадьбах.

Деревенские удовольствия

Помещики жили в усадьбах на широкую ногу. Отправляясь в деревню, они брали с собой обыкновенно 200 человек. Даже небогатый помещик имел в своей свите несколько экипажей и десятки сопровождающих. Это стоило больших денег.

Переезд дворян из города в деревню весной был целым событием в жизни помещичьей семьи. Подготовка к нему шла месяц, а то и больше. Экономка разбирала сундуки, пересчитывала хозяйское столовое и постельное белье, укладывала багаж. Дворецкий занимался погрузкой мебели. Перед отъездом хозяева молились, а затем прощались с друзьями, родственниками, дворовыми людьми, которые оставались в городе.
Отправлялись в путь очень рано, но еще раньше выезжала со двора вереница экипажей. Поезд помещика состоял из дорожной кареты, коляски, двух кибиток и фуры с добром. Фура была нагружена не только вещами, но и книгами из хозяйской библиотеки. За библиотекой следовала кухня на трех повозках, повара, доктор и цирюльник.

В одном из экипажей ехали актеры, музыканты, живописец, чтец, секретарь. В других располагались камердинеры, горничные, лакей. Отдельно следовал экипаж с гардеробом барина и барыни. Обязательно нужно было нанять охрану из казаков или солдат, которые в случае нападения могли защитить путешественников.

В полдень господа останавливались. У повара к этому времени должен был быть готов обед. Если погода была хорошей, располагались прямо на траве, а если нет, то останавливались на постоялом дворе. Затем снова отправлялись в путь.

Сколько было радости, когда наконец на горизонте сквозь деревья показывалась милая, родная усадьба! Встречать барина выходили жители всех соседних деревушек и обитатели усадьбы, подносили хлеб-соль, дворецкий проводил всех в дом.

Когда бываешь на экскурсиях в старинных дворянских усадьбах, то удивляешься обилию красивых деталей интерьера: полок с книгами, часов, гравюр, конторок, музыкальных инструментов. Это говорит о том, что хозяева усадьбы были знакомы с западноевропейской культурой, увлекались искусствами – музыкой, живописью, театром.

Дворянские дома были буквально заставлены музыкальными инструментами. Здесь можно было увидеть фортепьяно, клавесин и даже орган. В доме постоянно звучала музыка. Хозяева часто устраивали домашние концерты. Даже когда никто не музицировал, мелодичный звон доносился из механизма часов, которые ставили на пол, камин или вешали на стены. Что же говорить о балах и приемах: тут уже играл целый оркестр.

«Диковиной» дворянской усадьбы была картинная галерея и театр. Под них отводили целый ряд комнат в доме.

Даже в маленькой усадьбе существовал свой хор песенников, небольшой оркестр, показы, вали по праздникам спектакли. Праздники в усадьбе, как правило, проходили на открытом воздухе. В парке ставили качели и карусели. Но главным местом развлечения был «зеленый» театр, т. е. театр под открытым небом. В очень богатых усадьбах по праздникам устраивали фейерверки.

Принимая гостей, помещик нередко вел их на скотный двор, псарню или конюшню, в птичник или каретный сарай. Это было не случайно. Похвастаться перед соседями было одной из главных забот дворянина. Богатые усадьбы служили образцом для подражания для всей губернии.

У каждого помещика были свои причуды. Вот один пример. Некий вельможа всегда проводил гостей в красивый домик на краю парка. В одной из комнат жили скотник и скотница, а в основных помещениях – две огромные свиньи, величиной с корову. Эти свиньи имели имена и были гордостью хозяина.

Старинной русской забавой была охота. Она с древнейших времен считалась благородным занятием. Даже русские цари увлекались ею. Сначала охотились на зайцев. Затем вызывали охотников бить медведей. Издавна существовала соколиная охота. Были специальные люди – ловчие и сокольничьи, которые помогали знати провести охоту.

