Календарное планирование во 2. Календарно-тематическое планирование. КТП. Широкий выбор готовых КТП на любые темы

В русских былинах каждый богатырь имеет свое живое лицо, со своими достоинствами и недостатками. И все это пронесено нашими предками через столетия. Здесь каждый характер дышит правдой. Добр и прямодушен, но скор на расправу и не щадит врага Добрыня Никитич. Дерзок, смел и ловок, но чаще побеждает хитростью Алеша Попович. И среди этого живого многообразия самых сильных и славных людей Древней Руси возвышается образ кроткого богатыря Илии Муромца


Преподобный Илия родился в селе Карачарове под древним русским городом Муромом. Название этого села сохранилось и поныне. Любовно сохранено народной памятью и имя отца Илии, крестьянина Ивана Тимофеевича. Другие богатыри в основном витязи знатного рода, Добрыня Никитич - даже родственник князя Владимира. Илия Муромец - единственный крестьянин по происхождению среди русских богатырей. И именно ему дана самая большая сила - и духовная, и телесная.


От рождения Илия был немощен, даже ходить не мог до тридцати лет. И видно, в эти тридцать лет воспитались в нем великое терпение и смирение, великая кротость, если Божиим Промыслом ему было определено стать в то тревожное время во главе всей богатырской рати. Их молодой силе и мощи, всегда волнующейся, готовой вспыхнуть ссорой, нужен был именно такой, всеми уважаемый за свою силу духовную, всех объединяющий и примиряющий предводитель.


Из былин видно, что Илия Муромец - особый избранник Божий, сила дается ему чудом, через святых старцев, «калик перехожих», то есть странствующих монахов. Они приходят к нему в дом, где он привычно безмолвствует один, и со властию говорят: «Поди и принеси нам напиться». Пытаясь по послушанию исполнить приказ старцев, он получает помощь свыше и встает.


Здесь очень важен момент испытания веры Илии - «по вере вашей да будет вам». Господь ничего не творит с человеком насильственно. Требуется свободное устремление воли человека, его решимость, чтобы все остальное получить даром, по благодати. Будущий великий богатырь оказался достоин своей избранности. Поистине великую веру надо было иметь, чтобы после тридцати лет неподвижности по требованию «калик перехожих» попытаться встать.


Получив силу чудом, уже в зрелом возрасте, Илия не мог ею возгордиться, он пронес ее через всю свою жизнь как драгоценный дар, принадлежащий не ему, а всему народу русскому, которому он бессменно и бескорыстно, в скорбях и лишениях, до глубокой старости служил, став на многие годы образом его духовной и телесной силы.


По всему видно, что Илия получил хорошее христианское воспитание. Собираясь на богатырские подвиги, он творит земной поклон перед отцом и матерью, просит у них великого благословения. Отец и мать понимают высокое назначение своего сына, понимают, что не просто так дана ему от Бога великая сила. Люди уже старые, они тем не менее беспрекословно отпускают Илию, дают ему великое благословение и завет не проливать крови христианской.






Простившись с родителями, Илия отправляется в стольный Киев-град к великому князю Владимиру. Сколь тревожным было то время можно судить уже по тому, что прямой дорогой в Киев ехать никто не решался там пошаливали разбойники, могли и ограбить, и жизни лишить. Илия не испугался, поехал дорогой прямоезжей. Очистить ее от разбойников это был его первый подвиг.



Илия называет его «ласковым князем». В этих словах искренняя любовь без подобострастия. Мономах, подобно своему великому предку святому Владимиру, собирает вокруг себя на благо Отечества всех самых мужественных и славных людей Руси. И они сами едут к нему, зная, что здесь найдется достойное применение их силам.


К этому мудрому и благородному князю на помощь Божиим Промыслом был послан русский богатырь, крестьянский сын Илия Муромец. Усилиями самых мужественных и храбрых людей того времени - русских богатырей, атаманом которых был Илия Муромец, брань с половцами была перенесена в глубь степей.


Летописи сообщают о том, как дружины Владимира Мономаха загнали силы хана Отрока Шарукановича (сына былинного Шарк-великана) за «железные врата» на Кавказе, «пили золотым шеломом Дон, приемши землю их всю». Русские богатыри доходили до Азовского моря, завоевывали половецкие города на Северном Донце, заставляли половцев откочевывать за Дон и за Волгу, в степи Северного Кавказа и Южного Урала.


Эта внешняя война не мешала русскому народу под защитой своих богатырей в мире и благоденствии строить монастыри и храмы, крепости и посады, пахать землю и растить детей, слагать величественные былины, отразившие спокойную мощь и достоинство уверенного в своей силе народа.


И столетия спустя народ вспоминал то время, как одно из самых праздничных и светлых в истории Руси, с любовной памятью хранил многие века имена и деяния своих защитников-богатырей. Сохраненные народной памятью подвиги богатырей помогли выжить народу в тяжелые годы монголо-татарского ига, возродить Русь Великую.


Единое стояние избранных людей всего народа против общего врага дало почувствовать себя разным славянским и угро-финским племенам единым народом, объединенным истиной Православной веры. Этому-то благородному делу призван был служить и с честью служил преподобный Илия Муромец. И поэтому он останется навсегда в памяти народа русского.


По былинам Илия не знает поражений. И, служа благу Отечества на поле брани до глубокой старости, в душе всегда остается монахом- подвижником. Его нигде не называют удалым - спокойная, величавая мощь Илии выше удали и суеты. Вокруг бушуют страсти, а он сохраняет внутренний мир, кротость, любовь к ближнему. Поистине могучая духовная сила его удивляет нас гораздо сильнее телесных подвигов.


Илия Муромец стал монахом, уже увенчанный славой любимого народом героя и победителя супостатов. Сам он славы никогда не искал: ни на бранном поле, ни тем более в монастыре. Его монашеские подвиги скрыты от нас, но, несомненно, были и они велики, более велики даже и трудны, чем подвиги ратные, доказательством тому нетленные мощи Илии, которые и доселе покоятся в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры.



Высок и светел образ преподобного Илии, он близок сердцу каждого русского человека. Вот уже более восьмисот лет рассказы о его благородных подвигах, христианском милосердии и добродушии воспитывают в поколениях русских людей мужество и благородство, любовь к своему Отечеству и народу.


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Обширны и богаты русские земли, много здесь дремучих лесов, полноводных рек, обильных золотых полей. Исстари жил здесь трудолюбивый и мирный народ. Однако мирный не значит слабый, и поэтому довольно часто земледельцам и пахарям приходилось откладывать свои серпы и плуги и выступать с оружием в руках на защиту своей земли от многочисленных врагов — кочевых племен, воинственных соседей. Все это нашло отражение в народных эпических песнях-былинах, в которых воспевалось не только мастерство и трудолюбие простого народа, но и его воинская доблесть. Могучие и величественные образы богатырей встают перед нами в былинах, такие как Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Святогор, Микула Селянинович и другие. Я задался вопросом, а какие они богатыри современности, есть ли они сейчас?

В своей работе хотелось бы разобраться, кто такие богатыри, кого мы можем назвать богатырем и есть ли богатыри сейчас.

В связи с этим, мы выбрали тему своей исследовательской работы - «Богатыри земли русской».

Цель работы : узнать, кто такие былинные богатыри и есть ли сейчас богатыри в современной жизни

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

    узнать, кто такой богатырь;

    выяснить, какими качествами должен обладать богатырь;

3) познакомиться с литературой и произведениями искусства о русских богатырях;

4) познакомиться с «великими» людьми нашего времени;

5) сравнить качества былинных и современных героев;

    провести анкетирование учащихся 2 - 4 класса, с целью выяснить какими качествами должен обладать настоящий богатырь, кого можно назвать богатырем современности;

    проанализировать результаты исследований;

    провести классный и час изготовить с учащимися проект на тему: «Русские богатыри», создать фильм о современных богатырях.

В основу исследования положена гипотеза : допустим, что богатыри - это защитники от врагов, воины, обладающие большой силой. Возможно, что богатыри жили очень давно и сейчас их нет. А что, если богатырь - это пример великого духа русского человека.

Объект исследования - русские богатыри

Предмет исследования - качества богатырей.

Во время выполнения работы использовались методы:

Метод поиска информации (анализ и обобщение литературы по теме исследования)

Наблюдение;

Анкетирование.

Теоретическая значимость: систематизация и обобщение материала по теме исследования.

Практическая значимость: практическое использование полученного материала на уроках, классных часах, во внеклассных мероприятиях, в повседневной жизни родителями в деле воспитания детей

    Богатыри земли русской

I.1. Откуда к нам пришло слово «богатырь»

В настоящее время слово «богатырь» можно услышать очень часто: «богатырская сила», «богатырское здоровье», «богатырский сон» говорим мы, «богатырем» называем каждого сильного и здорового человека, спортсмена, полководца, ветерана войны.

Но еще лет 150-200 назад всякий русский, говоря «богатырь», сравнивал кого-то с былинными заступниками родной земли.

Что же означает это слово «богатырь» и откуда оно появилось в нашем языке? Сначала мнения ученых были трех видов:

1. Одни считали, что слово «богатырь» заимствовано от татарского и тюркских языков, где является в различных формах: багадур, батур, батыр, батор. Предполагается, что слово имеет значение исторического характера, что его первоначальная форма слова была «багатырь» и что оно первоначально употреблялось в значении «татарский воевода» и титула, как теперешнего «господин».

2. Ученый Ф.И. Буслаев, выводил "богатырь" из слова "Бог" через "богатый".

