Самые известные дома XX века. Дом Аалто, Финляндия

Вчера наконец-то вырвалась погулять - пофотографировать. Нашагала километров 10 - 15 наверное.
Целью было посмотреть и запечатлеть примеры московской архитектуры начала ХХ века. Стартовала с Пушкинской площади. Хотела сфотографировать ИД Известия, ведь здание относится именно к этому периоду постройки, но где там! Все в реламе.

Переждав дождь в уютном кафе я отправилась по Трехпрудному переулку. Здесь мне попалось сразу 2 дома постройки 1900 - 1902 годов, но посмотрите какие они разные:

хочу сказать отдельное спасибо создателям сайта Пешие прогулки по Москве за подсмотренный маршрут прогулки:)

Модерн. Особняк Шехтеля. Ермолаевский, 28

Особняк Шехтеля построен им в 1896г. на небольшом неправильной формы участке, по адресу Ермолаевский пер., 28. Очень похож на особняк Кекушева. Сейчас здесь посольство Уругвая. Здание достаточно трудно сфотографировать. Поток машин на узкой улочке, провода.... Но, очень красиво.

Модерн. Особняк Морозова. Спиридоновка, 17

Этот замечательный и очень необычный для Москвы особняк, с готическими башенками и зубчатыми стенами, был построен по заказу молодого богача, энергичного предпринимателя Саввы Тимофеевича Морозова. Исполнение заказа Морозов доверил 33-х летнему Шехтелю, в то время уже довольно известному в среде богатого купечества, а для самого Морозова построившего дачу - сказочный деревянный теремок, очень понравившийся заказчику. Но заказ такого масштаба для Шехтеля был первый. Морозов, окончив Московский университет, отправился продолжать образование в Англию, изучал химию в Кембридже и был очарован английской готикой. Шехтель в то время увлекался романтикой средневековья, так что вкусы заказчика и устремления архитектора счастливо совпали и привели к потрясающему результату. Вместе с этим особняком зародился в России новый стиль - модерн, т.е. современный, новейший.

Модерн. Особняк Рябушинского. Малая Никитская, 6

На углу Спиридоновки и Малой Никитской улиц находится замечательный дом в стиле модерн, построенный архитектором Федором Шехтелем по заказу Михаила Рябушинского. Дом выполнен в светлых тонах, стены отделаны керамической плиткой и майоликой с изображением причудливых орхидей, широкие окна в замысловатых переплетах, рисунок которых перекликается с балконной решеткой и оградой - все продуманно, стилистически выдержано и очень красиво.

Модерн. Особняк Миндовского. Поварская, 44

Архитектор Лев Николаевич Кекушев, получивший образование в Петербурге и первые годы своей карьеры там работавший, ко времени возведения особняков на Поварской уже более десяти лет жил в Москве и находился на пике своей творческой деятельности. И построенный им к 1904 году дом, который числится на Поварской под номером 44, - квинтэссенция из созданного мастером. Здесь собраны все специфические приемы, находки архитектора, все то, что делает его стиль неповторимым и легко узнаваемым: в целом ассиметричная композиция особняка, щедрое использование скульптурной декорации, овальные козырьки, обводящие по контуру верх сооружения. И знаменитые Кекушевские львы, которые есть в каждой его постройке и которые символизируют собой имя автора - Лев, здесь тоже есть, их просто не видно снаружи. Мраморная лестница вестибюля щедро украшена бронзовыми львиными масками. Над криволинейным аттиком, обращенным на Поварскую, размещено рельефное панно с фигурками голеньких путти, символизирующих искусства: один играет на дудочке, другой высекает вазу, третий с циркулем размышляет над листом бумаги. Здание лишено каких либо эклектических элементов и представляет собой один из самых чистых образцов московского модерна.

Неоклассицизм. Особняк Шлосберга. Поварская, 46

Особняк построен в 1910 году архитектором Адольфом Зелигсоном для купца первой гильдии, главы конторы по продаже мануфактурного товара Якова Шлосберга. Зелигсон архитектор не только не русский, но и не российский, он родился в Польше и приехал в Москву 1907 году уже в зрелом возрасте. За десять лет работы (после революции архитектор вернулся на Родину), им построено немало зданий, украсивших город. Зелигсон работал в стиле неоклассицизма, который наряду с модерном, господствовал в те годы в застройке города. Как известно оба эти стиля завезены в Россию из Европы, так что Зелигсон был как раз одним из «переносчиков» моды в архитектуре. Неоклассицизм отличает благородство линий и величавая простота, но в отличие от классицизма 18 века, гармония эта уже иная, более демократичная, стиль ориентирован на градостроительные задачи эпохи бурного развития капитализма и подходил для строительства доходных домов, банков, вокзалов, торговых фирм и других общественных зданий. В зданиях неоклассицизма зачастую присутствуют черты модерна, взаимопроникновение стилей порой настолько велико, что их трудно разделить. В оформлении особняка Зелигсон тоже использовал элементы модерна, а помимо этого и ренессансные мотивы и рококо, но все это каким-то чудесным образом сосуществует в гармонии. Горизонтальная крыша здания окаймлена по периметру балюстрадой, ей вторит имитация балконов под арочными окнами. Богатый орнамент под балюстрадой, львиные и женские маскароны, крылатые львы над входной дверью - все украшающие элементы выделены белым цветом, что еще усиливает их выразительность. Рельефная фактура облицовки тоже очень к лицу этому нарядному и в тоже врямя сдержанному особняку.

Конструктивизм. Особняк Мельникова. Кривоарбатский переулок, 10

Идея выстроить здание, составленное из пяти цилиндров, возникла у архитектора при проектировании одного из шести выстроенных им в Москве клубов. Проект не был утвержден, и тогда Мельников для осуществления этой идеи задумал выстроить на собственные средства дом для своей семьи с жилым и творческим пространством для архитектора - художника. Случилось невероятное - руководство столицы отвело участок площадью 720 кв.м архитектору для строительства собственного дома - единственный раз за всю историю социалистической Москвы. Дом представляет из себя фигуру из двух пересекающихся вертикально поставленных цилиндров разной высоты, но одного диаметра. Передняя часть первого цилиндра срезана стеклянным витражом, на стену заднего цилиндра накинута сетка из 38-ми шестиугольных ромбовидных окон. Поразительна внутренняя планировка, о которой сам Мельников говорил: «Дам премию тому, кто сумеет сосчитать, сколько в доме этажей, а своему брату-архитектору - загадку: откуда взялось такое богатство разнообразия в объемах из одной-единственной формы стандарта, составившего органическое существо Архитектуры нашего дома».

Модерн. Доходный дом Исакова. Пречистенка, 28

Дом построен по проекту Кекушева в 1904-1906 годах. В 1906 году этот шедевр среди доходных домов был продан петербургскому купцу И. П. Исакову, по имени которого теперь и известен. Здание с тихим и светлым двором и непременной детской площадкой с улицы поражает шикарным фасадом. Стена верхнего этажа покрыта тонкой лепной сеткой и играет роль фриза, на которым красуется динамично изогнутый карниз. Богатый вид дому придают и нарядные балконные решетки, и изумительные оконные переплеты. По сторонам слухового окна, которое само по себе является произведением искусства, сохранились две женские фигуры с факелом и книгой - символами просвещения. Парадная лестница делит дом на две части - переднюю и заднюю, которые смещены по высоте на пол-этажа относительно друг друга. Это позволяет использовать для входов в квартиры каждую лестничную площадку и ввести задней половине дополнительный шестой этаж; передняя часть - пятиэтажная. Дом вне всяких сомнений предназначался для весьма состоятельных жильцов - всего две квартиры на каждом этаже. Внутренняя планировка предусматривает деление квартир на парадную зону и отдельно - жилые комнаты, ванная и кухня с выходом на черную лестницу.