Петр I не любил и порицал охоту как напрасную потерю времени, отвлекавшую дворян от государственных занятий. А вот Петр II был страстным поклонником псовой охоты. После его смерти охота оставалась одним из любимейших развлечений дворян.

Охоту любили все. Хозяева усадьбы и их гости, дамы и кавалеры, взрослые и дети – все выезжали на охоту – в экипажах и верхом. С собой брали десятка два конных охотников и более ста собак. Каждый охотник точно знал, что, когда и как он должен делать. Стаи борзых под улюлюканье присутствующих загоняли волков и лисиц, травили зайцев. Часто, когда охотники очень увлекались, приходилось ночевать в лесу. Неумеренная страсть к охоте разоряла помещиков. Случаи, когда меняли на борзых целые деревни с крестьянами, были нередки.

Другим увлечением дворян была верховая езда. Умение ездить верхом на лошади было необходимостью для дворянина. Дороги были очень плохими, и осенью добраться до города по распутице можно было только верхом. Также это умение было необходимо на охоте.

Старинным русским развлечением являлась баня. Мытье в бане было целым искусством. Баня находилась на достаточном расстоянии от жилых помещений, чтобы не случилось пожара. Но в то же время ее ставили не слишком далеко, чтобы не простудиться после нее. Как правило, баню строили около реки. Рубили баню из хвойных пород дерева – ели, сосны. На дощатый потолок клали бересту, мох, дерн. Кровлю делали двускатной. Пол настилали с уклоном, чтобы вода стекала и в бане не заводилась сырость, а тепло было сухим и горячим.

Баня состояла из двух помещений – предбанника и парилки. В предбаннике стояли деревянные скамьи для одевания и отдыха, на стенах висели березовые веники, лежали дрова. Здесь оставляли одежду. При входе в парилку находилась печь, называемая каменкой. Она была сложена из камней-валунов средней величины без трещин. В нижней части каменки разжигали дрова, а в верхней стоял котел с кипящей водой. На горячие камни лили воду или квас, и баня заполнялась целебным паром.

От печи по стене, ближе к потолку (здесь собирался сухой жар), шел полок – высокий помост, на котором парились. На полок взбирались по широким ступеням. Вдоль стен были лавки, на которых мылись и на которые ставили банную утварь – корыта, ковши, ушаты и шайки. Поодаль стоял чан с холодной водой, в бураках из бересты держали квас.

Бани топили «по-черному»: дым и угар от горящих в каменке дров распространялся по всему помещению. Выходить он мог только через оконца в стене, а во время топки приоткрывали еще и дверь. Топили баню ольховыми или березовыми дровами, отдавая предпочтение последним, поскольку они выделяли деготь, который являлся дезинфицирующим средством для стен и потолка.

Парились березовыми вениками. Тогда говорили: «В бане веник – дороже денег». Веники заготавливали в конце мая – начале июня, пока лист березы не становился жестким. В бане веник предварительно заливали кипятком. Закончив париться, этой водой окачивались: она была целебной. Веником парились только один раз, затем его применяли в хозяйстве для уборки. Считалось, что в год для одного человека требовалось 70 веников.

Парить тело нужно было вдоль спины от лопаток до ног, но не поперек. Попарившись, выбегали из бани и с разбегу прыгали в холодную речку. Затем вновь бежали париться. Париться в бане считалось полезным. Дворяне помнили старинную поговорку: «Баня парит, баня правит» – и в городе не хотели расставаться с банными удовольствиями.

В XIX в. для дворян в городах стали открывать богатые бани с бассейнами, ваннами и душевыми. Такие бани – Сандуновские – еще и сегодня помнят посетителей – дворян XIX в. Они приходили сюда отдыхать, лечиться, стричься, бриться и, конечно, общаться с друзьями. А были такие оригиналы, которые мылись в бане со своими любимыми собаками.

Месяцы, проведенные в усадьбе, помещики вспоминали с удовольствием. С первым снегом обыкновенно дворянин возвращался в город. Здесь его ждали новые развлечения.