Какую сеть создал павел дуров. Павел дуров - биография, информация, личная жизнь. Каков же он, основатель «ВКонтакте», в личном плане

В этой статье я хочу рассмотреть основные роли руководителя в коллективе и управлении организацией . Успех любой компании, любой бизнес-структуры, как минимум, наполовину зависит от ее руководителя, которому приходится выполнять сразу несколько функций или ролей. Далее рассмотрим, что же это за роли и функции руководителя, в чем заключается каждая из них, как ее правильно выполнять, и как развивать в себе способности к выполнению этих ролей. Думаю, что всем действующим и будущим руководителям любого уровня это будет интересно.

Итак, любой современный руководитель, независимо от того, чем и кем он управляет (крупным или небольшим предприятием любой формы собственности, структурным подразделением, отделом или любым рабочим коллективом), чтобы быть эффективным, должен сочетать в себе, как минимум, 6 ролей:

1. Дипломат;

2. Профессионал;

3. Член команды;

4. Менеджер;

5. Предприниматель;

6. Хозяин.

Именно выполнением всех этих 6-ти ролей и функций одновременно руководитель отличается от рядового сотрудника. Даже если хотя бы одна из этих ролей не будет выполняться в должной степени, он не сможет эффективно осуществлять руководство, от чего будет страдать собственный бизнес (если он руководит своим делом) или же работа предприятия или его структурного подразделения (если он выполняет руководящие функции там). На руководителя всегда возлагается большая ответственность по выполнению всех этих ролей и функций, и он должен уметь с ней справиться.

Теперь рассмотрим все эти роли и функции руководителя в управлении организацией более подробно.

Роль руководителя №1: Дипломат.

Прежде всего, руководитель любого коллектива должен выполнять в нем дипломатические и представительские функции. То есть, он должен представлять интересы коллектива и его сотрудников на переговорах с вышестоящим руководством, интересы бизнес-подразделения на переговорах с клиентами. Кроме того, сюда относится роль руководителя по поддержанию здорового социально-психологического климата в коллективе: он должен дипломатично разрешать конфликты между сотрудниками и мотивировать их к продуктивной работе.

Что включает в себе роль дипломата?

– Руководитель должен развивать и совершенствовать свои , умение вести переговоры, умение слушать и слышать других людей;

– Роль руководителя – это всегда и роль психолога в коллективе: ему необходимо быть психологом для каждого из своих подчиненных по отдельности и для коллектива в целом. Поэтому необходимо изучать и применять на практике психологические аспекты управления коллективом;

– Руководитель должен быть убедительным, уметь четко и грамотно строить свою речь, внушать доверие;

– Слова руководителя никогда не должны расходиться с делом, он должен иметь безупречную деловую репутацию;

– Если руководитель был не прав – он обязательно должен это признать и извиниться, в том числе, перед своим сотрудником.

Роль руководителя №2: Профессионал.

Любой руководитель должен быть профессионалом в своей области. Он должен использовать свои для достижения поставленных перед коллективом целей и задач, быть примером в глазах своих сотрудников. Роль руководителя в коллективе – это всегда и роль эксперта, к которому каждый сотрудник может обратиться за профессиональной помощью.

Что включает в себя роль профессионала?

– Руководитель должен иметь экспертный уровень знаний в своей области;

– Руководитель должен уметь выполнять работу, требуемую от сотрудников, на уровне не хуже и даже лучше их;

– Роль руководителя в организации заключается и в поиске путей повышения эффективности работы своего коллектива, возможно – совместно с сотрудниками, например, путем ;

– Руководитель должен оказывать помощь в решении профессиональных задач своим сотрудникам, быть для них примером;

– Руководителю следует постоянно повышать свой уровень знаний в области работы и совершенствовать свои профессиональные навыки и умения.

Роль руководителя №3: Член команды.

Роль руководителя в любом коллективе заключается еще и в том, что он выступает, как один из участников этого коллектива, его составная часть, его связующее звено. Он должен делать все возможное для того, чтобы вся команда работала как одно целое, ведь неоднократно доказано, что совокупная работоспособность хорошо слаженного коллектива существенно выше, чем суммарная работоспособность всех его участников по отдельности, благодаря . Роль руководителя в том, чтобы сделать из какого-то количества людей настоящую команду, увеличить их совокупный потенциал по закону синергии.

Что включает в себя роль члена команды?

– Руководитель должен грамотно с учетом профессиональных и личностных особенностей каждого сотрудника;

– Руководитель должен обеспечить максимально эффективное рабочее взаимодействие между всеми членами команды;

– Руководитель должен вносить свой вклад в общее дело как один из членов команды;

– Руководитель должен поддерживать командный дух и здоровый психологический климат в коллективе.

Роль руководителя №4: Менеджер.

Следующая роль руководителя в управлении организацией – роль менеджера. Пожалуй, эту роль руководителя можно назвать самой главной. Каждый руководитель – это, прежде всего, менеджер, который должен уметь быстро и эффективно выполнять поставленные задачи, изыскивать ресурсы для их выполнения, и т.д. Он должен придерживаться стратегии работы организации, способствовать достижению ее стратегических целей, и вырабатывать для этого наиболее эффективные тактические ходы.

Что включает в себя роль менеджера?

– Руководитель должен вырабатывать оптимальные пути выполнения задач, стоящих перед его организацией/подразделением;

– Руководитель должен уметь изыскивать и эффективно распределять ресурсы для достижения поставленных целей;

– Руководитель должен принимать во внимание риски, которым подвергается деятельность его организации, и обеспечивать их минимизацию;

– Роль руководителя в управлении организацией заключается и в обеспечении двухсторонней связи на всех уровнях: между руководителем и коллективом, между руководителем и высшим руководством, между организацией и клиентами, между организацией и партнерами, между организацией и контролирующими органами и т.д.

Роль руководителя №5: Предприниматель.

Еще одна немаловажная роль руководителя в организации – роль предпринимателя. Он должен стремиться создавать новые ценности, видеть возможности развития своей компании или ее подразделения, видеть будущее и приближать его. Кроме того, роль руководителя в управлении заключается в умении принимать решения и брать на себя ответственность за них.

Что включает в себя роль предпринимателя?

