Иоанн каподистрия биография. Иоанн каподистрия - грек на службе россии - наводы. Каподистрия и Пушкин

Thomas Gray Карьера: Писатель
Рождение: Великобритания, 26.12.1716
Томас Грей - один из ранних предшественников романтизма в английской поэзии. Получил образование в колледже в Итоне и в Кембриджском Университете. Путешествовал по Франции и Италии. По возвращеннии в Англию выдержал экзамен на ученую степень по юридическим наукам и остался при университете, где в 1768 году получил звание профессора новой истории. Поэтическая деятельность Г. началась в 1747 году, опубликованием "Оды, написанной при виде Итонского колледжа", за которой последовали "Пиндарические оды" (1750 - 1757), из этих последних выделяются оды "Прогресс поэзии" и "Бард". В 1751 году была напечатана "Эллегия, написанная на сельском кладбище", наиболее значительное лирическое произведение Г., положившее начало "кладбищенской поэзии". Затем Г. обратился к изучению древней исландской и ирландской поэзии.

Предромантизм прежде всего заявляет о себе как раз в английской литературе 18 в. Здесь в стране, уже пережившей в 18 в промышленную революцию и во второй половине 18 в вступившей в новую полосу социальной ломки, связанной с аграрным и промышленным переворотом, прежде чем в других государствах Европы, обнаружились противоречия буржуазного общества, поставивишие под колебание позиции Просвещения. Устои просветительского оптимизма рассматривались жизнью. Чувство неуверенности и смятения перед подспудными, ещё не познанными силами природы подрывало доверие к универсальному Разуму просветителей и заставляло обращаться к прошлому, чтобы сопоставить с ним настоящее. Английская предромантическая литература 60 - 90 хх гг 18 в неоднородна по своим социальным и идейным предпосылкам. Многообразно протекает в эту пору и пересмотр просветительской эстетики. Возрождается заинтересованность к давнехонько забытым Спенсеру и Чоссеру; у Шекспира и Мильтона выделяются как самое значительное их фантастические, грандиозные или меланхолические образы. Берк отстаивает в противоположность просветительской триаде Истины, Добра и Красоты эстетическую ценность Возвышенного: ужасные, таинственные, отталкивающие картины могут поражать вообржение, более того если в них нет Истины, Добра и Красоты. Если для Шефтсебери понятия "рыцарство" и "средневековье" звучат как синонимы варварства и неразумия, то Херд объявлят рыцарское средневековье драгоценным источником вдохновения для поэтов. Возрос заинтересованность к народному творчеству. Это подало предлог к подражаниям, подделкам и мистификациям, к примеру "Песни Оссиана" Макферсона. Вместоположение античной мифологии, упорядоченной и гармонизированной классицистами, М. ввел читателей в туманный и загадочный мир героических преданий Севера. Таинственность, смутность очертаний, меланхолическая резиньяция, составляющие основные настроения этих поэм, сближали их отчасти с сетиментальной поэзией Юнга, Грэя и т.п.

В "Эллегии, написанной на сельском кладбище", которой Грэй обязан своей общеевропейской известностью, нет места смятенным порывам отчаяния и скорби, которые придают трагическую окраску в частности поэме Юнга "Ночные думы". Иначе настроен сам автор, по иному представляются ему и мир. Эллегия освещена не зловещим ночным мраком, а последними отблесками заката, на смену которым неприметно приходят тихие полумраки.

Эллегия начинается описанием спускающегося на землю ночного сумрака.

В туманном сумраке окрестность исчезает:

Повсюду спокойствие, всюду безжизненный сон;

Now fades the glimm"ring landscape on the sight,

And all the air a solemn stillness holds:

Поэт бродит по ночному кладбищу, всматривается в надписи на могилах.

Здесь праотцы села в гробах уединенных

Навеки затворясь, сном непробудным спят:

Each in his narrow cell for ever laid,

The rude forefathers of the hamlet sleep:

Спокойны и тихи раздумья поэта. Среди могил стихотворец слышит звуки, напоминающие о жизни: шаги усталого пахаря, мычание коров, возвращающихся с пастбища, и позвякивание их колокольчиков. Смерть в этом месте предстает как естественное завершение жизни, не обрывающее уз любви и дружбы (умершие по-прежнему живут в памяти односельчан).

Поэт задумывается над судьбами тех, кто нашел непреходящий спокойствие на этом

заброшенном деревенском погосте.

Быть может, пылью этот покрыт Гемпден надменный,

Защитник сограждан, тиранства храбрый враг;

Иль кровию граждан Кромвель необагренный,

Или Мильтон немой, без славы тайный в прах.

Some village Hampden, that with dauntless breast

The little tyrant of his fields withstood,

Some mute inglorious Milton here may rest,

Some Cromwell guiltless of his country"s blood.

Примирительная нотка, звучащая в этом месте, шибко характерна для Грэя. Он не

сетует на несправедливость общества, в котором угасли способности людей, призванных, быть может, на великие дела. Если они и не смогли показать себя в добре, по крайней мере они избежали и зла; судьбина провела их через существование тихой тропинкой, "вдалеке от шумной толпы".

