Ipb жизнь и творчество ахматовой. Творчество ахматовой. Последние годы жизни

Городок в итальянской провинции Анкона, на первый взгляд, совершенно не связан с Моравией. Но на Моравии и в Чехии встречается так много Лоретанских часовен, что мне захотелось рассказать, что же это за место, где находится самая почитаемая Богородичная святыня в мире.

Евангелие повествует, что Пресвятая Богородица родилась в Назарете. Там она росла, воспитывалась, там получила святое Благовестие от Архангела Гавриила. В Назарет также вернулось Святое Семейство после бегства в Египет, и Иисус рос в Назарете до своего тридцатилетия, когда началось Его Служение.

Типичное палестинское жилище представляло собой небольшое каменное помещение, пристроенное к гроту, выдолбленному в горе. Грот использовался в качестве складского помещения, там было прохладнее, и туда помещали продукты. Пристройка же была жилой.

Тот грот, который принадлежал семье Пресвятой Богородицы, сохранился, там сейчас находится церковь Благовещения. А вот пристройка исчезла. Археологические раскопки на месте дома Богородицы проливают свет на его историю. В третьем веке христиане сделали дом Богородицы местом поклонения, построив над ним церковь. В пятом веке церковь была перестроена в византийском стиле, а в 11 веке уже французские крестоносцы возвели над домом Богородицы довольно большой храм. Таким образом, пристройка к гроту сохранялась целой и невредимой. Никакие природные катаклизмы не влияли на её сохранность. И вдруг в конце 13 века во время вторжения мусульман в Палестину пристройка исчезла. Тут начинается область таинственного, до сих пор учёными не объяснимого.

В 1291 году строение без фундамента, состоящее из трёх стен и крыши со скатами, появилось в Иллирии, на территории современной Хорватии в местности Терзац. А уже через три года оно было перенесено в Италию в коммуну Реканати. Домик сразу получил известность, как жилище Пресвятой Богородицы, и туда стали приходить паломники. На дары, приносимые паломниками, претендовало слишком много людей, и два брата, возможно, имеющие отношение к перенесению домика в Италию, его передвинули на холм, где селений не было. На холме росло множество лавров, «lauro» по-итальянски, отсюда и появилось позже название Лорето. По холму проходила дорога, посреди которой и поставили братья домик Богородицы. С тех пор паломничество к жилищу Пресвятой Богородицы не прекращается.

В начале 14 века домик обложили кирпичами для сохранности, а внутри устроили церковь, сделав на месте отсутствующей четвёртой стены алтарь и расписав стены фресками. Остатки фресок можно видеть и сейчас, а в алтаре первоначально находилась деревянная икона Пресвятой Богородицы, известная в Православной церкви под названием «Прибавление Ума». К 16 веку икона обветшала, и её заменили на аналогичную деревянную статую. Это Лоретанское изображение Пресвятой Богородицы, называемое ещё «Черной Мадонной», сейчас является одним из самых почитаемых образов в мире. Статуя действительно черная, но не потому, что вырезана из черного дерева. Просто дым от многочисленных свечей и лампад впитался в дерево, сделав статую черной.

В самом начале 15 века над домиком построили церковь для лучшей сохранности постройки и приёма паломников, которых становилось всё больше и больше. Первоначальная крыша домика в 1435 году была заменена на сводчатую. Около 1470 года Пьетро ди Джорджо Толомеи, управитель Лоретанского святилища написал историю домика из Назарета, который Ангелы переместили в Италию по воздуху. До сих пор эта легенда является одной из рассматриваемых версий появления домика Богородицы в Лорето.


Изображение легенды о перенесении домика Богородицы на одной из дверей храма

Дело в том, что исследование домика учёными происходит и в наши дни. Сомнений в его подлинности уже не возникает, о том свидетельствуют и камни, из которых сложен домик и которые в Италии не использовались, и сама структура жилища, и обнаруженные древнеиудейские надписи на камнях, и предметы, найденные под часовней. Например, там были обнаружены две монеты конца 13 столетия, имеющие отношение к семейству Ангелос, родственникам византийских императоров. В старину монеты, заложенные в основание сооружения, должны были указывать или на время его сооружения или на инициаторов строительства. Одной из версий появления Назаретского домика в Италии является перенесение его, как раз, членами семейства Ангелос. Назаретский домик довольно небольшой, приблизительно 8.5 м длинной, не более 4 м шириной и около 4 метров высотой. Некоторые историки считают, что домик был разобран в Назарете, камни пронумерованы, по морю перевезены в Италию и там заново собраны. Но учёные обнаружили, что раствор, которым скреплены камни никогда в Италии не использовался, это типичный для Палестины строительный раствор, поэтому версию о перевозке «святых камней» и последующей сборке в Италии не все поддерживают. В общем, до сих пор на вопрос о перенесении домика в Палестину ответ не найден.


Мраморный саркофаг, внутри которого находится домик Богородицы.