Модерн. Особняк Кекушева. Остоженка, 21

Архитектор Кекушев построил свой особняк на маленьком участке, на Остоженке, 21 в 1902 году. Особняк стилизован под средневековый замок с островерхой башенкой. Сейчас здесь посольство Египта

17 век стал для России веком серьезных потрясений и больших перемен. Все это не могло не сказаться на развитии культуры. Менялось отношение к религии, укреплялись связи с Европой, в архитектуре зарождались новые стили. Именно в этот период замечен переход архитектуры от строгих форм средневековья к декоративности, от церковного к светскому. На фасадах зданий появляются резные наличники и каменная резка, разноцветные изразцы.

В начале 17 века продолжается начатое в 16 веке строительство шатровых композиций. Одним из ярких примеров той эпохи является Успенская Дивная церковь на территории Алексеевского монастыря в Угличе.

В более позднем строительстве шатер перестает быть конструктивным элементом и начинает выполнять больше декоративную функцию. Последним храмом шатрового типа является московская церковь Рождения Богородицы в Путинках, относящаяся к середине 17 века. Дело в том, что как раз в этот период церковь во главе с патриархом Никоном признала многие старые церковные догмы ошибочными, и на строительство шатровых соборов и церквей был наложен запрет. Отныне они должны были быть непременно пятиглавыми и с маковками.

Кроме шатровых, в 17 веке строили и бесстолпные кубические соборы и церкви, называемые еще кораблями, а также круглые храмы.


Продолжается популяризация каменной застройки, начатая в 16 веке. В 17 веке такое строительство становится уже не только привилегией царей. Теперь каменные хоромы могли строить себе бояре и купечество. А вот цари, как оказалось, наоборот, предпочитали деревянное зодчество. Несмотря на распространение использования камня, как основного строительного материала, 17 век можно по праву считать веком расцвета русского деревянного зодчества. Шедевром деревянного зодчества и архитектуры 17 века считался царский дворец в Коломенском. В те времена резиденция насчитывала 270 комнат и порядка 3000 окон. К сожалению, в середине 18 века его разобрали из-за ветхости по приказу императрицы Екатерины Второй. В наше время он воссоздан по записям и чертежам, позволяющий судить о красоте и величии архитектуры того времени, но в таком виде он уже не представляет той архитектурной ценности, как если бы это был оригинал.

К концу 17 века в русской соборной архитектуре появился новый стиль, названный нарышкинское или московское барокко. Свое название стиль получил по фамилии основного заказчика. Этому стилю соответствует сочетание белого и красного цветов в росписи фасадов зданий, этажность построек. Примеры строений в этом стиле – церкви и дворцы Сергиева Посада, церковь Покрова в Филях, колокольни, трапезная и надвратные церкви в Новодевичьем монастыре.

Появились первые попытки создания городских планов и упорядочения градостроительства. Как жилые дома купцов и бояр, так и административные здания в 17 веке начинают строить двух- или трехэтажными. При каменном основании, верхний этаж мог быть деревянным, зачастую здание полностью выполнялось из древесины. Нижний этаж таких зданий обычно использовали для хозяйственных нужд.

В середине века, под покровительством патриарха Никона, в Москве начинают воссоздавать святые места Палестины. Проект выливается в постройку Ново-Иерусалимского монастыря на реке Истре. Монастырь дополнился традиционным комплексом деревянных сооружений, Воскресенским собором. Позднее, из-за опалы Никона, строительные работы были остановлены. Работавшие на строительстве мастера-белорусы, привнесли в русскую архитектуру применение керамики и изразцов для отделки фасадов. Впоследствии, монастырскому собору многие старались всячески подражать, старались превзойти его в нарядности.

Сохранилось множество храмовых построек того времени и в других провинциальных городах – в Угличе, Саратове, Великом Устюге, Рязани, Костроме, Суздале и других. Из крупных архитектурных ансамблей, относящихся к 17 веку, можно выделить здание Кремля в Ростове Великом.

До наших времен дошло большое количество и светских построек, позволяющих судить об архитектуре того времени. Это деревянные Кремлевские терема, Крутицкий теремок и дом Голицына в Москве, каменные Поганкины палаты в Пскове, как и многие здания той эпохи, указывающие на высокую степень прихотливости вкусов, царившую в архитектуре 17-го столетия.


Рубеж 17-18 веков - это время новой для России архитектуры, архитектуры барокко. Барокко по-итальянски - причудливый, странный - это характеристика европейской культуры XVII-XVIII веков, центром которой была Франция. Именно эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия "Западной цивилизации". Именно под влиянием идей барокко Пётр I заставил своими реформами Россию отказаться от своей самобытности и идеи "Москва - третий Рим" в пользу приобщения к семье европейских народов.

Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Облику барочных дворцов и храмов присуща особая пышность и прихотливость форм, богато используемый причудливый растительный орнамент, сложность построения архитектурных объемов, обилие мягких изгибов в элементах декора.

Нарышкинский стиль (Нарышкинское или Московское барокко ) является условным названием специфического направления в русской архитектуре конца XVII - начала XVIII вв., начального этапа в развитии архитектуры русского барокко. Своим названием архитектурное течение обязано молодому, прозападно-ориентированному боярскому роду Нарышкиных, в чьих московских и подмосковных имениях были построены церкви с некоторыми элементами нового для России того времени стиля барокко.


Главное значение нарышкинского стиля состоит в том, что именно он стал связующим звеном между архитектурой старой патриархальной Москвы и новым стилем (петровским барокко), возводимого в европейском духе Санкт-Петербурга.

После военных и дипломатических побед Россия вступает в число европейских стран полноправным и сильным государством, и желание быть равными во всем с европейскими партнерами сказывается и в новом устройстве городов.

В архитектуре середина 18 века стала временем сложения стиля русского барокко. Истинный его расцвет связан с именем Франческо Бартоломео Растрелли. Помимо Растрелли в стиле барокко работали архитекторы Д. В. Ухтомский, С. И. Чевакинский В середине 18 века стиль барокко в России имел ярко выраженный национальный характер, сохранив преемственность декоративных приемов русских зодчих 17 - начала 18 века. Это многоколонное убранство на фоне яркой окраски стен (синей, красной, желтой, зеленой).

В Москве сохранилось немало замечательных памятников зодчества середины 18 века, авторство которых не установлено, многие из них были крепостными. Один из них - дом Апраксиных у Покровских ворот.


Во второй половине XVIII столетия на смену пышному и декоративному барокко пришел классицизм. Во второй половине XVIII - первой трети XIX веков русский классицизм поставил русскую архитектуру на ведущее место в развитии мировой архитектуры. В архитектуре, как и в литературе, классицизм проявился прежде всего в ориентации на античную (древнегреческую и древнеримскую) традицию.

Характерные принципы классицизма - единообразие, согласованность, порядок, создание иллюзии гармонии.


