Когда был парад победы в 1945 году. История парадов Победы на Красной площади. Досье. Время проведения парада

С первых дней начала Великой Отечественной войны Екатерина Зеленко активно участвовала в воздушных боях. В ее задачи входила, как бомбардировка позиций врага, так и воздушная разведка. Особенно успешно по воспоминаниям генерал-лейтенанта авиации Героя Советского Союза А.И. Пушкина, Екатерина Зеленко проявила себя во время героической обороны Бобруйска. Группа летчиков под ее командованием разбомбила крупную колонну немецкой военной техники, состоящей из нескольких десятков танков и грузовых машин, после чего успешно возвратилась на базу. Защищая родину, опытная летчица совершенно не думало о себе. Доходило до того, что Екатерина Зеленко, работая на износ, по несколько раз в сутки вылетала на боевые задания. К сожалению один из боев, произошедший осенью 1941 года стал для нее последним. Как нарочно 12 сентября 1941 года в районе города Сумы на Украине стоял густой туман. Полеты были запрещены, что сильно расстроило Екатерину Зеленко. Не удивительно, что едва выглянуло солнце, как отважная летчица мгновенно поднялась в небо. В тот день она совершила два разведывательных полета над территорией врага и благополучно вернулась на аэродром. Больше вылетов не предполагалось. Однако после обеда в полк пришло сообщение, что танки немцев прорвали оборону и требуется в ходе воздушной разведки уточнить их количество и направление движения. Лететь на СУ-2 вызвалась Екатерина Зеленко. Задание было выполнено успешно. Летчица с напарником возвращались на свой аэродром. В этот момент, как назло, за ними увязались семь «мессершмиттов», атаковавшие советский самолет. Советские летчики отстреливались до последнего патрона, сбив немецкий истребитель. В этот момент оказалось, что второй пилот самолета серьезно ранен. Екатерина Зеленко приказала ему покинуть самолет, чтобы, во что бы то ни стало передать данные разведки советскому командованию. После того, как летчик выпрыгнул с парашютом, бой продолжился. Учитывая, что боеприпасов у летчицы больше не было, а уйти от преследования нескольких самолетов противника не представляется возможным, Екатерина Зеленко пошла на таран. Местные жители, наблюдавшие за боем с земли, видели, как два самолета столкнувшись в небе, камнем рухнули вниз. Этот эпизод войны стал первым воздушным тараном, который совершила советская летчица во Время Великой Отечественной войны.

Единственная женщина в мире, применившая воздушный таран.

Екатерина Ивановна Зеленко, Герой Советского Союза (посмертно), родилась 14 сентября 1916 года в селе Корощино, Ровенской области (Украина). Окончила 7 классов неполной средней школы в городе Курске, затем - авиационный техникум и Воронежский аэроклуб в 1933 году. По комсомольской путёвке направлена в 3-ю Оренбургскую военную авиационную школу пилотов и лётчиков - наблюдателей имени К. Е. Ворошилова.

Осенью 1934 года с отличием окончила авиашколу и была направлена в 19-ю бомбардировочную авиационную бригаду. Наряду со службой в бригаде испытывала самолёты и авиационное оборудование. За 4 года освоила такие типы самолётов, как У-2 (ПО-2), Р-1, Р-5, Р-10, УТ-1, УТ-2.

Участница советско-финской войны 1939-1940 (единственная женщина среди лётчиков) в составе 3-й эскадрильи 11-го легкобомбардировочного авиационного полка, входившего в состав ВВС 8-й армии. Совершила 8 боевых вылетов на самолёте Р-Z, в ходе которых уничтожила артиллерийскую батарею и склад боеприпасов противника, была награждена Орденом Красного Знамени. Документы авиаполка свидетельствовали: «На боевые задания летает с большим желанием, в плохих метеоусловиях и сложной обстановке хладнокровна и расчётлива. Обстрелянная зенитной артиллерией, смело продолжает вести бой, задание выполняет отлично. Разведывательные данные, доставляемые Зеленко, всегда отличаются точностью не только в пределах срока и объёма задания, но и дополнялись ценными сведениями, добываемыми разумной инициативой».

Р-Z авиаполка, в котором воевала Екатерина.

