Как быть уверенным в себе визуализация. Медитация на уверенность в себе — ключ успеха в любых начинаниях. Техники, которые помогают улучшить навык визуализации

В данной публикации рассмотрим такие направления в искусстве, как Реализм, Импрессионизм, Фовизм, Моде́рн, Экспрессиони́зм, Куби́зм, Футури́зм, Абстракциони́зм, Дадаи́зм, Супремати́зм, Метафизическая живопись, Сюрреали́зм, Активная живопись, Поп-а́рт и Минимали́зм.

Но сначала коллаж:)

Нажмите на картинку для увеличения

Теперь кратко рассмотрим указанные направления искусства.

Реализм - (лат. вещественный, действительный) – направление в искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах.

Импрессионизм - направление в искусстве последней трети XIX - начала XX веков, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.

Фовизм - направление во французской живописи конца XIX - начала XX века, характеризуется яркостью цветов и упрощением формы.

Моде́рн - художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX - начале XX века. Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий.

Экспрессиони́зм - течение в европейском искусстве, получившее развитие примерно в начале 1905-1920 годов, характеризующееся тенденцией к выражению эмоциональной характеристики образов (обычно человека или группы людей) или эмоционального состояния самого художника.

Куби́зм - авангардистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.

Футури́зм - общее название художественных авангардистских движений 1910-х - начала 1920-х годов, прежде всего в Италии и России. Главные художественные принципы - скорость, движение, энергия, которые некоторые футуристы пытались передать достаточно простыми приёмами. Для их живописи характерны энергические композиции, где фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются острыми углами, где преобладают мелькающие формы, зигзаги, спирали,скошенные конусы, где движение передаётся путём наложения последовательных фаз на одно изображение - так называемый принцип симультанности .

Абстракциони́зм - направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма - достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации

Дадаи́зм , или дада - модернистское течение в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино. В изобразительном искусстве наиболее распространенной формой творчества дадаистов был коллаж - технический приём создания произведения из определённым образом скомпонованных и наклеенных на плоскую основу (холст, картон, бумагу) кусочков разнообразных материалов: бумаги, ткани и т. д.

Супремати́зм - направление в авангардистском искусстве, основанное в 1-й половине 1910-х гг. К. С. Малевичем. Являясь разновидностью абстракционизма, супрематизм выражался в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника). Сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции.

Метафизическая живопись – направление в итальянской живописи начала XX века. В метафизической живописи метафора и мечта становятся основой для выхода мысли за рамки обычной логики, а контраст между реалистически точно изображенным предметом и странной атмосферой, в которую он помещен, усиливал ирреальный эффект.

Сюрреали́зм - направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм.

Активная живопись - ташизм (разновидность абстрактного искусства: нанесение красок по интуиции ) - течение в западноевропейском абстракционизме 1950-60-х годов, наибольшее распространение получившее в США. Представляет собой живопись пятнами, которые не воссоздают образов реальности, а выражают бессознательную активность художника. Мазки, линии и пятна в ташизме наносятся на холст быстрыми движениями руки без заранее обдуманного плана.

Поп-а́рт (англ. pop-art , сокращение от popular art , этимологию также связывают с англ. рор - отрывистый удар, хлопок) - направление в изобразительном искусстве 1950-1960-х годов, возникшее как реакция на абстрактный экспрессионизм, использующее образы продуктов потребления.

Образ, заимствованный в массовой культуре, помещается в иной контекст:

  • изменяются масштаб и материал;
  • обнажается приём или технический метод;
  • выявляются информационные помехи и др.

Минимали́зм - художественное течение, возникшее в Нью-Йорке в 1960-х годах. Искусство минимализма обычно включало в себя геометрические формы, повторяемость, нейтральные поверхности, промышленные материалы и способ изготовления.

Последние несколько лет изобразительное искусство стоит в одном ряду с экзистенциализмом, постмодернизмом, фотографией, поэзий и прочими вещами, которые из среднестатистического человека делают интеллектуала. Не разбираться в искусстве стало просто-таки неприличным. Если в сфера арта вам ориентироваться пока тяжеловато, мы не дадим вам сесть в лужу или унизиться перед какой-нибудь начитанной студенткой НГАХА или искусствоведом. TNR учиняет свой экспресс-ликбез, который позволит вам разбираться в искусстве не хуже Розалинды Краусс.

