Женщина совершившая воздушный таран. Екатерина Зеленко – единственная в мире женщина, совершившая воздушный таран. Боевое «крещение» в финскую кампанию

Указ, вносящий изменения в уставы Вооруженных сил РФ. Документ ввел новую форму ответа военнослужащих при поздравлении или объявлении благодарности командиром. Теперь вместо "Служу Российской Федерации" они должны отвечать "Служу России".

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о том, как менялась формулировка ответов военнослужащих на обращение командиров в российской и советской армиях.

До Октябрьской революции 1917 года

В Русской императорской армии форма ответа на приветствие командиров регламентировалась Уставом о внутренней службе в пехотных войсках (1877), Правилами воинского чинопочитания и отдания чести отдельными лицами и в составе команд (1884), др. На приветствие начальника нижние чины (солдаты и унтер-офицеры) должны были отвечать "Здравие желаем (желаю)"; в случае, когда начальник благодарит - "Рады стараться", при объявлении какой-либо милости - "Покорно благодарим", при прощании - "Счастливо оставаться". После ответа следовало прибавлять титул командира, например, к офицерам от прапорщика до штабс-капитана обращались "ваше благородие". В правилах указывалось, что "отвечая начальнику и титулуя его, нижние чины <...> должны явственно выговаривать каждое слово, но не растягивая и не отделяя одно от другого".

После Февральской революции 1917 года нормы, действовавшие в императорской армии, были отменены. 22 (9 по старому стилю) мая 1917 года военный и морской министр Временного правительства Александр Керенский своим приказом утвердил документ "Декларация прав солдата". Согласно ему, "особые выражения, употребляющиеся как обязательные для ответов одиночных людей и команд вне строя и в строю" (например, "так точно", "никак нет", "не могу знать", "рады стараться", "здравия желаем", "покорно благодарю" и т. п.) заменялись общеупотребительными ("да", "нет", "не знаю", "постараемся", "здравствуйте" и др.).

В Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) со времен Гражданской войны и до второй половины 1930-х годов при награждениях и вынесениях благодарностей был установлен ответ "Служу (служим) трудовому народу". Такая норма, в частности, была закреплена во Временном уставе внутренней службы РККА 1924 года.

В 1937 году в Вооруженных силах СССР был принят новый устав внутренней службы. Согласно ему, в ответ на приветствие командира красноармейцы должны были отвечать "Здравствуйте", на поздравление - протяжным "Ура" (отдельные военнослужащие - "Благодарю"), на благодарность командира - "Служу (служим) Советскому Союзу".

С небольшими изменениями эти формы ответов сохранились до распада СССР в 1991 году. Так, по Уставу внутренней службы Вооруженных сил СССР 1975 года (действовал до 1991 года) на приветствие начальника или старшего по званию все военнослужащие, находящиеся в строю или вне строя, отвечали "Здравия желаем (желаю)"; если начальник или старший прощался - "До свидания", добавляя в конце ответа слово "товарищ" и воинское звание без указания рода войск или службы. В случае, если командир поздравлял военнослужащего или благодарил его, следовал ответ "Служу Советскому Союзу". При поздравлении воинской части или подразделения военнослужащие отвечали протяжным троекратным "Ура", а если командир (начальник) благодарил подразделение - "Служим Советскому Союзу".

В Российской Федерации

В Уставе внутренней службы Вооруженных сил РФ 1993 года слова "Служу Советскому Союзу" были заменены на словосочетание "Служу Отечеству". После принятия в 2007 году нового Устава внутренней службы Вооруженных сил РФ вместо "Служу Отечеству" военнослужащие должны были говорить "Служу Российской Федерации". В остальном формы ответов на приветствия командиров оставались без изменений с 1975 года.


Екатерина Зеленко - единственная женщина-летчик, совершившая таран вражеского самолета во время Великой Отечественной войны

Каждому человеку постсоветского пространства дорог праздник 9 мая - День Победы. В этот день мы всегда вспоминаем те далекие военные годы, когда народ объединился в борьбе с фашистскими захватчиками.

