Карта восточной европы с городами. Карта европы. Список стран Восточной Европы и их столицы

Хобби севастопольского преподавателя физики и математики Владимира Салтанова — Памятник затопленным кораблям. Он всесторонне изучает главный символ Севастополя — от истории его создания до количественных характеристик. Причем делает он это не только по книгам, справочникам и путеводителям, но и на основе самостоятельных практических исследований. Версию истории памятника В.Салтанова мы представляем сегодня читателям «Севастопольской газеты».

Что вы знаете о главном символе Севастополя — Памятнике затопленным кораблям? Каковы общая высота монумента, расстояние от берега, размер колонны? И, вообще, скульптурное изображение какой именно птицы венчает знаменитый рукотворный севастопольский символ? Эти и другие вопросы севастопольский преподаватель физики и математики В.Салтанов неоднократно задавал жителям Севастополя и выяснил следующее: большинство опрошенных имеют об этом весьма расплывчатое представление.

О том, что памятник связан с событиями Первой обороны Севастополя, как правило, верно отвечает большинство опрошенных, но вот в деталях... Оказывается, далеко не все уверены в том, что колонну венчает изображение орла. Некоторые, например, считают, что это чайка.

А вот сколько метров от берега до памятника? Какие только цифры не называют экскурсоводы: 10 метров, 15, 12, 25! В.Салтанов не поленился и измерил расстояние лично… Впрочем, не будем забегать вперед, а расскажем обо всем по порядку.

Тема настолько увлекла В.Салтанова, что он принялся изучать памятник со всей серьезностью настоящего исследователя и продолжает делать это уже много лет. И вот что выяснил.

Чтобы помнили

В канун 50-летнего юбилея Первой обороны города в России было решено воссоздать картину защиты Севастополя и превратить былые места сражений в огромный мемориальный комплекс, который должен был напоминать потомкам о том, как «...русская армия и флот в 11-месячной тяжкой борьбе задерживали нашествие грозной союзной силы».

В 1899 году был образован специальный комитет по восстановлению памятников Севастопольской обороны, который возглавил сам Великий князь Александр Михайлович — сын младшего брата императора Александра II, Великого князя Михаила Николаевича, участника обороны Севастополя, заслужившего Георгиевский крест в Инкерманском сражении.

5 августа 1903 года газета «Крымский Вестник» в статье, посвященной 50-летию Севастопольской обороны, писала: «Государю-Императору благоугодно было назначить празднование юбилея Севастопольской обороны осенью 1904 года... В самом городе, на берегу бухты у Приморского бульвара, разбитого на месте бывшей Николаевской батареи, будут отмечены два события обороны — переправа гарнизона через рейд и преграждение входа в Севастопольскую бухту...»

К тому времени комитет уже рассматривал различные предложения, связанные с возведением монумента, посвященного (ну, если по сути) заграждению севастопольского фарватера.

В архиве Музея ЧФ РФ и по сей день хранятся два проекта памятника, разработанные до 1901 года. Авторы одного из них — севастопольский архитектор A.Вейзен, инженеры Ф.Еранцев и Г.Долин, другого — начальник инженерной службы Севастопольской крепости инженер-подполковник Ф.Энберг.

A.Вейзен планировал возвести «Общий знак обозначения линии затопления кораблей» на берегу, на существующем и сейчас полукруглом «пятачке» над морем. После чего, вероятно, и возникла идея монумента. Таким образом, спустя 50 лет после обороны 1854-1855 гг. в память о затоплении кораблей на второй линии заграждения, недалеко от бывшей Николаевской батареи, в море в десяти греческих саженях от берега был возведен монумент.

Со стороны набережной его восьмигранный пьедестал украсила небольшая (50х75 см) бронзовая картина, на которой величественно и грозно скрещивают мачты идущие на дно корабли.

Памятникъ затопления кораблей

Тогда же родилось и первое название — «Памятникъ затопления кораблей». Именно так он упомянут в сообщении строительной комиссии, которая объявила о полном завершении работ 29 июля 1905 года. С этого времени новые путеводители упоминают монумент на своих страницах.

Правда, вначале, не решаясь использовать какое-либо определенное название, писали просто: «Вблизи яхт-клуба, у Приморского бульвара, на искусственно сделанном из гранита островке высится 9-саженной высоты гранитная колонна, увенчанная орлом, в память затопления кораблей Черноморского флота в 1854 г. для заграждения входа в Севастопольскую бухту неприятелю».

Было и такое «полное» описание: «Памяти заграждения фарватера затопленными кораблями, начало которого мы сделали еще 11-го сентября 1854 г., поставлен в воде против центральной части бульвара подобающий монумент».

В путеводителе по Крыму 1914 года уже есть фотография с подписью: «Памятник затопленным кораблям» и лаконичный рассказ: «В нескольких саженях от берега, на отдельной скалке колонна — памятник кораблям, затопленным 11 сентября 1854 г.».