Допустим, вы согласились пойти на свидание в краеведческий музей или в Новосибирский художественный музей. Опрометчивый поступок, но с кем не бывает. Множество тяжелых картин, белки глаз бегают в приглушенном свете, умеющие говорить обсуждают жирные мазки, а вы невольно подслушиваете и чувствуете себя непросвещенной биомассой.

Во-первых, не стоит обращать ни на кого внимания и чувствовать себя изгоем или плебеем, ведь вы в правильном направлении! Чтобы разбираться в искусстве, недостаточно прочесть тонну книг, необходимо сначала научиться смотреть, а затем — видеть. Конечно, умение смотреть без определенных знаний не поможет вам поддержать беседу друга о кубизме Пикассо, но это станет хорошим началом и фундаментом для дальнейших знаний.

Искусство - самая привередливая женщина. Она никогда не посмотрит на вас, не будь у вас хотя бы примерных знаний философии, анатомии, физики и геометрии. Но на уровне Новосибирска не обязательно знать абсолютно все, чтобы обнаружить себя в постели с искусством в первый же вечер. Наш город редко может порадовать любителей минимализма, ориентализма, полиреализма и других не типичных для России видов изобразительного искусства с глубоким смыслом.

В Новосибирске обычно проводят выставки сюрреализма, натурализма, классицизма, иконописи, реализма и эстетики совриска. А это значительно облегчает вам задачу и экономит время.

Прежде всего, вам необходимо понять, что интернет - первый враг искусству, оценивать произведения через монитор, все равно, что смотреть порнографию, вместо того, чтобы заниматься сексом. Ваш желательный максимум в данном случае - скачивание книг людей, которые потратили на изучение арта чуть больше пяти минут, которые прочие диванные искусствоведы потратили за чтением «Ответов Mail.ru».

Например, вы можете скачать книгу Сэма Филлипса, Екатерины Андреевой, Дворжака Макса и других искусствоведов, разбирающихся в феномене интересующих вас художников. Но, вероятно, вы ничего не будете скачивать и не захотите тратить личное и интимное время на изучение книг, поэтому мы постараемся легко и доступно объяснить вам самые популярные виды изобразительного искусства, которые вы можете встретить в музеях, лофтах и галереях Новосибирска.

Сюрреализм — деформированная реальность

Картины сюрреалистов похожи на имитацию фантазий, паранойю, фантастические сны, попытку соединить несоединимое и изобразить невозможное — застывшую реальность. Рецепта удачной картины не существует, идеальный сюрреализм - это наша жизнь между мечтой и действительностью, скачущий на метле голый Дали и Джигурда во время поста. Сюрреализм легко распознать среди современного искусства: к нему относится все, что иррационально и не соответствует общепринятым стандартам, например, летящие слоны, коллажи, фантастические существа, места и явления. В общем, все, что имеет фантасмагоричный сюжет с экспрессивным выражением - сюрреализм.

Наверное, нам стоит повторить, что в Новосибирске крайне редко проходят выставки футуристов, неоавангардистов и магических реалистов, поэтому вам тяжело будет перепутать сюрреализм с прочими последствиями фрейдизма и наркотиков. Новосибирск искренне любит Дали и Магритта: если вы пойдете на сюрреалистическую выставку, то скорее всего на ней будут представлены картины именно этих художников.

Сюрреалисты: Джорджо де Кирико, Сальвадор Дали, Хуан Миро, Макс Эрнст, Иероним Босх, Рене Магритт, Фрида Кало, Тито Саломони, Роберт Веноза, Андрей Дугин.

Натурализм — запах навоза и скошенной травы

Если сюрреалистов считают создателями мифической природы, то натуралистов причисляют к выдающейся когорте художников, калькулирующих природу в ее настоящем, монументальном облике. Задача натурализма нарисовать фотографию, зафиксировать объективную реальность, чтобы от рыбака веяло застарелым потом, а солнце нагревало воздух внутри музея.

Натуралисты: Жюль Бастьен-Лепаж, Найт («Окликая паромщика»), Лермит («Выдача жалованья жнецам»).

Импрессионизм — секундный коуб

Картины импрессионистов выглядят как секундный коуб: как художник выдергивает на холст свои впечатления, чувства, подвижную картинку без каких-либо контуров и временных ограничений. Вот здесь вам пригодится умение видеть. Сейчас в Новосибирске проходит выставка постимпрессиониста Ван Гога на Вокзальной магистрали, 16.