Общее важнее личного. Жизнь не страшно отдать за то, чтобы жила страна. Бесстрашие ради будущего, чтобы жили следующие поколения. Именно эти ментальные качества позволили каждому жителю нашей необъятной страны вложить свой вклад в дело Победы. Каждый делал все, что только мог, отдавая здоровье, силы, а порою и жизнь за то, чтобы будущее нашей страны было безоблачным и мирным.


Накануне 70-летия Победы мне хочется вспомнить тех, кто отдал свои жизни за то, чтобы Победа стала нашей реальностью. Среди них есть люди, которые отличаются особым героизмом и бесстрашием,для которых их собственная жизнь - ничто, а жизнь человеческого общества - все.

Герой-летчик Екатерина Зеленко. Истоки героизма

Яркий тому пример - подвиг Екатерины Ивановны Зеленко, которая была единственной женщиной-летчиком, совершившей таран вражеского самолета во время Великой Отечественной войны. Она была не только ярким представителем нашего героического менталитета, но и сама обладала уретральным вектором. Ее жизнь, как яркая короткая вспышка, была наполнена служением своему народу.

Екатерина Зеленко родилась 14 сентября 1916 года в селе Корощин Ровенской области. В детстве она вела себя как все уретральные девочки, маленькие вождицы: лучше всех мальчишек с ее родной Веселой улицы лазила по деревьям, училась прыгать с крыши сарая с раскрытым зонтиком. Катя всегда прыгала первой и кричала: «Я буду летчицей!»

Бесстрашие было у Кати с самого детства . Уретральное желание совершать прорывы в неизведанное способствовали тому, что Екатерина Зеленко серьезно увлеклась совсем не женским занятием и сделала его делом всей своей жизни.

В 1933 году после окончания авиационного техникума и Воронежского аэроклуба Екатерина Зеленко по комсомольской путевке была направлена в 3-ю Оренбургскую школу пилотов и летчиков-наблюдателей им. Ворошилова, которую окончила с отличием осенью 1934 года и была распределена в 19-ю бомбардировочную авиабригаду. Наряду со службой Екатерина испытывала самолеты и авиационное оборудование. За четыре года она освоила семь типов летных машин.


В 1939-1940 годах она участвовала в советско-финской войне, во время которой совершала разведполеты в тыл противника и бомбила вражеские объекты.

Герой Советского Союза Николай Каманин, командир авиабригады, в которой служила отважная летчица, так отзывался о ней: «...Волевые качества развиты хорошо. Энергична. Решительна. Личная огневая подготовка хорошая. Передавать свои знания подчиненным может... Летает на самолетах: У-2, Р-1, Р-5, Р-10 УТ-1, УТ-2, ББ-1. Достойна внеочередного присвоения звания старшего лейтенанта».

Военные будни Екатерины Зеленко

Екатерина Зеленко принимает участие в боях с самых первых дней Великой Отечественной войны на Юго-Западном фронте. Служит в 135 авиационном бомбардировочном пункте близ Полтавы. С каждым полетом растет мастерство и опыт бесстрашной летчицы. Днем и ночью она уверенно выполняет любые задания командования.

За первые три неполных месяца войны Екатерина сделала более 40 боевых разведвылетов с нанесением бомбовых ударов по противнику, приняла участие в 12 воздушных боях. На счету ее звена бомбардировщиков 60 подбитых танков, 20 машин с пехотой и боеприпасами, батальон немецких солдат.

12 сентября 1941 года летчица совершила 2 разведывательных вылета, в результате которых ее боевая машина была повреждена. В тот день разведка сообщила, что немецкие танки прорвали фронт и стягиваются к Лохвице. Екатерина Зеленко попросила отправить ее на задание в машине заместителя командира полка Анатолия Пушкина.

