Каждый из нас лошадь маяковский. Хорошее отношение к лошадям. Анализ стихотворения Хорошее отношение к лошадям Маяковского

/ «Свои люди - сочтемся!»

Действие первое .

Олимпиада Самсонова Большова - дочь купца Самсона Силыча Большова, достигшая возраста, когда ее уже пора выдавать замуж. Среди остальных она была известна, как Липочка. Каждый день она сидит у окна с книгой, но не читает, а погружается в воспоминания о танцах. Ее радуют воспоминая о бале, проходившего полтора года назад. Но огорчает то, что сейчас она начала все забывать. Ее стремления повторить прежние движения оказываются бесполезными.

Аграфена Кондратьевна - мама Липочки. При входе в комнату, начинает упрекать дочь за ранние танцы. Когда Аграфена просит дочь позавтракать, та убеждает, что попила чай с ватрушками. Так между ними развязывается ссора, где девушка винит мать в том, что она до сих пор не вышла замуж, ибо все ее подружки уже давно замужем.

Липа устраивает истерику, сильно плачет и утверждает, что не успокоится до того момента, пока ей не найдут жениха. Обеспокоенная мать, не желая видеть страдания дочери, зовет на помощь сваху. Сваха, которую зовут Устинья Наумовна, быстро приходит и выпивает с Аграфеной, разговаривая на различные темы. Семья не может прийти к единому мнению - какой жених им нужен. Липочка стремится выйти замуж за благородного мужчину, тогда как мать планирует выдать ее за торговца, а отец за богача. Это вызывает недовольство со стороны свахи, так как сложно найти мужа, если все хотят разного.

В комнату заходит Сысой Псоич Рисположенский, ранее был чиновником по судебным делам, уволенный за частое нахождение в нетрезвом положении. Нам ним хотели провести судебный процесс, однако мольбы о прощении вынудили генерала отменить суд и отправить пьяницу в отставку. При прибытии он не обиделся на шутку свахи насчет его отчества и попросил налить ему рюмку.

Появляется Большов. Он испытывает проблемы с денежными средствами и не знает, как вернуть задолженности. Посоветовавшись с бывшим чиновником о выходе из тяжелого положения, он решается объявить себя банкротом. Так как его имущество отнимут из-за долгов, Самсон утверждает состояние на имя своего приказчика Лазаря Подхалюзина.

Действие второе .

Подхалюзин уже долгое время тайно влюблен в Липочку. В его голове промелькнула мысль жениться на ней. Он в курсе, что она интеллигентная и достаточно умная женщина, и ей необходим достойный муж, каким он считал себя. Для этого он приберег небольшой капитал, подумывая рассказать обо всем ее отцу, чтобы просить разрешения устроить свадьбу.

Приказчик, будучи в отличном настроении, послал слугу добыть рябиновую настойку. После этого, его навещает Сысой и рассказывает о сумме, которую вручит ему Большов за проделанную работу. Лазарь, поймав удобный момент, предлагает сумму, превышающую в два раза, тот охотно соглашается.

Ключница Фоминишна и Устинья ведут беседу, касающуюся Олимпиады, а точнее насчет того, как сложно найти ей подходящего суженого. Когда они разошлись и последняя села отдохнуть, к ней подошел Подхалюзин и начал расспрашивать, почему она часто стала навещать этот дом. Та признается, что все-таки нашла кандидата в мужья. Он обещал большие деньги и дорогую шубу, если она выполнит его просьбу: пустит сплетни о разорении купца и откажет жениху.

В контору приходит Большов, все испугались, посчитав его за пьяного. Лазарь заводит беседу о женитьбе, но не напрямую, а тонко намекает. Якобы Липа является "самой красивой в мире; та, о которой можно только мечтать". Услышав это, ее отец предложил ему стать зятем, но приказчик нарочно отказался, твердя, что недостоин ее любви. В ответ Большов заявил, что это он решает, за кого его дочь должна выходить замуж. Ему казалось выгодным то, что он пропишет имущество не на приказчика, а на зятя и объявляет о свадьбе.