Справедливости ради отметим, что Ф.Энберг нашел более оригинальное решение. Он предложил установить в море два белокаменных обелиска. Один недалеко от набережной Приморского бульвара, другой вблизи Константиновского равелина. Ближайший к Приморскому бульвару обелиск увенчан двуглавым орлом, который, склонив обе головы, держит в клювах венок. При этом нижняя часть венка свисает ниже капители. Орел как бы опускает венок на воду бухты. На берегу, там, где сейчас стоит подпорная стена с якорями, автор предлагал выстроить павильон с двумя статуями.

В свое время именно этот проект и был отправлен в столицу на высочайшее утверждение.

К лету 1901 года его с некоторыми обязательными к исполнению поправками вернули в Севастополь. Архитектор В.Фельдман, следуя замечаниям, внес существенные изменения в проект: он заменил квадратную колонну на круглую и предложил воздвигнуть ее на искусственной скале, выступающей из моря.

Кстати, около 30 лет назад дочь Ф.Энберга Рогнеда Вундер передала Национальному музею героической обороны и освобождения Севастополя фотографию этого проекта. На фотографии надпись: «Акварель Фельдмана, 23 мая 1903 г.», а на самом рисунке видно, что над капителью колонны как бы парит двуглавый орел, несущий в клювах венок и якорь на цепи (одним клювом орел держит венок, а другим поддерживает цепь с якоря).

Три в одном

Амандус Адамсон
Однако севастопольцы привыкли связывать Памятник затопленным кораблям с именем эстонца Амандуса Адамсона. Долгое время севастопольским исследователям памятника не было известно о каких-либо свидетельствах того, что А.Адамсон когда-либо бывал в Севастополе. И вот относительно недавно (в 2011 году) краткую информацию об этом В.Салтанову удалось прочитать в архивном экземпляре газеты «Крымский Вестник».

Напомним, А.Адамсон — автор памятника «Морякам броненосца «Русалка» (Таллин, 1902), в создании которого признанный художник и скульптор проявил себя как мастер монументального искусства. К тому же он — действительный член Академии художеств, в списке работ которого и «Памятник затопления кораблей в Севастополе». Таким образом, можно с уверенностью сказать, что у Памятника затопленным кораблям три главных автора: военный инженер Фридрих Оскар (Оскар Иванович) Энберг, архитектор Валентин Августович Фельдман и скульптор Амандус Генрих (Аманд Иванович) Адамсон.

Именно эти авторы упомянуты на аннотационной доске, украшающей верхнюю кромку подпорной стены напротив Памятника затопленным кораблям: «Чугунный барельеф установлен 16.10.2005 г. Севастопольским эстонским национально-культурным обществом во главе с Эрихом Рихардовичем Каллингом к 100-летию со дня сооружения памятника и 150-летию со дня рождения А.Г. Адамсона».

Непобежденный

Интересное обстоятельство: памятник уцелел, пережив революцию 1917 года. Каким образом? В то время монумент получил очередное наименование: «Колонна памяти погибшим морякам». За всю историю в справочниках, путеводителях и периодической литературе у памятника встречается более 10 различных названий. Правда, движимые благими побуждениями, борцы с пережитками прошлого предлагали заменить над орлом императорскую корону на звезду с электроосвещением.

Вполне возможно, что именно тогда с короны сняли крест. Да, революционный «ветер перемен» был тогда посерьезнее землетрясения 1927 года, которое монумент тоже выдержал.

Другой удивительный факт: несмотря на самое опасное расположение, Памятник затопленным кораблям каким-то непостижимым образом выстоял в горниле Великой Отечественной и в мае 1944 года встретил освободителей. И это, заметьте, при том, что рано утром 22 июня 1941 года, между монументом и берегом взорвалась одна из первых неконтактных мин, сброшенных в Севастопольскую бухту. Другая, неразорвавшаяся, была обнаружена водолазами рядом с этим местом в июле 2005 года. А 9 мая 1944 года передовые отряды Красной Армии, подойдя к набережной Приморского бульвара, увидели в море не только чудом уцелевший памятник, но и горящий рядом с ним немецкий танкер «Продромос». На многих фотографиях того времени хорошо виден громадный шлейф черного дыма, который вырывался из подбитого фашистского танкера, лежащего у подножия Памятника затопленным кораблям.



Таинственная вуаль

Еще один необъяснимый факт: в это трудно поверить, но у всемирно известного памятника до недавнего времени не было ни одного достоверного описания. Если читать путеводители, справочники и более серьезную краеведческую литературу, создается впечатление, что наш монумент наглухо закрыт какой-то таинственной вуалью.

Может быть, как раз поэтому практически во всех описаниях присутствуют ошибки и неточности. Сами по себе они уже стали историей и даже своеобразной литературной достопримечательностью.

Еще одна загадка кроется в следующем: только со стороны моря открываются главные детали оригинальной скульптурной композиции. Если от закругленного выступа набережной смотреть на орла сбоку, то хорошо видно, что головы его вовсе не склонены и венок опирается на капитель. К верхней же части венка прикован висящий на цепи морской якорь. По отношению к зрителю, смотрящему со стороны бухты, левая половина венка сложена из лавровых листьев, которые символизируют славу, победу, триумф, очищение, а правая — из дубовых листьев с желудями, которые также символизируют славу, силу, стойкость, зрелость, потенциальные возможности и уверенность в своих силах. Увенчанный большой императорской короной с изображением Георгия Победоносца на груди, могучий орел чествует героев и он... обращен к морю.