Знания об импрессионизме рождаются на глазах и только в галерее: Ван Гог должен вас окружить, тогда у вас даже может случиться так называемый синдром Стендаля - это особое официально утвержденное медициной психической расстройство, которое вызывает чересчур проникновенный контакт с искусством. Это как оргазм, только хуже: смотришь на картину или слушаешь какую-нибудь мощную оперу, и у тебя учащается сердцебиение, кружится голова, может начаться натуральная истерика со слезами и обмороками.

Импрессионисты: Эдуард Мане, Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Фредерик Базиль и Берта Моризо

Классицизм — пояс верности

Любимый вид искусства Новосибирского государственного художественного музея. Классицизм вы ни с чем не перепутаете, для него характерны строгость, логичность и выдержанность.

Классицисты : Никола Пуссен, Агостино Карраччи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти.

Экспрессионизм — эмоциональная отдача

Экспрессионисты изображают свое эмоциональное состояние. Чтобы понять этот вид искусства, лучше всего самому стать экспрессионистом, плеснуть виски в стакан и нарисовать свою реакцию на санкции или государственный долг Новосибирска. Если вы нарисуете кричащего человека на Бугринском мосте, то вы испытали те же ощущения, что и во время заката.

Экспрессионизм - это прежде всего эмоциональная реакция, запечатленная маслом. В этих словах заключается счастье, потому что вы тоже так можете, только никогда не продадите свою мазню за баснословные деньги. И даже за 100 рублей.

Экспрессионисты: Эдвард Мунк, Джеймс Энсор, Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, Эрнст Людвиг Кирхнер, Эрих Хеккель.

Кубизм — геометрия маслом

Картины кубизма похожи на прозрачный алмаз, который находится в четырехмерном измерении и обнажает все свои грани. Кубисты дробят объекты на геометрические формы, а для оптического насыщения наслаивают стороны друг на друга, нарушают законы Евклида, придавая картинам собственное пространство.

Кубисты: Пабло Пикассо, Хуан Грис, Фернан Леже, Марсель Дюшан

Теперь, когда вы имеете максимально краткое представление о самых популярных видах изобразительного искусства в Новосибирске, мы вам расскажем самое главное, что вы должны знать об искусстве. Все эти виды — лишь жалкие ярлыки, которые помогают сориентироваться дилетантам, на самом деле, искусство отвергает любые привязки и нумерацию. Оно стирает временные и творческие рамки, становясь внутренним диалогом между зрителем и художником. Поэтому задавайте как можно больше вопросов картинам, а не «гуглу», и не бойтесь, что они покажутся неуместными или банальными. Когда картины начнут вам отвечать, вы искренне полюбите искусство, научитесь его читать и не пропустите не одной выставки в Новосибирске.

В этой подборке можно прослушать аудиозаписи 30 реальных лекций для студентов Оксфордского университета. Темы абсолютно разные: от европейской средневековой архитектуры до искусства Китая. Лекции читают лучшие преподаватели факультета истории искусств Оксфордского университета, приглашенные лекторы из Эссекского и Эдинбургского университетов, а также специалисты из коммерческой сферы.

Бесплатный онлайн-курс посвящен западному искусству и охватывает период от итальянского проторенессанса XIII века до современного искусства. Цель этого вводного курса, как утверждают его авторы, не столько познакомить аудиторию с какими-то конкретными произведениями и фактами из истории живописи, скульптуры и архитектуры, сколько подтолкнуть к дальнейшим изысканиям и более глубокому погружению в интересующие темы. Серия лекций должна научить понимать искусство, рассматривать его в историческом и культурном контексте. Курс рассчитан примерно на 25 часов и состоит из 11 тематических блоков, выстроенных в хронологическом порядке. В каждом блоке предлагаются задания или темы для размышления, а также даются ссылки на различные интернет-источники для самостоятельного изучения.

Массачусетский колледж искусств знакомит с историей европейского искусства на примере 24 величайших произведений. Среди них не только картины, но и скульптуры, памятники архитектуры, музыкальные и литературные шедевры. В коллекции, например, оказались афинский Парфенон, Лаокоон, Евангелие из Линдисфарна, «Тайная вечеря» Леонардо, «Похищение Европы» Тициана, гравюры Дюрера. Завершается курс обсуждением работ Джексона Поллока. Вы увидите, как со временем меняется восприятие и интерпретация тех или иных произведений искусства, какие взаимоотношения связывают художника, его творение и зрителя, как влияет на восприятие произведения эпоха. Все лекции можно послушать бесплатно на Kadenze.