3. Историк русской литературы и фольклорист О.Ф. Миллер и другие считали, что слово «богатырь» - русское и восходит к древнеславянской истории (праарийскому началу и санскритскому языку). Мнение исходило из того положения, что и «багадур» слово не татарское, а заимствовано с санскритского baghadhara (обладающий счастьем, удатный).

Против заимствования из татарского языка в пользу славянского происхождения выступают филолог В. Кожинов и историк Л. Прозоров. Они утверждают, что слово «богатырь» гораздо более близкой к былинной форме, появилось в надписях болгар — «боготур» (некоторые из этих боготуров носят вполне славянские имена — Славна).

Наше мнение о слове «богатырь» тоже в поддержку славянского происхождения. Оно не откуда не пришло, а было всегда исконно русским. Такое мнение основано на древнеславянской культуре нашего народа в период до Крещения Руси. Это подтверждают и многие ученые, историки, что у России великое прошлое и гораздо древнее, чем описывалось раньше.

I.2. Былинные богатыри

Тема богатырей все больше уносит нас в древнюю культуру и историю нашего народа.

Былины - это т древняя мудрость нашего народа. Былина произошла от слова «быль», а оно от древнеславянского глагола - «быти», то есть то, что было и происходило. Слагались былины сказителями - хранителями русской старины, носителями исторической памяти народа. Они ходили от селения к селению и рассказывали нараспев (похоже на песню) о великих событиях нашей родины, о героях-богатырях, их подвигах, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.

В нашем исследовании мы попытались включить древнее образное мышление и познакомиться с былинными богатырями поближе.

Мы узнали, что по преданиям и древнейшим былинам сначала существовали богатыри-великаны. Познакомимся с некоторыми из них.

Горыня (Сверни-гора, Вертигор) - горный великан, обладающий нечеловеческой силой, выворачивал камни, ломал горы, нарушал (изменял) природу вещей: «

Дубыня (Дубынеч, Вернидуб, Вырви-дуб) - Лесной великан, обладающий нечеловеческой силой. В своих лесах он вёл себя как заботливый хозяин:

Усыня(Усыныч, Усынка, Крутиус) - Речной великан, правит водной стихией

Дунай Иванович - Сильномогучий богатырь, »

Святогор - Богатырь-великан невероятной силы. «(Приложение 1)

Былины о богатырях-стихиях, по нашему мнению, воспевают величественность и одухотворенность природы и несут нам через века мудрость единения и взаимосвязи всего в мире. Былинные богатыри-стихии - не люди, но полностью соответствуют изначальному образу богатыря. Сила природных стихий превосходящая человеческую, могущественная и божественного происхождения (творящая и разрушающая). Она щедрая на природные дары и покровительствует всем: животным, растительности, человеку. Мы предполагаем, что поэтому стихии представляли в богатырском образе.

На смену богатырю-стихии пришел богатырь-человек . По мнению историков, былины про одного и того же богатыря писались столетиями (в разные века) и отражают подвиги реальных воинов. То есть образы большинства былинных богатырей собирательные (собирался с разных народных героев и событий). Познакомимся с некоторыми богатырями из былин « Вольга и Микула Селянинович», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня и Змей», «Илья Муромец и Святогор», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Калин - царь», «Илья Муромец и Идолище». (Приложение 2)

Былинный богатырь-человек также соответствуют первоначальному значению слова «богатырь». Самым невероятным былинным эпизодам исполнители былин давали очень простое объяснение: «В старину люди были вовсе не такие, как теперь,— богатыри».

По былинам богатыри наделены превосходящей силой с рождения или по достижению духовной зрелости. По преданиям такая сила давалась только духовно созревшим людям, потому что менее духовным человеком такая сила может применяться во вред окружающему. Кажется сказкой, но даже мои прадедушка и прабабушка рассказывали о таких необычных людях в их времена. А также богатыри духовно сильные. Сила в том, что они не за награды, а для торжества правды, справедливости, свободы совершают подвиги на благо всему народу; защищают Русь-матушку не щадя своей жизни при любых обстоятельствах (неравный бой и другое). Богатыри проявляют лучшие качества - любовь к родной земле, беззаветное мужество и стойкость, независимость духа, борьбу за справедливость, правду, честь и др.

Мы думаем, что объединение Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича - это призыв и стремление народа к единству. Сила народа - в единении. Объединение качеств трех богатырей говорит о том, что для защиты родины, победы важна не только сила натиска, но и находчивость и умение решения вопроса мирным путем. «Три богатыря» - это образ богатырского духа и мощи русского народа. В старину говорили: «У Славянина руки - в труде, а ум - со Всевышнем».

I.3. Современные богатыри

А есть ли сейчас в современном мире богатыри? Чтобы узнать, мы решили познакомиться с некоторыми «великими» людьми прошлых столетий и нашего времени.

Спортсмены: легендарные чемпионы - борцы И.М. Поддубный и И. С. Ярыгин; чемпионы - тяжелоатлеты В.И. Алексеев и Л.И. Жаботинский и другие.

Военначальники: великий русский полководец А.В. Суворов; русский полководец, генерал-фельдмаршал М.И. Кутузов; маршалы полководцы Великой Отечественной Войны A.M. Василевский и Г.К. Жуков; маршалы авиации И.Н. Кожедуб и А.И. Покрышкин и другие.

Офицеры и рядовые Великой Отечественной Войны. Они все настоящие герой нашей Родины. Они проявили стойкость, мужество, горячую любовь к Родине, сражались не жалея своей жизни за наше будущее и будущее России. Будем всегда помнить их подвиг! (Приложение 3)

Мы попробовали сравнить «великих» людей нашей Родины с характеристиками богатыря.

Характеристики богатыря:

Мы не смогли среди «великих» людей современного времени найти богатыря в родном значении этого слова. Военачальники больше похожи на витязей. Спортсмены состязаются на соревнованиях без угрозы жизни стране, а если вдруг война, они могут и не пойти на нее. Добровольцы сильны духом, но могут не превосходить силой и участвовать не во всех войнах. Но мы не хотим сказать, что богатырей нет. Может, нам о них не известно, не слагают о них современных былин. Да и значение слова «богатырь» сейчас размытое. (Приложение 4)

Выводы по главе I

В этой главе мы подобрали и изучили литературу по данной теме. Узнали, кто такой богатырь. Изучили предания и былины, а также былинными богатырями. Выяснили, какими качествами обладали настоящие богатыри.

Совокупность воинских доблестей составляет одну из главнейших черт русского богатыря, но недостаточно одних физических доблестей, надо ещё, чтобы вся деятельность богатыря имела религиозно-патриотический характер. Это доблестные богатыри, храбрецы, ищущие себе трудных ратных подвигов. Боевые походы - основа их повседневной жизни. Они образуют своего рода богатырское сообщество. Как и былинные богатыри, они были огромного роста и необъятной силы; закаленный в перенесении трудностей и лишений.

Мы задались вопросом, знают ли мои сверстники о былинных богатырях, какими качествами по их мнению должны обладать настоящие богатыри и существуют ли современные богатыри. С этой целью мы провели исследовательскую работу.

Глава II. Исследовательская работа

Изучив литературу, мы решили провести практическую работу с целью исследовать, какими качествами должны обладать настоящие богатыри и выяснить, существуют ли современные богатыри мы поставили перед собой следующие задачи:

    Провести анкетирование среди учащихся 2 - 4 классов и их родителей с целью выяснить, каких былинных богатырей они знают, какими качествами должны обладать богатыри, откуда узнали о богатырях, можно ли стать богатырем сейчас, почетно ли быть богатырем и проанализировать результаты.

2 . Взять интервью у библиотекаря школьной библиотеки с целью выяснить, какие книги читают современные дети.

3 . Проанализировать, людей каких профессий можно отнести к современным богатырям

5 . Создать фильм о современных богатырях, выпустить панно на тему: «Русские богатыри»

II.1. Анкетирование учащихся 2-4 классов и их родителей

Мы провели анкетирование среди учащихся 2 - 4 классов и их родителей. В этом опросе участвовали 42 человека (21 ребенок и 21 взрослый). Результаты опроса:

    На вопрос «кто такие богатыри?» дети и взрослые написали похожие ответы. Общее описание: Богатыри - это могучие люди русской земли, храбрые, мужественные (сильные духом), воины, защитники своей Родины и народа.

    Самые известные богатыри:

Среди детей и взрослых самыми известными оказались Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

75% детей и 58% взрослых хотели бы быть похожими на Илью Муромца. Потому что он самый сильный, всегда защищал родную землю и был нашим земляком.

8% детей - на Добрыню Никитича, потому что он был мудрым, а из взрослых 20% - на Алешу Поповича, потому что силен, самый молодой и смекалистый.

2% взрослых - на Пересвета и Ослябю - которые после военной жизни задумались о высоком смысле жизни, ушли в монашество. 17% - 20% детей и взрослых захотели быть похожими сами на себя.

    Основные качества богатыря

Дети: Взрослые:

Физическая сила (67%) - физическая сила (75%)

Сила духа (33%) - сила духа (16%)

Силой духа отмечено - любовь к Отчизне, храбрость, мужественность, находчивость, сила воли, доброта, чувство справедливости и другие.

Военное искусство (9%)

Дети видят богатыря не обязательно воином, но человеком всегда очень могучим и сильным духом. Взрослые видят богатыря не только могучим и сильным духом, но и знающим воинское дело. Основным качеством выделена могучая сила.

    Привлекает в богатырях

Но привлекают и детей и взрослых в богатырях их духовные качества (смелость, уверенность в себе, благородство, помощь слабым, борьба за справедливость, любовь к Родине и ее защита).