Поэтому в сознании тех, кто смотрит на него со стороны Севастопольской бухты, возникает простое и красивое определение: Памятник затопленным кораблям — торжественный Монумент Славы. Со стороны набережной верхнюю часть пьедестала украшает бронзовый барельеф, изображающий затопление кораблей. В правом нижнем углу подпись автора: «А.Адамсонъ Скульп. 1904». Ниже барельефа на гранитных плитах пьедестала высечены слова: «Въ память кораблей, затопленныхъ въ 1854 и 1855 гг. для заграждения входа на рейдъ».


На фото 1963 года видно основание памятника

А теперь работа над возможными ошибками. Итак, общая высота памятника — 16,7 м, высота колонны — 7,1 м, средний диаметр колонны — 0,95 м, размах крыльев орла — 2,67 м.

На вершине скалы с противоположных сторон встроены два гранитных барельефа. На левом изображено число «1854», на правом — «1855».

Со стороны моря раньше была закреплена выступающая из морских волн бронзовая мачта парусного корабля. Чтобы убедиться в том, что все это именно так, В.Салтанову пришлось не однажды вскарабкиваться на искусственную скалу памятника, демонстрируя поистине чудеса скалолазания в попытках заснять тот самый, необходимый ему фрагмент.

А чтобы убедиться в том, что от берега до памятника на самом деле 23 метра (10 саженей), стоит, как настоящий исследователь, попробовать преодолеть это расстояние вплавь. Кстати, у В.Салтанова получилось на полметра больше!?

Слушала и запоминала Евгения ЩЕРБАКОВА

В Севастополе считается одной из самых узнаваемых достопримечательностей — этот монумент вы встретите в любом путеводителе. Объект имеет глубокое символическое значение, поскольку связан с проявлением мужества матросов Черноморского флота. Интересный факт: в 2016 году памятник Затопленным кораблям попал на рисунок российской банкноты 200-рублевого номинала. Севастопольская достопримечательность одержала уверенную победу в ходе всенародного голосования.

Расположен монумент в непосредственной близости от площади Нахимова и Приморского бульвара — оттуда открывается самый лучший обзор на оригинальное сооружение. В центре Северной бухты возвышается рукотворный утес, на котором установлена гигантская белая колонна — монумент сразу бросается в глаза. На самой набережной находится мемориальная доска с информацией об объекте. А вот GPS-координаты утеса: 44.618345, 33.524362.

История затопления

Сразу отметим, что история памятника Затопленным кораблям в Севастополе тесно связана с первой фазой Крымской войны. Альминское сражение оказалось для россиян неудачным, и над городом-героем нависла угроза оккупации. Князь Меншиков, верховный главнокомандующий, решил защитить внутренний рейд любой ценой. Так было принято решение избавиться от устаревших парусных судов, а заодно перегородить неприятелю вход в бухту. В 1854 году на траверзе двух артиллерийских батарей (Александровской и Константиновской) произошло затопление нескольких парусников:

  • «Силистрия»;
  • «Варна»;
  • «Уриил»;
  • «Селафаил»;
  • «Флора»;
  • «Сизополь»;
  • «Три святителя».

Наступила осень, и шторма частично разрушили заграждение, поэтому городские власти были вынуждены укрепить сооружение корветом «Пилад» и кораблем «Гавриил». На этом процесс не остановился — вскоре (1855 год) на дно отправились два фрегата («Мессемврия» и «Кагул»), а также парусники «Святослав», «Ростислав» и «Двенадцать апостолов». Фрегат «Мидия» стал последним «кирпичиком» во второй заградительной линии.

Стоит отметить, что погибшие суда имели свои команды, которые оставили родные палубы и пополнили собой ряды защитников Севастополя. За два года до описываемых событий был проведен эксперимент: устаревший купеческий бриг отправили в свободное плавание под огнем береговых батарей. Выяснилось, что корабль получил мизерные повреждения — после этого и начались разговоры о возведении дополнительных преград.

Идея затопления принадлежала капитану Зорину — оригинальную мысль тут же поддержал адмирал Нахимов. Севастопольская бухта была ключом к молниеносной победе вражеской коалиции — рейд нужно было срочно защищать всеми доступными способами. Впоследствии решение боевых командиров вызвало неоднозначные высказывания историков — многие полагали, что затопление не являлось острой необходимостью. Однако факты говорят о том, что защита Севастопольской бухты помешала коалиции захватить весь полуостров, выполнив свой первоначальный план.

В Севастополе памятник Затопленным кораблям, фото которого мы здесь разместили, воздвигнут не просто так. Почти год плохо укрепленный и не подготовленный к длительной осаде город успешно сдерживал неприятельские армады. Силы коалиции были измотаны до предела, и вскоре их оккупационным планам пришел конец. О героизме и доблести севастопольских защитников слагались легенды. Поэтому ничего удивительного в появлении мемориального комплекса нет.