Действие третье .

Липа одета в свадебное платье. Она очень рада, что наконец выходит замуж и ждет жениха. Ее мать, в очередной раз, восхищается красотой своей дочери. Отец был довольно равнодушен. Аграфену несколько огорчило то, что ее муж безразличен в день замужестве дочери, в день, когда он скоро расстанется с дочерью.

Казалось бы, вот-вот начнется свадьба, но сваха приносит неприятные вести: жених не готов, капризничает и все еще не решается свататься. Окружающие начинают волноваться, а Большов старается всех успокоить. Когда Липе это надоело, и она собралась уйти переодеться, отец останавливает ее и твердит, что прямо сейчас приведет ей другого жениха.

Тут же прибывают Подхалюзин, Сысой и ключница. Присутствующие почему-то завели разговор о цепи недавно произошедших банкротств. Самсон прерывает всех, напоминает им о свадьбе своей единственной дочки, назначая Лазаря снова женихом.

Все гости в недоумении. Сама же невестка недовольна больше всех. Она не хотела стать супругой Лазаря, потому что считала его необразованным и недостойным ее. Липа жаловалась отцу, что никогда не сталкивалась с тем, когда хозяин выдает дочурку за своего же работника. Подзалюхин огорчен, он представлял все это не так. Большов заставляет их держаться за руки и сесть рядом, а гостям подойди к столу.

Аграфена и ключница считают сватовство Липочки с приказчиком позором их семьи, обвиняя в этом ее отца. Тот уверяет, что в роли отца подобрал для нее наилучшего мужа. Липа начинает плакать и просить помощи у матери, чтобы та уговорила отца передумать. В ответ на это Подхалюзин обещает своей будущей теще, что он станет лучшим зятем для нее и лучшим женихом для ее дочери.

Оставшись наедине со своей невестой, приказчик спрашивает у нее - почему он ей так не понравился? Олимпиада назвала его необразованным, и повторила, что мечтает только о благородном женихе. Лазарь понимает, что ее не заставишь полюбить его. Но объясняет, что благородному жениху понадобится неплохое наследство, а ее отец уже полностью разорен.

Липа не верит в банкротство папы. Подхалюзин, желая это доказать, достает документы, подтверждающие, что все имущество Большовых теперь принадлежит ему, и показывает ей. При этом добавляя, что теперь у него денег очень много. Липочка взглянув на все бумаги и, убедившись во всем, задумывается о будущем. В то время, когда тот обещает купить ей все, что она только пожелает.

Олимпиада внимательно следит за его речью. Ее огорчило то, что он не может разговаривать по-французски. Лазарь, сев на колени, клянется в вечной любви, утверждая, что она единственная из женщин, которая способна сделать его счастливым. Она просит своего жениха поскорее увезти ее подальше от этого дома, утверждая, что ей надоел родительский дом и выходки родителей.

Молодожены решают быстро провести свадьбу и уехать в собственный дом, где начнут жить по своему усмотрению. Приказчик собирает всех присутствующих вокруг себя и объявляет, что Липочка согласна сыграть свадьбу. Самсон обещает отдать ему все оставшееся у него богатство в обмен на то, что зять будет кормить их с женой. Лазарь отвечает: "Свои люди - сочтемся". Все принимаются пить вино, на отказ Сысого выпить, ему льют вино за шиворот. Присутствующие радуются, смеются и не задумываются о том, что ждет их впереди.

Действие четвертое .

Молодожены приезжают в свой новый дом, где все устроено по-современному. Дом был роскошным. Лазарь с большим удовольствием слушает, как разговаривает жена на французском, хоть она и говорит плохо, ведь он видит в ней идеальную жену. Он дает ей слово купить шикарную повозку и коней для прогулок в Сокольники.