В Эллегии, написанной на сельском кладбище тенденции кладбищенской лирики, размышления о бренности всего земного сочетаются с прославлением крестьянского труда и патриархально-идиллической крестьянской жизни. Говоря об умерших поселянах, Г. прославляет в восторженных и патетических нотах скромный, незаметный работа, совершенно понимая его важность.

Как зачастую их серпа златую ниву жали,

И плуг их побеждал упорные поля!

Как нередко их секир дубравы трепетали,

И затем их лица кропилася почва!

Oft did the harvest to their sickle yield;

Their furrow oft the stubborn glebe has broke;

How jocund did they drive their teams afield!

How bow"d the woods beneath their sturdy stroke!

Однако эллегия дальше утрачивает свой демократический толк, превращаясь в прославление патриархальной крестьянской забитости и тупости. Безрадостная существование, протекающая в условиях нужды, невежества и лишений, объявляется Г. идеалом человеческого существования. Он говорит о поселянах

Скрываясь от мирских погибельных смятений,

Без страха и надежд, в долине жизни этот,

Не зная горести, не зная наслаждений,

Они беспечно шли тропинкою своей.

Far from he madding crow"d ignoble strife,

Their sober wishes never learn"d to stray;

Along the cool sequester"d vale of life

They kept the noiseless tenor of their way.

Общим фоном эллегии остаются меланхолические рассуждения о смерти, в равной мере неизбежной для нищих и королей. Именно с этой точки зрения бытие бедняка пользуется предпочтением поэта. Эта бытие так непривлекательна, что не вызывает в миг смерти особых сожалений.

Г. предпочитает мирную существование в сельском уединении пустой, хоть и блестящей жизни света. Он выбирает сельскую идиллию, которая позволяет миновать злободневный дорога без волнений и тревог, в тихих радостях единения с природой.

И тут постепенно спят под сенью гробовою -

И скромный монумент в приюте сосн густых,

С непышной надписью и резьбою простою,

Прохожего зовет перевести дух над прахом их.

Yet ev"n these bones from insult to protect,

Some frail memorial still erected nigh,

With uncouth rhymes and shapeless sculpture deck"d,

Implores the passing tribute of a sigh.

Одна картина природы сменяется прочий. Все они по-разному воспринимаются героем. И каждая оставляет свой след. Красота природы проецируется на его чувства, вызывая симпатии к людям, возвышенные мысли о величии окружающего, тяготение слиться с природой. Так в эллегии создается гармония между человеком и Вселенной. Она возникает в результате его отказа от бесплодной погони за призрачным счастьем и внешне привлекательными миражами.

Мерное течение рифмованного стиха, которым написана Эллегия, плавные переходы от одного описания к другому, обилие типично сентименталистских сравнений создают смирный тон, наводящий на раздумья о себе и своем времени.

В Эллегии создан лирический образ поэта; Г. запечатлен в нем свойственные сентименталистам представления о поэтической натуре. Поэт изображается как мужчина, "чувствительный душою и кроткий сердцем", любящий уединение на лоне природы.

Прискорбный, сумрачный, с главою наклоненной,

Он зачастую уходил в дубраву слезы лить,

Как странник, родины, друзей, всего лишенный,

Которому ничем души не усладить.

Him have we seen the greenwood side along,

While o"er the heath we hied, our labour done,

Now drooping, woeful-wan, like one forlorn,

Or craz"d with care, or cross"d in hopeless love

"Эллегия" - единственный из классических памятников поэзии английского

сентиментализма - пережила близкое время. К ней не раз обращались

поэты-романтики.

Сентиментализм как ориентация возник в Англии в 50 - 60е гг 18 в и

распространился следом по Франции. Он получил наименование от слова sentiment - "чувство", наименование, которое установилось ко времени выхода в свет "Сентиментальных путешествий " Стерна (1768) и обозначало в первую очередность культ чувства, специфический для сентименталистов. Социлаьные предпосылки и самый-самый нрав сентименализма отличались здоровый сложностью. С одной стороны углубление социальных пртиворечий в Англии вызвало у сентименталистов обострение социальной критики не только по адресу дворянства, но и по адресу самой буржуазии. Представители интеллегенции с горечью подмечали пауперизаию крестьянства, замену одних способов эксплуатации другими.

Однако эта критика буржуазных отношений носит у сентименталитов противоречивый нрав. Писатели - сентименталисты 18-19 вв отказываются разобраться, что капитализм является неизбежным историческим

этапом. Они писали в эпоху промышленного переворота, тот, что падает в

основном на 60-90 гг 18 в. Изобретение и внедрение машин, увеличение фабрик и

городов, быстрое превращение Англии из страны с маленькими городами и значительным земледельческим населением в индустриальную капиталистическую страну - вся эта "промышленная революция" привела сентименталистов в страх. Они не понимали ее неизбежности, не хотели лицезреть ее прогрессивных сторон, и, справедливо критикуя жестокость буржуазных отношений, вздыхали об "Эдеме патриархальной тупости".Противоречивость мировоззрения сентименталистов сказывалось и в их отношении к человеческому разуму и его возможностям. Буржуазное среда воспринималось ими как среда, основанное на принципах разума. Однако оно оказалось во власти вопиющих противоречий: мировое сообщество снова обрекалось на неслыханные страдания. Все эти наблюдения приводили многих писателей конца 18 в к разочарованиям в возможностях разума, в дальнейшей судьбе человечества. Пессимизм, влечение противопоставить прежнему культу разума культ чувства, поиски какого-то иррационального выхода становятся типичными для английских писателей-сентименталистов. Философской основой сентиментализма является субъективный идеализм