Но как бы там не было, по вере приходящих к стали совершаться и до сих пор совершаются различные чудеса. Уже в 15 веке поток паломников в Лорето стал так велик, что епископ Николо деле Асте повелел начать строительство нового огромного храма. Над его убранством трудились лучшие художники итальянского Возрождения. В храме можно увидеть фрески Мелоцо да Форли (ок.1478), Луки Синьорелли (ок.1482), в 1500году Джулиано да Сангалло закончил работу над сводами купола. А в 1507 году Донато Браманте приступил к работе над макетом мраморного саркофага, внутри которого должен был находится домик. В 70-х годах 15 века саркофаг был закончен, и сейчас мраморная облицовка домика является одной из самых прекрасных жемчужин искусства эпохи Возрождения. Лучшие итальянские скульпторы работали над барельефами саркофага.

Так что, даже человек, которого не сильно интересуют христианские святыни, сможет увидеть в Лорето чудо. Это чудо – работы выдающихся итальянских художников и скульпторов.


Славянская часовня св.Кирилла и Мефодия.

Кроме самого домика Богородицы, в который можно войти, постоять там и помолиться перед считающимся чудотворным образом Лоретанской Божией Матери, в храме находится несколько часовен, названных в честь общин, которые инициировали их росписи. Ещё в 16 веке, когда храм в Лорето был под патронажем ордена Иезуитов, было устроено так, чтобы верующие из разных стран могли найти здесь священника, говорившего на близком им языке. Так появились в храме Французская, Немецкая, Испанская и многие другие часовни. Есть там и славянская часовня, расписанная в конце 19 века и освящённая в честь св.Кирилла и Мефодия. В ней можно найти образ св.Людмилы, святого князя Ростислава Моравского. Интересен и образ св. Кирилла, который переводит литургические тексты на славянский язык, а рядом с ним на переднем плане лежит кот.

Победа поляков над большевиками под Варшавой в 1920 году. Фрагмент росписи Польской часовни.

Довольно интересна и Польская часовня Сердца Христова. Её расписывал в 1912-1939 годах Артуро Гатти на пожертвования польских католиков. Как всегда, польская национальная гордость выразилась во фресках, которыми расписаны стены часовни. Правда, из всех событий польской истории были выбраны только два – это победа Яна Собеского над турками под Веной в 1683 году и битва под Вашавой с большевиками в 1920 году. На коне можно даже увидеть генерала Пилсудского.


Росписи в Американской часовне.

Но самой необычной я считаю Американскую часовню Вознесения девы Марии. Она была расписана довольно поздно, в 1953-1970 годах. До этого здесь была часовня св.Иоанна Крестителя с фресками середины 16 века. А в 20 веке часовню расписал Беппе Стефанина. Так как папа Бенедикт XV в 1920 году провозгласил Лоретанскую Богородицу покровительницей авиации, то фрески на стенах часовни излагают историю полётов человека от мифического Икара до вполне реальных космонавтов Гагарина, Армстронга и Девитта. Присутствует также и одна из лаек, летавших в космос, а также папа Павел VI, летящий в 1965 году на заседание ООН. Это был первый папа, который начал использовать авиационные перелёты и посетил все пять континентов. В общем, довольно необычные храмовые росписи.


Сокровищница

Кроме самого храма можно посетить и Сокровищницу, в которую попадаем через барочный атриум. Зал Сокровищницы был построен по распоряжению папы Климента VIII для многочисленных даров, полученных не только от обычных паломников, но и от царственных особ. Например, французский король Людовик XIII в благодарность Богородице за рождение наследника отослал в Сокровищницу две короны, усыпанные алмазами и серебряную подушку с лежащим на ней золотым младенцем, вес которого был равен весу новорождённого. А королева Швеции Христина, отрекшись от лютеранства в 1655 году, побывала в Лорето и оставила в Сокровищнице свою королевскую корону и скипетр. Сокровищница в Лорето считалась самой богатой в Европе. К сожалению, в 1797 году она была полностью разграблена Наполеоном. Сейчас особо ценных предметов в Сокровищнице вы не увидите, зато сам зал с росписями Христофоро Ронкалли великолепен.


Площадь Мадонны.

Выйдя из храма вы окажетесь на площади Мадонны, где с одной стороны увидите Апостолический(Папский) дворец, построенный по проекту Донато Браманте, правда, со множеством деталей, внесённых и другими архитекторами. С другой стороны увидите другое здание. Это тоже дворец, строительство которого было начало в 16 веке, но нынешний вид он приобрёл в начале 19 века. Дворец называется Иллирийским. Когда-то в нём располагался Иезуитский колледж, а студентами были выходцы из Иллирии, современной Хорватии. Сейчас в Иллирийском дворце находится отель для паломников, в первую очередь, пребывающих в , так называемыми, «белыми» поездами. Это специальные поезда, организованные Итальянским национальным союзом по перевозке больных в международные святилища. На таких поездах в пребывают со всей Европы паломники с ограниченными возможностями.

Посреди площади вы увидите прекрасный фонтан Карло Мадерно начала 17 века. Его построили не только для украшения площади, а в первую очередь, для нужд паломников, проведя на площадь воду из источников по специальной галерее длинной 5 км. Возле фонтана всегда можно увидеть прямо на асфальте современные работы итальянских художников, которые, впрочем, являются продолжателями традиций итальянской живописи прошлых веков.