Дом Подхалюзиных посещает сваха, чтобы взять свое заслуженное вознаграждение. Вместо большой суммы денег, она получает лишь ее десятую часть, а вместо дорогой шубы - потрепанное платье. Устинья со злостью покидает дом, дав обещание, что опозорит молодых на всю деревню.

Липа выглядывает в окно и наблюдает, как ее родители вместе идут к их дому. Она узнает, что ее отец погряз в долгах и не может выплатить кредиты. Однако Олимпиада не желает давать своему отцу денег, так как ей придется снова ходить в недорогих платьях. Большов не может свободно ходить по улице - его сопровождает солдат, люди тыкают на него пальцем, все знакомые и приятели, знавшего его долгое время как хорошего купца, просто отвернулись от него. Ни Липу, ни ее мужа совсем не волнует судьба родителей.

Самсон очень зол на себя и свои проделанные действия. Он просил не помощи, а то, что по праву принадлежит ему. Большов обвиняет себя в том, что ранее не прогнал Лазаря, когда начал подозревать, что он не чистый, а наоборот, назначил его приказчиком, отдал имущество и единственную любимую дочь.

Он недоволен тем, что собственными руками довел себя до такого состояния. Самсон понимает, что всего этого уже не вернуть, и готов прыгнуть в Москву-реку.

Он сравнивает зятя с Иудой, предавшего Христа за деньги. Также, как и приказчик предал свою совесть. Он в последний раз просит, даже умоляет, свою дочь и зятя дать им денег, в противном случае его вышлют в Сибирь. Но те напрочь отказываются помочь, предлагая лишь несколько копеек. Отец и мать Липы разочаровываются в ней, начинают оскорблять молодоженов, утверждая, что придет время, когда деньги погубят их. Когда мать начинает проклинать дочь, Большов уводит ее, чтобы поговорить наедине. На прощание он говорит дочке, чтобы та продолжала развлекаться, но хоть иногда вспоминала о родителях.

Лазарь удивлен происходящему, ему стало жаль родителей Липы, что вот-вот готов согласиться поехать и расплатиться со всеми долгами. Но в дом прибегает Рисположенский, как и сваха, за своими обещанными деньгами. Ему не то чтобы десятую часть, но и вообще не заплатили. Сысой злится и обещает рассказать всем о его махинациях и о том, как он тестя обокрал. Подхалюзин с издевкой отвечает, что все ему верят, и остальным это лишь приснилось.

Читать стих «Хорошее отношение к лошадям» Маяковского Владимира Владимировича можно на сайте. Произведение написано в 1918 году и основано на реальном случае. Однажды Маяковский стал свидетелем того, как на Кузнецком мосту подскользнувшись, упала на круп рыжая лошадь. Собравшаяся толпа увидела повод для веселого смеха, и лишь поэт проявил к животному участие и сострадание.

Сама личность Владимира Маяковского очень неординарна. Высокий, с энергичными чертами лица, с прямотой характера и беспощадностью к глупости, подлости и лжи, он большинству современников казался не только смелым и дерзким в поэтических новшествах, но и несколько брутальным и демонстративным в характере. Однако немногие знали, что у Маяковского была тонкая, чувствительная, ранимая душа. Случай с упавшим животным, над которым смеялись подошедшие зеваки, тронул поэта. Щемящая боль в лошадиных глазах, «каплищи слез», катящиеся по морде, отозвались болью в его сердце, а «звериная тоска» разлилась по улице и смешалась с тоской человеческой. Тоской по добру, сочувствию чужой боли, сопереживанию. Маяковский сравнивает людей с лошадьми – ведь животные, как и человек, способны чувствовать боль, нуждаются в понимании и поддержке, добром слове, даже если сами не способны говорить. Часто сталкиваясь с непониманием, завистью, людской злобой, холодным равнодушием, испытывая порой усталость от жизни и «заезженность», поэт смог проникнуться болью животного. Его соучастие и простые дружеские слова помогли кобыле «рвануться, встать на ноги», стряхнуть старость, почувствовать себя молодым и резвым жеребенком – сильным, здоровым, жаждущим жизни.