Беркли и Юнга. Беркли в своем "Трактате о принципах человеческого познания"(1710), отрицая самое наличие материи, доказывал, что все предметы внешнего мира представляют собой только "комбинации ощущений", что дядя знает только свои собственные ощущения. Т.о. используя сенсуализм Локка, его учение об ощущениях, как о единственном источнике наших знаний о мире, Беркли развивает его в идеалистическом направлении. Ощущения, которые соответственно материалистической теории, дают нам верную картину внешнего мира, оказываются у Беркли чем-то самодавлеющим. Субъективный сенсуализм Беркли был в дальнейшем подхвачен немецкими философами конца 18 в - Фихте и Шеллингом, а в Англии - Юнгом. Вслед за Б. он рассматривает реальность только как совокупность идей и впечатлений: по его мнению, все педставления человека о мире могут быть ошибочными, а различные законы реальности (в частности, причины и следствия) на самом деле не существуют, а только по привычке навязываются ей человеком. Все размышления Юнга пронизаны тем же отрицанием материальности мира, что и у Б. Английские сентименталисты по своим взглядам во многом близки Б. и Ю. Для них характерны разочарование в возможностях человеческого разума, сомнения в познаваемости мира, субъективизм.

В английской сентименталистской поэзии соединяются искренний заинтересованность к жизни и труду народа и консервативная идеализация патриархального

крестьянского быта. Особенностью сентиментализма являются свойственные ему в некоторй степени пессимистические и религиозные теденции.Сюда же мы отнесем ориентация "кладбищеской поэзии", которое свидетельствует о тех настроениях безысходностии тоски, которое охватывает мелкобуржуазные слои населения в Англии 18 в. Герои "кладбищенских" эллегий и поэм блуждают средь могил, спускаются в склепы, рассматривают кости и черепа, рассуждают о смысле жизни, о смерти, которая уравнивает нищих и королей. Самая задача равенства, к которой любят обращаться идеологи буржуазии в своей борьбе с дворянством, приобретает у английских сентименталистов церковный нюанс. Это только равенство в смерти, равенство перед Богом (практическая схватка с дворянством их уже не интересует).

Томас Икинс Thomas Eakins

Американский художник, фотограф, педагог, основоположник американской реалистической живописи.

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Томас Грей
Thomas Gray
267x400px
английский поэт
Имя при рождении:
Род деятельности:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:
Гражданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Infocards на строке 164: attempt to perform arithmetic on local "unixDateOfDeath" (a nil value).

Место смерти:
Отец:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Мать:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруг:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруга:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дети:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды и премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Автограф:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Разное:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке

В 1734 году Грей переехал в Кембридж , где и началась его литературная деятельность.

Томас Грей писал и произведения в стиле классицизма , однако сегодня они малоизвестны, в отличие от его сентименталистских стихов. Одно из самых известных его произведений - «Элегия на сельском кладбище („Elegy Written in a Country Churchyard“) » (1750), дважды переведенная на русский язык В. А. Жуковским (второй из этих переводов принёс Жуковскому первую известность), один из известнейших текстов кладбищенской поэзии . Другое известное произведение - ода «Бард („The Bard“)», также оказавшая влияние на Жуковского («Певец во стане русских воинов»). Томас Грей также известен обращениями к кельтской и скандинавской поэзии («Роковые сёстры», «Нисхождение Одина») и историко-литературным трудом «История английской поэзии».

В 1971 году к 255-летию со дня рождения и к 200-летию со дня смерти поэта королевская почта Великобритании выпустила почтовую марку достоинством в 5 пенсов.

Напишите отзыв о статье "Грей, Томас"

Литература

  • Венгерова З. А. Грей, Томас // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

  • (англ.)