Женщины всегда занимались искусством, но, прежде чем их заметили и признали, прошло немало времени. В курсе Тейт-Британии рассказывается о трудностях, с которыми сталкивались художницы: от обучения до продажи картины, о борьбе за свои права, о феминизме в искусстве. Вы познакомитесь с работами Барбары Хепуорт, Лорны Симпсон, Нан Голдин и других художниц и увидите, как в них отражаются современные вопросы пола, равенства, свободы, демократии и многие другие.

Нью-Йоркский музей современного искусства знакомит со свой коллекцией периода 1880–1945 годов. Гуляя по виртуальным галереям, вы увидите главные произведения из собрания музея, от постимпрессионизма до ранних работ Нью-йоркской школы. Лекторы расскажут, почему картины Сезанна, Ван Гога, Дюшана, Матисса, Пикассо и других художников в свое время шокировали Академию художеств, и как они изменили взгляды на традиционную живопись. Курс состоит из ряда коротких лекций по истории искусства и сопровождается видеозаписями из картинных залов музея. Продолжительность курс - десять недель, стоимость - 7 700 рублей. Кстати, у MoMA также есть курс , посвященный роли техники и материалов в искусстве.

Бесплатный курс на русском языке по истории современного русского искусства. Его ведут историк-искусствовед Полина Зотова из Московского музея современного искусства и психолог Алеся Миюзова из Московского городского психолого-педагогического университета. В цикле лекций авторы предлагают познакомиться с основными понятиями и формами искусства XX века, а также с концепциями произведений современных художников. Из лекций можно узнать, как и почему в XX веке радикально менялись темы и жанры в искусстве, как развитие искусства связано с историей нашей страны, а также для кого и зачем существует современное искусство.

В этом курсе авторы предлагают взглянуть на историю искусств с точки зрения художника. Главная задача - понять, как авторы создают свои произведения, откуда черпают вдохновение, каков их взгляд на историю искусства. Новаторы в искусстве, как правило, очень хорошо знают историю, но при этом нарушают традиции. Почему? Зачем современным гейм-дизайнерам осваивать курс классического рисунка? После прохождения этого 9-недельного курса можно получить ответы на все эти вопросы. В ходе обучения нужно будет не только слушать десятиминутные лекции и интервью с художниками, но и заниматься практикой в музеях, галереях и мастерских.

Sotheby’s предлагает целую серию онлайн-курсов по различным искусствоведческим темам и направлениям: например, вводный курс по истории искусства, современное искусство, история искусства от импрессионизма до концептуализма, искусство как бизнес и другие. Начало обучения по данным программам начинается осенью (в сентябре стартует пять сессий, а в ноябре еще три), но запись на них уже открыта. Один цикл длится шесть недель и стоит более 80 000 рублей; по окончании вы получаете сертификат Sotheby’s.

Что представляет собой музейный архив? Как хранятся произведения искусства? В этом курсе сотрудники галереи Tate приглашают заглянуть за кулисы и посмотреть на архивные экспонаты, среди которых есть как законченные произведения, так и наброски и черновики, оставшиеся от великих художников. Кроме того, в курсе рассказывают, как реставрируют шедевры, и как анализируется тема памяти в живописи и архитектуре.

Кейптаунский университет разработал интересный междисциплинарный курс, посвященный пониманию здоровью человека и медицины в искусстве и гуманитарных науках. В видеолекциях своими размышлениями на тему здоровья, болезней и их лечения, а также человеческой сущности в целом делятся психолог, онколог, генетик, патологоанатом, социолог, поэт и художник. Среди заявленных тем - сердце, искусство и мозг, воспроизводство и инновации, смерть и тело и другие. Курс бесплатный.

Как начать разбираться в искусстве

Самое интересные ответы художников, искусствоведов, культурологов и кинокритиков, с которых стоит начать восполнение пробелов в своем образовании в области искусства.

11 вопросов

1. Что почитать чтобы начать разбираться в искусстве? 2. Что почитать, чтобы начать лучше понимать современное искусство? 3. Что нужно прочитать для того, чтобы лучше разбираться в истории кино и научиться анализировать и понимать фильмы? 4. Какие существуют книги по теории критики - музыкальной, кино, литературной? 5. Какие книги про кураторство на русском или на английском стоит почитать, кроме Мизиано, Обриста, Пола О"Нила и Терри Смита? 6. Что посоветуете почитать о современном театре? 7. Каков список книг о театре, обязательных к прочтению? 8. Что почитать и посмотреть на тему искусства Барокко? 9. Какие страны были главными поставщиками новых стилей и направлений в искусстве ХХ века? 10. Может ли искусство не нести никакого послания? 11. Может ли художник, не имея представления о современном ему искусстве, стать признанным гением?