После окончания войны с белофиннами, Зеленко служила в 19-й авиационной бригаде Харьковского военного округа. В мае 1940 года, как опытный пилот, она была назначена командиром звена во вновь сформированном 135-м бомбардировочном полку. Знания, полученные в авиатехникуме, помогли ей быстро разобраться в новых самолётах. Она бывала в цехах, где собирали Су-2, проводила их испытания. С октября 1940 года по май 1941 года в качестве лётчика - инструктора принимала участие в переучивании руководящего состава 9 авиационных полков на новый самолёт Су-2. Кате было неполных 24 года, когда она помогала осваивать новые самолёты командному составу, где встречались ученики гораздо старше её по возрасту. Но умела молодая лётчица учить других так, что никто не считал зазорным учиться у женщины, сдавать ей технику пилотирования и не обижался на суровую требовательность.

Бомбардировщик СУ-2.

С началом Великой Отечественной войны Екатерина Зеленко снова на фронте. В июле 1941 года, ранним утром командир полка полковник Б. Янсен поставил командиру звена Зеленко задачу: разгромить колонну немецких танков и автомашин в районе Пропойска (ныне Славгород, Беларусь). Командование не случайно именно ей поручило выполнение этого ответственного задания: лётчица, в отличии от многих других офицеров полка, уже имела боевой опыт.

Спустя некоторое время группа бомбардировщиков Су-2, возглавляемая Екатериной Зеленко, поднялась в воздух. В чётком строю они приблизились к указанному району. Обнаружили цель: вражеская техника двигалась по дороге на восток. Ударили зенитки. Маневрируя среди дыма и огня, наши самолёты вышли на боевой курс. Путь им прокладывал Су-2, который вела Зеленко. По её сигналу все устремились на цель. На земле возникли яркие вспышки разрывов, загорелись танки, автомашины, цистерны. Выполнив задание, группа без потерь возвратилась на аэродром. Фотоконтроль подтвердил точность бомбового удара. За период своего участия в Великой Отечественной войне, заместитель командира 5-й эскадрильи 135-го бомбардировочного авиационного полка старший лейтенант Н. И. Зеленко совершила 40 боевых вылетов (в том числе ночью), участвовала в 12 воздушных боях с истребителями противника.

Таран и гибель.

Тот роковой день, 12 сентября 1941 года, выдался серый, пасмурный, словом, «невесёлый», как говорят лётчики. Командир 135-го ближнебомбардировочного авиаполка полковник Янсен вернулся из разведывательного полёта с тревожной вестью: к Лохвице (Украина) с двух сторон движутся танковые соединения. В полку после тяжёлых боёв первых недель войны осталась едва половина самолётов, а из оставшихся - многие повреждены. Истребителей, которые должны сопровождать бомбардировщики, на фронте не хватало. Выручал железный закон бомбардировщиков – плотный боевой строй.

Товарищ командир! Разрешите мне лететь? - подошла к Янсену старший лейтенант Зеленко.

За плечами Екатерины Зеленко, к 12 сентября было 40 боевых вылетов, 12 воздушных боёв, 60 уничтоженных танков и автомашин и до батальона немецкой пехоты. Командование полка собиралось представить её к высокой правительственной награде. Но было в полку и негласное решение: Катю беречь, в боевые полёты пускать пореже - единственная она в полку была женщина. И Янсен отдал приказание лететь экипажу Лебедева. А Катя не уходила, стояла навытяжку, смотрела умоляюще.

Летите в паре с Лебедевым, - решил командир.

Можно на вашем самолёте? - спросила Катя, обратившись к Пушкину.

Уже из кабины Су-2 Катя крикнула:

Товарищ командир! Тут ваши планшет и краги.

Ладно, пусть там будут! - махнул рукой Пушкин.

- «Синенький, скромный платочек!» - донеслось сквозь рокот мотора: с этой песней всегда уходила в полёт Катя Зеленко.

Су-2 капитана А. И. Пушкина. Именно на нём Е. И. Зеленко провела свой последний бой.

Пушкин ждал экипажи минут через 45 - 50, а пока занялся неотложными делами: из штаба ВВС 21-й армии извещали, что вероятно срочное перебазирование полка в город Лебедин Сумской области. К Берестовке, где располагался полк, подходили немцы.

Но ни через 45, ни через 50 минут экипажи не вернулись. Только через час из штаба Воздушной армии позвонил Лебедев и доложил, что они со штурманом капитаном Гавричевым находятся на аэродроме в Лебедине. На них напали 7 Ме-109, бомбардировщики приняли бой, но в облачности потеряли друг друга. О судьбе экипажа Зеленко он ничего не знает.

