А ты чем помог фронту плакат. История великой отечественной войны в советских агитационных плакатах. «Ты нужен своей стране!»

В самой гуще амазонских джунглей, в Эквадоре, живет одно из самых свирепых племен Южной Америки хиваро; оно пользуется дурной славой «охотников за черепами». Члены этого племени не только охотятся за черепами, но еще и высушивают отрубленные человеческие головы. Это не просто легкая «косметическая» операция. Они настолько усовершенствовали свое искусство, что в результате их умелых действий большая нормальная человеческая голова превращается в маленькую, не больше кулака взрослого человека. Самое удивительное заключается в том, что при этом черты лица не претерпевают никаких изменений. По сути дела, высохшая человеческая голова становится точной маленькой копией оригинала.

Высушенная голова у индейцев хиваро (Эквадор)


Для этого из головы удаляют мозг и кости. Кожа варится в специальной травяной смеси в течение двух часов, пока не станет похожей на резину. После этого ее зашивают, привязывают к высокому шесту и сушат на солнце. Затем «кожаную» голову набивают нагретыми голышами и раскатывают. В результате такой обработки первоначальные размеры головы уменьшаются почти наполовину. Если голова оказывается слишком маленькой для таких камней, то вместо них туда насыпают раскаленный песок, что заставляет ее скукожиться еще больше. В конце концов она достигает нужных размеров. Волосы, которые сохраняют прежнюю длину, делают высушенную голову еще более ужасной на вид. После этого ее обычно украшают птичьими перьями, что только усиливает ее устрашающий вид.

Для того чтобы не допустить побега мстительной души убитого человека, которая, по всеобщему поверью, обитает в высушенной голове, губы и веки ей зашивают, а в ноздри заталкивают шарики из хлопка.

Фактически вся процедура высушивания головы была изобретена из-за твердого убеждения в том, что если не подвергнуть голову убитого такой обработке, то душа умершего обязательно убежит через ее отверстия и превратится в мстительного демона, который непременно убьет того воина, который отправил на тот свет владельца головы. Но, несмотря на все принятые предосторожности, душа мертвеца, по мнению индейцев, все еще может причинить им вред.

Чтобы не допустить этого, проводятся специальные ритуальные церемонии уже после того, как голова будет высушена.

В первую ночь после убийства человека воины устраивают праздник, на котором пьют настойку с галлюциногенными свойствами. Это резко меняет ик настроение, и они продолжительное время пребывают в состоянии экстаза. Потом тот воин, который убил врага и взял его голову, остается в полном одиночестве в течение трех дней, чтобы таким образом «очиститься». Высушенная голова лежит на его щите возле хижины.

Местный знакарь вливает ему табачный сок в ноздри, чтобы таким образом охранить его от воздействия злык духов. «Очистительная» церемония завершается после того, как колдун велит ритуальным жестом прикоснуться к волосам на высушенной голове, а сам в это время произносит нужные заклинания.

Если требуется столько усилий, чтобы устранить серьезную опасность из головы убитого, то почему киваро все равно остаются такими страстными охотниками на людей, убийцами-энтузиастами? Дело в том, что, по поверью киваро, чтобы жить долго, человек должен обрести так называемую душу «аратум». Если у него будет такая душа, то ему угрожает смерть только от неизлечимой болезни. Заполучить такую душу можно, только если индейцу в джунглях явится видение, а это возможно лишь с помощью галлюциногенных препаратов. Под воздействием наркотическик средств мужчина испытывает непреодолимое желание убивать, но когда он убивает человека, то утрачивает душу «аратум».

Для индейцев киваро реальный мир - это мир иллюзий и галлюцинаций, реальность - это мир, который он ощущает под воздействием галлюциногенных растений. Познание этого мира является очень важным для любого киваро, так что даже младенцу, которому от роду всего несколько дней, дают галлюциногенную настойку, чтобы приучить ребенка к реальному, по их мнению, миру. Хиваро, однако, считают недостаточным приобщить к своему реальному миру только людей. Своих верных спутников, охотничьих собак, они тоже потчуют галлюциногенным зельем в силу все той же причины.

В течение многих столетий люди задавались вопросом, способна ли отрубленная голова человека сохранять сознание и мыслить. Современные эксперименты на млекопитающих и многочисленные свидетельства очевидцев предоставляют богатый материал для споров и дискуссий.

Декапитация в Европе

Традиция обезглавливания имеет глубокие корни в истории и культуре многих народов. Так, например, в одной из библейских второканонических книг повествуется знаменитая история Юдифи, прекрасной иудейки, которая обманом проникла в лагерь ассирийцев, осаждавших ее родной город и, вкравшись в доверие к вражескому военачальнику Олоферну, отрубила ночью ему голову.

В крупнейших европейских государствах декапитация считалась одним из самых благородных видов казней. Древние римляне использовали ее по отношению к своим гражданам, поскольку процесс обезглавливания проходит быстро и не столь мучительно, как распятие, которому подвергались преступники без римского гражданства.