Особенностями классицизма являются: четкая планировка, масштабность, стоечно-балочная структура зданий. Строгость форм, наличие портиков и колоннад (классический ордер), сдержанный колорит - таковы характерные черты этого стиля. Утверждение классицизма во многом связано с развитием абсолютизма в России.

Настоящим шедевром архитектуры раннего классицизма считается знаменитый Дом Пашкова, построенный в 1784 - 1786 г. в Москве Василием Ивановичем Баженовым. "Пашков дом" до сих пор считается самым красивым зданием Москвы.

Застройка Москвы домами нового стиля началась с 70-х годов. Ее величественность, разнообразие форм, симметрия планов и фасадов, ритмически построенные анфилады помещений с композиционным центром - залом - главной гостиной. Выделилось два основных типа городских усадеб:

Главный дом вынесен на красную линию улицы, а весь комплекс спрятан внутри;

Главный дом "середь дворов", передний двор отделен оградой, а все хозяйственные постройки - в флигелях.

В последней трети ХVIII века освобожденное от обязательной государственной службы дворянство принялось обстраивать свои подмосковные усадьбы. Загородные усадьбы поражают чувством гармонии, которым проникнута архитектура дворцовых сооружений, регулярных и ландшафтных парков. Жемчужинами среди таких загородных усадеб являются Кусково, Останкино, Архангельское.


В 1812 г. началась Отечественная война. 2 сентября 1812 г. в Москву вступила армия Наполеона. В тот же день начались пожары, продолжавшиеся до 6 сентября. Выгорело две трети города. После ухода из Москвы французов все надо было начинать сначала.

В истории русской и мировой архитектуры возрождение Москвы после событий 1812 г. по размаху и темпам строительства можно сравнить лишь с выдающимся событием XVIII века - созданием новой столицы России, Петербурга. Был составлен новый генеральный план города. Была заново спланирована Театральная площадь с величественным зданием Петровского театра, шла перепланировка Красной площади, обновились Торговые ряды, восстанавливался Московский университет, строился Манеж над заключенной в трубу речкой Неглинной разбивался Кремлёвский сад. Торжественная ордерная архитектура с рядами строгих колонн и посвящённой победам скульптурой - всё это отвечало героическим свершениям народа - победителя, отстоявшего независимость России.


После пожара в Москве строилось одновременно такое большое количество жилых зданий, какого в прошлом никогда не было. В этих условиях встала задача определить стандарты и типы жилых домов, чтобы удешевить и ускорить строительство и достичь стилевого единства художественного облика города.

Строительство Большого театра было одной из самых значительных работ Бове, принесших ему известность и славу. Немногое дошло до нас от Большого (Петровского) театра Михайлова - Бове. Грандиозный пожар 1853г., уничтоживший все интерьеры здания, и перестройка театра А. Кавосом исказили классически строгую архитектуру театра Бове. Но и теперь Большой театр остается одним из значительных и величественных сооружений столицы.


В этот последний этап развития классицизма, получивший не совсем точное название ампир (в подражание стилю империи Наполеона), наряду с ансамблями и грандиозными общественными зданиями создаются прекрасные особняки; они связаны главным образом с именами архитекторов А. Г. Григорьева и О. Бове. Заслугой московских архитекторов явилось соединение классических общеевропейских основ архитектуры с исконно русскими традициями. Небольшие, в основном деревянные дома, оштукатуреннные и имитирующие камень, частично ещё сохранились в переулках современной Москвы.

К середине 19 в. территория России достигли 18 млн. км, а население 74 млн. человек. Количество губерний в начале века - 47, в конце 69.

В этот период возникло и сложилось большое число новых типов зданий, началось внедрение новой техники в строительство, резко изменилось роль города и пути его развития.

К концу периода застройка многих городов больше чем наполовину состояла из зданий, возведенных в середине 19 – начале 20 веков.

Архитектурные направления: эклектика, стилизация, модерн, национальный романтизм, рационалистические течения.

Начальный этап – от классицизма к модерну, завершающий – от модерна к новой архитектуре.


Строительство промышленных и инженерных сооружений, торговых зданий и доходных домов характеризует этот период в целом. Объем мирового промышленного производства вырос более чем в три раза, наибольшие темпы роста наблюдались в десятилетие с 1880 по 1890 годы, когда промышленное производство увеличилось на 68%. В последнюю четверть 19 в. архитектура в наибольшей степени испытывала влияние буржуазии как класса. Последнее десятилетие – интенсивные поиски нового стиля, проявившиеся ярко в европейском модерне. Наряду с модерном в начале 20 в. наблюдались различные варианты т. н. национально-романтических направлений.


Основным градообразующим фактором стала промышленность, что существенно повлияло на планировочную структуру городов и типы зданий. Быстрый рост городов привел к стихийной бессистемной застройке с увеличением ее плотности, повсеместно упала регулирующая роль городских властей. Появились дворы-колодцы, сократились зеленые насаждения, выросли трущобные районы. Это привело к ухудшению санитарно-гигиенического состояния городов. Лишь на рубеже веков начало складываться новое градостроительное законодательство, однако, регулирующая роль государственных и местных властей оставалась минимальной.

В середине 19 века определились два основных типа рабочего жилища – небольшой индивидуальный дом в фабричном поселке и многоквартирный дом в городе.

В 1889 году в Париже – Первый международный конгресс, посвященный дешевому жилищу.


Жилищный вопрос был одним из наиболее острых в строительстве рассматриваемого периода.

Наиболее распространенный тип городского жилого дома 19 века – доходный дом - отразил подход к архитектуре освещаемого периода:

Коммерческий подход к использованию городской территории,

Деление квартир в зависимости от состоятельности жильцов,

К концу 19 века все большее значение приобрели технические и потребительские качества жилья (уровень благоустройства, ориентация, звукоизоляция и т. д.). Началась работа по рационализации и стандартизации массового жилища. К концу рассматриваемого периода архитекторы разработали приемы проектирования и строительства, развитые в последующем, вплотную подошли к созданию современных типов городского жилого дома, которые сложились к 20-30-м годам 20 века.

Промышленное строительство.

Проектирование и строительство промышленных и инженерных сооружений сформировало и укрепило новую профессию инженера-строителя, значительно обгоняя другие виды строительства.

Область строительства разделилась на гражданскую, где правил бал архитектор, и инженерно-промышленную, где господствовал инженер. Обособление этих профессий подготовило формирование «новой архитектуры», выявило два различных критерия – один для архитектурных сооружений, другой для инженерных.

Мосты – инженерные сооружения, приобрели большое значение, явились своеобразной экспериментальной площадкой, где испытывались большепролетные конструкции: фермы, трехшарнирные арки, висячие системы.


Но горожанин, гордясь достижениями промышленной цивилизации, ориентирован был все же на эклектичную архитектуру. Отсюда и резкая критика современниками Эйфелевой башни. Инженерные формы еще не были признаны «законными» архитектурными формами в обычных зданиях.

Для современной архитектуры большее значение сыграли Хрустальный дворец (1851), Галерея машин (1878), Дворец машин (1889), показав какие возможности таятся в металлических конструкциях.


Конструкции перекрытия дебаркадера железнодорожного вокзала были металлическими, а фасад здания вокзала оставался в виде традиционного палаццо. Металлические конструкции, не затронув внешний облик зданий, изменили характер интерьеров. Верхние торговые ряды в Москве (1889-1893).