Она вылетела вместе с экипажем капитана Лебедева.В районе города Ромны их атаковали семь вражеских истребителей «Мессершмитт-109».Вскоре самолет Лебедева был подбит и вышел из строя. Зеленко осталась одна против семи «Мессеров», которые взяли ее машину в кольцо.


Уничтожив один вражеский самолет, Зеленко стала стрелять по другой машине. Когда у нее закончились патроны, она могла выпрыгнуть с парашютом, но не остановила бой. Люди с уретральным вектором всегда идут вперед до конца, до полной победы.

Не задумываясь, Екатерина Зеленко повела свой падающий бомбардировщик на немецкий «Мессершмитт» со скоростью пикирования и, не отклоняясь от курса ни на градус, врезалась своей тяжелой машиной в тело «Мессера», проломив его. После этого самолет Кати Зеленко стал резко падать. Молча наблюдали жители деревни Анастасиевка, как обломки нашего «СУ» и немецкого «Мессершмитта» рухнули на золотистые поля и багряный лес.

Когда жители села приблизились к упавшему самолету, они увидели тело летчицы, которые было выброшено на землю при ударе. В левом кармане гимнастерки они нашли комсомольский билет на имя Екатерины Ивановны Зеленко. Она не дожила двух дней до своего двадцатипятилетия. Ее завернули в уцелевший парашют и похоронили в селе Анастасиевка.


В декабре 1941 года Екатерина Зеленко посмертно была награждена орденом Ленина. А 5 мая 1990 года указом президента СССР ей посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Екатерина Зеленко. Вектор отдачи

Ее жизнь была короткой, но очень яркой. Близкие запомнили ее светлую, сияющую улыбку и полные оптимизма слова.

Екатерина Ивановна Зеленко старший лейтенант - заместитель командира 5-й эскадрильи 135-го бомбардировочного авиационного полка (16-я смешанная авиационная дивизия, ВВС 6-й армии, Юго-Западный фронт) . Родилась 14 сентября 1916 года в селе Корощин ныне Бельского района Ровенской области. Украинка. Окончила 7 классов неполной средней школы ¦10 города Курска. С переездом матери в Воронеж поступила в Воронежский авиационный техникум. В октябре 1933 года окончила Воронежский аэроклуб и по комсомольской путевке направлена в 3-ю Оренбургскую военную авиационную школу летчиков и летчиков-наблюдателей имени К.Е.Ворошилова. В декабре 1934 года с отличием окончила авиашколу и была направлена в Харьков в 19-ю легкую бомбардировочную авиационную бригаду. Наряду со службой в бригаде испытывала самолеты и авиационное оборудование. За 4 года освоила 7 типов самолетов. Участница советско-финляндской войны 1939-1940 годов (единственная женщина среди летчиков). Воевала в составе 3-й эскадрильи 11-го легко-бомбардировочного авиационого полка (ВВС 8-й армии). Совершила 8 боевых вылетов на Р-Z на бомбардировку финских войск. Уничтожила артиллерийскую батарею и склад боеприпасов противника, за что награждена орденом Красного Знамени. Затем в качестве летчика-инструктора принимала участие в переучивании руководящего состава семи авиационных полков на новый самолет Су-2. На фронтах Великой Отечественной войны с первого ее дня. Совершила 40 боевых вылетов (в том числе ночью), участвовала в 12 воздушных боях с истребителями противника.

Звание Героя Советского Союза Зеленко Екатерине Ивановне присвоено посмертно Указом Президента СССР 5 мая 1990 года.

В одном из боевых вылетов в июле 1941 года группа бомбардировщиков под ее командованием в районе города Пропойска уничтожила 45 танков, 20 автомобилей, до батальона солдат противника и без потерь вернулась назад.