Я бы посоветовала начать с "Истории искусства" Гомбриха, Эта книга впервые была издана в 1950 году, и нельзя сказать, что это недавно. И все же ее продолжают переиздавать не только в ее собственной стране, но и за ее пределами, улучшая только качество иллюстраций. В ней очень простым и доступным языком рассказывается обо всех периодах и стилях. Как пишет в предисловии сам автор: "Эта книга обращена ко всем, кто хотел бы получить первоначальные ориентиры в заманчивой, но пока не знакомой им области искусства. Новичок сможет ознакомиться здесь с общим планом этой местности, не путаясь в обилии деталей, то есть уяснить себе порядок и соотношение периодов, стилей, имен, которыми наполнены более объемистые и сложные книги, и таким образом обзавестись багажом, необходимым для чтения более специальной литературы".

К ряду вводной в искусство литературе можно отнести книгуХорста Вольдемара Янсона и Энтони Ф. Янсона "Основы истории искусств", которая посвящена истории живописи, скульптуры, архитектуры, фотографии -- словом, "от бизона до Барбизона", а точнее -- до конца XX века.

Если копать глубже, то советую хрестоматийную и настольную для всех начинающих искусствоведов книгу Бориса Виппера "Введение в историческое изучение искусства". В отличие от двух предыдущих книг, здесь очень подробно и обстоятельно освещаются жанрово-технические проблемы и специфика технических основ каждого из жанров изобразительного искусства.

Начать стоит с Эрнста Гомбриха "Истории искусств". В книге на пятой странице объясняется, почему Пикассо писал не только натуралистичных курочек, но и кубистического петуха.

О модернизме и авангардном искусстве есть изумительная книга В.С. Турчина "По лабиринтам авангарда".

О постмодернизме стоит начать с Жана Бодрийяра. В целом о послевоенном искусстве Америки (в основном) написано довольно много. Обычно одного посещения МоМА в Нью-Йорке достаточно, чтобы современное искусство вдруг стало ближе и понятнее.

Кстати, на Bookmate из ответов на этот вопрос собрали целую книжную полку:

Кино можно анализировать как философ и культуролог (что невероятно полезно и правильно), а можно как киноман и фанат конкретных фильмов и людей - и мне ближе второе.

Базовые книги, которые никому не повредят - "Что такое кино" Андре Базена и "Кино" Жиля Делёза, книги Роберта МакКи и Кристина Воглера о сценарном мастерстве и прекрасная серия книг "Нового литературного обозрения", где есть как фундаментальное исследования Антона Долина про Ларса фон Триера, так и переводы Гордона Грея.

Другая хорошая серия - интервью с режиссёрами серии Арт-хаус издательства Азбуки-классики. Многие книги устарели по датам выхода фильмов, но не по сути. Там очень много деталей и подробностей о самом процессе съёмок, мало сенсаций, интриг и расследований и из этих книг в первую очередь понятно, что кино - это сложная и изматывающая работа, где часто необходимо быть контрол-фриком, а не полёт во сне и наяву. Особенно удовольствие - открывать российский журнал СЕАНС, который делает отличные тематические выпуски. Другие замечательные книги о кино на русском, которые я держала в руках - Леклезио "Смотреть кино", фундаментальная книга о Новом Голливуде Питера Бискинда, которую успели перевести (это "Беспечные ездоки и бешеные быки") и трёхтомные мемуары Сергея Соловьёва, из которых становится невероятно много понятно о том, как снималось кино в СССР, как строится съёмочный процесс и что кино становится жизнью, когда актрисы превращаются в жён, а коллеги - в заклятых друзей. Эссе Барта и Сонтаг о фотографии очень часто перекликаются с тем, что я думаю о фильмах, даже если они написаны про другие медиа.

Моя библиотека о кино давно расширяется за счёт книг, которые приходится дорого покупать и привозить из-за границы. К сожалению, в России переведено мало книг о режиссёрах и кино вообще, ещё меньше киноведческих трудов, так что знание английского, французского, немецкого, испанского и итальянского может очень сильно выручить, если хочется прочитать книгу про любимого режиссёра, которая не прогремела на весь мир.

Я купила все важные книги кинокритиков Полин Кейл и Роджер Эберта, чтобы разобраться в том, как самые массовые авторы Америки анализировали фильмы и режиссёров.