Просто пройтись по центру городка тоже приятно. Он окружён бастионами начала 16 века, построенными по приказу папы Льва Х, обеспокоенного набегами турок. С бастионов открывается изумительный вид на долину Музоне и гору Конеро.

В вас постоянно будут соблазнять великолепными итальянскими сырами и другими продуктами. И отведав пищи духовной, вы обязательно соблазнитесь каким-нибудь «Пекарино», оливками или домашним вином.

В общем, каждый найдёт в утешение.

Покинуть Иерусалим Богородице пришлось после распятия сына и вследствие начала гонений на христиан. Своё последнее пристанище Мария нашла в долине неподалёку от Эфеса, в окружении ароматных хвойных лесов. Домик святой Девы Марии в Эфесе(Сельчук, современная Турция) находился на возвышенности(в то время - гора Сольмиссос), но о месте проживания Святой Марии эфесцы - местные жители даже не догадывались. Раз в году они поднимались на Сольмиссос, чтобы почтить богиню Артемиду, при этом нахождение Марии так и не было обнаружено. Лишь апостолу Иоанну была известна тайна пребывания матери Иисуса на территории теперешней современной Турции.

Дом Богородицы(англ. House of Virgin Mary) в окрестностях Эфеса обнаружили благодаря видению, явившемуся немецкой монахине Анне Катерине Эммерих (1774 - 1824), за два года до её смерти. Так, благодаря верующей и раскопкам, проведённым в 1892 году по инициативе священника П. Юнга, дом и нашли археологи. Как предполагают учёные, жилище Богородицы позднее было церковью, построенной в её честь в IX столетии. В 1896 году папа Лев XIII тоже поддержал факт проживания в найденном доме Девы Марии.


Паломники активно посещают это святое место , начиная с XX века. По значимости для христианина посещение этого жилища можно сравнить разве только с совершением хаджа мусульманином. Согласно официальной статистике, каждый год к дому приезжают поклониться более 2 млн. паломников и туристов. Бывали здесь и высшие церковные представители Ватикана - папа Павел VI(1967 год), папа Иоанн Павел II(в 1979 году) и Бенедикт XII - в 2006 году. Христианская святыня служит местом массового паломничества христиан.

Приехав в предместье Сельчука(Эфеса), вы увидите на горе маленькую католическую часовню, которая была отреставрирована в 1950 году, а рядом с ней - родник, его название - Марьям ана. Как гласит легенда, именно живая вода родника помогает в искуплении семилетних грехов - по числу лет, прожитых здесь Святой Марией.

Адрес: Selçuk, 35920 İzmir, Турция, тел. +90 232 89 41 012.

Дом Богородицы Девы Марии в Эфесе, Турция как добраться

Проще всего воспользоваться поездом Стамбул- Измир (Istanbul - Izmir), а затем - купить билет еще на один поезд - Измир-Сельчук(Izmir - Selcuk). Ж.д. станция Сельчук(современный турецкий городок на месте античного Эфеса) расположена в 20 км от эгейского порта и пляжного курорта Кушадасы , что примерно в 20 минутах езды на микроавтобусе.

Любознательному читателю хотелось бы подсказать ещё одно святое место, где бьёт животворный источник Богородицы. Для этого надо посетить Святой Афон (Греция) и его знаменитый Иверский монастырь ...

P.S. К сведению ценителей артефактов и почитателей сенсационных открытий: на сегодня археологические раскопки в античном Эфесе охватывают лишь десятую часть территории древнего города...


Интересные факты, связанные с образом Богородицы: 1. Апостол Андрей и Греция 2. Православные святыни, путешествие по святым местам 3. Кутлумуш

Достопримечательности Турции

Древний город Бурса, упоминания о котором датируются еще тринадцатым веком нашей эры, имеет серьезный повод для того, чтобы посвятить ему несколько дней для знакомства

Алания(другое часто используемое название - Аланья) - самый южный курорт Турции на Средиземном море.

Античный Тлос (ликийск. Tlawa) любопытный путешественник найдет в 35 км на восток от Фетхие(Турция). Ориентиром возьмите деревню Асаркале (Asarkale).

Анна Андреевна Ахматова (в браке брала фамилии Горенко-Гумилева и Ахматова-Шилейко в девичестве носила фамилию Горенко) - русская поэтесса и переводчик XX века. Ахматова родилась 23 июня 1889 года в Одессе. Будущая значимая фигура российской литературы появилась на свет в семье отставного инженера-механика Андрея Горенко и Инны Стоговой, имевшей родство с Русской Сапфо Анной Буниной. Умерла Анна Ахматова 5 марта 1966 года в возрасте 76 лет, проведя последние дни в санатории в Подмосковье.

Биография

Семья выдающейся поэтессы Серебряного века была почитаемой: во главе семейства был потомственный дворянин, мать относилась к творческой элите Одессы. Анна была не единственным ребенком, кроме нее у Горенко было еще пять детей.