    Откуда узнали о богатырях?

Дети: Взрослые:

Книги (былины, сказы)(67%) - книги (былины, сказы) (50%)

Кино и мультфильмы (25%) - кино и мультфильмы (33%)

Рассказы, экскурсии (8%) - рассказы, экскурсии (17%)

О богатырях дети и взрослые узнали в основном из книг.

67% детей и 25% взрослых считают, что не может, потому что у женщины меньше силы и это не женское дело, женщина-хранительница домашнего очага и семьи. А 33% детей и 67% взрослых считают, что может, потому что побеждать женщине помогают женская мудрость, хитрость и смекалка.

    А есть ли сейчас богатыри? Кого можно назвать?

83% детей и 25% взрослых считают, что настоящих богатырей уже нет, потому что со временем люди изменились или не знают о них, а богатыри остались героями древности. Но7% детей и 67% взрослых считают, что и сейчас есть богатыри - это спортсмены, солдаты войны, полководцы.

    Можно ли стать богатырем?

Большинство детей и взрослых считают, что можно. Для этого нужно верить в себя, заниматься спортом, быть справедливым, добрым, мудрым, честным, тренировать силу воли, духа, помогать людям, быть патриотом. Но часть детей и взрослых считают, что не получится. Потому что физические и духовные данные закладываются от природы (Бога). Можно стать хорошим человеком, сильным спортсменом, героем, но не богатырем.

Половина взрослых и часть детей считают, что сейчас богатырем быть не почетно. Потому что со временем перестали цениться черты характера, за которые богатырей уважали и стремления людей изменились в сторону достижения материальных ценностей. Но большинство детей и 42% взрослых считают, что почетно. Потому что нам не хватает таких людей как богатыри, верят в вечные человеческие ценности, смотрят с надеждой и оптимизмом в будущее. (Приложение 5)

II.2. Интервью с библиотекарем школьной библиотеки

Мы взяли интервью у библиотекаря школьной библиотеки с целью выяснить, что читают современные дети.

Библиотекарь школьной библиотеки Кривенко Наталья Рафаэловна сказала, что любовь и уважение к печатному слову нам прививают с детства. Книга — лучший подарок, книга — верный друг и мудрый советчик. Ребятишки во все времена любили стишки, потешки, сказки. А такие авторы, как Барто, Заходер, Маршак, — они, конечно, вне времени. Зато ребята постарше все чаще просят фантастику и детективы. По словам библиотекаря, когда-то дети хорошо брали Крапивина, Кира Булычева. Дюма зачитывали до дыр. Сегодня эти авторы хоть и не столь востребованны, но все же читаемы. Вместе с тем ребята по-прежнему любят и Астрид Линдгрен, и Марка Твена, и Даниеля Дефо, читают Драгунского и Носова. А вот былины дети читают неохотно, только в качестве программного материла. (Приложение 6)

II.3. Современные богатыри

Проанализировать людей каких профессий можно отнести к современным богатырям.

Отметим основные качества богатырей:

    Сила физическая -очень силен и могуч, наделен превосходящей силой с рождения или потом, когда духовно готов.

    Сила духа - храбрый, благородный, решительный, с чувством справедливости, собственного достоинства, обладает независимостью духа, силой воли, смекалкой, находчивостью, любит родную землю и окружающий мир, готов сражаться до конца даже без надежды на победу, отдать жизнь за родину и народ.

    Воинское дело - может быть обучен воинскому искусству, а может и нет. Свободен в решениях и от долга службы.

    Дело всей жизни - защита народа и родной земли от смертельной угрозы не по долгу или личной выгоде (награде), а по велению души.

К таким характеристикам, на наш взгляд, можно отнести людей следующих профессий - полицейский, спасатель, пожарный, военный.

После того, как мы выяснили кто такой богатырь, выявили основные его характеристики, побеседовали с библиотекарем школьной библиотеки, мы решили познакомить моих одноклассников с тем, что нового и интересного я узнал о богатырях. Мы провели классный час (Приложение 7, 8), изготовили с учащимися проект на тему: «Русские богатыри» создали фильм о современных богатырях.

Выводы по главе II

Таким образом, мы провели исследовательскую работу с целью исследовать, какими качествами должны обладать настоящие богатыри и выяснить, существуют ли современные богатыри мы поставили перед собой следующие задачи:

Таким образом,совокупность воинских доблестей и добрый, честный нрав составляют главнейшие черты русского богатыря, но недостаточно одних физических доблестей, надо ещё, чтобы вся деятельность богатыря имела религиозно-патриотический характер. Вообще народ идеализирует своих богатырей, и если он гиперболически представляет их физические качества: силу, ловкость, тяжёлую походку, оглушительный голос, продолжительный сон, то всё-таки в них нет той зверской обжорливости других являющихся в былинах чудовищных великанов, не принадлежащих к разряду богатырей.

Заключение

Исходя из основной цели нашей работы - исследовать, какими качествами должны обладать настоящие богатыри и выяснить, существуют ли современные богатыри мы:

    Подобрали и изучили литературу по данной теме.

Узнали из дополнительной литературы, кто такие богатыри, изучили предания и былины с былинными богатырями. Выяснили, какими качествами обладали настоящие богатыри.

    Провели анкетирование среди учащихся 2 - 4 классов и их родителей с целью выяснить, каких былинных богатырей они знают, какими качествами должны обладать богатыри, откуда узнали о богатырях, можно ли стать богатырем сейчас, почетно ли быть богатырем и проанализировать результаты.

3 . Взяли интервью у библиотекаря школьной библиотеки с целью выяснить, какие книги читают современные дети.

4 . Проанализировали, людей каких профессий можно отнести к современным богатырям.

6 . Создали фильм о современных богатырях, выпустить панно на тему: «Русские богатыри»

В ходе исследования наша гипотеза подтвердилась. Мы уверены, что тема нашего исследования очень важна для любого поколения, потому что мы должны знать наше прошлое, великие подвиги нашего народа, наших героев. Они - пример отваги и доблести, гордость нашей земли и воспитывают в нас русский дух.

Пусть современные герои не похожи полностью на богатырей, но они вобрали в себя часть их силы. Они тоже сильны духом, стоят на страже мира и жизни, показывают мощь и силу нашей Родины. И пока у нас есть такие герои, пока мы о них помним, жив и богатырский дух русского человека.

Мы думаем, если соединить качества спортсменов, военачальников и народных добровольцев вместе, то, как раз, и получится образ настоящего богатыря.

В наше время богатыри нужны России.

Список литературы

1. Аникин В.П. Былины. Русские народные сказки. Летописи. М.: Высшая школа, 1998.

2. Былины. Русские народные сказки. М.: Детская литература, 2002.

3. Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести / Аникин В.П., Лихачев Д.С., Михельсон Т.Н. М.: Детская литература, 2009.

4. Рыбаков Б.А. Русь: Сказания. Былины. Летописи. М.: Изд-во Академии наук, 1998.

5. Селиванов В.И. Богатырский эпос русского народа /Былины. М.: Детская литература, 2010, т.1. - с.5-25.

6. Интернет-сайт Википедия

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%82%D1%8B%D1%80%D0%B8

Картинки с сайта в Интернете

http://go.mail.ru/search?mailru=1&q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C

Тезаурус

    1. Богатырь - персонажи былин и сказаний, отличающиеся большой силой и совершающие подвиги религиозного или патриотического характера. В исторических записях и летописях сохранились указания на то, что некоторые события, перешедшие в былины, действительно имели место. Богатыри стояли на страже Руси, на заставе.

      Былина - о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX—XIII веков; вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности.

      Былинные богатыри - главные персонажи былин. Они воплощают идеал мужественного, преданного родине и народу человека. Герой сражается в одиночку против полчищ вражеских сил.

Приложение 1.

Богатырь-стихия

Богатырь

Описание и умения

Горыня (Сверни-гора, Вертигор)

Горный великан, обладающий нечеловеческой силой, выворачивал камни, ломал горы, нарушал (изменял) природу вещей: «Захватывает гору, несет в лог и верстает дорогу или на мизинце гору качает»

Дубыня (Дубынеч, Вернидуб, Вырви-дуб)

Лесной великан, обладающий нечеловеческой силой. В своих лесах он вёл себя как заботливый хозяин: «Дубье верстает(ровняет): который дуб высок, тот в землю пихает, а который низок, из земли тянет» или «дубье рвет»

Усыня(Усыныч, Усынка, Крутиус)

Речной великан, правит водной стихией: «спер реку ртом, рыбу ловит усом, на языке варит да кушает, одним усом реку запрудил, а по усу, словно по мосту, пешие идут, конные скачут, обозы едут, сам с ноготь, борода с локоть, усы по земле тащатся, крылья на версту лежат».

Дунай Иванович

Сильномогучий богатырь, «не похож Дунай на других богатырей; очевидно пришлец из других стран, буйный духом, он отличается какою-то особенною горделивою осанкою». Состоял на службе литовского короля, был женат на младшей дочери короля Настасьи, «воительнице-поленице». В былине Дунай, в состязании попадает в Настасью, и та умирает. В отчаянии бросился он на свое копье и умер рядом с женой, разливается рекою Дунаем, а жена - рекой Настасьей:«И падал он на нож да ретивым сердцем; С того ли времени, от крови горячия, Протекала матушка Дунай-река »

Святогор

Богатырь-великан невероятной силы. «Ростом выше тёмного леса, головой облака подпирает. Скачет по Святым горам - горы под ним шатаются, в реку заедет - вода из реки выплёскивается. Не с кем Святогору силой помериться. Поездить бы по Руси, погулять бы с другими богатырями, побиться бы с врагами, растрясти бы силу богатырскую, да вот беда: не держит его земля, только каменные утёсы под его тяжестью не рушатся, не падают».