Вслед за звонком Лебедева в полку появился усталый, раненный в руку штурман Кати, лейтенант Павлык. Все бросились к нему:

Что с Катей? Где она?

- «После выполнения задания мы возвращались на аэродром. Самолёты атаковали 7 Ме-109. Экипаж Лебедева потеряли в ходе боя. Я вёл заградительный огонь. Катя, атакуя «Мессеров», вела огонь из крыльевых пулемётов. Один из «мессершмиттов» оказался в прицеле Кати. Она нажала на гашетку. Фашист задымил. У нас в кабине запахло гарью. «Павлык, куда смотришь!» - закричала Катя, подумав, что меня ранили и приказала прыгать. Я успел вывалиться из самолета, увидев, как Зеленко ударила немца, и потерял сознание. Очнулся от рывка раскрывшегося парашюта. Видел, как на землю падали обломки «сушки» и фашистского самолета».

Что касается ее боя, очевидцы рассказывали, фашистские летчики были настолько потрясены тараном советского пилота, что забыли о висевшем на парашюте штурмане и не стали его расстреливать в воздухе. Катя погибла в нескольких минутах лета от своего аэродрома, находившегося в соседнем районе возле села Берестовка. Не дожила двух дней до своего 25-летия. Однополчане не смогли организовать поиски ее тела, так как были вынуждены срочно отступать. Противник занял территорию, где она упала.

В 1943 году, когда Сумская область была освобождена от фашистов, в областной военкомат пришла учительница Анастасия Пантелеймоновна Марченко и принесла комсомольский билет с пятнами крови. Вот что рассказала она:

Это билет лётчицы, таранившей фашистский самолёт. Мы, жители села Анастасьевка, в тот день, 12 сентября 1941 года, спешили убрать урожай в поле и спрятать. Ждали, что вот-вот появятся немцы. Над нами разыгрался бой: 7 фашистских самолётов окружили один советский. Он отстреливался, и один вражеский самолёт загорелся и понёсся к земле. Потом советский самолёт ринулся на фашистский с налёту, и оба рухнули наземь. Фашистский - на лес, а наш - на край поля, в казацкую могилу - так у нас скифские курганы зовут.

Старый Мусий Хоменко, бывалый солдат, и Анастасия Марченко первыми подбежали к самолёту. Среди его обломков лежал пилот в обгоревшем комбинезоне. Достали из нагрудного кармана документы.

Це дивчина! Та яка молодэнька! - печально сказал старый Мусий и склонил голову.

Анастасия Пантелеймоновна посмотрела документы - удостоверение личности, орденскую книжку, комсомольский билет.

Комсомольский билет № 7463250… Екатерина Ивановна Зеленко… Год рождения 1916-й…

Надо схоронить дивчину, а то скоро немцы могут нагрянуть, - спохватился старый Хоменко.

Похоронили Катю на опушке, неподалёку от того места, где упал её самолёт (после войны её останки были перевезены в город Курск). А вечером Анастасьевку заняли немцы…

Памятник Кате в Курске.

В 1971 году на месте гибели Е. И. Зеленко произвели раскопки. На глубине трёх метров были обнаружены части её самолёта, а в нескольких километрах от этого места обломки «Ме-109» со следами таранного удара. Жителями Анастасьевки на месте падения самолёта Кати Зеленко был установлен обелиск.

Екатерина Ивановна Зеленко - единственная женщина в мире, применившая воздушный таран.

В честь неё была названа малая планета Солнечной системы «Катюша».

Зеленко Екатерина Ивановна (1916-1941).

Екатерина Ивановна Зеленко — единственная женщина, применившая воздушный таран. Он был произведен 12 сентября 1941 года близ села Анастасьевка, Роменского района, Сумской области на легком бомбардировщике Су-2 .

К воздушному тарану, или к тарану совершенному в воздухе, относятся по разному. Некоторые считают, что это неумение по-полной использовать бортовое оружие, другие считают таран мерой отчаяния, третьи — желание любой ценой выполнить поставленную задачу.

Как бы то ни было, таран это поступок очень смелых и целеустремленных и отважных людей. Для пилота самолет не только возможность находится в воздухе, в небе. Во время войны это твое боевое оружие, которое надо беречь, ведь от него зависит твоя жизнь. И пойти сознательно на уничтожение врага таким крайним методом как повреждение своего оружия, поступок, требующий не только точного и мгновенного расчета, но и психологической подготовки, смелости. Тем более если речь идет о самолете, от исправности которого зависит твое здоровье и твоя жизнь.

