Когда была пасха в 1945 году. Праздник освобождения

Древность литургии Преждеосвященных Даров

В большинстве научно-богословских статей и трудов, посвященных истории появления Литургии Преждеосвященных Даров констатируется факт несомненной древности появления этой литургии. Некоторые видят ее происхождение с апостольских времен, некоторые в практике Древней Церкви ежедневного личного (самопричащение) причащения христиан, а некоторые в практике причащения Таин Христовых монахов-пустынников. Такое причащение совершалось, скорее всего, после 9 часа (то есть после 3-х часов по полудни или ближе в заходу солнца) и ему предшествовало суточное воздержание от пищи. Ибо если естественное воздержание от пищи в период Великого поста длилось до 9-часа, то, несомненно, оно длилось и при совершении Литургии Преждеосвященных Даров. Именно о полном воздержании от пищи, полноценном посте в течение всего прошедшего дня перед вечерней, на которой совершается Литургия Преждеосвященных Даров, как об исконной и непрерывной традиции свидетельствует и профессор И. Фундулис: «Верующий народ приходил "к вечерне" после полного пощения в течение всего истекающего дня, а Литургия Преждеосвященных всегда вставлялась, а вернее сказать соединялась с последованием Вечерни» .

О традиционном времени совершения Литургии Преждеосвященных Даров и сроке евхаристического поста перед причащением тайн Христовых

Теперь мы коснемся главного - времени совершения Преждеосвященной литургии и подготовки к ней особым евхаристическим постом. Мы сравним исконную практику Православной Церкви с тем, что сегодня нам пока только предлагает, а фактически навязывает всей Русской Православной Церкви документ «Об участии верных в Евхаристии» , подписанный на Архиерейском совещании 2015 г. некоторыми епископами и высшим священноначалием РПЦ.

В упомянутом документе, который предполагается стать главным руководством для духовенства и мирян всей полноты РПЦ, дается следующая рекомендация: «Поскольку Литургия Преждеосвященных Даров согласно Уставу соединена с вечерней, совершение ее в вечернее время является уставной нормой (впрочем, на практике эта литургия обычно совершается утром).В соответствии с постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года, "при совершении Божественной литургии Преждеосвященных Даров в вечерние часы воздержание для причащающихся от принятия пищи и пития должно быть не менее 6 часов, однако воздержание перед причащением с полуночи от начала данных суток весьма похвально и его могут держаться имеющие физическую крепость"» (Требования подготовки ко святому Причащению., п. 1. Практика приготовительного поста).

Рекомендация полного воздержания от пищи в течение 6 часов до причащения Святых Таин Христовых на Литургии Преждеосвященных Даров на самом деле грубейшим образом нарушает практику Православной Церкви о времени и характере так называемого евхаристического поста (ἡ εὐχαριστιακή νηστεία), восходящую к эпохе Вселенских Соборов.

а) евхаристический пост в истории Церкви, основные правила

Священными канонами Православной Церкви не определяется срок подготовительного поста перед Божественной Евхаристией, то есть не определяется количество дней для воздержания и поста перед днем принятия Святых Таин Христовых. Однако, что касается того, как священник должен совершать Божественную литургию, а соответственно и мирянин приступать в святой Чаше, священные каноны дают вполне ясные разъяснения и указания. 41 правило Карфагенского Собора (419 г. н.э.), выносит следующее определение: «Святое таинство олтаря да совершается людьми не ядшими...» , То же подтверждает и 47 правило этого же Собора. При этом отцы Карфагенского Собора, утверждая особым правилом необходимость совершать священнодействие Божественной Евхаристии даже в вечернее время натощак, ссылаются на соответствующее постановление Отцов I Вселенского Собора: «мы слышали о никейском исследовании веры; о священнодействии случающемся после обеда, истинно есть, да не ядшими достойно совершается, и тогда утверждено сие». То есть обычай Древней Церкви всегда совершать Божественную Литургию священнослужителями натощак является обязательным, не зависимо от времени совершения Евхаристии (утром или вечером). И этот обычай, имеющий свое древнее происхождение, нашел свое закрепление и в решении Трулльского Собора (VI Вселенского Собора) в 29 правиле: «Правило отец Карфагенского собора повелевает, дабы священнодействие олтаря совершаемо было не иначе, разве людьми не ядшими (εἰ μὴ ὑπὸ νηστικῶν ἀνθρώπων, μὴ ἐπιτελεῖσθαι)».

При этом следует обратить внимание на то, что Отцы VI Вселенского Собора отменяют своим определением дозволение отцов Карфагенской церкви разрешать пост в Великий четверг, то есть вкушать пищу до совершения вечерни и соединенной с ней Божественной литургии. И такая строгость отцов Вселенскими Соборами объяснялась тем, чтобы «последуя апостольским и отеческим преданиям, ... не подобает в четверток последния седмицы, разрешати пощение, и тем всю Четыредесятницу бесчествовати».