Текст стихотворения Маяковского «Хорошее отношеник к лошадям» можно полностью скачать илли читать онлайн на уроке литературы в классе.

Били копыта,
Пели будто:
– Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.-
Ветром опита,
льдом обута
улица скользила.
Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
– Лошадь упала!
– Упала лошадь! –
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные…

Улица опрокинулась,
течет по-своему…

Подошел и вижу –
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти…

И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
“Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте –
чего вы думаете, что вы сих плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь”.
Может быть,
– старая –
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И всё ей казалось –
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.

Владимир Маяковский
Антология русской поэзии

Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» Маяковский написал в 1918 году. Известно, что Маяковский как никто из поэтов принял революцию и был целиком захвачен событиями, связанными с нею. У него была сформирована ясная гражданская позиция, и свое искусство художник решил посвятить революции, людям, ее делавшим. Но в жизни каждого не только светит солнце. И хотя поэты той поры были люди востребованными, Маяковский, как человек умный и чуткий, понимал, что служить творчеством Отечеству надо и можно, но вот толпа не всегда понимает поэта. В конце концов не только любой поэт, но и любой человек остаются одинокими.

Тема стихотворения: история лошади, которая «грохнулась» на булыжную мостовую, очевидно, от усталости и потому, что мостовая была скользкая. Упавшая и плачущая лошадь – это своеобразный двойник автора: «Деточка, все мы немножко лошади».
Люди, увидев упавшую лошадь, продолжают заниматься своими делами, и исчезло сострадание, милосердное отношение к беззащитному существу. И только лирический герой почувствовал «какую-то общую звериную тоску».

Хорошее отношение к лошадям
Били копыта,
Пели будто:
- Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.-
Ветром опита,
льдом обута
улица скользила.
Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
- Лошадь упала!
- Упала лошадь! -
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные...

Читает Олег Басилашвили
Оле́г Валериа́нович Басилашви́ли (род. 26 сентября 1934, Москва) - советский и российский актёр театра и кино. Народный артист СССР

Маяковский Владимир Владимирович (1893 – 1930)
Русский советский поэт. Родился в Грузии, в селе Багдади, в семье лесничего.
С 1902 г. учился в гимназии в Кутаиси, затем в Москве, куда после смерти отца переехал вместе со своей семьей. В 1908 г. оставил гимназию, отдавшись подпольной революционной работе. В пятнадцатилетнем возрасте вступил в РСДРП(б), выполнял пропагандистские задания. Трижды подвергался аресту, в 1909 г. сидел в Бутырской тюрьме в одиночке. Там и начал писать стихи. С 1911 г. занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Примкнув к кубофутуристам, в 1912 г. опубликовал первое стихотворение - «Ночь» - в футуристическом сборнике «Пощечина общественному вкусу».
Тема трагичности существования человека при капитализме пронизывает крупнейшие вещи Маяковского предреволюционных лет - поэмы «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир». Уже тогда Маяковский стремился создать поэзию «площадей и улиц», обращенную к широким массам. Он верил в близость наступающей революции.
Эпос и лирика, разящая сатира и агитационные плакаты РОСТА - на всем этом многообразии жанров Маяковского лежит печать его самобытности. В лирико-эпических поэмах «Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо!» поэт воплотил мысли и чувства человека социалистического общества, черты эпохи. Маяковский мощно влиял на прогрессивную поэзию мира -у него учились Иоганнес Бехер и Луи Арагон, Назым Хикмет и Пабло Неруда. В поздних произведениях “Клоп” и “Баня” звучит мощная сатира с элементами антиутопии на советскую действительность.
В 1930 году покончил жизнь самоубийством, не вынеся внутреннего конфликта с “бронзовым” советским веком, в 1930 г., похоронен на Новодевичьем кладбище.