Когда дочери исполнился год, родители решили переехать в Санкт-Петербург, где отец получил хорошую должность в Госконтроле. Семейство поселилось в Царском селе, маленькая поэтесса проводила много времени в Царскосельском дворце, посещая места, где ранее бывал Александр Сергеевич Пушкин. Няня часто водила малышку на прогулки по Санкт-Петербургу, поэтому ранние воспоминания Ахматовой насквозь пропитаны северной столицей России. Детей Горенко обучали с малых лет, Анна научилась читать по азбуке Льва Толстого в пять лет, а еще раньше выучила французский, посещая уроки для старших братьев.

(Молодая Анна Горенко, 1905 г. )

Образование Ахматова получала в женской гимназии. Именно там, в возрасте 11 лет, она начала писать первые стихотворения. Причем главным толчком для творчества юной особы послужили не Пушкин и Лермонтов, а оды Гавриила Державина и забавные произведения Некрасова, которые она слышала от матери.

Когда Анне исполнилось 16 лет, родители решили развестись. Девушка болезненно переживала переезд с матерью в другой город - Евпаторию. Позже она признавалась, что полюбила Санкт-Петербург всем сердцем и считала его своей родиной, хоть и появилась на свет в другом месте.

Завершив обучение в гимназии, начинающая поэтесса решает учиться на юридическом факультете, однако студенткой Высших женских курсов она пробыла недолго. Творческой личности быстро надоела юриспруденция и девушка переехала обратно в Санкт-Петербург, продолжив обучение на историко-литературном факультете.

В 1910 году Ахматова выходит замуж за Николая Гумилева, с которым познакомилась в Евпатории и долго переписывалась во время обучения. Обвенчалась пара тихо, выбрав для церемонии небольшую церквушку в селе под Киевом. Медовый месяц муж и жена провели в романтичном Париже, а после возвращения в Россию Гумилев, уже известный поэт, ввел жену в литературные круги северной столицы, познаков с литераторами, поэтами и писателями того времени.

Спустя всего два года после замужества, Анна рожает сына - Льва Гумилева. Однако семейное счастье продлилось не долго - чрез шесть лет, в 1918 году супруги подают на развод. В жизни экстравагантной и красивой женщины тут же появляются новые претенденты на руку и сердце - и почитаемый граф Зубков, и патологоанатом Гаршин, и искусствовед Пунин. Ахматова выходит замуж второй раз за поэта Валентина Шилейко, но и этот брак просуществовал недолго. Уже через три года она разрывает все отношения с Валентином. В этом же году расстреливают первого мужа поэтессы - Гумилева. Хоть они и были в разводе, Анну сильно потрясло известие о смерти бывшего мужа, она тяжело переживала утрату некогда близкого человека.

Последние дни Ахматова проводит в подмосковном санатории, мучаясь от сильных болей. Анна долго и тяжело болела, но ее смерть все равно потрясла всю страну. Тело великой женщины перевезли из столицы в Санкт-Петербург, где и похоронили на местном кладбище, скромно и просто: без особых почестей, с деревянным крестом и небольшой каменной плитой.

Творческий путь

Первая публикация стихотворений состоялась в 1911 году, через год выходит первый сборник “Вечер”, выпущенный небольшим тиражом в 300 экземпляров. Первые потенциал поэтессы увидели в литературно-художественном клубе, куда жену привел Гумилев. Сборник нашел свою аудиторию, поэтому в 1914 году Ахматова публикует второе произведение - “Чётки”. Эта работа приносит не только удовлетворение, но и известность. Критики хвалят женщину, возводя в ранг модной поэтессы, простые люди все чаще цитируют стихотворения, охотно покупая сборники. Во время революции Анна Андреевна выпускает в свет третью книгу - “Белая стая”, теперь тираж составляет тысячу экземпляров.

(Натан Альтман "Анна Ахматова", 1914 г. )

В 20-ых годах для женщины наступает тяжелый период: за ее творчеством тщательно следит НКВД, стихи пишутся “в стол”, произведения не попадают в печать. Власть, недовольная свободомыслием Ахматовой, именует ее творения “антикоммунистическими” и “провокационными”, что буквально перекрывает женщине дорогу к свободному выпуску книг.

Только в 30-ых годах Ахматова стала чаще появляться в литературных кругах. Тогда выходит ее поэма “Реквием”, занявшая более пяти лет, Анну принимают в союз Советских писателей. В 1940 году выходит новый сборник - “Из шести книг”. После этого появляется еще несколько сборников, включая “Стихотворения” и “Бег времени”, изданный за год до смерти.

August 22nd, 2013

Давно хотела побывать на экскурсии по местам жизни Анны Андреевны Ахматовой в Петербурге и вот, наконец, это случилось. В Питере таковых мест много и ни одного своего, всю жизнь Поэт скиталась по чужим жилплощадям, не имея своего угла.

Музей Анны Ахматовой появился в Петербурге в 1989 году и находится он в Шереметьевском дворце по адресу Литейный пр., д. 34.