В Средневековой Европе обезглавливание так же пользовалось особым почетом. Головы отрубали лишь дворянам; крестьян и ремесленников вешали и топили.
Лишь в XX веке декапитация была признана западной цивилизацией негуманной и варварской. В настоящее время усекновение головы в качестве высшей меры наказания применяется лишь в странах Ближнего Востока: в Катаре, Саудовской Аравии, Йемене и Иране.

Юдифь и Олоферн

История гильотины

Головы отрубали обычно топорами и мечами. При этом, если в некоторых странах, например, в Саудовской Аравии, палачи всегда проходили специальную подготовку, то в Средневековье для приведения приговора в исполнение зачастую использовали простых стражников или ремесленников. В результате во многих случаях отрубить голову с первого раза не удавалось, что приводило к страшным мучениям приговоренных и негодованию толпы зевак.

Поэтому в конце XVIII века в качестве альтернативного и более гуманного орудия казни впервые была представлена гильотина. Вопреки распространенному заблуждению этот инструмент получил свое имя не в честь своего изобретателя – хирурга Антуна Луи.

Крестным отцом машины смерти стал Жозеф Игнас Гильотен, профессор анатомии, впервые предложивший использовать для обезглавливания механизм, который, по его мнению, не стал бы причинять дополнительной боли осужденным.

Первый приговор при помощи страшной новинки был приведен в исполнение в 1792 году в пост-революционной Франции. Гильотина позволила фактически превратить человеческие смерти в настоящий конвейер; благодаря ей всего за один год якобинские палачи казнили более 30 000 французских граждан, устроив настоящий террор своему народу.

Впрочем, пару лет спустя машина для обезглавливания устроила торжественный прием самим якобинцам под радостные крики и улюлюканье толпы. Франция использовала в качестве высшей меры наказания вплоть до 1977 года, когда была отрезана последняя голова на европейской территории.

Но что же происходит во время обезглавливания с точки зрения физиологии?

Как известно, сердечно-сосудистая система через кровеносные артерии доставляет кислород и другие необходимые вещества к мозгу, которые необходимы для его нормальной работы. Обезглавливание прерывает закрытую систему кровообращения, давление крови быстро падает, лишая мозг притока свежей крови. Внезапно лишенный кислорода мозг быстро перестает функционировать.

Время, в течение которого голова казненного при этом может оставаться в сознании, зависит во многом от способа казни. Если неумелому палачу требовалось несколько ударов, чтобы отделить голову от тела, кровь вытекала из артерий еще до окончания казни – отрубленная голова была уже давно мертва.

Голова Шарлотты Корде

Но гильотина была идеальным орудием смерти, ее нож перерезал шею преступника молниеносно и очень аккуратно. В послереволюционной Франции, где казни проходили публично, палач зачастую поднимал голову, упавшую в корзину с отрубями, и насмешливо демонстрировал ее толпе зевак.

Так, например, в 1793 году после казни Шарлотты Корде, которая зарезала одного из лидеров Французской революции Жан-Поля Марата, по свидетельству очевидцев, палач, взяв отрезанную голову за волосы, глумливо отхлестал ее по щекам. К огромному изумлению зрителей лицо Шарлотты покраснело, и его черты скривились в гримасе негодования.

Так был составлен первый документальный отчет очевидцев о том, что отрубленная гильотиной голова человека способна сохранять сознание. Но далеко не последний.

Чем объясняются гримасы на лице?

Дискуссия о том, способен ли мозг человека продолжать мыслить после усекновения головы, продолжалась много десятилетий. Некоторые считали, что гримасы, которые корчат лица казненных, объясняются обычными спазмами мускулов, контролирующих движения губ и глаз. Подобные спазмы часто наблюдались и у других отрезанных конечностей человека.

Разница в том, что в отличие от рук и ног в голове находится мозг, мысленный центр, способный сознательно управлять движениями мускулов. При отсечении головы, в принципе, никакой травмы мозгу не наносится, таким образом он способен функционировать, пока недостаток кислорода не приведет к потере сознания и смерти.

Отрубленная голова

Известно немало случаев, когда после отрезания головы тело курицы продолжало двигаться по двору в течение нескольких секунд. Голландские исследователи проводили исследования на крысах; они жили еще целых 4 секунды после декапитации.

Свидетельства врачей и очевидцев

Представление о том, что может испытывать отрубленная голова человека, оставаясь в полном сознании, разумеется, ужасно. Ветеран армии США, который в 1989 году вместе с другом попал в автомобильную аварию, так описывал лицо своего товарища, которому оторвало голову: «Вначале оно выражало шок, затем ужас, а в конце страх сменился печалью...»

Механизм для приведения в исполнение смертной казни путём отсечения головы

По воспоминаниям очевидцев, английский король Карл I и королева Анна Болейн после казни от руки палача шевелили губами, пытаясь что-то сказать.
Категорически выступая против использования гильотины, немецкий ученый Зоммеринг ссылался на многочисленные записи врачей о том, что лица казненных искривлялись от боли, когда доктора пальцами касались среза позвоночного канала.

Самое знаменитое из такого рода свидетельств принадлежит перу доктора Борьё, который обследовал голову казненного преступника Анри Лангиля. Врач пишет, что в течение 25-30 секунд после декапитации он дважды звал Лангиля по имени, и тот каждый раз открывал глаза и устремлял свой взор на Борьё.