12 сентября 1941 года совершила 2 боевых вылета на разведку. Во втором вылете ее Су-2 был поврежден. После обеда поступило сообщение о том, что немецкие танки прорвали фронт. Нужно было срочно разведать обстановку в районе Ромен - Нежина - Прилуки - Пирятина - Лубен. Зеленко вместе с летчиком-наблюдателем лейтенантом Н.Павлыком вылетела на самолете заместителя командира полка А.И.Пушкина в паре с экипажем капитана Лебедева. При возвращении с задания в районе города Ромны их атаковали 7 вражеских истребителей Me-109. Наши летчики приняли неравный воздушный бой, но в облаках потеряли друг друга. Вскоре самолет Лебедева был подбит и он вышел из боя. Зеленко осталась одна против семи врагов. Немцы взяли ее самолет в кольцо. Как только один из них оказался в прицеле, Зеленко нажала гашетку. "Мессершмитт" загорелся и пошел к земле. Но и Су-2 был подбит, оба члена экипажа получили ранения, а у Павлыка, к тому же, кончился боезапас. Зеленко приказала ему покинуть самолет, а сама продолжила вести бой. Вскоре и у нее патроны кончились. Тогда она вышла на курс атаковавшего ее фашиста и повела бомбардировщик на сближение. От удара крылом по фюзеляжу "мессершмитт" разломился пополам, а Су-2 взорвался, при этом летчицу выбросило из кабины. Обломки обоих самолетов упали на землю возле села Анастасьевка Сумской области.

Тело Екатерины Зеленко было обнаружено местными жителями М.Хоменко, А.М.Марченко, И.Сильченко, В.Петриченко, М.Бутко, С.Балыкиным и опознано по комсомольскому билету ¦7463250, орденской книжке и удостоверению личности. В полк они сообщить не успели, так как на следующий день село захватили немцы. Первоначально была похоронена в центре села Анастасьевка. После войны ее останки были перевезены в город Курск. За свой подвиг в декабре 1941 года посмертно награждена орденом Ленина.

Екатерина Ивановна Зеленко была единственной женщиной, применившей воздушный таран. На месте ее гибели установлен обелиск. В Курске Екатерине Ивановне сооружен памятник и мемориальная доска на доме, где она жила в детские годы. В Берестовке, где находился аэродром и откуда она ушла в свой последний боевой вылет, установлен памятник. В честь ее малая планета Солнечной системы, открытая астрономом Крымской астрофизической обсерватории Т.Смирновой, носит имя Катюша. Ее имя носили морское судно, улицы в Курске, Воронеже, Сумах, школы и пионерские дружины. Ее комсомольский билет долгое время хранился у учительницы Анастасьевской школы А.М.Марченко, а затем был передан в Оренбургское высшее летное военное авиационное Краснознаменное училище летчиков имени И.С.Полбина. Музеи летчицы были созданы в Анастасьевке и в курской школе ¦10, в которой она училась. 5 мая 1990 года Указом Президента СССР ей посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Ее муж - командир 4-й эскадрильи того же полка Павел Игнатенко - погиб в воздушном бою в 1943 году.

(14. 9. 1916 - 12. 9. 1941)

Е катерина Ивановна Зеленко старший лейтенант - заместитель командира 5-й эскадрильи 135-го бомбардировочного авиационного полка (16-я смешанная авиационная дивизия, ВВС 6-й армии, Юго-Западный фронт) . Родилась 14 сентября 1916 года в селе Корощин ныне Бельского района Ровенской области. Украинка. Окончила 7 классов неполной средней школы №10 города Курска. С переездом матери в Воронеж поступила в Воронежский авиационный техникум. В октябре 1933 года окончила Воронежский аэроклуб и по комсомольской путевке направлена в 3-ю Оренбургскую военную авиационную школу летчиков и летчиков-наблюдателей имени К.Е.Ворошилова. В декабре 1934 года с отличием окончила авиашколу и была направлена в Харьков в 19-ю легкую бомбардировочную авиационную бригаду. Наряду со службой в бригаде испытывала самолеты и авиационное оборудование. За 4 года освоила 7 типов самолетов. Участница советско-финляндской войны 1939-1940 годов (единственная женщина среди летчиков). Воевала в составе 3-й эскадрильи 11-го легко-бомбардировочного авиационого полка (ВВС 8-й армии). Совершила 8 боевых вылетов на Р-Z на бомбардировку финских войск. Уничтожила артиллерийскую батарею и склад боеприпасов противника, за что награждена орденом Красного Знамени. Затем в качестве летчика-инструктора принимала участие в переучивании руководящего состава семи авиационных полков на новый самолет Су-2. На фронтах Великой Отечественной войны с первого ее дня. Совершила 40 боевых вылетов (в том числе ночью), участвовала в 12 воздушных боях с истребителями противника.