Почему именно здесь, понятно, большая часть жизни Анны Ахматовой была связана с Шереметьевским дворцом и с Фонтанкой. После развода с Николаем Гумилёвым в 1918 году, Анна Ахматова выходит замуж за учёного-востоковеда Владимира Казимировича Шилейко и переезжает к нему в Фонтанный дом. Ахматова полностью подчинила себя воле нового мужа: писала под его диктовку переводы ассирийских текстов, готовила ему еду, колола дрова. Шилейко не хотел делить жену ни с кем, даже с поэзией.

Сад, разбитый вокруг дворца, дорожки, скамейки, памятники и здания несут в себе столько истории давних лет, что хочется узнать обо всём подробнее. В начале аллеи стоит небольшой памятник, подхожу ближе и сразу вспоминается история крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой, одна из самых романтических историй XVIII века. Блестящий вельможа граф Николай Шереметьев полюбил свою крепостную актрису так, что сумел пройти все препоны и запреты и женился на ней.


Брак этот не был долговечным, Параша была больна чахоткой и не выдержала родов. Безутешный муж так и не женился больше, оставшись молодым вдовцом с маленьким сыном Дмитрием на руках. Окна спальни, где рожала и умерла Прасковья, граф велел заложить и с тех пор они выглядят так:

В саду стоит небольшой памятник этой необыкновенной любви.

У Анны Ахматовой есть стихотворение - посвящение этому грустному событию:

Что бормочешь ты полночь наша?

Всё равно умерла Параша,

Молодая хозяйка дворца.

Т янет ладаном из всех окон,

Срезан самый любимый локон,

И темнеет овал лица.

Но вернёмся к Анне Ахматовой. Не выдержав такой беспощадной любви, Анна расстаётся со вторым мужем и с помощью своего друга Артура Лурье, переселяется в другой дом неподалёку - Фонтанка, 18.

В конце лета 1921 года Ахматова поселилась в этом доме вместе со своей подругой - актрисой, художницей, кукольницей Ольгой Судейкиной. Проходим через несколько арок в четвёртый двор. Квартира располагалась во флигеле, а пройти в неё можно было поднявшись по чёрной лестнице на самый верхний этаж, пройти через маленькую кухоньку и попасть в тёмные комнаты со старинной мебелью, иконами и картинами Сергея Судейкина, мужа Ольги. Жили втроём - Артур, Анна, Ольга, в это время Ахматова была увлечена Артуром. Четвёртой в этой компании была смешная старушка - кухарка Макушина, которая и не помогала вовсе, а только всё ворчала, называя своих хозяеек бездельницами. Старушка прославилась тем, что дала Анне Ахматовой имя "Олень", которым Анна и подписывалась в шутку. История эта такова: ругая Судейкину за лень, она упомянула и Ахматову - "Раньше хоть жужжала, а теперь распустит волосы и ходит, как олень!"

Квартира эта утрачена, в ней живут люди, не знающие о том, что жила здесь великий Поэт Анна Ахматова. Рядом с д.18 расположен ещё один известный дом - №20.

В этом доме бывал и любимый поэт Анны Ахматовой - Александр Пушкин, которому было посвящено немало строк.
Лурье вскоре эмигрировал и подругам пришлось покинуть и эту обитель - квартира была ведомственной. Какое-то время Ахматова всё же ещё жила в этой квартире и здесь начались её отношения с Николаем Пуниным. Судейкина получила от прачечного комбината, для которого рисовала афишки, ведомственную квартиру по адресу Фонтанка, 2, прямо против Летнего сада. Через Прачечный мост можно было перейти к Летнему саду, с которым у Анны Ахматовой было многое связано. Во время наводнения 1924 года, Ахматовой пришлось пройти к дому по залитому водой саду, и этот ужас остался с Ахматовой на всю жизнь. Ровно через 100 лет после наводнения, описанного А.С. Пушкиным в поэме "Медный всадник"...

Николай Николаевич Пунин - ещё один герой романа, проходившего непросто и вернувшего Анну Андреевну в Шереметьевский дворец. Дело в том, что у Пунина была семья - жена и дочь. Пунины занимали квартиру из четырёх комнат на втором этаже южного флигеля. Сюда и привёл Пунин свою новую жену Анну Андреевну Ахматову. Жизнь рядом с первой семьёй Пунина в одной квартире с женой и дочерью, да ещё и в материальной зависимости от первой жены... Но что было, то было. Ахматова жила в квартире на положении квартирантки - маленькая комната, где едва помещались диван и маленький столик. Когда в Ленинград приехал сын Ахматовой Лёвушка, ему был поставлен сундук в коридоре и там юноша спал, занимался, в общем, жил...Думаю, не очень уютно было Анне Андреевне в таком двумысленном положении.

Окно в коридочик Лёвушки, думаю, и ему не очень уютно было в этой ситуации.

Окна на третьем этаже, в которые клён заглядывает, но и не только клён: Во дворе стоит лавочка - скамеечка и даже пластиночка с надписью прикреплена на сиденьи - отсюда за окнами всё время следили агенты КГБ.