Отрывок, характеризующий Грей, Томас

Так, с печальным грузом тяжелейших потерь, Магдалина и её маленькая дочурка Веста, охраняемые шестью Храмовиками, наконец-то решились пуститься в далёкое и нелёгкое путешествие – в дивную страну Окситанию, пока что знакомую только лишь одной Магдалине...
Дальше – был корабль... Была длинная, тяжкая дорога... Несмотря на своё глубокое горе, Магдалина, во время всего нескончаемо-длинного путешествия была с Рыцарями неизменно приветливой, собранной и спокойной. Храмовики тянулись к ней, видя её светлую, печальную улыбку, и обожали её за покой, который испытывали, находясь с рядом с ней... А она с радостью отдавала им своё сердце, зная, какая жестокая боль жгла их уставшие души, и как сильно казнила их происшедшая с Радомиром и Иоанном беда...
Когда они наконец-то достигли желанной Долины Магов, все без исключения мечтали только лишь об одном – отдохнуть от бед и боли, насколько для каждого это было возможно.
Слишком много было утрачено дорогого...
Слишком высокой была цена.
Сама же Магдалина, покинувшая Долину Магов, будучи малой десятилетней девочкой, теперь c трепетом заново «узнавала» свою гордую и любимую Окситанию, в которой всё – каждый цветок, каждый камень, каждое дерево, казались ей родными!.. Истосковавшись по прошлому, она жадно вдыхала бушующий «доброй магией» окситанский воздух и не могла поверить, что вот она наконец-то пришла Домой...
Это была её родная земля. Её будущий Светлый Мир, построить который она обещала Радомиру. И это к ней принесла она теперь своё горе и скорбь, будто потерянное дитя, ищущее у Матери защиты, сочувствия и покоя...
Магдалина знала – чтобы исполнить наказ Радомира, она должна была чувствовать себя уверенной, собранной и сильной. Но пока она лишь жила, замкнувшись в своей глубочайшей скорби, и была до сумасшествия одинокой...
Без Радомира её жизнь стала пустой, никчемной и горькой... Он обитал теперь где-то далеко, в незнакомом и дивном Мире, куда не могла дотянуться её душа... А ей так безумно по-человечески, по-женски его не хватало!.. И никто, к сожалению, не мог ей ничем в этом помочь.
Тут мы снова её увидели...
На высоком, сплошь заросшем полевыми цветами обрыве, прижав колени к груди, одиноко сидела Магдалина... Она, как уже стало привычным, провожала закат – ещё один очередной день, прожитый без Радомира... Она знала – таких дней будет ещё очень и очень много. И знала, ей придётся к этому привыкнуть. Несмотря на всю горечь и пустоту, Магдалина хорошо понимала – впереди её ждала долгая, непростая жизнь, и прожить её придётся ей одной... Без Радомира. Что представить пока что ей никак не удавалось, ибо он жил везде – в каждой её клеточке, в её снах и бодрствовании, в каждом предмете, которого он когда-то касался. Казалось, всё окружающее пространство было пропитано присутствием Радомира... И даже если бы она пожелала, от этого не было никакого спасения.

ГРЕЙ, ТОМАС (Gray, Thomas) (1716–1771), английский поэт и филолог, автор Элегии, написанной на сельском кладбище , возможно, самого знаменитого стихотворения на английском языке. Родился 26 декабря 1716 в Лондоне, в семье нотариуса и биржевого брокера. В 1725 Грей иждивением матери был послан в Итонский колледж. В 1734 его приняли в Кембриджский университет.

При увлеченности литературой и историей изучение математики и философии оказалось для Грея столь тягостным, что он отказался от мысли получить ученую степень. В 1739 он отправился в большое путешествие по Европе вместе с Х.Уолполом. К концу поездки друзья рассорились, и в 1741 Грей вернулся в Англию.

Некоторое время он жил с матерью и двумя ее сестрами в Стоук-Поджесе (графство Бекингемшир). Здесь он написал свои первые значительные стихотворения – Оду виду издали на колледж в Итоне (Ode on a Distant Prospect of Eton College ), Гимн невзгодам (Hymn to Adversity ), Оду весне (Ode to Spring ), здесь же он мог начать свое величайшее творение – Элегию, написанную на сельском кладбище (Elegy Written in a Country Churchyard ).

В октябре 1742 Грей возвратился в Питерхаус-колледж и год спустя был удостоен степени бакалавра гражданского права. Еще до отъезда за границу он вступил в юридическую корпорацию «Мидл Темпл», но адвокатская практика в Лондоне его не привлекала. Спокойная жизнь при колледже более отвечала его склонностям, и Кембридж стал ему домом до конца его дней. Университет как поле деятельности значил для Грея очень мало, и на протяжении долгих лет он обходился без какого бы то ни было академического статуса; его устраивало уже то, что у него был досуг и никто не мешал его затворничеству.

В 1750 Грей послал рукопись Элегии Уолполу, с которым в 1745 помирился. Стихотворение было опубликовано в 1751 и сразу же завоевало широкого читателя: в 1751 вышло пять изданий, в последующие 20 лет – еще восемь. Это развернутое, в 32 песнях размышление о человеческой участи.

В 1757 были опубликованы т.н. пиндарические оды Грея – Шествие поэзии (The Progress of Poesy ) и Бард (The Bard ). В первой изображается торжественное продвижение поэзии из Греции в Италию, из Италии в Англию – к Шекспиру, Мильтону, Драйдену и самому Грею; вторая ода – плод изучения старинной валлийской поэзии. В конце 1757, по смерти К.Сиббера, Грею было предложено звание поэта-лауреата, но он отказался; в 1768 занял должность профессора новой истории Кембриджского университета. О его заинтересованности средневековой словесностью свидетельствуют переводы из древнеисландской и валлийской поэзии, в частности Нисхождение Одина (The Descent of Odin ) и Торжества Оуэна (The Triumphs of Owen ).