б) евхаристический пост перед Литургией Преждеосвященных Даров

Относительно срока полного воздержания от пищи до причащения Святых Таин на Литургии Преждеосвященных Даров мы говорили ранее, ссылаясь на авторитетное свидетельство профессора И. Фундулиса о том, что верующий народ «приходил "к вечерне" после полного пощения в течение всего истекающего дня (μετὰ πλήρη νηστείαν καθ᾿ ὁλόκληρον τὴν διαρρεύσασαν ἡμέραν), а Литургия Преждеосвященных всегда вставлялась, а вернее сказать соединялась с последованием Вечерни». Тот же профессор Фессалоникского университета, высказывая мнение о желательности восстановления служения Преждеосвященной литургии в вечернее время, что явилось бы восстановлением издревле принятого в Церкви порядка чина богослужения, относительно необходимости сохранения полного поста пишет следующее: «Если люди желают, или им надо приступить в божественному Причащению во время вечерней Преждеосвященной литургии, им необходимо войти в область подвигов святого поста. Евхаристический пост, который предшествует божественному Причащению, как известно, это полный отказ о пищи и пития с вечера или с полуночи вплоть до божественного Причащения, т.е. абсолютное воздержание. Если же кто-то по причине здоровья не может этого сделать, то пусть к ним проявят человеколюбие духовники. Однако я уже говорил, что им прежде всего следовало бы причащаться на литургии в субботу или в воскресенье. Да пребудет Преждеосвященная ненарушимой, а также ее цель и ее условия».

Именно такое усиленное пощение вполне соответствовало и уставу о посте не только внешне, но и внутренне. Такое пощение, то есть полное воздержание (ἡ πληρὴ ἐγκράτεια) от всякой пищи и питья до совершения Преждеосвященной литургии соответствует и «апостольской и отеческой традиции» (Ἀποστολικαί καί Πατερικαί παραδόσαι) совершать священнодействие натощак, а тем более в период Великого поста. Божественная Литургия Преждеосвященных Даров являлась естественным продолжением дней поста «дней плача и сокрушения» (Зонара). По мысли всех толкователей литургии Преждеосвященных Даров, она не является праздничным богослужением, поскольку не является приношением жертвы, а «предложением жертвы уже принесенной и совершенной, и священнодействием исполненного», последованием сообразным духу великопостного «сокрушения и умилостивления Бога о грехах» (Вальсамон).

Относительно же дней поста перед Евхаристией некоторые литургисты и богословы утверждают, что таких предписаний нет в церковных канонах. Эти предписания и рекомендации появляются в период поствизантийский, начиная с XV столетия, и их можно увидеть не только в рукописях молитвословов, но в Пидалионе прп. Никодима Святогорца, Канонарии о Посте (последний считается записью Канонария свт. Иоанна Постника) и др. Вероятно в это же время происходит так называемая богослужебная икономия: когда вечерня и Литургия Преждеосвященных Даров переносятся (преимущественно в приходской практике) на более раннее время.

В документе «Об участии верных в Евхаристии», в той части где даются рекомендации относительно подготовки ко Святому Причащению, тем не менее введена важная терминология - «пренебрежение к Таинству Тела и Крови»:

«Пренебрежением к Таинству Тела и Крови Христовых является опоздание на Божественную литургию, особенно когда верующие прибывают в храм после чтения апостола и Евангелия» (Требования подготовки ко святому Причащению., п.3 молитвенное правило).

Однако под словом пренебрежение , синонимом которого могут являться и дерзость, бесстыдство и т.д. необходимо прежде всего понимать неверное отношение к величайшей святыне Церкви Христовой, Божественной Евхаристии, нарушение апостольской и древней практики благоговейного отношения к Евхаристии, которой, без всякого сомнения, служит срок полного воздержания от пищи, или так называемый литургический пост.

Итак, история Литургии Преждеосвященных Даров однозначно свидетельствует о том, что она совершалась преимущественного после 9 часа дня , то есть после 3 часов дня по нашему времяисчислению. Поскольку она соединялась с вечерней, как совершаемая в дни Великого поста, когда полное воздержание от пищи предполагается до 9 часа, то перед Причащением Таин Христовых на этой литургии, согласно древней церковной традиции, всегда полагалось более строгое, а именно полное воздержание от всякой пищи и пития. Поэтому вполне естественно возникает вопрос: на каком основании Архиерейское совещание вынесло определение о полном воздержании от пищи в течении «не менее 6 часов» ?

Мы не находим ни в исторически ни в литургических памятниках никаких подтверждений для такого подхода. Более того, любое вкушение пищи даже за 6 часов до причащения во время Преждеосвященной литургии является грубейшим нарушением и правила поста как внешнего, так и внутреннего . Ибо такое вкушение пищи разрушает «дух сокрушения и покаяния » (τὸ πένθου καὶ μετανεῖας πνέυμα), а также, если не, прежде всего, противоречит «Апостольским и отеческим преданиям » (Ἀποστολικαί καί Πατερικαί παραδόσαι), о которых говорится в 29 правиле Трулльского Собора. Еще Апостольские правила вполне ясно указывали на то, что период Великого поста является временем «самого строгого воздержания, в самых усиленных подвигах покаяния и сокрушения, в самой напряженной борьбе со всеми врагами нашего спасения.