Отсюда, из этой квартиры, забрали в "кутузку" сначала мужа, а потом и сына. Отсюда Анна Андреевна носила свои передачки в Кресты, простаивая долгие очереди к окошечку, здесь писала письма в инстанции, пытаясь спасти родных, здесь навещали её друзья, многие из которых тоже попали в эту страшную "давилку"... Теперь в садике установлен памятник одному из них - Осипу Мандельштаму и выполнен он страшно - система разрезала Поэта пополам...

И совсем рядом с памятником О.Мандельштаму, поставлен памятник Анне Андреевне.

Начало войны застало А.А. Ахматову в этом доме, где не было подвалов, поэтому нужно было рыть щели, в которых укрывались жильцы во время бомбёжек, отсюда ходила Поэт и на другие работы по спасению памятников. Так в своих стихах вспоминает Анна Андреевна, как спасали скульптуры Летнего сада, зарывая их в землю.

Ноченька!


В звездном покрывале, В траурных маках, с бессонной совой. Доченька! Как мы тебя укрывали Свежей садовой землей. Пусты теперь Дионисовы чаши, Заплаканы взоры любви... Это проходят над городом нашим Страшные сестры твои.

Вот она - эта ноченька, которую спасала сама Анна Ахматова. Рядом красивый фонтан, совсем недавно восстановленый по чертежам петровских времён.

А в озерцо опять запустил лебедей, правда раньше были и чёрные.

Это - лирическое отступление по пути к следующим адресам Анны Ахматовой. Идём к Марсову полю, где есть ещё два дома, помнящие Поэта. Один из них на углу, рядом с Мраморным дворцом. Есть легеда, или, как говорят в Питере, байка об этом периоде жизни Анны Андреевны: была она в это время так бедна и плохо одета, что незнакомая старушка на улице приняла А.А. за нищенку и подала ей, сердобольная, медную монетку. Так была растрогана Ахматова этим маленьким добром, что хранила эту монетку рядом с иконой в своей комнате.

И ещё один дом на Марсовом поле помнит А.А. Ахматову, нет, не жила там Ахматова, просто приходила в гости к Судейкиным вместе с другими литераторами, художниками, музыкантами.

Продаются помещения, представить себе невозможно, что можно купить квартиру в таком доме!

Последний наш объект посещения скорее должен был быть первым, т.к. относится ко времени беспечной молодости, первой любви и начала творчества Анны Ахматовой - это два дома у канала Грибоедова - Музей - квартира Михаила Зощенко и арт - кафе "Бродячая собака". Сюда привёл молоденькую и очень красивую Анну Николай Гумилёв, здесь Анна познакомилсь с акмеистами и написала свои первые стихи. Была Анна очень худенькой и гибкой, могла позволить себе маленькие шалости, к примеру, обвиться телом вокруг стула не представляло никакого труда. Подруга Ольга Судейкина говорила, что мало какая балерина могла похвастаться таким умением! Была она смешлива, говорлива, шаловлива и ооочень красива!

И сейчас здесь проходят вечера, концерты, встречи. Можно совсем недорого посидеть, послушать, представить себе ТУ компанию. Недалеко от кафе стоит ещё один ооочень знакомый персонаж.

Шереметьевы будто роком стали для Анны Ахматовой - последний путь Поэта в Петербург начался опять-таки из их дома: Анна Ахматова умерла в Москве, отдыхая в санатории Домодедово. Прежде чем отправить тело в Питер, Анну Андреевну поместили в морг клиники Склифасовского, бывшей Богодельни, построенной графом Шереметьевым в память о своеё любимой Парашеньке.

Актриса часто посещала Сухаревку, чтобы подать милостыню толпившимся там нищим. Граф, уступая ее просьбе, решил построить там Странноприимный дом для странников, престарелых, увечных и просто бедных, не имеющих денег на лечение (из интернета)

Последним и самым любимым местом жительства Анны Андреевны стало Комарово, государственная дача, где жила Ахматова все последние годы. Здесь навещали Поэта любимые и любящие люди, а теперь проводятся вечера Памяти.

Анна Ахматова

Земля хотя и не родная,
Но памятная навсегда,
И в море нежно-ледяная
И несоленая вода.

На дне песок белее мела,
А воздух пьяный, как вино,
И сосен розовое тело
В закатный час обнажено.

А сам закат в волнах эфира
Такой, что мне не разобрать,
Конец ли дня, конец ли мира,
Иль тайна тайн во мне опять.

1964

Могила Анны Ахматовой находится немного в стороне от общего Комаровского Некрополя. Она изменилась и не похожа на первоначальную. Я помню простой деревянный крест, не было стены, был простой холмик и песок вокруг могилы, она хотела именно так...

Настоящая фамилия Горенко. Русская поэтесса. Автор многих поэтических сборников: "Четки", "Бег времени"; трагического цикла стихов "Реквием" о жертвах репрессий 1930-х годов. Много писала о Пушкине.