Грей всю жизнь оставался холостяком, и в числе его близких друзей была лишь одна женщина, Генриетта Джейн Спид, которую он всегда навещал, когда приезжал в Лондон. В 1769 он познакомился с гостившим в Англии молодым швейцарцем Ш.В.де Бонстеттаном. Знакомство перешло в доверительную дружбу, и талантливый юноша до возвращения в Швейцарию три месяца квартировал в Кембридже. По возвращении из Лондона Грей заболел и скоропостижно скончался в своей университетской квартире 30 июля 1771.

Грей слывет самым образованным из английских поэтов после Мильтона, его стиль отличается академичностью, традиционализмом и тщательностью отделки. Увлечение Средневековьем и тонкое восприятие пейзажей Альп и Озерного края позволяют видеть в нем предтечу поэтов-романтиков 19 в. Грея помнят и как одного из лучших в Англии мастеров эпистолярного жанра. Сохранилось более 500 его писем, запечатлевших картину жизни в Кембридже в 18 в.

Имя выдающегося политика Иоанна Каподистии вновь прозвучало в начале декабря 2015 года: в интернет-изданиях была опубликована новость о том, что российский Госфильмофонд совместно с греческими кинематографистами планирует съёмки исторического фильма об Иоанне Каподистрии. Его судьба оказалась ярче и насыщеннее событиями, чем любой захватывающий роман. Сценарий фильма уже готов, и сейчас идёт поиск средств на реализацию проекта. На главную роль пригласили актёра Евгения Герасимова.

На российской государственной службе, в том числе дипломатической, находились в общей сложности около 150 дипломатов греческого происхождения в ранге посла или посланника. Наиболее яркий и известный пример - Иоанн Каподистрия. За достойную службу на благо Российской империи Каподистрия был награждён орденом апостола Андрея Первозванного, высшей российской наградой до 1917 года.

Граф Иоанн Каподистрия (1776-1831). Национальный исторический музей, Афины .

Иоанн Каподистрия родился 31 января 1776 года в аристократической греческой семье на острове Корфу. Окончив курс философии и медицины в Падуанском университете, он поступил на дипломатическую службу на родине. В годы борьбы Греции за свободу и войны с Турцией участвовал в создании "Республики семи островов" на Ионических островах, которая находилась под покровительством России. По Тильзитскому миру (1807) русское управление островами перешло к французам. Для дальнейшей карьеры Каподистрия перешёл на русскую службу и был причислен к коллегии иностранных дел (1809). Через два года он был определён секретарем русского посольства в Вене, затем вёл дипломатическую переписку П.В.Чичагова - государственного и военного деятеля. На него же было возложено поручение выработать проект устройства Бессарабии, только что присоединённой к России. В 1813 году Каподистрия сопровождал императора Александра I в качестве начальника канцелярии, а затем был послан в Швейцарию с поручением привлечь её к союзу против Наполеона. Отправляя дипломата в Швейцарию, Александр I давал ему такие рекомендации: "Каподистрия человек весьма достойный по своей честности, мягкости обращения, по своим познаниям и либеральным взглядам. Он родом из Корфу, следовательно, республиканец, и выбор мой остановился на нём именно потому, что мне известны принципы, которыми он руководствуется".


Каподистрия участвовал в подписании договора на Венском конгрессе в 1815 году, где выступал в пользу Швейцарии, участвовал в разработке швейцарской Конституции, а также способствовал тому, чтобы кантон Во был признан полноценным участником Швейцарской Конфедерации. В благодарность, в 1816 году муниципалитет Лозанны предложил дать "Его Превосходительству, господину Жану, графу Капо д"Истрия (так по-французски писалось имя дипломата), почётное гражданство, как слабое свидетельство признательности, которую мы все ему выражаем".
Кроме императора Александра I участниками Венского конгресса были: Максимилиан I - король Баварии; Франц I - император Австрии; Людовик XVII - король Франции; Фридрих Вильгельм III - король Пруссии; Георг IV - принц-регент Англии. Удачное исполнение поручения, а также блестящие таланты, обнаруженные Каподистрия на Венском конгрессе, обеспечили ему быстрое продвижение по службе. В 1815 году ему было пожаловано звание статс-секретаря, а с 1816 года он был управляющим Коллегией иностранных дел при министре иностранных дел К.В. Нессельроде (1816-1856). Таким образом, было как бы два министра иностранных дел, взгляды которых на задачи русской иностранной политики значительно расходились. Император служил посредником между ними, гораздо более склоняясь на сторону Нессельроде.


Томас Лоуренс. Карл Нессельроде, 1818. Коллекция Виндзорского королевского дворца, Лондон

Важна роль Каподистрии в судьбе молодого Пушкина, который служил под его началом в Коллегии иностранных дел. Благодаря ходатайству и заступничеству Каподистрии перед царем Александром грозившая Пушкину ссылка в Сибирь была заменена переводом по службе в Бессарабию. Каподистрия послал Пушкина в Кишинёв, то есть в самый центр греческого революционного движения, где комиссия из посланных Каподистрией правоведов под наблюдением генерала и масона И.Н. Инзова создавала кодекс бессарабских законов. Впоследствии эти законы стали при правителе Каподистрии законами независимой Греции. Пушкину был дорог этот человек, и он несколько раз рисовал его на полях своих рукописей.