При этом мы должны учитывать тот факт, что упоминаемое в документе «Об участии верных в Евхаристии» определение Священного Синода от 1968 года было принято в период активного вовлечения РПЦ в экуменическое движение, которое в то время, несомненно под влиянием разрушительных для Католической Церкви реформ II Ватиканского собора, шло на такого рода откровенные нововведения. При этом введение этих новшеств было лишено должной евангельской и святоотеческой рассудительности, которая во главу угла ставила бы возрождение подлинного спасительного благочестия, выстраиваемого на страхе Божием (См. прп. Исаак Сирин 1-е слово). Так называемый «Диалог любви», в который была вовлечена Православная Церковь в то время, был направлен на безостановочное сближение с Римо-Католической Церковью, то есть без границ и фундаментальных принципов. Предлагаемое священноначалием РПЦ это литургическое нововведение отнюдь не является безобидным. Являясь одним из шагов в плане коварного сближения с Римо-Католической Церковью, оно, на самом деле подрывает дух, смысл и содержание поста, разлагает дух покаяния.

Аргументы, часто предлагаемые в оправдание данного нововведения, не выдерживают элементарной критики, поскольку в основе аргументации лежит не спасение личности, а приспособление к человеческим немощам . На самом деле эти приспособления носят разрушительный характер и для человека и для Церкви. И в основе идеи разрушения положена казалось бы привлекательная и правильная идея «необходимости частого причащения Тайн Христовых». Но возникает сразу же вопрос - зачем? Известное из практики Древней Церкви частое причащение было вызвано теми условиями, в которых жила Церковь и в период гонений, и в период первых Вселенских Соборов - страх умереть без соединения со Христом. И этот страх, благоговение и трепет накладывались на весь строй жизни христиан, который оценивался крайней степенью трезвения и бодрствования. Мы этого не видим в жизни нашей Церкви в современных условиях. Трезвение и бодрствование заменены формальным и потребительским отношением к Святым Тайнам Христовым. Мысль «лишь бы часто причащаться» стала навязчиво и опасно доминировать в умах как у современного либерального духовенства нового поколения, так и у прихожан. При этом забывается о первостепенной важности подлинного покаяния и необходимости глубокой исповеди для достойного причащения Святых Таин Христовых. Тексты Божественной литургии и свт. Иоанна Златоуста и свт. Василия Великого нам напоминают о необходимости трезвения, то есть крайне внимательного и в подвиге препровождения нашей земной жизни: «якоже бытии причащающимся во трезвение души...» (εἰς νῆψιν ψυχῆς). Об этом нам говорят и все молитвы перед святым Причащением.

Предлагаемый же документ «Об участии верных в Евхаристии» пошел еще далее, на грубейшее разрушение исконной традиции полного поста , предполагающего полное воздержание от принятия пищи и пития в течение всего дня до вечера совершения Литургии Преждеосвященных Даров, о чем было сказано выше.

Мы считаем, что перенесение вечерни и Литургии Преждеосвященных даров на утреннее время и ближе к полудню как раз и является той мерой допустимой икономии , которая не разрушает обязательный принцип «телесного воздержания, поста ». Тем более, что предписываемое церковными правилами допустимость совершения полной Божественной Литургии не ранее 3 часа, т.е. 9 утра, предполагает полное воздержание от пищи никак не 6 часов, а от 10 до 12 часов. И если «Пасхальное таинство » требует такого длительного невкушения пищи и пития, то, тем более, длительное воздержание становится и очевидным и оправданным в случае с Литургий Преждеосвященных Даров.

Мы выражаем надежду на то, что наше священноначалие прислушается к изложенным нами доводам о необходимости точного следования древнему, апостольскому и святоотеческому обычаю и преданию причащаться только натощак как мирянам, так и священнослужителям во время Литургии Преждеосвященных Даров и пересмотрит текст «Об участии верных в Евхаристии», внеся необходимые исправления в принятый документ . Кроме того такая обязанность возлагается на священноначалие священными канонами Православной Церкви, строго воспрещая менять то, что веками установлено и передано, и с великим благоговением и тщанием предшествующих иерархов сохранено.

Редакция интернет-содружества «Православный Апологет», 2015 год. 5-я Неделя Великого Поста.

Человеку, желающему причаститься, нужно соблюсти перед этим так называемый евхаристический пост. В настоящее время та его часть, что относится к телесному посту представляет собой воздержание от скоромной пищи (мяса, молока, масла животного происхождения, яиц, рыбы) в течение нескольких дней (от трех до семи). Чем реже человек причащается, тем дольше должен быть телесный пост, и наоборот. Семейные и социальные обстоятельства, такие, как жизнь в нецерковной семье либо тяжелый физический труд, могут быть причиной ослабления поста. Кроме качественных ограничений в пище, должно уменьшить и количество съедаемого, а также избегать посещения театра, просмотра развлекательных фильмов и передач, прослушивания светской музыки, других мирских удовольствий.

Накануне таинства, начиная с 12 часов ночи, нужно полностью отказаться от пищи, питья и курения (тем, кто страдает этой дурной привычкой) до времени Причастия. Если есть возможность, то накануне Причащения нужно побывать на вечернем богослужении; перед литургией (накануне вечером или утром перед ее совершением) – прочесть содержащееся в любом православном молитвослове правило ко Причащению (44 ). Утром в день Причастия следует прийти в храм заранее, до начала богослужения. Перед Причастием нужно исповедаться или вечером, или непосредственно перед Божественной литургией.

Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от злобы и раздражения, осуждения и всяких непотребных мыслей, а также пустых разговоров. Готовясь к Причастию, полезно вспоминать и совет праведного Иоанна Кронштадтского: «Некоторые поставляют все свое благополучие и исправность пред Богом в вычитывании всех положенных молитв, не обращая внимания на готовность сердца для Бога – на внутреннее исправление свое; например, многие так вычитывают правило ко Причащению. Между тем здесь прежде всего надо смотреть на исправление нашей жизни и готовность сердца к принятию Святых Таин. Если сердце право стало во утробе твоей, по милости Божией, если оно готово встретить Жениха, то и слава Богу, хотя и не успел ты вычитать всех молитв. «Царство Божие не в слове, а в силе» (1 Кор. 4; 20)».

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Таинства

Схема богослужения таинства крещения.. молитвы и обряды предшествующие крещению.. предшествуют крещению следующие молитвы..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Таинства
Таинство (греч. мистерион – тайна, таинство) – священные действия, в которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божья. Слово «таинство» имеет в Священном Писании не

Таинство крещения
В православном катехизисе (5) дается следующее определение этого таинства: крещение (греч. ваптисис – погружение) есть таинство, в котором верующий, при троекратно

История установления таинства
Ветхозаветное крещение. История ветхозаветной Церкви знает установление о водном крещении с послемаккавейского периода (начавшегося с римского завоевания Иудеи в 63 г. до н.э.). Оно символизир

Историческое развитие чинопоследования таинства
Способ крещения в древней Церкви описан в Учении двенадцати апостолов (Дидахе) (I – начало II в.): «Крестите в живой (то есть проточной) воде во имя Отца и Сына и Святого Духа. Если же нет жив

Совершитель таинства крещения
В обычных жизненных обстоятельствах таинство крещения совершают епископы и священники Православной Церкви. В этом случае таинство будет совершаться в полном соответствии с описанным ниже чиноп

Место и время крещения
Современная практика совершения таинства крещения такова, что, большей частью, оно производится в храме, в той его части, которая для этого предназначена – в баптистерии. В некоторых местах ес

Крестные родители – восприемники
Восприемник (греч. анадехуменос – поручитель за должника) – человек, принимающий на себя обязанность наставлять крестника в духовной жизни, молиться о нем, следить за его воспитанием, учить бл

Порядок совершения (чинопоследование) таинства крещения
Наиболее верный путь для понимания духовного смысла каждого таинства – это глубокое изучение его чинопоследования (чина), то есть последовательности священнодействий и молитв. Само таинство че

Обряды и молитвословия, предшествующие крещению
Значение приготовительных обрядов. Русская Церковь переживает уникальный момент своей истории. Сегодня, как и в древнехристианской Церкви, к таинству крещения прибегают взрослые, вполне сформи

Последование чина оглашения
Молитва оглашения («во еже сотворити оглашеннаго») Подготовка взрослых ко крещению. Взрослый человек, желающий креститься, должен иметь представление о важнейших составляющих Православ

Молитвы запрещения злых духов
По учению Церкви, основанному на библейских свидетельствах, пророческих откровениях и ее мистическом опыте, источник зла в мире не абстрактен, а совершенно определенно персонифицирован в падших дух

Отречение от сатаны
После молитв запрещения священник обращает крещаемого к западу – символу тьмы и темных сил. В следующем за этим обряде крещаемый должен отвергнуться от прежних греховных привычек, отказаться от гор

Исповедание Символа веры
Символ веры содержит в сокращенном виде все православное вероучение, все христианские истины. И в древности, и теперь знание Символа веры – необходимое условие для того, чтобы прийти ко Крещению. С

Символ веры
По-церковнославянски 1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единоро

Последование святого крещения
Перед совершением таинства крещения священник облачается в белые одежды: епитрахиль, поручи и фелонь. Эти одежды иерея символизируют новую жизнь, принесенную на землю Господом Иисусом Христом.

Вещество таинства и освящение воды
Начинается одна из самых важных частей чина Крещения – освящение воды для совершения таинства. Вещество таинства – вода – является одним из древнейших и всеобщих религиозных символов. Симво

Приготовительная молитва священника
Приготовительная молитва входит в состав чина освящения воды. По большому счету это молитва священника о себе. Молитва о том, чтобы быть достойным своей великой миссии. Подобие Христу «в слове, в ж

Крещение
После помазания крещаемого «елеем радования», священник крестит его в купели троекратным погружением в воду с произнесением крещальной молитвы. И егда помажется все тело, крещает его священ

Таинство миропомазания
В православном катехизисе дается следующее определение этого таинства: Миропомáзание (греч. Миро – благовонный елей) есть таинство, в котором верующему, при пом

История установления таинства и развитие его чинопоследования
Как и остальные таинства Христовой Церкви, таинство миропомазания имеет Божественное установление. Первоначально, в апостольское время, это таинство совершалось в иной, чем сейчас, форме – чер

Приготовление и освящение мира
Святое миро – благовонный состав, насчитывающий, по разным источникам, от 35 до 75 элементов (19), среди которых: елей, белое виноградное вино, стиракса; ладаны – росный, прос

Помазание святым миром
Таинство миропомазания совершается непосредственно после таинства крещения. Как только крещенного одели в белую одежду, священник читает над ним молитву и помазывает его святым миром:

Хождение вокруг купели
Это шествие совершается в ходе чинопоследования Миропомазания непосредственно после помазания крещаемого святым Миром. Крещенный со свечой в руках и его восприемники под руководством священник