Приложение 2

Богатырь-человек

Богатырь

Описание и умения

Микула Селянинович

Сильномогучий богатырь-пахарь (оратай). Он сильнее не только Вольги, но и всей его дружины «…дружинушка хоробрая сошку за обжи вокруг вертят, а не могут мошки из земли повыдернуть…Тут оратай-оратаюшко приехал ко сошке кленовенькой. Он брал-то ведь сошку одной рукой, сошку из земли он повыдернул…». Микула помогал защищать свою землю от врагов, но труд свой земледельческий не бросал. Он говорил: «Кто ж тогда Русь кормить будет?». Сила Микулы - в связи с землей и простым народом.

Алеша Попович

Русский молодой богатырь из Ростова, который отличался силой, мужеством, удалью, натиском, дерзостью, находчивостью, сметливостью и хитроумием. Где в бою силы не доставало - там смекалкой побеждал. Он хвастлив, излишне лукав и увертлив. Он отличается, решительностью, остроумием и жизнерадостностью. Умеет призывать на помощь природные явления (дождь, град..) «…У Алеши была мольба доходная…»

Добрыня Никитич

Русский богатырь из Рязани, богатырь-воин и дипломат (договаривался без кровопролития). В нем сочетались великая сила, бескрайняя храбрость и мужество, воинское умение, благородство помыслов и поступков, образованность, дальновидность и предусмотрительность Он умел петь, играть на гуслях, был искусен в шахматах, обладал незаурядными дипломатическими способностями. Добрыня во всех былинах выражает свои богатырские качества, ревностно оберегает достоинство русского воина, он разумен в речах, сдержан, тактичен, заботливый сын и верный супруг.

Илья Муромец

Великий русский богатырь из под Мурома, богатырь-крестьянин. Он отличается большой духовной силой. И наделен могучей физической силой. Он отличается беззаветной, не знающей пределов любовью к родине (патриотизмом), чувством справедливости, собственного достоинства, мужеством, смелостью и удалью. Он честен до мелочей и прямолинеен. Он великодушен и добр, когда это не касается врагов. Это зрелый и опытный защитник русской земли.

Приложение 3

Выдающиеся люди России

    Спортсмены : легендарные чемпионы - борцы И.М. Поддубный и И. С. Ярыгин; чемпионы - тяжелоатлеты В.И. Алексеев и Л.И. Жаботинский и др.

Иван Максимович Поддубный

(1871-1949гг)

профессиональный борец и атлет

Родом из бедной крестьянской семьи с Полтавщины бедной крестьянской семье. С ранних лет помогал отцу пахать землю, молотить рожь. Простота крестьянского уклада жизни, нелегкий физический труд заложили в характере мальчугана необыкновенное упорство, помогли накопить могучую силу, которымив будущем и прославился русский самородок. На заработках в Севастопольском порту грузчиком он взваливал на плечи громадный ящик, что не под силу было и троим, поднимался во весь свой огромный рост и шагал верх по дрожащим сходням. Заслуженный артист России (1939), заслуженный мастер спорта (1945). Кавалер ордена Трудового Красного Знамени (1939) «в деле развития советского спорта». В 1905-08 гг. чемпион мира по классической борьбе среди профессионалов. Боролся на цирковой арене до 70 лет. За 40 лет выступлений не проиграл ни одного соревнования. Одерживал блистательные победы почти над всеми сильнейшими профессиональными борцами мира, за что и был признан "чемпионом чемпионов". Это звание ему присудила народная молва.В народе его называли "Иван непобедимый", "Гроза чемпионов", "Человек-гора", «Иван Железный». Кода началась оккупация немцев в ВОВ, у Поддубного в то время уже болело сердце, ему было 70 лет, но он отказался от эвакуации и остался. Немцы предлагали ему тренировать немецких борцов, но он остался верен Родине:«Я — русский борец. Им и останусь ».После освобождения Ейска Иван Максимович ездил по близлежащим воинским частям и госпиталям, выступал с воспоминаниями и поднимал боевой дух народа.В Ейске установлен памятник, находится музей и спортивная школа его имени. На могильном камне И.М. Поддубного высечено: «Здесь русский богатырь лежит».

    Военначальники : великий русский полководец А.В. Суворов; русский полководец, генерал-фельдмаршал М.И. Кутузов; маршалы полководцы Великой Отечественной Войны A.M. Василевский и Г.К. Жуков; маршалы авиации И.Н. Кожедуб и А.И. Покрышкин и другие.

Александр Васильевич Суворов

(1730-1800гг)

великий русский полководец

Родился в семье военного, знатного происхождения. Детство провёл в отцовском имении в деревне. Суворов рос слабым, часто болел, но тяга с ранних лет к военному делу и решение стать военным вдохновляет Суворова на укрепление своего тела. Он закаляется и занимается физическими упражнениями, в любую погоду пешком совершает дальние переходы, вырабатывает выносливость. За свою жизнь легендарный полководец провел 63 сражения, и все они были победными; прошел все ступени армейской службы - от рядового до генералиссимуса. В двух войнах против Османской империи Суворов был окончательно признан «первым мечом России». Награжден многочисленными наградами.

Обладая чрезвычайной личной храбростью, он бросался в самый пыл боя, платясь за это неоднократными ранами. Бескорыстие, щедрость, добродушие, простота в обращении привлекали к нему все сердца. Суворов проявлял гуманное отношение к мирному населению и пленным, сурово преследовал мародёрство.

Патриотизм Суворова был основан на идее службы отечеству, глубокой вере в высокие боевые способности русского воина («в свете храбрее россиянина нигде нет»). В историю России Суворов вошел как полководец-новатор, который внес огромный вклад в развитие военного искусства, разработал и осуществил оригинальную систему взглядов на способы и формы ведения войны и боя, воспитания и обучения войск. Стратегия Суворова носила наступательный характер. Суворовская стратегия и тактика были им изложены в труде «Наука побеждать». Сущность его тактики - три воинских искусства: глазомер, быстрота, натиск.Его имя стало синонимом победы, военного мастерства, героизма и патриотизма. Суворовское наследие и ныне используется в обучении и воспитании российских войск.

«Потомство мое, прошу брать мой пример!..»

    Офицеры и рядовые Великой Отечественной Войны. Они все настоящие герой нашей Родины. Они проявили стойкость, мужество, горячую любовь к Родине, сражались не жалея своей жизни за наше будущее и будущее России. Будем всегда помнить их подвиг!

Приложение 4

В библиотеке…

Приложение 5

На кого ты хотел бы похож? (в %)

Основные качества богатыря? (в %)

Откуда узнали о богатырях? (в %)

Может ли быть богатыркой женщина?

Есть ли сейчас богатыри?

Почетно ли в наше время быть богатырем?

Приложение 6

Интервью с библиотекарем

Приложение 7

Классный час

«Богатыри - защитники земли русской»

Не так давно мы отмечали праздник «День защитника Отечества». Родина, Отечество - святые, дорогие для каждого человека слова. Защищать свою землю - долг народа. Во имя отечества воины-защитники несут службу.

Сильна и могуча Россия. Россия всегда славилась своими защитниками от простых солдат до генералов. Знаменитый полководец Александр Васильевич Суворов считал, солдат лучше русского нет нигде в мире.Он и сам не пропадет, и товарища спасет, а где силы убудет, там он смекалкой дойдет. А мнению легендарного генералиссимуса можно верить. Русский солдат правдою богат.

Исторически сложилось, что нашему народу веками приходилось вести борьбу с чужеземными захватчиками. Грозно звучали для половцев, хазар, печенегов имена киевских князей Святослава Игоревича и Владимира Красное Солнышко.

Откуда же черпают русские воины свою неиссякаемую силу? Говорят, она досталась им в наследство от далеких предков, о которых сложены песни и сказания - от былинных богатырей, которые жили 1000 лет назад, а вот слава о их подвигах, как о защитниках земли русской и своего Отечества из глубокой старины дошла до наших дней. Вот об этих силачах, заступниках и справедливых воинах мы и поговорим сегодня.

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину

Вам рассказывать начну

Чтобы все вы знать могли

О делах родной земли.

Времена теперь другие,

Как и мысли, и дела -

Далеко ушла Россия

От страны, какой была!

Умный, сильный наш народ

Далеко глядит вперед,

Но преданья старины

Забывать мы не должны!

Слава русской старине,

Слава нашей стороне!

Силён, как вольный ветер,

Могуч, как ураган.

Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей

И стариков и матерей!

Велика наша матушка Русь!

Высока высота поднебесная,

Глубока глубина океан-моря,

Широко раздолье по всей земле.

Глубоки горы Сорочинские,

Темны леса Брянские,

Крупны камни Смоленские,

Быстры - светлы реки русские.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси.

Славна богатырями земля русская!

Какие ассоциации возникают у вас со словом «богатырь»? (сильный, смелый, бесстрашный, защитник …)

А как трактует значение этого слова толковый словарь?

Обратимся к словарю Сергея Ивановича Ожегова.

Богатырь - 1) герой русских былин, совершающий воинские подвиги во имя Родины. 2) человек безмерной силы, стойкости, отваги.

Выполните задание: выбрать карточки с теми словами, которые подходят к описанию образа богатыря.

Сильный, лентяй, воин, защитник, глупец, смелый, добрый, трусливый, злой, слабый.