– Руководитель должен отслеживать современные тенденции развития отрасли и своевременно совершенствовать свою структуру с их учетом;

– Руководитель должен следить за важными новостями, касающимися технологических, юридических, налоговых и прочих аспектов деятельности его организации и своевременно на них реагировать;

– Роль руководителя заключается в поиске новых идей, заимствовании эффективных чужих идей, и успешном внедрении их в работе своей бизнес-структуры;

– Руководитель должен обеспечивать достойный уровень конкуренции своей компании на рынке.

Роль руководителя №6: Хозяин.

И, наконец, последняя, очень важная роль руководителя в организации – роль хозяина. Даже если руководитель не является владельцем компании юридически, либо руководит только структурным подразделением, для своего коллектива он должен выполнять роль хозяина. Руководитель как хозяин должен ставить интересы компании выше собственных интересов и интересов его коллектива, в нужный момент проявлять свои волевые качества, лидерские качества, полностью фокусировать свою деятельность на достижении успеха вверенным ему подразделением.

Что включает в себя роль хозяина?

– Руководитель должен полностью отдавать себя работе, ставить рабочие интересы выше личных. Если у него не получается так делать – возможно, ему не стоит руководить, он не сможет быть эффективным руководителем;

– Того же самого руководитель должен требовать от каждого своего сотрудника;

– Руководитель должен обладать сильной волей, уметь говорить “нет” в случае необходимости, уметь принимать кадровые решения;

– Руководитель должен всегда иметь кадровый резерв и заменять неэффективных сотрудников эффективными, вне зависимости от личных симпатий и антипатий;

– Руководитель всегда должен брать на себя ответственность за свои неудачи, не перекладывая ее на кого-то другого. А вот победы лучше представлять как достижение всего коллектива, каждого сотрудника, что будет укреплять командный дух и мотивировать к дальнейшей продуктивной работе;

– Роль руководителя как хозяина заключается и в правильном выборе в пределах его компетенции.

Как вы видите, роль современного руководителя в коллективе – это целое сочетание множества ролей и функций, это большой комплекс качеств, знаний, навыков, умений, которыми должен обладать по-настоящему эффективный руководитель. Кроме того, роль руководителя заключается и в постоянном развитии, совершенствовании всех этих качеств, знаний, навыков, умений, поскольку в современных условиях они быстро устаревают и утрачивают свою актуальность.

Быть руководителем всегда непросто. Те, кто считают, что руководитель только сидит в кресле и отдает команды – неправы. Если такие и есть, то они неэффективны, они не справляются со своей ролью руководителя, и только тянут компанию вниз. Ориентироваться на таких в любом случае не стоит, если вы берете на себя ответственность руководителя – нужно выкладываться по максимуму. В любом случае, вы приобретаете ценный опыт, который обязательно пригодится вам в дальнейшей жизни и бизнесе, даже если вы уйдете с поста руководителя.

Успехов вам в сложной и многогранной работе руководителя. До новых встреч на – сайте, где вы всегда найдете множество полезных советов и рекомендаций, которые помогут вам быть эффективным руководителем.

Роль управляющего блока процесса

Управляющий блок процесса - это самая важная структура данных из всех имеющихся в операционной системе. В управляющий блок каждого процесса входит вся необходимая операционной системе информация о нем. Информация в этих блоках считывается и/или модифицируется почти каждым модулем опе­рационной системы, включая те, которые связаны с планированием, распределе­нием ресурсов, обработкой прерываний, а также осуществлением контроля и анализа. Можно сказать, что состояние операционной системы задается совокуп­ностью управляющих блоков процессов.

Рассмотрим в связи с этим один из аспектов архитектур операционных систем. В состав операционной системы входит ряд программ, которым нужен доступ к блокам управления процессами. Предоставить прямой доступ совсем не трудно - каждому процессу присваивается свой уникальный идентификатор, который может быть использован в качестве индекса в таблице указателей на управляющие блоки про­цессов. Трудность состоит не в том, чтобы предоставить доступ, а в том, чтобы обес­печить защиту, и в связи с этим возникают две проблемы.

Ошибка в какой-нибудь подпрограмме (например, в обработчике прерываний) может привести к повреждению управляющего блока процесса, в результате чего система потеряет возможность управлять данным процессом.

Изменение структуры или семантики управляющего блока процесса может повлиять на ряд модулей операционной системы.

В качестве возможного способа решения этих проблем можно потребовать, чтобы выполнение всех действий с управляющими блоками осуществлялось операционной системой только через программу-обработчик, единственной задачей которой будет защита управляющего блока процесса и которая в единоличном порядке отвечает за чтение информации из этих блоков и запись информации в них. Целесообразность использования такой программы определяется тем, на­сколько она повлияет на производительность системы, а также степенью надеж­ности остального программного обеспечения системы.


УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ

Модели выполнения

Перед тем как обсудить метод, который операционная система использует для управления процессами, нужно разобраться, в чем состоит различие между режимами работы процессора при выполнении кода операционной системы и при выполнении кодов пользовательских программ. Большинство процессоров поддерживают по крайней мере два режима работы. Определенные команды вы­полняются только в более привилегированном режиме. К ним относятся опера­ции считывания или внесения изменений в управляющие регистры (например, операции со словом состояния программы), команды ввода-вывода, а также ко­манды, связанные с управлением памятью. Кроме того, доступ к некоторым областям памяти может быть получен только в более привилегированном режиме.

Режим с меньшими привилегиями часто называют пользовательским (user) режимом, потому что обычно в этом режиме выполняются пользовательские

программы. Режим с более высокими привилегиями называется системным режимом (system mode), режимом управления (control mode) или режимом ядра (kernel mode). В последнем названии упоминается ядро, т.е. та часть операцион­ной системы, которая выполняет важнейшие ее функции. В табл. 3.7 перечислены те из функций операционной системы, которые обычно возлагаются на ядро.

Таблица 3.7. Типичные функции ядра операционной системы

Один из главных законов эффективности деятельности человека — необходимость разделения и специализации труда, поскольку они определяют причину появления в менеджменте категории «функция».

Появление функций управления связывают с горизонтальным разделением управленческого труда, а также с профессиональной специализацией работников управления.

Функция является содержанием управленческой деятельности, для которого характерны 2 основные признака:

  1. Временная логическая последовательность исполнения управленческих работ, объективно вытекающая из сущности соответствующей деятельности.
  2. Специфика объекта управления, определяющая его характер и отраслевую принадлежность.

Функции управления представляют собой специализированное во временной логической последовательности выполнение управленческих работ. Последовательность во времени закрепляется в первом типе функций, которые называются общими.