З вание Героя Советского Союза Зеленко Екатерине Ивановне присвоено посмертно Указом Президента СССР 5 мая 1990 года.

В одном из боевых вылетов в июле 1941 года группа бомбардировщиков под ее командованием в районе города Пропойска уничтожила 45 танков, 20 автомобилей, до батальона солдат противника и без потерь вернулась назад.

12 сентября 1941 года совершила 2 боевых вылета на разведку. Во втором вылете ее Су-2 был поврежден. После обеда поступило сообщение о том, что немецкие танки прорвали фронт. Нужно было срочно разведать обстановку в районе Ромен - Нежина - Прилуки - Пирятина - Лубен. Зеленко вместе с летчиком-наблюдателем лейтенантом Н.Павлыком вылетела на самолете заместителя командира полка А.И.Пушкина в паре с экипажем капитана Лебедева. При возвращении с задания в районе города Ромны их атаковали 7 вражеских истребителей Me-109. Наши летчики приняли неравный воздушный бой, но в облаках потеряли друг друга. Вскоре самолет Лебедева был подбит и он вышел из боя. Зеленко осталась одна против семи врагов. Немцы взяли ее самолет в кольцо. Как только один из них оказался в прицеле, Зеленко нажала гашетку. "Мессершмитт" загорелся и пошел к земле. Но и Су-2 был подбит, оба члена экипажа получили ранения, а у Павлыка, к тому же, кончился боезапас. Зеленко приказала ему покинуть самолет, а сама продолжила вести бой. Вскоре и у нее патроны кончились. Тогда она вышла на курс атаковавшего ее фашиста и повела бомбардировщик на сближение. От удара крылом по фюзеляжу "мессершмитт" разломился пополам, а Су-2 взорвался, при этом летчицу выбросило из кабины. Обломки обоих самолетов упали на землю возле села Анастасьевка Сумской области.

Т ело Екатерины Зеленко было обнаружено местными жителями М.Хоменко, А.М.Марченко, И.Сильченко, В.Петриченко, М.Бутко, С.Балыкиным и опознано по комсомольскому билету №7463250, орденской книжке и удостоверению личности. В полк они сообщить не успели, так как на следующий день село захватили немцы. Первоначально была похоронена в центре села Анастасьевка. После войны ее останки были перевезены в город Курск. За свой подвиг в декабре 1941 года посмертно награждена орденом Ленина.

Е катерина Ивановна Зеленко была единственной женщиной, применившей воздушный таран. На месте ее гибели установлен обелиск. В Курске Екатерине Ивановне сооружен памятник и мемориальная доска на доме, где она жила в детские годы. В Берестовке, где находился аэродром и откуда она ушла в свой последний боевой вылет, установлен памятник. В честь ее малая планета Солнечной системы, открытая астрономом Крымской астрофизической обсерватории Т.Смирновой, носит имя Катюша. Ее имя носили морское судно, улицы в Курске, Воронеже, Сумах, школы и пионерские дружины. Ее комсомольский билет долгое время хранился у учительницы Анастасьевской школы А.М.Марченко, а затем был передан в Оренбургское высшее летное военное авиационное Краснознаменное училище летчиков имени И.С.Полбина. Музеи летчицы были созданы в Анастасьевке и в курской школе №10, в которой она училась. 5 мая 1990 года Указом Президента СССР ей посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Е е муж - командир 4-й эскадрильи того же полка Павел Игнатенко - погиб в воздушном бою в 1943 году.