Как называются народные песни, в которых прославляются подвиги богатырей? (былины)

Издавна любили на Руси в долгие зимние вечера или непогоду собираться вместе. Плели сети, чинили рыболовные снасти, мастерили разную домашнюю утварь, а сказитель нараспев сказывал:

Вы послушайте-ка, люди добрые,

Да былину мою, правду - истину!

А что же такое «былина»?

Обратимся к словарю.

Былина - русская народная эпическая песня о богатырях.

(русское народное песенное сказание)

Слово «былина» - происходит от слова «быль», то есть то, что ты было на самом деле. Они создавались для исполнения на праздниках, на пирах. Исполняли их особые люди - сказители, которые по памяти рассказывали былины нараспев и аккомпанировали себе на гуслях.

Давайте послушаем игру на гуслях.

Вспомните, ребята имена богатырей русских.

Имена этих славных богатырей каждый из нас знает с самого детства.

Русский художник - Виктор Михайлович Васнецов,изобразил на своей знаменитой картине портреты самых известных богатырей.

Как вы думаете, как называется эта картина? Картина так и называется "Богатыри".

(демонстрируется репродукция картины В.М. Васнецова "Богатыри")

Что вам помогло догадаться, что название картины "Богатыри"?

Над картиной "Богатыри" Васнецов работал около 20 лет.

На фоне безбрежной степи художник изобразил трех богатырей, стоящих на страже границ.

Назовите, какие богатыри на ней изображены? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

Чем заняты богатыри? (Все трое зорко всматриваются в даль; не грозит ли русской земле беда.)

Они готовы встать на защиту Родины. За ними вся русская земля - ее поля, леса, реки.

Картина убеждает нас в том, что русская земля сильна и могущественна. И никакой враг ей не страшен. На высоких холмах стоит Киев-град.В старину опоясывал его земляной вал, окружали глубокие рвы.

За лесами тянулись степи без конца и без края. И шло из этих степей на Русь много горюшка.Налетали из них на русские села кочевники - жгли и грабили, уводили русских людей в плен.

И чтобы сберечь от врагов землю русскую, начали ставить в степи маленькие крепости - заставы богатырские.Они оберегали путь на Киев, защищали от врагов и чужих людей. А по степи стали разъезжать богатыри на богатырских конях. Зорко они всматривались в даль - не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней?

Дни и месяцы, годы и десятилетия оберегали родную землю Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович - все они в степи да в чистом поле несли службу воинскую. Изредка собирались к князю Владимиру во двор отдохнуть - гусляров послушать, друг с другом потолковать.

Главным другом богатырей был конь, лошадь. То, что на лошади, называется упряжь. Что сюда относится?(Уздечка, стремена, седло)

Без устали разъезжали богатыри на могучих конях, в снаряжении богатырском, да вооруженные, чтобы защищать землю русскую.

Как одеты богатыри?(На тело надета кольчуга - железная рубашка)

Зачем она нужна богатырям? (Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча). Кольчуга весила 7 килограммов.

Что надето на головы богатырей? (Шлем)

Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором.А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина - богатыря от ударов.

Какие ещё доспехи имеются у богатырей? (Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч - булава)

Меч был главным оружием воинов - богатырей и воинов - ратников в ту пору на Руси.Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел. Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.

Илья Муромец - самый известный и, в то же время, самый загадочный герой русского эпоса.Трудно найти такого человека в России, который не слышал бы никогда об этом славном богатыре из древнего города Мурома.

А ведь Илья Муромец не сразу богатырем стал. Сидел он сиднем тридцать лет и три года, а что было дальше давайте посмотрим.

(Просмотр фрагмента)

Илья Муромец воплощает в себе лучшие качества человека: смелость, честность, верность, любовь к родине.Былины рассказывают о его чудесной силе, о борьбе с Соловьем Разбойником.(Слайд 29)

Образы богатырей - народный эталон мужества, справедливости, патриотизма и силы. Недаром один из первых русских самолетов, обладавший исключительной по тем временам грузоподъемностью, был назван - «Илья Муромец».

Для многих современных людей бывает откровением тот факт, что популярный герой эпоса почитается святым Русской Православной Церковью.Илья Муромец был официально канонизирован в 1643 г. в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской лавры. Память святого богатыря совершается 1 января. Мощи преподобного до сих пор находятся в пещерах Киево-Печерской Лавры в Киеве.

Память об Илье Муромце всегда хранилась на его родине - в селе Карачарове и городе Муроме, где не сомневались в его реальном существовании и происхождении.И где был ему поставлен памятник.

Добры́ня Ники́тич— второй по популярности после Ильи Муромца богатырь эпоса Киевской Руси.

Он часто изображается служивым богатырём при князе Владимире. Добрыня — самый близкий к князю и его семье богатырь, исполняющий их личные поручения и отличающийся не только храбростью, но и дипломатическими способностями.

В нем воплощены образованность, прекрасное воспитание, знание норм этикета, умение играть на гуслях, ум (Добрыня великолепно играет в шахматы). В былинах он часто представляет интересы князя Владимира в заграничных землях. Он, как и все богатыри, храбр и отважен. Уже с детства (с 12 или 15 лет) Добрыня прекрасно владеет оружием.

Добрыня Никитичпрославился тем, что в тяжкой битве победил Змея Огненного, освободил много людей и среди них племянницу князя Владимира - Забаву Путятичну.

Алеша Попович - младший из трех богатырей, основных героев русского эпоса

Алёша Попович — сын ростовского попа Левонтия. Он часто бывал на ярмарках, помогал людям и имел богатырскую силу. Алёшу Поповича отличает мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие, с другой.

Алеша Попович спасает от Тугарина Змеевича княжескую жену Апраксию, а народ русский - от тягот-податей неимоверных.

Вольга Святославич богатырь русских былин.В детстве Вольга растет не по дням, а по часам, и в скором времени становится могучим богатырем,обладающим не только искусством бороться с врагами, но и умение понимать язык птиц и животных и оборачиваться разными животными.

(Просмотр фрагмента)

Есть и другие былины - о героях мирного труда.Самая прославленная из них былина о пахаре - богатыре Микуле Селяниновиче. Он пашет землю, кормит Русь. В былинах Микулу Селяниновича, труд его русский народ настолько возвысил, что никто не мог сравниться с ним по силе и могуществу.

« Вольга, поклонился пахарю:

— Ай же ты, славный пахарь, могучий богатырь, поезжай ты со мной за товарища...

Снял пахарь с сохи гужи шелковые, распряг кобылку серую, сел на неё верхом и в путь отправился.

Проскакали молодцы полпути.Говорит пахарь Вольге Всеславьевичу:

— Ох, неладное дело мы сделали, в борозде соху оставили. Ты пошли молодцов-дружинников, чтобы сошку из борозды выдернули, землю бы с неё вытряхнули, положили бы соху под ракитовый куст. Послал Вольга трёх дружинников. Вертят сошку они и так и сяк, а не могут сошку от земли поднять».

Дважды посылал Вольга дружинников ту соху вытянуть, на третий раз сам с дружиной всей не одолел. Микула же одной рукой выдернул ту соху.

Знают былины замечательного музыканта - это Садко, купец новгородский.Никто не может сравниться с ним в искусстве игры на гуслях.И однажды сам Царь морской заслушался и в гости к себе его пригласил.

Самой старой считается былина о Святогоре-богатыре или Колыване, как его еще прозывают.

Святогор - русский богатырь, огромного роста, невероятной силы.Ростом выше тёмного леса, головой облака подпирает. Скачет по Святым горам - горы под ним шатаются, в реку заедет - вода из реки выплёскивается. Не с кем Святогору силой померяться.Поездить бы по Руси, погулять бы с другими богатырями, побиться бы с врагами, растрясти бы силу богатырскую, да вот беда: не держит его земля, только каменные утёсы под его тяжестью не рушатся, не падают, вот там-то он и проживал. Тяжко Святогору от своей силы.

Когда богатыри собирались все вместе, они становились такими сильными, что победить их было невозможно. Об этом и пословицы говорят.

Задание: соберите пословицы

Не родом богатырь славен, …………. а подвигом.

Лучше того дела нет, …………. чем родную землю от врагов защищать.

Смелость ………. силе воевода.

Смелому горох хлебать, ……… а несмелому и щей не видать.

Наша беседа о русских богатырях подошла к концу. Герои былин, их ратные подвиги надолго остаются в памяти.

Помните: всегда есть место подвигу. Всегда есть те, кто нуждается в вашей защите, поддержке, одобрении, дружеской улыбке. Желаю вам мира, удачи, добра, счастья.

Приложение 8

О былинном богатыре Илье Муромце слышали все. Но немногие знают, что он почил в Киево-Печерской лавре, где в пещерах покоятся его нетленные мощи в числе четверти всех святых, прославленных в Русской православной церкви за тысячу лет.

Само название «былина» означает песню о том, что было, то есть имело место в жизни. Слово же «богатырь» появилось в русских летописях в XII веке. Оно пришло на смену синониму «хоробр», то есть «удалец».

В то время русским воинам приходилось постоянно сражаться за свободу отечества с ордами кочевников на восточных рубежах Киевской Руси. Народ называл их богатырями.

Главные их черты - верность долгу, бескорыстная любовь к Родине, готовность всегда встать на защиту обижаемых и обездоленных, умение постоять за свое достоинство и честь.

Именно такими чертами наделяют былины Илью Муромца:

«Я простой крестьянский сын, - говорит он. - Я спасал вас не из корысти, и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Не пойду я к вам воеводой в богатстве жить. Мое богатство - сила богатырская, мое дело - Руси служить, от врагов ее оборонять».