Как появился монумент

В 1905 году севастопольцы праздновали пятидесятилетнюю годовщину успешной обороны своей малой родины. Городские власти решили построить искусственный остров и увековечить давний подвиг моряков оригинальным способом. Сооружение было воздвигнуто в 23 метрах от набережной, оно состояло из утеса, восьмигранного пьедестала и бронзовой картины с тонущими в пучине парусниками. В начале прошлого века по Российской империи ходили многочисленные черно-белые открытки с изображением достопримечательности.

К сожалению, торжественного открытия горожане не дождались — в 1905 году состоялась первая русская революция. А в 1917 году царский режим пал — по всей стране начали массово разрушаться памятники, так или иначе связанные с самодержавием. Но вот памятник Затопленным кораблям, фото которого впечатляли гостей города еще в прошлом веке, большевики решили пощадить. Правда, революционно настроенные чиновники стали предлагать свои варианты реконструкции. Вот несколько примеров:

  • переименование (это происходило с монументом около десяти раз);
  • смена символики (звезда вместо императорской короны);
  • подводка электрического освещения;
  • снятие бронзового креста (это в итоге и было сделано).

Крест был демонтирован в 1927 году, после чего о монументе на долгое время забыли. Таинственным образом памятник Затопленным кораблям выстоял в период ВОВ, хотя и находился в эпицентре событий. В 1941 году неподалеку от достопримечательности разорвалась мина, но объект не пострадал. Еще одну мину сумели обезвредить водолазы — это произошло сравнительно недавно, в 2005 году. Снаряды пролетали мимо объекта, бомбы не падали в его окрестностях — многие севастопольцы расценивают это как чудо.

В 1944 году передовые советские отряды достигли набережной Севастополя. К удивлению солдат, монумент стоял на месте, а чуть поодаль пылал «Продромос» — один из немецких танкеров. На старых фотоснимках запечатлен дымный шлейф и остов разрушенного взрывом немецкого корабля. В 1969 году достопримечательность перекочевала на герб Севастополя. Еще один интересный факт: памятник Затопленным кораблям описанием так и не обзавелся. В архивах и краеведческих центрах содержится очень мало сведений об этом объекте.

Чем памятник Затопленным кораблям заинтересует туристов

С набережной открывается прекрасный вид на старинную достопримечательность — можно рассмотреть не только сам утес, но и пьедестал со всеми декоративными элементами. Собственно, проектировщики (архитектор Фельдман и Академик Адамсон) так и задумали. Монумент включает следующие компоненты:

  • искусственная гранитная скала (высота достигает 9 метров);
  • восьмигранный пьедестал (выдается в сторону набережной);
  • триумфальная колонна;
  • капитель;
  • двуглавый орел.

Высота памятника (общая) составляет 16,7 метра, при этом семь метров приходится на триумфальную колонну. Особого внимания заслуживает навершие, состоящее из Андреевской ленты, императорской короны и двуглавого орла. Могучие крылья орла расправлены, клювы удерживают якорь и лавровый венок с вкраплением дубовых листьев. Грудь орла украшена щитом, на котором красуется барельеф Георгия Победоносца.

Основным материалом для скульптурной композиции послужила бронза — из нее выполнена капитель, база колонны и двуглавый орел. Если смотреть на монумент с набережной, можно увидеть бронзовый барельеф у самого навершия пьедестала — именно там изображены отправленные на дно парусники. Сохранилась и подпись академика Адамсона, создателя барельефа, датированная 1904 годом. Вершина скалы украшена датами «1854» и «1855», а к стене набережной прислонена пара якорей, снятых когда-то с погибших фрегатов.

Символическое значение монумента выражено в каждой детали — всё продумано до мелочей. Лавровые листья ассоциируются с триумфом, славой и очищением, дубовые — со стойкостью и силой. Орел повернут к морю обеими головами с умыслом — это грозный страж бухты, приготовившийся к противостоянию с захватчиками. А вот о создателях памятника известно не так уж много. Вот несколько интересных фактов, о которых вам не расскажут экскурсоводы:

  • Адамсон прибыл в Севастополь в 1904 году, но о цели его визита нигде не написано (есть версия, что он контролировал монтаж бронзовых элементов, отлитых в Петербурге);
  • Фридрих Энберг руководил технической стороной возведения монумента;
  • некоторые путеводители утверждают, что памятник Затопленным кораблям в Севастополе содержит секретную карту с отмеченными линиями затопления парусников;
  • есть исторические источники, согласно которым авторство Адамсона было подтверждено лишь в 1949 году (странно, что до этого никто не обращал внимания на подпись в нижнем углу бронзовой картины);
  • раньше со стороны моря виднелась закрепленная бронзовая мачта. выступающая из волн (потом этот элемент бесследно исчез);
  • в 1927 году Крым пострадал от мощного землетресения, но памятник остался на прежнем месте — еще один факт, будоражащий умы любителей мистицизма.

Как вы уже поняли, объект овеян многочисленными легендами, слухами и домыслами. Есть сведения о том, что подлинная длина колонны превышает 19 метров. Дело в том, что колонна является стержнем всей композиции и частично уходит под воду (и даже под землю). Диоритовые плиты понадобились для закрепления шпиля — всего было потрачено 48 двухметровых элементов, сцепленных между собой прочными скобами. Мы привыкли называть монумент гранитным, на самом же деле он диоритовый.