Инженерия и архитектура, вступив в содружество, в начале 20 века начали органично взаимодействовать. Архитекторы почувствовали необходимость освоения новых конструкций. Принципиальными в этом отношении были проекты и постройки Т. Гарнье, П. Беренса, О. Перре применял железобетонные конструкции в гражданском строительстве. В промышленном строительстве раньше, чем в других областях архитектуры, стали применятся стандартизация и механизация, новые строительные материалы и конструкции, сборные элементы, рациональные приемы планировки. Металл и железобетон, металлический каркас, металлический купол, решетчатые металлоконструкции, сетчатые и подвесные системы и др. Инженеры – Эйфель, Контамен, Реблинг, Шухов и др.


Железобетон оказал огромное влияние на все развитие мировой архитектуры. Два вида ж/б конструкций – безбалочные перекрытия и ж/б оболочки «Новый стиль» в рассматриваемый период был «создан» один – европейский модерн . Модерн отказался от тектонического декора, перейдя к использованию откровенно декоративных элементов.

Модерн показал архитектурно-композиционные возможности новой функциональной организации интерьера здания, выдвинув на первый план требования комфорта. Модерн ввел как художественное средство металл и стекло.

Модерн – первый интернациональный стиль, не имевший архитектурных традиций в конкретной национальной архитектуре. Модерн начал современный этап развития современной архитектуры, выработав международный архитектурный язык. Но и модерн не избежал ошибок, увлеченный формально-эстетическими поисками. С уходом пластического декора ушла и стилистика модерна.

Наступил переходный этап от модерна к «новой архитектуре»:

Новый возврат к классицистическим формам в фасадах. Сторонники этого возврата боролись и с эклектикой, и с модерном, и с теми архитекторами начала 20 в., творчество которых подготовило становление функционализма. (Исходная точка – начало 19 в.)

После упадка модерна – национальный романтизм, замена декора модерна национальным декором. (Исходная точка – модерн)

Архитектура шла от классицизма начала 19 в. к рационализму 20 в. сложным путем поисков, и далее – к функционализму 20-30-х гг. 20 в.

Так или иначе, все новые направления были связаны с модерном, даже если исходили из отрицания его принципов.

Первое направление развивало и углубляло художественные поиски модерна – рисунок линий перенесен в сферу пластики самой стены. Металл, формы природы у А. Гауди, пластические возможности бетона у Мендельсона, динамика формы машины у Сант-Элиа. Ряд архитекторов был близок к экспрессионизму изобразительного искусства.


Вторая линия поисков – отрицание декора вообще. Эстетика пуризма выражена в теоретических и практических работах А. Лооса. Ле Корбюзье, Ауд, Дусбург – близки кубизму, их движение к современным конструкциям от простых геометрических форм.

Третья линия – к простым формам от функции и конструкции. Именно это направление подготовило появление и триумфальное развитее функционализма. Англия.


Инновационный завод в Англии.

На рубеже 19-20 вв. менялась структура населения и как следствие, менялась структура города – строились фабрики и заводы, крупные торговые предприятия, склады, здания технических бюро и акционерных компаний, особняки и квартирные дома для различных слоев населения.

Городское строительство приобретало случайный характер, промышленное строительство было подчинено тенденциям капиталистического развития хозяйства.

Многие отрасли промышленности перестраивались за счет банковских кредитов и притока иностранного капитала. “Образцовые проекты” применялись под названием “нормативные” или типовые при строительстве больниц, школ, тюрем и др.

В строительстве укрепился подрядный способ производства работ.

Развивались специализированные акционерные общества:

По строительству железных дорог (Главное общество российских железных дорог);

По строительству и эксплуатации административных зданий (“Архитектор”) и жилых домов и лавок (Акционерное домовладельческое и строительное общество);

По строительству и производству строительных материалов (“Инженер”).

Управление строительством было нецентрализовано. Ряд министерств и ведомств имели полную самостоятельность в области капитального строительства.

Укреплялся подрядный способ производства работ, развивались специализированные акционерные общества, например “Главное общество российских железных дорог”. “Инженер”- по строительству и производству строительных материалов.

К 1913 году в России действовали 22 русских и 8 иностранных крупных Акционерных обществ и 457 строительных фирм. Это, как правило, комплексные организации, выполняющие все виды работ.

Существовали Три вида подряда:

“Гуртом” - выполнялся одной фирмой;

“Раздробленный” - заключались два договора (на поставку материалов и на производство работ);

“Хозяйственный” - заготовка материалов, монтажного оборудования и наем рабочих строителей осуществлял сам заказчик.

Оборудование поставлялось и монтировалось специалистами машиностроительных фирм с участием эксплутационного персонала.

Появились Первые признаки индустриализации строительного производства:

Передвижные энергетические установки

Механизированные стройдворы

Механизация вертикального транспорта.

В области организации строительства разрабатывались и внедрялись такие приемы, как:

Совмещение строительных процессов;

Сокращение технологических разрывов;

Рациональная организация труда.

Благодаря чему удалось построить театр Корша (МХАТ) за 3 месяца, в 1899-1902 годах создать огромный комплекс Политехнического института в Петербурге.

Оплата труда рабочих осуществлялась по трем видам: Сдельная, повременная, аккордная.

Большая часть работ выполнялась вручную. Так земляные работы выполнялись с помощью лопаты, кирки, лома, носилок, тачек и для перевозки - грабарки (специальные лошадиные повозки).

Механизация строительных работ была на довольно низком уровне, что объясняется наличием дешевой рабочей силы и отсталостью русского машиностроения.

Тем не менее в крупнейших строительных фирмах появились: бетономешалки, башенные поворотные краны, камнедробилки, экскаваторы, буровое оборудование, транспортеры-элеваторы, пневмомолоты.

В 1889 году в Москве введен в эксплуатацию завод подъемных машин по выпуску лебедок, кранов, элеваторов и др.

Для дорожного строительства и морских сооружений появились: скреперы, конные катки, паровые плуги-рыхлители, землечерпалки и паровые землесосы.

Во второй половине 19 века В ответственных сооружениях прочно заняли место металлические конструкции. Начиная с 80-х годов появились железобетонные конструкции. Но Дерево оставалось основным конструкционным материалом. Например, из 13294 мостов России 8211 было из дерева (61,8%).


В конце 19- начале 20 веков в России формировалась промышленность строительных материалов. В 1900 году уже существовало 2228 крупных предприятий и мелких кустарных производств с общей численностью рабочих 100000 человек, в том числе на кирпичных заводах 46%, на деревообрабатывающих 35% (с 1897-1904 построено 43 крупных цементных завода). Начато производство плитки, толя, асфальта, фибролита и др.

С первых дней советской власти встал вопрос о перестройке всей системы строительного производства.

1917 года 2 декабря декретом ВЦИК и СНК создан Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ). В составе его был предусмотрен “Подотдел общеполезных государственных сооружений”.

1918 года 14 мая декретом СНК за подписью В. И.Ленина Создан Комитет государственных сооружений “Комгосоор”, на который возлагалась задача создать в стране государственное строительство, которое бы на рациональном использовании всех достижений науки и техники.


На местах создавались губернские комгосооры при ГУБНСХ: в крупных экономических районах создавались областные управления комгосоора (в т. ч. в Уральско-Волжском районе).