Его многочисленные ратные подвиги описываются в былинах в сказочной форме. Но под прозвищами врагов богатыря («Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое») подразумевались вполне конкретные кочевые народы: печенеги, половцы, с которыми воевала Киевская Русь. В старину эти былины были своеобразными «военными хрониками», не требовавшими расшифровки, о ком в них идет речь.

А вот биография Ильи Муромца в былинах излагается очень скупо. Подробности о жизни богатыря удалось установить историкам в результате длительных кропотливых изысканий.

Предположительно Илья родился 5 сентября 1143 года в семье крестьянина Ивана сына Тимофеева, жившего в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области (отсюда и название «Муромец»). От рождения он был немощен - «не владел ногами» - и до тридцати лет не мог ходить.

Однажды, когда его родители трудились в поле, в дом зашли «калики перехожие». В то время каликами называли паломников к святым местам. Считалось, что они не только не уступают богатырям, но и превосходят их силою духа, а их «пропагандистский» подвиг приравнивался к ратному.

Калики просят Илью встать и принести им воды. На это он ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Они повторно просят его встать и принести им воды.

Годы болезни воспитали в нем великое терпение и удивительный по силе характер. «Немощный» Илья искренне желает выполнить волю старцев. Можно представить его изумление, когда, опустив ноги с лавки на пол, он пытается встать на них и вдруг чувствует, что они держат его! Неведомая сила, ниспосланная свыше, вселяется в беспомощного калеку…

После этого Илья идет к водоносу и приносит воду. Старцы же велят ему самому выпить ее. Илья беспрекословно послушался, выпил и полностью выздоровел. Больше того: вторично испив воды, он ощущает в себе непомерную силу, и тогда ему велят выпить третий раз, чтобы уменьшить ее.

Затем старцы говорят Илье, что в благодарность за ниспосланное исцеление он должен идти на службу к князю Владимиру, чтобы защищать Русь от ворогов. «Будешь ты, Илия, великий богатырь, и смерть тебе на бою не писана», - предсказывают они.

Научное обоснование

А теперь посмотрим на чудесное исцеление Ильи Муромца с точки зрения современной науки. В 1926 году, когда Киево-Печерскую лавру закрыли большевики и на ее месте организовали музей, нетленные мощи святых вскрывали и изучали, чтобы объяснить феномен сохранности их тел в пещерах. Проводилась медицинская экспертиза и останков преподобного Ильи Муромца, которые датировали XII веком.
Анатомы выявили в поясничном отделе его тела явно выраженные отростки на позвонках, вызывавшие ущемления нервов спинного мозга. А врачи поставили диагноз: перенесенный в молодости полиартрит, сковывавший движения, от которого он позднее излечился. Так что современная медицина подтвердила свидетельства былин о том, что «сиднем сидел Илия и не имел в ногах хождения».

Очевидно, «калики перехожие», исцелившие «немощного» Илью, были не просто странниками, а экстрасенсами-врачевателями, которые вылечили его с помощью энергетически заряженной воды. В старинных рецептах, помимо различных травяных настоев, есть и указания на то, как готовить и применять «целительную воду».

Исследования также показали, что Илья Муромец был на голову выше человека среднего роста того времени - 177 сантиметров, но в XII веке такой воин считался великаном. К тому же он имел очень мощное телосложение и, очевидно, обладал огромной физической силой.


«Богатырский скок». Виктор Васнецов. 1914.На княжеской службе

Но вернемся к былине. Калики говорят Илье, что по дороге в Киев есть неподъемный камень с надписью, у которого он должен обязательно остановиться.

Попрощавшись с родными, Илья отправляется «к стольному граду ко Киеву» и приходит «к тому камени неподвижному», на котором было написано, чтобы он сдвинул камень с места. Там он найдет коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашел там все, что было написано. А после этого поскакал в Киев.

Там он попадает на княжеский пир у великого князя Владимира Мономаха (1113-1125 гг.), который собирает вокруг себя самых мужественных и славных людей Руси. Это не обычное застолье, а прежде всего, духовное общение, братская встреча.

Собравшиеся за столом богатыри - не любители повеселиться, а защитники веры Православной и Русской земли от врагов. Недаром на Руси такой пир называли братчиной, поскольку он знаменует духовное единение его участников.

Судя по былинам и летописям, за братским столом у князя Владимира сиживали богатыри из разных городов, охранявшие границы Руси: Илья Муромец - крестьянский сын, Алеша Попович - сын священника из Ростова, Добрыня Никитич - княжеского рода, Ставр - боярин, Иван - купеческий сын.

Илья Муромец - единственный из русских витязей - крестьянин по происхождению. Но именно ему дарована самая большая сила - и духовная, и телесная. Поэтому выходцу из далеких Муромских земель воздают честь не по сословию, а по делам и подвигам. Он быстро научился мастерски владеть булавой, палицей, мечом и копьем. В сочетании с огромной физической силой это делало его непобедимым бойцом.

Будучи на службе у князя Владимира, Илья Муромец участвовал в бесчисленном множестве «боестолкновений», постоянно происходивших на границах Киевской Руси. Ни в одном из них он не потерпел поражения, но никогда не возносил себя и с миром отпускал поверженных врагов. Даже перед битвой с половцем Калином он долго уговаривает того уйти добровольно, не проливая зря крови. И только встретив упрямство и злобу противника, русский богатырь вступил в смертельный бой.

Но русские воины-профессионалы, во главе которых встал Илья Муромец, не только успешно охраняли границы Руси от многочисленных врагов. Их усилиями борьба была перенесена на территорию врагов. В летописях повествуют о том, что доблестные дружины загнали войска хана Отрока Шарукановича «за железные ворота» на Кавказе, «пили золотыми шеломами Дон, приемши землю их всю».

Русские богатыри доходили до Азовского моря, завоевывали половецкие становья на Северном Донце, заставляли врагов откочевывать за Дон и за Волгу, в степи Северного Кавказа и Южного Урала.

Нет сомнения, что во всех этих славных походах неизменно принимал участие Илья Муромец, причем он всегда был впереди в ходе кровопролитных схваток, неизменно одерживая верх над вражескими витязями.

Илья Муромец. Реконструкция облика на основании мощей. Скульптор С.А.Никитининок Печерского монастыря

В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава Украины провела экспертизу его нетленных мощей. Для получения точных данных применялась самая современная методика и сверхточная аппаратура.

В результате исследований удалось установить, что Илья Муромец скончался в возрасте не моложе 40-45 лет. В то время это был возраст, до которого доживали немногие мирные люди, а профессиональные воины практически никогда.

Но Муромский богатырь дожил. Если же учесть, что он занялся ратным делом после 30 лет, а пробыл в Печерском монастыре после монашеского пострига не слишком долго, то получается, что его «военная выслуга» была больше 10 лет. Для ХII века это было просто немыслимо.

Тем более что, как установила медицинская экспертиза нетленных мощей, Илья Муромец получил тяжелое ранение в области сердца, которое сказывалось впоследствии в течение всей жизни. Были у него и другие ранения, например левой кисти, полученные в боях.

Израненный и чувствовавший, что его физические силы на исходе, Илья Муромец принял постриг и стал монахом. Но прежде у богатыря была семья, и после него остались сыновья, от которых пошел род киевских дворян Чеботковых. А получили они эту фамилию от прозвища своего отца.

Дело в том, что в кратком житии преподобного Илии указано его прозвище - «Чеботок», то есть сапожок. Появилось же оно у Муромца после одного памятного случая. Вскоре после его пострига в монастырь ворвалась шайка разбойников (вероятно, половцев). В этот момент в своей пещерной келье Илия обувался и успел надеть лишь один сапог.

Но, застигнутый врасплох, монах не растерялся: выпрямившись во весь свой немалый рост, он принялся с такой силой и яростью колотить нападавших вторым сапогом, что обратил их в бегство.

В Печерском монастыре Илья Муромец ушел в затвор, почти не спал, проводя чуть ли не круглые сутки в молитвах. Так завершилось его ратное служение Отечеству в битвах земных и началось молитвенное служение Церкви и Святой Руси.

Отошел Илья Муромец в Царство Небесное 1 января 1188 года. К лику святых он был причислен в 1643 году, а его нетленные мощи покоятся в Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры.

В пещерах можно подойти к его гробнице, которая заметно больше других, однако рост усопшего не кажется огромным. Персты правой руки Ильи Муромца сложены так, как крестятся православные: три перста вместе, а два прижаты к ладони.

Его левая рука хранит след раны, нанесенной копьем. Она как бы свидетельствует о воинском служении, а правая - о духовном подвиге православного монаха.

Каждый новый год православные начинают под знаком народного героя - преподобного воина Илии Муромца. Память его Русская церковь отмечает 1 января.

Богатыри и защитники земли Русской
(беседа-игра для 3-х классов ко Дню независимости России)
Цель занятия - на примере былин и книг о богатырях воспитать чувство гордости о героическом прошлом нашей страны, познакомить с новыми изданиями по теме.

О защитниках и хранителях русской земли и русского государства издавна слагали былины богатырские – песни-рассказы о народных героях-богатырях. Песни эти были сложены много веков назад, еще в ту пору, когда столицей нашей родины был Киев, а некоторые из них в еще более далекое от нас время (больше тысячи лет назад). В старину былины пели под звон гуслей, пели торжественно, при большом стечении народу.