Иоанн Каподистрия. Рисунок Пушкина на черновике рукописи "Руслан и Людмила"

Рисунки Александра Сергеевича Пушкина приоткрывают ещё одну страницу биографии графа Каподистрии. Так, три его портрета расположены рядом с портретом Роксандры Стурдза-Эдлинг (1786-1844). Любимая фрейлина императрицы Елизаветы Алексеевны - Роксандра Стурдза, была давнишней знакомой поэта.
С Иоанном Каподистрия Роксандра Стурдза познакомилась в доме адмирала Павла Васильевича Чичагова. В лице Роксандры Каподистрия нашёл горячую сторонницу дела освобождения греков. Она оказалась прекрасной собеседницей: блестящее образование, полученное на дому, проницательный ум позволяли ей поддерживать разговоры практически на любые темы - от философско-религиозных до политических. С Роксандрой часто и подолгу беседовал император Александр I, посещая свою супругу.
Считается, что Каподистрия был женихом Роксандры, но его смутило внимание к ней императора Александра I. При одном из свиданий Каподистрия вручил Роксандре перстень с изображением бабочки, сгорающей на огне. Она поняла это как намёк на перемену их отношений, как отказ от предложения, и взамен прежней любви обещала Каподистрия дружбу. "Граф Каподистрия, - писала Роксандра Эдлинг, - принадлежал к числу людей, знакомство с которыми составляет эпоху в жизни… Его прекрасная наружность отмечена печатью гения...".


Роксандра Скарлатовна Эдлинг-Стурдза, литография из собрания князя А. Гагарина

В 1822 году, из-за разногласий с Александром I по внешнеполитическим вопросам, Каподистрия покинул Россию, вновь уехав в Швейцарию. Живя за границей, он охотно помогал приезжавшим русским, о чем с восторгом писал Батюшков своей тетке в Россию. В Швейцарии Каподистрия занимался изучением истории и много писал русским друзьям, ученым и литераторам.
Всю энергию на дипломатической службе Каподистрия отдавал на благо Российской империи, но душа его всегда принадлежала Греции. Он сочувствовал начавшейся в марте 1821 года революции в Греции, но дважды отверг предложение тайного общества греческих повстанцев "Филики Этерия" стать во главе страны, долго оставаясь зрителем борьбы и поддерживая повстанцев деньгами и заступничеством при европейских дворах.

11 апреля 1827 года народным собранием в Трезене граф И. Каподистрия был избран на 7 лет правителем Греции. Должность эта была аналогична президентской. Новый президент переждал Наваринскую битву (морское сражение между соединённой эскадрой России, Англии и Франции, с одной стороны, и турецко-египетским флотом - с другой), обеспечившую свободу Греции, и лишь 18 января 1828 года прибыл во вверенную ему страну. Когда между державами начались переговоры о выборе короля для Греции, Каподистрия в официальных и частных письмах настаивал на том, чтобы было учтено мнение народа, которое выражалось в подобных случаях устами членов народных собраний, подобранных президентом. Республиканец хотел получить греческую корону, так как понимал, что местные повстанцы и их жестокие вожди, закалённые в партизанской войне с турками и междуусобицах, будут ценить только сильную монархическую власть. Не без влияния со стороны Каподистрия, принц Леопольд Саксен-Кобургский (впоследствии король бельгийский) отказался от предложенной ему короны.


Нафплион времён Иоанниса Каподистрии

Его политика была прорусской, за это первый президент независимой Греции Иоанн Каподистрия и был убит в ловко подстроенной свалке у церкви святого Спиридона сыновьями Петробея Мавромихали, политическими противниками из протурецкого лагеря, за которыми стояли англичане. Дело о его убийстве и ныне одно из самых секретных в английских государственных архивах. Гибель Иоанна Каподистрии вызвала широкий общественный резонанс и нашла отражение в живописи.


Дионисий Tsokos. Убийство Иоанна Каподистрия, 1850. Холст, масло. Триест

Константин Мавромихали был на месте забит народом, а Георгий успел укрыться в доме французской миссии, но был выдан и казнён. За убийство Каподистрии народное собрание наложило анафему на весь род Мавромихали.


Дионисий Tsokos. Убийство Иоанна Каподистрия, 1850. Холст, масло. музее Бенаки

Граф Каподистрия был похоронен вначале в первой столице независимой Греции - Нафплионе. Однако через шесть месяцев его брат Августин, согласно завещанию Иоанна, перевёз тело правителя на Корфу и похоронил на окраине столицы острова в монастыре Платитера. Памятники Каподистрии установлены в Афинах, Нафплионе, Санкт-Петербурге, Лозанне, Эгине, а также на острове Корфу. Его именем назван аэропорт в Керкире, наконец, на монете достоинством в 20 евроцентов отчеканен его портрет.

Памятник графу Иоаннису Каподистрии в Нафплионе был создан в 1932 году, скульптор Михаил Томброса. Площадь, на которой установлен памятник, также носит имя Каподистрии.