На каждой стройке создавались построечные управления численностью рабочих от 20-30 до 2000 человек. На отдельных стройках общая численность рабочих доходила до 15000 человек.

В период военного коммунизма характерными чертами строительства были: минимальные сроки, широкое привлечение местных строительных материалов, принудительное привлечение рабочей силы, примитивные средства механизации.

Стройки делились на три вида: военные, ударные и прочие.

После Гражданской войны и период восстановления народного хозяйства кап. строительство перестраивалось на основе новых социалистических принципов:

Государственное руководство (было создано 135 подрядных построечных управлений только в 1919 году);

Введено планирование выделения денежных средств;

Созданы государственные органы управления;

Установление государственного контроля.


В первые же месяцы советской власти ационализированы все крупные стройки.

По мере роста объемов СМР Создаются подрядные строительные тресты: “Госпромстрой”, “Строитель”, “Мосстрой” и др. В этих организациях были проведены первые мероприятия по совершенствованию организации строительства, технологии и механизации работ. ГОсударственные организации в 1917-1920 годах выполняли 10% СМР, остальное велось хозяйственным способом.

1920, декабрь - 8 Всероссийский съезд Советов принял Ленинский план ГОЭРЛО. Этим планом намечалось за 10-15 лет не только восстановить промышленность, но и увеличить производство продукции в 2 раза.

Аннотация

А.И.Москаленко

Многоквартирные жилые дома как вид массовой застройки городов появились в последней четверти 19-го века.При строительстве зданий применялись более простые конструктивные решения по сравнению с теми, которые приняты в настоящее время. Их сменили здания, построенные в стиле конструктивизма. Они были в основном трех - пятиэтажные, кирпичные. Дома рассчитывались на большое количество проживающих и состояли из большого количества отдельных секций, часто прямоугольной (или близкой к ней) формы в плане. В этих зданиях впервые появились конструктивные новшества в виде ядер жесткости (лестничные клетки), жесткой несущей и ограждающей оболочки (наружные несущие стены), стоечно-балочной системы, вертикальных коммуникационных коридоров, облегченных перегородок.

Ключевые слова: строительство, конструктивные системы, стены, перекрытия, перегородки,метод

Многоквартирные жилые дома как вид массовой застройки городов появились в последней четверти 19-го века. В основном это были «доходные дома», т. е. многоквартирные многоэтажные дома, квартиры в которых сдавались «в наем». Здания строились в основном высотой в 2÷3 этажа (иногда 4, редко 5 этажей). Размеры квартир в этих домах были различные, в основном от 4 до 8 жилых комнат, с кухней и санитарными службами. В первых домах ванных комнат не было, как обязательная часть квартир они появились в самом конце 19-го ÷ начале 20-го веков.Отопление в этих домах было печное, в кухнях были кухонные (варочные) плиты. Часто кухни вместе с санитарными службами и комнатами для прислуги выносились в отдельные строительные объемы, пристроенные к основному жилому объему здания. Иногда рядом с кухнями устраивались «черные лестницы» (рис. 1). Освещение производилось керосиновыми лампами, электрическое освещение появилось в начале 20-го века. То есть, системы инженерного обеспечения зданий сводились к водопроводу и канализации.

Рис. 1. План 2-3 этажей доходного дома

Сети водоснабжения и канализации выполнялись с высоким качеством и высокой степенью надежности (городской водопровод в г. Ростове-на-Дону, построенный в самом начале 20-го века, работал до середины 60-х годов 20-го века). Утечки из этих систем были весьма незначительны (по водопроводу эта цифра составляла 1-2%).

Все вышеупомянутое позволяло при строительстве зданий применять более простые конструктивные решения по сравнению с теми, которые приняты в настоящее время:

Здания строились на ленточных фундаментах.

Наружные несущие стены образовывали сплошной замкнутый контур сложного в плане очертания; внутренние несущие стены были непрямолинейны в плане и часто были незамкнуты.

В качестве внутренних несущих стен применялись деревянные перегородки из вертикально поставленных толстых досок.

В конце 19-го века в 2-3 этажных домах устраивались деревянные лестницы, лестничные площадки также были деревянными; стены лестничных клеток частично выполнялись из дощатых перегородок (нарушались требования эвакуации). Обязательное требование к устройству каменных лестниц и выгораживанию лестниц кирпичными (несгораемыми) стенами появилось в первые годы 20-го века.

Во время Октябрьской революции 1917 г. и последующей гражданской войны сословие людей, живших в доходных домах, почти полностью исчезло (были ликвидированы или уехали из страны). Общество в значительной степени перемешалось. Часть сельского населения перебралось в города. Часть городского населения была направлена «в деревню», для пролетаризации сельского хозяйства (движение 25- и 30- тысячников). Население городов резко увеличилось. Потребовалось много нового жилья.

Эта проблема решалась двумя способами: использованием существующих зданий и строительством новых жилых домов.

В соответствии с декретами «О социализации земли» (от 19.02.1918г.) и «Об отмене права частной собственности на недвижимость в городах» (от 20.08.1918г.) началась муниципализация жилищ, изменявшая социальную структуру городского расселения в соответствии с уравнительным принципом «военного коммунизма» («отобрать и разделить»). В крупные буржуазные жилища вселялись по несколько семей из рабочих казарм, бараков, подвалов и других мест проживания. К 1924 г. в Москве было переселено около 500 тыс. человек, в Петрограде около 300 тыс. человек.

В этих условиях складывались новые формы общежития. В бывших доходных домах создавались бытовыекомунны с общественными кухнями и столовыми, прачечными, детскими садами, красными уголками. В Москве в 1921 г. было 865 бытовыхкомунн. В Харькове в 1922 г. было 242 бытовыекомунны.

При этом изменилась идеология общества. Идеология ставила себя выше объективных обстоятельств. Вера в возможность их подчинения превращала идеологию в основу существования абсолютно всего, в том числе и архитектуры. Стратегия определяла не только новое устройство общественных механизмов, но и нового человека, сознание которого не зависело от прошлого и его традиций. Очередность целей начиналось с разрушения старого мира; затем предполагалось строительство нового мира как бы «с чистого листа».

Требования индустриализации строительства повлекло за собой расширение существующей стандартизации, появление и внедрение новых стандартов, типизацию сооружений. Велась планомерная разработка стандартов жилища. Стандарт предполагал четкую модель жизненной ситуации. Ее однозначность закреплялась наборами встроенных предметов.

В условиях жестких экономических ограничений программный практицизм конструктивистов и используемые ими аскетичные формы получили поддержку в общественном мнении (хотя простота подчас была не метафорой «духа эпохи», а следствием реальной бедности). Функциональный метод жестко ограничен ситуацией. С первых послереволюционных лет возник социальный заказ, порожденный стихийным возникновением бытовых комунн. Как правило, они были неустойчивы, и распадались вместе с уходом экстремальных ситуаций времен гражданской войны. Но программой РКП(б) (март 1918 г.) образование системы комунн было провозглашено частью стратегического плана построения общества.