Стихотворение Владимира Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» молодой поэт-футурист создал после революции, в 1918 году. Ощущая себя изгоем в окружающем его обществе, Маяковский принял революцию с большим энтузиазмом, надеясь на значительные перемены, как в своей жизни, так и в жизни простых людей, однако он скоро разочаровался в её идеалах, сделав для себя выводы, что хотя государственный строй и претерпел изменения, люди в своем большинстве остались прежними. Глупость, жесткость, вероломство и беспощадность остались в приоритете у большинства представителей практически всех социальных классов, и с этим невозможно было что-то сделать. Новое государство, пропагандирующее главенство равенства и справедливости, была Маяковскому по душе, вот только люди его окружающие, причиняющие ему страдания и боль, часто получали в ответ его злые насмешки и язвительные шуточки, которые выступали в качестве защитной реакции молодого поэта на оскорбления толпы.

Проблематика произведения

Стихотворение было создано Маяковским после того, как он сам стал свидетелем того, как на обледеневшей мостовой Кузнецкого моста «лошадь на круп грохнулась». В характерной для него прямолинейной манере он показывает читателю, как это произошло и описывает, как на это отреагировала сбежавшаяся толпа, для которой данное происшествие показалось весьма комичным и забавным: «смех зазвенел и зазвякал: - Лошадь упала! Упала лошадь! — Смеялся Кузнецкий».

И только один автор, случайно проходивший рядом, не пожелал стать частью улюлюкавшей и потешающейся над бедным созданием толпы. Его поразила та «звериная тоска», которая таилась в глубине лошадиных глаз, и ему захотелось как-то поддержать и приободрить бедную животинку. Мысленно он попросил её перестать плакать и утешил словами: «Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь».

И рыжая кобыла, словно ощутив и поняв его доброту и теплое участие в её судьбе, поднимается на ноги и идет дальше. Слова поддержки, которые она получила от случайного прохожего, дают ей силы побороть её проблемы, она вновь чувствует себя молодой и энергичной, готовой продолжать нелегкий, порою непосильный каторжный труд: «И все ей казалось - она жеребенок, и стоило жить, и работать стоило».

Композиция и художественные приемы

Для передачи атмосферы трагического одиночества автор применяет различные художественные приемы: звукопись (передача описание предмета посредством издаваемых им звуков) - стук лошадиных копыт «гриб, грабь, гроб, груб», аллитерацию - повторение согласных звуков [л], [г], [р], [б] для создания у читателей звуковой картинки цокающей ходьбы лошади по городской мостовой, ассонанс - повторение гласных звуков [у], [и], [а] помогает предать звуки толпы «Лошадь упала! Упала лошадь!», лошадиные крики боли и вопли зевак.

Особую чувственность и оригинальность произведению Маяковского придает использование неологизмов (клешить, каплище, опита, плоше), а также ярких метафор (улица опрокинулась, тоска вылилась, смех зазвякал). Стихотворение богато разнообразными рифмами:

  • Усеченной неточной (плоше - лошадь, зевака - зазвякал), по мнению Маяковского она приводила к неожиданным ассоциациям, появлению нетипичных образов и идей, что ему очень нравилось;
  • Неравносложной (шерсти - шелесте, стойло - стоило);
  • Составной (в вой ему - по-своему, один я - лошадиные);
  • Омонемическаой (пошла - прилагательное, пошла - глагол).

Маяковский сравнивал себя с этой загнанной, старой лошадью, над проблемами которой смеются и издеваются все кому лень. Подобной этой рыжей кобыле-труженнице, он нуждался в простом человеческом участии и понимании, мечтал о самом обычном внимании к своей личности, которое бы помогало ему жить, придавало сил, энергии и вдохновения идти вперед по своей непростой и порою весьма тернистой творческой тропе.