Памятник Иоанну Каподистрии, первому президенту Греческой республики и статс-секретарю по иностранным делам императора Александра I (скульптор В.М.Клыков, архитектор М.А.Рейнберг) был открыт в Санкт-Петербурге в мае 2003 года.

22 сентября 2009 года памятник Иоанну Каподистрии был установлен в одном из красивейших мест Лозанны, на набережной Уши. Автором скульптуры стал российский скульптор Владимир Суворцев.

Существует мнение, что если бы не убийство Каподистрии, то его дальновидная и смелая политика могла очень сильно повлиять на дальнейшее развитие мира. Каподистрия во многом опередил своё время, он мыслил категориями единой Европы, отводя в ней достойное место России. Он отстаивал необходимость приверженности правовым основам в международных отношениях, выступал против одностороннего вмешательства во внутренние дела других государств. Стремясь обеспечить стабильность, И.Каподистрия предложил идею создания организации, которая предвосхищала Организацию Объёдиненных Наций. Можно утверждать, что он являлся одним из идеологов мирного устройства европейского континента.

Каподистрия, граф Иоанн Антонович

Министр иностранных дел, род. в Корфу в 1776 г., убит в Навилии, 27 сентября 1831 г. Он принадлежал к старинному и уважаемому дворянскому семейству. Окончив курс в Падуанском университете, он вернулся в Корфу и принял деятельное участие в управлении Ионическими островами; в 1803 г. он был назначен статс-секретарем республики по иностранным делам, а в 1806 г. поверенным в делах при Петербургском Дворе, но к посту своему ему не довелось отправиться: в это время началась война с Турциею и он остался на родине, чего желал и русский посланник в Корфу, граф Мочениго, который находил себе в графе Каподистрии деятельного и способного сотрудника. Передача, по Тильзитскому миру, русского протектората над Ионическими островами французам, горестно поразила гр. Каподистрию, смотревшего на русское покровительство как на верный залог блестящего будущего для своей родины. Отклонив предложение занявших острова французов вступить к ним на службу, гр. Каподистрия предпочел воспользоваться приглашением гр. Румянцева и в январе 1809 г., приехал в Петербург, где ему дали чин статского советника и причислили к Коллегии иностранных дел. Два года его держали в полном бездействии; но в 1811 г. он был определен сверхштатным секретарем нашей миссии в Вене и скоро обратил на себя внимание различными мемуарами по восточным делам. К этому времени относится основание им гетерии "филомуз", игравшей такую видную роль в возрождении Греции. Но эта деятельность не удовлетворяла гр. Каподистрию и он с радостью принял приглашение Чичагова, командовавшего дунайскою армиею и нуждавшегося в людях опытных и знающих Восток, поступить к нему на службу. По прибытии гр. Каподистрии в главную квартиру, ему была поручена политическая переписка с Веной, Константинополем, Сербией и диванами Молдавии и Валахии; между прочим ему же было поручено выработать проект устройства Бессарабской области, только что присоединенной тогда к России и получавшей совершенно особое управление. Когда произошло соединение дунайской с большою армиею, граф Каподистрия управлял дипломатическою канцеляриею Барклая-де-Толли и сопровождал армию в походе 1813 г. Первою самостоятельною его мисcиею было возложенное на него императором Александром поручение, после битвы под Лейпцигом, склонить Швейцарию отделиться от Наполеона и обеспечить союзным армиям свободный проход по альпийским ущельям, что и было с успехом им выполнено. Возвратясь после того в Швейцарию, уже в качестве чрезвычайного нашего посланника и полномочного министра, гр. Каподистрия оставался там недолго: вскоре он был вызван для участия в трудах венского конгресса, причем не раз имел случай выказать в полном блеске свои замечательные государственные способности; ему удалось оказать тогда важную услугу и своей родине, добившись включения в акты конгресса признания независимости Ионических островов. Благодаря также ему не удалась интрига, замышленная Меттернихом и направленная к тому, чтобы узаконить европейское вмешательство в отношения России к Турции путем занесения в заключительный акт конгресса гарантий целости султанских владений. Во время второго похода, предпринятого императором Александром после возвращения Наполеона во Францию, Каподистрия сопровождал Императора, нося вместе с кн. Разумовским и гр. Нессельродом звание полномочного министра. 30 августа 1815 г. он был пожалован в звание статс-секретаря по иностранным делам; по возвращении в Петербург он и вступил, с января 1816 г. в заведование иностранными делами России, насколько они касались Востока и отношений России к славянам; отношения к другим государствам остались в ведении гр. Нессельроде. По вторичном изгнании Наполеона после "Ста дней", в Париже начались мирные переговоры. Гр. Каподистрия участвовал в них в качестве нашего второго уполномоченного и оказал существенные услуги французскому правительству; такой же политики держался он на Аахенском конгрессе, так как он постоянно был горячим приверженцем русско-французского единения. Он отдавал себе ясный отчет в том, как мало выгоды извлекала Россия из Священного союза. На конгрессе в Троппау он имел даже гражданское мужество противиться прямому вмешательству России в дело неаполитанской революции, как совершенно чуждое России; это обстоятельство впоследствии было