---
Источники:
1) Бессмертные подвиги. - М.: Воениздат, 1980
2) Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. Т.1. М.:Воениз.1987.

В истории Великой Отечественной войны особое место занимают события, участниками которых стали женщины-летчицы. Уйти на фронт - это уже пример бескрайнего мужества, отваги и любви к своей Родине.

А подняться в небо и ни в чем не уступая опытным летчикам, вести бой с противником, смогли немногие. И лишь одна авиатриса смога повторить подвиг Петра Нестерова Западные журналисты назвали ее русской Валькирией. Имя этой героини - Екатерина Ивановна Зеленко.

Катя Зеленко родилась в селе Корошин, ныне Бельского района Ровенской области в многодетной семье, была десятым ребенком. По воспоминаниям старшей сестры, Катя была отчаянной и смелой девочкой. Её не пугала высота, при «испытаниях парашюта-зонтика» она спрыгнула с крыши сарая, хотя никто из мальчишек не рискнул повторить прыжок.

После окончания 7 классов в Курске, Катя откликнулась на призыв страны советов «Комсомолец - на самолет!» и поступила в 1933 году в авиационный техникум и Воронежский аэроклуб. Затем, по комсомольской путёвке она была направлена в 3-ю Оренбургскую военную авиационную школу пилотов и лётчиков - наблюдателей имени К. Е. Ворошилова. Осенью 1934 года с отличием окончила авиашколу и была направлена в 19-ю лёгкобомбардировочную авиационную бригаду.

Наряду со службой в бригаде Екатерина Зеленко испытывала самолёты и авиационное оборудование. За 4 года освоила 7 типов самолётов.

Вот какую характеристику в конце 30-х годов молодой летчице дал один из ее первых командиров, Герой Советского Союза, Николай Каманин: «Волевые качества развиты хорошо. Энергична. Решительна. Личная огневая подготовка хорошая. Передавать свои знания подчиненным может. Уверенно летает на самолетах У-2, Р-1, Р-5, Р-10, УТ-1, УТ-2. Достойна присвоения воинского звания старший лейтенант…»

Екатерина Зеленко была единственной женщиной-летчицей, принимавшей участие в финской кампании. На бомбардировщике Р-Z совершила восемь боевых вылетов. Уничтожила артиллерийскую батарею и крупный склад боеприпасов противника. За это ее наградили орденом Красного Знамени. Вернувшись в Харьков, успешно освоила новый самолет Су-2 и в качестве летчика-инструктора учила на нем летать командный состав девяти авиационных полков (всего перед войной этот бомбардировщик получили 14 авиаполков ВВС.

ЕКАТЕРИНА ИВАНОВНА ЗЕЛЕНКО

С началом Великой Отечественной войны Екатерина Зеленко снова на фронте. Была заместителем командира 5-й эскадрильи 135-го ЛБАП (16-я смешанная авиационная дивизия, ВВС 6-й армии, Юго - Западный фронт).

Июль 1941 года. 135-й бомбардировочный авиационный полк базировался близ Полтавы. Ранним утром командир полка полковник Б. Янсен поставил командиру звена Зеленко задачу: разгромить колонну немецких танков и автомашин в районе Пропойска. Командование не случайно именно ей поручило выполнение этого ответственного задания: лётчица, в отличии от многих других офицеров полка, уже имела боевой опыт.

Спустя некоторое время группа бомбардировщиков Су-2, возглавляемая Екатериной Зеленко, поднялась в воздух. В чётком строю они приблизились к указанному району. Обнаружили цель: вражеская техника двигалась по дороге на восток.