Очень жаль, но внутренний мир поэта, отличающийся глубиной, хрупкостью и противоречивостью, никого, даже его друзей, особо не интересовал, что в дальнейшем привело к трагической смерти поэта. А ведь чтобы получить хоть немного дружеского участия, заслужить простое человеческое понимание и душевную теплоту, Маяковский был даже не против поменяться местами с обычной лошадью.

Тема: Из литературы XX века

Урок: Стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

Высокий, широкоплечий, с мужественными и резкими чертами лица, Маяковский был на самом деле очень добрым, мягким и ранимым человеком. Очень любил животных (рис. 1).

Известно, что он не мог пройти мимо бездомной кошки или собаки, подбирал их, пристраивал у знакомых. Однажды у него в комнате жили одновременно 6 собак и 3 кошки, одна из которых вскоре родила котят. Квартирная хозяйка приказала немедленно прикрыть этот зверинец, и Маяковский спешно начал искать питомцам новых хозяев.

Рис. 1. Фото. Маяковский с собакой ()

Одно из самых проникновенных признаний в любви к «братьям нашим меньшим» - пожалуй, во всей мировой литературе - мы найдем у Маяковского:

Я люблю зверье.

Увидишь собачонку -

тут у булочной одна -

сплошная плешь, -

и то готов достать печенку.

Мне не жалко, дорогая,

Из биографии В. Маяковского мы знаем, что он учился в Москве в училище живописи, ваяния и зодчества, одновременно увлекался новым направлением в искусстве, получившим название ФУТУРИЗМ, и социалистическими идеями.

Футуризм (от лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России. Манифест русских футуристов назывался «Пощечина общественному вкусу» (1912 г.)

Футуристы считали, что литература должна искать новые темы и формы. По их убеждению, современный поэт должен отстаивать свои права. Вот их перечень:

1.На увеличение словаря в е г о о б ъ ё м е произвольными и производными словами (слово-новшество)

2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку

3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы

4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования

Футуристы экспериментировали со словом, создавая авторские неологизмы. Так, например, футурист Хлебников придумал название русских футуристов - будетляне (люди будущего).

За участие в революционных кружках Маяковский трижды был арестован, последний раз 11 месяцев провел в тюрьме. Именно в этот период Маяковский решает всерьез заняться литературой. В поэме Асеева «Маяковский начинается» (рис. 2) этот период жизни поэта описан в следующих словах:

Рис. 2. Иллюстрация к поэме Асеева «Маяковский начинается» ()

И вот он выходит:

большой, длиннолапый,

обрызганный

ледниковым дождем,

под широкополой,

обвиснувшей шляпой,

под вылощенным нищетой плащом.

Вокруг никого.

Лишь тюрьма за плечами.

Фонарь к фонарю.

За душой - ни гроша…

Лишь пахнет Москва

горячо калачами,

да падает лошадь,

боками дыша.

Упоминание о лошади в этом отрывке не случайно. Одним из лучших стихотворений раннего Маяковского стало стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» (рис. 3).

Рис. 3. Иллюстрация к стихотворению Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» ()

Сюжет его был подсказан самой жизнью.

Однажды В.В. Маяковский стал свидетелем уличного происшествия, нередкого в голодающей Москве 1918 года: обессиленная лошадь упала на обледеневшую мостовую.

9 июня 1918 года в московском издании газеты «Новая жизнь» №8 было напечатано стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

Стихотворение необычно по форме и содержанию. Во-первых, необычна строфика, когда стихотворная строка разрывается и продолжение пишется с новой строки. Такой прием получил название «лесенка Маяковского» и объяснялся им в статье «Как делать стихи? ». Поэт считал, что такая запись придает стихотворению нужный ритм.