Заключение

Свидетельства очевидцев, а также ряд экспериментов над животными доказывают, что после обезглавливания человек может в течение нескольких секунд сохранять сознание; он способен слышать, смотреть и реагировать.
К счастью, такая информация может оказаться все еще полезной лишь для исследователей из некоторых арабских стран, где декапитация все еще пользуется популярностью в качестве законной высшей меры наказания.

Европейские путешественники XIX века нередко привозили из Южной Америки зловещий сувенир – засушенную человеческую голову, уменьшенную до размеров кукольной. Сушёными головами торговали шуары, дикое племя обитающее в Амазонии на территории современного Эквадора. Изначально охота за головами была частью магической практики шуаров и не имела ничего общего с коммерцией. Но спрос породил предложение: в обмен на экзотический сувенир можно было получить у европейцев ружья и доллары. Бизнес оказался столь выгодным, что голов стало не хватать, а эквадорские фальсификаторы принялись воровать человеческие головы из моргов, уменьшая их по шуарской технологии и выдавая иностранцам за оригинал. Лишь в 60-х годах XX века правительство Эквадора объявило торговлю сушёными головами незаконной. Но и по сей день жуткий «сувенир» иногда можно найти на черном рынке.
Магический обряд шуаров назывался тцанца. Голову убитого врага отрезали, содержимое дробили и вытаскивали, оставляя лишь оболочку из кожи. Специальной ниткой зашивали рот и глаза, чтобы душа убитого недруга не вырвалась наружу и не начала мстить. После этого голову варили в чане с солью и особыми травами, пока она не уменьшалась в размерах. Такая голова могла храниться долго, сохраняя при этом черты хозяина и даже блеск волос. Кстати, продавцы подобных сувениров уверяют, что волосы на сушеных головах продолжают расти.
Целью ритуала был контроль над душой поверженного врага. Месть разгневанных духов казалась шуарам страшнее мести пострадавшего от набега племени. Запечатанная в голове как в банке, душа уже не могла отомстить своему убийце, а вместо этого начинала служить новому хозяину. Подвешенная на шее шуарского воина такая голова была чем-то средним между оберегом и медалью «за отвагу».
Молодые воины осваивали тонкости ритуала в джунглях – им нужно было добыть голову беззащитного древесного ленивца. Посылая юношу в лес, старейшины племени давали ему зеленый банан. Когда банан становился желтым, это был знак того, что пора возвращаться домой с добычей…
Шуары умели постоять за себя. Когда в начале XVI-го века великий инка Уайна Капак пришел их завоевывать, они оказали столь энергичное сопротивление, что грозному царю пришлось не только отступить, но еще и откупаться от преследователей. Шуары не знали железа, но умело сражались при помощи деревянных копей, щитов и остро заточенных бамбуковых ножей. Они также устраивали хитроумные ловушки в джунглях – ямы с кольями и капканы из веток и лиан. Кроме того, шуары всегда были искусными охотниками и мастерами бесшумной и точной стрельбы из духового ружья. Полая трёхметровая труба собиралась из двух половинок вырезанных из пальмового ствола при помощи остро заточенной кости. Половинки склеивались смолой и обматывались древесной корой. Охотничьи стрелы также делали из пальмового дерева, остро затачивали и смазывали их ядом. Даже небольшого ранения было достаточно, чтобы жертва умерла гарантированно и быстро. Опытный охотник легко мог подстрелить летящую птицу. Но для военных целей яд не использовали, это расходилось с представлениями шуаров о чести и подпадало под религиозное табу. Подобный подход к ведению войны позволял племенам Амазонии контролировать свою численность: не допускать как чрезмерного размножения рода, так и тотального истребления.
Власти Эквадора не могли справиться с воинственным племенем вплоть до начала XX века. И видимо сознательно поощряли торговлю головами, втягивая туземцев в братоубийственные войны. Согласно обычаям кровной мести платой за голову погибшего воина была голова его убийцы. Но несмотря на распространяемые о них жуткие слухи, шуары никогда не отрезали головы европейцам, видимо не считая их души опасными или полезными для себя.
Хотя дикость магических обрядов шуаров поражала и пугала белых колонистов, подобные магические практики в истории человечества не такая уж редкость. Даяки острова Борнео хранили добытые головы врагов в святилищах своих деревень, надеясь таким образом обрести силу противника. Ещё более зловещими были практики древних семитов, когда отсеченные головы знатных людей или детей варились в соли и масле, а потом высушивались. Под язык головы клалась золотая пластина с именем одного из тёмных божеств, а сама голова устанавливалась на алтарь, перед которым разжигались лампады. При помощи такой головы, называвшейся «терафим», пытались общаться с высшими силами и узнавать будущее. Интересно, что в христианских церквях божественных посланников «серафимов» или ангелочков «херувимов» нередко изображают в виде отделённых от тела голов с крылышками. Не отголосок ли это древних времён, когда в Евразии существовали мистические практики не менее зловещие, чем у воинственных шуаров Южной Америки?