Ударили зенитки. Маневрируя среди дыма и огня, наши самолёты вышли на боевой курс. Путь им прокладывал Су-2, который вела Зеленко. По её сигналу все устремились на цель. На земле возникли яркие вспышки разрывов, загорелись танки, автомашины, цистерны.

Выполнив задание, группа без потерь возвратилась на аэродром. Фотоконтроль подтвердил точность бомбового удара. Лётчики вывели из строя 45 танков, 20 автомашин с пехотой и боеприпасами, до батальона солдат противника.

От полёта к полёту росло мастерство и боевой опыт отважной лётчицы. Она уверенно выполняла любые боевые задания как днём, так и ночью.

За период своего участия в Великой Отечественной войне, старший лейтенант Н. И. Зеленко совершила 40 боевых вылетов (в том числе ночью), участвовала в 12 воздушных боях с истребителями противника. 12 сентября 1941 года отважная лётчица не вернулась с очередного боевого задания.

«12 сентября, Екатерина дважды вылетала на разведку. После обеда понадобилось найти крупную группировку немецких танков в районе Ромны — Нежин — Прилуки — Пирятин — Лубны. Самолет Зеленко имел повреждения, поэтому в третий боевой вылет она отправилась на моем самолете в паре с командиром эскадрильи капитаном Лебедевым, который летел ведущим.

Воздушные разведчики добыли ценную информацию. Ее надо было немедленно доставить командованию. Но когда Лебедев и Зеленко возвращались на свой аэродром, в районе города Ромны их атаковали семь истребителей «Мессершмитт-109». У наших летчиков был приказ не вступать в бой. А фашисты наседали. Чтобы самолет Лебедева смог уйти от преследования, Зеленко решила отвлечь противника.

На первом этапе войны мы чуть ли не все время летали на бомбежки без прикрытия истребителей. И нам часто удавалось успешно уходить от истребителей противника. Думаю, были шансы уйти и у Екатерины Зеленко. Но она приняла бой. Атакуя, вела огонь из четырех расположенных в крыльях пулеметов. Как рассказывал штурман лейтенант Николай Павлык, он сидел в задней кабине и стрелял из двух пулеметов по самолетам, пытающимся зайти «сушке» в хвост. Один из «мессершмиттов» оказался в прицеле Кати. Она нажала на гашетку. Фашист задымил. Вдруг по бронеспинке ударили вражеские пули. В кабине запахло гарью. «Павлык, куда смотришь!» — закричала Катя и подумала, что товарища, наверное, убили. Раненый штурман был жив, но у него кончились патроны. Командир самолета приказала ему прыгать. Павлык успел вывалиться из самолета, увидел, как Катя ударила немца, и потерял сознание. Очнулся от рывка раскрывшегося парашюта. Видел, как на землю падали обломки «сушки» и фашистского самолета.

….Что касается ее боя, очевидцы рассказывали, фашистские летчики были настолько потрясены тараном советского пилота, что забыли о висевшем на парашюте штурмане и не стали его расстреливать в воздухе. Катя погибла в нескольких минутах лета от нашего аэродрома, находившегося в соседнем районе возле села Берестовка. Не дожила двух дней до своего 25-летия. Мы, к сожалению, не смогли организовать поиски ее тела, так как были вынуждены срочно отступать. Противник занял территорию, где она упала.

О погибшей позаботились жители села Анастасиевка. Имя Кати они установили по комсомольскому билету и орденской книжке. Ее похоронили в селе. После войны останки были перезахоронены в Курске, где прошла ее юность.» из воспоминаний Героя Советского Союза генерал-лейтенанта авиации Анатолия Пушкина (в 1941-м заместитель командира полка)

ПОСТСКРИПТУМ: ,Светлая память,.. память о тех отчаянных и великих девчушках и парнях, которые отдали самое дорогое, что у них было — молодую жизнь. Осталась только Память о себе и своих делах..."