Кто-то из российских остроумцев, пройдя сквозь горнило войн XX века, сталинских лагерей, шутливо заметил в годы, когда чуть-чуть отпустило: "В России нужно жить долго". Ахматова, как оказалось, родилась в рубашке. Редкий баловень судьбы, она умудрилась дожить до седых волос и умереть в своей постели, обладая опасным для жизни даром - даром поэта. Словно какой-то ангел-хранитель задался целью пронести сквозь опаленные годы России эту "реликвию" потерянной навсегда прежней, уже почти легендарной культуры. И Ахматова постоянно ощущала эту "жизнь взаймы", жизнь "за кого-то".

Ее жизнь казалась более длинной, чем у любой другой женщины, родившейся и умершей в одно с ней время, потому что она с лихвой была насыщена событиями, потому что не просто включила в себя, а выразила собой несколько исторических эпох, потому что Ахматова пережила многих своих близких, единомышленников, друзей и врагов. Весь цвет русской культуры сгинул, а она жила, словно была облечена великой миссией донести до поколения шестидесятых лицо своего времени. "XX век начался осенью 1914 года вместе с войной, так же как XIX начался Венским конгрессом. Календарные даты зна чения не имеют..." Возможно, она интуицией большого поэта, написав эти строки, прозрела - вместе с ее смертью уйдет целая эпоха закончится навсегда серебряный век русской литературы.

Первые воспоминания Ахматовой связаны с Царским Селом куда большая семья Горенко переехала в 1890 году из Одессы. Этот пушкинский уголок, по словам нашей героини, был для нее то же, что Витебск для Шагала - исток жизни и вдохновения. Здесь одиннадцатилетняя Аня написала свои первые стихи, здесь же, на зло отцу, выразившему неудовольствие по поводу первых публикаций дочери, она придумала звучный псевдоним Ахматова. "И только семнадцатилетняя шальная девчонка могла выбрать татарскую фамилию для русской поэтессы..." Сама Анна Андреевна много писала о своей матери, которая якобы имела предком хана Ахмата и на котором будто бы закончилось на Руси монгольское иго. Возможно, это всего лишь легенда, но восточная внешность поэтессы и ее царская стать могли служить весомыми фактическими доказательствами ее рассказу. Подруга Ахматовой B.C. Срезневская вспоминала: "...характерный рот с резко вырезанной верхней губой - тонкая и гибкая, как ивовый прутик, - с очень белой кожей - она (особенно в воде Царскосельской купальни) прекрасно плавала и ныряла, выучившись этому на Черном море... Она казалась русалкой, случайно заплывшей в темные недвижные воды Царскосельских прудов. Немудрено, что Николай Степанович Гумилев сразу и на долгие годы влюбился в эту, ставшую роковой, женщину своей музы..." В начале десятых годов Ахматова вышла замуж за известного поэта Гумилева. Она долго, целых семь лет, отвергала ухаживания пылкого влюбленного, но, наконец, все же решилась на брак.

Николай Гумилев, человек крайне деятельный, упорный, романтичный, сразу взял под опеку поэтическое дарование своей молодой жены. Он считался мэтром в литературных кругах, к его суждениям прислушивались, а у Анны к тому времени было напечатано всего лишь одно стихотворение в парижском журнале "Сириус", да и то заботами мужа. Под непосредственным руководством Гумилева был собран и первый сборник поэтессы "Вечер", состоящий из 46 стихо творений. Но ни общность интересов, ни горячая любовь не сделали этот союз счастливым. Они были слишком равновеликими личностя ми, слишком даровитыми, чтобы прощать друг другу и терпеть. Ахматова тяжело страдала от бесконечных измен мужа, он же не мог смириться с тем, что его хрупкая жена ничуть не уступает ему в поэзии, а может быть, даже и превосходит его, признанного поэта. Вскоре после рождения сына Левы они расстались. Надо сказать, что Ахматовой не везло с мужчинами, а вот сыном Анна Андреевна по праву могла гордиться. Лев Николаевич Гумилев прожил долгую и очень насыщенную жизнь, оставив потомкам серьезные труды по истории и этносу.

Творчество молодой Ахматовой тесно связано с акмеизмом, зачинателями которого, протестуя против символизма, стали, конечно, Гумилев и Городецкий. Однако еще Блок выделил Ахматову из узких рамок этого литературного течения, назвав ее единственным исключением, не только потому, что она обладала ярким талантом - ее любовная лирика была полна глухих предчувствий. Ахматовой словно дано было слышать поступь истории, подземные толчки глобальных землетрясений, которые улавливают лишь кошки и собаки, да аквариумные рыбки. Ощущение непрочности бытия является, пожалуй, определяющим мотивом в лирике предреволюционных лет.

Прозрачная ложится пелена
На свежий дерн и незаметно тает.
Жестокая, студеная весна
Налившиеся почки убивает.
Но ранней смерти так ужасен вид,
Что не могу на божий мир глядеть я,
Во мне печаль, которой царь Давид
По-царски одарил тысячелетья.