Здания, построенные в стиле конструктивизма, были в основном трех - пятиэтажные, кирпичные. Дома рассчитывались на большое количество проживающих и состояли из большого количества отдельных секций, часто прямоугольной (или близкой к ней) формы в плане. Планировка каждой секции коридорная, квартиры коммунальные; кухни, санузлы и ванные общие на несколько квартир. Мокрые помещения и кухни устраивались возле стен лестничных клеток, в местах примыкания к торцовым стенам. Лестничные клетки чаще всего располагались в здании в торцах секций, перпендикулярно к продольным стенам, причем промежуточные площадки примыкают к наружным стенам, а этажные площадки обращены к внутренней стороне здания.

Рис 2. Трехэтажное здание с прямоугольными прогонами и с перекрытиями по деревянным балкам

Конструктивная система - здания с несущими продольными стенами. В здании имелось три продольные несущие стены: две наружные и одна внутренняя. Наружные стены сплошные, с оконными проемами (балконов в квартирах не было). Устойчивость здания в продольном направлении обеспечивалась наружными продольными несущими стенами, в поперечном направлении - наружными торцовыми стенами и стенами лестничных клеток. Подвалы под всем зданием.То есть, в этих зданиях впервые появились конструктивные новшества в виде ядер жесткости (лестничные клетки), жесткой несущей и ограждающей оболочки (наружные несущие стены), стоечно-балочной системы, вертикальных коммуникационных коридоров, облегченных перегородок.

Стены наружного контура из сплошной кирпичной кладки толщиной в два кирпича (510 мм), оштукатурены изнутри. Межэтажные участки (от верха оконных проемов нижнего этажа до низа оконных проемов верхнего этажа) выполнялись из более дешевого силикатного кирпича, межоконные простенки клались из более прочного красного кирпича. Внутренняя несущая стена выполнялась толщиной в полтора кирпича (380 мм) и представляла собой ряд кирпичных столбов (красного кирпича) из сплошной кирпичной кладки, соединенных между собой в уровне перекрытий главными балками. Размеры столбов в плане от 1.5*4.0 кирпича (380*1030 мм) до 1.5*4.0 кирпича (380*1290 мм). Расстояние между столбами (в чистоте) было от 1.55 до 3.1 м (рис. 2).

Перекрытия выполнялись деревянными. Главные балки (прогоны) выполнялись деревянными и заделывались в кладку столбов на глубину одного кирпича (250 мм). Концы балок обертывались (с боковых поверхностей, но не с торца) войлоком, смоченным в глиняном растворе и толем, а по торцам оставлялся воздушный зазор глубиной 30 мм и торцы не изолировались. После установки балок гнезда в кладке заделывались цементно-песчаным (цементно-известковым) раствором. Иногда главные балки были круглого сечения, а чаще обтесанные на два канта (сверху и снизу). По главным балкам устраивались межэтажные перекрытия (по второстепенным балкам).

Под «мокрыми» помещениями (санузлы и ванные) устраивались монолитные железобетонные перекрытия по стальным балкам, заделанным в кирпичную кладку стен. Перекрытия выполнялись из тяжелого бетона марки 70 или 90, армированного вязаной сеткой из круглой арматуры «катанки» (Ст 3) ячейкой от 100*100 до 150*150 мм. Перекрытия выполнялись без засыпки (сверху) и штукатурки потолка (снизу). Часто снизу по бетону выполнялась затирка и побелка потолка; полы по бетону выполнялись из цементно-песчаного раствора с железнением поверхности.

Перегородки выполнялись шлакозасыпными по деревянному каркасу. Стойки каркаса из бруса сечением 90*50 мм (иногда 100*40 мм) шагом 700÷900 мм ставились враспор между балками (прогонами) перекрытий. Каркас обшивался с обеих сторон обрезными (иногда необрезными) досками толщиной 16 мм. Все это обшивалось дранкой с обеих сторон и оштукатуривалось известковым раствором.

Отсюда следует, что основы планировочных и конструктивных решений, а также конструктивные схемы зданий, которые строились в конце 20-го века и строятся в настоящее время, оформились в первой половине 20-го века.

Литература

1. А.В.Иконников «Архитектура ХХ века. Утопии и реальность» том I. М.: Прогресс-Традиция, 2001, - 656 с. 1055 ил.

2. Л.А. Серк «Курс архитектуры. Гражданские и промышленные здания» том I. Конструктивные схемы и элементы гражданского строительства. М.: ГОССТРОЙИЗДАТ, 1938, - 440 с. 409 ил.

3. А.И. Тилинский «Руководство для проектирования и постройки зданий» СПБ.: Издание А.С. Суворина, 1911, - 422 с. 597 ил. 239 черт.

Эпоха высокоразвитого промышленного капитализма вызвала существенные изменения в архитектуре, прежде всего в архитектуре города. Возникают новые типы архитектурных сооружений: фабрики и заводы, вокзалы, магазины, банки, с появлением кинематографа – кинотеатры. Переворот произвели новые строительные материалы: железобетон и металлические конструкции, которые позволили перекрывать гигантские пространства, делать огромные витрины, создавать причудливый узор из переплетов.

В последнем десятилетии XIX столетия архитекторам стало ясно, что в использовании исторических стилей прошлого архитектура зашла в некий тупик, нужна была уже, по словам исследователей, не «переаранжировка» исторических стилей, а творческое осмысление того нового, что накапливалось в среде стремительно растущего капиталистического города. Последние годы XIX – начало XX в.– это время господства в России модерна, сформировавшегося на Западе прежде всего в бельгийской, южногерманской и австрийской архитектуре, явления в общем космополитического (хотя и здесь русский модерн имеет отличие от западноевропейского, ибо представляет собой смесь с историческими стилями неоренессанса, необарокко, неорококо и пр.).

Ярким примером модерна в России было творчество Ф.О. Шехтеля (1859-–1926). Доходные дома, особняки, здания торговых фирм и вокзалы – во всех жанрах оставил Шехтель свой почерк. Ему действенна асимметричность постройки, органическое наращиваете объемов, разный характер фасадов, использование балконов, крылец, эркеров, сандриков над окнами, введение в архитектурный декор стилизованного изображения лилий или ирисов, применение окнах витражей с таким же мотивом орнамента, разной фактуры материалов в оформлении интерьеров. Причудливый рисунок, построенный на извивах линий, распространяется на все части здания: излюбленный модерном мозаичный фриз, или пояс поливных керамических плиток в блеклых декадентских тонах, переплеты витражных окон, узор ограды, балконные решетки; на композицию лестницы, даже на мебель и т. д. Во всем господствуют капризные криволинейные очертания. В модерне можно проследить определенную эволюцию, две стадии развития: первая – декоративистская, с особым увлечением орнаментом, декоративной скульптурой и живописностью (керамика, мозаика, витраж), вторая – более конструктивная, рационалистическая.

Модерн прекрасно представлен в Москве. В этот период здесь строятся вокзалы, гостиницы, банки, особняки богатой буржуазии, доходные дома. Особняк Рябушинского у Никитских ворот в Москве (1900–1902, арх.Ф.О. Шехтель) –типичный образец русского модерна.