Существует легенда, согласно которой в расправленных крыльях орла можно увидеть профиль Нахимова. Некоторые энтузиасты проверяли этот миф, фотографируя памятник Затопленным кораблям с разных ракурсов. Выяснилось, что контур, визуально напоминающий фуражку Нахимова, — всего лишь самообман.

Старожилы еще в советские времена рассказывали о том, что революционеры намеревались демонтировать орла вместе с короной. Около 300 человек собралось на набережной. Обвязали навершие тросами и начали тянуть — но символ царской России не поддался. Впоследствии от попыток уничтожения достопримечательности власти отказались.

Как добраться

Объект расположился в самом сердце Севастополя, поэтому транспортных проблем у туристов не возникает. Местные жители предпочитают ездить на лайнах (так они называют маршрутки), курсирующих между Приморским бульваром и самыми отдаленными районами Севастополя. Стоимость поездки на маршрутном такси колеблется в пределах 10-13 рублей. Лучше всего использовать маршрутки № 110, 109, 12, 16 и 120. Также вы можете сесть на один из троллейбусов — в нужную сторону ходят номера 3, 7, 5, 12, 9 и 13.

Выходить можно на площадях Нахимова и Лазарева, но перед отправлением уточните, движется ли троллейбус или маршрутка к центру. Дальше ваш путь будет пролегать по Приморскому бульвару в направлении набережной. Хорошим решением будет пешая прогулка от площади Лазарева — вы сможете насладиться видом старого Севастополя и подышать морским воздухом. По дороге вам встретятся Дворец детского творчества и театр Луначарского.

Добираться на собственном автомобиле достаточно легко — ключевые магистрали сходятся у площади Нахимова. Припарковаться можно в Артиллерийской бухте — там имеется бесплатная стоянка. Дальше — к бульвару. Идти придется недолго, а героический монумент сразу бросается в глаза.

Памятник затопленным кораблям в Севастополе был воздвигнут более ста лет назад в честь событий, которые происходили в середине XIX века. Несмотря на давность событий, история появления монумента и очертания памятника знакомы не только жителям города, но и любому, кто хоть однажды побывал здесь.

Эмблема города

И флот - неразделимые понятия. Город на протяжении всей истории своего существования доказывал верность, преданность и любовь морю и кораблям. Но однажды морякам пришлось пожертвовать самым дорогим, что у них было. Ради спасения города военные уничтожили корабли, которые преднамеренно были расстреляны собственными орудиями и затоплены в фарватере бухты, тем самым создавая преграду на пути следования вражеских судов.

Город был спасен. В честь этого события жители воздвигли монумент. С тех пор памятник затопленным кораблям стал своеобразной визитной карточкой Севастополя. Во времена существования Советского Союза изображение монумента было на гербе города. В 2000 году оно появилось на флаге Севастополя.

Все значимые для города даты отмечались разными событиями, в том числе и выпуском почтовых марок, памятных знаков, на которых изображены исторические места города. Памятник затопленным кораблям является обязательным элементом всех подобных композиций.

Как было принято решение о создании памятника

В 1905 году вся Россия отмечала 50-летие знаменательного исторического события, когда в ходе Крымской войны был удержан Севастополь. Памятник затопленным кораблям, фото которого представлены в статье, является свидетельством уважения отважных защитников города, а также знаком особых почестей русскому флоту. К этой важной для истории России дате и был возведен монумент.


Надо отметить, что идея создания подобного памятника появилась намного раньше. Еще к 20-летнему юбилею обороны Севастополя ее участники предлагали увековечить память о подвиге, совершенном русскими моряками. Бухта затопленных кораблей в проекте монумента академика Микешина занимала основную позицию. Но позднее было принято решение воздвигнуть памятники в разных местах города, где тоже шли ожесточенные бои за его свободу, и идея создания грандиозного монумента в память затонувшего флота была на несколько лет забыта.

Лишь в 1899 году, когда Россия стала готовиться к празднованию полувековой даты обороны Севастополя, она была рассмотрена вновь. К 1901 году существовало два основных проекта памятника, но на рассмотрение и дальнейшее утверждение был отправлен лишь один из них. Монумент, выполненный по этому проекту, и по сей день напоминает потомкам о былой славе русских моряков.

Исторические события, предшествовавшие установке памятника

Во время ведения Севастополю пришлось не один раз обороняться от сильного противника. Защитники шли на любые жертвы, благодаря чему город всегда оставался свободным.