Свое название былина получила от близкого по смыслу слова «быль». Это означает, что былина рассказывает о том, что некогда происходило на самом деле, хотя и не все в былинах правда. В былине, как и в народной сказке, много выдумки. Богатыри – люди необыкновенной силы, они скачут на могучих конях через реки и леса, поднимают на плечи тяжести, которые не под силу ни одному человеку.

Многие русские былины рассказывают о героических подвигах народных богатырей. Все в их деяниях величаво, крупно, удивительно. Богатыря отличает огромная физическая сила: он и ест, и пьет как существо необыкновенное – выпивает единым духом чару в полтора ведра. Богатыри бьются с недругами – рубятся «по двенадцати дней, не пиваючи, не едаючи», орудуют в бою тяжелой палицей налево и направо , так что враги валятся, как подкошенная трава.

Гиперболично, т.е. с преувеличением, изображаются враги Руси – Тугарин Змеевич, Идолище Поганое, Соловей Разбойник и другие. Так народ выказывал свое отношение к чужеземным захватчикам.
Справка:

Исследователи выделяют Киевский и Новгородский циклы былин. В Киевском изображается стольный град Киев – центр Русского государства во главе с князем Владимиром (? – 1015), которого народ прозвал Красное Солнышко. Ни один правитель Древней Руси не воспет в былинах и сказаниях так, как этот князь. Вокруг Владимира собираются богатыри из самых разных областей – Мурома, Ростова, Рязани, чтобы защитить Русь от врагов. Считается, что сочинялись былины именно в Киеве, а оттуда уже расходились по всей Руси. (со временем некоторые древние былины изменялись, их дополняли новыми рассказами, вот почему князь Владимир фигурирует в былинах, где описываются события совсем других эпох.)

Новгородский былинный цикл тесно связан с жизнью и историей этого города. Новгород – богатый, с высокой культурой город, он живет самостоятельной жизнью, хотел иметь и имел все свое – и даже былины. Самые знаменитые былины новгородского цикла – «Садко», «Василий Буслаев», «Ставр Годинович».
Но есть былины, которые нельзя отнести ни к тому, ни к другому циклу. Они древнее Киева и Новгорода и созданы еще до образования Руси. Это, например, былины об охотнике Волхе, о богатыре Святогоре.
Былины, где изображены воины- богатыри, сражающиеся с врагами за Русь святую, называют героическими.
На рубежах Русской земли богатырской заставой стоят три главных богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.
-А кто знает, откуда они родом?

(Илья Муромец - из села Карачарово близь Мурома.

Добрыня Никитич - из Рязани.

Алеша Попович - из Ростова Великого.)

С какими «темными силами» они сражались?

(Илья Муромец - с Соловьем Разбойником, Идолищем Поганым, Калином – царем татарским.

Добрыня Никитич - со Змеем Горынычем о трех головах и двенадцати хвостах , великаншей Поляницей, освободил полон русский.

Алеша Попович – с Тугариным Змеевичем, с ратью бусурманской.)


- А в дружине какого князя эти богатыри служили? Кто из русских князей больше всего воспет в былинах?

Князь Владимир Красное Солнышко.


- А кто из этих богатырей самый прославленный?

(Илья Муромец.)

Давайте посмотрим фрагмент мультфильма «Илья Муромец».
А сейчас мы проведем викторину «Былинные богатыри» и проверим, внимательно ли вы читали и что запомнили об этих героях.

(журнал «Читайка», № 8 2008, с.18 –19):


Какие ошибки допустил дедушка Читайло-Забывайло в своем рассказе о богатырях?

(зачитываем фрагменты и уточняем ошибки).


Победителя можно наградить игрой « Сказания о богатырях русских» из журнала «Читайка» № 8, 2008 г.
Ребята, этих богатырей знают все. А слышали вы о таком герое, как Никита Кожемяка?

Ответы детей или рассказ о нем. (Альманах Клепа в Древней Руси. № 40, 1997. С. 22-27)


Дорогие мои читатели! Мы поговорили о былинных героях, а кто назовет русских князей – защитников русской земли? Кто защищал родную землю и прославился в веках так, что мы помним их имена, хотя прошли сотни лет?

Александр Невский – новгородский князь был одним из самых славных защитников Древней Руси. Народ любил его за величественную красоту, мудрость, силу и мужество.
-А кто знает, почему он получил такое прозвище – Невский?

(дети рассказывают – битва со шведами на Неве)


-Какую еще победу одержал князь Александр Невский?

(ответы детей – «Ледовое побоище» тевтонских рыцарей на Чудском озере)


Важную службу сослужил он русской земле своими победами. Невская победа и Ледовое побоище на долгое время отвадили и шведов, и немцев от попыток завладеть северными русскими землями. Западные враги русской земли убедились, что русские, даже порабощенные татарами, могут еще постоять за себя.

Александр Невский был не только выдающимся полководцем, но и умным политиком, тонким дипломатом, главной заботой которого было любой ценой сохранить мир на Руси, тем более, что многие ее земли были разорены Батыем.


-А кто из вас знает откуда родом Александр Невский?
(С именем Александра Невского связана история города Переславля. Именно в этом городе в 1220 году близ Спасо-Преображенского собора родился легендарный полководец. Здесь прошло его детство. В 16 лет он становится новгородским князем. Известно, что после победы над шведами в 1240 году он снова приехал в Переславль, восстановил крепостные стены, башни, городские строения; построил хоромы на высокой горе, где жил до 1241 года. А гора и поныне называется Александровой.

Считается, что бывал Александр и в Ярославле – приезжал на похороны своего родственника – ярославского князя Василия Всеволодовича в 1249 г. С именем Александра Невского связано также ярославское восстание 1262г., когда горожане убили и выбросили за городскую стену ордынского баскака Зосиму, который вымогал огромные поборы и довел ярославцев до отчаяния.)


Большим умом нужно было обладать, чтобы понять, что не с ордой нужно биться ослабленной Руси, а копить силы, чтобы потом сообща избавить Русь от татаро-монгольского ига. И Александр едет к татарскому хану, долго живет в чужой стране и ведет долгие разговоры с ханом. Так он спасал жизнь многим русским людям. Он привез на Русь мир и покой, потому что хан разрешил ему править Русью самому, пока казна ханская не будет знать ущерба.

Из Орды князь Александр возвращался больным. В ночь на 14 ноября 1263 г. он скончался в возрасте 43 лет. Невыразима была скорбь всех русских людей, когда они узнали о кончине Александра. Закатилось солнце земли русской. В летописи записано: «Был же крик и плач, и стон такой, какого еще никогда не бывало – так что земля содрогнулась».

Светлое и славное имя Александра всегда вспоминали потомки в трудные времена нашествий вражеских. С именем его на устах русские воины шли в бой. Когда царь Петр начал Северную войну, он издал указ, чтобы все воины знали о подвигах Александра – победителя шведов. Другим указом Петр ввел орден Александра Невского. И, отвоевав у шведов давние русские земли, повелел царь Петр перенести в Петербург гробницу с прахом Александра Невского.

Во время Великой Отечественной войны, в 1942 году, для награждения особо отличившихся генералов и офицеров также был учрежден орден Александра Невского. Духовенство и вся Россия причислила его к лику святых и установила день его памяти - 23 ноября.

Время не сохранило для нас сколько-нибудь точного портрета этого человека, но добрая память о человеке заставляет потомков представлять его прекрасным. Слава Александра Невского столь велика, что иконописцы и живописцы, ничего не зная о настоящем его облике, из века в век творили образ могучего воина с совершенными чертами лица. (Например, «Александр Невский» Павла Корина из триптиха «Русь уходящая»).
Вот какую великую славу оставил по себе князь Александр Невский. Шведов с тевтонцами разгромил, татар от зверств на земле русской удерживал.

Прошло чуть больше 100 лет, и побил ордынцев на Куликовом поле потомок Александра Невского, московский князь Дмитрий. Сбылись мечты Александра Невского: Русь одержала победу над самым лютым своим врагом.


А кто расскажет как происходила эта битва? И почему князя Дмитрия прозвали Донским после этого сражения?
(собрал князь войско со всех русских земель и поехал к настоятелю Троицкого монастыря Сергию Радонежскому – просить совета и благословения. Сергий благословил войско. И повел князь свое войско на врага. А с ним – два монаха из Троицкого монастыря, два брата – Ослябя и Пересвет.

У речки Непрядвы, что впадает в Дон, в поле сошлись две рати. Сначала - поединок БОГАТЫРЕЙ. Кто победит, на стороне того и удача. Но равными оказались силы у татарского богатыря и русского монаха Пересвета. Ударили друг друга – и оба рухнули замертво.

И началась жестокая сеча! Ордынцы бились за добычу, а русские – за родную землю. Великой победой русского оружия закончилась битва на Куликовом поле.
- А кому известны имена Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского?

(они собрали русских людей против польско-литовских завоевателей и освободили Москву от врага в период «смутного времени»).
А известно ли вам, что по пути из Нижнего Новгорода , откуда шло ополчение Минина и Пожарского, оно остановилось в Ярославле, чтобы укрепить свои силы? И несколько месяцев здесь была временная столица русского государства. Здесь находилось правительство, монетный двор – чеканилась монета, отсюда рассылались указы и грамоты по всей Руси.
Русские бойцы всегда героически сражались и защищали свою землю. Вот послушайте какую былину написала ваша ровесница Анна Чекашева о Иване-богатыре, защитнике всей Земли в годы Великой Отечественной войны, в которой принимал участие ее прадед, защищая родной город Волгоград.