Омывание святого мира
Обряд омывания святого мира относился в древности к так называемым «обрядам восьмого дня», которые совершались над новокрещенным по истечении указанного срока. До этого времени крещенный в Вел

Пострижение власов
Пострижение власов с древности было символом послушания и жертвы. Этот обряд предваряется молитвой, в которой священник испрашивает благословение Божье на новокрещенного. Затем крестовидно пос

Присоединение к Православию
Кроме лиц, не имевших до Крещения никакой конфессиональной принадлежности, Церковь присоединяет к себе уверовавших во Христа бывших иноверцев, а также покаявшихся еретиков и сектантов. В Право

Таинство Причащения, или Евхаристия
В православном катехизисе дается следующее определение этого таинства: Причащение есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и

В Святых Тайнах Христос присутствует всецело
Для верующих факт действительного преложения хлеба и вина, принесенных на Литургию, в Тело и Кровь Христову несомненен. В том же «Послании восточных патриархов» говорится о таинстве Евхаристии

Плоды таинства
Причащение – главнейшее из христианских таинств, установленное самим Господом Иисусом Христом. Как уже упоминалось, это таинство является центральным не только в Евангельских повествованиях (И

Свойства Евхаристической жертвы
Крестная жертва, будучи венцом всех ветхозаветных жертв (но в тоже время являясь для них и первообразом), обнимает собою все их виды: хвалебно-благодарственные, умилостивительные за всех живых

Литургия как средоточие жизни Церкви
Как в древнейшие, апостольские времена, так и в период роста и расцвета церковного сознания, в Византии и в древней Руси все, совершавшееся в церковной жизни христиан, сосредоточивалось вокруг

История установления таинства Причащения
Евхаристия получила свое начало во дни, предшествующие Голгофской Жертве Спасителя, незадолго до Его Распятия. Первое таинство Евхаристии было совершено самим Иисусом Христом в Сионской горниц

Еврейская пасхальная вечеря
Обычай ветхозаветного закона, отраженный в Пятикнижии Моисеевом, требовал совершения вечери стоя (Исх. 12; 11), но ко времени Христа уже традиционно за вечерей возлежали. Предлагаемая последов

Первая Евхаристия
Первоначально Евхаристия была совершена следующим образом. 1. Иисус Христос взял хлеб в Свои Пречистые руки, возвел очи горé (то есть вверх) и воздал Небесному Отцу хвалу и благ

Чины Божественной литургии
Святейшее таинство Евхаристии совершается на Литургии верных – третьей части Божественной литургии, – являясь, таким образом, ее важнейшей составляющей. С первых лет христианства в разных Поме

Время совершения литургии
Литургия может совершаться ежедневно, кроме некоторых особо оговоренных Уставом дней. Литургии не положено в следующие дни. 1. В среду и пятницу Сырной седмицы. 2. В по

Место совершения Божественной литургии
Местом совершения Литургии является освященный архиереем в соответствии с Канонами храм. Литургия не может совершаться в храме, оскверненном убийством, самоубийством, пролитием крови, вторжени

Некоторые церковные правила преподания верующим Святых Таин
1. Ни священнослужитель, ни мирянин ни в коем случае не должен причащаться дважды в один и тот же день. 2. Диаконы не имеют право причащать верующих ни в коем случае. 3. 58-е п

Вещество таинства
Веществом таинства Евхаристии является пшеничный квасной (то есть не пресный, а приготовленный на дрожжах) хлеб и красное виноградное вино. Основание для этого находим в Новом Завете, где в оп

Как часто нужно причащаться?
Этот вопрос получал разное разрешение в разные эпохи существования Церкви. Например, первохристианская практика подразумевала Причащение верующих либо за каждой Литургией, либо четыре раза в н

Чинопоследование таинства Евхаристии
Чинопоследование литургии включает в себя три части. 1. Проскомидию. 2. Литургию оглашенных. 3. Литургию верных. Таинство Евхаристии совершается с определенного моме

Литургия верных
Ектения: Елицы верныи, паки и паки... Молитва верных первая. Яко подобает Тебе... Ектения: Паки и паки... Молитва верных вто

Совершение таинства
Центральной частью христианской литургии, во время которой происходит преложение Святых Даров, является Анафора (Евхаристическая молитва, Евхаристический канон). Д

Евхаристический канон
Совершение святого таинства начинается возгласом священника «Благодарим Господа», призывающим участвующих в Евхаристии христиан к благодарению, поскольку и Сам Спаситель начал священнодействие

Возношение Святых Даров
Священник читает тайную молитву: «Поминающе ýбо спасительную сию заповедь...». Священник произносит вслух: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». При произнесен

Преложение Святых Даров
Хор: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш». После возношения Даров священник начинает читать молитву эпиклезиса (греч. эпиклезис – призыв), к

Поминовение живых и усопших
Затем священник тайно молится, вспоминая святых, спасенных Крестной Жертвой Христа Спасителя, а также поминает живых и усопших. «О святéм Иоанне Пророце, Предтече и Крестители,

Молитва Господня
Священник: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога, Отца, и глаголати». Хор (или дьякон с народом): «Отче наш, Иже еси на Небесех!...