Книга My first movie в двух частях - отличное исследование того, как снять первый фильм из уст лучших режиссёров (в основном, американских).

Книги Хобермана и Томпсона, каноническое исследование A Cinema of Loneliness, A Shock Value, а также серии монографий о режиссёрах Director"s Cuts (Columbia University Press) - очень вдохновляющее чтение для того, чтобы понимать откуда и куда движется кино.

Великая книга Сидни Люмета Making Movies рассказывает о том, как устроен весь съёмочный процесс - от начала и до конца, как убить фильм и улучшить фильм, что делать с актёрами, звуком и светом и как не стоит отказываться от работы, если она сулит какой угодно опыт или рост на первых порах.

Я очень люблю Америку, поэтому советы мои достаточно однобоки. И да, почти про каждого большого режиссёра есть убедительная книга о работе и творчестве. Моя любимая, невероятно собранная и круто сделанная - Scorsese on Scorsese, потому что в мире едва ли найдётся такой опытный киноман и щедро делящийся своими методами и вкусами большой современный режиссёр. Эта книга - просто счастье.

Вообще же, библиотека киномана - это добрых книг 500, каждую из которых мне хотелось бы полистать и оставить на полке. Но начать можно и с этого небольшого списка.

4/11 Какие существуют книги по теории критики - музыкальной, кино, литературной?

5/11 Какие книги про кураторство на русском или на английском стоит почитать, кроме Мизиано, Обриста, Пола О"Нила и Терри Смита?

На мой субъективный взгляд, книги по кураторству часто довольно бессмысленны. Кураторству нельзя научить. Для человека, решившего стать куратором, принципиально важно знать историю выставок, ориентироваться в современных дискурсивных практиках, знать историю искусства и историю самого кураторства. Когда тот или иной куратор подробно разжевывает свой метод, это отнюдь не ведет к пониманию собственных целей и задач его читателями. Безусловно, у кураторов очень много отличных книг, но они не о кураторстве. Мне кажется важным, дабы "держать нос по ветру" читать периодику о выставках. Это журналы Afterall, Springerin, The Exhibitionist, Mousse Magazine, E-Fluх Journal, Manifesta Journal, On Curating, и некоторые другие. Это поможет пониманию того, что происходит именно сейчас в выставочных практиках. А вообще, почитайте про выставки, найдите куратора, которому доверяете и читайте его тексты. У меня таких много, вот например, прочитал большинство текстов и статей прекрасной Марии Линд, Хуана Гайтана, WHW, и не устаю за ними следить.

6/11 Что посоветуете почитать о современном театре?

Ответить на этот вопрос сегодня очень легко: за последние два года были переведены на русский язык и прекрасно изданы две ключевые монографии о современном театре, без учета которых не обходится ни один исследователь или эксперт в этой сфере. Это, во-первых, «Постдраматический театр» немецкого театроведа Ханса-Тиса Лемана . Во-вторых, это «Эстетика перформативности» немецкой исследовательницы Эрики Фишер-Лихте . Оба автора исследуют границы (возможностей) театра как уникального языка современности и помогают освежить и обновить зрительскую оптику, выйдя за пределы сложившихся стереотипов восприятия театрального спектакля. Если вы не боитесь того, что ваши представления о театре изменятся и усложнятся, если вы готовы к новому и часто экстремальному театральному опыту – начните с чтения Лемана и Фишер-Лихте.

Для тех, кому интересно пофилософствовать о современном театре и его истоках, рекомендую также яркую и провокативную книгу Кети Чухров «Быть и исполнять: проект театра в философской критике искусства».

А еще читайте хороших театральных критиков – на или на . Там умеют отслеживать самое главное и актуальное. И качественно его описывать и оценивать.

7/11 Каков список книг о театре, обязательных к прочтению?

Для тех, кто хочет связать свою жизнь с театром, жизненно необходимо прочесть следующие книги: Михаил Туманишвили "Режиссер уходит из театра", Питер Брук "Пустое пространство", Ролан Барт "Работы о театре", осилить 4-томник Эфроса, книги Алексея Бартошевича и, конечно, Станиславского.

Существуют сотни и тысячи книг про барокко, но среди них есть одна, с которой просто необходимо начать знакомство с этим стилем. Это книга Генриха Вёльфлина «Ренессанс и барокко». В России она впервые была напечатана в 1913 году. Вёльфлин легко и изящно вывел формулу барокко, показав, как появился этот всеобъемлющий стиль и на каких принципах он основан. Он тщательно проанализировал мельчайшие детали архитектуры римского барокко и виртуозно раскрыл философскую основу стиля. После Вельфлина вас больше никогда не будет мучить вопрос: «И все-таки, при чем тут жемчужина неправильной формы?»