Обращение к традициям древнерусской архитектуры, но через приемы модерна, не копируя натуралистически детали средневекового русского зодчества, что было характерно для «русского стиля» середины XIX в., а свободно варьируя его, стремясь передать сам дух Древней Руси, породило так называемый неорусский стиль началаXX в. (иногда называемый неоромантизмом). Отличие его от собственно модерна прежде всего в маскировке, а не в выявлении, что характерно для модерна, внутренней конструкции здания и утилитарного назначения за причудливо-сложной орнаментацией (Шехтель – Ярославский вокзал в Москве, 1903–1904; А.В. Щусев –Казанский вокзал в Москве, 1913–1926; В.М. Васнецов – старое здание Третьяковской галереи, 1900–1905). И Васнецов, и Щусев, каждый по-своему (а второй под очень большим влиянием первого), прониклись красотой древнерусского зодчества, особенно новгородского, псковского и раннемосковского, оценили его национальное своеобразие и творчески интерпретировали его формы.

Модерн получил развитие не только в Москве, но и в Петербурге, где он развивался под несомненным влиянием скандинавского, так называемого «северного модерна»: П.Ю. Сюзор в 1902–1904 гг. строит здание компании Зингер на Невском проспекте (теперь Дом книги). Земная сфера на крыше здания должна была символизировать международный характер деятельности фирмы. В облицовке фасада использованы ценные породы камня (гранит, лабрадор), бронза, мозаика. Но на петербургский модерн оказали влияние традиции монументального петербургского классицизма. Это послужило толчком для появления еще одной ветви модерна – неоклассицизма XX в. В особняке А.А. Половцова на Каменном острове в Петербурге (1911–1913) архитектора И.А. Фомина (1872–1936) в полной мере сказались черты этого стиля: в ионическом ордере решен фасад (центральный объем и боковые крылья), а интерьеры особняка в уменьшенном и более скромном виде как бы повторяют анфиладу зал Таврического дворца, но огромные окна полуротонды зимнего сада, стилизованный рисунок архитектурных деталей четко определяют время начала века. Произведения чисто петербургской архитектурной школы начала века –доходные дома –в начале Каменноостровского (№ 1–3) проспекта, графа М.П. Толстого на Фонтанке (№ 10–12), здания б. Азово-Донского банка на Большой Морской и гостиницы «Астория» принадлежат архитектору Ф.И. Лидвалю (1870–1945), одному из наиболее видных мастеров петербургского модерна.

В русле неоклассицизма работал В.А. Щуко (1878–1939). В доходных домах на Каменноостровском (№ 63 и 65) в Петербурге он творчески переработал мотивы раннеитальянского и высокого Возрождения палладианского типа.

Стилизацией итальянского ренессансного палаццо, конкретнее – венецианского Дворца дожей, является здание банка на углу Невского и Малой Морской в Петербурге (1911–1912, арх. М.М. Перетяткович), особняк Г.А. Тарасова на Спиридоновке в Москве, 1909–1910, арх. И.В. Жолтовский (1867–1959); образ флорентийских палаццо и архитектура Палладио вдохновляли А.Е. Белогруда (1875–1933), а в одном из его домов на Архиерейской площади в Петербурге интерпретируются мотивы архитектуры раннего средневековья.

Модерн явился одним из самых значительных стилей, завершающих XIX столетие и открывающих следующее. В нем были использованы все современные достижения архитектуры. Модерн – это не только определенная конструктивная система. Со времени господства классицизма модерн, возможно, самый последовательный стиль по своему целостному подходу, ансамблевому решению интерьера. Модерн как стиль захватил искусство мебели, утвари, тканей, ковров, витражей, керамики, стекла, мозаики, он узнается везде своими тянутыми контурами и линиями, своей особой колористической гаммой блеклых, пастельных тонов, излюбленным рисунком лилий и ирисов, на всем лежащим привкусом декаданса «fin de siecle».

Русская скульптура рубежа XIX–XX вв. и первых предреволюционных лет представлена несколькими крупными именами. Это прежде всего П.П. (Паоло) Трубецкой (1866–1938), детство и юность которого прошли в Италии, но лучший период творчества связан с жизнью в России. Его ранние русские работы (портрет Левитана, изображение Толстого верхом на лошади, оба – 1899, бронза) дают полное представление об импрессионистическом методе Трубецкого: форма как бы вся пронизана светом и воздухом, динамична, рассчитана на осмотр со всех точек зрения и с разных сторон создает многогранную характеристику образа. Самой замечательной работой П. Трубецкого в России был бронзовый памятник Александру III, установленный в 1909 г. в Петербурге, на Знаменской площади (теперь во дворе Мраморного дворца). Здесь Трубецкой оставляет свою импрессионистическую манеру. Исследователями неоднократно замечено, что образ императора у Трубецкого решен как бы в контрасте с фальконетовским, и рядом с «Медным всадником» это почти сатирический образ самодержавия. Нам представляется, что этот контраст имеет другой смысл; не Россию, «поднятую на дыбы», как корабль спущенную в европейские воды, а Россию покоя, устойчивости и силы символизирует этот тяжело сидящий на грузном коне всадник.

Импрессионизм в своеобразном, очень индивидуальном творческом преломлении нашел выражение и в работах Анны Семеновны Голубкиной (1864–1927), после Московского училища учившейся в Париже и пользовавшейся советами Родена. Несомненно, под влиянием Родена сделаны скульптуры «Идущий» (1903, ГРМ), «Сидящий» (гипс, 1912, ГРМ). В образах Голубкиной, особенно женских, много высокой нравственной чистоты, глубокого демократизма. Это чаще всего изображения простых бедных людей: изнуренных трудом женщин или болезненных «детей подземелья».

Самое интересное в творчестве Голубкиной – ее портреты, всегда драматически напряженные, что в целом свойственно творчеству этого мастера, и необыкновенно разнообразные, достаточно назвать портрет В.Ф. Эрна (дерево, 1913, ГТГ) или бюст Андрея Белого (гипс, 1907, ГТГ), по меткому определению исследователей, как бы подхваченного вихрем снежной метели –образа, столь любимого символистами.

В творчестве Трубецкого и Голубкиной при всей их разности есть общее: черты, роднящие их не только с импрессионизмом, но и с ритмикой текучих линий и форм модерна.

Импрессионизм, захвативший скульптуру начала века, мало затронул творчество Сергея Тимофеевича Коненкова (1874–1971). Образами микеланджеловских рабов вдохновляется Коненков, исполняя в 1902 г. «Самсона, разрывающего узы». Скульптор впоследствии объяснял, что замыслил «Самсона» для того, чтобы выразить образ предреволюционного времени.

Мраморная «Нике» (1906, ГТГ) с явно портретными (причем славянскими) чертами круглого лица с ямочками на щеках предвещает работы, которые исполнил Коненков после поездки в Грецию в 1912 г. Образы греческой языческой мифологии переплетаются с мифологией славянской. Коненков начинает работать в дереве, черпает многое из русского фольклора, русской сказки. Отсюда его «Стрибог» (дерево, 1910, ГТГ), «Великосил» (дерево, частн., собр.), образы нищих и стариков («Старичок-полевичок», 1910).

В возрождении деревянной скульптуры огромная заслуга Коненкова. Любовь к русскому эпосу, к русской сказке совпала по времени с «открытием» древнерусской иконописи, древнерусской деревянной скульптуры, с интересом к древнерусской архитектуре. В отличие от Голубкиной у Коненкова отсутствует драматизм, душевный надлом. Его образы полны народного оптимизма.

В портрете Коненков одним из первых в начале веке ставит проблему цвета. Подцвечивание камня или дерева у него всегда очень деликатно, с учетом особенностей материала и особенностей пластического решения.