Чтобы спасти город от вторжения неприятеля с моря, было принято решение преградить путь военным кораблям. Для этого моряки затопили в фарватере сначала семь вышедших из строя парусников. После сильных штормов, которые бушевали на море и в бухте осенью и зимой 1854 года, преграду из парусников необходимо было снова укрепить. Для этого здесь же позднее были затоплены еще три купеческих судна. Десять затопленных парусников составляли первую линию обороны.
В феврале 1855 года было принято решение о затоплении еще шести судов, которые создали вторую линию защиты. В августе этого же года были затоплены остальные суда флота. По утверждениям историков, всего на дно бухты было отправлено 75 военных судов и 16 вспомогательных. Экипажи боевых кораблей отправлялись на сушу и там продолжали героическую службу городу и Отечеству. Заслоны, созданные моряками, нередко получали названия их

Город был недосягаем для сил противника. Спасительную роль сыграли как усиленный огонь с береговой линии бухты, так и затопленные корабли. В Севастополе всегда считалось, что в те суровые времена в защите города принимали участие не только люди, но даже суда флота. Благодаря совместным усилиям врага удалось остановить перед самым входом в Севастополь.

Как принималось решение о затоплении кораблей

Историки до сегодняшнего дня не дают однозначного ответа, когда речь заходит о правильности принятого решения. У инициаторов решения о затоплении кораблей были ярые противники, которые считали, что нужно вывести флот в открытое море, принять там бой и при этом победить или погибнуть.


Реальная же обстановка была такой, что победа в открытом бою являлась маловероятной. Противник значительно превосходил русский флот по численности судов, их оснащенности, техническому совершенству.

После долгих споров и мучительных раздумий было принято тяжелое решение о затоплении флота. Время показало, что жертва была принесена не зря - Севастополь не был занят врагом. Героический поступок русских моряков был высоко оценен командованием англо-франко-турецкого флота. Отмечалось, что если бы не это неординарное решение, то хорошо подготовленной армии противника не составило бы труда одержать победу над русскими.

Создатели монумента

Памятник затопленным кораблям в Севастополе в том варианте, который мы видим сейчас, был создан скульптором Амандом Ивановичем Адамсоном, архитектором Валентином Августовичем Фельдманом и инженером Оскаром Ивановичем Энбергом. Этих людей принято считать главными авторами монумента.

О. И. Энберг предложил идею возведения памятника не на суше, а в море, что являлось оригинальным и неожиданным решением. Оно было положительно воспринято многими соавторами проекта, а также высочайшими особами при Дворе.

В. А. Фельдман в результате работы над замечаниями, поступившими от членов специальной комиссии, заменил квадратную колонну на круглую и предложил установить ее на искусственной скале, выступающей из моря. А. И. Адамсон был привлечен к работе над монументом уже на завершающем этапе его возведения. Являясь признанным мастером монументального искусства, он внес неоценимый вклад в процесс создания памятника.

Кроме того, нужно отметить, что весь творческий коллектив, который создавал памятник затопленным кораблям в Севастополе, состоял из большого числа талантливых художников, скульпторов, инженеров, простых людей, исполнявших творческие задумки признанных мастеров.

Название памятника

За всю историю своего существования монумент имел 15 различных названий. Одни из них были официально зарегистрированы, другие предлагались народом и были известны как альтернативные.


Строительная комиссия, передавшая монумент городу, назвала его в акте как памятник затопления кораблей. В 1914 году был издан исторический путеводитель, где описывался весь Крым. Памятник затопленным кораблям уже значился в этом издании под тем названием, которое известно и сейчас. Сегодня это название монумента является самым распространенным и считается наиболее правильным.

Как выглядит композиция

Из прибрежных вод у Приморского бульвара на расстоянии десяти метров от берега поднимается искусственная гранитная скала. Ее высота составляет 9 метров. На ней возвышается изящная семиметровая колонна, которую венчает коринфская капитель. Бронзовый установленный на вершине колонны, обращен в сторону моря. Он держит в клюве якорь и венок из лавровых и дубовых листьев, собираясь опустить их в воду и тем самым отдать почести погибшим кораблям.

На восьмигранном пьедестале памятника есть надпись: «В память кораблей, затопленных в 1854-1855 гг. для заграждения входа на рейд». На барельефах, обращенных к набережной, изображены сцены боя и затопления судов. На плите можно рассмотреть карту Севастопольской бухты и линию затопления кораблей.
Со стороны моря изначально к монументу была прикреплена бронзовая мачта, выступающая из воды. В настоящее время этот элемент композиции утерян.
Затопленные корабли в Севастополе удостоены чести и памяти как настоящие герои. Этот факт еще раз подтверждает мысль о неразрывном существовании флота и города.

Расстрельная стена

Место, где установлен памятник затопленным кораблям в Севастополе, можно по праву назвать историческим. В ноябре 1905 года здесь же произошло еще одно трагическое событие. На берегу у стены были расстреляны матросы с крейсера "Очаков". Они были жестоко наказаны властями за поднятый бунт.

Стена, около которой произошла расправа над людьми, находится рядом с тем местом, где потомки вспоминают затопленные корабли. В Крыму эту стену называют расстрельной. О печальных событиях напоминает и установленные здесь якоря, которые были подняты с затопленной флотилии.

Судьба затопленных кораблей

Затопленный флот сделал Севастопольскую бухту непригодной для судоходства. Именно поэтому было принято решение об очистке фарватера. Работы начались в 1857 году. За два последующих года основная часть судов была поднята на поверхность. Некоторые из них удалось восстановить, но многие пошли на слом. Работы по очистке бухты от останков затопленных кораблей продолжались еще в течение более чем десяти лет.