истолковано его врагами как доказательство сочувствия его к карбонариям и послужило одною из причин его отставки. Александр I ценил его заслуги: чин тайного советника, ордена Александра Невского и Владимира 1-й ст. были тому доказательствами; кроме того, Каподистрия пользовался и особым личным доверием Императора. Ревностно служа своему второму отечеству, гр. Каподистрия никогда не забывал своего происхождения и считал, что он обязан работать на пользу независимости Греции; однако, он хотел, чтобы такой результат был достигнут лишь законными средствами, а потому дважды - в 1817 и 1820 годах - отказался от предложения стать во главе гетерии, намеревавшейся силою освободить греков; за то пред Императором он был неустанным ходатаем за своих порабощенных соотчичей, доказывая, что лишь одна Россия призвана избавить греков от ига; он разоблачил коварную политику Австрии, стремившейся вырвать Балканский полуостров из-под влияния России. Этим он навлек на себя непримиримую ненависть Меттерниха, который, воспользовавшись вторжением в Дунайские княжества Ипсиланти, выставил гр. Каподистрию его единомышленником и сообщником и вообще человеком, зараженным либеральными идеями, и добился его опалы и удаления в 1822 г. в бессрочный отпуск. Гр. Каподистрия поселился в Женеве и прожил там вплоть до своего избрания, 11 апреля 1827 г., президентом Греции. Уволенный в отставку 1 июля 1827 г., гр. Каподистрия, желая сохранить в новом своем положении полную независимость, отказался от предложенной ему императором Николаем пенсии в 60 тысяч франков в год. Посетив сначала разные европейские дворы, новый президент прибыл в Эгину 12 января 1828 г. - Греция была в самом жалком положении и раздиралась междоусобицами; казна была пуста, подати не поступали вовсе, земледелие и торговля были заброшены, страна, пройденная турками огнем и мечом, представляла из себя скорее пустыню. Чтобы прекратить внутренние раздоры, гр. Каподистрия начал с составления министерства из представителей различных партий, затем создал Панэллинион - совет представителей различных частей Греции; главною его заботою было устроить сельское население и дать воспитание подрастающему поколению: он предоставил крестьянам средства, чтобы обстроиться и начать обработку земли, устроил образцовую ферму, восстановил разрушенные церкви, улучшил быт духовенства. Искусными мерами в какие-нибудь 6 месяцев искоренил он в стране разбойничество, а в окрестных морях - пиратство. Благодаря русским победам и Адрианопольскому миру независимость Греции была признана державами и султаном. Прочно укрепив свою власть и очистив страну от турок, гр. Каподистрия продолжал устраивать вновь образованное государство. Он организовал армию, флот, судебную часть, открывал повсюду школы, отстраивал вновь города, лежавшие в развалинах, возводил обширные постройки для различных правительственных учреждений, чеканил монету, основал национальный банк. Задача гр. Каподистрии была тем труднее, что, организуя все отрасли государственного хозяйства, он располагал самыми малыми денежными средствами и должен был бороться не только с партиями недовольных внутри Греции и с отдельными честолюбцами, но и с враждебным настроением к нему Англии и Франции, всячески задерживавших обещанные субсидий, без которых, в особенности в начале, при разорении страны, нельзя было обойтись. Обе державы эти не доверяли бывшему русскому министру и подозревали его, совершенно неосновательно, в намерении принести греков в жертву России, тогда как в действительности для гр. Каподистрии на первом плане стояла государственная польза Греции, требовавшая поддержания добрых отношений с народом, искони сочувствовавшим грекам. Враждебность обеих западных держав ярко выразилась во время бунта островов Специи, Гидры и Псары, когда они явно поддерживали мятежников. - Убедившись, наконец, что открытою силою невозможно сломить президента, политические противники гр. Каподистрии решили отделаться от него путем убийства; 27 сентября 1831 г. он и был убит в Навилии Георгием и Константином Мавромихали. Шесть месяцев спустя прах его был перевезен в Корфу, где и покоится рядом с могилою его отца, в монастыре Платитеры. - В своей деятельности как русский министр гр. И. Каподистрия обнаружил блестящие дарования ума и качества прекрасной души. Он вполне искренно предан был интересам своего нового отечества и в царствование императора Александра был верен великим заветам политики, Екатерины II; он постоянно твердо и внимательно отстаивал реальные русские интересы, не увлекаясь мечтаниями, осуществление которых на деле было бы полезно для России только в том случае, если бы все ее союзники так же были бы преданы общему делу, как предан был ему Император Александр I; но этого не было и потому нельзя не жалеть, что советам и планам гр. И. Каподистрии мало следовали. Но особенно ярко проявил гр. Каподистрия свои замечательные дарования в своей деятельности как президент греческой республики. Светлый и гибкий ум и обширные познания соединялись в нем с характером идеально-бескорыстным, с истинною приверженностью к православию и крайнею простотою нравов. Кипучая деятельность его не знала устали; не оставляя без внимания вопросов даже второстепенных, отдав все свое состояние отчизне, он служил своему делу самоотверженно, влагая в него всю свою душу, свое сердце,. которое билось лишь для всего благородного, всего прекрасного.