Несмотря на то, что с момента окончания Великой Отечественной войны прошло уже практически 72 года, не все еще достаточно хорошо известно о некоторых эпизодах этой страшной войны. Конечно, я не беру в расчет историков, архивариусов и прочих людей, которые по долгу своей работы должны знать больше чем простой человек, даже интересующийся историей. И если про воздушные тараны совершенные пилотами мужчина достаточно много писали и пишут, то про таран совершенный 24-х летней летчицей Екатериной Зеленко, знают немногие.

Екатерина Ивановна Зеленко, родилась в 14 сентября 1916 года в селе Корощино Олевского района Житомирской области. Дата гибели: 12 сентября 1941 года. Место последнего боя: село Анастасьевка, Роменский район, Сумской области (УССР).

Судьба молодых людей 20-30 годов в Светском Союзе была во многом похожа. Призывы «Комсомолец на самолет!», «Даешь Воздушный Флот!», романтика первых рекордов и дальних перелетов, первые Герои Советского Союза, никого не оставляли равнодушными. Тысячи, сотни тысяч юношей и девушек осваивали небо, на планерах на самолетах. И если у мужчин дальнейшая судьба была определена вполне четко и ясно, девушкам было много сложнее.

Екатерина Зеленко у самолета У-2.

По окончании обычной семилетки, Катя поехала поступать в воронежский авиационный техникум, здесь же, в Воронеже поступила в аэроклуб. Небо оказалось сильнее чертежной доски. Здесь, в воронежском аэроклубе, Екатерина познакомилась с Ниной Русаковой (впоследствии ставшей единственной женщиной заслуженным летчиком-испытателем!).
Утренние полеты, изучение теории и матчасти, учеба в техникуме и снова полеты – они успевали все и везде. Курсантка Екатерина Зеленко одной из первых в своей группе вылетела самостоятельно.

В 1933 году, в аэроклуб приехала комиссия летчиков-инструкторов Оренбургского военного училища летчиков. Из шести девушек курсанток отобрали только двоих: Катю Зеленко и Нину Русакову. Обучение в училищах летчиков происходило по индивидуальным программам. Это означало, что выпуск курсанта и присвоение ему звания происходило тогда, когда его инструктор считал подготовку оконченной. Екатерина окончила курс обучения за 11 месяцев. Уже в декабре 1934 года, 18-и летняя девушка получила звание военного летчика и поехала к месту службы – в Харьковскую авиабригаду.

Ночные, дневные и полеты в сложных метеоусловиях. Первое место по огневой подготовке. Освоение шести типов машин. Получение звания «старший лейтенант» и назначение командиром звена. О такой карьере военного летчика мог мечтать каждый в то время, и не только девушки, но и многие молодые люди.
С самого начала советско-финской войны Екатерина забрасывает руководство ВВС рапортами об отправке на фронт. По всей вероятности (женщин не привлекали тогда к военным действиям из политических соображений) по ошибке, ее рапорт был подписан. В личном деле было указан послужной список (весьма впечатляющий), налет в различных условиях и значилось: ст. лейтенант Е.И. Зеленко. Никому и в голову не могло прийти, что это 20-и летняя девушка. Так Катя Зеленко стала единственной девушкой летчицей не только в 11-м легкобомбардировочном полку, но и на всем Карельском перешейке. Ее самолет Р-Z всегда был одним из первых при всех боевых заданиях. Орден Боевого Красного Знамени она получала в Кремле, из рук Калинина.

С началом Великой Отечественной войны Екатерина Зеленко снова на фронте. Была заместителем командира 5-й эскадрильи 135-го ЛБАП (16-я смешанная авиационная дивизия, ВВС 6-й армии, Юго-Западный фронт). До 12 сентября 1942 года, в составе 135 ЛБАП, Екатерина провела 12 воздушных боев в 40 боевых вылетах. Она была одной из лучших на (новых тогда) легких бомбардировщиках Су-2. Была летчиком-инструктором и затем инспектором по пилотированию.
12 сентября, в паре с экипажем Лебедева, Зеленко вылетела на бомбардировку механизированной колонны. Прошло уже 45 минут (обычное полетное время для Су-2), а о вылетевшей паре не было никаких известий. Из звонка ведомого пары капитана Лебедева, которому удалось добраться до аэродрома Лебедин Сумской области, стало известно что пара Су-2 приняла бой с семеркой «Bf-109». В бою и в низкой облачности пара потерялась. Экипаж Лебедева израсходовав боеприпасы вышел из боя. Из рассказа штурмана Зеленко выяснилось что после того как был сбит один из самолетов противник, Су-2 Зеленко получил серьезные повреждения. Штурману удалось выпрыгнуть по приказу командира.