В композиции декоративной что расположена напротив памятника затопленным кораблям, использованы старые якоря, которые были подняты со дна бухты. Фото затопленных кораблей в музеях города Севастополя нет, но имеются полотна русских и зарубежных художников, где изображены те трагические дни. Благодаря этим работам можно с большой долей достоверности восстановить историю.

Памятник и время

Более ста лет возвышается у побережья Приморского бульвара колонна памятника. Много невзгод пронеслось за это время - землетрясения, штормы, войны. Но все испытания монумент выстоял с честью.

Памятник затопленным кораблям, фото и материал о котором представлен в статье, не пострадал даже во времена Великой Отечественной войны, что является удивительным фактом. Ведь в тех местах, где стоит памятник, шли ожесточенные бои. Монумент хорошо просматривается с разных точек обзора, о чем свидетельствуют многочисленные фотографии памятника.

Однако нужно отметить, что его приходилось неоднократно реставрировать. Специальные работы проводились в 1951, 1955-1959 годах. В 1989 и 2003 году тоже была проведена реконструкция отдельных частей памятника.

Чем привлекательна Севастопольская бухта

В мирные дни Приморский бульвар с памятником затопленным кораблям - это одно из самых оживленных мест в Севастополе. Сотни туристов и местных жителей приходят сюда ежедневно.

Невольно закрадывается мысль, что композиция, созданная в честь славы и мужества русского флота, обладает особой магией, способной противостоять любому врагу, темной силе. Возможно, это и притягивает сюда сотни людей.

Символ Севастополя – памятник Затопленным кораблям – стал наиболее узнаваемым из множества других изображений, с коими ассоциируется славный город с богатой на события историей. Большинство сооружений старины и архитектуры, природные чудеса – какое бы историческое или политическое значение они не имели – можно отнести к достопримечательностям, но этот монумент являет собой нечто гораздо большее, так как несет глубинный смысл. Он посвящен не дюжине старых парусных судов, как считают многие. Прежде всего, это символ мужества, стойкости и отваги моряков Черноморского флота, чей беспримерный героизм он и увековечил. Некий знак чести и самопожертвования во благо Отчизны и как напоминание грядущим поколениям о бессмертной славе предков.

Где находится монумент в Севастополе?

Он высится на рукотворном утесе посреди Северной бухты, расположен всего в нескольких метрах от славного .

Памятник на карте Крыма

Открыть карту

Предыстория создания достопримечательности

В городе Севастополь памятник Затопленным кораблям приурочен событиям , а точнее одному ее эпизоду, когда над населенным пунктом нависла угроза захвата неприятельскими войсками. Все это стало возможным после поражения русских в битве на , когда англо-французский флот сосредоточил корабли для прорыва в Севастопольскую бухту.

Большинство историков, сошлись во мнениях, что идея затопления кораблей принадлежала вице-адмиралу Корнилову, а не князю Меньшикову, главнокомандующему Черноморским флотом, что и было господствующей версией на момент постройки мемориала. С этой инициативой он выступил 9 сентября 1854 г. и в этом его поддержали большинство флотоводцев, в том числе и прославленный адмирал Нахимов, после чего Меньшиков отдал приказ рубить днища устаревших парусных фрегатов.

На тот момент это было единственно правильным и действенным решением, хотя сегодня ведутся жаркие споры по его поводу. Ночью 11 сентября 1854 г., предварительно сняв оснастку и орудия, усилившие береговые фортификации, команды пустили на дно первые 7 судов, выстроенные в линию с севера на юг – между Александровской и батареями, создававшими перекрестный огонь для вражеского флота. Говорили, что даже старые, седоусые матросы рыдали, пробивая их днища и глядя потом, как они погружаются в пучину.

В 1855 г. после сильных зимних штормов затопили еще 6 суден – восточнее тех, что пустили на дно прежде. Между Михайловской и Николаевской батареями нашли последний приют уже более новые корабли. После года кровопролитной обороны солдаты гарнизона вынужденно покидали Южную сторону, стала кладбищем оставшихся судов русского флота. И все же они добились поставленной цели – противник так не смог продвинуться, жертва была ненапрасной. Именно поэтому символ Севастополя – памятник Затопленным кораблям!

Памятник затопленным кораблям: история современности

Спустя 50 лет, в 1905 г., возник памятник, посвященный 349-ти дневной героической обороне города. Возвели его на искусственном мысу, сложенном из гранитных глыб, недалеко от побережья, чтобы он был виден отовсюду. Автором этого знаменательного монумента стал скульптор из Эстонии –
Амандус Адамсон, помогали ему архитектор Фельдман и инженер Энберг. Из более чем десятка его первоначальных названий ни одно не прижилось, а нынешнее вошло в обиход уже в конце 1930-х гг. Удивительный факт, но за 100 лет существования памятник Затопленным кораблям в Севастополе выстоял. Его не разрушили ни бешеные удары волн, разбивающихся об основание, ни , ни Великая Отечественная война.

Чем интересен монумент?