Причащение священнослужителей
Хор поет причастен (49). Дьякон – священнику: «Раздроби, владыко, Святый Хлеб». Священник разламывает Святой Хлеб на четыре части, тихо произнося: «Раздробляет

Причащение мирян
Дьякон (и священник), выйдя с Дарами на солею, возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите!» Хор: «Благословен Грядый во Имя Господне. Бог Господь, и явися нам». Священни

Благодарственная ектенья и заамвонная молитва
Дьякон, став на обычном месте солеи, произносит ектенью: «Прóсти, приимше Божественных, Святых, Пречистых, Безсмертных, Небесных и Животворящих...». Хор: «Господи, помилуй».

Таинство покаяния
В православном катехизисе дается следующее определение этого таинства: Покаяние есть таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от св

Установление таинства покаяния
В Ветхом Завете есть несколько мест, свидетельствующих о том, что покаяние имело большое значение для судеб Древнего мира. Самое яркое из них относится ко временам Ноя, который проповедовал по

Приготовление к исповеди
Приготовление к исповеди заключается не столько в том, чтобы возможно полно вспомнить свои грехи, сколько в том, чтобы достигнуть состояния сосредоточенности и молитвы, при которых грехи стану

Условия, при которых исповедник получает отпущение грехов
Покаяние – это не просто словесное исповедание грехов перед священником. Это духовное делание кающегося, направленное на то, чтобы получить Божественное прощение, уничтожающее грех и его после

Епитимьи
Епитимья (греч. эпитимион – наказание по закону) – добровольное исполнение кающимся – в качестве нравственно-исправительной меры – тех или иных дел благочестия (продолжительная молитва, милост

Детская исповедь
Согласно правилам Православной Церкви, дети должны начинать исповедоваться с семилетнего возраста, так как они к этому времени уже становятся способными отвечать пред Богом за свои поступки и

Исповедь и Причащение тяжкоболящего на дому
В тот момент, когда жизнь православного христианина приближается к закату и он лежит на смертном одре, очень важно, чтобы родственники, несмотря на тяжкие обстоятельства, часто этому сопутству

Страсть как корень и причина греха
Страсть (53) определяется, как сильная, стойкая, всеохватывающая эмоция, доминирующая над другими побуждениями человека и приводящая к сосредоточению на предмете страсти. Благ

Тщеславие и гордость
Естественная потребность: тщеславие и гордость – не естественны для человека. Они наиболее опасны и могут погубить все добродетели, приобретенные человеком в борьбе с другими страстями. Эти ст

Чревоугодие
Естественная потребность: необходимость в пище как источнике энергии для нормальной жизнедеятельности человеческого тела. Страсть как извращение и преувеличение естественной потребност

Сребролюбие
Естественная потребность: деньги как эквивалент необходимых для жизни материальных вещей нужны человеку. Но естественная потребность ограничивает количество этих вещей необходимым минимумом.

Печаль и уныние
Естественная потребность: печаль – «неестественная страсть», возникающая тогда, когда утихает страсть гнева, вызывающая в человеке такое напряжение сил, в котором он долго находиться не может.

Стадии постепенного образования страсти
1. Прилог или приражение (слав. приразитися – столкнуться с чем-либо) – греховные впечатления или представления, которые возникают в сознании помимо воли человека. Прилоги не считаются грехом

Грехи против Бога
Гордыня; нарушение заповедей Божьих; неверие, маловерие и суеверие; неимение надежды на милосердие Божье; чрезмерное упование на милость Божью; лицемерное почитание Бога, формальное ему поклон

Грехи против ближнего
Неимение любви к ближним и к своим врагам; непрощение их прегрешений; ненависть и зложелательство; ответ злом на зло; непочтительность к родителям; непочтительность к старшим и начальникам; уб

Грехи против самого себя
Уныние и отчаяние, возникающие вследствие развития тщеславия и гордости; высокомерие, самолюбие, самонадеянность, высокоумие; делание добрых дел напоказ; мысли о самоубийстве; плотские излишес

Перечень грехов, читаемый на исповеди
1. Каюсь, что согрешил: несохранением своих обетов, данных мной при крещении, но во всем я солгал и преступил и непотребным себя соделал перед лицем Божиим. Прости мя, Милосердный Госп

Евхаристический пост

Человеку, желающему причаститься, нужно соблюсти перед этим так называемый евхаристический пост. В настоящее время та его часть, что относится к телесному посту представляет собой воздержание от скоромной пищи (мяса, молока, масла животного происхождения, яиц, рыбы) в течение нескольких дней (от трех до семи). Чем реже человек причащается, тем дольше должен быть телесный пост, и наоборот. Семейные и социальные обстоятельства, такие, как жизнь в нецерковной семье либо тяжелый физический труд, могут быть причиной ослабления поста. Кроме качественных ограничений в пище, должно уменьшить и количество съедаемого, а также избегать посещения театра, просмотра развлекательных фильмов и передач, прослушивания светской музыки, других мирских удовольствий.

Накануне Таинства, начиная с 12 часов ночи, нужно полностью отказаться от пищи, питья и курения (тем, кто страдает этой дурной привычкой) до времени Причастия. Если есть возможность, то накануне Причащения нужно побывать на вечернем богослужении; перед Литургией (накануне вечером или утром перед ее совершением) – прочесть содержащееся в любом православном молитвослове правило ко Причащению . Утром в день Причастия следует прийти в храм заранее, до начала богослужения. Перед Причастием нужно исповедаться или вечером, или непосредственно перед Божественной литургией.

Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от злобы и раздражения, осуждения и всяких непотребных мыслей, а также пустых разговоров. Готовясь к Причастию, полезно вспоминать и совет праведного Иоанна Кронштадтского: «Некоторые поставляют все свое благополучие и исправность пред Богом в вычитывании всех положенных молитв, не обращая внимания на готовность сердца для Бога – на внутреннее исправление свое; например, многие так вычитывают правило ко Причащению. Между тем здесь прежде всего надо смотреть на исправление нашей жизни и готовность сердца к принятию Святых Таин. Если сердце право стало во утробе твоей, по милости Божией, если оно готово встретить Жениха, то и слава Богу, хотя и не успел ты вычитать всех молитв. Царство Божие не в слове, а в силе (1 Кор. 4; 20)».

Существует молитва домашняя и церковная. Желающий причаститься Святых Христовых Тайн должен молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома, посещать церковные богослужения.
Накануне причастия принято посещать вечернее храмовое Богослужение.
Для молитвенной подготовки ко Святому Причащению накануне причастия нужно прочитать:
- Последование ко Святому Причащению. Оно находится в Православном молитвослове.
Существует, кроме того, благочестивая традиция (но не обязанность) чтения трёх канонов и акафиста перед принятием Святых Христовых Таин:
- канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу (см. значение термина Канон),
– канона молебного ко Пресвятой Богородице,
– канона Ангелу-Хранителю.
(В дни празднования Воскресения Христова (40 дней) вместо этих канонов обычно благословляется читать Пасхальный канон).
Если человек хочет читать каноны и акафисты и у него есть для этого время, то ничего, кроме пользы, такое чтение принести не может.

Пост

Перед Причастием положен литургический пост. Для новоначальных, отпавших и не соблюдавших установленные Церковью многодневные и однодневные посты, священником может быть установлен дополнительный 3-7 дневный пост перед Причастием.
Пост, кроме ограничений в пище, также состоит в том, чтобы есть и пить меньше обыкновенного, а также воздержаться от посещения театра, просмотра развлекательных фильмов и передач, прослушивания светской музыки. Нужно соблюдать телесную и душевную чистоту. Супругам должно в день до и после причастия воздерживаться от телесного общения.
Накануне причастия с 12 часов ночи начинается строгий пост – полное воздержание от питья и еды (утром, отправляясь в храм на причастие, не разрешается что-либо есть, пить; страдающие табакозависимостью также должны воздержаться от своей страсти).

Настроение и поведение

Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, разговоров, проводя время, насколько это возможно, в уединении, в чтении Слова Божия (Евангелия) и книг духовного содержания.

Исповедь

Желающий причаститься должен накануне, до или после вечернего Богослужения, устно исповедаться Богу в своих грехах в присутствии свидетеля – священника, чистосердечно раскрыв свою душу и не утаивая ни одного содеянного греха и иметь искреннее намерение исправиться.
Перед исповедью нужно непременно примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно испросив у всех прощения. Задача подготовки к исповеди – найти конкретные качества своей души, свойств характера, поступки, события или состояния, нарушающие Заповеди Божии, препятствующие богообщению.
Во время исповеди лучше не дожидаться вопросов священника, а высказать ему всё, что тяготит душу, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вины на других.
Правильнее исповедаться накануне причастия вечером, чтобы утром участвовать в литургии. (Важно! На первую в жизни исповедь или после долгого перерыва лучше прийти не в воскресный день, когда храмы полны прихожан. У священника просто не будет времени подробно вас исповедовать. Также желательно предупредить священника, что вы никогда ранее не исповедовали грехи.) В крайнем случае, можно исповедаться и утром, до начала литургии. После окончания литургии, перед причастием в некоторых храмах исповедуют маленьких детей и болящих. Приходить на исповедь, когда литургия уже началась, это крайнее небрежение к Таинству. Исповедавшись, необходимо принять твёрдое решение не повторять вновь своих прежних грехов. Без исповеди никто не может быть допущен ко Святому Причащению, кроме детей до 7 лет и случаев смертельной опасности.

Перед Св. Причащением и во время Св. Причащения

Ещё до открытия царских врат и выноса Св. Даров, лучше всего вскоре после пения «Отче наш», нужно приблизиться к алтарю и ожидать выноса Св. Даров при возгласе «Со страхом Божием и верою приступите». При этом принято пропустить вперёд детей, пожилых и немощных прихожан. Подходя к Чаше, нужно ещё заблаговременно, издали сделать поклон и сложить крестообразно руки на груди (правая поверх левой). Перед Св. Чашей не нужно креститься, дабы нечаянно не толкнуть её. Подойдя к Чаше нужно внятно произнести своё полное христианское имя, широко открыть уста (рот) и благоговейно, с полным сознанием святости великого Таинства, принять Тело и Кровь Христову и тотчас же проглотить. Приняв Св. Тайны, не крестясь поцеловав край Чаши и тотчас же отойти к столику, чтобы вкусить частицу просфоры и запить теплотой.

После Св. Причащения

До целования напрестольного креста в руках священника из церкви уходить не принято. Также следует выслушать благодарственные молитвы (или прочесть их, придя домой).
В день Св. Причащения – вести себя благоговейно и благочинно, дабы «честно соблюсти в себе Христа принятого».