Девочка говорит: низко склоняю голову перед всеми, кто защищал нашу Родину. Свою былину я посвящаю им, защитникам Земли Русской:


Было это в годы страшные,

В годы лютые, военные…

Как пошел на нашу Землю Русскую

Немец злой – злой гитлерище


И нагнал он силы черным-черно

Ай, черным-черно, как черна ворона.

И как стал тот вражище-злодеище

Русь родную, нашу матушку,

Сапогом топтать да вытаптывать.

Долго плакала Земля Русская…

Не один день и не один год.
А злой немец – злой гитлерище –

Всех сынов и дочерей ее в полон брал,

В лагерях гноил да расстреливал.

И страдали люди русские,

И земля горела пламенем,

И не мог собраться силушкой

Наш солдат Иван – народа сын…

Был он добрым, честным, смелым был,

Свой народ любил, любил Землю Русскую.
Разозлил его ворог злой, лютый злодеище.

С боем правым, с битвою великоей,

Собрав силушку народную,

Стал Иван бить ворога заклятого,

Немца злого – лютого злодеища,

Гнать его от Волги нашей матушки.


Долго гнал его с земли Сталинградской…

Спотыкался немец, бежал и погибал поганище.

И освободил Иванушка землю Волжскую,

А потом и Русскую всю от ворога.

И по сей день народ наш Победу празднует,

Славит битву Сталинградскую,

Землю Русскую, православную!
Будьте и вы достойны памяти наших героев, богатырей. Любите Русскую землю.
Сегодня очень хорошо отвечали на все вопросы …..

Им вручаем маленькие призы – ИЗОБРАЖЕНИЯ ДОСПЕХОВ И ВООРУЖЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКИХ ВОИНОВ; игру «Сказания о богатырях русских».

Литература.
1.Добрыня Никитич. Алеша Попович. Пересказала Е.Григорьева. М.: Белый Город. 1997.

2.Илья Муромец. Пересказал Н.Надеждин. М.: Белый город.2003

3.Истомин С. Минин и Пожарский. М. 2006.

4.Лубченков Ю. Русские полководцы. М.: Белый город.2002.

5.Лупоядова Л.Ю., Лупоядов В.Н. В гостях у истории. М.:Русич.2000.

6.Орлова Н. Герои русских былин. М.: Белый город.2004.

7.Русские полководцы. Под ред. Б.А. Алмазова. СПб.: «Золотой век». «Диамант». 1999.

8.Тихомиров О. Былинные богатыри// Читайка. 2008. № 8. С. 18-19.

9.Тихомиров О. Александр Невский. М.: Издательский дом «Сельская новь». 1997.

10.Толстой Л. Былины. М.: Детская литература. 1984.

11.Яхнин Л. Мифы и герои Древней Руси. М.: «Стрекоза пресс» 2005.
Приложения.
1.Тихомиров О. Былинные богатыри.// Читайка. 2008.№ 8. С.18-19.

2.Чекашева А. Былина о земле русской. //О русская земля. 2008. № 3. С. 24.

3.Приз – «Сказания о богатырях русских». Правила игры и игра.//Читайка. 2008. №8. С. 30 – 31.

4.Приз – «Изображения вооружения и доспехов древнерусских воинов».

5. Происхождение слова «богатырь». http://wikipedia.ru.
Составитель: заведующая отделом филиала № 10

Фесенко Марина Леонидовна

У Титова ручья

(историко-поэтический час).


Цель:
Дать учащимся представление о государственном празднике ;

Познакомить со страницами нашей истории;

Подвести детей к пониманию смысла праздника;

Воспитывать бережное отношение к окружающим людям;

Представить историю Ярославского грая в период польской интервенции;

Подготовительная работа:

Оборудование:

Книжная выставка «Не предать забвению»

Цитата: «Пока мы едины, мы непобедимы!»

Разделы:

«День Народного единства»

«Поле русской славы»

«Ярославский край и польская интервенция»

Исторические справки о лицах-участниках событий Смутного времени.

(Готовят участники совместно с библиотекарем)
Раздаточный материал:

«Славься» из оперы М. Глинки «Иван Сусанин» - текст;

Государственный гимн Российской Федерации - текст;

Словарь терминов;

Кроссворд «Герб и флаг»
Запись фонограммы музыкальных фрагментов к мероприятию.
Оформление зала.

Ведущий I : Указом Президента в 2005 году был принят новый закон «О днях воинской славы и памятных датах России». Один из этих дней - «День Народного единства»
Звучит фонограмма увертюры к опере М.И. Глинки «Жизнь за царя» «Слався…»
Ведущий I : Ребята, прозвучал хор ликующего «Слався!..», раздался буйный перезвон колоколов из оперы «Жизнь за царя» великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки. В его опере выражена трагедия крестьянина-свободолюбца и одновременно трагедия силы русского народа. Народа – освободителя.

Не случайно, цитатой к выставке «Не предать забвению» выбрана русская пословица «Пока мы едины, мы непобедимы».

Сегодня мы проведём с вами экскурс в историю нашей Родины. События, о которых пойдёт речь, произошли несколько столетий назад, но единство народа, его мощь и сила в борьбе за правое дело, актуальны всегда.
Ведущий II : Итак, давайте мысленно перенесёмся в начало 17 века. После смерти Ивана Грозного московский трон зашатался. Три сына у царя было. Старший умер. Средний, хилый да слабый, недолго процарствовал. Что сталось с младшим, Дмитрием, - не изве­стно. То ли от болезни умер, то ли из-за несчастного случая. А в наро­де слух ходил: конечно, убили цар­ское дитя! И убийца - тот, кто стал царем вместо Дмитрия: Году­нов Борис Федорович! Борис Годунов для страны много хорошего сделал, еще больше заду­мал. Но народ так и не простил ему смерти царевича Дмитрия. А тут еще - неурожай, голод. Кто вино­ват? Конечно, царь-убийца: это Бог его наказывает! И началось в Русском государст­ве страшное время, которое назва­ли Смутой.
Ведущий I : Началось оно с того, что в Лит­ве вдруг объявился беглый мо­нах и назвал себя царевичем Дмитрием, чу­десным образом спасшимся! В истории отмечен как Лжедмитрий I.
Историческая справка № 1 (Лжедмитрий I)
Ведущий II : Польский король Сигизмунд III решил «Что самая пора скинуть Бориса, а царём в Москве поставить своего человека». Поляки понимали, как выгодно для них поддержать Лжедмитрия I. Но не грех, чтобы рядом с ним был «свой» человек», таким человеком стала Марина Мнишек.
Историческая справка № 2 (Марина Мнишек)
Ведущий I : А кто же такой Лжедмитрий II?
Историческая справка № 3 (Лжедмитрий II)
Ведущий I : С Лжедмитрием было покончено, но разоренное Российское государство находилось на краю гибели. 19 июля 1610 года царя Василия Шуйского свергли с престола бояре-изменники и насильно постригли в монахи. В страну вторглись польско-литовские интервенты. Началось тяжелейшее на Руси время междуцарствия, народных восстаний, запылала земля под ногами захватчиков. Рязанец Прокопий Ляпунов собрал первое ополчение и двинулся на Москву.

Испугались поляки и бояре-предатели, составили грамоту с приказом распустить ополчение. И пошли к патриарху Гермогену: «Ты в русской церкви – самый главный. Тебя народ послушает. Подпиши грамоту!» Отказался патриарх и призвал русский народ выступить против захватчиков. Ополчение Ляпунова было невелико и не могло взять Москву. Но призыв патриарха облетел все русские города. Услышали его и в Нижнем Новгороде. Тамошний купец Козьма Минин выступил на сходе с пламенной речью. Минин говорил своим согражданам:

Народная песня: «Оставляйте вы свои домы…»
Ведущий I : Нижегородские посадские люди поручили Минину руководить новым ополчением. В истории это считается вторым ополчением. Нужен был ещё и опытный военночальник. Таким оказался князь Дмитрий Пожарский.
Историческая справка № 4 (Козьма Минин)

Историческая справка № 5 (Дмитрий Пожарский)
Ведущий II : Ополчение двинулось на Москву длинным путём: Нижний Новгород – Ярославль – Москва. В пути ополчение росло, люди стекались отовсюду.
Обратимся к истории нашего города в этот период.

Ведущий II : Ярославль был одним из наиболее богатых торговых российских городов, поэтому он так привлекал захватчиков. Второй самозванец даже грамоту прислал: «Брать с ярославцев всякие товары на царя».

Поляки разгромили Ростов. Известие об этом устрашило ярославского воеводу Барятинского, и он решил сдать город без боя. Захватчики грабили и разоряли городское и сельское население, облагали его тяжёлыми поборами. Попытка сопротивления ярославцев привела к жестокой расправе над ними.

В феврале-апреле 1609 года произошли восстания в Вологде, Галиче, Костроме, Суздале, Ярославле, Романове, Мологе, Рыбной Слободе. В апреле вологодское ополчение под руководством воеводы Никиты Вышеславцева подошло к Ярославлю.
Звучит фонограмма «Благовест» (Колокольный звон)

Историческая справка № 6 (Никита Вышеславцев)
Ведущий I : К исторической справке добавим некоторые факты. (Отрывок из книги

Генкина Л.Б. со стр. 110-111)

Ведущий II : Озлобленный неудачами неприятель подступил к Рубленому городу и Спасской

обители и крепко держа ли эти пункты в осаде, громя стены. Но засевшее в

монастыре войско храбро отражало все приступы, и усилия Северной Руси

отступил от нашего города. Воеводы Никита Вышеславцев и Сила Гагарин,

духовенство и все ярославцы решили в память избавления от врагов

воздвиг нуть храм, посвятив его Казанской Божией Матери и поставить в нём