Общие и конкретные функции управления

Разделение на общие (универсальные, базовые) и конкретные функции управления обусловлено появлением процессного подхода в сфере построения технологии управления.

Процессный подход первоначально предложили приверженцы школы административного управления, попытавшиеся определить функции менеджмента. Последователи данного направления рассматривали управленческие функции независимо друг от друга. Процессный подход рассматривал функции управления в качестве взаимосвязанных функций.

Состав функций управления

Пять функций управления были выделены Анри Файолем, который определял управление в качестве предсказания, планирования, организации, распоряжения, координации и контролирования.

При обзоре современной литературы можно выделить несколько похожих функций:

  1. планирование,
  2. организация и распорядительство,
  3. мотивация,
  4. руководство и контроль,
  5. координация и регулирование,
  6. коммуникация,
  7. исследование, оценка и принятие решений.

Чаще всего процесс управления представляется состоящим из основных функций: планирование, организация, мотивация и контроль. Данные функции управления объединяются посредством связующих процессов коммуникации и принятия решения. При этом руководство рассматривают в качестве самостоятельной деятельности, предполагающей возможность влияния на отдельных сотрудников и коллектив таким образом, чтобы они осуществляли работу в направлении достижения целей.

Планирование и организация как функции управления

Планирование в качестве функции управления характеризует выработку и принятие определенного постановления (в письменной или устной форме), в котором перед объектом управления ставится определенная задача или цель. Планирование считается обеспечением единого направления усилий всех членов организации для достижения ее общих целей. Данная функция начинает процесс управления, поэтому от ее качества зависит успех операций.

Организация в качестве функции подразумевает определенную совокупность специализированных управленческих работ, которые нацелены на объединение людей для осуществления совместной деятельности. Функция организации реализации принятых решений включает обеспечение выполнения решений с организационной стороны, то есть создание управленческие отношения, которые способны обеспечивать наиболее эффективные связи всех элементов управляемой системы.

Мотивация и контроль

Мотивирующая функция состоит в выполнении работы персоналом предприятия в зависимости от делегированных ему прав и обязанностей, при этом они должны соответствовать принятым управленческим решениям. Мотивация представляет собой процесс побуждения себя и других к деятельности.

С помощью функции контроля можно предупреждать возникновение кризисных ситуаций. Контроль представляет собой характеристику управления, позволяющую определить проблемы и скорректировать деятельность компании до момента преобразования этих проблем в кризис.

Любое предприятие должно обладать способностью своевременной фиксации своих ошибок, исправляя их до того, как они смогут повредить достижению целей. При этом контроль способствует борьбе с неопределенными ситуациями внутреннего и внешнего характера (изменения в законодательстве, социальных ценностях, появление новых конкурентов и др.).

генеральный директор

Можно завоевать вселенную, сидя на коне, но управлять ею, оставаясь в седле, невозможно

Елюй Чуцай, советник Чингисхана

кому: собственникам, топ-менеджерам


Кому информация будет полезна и почему

Статья в первую очередь предназначена для собственников , которые занимают должность генерального директора в своих компаниях, и при этом погрязли в оперативных вопросах.

Топ-менеджеры и управляющие , ознакомившись со статьёй, могут помочь своему шефу в делегировании полномочий и решении вопросов оперативного управления. Что, безусловно, укрепит их собственный профессионализм.

Другие руководители смогут увидеть путь, по которому необходимо идти, чтобы стать исполнительным директором.

Крест собственника, или Бег по кругу оперативных задач

Представьте собственника, все ежедневные действия которого сводятся к одной функции: “тушение пожаров и форс-мажоров” , которым нет конца и края. Настал момент, когда у владельца от бессилия опускаются руки. Предприниматель приходит на работу с мыслью, что он навечно застрял в “дне сурка”. И вместо любимой работы по стратегическому развитию и придумыванию новых идей, он вынужден снова заниматься... рутиной!

Как это происходит? Модель следующая. Владелец компании рассчитывает, что вот сегодня наконец-то он “потушит все пожары”, а завтра энергично возьмётся за решение вопросов стратегического развития, пересмотрит систему продаж и наконец-то приструнит расслабившийся коллектив (возможно, с помощью регулярного менеджмента). “Завтра” откладывается снова и снова по следующим причинам:

  • В то время, когда собственник тушит одни “пожары”, на соседних направлениях возникают новые. Ведь у владельца не было времени на принятие превентивных мер по их предотвращению.
  • Подчинённые и сотрудники привыкли приходить со всеми проблемами к шефу. Более того, они с удовольствием несут ему задачи, которые в состоянии решить сами. Но собственнику разобраться и обучать сотрудников некогда, т.к. он слишком занят “тушением пожаров”.

Внутренние препятствия к спасению

Возможно ли вырваться из этого замкнутого круга? Ответ кажется очевидным - найти и нанять человека, который будет разбираться со всей “оперативкой”.

Но и здесь не всё так просто, есть два “внутренних” препятствия в “головах” собственников:

  1. Управление - это не работа . В России многие всё ещё не считают управление полноценной работой: на неё жалко денег, да и непонятно как оценивать промежуточные результаты. Услышать через 6 месяцев “извините, не получилось” - зря потратить деньги и время. Да и не совсем понятно, как правильно передать задачи, чтобы они вновь не “прилетели” к собственнику в возросшем объёме.
  2. Ревность к собственному детищу. Я же владелец бизнеса, значит и сам должен и могу справиться со всеми управленческими задачами! Если возьму управляющего - распишусь в собственной беспомощности. Все будут говорить, что я добился успеха “только с помощью управляющего”.

Список безусловно можно продолжить. Если вы обнаружили что-то из перечисленного у себя - обдумайте этот момент. Уверен, что и без моей помощи вы сможете прийти к правильной мысли. Остальные же сомнения относительно необходимости исполнительного директора я постарался развеять во второй части статьи.

Основная управленческая роль управляющего фирмой

Управляющий компанией - человек, который занимается оперативным контролем выполнения существующих правил, обеспечивает выполнение внутренних распоряжений; решает вопросы, которые не могут быть решены на уровне сотрудников или других руководителей. В этом и состоит основная функция управляющего - Администрирование.

Не рассчитывайте “взвалить” на управляющего дополнительно: стратегическое развитие компании, разработку системы продаж и развитие клиентских процессов. Ведь управляющий, как правило, хорошо играет управленческие роли “Администратор ” и “Производитель результатов ”. Такого и нужно искать в первую очередь (подробнее разобраться с управленческими ролями вам поможет статья “ ”, см. раздел “Типовая ошибка №2: Требовать от руководителя исполнять противоположные управленческие роли на “отлично”).