Из монументальных работ начала века надо отметить памятник Н.В. Гоголю Н.А. Андреева (1873–1932), открытый в Москве в 1909 г. Это Гоголь последних лет жизни, неизлечимо больной. Необычайно выразительны его грустный профиль с острым («гоголевским») носом, худая, кутающаяся в шинель фигура; лапидарным языком скульптуры Андреев передал трагедию великой творческой личности. В барельефном фризе на пьедестале в многофигурных композициях совсем в ином ключе, с юмором или даже сатирично, изображены бессмертные гоголевские герои.

Учеником Трубецкого в Московском училище был Александр Терентьевич Матвеев (1878–1960). Он преодолел импрессионистское влияние своего учителя и в ранних работах – в обнаженной натуре (основной теме тех лет), в образах юношей и мальчиков следует традициям греческой классики, увиденной и понятой глазами русского художника начала XX в. («Спящий мальчик», 1907; «Сидящий мальчик», 1909; «Юноша», 1911, все –мрамор, ГРМ; скульптуры паркового ансамбля в Крыму).

Строгая архитектоника, лаконизм устойчивых обобщенных форм, состояние просветленности, покоя, гармонии отличают Матвеева, прямо противопоставляя его творчество скульптурному импрессионизму.

Как верно замечено исследователями, работы мастера рассчитаны на длительное, вдумчивое восприятие, они требуют внутренней настроенности, «тишины» и тогда открываются наиболее полно и глубоко. В них есть музыкальность пластических форм, огромный художественный вкус и поэтичность. Все эти качества присущи надгробию В.Э. Борисова-Мусатова в Тарусе (1910, гранит). В фигуре уснувшего мальчика трудно увидеть грань между сном и небытием, и это исполнено в лучших традициях мемориальной пластики XVIII в. Козловского и Мартоса, с ее мудрым спокойным приятием смерти, что в свою очередь ведет нас еще далее, к архаическим античным стелам со сценами «погребального угощения». Это надгробие – вершина в творчестве Матвеева дореволюционного периода, которому предстояло еще плодотворно трудиться и стать одним из известных советских скульпторов. В предоктябрьскую пору в русской скульптуре появляется ряд талантливых молодых мастеров (С.Д. Меркуров, В.И. Мухина, И.Д. Шадр и др.), которые в 1910-е годы только начинали свою творческую деятельность. Они работали в разных направлениях, но сохраняли реалистические традиции, которые принесли уже в новое искусство, сыграв важную роль в его формировании и развитии.


1. Вилла Савой, Франция

Прошло 50 лет после смерти Ле Корбюзье, но этот дом 1929 года остается одним из самых знаковых французских зданий XX века. Архитектор считал, что дом - «это машина для жизни», и его работа воплощает все его пять принципов. Элементы дизайна наподобие больших открытых пространств, плоской крыши, простых линий и панорамных горизонтальных окон, которые визуально главенствуют над окружающим пространством, тогда были использованы впервые. Сегодня это, возможно, обычное дело, но сам дом остается все таким же необычным, как и почти сто лет назад.

Дом находится в Пуасси, примерно в 40 минутах от Парижа на машине. Дотуда можно добраться на RER и автобусе. Запланируйте поездку на www.villa-savoye.monuments-nationaux.fr


2. Дом Имса, США

Дом Чарльза и Рэя Имсов 1949 года абсолютно калифорнийский - то есть недооцененный, расположенный на лугу, окруженный эвкалиптами, открытый солнцу и морю, - и весьма символичный в плане демократичности дизайна. Новые методы постройки увеличили пространство благодаря готовым материалам. В доме также используется принцип «природа как амортизатор». Комнаты используются для разных целей - и для работы, и для жизни. Частично богемный дом, частично - лаборатория для экспериментов в эстетике и функциональности, здание вдохновляет своей структурой и позволяет заглянуть в ежедневную жизнь Имсов во всех цветах.

Обычно посещения дома ограничены, но можно заранее назначить экскурсию на двоих ценой в US$275. Вы сможете попасть во все комнаты.


3. Дом Аалто, Финляндия

Этот дом на побережье, в пригороде Хельсинки Мунккиниеми, был семейным домом самых известных финских архитекторов Алвара и Айно Аалто с 1936 года. Дом очень простой, незахламленный, но очень теплый. К тому же именно он в итоге послужил прототипом всех последующих работа Алвара, которые сочетали в себе функциональность с гуманизмом и экологической сознательностью. Экспериментальное мышление пары и их рациональность выражены в гардеробной, шкафчике из фарфора и общих инновациях в сфере пространства. В отличие от работ ранних модернистов, в этом доме чувствуется его принадлежность Финляндии - благодаря декоративным элементам и украшениям.

Студио Аалто, студия этого архитектора 1955 года, находится не так далеко. Туда можно купить билеты, и дважды в день летом там водят экскурсии. См. www.alvaraalto.fi


4. Вилла Тугендгат, Чехия

Вилла работы Мис ван дер Роэ, построенная в 1930 году в пригороде Брно - это хвалебная песнь свету и пространству. В здании нет поддерживающих стен, он построен с помощью абсолютно новой технологии с использованием железных рам. Революционна не только структура здания, но и отсутствие украшений внутри здания. Вместо этого на всех функциональных поверхностях использованы дорогие и очень красивые природные материалы. Например, стена в гостиной сделана из африканского оникса. Мебель, созданная специально для дома совместно с Лилли Райх, сделана из стали, редких пород дерева и кожи. Известный стул «Брно» запущен в массовое производство и производится до сих пор.

Бронируйте экскурсию заранее на www.tugendhat.eu . Если вы не успели, то можно попробовать и без экскурсии.


5. Вилла Некки Кампильо, Италия

Эта вилла 1932 года, шедевр рационалиста Пьеро Порталуппи, скрытая за высокими магнолиями и стенами, была построена для людей, которые не хотели знать о том, что весь мир трещит по швам, и считали, что будущее по-прежнему принадлежит им - для дочерей богатого миланского промышленника. В интерьере смешаны необычные, футуристические идеи - например, в огромной гостиной есть окно во всю стену, похожее на террариум, - а также решения для ежедневной жизни (бассейн с подогревом, гараж на четыре машины с подъемниками и т. д.). Гардеробы наполнены вечерними платьями и шубами, чемоданы всегда готовы к поездке. Стены украшает собрание картин XX века, среди которых есть работы Моранди и ди Чирико.


9. Дом Кунио Маэкавы, Япония

Дом пионера-модерниста Кунио Маэкавы - прекрасный пример диалога японской эстетики и философии европейского модернизма. Дом построен в 1942 году. Его маленькие размеры, ограниченная простота и мудрое использование внутренних колонн явно появились благодаря тому, что архитектор провел много времени в студии Ле Корбюзье (он работал на вилле Савой) и тому, что во время войны выбор материалов был невелик. Тем не менее, дом все-таки явно принадлежит гению Маэкавы, который умел создать яркое, но очень личное внутренней пространство. Оригинальная мебель была создана архитектором специально для этого дома, а восстановленные частные вещи также теперь находятся в доме. Они также представляют собой смесь линий модернизма и японских ремесленных традиций.

Дом является частью удивительного архитектурного музея под открытым небом Эдо-Токио - прекрасного места для всех, кому интересна японская архитектура с XVII века по послевоенный период.