Так, испанцы Грис и Пикассо имеют весьма отдаленное отношение к испанскому искусству, румын Тристан Тцара - к румынскому, белорусский еврей Марк Шагал - к белорусскому и т. д. Всю первую половину XX века, прошедшую под знаком войн и потрясений, с Францией на вторых ролях уживались Германия, Австрия, Италия, в меньшей степени Британия.

Во второй половине столетия неоспоримым лидером становятся США, хотя это не значит, что в Европе наступили разгром и упадок. Лондон - законодатель вкусов галерейного мира последней четверти XX века: английские художники - в числе самых дорогих на аукционах. По причине дешевизны жизни очень привлекателен для художников Берлин, хотя жить в нем и не означает быть немцем.

Вообще, концепция национального в искусстве поблекла и увяла раньше, чем в других областях. Нет национальных традиций - есть просто художники.

10/11 Может ли искусство не нести никакого послания?

Искусство может вообще всё что угодно. При этом оно ничего не должно. Здравый смысл, ориентированный на выживание в конкретной среде, часто склоняет нас к упрощению во всех сферах жизни. Искусство же - необходимый инструмент усложнения, без которого человек деградирует. В этом смысле оно всегда несет какое-то послание, но его дешифровка зависит от способностей воспринимающего. Даже самое беспредметное искусство вступает с нами в диалог, и не его вина, если мы капризно ждем, что нам будет всё понятно. Если требуются какие-то усилия для понимания, мы уже недовольны. Но если какие-то навыки мы просто вынуждены осваивать, то искусство вызывает особое раздражение обывателя, который привык презрительно отвергать все, что, по его мнению, бесполезно. В отличие от сложной и опасной науки искусство беззащитно, поэтому его всегда берут на прицел разнообразные блюстители нравов, традиций и прочей чистоты. Они не понимают, что уже это является ярким доказательством того, что послание достигло адресата.

Неуверенность в себе - проблема, которая в цифровой век стала еще острее.

Все «ушли» в гаджеты, перестали общаться между собой, и для многих людей практически любой контакт с Человеком становится проблемой и сильным выходом из зоны комфорта. А если к этому ко всему добавить комплексы и обиды из детства, то самооценка падает еще ниже.
Так как же стать более уверенным в себе?

1. Вы никому ничего не должны
Во-первых, нужно вытащить из своей головы странные установки, которые попали к нам совершенно неосознанно еще в детстве. Например, у нас в головах часто сидит формулировка «Я должен». Родители постоянно говорят нам что, мы «должны быть хорошими девочками и мальчиками», «должны хорошо себя вести». Мы думаем, что мы должны хорошо разбираться во всем. Мы думаем, что мы должны постоянно выигрывать, а терпеть неудачу - это стыдно.
Мы думаем, что должны что-то своим родственникам, друзьям и коллегам. Но самое страшное в том, что мы постоянно думаем о том, что любить нас такими, какие мы есть, невозможно. А для того, чтобы нас полюбили, мы обязательно «должны быть какими-то». Пора избавляться от этого мусора. Вы. Никому. Ничего. Не должны. Одергивайте себя каждый раз, когда в голове возникают такие мысли.

2. Ведите позитивный внутренний диалог

Распечатайте себе фразы, которые будут поднимать вам настроение и положите их в свой кошелек. Как только что-то пошатнет вашу самооценку, посмотрите на них и повторите вслух. Фразы могут быть такие: «Я ценный человек», «У меня все просто супер», «Мои чувства реальны и важны», «У меня все получится».
Конечно, от простого повторения внешне мало что изменится, но это самое повторение сделает для вас нечто гораздо большее. Оно научит концентрироваться на своих сильных сторонах, а это, в свою очередь, приведет к тому, что вы научитесь себя ценить по-настоящему.

3. Научитесь говорить «НЕТ»

Представьте себе такую ситуацию. Ваш коллега просит помочь закончить отчет. Этот отчет не имеет к вам никакого отношения, но вы почему-то бросаете свои дела и помогаете коллеге. Вряд ли это можно назвать «жертвенностью». Скорее это, неумение отказывать. А это опять-таки из-за эгоизма (желание быть для всех хорошим). Научитесь говорить твердое «НЕТ». Это можно сделать разными способами.
Один из самых простых способов - предложить компромисс. Например, вы предлагаете коллеге помочь ему с отчетом через пару недель. Еще есть прием, который называется «заевшая пластинка». Когда вас просят что-то сделать, вы просто в каждом предложении повторяете как «заевшая пластинка»: «Да, это здорово, но я, правда, не могу». И так до тех пор, пока человек сам не поймет, что он со своей просьбой совершенно некстати.