Образы в стихотворении Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

Лошадь

Улица (толпа)

Лирический герой

1. Лошадь на круп

грохнулась,

2. За каплищей каплища

по морде катится,

прячется в шерсти...

рванулась,

встала на ноги,

3. Рыжий ребенок.

Пришла веселая,

стала в стойло.

И все ей казалось -

она жеребенок,

и стоило жить,

и работать стоило.

1. Ветром опита,

льдом обута,

улица скользила,

2. За зевакой, зевака,

штаны пришедшие Кузнецким клёшить,

сгрудились,

смех зазвенел и зазвякал

3. Улица опрокинулась,

течет по-своему...

1. Смеялся Кузнецкий.

2. И какая-то общая

звериная тоска

плеща вылилась из меня

и расплылась в шелесте.

"Лошадь, не надо.

Лошадь, слушайте -

чего вы думаете, что вы их плоше?

все мы немножко лошади,

каждый из нас по-своему лошадь".

Лошадь - символ одинокой живой души, которой понадобилась поддержка, сочувствие. Также это символ стойкого характера, лошадь нашла силы подняться и жить дальше.

Улица - враждебный, равнодушный, холодный и жестокий мир.

Вывод : в стихотворении Маяковский поднимает нравственную проблему жестокости и равнодушия мира по отношению к живой душе. Однако, несмотря на это, идея стихотворения оптимистична. Если лошадь нашла в себе силы подняться и встать в стойло, то и поэт делает для себя вывод: несмотря ни на что жить стоит и работать стоит.

Средства художественной выразительности

Развернутая метафора . В отличие от простой метафоры, развернутая заключает в себе образное подобие определенного жизненного явления и раскрывается на протяжении отрезка или всего стихотворения.

Например:

1. Ветром опита,

льдом обута,

улица скользила.

2. И какая-то общая

звериная тоска

плеща вылилась из меня

и расплылась в шелесте.

Стилистические приемы : ассонанс и аллитерация . Это фонетические приемы, позволяющие звуками нарисовать или передать событие.

Ассонанс:

Лошадь упала!-

Упала лошадь!-

С помощью гласных поэт передает крик толпы, а может быть, ржание лошади, ее крик. Или крик лирического героя? В этих строчках звучит боль, стон, тревога.

Аллитерация:

сгрудились,

смех зазвенел и зазвякал

С помощью согласных поэт передает неприятный смех толпы. Звуки раздражают, как скрип ржавого колеса.

Звукоподражание — один из видов звукописи: использование фонетических сочетаний, способных передать звучание описываемых явлений

Например:

Били копыта.

Пели будто:

Используя двусложные и односложные слова с повторяющимися звуками, поэт создает звуковой эффект скачущей лошади.

Особенности рифмы

В. Маяковский во многом был первооткрывателем, реформатором, экспериментатором. Его стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» удивляет своим богатством, разнообразием и оригинальностью рифмы.

Например:

Усеченная, неточная: плоше - лошадь, зевака - зазвякал

Неравносложная: в шерсти - в шелесте, стойло - стоило

Составная: в вой ему - по-своему

Омонимическая: пошла - краткое прилагательное и пошла - глагол.

Таким образом , автор использует различные литературные приемы, чтобы создать яркую, эмоциональную картину, которая не оставит никого равнодушными. Такая особенность присуща всему творчеству Маяковского. Свое предназначение Маяковский видел, в первую очередь, в воздействии на читателей. Именно поэтому М. Цветаева назвала его «первым в мире поэтом масс», а Платонов - «мастером всеобщей большой жизни».

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Источник).

Домашнее задание

  1. Выразительно прочитайте стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». В чем особенность ритма этого стихотворения? Легко ли вам его было читать? Почему?
  2. Найдите в стихотворении авторские слова. Как они образованы?
  3. Найдите в стихотворении примеры развернутой метафоры, гиперболы, каламбура, ассонанса, аллитерации.
  4. Найдите строки, в которых выражена идея стихотворения.