Этот мистицизм с годами у Ахматовой развивался, создавались даже некие теории дат и совпадений. Октябрьским днем 1964 года, когда был смещен Хрущев, Ахматова так прокомментировала это событие: "Это Лермонтов. В его годовщины всегда что-то жуткое случается. В столетие рождения, в 14-м году, первая мировая, в столетие смерти, в 41-м, Великая Отечественная. Сто пятьдесят лет - дата так себе, ну, и событие пожиже. Но все-таки, с небесным знамением..." Катастрофы общественных преобразований уготовили Ахматовой и личные испытания. В 1921 году по обвинению в контрреволюционном заговоре был казнен Гумилев. Тридцатые годы - время непрерывных арестов ее сына, студента Ленинградского университета, и третьего мужа - Николая Пунина. Сама она тоже жила в постоянном ожидании "черного воронка". Из длинных и горестных тюремных очередей, в которых она провела семнадцать месяцев, родилась ее знаменитая поэма "Реквием", опубликованная впервые спустя пятьдесят лет после ее создания. А в те годы Ахматова даже не доверяла текст бумаге, только немногим избранным она в собственной квартире записывала обрывки стиха и тут же по прочтении сжигала листок. "Это был обряд: руки, спичка, пепельница - обряд прекрасный и горестный..." - вспоминала Лидия Чуковская о знакомстве с "Реквиемом".

В страшные годы испытаний стальной характер Ахматовой проявился во всю мощь. Именно тогда, не имея возможности не только печататься, но и просто писать, Анна Андреевна пережила настоящий творческий взлет. Ее лирика поднялась до истинно шекспировских масштабов. Ахматова не считала, что происшедшее в стране - временное нарушение законности, заблуждения отдельных лиц. Для нее это была катастрофа вселенская, основательное разрушение человека, его нравственной сути. Живя под непрерывной угрозой меча, висящего на волоске, Ахматова, однако, уцелела, по непонятным причинам не попала в застенок. Говорят, Сталин звал ее "Эта монахыня". Видимо, он уловил суть-ее цельного характера. Ахматова была настолько внутренне сдержанна и самодостаточна, что мы не отыщем в ее жизни бурных романов, срывов, объяснений. Все любовные скандальчики остались в предреволюционных годах. Роман с Борисом Анрепом, который в 1923 году отплыл в Англию, роман с Артуром Лурье, который тоже сбежал за границу с актрисой Ольгой Судейкиной, ставшей позже героиней "Поэмы без героя" под именем Путаницы-Психеи, нелепый, скорый брак с Владимиром Шилейко. О нем сама Ахматова, посмеиваясь, рассказывала, что в те годы для регистрации брака достаточно было лишь заявления о совместном проживании. Шилейко взял на себя эти пустые формальности. "Но когда после нашего развода некто, по моей просьбе, отправился в контору уведомить управдома о расторжении брака, они не обнаружили записи..." Последний муж Николай Пунин после сталинских застенков к Ахматовой тоже не вернулся. Вот, пожалуй, и все любовные истории знаменитой поэтессы. Никогда не растрачивала она свой пыл на мужчин, весь ее трепет, чувства ушли в стихи.

Как-то уже в конце жизни при Ахматовой зашел разговор о женщинах - дескать, куда девались нежные, неумелые, притягательные своей беспомощностью женщины, те самые - слабый пол. Ахматова достаточно грубо перебила светскую беседу; "А слабые все погибли. Выжили только крепкие". Она была порой несдержана, любила анекдоты, любила выпить, любила ввернуть в беседу образчики разговорного стиля. Однажды, когда по ходу разыгрываемой Раневской и ею сценки должно было прозвучать нецензурное слово, она предупредила его замечанием: "Для нас, как филологов, не существует запретных слов". И строчки:

Ты уюта захотела,
Знаешь, где он - твой уют? -

Недвусмысленно отзываются интонацией "крепкого выражения". Анна Андреевна, как отмечают очевидцы, не писала стихи, а их записывала, работала отрывками. "Непрерывность - обман", - говорила она; "все равно с чего начинать". Если строчка не рождалась, она ее пропускала, через некоторое время вновь возвращаясь к трудному месту. Ее лирика и напоминает по ритму как бы записи на клочках бумаги, начатые едва ли не с полуслова. Она писала будто бы без всякой заботы, то ли для себя, то ли для близкого человека. Такая манера свойственна была ей всегда, но в позднем творчестве она усилилась.

Ахматова всегда гордилась, что не покинула страну в годы испытаний. Проникновенные строки она посвятила родине, народу. Она всегда осознавала свое подвижничество и воспринимала поэтический дар, как особую мученическую миссию. Когда разразилась травля И. Бродского, Ахматова с усмешкой промолвила: "Какую биографию делают нашему рыжему! Как будто он кого-то специально нанял". А на вопрос о поэтической судьбе Мандельштама, ответила: "Идеальная". Однажды Ахматова прочла в книге одного американца, что в 1937 году она жила в Париже. Анна Андреевна быстро нашла отгадку этому заблуждению. "Кто-то рассказал ему про Цветаеву, которая действительно была тогда в Париже. А чтобы американец предположил, что на свете в одно время могут существовать две русских женщины, пишущие стихи... - слишком много хотите от человека".