***
С канонической точки зрения практика подготовки ко Причащению регулируется следующими правилами: Карфагенского Собора 47 (58)-е и Трулльского Собора 29-е; свт. Никифора Исповедника 9-е; Тимофея Александрийского 5-е и I Вселенского Собора 13-е.
Согласно правилам Карфагенского и Трулльского соборов причащаться можно только натощак, 9-е правило святителя Никифора Исповедника говорит о возможности причащения умирающего даже после вкушения им пищи. Правило Тимофея Александрийского определяет необходимость супружеского воздержания накануне причащения.

Пост евхаристический

Пост евхаристический (греч. ή ευχαριστιακή νηστεία, лат. ieiunium eucharisticum ) - воздержание от приема пищи и питья перед причащением.

П.е. не практиковался ранними христианами, которые соединяли совершение Евхаристии с братскими вечерями, во многом следовавшими иуд. порядку праздничной трапезы. Он распространился в Церкви постепенно между III и VIII вв., зародившись в Сев. Африке. В кон. IV в. 28-е правило Гиппонского собора (393) и 29-е правило III Карфагенского собора (397) ввели требование того, чтобы причастие принималось только натощак (кроме Великого четверга, когда, вероятно, отсутствие П.е. служило более живому воспоминанию Тайной вечери); спустя неск. лет об этом же писал и Августин (Послание 54), утверждая, что П.е. восходит к апост. временам. Уже в VII в. ряд канонов, принятых на разных местных соборах Запада и Востока, свидетельствует о том, что причащение натощак стало повсеместной нормой. На визант. Востоке она была установлена как обязательная 29-м правилом Трулльского собора (691), при этом не было сделано исключение и для Вел. четверга: хотя в визант. литург. традиции наряду с Вел. четвергом был ряд дней, в которые Божественная литургия или Литургия преждеосвященных Даров совершалась в вечернее время, все они были днями строгого поста, продолжавшегося до вечера и исключавшего всякий прием пищи (в нач. II тыс., как на Востоке, так и на Западе, евхарист. богослужения, совершение которых было предписано на вечер, окончательно переместились на 1-ю половину дня). П.е. предполагал полный отказ от любой пищи и питья со времени подъема от ночного сна, но в эпоху развитого Средневековья стал обозначаться и на Западе, и на Востоке как «от полуночи». На Западе, однако, существовали некоторые послабления для священников, совершающих мессу, при болезнях и в др. особых случаях (подтверждены на 13-й сессии Констанцского собора). Традиция П.е. была воспринята и в церк. общинах, возникших в результате Реформации, однако во многих из них была прервана в XVIII-XIX вв.

Развитие в Католической Церкви литургического движения, одним из результатов которого было возросшее желание мн. католиков часто причащаться, стало с нач. XX в. приводить к некоторым незначительным послаблениям в П.е. Первое офиц. разрешение смягчить требования П.е. и сократить его в особых ситуациях было дано Папой Пием XII в апост. конст.Christus Dominus (6.01.1953) и разъяснено в прилагавшемся к ней наставлении Свящ. Канцелярии. В частности, в связи с обнародованным незадолго до этого разрешением служить мессу в вечернее время совершающим такие мессы и причащающимся на них предписано было воздерживаться в течение 3 ч перед причащением от π ищи и алкогольных напитков, а в течение 1ч - от любых напитков. Тем же документом вводились также послабления сходного характера для больных и для священников, вынужденных совершать мессу в поздний час либо после обременительного труда или длительного пути. Вскоре нормы, прежде предписанные для вечерних месс, стали универсальными в Католической Церкви для причащающихся в любое время суток (motu proprio Папы Пия XII Sacram соттип i опет от 25.03.1957). Наконец, 21.11.1964 (в день закрытия 3-й сессии II Ватиканского собора) Папа Павел VI объявил о сокращении минимальной продолжительности П.е. до 1 часа перед причащением. Эта норма закреплена в ККП 1983: намеревающемуся причащаться «следует хотя бы в течение часа перед священным причастием воздерживаться от какой бы то ни было пищи и питья за исключением лишь воды и лекарств» (CIC 919 § 1). «Священник, совершающий святейшую Евхаристию дважды или трижды в один и тот же день, может принять какую-либо пищу перед вторым или третьим служением, даже если между ними не прошло одного часа» (ibid. § 2). «Лица пожилого возраста и страдающие какой-либо болезнью, равно как и те, кто за ними ухаживает, могут приступать ко святейшей Евхаристии даже в том случае, если они принимали какую-либо пищу в течение предыдущего часа» (ibid. § 3). Верующие, принадлежащие к Вост. Католическим Церквям, должны руководствоваться в отношении П.е. частными нормами своей Церкви sui iuris (ССЕО 707 § 1), которые в наст, время в осн. приближены к гл. нормам Католической Церкви.

Хотя в Правосл. Церкви П.е. повсеместно остается в силе, в XX в. некоторые архипастыри и пастыри начали вводить совершение Литургии преждеосвященных Даров, а также Божественной литургии Вел. четверга в вечернее время, чтобы большее число верующих имело возможность на них причащаться. В этих случаях определенная продолжительность П.е. (напр., 6 ч) устанавливалась в порядке частной пастырской инициативы.

П. Сахаров

Источник : Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1684-1686.