Как называется должность управляющего - не так важно. Это может быть исполнительный или генеральный директор. В дальнейшем я буду использовать как синонимы “исполнительный директор” и “управляющий”.


Если вы взялись за делегирование функции управления в своей компании другим людям, - начните с управляющего. Ведь именно роль “Администратор” зачастую хуже всего развита у “Предпринимателей”.

Помните, что сейчас вы управляете каждым сотрудником, у которого нет непосредственного руководителя: и секретарём, и начальниками отделов, и другими (системный администратор, бухгалтер, HR-специалист и т.д.). Исполнительный директор возьмёт это на себя.

Затем можно перейти к делегированию развития (топ-менеджер по развитию) и, наконец, генерального директорства, где собственник сможет перейти из роли “генеральный директор” в роль “акционер”.

Обязанности управляющего могут различаться в разных компаниях, поэтому далее я приведу выдержку из требований к управляющему, которые действуют в “Открытой Студии”. Копируйте и берите их за основу.

Ключевые зоны ответственности исполнительного директора

  • Осуществлять оперативное управление компанией.
  • Контролировать выполнение клиентских и внутренних процессов, работу сотрудников.
  • Организовать работы, в рамках согласованных стратегических, тактических и оперативных планов.

Ключевые функции (обязанности) исполнительного директора и требования к профессиональным навыкам

Все перечисленные действия должны выполняться сотрудником самостоятельно не позднее чем через 6 месяцев после выхода на работу:

  1. Оперативно управлять деятельностью компании (играть роль “управляющего”)
  • Самостоятельно осуществлять оперативное управление компанией в рамках предоставленных полномочий (нести полную ответственность за результаты работы всех сотрудников компании, как штатных, так и внештатных).
  • Осуществлять контроль и нести личную ответственность за выполнение внутренних регламентов, инструкций и технологий всеми сотрудниками компании (в том числе и путём делегирования полномочий руководителям соответствующих подразделений). Сюда входят планирование и отчетность, работа с задачами, проектами, регламентами и т.д.
  • Играть роль “фильтра” от оперативных вопросов для вышестоящих топ-менеджеров: организовать предупреждение (превентивные меры), сбор, своевременную обработку и решение возникающих оперативных вопросов: от сотрудников, организационных, событий и т.д.).
  • Организовать, контролировать и развивать процессы учёта финансов (в т.ч. ежемесячный расчёт чистой прибыли, прогнозы и т.д.)
  • Контролировать выполнение клиентских и внутренних процессов в компании, участвовать в их развитии
    • Организовать и контролировать соблюдение сотрудниками: стандартов качества, технологий, регламентов и правил при выполнении работ с клиентских проектами и задачами.
    • Находить и ликвидировать узкие места в клиентских процессах (как эффективнее сделать работу при улучшении её качества).
  • Выполнять работы в рамках согласованных советом директоров стратегических, тактических и оперативных планов/проектов. Организовывать работу других специалистов и участников. Нести ответственность за выполнение.
  • Организовать работу с кадрами:
    • Организация процесса приема и увольнения сотрудников как для штатных, так и для заштатных специалистов.
    • Организация процесса (как для штатных, так и для заштатных специалистов) расчёта и перевода заработной платы, отпускных и т.д.
  • Организовать работу со всеми видами официальных бухгалтерских и внутренних документов : учёт, хранение, документооборот, отправка и т.д. Лично нести ответственность за отсутствии закрывающих Актов (или юридически значимых документов, их заменяющих) со стороны Контрагентов и Клиентов компании.
  • Организовать внутренние офисные процессы и управлять ими . Речь идет о переездах, перестановках, расширениях, инфраструктуре и т.п.
  • Работать с внешними подрядчиками / экспертами
    • Оперативно управлять и своевременно решать возникающие вопросы (управленческие - самостоятельно, профессиональные - с привлечением соответствующих специалистов контрагентов-исполнителей) из области: IT, бухгалтерия, юридические, аренда помещений, другие контрагенты-исполнители.Организовать и контролировать, принимать участие в развитии следующих служб: 1) IT-служба; 2) бухгалтерия; 3) юридическая служба и др.
    • Организовать (сформулировать критерии) и выполнять подбор внешних подрядчиков / экспертов по различным направлениям бизнеса: бухгалтерия, юристы, IT-специалисты, продажи и т.д.
  • Прекрасно ориентироваться в проектном и процессном управлении . Успешно управлять любыми внутренними проектами (в т.ч. нестандартными и новыми).
  • Успешно решать любые , в т.ч. нестандартные ситуации с Клиентами, партнёрами или другими контрагентами.
  • Быть положительным примером выполнения правил, стандартов, регламентов, договорённостей и принципов регулярного менеджмента для остальных сотрудников.
  • Осваивать самостоятельно новые управленческие технологии , обучать им сотрудников. Иметь высокую способность к обучаемости.
  • Схема взаимодействия в компании с исполнительным директором

    Если раньше все нерешённые вопросы от сотрудников “прилетали” к генеральному директору (собственнику), то теперь управляющий становится своего рода барьером от потока оперативных задач и принимает “удар” на себя. Схема взаимодействия выглядит так:

    • ВОПРОС ПО ЗАДАЧЕ → постановщик задачи → руководитель проекта → руководитель постановщика задачи → ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР → собственник.

    Заметьте, если у сотрудника по задаче нет руководителя проекта и линейного руководителя, то при отсутствии исполнительного директора она сразу же “прилетает” к собственнику.

    Отсюда вытекает призрачность возможности заменить одного управляющего несколькими линейными руководителями по направлениям или руководителями проектов. Да, функции распределить можно. Но не будет сотрудника, который полностью отвечает за весь процесс (это опять же будете только вы). А значит, все проблемы на стыке направлений, или нерешённые руководителями направлений и проектов, - опять же “постучатся” сразу к вам.


    Фактически исполнительный директор находится на “переднем крае” (все оперативные контакты замыкаются на него) и несёт бремя информирования сотрудников и воплощения в жизнь далеко не всегда популярных решений.

    Поэтому если кто-то думает, что быть управляющим-профессионалом “может любой дурак”, он глубоко заблуждается. Профессия управляющего сложная, требует постоянного обучения, развития управленческих компетенций и время от времени сопровождается нервотрёпкой. Одним словом, заслуживает глубокого уважения тот, кто профессионально выполняет эту роль.

    Исполнительный директор (управляющий) в коммерческой компании: ответы на вопросы собственников

    В моей компании управляющий работает более 4-х лет. Также мне довелось видеть много примеров делегирования функций и полномочий исполнительному директору у своих Клиентов: как положительных, так и отрицательных. Ситуации бывают разные.

    Дальнейшую информацию по исполнительному директору (управляющему) я решил представить в формате “вопросы и ответы ”.

    Среди вопросов: 1) мои собственные, на которые когда-то я затруднялся ответить; 2) вопросы Клиентов, с которыми я сталкиваюсь при внедрении регулярного менеджмента; 3) собранные мной вопросы в социальных сетях от директоров и собственников компаний специально для этой статьи. Ещё раз выражаю глубокую признательность всем авторам вопросов.

    Многие из рекомендаций в равной степени относятся, как к другим топ-менеджерам, так и к руководителям среднего звена

    Хочу сразу отметить важный момент: варианты и сценарии действий, которые я предлагаю, - не догма. Полезно будет не просто “брать и делать”, а сначала проанализировать, насколько они применимы лично в вашей ситуации.

    Где и как мне найти управляющего для своей компании?

    Вопрос настолько обширен, что кратко на него ответить не представляется возможным. Поэтому подробно всё распишу в отдельной статье. Но краткую информацию всё же дам.

    На мой взгляд, большое заблуждение, что эту задачу можно полностью делегировать HR-специалисту. В одной компании собственник удивлялся: почему HR не может подобрать ему исполнительного директора, а отобранные кандидаты показывают свою проф. непригодность. Будьте готовы: для успешного найма в большинстве этапов поиска вам будет необходимо принять личное участие - начиная от формирования требований и создания фильтров подбора и заканчивая личным участием в собеседованиях после “сортировки заведомо неподходящих”.

    Но вопросов по найму значительно больше. Как понять, что мы сработаемся? Лучше найти опытного человека или растить в своем коллективе? Стоит ли искать управляющего только среди знакомых “надёжных” людей? Обо всём этом - в отдельной статье.

    Должен ли исполнительный директор иметь опыт работы в сфере деятельности, в которой работает компания?

    На мой взгляд, если компания работает на рынке корпоративных услуг (рынок B2B), опыт работы с клиентскими процессами будет значительным преимуществом кандидата на должность исполнительного директора. Во-первых, это поможет лучше понимать внутренние отраслевые нюансы, а во-вторых, наличие практики позволит более осмысленно контролировать процессы, с которыми работают сотрудники.

    Но возможен вариант, когда управляющий будет из смежной сферы и без опыта работы на клиентских процессах. Тогда имеет смысл при вводе его в должность сделать так, чтобы он получил практический опыт работы с клиентами, поучаствовал в клиентских процессах.


    Генри Форд старался не брать на руководящую работу специалистов в конкретной области, так как они во многом, по его мнению, обладают “отраслевым” шаблонным мышлением и едва ли от них можно ожидать прорывов.

    Но если у вас небольшая компания и важно, чтобы исполнительный директор мог быть “горячей заменой” ключевых сотрудников, работающих с клиентами, то ищите с опытом. Рынок труда тоже не забудьте изучить. Чем более узкие требования, тем меньше вероятность найти.

    Какая система оплаты труда должна быть у исполнительного директора? Какая мотивация?

    Первая часть - денежное вознаграждение в виде достаточно высокого оклада. Формулы здесь нет, но сумма должна явно выше среднего по компании. Оклад важен, т.к. исполнительный директор во многом ориентирован на выполнение заранее зафиксированных процессов.

    Можно сделать часть оклада в виде достижения некоторых KPI. Но будьте с ними осторожны. В одной транспортной компании собственник поставил в зависимость “количество нерешённых проблем, которые до него доходят” и “зарплату управляющего” . До владельца проблем стало доходить меньше, но оказалось, что перестали доходить и те, которые мог решить только он (исполнительный директор всеми силами пытался решать ситуации, лежащие далеко за его областью ближайшего развития). В результате KPI формально выполнялся, но из-за этого компания несла убытки.

    Вторая часть денежного вознаграждения исполнительного директора - процент от чистой прибыли. Как правило, управляющий может влиять на неё с помощью сокращения издержек, а также точности соблюдения технологий и ликвидации перекосов в них. Размер процента обсуждается индивидуально.

    Стоит ли приглашать управляющего, чтобы он внедрил в компании регулярный менеджмент?

    Важно отделять процесс “внедрение регулярного менеджмента” от процессов “активное участия во внедрении” или “администрирование в рамках регулярного менеджмента”.

    В лучшем случае у управляющего будет кроме “администрирования” ещё и “опыт участия”. Как я уже упоминал в начале статьи, хорошее одновременное выполнение функций “стратегического развития” и “администрирования” крайне редко встречаются в одном управленце.

    Но многие конечно же хотят всё и сразу по принципу “волшебной таблетки”. Я же предлагаю два вариант действий:

    1. Взять управляющего вместе со стартом проекта внедрения регулярного менеджмента или чуть позже ("проверить его в бою", подключить его к активной работе над проектом внедрения регулярного менеджмента).
    2. Пригласить, когда для системы управления компанией будет заложен фундамент с помощью регулярного менеджмента.

    Как правильно ввести в должность управляющего?

    Будет неплохо, если управляющий сначала поработает на должности управленца, который непосредственно участвует в наиболее важном процессе для компании. Чтобы прочувствовал всё “на своей шкуре”.

    Например, для компании, которая занимается продажей частных домов, это может быть менеджер, курирующий стройку от принятия денег от клиента до сдачи ключей. Т.е. руководствоваться принципом: “Прежде чем доверить армию, дайте покомандовать ротой” .

    Во время испытательного срока исполнительный директор может совмещать две функции (соотношения между выделяемым временем могут быть разными и зависят от опыта управляющего, его профессиональных навыков и текущей ситуации в компании).

    Прежде чем доверить армию, дайте покомандовать ротой

    Первая функция принятого сотрудника - исполняющий обязанности исполнительного директора (выделять от 60% до 80% времени), вторая - руководитель клиентского процесса (в примере - строительством частного дома). Это даёт возможность исполнительному директору лучше узнать клиентский процесс на практике, увидеть в нём нестыковки и перекосы.

    Когда есть время, то можно и вовсе выделить 3 месяца на работу только со второй функцией. И лишь затем постепенно подключать функцию исполнительного директора.

    Как уменьшить вероятность риска, что управляющий “уведёт” мой бизнес или откроет параллельный и будет втихую перетаскивать клиентов?

    Пожалуй, это один из самых значимых страхов собственников. Если в случае производства “увести бизнес” не так просто (попробуй, перенеси себе завод по производству зубной пасты), то в компаниях, оказывающих услуги или в компаниях-посредниках (продажа оборудования, товаров, в т.ч. оптовая), проблема “увода бизнеса” стоит значительно острее.

    Типовая схема выглядит так: в какой-то момент сотрудник начинает “уводить” часть клиентов “налево”, в свою фирму. Или сразу после ухода из компании использует клиентскую базу и технологии, предлагая “всё тоже самое, но со значительной скидкой”.


    Отсюда, естественно, не следует, что теперь нужно перестать всем доверять. Но принцип “доверяй, но проверяй ” никто не отменял. А ещё лучше сделать так, чтобы с помощью “продолжения картины мира в будущее” показать, что с вами подобный номер не пройдёт (продление картины мира в будущее необходимо начинать ещё на этапе собеседования, о чём, как и обо всём процессе поиска, расскажу в одной из следующих статей).

    Хочу отметить, что все перечисленные ниже способы предотвращения негативных сценариев относятся ко всем сотрудникам, работающим с клиентами.

    • Тайный покупатель . Лучшая проверка не только того, насколько качественно обрабатываются входящие заявки, но и “сливаются ли заявки налево” (Не так давно был в торговом центре с детьми на аттракционах. Сотрудник, который следил за “кабиной 5D”, предложил заплатить со скидкой мимо кассы).
    • Контроль наиболее критичных точек (обычно это поступление и учёт денежных средств).
    • Юридически значимое соглашение о неразглашении , которое подписывается как с управляющим, так и со всеми остальными сотрудниками. Обязательно укажите в нем, что клиентская база и база исполнителей - собственность компании.
    • Внешние подрядчики или независимые аудиторы по ключевым направлениям (необходимо общаться на уровне собственников). Если что-то пойдёт не так - сразу просигнализируют.
    • Личное знакомство с ключевыми клиентами , желательно на уровне собственников. Общение хотя бы 1 раз в 6 месяцев. Заодно прекрасная возможность получить обратную связь о работе компании.
    • Выстраивайте процесс так, чтобы в первую очередь “прокачивался” бренд компании , а не управляющего (он не говорит, что всё хорошо, т.к. он гениальный, а позиционирует внутри компании свои достижения как заслугу системы управления).
    • Премия за честность как для сотрудников (подрядчиков), так и для клиентов. Если вам что-то предложили мимо кассы - получите это бесплатно. Если вы стали свидетелем факта нарушения интересов компании (расшифровка понятия “факт нарушения интересов” должна быть в общем регламенте) с чьей-либо стороны - сообщите и получите премию в 10.000 руб.
    • “Волчий билет” с потерей репутации на рынке (для этого надо общаться с коллегами в отрасли). Свой бизнес может и не пойти, даже с чужой клиентской базой. И что сотрудник с такой репутацией будет делать дальше?
    • Прозрачность всех процессов в компании, насколько это возможно (обслуживание клиентов, отгрузки товаров / оказание услуг, учёт финансов и т.д.).

    Самое главное, у собственника должна быть чёткая готовность идти до конца при борьбе с попытками увода бизнеса или клиентской базы. Готовность развернуть как юридическое преследование (юристы само собой должны быть наготове), так и другие методы (“волчий билет”).

    Действуйте по принципу “двигай выгодой, удерживай вредом” . Не забывайте вознаграждать достижения своего исполнительного директора за достижения, иначе он попросту покинет вашу компанию (про мотивацию я писал выше).

    Как не попасть в зависимость от управляющего? Как предупредить его “звёздную болезнь” и чувство незаменимости?

    Чувство незаменимости в конечном итоге приводит, как правило, к вседозволенности в поведении. Это влияет крайне негативно на компанию, других сотрудников и, как это ни странно, на самого "незаменимого". Чувствуя себя звездой, он перестаёт развиваться.

    Заведите отдельный регламент для управляющего, где будут описаны технологии и алгоритмы выполнения им своих функций. Если исполнительный директор занимается выплатой зарплаты сотрудникам, то значит в регламенте должно быть подробно описано: как необходимо рассчитывать зарплату, как её выдавать, какие таблицы и документы необходимо заполнить.

    Обязуйте исполнительного директора самостоятельно поддерживать свой регламент в актуальном состоянии.

    Относятся ли к исполнительному директору принципы регулярного менеджмента или для него должны быть исключения? Как лучше всего контролировать?

    Что касается регулярного менеджмента и стандартов работы, то управляющий должен быть примером их соблюдения для всего коллектива. Во-первых, любой руководитель задаёт образец действий для своих подчинённых. Во-вторых, исполнительный директор должен строго спрашивать за все принципы регулярного менеджмента с каждого сотрудника компании. Едва ли он это сможет делать, если опаздывает без предупреждения на совещания и не выполняет договорённости с сотрудниками. Если вы хотите узнать больше о регулярном менеджменте, (предложение действует только для собственников).

    К управляющему должны применяться самые жёсткие требования по соблюдению договорённостей. Естественно, в рамках “борьбы ЗА человека” , а не “против него” . Т.е. если есть договорённость о том, что исполнительный директор приходит на работу в 10 часов, а он самовольно начинает приходить в 11, должна последовать незамедлительная реакция с вашей стороны.

    К исполнительному директору применяются такие же управленческие инструменты, как и ко всем остальным сотрудникам

    Контроль работы исполнительного директора осуществляется его непосредственным руководителем - собственником (если тот играет роль генерального директора). К исполнительному директору применяются такие же управленческие инструменты, как и ко всем остальным сотрудникам : планирование и учёт времени по задачам, формализация всех результатов работ (в том числе и переговоров).

    Например , функция “управленческая работа с сотрудниками”. Чек-лист может состоять из следующих пунктов: 1) записи в личных делах сотрудников; 2) итоги переговоров; 3) обратная связь от сотрудников; 4) наличие отчётов по рабочему времени; 5) процент разобранных отчётов; 6) наличие зафиксированных планов и т.д.

    Можно ли передать управляющему работу с финансами, бухгалтерией, договорами и т.д.?

    Да, при формализации соответствующих процессов в виде принципов, регламентов и инструкций. И, естественно, продумывании контрольных точек.

    Можно делегировать право подписи всех бухгалтерских и юридически значимых документов : договоры, акты, трудовые контракты с сотрудниками и т.д.

    Предоставить полномочия решать вопросы в налоговой инспекции, всевозможных государственных фондах, работать с банковским счётом. При этом рекомендую ограничить в доверенности возможность брать кредиты.

    Всё вышеперечисленное можно сделать как в рамках общества с ограниченной ответственностью, так и если вы - индивидуальный предприниматель. В случае ИП права подписи и другие функции делегируются с помощью нотариально заверенной доверенности.

    Как выстроить отношения с управляющим? Должен ли он быть моим другом?

    Статус управляющего прежде всего поддерживают предоставленные полномочия. Например, принимать решение об увольнении сотрудника, повышении заработной платы, применять наказания и поощрения, решать заранее оговорённые вопросы без участия вышестоящего руководителя. Вобщем, как у каждого руководителя: выработка решений, претворение их в жизнь, санкционирование по итогам.

    Если же вы планируете поддерживать статус исполнительного директора количеством поблажек и дружескими отношениями, то деградация качества работы и “звёздная болезнь” ждать себя не заставят.

    Стоит ли мотивировать исполнительного директора долей в компании? Должен ли я сделать его партнёром при успешной работе?

    Действительно, многие собственники надеются, что получив “долю в компании” управляющий начнёт работать “за троих” и “по выходным”, ведь это теперь будет и его бизнес. Это большое заблуждение. Степень заблуждения усиливается, если доля предоставлена “за слова”, а договорённости не зафиксированы на бумаге вместе со сценариями действий в случае: “что будет с долей, если условия не будут выполнены?” и “сколько времени необходимо проработать в таком режиме?” и “что вы будете делать, если человек банально заболеет?” .

    Некоторые рассчитывают с помощью предоставления доли удержать ценного человека в компании. Но что будет, если через какое-то время вам покажется, что новый партнёр работает не в том направлении или недостаточно интенсивно? Как управляющего вы его могли уволить, но вот как партнёра - уже нет.


    Да, если вы рассматриваете возможность продать долю, то можно продать по рыночной цене или с небольшим дисконтом. Ну а если нет… Чтобы вас не шантажировали в духе “дай долю, иначе уйду и у тебя всё развалится ”, выполняйте регулярно и заблаговременно все мероприятия, озвученные в вопросах про “незаменимость” и “потенциальный увод бизнеса”.

    Тем не менее, варианты мотивации “совместным бизнесом” всё же существуют. На мой взгляд, если у исполнительного директора (или кого либо из топ-менеджеров) есть стремление открыть свой бизнес (насильно эту идею не вздумайте проталкивать), вы можете предусмотреть для них следующий сценарий:

    • предоставить возможность покупки доли в одном из существующих направлений деятельности компании (не ранее, чем через 2-3 года работы);
    • взять одно из малоразвитых на данный момент направлений деятельности компании или смежное в качестве основы для нового бизнеса (с вашим участием в качестве акционера и эксперта).

    Как выстраивать отношения с коллективом после приёма на работу исполнительного директора?

    Есть два типовых варианта реакции коллектива (по крайней мере его большей части) на замаячивший приход исполнительного директора:

    • Ура! Наконец-то здесь наведут порядок ”. Это своего рода желаемый сценарий для собственника. Актуален, когда вам удалось собрать вокруг себя команду ответственных людей, а текущий хаос обусловлен отсутствием у вас возможностей или желания заниматься администрированием.
    • Зачем он нам нужен, и без него всё было хорошо! ”. Важно понимать, что с приходом управляющего он получит власть не только за счёт передачи ему части ваших полномочий, но и за счёт сотрудников. Часть из них текущая ситуация, когда вам некогда их контролировать, вполне устраивает. Значит, и сопротивление будет.

    Краткий алгоритм действий:

    • Объявить перед коллективом о своих целях. Заявить: “буду делегировать оперативку! ”.
    • Показать сотрудникам безальтернативность сценария (“Делегирую в любом случае, даже если многое придётся изменить или с кем-то распрощаться в будущем ”).
    • Озвучить планируемые полномочия управляющего и его ключевые функции.
    • Не “трястись” над своей репутацией. (“Ошибки допускать могу и буду. И каждый из вас может их допускать. Но буду чётко смотреть, кто мне помогает в этом процессе, а кто мешает ”).
    • Попросить поднять руки тех, кто планирует мешать. Если таковые есть - запланировать индивидуальную беседу с каждым по отдельности (формат похож на беседу из моей статьи “ ”) с последующими орг. выводами. Если таковых нет, расслабляться рано. Упомянутая статья также поможет найти их и вывести на чистую воду.
    • Перейти к поиску управляющего.

    Бонус для внимательных читателей: образец соглашения о неразглашении (конфиденциальности) для сотрудников

    Хотите получить образец реально действующего соглашения о неразглашении (конфиденциальности), которое вы сможете использовать не только для исполнительного директора, но и для штатных и удалённых специалистов?

    Выполните 2 простых действия:

    1) Оставьте комментарий к статье в самом низу, как на скриншоте по ссылке: https://yadi.sk/i/QHQ2_R4oiWjkV . (Напишите кратко свой опыт работы с управляющим или о своих планах его подключения к управлению).
    2) Отправьте запрос на получение образца “соглашения о конфиденциальности” через мои личные аккаунты в социальных сетях (через личное сообщение):

    Вместо заключения, или Преодолевая препятствия

    Подведём итоги. Многие собственники рано или поздно планируют отойти от управления оперативкой в своём бизнесе. Для этого необходимо найти и организовать работу управляющего.

    Здесь возникает немало вопросов, поэтому в некоторых компаниях исполнительного директора ищут годами, а если и находят - он задерживается на своём месте в лучшем случае 3 месяца.

    Успешность поиска и точность подбора зависят во многом от того, как построен процесс поиска исполнительного директора. Вот об этом мы и поговорим подробно в одной из ближайших статей.

    Процесс и функции управления

    Менеджмент - это система методов управления в условиях рынка или рыночной экономики, которые предполагают ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими затратами, с целью получения оптимальных результатов.
    Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации (Мескон М. Х.). Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей.
    Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций:
    планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля.

    Планирование. С помощью этой функции определяются цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей. Важным элементом этой функции являются прогнозы возможных направлений развития и стратегические планы. На этом этапе фирма должна определить, каких реальных результатов она может добиться, оценить свои сильные и слабые стороны, а также состояние внешней среды (экономические условия в данной стране, правительственные акты, позиции профсоюзов, действия конкурирующих организаций, предпочтения потребителей, общественные взгляды, развитие технологий).

    Организация. Эта функция управления формирует структуру организации и обеспечивает ее всем необходимым (персонал, средства производства, денежные средства, материалы и т.д.). То есть на этом этапе создаются условия для достижения целей организации. Хорошая организация работы персонала позволяет добиться более эффективных результатов.

    Мотивация - это процесс побуждения других людей к деятельности для достижения целей организации. Выполняя эту функцию, руководитель осуществляет материальное и моральное стимулирование работников, и создает наиболее благоприятные условия для проявления их способностей и профессионального "роста". При хорошей мотивации персонал организации выполняет свои обязанности в соответствии с целями этой организации и ее планами. Процесс мотивации предполагает создание для работников возможности удовлетворения их потребностей, при условии надлежащего выполнении ими своих обязанностей. Прежде, чем мотивировать персонал на более эффективную работу, руководитель должен выяснить реальные потребности своих работников.

    Контроль. Эта функция управления предполагает оценку и анализ эффективности результатов работы организации. При помощи контроля производится оценка степени достижения организацией своих целей, и необходимая корректировка намеченных действий. Процесс контроля включает: установление стандартов, измерение достигнутых результатов, сравнение этих результатов с планируемыми и, если нужно, пересмотр первоначальных целей. Контроль связывает воедино все функции управления, он позволяет выдерживать нужное направление деятельности организации и своевременно корректировать неверные решения.

    Руководитель и его роли

    Руководитель - человек, наделенный полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять их выполнение. Под ролью руководителя понимается "набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности" (Минцберг). Выделяют десять основных ролей руководителя. Эти роли руководитель выполняет в различные периоды своей работы.
    Укрупненно роли руководителя разделяют на три группы:

    1. Межличностные роли. Руководитель выполняет роль лидера, то есть он отвечает за мотивацию, набор, подготовку работников и т.д. Также руководитель является связующим звеном между своими работниками. Главный руководитель выполняет роль единоначальника - главного верховного руководителя.

      Информационные роли. Являясь приемником информации, руководитель получает разнообразную информацию и использует ее в целях организации. Следующая роль руководителя- распространение информации среди членов организации. Руководитель выполняет так же представительские функции, то есть передает информацию об организации при внешних контактах.

      Роли по принятию решений. Руководитель выступает в роли предпринимателя, разрабатывает и контролирует различные проекты по совершенствованию деятельности организации. Также он выступает в роли человека, устраняющего нарушения в работе организации. Руководитель является распределителем ресурсов своей организации. К тому же он является лицом, ведущим переговоры с другими организациями от имени своей организации.

    Все эти роли руководителя, в своей совокупности, определяют объем и содержание работы менеджера любой организации.

    Уровни управления

    Крупные организации нуждаются в выполнении очень больших объемов управленческой работы. Это требует деления управленческого труда на горизонтальный и вертикальный. Горизонтальный принцип разделения труда - это расстановка руководителей во главе отдельных подразделений, отделов. Вертикальный принцип разделения труда - это создание иерархии уровней управления, чтобы скоординировать горизонтально разделенную управленческую работу для достижения целей организации.

    Руководителей делят на три категории:

      Руководители низшего звена (операционные руководители). Самая многочисленная категория. Они осуществляют контроль за выполнением производственных заданий, за использованием ресурсов (сырья, оборудования, кадров). К младшим начальникам относятся мастер, заведующий лабораторией и т.п. Работа руководителя низшего звена является самой разнообразной, характеризуется частыми переходами от одного вида деятельности к другому. Степень ответственности руководителей низшего звена не очень высока, иногда в работе присутствует значительная доля физического труда.

      Руководители среднего звена. Они контролируют работу руководителей низшего звена и передают обработанную информацию для руководителей высшего звена. К данному звену относятся: заведующие отделом, декан и т.д. На руководителей среднего звена ложится существенно большая доля ответственности.

      Руководители высшего звена. Самая малочисленная категория. Они отвечают за разработку и реализацию стратегии организации, за принятие особо важных для нее решений. К руководителям высшего звена относятся: президент компании, министр, ректор и т.д. Работа руководителя высшего звена является весьма ответственной, так как фронт работы большой, а темп деятельности напряженный. Их работа, в основном, заключается в умственной деятельности. Они постоянно должны принимать управленческие решения.


    Современный управляющий

    Изменения в обществе, экономике, технологиях заставляют по новому осмыслить понятия управления в современной организации, переформулировать профессиональные характеристики управляющего, необходимые для успешного управления организацией в современных условиях.

    В современных условиях все большее значение приобретают отрасли, связанные с интеллектуальной деятельностью. В России, в период переходной экономики, возникает повышенный спрос на менеджеров в обслуживающих сферах - торговля, финансы, информационные технологии.
    Таким образом, современный менеджер должен обладать способностями по управлению подобным бизнесом, и владеть навыками принятия решений в условиях неопределенности.
    В статье "Менеджер 21-го века: кто он?" (журнал "Менеджмент в России и за рубежом") экономисты Поршнев А. Г. и Ефремов В. С. говорят об управлении в современном обществе так:
    "В обществе, где управление опирается на интеллектуальное сотрудничество людей; на их сетевую кооперацию, подразумевающую многосвязность и участие каждого человека во многих производственных процессах, требующих его знаний и умений; на интеграцию процессов планирования и исполнения; на создание динамичных, проблемно-ориентированных коллективов тружеников отношения найма труда уступают место отношениям купли-продажи продукта труда. И это есть революция."

    Современный управляющий должен руководствоваться следующими принципами:

    1. Ориентация на людей, так как люди - это самый жизненно важный ресурс организации.
    2. Дух соперничества, то есть умение добиваться успеха в условиях острой конкуренции.
    3. Внешняя перспектива, то есть способность вступать в союзы и добиваться поддержки извне, в том числе у ключевых фигур.
    4. Ориентация на системы, то есть системное управление как решение задачи дирижирования "информационным оркестром".
    5. Гибкость и способность принимать решения в условиях неопределенности.
    6. Ориентация на будущее.