Позднее, очевидцы этого боя рассказали о последних минутах жизни Екатерины Зеленко. В 1943 году, когда Сумская область была освобождена от фашистов, в областной военкомат пришла учительница Анастасия Пантелеймоновна Марченко и принесла комсомольский билет с пятнами крови. Вот что рассказала она:
«Это билет лётчицы, таранившей фашистский самолёт. Мы, жители села Анастасьевка, в тот день, 12 сентября 1941 года, спешили убрать урожай в поле и спрятать. Ждали, что вот-вот появятся немцы. Над нами разыгрался бой: 7 фашистских самолётов окружили один советский. Он отстреливался, и один вражеский самолёт загорелся и понёсся к земле. Потом советский самолёт ринулся на фашистский с налёту, и оба рухнули наземь. Фашистский — на лес, а наш — на край поля.»

Екатерина Ивановна Зеленко — единственная женщина, применившая воздушный таран. На месте её гибели установлен обелиск. В Берестовке, где находился аэродром, и откуда она ушла в свой последний боевой вылет, установлен памятник. В Курске улица Весёлая называется теперь её именем.

В 1971 году на месте гибели Е.И.Зеленко произвели раскопки. На глубине трёх метров были обнаружены части её самолёта, а в нескольких километрах от этого места обломки «Ме-109» со следами таранного удара.

Звание «Героя Советского Союза» Екатерина Ивановна Зеленко получила 5 мая 1990 года (посмертно).

    Екатерина Ивановна Зеленко укр. Катерина Іванівна Зеленко 14 сентября 1916 12 сентября 1941 Место рождения … Википедия

    - (1916 41), летчица, Герой Советского Союза (1990, посмертно). Участница советско финской войны, испытывала бомбардировщик Су 2. Во время Великой Отечественной войны совершила 40 боевых вылетов, Погибла во время воздушного боя с 7 самолетами… … Энциклопедический словарь

    Зеленко Екатерина Ивановна Энциклопедия «Авиация»

    Зеленко Екатерина Ивановна - Е. И. Зеленко Зеленко Екатерина Ивановна (1916—1941) — советская лётчица, старший лейтенант, Герой Советского Союза (1990, посмертно). Окончила Оренбургскую Военную авиационную школу лётчиков (1934). Летала на самолётах 7 типов.Наряду… … Энциклопедия «Авиация»

    Зеленко Екатерина Ивановна - Е. И. Зеленко Зеленко Екатерина Ивановна (1916—1941) — советская лётчица, старший лейтенант, Герой Советского Союза (1990, посмертно). Окончила Оренбургскую Военную авиационную школу лётчиков (1934). Летала на самолётах 7 типов.Наряду… … Энциклопедия «Авиация»

    Зеленко Екатерина Ивановна - Е. И. Зеленко Зеленко Екатерина Ивановна (1916—1941) — советская лётчица, старший лейтенант, Герой Советского Союза (1990, посмертно). Окончила Оренбургскую Военную авиационную школу лётчиков (1934). Летала на самолётах 7 типов.Наряду… … Энциклопедия «Авиация»

    - (1916 41) летчица, Герой Советского Союза (1990, посмертно). Участница советско финской войны, испытывала бомбардировщик Су 2. Во время Великой Отечественной войны совершила 40 боевых вылетов, Погибла во время воздушного боя с 7 самолетами… … Большой Энциклопедический словарь

    - (1916 1941) советская лётчица, старший лейтенант, Герой Советского Союза (1990, посмертно). Окончила Оренбургскую Военную авиационную школу лётчиков (1934). Летала на самолётах 7 типов. Наряду со службой в авиачасти испытывала самолёты и… … Энциклопедия техники

24 июня 1945 г. в 10 часов утра на Красной площади в Москве состоялся парад в ознаменование Победы Советского Союза над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. Парад принимал первый заместитель наркома обороны СССР и заместитель Верховного главнокомандующего, командующий войсками 1-го Белорусского фронта Маршал Советского Союза Г. К. Жуков . Командовал парадом командующий войсками 2-го Белорусского фронта Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский .

22 июня 1945 г. в центральных советских газетах был опубликован приказ Верховного главнокомандующего И. В. Сталина № 370: «В ознаменование Победы над Германией в Великой Отечественной войне назначаю 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади парад войск действующей армии, Военно-Морского Флота и Московского гарнизона - Парад Победы».

В конце мая и начале июня в Москве проходила усиленная подготовка к параду. В десятых числах июня весь состав участников был одет в новую парадную форму и приступил к предпраздничной тренировке. Репетиция пехотных частей проходила на Ходынском поле, в районе Центрального аэродрома; на Садовом кольце, от Крымского моста до Смоленской площади, проходил смотр артиллерийских частей; мотомеханизированная и бронетанковая техника проводила смотр-тренировку на полигоне в Кузьминках.

Для участия в торжестве были сформированы и подготовлены сводные полки от каждого действовавшего в конце войны фронта, которые должны были возглавляться командующими фронтами. Из Берлина решено было привезти Красное знамя, водружённое над рейхстагом. Построение парада определили в порядке общей линии действующих фронтов - справа налево. Для каждого сводного полка специально определили военные марши, которые были ими особенно любимы.

Предпоследняя репетиция Парада Победы состоялась на Центральном аэродроме, а генеральная - на Красной площади. В 22 июня в 10 ч. утра Маршалы Советского Союза Г. К. Жуков и К. К. Рокоссовский появились на Красной площади на белом и вороном конях. После объявления команды «Парад, смирно!» по площади прокатился гул аплодисментов. Затем сводный военный оркестр в составе 1400 музыкантов под управлением генерал-майора Сергея Чернецкого исполнил гимн «Славься, русский народ!» М. И. Глинки. После этого командующий парадом Рокоссовский отдал рапорт о готовности к началу проведения парада. Маршалы совершили объезд войск, возвратились к Мавзолею В. И. Ленина, и Жуков, поднявшись на трибуну, от имени и по поручению Советского правительства и ВКП (б) поздравил «доблестных советских воинов и весь народ с Великой Победой над фашистской Германией». Прозвучал гимн Советского Союза, и начался торжественный марш войск.

В Параде Победы приняли участие сводные полки фронтов, Наркомата обороны и ВМФ, военные академии, училища и части Московского гарнизона. Сводные полки были укомплектованы рядовыми, сержантами и офицерами различных родов войск, отличившимися в боях и имевшими боевые ордена. Вслед за полками фронтов и ВМФ на Красную площадь вступила сводная колонна советских воинов, которые несли опущенные до земли 200 знамён немецко-фашистских войск, разгромленных на полях сражений. Эти знамена под барабанный бой были брошены к подножию Мавзолея в знак сокрушительного поражения агрессора. Затем торжественным маршем прошли части Московского гарнизона: сводный полк Наркомата обороны, военной академии, военные и суворовские училища, сводная конная бригада, артиллерийские, мотомеханизированные, воздушно-десантные и танковые части и подразделения.

В 23 часа небо над Москвой озарилось светом прожекторов, в воздухе появились сотни аэростатов, а с земли раздались залпы фейерверка с разноцветными огнями. Кульминацией праздника стало полотнище с изображением ордена «Победы», появившееся высоко в небе в лучах прожекторов.

На следующий день, 25 июня, в Большом Кремлёвском дворце состоялся приём в честь участников Парада Победы. После грандиозного праздника в Москве по предложению советского правительства и Верховного командования в сентябре 1945 г. состоялся малый Парад союзных войск в Берлине, в котором приняли участие советские, американские, английские и французские войска.

Лит.: Беляев И. Н. В парадном строю победителей: Смоляне-участники Парадов Победы в Москве. Смоленск, 1995; Варенников В. И. Парад Победы. М., 2005; Гуревич Я. А. 200 шагов по Красной площади: [Воспоминания участника Парадов Победы 1945 и 1985 гг.]. Кишинев, 1989; Победители: Парад Победы 24 июня 1945 г. Т. 1-4. М., 2001-2006; Штеменко С. М. Парад Победы // Военно-исторический журнал, 1968. № 2.

См. также в Президентской библиотеке:

Память о Великой Победе: коллекция .