4. Визуализируйте

Один из самых простых и эффективных способов укрепления силы воли - это визуализация. Все, что необходимо сделать, - это представить себе ситуацию, в которой вы хотите чувствовать себя увереннее.
Представьте ее в деталях и переживайте ее мысленно, пока не станете увереннее. Например, вы только получили водительские права и боитесь самостоятельно выезжать в город. Устройтесь поудобнее в своей машине и начните визуализировать маршрут, по которому вы собираетесь проехать. Вспомните каждый поворот и каждый знак. Почувствуйте свое состояние в этот момент. Гарантируем, что это поможет вам быстрее почувствовать себя увереннее на дорогах.

5. Поосторожнее с переменами

Мало кто догадывается, но перемены иногда губительно влияют на нашу самооценку. Мозг обычно чувствует себя уверенно, когда чувствует стабильность. Именно поэтому часты перемены могут привести к тому, что мозг просто потеряет ориентацию в пространстве и самооценка упадет. Мы говорим о слишком частых и бессмысленных переменах. Например, когда вы в течение полугода меняете десять съемных квартир (из-за какой-нибудь мелочи) - ваш мозг чувствует себя глубоко потерянным и уровень уверенности в себе снижается. Выбирайте только необходимые перемены.

6. Дневник уверенности

Заведите дневник и каждый вечер пишите о том, как прошел ваш день. Эта простая техника поможет вам почувствовать, что для вас по-настоящему важно и поднимет самооценку. Записывайте свои маленькие победы каждый день. Не забывайте фиксировать даже самые незначительные достижения. Даже если во время завтрака вам попалась яичница с двумя желтками, вы можете написать в своем дневнике: «Я – везунчик!». Это стратегия выработает в вас не только дисциплину, но и научит отмечать мелкие позитивные моменты, их которых состоит наша жизнь.

7. Записывайте успехи

Еще одна хорошая стратегия уверенности – помнить о своих успехах. Люди устроены так, что они легче концентрируются на чем-то плохом, чем на хорошем. Мы всегда помним, как у нас что-то не получилось и проигрываем сценарии неуспеха в свой голове. А концентрация внимания - шутка, как известно, сильная. На чем концентрируешься, то и получаешь. Почему бы не начать концентрироваться на хорошем? Возьмите свой блокнот и запишите там:
Успех 1
Успех 2
Успех 3
Вспомните о своих успехах за последние 5 лет. Это здорово поднимет настроение и самооценку.

8. Начните думать на несколько шагов вперед

Иногда мы становимся неуверенными в себе, потому что не видим дальнейшей картины. А все, что невидимо для нашего мозга, считывается им как потенциальная опасность. А любая потенциальная опасность заставляет нас испытывать стресс. А стресс, в свою очередь, еще никогда не приводил к тому, что наша самооценка растет. Вместо того, чтобы переживать по этому поводу, лучше сделайте так, чтобы самому создать эту картину. Планируйте и думайте на несколько шагов вперед. Возможно, ваши планы никогда и не сбудутся, но, по крайней мере, мозг будет чувствовать себя уверенно и защищенно.

9. Будьте «здесь и сейчас»

Практикуйте осознанность. Не зависайте в прошлом или в будущем. Почувствуйте текущий момент. Для того, чтобы оказаться в текущем момент, проделайте такую практику осознанности. Сделайте глубокий вдох и выдох и сосредоточьте свое внимание на том, что вас окружает. Обратите внимание на людей вокруг вас, выражение их лиц, одежду, прическу, мимику, поведение. Вслушайтесь в звуки. Скажите себе: «Я здесь и сейчас»

10. Хвалите других

Один самых действенных способов стать увереннее в себе – это дать другим людям почувствовать уверенность. Наш мозг удивительным образом считывает благодарность: один комплимент, который мы сделали человеку, засчитывается в нашей голове как три комплимента, полученных нами. Именно поэтому щедрость во всем - одна из самых перспективных стратегий успеха. Прямо сейчас найдите ближайшего к вам человека и скажите ему что-нибудь приятное.

comments powered by HyperComments Опубликовано в рубрике Без рубрики