Он представляет собой диоритовую мраморную колонну, имеющую в высоту 7 м и покоящуюся на восьмиугольном гранитном основании, вырастающем из мыса, представленного хаотичным нагромождением гранитных валунов. Белоснежную, тщательно обработанную колону венчает капитель, где восседает двуглавый имперский орел с распростертыми крыльями, обращенный в сторону моря.

В верхней части композиции сверкает корона, замененная в советский период звездой. В клювах орел держит венок из веток лавра и дуба, корабельный якорь с цепью, а грудь его украшает фигурный щит с отображением Георгия Победоносца. Как и капитель, вся монументальная скульптура исполнена в бронзе, как и две мемориальные таблички на пьедестале с барельефом, изображающим тонущие суда с памятными надписями.

Как добраться (доехать)?

Общественным транспортом, на автобусах (маршрутках) №12, №16 или №117, троллейбусах №5, №12 или №13. Вставать следует на остановке «пл. Адмирала Нахимова», откуда буквально 2-3 минуты пешком.

Памятник является символом города Севастополь, а его силуэт воспроизведен на эмблеме города. Он создан в память о российских парусных кораблях, затопленных в бухте с целью загородить вражеским кораблям проезд в бухту. Монумент признан объектом культурного наследия федерального значения России. В 2016 году именно изображение памятника Затопленным кораблям было выбрано народным голосованием для нанесения на новую банкноту в 200 рублей. Размещенный на главной набережной города, он неизменно приковывает к себе внимание отдыхающих. Памятник находится в воде на расстоянии в 20 метров от берега.

Общая высота монумента — 16, 7 метров.

Размах крыльев орла — 2, 67 метра.

Строительство Севастополя изначально предполагалось как возведение основной крепости Российской Империи на Черном море. Поэтому здесь много объектов и памятников в честь воинской славы. И монумент в честь важного события Крымской войны является одним из самых необычных и величественных

История

Памятник посвящен важному событию — 50-летней годовщине Первой обороны Севастополя в период Крымской войны. Героический поступок совершили русские военные в 1854 году, приняв решение затопить свои корабли, чтобы не дать врагу пройти по морю в Севастополь. В результате бухта стала недоступной для англо-французского флота, помогавшего Турции. Севастополь являлся главной базой Черноморского флота Российской империи, поэтому его защита была стратегически необходимой задачей. Оборону возглавляли прославленные военачальники В. А. Корнилов и П. С. Нахимов. Они приняли это важное решение, так как осознавали количественное превосходство противника и опасную возможность их проникновения в бухту. От потопленных кораблей над поверхностью воды оставались торчать мачты, которые могли пробить дно вражеских кораблей. В первую очередь были потоплены 7 устаревших кораблей, однако позже ко дну были отправлены и хорошие судна. Всего под воду Севастопольской бухты ушло около 90 кораблей Черноморского флота. Тем не менее, жертвы были не напрасными и оборона выстояла до заключения мирного соглашения в 1856 году.

Описание памятника затопленным кораблям

Монумент был создан в 1905 году. Он выдержал и сильное землетрясение 1927 года, и выстоял во время военных действий Великой Отечественной войны и немецкой оккупации. Памятник был призван воплотить значимость и трагичность произошедших событий.

Памятник состоит из двух частей: подводной и надводной. Основание имеет квадратную форму и состоит из каменных блоков. Над водой располагается каменный утес в три метра высотой. В основании триумфальной колонны на утесе размещена надпись о событии, в память о котором возведен монумент. На этом постаменте также изображен барельеф со сценой затопления кораблей — его видно со стороны набережной. 7-метровая колонна завершается постаментом с двуглавым царским орлом. Орел держит в клюве венок из лавра — символа победы и дуба — символа славы и веры. На венке висит якорь в память о погибших моряках и морских победах. На голове орла — императорская корона. Композиция над колонной выполнена из бронзы. Частью памятника является также мемориальная стена на набережной с двумя якорями от затопленных кораблей.

На памятник можно посмотреть в реальном времени с помощью онлайн-камер Севастополя, установленных на набережной Корнилова.

Как добраться до памятника в Севастополе

Один из основных исторических памятников страны стоит в центре города-героя Севастополя неподалеку от Приморского бульвара. Доехать до него можно на общественном транспорте:

  • На троллейбусе : № 1, 3, 5, 7, 9, 10, 10к, 12, 13, 22, остановка «Площадь Лазарева» (800 метров до памятника) или «Площадь Нахимова» (200 метров до памятника).
  • На маршрутном такси : № 4, 6, 12, 13, 13а, 16, 31, 63, 71, 109, 110, 112, 120, остановка «Площадь Лазарева» или «Площадь Нахимова».
  • На автобусе : № 5, 12, 16, 22, 29, 30, 77, 92, 94, 109, остановка «Площадь Лазарева» или «Площадь Нахимова».

Выйдя из автобуса, нужно немного пройти через Приморский бульвар по направлению к набережной.

Путешественникам на автомобиле следует двигаться по направлению к центру города, а машину лучше оставить на бесплатной стоянке набережной Артиллерийской бухты.

До памятника можно доехать на такси: в Севастополе действуют сервисы Такси Везет, Яндекс. Такси, Maxim.

Панорама монумента с набережной:

Видео о памятнике затопленным кораблям: